Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Случаи, когда муж дает развод жене одним только словом «талак», появились и в Казахстане. Такое явление в соседних странах давно стало проблемой.

МУЖ СКАЗАЛ: «ТАЛАК»

22-летняя алматинка Айгуль Кожабекова приняла ислам семь лет назад. Стала интересоваться исламским вероучением благодаря двоюродному брату, который читал Коран, не один раз ездил в Мекку.

Это совсем не то, что говорят вокруг про религию ислам. Политика, войны, катаклизмы, общество, семейные отношения - это всё ничто, когда в сердце есть Аллах, - говорит Айгуль Азаттыку.

Четыре года назад Айгуль вышла замуж, за мусульманина. Родила сына, назвали Муххамадом. Муж работал продавцом в магазине автозапчастей.

Молодая женщина рассказывает, что вначале всё было хорошо. Она вышла замуж, не видя своего мужа до свадьбы. Таковы традиции ислама, ислам запрещает ссориться, женщина покоряется мужу, говорит Айгуль. Они жили на съемной квартире, денег не хватало. Айгуль не работала. По ее словам, она, как истинная мусульманка, смирилась со всеми бытовыми и земными проблемами.

Муж первый раз заговорил о разводе (в исламе это называется «талак»), когда увидел сына - Мухаммад родился с заячьей губой. Айгуль проглотила обиду, вытерла слезы, стала усердней молиться.

Второй раз муж произнес «талак», когда сказал, что хочет жениться во второй раз, чтобы родился нормальный ребенок. Даже назвал имя будущей новой жены. В таких случаях женщине дается три месяца, чтобы она могла выйти замуж за другого или уйти из дома. Айгуль решила уйти.

По словам женщины, муж живет со второй женой, а ей совсем не помогает. Но Айгуль не хочет об этом рассказывать.

Аллах сказал: «Если вы сохраните чью-то тайну, я тоже сохраню вашу тайну». Извините, но я больше ничего не хочу говорить, - добавляет Айгуль.

В Таджикистане или Кыргызстане, например, после нового явления заключения браков только в мечетях появилась проблема разводов также со ссылкой только на каноны ислама. Вольное толкование религиозных канонов о возможности дать жене развод трехкратным произношением слова «талак» породило еще одну социальную проблему, которая противоречит светским устоям.

Так как миллионы мужчин работают гастарбайтерами в России, появилось следующее новое явление, когда мужья стали просто присылать женам СМС-сообщения со словом «талак». Депутат парламента Кыргызстана Турсунбай Бакируулу обратился на днях в муфтият с просьбой запретить развод по телефону или по Интернету.

«Я ПОМОГАЮ И БУДУ ПОМОГАТЬ…»

24-летний алматинец Рустем Байниязов читает намаз с детских лет. У него вся семья религиозная. Дед был имамом в маленьком ауле в Карагандинской области.

Для меня ислам не просто слово из пяти букв. Азан, намаз, мечеть, Мекка - эти слова для меня значат всё. Это и смысл, и образ жизни, - говорит Рустем Байниязов.

Рустем женат во второй раз. С первой женой развелся, она живет в городе Жаркент. От нее у Рустема есть дочь Хадиджа.

По шариату муж должен помогать жене, если имеется общий ребенок. Я и помогаю. Это делает только глубоко верующий человек. В месяц посылаю 50 тысяч тенге. Это зависит от ризык, то есть что пошлет Аллах, - говорит Рустем корреспонденту Азаттыка.

Рустем живет в Алматы, работает в частной юридической конторе, зарабатывает в месяц до 150-200 тысяч тенге (до полутора тысяч долларов). От второй жены, Муслимы, у Рустема растет сын Ибрагим.

Мои жены общаются. Первая жена замуж не вышла, таков ее выбор. Может быть, встретит мусульманина, который возьмет ее в жены. Дай Аллах, - говорит Рустем.

По словам Рустема, в первой семье никогда не было ссор, просто в какой-то момент поняли, что лучше жить отдельно. На то, по словам Рустема, воля Аллаха.

Ислам в целом не поощряет разводы, мужчине надлежит отпустить ее. Таким мужчинам необходимо напомнить слова Аллаха: «Когда вы разведетесь с женами и когда они достигнут определенного для них срока (иддат - три месяца), тогда или удерживайте их благопристойным образом, или отпускайте их против их воли…», - говорит Рустем.

ДОКУМЕНТ ИЗ ЗАГСА НУЖЕН ВСЕМ

Сотрудник отдела пропаганды Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Асылбек Ауесханулы говорит Азаттыку, что в исламе не приветствуется развод.

На такой шаг идут в крайних случаях. Сейчас в Алматы из 100 процентов развелись 30 процентов. В их число входят и мусульмане, - говорит он.

Асылбек Ауесханулы говорит, что участились случаи, когда двое молодых людей без участия родственников решают пожениться, а потом через месяц разводятся. По его мнению, пропаганду семейных отношений надо начинать со школьной скамьи, нужны учебники для средних и старших классов, книги для определенного возраста. Семья крепкая, если в ней присутствуют духовные ценности, говорит Асылбек Ауесханулы.

Вот уже полтора года, как имамы установили правило в мечетях: прежде чем совершать бракосочетание в мечети, молодые должны принести бумагу из ЗАГСа. Отныне этого правила будут придерживаться во всех мечетях города Алматы и всего Казахстана, - говорит Асылбек Ауесханулы Азаттыку.

Казахстан - правовое государство и независимо от религии и вероисповедования будущая семья должна регистрироваться в ЗАГСе, потому что в случае развода мужчина должен платить алименты, помогать ребенку, говорит представитель ДУМКа.

Бумага с ЗАГСа нужна не только мусульманам. Она всем нужна. Независимо от того, какой религии придерживается человек, - говорит Азаттыку начальник отдела городского ЗАГСа Алматы Шынар Алимхан.

Если супруги намерены расторгнуть брак по каким-то внутренним убеждениям, подтверждением расторжения брака должен быть соответствующий документ. Шынар Алимхан говорит, что согласно кодексу о браке и семье и расторжение брака проводится в судебном порядке.

По данным ЗАГСа Алматы, за девять месяцев нынешнего года было расторгнуто 4254 брака, за девять месяцев прошлого года - 4215.

Алма КЕНЖЕБЕКОВА

Всевышний Господь, заповедовав супругам любовь и согласие , крепость семейных уз и воспитание благородного потомства, определил особый характер семейного союза, основанного на любви к Богу и отказе от наущений Сатаны.

Однако не каждый союз выдерживает испытания временем и жизненными обстоятельствами. Несмотря на то что сохранение семьи является одной из главных целей исламского законодательства о браке, расторжение его допускается. В отличие от некоторых других религиозных традиций , исламское учение не настаивает на абсолютном, категорически нерасторжимом характере брачного союза. Призывая к укреплению семьи, терпению и взаимному согласию супругов, Ислам все же допускает развод, оставаясь религией, тонко чувствующей жизненную реальность, религией, не только зовущей к духовным высотам, но и учитывающей повседневные нужды и чаяния каждого человека в его земной жизни. «Самое ненавистное пред Господом, но дозволенное [когда нет иных путей разрешения конфликта] - развод» , - говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).

Семейное единство, которое стало ослабевать на уровне чувств или вследствие жизненных проблем как личного, так и любого иного характера, должно быть восстановлено. Заключительный Божий посланник говорил:

«Верующий не станет ненавидеть верующую (верующий муж не будет ненавидеть верующую жену)! [Пусть в нем, муже, не появляется чувство ненависти к ней, жене!] Даже если что-то в ней вызывает у него недовольство [например, скверный характер, невоспитанность в чем-то], то другими качествами [ее религиозностью, например, красотой или целомудрием] он доволен» . В Коране сказано: «А если что-то вам не понравится в них [например, тяжелый характер, вредные привычки, наклонности; обнаружатся физические недостатки и т. п.], то [учтите, примите во внимание], что в том или ином, порицаемом вами, Аллах (Бог, Господь) может заложить много блага. [Никоим образом не спешите разрушать семью, проявите терпение и благоразумие, ведь вы и сами не идеальны]» ().

Если же исчерпаны все возможности сохранения семейных уз и нет надежды на примирение, брак может быть расторгнут, но только при соблюдении установлений Священного Корана и Сунны Пророка. Однако и в этом случае исламское право, которое основано на Божественном Откровении, проявляя гибкость и гуманность, позволяет супругам использовать шансы на восстановление супружеского союза до того момента, как развод станет окончательным. Воспользоваться такой гибкостью шариатских канонов - неотъемлемое право каждого человека. В этом заключена сокровенная мудрость Того, Кто установил брак между мужчиной и женщиной как часть земного миропорядка.

Заявление мужа о намерении развестись с супругой («я дал тебе развод», «ты разведена») служит началом бракоразводного процесса.

