Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Обзор изменений законодательства о контрактной системе, вступивших в силу в 2016 году

Изменения в этот закон вносятся постоянно: ежедневно добавляются Постановления, поэтому у подавляющего большинства заказчиков есть много вопросов по 44-ФЗ. Для поставщиков изменения в законодательстве еще более опасны. Также идет дополнительная нагрузка на контролирующие органы: поступает множество необоснованных жалоб, с которыми постоянно приходится работать.

С 1 января 2016 года заработала Единая информационная система, но она введена законом не в полном объеме. 44-ФЗ предусмотрена дальнейшая возможность подавать заявки в электронной форме. Но объективно глобальных изменений по сравнению с ситуацией годичной давности нет. Существенные изменения отражаются больше на крупных государственных заказчиках. Были продлены антикризисные меры, было продлено усиление этих мер в законодательстве о контрактной системе.

Существует 4 основных акта об антикризисных мерах:

  1. Пени и штрафы поставщикам могут быть отсрочены или списаны. Это обязанность. К примеру, если сумма неустойки составляет 5%, то сумма списывается. 5-20% - предоставляется отсрочка до окончания финансового года. Либо происходит списание 50% неуплаченной суммы с учетом уплаты остальных 50% до окончания текущего финансового года. Более 20%: предоставление отсрочки до окончания финансового года. Как использовать Постановление Правительства, если в большинстве контрактов предусмотрен вариант: заказчик оплачивает продукцию в адрес поставщика за минусом образовавшихся задолженностей. Применяется ли это правило списание в нынешних условиях? Да, формально оно работает, процент надо списывать. Но вопрос неоднозначный: поставщик может подать запрос на возврат суммы позднее.
  2. Допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения. контракта, цены контракта, цены единицы товара/работы/услуги, количества и объема ТРУ. Это право. Условия: контракт должен быть закрыт в 2016 году, срок исполнения контракта должен составлять не менее 6 месяцев, ТРУ из перечня, строительство и реконструкция…., существенное изменения обстоятельств в соответствии с 451 Гражданского кодекса РФ.
  3. Заключение контракта без обеспечения исполнения в определенных случаях. Это право . Часто обеспечение исполнение контракта не требуется. Это может существенно повлиять на результаты процедуры: количество участников может уменьшиться. Но если отменить обеспечение контракта, то у заказчика больше не будет возможности контроля поставщиков. Попадание поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков уже никого не пугает, так как поставщик всегда может отстоять свою позицию в ФАС.
  4. Реструктуризация задолженности коммерческих банков по банковским гарантиям. Это обязанность.

Формирование библиотеки типовых контрактов

В 2016 году началось формирование библиотеки типовых контактов. Типовые контракты разработаны на уровне муниципалитетов и субъектов РФ. Типовой контракт - это нормативно закрепленная форма государственного контракта. Этот контракт не является обязательным к применению, но если заказчик не хочет претензий по порядку формирования контракта, но нужно придерживаться этой типовой формы.

  • Типовой контракт на оказание услуг по повышению квалификации сотрудников - РАЗМЕЩЕН в ЕИС 29/04/2016
  • Контракт регулирует предоставление услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих
  • Типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих тех. обслуживание медицинских изделий - РАЗМЕЩЕН в ЕИС 29/04/2016. С 29 мая 2016 года необходимо придерживаться только этой типовой формы контракта.

Чем важен типовой контракт на поставку медицинских изделий? Если в соответствии с технической документацией, правилами гарантийного обслуживания, персонал должен пройти обучение, то необходимо это организовать. Все эти закупки включаются в один лот.

