Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Одним из важных вопросов, влияющих на организацию и проведение выборов, является выбор типа избирательной системы. Законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Под избирательной системой в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная). Фадеев В.И. Муниципальные выборы в Российской Федерации: Учебное пособие / В.И. Фадеев, Н.И. Рауткина, Н.М. Миронов. - М.: Норма, 2006. - С. 57-59.

Мажоритарная избирательная система - это избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства голосов избирателей. Большинство голосов может быть абсолютным, когда превышена половина от общего числа избирателей; относительным, когда количество голосов избирателей, полученных одним кандидатом, превышает количество голосов, поданных за других кандидатов в отдельности; квалифицированным, когда избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое превышает абсолютное большинство. Мажоритарная избирательная система была применена первой при выборах в представительные учреждения. Мажоритарная избирательная система является наиболее простой при определении результатов голосования. Один из основных недостатков мажоритарной избирательной системы состоит в том, что в ней не учитываются голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования.

Пропорциональная избирательная система - это избирательная система, в соответствии с которой мандаты в выборном органе распределяются пропорционально полученному партией или списком кандидатов числу голосов избирателей по всей стране или в одном из нескольких многомандатных избирательных округов. Пропорциональная избирательная система в настоящее время в мире более распространена, чем мажоритарная избирательная система. Применение пропорциональной избирательной системы позволяет решить основной недостаток мажоритарной избирательной системы и учесть при выборах голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования в конкретном избирательном округе. Партии, не набравшие большинство голосов избирателей в таких избирательных округах, но получившие необходимое число голосов в других избирательных округах, получают представительство в выборном органе.

Под принципами избирательной системы следует понимать основополагающие, руководящие начала, идеи, положенные в основу формирования выборных органов государственной власти. О демократизме любой избирательной системы мы можем судить, прежде всего, по наличию демократических принципов и их реальности, по наличию гарантий свободы выборов и совершенству их механизма, по наличию у избирателей права отзыва избранных лиц и реальности этого права. Принципы избирательного права делятся на три группы. Первая включает исходные принципы выборов как политико-правового института, вторая - принципы организации выборов, третья - принципы правового положения граждан в сфере выборов. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. / Е.С. Шугрина. - М.: ТК Велби, 2007. - С. 133-140.

Исходными для выборов являются принципиальные положения, в совокупности составляющие основы конституционного строя. Это принципы народовластия, приоритета прав и свобод, федерализма, единства системы государственной власти, признания и гарантирования местного самоуправления, идеологического и политического многообразия и др.

Принципы организации выборов. На основе анализа избирательного законодательства принципов могут быть выделены следующие принципы проведения выборов:

1. территориальный принцип выборов;

2. петиционный принцип (обязанность кандидатов на выборные должности составлять и делать достоянием гласности программу своей деятельности);

3. принцип добровольности;

4. принцип состязательности;

5. принцип альтернативности;

6. принцип гласности;

7. принцип несовместимости депутатского мандата с занятием определенных государственных должностей или коммерческой деятельностью;

8. принцип контроля и ответственности.

Принципы правового положения граждан в сфере выборов. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указано четыре принципа:

1. всеобщее избирательное право

2. равное избирательное право

3. прямое избирательное право

Эти принципы в качестве основных обязательных требований и условий выделяются на основе положений Конституции РФ и законодательных актов, регулирующих порядок проведения выборов в органы местного самоуправления.

Международные стандарты проведения выборов, основанные на положениях Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1952 г., позволяют выделить такие международные признанные принципы как то, что выборы должны быть свободными, справедливыми и подлинными. В качестве принципа указывается также добровольность, т.е. выборы должны быть свободными и добровольными и никто не вправе воздействовать на гражданина и принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его волеизъявление.

Следующей важнейшей формой непосредственного волеизъявления граждан являются выборы органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Выборы в системе местного самоуправления предназначены для формирования органов местного самоуправления и избрания должностных лиц местного самоуправления.

Участие граждан, проживающих на территории муниципального образования, в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления является непреложным признаком демократического государства.

Выбирая депутатов, а также глав местного самоуправления из числа сограждан, избиратели определяют свой выбор в деле организации управления на своей территории.

Состав представительных органов власти зависит как от выбора избирателей, так и от законодательства, на основе которого проводятся выборы.

