Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ


История и культура русского народа насчитывает уже много столетий. Все эти годы она беспрерывно обогащалась новыми явлениями и традициями, но продолжала хранить память об опыте и обычаях предков. Часто русские национальные обряды образуют собой довольно причудливое сочетание действий, обусловленных древними языческими верованиями, которые, тем не менее, гармонично соотносятся с христианскими православными канонами.

Большинство обрядов на Руси, так или иначе, связано с религией, а более древние, дохристианские традиции с мифологическим олицетворением стихий и природных явлений.

К наиболее известным и важным языческим обрядам, которые сохранились и после крещения Руси относят:

  1. Масленицу.
  2. День Ивана Купалы.
  3. Колядование.
  4. Ярилин день.

Все они, так или иначе, были связаны с архаичными представлениями славян о силах природы и чаще всего были привязаны к каким-то событиям, календарю или временам года.

Масленица

Издревле событие, наступавшее в день весеннего равноденствия, отмечалось широко и с размахом. Люди радовались приходу весны: не случайно символом этого праздника был блин – миниатюрное символическое солнце. Сама Масленица символизировала зиму. Считалось, что после обряда сожжения всю свою мощную энергию она передаст земле, обеспечив, тем самым, богатый урожай и защитив от стихийных бедствий.

День Ивана Купалы

Изначально праздник привязывался ко дню летнего солнцестояния, но само название, дошедшее до наших дней, получил уже в христианскую эпоху по имени Иоанна Крестителя. Этот эпитет на греческом звучит как «купатель», «погружатель», что вполне соответствует сути празднования – ритуальному омовению в открытом водоеме. Этот праздник очень наглядно демонстрирует причудливое совмещение христианских религиозных традиций с языческими, архаичными верованиями и обрядами.

Одной из главных традиций на Ивана Купалу являются прыжки через костёр. Считалось, что это способствует очищению, уберегает от хворей и позволяет защититься от злых духов. Очень важно было в ночь на Ивана Купалу искупаться в реке или озере, поскольку вода считалась очищенной от всякой нечисти и приобретающей некие волшебные свойства.

Ярилин день

Опять же в изначально языческий праздник, посвященный богу солнца – Яриле, с принятием христианства были добавлены некие мотивы о борьбе святых с языческим божеством.

В этот день древние славяне обращались к Яриле за помощью, чтобы он обеспечил посевы солнечным светом и защитил от затопления. Важный обряд, проходивший в этот день, носил название «Отмыкание земли». Непременно нужно было искупаться в росе, т.к. считалось, что она в этот день обладает целебными и чудодейственными свойствами.

Колядование

Этот обряд, как правило, был приурочен к святкам и представлял собой обход всех домом в деревне группой молодых людей и девушек, которые исполняли шуточные песни или благожелания в адрес хозяев, получая за это ритуальное вознаграждение. Древнерусские землепашцы были уверены, что участие в святочных обрядах удваивает энергию плодородия и способствует увеличению урожайных сборов, приплоду у скота и обеспечивает общее благополучие в подворье.

С принятием православия появилось значительное количество религиозных обрядов, связанных с наступлением в жизни человека тех или иных важных этапов. Среди основных можно выделить:

  1. Крещение.
  2. Свадебные обряды.
  3. Погребальные обряды.

Крещение

Обряд крещения означал духовное рождение человека и его принадлежность к христианской религии. Ребёнка необходимо было покрестить на первом году жизни. Для каждого младенца назначались крестные родители, которые преподносили ребёнку икону его покровителя и православный нательный крестик. Называли новорожденного в соответствии с именем святого, упоминаемого в святцах.

К выбору крёстных относились очень ответственно: считалось, что они отвечают за ребенка и должны подавать ему достойный пример в такой же степени, как и биологические родители. После совершения обряда в церкви, устраивалось праздничное и щедрое застолье с присутствием всех близких новокрещёному младенцу людей.

Свадебные обряды

Для свадеб на Руси старались отводить определённые периоды в календарном году. Нельзя было жениться во время больших постов. Кроме того, редко играли свадьбы в период наиболее интенсивных сельскохозяйственных работ.
К основным свадебным обрядам относили:

  • Сватовство.
  • Смотрины и погляд.
  • Сговор.
  • Свадебный поезд.
  • Венчание.

