Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Я - просто индеец. Ветер в моих волосах. Я - просто индеец. Дождь мою краску смыл. В моих руках моя сила, танец в моих ногах. Я буду идти, пока моих хватит сил.

Индейцы - название коренного населения Америки, данное туземцам Колумбом, считавшим, что открытые им земли на самом деле Индия. В наше время во многих американских странах название "индейцы" заменяется словом "коренное население".

Предки индейцев пришли из Северо-Восточной Азии и заселили оба американских континента примерно 11-12 тыс. лет назад . Языки индейцев составляют отдельную группу индейских (америндских) языков, подразделяющихся на 8 североамериканских, 5 центральноамериканских и 8 южноамериканских семей.

У индейцев Центральной Америки основное место в мифологии занимали мифы о возникновении огня и происхождении людей и животных. Позднее в их культуре появились мифы о каймане - покровителе пищи и влаги и добрых духах растений, а также мифы, присущие всем видам мифологий - о сотворении мира.

Когда индейцы стали широко использовать в земледелии культуру маиса, появились мифы о верховном женском божестве - «богине с косами». Интересно, что у богини нет имени, и её название принимается лишь условно, являясь примерным переводом. Образ богини объединяет представление индейцев о духах растений и животных. «Богиня с косами» является одновременно олицетворением и земли, и неба, и жизни и смерти.

Выделяется несколько хозяйственно-культурных типов индейцев, существовавших к началу европейской колонизации, и соответствующих им историко-культурных областей.

Охотники и рыболовы Субарктики (северные атапаски и часть алгонкинов). Населяют тайгу и лесотундру Канады и внутренних районов Аляски. Выделяются три подобласти: равнины Канадского щита и бассейн реки Макензи, где обитают алгонкины (северные оджибве, кри, монтанье-наскапи, микмаки, восточные абенаки) и восточные атапаски (чипевайан, слэйви и др.); субарктические Кордильеры (от среднего течения реки Фрейзер до хребта Брукс на севере), которые населяют атапаски чилкотин, карриер, талтан, каска, тагиш, хан, кучин и др., а также внутриматериковые тлинкиты; внутренние районы Аляски (атапаски танана, коюкон, колчан, атна, ингалик, танаина). Занимались сезонной охотой, главным образом на крупную дичь (северный олень-карибу, лось, в Кордильерах также горный баран, снежная коза), сезонным рыболовством, собирательством (ягоды). В Кордильерах большое значение имела также охота на мелких зверей и птиц (куропатка). Охота главным образом загонная и с ловушками. Орудия из камня, кости, дерева; ряд народов на западе (тутчон, кучин и др.) использовал добытую (атна) или покупную самородную медь. Транспорт: зимой - снегоступы, сани-тобогган, летом - каноэ, сшитые из бересты (в Кордильерах - также из еловой коры). Делали одеяла из полосок меха, сумки из шкур и бересты, развита выделка замши.

Традиционная одежда (рубахи, штаны, мокасины и ноговицы, варежки) из шкур и замши, украшена иглами дикобраза и мехом, позднее бисером. Заготовляли сушёное мясо, размолов и смешав с жиром (пеммикан), и юколу. В Кордильерах употребляли ферментированные рыбу и мясо. Жилище в основном каркасное, крытое шкурами или корой, коническое или куполовидное из связанных концами жердей или врытых в землю опор с перекладинами, на западе также прямоугольное, на Аляске каркасные полуземлянки, крытые шкурами, землёй и мхом, у слэйви и чилкотин - постройки из брёвен и досок в виде двускатного шалаша.

Вели полукочевой образ жизни, концентрируясь и распадаясь на мелкие группы в зависимости от календарного цикла. Преобладала малая семья. Домохозяйства (из родственных малых семей или большесемейные) входили в локальную и региональную группы. У атапасков Аляски и отчасти Кордильер существовали также матрилинейные роды. Отдельные группы индейцев Кордильер заимствовали элементы родственной структуры у индейцев северо-западного побережья. Втянутые европейцами в торговлю пушниной, многие группы стали сезонно селиться в посёлках у миссий и торговых факторий.

Рыболовы, охотники и собиратели северо-западного побережья Северной Америки. Этнолингвистический состав сложен: вакаши (квакиутл, нутка, белла белла, хайсла, маках и др.), салиши (белла кула, тилламук, центральные салиши), макросемья на-дене (атапаски Орегона, тлинкиты, возможно, также хайда) и семья цимшиан.

Основные занятия - морское и речное рыболовство (лосось, палтус, треска, сельдь, рыба-свеча, осётр и др.) с помощью запруд, сетей, крючков, ловушек и промысел морского зверя (у нутка, маках - китов) на плоскодонных долблёных лодках с помощью каменных и костяных гарпунов, копий. Охотились на снежных коз, оленей, лосей и пушного зверя, собирали корни, ягоды и др.

Были развиты художественные ремёсла: плетение (корзины, шляпы), ткачество (накидки из шерсти снежных коз), обработка кости, рога, камня и особенно дерева - характерны тотемные столбы из кедра возле домов, маски и др. Знали холодную ковку самородной меди. Жили в поселениях в больших прямоугольных домах из досок с двускатной или плоской крышей, покидая их на время летнего сезона. Существовала престижная экономика (обычай потлача), характерны имущественное и социальное неравенство, развитая и сложная социальная стратификация, деление на знать, общинников, рабов (рабство пленных, долговое рабство на юге).

Выделяются районы: северный (тлинкиты, хайда, цимшиан, хайсла) и южный (большая часть вакашей и другие народы к югу). На севере были характерны матрилинейная родственная структура, ношение женщинами лабреток в нижней губе, для юга - обычай деформации головы, би- и патрилинейность. Вакаши и прибрежные салиши также могут быть выделены в промежуточный центральный район. На севере и у вакашей распространён тотемизм, у вакашей и белла кула - ритуальные тайные общества, заимствованные также народами Севера.

Собиратели и охотники Калифорнии. Этнолингвистический состав разнороден: хока (карок, шаста, ачумави, атсугеви, яна, помо, салинан, чумаш, типаи-ипаи и др.), юки (юки, ваппо), пенути (винту, номлаки, патвин, майду, нисенан, йокутс, мивок, костаньо), шошоны (габриелино, луисеньо, кауильа, серрано, тубатубал, моно), макросемьи алгик (юрок, вийот), атапаски (толова, хупа, като).

Основные занятия - полуоседлое собирательство (жёлуди, семена, травы, клубни, корни, ягоды; насекомые - кузнечики и др.), рыболовство, охота (олень и др.), у народов южного побережья (чумаш, луисеньо, габриелино) - морское рыболовство и морской зверобойный промысел (также на севере у вийот). При сборе семян применяли особые орудия - семявыбивалки. Для поддержания продуктивности собирательских угодий практиковалось регулярное выжигание растительности.

Основной продукт питания - промытая желудёвая мука, из которой варили кашу в корзинах, опуская туда раскалённые камни, и пекли хлеб. Меновым эквивалентом служили связки дисков из раковин. Было развито плетение (водонепроницаемые корзины); как декоративный материал использовали птичьи перья. Жилища - куполообразные землянки, конические шалаши из пластин коры секвойи, хижины из тростника и хвороста. Характерны ритуальные парильни (полуземлянки) и маленькие амбары для желудей (на сваях и платформах). Одежда - набедренные повязки у мужчин и юбки-передники у женщин, накидки из шкур.

