Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Раздел I. Общество

1. Аграрное (традиционное) общество – тип общества, основанный на господстве сельского и натурального хозяйства

2. Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую систему

3. Глобальные проблемы человечества – проблемы, возникшие во второй половине 20 века, от решения которых зависит развитие и существование всего человечества (например: предотвращение войн и сохранение мира на Земле; преодоление экологического кризиса и его последствий; борьба с наркоманией, терроризмом и др.)

4. Демография – наука о народонаселении, изучающая его численность, состав, изменение.

5. Индустриальное (промышленное) общество – этап общественного развития, следующий за аграрным обществом, основанный на господстве машинного производства и разделении труда.

6. Научно – техническая революция (НТР) – быстрый, качественный скачок в развитии производительных сил общества (машин, сырья, рабочей силы и др.), вызванный изменениями в системе научных знаний.

7. Научно – технический прогресс (НТП) – постепенное развитие производительных сил общества (машин, сырья, рабочей силы и др.), вызванное изменениями в системе научных знаний

8. Общество 1) в узком смысле - а) группа людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (общество книголюбов, спортивное общество и др.); б) определенный этап исторического развития (первобытное общество, средневековое общество, современное российское общество и др.);

2) в широком смысле - а) все человечество в прошлом, настоящем, будущем; б) часть мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная;

9. Обществознание – система наук и учений, изучающих различные стороны общественной жизни.

10. Политология – наука, изучающая политику в ее многообразии и целостности.

11. Постиндустриальное (информационное) общество – этап общественного развития, следующий за индустриальным обществом, основанный на развитии информационных технологий, наукоемкого производства

12. Природа 1) в широком смысле – все сущее, весь естественный мир в многообразии его форм;

2) в узком смысле – естественная среда обитания человека.

13. Прогресс – направление развития от низшего к высшему, от простого к сложному.

14. Революция – полное, коренное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, быстрый скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому.

15. Регресс – направление развития от высшего к низшему, от лучшего к худшему

16. Реформа – преобразование, переустройство какой – либо стороны общественной жизни (порядков, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры (например, реформы в России 60 – х гг. ХIХ в.).

17. Социальный прогресс – направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

18. Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, социальных группах, отношениях личности и общества.

19. Сферы жизни общества – взаимодействующие части общества, главные её составляющие (экономическая, социальная, политическая, духовная сферы общества)

20. Философия – учение об общих принципах бытия и познания; об отношении человека к миру, природе и обществу.

21. Эволюция – постепенные качественные изменения явлений и процессов

22. Эстетика – наука, предметом изучения которой является искусство.

23. Этика – наука, предметом изучения которой является мораль.

Раздел II. Человек

1. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием новых, уникальных творений, ранее не изведанных.

2. Деятельность – форма активности, при которой человек создает условия существования и развития общества.

3. Индивид – отдельно взятый конкретный человек.

4. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

5. Личность – человек, обладающий набором социально значимых черт, свойств и качеств, которые он проявляет в общественной жизни. Для личности характерны: 1) сознание мотивов своего поведения, 2) ответственность за свои поступки 3) самореализация, раскрытие индивидуальных особенностей 4) активность

6. Поведение – совокупность поступков

7. Поступки – сознательные действия, направленные на достижение какой-либо социально значимой цели

8. Потребности – нужда в чем-либо. В науке применяются различные классификации. В самом общем виде можно выделить три группы потребностей: а) биологические (потребность в пище, воде и т.д.); б) социальные (потребность в труде, в общении и др.); в) духовные (потребность в познании, знаниях, общении, и др.)

9. Социализация – процесс становления личности. Этапы социализации: детство, юность, зрелость, старость.

10. Способности – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного вида деятельности.

11. Талант – выдающиеся способности человека, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности.

12. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (создание новых культурных и материальных ценностей).

13. Человек – биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле.

Раздел III. Познание

1. Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание.

2. Восприятие – целостные чувственные образы, возникающие на основе ощущений

3. Гуманитарное знание – знание, рассматривающее мир человека, цели и мотивы деятельности, его духовные ценности, личностное восприятие мира

4. Истина – знание, наиболее полно и точно соответствующее окружающему миру

5. Образ «Я» («Я – концепция») – представление человека о самом себе (представление о собственной внешности, о своих способностях, об отношении к себе других людей)

6. Относительная истина – неполное, ограниченное знание.

7. Ощущение – восприятие мира человеком через органы чувств (отражение свойств предметов и процессов, возникающих в результате их непосредственного воздействия на органы чувств)

8. Познание – деятельность человека, направленная на получение нового знания об окружающем мире.

9. Понятие – форма мышления, отражающая общие признаки познаваемых предметов.

10. Представление – чувственно-наглядный образ, сохраняемый в памяти

11. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; эмоциональное отношение к собственному образу

12. Самопознание – процесс, в котором человек познает самого себя.

13. Социальное знание – знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т.д.

14. Суждение – форма мышления, отражающая связь между предметом и его признаками.

15. Умозаключение – выводы, сделанные на основе суждений

Раздел IV. Духовная жизнь общества

1. «Золотое правило морали (нравственности)» - чего в другом не любишь, того и сам не делай.

2. Гуманизация – внимание общества к личности, ее интересам и запросам. Гуманизация образования требует такого содержания образования, чтобы каждый ученик получил возможность максимально развить свои способности и дарования (например: приобщение к образованию инвалидов).

3. Гуманитаризация – усиленное внимание к изучению общественных и гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека.

4. Интернационализация – сближение различных национальных образовательных систем

5. Искусство – художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре и др.

6. Контркультура – субкультура, противостоящая, конфликтующая с господствующими ценностями.

7. Культура – в широком смысле - все, что создано и создается человеком. Различают культуру материальную (техника, производство, и т.д.) и духовную (наука, искусство, религия, мораль, философия и т.д.)

Культура – в узком смысле уровень цивилизованности, воспитанности человека и общества.

8. Культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции, присущие всем культурам независимо от географического места и исторического времени.

9. Мораль – совокупность правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям. (уважать старших, любить родителей и др.) В отличие от норм права нормы морали не записаны в официальных государственных документах и за их нарушение человек не будет привлечен к юридической ответственности.

