Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances ). Практическое воплощение этой системы получила мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.

Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.

Содержание и значение принципа разделения властей

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства .

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд , но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

Принцип разделения властей в законодательстве разных стран

Германия

Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что система государственных органов власти делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения и решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

  • Законодательная власть. Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель - ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.
  • Федеральный президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель, сроком на пять лет. Избрание вновь на следующих выборах допускается только один раз. Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Исполнительные функции президента. Федеральный президент издает предписания и распоряжения, для действенности которых необходима их контрассигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром. Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников и офицеров. Федеральные министры назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Федерального канцлера.
  • Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством , во главе сфедеральным канцлером , который избирается без прений Бундестагом по предложению Федерального президента. Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет за них ответственность. При расхождении мнений федеральных министров решает Федеральное правительство. В случае недоверия, выраженного бундестагом канцлеру, президент назначает канцлера, избранного бундестагом. Канцлер может ходатайствовать о доверии. Если доверие не одобрено большинством членов Бундестага, то в течение 21 дня президент может распустить Бундестаг по предложению канцлера. Если избран новый канцлер, право роспуска утрачивается. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр земли или бургомистр города-земли (в Гамбурге и Бремене). Федеральной и земельными администрациями руководят министры , которые стоят во главе административных органов.
  • Судебная власть. Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции . Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ , Федеральный административный суд в Лейпциге , Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене . Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

Индия

Российская Федерация

Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве

Схема власти в Российской Федерации

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ , Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации , суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвертой ветвью власти - "президентской". Но это противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.

Действительно, у Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.

Согласно третьей точке зрения Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

Обязанности президента - назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами - являются функциями исполнительной власти.

В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти . Правительство "осуществляет исполнительную власть в РФ". "Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства."

По закону "О Правительстве" правительство - высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Государственные органы исполнительной власти, функции которых определены в конституции

Кроме президента, в конституции указаны и другие органы исполнительной власти, функции которых не перечислены среди функций правительства:

  • Администрация Президента РФ - обеспечивает деятельность Президента РФ;
  • Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах - представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;
  • Органы прокуратуры РФ - генеральный прокурор назначается Советом Федерации - осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением действующих законов;
  • Центральный банк РФ - председатель Центрального банка назначается Государственной Думой - основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти - защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • Центральная избирательная комиссия РФ - проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
  • Счётная палата РФ - половина состава и председатель назначается Государственной Думой, половина - Советом Федерации, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
  • другие федеральные органы.

Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Франция

  • Президент Республики. Избирается всеобщим голосованием сроком на пять лет. Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров. Президент ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их. Исполнительные функции. Председательствует на заседаниях правительства. Президент назначает премьер-министра, прекращает исполнение его функций по заявлению последнего об отставке правительства. По представлению премьер-министра президент назначает других членов правительства и прекращает их полномочия. Может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Назначает на гражданские и военные государственные должности. Президент является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.
  • Исполнительная власть. Правительство определяет и проводит политику нации. Оно ответственно перед парламентом на условиях и в соответствии с процедурами. Премьер-министр руководит деятельностью правительства. В исключительных случаях он может по специальному поручению замещать президента в качестве председателя на заседаниях совета министров с определенной повесткой дня.
  • Законодательная власть принадлежит Парламенту , включающему в себя две палаты - Сенат и Национальное собрание . Парламент собирается на внеочередную сессию по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания по определенной повестке дня. Внеочередные сессии открываются и закрываются декретом президента.
  • Судебная власть. Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи - несменяемы. Судебная система Франции многоступенчата, и её можно разделить на две ветви - саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат. При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды.

Примечания

См. также

Литература

Диссертационные исследования

  • Болдырева Р. С. Разделение властей. Теоретико-правовые аспекты: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 1998. - 164 с.
  • Бурковская В. А. Разделение властей в условиях развития федерализма в современной России: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. - Орёл, 2006. - 206 с.
  • Бушуев И. И. Разделение властей в федеративном государстве: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 1997. - 224 с.
  • Ишеков К. А. Конституционный принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. - Саратов, 2004. - 202 с.
  • Краюшкина С. В. Принцип разделения властей и его реализация в современной России:дисс... канд. политич. наук: 22.00.05. - М.,1998. - 205 с.
  • Кузнецов И. И. Разделение властей в современной России. Динамика модели переходного периода: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02. - Саратов, 1999. - 205 с.
  • Мандрыка Е. В. Реализация принципа разделения властей в России и в Украине: сравнительно-правовое исследование: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.02. - СПб, 2006. - 230 с.
  • Матюшин М. Н. Разделение властей как фактор построения правового государства в России: дисс… канд. социолог. наук: 22.00.05. - Ярославль, 2000. - 212 с.
  • Прокошенкова Е. Е. Разделение властей как принцип механизма осуществления государственной власти в Российской Федерации: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 2003. - 194 с.

