Строжайшее соблюдение законности является одним из необходимых условий успешного решения задачи искоренения всяких нарушений правопорядка, ликвидации преступности и устранения всех причин, ее порождающих.
В выполнении задач но укреплению законности существенную роль должно занимать уголовное право, призванное регулировать широкий круг общественных отношений, охранять и укреплять общественный строй, его политическую и экономическую системы, собственность, права и свободы граждан и весь правопорядок от преступных посягательств. Важное значение, в этом отношении, имеет глубокая разработка актуальных проблем уголовно-правовой науки, в первую очередь подготовка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства и деятельности судебно-следственных органов.
Сложные и ответственные задачи науки уголовного права требуют особого внимания к основным теоретическим проблемам, в том числе к одной из центральных - проблеме правоотношений.
Будучи центральной в сфере реализации уголовно-правовых норм, проблема правоотношений является ключом к решению многих как общих, так и относительно частных вопросов теории и практики.
В развитии теории уголовно-правовых отношении можно выделить два основных этапа, граница между которыми проходит где-то в конце 50-х-начале 60-х годов.
Исследование уголовных правоотношений предполагает два аспекта.. Анализ социальной основы правоотношений, общественных отношений, которые регулируются уголовным правом, и освещение собственно юридических свойств правоотношения, раскрывающих особенности обратной связи между нормой уголовного права и фактическими отношениями.
Рассмотрев положительные стороны и недостатки предложенных в литературе определений предмета уголовно-правового регулирования: 1) предмет - преступление, 2) предмет - фактические отношения, следует отметить некоторые аргументы в защиту концепции предмет - обычные отношения и отношения, возникающие в результате совершения преступления.
Анализируя отношения, возникающие в результате преступления, выделяются следующие основные их признаки:
Следует разделить позицию авторов, считающих, что нормы каждой отрасли права, в том числе и уголовного, хотя и регулируют подчас одни и те же отношения, однако находятся на собственной основе, поскольку каждая из них регулирует только ей присущие грани этих общественных отношений, возможно высказать предположение, что так называемые «обычные отношения» представляют собой аспект, сторону общественных отношений, складывающихся в самых различных, но при этом наиболее ценных, областях общественной жизни, в рамках которых реализуется социально полезное поведение, соответствующее требованиям уголовно-правовых норм. Необходимость уголовно-правового регулирования этих отношений на данном этапе развития нашего общества объективно обусловлена сохранением преступности и ее социальных причин.
Учитывая, что непосредственным источником преступного поведения является взаимодействие внутренних, личностных качеств человека и внешних факторов конкретной жизненной ситуации, а также то, что конкретная жизненная ситуация, предусмотренная уголовно-правовыми нормами, всегда предшествует совершению преступления, следует поддержать высказанное в литературе мнение, что именно названная ситуация и является тем источником, который порождает возникновение уголовно-правовых обязанностей и прав субъектов уголовных правоотношений.
Предмет уголовного права составляют, во-первых, отношения между личностью и государством по поводу предотвращения преступных посягательств, возникающие в результате социально полезного поведения являющиеся аспектом, стороной общественных отношений в самых различных, наиболее ценных областях общественной жизни; во-вторых, конфликтные отношения между личностью и государством, возникающие в результате общественно опасного поведения и проявляющиеся в общественно полезной деятельности, посредством которой устраняется конфликт и восстанавливается порядок общественных отношений.
В общей теории государства и права указывается, что социальные явления можно рассматривать на трех уровнях (срезах общества): институциональном, атрибутивном, субстанциональном.
Представляется что определение правоотношения как связи прав и обязанностей ближе всего к институциональному уровню (сеть норм и учреждений), поскольку в данном определении имеется в виду модель правового отношения, в рамках общей нормы права. Определение правоотношения как посредующего звена между нормой и общественным отношением позволяет провести грань между правовым и тем общественным отношением, которое норма права регулирует, а потому оно лучше всего подходит на атрибутивном уровне (общественные связи, отношения). Что же касается субстанционального уровня (совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих индивидов), то здесь ближе всего третье определение правоотношения - как отношения, участники которого взаимодействуют посредством использования и исполнения гарантированных и охраняемых законом государства прав и обязанностей. Такой подход, по-видимому, не отрицает, а наоборот предполагает признание возможности существования других (помимо рассмотренных) определений правового отношения .
При анализе правовых отношений как особого вида общественных отношений некоторые авторы считают возможным не искать «особых юридических» путей определения уголовно-правовых отношений, а руководствоваться общефилософским решением проблемы.
В философской литературе указывается, что наличие взаимозависимости видов общественных отношений и видов деятельности позволяет утверждать, что «определенному виду общественной деятельности должны соответствовать определенные общественные отношения». Так, можно говорить о взаимозависимости материальной деятельности и материальных отношений, социальной деятельности и социальных отношений, нравственной деятельности и нравственных отношений и т.д.
Конечно, в гносеологическом плане структура в характер всех видов идеологических общественных отношений определяется не столько видом деятельности, сколько общественно-экономическими отношениями, однако в онтологическом плане возможно не только правовое поведение определять как источник многих правовые отношений и конечный результат их осуществления, но и правоотношения определять как форму (результат) правового поведения.
Правоотношение, с одной стороны, детерминируя поведение человека, ставя его в необходимые правовые рамки, выступает как форма правового поведения, с другой стороны, представляет собой продукт (результат) правового поведения. Такое определение, в частности, позволяет рассматривать отдельные виды правовых отношений как форму (результат) определенных видов правового поведения, иными словами, чтобы определить вид правовых отношений, можно сначала уяснить, воздействие каких юридических норм испытала та деятельность, формой (результатом) которой является исследуемое правоотношение, а потом объяснить этот факт при помощи внеправовых признаков .