10. Наука – творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе и человеке. Наука включает в себя: ученых с их знаниями, научные учреждения, специальное оборудование, методы научно- исследовательской работы, особый язык науки.

11. Образование – процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире.

12. Патриотизм – чувство любви и преданности Родине.

13. Религия – вера в существовании сверхъестественных сил

14. Субкультура – система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе (Например: молодежная, детская субкультура и др.)

15. Ценности (ценностные ориентации) – идеалы, нравственные нормы, которыми руководствуется человек в обществе (например: добро, справедливость, честь, Родина, семья и др.)

Раздел V. Экономическая сфера общества

1. Акция – ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом, закрепляющая права на получение дивидендов (части прибыли)

2. Брокер (маклер) – посредник при заключении сделок, специализирующийся на определенных видах товаров и услуг. Брокер действует по поручению и за счет клиента, получая вознаграждения.

3. ВВП (валовой внутренний продукт) - экономический показатель, определяющийся как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в течение года на территории страны.

4. ВНП (валовой национальный продукт) – экономический показатель, определяющийся как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри станы, так и за рубежом.

5. Государственный бюджет – основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов и имеющий силу закона. Государственный бюджет РФ утверждается Федеральным Собранием РФ

6. Деньги – средство платежа за товар или услугу.

7. Дилер – посредник в торговых сделках, действует за свой счет. Его доход – разница между покупной и продажной ценой товара

8. Издержки производства – затраты производителя на производство товаров или услуг.

9. Инвестиции – капиталовложения, осуществляемые фирмами, банками и другими структурами в производство.

10. Инфляция – рост цен.

11. Маркетинг – деятельность, направленная на формирование и удовлетворение потребностей человека.

12. Менеджер – специалист по управлению производством.

13. Менеджмент – деятельность по организации и координации работы предприятия.

14. Монетарная политика – деятельность государства, связанная с контролью над денежной массой в экономике.

15. Монополия – рынок, на котором есть только один продавец, устанавливающий высокие цены для получения огромной прибыли.

16. Налог косвенный – налог на продажи товаров и услуг в виде надбавок к их цене (налог с продаж, таможенная пошлина, акциз)

17. Налог прямой – налог, взимаемый непосредственно с какого – либо дохода или имущества в установленном размере (налог на прибыль, подоходный налог, поимущественный налог)

18. Налоги – определенная сумма денег, которую необходимо уплатить государству.

19. Олигополия - рынок, на котором существуют несколько продавцов, устанавливающих высокие цены для получения огромной прибыли.

20. Предложение – количество товара или услуг, которое продавец готов предложить покупателю по данной цене.

21. Предпринимательство – самостоятельная инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли. Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности: индивидуальное предпринимательство, полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, открытое акционерное общество и др.

22. Предприятие – организация, выполняющая производство различных товаров и услуг (фабрика, завод, торговые и строительные организации).

23. Прибыль – превышение доходов над расходами.

24. Производство – процесс создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества.

25. Протекционизм – политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов.

26. Равновесная цена – цена товара, уравновешивающая спрос и предложение, т.е. при этой цене количество товаров, предлагаемых производителями, совпадает с количеством товаров, которые готовы купить покупатели.

27. Рынок – система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, где формируются спрос, предложение и цены на них.

28. Спрос – количество товара или услуги, которое покупатель готов купить по данной цене.

29. Стоимость – сумма затрат, вложенных в производство товара или услуги.

30. Факторы производства – основные ресурсы, используемые в процессе производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация)

31. Фискальная политика – деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета.

32. Цена – стоимость товара или услуги, выраженная в деньгах.

33. Ценные бумаги – специальным образом оформленные финансовые документы, в которых зафиксированы права их владельца или предъявителя.

34. Экономика – 1) наука, изучающая законы развития хозяйства (не только одной семьи, но и всего общества в целом);

2) хозяйственная деятельность, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

35. Экономическая система – определенный способ организации экономической жизни. Типы эконом. систем: традиционная, командная, рыночная, смешанная.

36. Экономический рост – долговременное увеличение реального ВВП (валового внутреннего продукта) как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны.

37. Эмиссия – выпуск ценных бумаг.

Раздел VI. Социальные отношения

1. «Белые воротнички» - работники, занятые в научных и прикладных разработках, а также в сфере информации.

2. Андеркласс – слой общества, образуемый деклассированными элементами (алкоголики, наркоманы и др.), потерявшими человеческий облик; «социальное дно» общества.

3. Большая социальная группа – группа с большим количеством людей, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов (классы, нации и др.)

4. Конфликт спор, столкновение между субъектами взаимодействия по поводу несовпадения мнений, интересов, позиций.

5. Малая социальная группа – небольшое количество людей, непосредственно взаимодействующие между собой, объединенные одной целью, общими интересами (семья, дружеская компания и др.)

6. Маргинал - человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой.

7. Матриархальная семья – семья, характеризующаяся главенствующим положением женщины в семье.

8. Межличностные отношения – взаимосвязь между отдельными индивидами.

9. Нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся единством экономического пространства, территории, исторического пути развития, языка, культуры, национального самосознания.

10. Неполная семья – семья, состоящая из одного родителя и детей.

11. Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей и детей.

12. Общение 1) в широком смысле – взаимные отношения, деловая и дружеская связь между людьми;

2) в узком смысле - обмен информацией, идеями, чувствами

13. Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия между людьми, а также между социальными группами (Виды общественных отношений: межнациональные, межличностные, межгосударственные и др.)

14. Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение не соответствующее общепринятым нормам в обществе. Опасные социальные отклонения: преступность, алкоголизм, наркомания, расизм, терроризм.

15. Патриархальная семья - семья, характеризующаяся главенствующим положением мужчины в семье.

16. Расширенная семья – семья, включающая детей, родителей и прародителей.

17. Санкции – система вознаграждений и наказаний.

18. Семья – малая социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови), члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.