Смысл удлинения процедуры и ограничения ее жесткими рамками состоит в необходимости всесторонней оценки принимаемого решения и, в случае признания его скоропалительности и ошибочности, восстановления супружеских уз.

Получив развод (например, после произнесения слов «ты разведена», «я развелся с тобою»), женщина может выйти замуж только по истечении трех менструальных циклов (примерно через три месяца), которые в том числе показывают, есть ли у нее беременность от прежнего мужа или нет.

Однако имеются некоторые нюансы:

1. Если муж с женой развелись, так ни разу с момента женитьбы и не вступив в половую связь, то разводного периода для этой женщины не существует (см. Св. Коран, 33:49). Она может уйти, получив лишь один развод, после которого бывший муж сможет ее вернуть, если она будет согласна и не выйдет к тому времени за другого. А вот если их развод проходил в три этапа (озвучены все три развода), тогда - уже нет.

2. Для тех, у кого нет месячных (по старости или иным причинам), разводный период продолжается ровно три месяца (см. ).

3. Если женщина беременна, то завершением разводного периода для нее (после получения одного из трех разводов от мужа) будет рождение ребенка, даже если это произойдет через день после получения первого, второго или третьего разводов (см. ).

Для всех остальных случаев разводный период - истечение трех менструальных циклов .

Коран о разводе

«Разведенные женщины находятся в ожидании три менструальных цикла [примерно три месяца с момента дачи развода]. Не допускается сокрытие ими того, что в их утробе из сотворенного Аллахом (Богом, Господом), если веруют они в Него и в Судный День. [Если, к примеру, они беременны от супруга, с которым разводятся, но не желают афишировать это, намереваясь быстрее выйти замуж снова, то не имеют права поступать так. Их разводный период завершается с рождением ребенка.] Мужья имеют преимущество [им следует хорошенько подумать и, возможно] вернуть супругу до истечения срока , если желают [тем самым] исправить положение дел в лучшую сторону [если оба видят в этом позитивную перспективу]. [Семейные] обязанности есть как на мужьях перед женами, так и на женах перед мужьями, и все это в рамках морали (нравственности; в соответствии с общепринятыми нормами порядочного поведения и воспитанности). [Мужчины обязаны вести себя разумно и ответственно, не ущемляя права жен, не злоупотребляя своим старшинством в семье, а тем более не применяя силу .] Мужья являются старшими (главенствующими) в семье. [Жене следует уважать мужа и почитать его, но супруг, как например и руководитель государства, может, используя предоставленные ему полномочия, оказаться тираном, ослепленным властью и силой, а может быть и благодетелем, ощущающим пред Богом свою ответственность и не теряющим из виду собственные обязательства.] Аллах (Бог, Господь) Всемогущ [любого тирана и притеснителя рано или поздно поставит на место] и бесконечно Мудр. [Вся мудрость переплетения обстоятельств и неоднозначности событий изначально известна лишь Ему, люди же могут только предполагать, настраивая себя на тот или иной лад, делать выводы (порой поспешные), реальные же итоги зачастую становятся ясными лишь через годы или десятилетия. А потому человек должен подходить к совершаемому серьезно и внимательно, тогда не будет опечален ни в мирском, ни в вечном.]

Разводов [когда можно еще сохранить целостность семьи] - два. [Первый и второй разводы являются как бы незавершенными, а вот третий - окончательный.] [При возникновении внутрисемейной конфликтной ситуации, дав один или два развода] муж [как глава семьи] либо удерживает свою жену в рамках общепризнанных моральных норм [без применения насилия и притеснений; учитывая каноны, законы и традиции, то есть восстанавливает семейные отношения, пока не истек срок], либо [сохраняя и свое достоинство, и достоинство женщины] благородно освобождает ее от брачных уз [не препятствуя ее уходу по завершении соответствующего срока]. Недопустимо для вас [мужей] брать обратно что-либо [даже незначительное] из того, что вы дали (даровали) им [женам своим ранее], кроме как если есть обоюдное опасение нарушить Божьи заповеди [то есть в случае нарастания напряженности, появления конфликтов и ссор, когда жена просит, требует расторгнуть брак и при этом ведет себя аморально ]. И если вы опасаетесь нарушения Божьих заповедей [когда накаляется внутрисемейная обстановка, разрушаются нормы взаимоуважения и жена уже не видит перспективы семейного счастья и благополучия со своим мужем, например возненавидела его], тогда нет греха на них обоих, если супруга попросит расторгнуть брак, «откупившись» чем-то [освободив себя от семейных уз и обязательств возвращением мужу полностью или частично того свадебного подарка (махра), который был передан ей во время (а также до или после, если его передача была отсрочена) бракосочетания]. Таковы границы, определенные для вас Богом, не переступайте же их! Кто же переступает границы [благородства в поведении и правильности во взаимоотношениях, особенно внутри семьи], те - грешники (притеснители, тираны).

Если муж развелся с женой [если даны все три максимально возможных в одной семье развода, что занимает не один месяц и дает семейной чете возможность все внимательно обдумать и взвесить], то они [теперь бывшие муж и жена] уже больше не имеют права восстановить семейные отношения, пока она [по своему желанию и выбору] не выйдет замуж за другого. [Женщина не «привязана» к своему мужу, она не игрушка в его руках, а потому, если дан и первый, и второй, и третий окончательный разводы, каноны обязывают ее родственников и окружение найти другого подходящего для нее мужа. Именно обязывают! Тот, с кем она развелась, не имеет уже никаких преимущественных прав на нее.] А если так получится, что и со вторым мужем [пожив с ним полноценной супружеской жизнью, но не найдя, к примеру, семейного счастья и взаимопонимания] они разведутся [выполнив все процедуры развода], то нет греха ни на ней, ни на первом муже, если она [по своему желанию] вернется к нему [предварительно проведя все необходимые брачные мероприятия], когда оба считают, что имеют серьезные намерения пред Богом не нарушать границ [морали и нравственности, очерченных] Им. Это - Божьи границы [Его законы], которые Он разъясняет для людей знающих [особенно для тех, кто специализируется в области богословия, дабы могли они консультировать людей по интересующим их практическим семейным и бракоразводным вопросам].

Если вы дали развод своим женам [к примеру, один] и подходит к концу срок [до наступления которого вы можете еще вместе с ними передумать и сохранить семью, а это в случае, когда дан лишь один или только два развода], тогда [определяйтесь:] либо вы [мужья] удерживаете (оставляете) их своими женами в рамках общепринятых моральных норм [без применения насилия, притеснений и по обоюдному согласию], либо [сохраняя свое и их достоинство] благородно освобождаете от брачных уз [не растягивая процедуры и давая возможность выйти замуж за другого ]. И никоим образом не удерживайте их, стараясь навредить им удлинением срока [возвращая их до истечения срока после первого и второго разводов, не имея при этом серьезного намерения сохранить семью]. Кто же [ведомый своим эго и иными неблагородными человеческими чувствами] поступает так [из принципа не дает развод, растягивает процедуру, хотя вроде бы все решено и нет перспектив совместной жизни], тот, поистине, притесняет самого себя [наносит вред на самом-то деле себе, ведь рано или поздно он получит по заслугам, Божье возмездие настигнет его, где бы он ни был]. Знамения Аллаха (Бога, Господа) [к чему относятся и строки Священных Писаний] не могут быть предметом насмешек (издевательств, глумления и пренебрежения). [Не вздумайте так относиться к ним!] Вспомните о тех благах, которыми одарил вас Аллах (Бог, Господь), о Книге, ниспосланной вам [о Священном Коране] и о [Божественной] мудрости, которыми вы наставляемы (назидаемы). Бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [страшитесь совершать что-то греховное, особенно когда это касается тех, кто слабее вас или находится под вашей опекой, на вашем попечении]. Знайте, Ему известна любая мелочь [из мира людей, джиннов, ангелов; из макро- и микромиров. Он знает даже то, что шепчут вам ваши души ].

Если вы [мужья] дали развод своим женам [один развод или два] и наступил срок [когда жены уже могут выйти замуж за другого мужчину, то есть разводный период подошел к концу], то пусть они [родственники жены] не препятствуют [новому] замужеству с бывшим мужем [желающим жениться, со всеми процедурами: проведением бракосочетания и передачей дорогого свадебного подарка (махра)], если они [уже бывшие муж и жена, ведь разводный срок закончился] благочестиво пришли к обоюдному согласию [если имеют серьезные намерения стать на всю последующую жизнь любящими друг друга и уважающими мужем и женою]. К этим [вышеприведенным] наставлениям [о тонкостях бракоразводного процесса и взаимоуважении как во время брака, так и в процессе его расторжения] прислушаются те, кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и [неотвратимость] Судного Дня [то есть те, кто имеет достаточно веры и осознает, что даже пылинка зла не уходит в никуда, а возвращается обратно, словно бумеранг, за исключением тех случаев, когда человек раскаялся пред Богом и исправился, тем самым восполнив ранее нарушенное]. Это - лучшее для вас и самое чистое (благодатное) [будьте взаимно вежливы, чтите права и свободы друг друга как в период супружеской жизни, так и в период развода]. Аллах (Бог, Господь) знает, а вы [очень даже многого] не знаете» ().

