Рассказ о песках
(притча Адриса Шаха)
Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому как она преодолевала все преграды, река попыталась было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что при продвижении в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.
И хотя не было сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось совсем безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:
Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток!
Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.
Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.
Но как это может произойти?
Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя…
Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь в конце концов никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?
Ветер, продолжал песок, именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.
Но как я могу проверить это?
Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдет многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.
Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?
Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, - ответил песок. – Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной.
Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она, или какая-то ее часть, уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также – да и вспомнила ли? - что эта, хотя и не всегда очевидная, но вполне задача выполнима.
И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А так как у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.
Да, теперь я узнала истинную сущность, - размышляла река.
Река узнавала, а пески шептали:
Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.
Вот почему говорят,
что путь, по которому должен
следовать поток жизни, написан на песке.
Представленные "ЧУДО-песочницы" - это деревянные песочницы (материал: фанера) с выдвигающейся плотной крышкой. На крышке красивая ручка в форме птички.
Песочницы с крышкой могут быть использованы в следующих направлениях:
Также деревянная песочница с крышкой может использоваться как в помещении, так и на улице, например, на даче. Благодаря удобным ручкам и компактным размерам песочницу можно легко вынести на улицу на солнышко/на балкон или занести в дом.
Деревянная песочница неоспоримо полезней, чем пластмассовая песочница благодаря натуральным природным материалам.
Дно и бортики песочниц выкрашены в лак на водной основе голубого цвета, что является абсолютно безопасным для использования даже самыми маленькими детьми. Голубой цвет дна символизирует воду (реки. озера, моря) и небо (бортики).
Вся продукция сертифицирована и декларирована.
К песочнице можно выбрать цветной песок, это настоящая сказка, ведь можно создавать любые сюжеты, простор фантазии безграничен!
Применение "ЧУДО-песочницы" многообразно.
В этой статье вы узнаете о том, для чего нужна песочница; о таком направлении, как песочная терапия, о ее пользе конкретно для вашего ребенка.
В современный век цивилизации дети с самого раннего возраста проводят время в компьютерах/телевизорах/телефонах. Это сказывается на здоровье как физическом, так и психическом. Столкнувшись с этой проблемой психологи и психотерапевты начали искать иные способы развития детей, максимально близкие к природе и тем самым естественно и гармонично не "ломая" человека, приводящие к психическому и физическому здоровью. Одним из таких направлений является песочная терапия, которая диагностирует "внутренний мир" и в которой видны способы выхода из проблемной ситуации. Данное направление эффективно в работе не только с детьми, но и взрослыми, которые еще больше, чем дети потеряли контакт с собой, своим телом. А ведь через руки происходит взаимодействие со всем телом. И ответ на самые сложные вопросы и ситуации лежит как раз-таки не в мозгу, а в теле человека. Достаточно только уделять время и внимание этому процессу.
Песочной терапии обучают в высших учебных заведениях. Специалисты, прошедшие обучение песочной терапии получают статус песочного терапевта. Это могут быть занятия с использованием фигурок или без, с использованием воды или без нее. Но в любом случае занятия с песком нужны и важны для каждого ребенка и не важно это ребенок, имеющий физические отклонения или нуждающийся в психологической помощи. Если родитель говорит, что мой ребенок абсолютно здоров и ни в какой помощи не нуждается, то такое убеждение является ошибочным. Дело в том, что любой человек испытывает в течение жизни переживания. А маленький человечек, и подавно, испытывает больше переживаний, ведь со всем он сталкивается впервые. И то, как он это воспримет, какое действие выберет и будет определять его дальнейшие радости или огорчения и потенциальные проблемы. Поэтому, даже если у вас нет возможности ходить на занятия к песочному терапевту, достаточно уже того, что у ребенка будет контакт с песком. Переходя к построению мира на песке, ребенок начинает строить то, что актуально именно для него и именно сейчас. Даже не обладая особыми знаниями, достаточно просто быть внимательным к ребенку, выслушать его и вы уже многое сможете увидеть и понять (например, каких героев он выбирает, что эти герои делают, как общаются, что для них важно). Как бы вам не хотелось вмешаться в процесс игры, в исход событий, возьмите за правило, сохранять границы пространства ребенка и дать ему возможность самовыражения. Если ребенок попросит о помощи, о совместной игре, то тогда конечно можно подключиться, но не забывать быть чутким и внимательным к ребенку (уважая то, что он уже построил и создал, даже если вам это не нравится).