Увеличен размер неустойки

Вместо ставки рефинансирования Банка России с 1 января 2016 г. вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России (ПП от 08.12.2015 г. № 1340)

  • Указанием ЦБ РФ от 11 декабря 2015 г. № 3894-У с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определённому на соответствующую дату.
  • Значение ключевой ставки: http://www.cbr.ru c 03.08.15 = 11%

Казначейское сопровождение

Статья 5 Федерального Закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»:

  1. контракты (договоры), заключаемые юр. лицами, получающими бюджетные инвестиции и субсидии, если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи;
  2. контракты (договоры), заключаемые в целях исполнения контрактов (договоров), указанных в пункте 3, если предусмотрены авансовые платежи;
  3. госконтракты (за исключением ГОЗ и контрактов с банковским сопровождением) на сумму более 100 млн. руб., если предусмотрены авансовые платежи;
  4. контракты (договоры) заключаемые исполнителями и соисполнителями по госконтрактам, указанным в пункте 5, в рамках исполнения указанных госконтрактов, если условиями предусмотрены авансовые платежи;
  5. государственные контракты (контракты, договоры) об осуществлении отдельных закупок товаров, работ, услуг в случаях, установленных Правительством РФ Постановление Правительства РФ от 04.02.2016 N 70 - О порядке казначейского сопровождения контрактов в 2016 г. Казначейское сопровождение (в том числе)
  • госконтрактов стоимостью более 100 млн руб., которые предусматривают авансовые платежи.
  • случаях, определенных Правительством РФ.
  • заказчик должен включить дополнительные условия в госконтракты, для которых необходимо казначейское сопровождение, в том числе сведения о соисполнителях, которые будут выполнять данный контракт.

Практика формирования технического задания Изменения в ТЗ

Пункт 2 части 1 статьи 33 44-ФЗ в новой редакции от 05.04.2016 № 104-ФЗ. Ранее эта статья подразумевала, что если заказчик не использует терминологию, которая не используется в законе о техническом регулировании и стандартизации, то он должен обосновывать, почему именно он использует другую терминологию. Сейчас появилась более жесткая норма, оценить ее с практической точки зрения пока сложно, так как в законе существуют только диапазонные показатели. Но теперь заказчик должен обосновывать не только использование иной терминологии, но и то, почему он ставит завышенные требования, то есть эти требования выше тех значений, которые установлены по ГОСТу. К примеру, заказчик говорит поставщику: содержание хлопка в изделии должно быть не менее 80%. Но это он должен обосновать. Если контролирующий орган выявит ужесточающие требования, которые не соответствуют ГОСТу, то их нужно будет обосновать или изменить.

Ужесточение мер повышения финансовой дисциплины

ПП от 04.04.2016 №266 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1456 «О мерах по реализации» Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год».

Суть: до 30 сентября 2016 года ЛБО должны быть «закрыты» контрактами или процедурами (за небольшими исключениями)

Если по состоянию на 1 октября 2016 года у заказчика по статье 330 остался незакрытый контракт, то по правилам Постановления Правительства №266 у заказчика пропадет реальная возможность потратить эти деньги. Практическое значение изменений: заказчики получают стимул разместить закупку раньше, а поставщики обращать внимание на сентябрьские закупки. Лучше всего объявлять закупки раньше сентября.

перечень товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров (оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи, если срок поставки таких товаров (оказания таких услуг) превышает 30 дней со дня заключения договора (государственного контракта).

Применение национального режима. Практические вопросы применения постановления Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289, приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 в обновленной редакции

Если говорить об импортозамещении, то нельзя не иметь в виду смешение понятий. Закупщики делового профессионального сообщества подразумевают Приказ №155 и иные нормативно-правовые акты. Получается, что в такой ситуации ставится знак равенства между демпингом и импортозамещением, а также термином «национальный режим».

Научное определение:

Импортозамещение в России — замещение импорта в Россию товарами, произведёнными российскими производителями. Для стимулирования замещения импорта применяется, в частности, таможенно-тарифное (пошлины) и нетарифное (квоты, лицензирование ввоза) регулирования, а также субсидирование и другие виды господдержки производств в России.

Но сейчас идет импортозамещение не российскими товарами, а преференции получают, к примеру, белорусские товары. В качестве импортозамещения в госзакупках установлены три основных механизма:

  1. Запрет на поставки. То есть в силу ряда причин нельзя поставлять иностранную продукцию в Россию.
  2. Ограничение на участие. Не допускается участие некоторых поставщиков в закупках.
  3. Особые условия допуска. Когда нет однозначного запрета, для поставки требуется соблюдение особых условий.