Подразделив человеческое поведение применительно к праву на три группы: 1) поведение, не затрагивающее интересов общества, не влекущее юридических последствий; 2) правовое поведение, не предусмотренное уголовно-правовыми нормами и потому не подлежащее уголовно-правовой оценке; 3) уголовно-правовое поведение (правомерное и противоправное) - социально значимое поведение, подконтрольное сознанию и воле, предусмотренное уголовно-правовыми нормами и влекущее уголовно-правовые последствия (признание уголовно-правомерным или уголовно-противоправным), возможно внутри правовой сферы ограничить поведение, непосредственно-регулируемое уголовным правом и порождающее уголовные правоотношения (третья группа) и поведение, хотя и находящееся в сфере правовой оценки, однако уголовно-правовых отношений не порождающее (вторая группа).
Отмечая взаимосвязь уголовно-правового поведения и уголовно-правовых отношений, особо следует подчеркнуть, что уголовно-правовое поведение не просто обусловливается уголовными правоотношениями, а те, в свою очередь, воспроизводятся посредством поведения (правомерного и противоправного). Без правовой формы, без правовых отношений правовое поведение вообще не существует. Так, предшествующее какому-то конкретному правоотношению уголовно-правовое поведение является не только источником возникновения этого правоотношения, но и результатом функционирования и реализации какого-то другого правоотношения.
Когда уголовно-правовое поведение берется на уровне конкретного (персонифицированного) отношения, то оно (поведение) не просто выражает эти отношения, образует их содержание, но и находится с ними в непосредственном единстве. Когда же уголовно-правовое поведение берется на уровне системы уголовно-правовых отношений, устоявшихся, характерных связей между составными частями, сторонами индивидуальных отношений, то здесь уголовные правоотношения выступают как форма поведения.
Изложенное позволяет определить конкретное уголовно-правовое отношение как урегулированную нормой уголовного права индивидуализированную правовую связь, являющуюся формой (результатом) конкретного уголовно-правового поведения. Постоянно повторяющаяся совокупность конкретных уголовно-правовых отношений образует единое функционирующее целое - систему уголовно-правовых общественных отношений.
Рассматривая теоретически спорный вопрос о структуре уголовно-правовой нормы, можно сделать вывод, что норма уголовного права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции, а потому выполняет как регулятивную, так и охранительную функцию. В структуре уголовно-правовой нормы содержится и модель одобряемого поведения.
Преступление, с одной стороны, есть выполнение модели противоправного поведения, а потому в результате его возникает правовое отношение, в рамках которого будет (должна) осуществляться в правомерном поведении охранительная функция уголовно-правовой нормы - упорядочение конфликтных отношений между личностью и государством, возникших в результате нарушения нормально хода жизни «обычных» отношений .
С другой стороны преступление - есть невыполнение модели правомерного поведения, а потому в результате преступления нарушается существовавшее ранее правовое отношение, в рамках которого осуществлялась (должна была осуществляться) регулятивная функция - упорядочение обычных отношений, участники которых не отклоняются от предусмотренных нормой уголовного права вариантов поведения.
Рассматривая вопрос о моменте возникновения регулятивного правоотношения, следует опровергнуть утверждение о том, что само издание уголовного закона порождает правоотношения. Ни вступление в силу уголовного закона, ни существование общественных отношений, требующих уголовно-правового регулирования, еще не означает возникновения регулятивного уголовного правоотношения. Являясь одной из предпосылок возникновения правоотношения, норма уголовного права, вступая в силу, лишь создает абстрактную возможность возникновения правоотношения. Превратиться эта возможность в действительность может только с наступлением предусмотренного этой нормой юридического акта Правда, поскольку чаще всего уголовно-правовая норма издается для урегулирования уже существующих отношений, требующих уголовно-правового оформления, моменты вступления в силу закона и возникновения правоотношения совпадают.
Конкретность юридического факта, влекущего возникновение регулятивного уголовно-правового отношения, заключается как в том, что существование типичной жизненной ситуации, обрисованной в гипотезе правовой нормы, ограничивается определенными пространственно-временными нотами, так и в том, что в этой ситуации находятся строго определенные субъекты .
Субъектами регулятивного уголовно-правового отношения являются, с одной стороны, физически вменяемые и достигшие возраста уголовной ответственности и обладающие в необходимых случаях другими качествами лица, обозначенные в гипотезах уголовно-правовых норм, наделенные правами и несущие обязанности в сфере уголовно-правового регулирования.
Вторым субъектом (и потерпевшим) является весь народ, организованный в государство, поскольку в обществе государство выражает волю и интересы всего народа, является общенародной организацией, аппаратом власти народа и им формируется.
В зависимости от характера субъективных прав и юридических обязанностей, адресованных гражданам, уголовно-правовые нормы подразделяются на три вида: дозволяющие, запрещающие и обязывающие. Дозволяющие уголовно-правовые нормы устанавливают субъективные права граждан на совершение тех или иных активных действий.
К числу таких прав относятся: право на необходимую оборону, задержание преступника, на действия, вызванные состоянием крайней необходимости. Уголовно-правовые нормы, запрещающие определенное поведение граждан, устанавливают обязанности не совершать общественно опасные действия (бездействия). Всю совокупность обязанностей, предусмотренных в уголовно-правовых нормах, можно подразделить на две. части: негативные обязанности лица воздержаться от совершения общественно опасных и уголовно-противоправных действий и позитивные обязанности лица совершать определенные общественно полезные действия, являющиеся правомерными. Этим правам и обязанностям граждан корреспондируют соответственно права и обязанности государственно организованного общества: обязанность не применять меры уголовно-правового воздействия к лицам, осуществляющим предоставленные им права, и право требовать от граждан исполнения и соблюдения возложенных а них обязанностей.
