Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Вы с детства грызете ногти? Или машинально выстраиваете по линеечке флакончики на туалетном столике свекрови? Не даете зажить ранке, все время ее расцарапывать? А ведь все эти привычки — сигналы нашего подсознания.

Научившись распознавать их скрытые причины и значения, можно понять, как человек относится к себе и окружающим, что он не хочет показать миру, и даже то, чего он сам не знает о себе.

Именно потому мы решили выяснить то, о чем на самом деле говорят наши вредные привычки.

Привычка грызть ногти или школьные неврозы

Существует целая плеяда так называемых «школьных» неврозов или неврозов навязчивых движений, приобретаемых обычно в детстве - грызть ногти, колпачки, карандаши, ручки.

По мнению психологов, привычка грызть ногти свидетельствует о внутренней тревоге, о неосознанном напряжении. Пытаясь разрешить внутренний конфликт, “грызун” переводит его во внешнюю, физическую плоскость - он буквально гложет самого себя.

Как правило, эта привычка связана с недостатком любви к себе, с заниженной самооценкой. Обкусывая ногти и делая свои руки отвратительными, человек неосознанно наказывает себя за то, что не достоин любви.

С точки зрения психоанализа, любой вытянутый продолговатый предмет (будь то ручка или палец) для нашего бессознательного является фаллическим символом.

Привычка посасывать, покусывать что-то подобное является неосознанным способом получать оральное удовольствие. Возможно, это свидетельствует о значительной концентрации на эротических удовольствиях.

Привычка справляться со стрессом через курение

Психологи единодушны во мнении: разговоры о физиологии — не более чем попытка оправдать нежелание отказаться от вредного пристрастия. Курение прочно ассоциативно связано с отдыхом, оно дает иллюзию расслабленности, исполняет роль неких психологических «обезболивающих».

Компенсируя сосательный рефлекс, курильщик испытывает покой и умиротворение младенца, сосущего материнскую грудь, удовлетворяя тем самым потребность в любви и пище.

Многие уверяют, что курят для того, чтобы сконцентрироваться, считая, что курение помогает сосредоточиться. Кому-то курение облегчает установление социальных связей - в курилке проще завязать разговор ни о чем, чем в офисном коридоре.

Какая бы причина ни лежала в основе эмоциональной зависимости от сигареты, для того, чтобы бросить курить, необходимо избавиться от нее, отыскав иные способы концентрации, расслабления или общения с окружающими.

Привычка бесконтрольного приема пищи - переедание

Пищевые зависимости по степени распространенности прочно выходят на первое место, опережая наркоманию и алкоголизм. Мы едим, не ощущая вкуса и запаха пищи до тех пор, пока не становится дурно и ремень не врезается в бока.

Как следствие — тяжелый сон, проблемы с пищеварением и набранные килограммы, ненависть к себе и - как в заколдованном круге - возвращение неконтролируемого желания эту ненависть заесть.

Причина большинства вредных привычек — это желание получения наслаждения. Еда — это сильнейший и самый доступный его источник. Переедая, мы восполняем недостаток положительных эмоций, притупляем реакции на стрессовые ситуации.

Многие эмоциональные едоки защищают себя от более сильных в психическом отношении людей. К тому же, в нашем подсознании существует сильная связь еды и секса: и то, и другое вязано с нарушением границ нашего тела и несет наслаждение.

Недостаток любви мы зачастую пытаемся компенсировать сексом. А когда ощущаем нехватку любви и секса, компенсируем это едой.

Привычка кусать губы и щеки

Людям, которые имеют привычку обкусывать губы и щеки с внутренние стороны, хорошо знакома проблема стоматита - появления язвочек во рту. Однако эта проблема - не единственная.

Рот — это место, через которое мы принимаем огромное количество чувственных удовольствий, связанных со вкусом и эротикой. Бессознательно нанося себе повреждения этой зоны, человек наказывает себя за излишнюю внутреннюю ориентацию на эти наслаждения.

Часто подобное навязчивое действие означает также стремление к независимости и автономии от окружающих. Например, уже взрослый человек психологически больше не может жить с родителями, но у него нет возможности отделиться от них.


Привычка хрустеть пальцами

По наблюдениям врачей, мужчины чаще хрустят суставами пальцев, нежели женщины. Любители похрустеть утверждают, что такая привычка помогает им снять напряжение, разработать затекшие суставы и расслабить кисти рук.