При этом говорить об ограничениях как в полной мере о «импортозамещении» нельзя, так как существующие механизмы не полностью закрывают доступ иностранной продукции, более того продукции из ряда стран (ЕАЭС) создаются также преимущественные перед иными странами-производителями условия. В 2016 году уже был расширен перечень по импортозамещению. Изменения будут вноситься постепенно: многие компании опротестовали такие решения.

Приказ Минэкономразвития России № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 25.03.2014

Данный приказ применяется во всех способах закупок, за исключением ст.93 (ЕИ). При закупках ЖНВЛП Приказ № 155 применяется только в случае, если в соответствии с ППРФ №1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных …» - «иностранную» заявку не отклонили

Правила применения: ценовая преференция в 15% по отдельным видам товаров из ЕАЭС:

  • в аукционах - при заключении контракта применяется понижающий коэффициент ко всей цене контракта с иностранным товаром (даже если часть товара в ней - из ЕАЭС (меньше 50%)
  • в иных способах закупок - к заявкам с товарами из ЕАЭС применяется понижающий коэффициент к ценовому предложению при оценке заявок. Контракт заключается по цене победителя Срок действия - не установлен = бессрочно (до отмены или внесения изменений)

В АУКЦИОНЕ

Пример: если в аукционе победил поставщик с ценой 500 000 рублей с иностранным товаром, то контракт с ним заключается по цене 425 000 рублей (500 000 * 0,85), а если поставщик с неиностранным товаром, то контракт будет заключен с ценой 500 000 рублей.

В КОНКУРСЕ, ЗК, ЗП

Заявка А - иностранные товары по цене 390 тыс.руб. . Заявка Б - товары из ЕАЭС по цене 450 тыс.рублей В запросе котировок - заявка Б будет признана победившей с учетом понижающего коэффициента (450 * 0,85= 382,5 тыс. руб.) В конкурсе и ЗП - заявке Б «начисляются баллы» с учетом понижающего коэффициента. Однако, заявка Б может «проиграть» в итоговой оценке. Если же выигрывает заявка Б, то как и в ЗК - контракт будет заключен с участником Б по цене 450 тыс.руб.

В иных процедурах при определении победителя по критерию «цена заявки» баллы выставляются поставщику с учетом преференции.

В каких случаях снижения цены контракта не происходит?

  1. В составе лота только часть товаров включена в Перечень. Заказчикам настоятельно не рекомендуется включать в состав лота продукцию по Приказу №155 или не по Приказу №155.
  2. Закупка признана несостоявшейся (подана только 1 заявка).
  3. В заявках не содержится предложений о товарах из ЕАЭС.
  4. В заявках не содержится предложений об иностранных товарах.
  5. В заявке победителя аукциона предложены и ЕАЭС, и иностранные товары. При этом стоимость товаров ЕАЭС составляет более половины (более 50%) стоимости всех товаров.

Поставщик знает страну происхождения товара, закон не обязывает поставщика на момент подачи заявки иметь продукцию на складе. Он знает, что предлагает заказчику конкретное лекарственное средство. Но откуда поступит товар (с российского, польского, белорусского завода) он не знает. Во избежание проблем поставщик прописывает различные страны в заявке. Часто поставщик совершает поставку по конкретным заявкам заказчика. Общие требования: заказчик устанавливает норму указания стоимости товара из ЕАЭС и не из ЕАЭС поставщиком во внутренней документации.

Если продукция соответствует Приказу №155, то устанавливается требование об указании (декларировании) участником страны происхождения поставляемого товара (товаров).

При этом, наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (не РФ, а Россия, Российская Федерации, нет США - есть Соединенные Штаты, Соединенные Штаты Америки).

Также устанавливается требование об указании в заявке цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции. Существует положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке, несет участник закупки.

Заказчик заинтересован в наибольшем количестве участников закупки. Его задача - минимизировать риски отказа в допуске к процедуре по формальным причинам. А если поставщик пишет страну происхождения Америка? Такой страны нет, заявка не проходит по требованиям.

Также очевидно, что в контракте рекомендуется указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника, с которым заключается контракт, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа. Замена товара во время исполнения контракта по улучшенным характеристикам на преференциальную не допускается.

Страна происхождения товара определяется декларацией и оформляется на продукцию ЕАЭС. Также есть правила определения страны происхождения товара.