Нормы, регулирующие порядок организации и проведения местных выборов, закреплены в нормативно-правовых актов трех разных уровней: федеральном уровне, уровне субъектов РФ и уровне местного самоуправления. На федеральном уровне это федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ; "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ"; "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ.

Согласно со ст. 23 Закона о местном самоуправлении:

  • 1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  • 2. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
  • 3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
  • 4. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принципы проведения выборов местного самоуправления закреплены в Законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ст.3. Они те же, что и при проведении местного референдума:

  • - равное право на участие в выборах при достижении возраста, установленного законодательством;
  • - непосредственное участие граждан в голосовании;
  • - добровольное участие в выборах местного самоуправления;
  • - свободное волеизъявление граждан при голосовании;
  • - тайное голосование граждан;
  • - гласность проведения выборов;
  • - законность при проведении выборов.

Все граждане, достигшие 18 лет, вправе избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления. Главой исполнительной власти муниципального образования может быть избран гражданин, которому исполнилось на день выборов 21 год.

Закон не допускает ограничения пассивного избирательного права, связанного с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации. Такие ограничения могут быть установлены только Конституцией РФ. Гражданин вправе избирать и быть избранным в органы местного самоуправления независимо от расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имущественного и должностного положения. Не обладают активным правом лишь граждане, признанные судом недееспособными или содержащимися в местах лишения свободы.

Принцип добровольности участия граждан в выборах реализуется на практике. Например, граждане могут игнорировать выборы, тогда выборы не состоятся. Регламентировано процентное отношение от числа граждан, имеющих право участвовать в выборах для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися - не менее 50%.

В соответствии со ст.12 Устава г.о Тольятти:

  • 1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Думы, мэра на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  • 2. Решение Думы о назначении выборов депутатов, мэра принимается в сроки, установленные федеральными законами, законами Самарской области, регламентирующими назначение, подготовку и проведение выборов. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией городского округа или судом.
  • 3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и законом Самарской области.
  • 4. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию.

В самом общем виде под избирательной системой в данном контексте понимается способ установления результатов голосования на муниципальных выборах (определения кандидатов, признанных избранными), в зависимости от которого различают мажоритарную избирательную систему и пропорциональную избирательную систему.

Мажоритарная избирательная система основана на принципе большинства: избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов избирателей. В зависимости от того, какое большинство голосов избирателей требуется для избрания по закону, различают: а) мажоритарную избирательную систему абсолютного большинства (для избрания требуется абсолютное большинство голосов избирателей, т. е. более их половины); б) мажоритарную избирательную систему относительного большинства (для избрания требуется получить относительное большинство голосов избирателей, т. е. больше, чем другие кандидаты).

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип распределения депутатских мандатов между списками кандидатов в депутаты пропорционально набранным голосам.

Кроме того, возможно использование смешанной избирательной системы: пропорционально-мажоритарной.

Каждый вид избирательной системы имеет свои достоинства и недостатки, которые достаточно основательно проанализиронаны в юридической литературе. Вместе с тем вполне очевидно, что в муниципальных образованиях различного вида, отличающихся не только своим правовым статусом, но и размерами территории, численностью населения, другими признаками и параметрами, могут использоваться различные виды избирательных систем.

С учетом указанного рамочный Федеральный закон предполагает возможность использования при проведении выборов депутатов представительных органов как мажоритарной избирательной системы (по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам), так и пропорциональной избирательной системы (по единому избирательному округу). Не исключается данным Законом и возможность применения на муниципальных выборах смешанной (пропорционально-мажоритарной) избирательной системы.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. устанавливает, что законом субъекта РФ определяются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. Конкретная избирательная система, используемая при проведении муниципальных выборов в муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования. При этом законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой указанный Закон понимает условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов (ст. 23).

Так, в соответствии с Законом Калужской области от 23 декабря 2003 г. «О выборах в органы местного самоуправления на территории Калужской области» (в ред.

От 4 октября 2004 г.) в Калужской области при проведении муниципальных выборов могут применяться:

а) мажоритарная система относительного большинства - при проведении выборов выборного должностного лица местного самоуправления. В этом случае выборы проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования. Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, относительно любого другого кандидата, но при условии, что это число не менее числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

б) мажоритарная система относительного большинства - при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления. Выборы проводятся по одномандатным или многомандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования. Избранным в одномандатном округе признается кандидат, получивший наибольшее число голосов относительно любого другого кандидата в этом округе, но при условии, что это число не менее числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Избранными депутатами в многомандатном округе признаются кандидаты соответственно количеству мандатов в округе, получившие наибольшее число голосов относительно других кандидатов в этом округе, но при условии, что число голосов избирателей, поданных за каждого из них, не менее числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов (ст. 3).