Книги

  • Агабеков Г. Б. Концепция разделения властей: история и современность. Науч.-аналит. обзор. - М.: ИНИОН, 1992. - 54 с.
  • Баренбойм П. Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера: Учеб. пособие. - М.: РОССПЭН, 2003. - 285 с. - ISBN 5-8243-0452-1
  • Баренбойм П. Д. Дух Конституции России и восточное происхождение «западной» доктрины разделения властей / «Правовая реформа. Судебная реформа. Конституционная экономика», сборник статей, М., 2004 - ISBN 5-89194-171-6
  • Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / Под ред. А. И. Кима. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та им. В. В. Куйбышева, 1988. - 100 с.
  • Бельский К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (Политологические аспекты): Учеб. пособие. - М.: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т, 1990. - 167 с.
  • Козырев А. А. Принцип разделения и взаимодействия властей в субъектах Российской Федерации. - М.: Российская академия социальных наук, 2001. - 45 с. - ISBN 5-9421-001-10
  • Лузин В. В. Принцип разделения властей как основа конституционализма: Сравнительное исследование на примере США, Великобритании и Франции. - Н. Новгород, 1997. - 178 с.
  • Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. - М.: Наука, 1984. - 190 с.
  • Разделение властей и парламентаризм / Редкол.: Глушко Е. К. и др. - М.: Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, 1992. - 126 с.
  • Тарбер Дж., Мези М., Пфиффнер Д. и др. Разделённая демократия: Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом / Пер. с англ.; Под общ. ред. Дж. Тарбера. - М.: Прогресс; Универс, 1994. - 413 с. - ISBN 5-01-004056-5
  • Чеботарев Г. Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997. - 217 с - ISBN 5-88081-054-2
  • Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. - М.: ПолиграфОпт, 2004. - 399 c. - ISBN 5-98553-013-2
  • Энтин Л. М. Разделение властей: Опыт современных государств. - М.: Юрид. лит., 1995. - 174 с. - ISBN 5-7260-0776-X
  • Barenboim, Peter Biblical Roots of Separation of Powers. - Moscow: Letny Sad, 2005 . ISBN 5-94381-123-0 , http://lccn.loc.gov/2006400578
  • David Epstein, Sharyn O’Halloran. Delegating powers: a transaction cost politics approach to policy making under separate powers. - Cambridge: Cambridge univ. press, 1999. - 319 p. - ISBN 0-521-66020-3222

Ссылки

  • Текст Конституции Российской Федерации на официальном сайте Президента России

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

Характеристики принципа разделения властей:

1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную , исполнительную и судебную . В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:

во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;

во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;

в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.

Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;

2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;

3) система сдержек и противовесов . Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:

Право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;

Право Президента РФ распускать Государственную Думу;

Право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;

4) единство государственной власти . Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство РФ;

4) суды Российской Федерации.

В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.

Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций). Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили Конституции РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.

Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник - общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (таковыми, например, считались Советы народных депутатов СССР).

Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «ос-вобозедает» от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т.д. Этот принцип находил поддержку у видных мыслителей. Гегель, например, писал: «Государственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь».

И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе чревато неустранимыми недостатками и пороками. Всевластные органы становятся совершенно бесконтрольными, они могут выйти и из-под контроля властвующего субъекта (первоисточника власти). При такой организации государственной власти открывается простор для установления и функционирования диктаторских и тиранических режимов.

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статута и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые, но осооая заслуга здесь принадлежит Ш. Монтескье.

Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдер-жек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»

Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение-исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила - чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он - ароитр в спорах о праве.

Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизоежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каиедый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему - создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.

УДК 340.12

И. В. Проток,

канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

РАЗДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ПАРЛАМЕНТСКО-ПРЕЗИДЕНТСКОЙ

РЕСПУБЛИКЕ

В статье анализируются основные аспекты разделения государственной власти в парламентско-президентской республике, место и роль президента и парламента в государственном механизме, основные элементы системы сдержек и противовесов. Раскрываются основные признаки таких государств.

Ключевые слова: парламентско-президентская республика, парламент, президент, правительство, компетенция, парламентский контроль.

В процессе исторического развития государства наступает момент, когда ее новое качество (содержание и сущность) не укладывается в пределы старой формы, что вызывает ее изменение и возникновение новой, адекватной своему содержанию, отражающей ее сущность. Таким образом, развитие содержания конституционно-правовых моделей отвечает эволюции их форм государственного правления. При этом следует принимать во внимание, что изменение старой формы государства происходит лишь при создании соответствующих условий в обществе. Устойчивая тенденция к конституционализации разновидностей смешанной республики, стремительный процесс заимствования французского опыта проявились в 80-90-х годах ХХ ст. Наряду с парламентской формой государственного правления в Центральной и Восточной Европе в постсоветское время функционирует смешанная форма в республиках, где соединены элементы парламентской и президентской форм, различные их комбинации. Одна часть смешанных республик (Болгария, Литва, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения и др.) по характеру функционирования приближается к парламентским, поскольку решающая роль в проведении политического курса отводится парламенту и премьер-министру.

Из-за своей новационности эта разновидность республики не могла занять своего четко определенного места в установившихся научных классификациях, хотя она, бесспорно, отвечает международно-правовым стандартам и идеям демократии. Возможно, именно через такую неопределенность в классических классификационных схемах современная наука к числу как президентско-парламентских, так и парламентско-президентских республик относит достаточно большое количество государств. Так, В. Чиркин выделяет Францию, Финляндию, Украину и Беларусь , К. Арановський к перечисленным выше добавляет Польшу и Латвию , С. Комаров и А. Малько - Болгарию и Австрию , Н. Сахаров - Чехию, Италию, Литву и Эстонию , А. Ковалёв - Югославию, Хорватию и Словению (хотя отметим, что с 2006 г. на поприще прежней Союзной Республики Югославия образовались 2 суверенных государства - Сербия и Черногория), А. Мишин, в свою очередь, отмечает, что Ирландия и Исландия, функционирующие в основном как парламентские республики, тоже имеют отдельные элементы, характерные для республик со смешанной формой правления . С учетом этого представляется необходимым проанализировать конституционные модели разделения государственной власти и соответствующей системы сдержек и противовесов в таких государствах.

