Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Тему любви в творчестве М. Ю. Лермонтова вряд ли можно назвать ведущей. Однако для самого поэта она играет немаловажную роль. В 1841 году поэт создал стихотворение, удивляющее своей эмоциональностью и драматическим содержанием - «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Эта первая строка раскрывают читателю тему стихотворения. В душе лирического героя разворачивается любовная трагедия. Конфликт между реальной действительностью и истинным чувством является идейной основой произведения. По форме стихотворение представляет собой искреннее обращение лирического героя к женщине, некогда им любимой:
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Первая строфа композиционно делится на две части. В первой части лирический герой начинает свою исповедь с резкого отри-
цания: он пылко любит, но не ту, к которой обращены его слова. Вторая строка даёт краткую внешнюю характеристику его бывшей возлюбленной: «блистательная краса» этой женщины больше не привлекает лирического героя. Он говорит, что любит в ней «прошлое страданье» и «погибшую молодость». Таким образом, уже в первой строфе поэтом заложена базовая смысловая антитеза стихотворения - «любовь» и «нелюбовь».
Начальные строки ставят очень важную в идейном отношении проблему- проблему времени. Не случайны слова «прошлое», «молодость», акцентирующие роль времени в человеческих взаимоотношениях. Прошлое и настоящее вступили в конфликт в душе лирического героя. Настоящее требует от него пылкой, вечной любви, но не даёт бури и радости былых чувств и страданий. Прошлое же постоянно манит героя и заменяет реальный образ женщины её образом давно прошедших лет. Лирический герой чувствует, что любил некогда другую, идеальную женщину. Об этом он скажет в последней строфе стихотворения.
Начало произведения даёт общее представление о душевном состоянии героя и тех противоречиях, которые гнетут его. Две остальные строфы являют развитие этих противоречий. Для лирического героя важна не блистательная красота, а внутреннее богатство любимой. Время не изменило её внешнего облика, но наложило свой отпечаток на душу. «Огонь очей» угас, «живые уста» стали немыми. В дисгармоничном настоящем лирический герой ведёт разговор «сердцем» «с подругой юных дней». Тайной окутан этот разговоре «убитым реальностью» идеалом. Трагедия лирического героя состоит в том, что он не может смириться с вечным движением времени. Он находится под властью прошлого, хранящего в себе всю прелесть, чистоту и яркость молодости.
Поэт расставляет смысловые акценты в стихотворении: он останавливает внимание читателя на наиболее важных моментах жизни лирического героя, характеризующих его внутреннее состояние в целом. Любовь в душе героя остыла и оставила ему лишь воспоминания « юных дней ». Несоответствие реального и идеального, желаемого приводит к трагедии двух сердец. Стремление вернуть прошлое, повернуть время вспять, остановить движение и изменение жизни - вот что осталось в душе разочаровавшегося человека.
Наряду с темой трагической любви в стихотворении находит отражение ещё одна значительная тема. Внутреннее одиночество лирического героя, угасшая любовь настраивают стихотворение на минорный лад. Герой чувствует свою душевную пустоту и одиночество - именно поэтому мысли его обращены в прошлое. Образ любимой, бережно хранимый в сердце, является единственной отрадой в прозаичной и скучной действительности. Для лирического героя желаннее «прошлое страдание», чем пустая «краса». Искра любви потухла, героя окружила обыденность, отчего он вновь мыслями вернулся в свою молодость. Последние строки стихотворения построены на синтаксическом параллелизме:
В твоих устах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Те черты, которые раньше пленяли лирического героя, со временем утратили свою прелесть и притягательность. Эти строки вновь раскрывают идейную антитезу стихотворения - противопоставление милого желанного образа «подруги юных дней» образу реальной женщины, духовно чуждой лирическому герою.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю...» пронизано острым чувством неудовлетворённости человека жизнью и осознанием бесконечного одиночества. Напряжённость и пронзительность поставленной в произведении проблемы сочетается с глубоким лиризмом и выразительностью поэтического языка.

Валеева Ф.Р.

МАОУ «МСОШ№16»

Урок-практикум

Лингвистический анализ стихотворения "Нет, не тебя так пылко я люблю..."

М.Ю. Лермонтова, (10 класс)

Цели:

Образовательные:

Учить анализировать стихотворный текст с точки зрения лингвистики;

Готовить к успешной сдаче ЕГЭ;

Развивающие:

Развивать умение анализировать;

Развивать мышление;

Развивать речь и воображение;

Развивать творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать нравственность;

Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование:

Проектор

Текст стихотворения на слайде

Текст стихотворения на столах учащихся

Раздаточный материал (тест)

Ход урока.