Преобладающая социальная единица - линидж (главным образом патрилинейный), территориально-потестарная - трайблет (100-2000 человек), который обычно включал несколько селений, во главе с вождем одного из них - нередко наследственным (по линиджу), занимающим привилегированное положение. Существовали ритуальные общества. Типичны случаи мужского (иногда женского) травестизма.

Индейцы богатой рыбой северо-западной Калифорнии (юрок, толова, вийот, карок, хупа, чимарико) по хозяйственно-культурному типу приближались к индейцам северо-западного побережья. Население сосредоточивалось вдоль рек, основное занятие - рыболовство (лосось). Существовало имущественное расслоение, долговое рабство. Индейцы нагорья в северо-восточной Калифорнии (ачумави, атсугеви) имели некоторое сходство с индейцами Плато и Большого Бассейна. Основные занятия - собирательство (корни, луковицы, в некоторых местах - жёлуди и др.), рыболовство, охота на оленей и водоплавающую птицу. На северо-западе и северо-востоке Калифорнии не выявлены признаки родовой организации. На юге Калифорнии заметно культурное влияние индейцев юго-запада Северной Америки, у ряда народов была известна лепная керамика.

Земледельцы лесов Востока Северной Америки. Сочетали ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, тыква, фасоль и др.) с охотой (на северо-востоке сезонной), рыболовством и собирательством. Орудия из камня, дерева, кости; знали холодную обработку меди, изготовление лепной керамики. Месторождения меди разрабатывались к западе от озера Верхнее и в Аппалачах. Обрабатывали землю палками и мотыгами из лопаток и рогов оленя и лося. Поселения часто укреплённые. Распространены татуировка и раскраска тела, использование перьев птиц в декоративных целях и для одежды. Выделяются два региона: Северо-Восток и Юго-Восток.

Индейцы Северо-Востока (ирокезы, алгонкины) обитали в лесах умеренного пояса (на западе также в лесостепи) в районе Великих озёр. Собирали кленовый сок. Были развиты обработка дерева, плетение. Изготовляли лодки из коры и долблёнки, одежду и обувь (мокасины) из шкур и замши, украшенной иглами дикобраза. Жилище - большой прямоугольный каркасный дом или овальное, иногда круглое, куполообразное сооружение с каркасом из ветвей (вигвам), крытое пластинами коры или травяными циновками; на севере также крытый корой конический шалаш.

Регион включал три историко-культурных района. В восточном (от озера Онтарио к северо-запад до озера Гурон и к юго-Восток до Атлантического океана) у ирокезов (гуроны, собственно ирокезы) и части восточных алгонкинов (делавары, могикане) в основе социальной организации - матрилинейный род с делением на линиджи и сублиниджи, образующие семейно-родственные общины, занимавшие длинные дома.

У ирокезов, гуронов, могикан - племенная организация, возникали союзы племён (Лига ирокезов, в XVII веке - конфедерация могикан); у приатлантических алгонкинов основная социально-потестарная единица - деревня, счёт родства - патрилинейный или билинейный, возникали территориальные группы и их объединения во главе с наследственными вождями, возможно, протовождества (сахемство наррагансетов и др.). Был развит обмен. С XVI века как меновый эквивалент и в церемониальных целях использовался вампум (бусы из раковин). Традиционное оружие - особой формы деревянные палицы (со сферической головкой, с каменым или металлич. лезвием). В западном районе (север-восток бассейна Миссисипи, области к югу и юго-западу от озера Мичиган, Гурон, Верхнее), населённом главным образом центральными алгонкинами (меномини, потеватоми, саук, фокс, кикапу, маскутен, шауни, группы племён иллинойс и майами) и отчасти сиу (виннебаго), характерны патрилинейные роды, племенная организация с дуальной потестарной структурой ("мирные" и "военные" институты), полуоседлое сезонное обитание - летом в каркасных домах в земледельческих селениях по берегам рек, зимой в вигвамах в охотничьих лагерях. Охотились на оленей, бизонов, другую дичь.

Существовали ритуальные общества и фратрии (как и у ирокезов на востоке), большие семьи. Северный район (к северу от Великих озёр, также юго-восточный Квебек, Нью-Хэмпшир и Вермонт), населённый алгонкинами (юго-западные и юго-восточные оджибве, оттава, собственно алгонкины, западные абенаки), составлял переходную зону к Субарктике. Земледелие (кукуруза) из-за широтно-климатических условий имело подсобное значение, главное занятие - рыболовство в сочетании с собирательством и охотой. Характерен патрилинейный локализованный тотемный род. Летом концентрировались у рыбных промыслов, остальное время жили дисперсно небольшими группами. На западе около озера Верхнее и Мичиган у меномини, оджибве и других важное значение имел сбор дикого риса.

Культуры индейцев Юго-Востока развивались в условиях субтропических лесов (от долины реки Миссисипи до Атлантического океана). Относятся к мускогам, на периферии региона жили алгонкины Северной Каролины и Виргинии, ирокезы (чироки) и сиу (тутело и другие).

На охоте использовали духовую трубку. Зимнее жилище круглое, на земляной платформе (высотой до 1 м), бревенчатое, крыша из жердей с глиной и травой в промежутках, летнее - прямоугольное двухкамерное с белёными стенами, у семинолов во Флориде - свайное с двускатной крышей из пальмовых листьев, у алгонкинов - каркасное, крытое корой. Родственная структура основана на материнской филиации (кроме ючи). Для мускогов характерно деление племени на "мирную" и "военную" половины. У криков, чокто существовали союзы племён, у натчей и ряда других народов юго-востока и бассейна Миссисипи - вождества, возникавшие с VIII-X веков после демографического взрыва в результате широкого распространения кукурузы. Развивалась социальная стратификация, выделилась привилегированная элита.

Конные охотники Великих равнин. Относятся к сиу (ассинибойны, кроу, дакота), алгонкинам (чейенны, арапахо, черноногие), кэддо (собственно кэддо), шошонам (команчи), кайова-таноанской семье (кайова). Были вытеснены на Великие равнины с северо-востока и запада Северной Америки до и в ходе европейской колонизации XVII-XVIII веков. Заимствовав у европейцев лошадь и огнестрельное оружие, занялись коневодством и кочевой охотой на бизонов, а также на оленей, лосей, антилоп-вилорогов. Летом проводилась загонная охота всеми мужчинами племени. Оружие - лук со стрелами, копьё (у команчей, ассинибойнов), каменные булавы, позднее - ружья. Зимой распадались на кочевые общины, занимались охотой, собирательством (красный турнепс, почки молочая, чертополох, ягоды и др.). Орудия - из камня и кости. При перекочёвках имущество перевозилось на волокушах, собаках, позднее на лошадях.

Традиционное жилище - типи из шкур бизонов диаметром до 5 м, с очагом в центре и отверстием для дыма в верхушке. Общеплеменные летние лагеря имели круговую планировку с палаткой совета (тиотипи) в центре. Каждая охотничья община занимала в лагере своё место.

Традиционная одежда из оленьей или лосиной кожи украшалась перьями, иглами дикобраза и бисером. Характерны головной убор воина из орлиных перьев, браслеты и ожерелья из раковин, зубов и костей животных. Распространена татуировка и раскраска лица и тела. На востоке мужчины выбривали голову с боков, оставляя высокий гребень. Раскрашивали изделия из кожи (одежды, типи, бубны), изготовляли одеяла из шкурок. Важную роль играли общеплеменная организация, мужские союзы. Наследственная власть вождей постепенно вытеснялась властью военной элиты.

