– это часть земли, выделенной человеку с целью повышения количества собственников. Благодаря этому, люди получали возможность вести собственную сельскохозяйственную деятельность. Первыми получали земельные участки бывшие колхозники, а затем и социальные работники этих организаций.
Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.
Это быстро и бесплатно !
На сегодняшний день, около 50% земель выделены под паи, и практически все, кто получил участки, оформили право собственности на них.
Определение «земельный пай» , подразумевает земельную площадь, выраженную в гектарах из расчета на одного человека. Паи не разделяются по местности и их границы существуют только на бумаге. Все сотрудники бывших колхозов и совхозов имеют свидетельство, подтверждающее право долевой собственности на землю, предназначенную для сельскохозяйственных нужд.
Свидетельство содержит такие сведения, как:
Характеристики усредненные и у всех одинаковые, а сама собственность является виртуальной.
Паи или доли можно назвать весьма своеобразными объектами собственности, они являются по своей сути не участком, так как он не имеет границы, а всего лишь правом на землю.
Пай может быть использован для ведения сельского или фермерского хозяйства, в зависимости от его вида. При этом, распоряжаясь своей долей, собственник должен учитывать интересы и права других пайщиков. Именно по этой причине реализовать права на землю достаточно трудно.
Кроме того, человек может лишиться своего пая в любой момент, к примеру, он может быть передан местной администрации. Мотивировать это могут тем, что земля не используется дольщиком. При этом, убытки так называемому «собственнику» не возмещаются.
К особенностям земельных паев можно отнести то, что они предоставлялись однократно и бесплатно, начиная с 1991 года. Получали их сотрудники ликвидированных или подлежащих реорганизации сельхозпредприятий, а также те, кто вышел на пенсию именно в этой организации.
Из прочих жителей сельской местности имели право на получение земельного надела:
Несмотря на то, что пай был бесплатным, работу кадастровой службы и налоги был обязан оплачивать дольщик. Одним из условий включения гражданина в число пайщиков была своевременная приватизация земли. Если этого не происходило, то человек лишался пая и вместе с этим права пользования землей.
Земельный пай нельзя использовать под строительство, поскольку он предназначен только для ведения сельского хозяйства.
Земельные наделы могут быть проданы или сданы в аренду тем, кто заинтересован в использовании доли. Оплату могут производить деньгами, также возможна натуральная форма расчетов. Арендовать пай можно, подписав договор с его владельцев. В этом документе оговариваются возможности арендаторов на эксплуатацию, а также указываются конкретные сроки.
Сложность заключается в том, что участки не имеют четких границ и определение расположения земли не всегда представляется возможным. В этом случае имеет смысл выдел доли. Для этого потребуется написать заявление в учетные государственные структуры, которые занимаются межеванием земли. Помимо этого границы участка согласовываются с владельцами соседних земель.
Для того, чтобы оформить в собственность приобретенный земельный надел, необходим договор о купле-продаже доли. Также, в Регистрационной палате необходимо зарегистрировать свои права на земли.
Для этого потребуются:
Купля-продажа паев аналогична договору дарения, отличие только в том, что потребуется разный пакет документов. Вариантов необходимого комплекта документации может быть много, а процедуры оформления также могут значительно отличаться.
Независимо от того, по каким причинам земля стала частью уставного капитала, процедура переоформления будет такой:
Дарение бывает двух видов:
Пай, полученный в дар, переходит в собственность того, в чью пользу был составлен договор дарения. Он не подлежит разделу при разводе между супругами.
Договор дарения должен быть зарегистрирован в соответствии с требованием закона и новый собственник обязан подать сведения о сделке в государственную организацию.
Процедура по выделению пая проходит следующим образом:
Все эти процедуры необходимы для законного выделения пая и занимают довольно много времени.
Оформление пая или его переоформление в случае смены владельца требуют предоставления определенного пакета документов в органы, регистрирующие собственников земель. После того как пай был оформлен в собственность, владелец может производить со своей долей любые сделки.