Но чаще всего эта привычка говорит о внутренней неуверенности в себе.

Фанатичная любовь к порядку

Они наводят порядок везде, где бывают, независимо от того, насколько это уместно. Эта привычка говорит о компульсивной тяге человека к совершенному, которая мешает чувствовать себя комфортно, если вдруг кто-то поставил бокал не в ровень с остальными.

Если Вы постоянно обрываете отовсюду этикетки (от упаковок с шампуней, баночек, бутылок) - это также свидетельствует о Вашем перфекционизме. Чистая и гладкая поверхность выглядит более совершенной.

Зацикленность на теме порядка в психологии называется “акцентуацией” и даже имеет фрейдистское объяснение. Люди, которых в детстве приучали к горшку, прибегая к жестким командным методам, всю жизнь не выносят малейшего нарушения порядка, трут, чистят и расставляют все по линеечке.

Это особенность характера, а не заболевание. Однако стоит учесть это и не повторять ошибкок своих родителей при воспитании собственных детей. А также осознать, что мир не идеален, и это нормально.

Привычка расцарапывать ранки и прыщи

Если Вам не дает покоя появившийся прыщик или заживающая ранка, появляется острое желание их расковырять, то скорее всего, Вам необходимо предпринять действия в отношении восстановления внутренней гармонии.

Эта привычка сродни обкусыванию ногтей, и говорит о беспокойстве, тревожности и неудовлетворенности. По исследованиям финских психологов, человек, имеющий такую привычку, пытается подобным способом наказать себя за глупые или непристойные мысли.

Это можно воспринимать как символическую расправу с собственной агрессивностью. Подобные действия можно рассматривать как аутоагрессию (агрессию, направленную против себя) в целях привлечения внимания к собственной персоне.

Привычка рвать бумагу

В привычке рвать бумагу выражается стремление человека реализовать собственную агрессию, направленную вовне.

В случае, когда невозможно высказать собственные злость, раздражение, неудовольствие напрямую “виновнику”, человек выбирает социально приемлемые варианты замещающих действий.

Источник сайт

Привычки разделяют на полезные и вредные. Первые могут оздоровить человека, а также положительно влиять на его жизнь в целом. Вредные же влекут за собой проблемы. Поэтому поговорим о том, чем можно себя занять и при этом еще и с пользой для здоровья. Тем более что существует достаточно много увлечений, которые реально способны улучшить жизнь.

Сила привычки

Вся человеческая жизнь состоит из повторяющихся поступков. Они определяют характер, формируют определённые индивидуальные черты: волю, выносливость, терпение и так далее.

Обычно люди не задумываются над повторением одного и того же жеста, выполнением какого-то автоматического движения. Они действуют по инерции, неосознанно.

Как появляется привычка?

Приучить себя к автоматическому движению может каждый. Но для начала придется сознательно задаться целью.

К примеру, человек хочет научиться готовить суп. Для этого он будет очень внимательным в первый раз. Выберет кастрюлю. Аккуратно нарежет указанные в рецепте овощи. Обжарит часть из них на сковородке. Бросит все в кастрюлю в определенной последовательности.

Сознание будет работать очень активно. Но если человек продолжит готовить суп каждый день, то через некоторое время все движения будут происходить автоматически. Думать при этом он может о чем угодно, слушать музыку или смотреть телевизор. Подсознание не даст ошибиться в механических движениях.

Тяжелее всего не приобретать, а избавляться от привычек. Человек должен опять активно подключать сознание. Вредные и полезные привычки подчиняются его воле.

Вредные привычки

Эти выработанные годами действия могут отравлять жизнь и самому индивиду, и его близким. А бывает и так, что привычка вредит не самому обладателю, а его окружению. Яркие примеры:

    громкий смех;

    неумение выслушать других;

    едкие замечания.

Тем не менее все из перечисленного выше не может причинить физического вреда, только моральный. От этого при желании легко избавиться.

Что такое вредная привычка? Это противоположность полезной. Она приносит множество неприятностей и делает жизнь ее владельца невыносимой, даже если он и не замечает ее.

Пагубные повадки

Самыми опасными привычками считаются:

  • чревоугодие;

    алкоголизм;

    одержимость токсичными веществами, наркотиками, таблетками;

    игромания.

Такие привычки могут убить человека. Они быстро перерастают в зависимость и болезнь, от которой нужно лечиться в больницах, под присмотром профессиональных врачей.