На востоке Великих равнин (прерии) сформировался переходный тип, сочетавший конную охоту на бизонов с ручным подсечно-огневым земледелием. Относятся к кэддо (арикара, уичита, пауни) и сиу (оседж, канза, понка, куапо, омаха, айова, мандан, ото, миссури). Земледельческими работами занимались в основном женщины, подготовкой полей для посева, выпасом лошадей и охотой - мужчины. Землю обрабатывали мотыгой из бизоньей лопатки, граблями из оленьих рогов, палкой-копалкой. Поселения круговой планировки, часто укреплённые. Традиционное жилище - "земляной дом" - большая (12-24 м в диаметре) полуземлянка, крыша полусферическая из ивовой коры и травы, покрытая слоем земли, имела в центре дымоход. Летние жилища-шалаши располагались на полях. После всхода посевов откочёвывали в прерии для охоты на бизонов, жили в типи. Возвращались в поселения к сбору урожая. Зимой жили по долинам небольших рек, где имелся подножный корм для лошадей и водилась дичь. Второстепенную роль играли рыболовство (с помощью плетёных ловушек) и собирательство. Преобладали родственные структуры, основанные на материнской филиации.

Два других переходных (или промежуточных) типа представлены индейцами Плато и Большого Бассейна. Собиратели, рыболовы и охотники Плато (нагорья и плато к северу от Большого Бассейна между Каскадными и Скалистыми горами, главным образом территорий бассейнов рек Колумбия и Фрейзер): в основном сахаптины (не-персе, якима, модок, кламат и др.) и салии (собственно салии, шусвап, оканаган, калиспел, колвил, спокан, кор-дален и др.), а также кутенай (возможно, родственны алгонкинам). Занимались собирательством (луковицы растения камас, корни и др., у кламат и модок - семена водных лилий), рыболовством (лосось) и охотой. Над речными потоками строили платформы, с которых били лосося острогами или вычерпывали сетями. Было развито плетение (из корней, тростника и травы). Жилище - круглая полуземлянка с креплением из брёвен и входом через дымовое отверстие, двускатный заземлённый шалаш, крытый корой или тростником. На летних стоянках - конические шалаши, крытые тростником. Транспорт - лодки-долблёнки, на севере (кутенай, калиспел) - каноэ из еловой коры с выступающими под водой спереди и сзади концами ("осетровый нос") для мелководных речек; для перевозки грузов использовали также собак. Основная социальная единица - деревня, возглавляемая вождём. Существовали также военные вожди. Некоторые племена (модок и другие) захватывали рабов на продажу (племенам северо-западного побережья). В XVIII веке индейцы Плато подверглись сильному влиянию индейцев Великих равнин, у которых многие народы переняли коневодство, типы одежды (парадные головные уборы из перьев и др.) и жилища (типи), на востоке перешли к конной охоте на бизонов.

Охотники и собиратели Большого Бассейна: шошоны (пайют, юте, собств. шошоны, кавайису) и вашо, близкие к индейцам Калифорнии . Основные занятия - охота (на оленя, антилопу-вилорога, горного барана, кроликов, водоплавающую дичь, на севере и востоке также на бизона) и собирательство (семена горной сосны и др., в ряде районов - жёлуди), на периферии региона (запад и восток) у крупных озёр - также рыболовство. Жилище - конический шалаш или куполообразная постройка на каркасе из жердей, крытых корой, травой или тростником, ветровой заслон и полуземлянка. Сушили мясо тонкими полосками. Одежда (рубашки, штаны, мокасины с ноговицами, накидки) из шкур бизона, оленя, кроликов. Вели кочевой образ жизни, собираясь в поселениях зимой. Существовали малая семья и аморфные локальные группы. В XVIII веке переняли у индейцев Великих равнин коневодство; на севере и востоке распространилась конная охота на бизонов.

Земледельцы и скотоводы юго-запада Северной Америки (юго-запада США и севере Мексики). В регионе представлено несколько хозяйственно-культурных типов, центральное место принадлежало земледельцам пуэбло, имеющим сложный этнолингвистический состав. Расцвет их культуры падает на X-XIV века - время существования огромных многоэтажных домов-поселений (Каньон Чако, Касас-Грандес). Занимались суходольным и орошаемым земледелием (кукуруза, фасоль, тыква и др., с середины XVIII века - пшеница и хлопчатник, фруктовые деревья). У европейцев заимствовали домашних животных. Сезонная охота и собирательство носили подсобный характер. У народов, окружавших зону пуэбло (южные атапаски - навахо, апачи) или занимавших юг и восток региона (главным образом говорившие на языках юто-ацтекской семьи - пима, папаго, яки, майо, тараумара и другие, и макросемьи хока), наряду с земледелием или вместо него важное значение имели охота и собирательство (папаго, сери, отчасти апачи). У части апачей получило развитие земледелие и скотоводство (навахо). У пуэбло и навахо развито ткачество, характерны серебряные украшения с бирюзой, у многих народов - "живопись на песке" - культовые изображения из цветного песка и кукурузной муки. Социальная организация основывалась главным образом на родовых структурах с материнской филиацией, у пуэбло также на религиозных обществах.

Индейцы центральной и южной Мексики, Центральной Америки, Больших Антильских островов и Анд (майя, ацтеки, миштеки, сапотеки, амусго, пипиль, чибча, кечуа и другие). Выделяются месоамериканский, карибский и андский регионы. Занимались интенсивным ручным земледелием с применением искусственного орошения (Мексика, Перу), террасирования горных склонов (Перу, Колумбия), грядковых полей (Мексика, Эквадор, горная Боливия), в лесных горных районах и тропических низменностях также подсечно-огневым земледелием. Выращивали кукурузу, бобовые, тыквенные, хлопчатник, овощи, перец-чиле, табак, в высокогорных районах - горные клубнеплоды, киноа, во влажных тропических низменностях - сладкий маниок, батат, ксантосому и др. В центральных и южных Андах разводили лам, альпак, морских свинок, в Центральной Америке - индеек, на побережье Перу - уток. Занимались охотой (в центральных Андах - облавной), рыболовство наибольшее значение имело на побережье Перу.

Традиционные ремёсла - гончарство, узорное ткачество на вертикальных ручных станках, плетение, обработка дерева (мужчины). В доиспанских государствах были развиты архитектура, монументальное и прикладное искусство, торговля, в том числе морская - на побережьях Мексики и Эквадора. В Андах во 2-м тысячелетии до нашей эры появляется металлургия меди и золота, в 1-м тысячелетии нашей эры - бронзы. Современные поселения - хутора (касерии) и деревни разбросанной или скученной планировки (альдеа), окружающие общинный центр - посёлок-пуэбло. Жилище однокамерное, прямоугольное в плане, из сырцового кирпича, дерева и тростника, с высокой дву- или четырёхскатной соломенной крышей, на юге Центральной Америки и в Колумбии - круглое, с конической крышей.

Для Центральной Америки характерны очаги из трёх камней, плоские или трёхногие глиняные сковороды, сосуды-триподы, для Северной и Центральной Америки (особенно Мексики) - паровые бани. Традиционная одежда из хлопка, шерсти. Характерны богато орнаментированные уипили, серапе, пончо, женские распашные юбки, соломенные шляпы. Преобладала большая патриархальная семья. Во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры в Мексике и Перу появляются мелкие протогосударственные объединения типа вождеств, в первой половине 1-го тысячелетия нашей эры - крупные государственные образования (культуры майя, сапотеков, теотиуакан, мочика, уари, тиауанако).