*

«Пророк, если кто-то из вас [верующих, намеревается] разводиться , то пусть разводится в срок [не затягивает с этим, создавая супруге неприятности]. Берегите срок! [Внимательно относитесь к тому, когда вы разводитесь с женою, ведь не всякий день подходит для этого, подходит лишь - «чистый период» (по завершении менструального кровотечения), в течение которого вы не имели еще интимных отношений с супругой. А если между двумя следующими один за другим разводами имели место быть супружеские интимные отношения, тогда после очередного произнесения мужем формулировки о расторжении брака разводный срок вновь составляет три менструальных цикла . Будьте внимательны к тому, когда он (срок) заканчивается.] Бойтесь Аллаха (Бога), Господа вашего! [Во внутрисемейных взаимоотношениях и в разрешении конфликтов ведите себя мудро и сдержано, верно и пунктуально!] Не выгоняйте их [жен ваших] из их домов, пусть не покидают дом [пусть живут с вами и обеспечиваются вами на протяжении всего разводного периода (примерно три месяца)], кроме как если совершили явно аморальный (безнравственный) поступок [например, изменили мужу]. Это - границы, [очерченные для вас] Богом. Кто преступает Божьи границы [разводится как ему вздумается и когда ему вздумается, не принимая в расчет того, как это должно начинаться и как заканчиваться], те притесняют самих себя [на самом-то деле вредят лишь самим себе]. Ты [человек] не знаешь [чем тот или иной поступок может обернуться], а ведь Господь может после этого преобразить положение дел. [Все быстро меняется, а потому не стоит торопиться разрушать семейные узы, ломать - не строить. Лучше каждому работать над собою, что всегда актуально и полезно. И если все-таки совместная жизнь стала невыносимой и нет иного пути, нет выхода из сложившегося затруднительного положения, то, с благословения Господа миров, развод может явиться неожиданным поворотом к лучшему, как для мужа, так и для жены].

Если подходит к концу срок [в три месяца (три менструальных цикла), по истечении которого женщина может (1) выйти замуж за другого либо (2) вновь вернуться к мужу - при условии, что это был первый или второй озвученные им «незавершенные» разводы, но в данном случае уже заново проводится бракосочетание и передается новый ценный свадебный подарок], то вы или возвращаете их [своих жен (до истечения срока - без специальных процедур, но при свидетелях)] в соответствии с общепризнанными моральными нормами [то есть с их согласия, имея наилучшие намерения преодолеть сообща конфликт и недопонимание], или расстаетесь с ними (покидаете их) в соответствии с общепризнанными моральными нормами [даете им возможность благополучно покинуть вас и начать новую семейную жизнь, забрав из общего и личного имущества все то, что жене по праву принадлежит. При любом раскладе вы обязаны быть благородны, великодушны и вежливы!].

Пусть присутствуют два справедливых свидетеля из числа вас [при озвучивании вами формулировки о разводе, каковых может быть за всю семейную жизнь с одним человеком не более трех, а также - при непосредственном определении вами семейной перспективы ближе к окончанию срока: расходитесь ли вы по завершении разводного периода или восстанавливаете семейные отношения, воспользовавшись тем, что дан лишь один или только два развода] . И пусть [свидетели] дают [правдивые] свидетельские показания ради Всевышнего [если будет на то необходимость]. Назидательную пользу из всего этого извлекут те, кто уверовал в Бога и Судный День.

Кто набожен пред Аллахом (Богом, Господом) [следует нормам нравственности, переданным через пророков и развитым праведниками; обязателен в меру сил и возможностей в выполнении предписаний; сторонится явно запретного; следует законам и закономерностям, установленным Творцом в этом мироздании], тому Господь непременно предоставит спасение (выход) [из на первый взгляд безвыходной ситуации, неразрешимой проблемы, непреодолимой беды, нестерпимой боли] и обязательно наделит (одарит) его уделом [интеллектуальным, духовным или материальным достатком] оттуда, откуда он его и не ожидает [откуда он даже и не предполагает, не рассчитывает его получить]. Кто полагается на Аллаха (Бога, Господа), тому Его достаточно. Воистину, Он довершает (завершает) желаемое Им. Он [Господь миров] определил для каждой вещи кадр « .

Те из женщин, у кого уже нет месячных (нет регул) либо пока еще нет, если сомневаетесь, то их [разводный] период - три месяца. Срок же беременных [окончание их разводного периода] - рождение ребенка. Кто проявляет трепет пред Аллахом (Богом, Господом) [поступая верно, правильно, в соответствии с канонами и моралью], тем непременно дается легкость в делах [все преодолевается легко и завершается в их пользу].

Это - Божье повеление, низведенное вам. Кто набожен, тому Аллах (Бог, Господь) непременно [по итогу благодеяний и верности поступков даже в столь стрессовых обстоятельствах, как развод, а также в результате раскаяния и исправления ошибок] прощает прегрешения и увеличивает (множит) воздаяние.

Селите [о мужья] их [своих жен, находящихся в разводном периоде] там же, где сами живете из имеющегося [учитывая вашу состоятельность]. Не доставляйте им неприятностей (не причиняйте вреда) [в вопросах материального обеспечения и в предоставлении жилья], стараясь ущемить их (притеснить) [дабы сбежали от вас как можно быстрее, ничего не прося и ничего своего не беря]. Если они беременны, тогда обеспечивайте их материально на протяжении всего периода беременности, пока не родят. Если они [жены, с которыми вы развелись] согласятся кормить ребенка грудью, то передайте им за это надлежащие вознаграждения . Договаривайтесь между собою в соответствии с общепринятыми нормами. [Не обижайте друг друга и не завышайте требования; будьте взаимоуважительны и великодушны.] Если возникнут трудности [в нахождении общего языка и взаимопонимания], тогда ребенка будет кормить другая женщина [переговоры с которой пройдут успешно].

Человек с достатком пусть тратит (расходует) согласно своему достатку! [Пусть проявляет щедрость в разводный период и не жадничает, а также не игнорирует вопрос последующего материального обеспечения детей.] У кого же удел ограничен, тот пусть тратит из того, что предоставлено ему Богом [то есть из имеющегося]. Аллах (Бог, Господь) не вменяет душе в обязанность то, что больше предоставленного ей [во временное, земное пользование из сил, средств и материальных благ]. Через некоторое время после трудности [которую важно умно и мудро преодолеть] Он [Господь миров] дает легкость. [Обстоятельства изменчивы. Если умеете верно распоряжаться малым, добропорядочно преодолеваете появляющиеся на вашем пути трудности, тогда Божья милость и щедрость не заставят себя долго ждать, если есть в новом повороте судьбы благо для вас и польза]» ().

Варианты развода, допустимые Кораном и Сунной

Люди сталкиваются с различными жизненными обстоятельствами. В свете разъясненных выше аятов приведем наиболее простой вариант расторжения брачного союза. Муж проговаривает только один развод (в чистый период, когда не было интимных отношений с женою), жена выжидает три менструальных цикла, не имея половых отношений с мужем, и после (по истечении срока) получает возможность выйти замуж за другого мужчину, отношения с первым подходят к логическому концу. Но в этом случае жена в последующем может сойтись с первым мужем, причем даже после завершения разводного периода (ведь дан был лишь один развод или, например, только два), если вместе они решат, что поторопились, и серьезно вознамерятся впредь подобного не повторять. При этом им необходимо будет заново вступить в брак, проведя бракосочетание со свидетелями и передачей жене нового свадебного подарка (махра).

Есть другой вариант, когда поэтапно проговорены все три формулировки о прекращении семейной жизни. В каждый из трех чистых периодов, следующих один за другим, дается один развод; на третий чистый период дается третий и окончательный развод, после которого супруги становятся чужими друг другу людьми: жену невозможно вернуть, кроме как после ее полноценного брака, семейной жизни и развода с другим, желанным ей и любимым человеком. С дачи первого развода проходит три менструальных цикла. Между разводящимися на протяжении всех этих месяцев недопустимы какие-либо интимные отношения. Соответственно и развода оговорено три, и разводный срок для них подошел к концу .

Ответы на вопросы по теме развода

После первого развода супруги решили возобновить брак. Есть ли при повторном никяхе (бракосочетании) необходимость присутствия свидетелей, опекунов?

Да, необходимо. Условия остаются все теми же, без изменений.

