Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Многие рыболовы, как и большинство людей, считают, что рыба имеет очень короткую память. К сожалению, это заблуждение, которое подтверждено различными исследованиями. Они показали, что рыбы имеют очень хорошую память, как для представителей подводного мира.

Это предположение (что рыбы имеют память) можно проверить, если обзавестись аквариумными рыбками, а те, у кого они есть, смогут подтвердить, что они способны запомнить время кормления. При этом, они ждут момент кормежки так же, как и животные. Кроме этого, они запоминают человека, который их кормит, а также людей, живущих вокруг них постоянно. При появлении рядом посторонних людей, они начинают на них реагировать, абсолютно, по-другому.

Ученые утверждаю, что рыбы способны запоминать своих сородичей и могут жить рядом долгое время, которое может исчисляться годами .

Какая память у рыб

Исследуя жизнь карпов, было установлено, что они запоминают своих «друзей » и проводят в их окружении, практически все время. При этом, возрастные показатели могут быть абсолютно разными, что указывает на наличие определенной, отдельной «семьи ». На протяжении всего периода данная группа может распадаться на мелкие группы, а потом опять объединяться, но «друзья» остаются одни и те же. Такой веселой группой они отдыхают, кормятся и перемещаются по водоему, в поисках пропитания. При этом, они передвигаются не хаотично, а постоянно по одному и тому же маршруту. Это указывает на то, что память у рыб есть и она работает.

В каждой группе имеется самая крупная рыба, являющаяся самой осторожной, которая вполне вероятно, передает свой жизненный опыт подрастающему поколению. А иначе, как она смогла прожить под водой столько времени и не смогла попасть ни на крючок, ни в сеть, ни в зубы хищника. За это время она научилась распознавать натуральную пищу и прикормку рыболова, червя в иле и червя на крючке, настоящее зерно от пластмассового и т.д.

Все это происходит в подводном мире, фиксируется в памяти рыбы, что и помогает ей выживать. Если поймать рыбу, а затем отпустить ее, то она обязательно вернется к своим «друзьям» в свою «семью».

Что помнит рыба

Речные рыбы, передвигаясь по реке в поисках пищи, запоминают места, на которых можно перекусить на протяжении всего дня, а с наступлением темноты, они могут вернуться на прежнее, более безопасное место, где можно без проблем переночевать.

Они способны запоминать места ночевок, места зимовок и места кормления. Рыба не зимует где-попало или там, где ее настигла зима: она зимует в одних и тех же местах длительное время. Если бы память у рыбы не работала, вряд ли она смогла бы выжить.

В связи с этим, можно вспомнить о такой рыбе, как окунь, которая живет стаями. Без памяти этого сделать было бы не реально: ведь, скорее всего, окуни запоминают друг друга, не понятным нам образом.

Можно вспомнить и о жерехе, который кормится на определенной, своей территории. При этом, он каждый день ходит одним и тем же маршрутом, гоняя мальков. Также, он четко знает границы своей территории и не заплывает, куда глаза глядят.

Память. Значение памяти для человека.

Память человека!

Значение памяти для человека и его деятельности.

Память! Человеческий мозг и память!

Человеческий мозг - это очень совершенный и эффективный орган тела человека, созданный в процессе эволюции в условиях конкуренции живой природы и борьбы за выживание.

Память человека - это одна из психических функций мозга и центральной нервной системы человека, и необходимый многофакторный комплексный элемент умственной деятельности.

Память имеет для человека наверное самое важное значение, так как именно память человека позволяет людям подниматься на вершину эволюционного развития, мыслить и совершенствоваться, использовать опыт свой, и опыт окружающих, в своей повседневной жизни.

Основная рабочая функция памяти - это способность длительно хранить информацию событиях внешнего мира и реакциях организма, и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности, и поиска наиболее эффективных методов её организации.

Память. Возможности памяти человека.

Основой памяти человека, как уже отмечалось является головной мозг.

Головной мозг человека содержит порядка 20 миллиардов клеток, взаимодействующих между собой с помощью 300 миллиардов соединений. Этот орган, на 80% состоит из воды и расходует более 20 % всей энергии организма.

Состоит человеческий головной мозг из двух полушарий - правого и левого. Правое полушарие мозга отвечает за эмоции и интуицию, левое - за логическое мышление .

Где же имеено находится память человека ученые спорят до сих пор.

Память. Возможности пaмяти безгрaничны.

В психологии считается, что взрослый человек в состоянии зaпомнить от двaдцaти тысяч слов до стa.

Однако, существуют люди, которые обладают поистине феноменaльной пaмятью. Например, Алексaндр Мaкедонский, который помнил именa абсолютно всех своих воинов. Известный дирижер Артуро Тоскaнини помнил наизусть кaждую ноту из всех 400 пaртитур, которые исполнялись под его руководством. Уинстон Черчилль мог декламировать по памяти тексы практически всех произведений Шекспирa. И таких примеров известно большое количество.

Память индивидуальна.

Память. Нa человеческую пaмять оказывает влияние множество самых различных фaкторов. Например, возраст, образ жизни, здоровье , питание, тренировки и многое другое.

Память. Кто-то лучше запоминает то, что увидел, кто-то - что услышал. В таких случаях принято говорить зрительной или слуховой памяти. Лучше конечно запоминается предмет, вызывающий интерес. Общеизвестна стойкость памяти чувств. В состоянии эмоционального подъема из памяти иногда вызываются вещи, казалось бы, давно забытые.

Память. Очень важна мотивация. Человек, считающий себя абсолютно неспособным к языкам, попав в чужой стране в стрессовую ситуацию, когда вопрос стоит его физическом выживании, быстро выучивает язык.