Индейцы южноамериканских тропических низменностей и нагорий к востоку от Анд (араваки, карибы, тупи, пано, уитото, тукано, же и другие). Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (горький и сладкий маниок, батат, ямс и другие тропические клубнеплоды, кукуруза, персиковая пальма, после контактов с европейцами - бананы), рыболовство (с применением растительных ядов), охота (с луком и духовой трубкой) и собирательство. В поймах крупных рек преобладали рыболовство и интенсивное земледелие (кукуруза), в лесах на водоразделах - охота, собирательство и примитивное огородничество, в сухих саваннах - бродячее собирательство и охота наряду с оседлым земледелием в прилегающих лесах во влажный сезон. Во влажных затопляемых саваннах Венесуэлы, Восточной Боливии, Гвианы встречалось интенсивное земледелие на грядковых полях.

Были развиты гончарство, ткачество, резьба по дереву, монументальная живопись на стенах общинных домов (тукано, карибы), изготовление украшений из перьев, после испанского завоевания - из бисера. Основное жилище - большой дом (малока) длиной 30 м и более, высотой до 25 м для больших семей и хижины для малых или больших семей. Для индейцев Бразильского нагорья характерны поселения кольцевой или подковообразной планировки. Одежда из хлопка или тапы (набедренные повязки, передники, пояса) часто отсутствовала, на западе распространялись накидки и рубахи под влиянием индейцы Анд. У индейцев к востоку от Анд преобладали автономные общины численностью до 100-300 человек, на плодородных пойменных землях Амазонки, Ориноко, Укаяли, Бени возникли вождества, во внутренних лесных районах встречались мелкие бродячие группы. Семья большая, матрилокальная, на северо-западе Амазонии - патрилокальная.

У индейцев равнины Чако (северная Аргентина, западный Парагвай, юго-восточная Боливия) - гуайкуру, ленгуа, матако, самуко и другие - основные занятия - рыболовство, собирательство, охота, примитивное земледелие (после разливов рек), после заимствования у европейцев лошади у ряда племён конная охота.

Бродячие охотники степей и полупустынь умеренного пояса Южной Америки - Патагония, пампа, Огненная Земля (тэхуэльче, пуэльче, она, или селькнам). Основное занятие - охота на копытных (гуанако, викунья, олень) и птиц (нанду), после заимствования у европейцев лошади - конная охота (кроме огнеземельцев). Характерное оружие - бола. Были развиты выделка и раскраска кожи. Традиционное жилище - тольдо. Одежда - набедренные повязки и накидки из шкур. Семья большая, патрилинейная, патрилокальная. Арауканы центрального Чили уровнем общественной организации и типом хозяйства скорее напоминали народы Амазонки.

Морские собиратели и охотники юго-запада Огненной Земли и Чилийского архипелага - ямана (яганы) и алакалуф. Европейская колонизация прервала естественное развитие культуры индейцев. После демографического шока, вызванного распространением ранее не известных болезней, европейцы заняли многие земли индейцев, оттесняя их в малопригодные для жизни районы. В Северной Америке многие народы были вовлечены в неэквивалентную торговлю мехами, в Латинской Америке - превращены в зависимых крестьян (первоначально порой и в рабов). С 1830-х годов в США стала проводиться политика переселения индейцев на запад (так называемую Индейскую территорию, с 1907 - штат Оклахома) и образования резерваций. В 1887 был начат раздел племенных земель на индивидуальные участки (аллоты). Численность индейцев в США за два столетия сократилась на 75% (237 тыс. человек в 1900), многие народы (восток США, Канады и Бразилии, Антильские острова, юг Чили и Аргентины, побережье Перу) полностью исчезли, некоторые разделились на отдельные группы (чироки, потеватоми и другие) или объединились в новые общности (индейцы Братертауна и Стокбриджа, см. в статье Могикане, ламби в штате Северная Каролина). Во многих странах Латинской Америки индейцы стали важным компонентом формирования наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и другие).

Крупнейшие современные индейские народы: в Латинской Америке - кечуа, аймара, ацтеки, киче, какчикели, майя Юкатана, маме, арауканы, гуахиро, в Северной Америке - северные атапаски, навахо, собственно ирокезы, чироки, оджибве. В США официально признаны 291 индейский народ и около 200 деревенских общин аборигенов на Аляске, существует около 260 резерваций. Наибольшая численность индейского населения в штатах Оклахома, Аризона, Калифорния, в Латинской Америке - в горных областях Центральной и Южной Мексики, Гватемалы, Боливии, Перу, в Канаде - главным образом на севере провинций Онтарио и Квебек и в западных провинциях - Британская Колумбия, Саскачеван, Манитоба, Альберта. Растёт численность городского населения (свыше половины индейцев Северной Америки, особенно в городах Лос- Анджелес, Сан-Франциско, Чикаго, в Южной Америке - городах Маракайбо, Лима). Возникли города на территориях резерваций. В Канаде, в основном в северных и внутренних районах, индейцы сохранили часть этнических территорий, также превращённых в резерваци.

Современные индейцы воспринимают европейскую культуру и языки. Около 50% и в быту пользуются родным языком. Многие индейские языки находятся на грани исчезновения. На некоторых языках (кечуа, аймара, науа, гуарани) говорят по нескольку млн. человек, существует литература, печать, радиовещание. В США и некоторых странах Латинской Америки с конца XIX века наблюдается тенденция к росту численности индейцев. Уровень жизни ниже, чем у остального населения Америки. Основное занятие - работа по найму на территориях резерваций и в городах, в Канаде - на лесозаготовках; индейцы в городах в основном сохраняют связи с резервациями. Занимаются также фермерским хозяйством, мелким предпринимательством, ремёслами и изготовлением сувениров, часть доходов - от туризма и сдачи своих земель в аренду. Законом 1934 в США было введено огранич. самоуправление индейских резерваций через выборные советы общин, действующие под контролем правительственного Бюро по делам индейцев. В Канаде до конца 1960-х годов около половины индейцев сохраняли традиционные занятия. В Латинской Америке занимаются в основном ручным земледелием, работой по найму на плантациях и в промышленности, кустарными промыслами. Отдельные небольшие группы в Латинской Америке в основном сохраняют традиционную культуру. В Латинской Америке, особенно в Колумбии и Перу, важным источником дохода у отдельных групп стало выращивание коки по заказам наркокартелей.

Индейцы Северной Америки в основном - католики и протестанты, индейцы Латинской Америки - в основном католики. Растёт число протестантов (главным образом в Амазонии). Характерны синкретические индеанистские культы - "религия длинного дома" (возникла около 1800 среди ирокезов), туземная церковь Америки (пейотизм) (возникла в XIX веке на севере Мексики), шейкеризм (на северо-западе Северной Америки), церковь Креста (в районе реки Укаяли, возникла в 1970-х годах), пляска духа (XIX век) и др. У индейцев Центральной и Южной Америки доиспанские культы синкретически слиты с католичеством. У многих индейцев сохраняются традиционные культы. Характерны театрализованные представления, сопровождающиеся танцами в масках.

С середины XX века среди индейцев наблюдаются рост этнического и политического самосознания, возрождение интереса к родному языку и культуре. В Канаде создано 57 образовательных центров, в США - 19 колледжей, контролируемых индейскими общинами. Образованы межплеменные и национальные индейские организации. Крупнейшие: в США - Национальный конгресс американских индейцев, Национальный совет городских индейцев, Национальная ассоциация президентов советов общин, Организация Движение американских индейцев - центр распространения паниндеанизма - входит в Международный совет индейских договоров, пользующийся статусом неправительственной организации ООН; в Канаде - Национальное братство (Ассамблея первых наций); в Латинской Америке - Конфедерация индейских национальностей Эквадора, "Экуарунари", Федерация центров индейцев шуар, Национальная индейская конфедерация Мексики, Национальная индейская ассоциация Панамы, Индейская конфедерация Венесуэлы, Армия бедняков Гватемалы, Союз индейских народов Бразилии, а также международные организации: Всемирный совет индейских народов, Индейский совет Южной Америки. Некоторые организации прибегают к вооруженной борьбе.