Поэтому в "песочном мире" ребенка вы увидите его внутренний мир со всеми событиями/переживаниями в его жизни: и хорошими и плохими, с тем, что ребенок бы не смог сказать в силу закрытости или неумения оформить мысли и чувства словами.
А дальше происходит ЧУДО! Воздействуя через моторику рук на все тело приходит обратная реакция от тела: иногда это сопровождается осознанием и пришедшим четким пониманием, как выйти из той или иной ситуации. А иногда уже в самой (реальной) жизни ребенок находит выходы и решения, которые раньше даже в голову не приходили и при этом, зрелые, правильные, гармоничные. В последнем случае не всегда мы сможем увидеть связь, почему ребенок зрело поступил, можно даже списать на случайность. Но практика показывает, что такие "случайности", длившиеся годами, проходят после пары сеансов песочных занятий.
Домашняя песочница хороша тем, что в ней можно играть всегда, не зависимо от погоды и времени дня. Если вы переживаете, что песок будет рассыпан, то перед игрой под песочницу можно постелить клеенку, которую после занятия можно встряхнуть обратно в песочницу, что не составит для вас хлопот.
Рекомендуемый возраст, когда ребенок уже может взаимодействовать с песком - от 1 года, но под присмотром родителей. Будет здорово, если ребенок полностью залезет в песочницу (например, в памперсе) и контакт с песком будет максимальным, получая эффект массажа почти всего тела.
В песочной терапии песочница называется юнгианская в честь психолога и психиатра Карла Густава Юнга. Классическая юнгианская песочница должна соответствовать четко-установленному параметрам: размеры 50/70/10см, дно и борта окрашены голубым цветом (символизирует водоемы и небо).
Данные размеры были установлены не просто так. Именно это пространство комфортно для восприятия глаз, т.е. весь "песочный мир" видно одним взглядом, не перемещая глаз. Во-первых, это психологически комфортное безопасное для восприятия пространство. Во-вторых, оно позволяет увидеть картину целиком и благодаря этому осознать. К тому же, песочница большего размера отвлекает от процесса сосредоточенности на себе, погружения в психотерапевтический процесс. Поэтому, нельзя сравнивать эффект и результат от игр в домашней и уличной песочнице. Уличная (большая) песочница предполагает активность, движение, альтернативные игры, а юнгианская (домашняя, меньшая по размеру) предполагает погружение в личное пространство, работу с душой.
В интернет-магазине "ЧУДО-песочница" вы можете купить песочницу тех размеров, которые уже представлены, либо заказать свою - любого размера и особенностей.
Наполнение песочниц было установлено нами путем опроса, как специалистов по песочной терапии, так и родителей.
Развивающие игры и занятия с песком на моторику, память, мышление, воображение, речь, общее развитие представлены на сайте и входят в качестве пособий к каждому набору "ЧУДО-песочница".
Вся продукция сертифицирована, полностью безопасна для детей.
Ниже видео с конкурса выставки "Планета детства" в Ленэкспо, где дети, разбившись на команды искали камушки такого же цвета, что и цвет песка. Победителем стал участник, успевший собрать наибольшее количество камушков за минуту.
В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в дальнейшем описал его. Метод этот приобрел название юнгианского. Он нашел широкое применение в практической психологии.
Несомненный терапевтический эффект юнгианского метода позволяет добиваться серьезных результатов в лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, игра с песком является великолепным подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста. Эта методика получила название Sandplay.
Игрушки для песочной терапии :
Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.
Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.
Знакомство с песком по методу Sandplay — игры для маленьких детей
Предложите детям проделать следующие действия с песком:
Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, поэтому значение песочной терапии трудно переоценить.
Упражнения для песочной терапии
Как песочная терапия помогает в лечении психосоматических заболеваний?
Детям очень трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко внутри. У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где уж малышу справиться с этой непосильной задачей. Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит перенос этой душевной боли на тело. Так появляется тик, заикание, энурез, агрессивное поведение.
Психологи называют такие заболевания психосоматическими. Лечение таких заболеваний медикаментозно не приносит успеха. Здесь, как в гомеопатии – подобное лечится подобным.