Уточню, что повторный никях в вашей ситуации следует провести в том случае, если после произнесения первого развода истек разводный срок (прошло примерно три месяца).

Во время разводного периода, длящегося три месяца, материальные затраты на жилье, одежду и питание жены возлагаются на мужа. А есть ли какая-нибудь причина, по которой муж может не обеспечивать жену эти три месяца? Хотя он зарабатывает более $3000.

Отказ от ее материального обеспечения может иметь место в том случае, если поведение жены явно выходит за рамки общепринятой морали и нравственности. В Коране сказано:

«Не выгоняйте их [жен ваших] из их домов, пусть не покидают дом [пусть живут с вами и обеспечиваются вами на протяжении всего разводного периода (примерно три месяца)], кроме как если совершили явно аморальный (безнравственный) поступок [например, изменили мужу]» (см. ).

Если же поведение супруги не выходит за рамки нравственности, тогда муж великодушно обязан обеспечивать ее в меру своих возможностей. В Коране сказано:

«Человек с достатком пусть тратит (расходует) согласно своему достатку! [Пусть проявляет щедрость в разводный период и не жадничает, а также не игнорирует вопрос последующего материального обеспечения детей.] У кого же удел ограничен, тот пусть тратит из того, что предоставлено ему Богом [то есть из имеющегося]» (см. ).

Мой молодой человек, мусульманин, начинает процесс развода со своей женой, с которой не живет уже более полугода. Я прочитала много источников по этому поводу, но меня интересует: должен ли муж фактически жить со своей женой во время бракоразводного процесса? Или же достаточно личного присутствия только во время произнесения формулы развода? Вера, 25 лет.

В его случае жить с ней на период бракоразводного процесса он не обязан (так как более полугода они уже не живут вместе). Но серьезная желательность этого все же имеется, особенно когда есть хоть малая надежда на восстановление семейных отношений.

Важно личное присутствие во время произнесения формулы развода и наличия при этом двух свидетелей-мужчин.

Но замечу: разводящийся супруг должен в первую очередь предоставить жене именно свое жилье на разводный период («селите их там же, где сами живете из имеющегося »). Материально обеспечивать в эти месяцы - обязан.

Я и мой муж разных национальностей, и поэтому он решил дать мне развод. Он уехал к себе на родину, позвонил оттуда и сказал, что я ему больше не жена, что он со мной разводится, и прибавил: «Нам с тобой не по пути». Он говорит, что достаточно один раз это сказать, и я ему не жена. Но знаю, что в Коране написано о двух незавершенных и последнем окончательном разводе. Надо ли мне связываться с ним и просить, чтобы он через месяц опять это сказал, и потом опять? Он ко мне больше не вернется. Он там женится на девушке своей национальности. Айла.

Через месяц после первого проговаривания формулы развода муж должен проговорить ее еще раз, а через месяц после этого - дать третий заключительный. Это применяется в том случае, когда муж и жена желают развестись, но все же в их намерениях присутствует нерешительность: сохранить ли брак или расторгнуть. То есть им предоставляется время на раздумье, тем более что развод крайне порицаем и инициировать его следует лишь все обдумав и взвесив. Временные браки в Исламе запрещены, а развод - это крайняя мера, предпринимаемая если взаимопонимание в семье полностью нарушено и каждый живет сам по себе.

В вашем же случае, когда нет желания думать о перспективе и все уже решено, можно ограничиться одним разводом, после которого через три менструальных цикла вы имеете полное право выйти замуж за другого желанного вам мужчину.

Я с мужем разведена через суд. Есть выписка из решения суда о разводе, но в паспортах нет отметки о разводе. Сейчас мы снова вместе, скоро родится ребенок. Считается ли наш развод действительным? Надо ли заново идти расписываться или необязательно, если в паспорте есть штамп о браке? Ольга, 28 лет.

Если завершенного трехэтапного мусульманского развода у вас не было, тогда можно думать о сохранении семьи, считая развод по светскому законодательству незавершенным. Приоритет в Исламе именно в сохранении целостности семейных уз, когда есть перспектива добрых, теплых и уважительных отношений.

Что касается штампа в паспорте, то он должен быть действительным, а потому если для этого необходимо повторно расписаться, тогда придется сходить в загс.

Правда ли то, что расторжение брака в загсе равносильно его расторжению по Исламу, несмотря на то, что намерения такого не было, а причина была в другом? Семья продолжает счастливо проживать в браке, как и до официального развода. Шамхан.

Неправда, в данном случае они (расторжение брака в загсе и в соответствии с канонами Ислама) не равносильны.

Брак пред Богом - это серьезно. Важно намерение человека - собирался он разводиться или нет.

Я развелась с мужем шесть лет назад, через полгода он женился. Я хочу выйти замуж снова, но он мне всего лишь раз сказал «развожусь». Причем я его вообще не вижу. Приходится ли он мне мужем на сегодняшний день? Лейла, 23 года.

С того момента, как он дал вам один развод, прошло более трех месяцев, а потому вы разведены и спокойно можете выходить за того, за кого пожелаете.

1. Имеет ли муж право развестись без присутствия жены и при каких обстоятельствах?

2. Если после развода муж угрожает бывшей жене смертью, разве по Исламу это не грех? Регина.

1. Он не может развестись без ее присутствия, так как развод дает не себе, а своей жене. Развод по Исламу - это непростой процесс, не детская «игра в семью». Муж приглашает двух свидетелей-мужчин и при них дает вам развод. В Коране сказано:

«Пусть присутствуют два справедливых свидетеля из числа вас [при озвучивании вами формулировки о разводе]» (см. ).

2. Если муж с женой развелись, то она для него чужой человек и посещать ее он не имеет права. Запрещать выходить замуж за другого он также не вправе. Если бывший муж мешает вам спокойно жить, то вы можете защищаться от его вмешательств и притеснений всеми законными способами, вплоть до судебного или уголовного преследования.

Если муж пьет, гуляет и его жена около года уже с ним не живет, является ли она его законной женой? Если они снова захотят сойтись, нужно заново провести никях (бракосочетание)? Венера.

Если не были проговорены слова развода, то она является его законной женой, независимо от того, сколько времени они не живут вместе. Продолжительная разлука не расторгает брак, а потому нет необходимости в новом никяхе.

Ситуацию, подобно вашей, лучше не оставлять в неопределенности, а найти наиболее оптимальное решение для выхода из нее.

Одна из моих лучших подруг год назад вышла замуж. Они разной национальности, но оба мусульмане. В процессе их совместной жизни у них появилась прекрасная дочка, но отношение мужа к жене оставляло желать лучшего (он частенько ее бил). Она никому не рассказывала, что у них в семье творится, думала, все утрясется, но не выдержала и ушла от него с ребенком. Правильно ли она сделала с точки зрения Ислама? Ч.

Если муж бьет и притесняет, то жена, конечно же, имеет полное право уйти от него, потребовав хотя бы одного развода или проведя эту процедуру через суд, госорганы, например загс, подав заявление о разводе.

Я уже три месяца как развелась, вернулась домой. Правда, мой муж не дал мне развода, как подобает. Я ушла в Рамадан, к тому же беременная, потому что жить вместе было уже просто невозможно. Мой муж (уже бывший) поставил мне условие: если я не вернусь домой, то мы разведены. И я не вернулась. Тогда он сказал, что между нами все кончено, и оставил меня с ребенком.

С первого дня беременность у меня была тяжелая, врачи говорили, что лучше сделать аборт, иначе мы с ребенком можем пострадать, но я не согласилась, решила изо всех сил сохранить. Когда муж мне сказал, что я могу забрать вещи, я была еще беременная. Мои родные забрали мои вещи, и свекровь, когда отдавала вещи, проклинала меня! Через месяц я потеряла ребенка.

Я хотела спросить: 1) должен ли был муж дать мне развод как положено (он до сих пор не приехал со свидетелями и не оставил меня); 2) имел ли он право развестись со мной в период беременности; 3) меня в жизни никто не проклинал ранее, дойдут ли до меня эти проклятия? 4) И последний вопрос: он неделю назад привел первую жену, не оставив меня, это правильно? Жания, Казахстан.

1. Ему следует прийти со свидетелями и дать вам хотя бы один развод.

2. Да, канонически это возможно, но с точки зрения мусульманской морали - крайне порицаемо и легкомысленно. Такого рода поступки указывают на низкий уровень осознания ответственности пред Богом.

3. Не думайте об этом, и озвученные ею проклятия обойдут вас стороной.

4. И что? Ваша жизнь продолжается, а потому забудьте о нем. Все хорошее у вас впереди, если умело закроете эту страницу жизни, набравшись опыта и житейской мудрости.