Эти проблемы могут появляться из-за ослабленного психического состояния, проблем с нервной системой.

Среди неприличных привычек выделяют следующие:

    ковыряние в носу;

    агрессия;

    грызение ногтей;

    беспочвенная ревность;

    постоянная зевота;

    частые опоздания.

Они не настолько вредны, как предыдущие, тем не менее портят взаимоотношения между людьми.

Полезные привычки человека

Преуспевающий в жизни человек имеет целый ряд полезных навыков, доведенных до автоматизма. Они служат ему для того, чтобы добиваться желаемого.

Самые полезные привычки человека:

    Рано ложиться и пораньше подниматься. Нормальному человеку нужно спать от шести часов в сутки. Люди, которые просыпаются раньше, когда мозг находится на стадии активности, успевают сделать гораздо больше дел, чем сони.

    Питаться правильно. Активный человек так выстраивает свою диету, что организм начинает работать на него. Овощи, рыба, мясо, фрукты, молочные продукты обеспечивают здоровьем и долголетием. Нужно выработать полезные привычки и не останавливаться, проходя мимо фастфуда, не смотреть через окно. Желательно отказаться от газированной воды.

    Умение благодарить. Эту привычку сложно выработать. Положительные эмоции, улыбка, подаренная другому человеку, возвращаются вдвойне. Сделав приятное другому, человек осознает свою значимость, остается довольным собой на весь день.

    Избавиться от зависти. Обижаться на других за то, что у них что-то получилось, - одна из самых вредных привычек. Нужно научиться радоваться за людей. И добиваться своего.

    Жить настоящим. Планировать наперед очень полезно, но нужно помнить о том, насколько скоротечным бывает существование. То, что можно выполнить уже сегодня - вечером почистить туфли на утро, подготовить одежду, собрать сумку, приготовить еду, запастись продуктами, - не стоит переносить на следующий день. Постоянно вспоминать о прошлом или мечтать о будущем не стоит. Это ограничивает собственные возможности, сводит к нулю полезные привычки.

      Положительное мышление - самое полезное умение, которое предстоит выработать каждому. Любую ситуацию, даже самую плохую, можно воспринимать как препятствие, сделавшее сильнее того, кто преодолел его.

      Обучение. Учиться нужно в любом возрасте. Главное - поставить себе за самоцель изучать что-то новое за день.

      Перевыполнять план. Хорошо, когда человек может сделать все то, что заранее записал в своих действиях на день. Но лучше, если он сумеет превзойти собственные ожидания и создать из этого полезные привычки.

    Избавление от плохих привычек

    Ранее уже упоминалось о том, что с любыми приобретенными навыками можно бороться. Главное - проявлять терпение, включать в работу сознание.

    Приобрести вредные и полезные привычки легче, но это не значит, что от них нельзя избавиться.

    Что понадобится?

      Время. Нельзя довести какое-то действие до автоматического, а потом за пару секунд или часов искоренить его.

      Решительный настрой.

      Вся сила воли.

      Контроль над собственным поведением.

    Работа над навыками

    Привычка не уйдет сама по себе. Для этого человек должен окружить себя правильными условиями. Убрать раздражитель, триггер, который может возбуждать желание повторять привычные действия.

    Яркий пример: человек хочет меньше кушать, но ему сложно перебороть себя. Он обязан обходить все кондитерские, магазины со сладостями, убрать со стола корзинку с конфетами, а из холодильника - вредную еду. Можно попросить своих родных воздержаться от показательного поедания каких-то продуктов.

    Отказавшись от покупки вредной еды, человек начинает экономить деньги. Вскоре могут выработаться более полезные привычки - откладывать те суммы, которые раньше тратились на продукты.

    Постоянный и неусыпный контроль над самим собой. Если надеяться на кого-то, можно никогда не избавиться от вредной привычки. Мозг должен получать приказы от человека, чтобы обрабатывать их.

    Облегчить задачу может простой блокнот, в котором человек будет записывать все достижения. Он станет вторым напоминанием о необходимости себя контролировать.

    Если индивид грызет ногти, то после каждого раза должен отметить в блокноте дату этого процесса. День ото дня записей будет становиться меньше.

    Формирование полезных привычек у детей

    К полезным навыкам лучше всего приучать в детском возрасте. Родители должны не только показывать положительный пример подрастающему поколению, но еще и следить за тем, чтобы ребенок вырабатывал нужные черты в своем характере. Полезные и вредные привычки детей могут быть сформированы или устранены достаточно быстро и безболезненно.