19. Социальная группа – совокупность людей, имеющих общий социальный признак (место жительства, доход и др.) и выполняющих общественно необходимую функцию в обществе

20. Социальная мобильность – переход человека из одной социальной группы в другую; изменение индивидом своей позиции в социальном пространстве (виды: горизонтальная, вертикальная)

21. Социальная роль – модель поведения, часть статуса

22. Социальная стратификация – социальное расслоение, т.е.разделение общества на социальные группы людей, отличающихся по своему положению (по доходу, образованию, власти и др.) в социальной структуре общества.

23. Социальная структура общества – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп

24. Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Виды социальных норм: правовые, моральные, политические, религиозные и др.

25. Социальный институт – устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных норм, правил поведения. Главные социальные институты общества – государство, образование, семья.

26. Социальный контроль – целенаправленное воздействие общества на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности. Механизмы регуляции отношений индивида и общества: социальные нормы, общественное мнение, санкции, самоконтроль.

27. Социальный статус – положение человека в обществе

28. Этнос – исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племя, народность, нация.

Раздел VII. Политика

  1. Авторитаризм – политический режим, основанный на самовластии единоличного правителя или правящей группировки, грубо нарушающей правовые и нравственные нормы жизни общества.
  2. Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывая определяющее воздействие на деятельность людей с помощью каких – либо средств
  3. Выборы - способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования.
  4. Государство – основной институт политической системы общества, особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.
  5. Гражданин – лицо, обладающее правом гражданства.
  6. Гражданское общество - сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных соответствующими законами от прямого и произвольного вмешательства со стороны государственной власти
  7. Гражданство - принадлежность лица к данному государству и выражающаяся в совокупности их – гражданина и государства – взаимных прав и обязанностей.

8.Демократия – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, провозглашающий равенство всех перед законом, гарантии прав и свобод граждан и др.

  1. Законодательная власть - система государственных органов, имеющих право принимать законы.
  2. Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц. Включает в себя два взаимосвязанных компонента: 1) Избирательное право- комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов.
  3. Исполнительная власть – система государственных органов, обеспечивающих исполнение законов и иных нормативно-правовых актов, принятых законодательной властью.
  4. Конституционный строй – способ организации жизнедеятельности государства, общества и гражданина, установленный и регулируемый конституцией и другими конституционно-правовыми актами.

13. Конфедерация – временное образование, союз самостоятельных государств, образуемый для достижения каких – либо конкретных целей (экономическая взаимопомощь, борьба с мировым терроризмом т.д.).

  1. Местное самоуправление – самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения.
  2. Многопартийность наличие в стране двух и более партий.
  3. Монархия – государство, в котором вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха.
  4. Политика – деятельность, связанная с отношениями между субъектами политики (социальными группами, политическими партиями и объединениями, политическими элитами и др.) по поводу завоевания, удержания и использования политической власти в обществе
  5. Политическая власть - способность субъекта осуществлять свою волю, оказывая определяющее воздействие на политическую деятельность людей с помощью каких – либо средств с целью реализации своих, прежде всего политических интересов. Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы по отношению к ним.
  6. Политическая идеология – система идей и взглядов, выражающая интересы, идеалы какого – либо субъекта политики
  7. Политическая партия – добровольная политическая организация, объединяющая группу единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
  8. Политическая система – совокупность всех существующих в обществе политических структур, форм взаимодействий между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система включает в себя 5 основных элемента: 1) Институциональная подсистема (государство, политические партии, общественно-политические движения); 2) Нормативная подсистема (политические, правовые нормы, обычаи и традиции, регулирующие политическую жизнь); 3) Функциональная подсистема (методы осуществления власти); 4) Коммуникативная подсистема (формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы, а также между политической системой и обществом); 5)Культурно – идеологическая подсистема (политическая идеология, политическая культура);
  9. Политическая элита – это группа людей, выделяющаяся привилегированным положением, непосредственно участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.
  10. Политический лидер – политический деятель, являющийся ведущей политической фигурой и оказывающий влияние на большие группы людей
  11. Политический режим – совокупность способов и методов осуществления политической власти.Виды политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический
  12. Политическое движение – общественное объединение, преследующее политические цели, поддерживаемые его участниками. (Отличие от партий: политич. движения менее формализованы, могут обходиться без аппарата управления)
  13. Правовое государство – государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.
  14. Разделение властей – принцип организации и осуществления государственной власти, согласно которому власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

28. Республика – государство, в котором источником власти является народ, и формирование органов власти осуществляется путем выборов.

  1. Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных государственных вопросов путем всеобщего голосования (Например: принятие конституции, и др.)
  2. Суверенитет – независимость государства по отношению к другим государствам в осуществлении своей внутренней и внешней политики
  3. Судебная власть – система государственных органов, исполняющих полномочия по осуществлению правосудия.

32. Тоталитаризм - политический режим, основанный на самовластии единоличного правителя или правящей группировки, характеризующийся прямым насилием в процессе управления обществом, отсутствием демократических свобод и прав у населения.

33. Унитарное государство – единое государство, разделенное на административно – территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

34. Федерация – государство, состоящее из государственных образований (субъектов федерации – штаты, земли, республики, области и др.), обладающих относительной политической самостоятельностью.

  1. Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
  2. Форма правления – организация высших органов власти государства и порядок их образования. По форме правления государства подразделяются на монархию и республику.

Раздел VIII. Право

1. Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления.

2. Всеобщая декларация прав человека – правовой документ, определяющий права и свободы человека, подлежащих всеобщему соблюдению. Принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Советский Союз подписал Декларацию в 1988 году.

3. Гражданское право – отрасль права, регулирующая сферу имущественных отношений и личных неимущественных отношений.

4. Дееспособность – способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности (возникает с 6 лет, частичная дееспособность с 14 лет, полная дееспособность с 18 лет)

5. Закон – правовой документ, принятый высшей законодательной властью государства (в РФ таковой властью является парламент – Федеральное Собрание) или непосредственным волеизъявлением народа (референдумом ), регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

6. Институт права – обособленная группа норм внутри той или иной отрасли права. (Например внутри трудового права находятся следующие институты: институт приема на работу и увольнения, институт трудового договора и др.)

7. Конституционное право – отрасль права, регулирующая сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека.

8. Конституция – основной закон государства, обладающий наивысшей юридической силой.