Законом Томской области от 14 февраля 2005 г. «О муниципальных выборах в Томской области» (в ред. от 8 июня 2005 г.) вопрос об избирательных системах, которые могут применяться на выборах представительного органа, решается иначе. Согласно ст. 2 указанного Закона выборы в представительный орган муниципального образования осуществляются на основе мажоритарной избирательной системы, когда гражданин голосует за кандидата в одномандатном избирательном округе или за кандидатов в количестве, равном числу депутатских мандатов в многомандатном избирательном округе, по одномандатным и (или) по многомандатным избирательным округам. Вместе с тем уставами муниципальных районов и городских округов может быть установлено, что выборы в представительный орган муниципального образования могут осуществляться на основе пропорциональной избирательной системы, когда все депутаты представительного органа муниципального образования избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями.

Выборы могут быть также проведены по пропорционально - мажоритарной системе, когда часть депутатов представительного органа избирается по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а другая часть депутатов избирается по единому избирательному округу, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты. Конкретное число депутатов, избираемых по единому избирательному округу, устанавливается уставом муниципального образования.

Муниципальные образования, как правило, применяют на выборах мажоритарную избирательную систему. Пропорциональная избирательная система используется лишь в отдельных муниципальных образованиях.

Важная роль в определении избирательной системы на муниципальных выборах принадлежит субъектам Федерации. Так, согласно Закону Красноярского края от 2 октября 2003 г. «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» (в ред. от 17 декабря 2004 г.) выборы в представительный орган местного самоуправления осуществляются на основе избирательной системы, тип которой устанавливается уставом муниципального образования: мажоритарной - по одномандатным избирательным округам, одному или нескольким многомандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования на основе единой нормы представительства; пропорционально-мажоритарной - когда часть депутатов представительного органа избирается по спискам избирательных объединений. В случае, если уставом муниципального образования ко дню назначения выборов в органы местного самоуправления тип избирательной системы не определен, выборы проводятся на основе той избирательной системы, которая применялась на предыдущих выборах в соответствующий орган местного самоуправления. Таким образом, и Красноярском крае при проведении муниципальных выборов допускается использование и мажоритарной, и пропорционально- мажоритарной (смешанной) избирательных систем.

В некоторых муниципальных образованиях применяется ротация депутатов представительного органа местного самоуправления. Так, например, Устав города Твери закрепляет, что депутат Тверской городской думы избирается сроком на четыре года. Через каждые два года (по четным годам) проводятся выборы не менее 16 депутатов на установленный срок (городская дума состоит из 33 депутатов; она правомочна в составе не менее 22 депутатов).

Согласно ст. 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. городской округ - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных указанным Законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Как указывалось в § 1 данной главы настоящего пособия, в РФ в переходный период реформы местного самоуправления было создано более 500 городских округов. Необходимо оговориться, что достаточно большое число этих муниципальных образований не являются вновь образованными: статусом городского округа нередко наделялись муниципальные образования - города, являвшиеся самостоятельными единицами муниципального деления и не входившие в состав других муниципальных образований (районов). Наделение указанных муниципальных образований - городов статусом городских округов (если при этом не имело место изменение их территорий) не подпадает под определение преобразования муниципальных образований (ст. 13, 84 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г.).

В случае, когда статусом городского округа наделялся городской населенный пункт, расположенный в границах района, являвшегося муниципальным образованием (т. е. населенный пункт, не имеющий статуса самостоятельного муниципального образования), то такое наделение статусом городского округа согласно абз. 3 ч. 3 ст. 84 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. рассматривается как преобразование муниципальных образований. Следовательно, возникшие в результате такого преобразования новые муниципальные образования (муниципальный район, из состава которого исключена территория городского населенного пункта) и городской округ приравниваются для целей ст. 85 указанного Закона ко вновь образованным муниципальным образованиям. В них в 2005 г. должны были пройти выборы органов местного самоуправления, приступающих к осуществлению своих полномочий с 1 января 2006 г.