Без сватовства не обходилась ни одна свадьба. Это был важнейший этап, на котором семейство жениха принимало решение о том стоит ли уговорить отдать замуж за своего сына приглянувшуюся девушку. Причём, очень часто на этом этапе, мнением самих потенциальных молодоженов даже не интересовались, а увидеть друг друга жених с невестой могли разве что только на смотринах.

Если обе стороны всё устраивало, происходил свадебный сговор, в ходе которого, главы семейств, в прямом смысле, били друг другу по рукам, символически обозначая тем самым достижение принципиального согласия на брак между своими детьми. Во время сговора обсуждалась дата венчания, приглашенные гости, а также иные организационные вопросы.

Отказаться от заключения брака после сговора – означало опозорить себя и своего потенциального супруга. В случае отказа, «потерпевшая» сторона, была в праве потребовать возместить ей все убытки, связанные с этим действием.

В день венчания собирался свадебный поезд, представлявший собой нарядные брички, повозки или сани, во главе которого находился дружка жениха распоряжавшийся на маршруте.

Наконец, самым главным свадебным обрядом было венчание. После свершения таинства, в доме жениха молодых ждали родители, встречали их хлебом-солью и закатывали щедрый и весёлый свадебный пир.

Погребальные обряды

Главным смыслом всех обрядов, связанных с погребением усопшего, было желание облегчить ему переход из этого мира в царство Божие. Отпевание не могло быть совершено, если человек был не крещеным, совершил грех самоубийства или в течение года перед смертью не исповедовался или не причащался. На усопшего одевали нательный крест, облачали в чистые одежды и укрывали погребальным покрывалом. Музыка считалась неуместной, также как и цветы.

Считалось, что главное в этот день – молитва о прощении грехов усопшего. После предания земле покойного, родственники организовывали поминальную трапезу, которая сопровождалась соответствующими молитвами. Приносить еду на погост считалось недопустимым. По традиции продукты приносили в церковь и угощали прихожан. На 3, 9 и 40 день в церкви заказывалась поминальная панихида. Всё это время родственники скорбели по усопшему, одевались в платья темных оттенков

Разоблачение магии, или Настольная книга шарлатана Гагин Тимур Владимирович
Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Светский салон, или мир Ритуалов Разрешите уверить в искренней преданности и прочая. Штамп Это мир заводных марионеток, которые, подобающим образом двигая руками, ногами и туловищем, исполняют старинный танец менуэт. Почему? Зачем? – вопросы не из этого мира. Тут не

Из книги Исследование мира осознанных сновидений автора Лаберж Стивен

Примеры: Форма эго"Я мужчина "(это видит во сне женщина)."Я состою из кучи фарфоровых тарелок"."Я Моцарт".Форма других персонажей"Пока смотрю на нее, ее лицо меняется"."Мимо проходит гигант с головой как у Существа из Черной лагуны"."В отличие от действительности, волосы Г.

Из книги Живите без проблем: Секрет легкой жизни автора Манган Джеймс

Примеры: Роль эго"Мы скрываемся от правосудия"."Сюжет сна напоминал похождения Джеймса Бонда, и я играл главную роль"."Я диверсант в тылу противника во время Второй мировой войны".Роли других персонажей"Моего друга считают моим отцом"."Мой отец ведет себя как Р., мой

Из книги Марс и Венера в спальне автора Грэй Джон

Примеры Один из таких случаев произошел как раз неделю назад в Чикаго. Молодой человек, работающий в фирме, сторонник философии легкой жизни, рано утром шел к парикмахеру. Подходя к машине, он услышал отчетливый звук упавшего ключа. Оказалось, что расстегнулась молния в

Из книги Тренинг общения за 14 дней автора Рубштейн Нина Валентиновна

СОЗДАНИЕ РОМАНТИЧЕСКИХ РИТУАЛОВ У нас с Бонни есть несколько ритуалов, питающих ее женственную сущность и поддерживающих мое мужское начало. Романтические ритуалы - это простые действия, позволяющие понять, что мужчина заботится о женщине и она его ценит. Приведу