9. Нормативно – правовой акт – источник права, который создается компетентными государственными органами.

10. Нормы права – нормы, закрепленные в законах, издаваемых государством, четко описывающие границы поведения и наказания за их нарушение, соблюдение которых обеспечивается правоохранительными органами

11. Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений. (Например: конституционное право, административное право, трудовое право, гражданское право и др.)

12. Права человека – мера свободы человека в обществе (например: право на жизнь, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и др.)

13. Право – 1) совокупность общеобязательных правил, охраняемых государством.

2) средство закрепления и реального обеспечения естественных прав и свобод человека и гражданина (право на жизнь, на свободу слова, личную неприкосновенность и др.)

14. Правонарушение – поведение, противоречащее нормам права.

15. Правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых имеют права и обязанности, обеспеченные и охраняемые государством.

16. Правоспособность - возможность иметь гражданские права и нести определенные обязанности (имеют все граждане с рождения – право на жизнь, на честь и достоинство, на образование и др. Обязанности – исполнять законы, платить налоги и др.)

17. Правоохранительные органы – государственные органы, основной задачей которых является охрана правопорядка (суд, прокуратура, органы внутренних дел и др.)

18. Преступление – опасное, противоправное деяние (действие или бездействие, но не мысли), наносящее наибольший ущерб обществу.

19. Проступок – менее опасное противоправное деяние.

20. Публичное право – часть системы права , включающая совокупность отраслей права , нормы которых направлены на обеспечение государственного интереса. (К отраслям публичного права относятся: конституционное, административное, финансовое, уголовное и др.)

21. Семейное право – отрасль права, регулирующая сферу семейных отношений: условия и порядок вступления в брак, прекращение брака, взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей.

22. Трудовое право – отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений: права и обязанности работника и работодателя

23. Уголовное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие по поводу преступления, а также наказания за преступление.

24. Частное право - часть системы права , включающая совокупность отраслей права , нормы которых регулируют имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, коллективами людей. (К отраслям частного права относятся: гражданское, семейное право и др.)

25. Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Виды юридической ответственности: а) уголовная, б) административная, в) дисциплинарная, г) гражданско – правовая


Похожая информация.


Значительная часть сдававших ЕГЭ по обществознанию в 2018 году, как показывает статистика и методический анализ, испытывают трудности при формулировке своих мыслей в письменных заданиях Вы в их числе? «Кто ясно мыслит – ясно излагает»! Мы запускаем новую страницу нашего проекта – словарь по обществознанию.

Учитесь формулировать термины по обществознанию с нами!

Мы готовы помочь Вам с формулировками! Мы уже указывали на необходимость начинать разбор каждой темы ЕГЭ по обществознанию с ключевых терминов и понятий. Наш словарь поможет Вам в этом. Для чего это нужно? Чтобы не мыслить абстрактно, чтобы видеть готовые формулировки в тестовых заданиях, чтобы четко решать задание 1 (ранее 22) , например.

Согласитесь, без знания базовых терминов, с эти заданием справиться будет крайне тяжело. Не знаете ответ? Открывайте нашего словаря! Ответ МАЖОРИТАРНАЯ.

Задание 1 ЕГЭ 2019

Понятно, что термин будет из и определять он будет один из ее (раз есть для примера).

Для лучшего понимания терминов вырабатывайте собственную систему максимально простых, приближенных к действительности и запоминаемых определений. Каждое определение можно строить на близком термине (сфера ценностей) и его функции (свойстве) — регулирующих.

Задание 1 ЕГЭ 2019

Итак, помним, синоним + отличие, функция.

Ваши 300 терминов-спартанцев на ЕГЭ 2019 по обществознанию!

Мы ведем постоянную работу по пополнению нашего словаря, так как понимаем, насколько для выпускника важно овладеть понятийным аппаратом, который будет ему просто необходим на ЕГЭ по обществознанию. Если Вы посмотрите критерии проверки любого задания то увидите, что сущностные и понятийные ошибки влекут за собой снижение баллов ЕГЭ. Поэтому, наш словарь растет. Сейчас его составляют уже свыше 600 терминов, сформулированных для Вас ЕГЭ по обществознанию.

Формулируйте термины самостоятельно!

Одним из залогов успешной подготовки к ЕГЭ по обществознанию является максимальная самостоятельность Вашей подготовки. мы не призываем Вас заучивать термины нашего словаря догматически! На ЕГЭ его с Вами не будет, а в ситуации память может подвести. Учитесь мыслить самостоятельно!

Наши подписчики спрашивают о том, что самостоятельная формулировка основных понятий может привести к ошибке.

Виталий 06.03.2014
Здравствуйте. А что, если я сформулирую термин, а он неправильный? Ведь известно, что переучивать сложнее.

Однако нам кажется, что самостоятельность мышления на ЕГЭ – главное! Предлагаю посмотреть несколько примеров, когда знание (или, наоборот, незнание, не умение самостоятельно сформулировать) термина оказало решающее влияние на получение Итак, посмотрим работы выпускников!

Перед Вами сложное теоретическое задание 25. Здесь проверяется именно компетенция выпускника мыслить научными терминами. Причем, если вы неверно формулируете сам термин, то за два дальнейших дополняющих его предложения, будь они даже верно написаны, вы получаете 0 максимальный балл здесь 3!).

Пример ошибки в термине на ЕГЭ, задание 25

Ошибка видится в определении. Например, в деятельность крестьянина на земле не направлена на получение дохода, а только на удовлетворение своих потребностей. А это то, без чего по невозможна никакая экономика. Скорее всего, этот элемент ответа не зачли. Например, в своем словаре мы даем следующее определение:

Фактор производства – ресурс, используемый субъектом экономических отношений для создания продукта и получения дохода.

А вот противоположный пример. Выпускница, подписчица нашего паблика

Использую для подготовки к ЕГЭ по оществознанию. Краткий словарь основный понятий по отдельным сферам общества


«Духовная сфера - термины»

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Духовные потребности – нужда общества и человека в создании и освоении духовных ценностей. Духовные потребности не заданы биологически, от рождения. Формируются в процессе социализации.

Духовная деятельность (производство) – деятельность людей по созданию духовных ценностей.