    За каждое правильное действие следует выработать систему поощрений, дабы связать навык с приятной ассоциацией.

    Полезные привычки для детей

    Основные инстинкты, которые нужно вырабатывать с детства:

      Уборка кровати должна формироваться с раннего возраста родителями, а потом подкрепляться воспитателями в детском саду.

      Мыть руки после прогулки, использования уборной, перед едой. Мама или папа должны сами мыть руки ребенку на ранних стадиях его взросления.

      Чистить зубы. Можно придумать игру, в которой малыш сам захочет пользоваться щеткой и пастой, чтобы спасти белые зубки от налета.

      Утренняя зарядка. Приучать к физической культуре малыша нужно с двух лет. Упражнения должны нравиться, вызывать интерес. С возрастом этот навык становится достаточно сложно выработать. В школе также поддерживают эти полезные привычки. 1 класс, кроме физкультуры, активно проводит минутки здоровья через 15-20 минут после начала урока.

      Уборка. Несложные действия по складыванию игрушек в ящик может делать любой малыш. Благодаря этому он учится опрятности, любви к труду, ответственности.

    Когда в школе проходит классный час, полезные привычки должны стать одним из предметов для обсуждения. Учителя рассказывают детям о том, как важно правильно питаться, соблюдать распорядок дня. Все это позволит ребенку избежать дурного влияния со стороны.

Привычка – на эту тему существует множество афоризмов и пословиц. Что такое привычка – писатель Марк Твен замечательно выразился, что это то, что не выбросишь в окно, и только вежливо со ступеньки на ступень можно свести ее вниз с лестницы.

Что такое привычка – определение

Привычка – отработанный в результате многократного повторения механизм поведения, становящийся автоматизмом – действием на «автопилоте». При этом в головном мозге формируются устойчивые нейронные связи, которые сложно впоследствии разрушить, на это нужно время. Хорошие и плохие привычки образуются в результате положительного эмоционального подкрепления.

Какие бывают привычки?

В обществе принято считать, что есть полезные и вредные привычки. Но что для одного плохая привычка (для трудоголика расслабление и отдых подобны смерти), для другого является основой гармоничного существования. Однозначно можно сказать, что делают жизнь более насыщенной, а вредные, по большей части это те, что медленно убивают здоровье человека, его веру в себя.

Полезные привычки

Иметь хорошие привычки – мечта любого здравомыслящего человека, а что такое полезная привычка? Это то, что дает энергию и силу, приводит человека к цели и сбывшимся мечтам, продлевает жизнь и дарит чувство уверенности в каждом дне, то, что дает держаться на плаву, среди повседневных стрессов. Конструктивные и здоровые привычки:

  • каждодневная утренняя зарядка;
  • правильное питание;
  • планирование дня;
  • ежедневные гигиенические процедуры (профилактика огромного количества инфекционных заболеваний);
  • полноценный завтрак (профилактика заболеваний ЖКТ);
  • кушать только при чувстве голода;
  • выпивать до 8 стаканов чистой воды в день (количество индивидуально);
  • избегать консервированных и рафинированных продуктов;
  • и отдыха;
  • каждый день узнавать что-то новое;
  • вести личный дневник.

Вредные привычки

Что такое зловредная или плохая привычка? Очень часто в разряд таких попадают обычные неидеальности человека, за которые он себя ругает, но продолжает делать, ведь это «вторая натура». Привычка «быть хорошим», соответствовать очень часто является вредной, человек перестает быть спонтанным и творческим. В разряд плохих привычек, что действительно деструктивны, относятся те, что вредят здоровью и уводят человека от реальной жизни в иллюзии.

Какие бывают вредные привычки:

  • курение;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • переедание;
  • лудомания;
  • шопоголизм;
  • вредные манипуляции с кожей;
  • зависимость от телевизора, соцсетей;
  • ковыряние в носу.

Как формируются привычки?

Давно доказанный факт, что вредные привычки формируются быстрее здоровых, но механизмы формирования одинаковы для любого вида привычек (будь то привычки успешных людей или считающих себя неудачниками) – многократное повторение ведет к закреплению. Что еще заложено в механизме возникновения пристрастия:

  • подкрепление положительными эмоциями, ощущением комфорта (например, курильщик пребывает в иллюзии, что когда он курит все заботы и тревоги рассеиваются вместе с дымом, а начавшим заниматься спортом знакомо чувство эйфории и «любые горы по плечу»);
  • простые привычки формируются от 3 до 21 дня, на формирование сложных уходит от 3 месяцев до полугода.