Из книги От слов к делу! 9 шагов к воплощению вашей мечты автора Ньюман Ричард

Примеры Приказания:– Ты будешь делать то, что я тебе скажу!– Не пей больше!Оценки:– Ты пошел весь в свою мать, такой же.– Ты что бестолковая, не видишь, куда едешь?!Обобщения:– Вы все время опаздываете на работу, до каких пор это будет продолжаться?!– Вам абсолютно

Из книги Через испытания – к новой жизни. Причины наших заболеваний автора Дальке Рудигер

Примеры АлексМы встретились с Алексом в студенческой столовой. Тут шумно и многолюдно, но нам удалось найти свободный столик. Мы решили помочь ему продумать все необходимые шаги, которые приведут его к получению ученой степени.1. Что должно случиться или что надо

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

Примеры АлексАлекс хочет стать врачом-исследователем. Его мечта состоит из большого числа разных элементов, поэтому и карта у него получается больше, чем у других. Не все части пока полностью ясны, но Алекс считает, что с такой картой ему вполне комфортно начать движение

Из книги Правило четырех секунд. Остановись. Подумай. Сделай автора Брегман Питер

Примеры АлексДоговориться с Алексом об этом интервью оказалось сложнее, чем мы предполагали. Но это было даже хорошо: по-видимому, он упорно трудится и движется к своей мечте.1. Как успехи, Алекс? Мы почти закончили работу над третьим большим элементом нашей карты:

Из книги Бесследно пропавшие… Психотерапевтическая работа с родственниками пропавших без вести автора Прайтлер Барбара

Качество времени для ритуалов и праздников Наша трудность в понимании ритуалов архаических народов в значительной мере связана с различием в восприятии времени. Для нас время – понятие количественное, а для примитивных народов – качественное. В античности качество и

Из книги автора

Идеи по поводу свадебных ритуалов Их много в любой культуре. В их количестве, составляющем глубокий контраст с малым числом ритуалов для развода, еще раз проявляется их значение. Супруги хотят ощутить важность предпринимаемого шага. Брак нужно заключать не только на

Из книги автора

Идеи по поводу ритуалов развода 1. В своеобразной ролевой игре снова вспомнить основные этапы отношений: знакомство, влюбленность, первое разочарование, начало конца.2. Провести ритуальное прощание в той же церкви, где был заключен брак: снять кольца, развязать

Из книги автора

Инструменты и строительный материал для собственных ритуалов перехода Ритуалы подобны тайм-ауту в спорте, который дает возможность выйти из линейного потока времени, завязать контакт со своими внутренними потребностями, осознать и попытаться использовать шансы новой

Из книги автора

Из книги автора

8 Ценность чаепитий Выделите время для ритуалов Недавно я пересмотрел фильм «Последний самурай». Действие происходит в Японии в 1870-е годы. Это история ветерана Гражданской войны в США, который был захвачен в плен самураями и со временем научился чтить их

Из книги автора

1.3. Отсутствие ритуалов С пропавшим без вести нельзя попрощаться, нет и тела, которое можно было бы похоронить. Нет никаких документов, подтверждающих, что это расставание навсегда. Поэтому нет и ритуалов, которые могли бы помочь принять разлуку. Отсутствует и социальная

Ты зачем все время пальцами щелкаешь?
- А это я крокодилов отпугиваю.
- Так они же здесь не водятся?!
- А потому и не водятся, что я их отпугиваю.
(Старый анекдот)

Всевозможные ритуалы являются неотъемлемой частью нашей жизни с самого рождения. Где-то ритуалы сближаются с привычками (вы целуете ребенка перед уходом на работу или проверяете замок на входной двери, ложась спать), где-то они становятся частью социально-группового фольклора (хирург никогда не примет «благодарность» до операции, вор не украдет колоду карт, летчики не любят фотографироваться перед полетом).

В большинстве случаев ритуалы безобидны, но порой они приобретают форму тяжелых навязчивых состояний, когда человек теряет связь с реальностью и совершает многократные бессмысленные действия. Но если это «ритуальное поведение» можно объяснить наличием у больного разного рода фобий, то что же заставляет психически здоровых людей совершать такие бессмысленные поступки?