Духовные ценности (блага) – то, что создается в процессе духовного производства: произведения искусства, учения, научные открытия и т.д.

Культура – творческая деятельность человека, направленная на преобразование действительности; процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются и распределяются духовные ценности.

Культура – совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории.

В широком смысле культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.

В общем смысле культура – совокупность достижений людей в материальной и духовной сферах.

Материальная культура – вид культуры, которая связана с производством материальных благ (техника, производство - здания, оборудование, орудия труда).

Духовная культура - совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (наука, искусство, религия, мораль, политика, право - произведения искусства, научных открытия, религиозные учения).

Высокая (элитарная) культура – это тип культуры, которая создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами; рассчитана на узкий круг специалистов;

Народная культура – это тип культуры, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпос, сказки, танцы, песни).

Массовая культура – это современное культурное производство и потребление (концертная и эстрадная музыка, поп-культура) без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (детская, молодежная, научное сообщество, бизнес, религиозная, этническая, криминальная).

Контркультура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, панки, андеграунд).

Наука – система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека; целью науки является постижение истины и открытие объективных законов, получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

Научная революция – процесс коренного, качественного изменения господствующей системы идей и теорий (парадигмы), которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период.

Образование - результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни (семья, школа СМИ); целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Образование (по новому Закону «Об образовании») – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства

Обучение - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков и их совершенствованию.

Самообразование – процесс получения знаний самостоятельно.

Религия – внутренняя убежденность в существовании сверхъестественной высшей силы - в Бога (или богов), который является предметом поклонения.

Религия – форма общественного сознания и мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного начала.

Атеизм – отрицание существования бога.

Конфессиональный – церковный, конфессия – вероисповедание.

Магия - в ера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами с целью желаемого воздействия на окружающий мир.

Фетишизм (идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) - религиозное поклонение, предписывание отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата (поклонение неодушевленным предметам).

Тотемизм - поклонение рода или племени какому-либо животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.

Анимизм - вера в духов и души, существующих в предметах или независимо от них.

Мораль – форма общественного сознания, в которой находят отражение представления о добре и зле, справедливости и несправедливости; система ценностей и требований, регулирующих поведение человека; его отношение к другим людям, самому себе и к окружающей среде.

Мораль – специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни (мир должного).

Нравственность – принципы реального практического поведения людей, имеющих более «житейское», «приземленное» значение, в которых строгость высокоморальных норм значительно смягчена (мир сущего).

Этика – это философская наука, предметом изучения которой является мораль, нравственность.

Искусство – форма общественного сознания и вид человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Просмотр содержимого документа
«Политика - термины»

ПОЛИТИКА

Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств (силы, авторитета, традиций, права, денег и т.д.).

Политическая власть – право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенную политику, используя политические партии, организации, государство.

Политика – целенаправленная деятельность государства по решению общественных проблем, постановки и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер.

Политическая система общества – это комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества, а также форм взаимодействия и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; главный институт политической системы общества.

Включает: законодательные, исполнительные и судебные органы власти, а также силовые структуры (армию, полицию, органы государственной безопасности).

Функции государства – основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

Государственная служба – профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти.

Форма правления – организация высших органов власти.

Монархия форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) и передается как правило по наследству.

Республика форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти.

Форма национально-государственного устройства – отношения между центральными и местными органами власти, распространение власти на территории страны.

Унитарное государство - единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц (губерний, краев, провинций), не обладающих государственностью (единая конституция, система высших органов государственной власти, управления, судебная система).

Федеративное государство – союз административно-территориальных единиц (штатов, земель, республик), самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, конституцию и право граждан на двойное гражданство.

Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств, имеющих государственный суверенитет, для осуществления совместных конкретных целей (оборона, внешняя политика, денежная система, транспорт, связь).

Государственный суверенитет – верховенство государства во внутренней политике и независимость государственной власти от других государств.

Политический режим – совокупность методов, средств, приемов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.

Демократический политический режим – политический режим, основанный на подлинном народовластии и парламентаризме (признание прав и свобод граждан, политический плюрализм и отсутствие единой официальной идеологии).

Тоталитарн ый политический режим – политический режим, в основе которого лежит полный (тотальный) контроль государства за всеми сторонами жизни общества, однопартийная система и преобладание официальной идеологии.

Местное самоуправление – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью данной территории, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг.

Парламент – высший законодательный и представительный орган власти.

Парламентаризм – государственная власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству (парламенту), а граждане делегируют (передают) свои властные полномочия депутатам.

Выборы – процесс избрания депутатов, должностных лиц путем голосования.

Избирательное право граждан – конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Электорат – круг избирателей.

Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования.

Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня представления соответствующей избирательной комиссией финансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Мажоритарная избирательная система – система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов (относительное или абсолютное большинство).

Пропорциональная избирательная система – система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

Абсентеизм – уклонение от участия в выборах.

Политическая партия – организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к завоеванию государственной власти или участию в ее осуществлении.

Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

Многопартийность – деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за голоса избирателей.

Политический плюрализм – многообразие конкурирующих между собой политических партий (многопартийность), многообразие политических идей, убеждений (идеологический плюрализм).

Политическое движение – добровольное формирование, возникающее в результате стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов; общественное движение, преследующее политические цели, поддерживаемые его участниками.

Гражданское общество – вся совокупность неполитических отношений; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти (это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества).

Правовое государство – государство, закрепившее верховенство права в обществе и признающее свободу людей и равенство в правах.

Политическая культура – совокупность политических знаний, отношений, ценностей, убеждений людей.

Политическое поведение – совокупность сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели и порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных поступков, вызванных эмоциональным состоянием индивида.

Политическая элита – группа, выделяющаяся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем; непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Политические участие – действия гражданина с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти (политическая элита – профессиональные политики и активность в политической жизни рядовых граждан).

Политический конфликт – столкновение, противоборство субъектов политики; расхождение или противоположность их политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных положением и ролью в системе властных отношений.

Средства массовой информации – средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории («средства массовой коммуникации»):

Свобода слова в России - гарантируемое Конституцией Российской Федерации право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Просмотр содержимого документа
«Социальная сфера - термины»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Социальная структура общества – строение общества в целом; совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.