I. Организационный этап.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы обратимся к творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, попробуем сделать лингвистический анализ его стихотворения « Нет, не тебя так пылко я люблю...»

Цель нашего урока заключается не только в том, чтобы научиться делать лингвистический анализ стихотворения, но и в том, чтобы увидеть, что благодаря такому анализу поэтический текст становится более понятным, перед нами открывается его красота и гармония.

II. Вводно-мотивационный этап.

1.Знакомство с текстом.

Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение наизусть.

2. Историческая справка.

Это стихотворение - одно из последних, написанных Лермонтовым летом 1841 года. Возможный адресат стихотворения - Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт встречался в Пятигорске в июле 1841 года. По свидетельству самой Е. Г. Быховец, она была похожа на В. А. Бахметеву (урожд. Лопухину), в которую Лермонтов был влюблен в годы юности.

III. Познавательный этап. Практикум. Лингвистический анализ стихотворения.

Работа в группах.

1 группа. Определите ключевые образы стихотворения.

( Он, Она и образ-воспоминание о прошедшей любви. Она и образ-воспоминание -- "зеркальные" образы. В ее чертах Он любит "прошлое страданье" и "молодость погибшую". Он "говорит сердцем" не с ней, а с той, другой, которая была "подругой юных дней")

2 группа. Каков лирический субъект стихотворения? Почему он любит страданье и ушедшую молодость?

( По Лермонтову, даже страданье -- это признак живой души, способной к высоким чувствам. Воспоминания о прошлом не связаны в тексте с каким-то конкретным образом любимой женщины. Стихотворение -- это "эпитафия" лирического "я" своей погибшей молодости, неразделенной любви. Теперь ему остались лишь воспоминания. С "подругой юных дней" -- бывшей возлюбленной или любовью вообще -- теперь можно говорить лишь сердцем, то есть в мечтах о прошлом. Ведь уже в стихотворении "Поцелуями прежде считал..." поэт заявлял: "Я теперь никого не люблю")

3 группа.

Как понять две последние строки стихотворения?

( Можно предположить, что в этих строках появляется образ самого поэта. Если две прекрасных женщины -- это символы течения времени, настоящего и прошлого, образы-зеркала, то и черты лирического "я" также проявляются в тексте дважды. Это не только тот, кто сегодня любит "прошлое страданье" больше, чем "красы блистанье", но и тот, кто когда-то тоже имел "уста живые" и "в глазах огонь". А сегодня эти уста -- "немые", очи -- "угаснувшие", потому что любовь, символ молодости, погибла. Две последние строки могут быть отнесены к образу лирического "я" еще и потому, что перед ними стоит точка с запятой, знак конца предложения, говорящий о том, что предыдущая мысль закончена)

4 группа . Проанализируйте глагольную лексику текста.

(В тексте очень мало глаголов (люблю -- люблю -- смотрю -- говорю -- говорю -- ищу), что подчеркивает его статичность, "мгновенность". Время в тексте как бы остановилось)

5 группа. Найдите в тексте прилагательные и причастия. Обратите внимание на их порядок и лексическое значение.

( При исследовании прилагательных и причастий (прошлое -- ушедшую -- долгим -- таинственным -- юных -- немые -- угаснувших) можно заметить их "кольцевую композицию". Если вначале признаки предметов имеют значение времени -- "прошлое, ушедшую", то во второй строфе лирическое "я" жаждет обновления, надеется, что таинственный разговор сердца с "подругой юных лет" поможет возродиться его душе. Но эти надежды не оправдались. Поиск "других черт" ушедшей любви заставляет понять, что и у самого лирического "я" и уста давно "немые", и на лице -- "огонь угаснувших очей")

Группы работают самостоятельно, а затем один ученик из группы озвучивает ответы.

IV .Вывод по работе групп.

Слово учителя

Лирическое "я" ранней лирики Лермонтова -- это романтический герой, мечтающий переделать мир по "книжным" образцам; избранник судьбы, сын рока, разочарованный демон. В начале творческого пути поэт стремится претворить типичные черты романтического героя в личные. Поэтому судьба его лирического "я" - это одиночество, страдания и героическая смерть. Драматизм ранним стихам придает несоответствие между духовными возможностями героя и их неосуществимостью.