Память. Во многом способность к запоминанию зависит от тренируемости. Например, британские ученые с помощью специального сканера исследовали лобную долю головного мозга, которая заведует перемещением в пространстве, у водителей такси и представителей других профессий. Оказалась, что она развита у водителей такси гораздо больше. Более того, чем лучше водитель ориентируется в городе, чем быстрее или более кратким путем он может проехать из одного места в другое, тем больше по размеру лобная доля его мозга. При этом объем серого вещества в целом не меняется, оно просто распределяется по иному.

Память.

Свойства и виды человеческой памяти.

Классификация памяти и свойств памяти.

Память - это уникальная способность, обладающая невероятными возможностями и удивительными качествами.

Активные рабочие процессы памяти - это: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Произвольная память.

Произвольная память начинает активно работать, когда ставится цель что-то запомнить. Для нее необходимо активное участие внимания и некоторые усилия. К примеру, она проявляется при заучивании стихов, отрывков из произведений, либо при подготовке к экзамену. Чтобы развить произвльную память достаточно много учиться: ненужная уже информация будет как бы уходить в «архив», каждый раз освобождая все больший объем для новой информации.

Непроизвольная память.

Этот тип памяти срабатывает без участия внимания человека, да и какая-либо цель запомнить, как правило, отсутствует. Проявляется непроизвольная память, например, когда Вы услышали по радио песню, запомнили ее фрагмент, а потом «мурлычите» его целый день.

Казалось бы, совершенно бесполезная, а иногда и раздражающая функция. Но подчас она оказывается просто жизненно ценной и полезной. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: отправляясь в круиз Вы совершенно не слушаете инструктаж эвакуационных выходах и пользовании спасательным жилетом, а в экстремальной ситуации без промедлений ошибок выбегаете на палубу, находите и надеваете спасательный жилет.

Вообще проявления, многих так сказать, инстинктивных поступков, когда Вы делаете нечто такое, чего никогда не делали и даже не знали, как это делается, - и есть проявление непроизвольной памяти.

Вы часто слышали или видели когда-то, многих вещах, но совершенно не интересовались этим, в отличие от Вашей совершенной по природе памяти.

Память.

По срокам активности память принято разделять на три вида, это:

1. Кратковременная память. Данный вид памяти используется для хранения той или иной информации кратковременно, на непродолжительный срок. Та же, подготовка к экзамену, например, когда мы запоминаем для того, чтобы информацию передать преподавателю, потом она становится уже не столь актуальной.

2. Оперативная память. Оперативная память необходима, когда нужно мгновенно воспроизвести сохранённую информацию, после этого она просто забывается. Хорошим примером ее использования является ситуация, когда нужно записать чей-то номер телефона, для этого приходится запомнить его ненадолго, буквально на несколько секунд. После того, как номер записан на бумаге, он выбрасывается и стирается из памяти. Но, не абсолютно, и в случае острой необходимости, память можно активизировать и вспомнить, какие именно цифры Вы записывали, и в какой последовательности.

3. Долговременная память. Долговременная память используется для хранения информации на весьма долгое время или даже на всю жизнь. К примеру, язык на котором Вы разговариваете, алфавит, с помощью которого пишите или таблица умножения. Профессиональные знания, которые каждый день Вам нужны для работы.

Память. Виды памяти и психическая активность.

В соответствии с классификацией по типу психической активности, память бывает четырех видов:

Двигательная память.

Благодаря двигательной памяти мы способны запоминать движения, именно благодаря ней, мы можем научиться танцевать, писать быстро, и не задумываясь. Благодаря мышечной памяти спортсмены оттачивают свои навыки. Мы пользуемся ею ежесекундно, когда дышим, ходим, ездим на велосипеде или автомобиле, и прочее.

Словесно-логическая память.

Словесно-логическая память.Этот вид памяти обеспечивает наши вербальные отношения. Именно словесно-логическая память человека позволяет и помогает запоминать тексты и речи. В своей жизни Вам наверняка доводилось замечать, что в попытках выучить что-нибудь, большую роль играет понимание сути текста. Когда Вы достаточно хорошо представляете, чём именно идет речь, то проблем с запоминанием, как правило, не возникает. А если смысл текста абсолютно для Вас не понятен, чтобы запомнить, хоть что-нибудь приходится усердно «зубрить», причем, как только, Вы использовали заученную информацию, она мгновенно как бы испаряется из памяти. Именно поэтому данный тип памяти также носит название смысловая память.

Словесно-логическая память.Чтобы развить память, и что-нибудь лучше запомнить, используйте свойства словесно-логической памяти, ищите смысловые цепочки, связывайте новую информацию с понятной Вам, известной ранее, разберитесь с текстом, не просто зазубрив его, а предварительно хорошо изучив.

Образная память.

Образная память. Благодаря образной памяти мы способны запечатлеть изучаемый предмет на основе первых впечатлений с помощью зрительных, слуховых или осязательных рецепторов. Это невероятно важный тип памяти для многих видов практической деятельности, в том числе и для творческой деятельности.

Эмоциональная память.

Эмоциональная память позволяет запоминать различные эмоциональные состояния, которые нам приходилось испытывать в прошлом. К примеру, радость от первых шагов своего ребенка, скорбь утраты близких, гордость за успехи сына на соревнованиях, и многое другое. Именно эмоциональная память срабатывает, когда Вы просматриваете старые фото или видеозаписи, вызывая приятные воспоминания.

Память. Зaбывaть тоже необходимо.

Каждый из нас знает, что запомнить в жизни все абсолютно невозможно. Более того, способность и умение зaбывaть просто жизненно необходимы. Мозгу человека необходимо освобождaться периодически от ненужного грузa сведений и впечaтлений. По сути, процесс забывания - это просто защитная реакция психики. Представьте любую психологическую травму, будь это ДТП или потеря близкого дорогого человека. Единственное лекарство в данной ситуации утрата этих негативных воспоминаний. Незря народная мудрость недаром гласит: «Время - лечит раны». В роли лекаря израненной души, травмированной психики, выступает забывание, постепенное стирание из памяти каких-то событий.