Если новый владелец планирует использовать земли для занятий сельским или фермерским хозяйством, то приступать он может уже после того, как подал документы на регистрацию своих прав.
Для процедуры оформления необходимы не только результаты межевания и согласие прочих пайщиков и владельцев соседних участков на определение границ участка и его выделе в собственность, но и документация.
А именно:
Оформление займет немалый период времени.
Необходимо будет пройти следующие этапы:
Продать пай владелец может только после того, как местная администрация отказалась его приобрести.
Цену на землю владелец имеет право устанавливать сам, после чего он обязан оповестить местную администрацию о том, что собирается продавать пай и озвучить его стоимость. Продажа и переоформление происходят в соответствии с установленным законом порядком.
Стоимость земельного участка зависит от многих факторов. К примеру, принимается во внимание состояние земли, место ее нахождения, климатические условия, особенности местности и многое другое.
Если в процессе поиска покупателя или в результате переговоров с ним продавец намерен изменить цену на пай, то он обязан поставить в известность местную администрацию.
Существует несколько вариантов того, как можно распорядиться земельным паем:
В любом случае процесс оформления документов будет достаточно трудным и длительным.
Лица, которые получают доход от того, что сдают паи в аренду, признаются налоговыми агентами и обязаны платить налоги в соответствии со статьей 226 Налогового Кодекса.
Владельцы земель, не сдающие в аренду заинтересованным лицам и использующие наделы самостоятельно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, также обязаны платить налоги в соответствии со статьями Налогового Кодекса РФ.
Выделение наделов при изменении формы собственности предприятий проводилось ранее для инвестирования и производства сельскохозяйственной продукции. Поэтому граждане могли получить участки в собственность бесплатно, не производя оплату за оформление документов. Сегодня при выделении участка для продажи или совершении других сделок необходимо приватизировать землю, оформив на пай свидетельство и кадастровую документацию.
Земельный пай – это часть долевой собственности в общей площади участка. Его величина указывается в гектарах или меньших единицах измерения. Пай может служить уставным капиталом, вносимым в акционерное общество, потребительский кооператив либо производственное предприятие.
Получить бесплатно паи могут:
Несмотря на то что земельное законодательство предусматривает бесплатную приватизацию земельных паев, работы по подготовке документов и регистрацию права собственности потребуют наличия немалого количества средств.
Переустройством аграрных предприятий занимается внутрихозяйственная комиссия, которая назначается колхозами и другими предприятиями. Член сельхозпредприятия может передать свой земельный участок по наследству.
Земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам в порядке, предусмотренном федеральным законом № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 2002 года.
Правила для технических и кадастровых мероприятий устанавливает федеральный закон № 221 «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г.
Правоустанавливающие документы регистрируют в порядке, предусмотренном ФЗ № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Более точные характеристики участка указываются в актах, принятых местными органами власти.
Перед тем как владелец пая получит возможность оформить в собственность свою долю, необходимо произвести межевание. После этого земельный участок должен быть поставлен на учет. Лишь после этого можно приступать к госрегистрации земельных паев.
Изначально получить пай можно на основании решения, принятого земельной комиссией, входящей в состав правления сельскохозяйственного предприятия. После выделения доли для получения права собственности на землю нужно оформить следующие документы:
В ходе работ по землеустройству срок оформления участка в собственность, составляющий 1–2 месяца, может продлеваться.
Для оформления свидетельства необходимо обратиться в территориальный отдел «Росреестра» в конкретном муниципальном районе по месту нахождения участка с пакетом следующих документов:
Оформлением земельного пая может заниматься посредник при наличии доверенности, заверенной нотариально.
С земельным паем могут совершаться следующие сделки:
Сделки с земельным наделом могут регулярно приносить прибыль его собственнику. В большинстве случаев земельные наделы сдают в аренду или передают в доверительное управление.
Право преимущественной покупки в случае продажи пая имеют дольщики, состоящие в сельскохозяйственном кооперативе. Сделка между сторонами оформляется заключением договора купли-продажи в письменной форме.