Как избавиться от вредных привычек?

Как избавиться от плохих привычек за 3 дня? Никак. Прежде чем избавляться от того, что мешает, важно осознать, как это влияет на жизнь. Вернуться мысленно в то время, когда произошел сбой и вместо уверенного поведения и решения проблем произошел уход в то, что сегодня является «неотъемлемой» частью характера и это произошло не за 3 дня. Дорогу осилит идущий, важно подойти к процессу избавления привычки творчески с элементами игры.

На что можно опираться в процессе пути:

  1. Четкое понимание . Для чего избавляемся и что культивируем в себе взамен (пустота должна заполнятся чем-то альтернативным, но полезным).
  2. Полная ответственность . В процессе избавления от вредных привычек могут возникать срывы, важно понимать и признавать это, не перекладывая ответственность на внешние обстоятельства, людей.
  3. Встреча с собой лицом к лицу . Когда в преодолении себя возникают чувства злости, досады, раздражения, гнева – важно разобраться про что все эти эмоции, тогда становится понятным, что в себе человек заглушал с помощью привычки.
  4. Принять свою неидеальность . Да, все люди испытывают это чувство, часто стремление к идеалу сильно бьет по самооценке и утешением служит никотин, еда и алкоголь, ничегонеделание. Здесь важно идти в своем темпе к цели и сравнивать только себя с самим собой вчерашним.
  5. Творчество . В моменты сильного искушения вернуться назад, можно обмануть мозг, сказав ему: «Я слышу тебя, давай сделаем это завтра», при этом найти для себя занятие, в которое можно окунуться с головой.
  6. Время . У других получилось, значит это возможно. Помнить, что точка времени, когда сформируется новое мышление и закрепится полезная привычка – существует, мысленно отправиться туда и напитаться теми чувствами и от победы над собой.

Привычки бывают вредными и полезными. С первыми принято бороться, а формировать вторые не так-то просто. Они во многом определяют нашу жизнь.

Что такое привычка?

Что такое привычка? Учебники по психологии говорят о том, что это устойчивая модель поведения, руководящая нашими действиями и выбором. Однако, как же они формируются?

Можно ли избавиться от ненужной привычки, а полезные, напротив, приобрести?

Психологи утверждают, что все это возможно. Формирование привычки происходит постепенно и неуклонно при повторении какого-либо действия, ценность которого является для человека неоспоримой. Повторяемое действие непременно должно вызывать приятные чувства и только тогда оно станет автоматизироваться и совершаться без каких-либо волевых усилий. Рассмотрим, что думают психологи и биологи о привыкании:

Психология привычки

В психологии образование привычек называют габитуацией, и определяют как свойственную всем живым существам выработку ответной реакции на стимул. Таким образом, стимул, помогавший выработать привычку, может уйти в прошлое, а эффект привыкания все равно останется.

Что же нужно сделать, чтобы сформировалась нужная привычка? К примеру, человек хочет бегать по утрам каждый день, но это никак не входит в привычку, и бегать удается лишь от случая к случаю. Психологи утверждают, что наше сознание способно довести до автоматизма подобный ритуал.

Во-первых, человеку нужна искренняя заинтересованность. Убеждать себя в том, что бег полезен для здоровья, а потому необходим – несильный стимул, бег нужно полюбить и прочувствовать приятные ощущения от него – успехи как на уровне тела, так и на уровне психики, роста самооценки, социальной пользы.

Во-вторых – привычка требует ощущения уверенности в себе, необходимо осознанное понимание возможности претворения мечты в жизнь. Если каждое утро нужно рано идти на работу, и бегать никак невозможно, то попытки сформировать привычку станут лишь пустой фантазией. В таком случае нужно либо верно расставлять приоритеты, либо попробовать убедиться в невозможности воплощения замыслов – вдруг все получится?

Четкое видение результатов, которые принесет вам новая привычка – третий шаг на пути к цели. Бессмысленно начинать автоматизировать какие-либо свои действия, если вы имеете туманные представления о их значимости.
При таком подходе привычка достаточно быстро станет чертой характера: главное понимать смысл действия, получать от него положительный результат и приятные эмоции. Стоит же немного расслабиться, перестать соблюдать регулярность, и привычка не закрепится.