Городской округ как муниципальное образование имеет свою специфику, что отражается на правовом статусе выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц данного муниципального образования. Статьей 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. установлен перечень вопросов местного значения городского округа. Этот перечень определяет компетенцию вышеуказанных выборных органов и должностных лиц. Из его сравнения с перечнем вопросов местного значения муниципального района (ст. 15 Закона) видно, что городской округ, несмотря на свой статус городского поселения (ст. 2 Закона), может рассматриваться как муниципальное образование высшего уровня муниципального деления (как и муниципальный район). Особенностью городского округа в данном случае является то, что он не имеет собственного муниципального деления (как муниципальный район состоит из поселений). Таким образом, в городских округах не предусмотрено двухуровневой территориальной организации местного самоуправления. Стоит вспомнить, что этой особенностью городских округов воспользовались органы государственной власти некоторых регионов для того, чтобы избежать формирования поселенческого уровня муниципальных образований.

В этих регионах муниципальные образования - районы были наделены статусом городских округов (вместо статуса муниципальных районов) \

Следует обратить внимание, что городской округ, несмотря на свои особенности как муниципального образования «высшего» уровня муниципального деления (во многом схожего по уровню решаемых задач с муниципальным районом), имеет ряд черт городского поселения. Так, он приравнивается к городскому поселению при определении минимальной численности депутатов создаваемого в нем представительного органа. Согласно ч. 6 ст. 35 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Использованная в тексте нормы Закона соединительная конструкция «в том числе городского округа» указывает на наличие общих черт между поселениями и городскими округами при формировании в них органов местного самоуправления.

Рассмотрим некоторые особенности организации и проведения муниципальных выборов в городских округах.

Необходимо отметить, что эти особенности были определены и законодательно закреплены еще на этапе завершения территориальной реорганизации муниципальных образований, когда предстояло сформировать в них выборные органы местного самоуправления. С этого периода в избирательном законодательстве и законодательстве о местном самоуправлении прослеживается подход, согласно которому муниципальные образования (и формируемые в них органы местного самоуправления, а также ИКМО) условно разделяются на два уровня - уровень поселений (исключая городские округа) и уровень муниципальных районов и городских округов. Этот подход реализован, прежде всего, при разграничении компетенции органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, ИКМО, связанной с организацией и проведением выборов.

Так, например, согласно положениям п. 2 ч. 1 ст. 85 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г., в целях обеспечения подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований законом субъекта РФ может предусматриваться:

Формирование избирательных комиссий вновь образованных муниципальных районов и городских округов законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, формирование избирательных комиссий вновь образованных городских и сельских поселений представительным органом муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;

Утверждение схемы избирательных округов для проведения выборов во вновь образованных муниципальных районах, городских округах законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избирательной комиссией, организующей выборы;

Утверждение схемы избирательных округов для проведения выборов во вновь образованных городских и сельских поселениях представительным органом муниципального района, в состав которого входят указанные поселения, либо избирательной комиссией, организующей выборы.

Из процитированной нормы Закона видно, что при закреплении соответствующей компетенции вышеуказанных органов и избирательных комиссий выстраивается своего рода «вертикальная» схема (не путать с иерархическим соподчинением по вертикали, поскольку в данном случае имеет место разграничение полномочий между соответствующими органами). В рамках этой схемы соответствующие органы субъекта РФ осуществляют полномочия по организации и подготовке выборов в муниципальных районах и городских округах, а органы муниципального района - в городских и сельских поселениях (не включая городские округа).

Рассмотренный выше подход в настоящее время закреплен и в рамочном Федеральном законе. Так, например, согласно п. 7 ст. 22 этого Закона в случае, если уполномоченные на то настоящим Федеральным законом органы, избирательные комиссии не назначат состав или часть состава избирательной комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует соответствующий орган, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава ИКМО, городского округа, внутригородской территории города федерального значения - избирательной комиссией субъекта РФ, избирательной комиссии поселения - ИКМО.

Следует отметить, что в части организации деятельности избирательных комиссий реализация вышеуказанного подхода федерального законодателя имеет свои особенности. Здесь он является одним из способов поддержания внутреннего единства в системе избирательных комиссий, обеспечения в этой системе необходимого контроля со стороны вышестоящих комиссий за деятельностью нижестоящих комиссий. Так, например, в соответствии с п. 9 ст. 24 рамочного Федерального закона представительный орган муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта РФ. Представительный орган поселения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района.

Согласно положениям ст. 28 рамочного Федерального закона председатель избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения при наличии соответствующего предложения избирательной комиссии субъекта РФ избирается из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса по указанному предложению. Председатель избирательной комиссии поселения избирается на основе предложения избирательной комиссии муниципального района, а если последняя не образована, - на основе предложения территориальной комиссии (если соответствующие предложения поступили).