СТ-1 не оформляется на иностранные товары (не из ЕАЭС).

Постановление Правительства Российской Федерации № 1289

«Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 30.11.2015

Это Постановление применяется везде, кроме случаев по ст.93 (ЕИ). Как правило, оно применяется по монолотам.

Если монолот (1 лот = 1 МНН) - применяется ППРФ № 1289?

Если мультилот (1 лот = несколько МНН) - то:

  1. только до пределов установленных ППРФ № 929 (до 1 млн)
  2. отдельно жизненно важные лекарственные препараты, отдельно не жизненно важные лекарственные препараты
  3. не смешивать в лоте функционально не связанные ЛС (ч.3 ст.17 135-ФЗ)

В составе заявок на электронный аукцион требовать РУ (см.далее), СТ-1 (во 2-х частях)

▪ При рассмотрении заявок сопоставить: страна происхождения в 1 части, страна в РУ, страна в СТ-1 - 2 часть ▪ Расхождение данных = недостоверные данные = отклонение заявки или отстранение участника

Регистрационное удостоверение. Нужно ли его требовать?

Подавляющее количество решений контрольных органов указывает, что заказчик ОБЯЗАН требовать регистрационное удостоверение. Но это не совсем соответствует действительности.

Письмо ФАС России от 23.10.2014 N АД/43043/14 «Согласно части 10 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан» Правительством Российской Федерации установлен порядок, в соответствии с которым уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - государственный реестр), и размещает его на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Таким образом, заказчик при рассмотрении заявок участников закупок может беспрепятственно пользоваться государственным реестром, размещенным на официальном сайте Росздравнадзора. ФАС России считает, что с учетом положений статьи 66 Закона о контрактной системе и статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан, отклонение заказчиком заявки при наличии во второй части заявки информации о реквизитах такого регистрационного удостоверения, наименовании медицинского изделия, производителе может привести к ограничению количества участников закупок. Да, требование о предоставлении должно быть установлено, но достаточно информации о номере такого удостоверения либо его копии.

Как работает ППРФ № 1289?

  • Если идет закупка монолотом жизненно важный лекарственных препаратов
  • Подано не менее 2 заявок, которые полностью соответствуют документации и содержат документацию препаратов ЕАЭС от разных производителей

В этом случае комиссия заказчика обязана отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке иностранных ЛП (кроме ЕАЭС), в том числе о поставке 2 и более ЛП, страной происхождения хотя бы одного из которых не является ЕАЭС.

К заявке с товаром «отечественного происхождения» прилагается сертификат страны происхождения товара по форме СТ-1, выданный уполномоченной ТПП (приказы ТПП от 21.12.2015 №93 и 94) (на иностранные ЛП и упаковку СТ-1 в 2016 году не требуются).

Объективно это правило очень простое: заявки с частично или полностью представленной иностранной продукцией отклоняются. Приоритет отдается отечественной продукции и продукции ЕАЭС.

Вопрос по СТ-1: сертификат формы СТ-1 прекращает свое действие после завершения закупки товара для обеспечения государственных или муниципальных нужд, для которой он был предназначен. Что делать, если невозможно быстро получить СТ-1? Участники закупки вправе прикладывать сертификат, полученный другим участником закупки.

Где и как отклонять по «третий лишний» что основания для отказа в допуске закреплены в Законе и там нет отсылки к 1289/102? Если говорить о любом способе закупки, то прописаны все случаи недопуска заявок. Но как это сделать, если есть иностранные участники? Их невозможно отклонить, так как ПП не является обоснованием для отклонения. Корректное обоснование: несоответствие продукции и несоответствие информации. В такой ситуации на площадке можно указать несоответствие, а в протоколе написать, что «в соответствии со статьей 14 ПП №1289 заявка отклоняется».