Одним из главных признаков, отличающих паламентско-президентскую республику от парламентской, являются выборы президента народом, а не парламентом. Всенародность избрания президента и парламента приводит к двойной демократической легитимности, может вызывать принадлежность их к различным политическим течениям и как следствие - к конкуренции по определенным вопросам, в том числе и относительно формирования состава правительства.

При характеристике правового статуса президентов парламентско-президентских республик надо обращать внимание на конституционные положения относительно определения президента как арбитра или гаранта, закрепленные лишь в конституциях Румынии, Польши и Словакии. В частности, ст. 80 Конституции Румынии обязывает президента осуществлять посредничество между властями государства, а также между государством и обществом. Статья 126 Конституции Польши закрепляет положение о том, что президент является высшим представителем Республики и гарантом преемственности государственной власти. Статья 101 Конституции Словакии определяет, что глава государства - президент - своими решениями обеспечивает надлежащее функционирование конституционных органов. Учитывая это, можно сделать вывод, что правовой статус глав других государств этой группы (Болгария, Литва, Македония и Словения), где чаще всего президент - это должностное лицо, глава государства, и представляющий его за границей, является слабее по сравнению со статусом президентов вышеупомянутых стран.

Специфика парламентско-президентских республик состоит в конституционной возможности устранения главы государства с поста президента. Например, президент Македонии в случае нарушения Конституции (ст. 87) может быть устранен с поста досрочно по процедуре, которая начинается по решению Собрания, принятым 2/3 от его состава. Таким же квалифицированным большинством Конституционный суд принимает окончательное решение относительно устранения президента с поста и, соответственно, о прекращении действия его мандата (ст. 110 Конституции) . Почти аналогичные нормы содержит ст. 109 Конституции Словении, которая предусматривает следующее: если во время выполнения своих полномочий президент действует вопреки Конституции или серьезно нарушает закон, по представлению Скупщины он может быть устранен 2/3 голосов Конституционного суда .

Президент или вице-президент Болгарии согласно ст. 103 Конституции может нести ответственность только за нарушение Основного закона страны и за государственную измену. В этом случае обвинение выдвигается по предложению не менее одной четверти народных представителей и считается поддержанным Народными собраниями, если более 2/3 парламента проголосовало за нее. Окончательное решение об отстранении от должности этих 2-х высших должностных лиц в месячный срок принимает Конституционный суд .

Наиболее детализирована эта процедура в Польше, где за нарушение Конституции, закона или совершение преступления президент может быть привлечен к ответственности перед специальным судом - Государственным трибуналом (п. 1 ст. 145). Решение об обвинении принимается Народным собранием (т. е. на специальном общем заседании Сейма и Сената) большинством не менее двух третей от их состава. Члены Государственного трибунала избираются Сеймом на срок его полномочий, причем депутаты и сенаторы в него не избираются. К ответственности перед Государственным трибуналом в определенных случаях могут быть привлечены также члены правительства и некоторые государственные должностные лица . В целом же в парламентско-президентских республиках процедура отстранения главы государства от должности осуществляется по общей схеме: инициированное и принятое квалифицированным

Теоретико-юридическая модель разделения государственной власти и соответствующая система сдержек и противовесов в парламентско-президентской республике предусматривают, что президент владеет рядом достаточно весомых полномочий, которые не нуждаются в контрассигнации премьер-министра, соответствующих министров и реализовываются им самостоятельно. Чрезвычайно важное значение здесь имеет прежде всего наличие у президента полномочий, функционально связанных со сферой исполнительной власти. Например, полномочия президента Словакии по формированию исполнительной вертикали власти достаточно широкие. Согласно закрепленным в пунктах g, h и к ст. 102 Конституции Словакии нормам он (а) назначает и увольняет главу и членов правительства Словацкой Республики, (б) уполномочивает их руководить министерствами и принимает их отставку, (в) отзывает главу и членов Правительства в случаях, предусмотренных в статьях 115 и 116 Конституции (п. g), (г) назначает и увольняет руководителей центральных государственных органов высшего уровня и иных функционеров в установленных законом случаях, (д) назначает и отзывает ректоров высших учебных заведений, (ж) назначает профессоров высших учебных заведений, (з) присваивает генеральские звания (п. К), (и) является главнокомандующим Вооруженных сил (п. к).

Литовский президент (а) назначает и увольняет премьер-министра, министров, других государственных должностных лиц, которые несут ответственность перед ним, (б) решает важные вопросы внутренней политики, (в) вместе с правительством осуществляет внешнюю политику, (г) провозглашает в установленном законом порядке чрезвычайное положение с последующим утверждением соответствующего решения Сеймом (парламентом), (д) выступает в Сейме с годовыми докладами о положении в государстве, о его внутренней и внешней политике (ст. 84) .

Президент Польши имеет право: (а) выдвигать кандидатуру и назначать председателя Совета министров (п. 11 ст. 144, ст. 154), (б) принимать отставку последнего (п. 12, ст. 144), (в) назначать на высшие судебные и иные должности (пункты 20-23, 25-26 ст. 144), (г) назначать и отзывать представителей в иностранных государствах и при международных организациях, (д) по представлению главы правительства объявлять общую или частичную мобилизацию, (е) вводить на 3 месяца чрезвычайное положение, которое может быть продолжено еще на 2 месяца при согласии Сейма (нижней палаты парламента) .

Существенной характеристикой парламентско-президентской республики является и то, что ее правительство во главе с премьер-министром компетенционно является более самостоятельным, нежели правительства республик президентско-парламентских, а степень участия парламента в формировании правительства компетенционно сильнее, чем президента. Последнее обстоятельство обусловлено использованием юридической инвеституры правительству при формировании органа исполнительной власти.