Лирическое "я" зрелой лирики существенно иное. Герой отказывается от гиперболизации и напряженности романтических порывов в пользу психологически углубленного самовыражения. Исповедальность сменяется холодной иронией и отрицанием более крупного масштаба. Иногда лирическое "я" даже отодвигается на второй план, уступая место "объективным" персонажам.

Трагизм мироощущения теперь связан не только с одиночеством и непониманием толпой душевных порывов лирического "я", но и с осознанием несправедливости общественного устройства. В противоречии находятся безграничность мира и замкнутость пространства, в котором живет герой. Отсюда его стремление к космическому, вселенскому мироощущению.

В поздней лирике герой приходит к признанию неразрешимости конфликта с миром и дисгармонии в собственной душе. Начинают звучать мотивы трагической безысходности, усталости. Хотя лирическое "я" и понимает приоритет вечных нравственных ценностей, но не может расстаться со своим правом на исключительную, "странную" судьбу.

Если в ранней лирике главным жанром был лирический монолог, то в зрелом творчестве наблюдается скрещивание, взаимопроникновение жанровых форм, что подтверждает новаторский характер лирики, переход к свободным формам лирического высказывания.

V. Индивидуальная работа. Тест в формате ЕГЭ.

Прочитайте стихотворение и выполните задания 1-7 .

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза, вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

К какому жанру относится данное стихотворение? (элегия)

К какому роду оно относится? (лирика)

Как называются образные определения, приведенные в тексте (прошлое страдание, погибшая молодость) ( эпитет)

Как называется понятие, где одно противопоставляется другому:

«В устах живых уста давно немые. В глазах огонь угаснувших очей» . (антитеза)

«Люблю в тебе я прошлое страданье…». Как называется прием обратного порядка слов?

( инверсия)

Автор использует слова: красы, уста, очи. Как называются такие слова?(архаизмы)

Каким размером написано стихотворение? (ямб )

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Подведение итогов урока.

2. Выставление оценок.

3. Домашнее задание .

Напишите развернутый ответ на вопрос «В каких еще стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически? Что их сближает с лермонтовским?

М. Ю. Лермонтов был очень влюбчивым человеком, поэтому в его творчестве много стихотворений, посвященных нежному чувству. Одним из последних произведений этого пласта стало «Нет, не тебя я пылко так люблю». Его изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Нет, не тебя я пылко так люблю» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано летом 1841 г. незадолго до роковой дуэли, посвящено Екатерине Быховец

Тема стихотворения – любовь, которая хранится в сердце с юных лет; откровенное признание девушке об истинных чувствах

Композиция – Анализируемое стихотворение не делится на смысловые части. Это целостный монолог-откровение лирического героя. Формально он состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры «красы твоей блистанье», «люблю в тебе… молодость погибшую мою», «не с тобой я сердцем говорю», «в устах живых уста давно немые».

Эпитеты «пылко я люблю», «прошлое страданье», «долгий взор», «таинственный» разговор.

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества поэта. Оно появилось в блокноте Михаила Юрьевича летом 1841 г. Посвящено произведение Екатерине Быховец, родственницей Лермонтова, с которой он встретился незадолго до написания стихов. Девушка очень понравилась поэту. Позже выяснилось, что причиной симпатии оказалась схожесть Екатерины с Варварой Лопухиной. Вот почему лирический герой стихотворения признается, что любит не девушку, а свое «прошлое страдание» .

Варвара Лопухина - самая большая любовь поэта. С ней Лермонтов познакомился еще в юности. Тем не менее, молодым людям не суждено было идти по жизни рука об руку. Михаил Юрьевич поступил в школу юнкеров, потом отправился служить на Кавказ. Сделать предложение Варваре он не решился. Лопухину вскоре выдали замуж за другого. Девушка согласилась, ведь Лермонтов был далеко и о серьезных намерениях не заявлял. Молодой поэт тяжело переживал весть о замужестве любимой, считая ее поступок изменой. Варваре Лопухиной он посвятил множество произведений, анализируемое стихотворение тоже тесно связано с ней.

Тема

Стихотворение посвящено теме любви, хранящейся в сердце долгие годы. Эта проблема очень распространена в литературе, но Лермонтов раскрывает ее сквозь призму своих переживаний. В центре стихотворения лирический герой и девушка, к которой он испытывает симпатию.

Уже в первых строках мужчина признается девушке, что любит не ее, не блистание ее красоты, а свое прошлое. Адресат строк напоминает лирическому герою о его молодости. Далее он рассказывает, что означает его «долгий взор» . Это вовсе не влюбленность, а таинственный разговор с любовью своей юности. Во внешности девушки герой пытается узнать «подругу юных дней» . И ему действительно чудятся уста и очи некогда родного человека.