Другим примером может послужить норма п. 7 ст. 75 рамочного Федерального закона, которая ранее уже рассматривалась в § 8 гл. 4 настоящей книги. Согласно указанной норме решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта РФ.

Таким образом, при разграничении полномочий органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, ИКМО по организации и проведению муниципальных выборов, указанные полномочия в части, касающейся выборов в органы местного самоуправления городских округов, осуществляются соответственно органами государственной власти субъекта РФ, избирательной комиссией субъекта РФ, органами местного самоуправления городского округа и избирательной комиссией этого городского округа (либо иной комиссией, на которую возложены ее полномочия). Поскольку городские округа не имеют собственного внутреннего муниципального деления, указанные органы местного самоуправления и избирательная комиссия не наделены полномочиями по организации и проведению муниципальных выборов в других муниципальных образованиях (как органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных районов в отношении поселений).

Другой важной особенностью правового регулирования муниципальных выборов в городских округах является закрепление в рамочном Федеральном законе некоторых особенностей осуществления отдельных избирательных действий при организации и проведении указанных выборов. Например, согласно п. 36 ст. 68 этого Федерального закона при проведении выборов в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов данные протоколов участковых комиссий об итогах голосования размещаются в сети «Интернет» в порядке, определяемом ЦИК России.

Как следует из п. 1 ст. 74 рамочного Федерального закона, при проведении муниципальных выборов в городском округе является обязательным ввод данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в ГАС «Выборы». Вместе с тем ввод в ГАС «Выборы» данных об итогах голосования, о результатах выборов в органы местного самоуправления поселений может осуществляться в случаях и порядке, определенных ЦИК России (т. е. в зависимости от наличия соответствующих условий).

Указанные особенности проведения выборов в городских округах связаны с тем, что в этих муниципальных образованиях избирательные комиссии, как правило, лучше оснащены соответствующими техническими средствами, в том числе необходимыми компонентами ГАС «Выборы».

Отдельные особенности организации и проведения муниципальных выборов в городских округах установлены в законодательстве субъектов РФ. Эти особенности условно можно разделить на две части: те, которые были установлены для переходного периода муниципальной реформы, т. е. периода формирования органов местного самоуправления по новому законодательству о местном самоуправлении, а также те, период действия которых законом не ограничен. Рассмотрим некоторые из особенностей организации и проведения выборов в городских округах, относящихся к обеим вышеуказанным группам.

Так, Законом Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2005 г. 228-3 № 463-Ш «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» (ст. 80) установлены особенности проведения муниципальных выборов в различных муниципальных образованиях в переходный период реформы местного самоуправления. К примеру, полномочия по назначению первых муниципальных выборов во вновь образованных городских округах (как и в других муниципальных образованиях) закреплены за Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Интересная особенность организации выборов установлена рассматриваемым Законом в части составления списков избирателей. Все списки, независимо от вида муниципального образования (в том числе и в отношении вновь образованных городских округов), должны быть составлены избирательными комиссиями муниципальных образований улусов (районов)1.

В соответствии с положениями Закона Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) утверждает схемы избирательных округов по муниципальным выборам депутатов представительного органа муниципального образования, определяет избирательный округ по муниципальным выборам главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления во вновь образованных городских округах по представлению ИКМО улусов (районов) не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены муниципальные выборы.

Как видим, в обоих вышеуказанных случаях прослеживается тот же подход, что и в п. 2 ч. 1 ст. 85 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. и в рамочном Федеральном законе: полномочия, касающиеся организации и проведения муниципальных выборов в городском округе, осуществляют органы государственной власти субъекта РФ и избирательные комиссии, организующие выборы (этими комиссиями в рассматриваемом случае были ИКМО улусов (районов) Республики).

Особенности организации муниципальных выборов в городских округах в части, касающейся избирательных комиссий, установлены законодательством Алтайского края. Так, Кодексом Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц от 8 июля 2003 г. № 35-ЗС установлено, что в городских поселениях (в том числе, по контексту, и в городских округах) по решению соответствующих представительных органов местного самоуправления могут не формироваться окружные избирательные комиссии по выборам депутатов указанных представительных органов местного самоуправления. В этом случае полномочия окружных избирательных комиссий возлагаются на ИКМО либо на участковые избирательные комиссии.