Это самый крупный в мире мемориал посвящен самому известному индейцу - Это- Мемориал Неистового Коня. Он находится в Южной Дакоте. И посвящена эта скульптурная композиция самому известному вождю индейцев, который был невероятно воинственным. Его племя Лакота до самого конца противостояло правительству Америки, которое отбирало у них землю, где они и жили.

Вождь, носивший имя Неистовый Конь стал известным еще в 1867 году. Именно тогда разгорелась страшная война между местными индейцами и европейцами, которые вторглись на континент. Только Неистовый Конь смог сплотить своих людей. И в одной из схваток они разбили даже отряд Уильяма Феттермана. Во всех важных боях, вождь принимал участие. И только его вера в будущее, добрая доля храбрости и отваги смогли убедить племя Лакота в своих силах и могуществе. Ни разу Неистового Коня не настигла стрела противника.

В середине 20 века было принято решение сделать гигантскую статую, которая бы изображала Неистового Коня во весь рост. Предложил этот проект архитектор Циолковски. Более 30 лет мастер трудился над своим шедевром, но смог доделать лишь только голову вождя. А работа над статуей продолжается и сейчас. Однако это не мешает мемориалу быть популярным местом для туристов. Тем более что тут же находится уникальный музей, который посвящен индейцам.

Индейцы захотели, чтобы памятник изображал Бешеного Коня. Основная причина в том, что Бешеный Конь был выдающимся индейцем - отважным воином и блестящим военным стратегом. Он первым из индейцев использовал систему приманок. Он никогда не подписывал никаких договоров и никогда не жил в резервации.Известна история о том, как Бешеный Конь ответил белому торговцу, насмехавшемуся над ним за отказ жить в резервации, хотя большинство индейцев из племени лакота уже жили там. Торговец спросил: «Где теперь твои земли?» Бешеный Конь «посмотрел в сторону горизонта и, указывая рукой поверх головы своей лошади, гордо сказал: „Мои земли там, где похоронены мои предки"».

В 1877 году стало ясно, что силы неравны. Продолжение войны привело бы просто к уничтожению всего народа лакота, Неистовый конь подписал акт о капитуляции. Однажды он без разрешения покинул резервацию, что породило слухи о готовящемся бунте. По возвращении он был арестован. Поначалу вождь не вполне понял, что происходит, но когда увидел, что его ведут на гаупвахту, возмутился и стал сопротивляться конвою. Один из солдат проткнул его штыком. Великий воин и вождь погиб в мирном лагере, а не в бою.

Мы индейцы, брат, выдаст нас – наш взгляд...

В своей "Энциклопедии индейских войн 1850-1890 гг" Грегори Ф. Мично приводит интересные данные о том, какие племена оказали самое серьезное сопротивление армии США. Впрочем, под "армией" он вполне справедливо понимает не только войска Федерального правительства, но и территориальные части времен Гражданской войны (именно такой полк, кстати, несет ответственность за знаменитую резню на Сэнд-Крик), войска Конфедерации и всякого рода военизированные формирования, находившиеся на государственной службе, вроде Техасских рейнджеров, волонтеров и т. д. В качестве показателя "опасности" Мично предложил достаточно убедительный критерий: отношение числа потерь убитыми и ранеными, понесенных армией в сражениях с племенем (или племенным союзом) к собственно числу боевых столкновений. Разного рода набеги на гражданских, убийства белых женщин и скальпирование их детей сюда не вошли.

Итак, на первом месте - Кикапу (Kickapoo) . Формально они занимают эту позицию вполне справедливо: 100 убитых и раненых у армии на 5 боев. Соотношение - 20 . Однако, на самом деле их можно смело исключить из таблицы. Кикапу были одним из "цивилизованных" племен, живших в резервации. Они действительно очень старались стать "хорошими индейцами" - учили английский, осваивали земледелие и скотоводство, словом, были абсолютно мирным народом. Однако, когда началась Гражданская война, племя, опасаясь, что мужчин отправят воевать за Конфедерацию, решило эмигрировать к родне в Мексику. ну, примерно как большая часть советских саамов в 1944-1945. Но если саамов никто не трогал, то Кикапу не повезло забрести в Техас. Вернее, миновать Техас им было сложно, но они шли абсолютно законно, имели все бумаги в порядке и полагали, что им ничего не грозит. Они ошибались. Командир одного из отрядов Техасских волонтеров полагал что хороший индеец - это исключительно мертвый индеец. Разведчики предупреждали его, что кочующие в Мексику индейцы - это не команчи, а дружественные и абсолютно мирные Кикапу, которых до этого даже самый предвзятый расист не мог обвинить в нападениях на белых. Но командир ответил, что де в его понимании мирных индейцев быть не может, и приказал напасть на лагерь. Нападение было произведено в лучших традициях техасских псевдовоенных идиотов: вразнобой, без разведки и толпой. При этом первыми под огонь попали женщины и дети. Кикапу несколько раз на хорошем английском пытались обратиться к техасцам, но всех парламентеров те убивали. Когда из лагеря выехал мужчина с двумя детьми за спиной (так он пытался показать, что не хочет боя), его пристрелили, а потом убили детей. Тут Кикапу, какими бы мирными они ни были, несколько озверели. С винтовками у них все было в порядке, поэтому в последовавшем бою волонтеры потеряли убитыми и ранеными около 100 человек. Кикапу могли бы перебить всех, но когда техасцы сбежали, индейцы поспешили снять лагерь и устремились к границе. Так Техас на ровном месте нажил еще одного врага. Да, все сочные подробности об убийстве женщин и детей происходят как раз от уцелевших волонтеров, которые, не стесняясь в выражениях, рассказывали, какой замечательный у них командир. Оставшиеся 4 сражения произошли уже в 80-е годы 19-го века, когда армия США ходила через границу в Мексику наказывать Кикапу за набеги, и в конце концов вернула их в резервацию. в США. Эти стычки были в одни ворота

На втором месте - мои любимые Не Персе (Nez Perce) .



Сражений и стычек - 16, потери армии убитыми и ранеными - 281 человек. Соотношение - 17,5 . Все сражения и потери армия понесла во время так называемой "Войны Не Персе" лета 1877 года, когда четыре клана племени Не Персе и один клан племени Палуза отказались отправиться в резервацию в Орегон и три месяца бегали от армии США, нанося последней адские потери. Пикантность заключалась в том, что они при этом гнали стада и вообще путешествовали с семьями - детьми, женщинами и стариками. Американцы с некоторой гордостью говорят, что тактику Не Персе они изучают в военных училищах до сих пор, как понятный и хорошо исследованный образцовый пример партизанской войны. Как-нибудь я про них напишу.

Кто на третьем месте? Ну конечно же, несравненные Модоки (Modocs) .

Эти зайчики обладают уникальным достижением за всю историю индейских войн - убили больше солдат, чем потеряли воинов. Сражений - 12, потери армии - 208, соотношение - 17,5 . Подробней напишу потом.

Четвертое место - ну, тут ничего удивительного. Это Сиу (Sioux) .



Боев - 98, потери армии - 1250, соотношение - 12,7 . Литтл-Бигхорн, конечно, тут играет немалую роль, но общее количество потерь, понесенных армией, впечатляет.

Пятое место - Юты (Ute) .