После совершения сделки купли-продажи необходимо обратиться в «Росреестр» для регистрации перехода права собственности.
При сдаче земельного пая в аренду срок действия договора не ограничивается. Если сделка заключается более чем на 1 год, то договор должен регистрироваться в «Росреестре». Плата за аренду земли определяется сторонами и не может изменяться одной из них. При определении стоимости земельного пая учитывают:
Собственник пая может продать его по договорной цене. Оформление и передача земельного надела по сделкам подлежит налогообложению. Размер налога зависит от кадастровой стоимости участка, но он не должен превышать 1000 рублей. Рассылка уведомлений об уплате налога на землю входит в обязанности территориальных управлений Федеральной налоговой службы.
При заключении сделок с недвижимостью лучше воспользоваться помощью наших юристов. Это позволит исключить возникновение проблем, связанных с потерей недвижимости в результате признания сделки недействительной.
С. КУЛЫГИНА
С. Кулыгина, экономист.
В правовых актах по земельному вопросу, изданных в период последнего реформирования сельского хозяйства страны (начиная с 1991 г.), наблюдается различный подход к одним и тем же людям в зависимости от времени выхода того или иного акта. Речь идет о достаточно широкой категории граждан - сельских пенсионерах, работавших ранее в социальной сфере. Это бывшие работники народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания. Все они не включаются в списки лиц, имеющих право на земельную долю при реорганизации колхозов и совхозов в новые АО, ТОО и т.п., чем фактически подвергнуты дискриминации по возрастному признаку. Их лишили различных льгот на услуги, связанные с использованием сельхозтехники, обеспечением топливом, газом и т.п., которыми пользуются члены новоявленных АО и ТОО. Земельные угодья для выпаса скота и сенокошения, которыми они пользовались десятилетиями, им приходится теперь арендовать у нового собственника. При существующих скудных пенсиях многие ветераны окажутся неплатежеспособными и будут вынуждены отказаться от содержания домашнего скота.
Регулирование вопросов, связанных с правом собственности на землю, должно осуществляться согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации, федеральным законом. Однако на сегодняшний день по этому вопросу существует лишь несколько указов Президента РФ и постановлений Правительства.
В защиту своих прав граждане не могут обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации ввиду отсутствия закона, а суды на местах не знают, как решать возникающие споры. До сих пор наделение земельными паями осуществлялось местными органами самоуправления во исполнение постановлений Правительства.
В то же время Закон "О земельной реформе", принятый Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1990 г., не решил конкретных вопросов собственности на землю. Это и понятно. Тогда еще действовала Конституция РСФСР, в соответствии с которой земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являлись достоянием народов, проживающих на соответствующей территории.
Видимо, после принятия новой Конституции РФ в декабре 1993 г. действие существовавших на тот момент нормативных актов в области земельной реформы следовало в отдельных вопросах принципиально пересмотреть. Поэтому заявление Государственной Думы, принятое Постановлением от 13 марта 1996 г., о том, что правоотношения собственности на землю, не основывающиеся на федеральном законе, "не пользуются правовой поддержкой и защитой со стороны государства и могут быть оспорены по суду", опоздало по крайней мере на два с половиной года и могло появиться не только в связи с президентским Указом от 7 марта 1996 г.
Правовая непоследовательность в земельном законодательстве повлекла за собой правовые ошибки. В частности, нормативные акты исполнительных органов государственной власти Российской Федерации содержат правовую неопределенность, дающую возможность двоякого толкования. Наблюдаются, например, различные взгляды на вопрос: включаются либо не включаются пенсионеры социальной сферы села в число лиц, имеющих право на земельную долю бесплатно. В результате чего получилось, что одни и те же люди в разное время (в зависимости от времени выхода постановлений Правительства) могли либо иметь это право, либо нет, что не могло не привести к определенным коллизиям, в результате которых возникали судебные разбирательства.
Так, в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (п. 9) это право определено следующим образом: "Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства".