С точки зрения правового поведения, в котором воплощается содержание правовых норм, принято различать три способа осуществления права: а) исполнение юридических обязанностей, б) использование субъективных прав, в) соблюдение правовых запретов. Учитывая определенную условность такого деления, поскольку любая правовая норма имеет представительно-обязывающий характер, необходимо иметь в виду, что реализация конкретного вида уголовно-правового отношения всегда связана с преобладанием какого-то одного способа осуществления права . Таким образом, принимая во внимание, что требования уголовно-правовой нормы для значительного большинства граждан находятся в полном соответствии с их внутренними убеждениями и совестью, следует учесть, что в большинстве случаев уголовно-правовые предписания внутренне в качестве определенного субъективного момента (переживания) не проявляются.
Субъектом уголовных правоотношений следует считать государство, с одной стороны, и лицо, совершившее общественно опасное деяние, с другой.
1) государство в лице его компетентных органов;
2) лицо, совершившее общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом.
Споры в литературе о том, кто является одним из субъектов правоотношения -- государство или его органы, проистекают, по-видимому, потому, что государство как таковое непосредственно, так сказать «лично», вступать в отношения с гражданами не может («...государство ни в какие правовые отношения с преступником... не вступает»,-- пишет А. Л. Ривлин). Оно осуществляет свои функции, в том числе функцию охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, через специально созданные органы, в данном случае органы дознания, следствия, суд, прокуратуру. Они действительно вступают в непосредственные отношения с лицом, совершившим общественно опасное деяние, реализуют установленные законом права и полномочия, выполняют возложенные на них обязанности. Однако это не значит, что именно они являются одним из субъектов уголовного правоотношения. Осуществляя возложенные на них задачи, органы дознания, следствия, суд, прокуратура, органы исполнения наказания, передавая эстафету борьбы с преступностью друг другу и действуя взаимно, выступают как органы государства, выполняют его волю, осуществляют его права и полномочия, его обязанности перед обществом, перед народом. Следует учесть, что государство как таковое может действовать лишь через свои органы, каждый из которых имеет свою компетенцию, свои полномочия, реализация которых и есть его обязанность перед государством, перед вышестоящими органами. В уголовных правоотношениях государство (опять-таки в лице соответствующих органов) вправе в любое время и в любой стадии уголовного правоотношения прекратить его или изменить свое отношение к лицу, совершившему общественно опасное деяние (отмена или изменение уголовного закона, амнистия, помилование). Да и вынесение приговора суда именем Республики Беларусь-- непустые слова, а свидетельство того, что разрешается конфликт между гражданином и государством, а не между гражданином и судом.
Вторым субъектом уголовного правоотношения следует считать лицо, совершившее общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом. Им может быть человек, совершивший преступление или общественно опасное деяние в состоянии невменяемости.
По поводу этого субъекта уголовно-правовых отношений высказаны пять различных точек зрения, в соответствии с которыми ими признаются:
а) все преступники, т.е. любые физические лица, с момента совершения ими преступления - подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный (А.А.Пионтковский, М.С.Строгович, Б.С.Маньковский. А.Л.Ривлин);
б) преступник, т.е. физическое лицо, совершившее преступление, но только с момента привлечения его в качестве обвиняемого, т.е. обвиняемый, подсудимый, осужденный (Я.М.Брайнин);
в) преступник, т.е. физическое лицо, совершившее преступление, но с момента привлечения его в качестве обвиняемого и до обращения обвинительного приговора суда к исполнению, т.е. обвиняемый и подсудимый (Н.А.Стручков);
г) осужденный, а также лицо, имеющее судимость (Н.И.Загородников, В.Г.Смирнов);
д) только осужденный, т.е. лицо, подвергнутое уголовному наказанию в процессе его отбывания (П.Е.Недбайло).
Вполне можно разделить мнение тех юристов, которые в качестве второй стороны уголовно-правового отношения считают всех преступников с момента совершения ими преступления и до погашения или снятия у них судимости.
Так под содержанием правоотношения обычно понимается содержание прав и обязанностей сторон правоотношения. При характеристике уголовно-правового отношения раскрывается содержание прав и обязанностей-сторон: государства и лица, совершившего преступление (общественно опасное деяние). Н. А. Огурцов, например, перечисляет конституционные права и обязанности граждан, ответственность в случае совершения преступления и т. д. При анализе прав и обязанностей упоминается, что в случае совершения преступного деяния у государства в лице соответствующих органов возникает не только право, но и обязанность привлечь к уголовной ответственности лицо, совершившее такое деяние. У лица, совершившего преступное деяние, возникает обязанность понести уголовную ответственность за содеянное и право на объективное установление его вины, на применение справедливой меры уголовной ответственности.
Bсe это, безусловно, верно однако, на мой взгляд, нельзя в кратком изложении дать исчерпывающий перечень прав и обязанностей сторон уголовного правоотношения: для этого пришлось бы перечислять все нормы и принципы уголовного права, да еще добавить к ним отдельные, требования уголовно-процессуального права, вроде того, что приговор (решение вопроса о виновности и наказании) должен быть законным, обоснованным и справедливым. Поэтому при кратком изложении достаточно будет сказать, что права и обязанности сторон предусмотрены уголовным законом. Уголовный закон определяет, в каких конкретно случаях и какие права и обязанности могут и должны быть реализованы. Нужно принять во внимание и другое: в процессе уголовно-правового отношения характер и объем прав и обязанностей сторон может меняться.