Надо отметить, что при проведении муниципальных выборов в городских округах в переходный период реформы местного самоуправления имели место и другие особенности организации деятельности избирательных комиссий, участвующих в подготовке и проведении данных выборов. Так, если для муниципальных районов характерной является практика возложения полномочий соответствующих избирательных комиссий на ТИК без формирования избирательных комиссий муниципальных районов, то во многих городских округах (особенно в крупных городах, в том числе областных центрах) реализован иной подход к организации системы избирательных комиссий. Например, в городе Краснодаре образована избирательная комиссия города Краснодара. При этом в городе создано несколько ТИК, для которых указанная ИКМО в соответствующих случаях является вышестоящей. Аналогичная ситуация имеет место и в ряде других городских округов.

Необходимо отметить, что для таких случаев, как рассмотренный выше на примере города Краснодара, могут быть «по аналогии» применены подходы, закрепленные в разработанном в ЦИК России модельном законе о выборах депутатов представительного органа муниципального района1, в части организации взаимодействия ИКМО и территориальных комиссий при проведении муниципальных выборов, когда на территории, подведомственной одной ИКМО, действует две и более территориальные комиссии. В правоприменительной практике территориальные комиссии, созданные в городских округах, в которых организующей выборы комиссией является избирательная комиссия городского округа, выполняли в период муниципальных выборов ряд функций, связанных с подготовкой и проведением выборов, в том числе осуществляли ввод данных в ГАС «Выборы». В то же время нередко их роль в проведении выборов была достаточно ограниченной, в частности, полномочия всех окружных комиссий возлагались на одну ИКМО, тогда как, возможно, более практичным было бы использовать для этого организационный и кадровый потенциал территориальных комиссий. Как представляется, в данном случае сказался достаточно распространенный на практике подход, при котором функции ИКМО и территориальных комиссий - соответственно муниципальных и государственных органов - жестко разграничиваются. Вместе с тем, стоит напомнить, что все избирательные комиссии входят в единую систему комиссий, которая создана для организации выборов и референдумов, являющихся высшим непосредственным выражением власти народа1 вне зависимости от того, на каком уровне они проводятся.

В ряде городских округов в 2004-2005 гг. выборы депутатов представительных органов муниципальных образований проводились с использованием мажоритарно-пропорциональной избирательной системы. Это особенно интересно, если учесть, что для городских округов не является актуальной так называемая проблема «двух пятых»2, характерная для муниципальных районов. Как представляется, можно связать данное явление с определенными тенденциями развития партийной системы РФ. Поскольку именно города (особенно крупные, каковые, чаще всего, имеют статус городских округов) являются основными центрами экономического и социального развития страны, следует ожидать дальнейшей активизации в них деятельности политических партий.

Всего выборы представительных органов муниципальных образований с применением смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы в 2004-2005 гг. были проведены в семи субъектах РФ: Красноярский край, Волгоградская, Нижегородская, Сахалинская, Томская, Тульская, Читинская области3.

Общее количество муниципальных образований (по России), в которых применялась смешанная избирательная система, - 50, из них городских поселений - 8, муниципальных районов - 27, городских округов - 15.

Например, выборы депутатов по смешанной избирательной системе прошли 9 октября 2005 г. в городском округе г. Томске. Дума г. Томска формировалась в следующем порядке - 18 депутатов избирались по 9 двухмандатным избирательным округам и 18 депутатов избирались по городскому единому избирательному округу. В выборах принимали участие 11 региональных отделений политических партий.

Законом Томской области от 14 февраля 2005 г. № 29-03 «О муниципальных выборах в Томской области» установлено, что к распределению депутатских мандатов допускаются зарегистрированные списки кандидатов, каждый из которых получил 7% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки было подано в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу.

При проведении выборов в г. Томске такое правовое регулирование практически не сказалось на распределении депутатских мандатов. Места в представительном органе городского округа получили шесть избирательных объединений1. Вместе с тем следует с большим вниманием относиться к установлению «заградительного барьера» свыше 5%. Если взять в расчет результаты голосования в других регионах, где применялась смешанная избирательная система на муниципальных выборах, то при 7%-ном барьере многие избирательные объединения не были бы допущены к распределению мандатов в достаточно большом числе случаев, так как они набрали по результатам выборов более 5, но менее 7% голосов избирателей.

Как показывает анализ данных электоральной статистики, активность избирателей во многом зависит от числа избирательных объединений, участвующих в выборах. Если применяется завышенный «заградительный барьер», это может отрицательно повлиять на явку избирателей.