Композиция

Композиция произведения предельно проста. Оно не делится на смысловые части. Это целостный монолог-откровение лирического героя. Формально он состоит из трех катренов, каждый из которых постепенно приближает читателя к правде.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как лирический герой с грустью говорит о возлюбленной, с которой не суждено быть вместе. Стихотворный размер - пятистопный ямб. В тексте использована кольцевая рифмовка АВВА.

Средства выразительности

Художественные средства служат для раскрытия темы и передачи чувств лирического героя. В тексте преобладают метафоры : «красы твоей блистанье», «люблю в тебе… молодость погибшую мою», «не с тобой я сердцем говорю», «в устах живых уста давно немые» . Эпитеты придают монологу чувственности - «пылко я люблю», «прошлое страданье», «долгий взор», «таинственный» разговор.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю...” Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Нет, не тебя так пылко я люблю.... " (1) Стихотворение было написано Лермонтовым в 1841 году. В нем он представляет образ простого, усталого человека, разочаровавшегося в настоящей жизни, обращаящегося к прошлому в поисках лучшего. Говоря о литературной ситуации, в которой было создано данное произведение, можно отметить, что это–взлет русского романтизма. Наряду с Лермонтовым это течение было отражено в поэзии Жуковского и ранней лирике Пушкина. Тема стихотворения - одиночество личности лирического героя. Он заведомо отвергает жизнь настоящую и стремится уйти от реальности. Будущее, как таковое, не может его привлечь, он не верит, что в нем его ждут искренние высокие чувства, моральные и нравственные идеалы в окружающих людях. А в прошлом–его погибшая молодость, искренне страдание, дорогие исчезнувшие черты. К кому обращено стихотворение, окончательно не установлено. Возможно, адресат его–Екатерина Григорьевна, дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт встречался в Пятигорске летом 1841 года.Идея отречения пронзает каждую строку стихотворения. Чувства лирического героя - горечь и воспоминания о прошедших днях, неудовлетворенность настоящим образом жизни, попытка обрести себя, отвергнуть реальность, стремление (вполне осознанное), принизить настоящую любовь. Она проигрывает даже "прошлому страданию", которое герой, жаждет вернуть. Образы, присутствующие в стихотворении–неясны, туманны и прозрачны. Нет, не тебя так пылко я люблю - это, обращение к той, находящейся рядом. Об этой женщине сказано ничтожно мало, упомянуто лишь "красы блистание". Столь же неясен и туманен иной образ, образ неведомой избранницы, навсегда ушедшей из жизни лирического героя. Несмотря на это он более живой, динамичный, "подруга юных дней", безусловно, ближе и дороже лирическому герою, воспоминание о ней имеют большее значение, занимают важное место в душе героя, в его сознании и памяти.

В стихотворении используются следующие литературные тропы:

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

СОЧИНЕНИЕ "СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"! 107 БАЛЛОВ!

Темы:
Образ Ярославны
Образ Святослава (можете выбрать любой)
План:
Вступление (общая характеристика произведения, образы)
Основная часть:
1. Какие главные образы?
2. Образ Ярославны и образ Святослава: а)кто он/она? б)Внешность в)что они делают в Слове.."?(К кому обращаются, с какой целью)
г) Личные качества героев.
Вывод.
Главное, чтобы всё было по плану...

Читайте также

понимаю, что задание творческое, но люди,помогите пожалуйста...сама бы написала, да времени нет, а сроки поджимают...мне ещё 3 сочинения писать.ааааа..

Заране благодарна! сочинение на тему: анализ стихотворения Заболоцкого - "Не позволяй душе лениться..." План сочинения: 1) Тема(о чём?); 2) Идейный замысел (как?); 3) Образы и символы; 4) Образ лирического героя (состояние); 5) Выразительные средства: 6) Моё восприятие стихотворения; Вот стихотворение: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СДЕЛАЙТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АНЧАР ПО ЭТИМ РАЗДЕЛАМ: 1) Чем вызвано это стихотворение

2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора, который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!!
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ, ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО, А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Помогите с анализом стихотворений (любого) по плану: 1)Тема (о чём данное стихотворение) 2)Идея текста (с какой цеью написан?)

3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.