Мы с моим мужем были женаты долго и очень любили друг друга. Я продолжаю его любить, он был единственный и остается им до сих пор. Но получилось так, что его родители настояли на разводе. Он не хотел разводиться со мной, мы решили, что он даст развод, но без намерения, чтобы нас оставили в покое. Его родители отправили в качестве свидетеля своего человека, чтобы он при нем сказал мне, что я разведена. Первый раз он мне сказал это, потом мы продолжали жить как муж и жена. Во второй раз, через месяц, опять при том же свидетеле он мне это сказал. Но перестал приезжать и прикасаться ко мне. На мои вопросы: «Что с тобой, может, ты меня обманываешь и разводишься на самом деле?», он отвечал, что нет, что он очень меня любит, просто психологически находится в тяжелом состоянии, ведь приходится обманывать родителей. Я, естественно, его поняла и поддержала. Через месяц он сказал мне, что я разведена в третий раз. В итоге мне все это надоело и я сказала, что так больше не могу, чтобы дал мне настоящий развод, а он мне ответил: «Я тебе уже сказал три раза, что ты разведена, пусть будет так».

Я не знаю, разведена я или нет, я все еще продолжаю любить его, но боюсь, что прошлого не вернуть, его быстренько женили. И теперь у него все, надеюсь, благополучно. Ко мне сейчас сватается хороший парень, мой любимый муж об этом не знает. Возможно, если узнает, предпримет какие-то меры, но я не знаю, ответить тому парню «да» или «нет». Жена ли я, любима ли я, хочет ли муж меня вернуть? Я в полном замешательстве. Л.

Вы разведены. Забудьте о бывшем муже, причем навсегда. Вырвите с корнем все чувства к нему и выбросьте из сердца и души. Постарайтесь понять и уяснить: его больше не существует в вашей личной жизни.

Если после проговоренной во второй раз формулы развода, до которой у вас были интимные отношения, насколько можно понять из письма, прошло три месяца и таких отношений больше не было, тогда вы спокойно можете выйти замуж за другого человека.

Окружающие люди нередко сильно меняют ход мысли человека, даже если поначалу он не хочет воспринимать их всерьез. К тому же те, к кому мы питаем положительные чувства, порой, в силу разных причин и обстоятельств, не в состоянии их разделить, и для верующего появляется очередной шанс на глубину этих чувств наполнить свой душевный сосуд благоухающей живительной водой веры, дающей нам силы идти к достижению новых появившихся перед нами целей и задач. Жизненных сил вам и счастья! Жизнь не останавливается, и вы не останавливайтесь.

Может ли быть поводом для развода следующая ситуация: мне родители сказали, что надо уезжать на родину, а жена не хочет ехать ни при каких обстоятельствах, но я не могу отказать родителям. Могу ли я принести в жертву свои супружеские отношения ради родителей?

Зачем сразу разводиться?! Из-за какого-то временного вопроса вы сразу начинаете думать о разводе? Вы стали семьей, и это на всю жизнь. Порядочные люди так просто не сбрасывают с себя обязанности и ответственность. Найдите временный компромисс. Молите Всевышнего, чтобы он помог вам сохранить послушание родителям и целостность семьи. Будьте тонким и мудрым дипломатом, сохраняющим и развивающим, а не разрушающим.

Мне муж дал развод, прислав на мобильный sms-сообщение, где написал три раза: «Ты мне не жена!» Считается ли это разводом?

Если муж написал трижды «талак» во время ссоры в переписке по WhatsApp, считается ли, что никях уже расторгнут, что они развелись?

Сложно однозначно сказать. Развод - это ведь не телефонный розыгрыш, а очень серьезный и ответственный шаг. Мне сложно понять вашего мужа, его действия напоминают поведение человека, которому нет еще и пятнадцати лет. Серьезный, благоразумный мужчина не стал бы так себя вести в столь ответственном вопросе.

Если намерение его о разводе на самом деле имеет место быть, если он непосредственно вам (при свидетелях) проговорит «ты разведена» и сделает это (в соответствии с Сунной Пророка) сначала один раз, через месяц - второй, а на следующий - третий, тогда ваш брачный союз однозначно будет расторгнут. Либо он может дать вам один развод, после чего пройдет разводный период (три менструальных цикла), вслед за которым вы сможете уже выйти замуж за другого.

Что делать, если я хочу развестись со своей женой, но не в состоянии выплатить ей всю сумму махра? И как поступить, если, например, жена отказывается от махра?

Если именно вы являетесь инициатором развода, то на вас лежит обязательство выплатить обещанный при бракосочетании махр (свадебный безвозмездный дар). И если не сразу, так постепенно. Напишите долговую расписку с обязательством на протяжении определенного срока ежемесячно выплачивать конкретную сумму.

Муж одной мусульманки сказал ей, что хочет развестись. Прежде чем сделать это, надо было уладить кое-какие проблемы. Когда все было улажено и наступил сам момент развода, то он не произнес слова «ты разведена» при свидетелях, как полагается, хотя жена настаивала на их произнесении. Эти люди живут отдельно друг от друга уже два года. Считаются ли они разведенными? Или все же ему необходимо произнести слова о разводе при свидетелях?

Ему необходимо произнести слова развода при свидетелях.

То, что они уже два года живут порознь, никак не влияет на брак. Да, жена имеет полное право подать на развод. А вот муж, оставляя супругу в таком подвешенном состоянии, совершает явный грех. Если они решили развестись, тогда дать развод - его прямая обязанность пред Богом.

Люди, к сожалению, быстро забывают хорошее, да к тому же скупы не только на бескорыстное совершение благодеяния, но даже на пару слов, которые должны проговорить ввиду взятых на себя ранее обязательств. В Коране сказано:

«[Учтите, что] в душах людских много скупости (жадности) [люди, к примеру, не любят слушать собеседника, который им неприятен на данный момент, не говоря уже о том, чтобы уступить ему, уважать его, любить]. Если вы творите добро [умеете злобные и истеричные чувства преобразовать в доброту друг к другу и вежливость; разрушительную энергию стараетесь перевести в созидательное русло] и боитесь Бога [поступать недобропорядочно, грубо, особенно по отношению к тем, кто находится на вашем попечении и под вашей опекой], истинно, Аллаху (Богу, Господу) ведомы все ваши деяния [за благое Он воздаст вам соответствующим благом в мирском и в вечном, а за зло и безответственность - тем, чего заслуживаете. Не забывайте, все вернется к вам тем же]» (см. ).

Во время развода с мужем, когда трехмесячный срок еще не истек, как себя должна вести женщина? Можно ли общаться с мужем, может ли он ее навещать, можно ли ходить без платка перед ним?

Пока не истек разводный срок, все может оставаться по-прежнему, кроме любования женою и интимных отношений. Этот период она живет у мужа и полностью обеспечиваема им. Они могут еще восстановить семейные отношения, пригласив двух свидетелей и озвучив при них свои намерения. Если же истек разводный срок первого или второго разводов либо уже дан третий развод, тогда разведенные становятся чужими друг для друга, а потому ни посещений, ни оголений ‘аурата быть не может.

Поясните, пожалуйста, следующие моменты касательно развода:

1. Как происходит «возвращение» жены мужем, если она не хочет возвращаться?

2. Когда муж говорит жене «я развожусь с тобой» один раз, он потом обязан сказать «я развожусь с тобой» второй раз или его молчание будет подтверждением того, что он разводится второй раз?

1. Если жена не хочет, значит может не возвращаться. В Исламе нет принуждения.

2. Он должен именно сказать и при свидетелях, если желает того.

Я принял Ислам около двух месяцев назад, до этого был православным христианином. Был женат, у нас с женой есть ребенок, дочка двух лет. Я развелся со своей женой пять месяцев назад (она также православная). Примерно через месяц после этого я стал встречаться с другой девушкой и имел с ней близость. Чуть позже стал интересоваться Исламом, читал книги, искал информацию. Я понял, что Ислам - это та религия, которая близка мне, и принял его. После этого еще несколько месяцев я продолжал встречаться с той девушкой, хотя и понимал, что совершаю прелюбодеяние. Затем я раскаялся в содеянном и расстался с ней. Но она беременна от меня, хочет сделать аборт. Я согласен с ее решением, хоть это и очень нелегко. Эту девушку я не люблю и не желаю создавать с ней семью.

Я по-прежнему люблю только свою бывшую жену. Наши с ней отношения в последнее время стали лучше. Она рассказала, что тоже еще любит меня, но не может простить, потому что в результате волнений, вызванных нашим расставанием, у нее произошел выкидыш, а мог бы быть второй ребенок, но я об этом даже не знал. Она говорит, что хочет восстановить семью. Я также не представляю рядом с собой другой женщины, кроме нее. Я и моя бывшая жена хотим быть вместе и воспитывать дочь.