Права и обязанности не являются застывшими, постоянно данными характером и степенью общественной опасности преступления. Они обладают некоторой гибкостью: например, лицо, совершившее преступление, раскаялось, активно способствовало раскрытию преступления, либо в последующем безупречно вело себя, честно относилось к труду, или же во время отбывания наказания доказало свое исправление и т. п. В этих случаях уголовный закон требует назначения более мягкого наказания, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания, либо условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. А это означает изменение уголовно-правового отношения или даже его прекращение. Подобные примеры еще раз свидетельствуют о том, что перечислять права и обязанности сторон-- дело трудоемкое. Содержание прав и обязанностей можно свести к тому, что государство имеет право и обязанность поступить с лицом, совершившим общественно опасное деяние, по закону, а лицо имеет право требовать этого и обязано подчиниться законному обращению с ним.
Необходимо, на мой взгляд, рассматривать содержание уголовно-правового отношения как совокупность прав и обязанностей сторон, и было бы неправильным квалифицировать как особое отношение появление у лица какого-либо права, предусмотренного уголовным законом, как это делает, например, А. В. Барков. Он пишет, что лицо, явившееся с повинной, обретает право требовать учета этого смягчающего обстоятельства, а государство несет обязанность выполнить это требование. «Подобные отношения, -- пишет он, -- складываются намного раньше, чем станут известны обстоятельства, позволяющие привлечь виновного к уголовной ответственности. Эти отношения регулируются уголовным правом, это уголовные правоотношения». Такой подход ведет к расчленению одного, пусть сложного и меняющегося правоотношения, на целый ряд самостоятельных правоотношений по количеству прав и обязанностей на каждой из сторон. Вопросами существенными, но не главными, заслоняется главный, определяющий -- о самой возможности уголовной ответственности. Да и вряд ли лицо может требовать учета этого смягчающего обстоятельства, поскольку неизвестно, что именно обстоятельство должно смягчить и как такой учет произвести. Органы следствия обязаны зафиксировать явку с повинной. Учет же ее должен быть произведен в совокупности с другими обстоятельствами (как смягчающими, так и отягчающими) при решении главного вопроса-- привлекать ли лицо к уголовной ответственности, а если оно привлечено -- то какое наказание или другие меры принудительного характера избрать?
Можно, по-видимому, сказать, что вопрос об уголовной ответственности -- стержневой в уголовном правоотношении. Об этом свидетельствуют все нормы уголовного законодательства, начиная с норм Общей части, (по какому закону отвечать, при каких условиях, на каких основаниях и пр.) и кончая нормами Особенной части (за какие деяния и в какой мере отвечать). Да и названия многих законов: об установлении уголовной ответственности, об усилении уголовной ответственности, об отмене уголовной ответственности -- говорят о том же.
Вопрос о принудительных мерах медицинского характера, решающийся в уголовном законодательстве, является сопутствующим, поскольку невменяемые не могут быть привлечены к уголовной ответственности, хотя бы и совершили общественно опасное деяние. Вопрос о применении принудительных мер воспитательного характера отличен от вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, ибо меры воспитательного характера, применяемые судом назначаются вместо наказания при наличии уголовной ответственности.
И так на основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что в содержание уголовно-правовых отношений государства входит «не только его право, но и его обязанность привлечь к уголовной ответственности лицо, совершившее общественно опасное деяние. В то же время у лица, совершившего преступное деяние, возникает обязанность понести уголовную ответственность за содеянное и право на объективное установление его вины, на применение справедливой меры уголовной ответственности». Эти права таковы: право на то, чтобы была применена статья УК, предусматривающая данное конкретное преступление; право, чтобы наказание было применено лишь в рамках карательной санкции конкретной статьи УК, чтобы оно соответствовало степени общественной опасности личности (деятеля) и совершенного им общественно опасного деяния, учитывало обстоятельства, смягчающие и отягчающие уголовную ответственность.
Уголовно-правовые отношения – это вытекающие из факта совершения преступления и регулируемые нормами уголовного права общественные отношения между лицом, совершившим преступление, и государством, направленные на реализацию взаимных прав и обязанностей этих субъектов в связи с применением уголовного закона к конкретному факту совершения данного преступления.
Юридическим фактом, порождающим возникновение уголовно-правового отношения, является совершение конкретным лицом уголовно наказуемого деяния. Именно в этот момент возникает уголовно-правовое отношение, хотя не во всех случаях оно реализуется, т.е. наполняется фактическим содержанием (этого не происходит, например, если факт преступления не зафиксирован правоохранительными органами, или если не установлено лицо, совершившее преступление, или по законным основаниям отказано в возбуждении уголовного дела).
Субъектами уголовно-правового отношения являются, с одной стороны, лицо, совершившее преступление, а с другой стороны - государство, которое выступает в лице уполномоченного им органа (суда).
Содержанием уголовно-правового отношения являются корреспондирующие права и обязанности субъектов. Это значит, что определенному праву одного из субъектов соответствует (корреспондирует) сходная обязанность противостоящего субъекта. Так, государство имеет право потребовать от правонарушителя отчета в содеянном, подвергнуть его осуждению и мерам уголовно-правового принуждения. Этому праву государства соответствует обязанность правонарушителя отчитаться перед государством в содеянном, подвергнуться осуждению и претерпеть уголовно-правовые меры принуждения. В то же время правонарушитель обладает правом отвечать только на основании нарушенного закона (т.е. за конкретно совершенное преступление) и только в пределах, обозначенных законом. Этому праву лица, совершившего преступление, соответствует обязанность государства ограничить рамки своих претензий к правонарушителю пределами, очерченными законом (т.е. точно определить квалификацию преступления и применить только то наказание, которое за это преступление предусмотрено, и лишь в тех размерах, которые определены санкцией нарушенной уголовно-правовой нормы).