В Словении президент, проконсультировавшись предварительно с лидерами парламентских групп (фракций), предлагает Скупщине кандидата на должность премьер-министра, который избирается большинством голосов депутатов при тайном голосовании. Остальных членов правительства назначает и увольняет Скупщина по предложению премьер-министра. При этом кандидат на должность министра до своего назначения должен ответить на вопросы компетентной комиссии парламента. Срок полномочий правительства прекращается, когда собирается новоизбранная Скупщина. Если же сформировать правительство не удается, президент распускает парламент и назначает новые выборы (статьи 111, 112 и 115) .

Кандидатуру на замещение должности главы Совета министров Болгарии, который осуществляет руководство общей политикой правительства, координирует ее и несет за нее ответственность, предлагает президент после консультации с парламентскими группами (ст. 99 Конституции). Остальных членов правительства назначает Народное собрание по представлению его председателя. Все члены правительства приносят присягу перед парламентом и подают в отставку перед новоизбранными Народным собранием. Если же парламенту не удается таким способом сформировать правительство, президент назначает служебное (беспартийное) правительство, распускает парламент (за исключением в период последних З -х месяцев работы Народного собрания) и назначает новые выборы (статьи 84, 99 и 109 Конституции) .

В Литве, Македонии, Словакии, Польше и Румынии юридическая инвеститура правительства непосредственно предусмотрена их конституциями.

Отличительным юридическим признаком парламентско-президентских республик является то, что их правительства несут юридическую ответственность перед своими парламентами. В Болгарии, к примеру, парламент может принимать резолюцию недоверия правительству в результате инициированного 1/5 частью парламентариев вопроса о недоверии Совету министров или же его главе, когда за это проголосовало свыше половины депутатов болгарского парламента (ст. 89 Конституции). Если последний выразил правительству недоверие, премьер-министр обязан подать заявление об отставке Совета министров (части 2 статей 112 и 89). Если парламент отклонил предложение о выражении недоверия правительству, новое предложение об отказе в доверии на том же основании не может быть внесено в течение следующих 6-ти месяцев .

В качестве формы парламентского контроля используется также интерпелляция. Так, в Македонии она является главной формой парламентского контроля: согласно ст. 72 Конституции по инициативе не менее 5-ти депутатов она может быть внесена каждым лицом, занимающим государственную должность, правительству и каждому его члену отдельно, может касаться вопросов деятельности государственного органа. В то же время Собрание по инициативе 20 депутатов имеет право выразить правительству вотум недоверия; последнему же предоставлено право поставить перед Собранием вопрос о доверии (статьи 92-94 Конституции). Если во всех случаях против правительства выступает большинство от общей численности депутатов, оно должен уйти в отставку .

Как и в парламентской республике, глава государства имеет право роспуска законодательного органа. Модель организации государственной власти в парламентско-президентской республике отличается тем, что самое важное полномочие президента относительно роспуска парламента, которое в наибольшей степени позволяющее ему конкурировать с последним (в этой ситуации - с оппозиционным парламентским большинством) по вопросу формирования правительства, имеет существенную особенность: президент не свободен в вопросе о роспуске парламента. Конституции рассматриваемых государств четко закрепляют перечень оснований для его роспуска, которые, однако, связаны преимущественно с формированием правительства.

Например, президент Польши вправе распустить Сейм досрочно, если предусмотренная Конституцией процедура формирования правительства оказалась безрезультатной (ст. 154), а также если на протяжении 4-х месяцев после его представления государственный бюджет не принят палатами (ст. 225). В то же время Сейм может самораспустится, приняв соответствующее решение квалифицированным большинством - 2/3 от своего состава. В случае самороспуска или роспуска Сейма заканчивается досрочно и срок полномочий Сената .

Литовский Сейм может быть распущен президентом, если (а) парламент на протяжении 30 дней после представления программы правительства не примет решение о ней или если после первого ее представления в течение 60 дней дважды подряд парламент не примет ее и (б) со стороны Сейма правительству выражается недоверие (ст. 58 Конституции). Кроме этого, Конституцией государства предусмотрена возможность самороспуска Сейма и проведения досрочных выборов. Такое решение может быть принято им самим большинством не менее 3/5 голосов всех депутатов .

В парламентско-президентской республике значимыми оказываются полномочия президента, связанные с его возможностью вмешательства в законотворческий процесс (право законодательной инициативы, отлагательного вето и издания актов, имеющих силу законов). Например, правом

законодательной инициативы Конституциями наделены лишь президенты Польши и Литвы. Что касается отлагательного вето, то в таких республиках эти полномочия президентов имеют определенные особенности: по сравнению с президентскими республиками тут вето главы государства преодолевается легче. Так, в Болгарии закон считается принятым, если при повторном голосовании он получил свыше половины голосов всех народных представителей (п. 2. ст. 101 Конституции) .

Еще один весомый юридический признак, присущий государствам с парламентско-президентской формой правления, - это контрассигнатура (министерская подпись). Характерная черта контрассигнации, закрепленной в Конституциях таких государств, как Болгария (статьи 102-103) , Литва (ст. 85) , Польша (ст. 144) , Румыния (ст. 99) , Словакия (п. 2 ст. 102) , заключается в том, что ей подлежат не все акты главы государства (как в суто парламентских государствах), а только их часть. Поэтому назвать президента номинальным главой государства нельзя: он владеет рядом достаточно весомых полномочий, которые вправе реализовать при любой расстановке политических сил. Так, не нуждаются в контрассигнатуре и реализовываются президентом самостоятельно такие акты, как законодательная инициатива, назначение референдума, подписание закона или отказ в этом, опубликовывание закона или международного договора, послание в парламент или палаты. Эти полномочия могут стать реальным противовесом президента, даже если партийная принадлежность его и парламентского большинства не совпадают.