Я читал о том, что могу снова взять ее в жены только после того, как она выйдет замуж за другого человека и он даст ей развод. Так ли это в моей ситуации, ведь когда мы расстались, я еще не был мусульманином. Как я могу теперь поступить, чтобы вернуть ее? В., 24 года.

Так как на период развода вы еще не были мусульманином, на вас не распространялись мусульманские каноны, да и полноценного трехэтапного развода у вас также не было.

Раскаявшись в грехах (сожительство, аборт, нервотрепка), примите меры (работая над собою и хоть что-то меняя в себе, в жизни), дабы при «хорошей» возможности не повторить их снова.

Я сомневаюсь в действительности никяха. Со стороны невесты, то есть с моей, была одна девушка, со стороны мужа - двое мужчин и мулла. Никях читал мулла в отдельной комнате. Сначала с мужем, потом со мной. Муж дал символическую сумму в качестве махра. Спустя месяц муж решил развестись со мной, я уехала в свой город, он не обеспечивает меня. Сейчас я встретила хорошего мусульманина, и он хочет жениться на мне. Нужно ли ждать три месяца? И как поступить в этой ситуации? Аниса.

Если с мужем была близость, тогда необходимо ждать три месяца с того момента, как он дал вам развод. Готовьтесь к новому замужеству, например, подумав о брачном договоре, учитывая прежний опыт. Три месяца быстро пролетят, и в том числе они подтвердят серьезность намерений нового претендента.

Мы с женой расстались семь месяцев назад. Бракоразводный процесс еще не завершился. Детей не имеем. Брак в свое время регистрировался в загсе, никях не заключали. После расставания я начал совершать намаз, стараюсь быть правильным мусульманином. Недавно познакомился с девушкой-мусульманкой, хотим с ней пожениться по шариату, прочитать никях. Могу ли я это сделать, не дожидаясь завершения своего бракоразводного процесса? Ведь в моем случае не было никяха. И сможет ли считаться девушка, на которой я хочу жениться, моей истинной первой супругой по шариату (это для нее очень важно)? Болат, 25 лет. Казахстан.

Вы можете жениться. Первой считается та, что была первой. Разводный процесс с нею доведите до конца (официально, по документам). Брак со второй зарегистрируйте в том числе и в загсе.

Советую лично вам: меньше богословских терминов, больше благонравия в реальной жизни, ответственности пред Богом и постоянства в выбранном вами пути (самосовершенствование, религиозная практика, карьера, семья и т. п.).

Мне 25 лет, я работаю участковым. Пять лет назад я познакомился со своей будущей женой. Подружив некоторое время, мы расстались по моей инициативе, так как я не был готов к серьезным отношениям, был молод (20 лет), учился на первом курсе института. Четыре года мы не общались, все это время она продолжала меня любить, думала только обо мне, болела мной. Мой образ жизни очень насыщен: я занимаюсь спортом с детства, у меня много уважающих меня друзей, которые не пьют, не курят, такие же активные. После окончания института я случайно встретил мою будущую жену, после чего мои мысли были только о ней, что для меня неестественно. Обычно я всегда думаю, руководствуюсь разумом, а не чувствами. Возможно, это был даже приворот, я как-то раз видел у нее книгу о магии.

Во время встреч она была приветлива, скромна, проявляла уважение к моим родителям. После свадьбы все изменилось - стала раздражительной, озлобленной, запрещая мне ходить на тренировки, встречаться с друзьями, ревнуя меня ко всему, хотя я повода не даю. Чтобы сохранить нормальный климат в семье, я перестал ходить на тренировки, редко стал видеться с друзьями. Перед месяцем Рамадан я начал совершать намаз, держал уразу, был рад этому, своей радостью делился с женой, но встречал непонимание. Сама она христианка. В праздник Ураза-байрам случился конфликт, который назревал с самого начала семейной жизни. Она считает меня ненормальным, говорит, что выходила замуж за нормального, а не помешанного на религии. Моя мама недавно встала на намаз, она очень доброжелательно относится к жене, всегда готова помочь, при этом не лезет в нашу семейную жизнь. Жена же встречает маму неприветливо, разговаривает холодно, может не ответить на мамин вопрос. Мне это неприятно и больно. После произошедшего конфликта я считаю, у нас не сложится нормальная семейная жизнь, принесет одни страдания. Жена пригрозила разводом, к которому я внутренне, может быть, и готов.

Дано ли мне это Всевышним как испытание и стоит ли мне терпеть или я могу развестись, хотя знаю, что это не приветствуется Всевышним? Я каждый день после намаза молю Всевышнего, чтобы жена стала на истинный путь.

У нас есть дочь. Жена твердит, что больше детей у нас с ней не будет, она не хочет. А я хочу большую дружную семью. А., 25 лет.

У вас с женой совсем разные жизненные ориентиры, а потому ожидать хороших перспектив не приходится. Следуйте логике разума и прислушивайтесь к своему здоровому сердцу. Не усложняйте ситуацию. Родители и друзья - это важные люди в нашей жизни, отказываться от которых ради женщины, не желающей иметь больше одного ребенка, я не считаю рациональным.

У моего брата случилась беда. Два месяца назад от него ушла жена. В браке они прожили двенадцать лет, у них двое несовершеннолетних детей. Накануне ухода она попросила развод по причине того, что больше не любит его. Он отказал, сказав, что это не является причиной для развода в Исламе и что он любит ее и детей. Однако она вынудила его дать развод, сказав, что если не даст, она совершит грех. Он дал однократный развод. В период ожидания он узнал, что жена неоднократно прелюбодействовала с мужчиной. Муж ее простил и хочет вернуть. Но она, несмотря на это, забрала детей и ушла к тому мужчине. За эти два месяца она постоянно приезжала к мужу домой, писала sms, рассказывая о душевном беспокойстве, тревоге и печали. Сейчас она сожалеет о случившемся, раскаивается и хочет вернуться обратно к мужу. Однако выяснилось, что она беременна от того мужчины. Срок - около недели.

1. Является ли она до сих пор его женой, ведь он ее вернул?

2. Нужно ли ей выйти замуж за человека, от которого она забеременела (он и его семья немусульмане)?

3. Можно ли сделать ей аборт, чтобы вернуться к мужу?

Как им поступить в данной ситуации? Она хочет вернуться, но ее останавливает беременность. Недавно ее муж сделал ей предложение принять ее даже с чужим ребенком, если она раскается и встанет на прямой путь. Он до сих пор любит ее и детей, а дети очень любят его и тянутся к отцу. Я как брат не могу видеть со стороны, как он страдает. Дмитрий.

Да, он может ее простить и вернуть, если у них не было окончательного развода.

«И из Его знамений [указывающих на силу и могущество Бога] сотворение Им из вас же самих [из той же квинтэссенции] вам пары [для мужчин - женщин, для женщин - мужчин]. [Наличие пары] дает вам возможность отдохнуть (успокоиться). Он установил между вами [между полами] чувства любви и милосердия [особенно когда это касается родственных связей и супружеских взаимоотношений]. Поистине, в этом есть знамения для людей думающих (размышляющих)» (Св. Коран, 30:21).

Согласно Ветхому Завету, развод есть грех, противоречащий Божественному замыслу о браке, как вечном, длящемся всю человеческую жизнь союзе. «Я ненавижу развод, - говорит Господь, Бог Израилев. - И Я ненавижу людей, покрывающих себя насилием как одеждой» (Мал. 2:17; толковый перевод древнеевр. текста). Позволителен был развод только по причине человеческого жестокосердия. В Новом Завете вновь утверждается идеал вечного союза в супружеских отношениях: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:9; Мф. 19:6). Но, согласно новозаветной традиции, Иисус разрешал развод исключительно в случае супружеской неверности: «Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9). Апостол Павел разрешал развод в смешанных браках, когда один из супругов неверующий и не приемлет брачных уз.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 53, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 248, хадис № 2178; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 219, хадис № 2018.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 586, хадис № 61–(1469).

До истечения разводного периода наследственные права супругов сохраняются.

Канонические подробности см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 202; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 3. С. 75–78.

Если дан лишь один или только два развода.

Как муж, так и жена имеют определенные обязанности друг перед другом, а также пред Богом и обществом, что должно зиждиться на чувстве ответственности, иметь гармонию и не выставляться как категоричное требование одних к другим.

См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 205.

Это в тех случаях, когда со стороны мужа нет притеснений, измен либо невыполнения супружеских обязанностей. Если же что-то из упомянутого имеет место быть и именно это вынуждает женщину просить о разводе, тогда муж не имеет ни морального, ни канонического права забирать у нее что-либо из переданного ранее, а обязан ответить на ее просьбу о разводе безвозмездно, раскаявшись в грехах и безнравственном поведении. См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 205.