Боев - 10, потери - 105, соотношение - 10,5 . Правда, надо отметить, что в отличие от 2-4 мест, они сражались не столько с регулярной армией, сколько с разного рода военизированными мормонскими формированиями. Хоть и официальными.

Шестое заслуженное место - Паюты (Paiute) .


33 схватки, потери армии - 302, соотношение - 9,2 . На Паютах следует остановиться особо. Эти племена охотников и собирателей презирались абсолютно всеми - белыми, которые дали им насмешливое название "диггеры" из-за того, что выкапывание съедобных корешков доставляло значительную часть съестных припасов племени. Соседними индейцами за то, что Паюты были бедны, не имели лошадей и ружей. Ружья и лошади к ним действительно попали очень поздно, и во время войны Снэйков лук и стрелы долго были основным оружием Паютов


И все же диггеры сумели за себя постоять, как никто другой. Эта война велась в тяжелые времена 1864-1868 гг, обе стороны не знали пощады, и военных преступлений против Снэйков армия совершила куда, как больше, чем против других, более известных племен (и при этом Паюты считали, что синие солдаты - весьма гуманный народ, по сравнению с гражданскими!) Просто этот конфликт мало известен. В результате войны погибла половина племени. Остальные, впрочем, примирились с белыми и потом жили сравнительно неплохо.

Остальные племена распределяются так:
Племя Сражения Потери армии Соотношение
Рог (Rogue) 23 196 8,5
Чейены (Cheyenne) 89 642 7,2
Шошоны (Shoshone) 31 202 6,5
Арапахо (Arapaho) 6 29 4,8
Команчи (Comanche) 72 230 3,1
Кайова (Kiowa) 40 117 2,9
Хуалапай (Hualapai) 8 22 2,7
Апачи (Apache) 214 566 2,5
Навахо (Navajo) 32 33 1

Обратите внимание, в своих работах Ю. Стукалин писал, что Апачи де на голову превосходили степных индейцев в тактике партизанской войны, и вообще были куда опаснее. Практика показала, что в реальности сиу взгрели синих солдат куда сильнее, чем южные индейцы.

Индейцы – коренные жители Северной и Южной Америки. Это название они получили из-за исторической ошибки Колумба, который был уверен, что приплыл в Индию. Существует множество племен индейцев, но в этом рейтинге собраны наиболее известные из них.
10 место. Абенаки

Это племя жило на территории США и Канады. Абенаки не были оседлыми, что давало им преимущество в войне с ирокезами. Они могли бесшумно растворяться в лесу и неожиданно нападать на врага. Если до колонизации в племени насчитывалось около 80 тыс. индейцев, то после войны с европейцами их осталось меньше одной тысячи. Сейчас их численность достигает 12 тыс., и живут они преимущественно в Квебеке (Канада).

9-е место. Команчи


Одно из самых воинственных племен южных равнин, насчитывавших некогда 20 тыс. человек. Их храбрость и мужество в боях заставляло врагов относиться к ним уважительно. Команчи первые, кто интенсивно стал использовать лошадей, а также поставлять их другим племенам. Мужчины могли брать себе в жены несколько женщин, но если жена была уличена в измене, ее могли убить или отрезать ей нос. Сегодня команчей осталось около 8 тыс., и проживают они в Техасе, Нью-Мексико и Оклахоме.

8-е место. Апачи


Апачи — кочевое племя, селившееся в Рио-Гранде, а затем переселившееся на юг, в Техас и Мексику. Основным занятием была охота на буйвола, который и стал символом племени (тотемом). Во время войны с испанцами были почти полностью истреблены. В 1743 году вождь апачей заключил с ними перемирие, положив свой топор в яму. Отсюда и пошла крылатая фраза: «зарыть топор войны». Сейчас в Нью-Мексико проживает примерно полторы тысячи потомков апачей.

7-е место. Чероки


Многочисленное племя (50 тысяч), населявшее склоны Аппалачей. К началу 19 века чероки стали одними из самых культурно развитых племен Северной Америки. В1826 году вождь Секвойя создал слоговую азбуку языка чероки; были открыты бесплатные школы, учителями в которых были представители племени; а самые богатые из них владели плантациями и чернокожими рабами.

6-е место. Гуроны


Гуроны – племя, насчитывающее в 17 веке 40 тыс. человек и проживавшие в Квебеке и Огайо. Они первыми вступили в торговые отношения с европейцами, и благодаря их посредничеству стала развиваться торговля между французами и другими племенами. На сегодняшний день в Канаде и США проживает около 4 тыс. гуронов.

5-е место. Могикане


Могикане – некогда могущественное объединение пяти племен, численностью около 35 тыс. человек. Но уже в начале 17 века в результате кровопролитных войн и эпидемий, их осталось меньше тысячи. В основном они растворились в других племенах, однако небольшая горстка потомков знаменитого племени проживает сегодня в штате Коннектикут.

4-е место. Ирокезы


Это наиболее известное и воинственное племя Северной Америки. Благодаря способностям к изучению языков, они успешно вели торговлю с европейцами. Отличительная особенность ирокезов – их маски с крючковатым носом, которые были призваны защищать хозяина и его семью от болезней.

3-е место. Инки


Инки – загадочное племя, жившее на высоте 4,5 тыс. метров в горах Колумбии и Чили. Это было высокоразвитое общество, создавшее систему ирригации и использовавшее канализацию. До сих пор остается загадкой, как инкам удалось достичь такого уровня развития, и почему, куда и как вдруг исчезло целое племя.

2-е место. Ацтеки


Ацтеки отличались от других племен центральной Америки иерархической структурой и жестким централизованным управлением. На высшей ступени стояли жрецы и император, на низшей – рабы. Широко применялись человеческие жертвоприношения, а также смертная казнь, причем за любые провинности.

1-е место. Майя


Майя – самое известное высокоразвитое племя центральной Америки, знаменитое необыкновенными произведениями искусства и городами, целиком высеченными из камня. Они также были превосходными астрономами, и именно они создали нашумевший календарь, заканчивающийся 2012 годом.

Американские индейцы имеют уникальную и трагичную историю. Ее уникальность состоит в том, что они смогли пережить период заселения континента европейцами. Трагичность связана с конфликтом между индейцами и белым населением. Несмотря на все это, история индейского народа полна оптимизма, поскольку, лишившись львиной доли исконных земель, они выжили и сохранили свою самобытность. На сегодняшний день они являются полноправными гражданами Соединенных Штатов.

Основной вопрос статьи: где живут индейцы? Следы этого населения прослеживаются на двух материках. Многие названия в США связаны с этим народом. Например, Массачусетс, Мичиган, Канзас и тому подобное.

Немного истории, или кого называют индейцами

Для того чтобы понять, где живут индейцы, необходимо определиться с тем, кто это такие. Впервые про них европейцы узнали в конце 15 века, когда в поисках заветной Индии добрался до берегов Америки. Мореплаватель сразу же назвал местных жителей индейцами, хотя это и был совсем другой континент. Так название закрепилось и стало общим для множества народов, которые населяли два материка.

Если для европейцев открытый континент был Новым светом, то сотни жили здесь около 30 тысяч лет. Вновь прибывающие европейцы стали вытеснять коренных жителей в глубь страны, занимая пригодные для жизни территории. Постепенно племена были изгнаны ближе к горам.

Система резерваций

К концу 19 века Америка была настолько заселена европейцами, что свободных земель для индейцев не осталось. Для того чтобы понять, где живут индейцы, следует узнать, что такое резервации. Это земли, плохо пригодные для ведения сельского хозяйства, куда были вытеснены индейцы. Живя на этой территории по соглашениям с белыми людьми, они должны были получать припасы. Однако зачастую это было только на словах.