Трудовые коллективы, как правило, и наделяли пенсионеров социальной сферы паями наравне с работниками социальной сферы и пенсионерами хозяйств, что соответствовало и здравому смыслу. В противном случае перечеркивается 30 - 40-летняя трудовая жизнь на благо совхоза этих пенсионеров. Надо было, оказывается, хотя бы один день проработать в АО, ТОО и т.д., чтобы не было подобных проблем.
Кроме того, в законодательстве на тот период предусматривалась "равная защита прав граждан", чем, видимо, и руководствовались вначале местные органы самоуправления и земельные комитеты при доведении информации о предстоящей реорганизации до трудовых коллективов хозяйства. Там, где земли было достаточно (как, например, в Тверской области), трудовые коллективы хозяйств, как правило, наделяли долями и работающих на тот момент в социальной сфере, и тех, кто обслуживал эту сферу в прошлом, - пенсионеров.
Однако позже, а именно после выхода Указа Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 213 и во исполнение его - Постановления Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708, "установка" резко поменялась не в пользу этих пенсионеров. До регионов было доведено письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации от 14 декабря 1992 г. N 2-12/3227. В соответствии с ним, во-первых, не подлежат пересмотру решения трудовых коллективов хозяйств о наделении земельными долями, принятые до 4 сентября 1992 г.; во-вторых, после этой даты юридическую силу в вопросах наделения земельными долями стали иметь только решения глав местных администраций. Подтверждением тому является ответ на запрос Андреапольского районного суда Тверской области из Главного управления аграрной политики Минсельхоза РФ за подписью начальника главка В. Денисова: "В соответствии с действующим законодательством... пенсионеры социальной сферы не включены в перечень лиц, имеющих право на земельную долю (пай) при реорганизации колхозов и совхозов". Суждение достаточно категоричное, хотя прямого запрета в законодательстве все-таки не было.
Кроме того, при тщательном анализе вышеназванных нормативных актов выясняется, что в Постановлении Правительства РФ N 708 содержится неверное толкование самого Указа Президента РФ от 2 марта 1992 г. В Указе речь идет не об установлении категорий лиц, обладающих правом на земельный пай, а о порядке исчисления среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность. Из смысла этой нормы Указа не следует, что теми лицами, которые в нем перечислены, вообще исчерпывается круг лиц, обладающих правом на земельную долю. Однако Правительство сочло, что перечень лиц, на суммарную численность которых делится площадь сельскохозяйственных угодий района, идентичен перечню лиц, обладающих правом на земельные доли. Здесь отсутствует и логическая, и юридическая связь. А в Положении о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708, в ч. 2 ст. 9 категорично записано: "...К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента от 2 марта 1992 г. N 213...". Представляется, что это все-таки различные перечни лиц.
Текст же самого Указа также логически противоречив, поскольку в нем одному и тому же понятию - "работающие в сельском хозяйстве" дается два разных определения. Из п. 1 Указа Президента РФ N 213: "...делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе)". И тут же: "В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств".
На практике после выхода Указа и особенно после Постановления Правительства РФ N 708 началась "эпопея" лишения земельных долей (паев) пенсионеров социальной сферы как незаконно полученных. Земельные комитеты могли просто не выдавать свидетельства о праве на земельную собственность, невзирая на то, что эти лица фактически являлись членами АО. В одном конкретном случае истцом в судебном споре была пенсионерка сельской социальной сферы Андреапольского района Тверской области, которая являлась членом АО "Спутник". Но через два года ей не выдали свидетельство о праве собственности на земельную долю. В земельном комитете мотивировали это тем, что права на такую долю она, оказывается, не имеет.
Судебная практика на сегодняшний день идет в основном по пути отказов. Судьи, видимо, просто не знают, как решать эти споры, пока нет закона. Зачастую обращения пенсионеров в суд вызывают негативную реакцию местных властей в виде окончательного лишения паев тех, кто жалуется.