Психологи говорят, что в таких ситуациях нужно спроецировать свой внутренний на мир вовне. Можно нарисовать свое состояние, но маленькие дети плохо рисуют. Они расстраиваются, плачут, а взрослые не могут их понять. Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний и идут на поправку.
Взрослые, наблюдая за их поведением во время игры, учатся понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры называются проективными и их значение трудно переоценить.
Юнгианская песочная терапия, наряду с игротерапией, как раз представляют собой такой подход, который в невербальной форме с помощью игры с песком и перестановки миниатюрных фигурок, а также через построение песочных картин позволяет проникнуть в глубинные слои психики, в бессознательные эмоции. Метод дает возможность определить, увидеть в самой постройке, в проявленной художественной форме эмоциональное состояние клиента ребенка, характер отношений между сознанием и бессознательным, между Эго и Самостью. Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие ее к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом. Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребенка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта. (Прилуцкая Мария Игоревна - клинический психолог (МГУ им М.В. Ломоносова), детский психотерапевт, специалист по аналитической работе с психосоматическими расстройствами у детей и взрослых, Московская ассоциация аналитической психологии (МААП).
Примеры проективных игр:
В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик:
Использование метода Песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.
Н. Скибинская, аналитический психолог, песочный терапевт:
Есть дети, которые опускают руки по локоть в песок и плескаются в песочнице, как в воде. У них на лице блаженная улыбка, и они говорят: «Как хорошо! Как приятно!» В это момент не хочется ни о чем говорить, и наступает спокойствие и умиротворение.
Другие дети иногда даже боятся притронуться к песку. Один ребенок потихоньку спускал пальчик по бортику песочницы, смотря мне прямо в глаза, как будто боялся обжечься. Так обычно трогают воду, чтобы понять, горячая она или холодная? Он пытался понять, можно ли мне доверять, не обману ли я его? Но как только он убедился, что песок и обстановка вокруг ничем ему не угрожает, то легко стал с ним взаимодействовать.
Некоторые льют в песочницу много воды. Им нравится возиться в этой «грязи». На улице обычно мамы это не приветствуют, но здесь можно. Процесс работы в мокром песке бывает очень завораживающим, и это состояние иногда хочется продлить. Переполненная различными чувствами душа во взаимодействии с мокрым песком находит спокойное освобождение. Психика как будто лечит себя сама. Внутреннее пространство освобождается для нового положительного опыта и чувства принятия, доверия и любви.
Многие дети в песке любят играть в прятки. Они закапывают что-нибудь в песок, а терапевт должен это найти. Потом меняются местами. Таким образом, дети пытаются почувствовать свою нужность и ценность для родителей в переносе на терапевта.
Многие терапевты, которые практикуют песочную терапию, считают, что первый мир в песке, который строит ребенок, это мир его матери. То есть ребенок заполнен материнским бессознательным, которое иногда влияет на него разрушительно. Песочная терапия помогает освободить внутреннее пространство ребенка для него самого, разорвать слияние с матерью, перестать нести на себе материнские проекции, прекратить воспроизводить негативный сценарий семьи и самому стать творцом своего жизненного пути.
Методика Sandplay может быть применима не только в психологии для психокоррекции, но и в домашних условиях в познавательных целях. Родители, которые всерьез озабочены воспитанием маленького человека, смогут с помощью песочной терапии, успешно корректировать поведение своих детей.
В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности. Хорошо бы еще организовать столик со стеклом и подсветкой для рисования песком. Затраты здесь не велики, дорогие игрушки стоят куда больше. Зато отдача от таких игр превзойдет самые смелые ваши ожидания.
Кто из нас в детстве не играл в песочнице, не строил замки? На морском берегу словно некая невидимая сила влечёт нас сотворить причудливый замок. Морские волны накатывают, смывают наши строения, а мы продолжаем строить вновь и вновь.
Песок удивительный материал, приятный на ощупь и настолько податливый, что можно создавать целые фрагменты мира, затем ещё, - и так до бесконечности.
Переживая уникальную тайну бытия, человек достигает состояния внутреннего равновесия, освобождаясь от повседневной суеты.
Мы погружаем руки в песок и удивительные ощущения охватывают нас. Он может рассыпаться сквозь пальцы и ему можно придавать форму. Песок - это неведомая и известная вселенная, из которой можно создавать свой неповторимый мир...