Еще хуже дело стало обстоять, когда каждому коренному жителю правительство выделило по 160 акров земли. Индейцы не были готовы заниматься фермерством, к тому же на непригодной для этого земле. Все это привело к тому, что к 1934 году индейцы потеряли третью часть своих земель.

Новый курс

В первой половине прошлого века Конгресс США сделал индейцев гражданами страны. Это стало большим толчком вперед относительно примирения между народами, хотя и довольно запоздалым.

Места, где живут американские индейцы, как и они сами, стали интересовать американцев не с точки зрения наживы, а с точки зрения культурного наследия своего государства. В Соединенных Штатах появился дух гордости за разнообразие своего населения. У многих возникло желание компенсировать потомкам индейцев то несправедливое отношение, которому были подвержены их предки.

Где живут индейцы?

Индейцы проживают в двух основных географических областях. Это Северная Америка и Латинская Америка. Чтобы не возникало путаницы, стоит отметить, что Латинская Америка - это не только Южная Америка, но Мексика и ряд островов.

Территория расселения в Северной Америке

Где живут индейцы на территории Северной Америки? Данная географическая область состоит из двух крупных государств - США и Канады.

Регионы проживания индейцев:

  • субтропические регионы;
  • прибрежные районы северо-западной части материка;
  • Калифорния - это популярный штат, где живут индейцы;
  • юго-восточная часть Соединенных Штатов;
  • территория

Теперь понятно, где живут индейцы, фото которых представлены в статье. Осталось указать, что все они занимаются на своих землях ловлей рыбы, охотой, собирательством, выделыванием ценного меха.

Половина современных индейцев проживает в крупных городах и сельской местности по всей территории Соединенных Штатов. Другая часть живет в федеральных резервациях.

Индейцы в Калифорнии

Когда слышишь вопрос, где живут ковбои и индейцы, первым приходит в голову штат Калифорния. Связано это не только с вестернами, но и со статистикой. По крайней мере, по отношению к индейцам.

Наибольшее количество индейского населения проживает в штате Калифорния. Это подтвердила и перепись населения за прошлые десятилетия. Конечно, потомки индейцев этого региона смешанного происхождения.

Как же живут материка в Калифорнии? За долгие годы большинство из них утратили знание родного языка. Так, более 70 % не владеют никаким языком, помимо английского. Только 18 % хорошо говорят на языке своего народа, так же как и на государственном.

Калифорнийские индейцы имеют льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Однако большинство из них ими не пользуются. Среднее образование получают около 70 % детей из индейских семей, а диплом бакалавра - всего 11 %. Чаще всего представители коренного населения заняты в обслуживающем труде или сельском хозяйстве. Среди них также существует большой процент безработицы по отношению к средним показателям.

Четвертая часть индейцев Калифорнии живет за чертой бедности. В их домах часто нет водопровода и канализации, многие вынуждены жить в очень стесненных условиях. Хотя более 50 % все же имеют собственное жилье.

Существуют в Калифорнии и резервации индейцев. В 1998 году в них суд разрешил коренным жителям заниматься игорным бизнесом. Это разрешение со стороны властей было значительной победой. Но оно было связано не с тем, чтобы выделить благосклонное отношение к индейцам, а потому что на территории резервации невозможно заниматься привычными промыслами. Правительство пошло на этот шаг, чтобы дать людям возможность получать средства для жизни, занимаясь игорным бизнесом.

Помимо подобных уступок, резервации в Калифорнии имеют свое самоуправление, суды, правоохранительные органы. Они не починяются законам штата Калифорния, при этом получают государственные субсидии и гранты.

Территория расселения в Латинской Америке

Существует группа индейцев, проживающая в Латинской Америке. Где сейчас живут индейцы в этой географической местности, читайте ниже:

  • на территории всей Латинской Америки проживают ацтеков и тех, кто обитал на территории Центральной Америки до прибытия европейцев;
  • отдельной общностью являются индейцы бассейна Амазонки, которые отличаются своим специфическим мышлением и устоями;
  • индейцы Патагонии и Памп;
  • коренные жители

После этого уже не секрет, где живут Они в своем развитии были очень властными и имели собственный государственный устрой задолго до прибытия европейцев.

Ответить однозначно, где живут индейцы в наше время, достаточно сложно. Многие из них все еще придерживаются своих традиций, устоев, живут сообща. Но немало и тех, кто стал жить, как большинство американцев, забыв даже язык своего народа.

На сегодняшний момент Южная Америка - континент с населением более трехсот миллионов человек, численность которого постоянно увеличивается. Вследствие непростых обстоятельств истории «покорения» Америки здесь наблюдается сложный и многонациональный этнический состав, в котором расовые признаки значительно перемешаны.

Племена древних индейцев попали на Южноамериканский континент более 20 тысяч лет назад из Северной Америки, постепенно расселяясь по всему материку. Потом в 16 веке началась эпоха европейского колонизаторства, сначала сюда приплыли португальцы и испанцы, чуть позже переселенцы из других европейских стран - немцы, англичане, французы и т.д. Коренное население страны - южноамериканские племена индейцев жестоко истреблялись, уничтожалась их древняя культура, разрушались древние города, храмы и святилища. В последующие годы, после того как большая часть индейского народа была бездумно уничтожена, в качестве рабов было завезено большое количество негров с Африканского континента. Результат такого стремительного и довольно кровавого заселения Южной Америки - пестрый этнический состав материка.

Коренные жители в доколумбовскую эпоху

В то время, когда европейцы «окрыли» для себя Новый Свет, коренное население обоих материков находилось на разных этапах развития, и если на севере Америки племена собирали грибы и ягоды, и жили первобытнообщинным строем, то на территории Центральной и Южной Америки, индейские племена уже создавали государства и целые цивилизации, строили классовые отношения и творили уникальные памятники культуры, науки и зодчества, ставшие впоследствии настоящими феноменами и загадками для всех ученых умов мира

Племена, жившие на востоке от Анд, охотились и собирали дары природы, находились на довольно низком уровне развития, практиковали основы первобытнообщинного строя.

(Древнее исчезающее племя )

Высокоразвитые индейские племена, которые жили в горных районах Анд и на побережье Тихого океана (современная территория Колумбии, Перу, Чили), они создали здесь первые государства с развитым земледелием и разведением домашнего скота, здесь развивались ремесла, различные прикладные искусства и научные знания. Это древние цивилизации инков, майя, культуры Чавин, Мочика и др.

Жители крайней южной части Южноамериканского континента, жившие на архипелаге островов Огненная земля (современная провинция Аргентины и часть Чили) - огнеземельцы, это племена она, алакалуфы, яганы, ко времени европейской экспансии находились на низком уровне развития, ходили в шкурах животных, имели каменное и костяное оружие, охотились на гуанако (предок домашней ламы) и ловили рыбу в океане на утлых суденышках из бересты.

(Мужчины племени долины реки Амазонка )

На ступеньку выше в развитии стояли индейские племена, жившие в долине рек Ориноко и Амазонка в центре и на севере континента (племена языковых групп араваков, карибов, тупи-гуарани), которые занимались охотой, оружие - лука и трубки с отравленными стрелами (знаменитый яд кураре), выращивали кукурузу, маниоку, табак, хлопок, форма социальной организации - родовая община.

На севере Анд (современная Колумбии) в долине реки Богота народом чибча было организовано индейское государство народов чибча-муиска с довольно развитой культурой, в пределах современного Перу, Боливии и Эквадора существовала культура индейского племени кечуа.