Какие бывают ритуалы

Ритуалы можно условно разделить на две категории - положительные (или ритуалы помощи ) и отрицательные (или ритуалы избежания ). К первому типу относятся такие «магические действия», которые человек совершает с целью заручиться поддержкой неких «высших сил». Огромное количество положительных ритуалов можно найти в студенческом фольклоре, особенно в той его части, которая касается сдачи экзаменов и защиты научных работ: потереть зачеткой нос собаке пограничника на станции «Площадь Революции», высунуться в полночь в окно и что есть силы закричать «Халява, ловись!», положить под подушку все конспекты и учебники по предмету или засунуть в ботинок под правую пятку советский пятак.

Отрицательные ритуалы «помогают» избежать потенциальных неприятностей. Как правило, формулировки таких ритуалов звучат как жесткий запрет: не желать «спокойного дежурства» (у работников скорой помощи), не стричь волосы (у беременных), ни в коем случае не ронять кольца (у брачующихся) и так далее.

Немного истории: От древнего капища к деловому этикету

Любой адепт этой «домашней магии» скажет вам, что у всех ритуалов и примет есть реальная основа. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что основа эта достаточно хлипкая:

Само слово «ритуал» происходит от латинского ritualis - обрядовый. Для наших предков ритуальные обряды были, с одной стороны, своеобразным способом общения со сверхъестественными силами природы (например, обряды «задабривания» языческих богов), а с другой служили для «узаконивания» положения и отношений между соплеменниками (яркий пример - обряды инициации, существовавшие практически у любого народа). Многие из этих ритуалов канули в небытие, другие приобрели религиозно-практическую форму (перешли в церковные обряды), а третьи начисто утратили магический колорит и стали частью гражданского кодекса, делового этикета и дипломатического протокола.

На сегодняшний день ученым известно огромное количество древних обрядов и ритуалов. И кто бы мог подумать, что в 21 веке особенно широкое распространение получат наиболее кровожадные из них: например, в криминальной, военной и профессиональной среде ритуальное посвящение порой выглядит не менее жестоко, чем древнее жертвоприношение.

Исторические реалии

О таких ритуалах и приметах действительно можно сказать, что они имеют под собой хоть какую-то реальную основу, но и она со временем утратилась. Это, например, относится к поверью, что рассыпанная соль предвещает ссору. По мнению исследователей, эта примета возникла несколько сотен лет назад, когда соль была настолько дорогим продуктом, что из-за нее возникали не только ссоры, но и целые бунты.

Личный опыт

Не секрет, что человеческий разум имеет склонность к обобщениям. Этот механизм позволяет нам, когда мы оказываемся в незнакомой ситуации, не «изобретать велосипед», а использовать уже готовые схемы, выработанные в похожих ситуациях в прошлом. Но порой этот механизм играет с нами злую шутку: мы принимаем единичное событие за проявление некоего общего закона, действующего во всей системе. Иными словами, если вы с утра встретили соседку с полным ведром, а в обед вас повысили в должности, в вашем сознании может закрепиться ложная причинно-следственная связь. А так как человек - существо чрезвычайно общительное, мы тут же делимся опытом с соплеменниками, и наш частный случай быстро переходит в разряд неписанных правил.

Homo sapiens - человек напуганный

Почему же современный человек, которого не удивишь полетами на Луну и компьютерами размером со спичечный коробок, воспринимает так близко к сердцу наличие на дороге черных кошек? Попробуем выделить несколько характерных признаков, которые обуславливают столь сильное влияние ритуалов на нашу жизнь.

  • Ритуал - это бессмысленные действия
  • Основная цель любого ритуала - заручиться поддержкой «высших сил»
  • Ритуал - это надежда на чудо
  • Ритуалы не допускают никаких вариаций
  • «Сбыточность» ритуала - не обязательна
  • Ритуал - это настраивание на удачу

Подобно древним охотникам, которые рисовали на земле мамонта и символически протыкали его копьями, мы с помощью ритуалов создаем у себя определенный «настрой на победу». Ведь согласитесь, долгие спортивные тренировки, бессонные ночи над учебниками или многолетняя профессиональная практика - это конечно хорошо, но еще чуть-чуть уверенности в виде «счастливой рубашки» никогда не помешает.