Социальные отношения – определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп.

Социально-групповые отношения – вид социальных отношений между классами, социальными слоями и др.

Межличностные отношения – вид социальных отношений человека с окружающими его людьми.

Социальная группа – любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально-значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть).

Малая группа – небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой.

Большая группа – многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих общие интересы.

Формальная (официальная) группа – это группа, которая создается и существует лишь в рамках официальных организаций.

Неформальная (неофициальная) группа – это группа, которая возникает и существует на основе личных интересов ее участников.

Сословная система – исторический тип стратификации, которая предусматривает юридическое закрепление человека за той или иной группой с передаваемыми по наследству правами и обязанностями (неравенство социального положения и наличие привилегий).

Классовая система – исторический тип стратификации; система открытого типа, в которой человек принадлежит к большой социальной группе, различающейся по ее роли во всех сферах жизнедеятельности общества (место в системе общественного производства, отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда, способы и размеры получаемого богатства).

Социальный статус – общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Личный статус – это положение индивида в малой группе, оценка его членами данной группы в соответствии с его личными качествами (лидер, знаток, душа компании).

Предписанный (приписанный) статус – это социальная позиция, которая заранее, от рождения, предписана индивиду независимо от заслуг личности (пол, возраст, национальность).

Достигаемый статус – это приобретаемый в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (материальное положение, образование, политическое влияние).

Престиж – это уважение статуса, сложившееся в общественном мнении (место учебы, место работы, профессия, должность).

Социальная роль – ожидаемое поведение от человека, занимающего определенное место в социальной системе в зависимости от его статуса.

Социализация личности – усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми; это границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Нормы морали – это правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и соблюдение которых обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение общества.

Правовые нормы – это формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой.

Политические нормы – это правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, социальными группами (законы, международные договоры, политические принципы, моральные нормы).

Побуждающие социальные нормы – это вид норм, которые содержат предписание, т.е. указание на требуемое действие.

Запрещающие социальные нормы – это вид норм, которые содержат запрет, т.е. указание на действия, которые не следует совершать.

Императивные (обязательные) социальные нормы – это вид норм, которые содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – социальное поведение, несоответствующее имеющимся нормам, принятым значительной частью людей в группе или сообществе (пьянство, наркомания, преступность, проституция, самоубийство, гомосексуализм).

Делинквентное (преступное) поведение – вид девиантного поведения, нарушение правовых норм (противоправное поведение).

Социальный контроль – регуляция отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Внутренний (самоконтроль) социальный контроль – это форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Самоконтроль означает сдерживание стихийных импульсов в поведении человека, основывается на волевом усилии.

Внешний социальный контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Семья – как социальная группа основана на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью (удовлетворяет личные потребности людей).

Семья – как социальный институт, деятельность которого направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей (удовлетворяет социально значимые потребности общества).

Брак – юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.

Социальная дифференциация (расслоение) – разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.

Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами и слоями населения. Страта – социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественный, профессиональный, уровень образования, доход, власть, престиж).

Социальная стратификация – система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Выделяют следующие критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж.

Социальная мобильность – перемещение групп и индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

Вертикальная мобильность – это вид социальной мобильности, которая представляет собой движение вверх (восходящая) или вниз (нисходящая) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.

Горизонтальная мобильность – это вид социальной мобильности, географическое перемещение между районами, городами; смена позиций на одном социальном уровне, без изменения статуса.

Каналы социальной мобильности или социальные «лифты» - это пути, по которым происходят перемещения людей из одних социальных групп в другие (социальный статус семьи, получение образования, физические и умственные способности, внешние данные человека, получение воспитания, смена места жительства, армейская служба, вступление в брак).

Маргиналы – индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур (промежуточное состояние социального субъекта).

Конфликт – спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Социальный конфликт – столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.

Этническая общность (этнос) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами особенностями культуры, языка, историческим самосознанием.

Племя это тип этноса, с овокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, религии, обрядов.

Народность это тип этноса,исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

Нация – это тип этноса, исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, духовной культуры, этнического самосознания.

Этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Нация – исторически устойчивая социально-экономическая и духовная общность людей.

Национальность – принадлежность лица к какой-либо этнической группе.

Межнациональные (этнические) конфликты - с поры, столкновения, возникающие между большими группами людей разных национальностей, между государствами.

Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов.

Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Национализм – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов; стремление к национальной замкнутости; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Шовинизм (крайне агрессивная форма национализма) – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Геноцид (проявление государственного национализма) – преднамеренное и систематическоеуничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп (Холокост).

Просмотр содержимого документа
«Человек и общество - термины»

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество – это совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности.

Природа – это совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека; источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).

Глобализация – процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации, дальнейшее поступательное развитие всего человечества.

Экономическая сфера – это область жизни общества, которая включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и отношения людей в процессе экономической деятельности (заводы, фирмы, банки, биржи).

Социальная сфера – это область жизни общества, которая включает в себя отношения между классами, сословиями, профессиональными и возрастными группами; национальные отношения; семья и семейные отношения; образовательно-воспитательные и медицинские учреждения, органы социальной защиты.

Политическая сфера – это область жизни общества, которая включает в себя отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями, отношения людей по поводу власти (парламент, правительство, партии, общественные организации).

Духовная сфера – это область жизни общества, которая включает в себя нравственность, наука, религия, образование, искусство, культура; отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения и потребления (школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы).

Человек – биосоциальное существо.

Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода, один из людей (типичные свойства данного человека, его схожесть с другими людьми от рождения).

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств, непохожесть человека на других (от рождения - внешний облик, манеры поведения, характер).

Личность – социально и духовно развитый человек; субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт и качеств, которые он реализует в общественной жизни, в процессе сознательной деятельности (обладать только ему присущими общественными качествами: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения).

Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Культурные нормы – это требования, налагаемые обществом на человека, стремящегося быть воспитанным, духовно развитым (воспитание).

Деятельность – изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.