Когда же я привыкну?

В сфере любительской психологии ходит устойчивый миф о том, что привычка формируется за двадцать один день. Возник он благодаря пластическому хирургу Максвеллу Мольцу и его книге «Психокибернетика».

В ней Мольц рассказывает о гипотезе двадцати одного дня, согласно которой, именно за это время формируется особая связь нейронов, отвечающая за образование привычки. Однако чисто умозрительная теория не подтвердилась экспериментально: многим людям требовалось большее время для привыкания к каким-либо действиям. Психологи-экспериментаторы рассчитали, что для разных людей для автоматизации действия необходимо от 18 до 254 дней, то есть почти восемь месяцев.
Однако, говоря о 254 днях, нужно заметить, что это время должно использоваться с умом. Только сила воли и серьезность целей помогут превратить полезную привычку в черту характера. Психологические усилия влекут за собой физические, а, следовательно, для формирования привычки понадобится много сил и терпения.

Биохимия привычки

Все мы помним историю Редьярда Киплинга о Маугли, человеческом ребенке в волчьей стае. Истории реальных найденышей, проживших некоторую часть детства в компании диких зверей, обычно более печальны.

Как правило, люди, прожившие первые годы жизни, очень важные для формирования психики, вне круга человеческого общения, не могут приспособиться к жизни с другими людьми, особенно в городах, и рано погибают.

Это относится и к людям, проведшим детство вообще без чьего-либо общества – как, например, известный немецкий юноша Каспар Хаузер, встреченный людьми в возрасте шестнадцати лет в Нюрнберге XIX столетия.

Мальчик не обладал способностью отличать реальные объекты от нарисованных, затруднялся с определением размеров объектов: к примеру, он считал, что башенные часы можно схватить руками, а монета, приближенная к глазу, казалась ему величиной с полгорода. Каспар с трудом ходил и так и не смог полноценно обучиться языку и наукам: юноша не понимал значения местоимений, не пользовался грамматикой, несмотря на превосходную память.

Почему же всем этим бедным подросткам не удалось приспособиться к людской жизни? Ответ кроется в привычках. Дело в том, что привычка – не только психологический феномен, требующий определенных волевых и ценностных установок, но и биохимический процесс.

При устойчивом повторении какого-либо действия в мозге образуется особая структура нервных связей, которая в любой момент готова активизироваться при потребности. Эту структуру, служащую основой для моделей поведения человека в тех или иных ситуациях, Иван Павлов называл динамическими стереотипами.

Динамическим стереотипам человек обязан автоматизмом своих движений, индивидуальностью походки, осанки, различных поз и жестов. Они являются базой, необходимой для формирования более тонких «настроек» наших привычек – в отличие от врожденных физиологических рефлексов, динамические стереотипы формируются у каждого человека по-своему.

Каждая привычка на биологическом уровне выглядит так: сначала идет раздражение от внешней среды, на которое откликается рецептор, переносящий затем сигнал к чувствительному нейрону. Сегмент спинного мозга передает информацию к двигательному нейрону, а от него, в свою очередь, сигналы поступают по нервам к органам движения.

Привычка или стереотип?

Человек обладает привычками не только в своих действиях, но и привычками восприятия окружающей среды. Доказательством стереотипности восприятия мира, происходящего через призму привычных шаблонов, является один психологический эксперимент, проведенный американскими психологами.

Группе из двадцати человек выдали очки, переворачивающие изображение: в течение месяца испытуемые постоянно находились в них. По прошествии тридцати дней мозг людей настолько привык видеть мир перевернутым, что сняв очки, люди не заметили изменений: небо по-прежнему было внизу. Мозг, привыкнув к такой перспективе, самостоятельно переворачивал изображение. Отвыкание также заняло порядка месяца.

Этот пример прекрасно демонстрирует, что заблуждения и навязанные модели поведения, с помощью которых мы познаем мир, тоже являются привычками. По сути, за жизнь человека вырабатывается всеобъемлющая модель понимания мира, за границы которой выйти весьма и весьма сложно.

Благодаря привычкам мы не замечаем старение друзей и близких и с трудом меняем свой рацион или ежедневные ритуалы. Человеческое видение ограничено спаянными вместе нейронами, но в наших силах их изменить – стоит об этом помнить, чтобы уметь выходить за грань привычного видения мира.