Растянуть процедуру можно возвращением жены обратно за день-два до окончания разводного срока, вступив с нею в интимную связь, а после инициируя второй развод и ожидая окончания очередного срока. В конце разводного периода муж опять вступает с женою в интимную связь и тем самым возвращает ее в лоно семьи. После, через какое-то время, например, дает третий развод, до которого они имели интимные отношения, и вынуждает ее выжидать еще три менструальных цикла, что в общей сложности может продлиться более 9 месяцев, около года, а возможно, и более того. Подобные действия в Исламе запретны - харам.

« Давая возможность выйти замуж за другого» , то есть подведя к логическому концу разводный период уже с первого раза, с первым разводом, и подытожив тем самым семейную жизнь. По истечении разводного срока женщина вправе выйти замуж за желанного ей, а восстановление семейных отношений с первым мужем (если был дан один или только два развода) возможно (не выходя замуж за другого) лишь через новое полноценное бракосочетание с передачей дорогого свадебного подарка (махра).

Подробнее об этом см. начало 65-й суры Священного Корана.

См.: Св. Коран, 50:16.

Напомню, что развод в Исламе допускается как крайняя мера, когда нет иных форм разрешения внутрисемейной напряженности.

Запрещаются любование и какие-либо интимные взаимоотношения в течение всего разводного периода.

Наличие свидетелей является канонически желательным действием по мнению ученых всех четырех мазхабов, хотя в аяте использована повелительная форма наклонения, а потому это - крайне важно. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 14. С. 649, 661; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]: В 3 т. Кувейт: аль-Калям, 2001. Т. 3. С. 348.

Кадр (араб.) - определенность, ограниченность каждой вещи (ситуации, трудности) местом, количеством, размером, временем и т. п. А потому неприятности не бесконечны, если мы не боимся, не пасуем перед ними, а уверенно идем и благоразумно преодолеваем их.

Ср.: «Все у Него [у Господа миров] (в Его мироздании) четко и определенно [имеет заданные количественные и качественные характеристики]» (см. Св. Коран, 13:8).

Ведь отец, даже если и развелся с женою, матерью ребенка, обязан по мере сил и возможностей нести все расходы, связанные с дочерью или сыном. Даже кормление грудью не вменяется в обязанность бывшей жене. Ответственность пред Богом за обеспечение ребенка грудным кормлением лежит на бывшем муже, остающемся полноправным отцом. А вот воспитание ребенка и забота о нем, опека - это обязанность матери. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 14. С. 671, 675, 677.

См., например: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 292; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 657, 658; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 18. С. 100.

Слова о разводе проговариваются мужем жене при свидетелях в дни, когда у нее «чистый период», с начала которого они не имели интимных отношений.

Канонические подробности см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 697, 698.

Развод – это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно или письменно, или знаком для немого. Ислам рассматривает брак как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путём развода.

Брак должен обеспечивать спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям. Ислам называет развод самым ненавистным Аллаху действием из тех, что Им разрешены. Об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа). Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными.

Если между мужем и женой возникает спор, который они не могут уладить сами, в дело следует вмешаться представителям семей обоих супругов, чтобы привести их к примирению, т. к. Всевышний Аллах в Коране повелевает (смысл): «Если вы опасаетесь разлада между ними (супругами), то пошлите к ним по справедливому представителю со стороны его семьи и её семьи. Если они оба (т. е. представители сторон) пожелают примирения (их), то Аллах помирит их. Воистину Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Ан-Ниса», аят 35).

Развод порицаем, потому что через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая, что иногда развод неизбежен, если брак причиняет страдания супругам либо по другой причине, такой как отказ или неспособность мужа обеспечивать семью, сумасшествие супруга, потенция супруга или недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни и т.д., Создатель проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и произносят бракоразводные слова, когда им вздумается и как хотят, не обращая внимания на то, когда, сколько раз и в какой форме это допустимо, а потом осознают свою ошибку и поспешность и впоследствии бегают от имама к имаму в поисках разных дорог для примирения. Чтобы не оказаться в такой ситуации, мусульманин в вопросе развода и в других шариатских вопросах должен придерживаться границ, установленных Творцом, и не переходить их.

В Священном Коране сказано (смысл): «…Таковы установления Аллаха, а тот, кто преступит установления Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе…» (сура «Ат-Талак», аят 1).

Развод предполагает произнесение вслух слов, прямо или косвенно указывающих на развод. Нет разницы, произойдёт это при свидетелях или нет, услышала эти слова жена или нет, как, например, слово «талак» (развод), т. е. имеется в виду произнесение именно этого слова в разных выражениях, как, например: «Я даю тебе развод» или «ты разведена» и т. д., или подобной фразы.

Условия произнесения развода

Поскольку развод – это разрыв отношений с женой, то для этого существуют условия, которые необходимо соблюдать при разводе, т. е. при произнесении слова «талак», и после развода, а именно:

Первое . Не дозволяется давать жене развод в период её менструального цикла. Если муж разведётся с женой, сказав бракоразводные слова в тот период, когда у неё менструация, то он совершает запретное.

Если, несмотря на запрет, муж даст развод, то он считается действительным.

Второе . Если муж имел с женой половые сношения после завершения менструации, то запрещено давать ей развод. Муж должен подождать до завершения нового цикла менструации, как бы долго он ни длился. После завершения этого цикла он, не вступая в половые отношения, может дать ей развод. Если, несмотря на запрет, муж даст развод, то он считается действительным.

Третье . Нежелательно заявлять о разводе сразу более одного раза. Следует ограничиться однократным разводом, поскольку это позволяет мужу как достичь желаемого, так и вернуть жену обратно, если он изменит своё решение в течение установленного срока (идды). Если же он сразу даст жене троекратный развод, то он не сможет соединиться с ней, пока она не выйдет замуж за другого и не произойдёт близость с ним, и только после развода с ним или его смерти она может снова выйти замуж за своего первого мужа.

Желательно, чтобы продолжительность времени между каждым случаем произнесения слов развода соответствовала месячному циклу жены, т. е. после каждого раза, как у неё завершатся месячные выделения, произнесение одного развода.

Нежелательно говорить: «Ты разведена два раза» или «ты разведена три раза», или: «ты разведена, ты разведена, ты разведена».

Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «О Пророк! Когда вы (т. е. мусульмане) хотите развестись с жёнами, то разводитесь согласно установленному сроку, ведите счёт этому сроку (для случая возврата их обратно) и бойтесь Аллаха, Господа вашего (подчиняйтесь Его велению и запретам)...» (сура «Ат-Талак», аят 1).

В этом аяте в словах Всевышнего «согласно установленному сроку» имеется в виду, чтобы произнесение слов развода происходило после каждого раза, как у супруги завершатся месячные выделения, и ей можно будет совершать обязательные молитвы.

Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) подошёл человек и сказал, что он развёлся со своей женой, объявив ей формулу развода сразу три раза. Пророк (мир ему и благословение) рассердился на него и сказал: «Ты играешь с Книгой Аллаха! Я же ведь среди вас».

Четвёртое . Необходимость соблюдения женщиной идды. Идда после развода – это период времени, в течение которого женщина после развода не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость.

Пятое . Запретность жены для мужа в том случае, если он дал ей развод один или два раза, а затем не вернул её себе в жёны, заявив это вслух до окончания срока идды, т. е. не вернул её словами: «Я возвращаю тебя себе в жёны» или «Я возвращаю тебя» в течение срока идды, до истечения которого она не имеет права выйти замуж за другого.

Шестое . Запретность жены для мужа в том случае, если он дал ей развод трижды. Нет разницы, произнёс муж бракоразводные слова трижды сразу одновременно в одном месте или между каждым менструальным циклом жены по одному разу, или же произнёс один раз, имея намерение дать троекратный окончательный развод. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока не вступит в законный брак с другим мужчиной и между ними не произойдёт половое сношение. А если по какому-либо случаю они разведутся, то после этого, соблюдая все условия, такие как завершение времени идды, совершение нового никяха и выплаты махра и т. д., прежний муж может взять её снова в жёны.

Об этом Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа (и между ними произойдёт близость), а если тот (за которого она выйдет замуж) даст ей развод, то нет греха над ними (имеется в виду на ней и на её первом муже), что они вернутся друг к другу (т. е. к супружеской жизни), если оба они думают выполнять установления Аллаха. Таковы установления Аллаха, которые разъясняет Он для людей знающих» (сура «Аль-Бакара», аят 230).

Таким образом, Творец сделал жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод, до тех пор, пока она не побывает замужем за другим.

Это вызвано тем, что в первые годы Ислама жёнам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали.

И Всевышний Аллах ниспослал следующий аят (смысл): «Развод (после которого можно вернуть жену) допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях (без вреда по отношению к ней), либо отпустить её по-доброму…» (сура «Аль-Бакара», аят 229).