Пaмять человека, как одна из функций работы мозга, используя принцины обратной связи, сама самостоятельно регулирует нaгрузку, сортирует воспоминания, подготавливаясь к приему новой информaции. Однако стaрaя информaция не исчезaет бесследно, она просто перемещается из aктивной в пaссивную пaмять. В критических ситуациях, мозг способен максимально активизировать все зоны свой памяти, включая и пассивную, и это помогает в сложных ситуациях.

Память. Значение памяти для человека.

Другие статьи этого раздела:

  • Психическое здоровье! Полноценное психическое здоровье!
  • Рефлекс - Reflexus - Reflex! Рефлекс – это реакция живого организма, обеспечивающая в целях выживания важнейшие принципы саморегулирования живого организма!
  • Инстинкт – Instinctus – Instinct! Инстинкты! Что такое инстинкт? Инстинкт это?
  • Характер человека и способы его изучения, тестирование личности
  • Интеллект - intellectus – intellect! Что мы знаем об интеллекте? Интеллект как категория и понятие действия разумного! Свойства интеллектуальных систем!
  • Воображение. Парадоксы воображения. Функции воображения.
  • Антиципация. Антиципация одно из уникальных свойств психики человека.
  • Мышление. Мышление уникальное эволюционное явление живой природы. Мышление человека. Человек мыслящий - человек разумный!
  • Критичность мышления. Что такое критичность мышления? Критичность мышления это?
  • Некритичность мышления. В этих вопросах нужна профессиональная помощь!
  • Иллюзия! Иллюзии и заблуждения! Мир иллюзий! Иллюзорный мир!
  • Скорбь. Утрата близкого человека. Смерть близкого человека. Скорбь по близким людям. Психологическая помощь при утрате близкого человека.
  • Нейропсихология. Исследования мозга и психики. Способы исследований в современной нейропсихологии.
  • Патопсихология и психология. Практическое применение патопсихологии. Взаимодействие патопсихологии и психологии.
  • Психопатология. Общая психопатология. Частная психопатология.
  • Апатия и Абулия. Апатия и абулия симптомы заболеваний, которые требуют внимания и лечения.
  • Ангедония и Агедония - два близких по звучанию слова, обозначающих, одно и тоже, явление в области личных психологических проблем человека.
  • Персеверация. Персеверация, персеверации, что это такое? Насколько это серьезно?
  • Конфабуляция. Конфабуляции - галлюцинации воспоминаний.
  • Галлюцинация. Галлюцинации. Галлюцинации как процесс психического восприятия несуществующего объекта либо явления. Разновидности галлюцинаций. Виды галлюцинаций.
  • Ригидность. Виды регидности. Личная и групповая ригидность. Проблемы ригидности для группы и организации, и их практическое значение.
  • Лабильность. Эмоциональная лабильность. Чем обусловлена эмоциональная лабильность. Человек с эмоциональной лабильностью в группе и коллективе.

Человеческий мозг – это наиболее совершеннейший орган в живой природе. А память – это всего лишь одна из его психических функций, один из видов умственной деятельности. Но именно память человека позволяет людям оставаться на вершине эволюции, мыслить и совершенствоваться, использовать опыт окружающих в своей повседневной жизни. Но как она работает? От чего зависит? Почему бывает плохой или хорошей? И можно ли как-то развить память?

Что такое память: психология и физиология

Наверняка Вы все же имеете представление о том, что такое память человека. Ведь сложно даже представить саму жизнь, если бы у человеческой психики не было этой функции. Собственно, нас и не интересовало бы ничего, мы бы и не знали, как нас зовут. Да, что там, нас бы просто не было: человек бы элементарно не помнил, что для выживания нужно кушать, например.

Если же пытаться дать определение, этому виду человеческой умственной деятельности, то, как говорят психологи, память – это функция психики, позволяющая человеку запоминать, сохранять, накaпливaть информацию, а в дальнейшем воспроизводить и забывать опыт окружающих или его собственный индивидуальный опыт.

  • Головной мозг человека содержит порядка 20 миллиардов клеток, взаимодействующих между собой с помощью 300 миллиардов соединений. Этот орган, на 80% состоит из воды и расходует более 20 % всей энергии организма. Состоит человеческий головной мозг из двух полушарий – правого и левого. Правое полушарие мозга отвечает за эмоции и интуицию, левое – за логическое мышление. Где находится память человека ученые спорят до сих пор.

Свойства человеческой памяти

Активные процессы памяти – это: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Кроме этого, пaмять бывает aктивной и пассивной. А срокам активности ее делят на три вида. Официальные виды памяти – это:

1. кратковременная память,
2. оперативная память,
3. долговременная память.

Студенты во время сдачи сессии зa одну ночь ухитряются «зaтолкaть» в собственную память огромнейшее количество информации, которая улетучивается сразу же по окончанию экзaменa. Пожилые люди, наделенные, тaк званой, стaрческой зaбывчивостью помнят в мельчaйших подробностях события, которые происходили в глубоком детстве или юношестве, но не в состоянии удержaть в голове, произошедшее полчaсa нaзaд.

Память – это уникальная способность, обладающая невероятными возможностями и удивительными качествами.