Техника Юнгианской песочной терапии
Техника “песочной терапии” возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникшего в 50-х годах прошлого века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.
Считается, что истоки «песочной терапии» - в книге известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» (1911г.). В ней он описывает, как его сыновья, играя с миниатюрными фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом и стал играть с ними в песке. Именно это и положило начало «технике построения мира» - диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд. Дора Калф, прошедшая обучение у М.Лоуенфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции (психическая функция, возникающая в результате напряжения между сознанием и бессознательным и поддерживающая их объединение), которые она изучала у К.Г. Юнга.
Главным принципом, положенным Дорой Капф в основу работы является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент - ребенок или взрослый - может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.
“Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым”. (Дора Калф, «Sandplay», 1980г.)
Для работы используются два деревянных подноса с песком размером примерно 60 х 70 х 10 (пространство, которое одномоментно может быть легко охвачено взглядом). Один поднос наполняется сухим песком, а другой используется, если клиент хочет работать с влажным песком. Внутренняя поверхность подносов окрашивается в голубой цвет - таким образом, дно подноса может изображать море или реку, а также служит символом бессознательного. Также необходимо множество разнообразных фигурок, из которых клиент выбирает то, что притягивает или, наоборот, пугает или отталкивает его.
В песочной терапии обычно применяют следующие предметы:
® объекты небесного пространства - солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния;
Заполнение частей песочницы и ее секторов расскажет много интересного о человеке. Например, если заметно смещение действия в песочнице к верху, перед нами человек, склонный к мечтаниям. Если у него нет уравновешивающих фигурок внизу, нужно проработать аспект реализации задуманного, составление планов. Люди «приземленные» заполняют нижние секторы песочницы. В этом случае развитие фантазии на занятиях песочной терапии станет уравновешивающим моментом. Смещение в левую или правую часть покажет человека, которым владеет либо прошлое, либо будущее. Также анализ «песочных картин» происходит исходя из схемы разделения подноса: прошлое - настоящее - будущее (с лева на право) и осознанное - бессознательное (сверху в низ); анализируются и выбранные фигуры исходя из символического значения, как они расположены, повернуты, в том числе по отношению друг к другу, что находится рядом с ними и т.д.
Использование миниатюрных фигурок в песочной терапии, объединение их в некоторый сюжет наводит на мысль о спектаклях внутреннего театра личности. Фигурки могут символизировать субличности (некое «мини Я», у которого есть определенный набор характеристик - страхов, потребностей, убеждений и т.д.) автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками. Получается, что в процессе песочной терапии клиент строит новые взаимоотношения с самим собой. Однако фигурки, использованные в песочнице, могут не только отражать субличности человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен клиент. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. В этом случае песочная терапия представляет собой миниатюру психодрамы. Преимущество психодраматического подхода здесь заключается в том, что для создания спектаклей не требуется помощь группы, - все роли исполняют игрушечные фигурки. Таким образом, песочница создает условия для спектакля не только в групповом режиме, но и в индивидуальном.
а Ритуальные предметы.
и Ларцы, коробочки.
И Миниатюрные музыкальные инструменты.
а Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.
3. Технические устройства
Фотоаппарат, набор фотопленок.
Процесс песочной терапии
Продолжительность одной сессии песочной терапии с подростками и взрослыми в среднем 50-60 минут. Продолжительность одной консультации зависит от возраста клиента и особенностей его интеллектуального развития.
Периодичность консультаций зависит от остроты проблемы. Рекомендуется 1-2 раза в неделю.
Полный курс песочной терапии может составить 12-15 сессий.
На первой консультации, если принято положительное решение об использовании песочной терапии, необходимо познакомить клиента с тем, как организован ее процесс.
> шуйста, все те фигурки, какие привлекают вас или отталкивают избирайте столько фигурок, сколько хочется. У нас есть один час, М им можете сами определить себе время для выбора. Все, что вы (■мберете, вы должны разместить на подносе (в песочнице)».
очной картины и место этого опыта в общей картине жизни | шента.
Основные вопросы психолога к клиенту
Основные вопросы психолога к клиенту могут быть следующими:
Таким образом, стратегия психолога заключается в максимальном содействии клиенту в процессе понимания самого себя и осмысления закономерностей собственной жизни .
Ключевые характеристики песочных картин
Среди ключевых характеристик песочных картин выделяют:
Чаще всего у психолога возникает адекватный ответ на энерге- J | тику картины, то есть включается некое «рабочее состояние». Его первым признаком является искренний интерес к картине, желание узнать о ней как можно больше.
Мы еще слишком мало знаем об энергоинформационном поле песочной картины, но понимаем всю важность этой ключевой I характеристики. Фактически энергоинформационное поле песочной картины и является главным хранилищем знаний о композиции, однако нам пока еще трудно формализовать это знание. Поэтому на помощь приходят другие ключевые характеристики.
Основная идея песочной картины отражает актуальные жизненные ценности, потребности, «зону ближайшего развития» автора. Иными словами, основная идея расскажет нам о том, что является для клиента наиболее значимым в данный момент. Над чем он сознательно или бессознательно работает, к чему стремится. Узнать основную идею песочной картины можно, как минимум, тремя способами.
в Что это за мир?
а Что это за страна?
® Что самое главное жители этой страны могли бы сказать жителям других стран и миров?
Я Чему нас может научить опыт путешествия по этой стране, по этому миру?
Сюжет песочной картины отражает динамику некоторого внутреннего процесса. Иногда бывает, что внутри картины имеются два и более связанных между собой сюжета. Например, две
фаны, три мира, два и более главных героя. Бывает, что сюжеты посвящены одному действующему лицу, но описывают разные иозрастные промежутки его пути: детство, юность, зрелость.
Условно можно разделить картины по сюжетной динамике пи фи вида:
Динамичные картины, как правило, имеют героя (или героем), который куда-то идет, стремится, чего-то хочет, что-то ищет. 11л картине мы застаем таких героев на определенном отрезке пут Мы можем увидеть их прошлое (мир, из которого они вышли) и их будущее (мир, куда они стремятся).
Преимущество динамичных картин для психолога состой i и том, что фактически клиент уже сам рассказывает о целях консул!, шрования (правда, в зашифрованном виде). Он знает, к чему он должен прийти, что получить, какие средства для этого исиомь ювать.
Статичная картина - это стоп-кадр некоего сюжета. В ста гич ной песочной картине время остановилось. Герои таких картин, как правило, ведут оседлый образ жизни. Или мы застаем их и мо мент какого-то действия (работа, игра, трапеза, купание, загорл ние, охота и пр.). Но в любом случае это привычный для них и ид деятельности. Чтобы выявить сюжет в статичной картине, можно дать клиенту такие задания: «Расскажите историю этой страны. С чего все начиналось, кто ее создавал, как это происходило? Что ожидает эту страну в будущем? Представьте себе, что первы й день творения в этой стране закончился, наступила ночь, аза ней и но вый день. Расскажите, что произошло в этой стране».
Если в стране не происходит никаких значимых событий, сюжетная динамика проявляется только в смене видов деятельности героев, это может означать, что человек нашел для себя некую «зону стабильности» и пока не стремится ее покидать. По-видимому, ему нужно некоторое время «пожить» в этой стране, чтобы набраться сил для путешествий и приключений.
В смешанных песочных картинах статическое благополучие нарушается динамизмом некоего героя.
Смешанные картины могут содержать два мира: статичный и динамичный. Но в любом случае смешанная картина говорит о внутреннем противоборстве, противоречии и поиске стабильности. Данный вид картин проливает свет и на конфликтное содержание песочных композиций [ 18].
Конфликтное содержание песочных картин отражает внутреннее напряжение человека. Оно бывает явным и скрытым.
Конфликтное содержание песочной картины может быть описано следующими характеристиками:
Уровень агрессии может быть высоким, средним и низким.
Уровень агрессии высокий, если в песочнице разворачиваются баталии или имеется персонаж, по отношению к которому проявляются активные агрессивные действия.
Если герои картины только готовятся к войне или во внешне спокойном мире есть некоторое количество вооруженных фигур, не задействованных в активных военных действиях, - можно говорить о среднем уровне агрессии. Если песочная картина представляет собой мирное зрелище, мы наблюдаем низкий уровень агрессии.
Направленность агрессии может проявляться как аутоагрессия и гетероагрессия. Аутоагрессия видна в разрушительных действиях по отношению к главному герою песочной сказки, в неприятностях, которым подвергает его автор. Гетероагрессия выражается через противоборство армий в песочнице, а также в активных агрессивных действиях главного героя по отношению к другим персонажам и элементам композиции.
Адресность агрессии показывает адресата агрессивных действий. Фигурка (или фигурки), на которую направлен агрессивный поток, может ассоциироваться у клиента с конкретным лицом из реальной жизни (мать, сестра, отец, бабушка, муж, жена, ребенок, начальник, подруга и пр.).
Ресурсное содержание песочной картины служит опорой для т ихологического консультирования и является интегральной мрактеристикой .
Проявление ресурсного содержания:
Символическое поле песочной картины отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах. Для исследователя эта ключевая характеристика, быть может, является наиболее привлекательной .
Для удобства понимания мы условно разделим символическое поле песочной картины натри части. В символическое поле войдут:
3 Зак. 635
Мы последовательно рассмотрим каждую часть символического поля песочной картины. Условно разделяя его натри части, будем помнить о том, что они существуют в единстве друг с другом.
Важным условием для проведения символического анализа является фиксация местоположения клиента относительно песочницы.
Поверхность песочной картины можно условно разделить на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали, как в кубике Рубика. Таким образом, «песочный лист» размечается на девять секторов. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение. Мы приводим его для тех, у кого ведущая рука - правая. У левшей все будет зеркально.
Разделение по вертикали.
«Женская» часть. Символизирует прошлое, взаимоотношения со значимыми женщинами, матерью, связь с домом.
Левая часть - это то, что человек уже имеет, на что может опираться.
Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы.
Настоящее. Центральная часть символизирует актуальные в данный момент процессы человека. О чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым. Особенно это касается фигурки, которая поставлена в центр картины. Нередко она символизирует Я клиента, тот образ, с которым он себя бессознательно ассоциирует в данный момент
«Мужская» часть. Символизирует будущее. Социальные процессы. Взаимоотношения в социуме: детский сад, школа, институт, работа. Может отражать взаимоотношения с партнером по браку. Также символизирует планы на будущее, тревоги, связанные с будущим.
Взаимоотношения со значимыми мужчинами, отцом, братом, мужем, другом. Иногда символизирует ограничения в реализации задуманного.
Разделение по горизонтали.
Верхняя часть символизирует ментальные процессы. О чем человек думает, фантазирует, что планирует, вспоминает.
Центральная часть символизирует эмоциональные процессы. Что человек переживает, что он чувствует, о чем беспокоится, чему радуется.
Нижняя часть символизирует сферу реальных действий, поступ ков человека. То, что он сделал, что делает, что хочет сделать. Зем ля, почва под ногами. Как видим, интерпретация символического значения многозначная, многоуровневая. Поэтому психолог ище г гот смысл, который более всего соответствует состоянию клиента и идее картины.
Даже беглый взгляд на пространственное расположение фигу рок в песочнице может дать важную информацию об особенное тях клиента. Для этого нужно ответить на вопрос: «Какие части песочницы наиболее заполнены, а какие оказались пустыми?» Если наблюдается определенная дисгармония в заполнении песоч ницы фигурками, психолог может определить для себя наиболее общие задачи консультирования.
Фигурки песочной картины.
Попавшие в левый верхний угол фигурки символизируют про цессы, связанные либо с прошлыми воспоминаниями, либо с мыслями одоме, о матери, о другой значимой женщине.
Фигурки, находящиеся в центральной верхней части, могут от ражать то, о чем в данный момент думает, фантазирует клиент.
В правый верхний угол, как правило, попадают фигурки, отражающие мечтания, планы на будущее, мысли о взаимодействии в социуме: от детского сада, школы до работы. Взаимодействие с отцом, другими значимыми мужчинами.
Попавшие в центральную левую частьфигурки могут символизировать прошлые эмоциональные переживания, связанные с домом, матерью, значимой женщиной.
В центральной части сосредотачиваются самые важные фигурки. Описывают они, с одной стороны, актуальное эмоциональное состояние. С другой стороны, ценностные устремления, нечто значимое, неважно, осознаваемо оно или нет.
Фигурки в правой центральной части отражают стремления, желания автора песочной картины, а также эмоции по поводу будущего, мужчин, социальной самореализации.