Статьей 102 Конституции Болгарии определено, что акты президента должны контрассигноваться премьер-министром или соответствующим министром. Не подлежат такой подписи указы, которыми президент (а) назначает служебное правительство, (б) вручает мандат для его формирования, (в) распускает Народное собрание, (г) возвращает принятый ими закон для повторного обсуждения, (д) определяет организацию и порядок деятельности президентских служб и назначает их персонал, (е) назначает выборы и референдум, (ж) опубликовывает законы .

Анализ закрепленных в конституциях вышеупомянутых государств порядка формирования, организации и системы компетенционных взаимоотношений исполнительной и законодательной ветвей власти позволяет прийти к выводу, что парламентско-президентской республике свойственны общие признаки смешанной республиканской формы государственного правления, где по сравнению с президентско-парламентской республикой президентские элементы имеют более существенный противовес относительно парламентских. Эта констатация предопределяется нижеследующими юридическими признаками парламентско-президентской республики.

1. Президент наделен существенными конституционными полномочиями в сфере внутренней и внешней политики. Их он осуществляет, как правило, посредством некоторых вспомогательных органов -администрации, советов обороны и национальной безопасности и других, которые не сосредотачивают в своих руках избыточно реальную власть, а их фактический статус (в первую очередь администрации) должен приравниваться к статусу канцелярии, что закрепляется не в актах самого президента, а в законах. Кроме этого, в помощь президенту для принятия наиболее важных государственных решений может создаваться консультативный орган, в состав которого вместе с главой государства входят председатель парламента (председатели палат), премьер-министр, председатели высших судебных органов, уполномоченный парламента по вопросам прав человека, главы административно-территориальных единиц или субъектов федерации, бывшие президенты. Президенту, как правило, принадлежит право отлагательного вето с возможностью его преодоления парламентом (нижней палатой), если при повторном рассмотрении за него проголосовало не менее 2/3 от общей численности парламентариев. По четко закрепленному в конституции перечню наиважнейшие законы, преодолевшие вето президента, могут быть вынесены последним на всенародное голосование.

2. В системе президентско-правительственных компетенционных взаимосвязей такой модели государственной власти применяется контрассигнатура, но ей подлежат не все акты главы государства, как в сугубо парламентских государствах, а только их соответствующая часть, определенная конституцией. По общему принципу подписью премьер-министра или же соответствующего министра должны быть скреплены акты президента, реализация которых зависит от правительства.

3. Правительство в парламентско-президентских республиках более автономный, независящий от президента, нежели в президентско-парламентских, что обусловлено порядком его формирования, ответственностью и объемом компетенции. Сам же глава государства через институт контрассигнации его актов в известной мере ограничен в своих действиях.

4. Процесс формирования правительства почти полностью находится под контролем парламента. Роль президента при этом сводится к предложению кандидатуры премьер-министра, подбор которого по конституции или же по политической традиции должен осуществляться им с учетом соотношения партийных сил в парламенте. Президент может быть конституционно обязанным поручить именно лидеру партии (коалиции) парламентского большинства формировать правительство. Факт учета им соотношения партийных сил в парламенте при формировании правительства - одна из главных черт, отличающих парламентско-президентскую республику.

В большинстве из рассматриваемых государств в качестве дополнения к этому используется процедура юридической инвеституры правительства. Сформированное правительство в установленный конституцией срок должно подать на утверждение парламента свою программу действий. В случае ее принятия правительство и его глава окончательно назначаются парламентом (при этом возможно формальное назначение президентом), а в случае ее отклонения правительству надлежит уйти в отставку. Срок предоставления программы обычно непродолжителен, ибо каждая партия, соревнующаяся за власть, должна иметь уже подготовленную правительственную программу.

5. В исследуемых нами странах может действовать принцип совместимости мандата парламентария с должностью члена правительства.

6. Правительство несет юридическую ответственность (коллективную и индивидуальную) исключительно перед парламентом, который путем принятия резолюции осуждения может выразить вотум недоверия его председателю, правительству в целом или же его отдельным членам. Относительно главы правительства должен действовать принцип солидарной ответственности, т. е. вместе с ним в отставку должно уйти все правительство. Вопрос о доверии может быть инициирован также самим правительством, что может быть связано с принятием парламентом правительственного законопроекта. Если она такого доверия не получит, президент должен отправить правительство в отставку.

В странах, где сохранились конституционные положения о подотчетности правительства президенту, это для правительства не несет особенных последствий, потому что отставка последнего или его отдельных членов может произойти исключительно по решению парламента. Президент же только утверждает этот факт или (в лучшем случае) вносит изменения в состав правительства в основном по предложению премьер-министра.

В качестве формы парламентского контроля в этих странах широко используется интерпелляция главе правительства или отдельным министрам, что является эффективным средством против узурпации ими исполнительной власти.