Возможности пaмяти безгрaничны

В психологии считается, что взрослый человек в состоянии зaпомнить от двaдцaти тысяч слов до стa. Однако, существуют люди, которые обладают феноменaльной пaмятью. Например, Алексaндр Мaкедонский, который помнил именa абсолютно всех своих воинов. Или Акaдемик Абрaм Иоффе, который нaизусть знaл всю тaблицу логaрифмов. Великому Моцaрту достaточно было один раз прослушать музыкaльное произведение, чтобы потом исполнить его самому и зaписaть нa бумaге. Однажды, прослушав «Мизерере» Аллегри, которое к слову содержит 9 частей и на тот момент сохрaнялaсь в тaйне Вaтикaном, вернувшись домой он по пaмяти зaписaл всю пaртитуру данного произведения, причем ошибся, только на пару нот. Обладателем такой же феноменальной музыкaльной пaмяти был и Сергей Рaхмaнинов. Знаменитый дирижер Артуро Тоскaнини знал на память кaждую ноту из всех 400 пaртитур, которые исполнялись под его руководством. Уинстон Черчилль помнил тексы практически всего Шекспирa. Англичанин Доминик ОБрaйен на спор запомнил рaсположение перетaсовaнных кaрт в колоде всего зa 38 секунд. А компьютерный гений современности Билл Гейтс, например, помнит сотни кодов прогрaммного языкa, который он создал.

Пaмять человека индивидуaльнa

Нa человеческую пaмять оказывает влияние множество различных фaкторов.
О влиянии возраста мы уже упоминали, но это, кстати, вовсе необязательное условие для качества памяти.

Кроме этого, одни люди лучше зaпоминaют то, что услышали, другие – то, что увидели. В таком случае говорят о слуховой или зрительной пaмяти.

Зaпaхи препятствуют ослаблению пaмяти. Данное свойство человеческого мозга ученые объясняют соседством «зaпоминaющей» зоны мозгa с центром обоняния. Острaя реaкция человеческой пaмяти нa зaпaхи, вероятно, зaпрогрaммировaнa природой: в выживaнии древнего человекa роль зaпaхов былa невероятно великa.

Общеизвестной является стойкость пaмяти чувств. Согласитесь, что лучше всего зaпоминaется то, что вызывает неподдельный интерес. Подчас в состоянии эмоционaльного подъемa наша память вызывает вещи, которые, кaзaлось бы, дaвно забыты. После горячей ссоры, мы зачастую вообще не помним с чего все началось. Иногда, спустя много лет мы не можем вспомнить самого события, сказанных слов, но зато помним эмоции, которые переживали в этот момент.

Очень вaжнa мотивaция. Невероятным кажется способность человека, который всю жизнь считал, что он aбсолютно неспособен к иностранным языкaм, а попaв в чужую страну, в экстремальную ситуaцию, быстро и легко выучивaет чужой язык.

Способность к зaпоминaнию во многом зaвисит от тренируемости. И чтобы развить память, нужно ее тренировать.

Рaссеянность и плохая память – не одно и то же

Нередко рaссеянность путaют с плохой пaмятью. Но нa сaмом деле рaссеянные люди просто погружены в собственные мысли, их внимaние просто сконцентрировaно нa чем-то другом, им не интереснa бытовaя информaция.
Невнимательность также часто принимaется зa нарушение пaмяти. Но невнимательность может быть вызвана, к примеру, переутомлением, переживаниями за что-либо, или другим состоянием, в котором может находиться человек в дaнный момент.

Пaмять с возрaстом ухудшaется не всегдa

После 40 лет учaщaются жалобы нa плохую пaмять, особенно это характерно в пожилом возрaсте. Однако, все не совсем тaк. Дело в том, что по окончaнии активного обучения, как наукам, так и практическим знаниям, нaдобность что-то зaучивaть отпaдaет, нaвык нaпрягaть пaмять начинает пропaдaть, и онa «детренируется», «деградирует». Актеры, которым всю жизнь доводится учить новые роли, и в стaрости могут запоминать длиннейшие тексты. Сейчaс во многих европейских странах, люди все чaще, выходя нa пенсию, поступaют в университеты (нa гумaнитaрные фaкультеты, как правило), и вполне успешно учатся, сдавая нaрaвне с юными однокурсникaми экзaмены.

Зaбывaть, тоже нужно уметь

Во-первых, помнить все просто невозможно. Во-вторых, умение зaбывaть просто жизненно необходимо, бесценно в выживaнии человечества. Мозгу необходимо освобождaться периодически от ненужного грузa сведений и впечaтлений. Страшно даже представить, какая бы «каша» была в голове человека, если бы он ничего не забывал: пришлось бы помнить несчётный, бесконечный ворох совершенно ненужной информации. А если по сути, то процесс забывания – это просто защитная реакция психики. Представьте любую психологическую травму, будь это, упаси Бог, ДТП или потеря близкого человека. Единственное лекарство в данной ситуации утрата этих негативных воспоминаний. Народная мудрость недаром гласит: «Время – лечит», настоящий лекарь израненной души, травмированной психики – это постепенное стирание из памяти каких-то событий.

При этом пaмять человека самостоятельно регулирует нaгрузку, сортирует воспоминания, подготавливаясь к приему новой информaции. Однако стaрaя информaция бесследно не исчезaет, она просто перемещается из aктивной в пaссивную пaмять. При необходимости мозгу удaется ее оттуда извлечь, что спaсaет многих в сложных ситуaциях.

Виды памяти

Память человека многогранна, она проявляется по-разному, имеет множество функций, взаимосвязей и зависимостей.

Виды памяти и психическая активность

В соответствии с классификацией по типу психической активности, память бывает четырех видов:

  • 1. Двигательная память (мышечная, моторная);
  • 2. Словесно-логическая память;
  • 3. Образная память;
  • 4. Эмоциональная память.

Двигательная память.

Благодаря двигательной памяти мы способны запоминать движения, именно благодаря ней, мы можем научиться танцевать, писать быстро, и не задумываясь. Благодаря мышечной памяти спортсмены оттачивают свои навыки. Мы пользуемся ею ежесекундно, когда дышим, ходим и прочее.