Получается, что любой ритуал - это хитрая психологическая уловка, что-то вроде инъекции оптимизма и уверенности в себе. И хорошо, если на этом действие «волшебного элексира» закончится (пользу аутотренинга никто не отменял). Но не создаем ли мы у себя иллюзию, что с помощью простого набора действий и слов мы можем получить все, что угодно, а заодно избежать заслуженных неприятностей?

© Н. Аксенова, 2010 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

  • Связь ритуалов и мифологем


  • Примеры ритуалов: приветствие, прощание, традиционная схема занятия, аплодисменты
Связь ритуалов и мифологем

Ритуалы, то есть установленный традицией порядок выполнения определенных действий, обладают очень сильным психотерапевтическим воздействием. Об этом уже прекрасно знали и невежественные шаманы варварских племен, и жрецы греческих храмов, и халдейские мудрецы. И поныне психотерапевтическую мощь ритуалов и обрядов эффективно используют последователи разнообразных эзотерических учений, целители всех мастей, маги, колдуны, экстрасенсы.

Практический психолог также не может не учитывать магические свойства ритуалов, играющие удивительные роли на сцене человеческого подсознания и вследствие этого привлекающие внимание философов и психологов. Э. А. Цветков, известный психотерапевт, на основе синтеза достижений европейской психотерапевтической мысли, русского знахарства и экзотических восточных учений (психологические аспекты буддизма, индийская медитация и т. д.) разработал новый подход, названный им психотерапией знаковыми системами, частным случаем которых являются ритуалы (1995).

Цветков придает огромное значение знаку, форме как первопричине того или иного чувства. Знаковые системы (ритуалы, обряды, заклинания и т. п.) генерируют в человеке мощные переживания, усиливающиеся за счет явления индукции. Измененное (трансовое, или шаманское) состояние сознания позволяет совершить важную внутреннюю работу переформирование, изменение душевных процессов, вплоть до трансформации личности. В этом секрет излечений верующих после фанатичных молитв в храмах или "снятия порчи" многочисленными московскими "потомственными колдуньями".

Для того, чтобы ритуал превратился в подобную "магическую" знаковую систему (способную осуществить если не глубинную личностную трансформацию, то, по крайней мере, смену определенных установок), он должен соответствовать той мифологии, которую принимает данный конкретный человек. Вероятно, существуют ритуалы, обладающие силой воздействия на всех людей. Аналитические психологи-юнгианцы сказали бы, что это ритуалы, имманентные базовым архетипам человечества.

В то же время один и тот же человек может скептически наблюдать за ритуальными жестами и заклинаниями колдуна над магической пентаграммой и ехидно усмехаться, но почти сразу впадать в транс от аналогичных жестов гипнолога-психотерапевта. И только потому, что во втором случае знаковая система ритуала оказывается адекватной имеющейся у него мифологии, в которой нет места сакральным таинствам каббалы, но есть место "научной обоснованности" гипноза.

^ Ритуалы и бессознательные механизмы психики

Позволим себе напомнить важный факт, на который обратили особое внимание нейролингвистические программисты: наш мозг воспринимает любую информацию буквально, придавая словам их прямое значение. Идиоматические выражения для подсознания неприемлемы, точнее, приемлемы только в определенном, конкретном смысле. "У него денег куры не клюют" – для подсознания эта фраза и означает категорический отказ кур вышеуказанного субъекта клевать его монеты и банкноты. Подобный образ может появиться в сновидении как отклик подсознания на мысль, мелькнувшую в сознании, о богатстве какого-то человека.

Ритуал – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других.

Подсознание не понимает этого и безоговорочно верит во все – как в происходящее в действительности. Ритуалы для него – не условно-игровые действия, а реальность. Следовательно, подсознание и реагирует на них как на реальные события. А это означает, что оно соответствующим образом влияет на психические процессы, энергетику и физическое состояние организма. Именно поэтому срабатывает психотерапевтический прием, помогающий ребенку избавиться от страха: когда малыш разрывает или перечеркивает рисунок, на котором изобразил свой страх, он совершает действия по реальному уничтожению этой негативной эмоции.