Продолжая освещение проблемы, надо отметить, что после вступления в силу новой Конституции РФ Указом Президента РФ были признаны недействительными многие статьи Земельного кодекса. В частности, потеряли юридическую силу решения трудовых коллективов по вопросам собственности на земельные доли при реорганизации колхозов и совхозов. Все реформирование сельского хозяйства было полностью отнесено к ведению местных администраций. Это привело к различного рода фальсификациям документов, связанным с реорганизацией. Сроки после 4 сентября 1992 г., т.е. времени выхода Постановления Правительства РФ N 708, стали больше устраивать районное руководство. Ведь с этого момента можно было не наделять достаточно широкий круг граждан земельными долями (паями). Благодаря "изменению" в документах сроков проведения общих собраний и отнимались паи у тех, кто получил их раньше этого срока.
Подобная путаница в документах привела к появлению немалого массива просто неучтенных земель и к возможности манипулировать ими.
Поэтому было бы целесообразно и необходимо внести в проект Земельного кодекса РФ, который пока еще окончательно не принят, следующее положение: "Наделение пенсионеров социальной сферы, проживающих на территориях хозяйств, земельными долями (паями) по решениям трудовых коллективов при реорганизации сельскохозяйственных предприятий считать правомерным и не подлежащим пересмотру".
Покупка земельного участка сельскохозяйственного значения, относящегося к категории недвижимого имущества, имеет свои юридические особенности и нюансы. Такие земли имеют исключительное целевое назначение и используются только для земледельческих нужд. Как правильно продать или приобрести земельный надел? Об этом подробно расскажет данная статья.
Паем называют земельный участок сельскохозяйственного значения, который выделяют из общего государственного земельного фонда (согласно ст. 77 Земельного Кодекса РФ).
Находится выделенная земля вне пределов пунктов с населением, и предназначается для посадки овощей, зерновых культур, виноградников, садов, многолетних растений, а также для пашен и сенокосов. На паях разрешается выпас скотов и постройка частного дома или дачи.
Земельный пай приобретают куплей-продажей. Участок разрешено передать или , поменять на другие виды недвижимости, сдавать в аренду, подарить, оформить в виде уставного капитала при вступлении в кооператив. Для этого у хозяина земли на руках должно быть свидетельство о праве пользования наделом и произведенное межевание земли.
В свидетельстве указываются данные о размере пая в проценте без его границы. Определение площади с выделенной границей, планом и межеванием утверждаются на собрании всех владельцев кооператива.
Затем в земельном комитете по месту (районном отделе Росреестра) необходимо получить кадастровый паспорт, в котором должно быть указано, что план участка находится в пределах юридических земельных норм.
Следом получают и технический паспорт, и извещают через СМИ (в местной газете) о формировании участка земли. Такая новость подается за 1 месяц до земледельческих работ по факту.
Земельный фонд полностью контролируется государством. Пай сельскохозяйственной земли может принадлежать и использоваться:
Согласно Закону РФ, бесплатные земельные паи сельхозназначения выделяются членам колхозов, совхозов 1 раз безвозмездно. Долевая паевая часть составляет 10 га.
Поделить общие земли в кооперативе можно при согласии всех собственников на основании решения специальной комиссии из состава сельхозпредприятия. При этом возникающие возражения решаются через суд. Период оформления земли длится около 2 месяцев.
После межевания и передачи земли в индивидуальное пользование, ей присваивают номер. Каждую долю обязательно ставят на учет.
Цена участка образована на основании размеров, качества земли (плодородности) и удаления от инфраструктуры.
Сколько стоит продать земельный пай? Примерная стоимость надела (кадастровая и рыночная) от 50 000 до 250 000 рублей за 100 м².
Земельный участок владелец можно продать только после того, как предложит его купить органам местной власти (согласно ст. 8 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Для этого составляется письмо в администрацию, в котором указываются:
Государственные органы в течение 1 месяца должны вынести свое решение и уведомить собственника. При положительном ответе владелец земли в течение года пользуется разрешенным правом на продажу. Если сделки не произошло, нужно будет снова брать разрешение.