4)Синтаксис и пунктуация предложений

5)Звукопись

6)Рифма, ритм, размер

Анализ стихотворения:
1) В.Лебедева-Кумача:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Вы находитесь на странице вопроса "М.Ю Лермантов анализ стихотворения " Нет, не тебя так пылко я люблю" ", категории "литература ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "литература ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Тему любви в творчестве М. Ю. Лермонтова вряд ли можно назвать ведущей. Однако для самого поэта, его современников и нас, читателей, она играет важную роль. В 1841 году поэт создал стихотворение, удивляющее своей эмоциональностью и драматическим содержанием. Первую строку, являющуюся одновременно названием этого лирического произведения, знает, наверное, каждый:
Нет, не тебя так пылко я люблю...

Эти слова раскрывают читателю тему стихотворения. В душе лирического героя разворачивается любовная трагедия. Конфликт между реальной действительностью и истинным чувством является идейной основой произведения. По форме стихотворение представляет собой искреннее, полное драматизма обращение лирического героя к женщине, некогда им любимой:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Первая строфа композиционно делится на две части. В первой части лирический герой начинает свою исповедь с резкого, эмоционально напряжённого отрицания. Он пылко любит, но не ту, к которой обращены его слова. Вторая строчка даёт нам краткую внешнюю характеристику воображаемой слушательницы: «блистательная краса» этой женщины не привлекает лирического героя. Он говорит, что любит в ней «прошлое страданье» и «погибшую молодость». Таким образом, уже в первой строфе поэтом заложена базовая смысловая антитеза стихотворения - «любовь» и «нелюбовь».

Начальные строки ставят перед читателем очень важную в идейном отношении проблему, проблему времени. Неслучайны в этом отношении слова «прошлое», «молодость», ставящие акцент на роли соотнесенности времен в человеческих взаимоотношениях. Прошлое и настоящее вступили в конфликт в душе лирического героя. Настоящее требует от него пылкой, вечной любви, но не даёт бури и радости былых чувств и страданий. Прошлое же постоянно манит героя и заменяет реальный образ женщины её образом давно прошедших лет. Лирический герой чувствует, что любил некогда другую, идеальную женщину. Об этом он скажет в последней строфе стихотворения.

Начало произведения даёт нам общее представление о душевном состоянии героя и тех противоречиях, которые гнетут его. Две оставшиеся строфы являют собой внешнее раскрытие, проявление этих противоречий. Одна строфа продолжает мысль первой, поэтому данные петле ростишия воспринимаются как единое целое. Прочит.) ем их внимательно:

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

Для лирического героя важна не блистательная красота, а внутреннее богатство любимой. Время не изменило её внешнего облика, но наложило свой отпечаток на душу. «Огонь очей» угас, «живые уста» стали немыми. В дисгармоничном настоящем лирический герой ведет разговор «сердцем» «с подругой юных дней». Тайной окутан этот разговор с «убитым реальностью» идеалом. Трагедия лирического героя состоит в том, что он не может смириться с вечным движением времени. Он находится под властью прошлого, хранящего в себе всю прелесть, чистоту и яркость молодости.

Поэт необычайно верно расставляет смысловые акценты в стихотворении. Он останавливает внимание читателя на наиболее важных моментах жизни лирического героя, характеризующих его внутреннее состояние в целом. Любовь в душе героя остыла и оставила ему лишь воспоминания «юных дней». Несоответствие реального и идеального, желаемого приводит к трагедии двух сердец. Стремление вернуть прошлое, повернуть время вспять, остановить движение и изменение жизни - вот что осталось в душе разочаровавшегося человека.

Наряду с темой трагической любви в стихотворении находит отражение ещё одна значительная тема. Ощущение внутреннего одиночества лирического героя не оставляет нас ни на мгновение, угасшая любовь, стереотипные отношения с давно не любимой женщиной настраивают стихотворение на минорный лад. Герой словно чувствует свою душевную пустоту и одиночество. Именно поэтому мысли его обращены в прошлое. Образ любимой, бережно хранимый в сердце, является единственной отрадой в прозаичной и скучной действительности. Для лирического героя желаннее «прошлое страдание», чем пустая «краса». Искра любви потухла, героя окружила обыденность, отчего он вновь мыслями вернулся в свою молодость. Последние строки стихотворения построены на синтаксическом параллелизме:

В твоих устах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

Те черты, которые раньше пленяли лирического героя, со временем утратили свою прелесть и притягательность. Строки вновь раскрывают идейную антитезу стихотворения - противопоставление милого желанного образа «подруги юных дней» образу реальной женщины, духовно чуждой лирическому герою.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