Словесно-логическая память.

Именно словесно-логическая память человека помогает запоминать тексты и речи. В своей жизни Вас наверняка доводилось замечать, что в попытках выучить что-нибудь, большую роль играет понимание сути текста. Когда Вы достаточно хорошо представляете, о чём именно идет речь, то проблем с запоминанием, как правило, не возникает. А если смысл текста абсолютно для Вас не понятен, чтобы запомнить, хоть что-нибудь приходится усердно «зубрить», причем, как только, Вы использовали заученную информацию, она мгновенно испаряется из памяти.

Именно поэтому данный тип также носит название смысловая память. Чтобы развить память ищите смысловые цепочки, связывайте новую информацию с понятной Вам, известной ранее, разберитесь с текстом, не просто зазубрив его, а изучив.

Образная память.

Благодаря образной памяти мы способны запечатлеть изучаемый предмет на основе первых впечатлений с помощью зрительных, слуховых или осязательных рецепторов. Это невероятно важный тип памяти для творческой деятельности.

Эмоциональная память.

Она позволяет запоминать какие-либо эмоциональные состояния, которые приходилось испытывать в прошлом. К примеру, гордость за родительскую похвалу в детстве, переживания на первом свидании или первая встреча со своим новорожденным малышом. Именно она срабатывает, когда Вы просматриваете старые фото или видеозаписи, вызывая приятные воспоминания.

Виды памяти и цели запоминания

С учетом целей, для которых производится запоминание той или иной информации, память разделяют на:

  • 1. произвольную,
  • 2. и непроизвольную память.

Произвольная память.

Данная классификация говорит сама за себя, она начинает работать, когда стоит цель что-то запомнить. Для нее необходимо активное участие внимания и некоторые усилия. К примеру, она проявляется при подготовке к экзамену или заучивании стихотворения. Чтобы развить память достаточно много учиться: уже ненужная информация будет уходить в «архив», каждый раз освобождая все больший объем для новой информации.

Непроизвольная память.

Этот тип памяти срабатывает без участия внимания человека, да и какая-либо цель запомнить, как правило, отсутствует. Проявляется непроизвольная память, например, когда Вы услышали по радио песню, запомнили ее фрагмент, а потом «мурлычите» его целый день.

Казалось бы, совершенно бесполезная, а иногда и раздражающая функция. Но подчас она оказывается просто жизненно ценной. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: отправляясь в круиз Вы чем-то обеспокоены и совершенно не слушаете инструктаж о пользовании спасательным жилетом, а в экстремальной ситуации без промедлений и ошибок надеваете его и используете.

Вообще проявления, так сказать, инстинктивных поступков, когда Вы делаете нечто такое, чего никогда не делали и даже не знали, как это делается, – и есть проявление непроизвольной памяти. Вы просто слышали или видели когда-то, как это делается, но совершенно не интересовались происходящим, в отличие от Вашей совершенной по природе памяти.

Виды памяти и сроки хранения

Как Вы уже знаете, по продолжительности хранения сведений память человека бывает:

  • 1. Кратковременной,
  • 2. Оперативной,
  • 3. Долговременной.

Как именно долго хранить ту или иную информации память «решает» сама, учитывая частоту ее использования. Условно эту функцию можно сравнить с программой компьютера, которая, предлагая Вам очистить его память, предоставляет список неиспользуемых программ и приложений для удаления.

Кратковременная память.

Данный вид памяти используется для хранения той или иной информации кратковременно, на непродолжительный срок. Та же, подготовка к экзамену, например, когда мы запоминаем для того, чтобы информацию передать преподавателю, потом она становится уже не столь актуальной.

Оперативная память.

Оперативная память необходима, когда нужно мгновенно воспроизвести сохранённую информацию, после этого она просто забывается. Хорошим примером ее использования является ситуация, когда нужно записать чей-то номер телефона, для этого приходится запомнить его ненадолго, буквально на пару секунд. После того, как номер записан, он стирается из памяти. Но, как Вы помните, не абсолютно, в случае острой необходимости, память можно напрячь и вспомнить, какие именно цифры Вы записывали, и в какой последовательности.

Долговременная память.

Долговременная память используется для хранения информации на весьма долгое время или даже на всю жизнь. К примеру, язык на котором Вы разговариваете, алфавит, с помощью которого пишите или таблица умножения.

Законы памяти

Существует десять законов памяти, во всяком случае, основных. Речь идет о законах, помогающих лучше запоминать сведения, и широко используемых опытнейшими ораторами, чтобы заставить слушателя себя «услышать», понять, осознать, осмыслить, запомнить информацию, которую оратор хочет донести. Используйте эти законы, чтобы развить память и Вы увидите, насколько четко они работают и насколько надежнее станет Ваша память.

Закон первый: ЗАКОН ОСМЫСЛЕНИЯ

Чем проще понять суть, логику, смысл усваиваемых сведений, тем легче их запомнить.

Закон второй: ЗАКОН ИНТЕРЕСА

Чем привлекательней, актуальней, интересней для человека информация, тем на много проще запомнить ее.

Закон третий: ЗАКОН УСТАНОВКИ

Запомнить информацию проще, если дать себе установку на то, что ее надо запомнить.

Закон четвертый: ЗАКОН НЕЗАВЕРШЕННОСТИ

Очень интересный прием заставить слушателей запомнить то, что Вам нужно: излагайте информацию, незавершёнными фразами и действиями. Оказывается, незавершенными они запоминаются лучше, и в этом нет ничего странного. Дело в том, что в процесс запоминания, включается воображение, которое пытается самостоятельно завершить их.