Культура и быт древних индейцев

(Племя Ирокезы )

Наиболее известной и подробно изученной является культура древней Империи Инков или Таунтинсуйю («четыре соединенные стороны света»), которая образовалась во втором веке нашей эры путем захватнических войн, когда одно из горных племен завевало обширные соседние земли, где жили такие племена как аймара, кеуар, уальякан и т.д и объединило их все в одно мощное инкское государство. В 14-15 веке, на которые пришлась эра захватнической европейской колонизации, Империя Инков занимала огромные территории сегодняшних Эквадора, Перу, Боливии, некоторых частей Аргентины, Колумбии и Чили. Специально построенная столица государства - Куско, язык - кечуа, первый правитель (Верховный Инка) - Манко Капаку.

(Воины Ирокезов )

Подобно Римской империи главной силой этой державы была армия, её обеспечением занимался весь народ, регулярно оплачивая в казну налоги на её содержание. Покоренным народам разрешалась верить в свои божества, но обязательным было поклонение верховному богу Солнца инков - Инти. Население жило в каменных домах, построенных из таких горных пород как известняк, базальт, диорит и т.д. Дома обычных жителей были незамысловатыми и скромными, зато дома знати, жрецов и правителей украшалась золотыми и серебряными пластинами. Архитектура древних инков отличается суровостью и аскетичностью, дворцы и храмы подавляют своей мощью и величием, для их возведения использовались огромные монолитные глыбы, плотно подогнанные по размеру и не скрепленные никаким раствором. Ансамбль храмов Кориканча («Золотой храм») в столице инков Куско - вершина зодчества инков. В нем находились золотой алтарь и золотой диск бога Солнца Инти, он был разрушен и разграблен испанцами. Сейчас на его развалинах находится собор Санта-Доминго.

(Мачу-Пикчу - древний город Инков на вершине горы, возвышаясь над долиной реки Урубамбы )

Древние инки были искусными ремесленниками, они добывали руды горных металлов и умели обрабатывать золото, бронзу, делали удивительные по красоте ювелирные украшения, которые позже были переплавлены на золотые слитки и увезены в Испанию конкистадорами-завоевателями. Письменности как таковой у инков не было, считается, что они передавали и хранили информацию с помощью специального узелкового письма «кипу».

Все население империи делилось на социальные классы и профессии, основой социальной пирамиды инков лежало понятие айлью, состоящее из семейных кланов, живших на одной земле и сообща её обрабатывающих, занимавшихся общим разведением скота и деливших урожай на всех. Главой государства был Единственный Инка - верховный правители и главный жрец бога Солнца.

В начале 16 века, когда испанский конкистадор Франсиско Писарро пришел на земли Империи, в связи с острой междоусобной борьбой за власть она уже находилась на грани развала, была быстро завоевании и разграблена, древняя цивилизация инков прекратила свое существование. Сегодня от неё остались только развалины древнего города Мачу-Пикчу в горах Перу.

Также древнейшим цивилизациями на территории современной Мексики, Белиза, Гватемалы, Гондураса, и Сальвадора, государств Латинской Америки, считаются культуры майя и ацтеков.

(Древние Майя )

Майя - ярчайший пример индейской докуломбовской цивилизации, которая и сегодня для всех остается загадкой и научным феноменом. Начала свое существование в начале нашей эры, и к приходу конкистадоров находилась уже в глубоком упадке. Это уникальный народ, существуя в условиях каменного века и не умея добывать и обрабатывать металл, не имея средств передвижения и животных для перевозки грузов, разработали удивительно точный солнечный календарь, имели сложную иероглифическую письменность, предсказывали затмения Луны и Солнца, вычисляли движение планет. Именно майя создали неповторимые шедевры строительного искусства, которые известны и сейчас по всему миру (пирамиды Майя в древних городах Теотиуаукане, Чолула и Чечен-Ица). Цивилизация майя погибла в 11 веке, еще до прихода конкистадоров, которые застали уже остатки былого могущества, почему это произошло до сих пор неизвестно.

(Храм надписей древней цивилизации Майя - визуализация )

Цивилизация ацтеков существовала на территории современной Мексики в период с 14 по 16 век нашей эры. Столицей древнего государства ацтеков был Теночтитлан на озере Тескоко, который представлял собой огромный город, расположенный на нескольких островах посредине озер, соединявшихся между собой дамбами. Везде были проложены отличные каменные дороги, его улицы пересекались каналами, каменные дворцы и храмы находились в зелени садов. Ацтеки были великолепными резчиками по дереву, скульпторами, ремесленниками и ювелирами. К сожалению, наследие этой древней цивилизации практически до наших дней не сохранилось, только единичные шедевры, чудом избежавшие уничтожения от рук испанских конкистадоров, попали в Европу и стали достоянием общественности.

Традиции и обычаи

Обычаи и традиции играли огромную роль в жизни практически каждой индейской народности, которая проживала на территории Южноамериканского континента в древности.

(Жизнь древних племен Майя )

Например, майя считали, что рождение ребенка - знак особого расположения богов, особенно богини Луны, имя ребенку выбирали жрецы, рассчитывали его гороскоп и предсказывали будущее. Косоглазие у майя было признаком красоты, чтобы ребенок стал косоглазым, ему ко лбу прикреплялась бусинка, свешивающаяся на глаза, на которую ребенок должен почаще смотреть. Также с помощью дощечки примотанной впереди удлинялся лоб и голова становилась более плоской, этого требовали каноны красоты майя, а также обязывало высокое положение в обществе.

Большой популярностью пользовалась игра в мяч, она была религиозного характера, проводилась с большими церемониями и тщательной подготовкой.

Одним из страшных и кровавых обрядов этого народа был обряд жертвоприношения, когда человеческую жертву приносили в угоду какому-нибудь богу, вырывая сердце и сбрасывая тело с высокой пирамиды.

(Воин древнего племени Инки )

В религии инков присутствовал целый пантеон богов: творец мира и всего живого Кон Тиски Виракоча, после него шли бог Солнца Инти, Ильяпа - бог погоды, богиня Луны - Мама Килья и другие. Инки проводили великое множество религиозно-обрядовых церемоний, подчинявшихся земледельческому календарю или датам, приуроченным к жизни правящей царской семьи. Праздники и торжества проводились на центральной площади города Куско, которая называлась Уякапата («Священная терраса»), там же находились дворец правителя, после его смерти он превращался в святилище, где находилась забальзамированная мумия покойника. Новый Верховный Инка жил в другом, построенном лично для него, дворце.

Современная жизнь народов Южноамериканского континента

(Город Пуно в Перу )

Современная численность населения Южной Америки - 387,5 миллиона человек. Характеризуется преобладанием смешанных этнических групп: метисов (результат смешанных барков европейцев и индейцев), мулатов (брак европейцев с негроидной расой), самбо (брак индейцев с негроидной расой).

В Колумбии, Парагвае, Эквадоре и Венесуэле преобладают метисы, потомки смешанных браков коренных жителей (индейцев) и испанских поселенцев. В Перу и Боливии в большинстве индейцы. В государствах центральной части Южной Америки в Бразилии, Колумбии и Венесуэле большинство граждан африканского происхождения, меньшинство - потомки жителей европейского континента. А вот их большая часть особенно выходцев из Испании и Италии обитает в Аргентине, Уругвае. В Чили много выходцев с таких европейских стран как Германия, Англия, Франция, Австрия, Греция, Скандинавия и т.д. Официальный язык большинства стран материка говорит на испанском языке, в Бразилии на португальском, в Перу индейский язык кечуа официальный наравне с испанским.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