У продавца земли должны быть такие документы:
1.
Кадастровый паспорт или выписка с указанием возникшего основания владения.
2.
Государственное свидетельство о праве собственности.
3.
Разрешение супруга (-ги) на проведение сделки. Одобрение оформляется нотариально.
4.
Решение муниципального совета о намечающейся продаже.
5.
Выписка из БТИ (при наличии построек на земле).
6.
Справка ЕГРП.
7.
Нотариальная доверенность на представителя, осуществляющего продажу.
Договор купли-продажи проходит при нормативном регулировании ГК РФ, и должен иметь необходимые данные о двух сторонах сделки.
Собственник вправе сам решить для себя, что ему выгоднее — продать землю или отдать ее в аренду, ежегодно получая стабильный доход.
Размер налога при передаче земли облагается обязательным налогом, который зависит от кадастровой цены и не может быть меньше, чем 1 000 рублей.
ВАЖНО! Владелец пая с сельхозназначением имеет право распоряжаться землей в пределах действующих норм земельного законодательства. В случае, когда человек, имеющий участок не воспользуется своим правом пользования, то такое имущество признается невостребованным.
Процесс купли-продажи пройдет без проблем, если правильно собрать всю необходимую документацию и провести договор в соответствии с юридическими нормами. Удачного приобретения!
Последние изменения: Январь 2020
Среди сделок с землей сельхозназначения особое место занимают мероприятия по переоформлению и распоряжению наделами, входящими в состав общего имущества. С 91 года прошлого столетия у работников коллективных хозяйств появилась возможность безвозмездно приобрести земельный пай, который будет далее использован по усмотрению человека. Столкнувшись с необходимостью каким-либо образом распорядиться полученным паем, следует учитывать правовые особенности подобных сделок, ведь для надлежащего оформления документов придется пройти длительную и сложную процедуру.
Следует отличать земельный пай от привычного участка в частной собственности. Пай представляет собой часть общедолевой собственности , а размер определяется в виде процента от суммарного значения участков, выраженных в единицах измерения площади.
Зачастую, пай включают в уставной капитал заинтересованной организации (производственное предприятие, кооператив, акционерное общество), ведь первоначально выдел пая происходил в период преобразования советских хозяйств и организаций в коммерческие предприятия.
При выделении пая применяется принцип безвозмездности, однако при определении, кому положен надел, следует отметить, что право используется лишь гражданами, непосредственно связанными с колхозом или совхозом, из земель которого сформированы паи.
Чтобы оформить право на надел, надлежит пройти процесс приватизации, на основании которой будет зарегистрирован новый собственник, и проведена постановка на учет по Кадастру.
При намерении физически выделить надел, нужно узнать, как получить новые документы, ведь владельцу пая предстоит пройти длительную процедуру, связанную с межеванием и оформлением границ с присвоением номера по кадастровому учету и оформления кадастрового паспорта.
Текущая ситуация такова, что только половина земель представляет собой объединенные вместе паи, владельцы которых успешно переоформили собственность на себя.
Иными словами, земельный пай представлен в виде определенного размера земельной площади, приходящейся на человека, без выделения из общего числа и определения конкретных границ. Документальным основанием считать себя держателем пая земель сельхозназначения служит свидетельство, устанавливающее право в общей собственности.
Подтверждающий документ включает следующую информацию :
Особенностью подобного права является усредненность характеристик и отнесение к виртуальной собственности, которая может быть, при желании, получена в виде собственности.
Когда возникает потребность в оформлении пая и распоряжении им, необходимо изучить законодательные нормы, регулирующие правовые вопросы в земельном праве:
Помимо земельных паев, которые начали выдавать с 1991 года, в процессе реорганизации коллективных хозяйств с 92-93 годов стали выделять имущественные паи.
Земельный пай отличается от имущественного тем, что он мог быть получен любым членом колхоза, без учета степени ценности вклада, который он внес в развитие своей организации.
Владение земельным паем дает большие возможности в отношении распоряжения своим правом:
Не всегда паи используются и контролируются владельцами. Большая часть территорий под сельское хозяйство остаются не востребованы.