Письмо Минэкономразвития России №6723-ЕЕ/Д28и, Минпромторга России №ЦС-14384/19, Минздрава России №25-0/10/2-1416, ФАС России №АЦ/15615/16 от 14.03.2016 по ППРФ №1289

В этом документе прописано следующее:

  • Если в заявке несколько лекарственных препаратов одного МНН, и хотя бы одно средство «иностранное», то вся заявка «иностранная».
  • ППРФ 1289 «включается» (начинает работать) только если есть хотя бы 2 допущенные «союзные заявки» с СТ-1.
  • Заявку без СТ-1 или «иностранную заявку» можно отклонить, только если ППРФ 1289 «включилось».
  • Замена лекарственного препарата при исполнении не допускается как в случае изменения страны происхождения товара, так и его производителя вне зависимости от расположения производственной площадки.
  • Одна заявка без СТ-1 не отклоняется.

Постановление Правительства РФ № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.02.2012 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.06.2015 № 528)

Где применяется ПП? Везде, за исключением котировок (нет документации) и ст.93 (ЕИ).

Как применяется ПП? комиссия обязана отклонить заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий (по Перечню), происходящих из иностранных государств (кроме Армении, Белоруссии и Казахстана) при определенных условиях.

Что подпадает под действие ППРФ №102? Существенный объем продукции медицинского назначения (томографы компьютерные с количеством срезов от 1 до 64, устройства для переливания крови, электрокардиографы рентгендиагностические комплексы, слуховые аппараты неимплантируемые, салфетки, пинцеты, медицинская одежда…. и проч.).

а) отклонение заявок, содержащих предложение о поставке товаров иностранного происхождения за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, в соответствии с пунктом 2 Постановления № 102 возможно только по результатам рассмотрения вторых частей заявок.

б) ограничение, установленное Постановлением № 102, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 2 Постановления № 102, в совокупности. При этом, если на участие в определении поставщика подана одна заявка, ограничение, установленное Постановлением № 102 не применяется, в связи с чем отсутствие в заявке единственного участника закупки сертификата формы СТ-1 не является основанием для отклонения заявки.

Постановления Правительства РФ № 791 (товары легпрома), № 656 (машины), 1236 (российское ПО)

  • Распространяется только на заказчиков ЛЮБОГО уровня (с 26.02.2016)
  • В перечень вошли ткани, канаты, веревки, шпагат, сети, спецодежда, одежда из кожи, одежда верхняя, белье нательное, изделия меховые, кожа, обувь, чемоданы, сумки дамские и прочие товары, а также услуги по их прокату.
  • Имеет 2 самостоятельных положения:
  1. Ограничения закупок иностранных товаров - можно закупать товар производства ЕАЭС
  2. Установление доп. требования к материалам и полуфабрикатам (ч. 2 ст. 31): использование при производстве товаров и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является государство ЕАЭС. Можно не выполнять данные требования, если производство этих товаров, полуфабрикатов, материалов на территории ЕАЭС отсутствует (по заключению Минпромторга - см. Приказ Минпромторга России от 10 сентября 2014 г. № 1776).

Если закупка производится у единственного поставщика, то заказчики при описании в извещении об осуществлении закупки у единственного поставщика характеристики товаров устанавливают условие об использовании материалов или полуфабрикатов производства ЕАЭС.

Вопросы участников

Установлен запрет замены импортного товара с улучшенными характеристиками на российский в ходе исполнения контракта. Есть ли практика по этому вопросу?

То, что поставлено в рамках импортозамещения: изменения запрещают менять преференциальную группу на непреференциальную. В Письме Минэка №2780 от 17.09.2015 сказано, что в соответствии со статьей 14…. На самом деле, здесь однозначная позиция: недопустимо устанавливать преференции на товары, на которые уже есть ограничения. Любая попытка поставки товара на улучшенных характеристиках возможна только по согласованию со стороной заказчика.

Конкретная ситуация: на электронный аукцион подано 3 заявки. Одна с товаром на 100% российским, остальные две заявки импортные на 100%. Кто может быть допущен по 1 части? Российская не сделала ни одного шага для продвижения: в аукционе не участвовала. Уместна ли преференция по ППРФ №155?

Уместна. Участник закупки формально по сравнению со старым законодательством, где время подачи частично является критерием выбора победителя. Формально российская заявка допущена на первом этапе. При участии иностранных заявок ППРФ №155 актуально.

Каким образом оформлять списание неустойки, если на требование в оплате пени поставщик не отвечает? По Постановлению списать можно только принятую задолженность.