7. Президент вправе распустить парламент, однако, в отличие от парламентских государств и президентско-парламентских республик, только по конституционно определенному исчерпывающему перечню оснований и после консультации с главой правительства. Эти случаи связаны преимущественно с несостоятельностью сформировать правительство или с выражением вотума недоверия ему (к примеру, на протяжении одного года более одного раза). Однако конституция может предусматривать также основания, не связанные с формированием или юридической ответственностью правительства, как например: (а) парламент на протяжении определенного времени не начинает свою работу и (б) он блокирует на протяжении соответствующего периода принятие определенных важных законов на основании решений всенародных референдумов (к примеру, законов о внесении изменений в конституцию, о бюджете и т. п.). При этом президент в зависимости от содержания основания роспуска, бесспорно, имеет на это право, которым может воспользоваться в связи с политической ситуацией и с учетом, скажем, консультативных решений совещательного органа. Так, в случае невозможности сформировать правительство, опирающееся на парламентское большинство, он может либо распустить парламент, либо поручить лидеру одной из влиятельных партийных фракций (коалиций) формирование служебного кабинета меньшинства.

Вышеизложенная юридическая модель компетенционных взаимосвязей высших государственновластных институтов будет крепкой и эффективной, если будет опираться на стабильную партийную систему. Такой, как показывает практический опыт развитых стран, является двухпартийная система. Достичь построения действенной партийной системы можно 2-мя путями: (а) когда соответствующая партийная система является результатом длительного естественного процесса и (б) когда формированию партийной системы способствуют соответствующие нормы избирательного законодательства. Чтобы ускорить процесс укрупнения политических партий и помешать появлению мелких фракций в парламенте на стадии их регистрации для участия в выборах, иногда запрещают систему предвыборных блоков. При подведении итогов голосования используют пропорциональную избирательную систему с достаточно высоким процентным барьером.

Эффективное государственное правление в парламентско-президентской республике обеспечивается, во-первых, ее стабильностью, обусловленной как сохранением значительных властных полномочий президента, так и наличием существенных рычагов влияния на правительство со стороны парламента, исключительной прерогативой которого является назначение или увольнение премьера (или всего состава правительства), который обычно представляет парламентское большинство; во-вторых, ее гибкостью, обусловленной правом парламента на замену в любое время премьер-министра и правительства, что создает возможность своевременной коррекции политического курса и тем самым значительно уменьшает опасность конфликтов между исполнительной властью и парламентом. Право же президента в строго определенных конституцией случаях распускать парламент и назначать новые выборы становится сильным оружием против возникновения частых правительственных и парламентских кризисов, чем укрепляется стабильность правительства.

Конституционно-правовая модель парламентско-президентской формы государственного правления благодаря сбалансированной системе сдержек и противовесов в названном властном треугольнике предотвращает политические конфликты, устраняет угрозу установления единовластия пропрезидентских сил, поскольку президент даже в случае совпадения партийной принадлежности его и парламентского большинства (или коалиции) не имеет конституционных полномочий влияния на формирование правительства и избыточных полномочий в сфере исполнительной власти.

Список литературы: 1. Арановский К. В. Государствеппое право зарубежных страп: учебник для вузов / К. В. Арановский. - - М.: ФОРУМ-ИНФРА, 2001. - 486 с. 2. Ковалев A. M. Президент Российской Федерации / А. М. Ковалев // Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / отв. ред. Четверпип В. А. - М.: Центр копстит. исслед. Моск. обществ. науч. фонда, 1997. - 702 с. 3. Комаров С. А. Теория государства и права: учеб.-метод. пособ. / С. А. Комаров, А. В. Малько. -М.: Норма: НОРМА-ИНФРА. М, 2003. - 448 с. 4. Конституции государств Европы: - [В 3-х т. - Т. 2] / под общ. ред. и со вступ. ст. Л. А. Окунькова. - М.: Норма, 2001. - 840 с. 5. Конституции государств Европы: - [В 3-х т. - Т. 3] / Под общ. ред. и со вступ. ст. Л. А. Окунькова. - М.: Норма, 2001. - 788 с. 6. Конституції пових держав Європи та Азії / упоряд. С. Головатий. - К.: Укр. правн. фундація, Вид-во «Право», 1996. - 544 с. 7. Мишин А. А. Конституционное (государствеппое) право зарубежных страп: учебник / А. А. Мишин. - - М.: Белые альвы, 1996. - 400 с. 8. Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире: мопогр. / Н. А. Сахаров. - М.: Юрид. лит., 1994. - 176 с. 9. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных страп: учебник для студ. вузов / В. Е. Чиркип /- - М.: Юрист, 2001. - 622 с.

ПОДІЛ ДЕРЖАВНОЇ ВЛАДИ В ПАРЛАМЕНТСЬКО-ПРЕЗИДЕНТСЬКІЙ РЕСПУБЛІЦІ

Процюк І. В.

У статті аналізуються основні аспекти поділу державної влади в парламентсько-президентській республіці, місце й роль президента і парламенту в державному механізмі, основні елементи системи стримувань і противаг. Розкриваються основні ознаки таких держав.

Ключові слова: парламентсько-президентська республіка, парламент, президент, уряд, компетенція, парламентський контроль.

DIVISION OF STATE POWER IN A PARLIAMENTARY-PRESIDENTIAL REPUBLIC

The main aspects of the division of state power in a parliamentary-presidential republic, the place and role of president and parliament in the state mechanism, the basic elements of a system of checks and balances were analyzed in the article. The fundamental features of such states were disclosed in article.

В демократических обществах функционирования государственной власти происходит на основе ее разделения.

Разделение властей - это система организации и функционирования государственной власти, в которой функции законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляются различными государственными органами.

Идея разделения властей выдвигалась еще античными (Аристотель) и средневековыми (Марсилий Падуанский) философами. Как самостоятельное учение она была обоснована в середине XVIII ст. Ш. -Л. Монтескье. Он доказывал, что политическая свобода возможна лишь там, где исключена возможность злоупотребления властью, для чего в государстве необходимо осуществить разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основная цель разделения ЕЕ заключается в том, чтобы избежать сосредоточение власти в одних руках и злоупотребления ею. Необходимо, чтобы различные ветви власти могли взаимно сдерживать друг одну5.