В общем-то, ритуал – это не более чем одна из форм игровой деятельности. Договариваясь о соблюдении некоторого ритуала, мы просто соглашаемся соблюдать четкие правила игры. Если эти правила принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом понимаются подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект. Говоря языком нейролингвистического программирования, выполнение ритуалов задает подсознанию некоторую программу. В наших силах сделать эту программу позитивной.

В психологических тренингах ритуалы выполняют функцию "якорей", закрепляющих эти позитивные программы и создающих условия для их своевременного запуска. Психофизиологический механизм действия "якоря" базируется на рефлекторно-ассоциативных связях. Скажем, с подачи ведущего каждый момент интенсивного всплеска положительных эмоций участников фиксируется выполнением какого-нибудь простого ритуала, например, победным выбросом вверх рук со сжатыми кулаками под команду ведущего "виктория!". А когда этот "якорь" будет поставлен достаточно прочно, он может быть использован для привлечения позитивных эмоциональных ресурсов в тот момент тренинга, когда участники окажутся в психологически трудной, эмоционально отрицательной ситуации. Оживить "якорь" может неожиданная в эту минуту, но знакомая команда ведущего – "виктория!", под которую участники выбрасывают руки вверх и тем самым актуализируют позитивный потенциал для решения проблемы.

Всем ведущим тренингов хорошо известно, что в длительно работающей группе ритуалы обязательно возникают естественным образом и становятся неотъемлемой частью группового процесса. Ведущий может обратить внимание участников на появившиеся ритуалы, включив их в арсенал сознательно используемых психологических средств тренинга.

Некоторые ритуалы (приветствие, начало и конец занятия, моменты психологической поддержки и т. п.) можно предложить в первые минуты работы группы. Другие – вводить постепенно, в логике группового процесса. Особую значимость приобретают ритуальные действия, предлагаемые самими участниками. В каждой группе появляются свои собственные ритуалы, подчеркивающие ее специфичность.

^ Примеры ритуалов

Приветствие . Лучше, если этот ритуал вырабатывается самой группой. Варианты его чрезвычайно разнообразны. Например, участники в первые минуты занятия двигаются по комнате и, встречаясь с партнером, поочередно касаются локтями, коленями и молча улыбаются друг другу. Вариантами невербального приветствия могут быть касание плечами, ступнями – по тому же принципу "каждый – с каждым". Можно договориться и о применении вербальных средств, например, участники должны обязательно сказать друг другу несколько теплых слов, не повторяясь при новой встрече: в первый день – высказать комплимент внешности, во второй – подчеркнуть самое яркое достоинство, в третий похвалить за конкретный поступок или акт поведения на занятиях и так далее, в последний – выделить то, чему "я у тебя научился". Используются и способы общего приветствия: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.

Прощание . Имеется в виду не только ритуал завершения работы группы, но и окончание каждого занятия. Очень популярен общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и ощущением легкости и полета.

^ Традиционная схема занятия . Она тоже является ритуалом, оказывающим влияние на участников в силу своей повторяемости. Схема, или структура, занятия может быть разной. Мы в своей работе часто придерживаемся такой:


  1. Приветствие.

  2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

  3. Предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формулироваться в результате запросов, высказанных участниками группы во время предыдущего шага).

  4. Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).

  5. Разминочные упражнения.

  6. Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).

  7. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).

  8. Резюмирование ведущего (по необходимости). Часто – в форме притчи.

  9. Прощание.
Каждый из этапов занятия сам по себе является ритуальным действием (исключение составляет собственно рабочая часть, которая всегда, естественно, занимает львиную долю времени).

Аплодисменты . Они также могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

^ Вопросы и задания для самоконтроля


  1. О каких "магических" функциях ритуалов должен знать практический психолог? В чем сущность этих "магических" функций?

  2. Какие понятия раскрываются в следующих определениях:

    1. "...... – установленный традицией порядок выполнения определенных действий".

    2. "...... – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других".

    3. "...... – это не более чем одна из форм игровой деятельности".