Фразеологический словарь русского языка

Привычка

Привычка - вторая натура - привычку трудно искоренить или не искоренить вовсе

Педагогический терминологический словарь

Привычка

автоматизированное действие, выполнение которого в определённых условиях стало потребностью. Формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает к.-л. трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном.

Образование мн. П. начинается в раннем детстве, причём большую роль играет подражание старшим. П. могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения человека. Следует различать полезные и вредные привычки. Формирование полезных П. и борьба с вредными - важнейшая задача воспитания. П. придают устойчивость системе воспитания, являются важной частью становления личности в целом.

Т.о., как будет протекать овладение тем или иным видом деятельности во многом определит, какие у ребёнка возникнут П. - полезные или вредные. П., сложившиеся первыми, значительно влияют на формирование последующих - облегчают или затрудняют их воспитание.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 215)

Словарь антонимов русского языка

Привычка

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Привычка

Привычка

♦ Habitude

Лёгкость, возникающая в результате повторения. Еще Аристотель заметил, что часто выполняемое действие становится почти инстинктивным («Риторика», I, 11). Поэтому мы и говорим: привычка – вторая натура. Это и в самом деле нечто вроде приобретенной натуры, которая исправляет или замещает то, что заложено природой. Неясно только, как наблюдательно заметил Паскаль, является ли сама эта природа первой привычкой («Мысли», 126–93).

Уменьшая трудности, привычка делает не таким необходимым участие в действии сознания. Иногда она способна вовсе обходиться без него, предоставляя тело, так сказать, самому себе. Это «нерассуждающая непосредственность» (Равессон (***), «О привычке»), позволяющая думать о чем-нибудь другом. Так виртуоз, свободный от необходимости читать ноты, думает только о музыке.

Кабанис и Дестют де Траси подчеркивают, что последствия привычки неоднозначны. Они могут как способствовать развитию способности, так и мешать ему. Тренированное ухо слышит то, что недоступно другим; развитое обоняние способно улавливать запахи, не различимые для других. В то же самое время привычный шум или постоянный запах в конце концов перестают нами восприниматься. «Привычка усиливает все активные навыки, – отмечал еще Юм, – но ослабляет пассивные» («Трактат о человеческой природе», книга II, часть 3, глава 5; судя по всему, эта идея заимствована им у Джозефа Батлера (***)). Именно этим, по мнению Мен де Бирана, объясняется различие между пассивными (чувства: видеть, слышать, обонять, испытывать прикосновение) и активными (ощущения: смотреть, слушать, нюхать, трогать) впечатлениями. Первые привычка ослабляет или делает менее четкими; вторые оживляет и делает более точными. В результате мы хуже слышим (например, тиканье будильника или дорожный шум), но лучше слушаем (например, музыку или подсказку). Таким образом, привычка может служить «реактивом», способным осуществить внутри нас «реакцию диссоциации», т. е. разложения на пассивное (то, что Мен де Биран связывает с телом) и активное (то, что связано с нашим Я или волей) («О влиянии привычки», гл. I и II). В этом пункте тема привычки, первоначально трактуемая Кондиль-яком и Юмом в духе эмпиризма, переходит в плоскость спиритуализма. Эта тенденция продолжается вплоть до Равессона, который указывает: «Человеческая восприимчивость снижается, непосредственность восприятия увеличивается – таков общий закон привычки» (Равессон, указ. соч., II). Дух как будто спускается к природе, или природная непосредственность становится духом. Что это, проявление дуализма? Не уверен. Спиритуализма? Это лишь одно из возможных объяснений. Не исключено, а может быть, и более верно, что душа есть не более чем привычка тела.

Жан Гаспар Феликс Равессон-Мольен (1813–1900) – французский философ-спиритуалист, археолог и историк искусства. Диссертация Равессона «О привычке» получила высокую оценку современников, в том числе В. Кузена.

Джозеф Батлер (1692–1752) – английский богослов и философ-моралист. Защищал религию откровения от нападок современных ему рационалистов, подверг критике доктрину деизма. Автор трудов «Аналогия религии» и «О природе добродетели».

Тезаурус русской деловой лексики

Привычка

Syn: обыкновение, обычай

Энциклопедический словарь

Привычка

сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера, приобретать черты автоматизма и т. п.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