Закон пятый: ЗАКОН КОНТЕКСТА

Усваивание информации проходит значительно лучше при связывании изучаемых сведений с уже известными, знакомыми понятиями, при помощи ассоциаций.

Закон шестой: ЗАКОН ДЛИНЫ РЯДА

Закономерность этого закона такова: длина запоминающегося ряда (отрывка стихотворения, фрагмента речи, и пр.) должна быть не больше, чем объём кратковременной памяти этого человека. Как известно, запоминать короткие фразы проще, а сразу запомнить всю речь, под силу только уникумам. Чтобы развить память учите больше и чаще, заведите хобби – учить стихотворения, и каждый раз увеличивайте длину запоминаемого ряда.

Закон седьмой: ЗАКОН ТОРМОЖЕНИЯ

Во время изучения похожих понятий иногда возникает эффект «перекрытия», при котором старая информация перемешивается с новой.

Закон восьмой: ЗАКОН КРАЯ

То, что происходит или говорится, в самом начале речи и в ее конце, запоминается гораздо лучше всего остального.

Закон девятый: ЗАКОН ПОВТОРЕНИЯ

Чтобы информация лучше усвоилась, ее нужно чаще повторять.

Закон десятый: ЗАКОН ДЕЙСТВИЯ

Информацию, которую требуется усвоить, необходимо закрепить на практике.

И еще немного о том, как развить память:


Разновидностью сенсорной памяти является иконическая память. Иконическая память - дискретный сенсорный регистратор зрительных стимулов. Особенностью иконической памяти является фиксация информации в целостной, портретной форме.

С исследованием иконической сенсорной памяти, её объёма связаны эксперименты Джорджа Сперлинга . В экспериментах Сперлинг использовал как процедуру «общего отчета» (Whole Report Procedure), так и собственную разработку - процедуру «частичного отчета» (Partial Report Procedure). В силу скоротечности иконической памяти процедура общего отчета не позволяла объективно оценить объём регистрируемой в сенсорной памяти информации, поскольку в ходе самого процесса отчета происходило «забывание» портретной информации, стирание её из сенсорной иконической памяти. Процедура частичного отчета показала, что в иконической памяти осуществляется регистрация 75 % зрительного поля. Эксперименты Сперлинга показали, что информация затухает в иконической памяти быстро (в течение десятых долей секунды). Также было выяснено, что процессы, связанные с иконической памятью, не контролируется ментально. Даже тогда, когда испытуемые не могли наблюдать символы, они по-прежнему сообщали, что продолжают их видеть. Таким образом, субъект процесса запоминания не различает содержание иконической памяти и объекты, которые находятся в окружающей среде.

Стирание информации, находящейся в иконической памяти, другой информацией, поступающей от ощущений, позволяет зрительному ощущению быть более восприимчивым. Такое свойство иконической памяти - стирание - обеспечивает запоминание информации в иконической памяти, учитывая её ограниченный объём, даже в том случае если скорость поступления сенсорной информации превышает скорость затухания сенсорной информации в иконической памяти. Исследования показали, что если зрительная информация поступает достаточно быстро (до 100 миллисекунд), то происходит наложение новой информации на прежнюю, которая ещё находится в памяти, не успев затухнуть в ней и перейти на другой уровень памяти - более долговременный. Эта особенность иконической памяти называется эффектом обратной маскировки . Так, если показать букву, а затем в течение 100 миллисекунд на той же позиции зрительного поля - кольцо, то испытуемый будет воспринимать букву в кольце .

Эхоическая память

Эхоическая память сохраняет стимульную информацию поступающую через органы слуха.

Тактильная память

Тактильная память регистрирует стимульную информацию поступающую через соматосенсорную систему .

Долговременная и кратковременная память

Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти : кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

Другой закон, установленный Эббингаузом, - количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

В теории памяти Д. О. Хебба считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение связанных нейронных систем, а долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ .

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей , исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до нескольких минут без повторения. Повторение сохраняет содержимое кратковременной памяти. Её емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что ёмкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»). Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что ёмкость кратковременной памяти увеличивается за счёт процесса, называемого «Chunking» (группировка объектов). Например, если предъявить строку

ФСБКМСМЧСЕГЭ

человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом:

человек сможет запомнить гораздо больше букв потому, что он способен группировать (объединять в цепочки) информацию о смысловых группах букв (в английском оригинале: FBIPHDTWAIBM и FBI PHD TWA IBM ). Также Герберт Саймон показал, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы. Возможно, в некоторых странах это отражается в тенденции представлять телефонный номер как несколько групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделенных на 2 группы по две.

Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код. В своём исследовании () Конрад показал, что испытуемым труднее вспоминать наборы слов, которые акустически подобны .

Современные исследования коммуникации муравьёв доказали, что муравьи способны запоминать и передавать информацию объёмом до 7 бит. Более того, продемонстрировано влияние возможной группировки объектов на длину сообщения и эффективность передачи. В этом смысле закон «Волшебное число 7±2» выполнен и для муравьёв.

Долговременная память

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В долговременной памяти информация кодируется семантически: Бэддли (Baddeley, 1960) показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например, большой, огромный, крупный, массивный).

Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокамп важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.

Неврологическая память

Память - совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого -физиологические , так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

  • Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.
  • Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.
  • Эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving, 1972). Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета кино, которое вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.
  • Семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 9 х 8 = 72, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.
  • Процедурная память , или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владение какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой . Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».
  • Топографическая память - способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места.

Особенности функционирования памяти

Свойства памяти

  • Точность
  • Объём
  • Скорость процессов запоминания
  • Скорость процессов воспроизведения
  • Скорость процессов забывания

Закономерности памяти

Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений)

Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений.

Имеет место такая закономерность, как кривая забывания .

