Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Название страны означает «Пограничье датчан» и отсылает к политическому союзу, созданному между 6 и 9 веками. В то время шел медленный процесс обретения независимости датчан - народа, появившегося сначала в Скаане (южная часть современной Швеции), а потом конце концов обосновавшегося в Ютландии.

В 9 веке они заселили территорию, которую сейчас мы знаем как Данию. Туда входили также некоторые области современных Швеции и Норвегии. В период позднего Средневековья территория Дании уменьшилась до настоящих размеров.
Датчане - нация небольшой численности. Их культурное единство смягчает региональные различия между сельскими, городскими и островными сообществами.

В состав Дании входят ее бывшие колонии Гренландия и Фарерские острова. В 1979 году в Гренландии было установлено самоуправление. Фарерские острова обрели административную независимость в 1948 году.

Образование страны

Одно из старейших государств в Европе. Форма правления - конституционная монархия. Согласно историческим документам, страна образовалась в 9 веке, но мифические источники утверждают, что она сформировалась уже в 6 веке. Историю страны творили люди, которые сосредоточили все свои силы на торговле, равенстве и демократии, которая в Дании зовется «народной властью» (folkestyre).

Фундаментальные ценности датчан включают в себя стремление к свободе и равенству, которых они достигли в результате затяжной борьбы с другими государствами в течение 18 и 19 веков.

Первая конституция была подписана в 1849 году. Было сформировано правительство, состоящее из нижней палаты (Folketing) и верхней палаты (Landsting). Принятие главного закона - конституции - является важнейшим шагом в формировании государственности и суверенности Дании.

Национальная идентичность Дании

Пиво, садовые участки, флаг, гимн, демократия, Рождество, высшие народные школы, личное благосостояние, уют - вот некоторые из элементов национальной культуры датчан. Стоит заметить, что культура Дании является культурой заимствований.

Датчане постоянно тесно взаимодействовали с представителями других стран, и каждый раз их культура плавно видоизменялась в соответствии с разными влияниями. Тем не менее, для большинства местных жителей национальная идентичность базируется на датском языке.

Датчане редко относят себя к «Danishness» - термин, который был придуман в 1836 году. Он вызывал горячие споры, особенно в рамках усиливающихся притоков иммигрантов в 1960-х годах и вхождения Дании в Евросоюз в 1972 году.

В конце 20 века шли бурные дебаты по поводу элементам национальной идентичности и чувству патриотизма. У многих датчан сильно развито чувство национальной принадлежности, хотя различия между ними все же существуют.

Этнические отношения

На фоне этого процесса в последние десятилетия 20 века были созданы политические партии, активисты которых призывали не предоставлять социальные услуги и другие формы государственной поддержки иммигрантам. Иммигранты второго и третьего поколений, как правило, полностью интегрируются в датское общество. Они проявляют приверженность датских традициям на публике, а традициям своей родной страны - у себя дома.

Начиная с 1800 до н.э., во время Бронзового века, процветали ремесла и искусства, прокладывались торговые пути на юг, а самые красивые, сделанные в Дании изделия хранились в священных жертвенниках. С наступлением железного века, начиная с 500 года до н.э. стали изготавливаться полезные для домашнего труда изделия. Возникновение новых орудий труда привело к формированию крупных сельскохозяйственных сообществ. Современная Дания имеет свои лингвистические и культурные корни восходящие к той эпохе, когда она была населена племенем, переселившимся из Швеции, около 500 года н.э.


Племена охотились на северных оленей, питающихся лишайниками и мхом, и передвигались вслед за ними вглубь Дании, освободившейся от ледника. Даны Каменного века вели оседлый образ жизни, сажали зерновые на полях, предварительно расчищенных от леса (деревья вырубались и сжигались), держали животных в загонах и хоронили умерших в вертикальном положении. Начиная с 1800 до н.э., во время Бронзового века, процветали ремесла и искусства, прокладывались торговые пути на юг, а самые красивые, сделанные в Дании изделия хранились в священных жертвенниках. С наступлением железного века, начиная с 500 года до н.э. стали изготавливаться полезные для домашнего труда изделия. Возникновение новых орудий труда привело к формированию крупных сельскохозяйственных сообществ. Современная Дания имеет свои лингвистические и культурные корни восходящие к той эпохе, когда она была населена племенем, переселившимся из Швеции, около 500 года н.э.

В конце 9 века, воины, возглавляемые предводителем норвежских викингов Хардегоном, захватили полуостров Ютландию. Датская монархия, считающаяся старейшей в мире, берет свое начало от сына Хардегона, Горма-Старшего (датские женщины всегда имели проблемы с именами своих детей), правившего страной с начала 10 века. Его сын, Гаральд Блутус (Голубой Зуб), завершил завоевание данов, ускорив их обращение в Христианство. Его потомки, Форкбиерд (Вилкообразная Борода) и его сыновья, захватили Англию, и вели сладкую жизнь в качестве англо-датских монархов. Это продолжалось ещё полвека, но когда власть викингов ослабла, границы Датского королевства сократились до территории Дании.