Надо отметить, что в остальных субъектах РФ, где применялась смешанная избирательная система (Красноярский край, Волгоградская, Нижегородская, Сахалинская, Томская, Тульская, Читинская области) установлен 5%-ный «заградительный барьер».

В Красноярском крае выборы по смешанной избирательной системе проводятся с 1995 г., когда Законом Красноярского края от 20 июня 1995 г. № 6-126 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» было установлено, что в краевых городах, а также в городах Железногорске и Зеленогорске выборы в представительные органы местного самоуправления проводятся на основе смешанной (пропорционально-мажоритарной) системы, при этом мандаты распределяются поровну. Для представительных органов с нечетным числом депутатов преимущество в один мандат получает мажоритарное представительство. Надо отметить, что в настоящее время вышеизложенная норма Закона не применяется. Действующее законодательство Красноярского края предусматривает, что смешанная избирательная система применяется на выборах депутатов представительных органов тех муниципальных образований, где она закреплена в уставах муниципальных образований. В 2005 г. выборы по смешанной системе состоялись в восьми муниципальных образованиях Красноярского края - семи городских округах и одном муниципальном районе.

Особенности организации и проведения муниципальных выборов в городских округах установлены законодательством субъектов РФ в отношении отдельных избирательных действий. Так, стоит обратить внимание на особенности процедуры проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, представленных кандидатами и избирательными объединениями для регистрации соответственно кандидата, списка кандидатов.

К примеру, Избирательным кодексом Белгородской области от 1 апреля 2005 г. N° 182 установлено, что при представлении кандидатами, избирательными объединениями подписных листов проверке подлежит 40% от необходимого для регистрации количества подписей избирателей в поддержку каждого выдвинутого кандидата при выборах выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального района, городского округа; 60% - при выборах выборных должностных лиц местного самоуправления городского, сельского поселения, депутатов представительного органа местного самоуправления1 .

Таким образом, законодательством Белгородской области установлено разное количество подписей избирателей, которое подлежит проверке при проведении выборов выборных должностных лиц местного самоуправления соответственно в городских округах (а также муниципальных районах) и в муниципальных образованиях поселенческого уровня. В то же время при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований такая разница не предусмотрена.

Следует отметить, что аналогичный подход (с соответствующими коррективами) реализован не только в законодательстве Белгородской области. Он характерен и для ряда других субъектов РФ. Например, согласно ст. 26 Закона Магаданской области от 7 июля 2003 г. № 37203 «О муниципальных выборах в Магаданской области» при выборах главы муниципального образования «Город Магадан» проверке подлежит не менее 20% от необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании окружной избирательной комиссии. При выборах глав иных муниципальных образований, депутатов представительных органов местного самоуправления, членов иных выборных органов местного самоуправления проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах. В данном случае в законе Магаданской области закреплено специальное регулирование соответствующих избирательных действий для одного из муниципальных образований области - городского округа г. Магадана. Таким образом, учтена специфика крупного городского населенного пункта региона - его областного центра.

Анализ положений законодательства субъектов РФ о муниципальных выборах показывает, что в нем, в основном, реализуются подходы, закрепленные в рамочном Федеральном законе и в Законе об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. В том числе, разграничена компетенция органов государственной власти субъектов РФ, избирательных комиссий субъектов РФ, органов местного самоуправления, ИКМО в части организации и проведения муниципальных выборов на уровне муниципальных районов, городских округов, внутригосударственных территорий городов федерального значения и на уровне городских и сельских поселений. Городские округа в этом отношении отнесены к «высшему» уровню муниципального деления. Также учтена специфика городских округов, поскольку таким статусом чаще всего наделены крупные городские населенные пункты, в том числе областные центры, имеющие достаточно многочисленное население и свои особенности организации органов местного самоуправления и избирательных комиссий. Вышесказанное не означает, однако, что отсутствуют расхождения в подходах к законодательному регулированию выборов в органы местного самоуправления городских округов в разных субъектах РФ. Эти расхождения связаны как со спецификой организации местного самоуправления в отдельных регионах, так и с особенностями правопонимания и правоприменения в них.

Муниципальные выборы - это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами.

Выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать (т.н. активное избирательное право) и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (т.н. пассивное избирательное право). Но глав муниципальных образований возраст может быть увеличен до 21 года, это определяется законами субъектов РФ (В Пермском крае именно 21 год). Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума. обладают иностранные граждане при наличии международного договора (Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Туркменистан).