Тем самым Всевышний ограничил число разводов, что оградило женщин от произвола их мужей, т. к. мужья будут знать, что если он и в третий раз произнесёт бракоразводные слова, то он уже не имеет права вернуть её себе в жёны, пока она не выждет время идды после его развода, потом выйдет за другого, вступит с ним в половую близость, и, если они по какому-либо случаю разведутся, она опять выждет время идды после второго мужа, и только потом она становится ему дозволенной для женитьбы на ней ещё раз.

Если при совершении брачного договора (никях) перед человеком, за которого она выходит замуж после развода с первым мужем, поставить условие и сказать: «Когда ты совершишь с ней половой акт, ты с ней разведёшься» или «…она после этого не твоя жена», то такое условие делает этот никях недействительным.

Но если при заключении брачного договора условия о разводе не оговариваются, то такой никях считается действительным, даже если они разведутся сразу после половой близости, но это нежелательно. Следует знать, что после первого и второго произнесения слова «талак» жена имеет право на содержание и обеспечение жильём со стороны мужа в течение периода идды.

Если после первого или второго произнесения слов талака до истечения времени идды муж не вернул её себе в жёны, как сказано выше, то они могут вновь соединиться (без необходимости выйти ей замуж за другого), обновив весь процесс никяха, соблюдая все его первоначальные условия. Это возможно, если при разводе будет произноситься слово «талак» (т. е. бракоразводные слова) только один или два раза вместе или отдельно и при этом супруг, произнеся слова талака один или два раза, не подразумевает под этим троекратный развод (талак). Если же супруг произнесёт слово «талак» три раза или же, произнеся его один раз, будет иметь намерение на троекратный развод, то брак полностью расторгается. После этого, согласно Шариату, супруги уже больше не могут оставаться мужем и женой. Однако они вправе в будущем снова создать семью при наличии вышеупомянутых условий.

Примечание. Любая семья, которая окажется в доразводной или послеразводной ситуации, должна проконсультироваться у алимов и имамов, разбирающихся в этих вопросах, и, ещё раз взвесив, решить, стоит ли прибегать к такому серьёзному средству, как развод.

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и всем, кто последовал за ним до Судного дня!

Исламские ученые единогласны относительно того, что в основе развод в исламе узаконен. Всевышний Аллах сказал: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму » (Сура «Корова», аят 229). Также Аллах сказал: «О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока » (Сура «Развод», аят 1). Передается от Умара , да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, дал развод Хафсе , а потом вернул ее. Также передается, что Ибн Умар , да будет доволен ими Аллах, дал развод своей жене во время ее менструального цикла, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел ему вернуть ее и дать развод после «очищения», если он пожелает. Существует и иджма (единогласное мнение) мусульман со времен пророка, мир ему и благословение Аллаха, относительно узаконенности развода.

Исламские правоведы (факихи) единогласны в том, что развода может разниться в зависимости от пяти шариатских норм. Он может быть дозволенным, желательным, обязательным, также как может быть нежелательным или запретным, в зависимости от обстоятельств.

Талак бывает обязательным ()при положении «аль-иляъ» (ситуация, когда мужчина клянется не вступать в половую связь со своей женой больше четырех месяцев), когда он отказывается приближаться к жене после истечения четырех месяцев. Всевышний Аллах говорит: «Те, которые поклялись не вступать в половую близость со своими женами, должны выжидать четыре месяца. И если они передумают, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный. Если же они решат развестись, то ведь Аллах – Слышащий, Знающий » (Сура «Корова», аяты 226-227). Также он обязателен при решении двух уполномоченных лиц при конфликте между супругами, если они не видят возможности разрешения конфликта и считают развод приемлемым решением.

Талак бывает желательным, если женщина допускает упущение в положениях религии Аллаха, обязательных для нее, например, и так далее. Также желательно дать развод, если жена просит его при тяжелых конфликтных ситуациях.

Он бывает дозволенным, если мужчина не может терпеть или их плохую совместную жизнь, а также, если не любит ее.

Талак считается нежелательным, если для него нет причин. Также есть мнение, что развод в такой ситуации является запретным (харам), так как приводит к беспричинному вреду по отношению к жене.

Недозволенным (харам) развод считается во время менструального цикла жены (хайд), послеродовых выделений (нифас), или во время «чистого» периода, при котором у них была половая близость. Это то, что называется «таляк аль-бидъи».

Сказал Ад-Дардир , да помилует его Аллах: «Знай, что развод (талак) узаконен, но может изменяться по четырем нормам: быть запретным, нежелательным, обязательным и желательным ».

Аллах знает лучше!

Шейх Абду-ль-Хай Юсуф

Ортодоксальные мусульмане считают, что сначала нужно проводить обряд нике и только потом официально регистрировать брак в государственных бюро ЗАГС. Общественность отмечает, что с принятием закона сократится количество ранних браков.

Бишкекчанка Алтынай поддерживает законопроект, запрещающий совершать обряд до официальной регистрации брака. Ее украли в 16 лет и совершили обряд нике.

- Я только закончила 9 класс, поступила в одно из учебных заведений. Тогда мне не было и 16 лет. Как только началась учеба, меня украли. Они даже не обратили внимание на то, что и я, и моя мама были против. Надели на меня платок, и я стала невесткой. Вечером пришел молдо и совершил обряд нике. Вот так я стала замужней женщиной. Мы не регистрировали брак официально, я говорила мужу пару раз, но он сослался на то, что потерял паспорт. Так вопрос этот и завис. Потом я родила, из-за отсутствия свидетельства о браке, мы не оформили свидетельство о рождении ребенка. Через некоторое время мы развелись. До сих пор у ребенка нет свидетельства, - рассказывает она.

Согласно социологическим опросам, в Кыргызстане 15% девушек выходят замуж до 18 лет. Многие не выдерживают взрослой жизни и разводятся. Алтынай считает, что предлагаемый парламентариями закон способен сократить количество ранних браков.

Муфтият: Официальная регистрация брака - после нике

Духовное управление мусульман Кыргызстана поддерживает инициативу парламентариев, при этом предлагает сначала все же проводить нике, официальную регистрацию - в течение десяти дней после него. Глава отдела образования ДУМК Замир Ракиев считает, что сначала должен быть совершен обряд нике:

- Надо сначала совершать нике и только после этого в течение 10-20 дней официально регистрировать брак. Не исполнивших эту норму нужно привлекать к административной ответственности. Это было бы положительно воспринято и населением. Так лучше, потому что шариат запрещает мужчине и женщине быть вместе до нике, поэтому этот обряд должен быть на первом месте. Мы предлагаем определенный порядок: сельские молдо, имамы при совершении обряда должны записывать данные брачующихся, а потом передавать их в ЗАГС. Тогда госорганы будут в курсе того, кто вступил в брак.

Парламентская фракция «Ата Мекен» уже одобрила данный законопроект, который предусматривает уголовную ответственность для молдо, совершивших обряд нике без наличия свидетельства о браке. Священнослужителей предлагается лишать свободы сроком до пяти лет.

Религиозная общественность бурно обсуждает поправки в закон. Ортодоксальные мусульмане в соцсетях пишут о том, что законопроект, предусматривающий проведение обряда нике после официальной регистрации брака, нарушает нормы шариата. Отдельные пользователи заявляют, что девушки и парни должны вступать в брак при достижении возраста, установленного законом. В Кыргызстане брачный возраст установлен Семейным кодексом - 18 лет.

Экс-муфтий Чубак ажы Жалилов считает, что нельзя путать понятия половой зрелости и готовности к замужеству. По его словам, достижение половой зрелости не является показателем, что молодые люди готовы к брачным отношениям, что они осознают серьезность своего решения:

- Кроме того, не каждый молдо уполномочен совершать обряд нике. Этот вопрос регулирует муфтият. Ссвященнослужитель может совершать бракосочетание только после получения лицензии. Для этого есть соответствующий журнал, в котором делается специальная запись, молодые расписываются в нем. Также они предъявляют документы, подтверждающие официальную регистрацию брака. Если людям не нужны такие свидетельства, то пусть выбрасывают свои паспорта. Мы хотим поднять авторитет и статус нике. Мы хотим, чтобы в судебных разбирательствах данный документ признавался. Бывают случаи, когда кто-то из супругов после развода уклоняется от алиментов.

В случае принятия законопроекта снизится количество ранних браков или нет? На этот вопрос ответит время, а наша героиня Алтынай до сих пор винит молдо, «поженившего» девушку с мужчиной, который старше ее на 8-9 лет:

- Иногда мне кажется, что этот молдо, увидев меня такую молодую, мог бы и не совершать обряд нике. Он мог тогда разъяснить родителям и будущему моему мужу, что мне рано выходить замуж. Возможно, у меня была бы совсем другая судьба…

Перевод с кыргызского. Оригинал материала



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