возникнув вследствие совершенного преступления, охранительное уголовно-правовое отношение может прекращаться: при освобождении от уголовной ответственности по различным основаниям, в том числе в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности; при освобождении от наказания по различным основаниям, в том числе в связи с истечением срока давности исполнения обвинительного приговора; в силу актов амнистии или помилования; по причине смерти лица, совершившего преступление; в результате изменения уголовного законодательства; в результате снятия или погашения судимости. Судимость как правовое состояние лица, совершившего преступление, возникающее при осуждении его к конкретной мере наказания, прекращается либо ее досрочным снятием, либо погашением в течение сроков, предусмотренных в ст. 86 УК. Погашение или снятие судимости прекращает все правовые последствия, связанные с судимостью, а значит, и с совершением преступления.
Объектом правоотношения (т. е. тем, на что направлено правоотношение) является такое социальное явление, на которое ради желаемого воздействия сначала норма, а затем и правоотношение направляют деятельность людей. Если объектом регулятивного уголовно-правового отношения является сохранение и развитие общественных отношений, регулируемых уголовным правом, то объектом охранительного уголовно-правового отношения - их «восстановление» после преступного на них посягательства.
В связи с характеристикой отношений ответственной зависимости, складывающихся «вокруг» преступления, необходимо учитывать, что в этой сфере уголовно-правового регулирования могут возникать отношения, порождаемые хотя и уголовно- противоправными, но не преступными деяниями (деяниями, не достигающими «качества» преступления). Примерами такого рода деяний (уголовно-противоправного поведения) могут служить: злостное уклонение от отбывания наказания в виде исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК), в виде ограничения свободы (ч. 4 ст. 53 УК). Уголовно-противоправное непреступное поведение может быть выражено в систематическом или злостном неисполнении условно осужденным возложенных на него судом обязанностей (ч. 3 ст. 74 УК).
ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
кафедра: уголовного права
Уголовное
правоотношение:
понятие,
значение, виды
Курсовая
работа
студентки III курса
заочного отделения 611 зс гр.
Хижнякова Е.О.
Научный руководитель:
Бойко А.И.
Дата сдачи
курсовой работы:
Дата защиты:
Оценка:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… …………3
1. Понятие,
признаки, виды и состав правоотношений…… …...………
4
2. Субъекты
правоотношений. Правоспособность и дееспособность...12
3.
Объекты правоотношений. Юридические
факты………………....... 27
Заключение
………………………………………………………………
33
Библиографический
список……………………………………………. .34
Введение
Выбирая
данную тему для курсовой работы, я
руководствовалась важностью этой
темы, ее значимостью для всех отраслей
права. И эта значимость не случайна,
она вытекает из самой сущности правового
регулирования общественных отношений.
Несмотря на то, что каждая отрасль права
регулирует отдельный вид общественных
отношений, каждая отрасль права имеет
свои обусловленные спецификой метод
и объект, но правоотношение, тем не менее,
в любых правовых отношениях присутствует
всегда. И для того, чтобы ясно представить
себе механизм действия правового отношения,
необходимо, прежде всего, овладеть понятием
и структурой правоотношения.
Правовые
отношения, проблема их понятия и содержания
является одной из фундаментальных проблем
теории права и юридической науки в целом.
Это определяется тем, что любая правовая
проблема есть в конечном итоге проблема
правовых отношений, проблема правовых
связей субъектов правоотношений.
Общественный
характер правоотношения в юридической
науке признан давно. Но в исследованиях
внутреннего строения (структуры) правоотношения
его единая с общественными отношениями
природа прослеживается не всегда. В итоге
зачастую упускается из вида тот факт,
что правоотношения есть, прежде всего,
отношения между людьми, а не просто отношения
между их правами и обязанностями. Именно
с этой точки зрения в настоящей работе
рассматривается такой феномен общественных
отношений, как правоотношение.
Наконец, следует упомянуть и о том, что каждое юридическое субъективное право связано с притязанием, т.е. с возможностью обратиться в суд или иной государственный орган за защитой своего права, если имеет место его нарушение, неисполнение законного требования и т.п. Право на обращение за защитой в суд - один из важнейших принципов демократического общества и государства.
2. Субъекты правоотношений. Понятие правосубъектности. Правоспособность и дееспособность
В
основном выводы теории права о содержательной
стороне правоотношений сводятся к
следующему.
В
правоотношении всегда можно выделить
четыре взаимодействующих элемента: субъект
правоотношения, объект правоотношения,
субъективное право, юридическую обязанность.
Прежде всего о субъекте правоотношения.
Право превращает участника общественных
отношений в субъекта правоотношений.
Таким субъектом по современным теоретическим
воззрениям может быть физическое лицо
(индивид) и организационно оформленное
коллективное образование.
К
физическим лицам относятся граждане
(в некоторых монархиях подданные),
лица без гражданства, иностранные граждане.
К организациям прежде всего относятся
юридические лица, некоторые иные коллективные
образования, само государство в целом
(оно может выступать и в виде юридического
лица в некоторых имущественных правоотношениях).
Теоретические
представления о субъекте правоотношений
в XIX-XX веках претерпевали большие
изменения, отражая само динамическое
развитие правовой системы. Так,
еще в начале XX века шел спор: только ли
живое, индивидуальное лицо может быть
субъектом правоотношения? Развитие представлений
о самой жизни, новые медицинские данные
о пробуждении интеллекта у человеческого
зародыша (реакции на внешние раздражители
матери, на ее эмоции) привели к утверждениям
о правах человеческого эмбриона, прежде
всего на жизнь (как одно из обоснований
протестов против абортов). И если раньше
в XIX веке человеческий зародыш фигурировал
исключительно в качестве субъекта наследственных
отношений, то теперь он, по мнению многих
ученых, стал и субъектом иных правоотношений,
в том числе связанных с обеспечением
жизни (концепции, основанные на естественно-правовых
идеях).