  3. В чем состоит сущность психотерапии знаковыми системами?

  4. Вставьте нужное слово в следующее утверждение о связи ритуалов и мифологем:
"Ритуал тогда является действенным психологическим средством, когда его знаковая система оказывается......... имеющейся у человека мифологии".

  1. В чем состоит особенность восприятия бессознательным идиоматических выражений? Может ли эта особенность быть использована практическим психологом?

  2. Верно или неверно следующее утверждение:

    1. "Ритуалы всегда и при всех условиях выполняют психотерапевтическую функцию".

    2. "Если правила игры (ритуала) принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом понимаются подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект".

    3. "Ритуалы не играют роли психотерапевтических приемов, а только помогают человеку структуризировать свою жизнедеятельность".

  1. Объясните сущность психофизиологического механизма действия "якоря" в ритуале сточки зрения нейролингвистического программирования.

  2. Всегда ли ритуалы возникают в тренинговой группе спонтанно или они могут быть предложены ведущим?

  3. Приведите примеры ритуалов, используемых в психологических тренингах.

Приветствие . Лучше, если этот ритуал вырабатывается самой группой. Варианты его чрезвычайно разнообразны. Например, участники в первые минуты занятия двигаются по комнате и, встречаясь с партнером, поочередно касаются локтями, коленями и молча улыбаются друг другу. Вариантами невербального приветствия могут быть касание плечами, ступнями – по тому же принципу "каждый – с каждым". Можно договориться и о применении вербальных средств, например, участники должны обязательно сказать друг другу несколько теплых слов, не повторяясь при новой встрече: в первый день – высказать комплимент внешности, во второй – подчеркнуть самое яркое достоинство, в третий похвалить за конкретный поступок или акт поведения на занятиях и так далее, в последний – выделить то, чему "я у тебя научился". Используются и способы общего приветствия: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.

Прощание . Имеется в виду не только ритуал завершения работы группы, но и окончание каждого занятия. Очень популярен общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и ощущением легкости и полета.

Традиционная схема занятия . Она тоже является ритуалом, оказывающим влияние на участников в силу своей повторяемости. Схема, или структура, занятия может быть разной. Мы в своей работе часто придерживаемся такой:

1. Приветствие.

2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

3. Предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а формулироваться в результате запросов, высказанных участниками группы во время предыдущего шага).

4. Притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности задает некоторую программу подсознанию участников).

5. Разминочные упражнения.

6. Основная (рабочая) часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).

7. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).

8. Резюмирование ведущего (по необходимости). Часто – в форме притчи.



9. Прощание.

Каждый из этапов занятия сам по себе является ритуальным действием (исключение составляет собственно рабочая часть, которая всегда, естественно, занимает львиную долю времени).

Аплодисменты . Они также могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. О каких "магических" функциях ритуалов должен знать практический психолог? В чем сущность этих "магических" функций?

2. Какие понятия раскрываются в следующих определениях:

a. "...... – установленный традицией порядок выполнения определенных действий".

b. "...... – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других".

c. "...... – это не более чем одна из форм игровой деятельности".

3. В чем состоит сущность психотерапии знаковыми системами?

4. Вставьте нужное слово в следующее утверждение о связи ритуалов и мифологем:

"Ритуал тогда является действенным психологическим средством, когда его знаковая система оказывается......... имеющейся у человека мифологии".

5. В чем состоит особенность восприятия бессознательным идиоматических выражений? Может ли эта особенность быть использована практическим психологом?

6. Верно или неверно следующее утверждение:

1. "Ритуалы всегда и при всех условиях выполняют психотерапевтическую функцию".

2. "Если правила игры (ритуала) принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом понимаются подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект".



3. "Ритуалы не играют роли психотерапевтических приемов, а только помогают человеку структуризировать свою жизнедеятельность".

7. Объясните сущность психофизиологического механизма действия "якоря" в ритуале сточки зрения нейролингвистического программирования.

8. Всегда ли ритуалы возникают в тренинговой группе спонтанно или они могут быть предложены ведущим?

9. Приведите примеры ритуалов, используемых в психологических тренингах.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