Только ради этого заказчики написали, что они оставляют за собой право оплаты продукции только после выплаты неустойки или путем взаимного учета. Если поставщик не согласен, то можно обратиться в суд.

Как правильно внести изменения в план-график, если совместный аукцион не состоялся и по плану будет новый аукцион?

Если аукцион не состоялся вообще и есть основания для повторного аукциона, то стоит внести изменения в план-график, сделав новую запись. Это самый безопасный вариант, так как при внесении изменений в уже существующую запись двигается срок проведения процедуры.

Сейчас идет активное отклонение первых частей заявок заказчиками за непредоставление фирменного наименования товара. ФАС встает на сторону заказчика и жалобы участников признаются необоснованными. Эта позиция правомерна?

Здесь заказчик устанавливает требования к описанию продукции. Это всегда считалось законным. Должна быть спецификация и она должна на чем-то формироваться. Если говорить о торговом (фирменном) наименовании товара, то можно написать, что поставщик указывает эти наименования в случае, если о них имеется информация. Если информации нет, то поставщик пишет, что наименование не установлено.

Опубликовано: 14 марта 2016

При осуществлении закупок лекарственных препаратов способом электронного аукциона отклонение заявок, содержащих предложение о поставке лекарственного препарата иностранного происхождения (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 возможно только по результатам рассмотрения вторых частей заявок.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 6723-ЕЕ/Д28и

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N ЦС-14384/19

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 25-0/10/2-1416

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
N АЦ/15615/16

О ПОЗИЦИИ
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ, МИНПРОМТОРГА РОССИИ, МИНЗДРАВА
РОССИИ И ФАС РОССИИ ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 30 НОЯБРЯ 2015 Г. N 1289 "ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ И УСЛОВИЯХ
ДОПУСКА ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ПЕРЕЧЕНЬ ЖИЗНЕННО
НЕОБХОДИМЫХ И ВАЖНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ,
ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"

В связи с поступающими вопросами о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289) при осуществлении закупок лекарственных препаратов Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минздрав России и ФАС России сообщают следующее.

1. Согласно пункту 1 Постановления N 1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием (далее - МНН)), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:

В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

Таким образом, ограничение, установленное Постановлением N 1289, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 1 Постановления N 1289, в совокупности. При этом должно быть не менее двух удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые содержат предложения в отношении всех торговых наименований предлагаемых лекарственных препаратов в рамках одного МНН, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, подтвержденной сертификатом о происхождении товара.

На основании изложенного, при наличии не менее двух заявок, соответствующих положениям пункта 1 Постановления N 1289, и содержащих документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата, иные заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного лекарственного препарата, а также о поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, но не содержащие документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, подлежат отклонению.

При наличии двух заявок, соответствующих положениям пункта 1 Постановления N 1289, но не содержащих документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата, ограничение, установленное Постановлением N 1289, не применяется и иные заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного лекарственного препарата, а также о поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, но не содержащие документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, не признаются не соответствующими требованиям и не подлежат отклонению.

В случае, если заявка (окончательное предложение) участника закупки содержит несколько торговых наименований лекарственного препарата в рамках одного МНН, и хотя бы одно из этих торговых наименований является лекарственным препаратом, происходящим из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), такая заявка признается содержащей предложение о поставке лекарственного препарата иностранного происхождения.

В случае, если на участие в определении поставщика подана одна заявка (окончательное предложение), ограничение, установленное Постановлением N 1289, не применяется, в связи с чем отсутствие в заявке (окончательном предложении) единственного участника закупки сертификата формы СТ-1 не является основанием для отклонения заявки (окончательного предложения).

2. Пунктом 3 Постановления установлено, что при заключении и исполнении контракта, предметом которого является поставка лекарственного препарата с соблюдением ограничений, предусмотренных настоящим постановлением, не допускается замена лекарственного препарата конкретного производителя или страны его происхождения, указанных в заявке (окончательном предложении), содержащей предложение о поставке лекарственного препарата. Таким образом, замена лекарственного препарата не допускается как в случае изменения страны происхождения товара, так и его производителя вне зависимости от расположения производственной площадки.