Различение
разных субъектов правоотношений среди
физических лиц имеет большой социальный,
практический смысл. Те или иные категории
этих субъектов могут иметь разные по
объему и содержанию правомочия и нести
разные обязанности. Например, иностранные
граждане имеют в имущественном обороте,
как правило, равные права с гражданами
того или иного государства, но политические
права (избирательное право, служба в армии)
у них разные. В современной Украине есть
и иные ограничения прав иностранных граждан.
Так, иностранный гражданин не вправе
учреждать газету. Определенные ограничения
установлены и для лиц без гражданства.
Проблема
гражданства и, соответственно, объема
правомочий и обязанностей становится
особенно актуальной на современном этапе
украинского государства, когда свыше
5 миллионов соотечественников после распада
СССР оказались за рубежом, в странах так
называемого ближнего зарубежья, в странах
СНГ. В какой-то степени помогают решить
эту проблему теоретические конструкции,
вошедшие в законодательство, о двойном
гражданстве. В этом случае при наличии
соответствующих договоров объем правомочий
и обязанностей для гражданина Украины
сохраняется, если даже место его жительства
находится за рубежом.
А
могут ли быть субъектами правоотношений
животные? Как будто странный, экзотический
вопрос! Но его приходится теоретически
решать, когда сталкиваешься, например,
со случаями передачи завещанием наследственного
имущества любимой собачке, кошке: увы,
такие редкие, экзотические случаи также
приметы взбалмошного XX века, причуды
богатых людей. Разумеется, тут опять же,
по существу, речь идет об отношениях между
конкретными людьми по поводу содержания
конкретного животного, но никак не между
человеком и животным. Хотя история права
знает и наказание животных (в средние
века, в борьбе с так называемыми ведьмами),
да и у одного из церковных колоколов в
свое время вырвали по приговору язык
за «призыв» к бунту. Словом, субъектный
состав правоотношений только со временем
отлился в четкий набор физических лиц
и коллективных образований, прежде всего
юридических лиц.
В
современном гражданском законодательстве
почти всех государств получило четкое
определение юридическое лицо - коллективный
участник прежде всего экономического
оборота.
Потребности
включать в экономический оборот,
в систему товарно-денежных, имущественных
отношений коллективные хозяйственные
образования (компании, фирмы) привели
к появлению уже в XIX веке теоретической
конструкции юридического лица.
Но
поскольку это означало принципиальный
отход от представлений о субъектах
правоотношений как исключительно живых,
индивидуальных лицах, немецкий юрист
ученый Савиньи (тот самый, с именем
которого связана историческая школа
права) разработал так называемую концепцию
юридических фикций.
Он
выделил ряд общепризнанных юридических
условностей, фикций, которые, однако,
признаются реальностями и в этом качестве
участвуют в правовой жизни, в правовых
отношениях. Например, признание в установленном
порядке безвестно отсутствующего в течение
определенного срока лица - умершим. Такой
же юридической фикцией Савиньи считал
и юридическое лицо.
Однако
развитие правовых форм экономического
оборота, развитие новых форм экономических,
прежде всего товарно-денежных, отношений
привели к становлению юридического лица
в XX веке в качестве вполне реального субъекта
правоотношения, со своими вполне четкими
характеристиками, закрепленными в законодательстве,
в том числе в Гражданском кодексе РФ.
Вообще,
проблеме юридических фикций, превращению
их первоначально условного содержания
во вполне реальное уделяется мало внимания
в теории права. А жаль! Теория фикций,
например, хорошо объясняла бы все сложности
процесса приватизации, который идет в
России в конце XX века.
Действительно,
первоначально приватизация через
акционирование как содержание процесса
появления коллективной частной собственности,
как утверждение о появлении класса собственников,
коллективно управляющих приватизированным
предприятием,- это, конечно, очередная
юридическая фикция. Но процесс только
начался, и в перспективе эта фикция может
смениться реальными правовыми отношениями
в этой области.
Исторически
определение юридического лица как
субъекта правоотношения пошло по пути
выделения основных черт, наличие которых
позволяет считать то или иное коллективное
образование юридическим лицом и «иметь
с ним дело» другим организациям, другим
субъектам правоотношений. И хотя подробно
тема о юридическом лице рассматривается
в науке гражданского права, в рамках теории
права также необходимо рассмотреть некоторые
основные характеристики юридического
лица как коллективного субъекта правоотношения.
Прежде
всего, это - организационное единство,
т.е. наличие в коллективном субъекте управленческих,
организационных связей, образованных
для ведения хозяйственной (коммерческой),
некоммерческой, иной деятельности, для
достижения целей, обозначенных в уставе,
учредительном договоре.
Далее
юридическое лицо - это организация,
которая обладает обособленным имуществом,
имеющая, как правило, текущие и расчетные
счета в банках, способная использовать
свое имущество, денежные средства в экономическом
обороте.
К
этим организационным и имущественным
характеристикам юридического лица
следует добавить и правовые: организация
может от своего имени приобретать имущественные
и личные неимущественные права и нести
соответствующие обязанности; быть истцом
или ответчиком в суде, арбитраже или третейском
суде.
Гражданский
Кодекс Украины так определил
юридическое лицо в статье 23: «юридическим
лицом признается организация, которая
имеет в собственном, хозяйственном ведении
или оперативном управлении обособленное
имущество и отвечает по своим обязательствам
этим имуществом, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные
и личные права, нести обязанности, быть
истцом и ответчиком в суде».
Устанавливается
еще одно правило - юридическое лицо
считается созданным с момента его государственной
регистрации.
Существование
того или иного юридического лица
в современной Украине, таким образом,
начинается с момента его регистрации
в Министерстве юстиции
Украины.
На
этом обстоятельстве следует остановиться
подробнее. В мировой практике есть два
способа организации и ведения хозяйственной
коллективной деятельности: разрешительный
и уведомительный.