Лишены права выбирать военнослужащие, проходящие службу по призыву не по месту жительства.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы местного самоуправления.

Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации (Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Армения – референдум).

Лишены избирательного права лица, лишенные свободы, признанные недееспособными, также не могут голосовать военнослужащие по призыву по месту несения воинской службы.

Избирательный процесс.

1. Назначение выборов. Согласно ст. 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования не ранее 90 дней и не позднее 80 дней до голосования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом по заявлению избирателей, избирательных объединений, органов госвласти региона, ОМСУ, прокурора не позднее, чем за 70 дней до голосования. Выборы проводятся в единый день для голосования (2 воскресенье марта и 2 воскресенье октября, кроме внеочередных).

2. Формирование избирательных округов.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Для выдвижения кандидаты должны собрать подписи в количестве, определяемым законом субъекта РФ, но не более 0,5%. В поселениях, где проживает менее 3 000 чел, а также в поселениях, в которых в представительном органы менее 15 депутатов применяется только мажоритарная избирательная система (одно или многомандатная).

Заградбарьер не может быть выше 5% и определяется законом субъекта РФ (в Пермском крае – 5%, причем как минимум 2 партии должны в совокупности набрать не менее 50% голосов избирателей). Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная (одно и многомандатная – не более 5 мандатов, кроме сельских поселений, где может быть и один 10 мандатный округ, причем количество голов равняется количеству наименьшего по количеству мандатов округа) избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная). В Пермском крае только мажоритарная и смешанная. В Тюменской области – пропорциональная. Избирательная квота в Перми естественная, в Тюмени – империалли.

4. Формирование избирательных комиссий – они являются органами местного самоуправления, но не входят в систему муниципальных органов. Члены избирательных комиссий формируются представительными органами в количестве 6-12 человек по представлению партий, представленных в Госдуме, заксобраниях, а также избирательных объединений и общественных организаций, представленных в представительном органе МСУ. От одной организации назначается по 1 члену, причем государственные и муниципальные служащие не могут занимать свыше половины мест. Срок полномочий членов избирательных комиссий – 5 лет.

5. Выдвижение кандидатов. В пропорциональной системе – избирательными объединениями и союзами. Само понятие "избирательное объединение" сводится к политической партии, имеющей, в соответствии с федеральным законом, право участвовать в выборах, а также к региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии, имеющим в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. Единственной "избирательной отдушиной" для иных общественных объединений являются муниципальные выборы. Для выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов, избираемых по мажоритарной системе избирательными объединениями кроме политических партий и их структурных подразделений могут быть общественные движения и организации. Если выборы проводятся по пропорциональной системе кандидатов выдвигает только политическая партия или ее структурное подразделение, но допускается создание избирательного союза с общественными движениями и организациями. В этом случае представителям общественных организаций гарантируется 15% в списке кандидатов.

В мажоритарной системе также возможно самовыдвижение. Партии и кандидаты от этих партий, не представленные в Госдуме, заксобраниях, представительном органе МСУ, собирают подписи (не более 0,5% от числа избирателей в округе. причем в Пермском крае подписей не должно быть менее 10 чел.). Избирательный залог отменен. Закон субъекта РФ может предоставить прав заявительного порядка регистрации в округах с численностью избирателей менее 10 000 чел.

6. Предвыборная агитация. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на гос или мун. службе, в СМИ должны уйти в отставку на время выборов (закон субъекта РФ делает исключения для округов менее 500 чел). Бесплатное эфирное время для кандидатов обязаны предоставить только муниципальные СМИ.

7. Голосование. Обычно с 8 до 20. Досрочное отменено – только в труднодоступных местностях. Предела явки нет. Возможны безальтернативное голосование (если это предусмотрено законом субъекта РФ, тогда за победителя должно проголосовать свыше 50% участников голосования). Голосование против всех отменено.

8. Подсчет голосов. Сначала в участковых комиссиях, те направляют протоколы в территориальные. Результаты подводят окружные. Итоги публикуются, возможно обжалование в суде (районном). Контроль за выборами ведут прокуратура, СМИ, наблюдатели.

В Пермском крае местные выборы регламентируются законом от 9.11.2009 «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Пермской области», законом от 13 марта 2008 г. «О выборах должностных лиц местного самоуправления в Пермской области»



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