Труд – вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата (целесообразность, нацеленность на ожидаемый результат, наличие мастерства, умений и знаний, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания человека).

Игра – вид активности человека, в которой важен не продукт, а сам процесс (развлечение, отдых); в ней важны условия игры.

Учение – вид деятельности, цель которого приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Материальная (практическая) деятельность – создание материальных ценностей, вещей (преобразование природы и преобразование общества).

Духовная деятельность – создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.

Познание – это активное отражение действительности в сознании человека (процесс приобретения и развития знания на основе практики). Результатом познания является знание. Цель познания – достижение истины.

Истина – знания, соответствующие окружающему миру наиболее полно и точно, т.е. истина всегда объективна.

Субъект познания – индивид, наделенный сознанием и целеполаганием, или группа индивидов (общество).

Объект познания – это фрагмент реальности, то, на что направлена активность человека.

Ощущение – это форма чувственного познания, отражение отдельных свойств предмета, воздействующих на органы чувств.

Восприятие – это форма чувственного познания, процесс формирования целостного образа, отражающего предмет, явление и их свойства.

Представление – это форма чувственного познания, чувственное отражение предметов и явлений в сознании (без непосредственного воздействия, сохраняемое в памяти).

Понятие – это форма рационального (логического) познания, мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности.

Суждение – это форма рационального (логического) познания; форма мысли, при которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо о предмете.

Умозаключение – это форма рационального (логического) познания; операция мышления, при которой формируются новые суждения.

Прогресс – это направление развития, для которого характерен переход то низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.

Виды социального прогресса – экономический, технический и культурный.

Регресс – это такой тип развития, для которого характерен переход то высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Реформа – это изменение (чаще усовершенствование) в какой-либо сфере жизни общества, проводимое одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих его фундаментальные основы.

Революция – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя.

Общение – вид деятельности, в которой происходит обмен идеями и эмоциями; социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей (обмен информацией, передача опыта). Обязательно наличие партнера.

Деловое общение – это форма общения, при которой происходит воздействие людей друг на друга с целью решения определенной проблемы.

Повседневное общение – это форма общения между близкими людьми при решении семейных и бытовых проблем.

Убеждающее общение – это форма общения с целью изменения поведения людей.

Ритуальное общение – это форма общения, которое характеризуется соблюдением или выполнением предписанного поведения.

Межкультурное общение – это форма общения, при которой происходит общение людей, принадлежащих к разным культурам.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Традиционное (аграрное) общество – этоне индустриальное, преимущественно сельское общество, которое представляется статичным и противоположным современному, изменяющемуся индустриальному обществу.

Индустриальное общество – это общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, применения достижений технико-технологического прогресса; которое характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.

Постиндустриальное (информационное) общество – это концепция общества, в котором, благодаря значительным научно-техническим преобразованиям, приоритетной становится сфера услуг; это общество, ключевая роль в котором возложена на образование, науку и квалификацию человека, в качестве производительной силы выступают интеллектуальные технологии.

Просмотр содержимого документа
«Экономика - термины»

ЭКОНОМИКА

Экономика как хозяйство – это х озяйство конкретной страны, включающее определенные отрасли и виды производства (материальное производство - промышленность, сельское хозяйство, транспорт и нематериальная сфера - образование, культура, здравоохранение).

Экономическая наука – это наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения.

Производство – процесс создания экономических благ и услуг (предприятия, фирмы). Производство – процесс создания товаров и услуг,предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей.

Производитель – тот, кто создает товары и услуги, удовлетворяя потребности человека и общества.

Распределение – разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве (органы государственной власти, банки).

Обмен – процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт (рынок).

Потребление – заключительная стадия производства, в которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Товар – продукт труда, произведенный для удовлетворения потребностей человека и предназначенный для купли-продажи на рынке.

Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.

Факторы производства или производственные ресурсы – основныересурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.

Труд как фактор производства – это физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при производстве товаров и услуг.

Земля как фактор производства – это природные ресурсы, естественные блага, необходимые для создания товаров и услуг (все, что используется в натуральном виде).

Капитал (инвестиционные ресурсы) как фактор производства – это средства производства, необходимые при создании экономических благ, включая промышленное оборудование и инфраструктуру.

Предпринимательская деятельность как фактор производства – это управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства.

Информация как фактор производства – это знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности.

Экономическая система – организованные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

Традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни, базирующейся на натуральном хозяйстве и отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики (цель – удовлетворение собственных потребностей производителя на основе обычаев и традиций).

Централизованная (командная, плановая) экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства (жесткая регламентация экономической деятельности всех субъектов из единого экономического центра в соответствии с государственным планом).

Рыночная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц (самостоятельность в принятии решений экономическими субъектами на основе свободы выбора).

Собственность – принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам; экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.

Право на владение – это правомочие собственника, выраженное в фактическом обладании данным имуществом, возможность иметь вещь в своем хозяйстве;

Право на пользование – это правомочие собственника, выраженное в возможности получать от вещи пользу.

Право на распоряжение – это правомочие собственника, выраженное в возможности определять «юридическую судьбу» вещи (продавать его, дарить, менять, передавать по наследству, сдавать в аренду, залог и т.д.).

Национализация – передача собственности из частных рук в руки государства.

Приватизация – передача собственности государства отдельным гражданам или юридическим лицам, приобретение государственного или муниципального имущества в частную собственность граждан, акционерных обществ.

Рынок – экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение, цена.

Спрос – отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести.

Закон спроса: существует обратная связь между ценой и величиной спроса (чем ниже цена товара, тем большое количество покупателей хотят и могут его приобрести).

Предложение – связьмежду ценойтовара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать.

Закон предложения: существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения (при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца произвести этот товар и предложить его на рынке).

Цена – денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Цена спроса – максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени.

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции (устраивает и продавца, и покупателя).

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Бизнес – экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды (совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами).

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.

Юридическое лицо – организация, учреждение, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей. Юридические лица делятся на коммерческие (цель деятельности – извлечение прибыли) и некоммерческие.

Физическое лицо – человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноценного субъекта (действует от собственного имени с момента государственной регистрации в качестве ИП).