При
разрешительном основную роль играет
регистрация по определенным правилам,
в определенном порядке, в определенных
государственных органах. Социальный
смысл регистрационного способа - контроль
государства (чиновник при этом играет
решающую роль) над созданием и деятельностью
коллективных субъектов. Только после
регистрации субъект имеет право участвовать
в хозяйственной жизни.
При
уведомительном - сами субъекты сообщают
(уведомляют) регистрирующий орган о создании
и деятельности коллективного субъекта.
Такой субъект действует, как правило,
с момента посылки уведомления о своем
создании. Социальное различие этих двух
способов возникновения юридического
лица становится вполне понятным. При
первом - сохраняется контроль государства,
чиновник может демонстрировать все свое
значение, обеспечивает свое присутствие
в экономической жизни.
При
втором - государству отводится роль
регистратора, участника хозяйственных
процессов.
В
качестве коллективного субъекта могут
участвовать в правоотношениях не
только юридические лица, но и такие субъекты,
как государство, например в правоотношениях,
основанных на общепризнанных принципах
и нормах международного права. Но государство
во многих имущественных, в том числе бюджетных,
отношениях может выступать и как юридическое
лицо, как «казна». Подробно эти вопросы
обсуждаются в рамках наук государственного,
финансового права.
А
для теории права при изучении
субъектного состава правоотношений,
в том числе физических субъектов правоотношений,
возникают еще несколько ключевых вопросов,
на которые надо давать ответы, чтобы раскрыть
суть правоотношений.
Один
из них - это вопрос о том, все ли физические
участники общественных отношений и в
какой степени могут обладать теми правами
и нести те обязанности, которые «даруют»
им нормы объективного права?
Второй
- кто и в какой степени может нести ответственность
за конкретные нарушения в связке «правомочия
- обязанности» конкретного правоотношения?
Для
ответа на первый вопрос теория права
сформулировала понятие правоспособности,
т.е. абстрактной способности каждого
участника общественных отношений с момента
рождения и до момента смерти быть обладателем,
носителем прав. Эта способность получает
законодательное закрепление прежде всего
в гражданском законодательстве. Статья
9 ГК Украины устанавливает, что
способность иметь гражданские права
и нести обязанности (гражданская правоспособность)
признается в равной мере за всеми гражданами.
Правоспособность гражданина возникает
в момент его рождения и прекращается
смертью. Содержание гражданской правоспособности
весьма обширно - от права собственности
на имущество до «иных имущественных и
личных неимущественных прав».
На
последнее обстоятельство следует
обратить особое внимание. Да, абстрактной
способностью иметь гражданские права
и нести обязанности в том или ином объеме
обладают все граждане в равной мере с
момента рождения и до смерти. Но так обстоит
дело только с гражданскими правами и
обязанностями. Что же касается иных прав
(политических, некоторых социальных,
личных и других прав), то распространение
на эти права конструкции равной возможности
(способности) иметь их всеми субъектами
правоотношений требует уточнений. Прежде
всего это касается такой характеристики
субъекта правоотношения, как объем правоспособности,
который глубоко исследовался еще в дореволюционной
юридической литературе.
Все
люди являются правоспособными, но не
в равной мере, не в одинаковом объеме.
Это
обусловлено, прежде всего, различием
между людьми: и по творческим способностями,
и по наличию воли, и по умственному и нравственному
развитию. Разве можно предоставлять одинаковые
права ребенку и взрослому, умалишенному
и здравомыслящему?
Разной
способностью иметь политические права
обладают граждане государства и
иностранные граждане и т.д.
В
этой связи теория права кроме
правоспособности вводит понятие дееспособности,
которое также характеризуется своим
объемом. Под дееспособностью понимается
способность лица самостоятельно совершать
юридические действия, т.е. вступать по
собственной воле или желанию в те или
иные правоотношения, приобретать права,
осуществлять свои права, выполнять свои
обязанности. Не все правоспособные лица
оказываются дееспособными.
Возраст,
состояние здоровья «разрушают»
единство правоспособности и дееспособности.
Например, ограничение дееспособности
распространяется на детей и людей, страдающих
дефектами воли и сознания (на сумасшедших).
В
полном объеме дееспособность наступает
при достижении совершеннолетия.
Таким
образом, на объем правоспособности
и дееспособности влияет возраст, в
первую очередь возраст гражданского
совершеннолетия, достижение которого
делает конкретное лицо дееспособным
для совершения различных юридических
сделок.
В
законодательствах всех стран определяется
и возраст политического совершеннолетия,
с достижением которого гражданин приобретает
политические права (избирать и быть избранным
на различные общественно-политические
должности, судебные должности и т.п.).
Однако в тоталитарных государствах объем
политической правоспособности зависит
не только от возраста, но и от партийной
принадлежности, признания господствующей
идеологии. Иногда это закрепляется в
конституции, когда партии придается юридически
руководящая роль, иногда это фактически
реализуется путем установления так называемой
номенклатуры.
Определяет
законодательство и возраст брачного
совершеннолетия, когда человек приобретает
юридическую способность вступать в брак.
В
законодательстве ряда стран на объем
правоспособности влияет пол, а именно
сохраняются некоторые ограничения
для участия женщин в политической
жизни. Борьба за равноправие полов, т.е.
за равные объемы правоспособности, завершилась
в конституциях принципом равноправия
независимо от пола, так же как и от других
социальных, расовых, национальных характеристик.
И тем более странно, когда в объявлениях,
публикуемых в российских средствах
"массовой информации, до сих пор сохраняются
обозначения: «требуется на работу бухгалтер,
счетовод, юрист и т.п.» «м» (мужчина),
а «ж» (женщина) не требуется». Конечно,
это дело работодателя определить окончательно,
кого он возьмет на работу. Но объявлять
официально предпочтение по признаку
пола - это нарушение и конституции, и
основополагающего принципа равных объемов
правоспособности.