3. В соответствии с частью 2 статьи 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

Согласно пункту 5 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

Таким образом, при осуществлении закупок лекарственных препаратов способом электронного аукциона отклонение заявок, содержащих предложение о поставке лекарственного препарата иностранного происхождения (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 возможно только по результатам рассмотрения вторых частей заявок.

Заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации
Е.И.ЕЛИН

Заместитель Министра
промышленности и торговли
Российской Федерации
С.А.ЦЫБ

Статс-секретарь
заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
Д.В.КОСТЕННИКОВ

Статс-секретарь
заместитель руководителя
Федеральной антимонопольной службы
А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ И УСЛОВИЯХ

ДОПУСКА ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ПЕРЕЧЕНЬ ЖИЗНЕННО

НЕОБХОДИМЫХ И ВАЖНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:

2. Подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

3. При заключении и исполнении контракта, предметом которого является поставка лекарственного препарата с соблюдением ограничений, предусмотренных настоящим постановлением, не допускается замена лекарственного препарата конкретного производителя или страны его происхождения, указанных в заявке (окончательном предложении), содержащей предложение о поставке лекарственного препарата.

4. В случае если заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

5. Установленные настоящим постановлением ограничения не применяются в случае:

осуществления закупок лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза осуществляются исключительно первичная упаковка и вторичная (потребительская) упаковка или вторичная (потребительская) упаковка лекарственных препаратов с обеспечением выпускающего контроля их качества, - до 31 декабря 2016 г. включительно;

размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг извещений об осуществлении закупок лекарственных препаратов или направления приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, осуществленных до вступления в силу настоящего постановления;

осуществления закупок лекарственных препаратов заказчиками, указанными в части 1 статьи 75 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности на этой территории.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Данный нормативный правовой акт не применяется в случае осуществления закупочных процедур в целях приобретения лекарственных препаратов, если заказчик находится на территории зарубежного государства и осуществляет торги в целях обеспечения своей деятельности. Список ЖНВЛС утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 № 2885-р.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Установить, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:

2. Подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

3. При заключении и исполнении контракта, предметом которого является поставка лекарственного препарата с соблюдением ограничений, предусмотренных настоящим постановлением, не допускается замена лекарственного препарата конкретного производителя или страны его происхождения, указанных в заявке (окончательном предложении), содержащей предложение о поставке лекарственного препарата.

4. В случае если заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, устанавливаемые Министерством экономического развития Российской Федерации.

5. Установленные настоящим постановлением ограничения не применяются в случае:

осуществления закупок лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза осуществляются исключительно первичная упаковка и вторичная (потребительская) упаковка или вторичная (потребительская) упаковка лекарственных препаратов с обеспечением выпускающего контроля их качества, - до 31 декабря 2016 г. включительно;

размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг извещений об осуществлении закупок лекарственных препаратов или направления приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, осуществленных до вступления в силу настоящего постановления;

осуществления закупок лекарственных препаратов заказчиками, указанными в части 1 статьи 75 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности на этой территории.

Председатель Правительства Российской Федерации
Д. Медведев

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2015 г. N 1289

ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ И УСЛОВИЯХ ДОПУСКА ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ПЕРЕЧЕНЬ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ И ВАЖНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

от 30.05.2017 N 663)

1. Установить, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:

не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

2. Подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

3. При заключении и исполнении контракта, предметом которого является поставка лекарственного препарата с соблюдением ограничений, предусмотренных настоящим постановлением, не допускается замена лекарственного препарата конкретного производителя или страны его происхождения, указанных в заявке (окончательном предложении), содержащей предложение о поставке лекарственного препарата.

4. В случае если заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2017 N 663)

5. Установленные настоящим постановлением ограничения не применяются в случае:

осуществления закупок лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза осуществляются исключительно первичная упаковка и вторичная (потребительская) упаковка или вторичная (потребительская) упаковка лекарственных препаратов с обеспечением выпускающего контроля их качества, - до 31 декабря 2016 г. включительно;

размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг извещений об осуществлении закупок лекарственных препаратов или направления приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, осуществленных до вступления в силу настоящего постановления;

осуществления закупок лекарственных препаратов заказчиками, указанными в части 1 статьи 75 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности на этой территории.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