Принцип разделения властей впервые и наиболее последовательно был воплощен в Конституции США 1787 г., где три ветви власти не только разделены, но и контролируют друг друга через так называемую систему сдержек и противовесов. По этой системы законодательная, исполнительная и судебная ветви власти разделены не только организационно, но и формально и полностью независимы друг от друга. В то же время каждая из ветвей наделена полномочиями, которые дают ей возможность контролировать и ограничивать другие ветви. Эти полномочия и составляют систему сдержек и противовесов. Ни одна из ветвей власти не имеет ни формального, ни фактического превосходства над другими.

Законодательная власть в США сосредоточена в конгрессе - парламенте, который состоит из двух палат: Палаты Представителей и Сената. Исполнительная власть передана президенту страны как главе государства и одновременно главе правительства, а судебная власть - верховному суду, а также судам, созданным конгрессом. Конгресс принимает законы, на которые президент может наложить вето. Президент назначает министров, других высших должностных лиц, судей верховного суда, послов, но «по совету и согласия» Сената. Он наделен правом заключать международные договоры, которые подлежат одобрению Сенатом. Конгресс имеет право объявить импичмент президенту в случае совершения им антиконституционных действий. Верховный суд наделен функцией конституционного контроля и может объявить неконституционными акты конгресса и президента.

Разделение властей, который характеризуется формальной изолированностью каждой из ее ветвей и отсутствием между ними тесных функциональных отношений, определяется как «жесткий». Наиболее полно он проявляется в президентской республике. Иной характер имеет разделение властей по парламентарних форм правления, где разница между законодательной и исполнительной властью не имеет существенного значения, поскольку той и другой владеет партия парламентского большинства, лидер которой одновременно руководит правительством и контролирует эту большинство. Реальное разделение государственной власти здесь происходит внутри парламента между сформированным партией или коалицией партий парламентского большинства правительством и оппозицией.

Уединенность судебной ветви в системе разделения государственной власти проявляется прежде всего в принципах независимости судов и судців и подчинения их только конституции и законам, бессрочно (вечности) избрания или назначения судей и их неприкосновенности. Формирование судейского корпуса происходит с участием высших органов законодательной и исполнительной власти.

Разделение государственной власти является необходимым условием демократического политического режима. Авторитарные, особенно тоталитарные политические режимы отрицают разделение властей. Коммунистическая идеология отвергает его даже теоретически, обосновывая принцип единства власти, в соответствии с которой мандат на осуществление какой-либо государственной функции является производным от представительной власти. Считается, что административные и судебные действия государства выполняются по поручению представительных органов государственной власти и как таковые не властью, а лишь функцией, осуществляемой от ее имени. Практическая реализация в социалистических странах принципа единства власти привела к сосредоточение всей полноты государственной власти даже не в формально представительном органе, а в руках аппарата коммунистической партии и невиданных злоупотреблений властью.

Разделение властей - это лишь один из многих элементов демократического механизма осуществления государственной власти и сам по себе не является гарантией демократии. Более того, за несбалансированной системы сдержек и противовесов жесткий разделение властей может вызвать противостояние ветвей власти. Особую остроту противостояния законодательной и возглавляемой главой государства исполнительной ветвей власти приобретает по президентской и смешанной форм республиканского правления в периоды так называемого разделенного правления, когда президент и парламентское большинство представляют разные партийно-политические силы. Иногда это противостояние доходит до открытой вооруженной конфронтации, как это произошло, например, в 1993 г. в России.

Эффективность государственной власти зависит не только от ее разделения, но и от многих других элементов механизма осуществления власти, которые в своей совокупности характеризуются понятием «форма государства».

Государственная власть - это возможность и способность специализированных органов государства осуществлять руководство, управление жизнедеятельностью общества, быть арбитром в нем, обладать верховенством, суверенитетом и от имени общества применять принуждение. Она носит институционализированный характер, и ее функционирование определяется противоречивым единством деятельности институтов федерального центра, органов государственной власти субъектов Федерации и негосударственной власти местного самоуправления.

Структура государственного управления:

Государственная власть сегодня разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждого вида власти самостоятельны. Государственную власть осуществляют:

  • - Президент Российской Федерации;
  • - Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
  • - Правительство Российской Федерации;
  • - суды Российской Федерации;
  • - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации является главой государства и юридически не входит в систему ни одной ветви власти. Аппаратом осуществления функций главы государства является Администрация Президента Российской Федерации, которая действует на правах государственного органа управления. Президент возглавляет Совет Безопасности и Совет обороны.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров. Систему федеральных органов исполнительной власти образуют министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные агентства и федеральные надзоры.

Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках.

Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: Дж. Локком, Ш. Монтескье, А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем и др.

Согласно теории разделения властей:

  • 1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией;
  • 2) все власти равны перед законом и собой;
  • 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти;
  • 4) судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.

Разделение властей является характерным признаком правового государства, гарантией его функционирования. Оно обеспечивается механизмом “сдержек и противовесов”, под которым понимается частичное совпадение полномочий трех властей.

Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обуславливается необходимостью:

  • 1) четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов;
  • 2) обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе;
  • 3) эффективной борьбы со злоупотреблениями властью.

Реализация принципа разделения властей всегда сопровождается свободой средств массовой информации, которые часто именуются как “четвертая власть”.