Правда,
есть и иные взгляды на эту проблему,
которые отрицают необходимость такого
равноправия под предлогом разного предназначения
женщин и мужчин, разных способностей
и иных различий. Идут иногда такие предложения
также и от женщин.
Однако
история свидетельствует, что принцип
равноправия - это большое достижение
цивилизации.
На
правоспособность влияет и здоровье
лица. О дефектах воли и сознания
речь уже шла. Важно определить области,
где учет здоровья для возникновения правоотношения
становится особенно важным.
В
частности, здоровье относится к
брачной правоспособности. Уже в
дореволюционной литературе, где
специально исследовался этот вопрос,
выделялись разные обстоятельства. Например,
половое бессилие может служить поводом
к расторжению брака. Душевные болезни
лишают человека политических прав и дееспособности.
Глухота и слепота, естественно, препятствуют
поступлению на государственную службу.
На
правоспособность влияет и родство. Прежде
всего речь идет о браке. Близкие родственники
не имеют права вступать друг с другом
в брак. Так, зародившиеся в глубокой древности
запреты на инцесты, о которых шла речь
в предыдущих выпусках, в конце XX века
получили всеобщее правовое закрепление.
Однако
родство влияет не только на брачную
правоспособность, но также и на занятие
определенных должностей на государственной
службе, когда надо ограничить так называемую
«семейственность», иные родственные
отношения.
В
государствах, имеющих теократические
тенденции, на правоспособность может
влиять и религия. В некоторых государствах
одна из религий признается господствующей.
И тогда «иноверцы», граждане иного вероисповедания
могут иметь формальные ограничения или
ограничения, складывающиеся на бытовом
уровне, для занятия тех или иных должностей,
проживания в тех или иных местностях,
обучения и т.п. Так было, например, в царской
России, знавшей «черту еврейской оседлости»,
норму для принятия в учебные заведения
лиц иудейского вероисповедания.
и т.д.................
Понятие, объект и субъекты уголовного правоотношения.
Уголовно-правовые отношения - это общественные отношения, которые возникают между государством в лице компетентных органов и физическим лицом по поводу совершенного последним деяния, предусмотренного уголовным законом.
1) Охранительные – возникают в связи с совершением преступления.
2) Регулятивные - возникают вследствие дозволенного поведения.
Объект уголовного правоотношения – уголовная ответственность лица, совершившего преступление.
Как видно из определения уголовно-правовых отношений, субъектами таковых являются: с одной стороны, государство в лице компетентных органов (дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда), а с другой - физическое лицо, совершившее предусмотренное уголовным законом деяние (гражданин Российской Федерации, иностранец или лицо без гражданства).
Права и обязанности государства , как субъекта:
1) Найти и наказать
2) Обязано привлечь к ответственности в соответствие с законом.
Права и обязанности преступника :
1) Его действия должны быть правильно квалифицированы
2) Обязан понести ответственность
3) Право отвечать в соответствии с законом,право на применение к нему поощрительных институтов
В частности, государство в лице компетентных органов обязано по факту совершения общественно опасного деяния произвести его квалификацию как преступления, возбудить уголовное дело, расследовать его и привлечь виновного к уголовной ответственности. При этом уполномоченные государством органы имеют право в соответствии с законом для раскрытия и расследования преступления, установления обстоятельств дела использовать по своему усмотрению любые средства и способы, а также выбрать соответствующую меру уголовно-правового воздействия на виновного либо освободить лицо от уголовной ответственности (или от наказания).
Лицо, совершившее предусмотренное уголовным законом деяние, обладает правами и свободами, предусмотренными Конституцией и российскими законами, в связи с расследованием уголовного дела и исходя из презумпции невиновности. Лицо, совершившее указанное деяние, вправе рассчитывать на справедливое и законное расследование, использовать для своей защиты предоставленные законом способы. При этом совершившее деяние лицо обязано выполнять требования государства в лице его представительных органов в связи с содеянным, следовать ограничениям в рамках уголовного судопроизводства и подвергнуться мерам уголовно-правового принуждения в связи с признанием виновности лица в совершенном преступлении.
Моменты возникновения и окончания уголовного правоотношения.
Уголовные правоотношения возникают с момента совершения преступления ,т.к. с этого момента возникают права и обязанности субъектов.
Уголовные правоотношения заканчиваются по разным основаниям :
1) Если лицу назначалось наказание, правоотношение заканчивается после погашения или снятия судимости.
2) В связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.
3) Правоотношения прекращаются в связи и истечение сроков давности исполнения обвинительного приговора.
4) При условном осуждение, правоотношения заканчиваются при успешном истечении исполнительного срока.
5) При отсрочке отбывания наказания, правоотношение закончится при истечение периода отсрочки.
6) Если лицо освобождается от уг.ответственности в связи с деятельным раскаянием или в связи с примирением с потерпевшим, или в силу акта амнистии.
7) Вследствие освобождения лица от наказания из-за изменения обстановки.
8) В связи со смертью лица, совершившего преступление.
Понятие уголовной ответственности.
Уголовная ответственность – результат отрицательной оценки со стороны государства преступления и лица, его совершившего, который выражается в осуждении лица путем вынесения обвинительного приговора, а также в назначении и исполнении наказания или иной меры уголовно-правового воздействия.
От других форм юридической ответственности уголовная отличается большей строгостью . Осуждение по уголовному делу всегда исходит от имени государства , а воздействие при этом совершается в виде определенных существенных лишений личного и имущественного характера. Уголовная ответственность влечет судимость , которая сохраняется за лицом и после отбытия наказания и осуществляется в рамках уголовно-правовых отношений.