Согласно действующему законодательству, в случае отсутствия каких-либо распоряжений в отношении доли в течении 3 лет, она относится к категории невостребованных.
Законные основания для признания невостребованного пая появились сравнительно недавно и к их числу относят следующие параметры
:
При выявлении хозяев пая, невостребованность земель может быть опротестована в следующем порядке :
Процесс приватизации и выделения пая происходит в следующем порядке:
Приступая к оформлению, следует подготовиться к длительному процессу с соблюдением условий выделения пая.
Для продажи земли необязательно проводить специальные подготовительные работы. При составлении текста договора предметом сделки указывают только площадь земли, право на которую передается. Кроме того, в договоре отражают наличие/отсутствие обременений и срок, отведенный на перевод пая в собственность другого лица.
Приложением к договору станет схема участка, без установленных границ. Закон не предусматривает никаких ограничений по поводу возмездной передачи пая.
В процессе проверки юридической допустимости сделки продажи покупатель проверяет :
Цена и способ расчетов определяется сторонами договора по взаимному согласию.
После выделения земельного права необходимо провести регистрацию полученного права, с получением , кадастровой и технической документацией.
Для регистрации выделенной земли и получения свидетельства обращаются в территориальный отдел Росреестра по месту, где находится недвижимость.
В пакет документации для регистрации входят :
При желании, пай оформляют через представителя, действующего по доверенности. На доверенное лицо также представляют личные документы, удостоверяющие личность.
Из цифровой комбинации, представленной в кадастровом номере, можно узнать основные характеристики участка, его особенности, назначение и т.д.
Так как информация о земле, находится в свободном доступе, для получения ответа на запрос, достаточно знать номер участка.
Комбинация присваиваемого номера позволяет провести предварительную расшифровку основных характеристик земли:
Информацию об участке можно проверить онлайн в течение считанных минут. Достаточно ввести номер в строку поиска на сайте Росреестра в разделе Публичной кадастровой карты.
Не стоит недооценивать значимость земельных паев, даже если текущий владелец пая не имеет прямого отношения к предприятию, занимающемуся обработкой всех, входящих в общую собственность территорий. Пай может быть продан, арендован, с получением соответствующего дохода, оговоренного между сторонами сделки.
Получив в собственность пай, можно производить с ним следующие виды сделок с паями и распоряжения:
Для оформления купли-продажи, помимо самого договора и заявления с просьбой о переоформлении, потребуется подготовить для сделки следующие бумаги:
Для успешной продажи одного намерения дольщика недостаточно. Право передать имущество в пользу другого хозяина можно только при условии, что администрация отклонила предложение купить землю.
При определении цены надела учитывают важные факторы, оказывающие прямое воздействие на ликвидность и привлекательность объекта:
Если продавец решил скорректировать цену, предоставив покупателю скидку, необходимо заново пройти согласование с муниципалитетом (администрацией). Продолжить оформление бумаг можно только при повторном получении разрешения и отказе выкупить со стороны официальных властей.
Во избежание юридических проблем, настоятельно не рекомендуется заменять дарением возмездную сделку купли-продажи. Однако, закон не запрещает передачи в дар не только близкой родне, но и лицам с дальним родством или вовсе посторонним.
Преимуществом договора дарения является невозможность раздела полученных земель при разводе. Недвижимость остается в собственности одаряемого и не относится к совместно нажитому имуществу. В остальном процесс дарения аналогичен купле-продаже и требует сбора аналогичного списка документов, за исключением согласия супруга. Подаренный объект также подлежит дальнейшей регистрации в Росреестре, а получение свидетельства завершает процесс переоформления.
Владение долей влечет за собой возможность получать доход от его использования, продажи, аренды, а также применения в качестве части уставного капитала предприятия. Имея свои особенности, земля дольщика является таким же имуществом, право на которое может быть завещано или передано в дар близким людям.
Бесплатный вопрос юристу
Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему: