Рано или поздно специалист, имеющий хоть какое-то отношение к бухгалтерскому учету, задумывается, а не стать ли ему аудитором? Но для этого необходимо наличие квалификационного аттестата. Наш эксперт задался целью получить этот документ.Двойная запись №12, 2003
Елена Соколова, эксперт журнала
А вот о качестве предоставляемых там знаний по телефону судить трудно – помочь в этом могут только те счастливцы, которые уже окончили подобные курсы. К сожалению, таких знакомых у меня нет, поэтому пришлось воспользоваться интернетом. На специализированных сайтах есть форумы, где можно найти отзывы аудиторов о качестве лекций в том или ином заведении. Правда, не факт, что эти отзывы объективны.
После того как я выбрала учебное заведение, мне предстояло явиться туда с документами и заключить договор. А документы требовались такие: заверенная у нотариуса копия диплома, копия трудовой книжки (ее можно заверить по месту работы), копия свидетельства о присвоении ИНН, заявление о допуске к аттестации и квитанция об оплате «экзаменационного» взноса в сумме 2 тысяч рублей. Вообще-то принести все эти бумаги следовало до начала лекций, но нам разрешили сделать это в течение первой недели обучения.
Всего в расписании значилось пять дисциплин: кроме «Финансов» еще «Налоги», «Аудит», «Бухгалтерский учет» и «Право». Преподавательский состав состоял в основном из профессоров – преподавателей вузов. Практикующий специалист вел только курс по «Аудиту». Возможно, именно поэтому его лекции были более интересны, чем остальные. А вообще мне как специалисту, проработавшему некоторое время в бухгалтерской сфере, особых знаний занятия не дали. Мало того, что наши наставники-теоретики в основном пересказывали нормативные акты и учебники, которые можно купить в любом магазине, некоторая информация была еще и устаревшей. На наши возмущенные возгласы лектор отвечал, что в самих тестах могут попасться «старые» вопросы, а Минфин оставляет их намеренно, поскольку аудитор проверяет прошлые периоды и знать такие нормы обязан.
Хотя какую-то пользу от посещения УМЦ я все же получила (так сказать, для общего развития). Например, теперь знаю, что такое «эффект финансового рычага» и как его рассчитывать. А если честно, не представляю, зачем это нужно аудитору. Такая информация полезна, скорее, экономисту. Кстати говоря, в нашей группе были и такие, кто вовсе не ходил на лекции. Они просто брали у добросовестных «однокашников» конспекты и ксерокопировали.
Затем нам выдали документ, свидетельствующий об окончании обучения, и отвели месяц на подготовку к заключительному этапу, предупредив, что главное – пройти тестирование, потренироваться в котором нам дали за неделю до этого знаменательного события. Отмечу, что пробный тест большинство из нас заполнили неудачно.
Вот здесь я хотела бы дать совет тем, кто собирается «сдавать на аудитора»: перед экзаменами неплохо было бы взять отпуск или отгулы для того, чтобы как следует подготовиться, а точнее, написать шпаргалки или отсканировать их с конспектов. Правда, рисковать и пользоваться ими прямо в аудитории не стоит – она оборудована камерами видеонаблюдения, и неизвестно, включены они или нет. Вместо этого попробуйте отпроситься на несколько минут.
Консультироваться с коллегами тоже не возбраняется, но где гарантия того, что сосед знает предмет лучше, чем вы?
Сам тест состоит из 50 вопросов (по 10 на дисциплину), и у каждого «студента» свой вариант. Правильно надо ответить как минимум на 43 из них. Неприятно удивило то, что мне (и не только мне) попалось несколько совершенно незнакомых вопросов, которых в розданных нам тестах не было и в помине. К счастью, их было немного, поэтому в лимит неправильно отвеченных (7 из 50) я уложилась. Но об этом, естественно, узнала только вечером, когда нам объявили результаты. В общей сложности экзамен завершился удачно для 60–70 процентов потенциальных аудиторов.
Однако успокаиваться было рано, поскольку через два дня нам предстояло пройти еще и устно-письменные «испытания». На консультации, которая проводилась сразу же после того, как объявили результаты тестирования, нам раздали экзаменационные билеты и задачи (естественно, все это под большим секретом). Мы же в свою очередь распределили между собой весь полученный материал, дабы не делать всем одну и ту же работу (искать ответы на все вопросы). Двух дней вполне хватило на то, чтобы подготовить две-три шпаргалки. К сожалению, лекций для этого было недостаточно, поскольку преподаватели, как потом выяснилось, не успели дать полный объем информации. Поэтому пришлось покопаться в учебниках, интернете и справочно-правовых базах.
В итоге на экзамен мы пришли во всеоружии. Нам даже удалось договориться (причем бесплатно, хотя поговаривали, что такие «услуги» обойдутся группе в 3 тысячи рублей) с секретарем, чтобы каждому попался «нужный» билет. Осталось только составить список фамилий с номерами «понравившихся» билетов и переписать приготовленные ответы на «экзаменационные» листы. Естественно, в таких условиях не сдать экзамен было бы просто неприлично.
Ну и, конечно, не обошлось без угощений для комиссии (около 500 рублей с каждого). Зато благодаря «столу» председатель комиссии практически не присутствовал на экзамене. Как ушел «угощаться», так и пропал. Появился лишь на следующий день (экзамен проходит два дня), да и то лишь для того, чтобы подвести итоги.
Звонки стали поступать буквально на следующий день. Одни предлагали реальную работу по совместительству, за которую готовы были платить по 30–70 долларов за один день проверки. Это мне не подходило, поскольку отрываться от основной работы я не собиралась. Другие предлагали продать им копию аттестата, причем цены называли разные – от тысячи рублей в месяц (зарплата, начисляемая официально) до 9 тысяч рублей за год «проката» документа. В итоге я «оформилась» на три фирмы и полностью окупила свои затраты на обучение.
Получить квалификационный аттестат аудитора могут не все, а только те, кто имеет высшее экономическое или юридическое образование. Причем вуз обязательно должен иметь государственную аккредитацию. Помимо этого претенденту необходимо проработать в экономической или юридической сфере не меньше трех лет, о чем сказано в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Как правило, подтверждающие документы собирает учебный центр, который готовит специалистов к экзаменам, и по идее именно он должен следить за тем, чтобы кандидат отвечал вышеназванным условиям. А если сотрудники центра за этим не проследили? Человек заплатил деньги, прослушал курсы, успешно прошел тестирование, сдал экзамены и не получил аттестат по причине, например, недостаточного стажа или «неаккредитованности» вуза. Можно ли тогда предъявить претензии к учебному центру?
Сергей Семешкин,
генеральный директор юридической фирмы
«Джей-компания»:
– Учебный центр не несет в этом случае никакой ответственности, и предъявить
к нему какие-то претензии нельзя. Ведь свою обязанность по подготовке специалиста
к тестированию и экзамену он исполнил. А то, что гражданин не подходит по требованиям,
в большей степени его проблемы. Надо было прочитать закон.
Поэтому, оплачивая обучение, не забывайте об этих нормах закона, иначе зря потратите деньги, время и нервы.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим аудиторскую деятельность в целом, является Федеральный Закон №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Согласно ст. 4 данного закона аудитор - это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Почему в законе так четко определено, что аудитором может являться только лицо, получившее квалификационный аттестат? Потому что получение такого аттестата является подтверждением высокого уровня профессиональной подготовки аудитора, а это залог того, что проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услуг будет осуществлено на самом высоком уровне.
Прядок выдачи (отказа от выдачи) и аннулирования квалификационного аттестата определен в том же законе, что и понятие аудитора (в ст. 11 и 12).
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.
Данная аттестация проводится в форме квалификационного экзамена, а сам аттестат выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендент:
Кроме этих требований, у претендента должно быть высшее образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.
В последние несколько лет обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора существенно изменились в сторону ужесточения, что связано с реформированием системы аттестации аудиторов в России.
Так, до вступления в силу ст. 11 ФЗ "Об аудиторской деятельности" для получения квалификационного аттестата рекомендовали применять следующие требования:
Порядок проведения квалификационного экзамена устанавливается уполномоченным федеральным органом. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности.
Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.
За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией. За выдачу квалификационного аттестата также может быть предусмотрена плата, но ее размер не должен превышать затраты на изготовление и пересылку аттестата.
Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов РФ через учебно-методические центры (УМЦ) следующие документы:
Несмотря на то, что квалификационный аттестат имеет единую форму, он выдается по нескольким различным направлениям аудита:
Экзамены по отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора, проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы.
Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно-устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). В период квалификационного экзамена письменно-устная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификационные экзамены сдаются на русском языке.
Информация о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендентов учебно-методическими центрами не менее чем за 5 дней до намеченной даты его проведения. Конкретные даты проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Министерством финансов РФ.
Обычно сдаче квалификационного экзамена предшествует отдельное обучение в одном из УМЦ.
Так как действующий закон об аудиторской деятельности был принят относительно недавно в 2008 году, то возник вопрос о выдаче квалификационных аттестатов согласно новому закону. Было принято решение, по которому в 2009 - 2010 гг. проведение экзаменов и выдача аттестата проводились согласно старому закону №119-ФЗ, а начиная с 01.01.11 г. - по новому закону №307-ФЗ. При этом квалификационные аттестаты, полученные как до 01.01.09 г., так и в период между 01.01.09 и 01.01.11 г. не подлежат обмену, их обладатели не обязаны проходить какое-либо переобучение и (или) пересдачу квалификационного экзамена.
С 01 января 2011 г. эти лица вправе участвовать в аудиторской деятельности в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в обязательных аудиторских проверках. В случае если названные лица пожелают участвовать в аудиторской деятельности без ограничения типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, а также в проведении обязательного аудита, они должны сдать (до 01 января 2013 г.) квалификационный экзамен в упрощенном порядке, который будет установлен уполномоченным федеральным органом, либо сдать (с 1 января 2013 г.) квалификационный экзамен в общем порядке.
Так, 1 ноября 2012 года на упрощенный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора нового образца явились 1198 претендентов. Процент сдавших экзамен достиг 30%.
Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:
Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.
Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является.
Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.
Кроме отказа в выдаче квалификационного аттестата, уже выданный аттестат может быть аннулирован в случаях:
Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор, а в отношении квалификационного аттестата аудитора лица, не являющегося членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов, - саморегулируемая организация аудиторов, выдавшая этот квалификационный аттестат аудитора.
Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.
1. Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):
1) сдало квалификационный экзамен;
2) имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.
2. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности.
3. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.
4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Назначение на должность и освобождение от должности единоличного исполнительного органа единой аттестационной комиссии осуществляются с предварительного согласия совета по аудиторской деятельности. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.
5. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.
6. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:
1) претендент не соответствует требованиям части 1 настоящей статьи;
2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи;
3) со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора прошло более одного года.
7. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом. Саморегулируемая организация аудиторов не вправе выдвигать какие-либо требования или условия при выдаче квалификационного аттестата аудитора. Саморегулируемая организация аудиторов вправе взимать плату за выдачу квалификационного аттестата аудитора, размер которой не должен превышать затраты на его изготовление и пересылку. Датой выдачи квалификационного аттестата аудитора считается дата принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о выдаче аттестата аудитора.
8. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.
9. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.
Статья 11. Квалификационный аттестат аудитора
О правах аудиторов, имеющих действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2011 года, со дня вступления в силу частей 1 - 8 статьи 11 см. часть 4 статьи 23 данного Федерального закона.
1. Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):
1) сдало квалификационный экзамен;
2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.
2. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.
4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.
5. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.
6. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:
1) претендент не соответствует требованиям части 1 настоящей статьи;
2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи;
3) со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора прошло более одного года.
(п. 3 введен Федеральным законом от 01.07.2010 N 136-ФЗ)
7. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом. Саморегулируемая организация аудиторов не вправе выдвигать какие-либо требования или условия при выдаче квалификационного аттестата аудитора. Саморегулируемая организация аудиторов вправе взимать плату за выдачу квалификационного аттестата аудитора, размер которой не должен превышать затраты на его изготовление и пересылку. Датой выдачи квалификационного аттестата аудитора считается дата принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о выдаче аттестата аудитора.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.
9. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.
Статья 12. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора
1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях:
1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным статьей 11 настоящего Федерального закона;
2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
3) несоблюдения аудитором требований статей 8 и 9 настоящего Федерального закона;
4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований настоящего Федерального закона или федеральных стандартов аудиторской деятельности;
5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;
6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:
а) лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, а также лиц, исполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;
б) работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности данных организаций;
в) лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций;
г) иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами;
7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 настоящего Федерального закона, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);
8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.
2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор, а в отношении квалификационного аттестата аудитора лица, не являющегося членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов, - саморегулируемая организация аудиторов, выдавшая этот квалификационный аттестат аудитора.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.
4. Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован по основаниям, предусмотренным пунктами 1 (в части получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов), 3 - 5 части 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
5. Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.
Квалификационный аттестат аудитора – это документ, который дает специалисту – члену аудиторской организации, право на проведение аудита в различных компаниях. Порядок его получения и срок действия регулируется законодательством РФ.
Порядок получения аттестата аудитора определяется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 года № 307-ФЗ (далее ФЗ № 307).
В ст. 11 закона сказано, что для получения аттестата претендент должен соответствовать следующим требованиям:
В случае если претендент не соответствует одному из приведенных условий, ему отказывают в выдаче аттестата.
Также решение об отказе может быть принято в следующих случаях:
Аттестация аудиторов подразумевает под собой прохождение специального экзамена. Для его принятия создается аттестационная комиссия, которая должна отвечать следующим критериям (Приказ Минфина РФ от 27.05.2010 N 51н):
Деятельность комиссии должна основываться на принципах объективности, независимости и «прозрачности» самофинансирования. Поскольку финансироваться комиссия должна самостоятельно, разрешается устанавливать плату за сдачу квалификационного экзамена. Плату также можно брать и за сам бланк аттестата, но она не должна превышать сумму, потраченную на его изготовление и пересылку.
Квалификационный аттестат аудитора выдается сроком на неопределенное количество лет, то есть является бессрочным. Но при этом его владелец должен ежегодно проходить обучение.
Первое обучение нужно проходить на второй год после получения аттестата. К обучению предъявляются следующие требования:
Несмотря на то, что по закону аттестат аудитору выдается на неопределенный срок, его могут аннулировать. Произойти это может в следующих случаях (ст. 12 закона № 307-ФЗ):
Решение об аннулировании аттестата принимает либо СРО, в котором состоит аудитор, либо СРО, выдавшее аттестат.
Если аудитор не является членом СРО и имеет аттестат, выданный ранее 2011 года, решение о его аннулировании принимает уполномоченный орган власти.
Для того чтобы аудитор имел право заниматься аудиторской деятельностью ему необходимо иметь специальный документ - квалификационный аттестат. Квалификационный аттестат аудитора выдается на неопределенный срок, но при этом каждый год необходимо проходить обучение по программе повышения квалификации. Аттестат может быть аннулирован при нарушении правил, установленных законом.