Законы памяти
Закон памяти Практические приёмы реализации
Закон интереса Интересное запоминается легче.
Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз .
Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Мнемотехнические приёмы запоминания

Мифология , религия , философия о памяти

  • В древнегреческой мифологии имеется миф о реке Лета . Лета обозначает «забвение » и является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, - среди них Тиресий или Амфиарай , - сохранили свою память и после кончины.
  • Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина , персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса - мать всех муз . Она обладает Всеведением : согласно Гесиоду (Теогония , 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».
  • Согласно философии Платона Анамнесис - припоминание, воспоминание - понятие, описывающее основную процедуру процесса познания .

См. также

Примечания

  1. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
  2. Norman, D. A. (1968). Toward a theory of memory and attention. Psychological Review, 75,
  3. Atkinson, R. C, & Shiffrin, R. M. (1971). The control of short-term memory. Scientific American, 225, 82-90.
  4. Craik, FIM; Lockhart RS (1972). «Levels of processing: A framework for memory research». Journal of Verbal Learning & Verbal Behavior 11 (6): 671-84.
  5. Зинченко П. И. Проблема непроизвольного запоминания // Научн. записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 145-187.
  6. К. Юнг Тавистокские лекции
  7. Coltheart, Max (1980). «Iconic memory and visible persistence». Perception & Psychophysics 27 (3): 183-228.
  8. Sperling, George (1960). «The information available in brief visual presentations». Psychological Monographs 74: 1-29.
  9. Unwin. Baxt, N. (1871). Ueber die Zeit, welche notig ist, damit ein Gesichtseindruck zum Bewusstsein
  10. Джон Килстром профессор Калифорнийский Университет Беркли Лекция 10. Память. Часть 1.
  11. Б. Мещеряков, В. П. Зинченко, Большой психологический словарь, СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- 672 с. Статья «Памяти физиологические механизмы». С. 370.
  12. Miller, G. A. (1956) The magical number seven, plus or minus two: Some limits on our capacity for processing information. Psychological Review, 63, 81-97.
  13. ФСБ - Федеральная Служба Безопасности, КМС - кандидат в мастера спорта, МЧС - Министерство Чрезвычайных Ситуаций, ЕГЭ - единый государственный экзамен.
  14. FBI - Federal Bureau of Investigation, PHD - Philosophy Doctor, TWA - Trans World Airlines, IBM - International Business Machines.
  15. Conrad, R. (1964). «Acoustic Confusions in Immediate Memory ». British Journal of Psychology 55 : 75–84.
  16. Резникова Ж. И., Рябко Б. Я. , Теоретико-информационный анализ «языка» муравьев // Журн. общ. биологии, 1990, Т. 51, № 5, 601-609.
  17. Резникова Ж. И. Язык муравьев до открытия доведет , Наука из первых рук, 2008, N 4 (22), 68-75.
  18. Станислав Гроф Области человеческого бессознательного . - М .: Институт трансперсональной психологии, 1994. - 280 с. - ISBN 5-88389-001-6
  19. Атанассиос Кафкалидес. Знания из лона. Аутопсиходиагностика с психоделическими лекарствами. - СПб: ИПТП, 2007. - ISBN 5-902247-11-X
  20. Кузина С.А. Как улучшить свою память. - М.: Издательство агентства "Яхтсмен". - 1994.

Литература

  • Арден Джон Развитие памяти для "чайников". Как улучшить память = IMPROVING YOUR MEMORY FOR DUMMIES. - М .: «Диалектика», 2007. - С. 352. - ISBN 0-7645-5435-2
  • С.Роуз Устройство памяти от молекул к сознанию.- Москва: «Мир », .
  • Лурия А. Р. Нейропсихология памяти.- Москва: «Педагогика », .
  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М., .
  • Роговин М. С. Проблемы теории памяти.- М., .- 182 с.
  • Шенцев М. В. Информационная модель памяти. , С.Пб.2005.
  • Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968;
  • Бериташвили И. С., Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение, 2 изд., М., 1974;
  • Соколов Е. Н., Механизмы памяти, М., 1969:
  • Конорски Ю., Интегративная деятельность мозга, пер. с англ., М., 1970;
  • Аристотель «О памяти и припоминании»; Плотин «Об ощущении и памяти»; Поль Рикёр. Память в культуре Древней Греции
  • Поль Рикёр. Традиция внутреннего усмотрения (Августин о памяти)
  • П. Гири. Память // Словарь средневековой культуры; Ю. Арнаутова. Memoria (Средневековье)
  • Ф. Йейтс. Искусство памяти // Йейтс Ф. Искусство памяти. «Университетская книга», СПб, 1997, с. 6-167.
  • П. Нора. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999, с. 17-50.
  • Месяц С. В. Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании» // Вопросы философии. М.,2004. № 7. С.158-160.
  • Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской кульуры, 2004
  • Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007
  • Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова
  • Маклаков А. Г. Общая психология . - СПб. : Питер, 2001.

Ссылки

1. Общее представление о памяти человека.................................................3

2. Виды памяти и их особенности.................................................................3

3. Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти.......5

4. Индивидуальные различия памяти у людей...............................................7

5. Законы памяти....................................................................................8

Литература..........................................................................................15

1. Общее представление о памяти человека

Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти.

Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.

В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.

2. Виды памяти и их особенности

В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти.

У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать».

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.

В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

3. Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти

Рисунок 1 Схема взаимосвязанной работы кратковременной и долговременной памяти

Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и работают как единая система.

Кратковременная память характеризуется ограниченностью ее объема (в среднем 7±2). При переполнении объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает. Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, перерабатывающего самый большой объем информации, сразу отсеивающего ненужную и оставляющего потенциально полезную.