В Российской Федерации этот принцип также закреплен в Конституции, где говорится, что “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

Конституция определяет построение системы высших органов государственной власти Российской Федерации. Законодательная власть на уровне Федерации возлагается на Федеральное Собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и другими судами Российской Федерации.

Конституционные основы деятельности Президента Российской Федерации. В буквальном смысле слово “президент” в переводе с латинского означает “сидящий впереди”. В государствах с республиканской формой правления президент является либо главой государства и исполнительной власти, либо только государства.

Институт президентской власти в России имеет сравнительно короткую историю. Пост избираемого всенародно Президента РСФСР был установлен в соответствии с результатами всероссийского референдума в марте 1991 г. Первый Президент РСФСР был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. Конституция Российской Федерации (1993) внесла существенные изменения, касающиеся как статуса Президента, так и порядка его избрания, компетенции, процедуры отрешения от должности. Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов власти. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения владей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции.

Президент является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент России избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд. Президент России, в соответствии с Конституцией, назначает выборы в Государственную Думу, распускает Государственную Думу, назначает референдум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы.

Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации и имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Он же имеет право принять решение об отставке Правительства.

Президент представляет Государственной Думе кандидатуры на должности (назначение и освобождение): Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека.

Президент рассматривает решение Государственной Думы о недоверии Правительству, согласует с Советом Федерации назначение и освобождение от должности: Генерального прокурора Российской Федерации, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда.

Президент России, осуществляя руководство внешней политикой России, подписывает международные договоры и грамоты. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, вводит на территории страны военное положение. Президент, при определенных обстоятельствах, вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и осуществляет помилование.

Президент России обладает неприкосновенностью. Он может быть отрешен от должности Советом Федерации по инициативе Государственной Думы. Однако процедура отрешения чрезвычайно сложна.

Конституция Российской Федерации предоставила Президенту слишком много прав и обязанностей и одному человеку это не под силу. Поэтому необходимо перераспределение полномочий между Президентом и другими ветвями власти.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (178 чел).

В Государственную Думу входят 450 депутатов, избираемых на основе смешанной избирательной системы. Каждая из палат обладает своими полномочиями.

В частности, к ведению Совета Федерации относится:

  • 1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • 2) утверждение Указа Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения;
  • 3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • 4) назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • 5) отрешение Президента от должности;
  • 6) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • 7) назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

Среди полномочий Государственной Думы, закрепленных в Конституции Российской Федерации, можно выделить:

  • 1) дачу согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • 2) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • 3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • 4) объявление амнистии;
  • 5) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Очень важной с политической точки зрения является дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации.

Однако реализация данного полномочия Государственной Думой связана с некоторыми условиями. В частности, решение Государственной Думой должно быть принято не позднее недельного срока со дня внесения Президентом предложения о кандидатуре Председателя Правительства. Помимо этого устанавливается, что после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Здесь напрашивается вывод о (вольном) праве на роспуск Парламента при весьма сомнительных, а может быть даже спровоцированных обстоятельствах, поскольку может быть выдвинута заведомо не подходящая кандидатура на пост Председателя Правительства Российской Федерации. Парламент превращается в безвластный орган, над которым нависает угроза его досрочного роспуска.

Это влияет на поведение и даже правосознание депутатов. Тем более в ситуации политической нестабильности данная парламентская модель даже при усиленных полномочиях Президента будет сопровождаться частыми государственными кризисами, что позволяет говорить об усилении тенденций авторитаризма в государственном управлении.

Полномочия двух палат разделены по конституционным основаниям, но очевидна некоторая искусственность их разделения, нарушающая целостность единого представительного органа. Некоторые важнейшие вопросы решает Совет Федерации, по численности народных представителей уступающий Государственной Думе. Решения по конституционным законопроектам Совет Федерации должен принимать большинством в три четверти голосов. Правительство Российской Федерации осуществляет в стране исполнительную власть. Оно состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган исполнительной власти государства и субъектов Федерации, который осуществляет государственную власть на всей российской территории. Полномочия российских представительных органов определяются Конституцией России и другими законами, основанными на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Среди полномочий Правительства Российской Федерации можно выделить следующие:

  • 1) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;
  • 2) обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • 3) обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • 4) осуществление управления федеральной собственностью;
  • 5) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • 6) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • 7) осуществление иных, возложенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами полномочий.

В России федеральное Правительство несет политическую ответственность перед Федеральным Собранием, прежде всего в плане разработки и исполнения федерального бюджета. В России недоверие Председателю Правительства, по существу, влечет за собой значительные перестановки в составе Правительства.

Вместо ухода в отставку члены Правительства могут обратиться к Президенту, чтобы он воспользовался своим конституционным правом распустить Государственную Думу и назначить новые в нее выборы.

В Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Судьи несменяемы и неприкосновенны.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Судебная власть в целом едина и неделима, однако условно правосудие можно подразделить на конституционное, общее и арбитражное.

В соответствии с этим существует и три высших судебных органа Российской Федерации: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации:

  • 1) решает дела о соответствии Конституции федеральных законов и других нормативных актов, нормативных актов субъектов Российской Федерации, международных договоров, договоров между органами государственной власти России;
  • 2) дает толкование Конституции Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет надзор за их деятельностью, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью. Конституционное закрепление принципа разделения властей, впервые осуществленное в Конституции России 1993 г., послужило основой не только правового, но и политического понимания особенностей взаимодействия различных ветвей государственной власти. Разделение властей представляет собой функциональный разрез единой государственной власти и не означает многовластия.

В правовом демократическом государстве власть является единой, так как ее единственным источником является народ. Поэтому речь идет только о разграничении полномочии между ветвями единой неделимой государственной власти.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