Издержки производства – затраты, связанные с производством продукции.

Постоянные издержки - затраты, не зависящие от объема производимой продукции (например, на содержание и охрану зданий, содержание управленческого аппарата).

Переменные издержки - затраты, изменяющиеся в зависимости от объема производства (например, на сырье, материалы, электроэнергию).

Внешние (явные) издержки – затраты ресурсов, приобретаемых на стороне, у поставщиков, не входящих в состав предприятия.

Внутренние (неявные) издержки – затраты собственных ресурсов.

Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товара, используемый в качестве мерила стоимости всех других товаров и услуг.

Инфляция (с лат. – вздутие) – обесценивание бумажных денег, проявляющееся в росте цен на товары и услуги, не обеспеченном повышением их качества.

Заработная плата – материальное вознаграждение за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг).

Безработица – социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда.

Безработный – это человек в трудоспособном возрасте (от 16 до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин), не имеющий работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству.

Прямые налоги - обязательные платежи, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества юридических и физических лиц в установленном размере.

Косвенные налоги – это налоги, которые устанавливаются на продажи товаров в виде надбавок к цене товара и услуг.

Федеральные налоги – это налоги, которые перечисляются в федеральный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги - это налоги, которые перечисляются в бюджет субъектов РФ, обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

Местные налоги – это налоги, которые поступают в местный бюджет, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Государственный бюджет (от англ. сумка, кошелек) – роспись доходов и расходов государства на определенный период времени; финансовый план страны.

Государственное регулирование экономики – система экономических, политических, юридических (правовых) мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы с целью достижения стабилизации и развития (экономического роста) в меняющихся условиях.

Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ в 2015/2016 году

1. Человек в обществе

2. Сфера духовной культуры

3. Экономика

4. Социальная сфера

5. Сфера политики и социального управления

1. Человек в обществе

Ключевые термины

1.2 Взаимодействие общества и природы

1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

1.4 Биологическое и социальное в человеке

1.5 Личность. Особенности подросткового возраста

1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение

1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Мировоззрение. Социализация. Агенты социализации. Деятельность. Потребности. Мотивы. Общение. Способности. Темперамент. Общество. Социальный институт. Сферы общественной жизни Общественные отношения. Общественный прогресс, регресс. Эволюция. Революция. Цивилизация. Общественно-экономические формации. Природа. Система. Глобальные проблемы

2. Сфера духовной культуры

Ключевые термины

2.2 Наука в жизни современного общества

2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального

образования в Российской Федерации

2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Духовность. Культура. Духовные ценности. Мораль. Нравственность. Гуманизм. Добро. Зло. Моральный долг. Совесть. Ответственность. Образование. Наука. Религия. Религиозные организации. Патриотизм. Гражданственность.

3. Экономика

Ключевые термины

3.1 Экономика, ее роль в жизни общества

3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов

3.3 Экономические системы и собственность

3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация

3.5 Обмен, торговля

3.6 Рынок и рыночный механизм

3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство

3.8 Деньги

3.9 Заработная плата и стимулирование труда

3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки

3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами

3.12 Экономические цели и функции государства

Экономика. Ресурсы. Производство. Обмен. Потребление. Отрасль. Предприятие. Товар. Конкуренция. Монополия. Рынок. Спрос. Предложение. Факторы производства. Торговля. Предпринимательство. Деньги. Рыночная экономика. Традиционная экономика. Командно-административная экономика.

Налоги. Заработная плата.

4. Социальная сфера

Ключевые термины

4.1 Социальная структура общества

4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями

4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

4.4 Социальные ценности и нормы

4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни

4.6 Социальный конфликт и пути его решения

4.7 Межнациональные отношения

Социальная структура общества. Стратификация общества. Социальное неравенство. Социальная мобильность (вертикальная, горизонтальная). Социальный статус. Социальные лифты. Социальная группа. Социальный конфликт. Социальная роль. Социальные нормы. Санкции. Поколение. Гендер. Этнос. Нация.

5. Сфера политики и социального управления

Ключевые термины

5.1 Власть. Роль политики в жизни общества

5.2 Понятие и признаки государства

5.3 Разделение властей

5.4 Формы государства

5.5 Политический режим. Демократия

5.6 Местное самоуправление

5.7 Участие граждан в политической жизни

5.8 Выборы, референдум

5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни

5.10 Гражданское общество и правовое государство

Политика. Власть. Авторитет. Иерархия. Государство. Суверенитет. Форма государства. Политическая система общества. Форма правления. Монархия. Республика. Политический режим. Демократия. авторитаризм. Тоталитаризм. Государственное устройство. Федерация. Конфедерация. Унитарное государство. Парламент. Гражданское общество. Правовое государство. Гражданство. Избирательная система. Референдум. Политическая партия. Абсентеизм.

6. Право

Ключевые термины

6.1 Право, его роль в жизни общества и государства

6.2 Норма права. Нормативный правовой акт

6.3 Понятие правоотношений

6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности

6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации

6.6 Федеративное устройство Российской Федерации

6.7 Органы государственной власти Российской Федерации

6.8 Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан

6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина

6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних

6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина

6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей

6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей

6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних

6.16 Административные правоотношения, правонарушения и наказания

6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Право. Обязанность. Юридическая ответственность. Правосознание. Правовая культура личности. Норма права. Система права. Отрасли права. Институты права. Конституция. Иск. Правоспособность. Дееспособность. Брак. Правонарушение. Преступление.

Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Знать/понимать

Уметь

1.1 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми

1.2 сущность общества как формы совместной деятельности людей

1.3 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества

1.4 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли

2.2 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия

2.3 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)

2.4 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах

2.5 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

2.6 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

2.7 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)

Характеристика структуры и содержания КИМ

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях:

а) записан номер неправильного ответа;

б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер

правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.

Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.

Часть работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла для каждой части

С кратким ответом

С развернутым ответом

Минимальный проходной балл – 15, максимальный – 39.

Соответствие баллов ГИА по обществознанию школьным оценкам представлено следующим образом:

    двойка – 0-14;

    тройка – 15-24;

    четверка – 25-33;

    пятерка – 34-39.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