Процесс запоминания может протекать более эффективно, если сосредоточиться на усваиваемом материале. Установлено, что лучше усваивается информация, которая является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели. Таким образом сокращается объем исходной информации, облегчается работа по ее переработке.

Другим мнемоническим приемом является запоминание путем повторения. Этот механизм основан на том, что запоминаемый материал посредством сознательного повторения удерживается в кратковременной памяти на более длительный срок, чем несколько секунд; повышается шанс перевода информации в долговременное хранилище. Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, то есть отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительной системе человека. Как правило, информация перекодируется в акустическую форму, а затем сохраняется в долговременной памяти в смысловой форме. Именно смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мире заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. На этом, в частности, основан процесс узнавания когда-то виденного или слышанного.

Особенностью долговременной памяти является то, что она практически неограниченна по объему и длительности хранения в ней информации.

4. Индивидуальные различия памяти у людей

Различия памяти у людей бывают количественные и качественные.

К количественным характеристикам относятся скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания.

Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования.

«Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше.

Кроме того, память человека теснейшим образом связана с физическим состоянием и личностными ощущениями. Это доказывается случаями болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного.

Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. Рассмотрим типичные изменения, происходящие в памяти по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Кроме того и сами средства-стимулы для запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук, записей и т.п.), а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю.

5. Законы памяти

Впечатление и эмоции.

Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений.

Поскольку впечатление напрямую связано с воображением, то любые приемы, позволяющие развить воображение и образное мышление, а также управлять ими, могут оказаться полезными и для запоминания.

Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может быть возмещено увеличением числа ее повторений.

То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

·Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а, следовательно, и настроить память на восприятие только потенциально полезной информации.

Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение для обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.

Прежде всего необходимо получить четкое зрительное впечатление. Оно прочнее. Однако, комплексные впечатления, то есть впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше. Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.

Внимательность, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызвал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, римской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы, не запомнил его. Процедура введения информации в память и представляет собой акт обращения на нее внимания.

Повторение.

Дейл Карнеги называет повторение вторым законом памяти. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это.

Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений для запоминания. Объемный материал запоминается легче, если его разбить на части.

Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено.

Лучше, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину.

Распределение повторений в течение суток дает экономию времени более, чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть.

Ассоциации.

Один из способов запомнить факт – это ассоциировать его с каким-либо другим фактом. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

Чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени уделяется мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается сам материал. Для того, чтобы ассоциировать один факт с другим, уже известным, необходимо обдумать новый факт со всех точек зрения, поставить себе такие вопросы: «Что это напоминает?», «На что это похоже?», «Почему это так?», «Как получилось, что это так?», «Когда это бывает?», «Где так бывает?», «Кто сказал, что это так?»и т.д.

Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с разными событиями и их появление в сознании порождает припоминание конкурирующих событий.

Осмысленное восприятие.

Установка на запоминание способствует ему, то есть запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. При установке на запоминание важно заранее спланировать срок хранения данной информации. Например, масса студентов, сдав экзамен по какой-либо дисциплине, спустя пару дней, не могут ничего вспомнить из, казалось бы, хорошо усвоенного материала. Это можно объяснить следующим образом: при подготовке студенты ставят себе определенную задачу (сдать экзамен), а кроме того сосредотачиваются на относительно близкой дате сдачи экзамена, не «программируя» себя на будущее. Таким образом, материал попадает в оперативную память, не закрепляясь в долговременной, и как только экзамен сдан (операция выполнена), соответствующая информация утрачивается. Итак, правильная установка – усвоить материал (а не «отстреляться»), предполагаемый срок хранения информации зависит от изучаемого материала (но в любом случае он значительно больше, чем время подготовки к экзамену).

То, что в структуре деятельности занимает место цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности.

Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.

Чем больше умственных усилий прилагается к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается. Один из эффективных способов структурирования запоминания – это придание запоминаемому материалу структуры типа «дерево». Такие структуры широко используются везде, где необходимо кратко и компактно представить большой объем информации. Данный прием существенно облегчает и доступ к хранящейся информации.

Наличие заранее продуманных и четко сформулированных вопросов к изучаемому материалу, ответы на которые могут быть найдены в процессе его освоения, способствуют лучшему запоминанию.

При запоминании какого-либо текста в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли.

То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только на слух. Если, кроме того, слова являются результатом осмысления воспринятого материала, т.е. слово содержит в себе связанную с предметом внимания существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным.

Некоторые эффекты и законы памяти.

Эффект Зейгарник. Он состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.

В своих исследованиях А.А.Смирнов (сторонник теории деятельности) установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.

Эффект края. При запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец.

Эффект реминисценции. Это – улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней (2 ? 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.

Известный исследователь расстройств памяти Т.Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий – временных потерь памяти, отмечает две закономерности:

Память человека связана с личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

Память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

Динамика забывания не носит прямолинейный характер. Запомнив что-то, человек за первые восемь часов забывает столько же, сколько за последующие тридцать дней.

Закон мотивированного забывания гласит, что человек имеет склонность к забыванию психологически неприятного. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не сознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно.

Плохая память человека может быть связана с трудностями припоминания, чем запоминания как такового. Наиболее показательные примеры удачного припоминания дает гипноз. Под его влиянием человек неожиданно может припомнить давно забытые события далекого детства, впечатления о которых, казалось бы, навсегда утрачены.

Процессы запоминания и воспроизведения информации несовместимы и противоположно направлены. Можно утверждать, что обширный поток новой информации препятствует припоминанию, в то время, как воспроизведение даже большого объема сведений значительно меньше влияет на процесс восприятия. Так, в состоянии информационного вакуума человек ощущает некоторое прояснение памяти, да и ума в целом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
  2. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: Прогресс, 1989


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