Период средневековья был отмечен раздорами, заговорами, интригами и казнями. К концу 14 века главные королевские династии Скандинавии заключили несколько браков, что способствовало созданию Кальмарского Союза под управлением Королевы Магреты; и теперь Дания, Норвегия и Швеция, связанные межу собой, стали перетягивать одеяло на себя. Швеция была особенно недовольна тем, что Дания тратила огромные деньги на военные походы; и в 1523 году, когда Швеция избрала королем Густава Васу, союз распался. Тем не менее, Норвегия оставалась под Датским владычеством ещё три столетия.

В 16 веке по стране прокатилась волна Реформации, оставляя после себя сожженные церкви и раздираемые гражданской войной города. Борьба завершилась в 1536 году поражением могущественной Католической церкви и созданием Датской Лютеранской церкви, во главе которой стоял король. Король Кристиан IV правил страной в первой половине 17 века и вступил в разрушительную Тридцатилетнюю войну со Швецией и уничтожил тем самым процветающую торговлю и богатство страны. Война стоила Дании потерянных земель, денег и королевского глаза. Еще более существенными стали потери, которые страна понесла в войне со Швецией во время правления наследника Кристиана, короля Фредерика III. После этих войн Дания возрождалась очень медленно, встав на путь развития и реформ.

Во время Наполеоновских войн Британия дважды нападала на Данию, нанеся тяжелый урон датскому флоту в 1801 году и оставив большую часть Копенгагена в развалинах в 1807 году. Затем Швеция воспользовалась ослаблением сопротивления Дании и потребовала передачи ей Норвегии. 19 век мог бы запомниться только правлением маленького эгоцентричного француза, но, к счастью, к 30-м годам 19 века в Дании наметился расцвет искусства, философии и литературы. Демократическое движение привело к принятию 5 июня 1848 года конституции страны, что в свою очередь привело к созданию в Дании конституционной монархии. Германия установила контроль над Шлесвигом в южной Ютландии, после того, как его жители и датского и немецкого происхождения выступили против новой конституции.

Поддерживавшая нейтралитет во время Первой Мировой Войны, Дания вновь объявила о своем нейтралитете, когда началась Вторая Мировая Война; но 9 апреля 1940 года, когда военные самолеты начали летать над Копенгагеном, Дания капитулировала. Датчанам удалось отвоевать право на частичную автономию, но через три года Германия прекратила всяческое притворство и установила полный контроль. Хотя остров Борнхолм подвергался сильнейшей бомбардировке Советских Воздушных Сил, остальная часть Дании вышла из Второй Мировой Войны практически не разрушенной. Под руководством cоциал-демократов было создано процветающее государство. Дания до сиз пор обеспечивает своих граждан полной социально защитой от рождения до смерти. На выборах 2001 года победила право-центристская коалиция, за счет предвыборной кампании, сделавшей упор на проблемы иммиграции. Озабоченность общества этими актуальными проблемами ещё больше усилилась после террористической атаки на США 11 сентября.

Хотя жители Дании проголосовали за вступление в Европейское Сообщество (сейчас Европейский Союз) ещё в 1973 году, датчане сомневаются стоит ли поддерживать политику расширения ЕС. После принятия Маастрихтского Договора, установившего принципы европейского политического и экономического союза, в июне 1992 года последовала его ратификация в Дании, и датские избиратели проголосовали против его подписания 51% к 49%. После обещания сделать исключения из Маастрихтского Договора в той части, которая касается совместной обороны и единой валюты, датчане, с небольшим перевесом "за", поддержали договор на втором референдуме в мае 1993 года. В сентябре 2000 года среди простых датчан наметилось еще большее недовольство углублением европейской интеграции, и большинство населения выступило против принятия евро, в то же время обще-ев""ропейская валюта пользуется большой поддержкой правительственных и деловых кругов.

Когда Норвегия разорвала свои политические связи с Данией в начале 19 века, бывшие норвежские колонии, Исландия, Гренландия и Фарерские острова оставались под управлением Дании. Исландия, находившаяся под датским владычеством с 1380 года, провозгласила независимость в 1918 году, хотя её международная политика все ещё контролировалась Копенгагеном. Исландия стала абсолютно независимой в 1944 году. Королевство Дания все ещё включает Гренландию и Фарерские острова, но оба эти государства в значительной степени самостоятельны. Самоуправление на Фарерских островах установилось в 1948 году, а в Гренландии - в 1979 году. Частично, вследствие того, что Дания сохраняет управление банковским делом, обороной и международной политикой, в датском парламенте присутствуют по два представителя той и другой страны. В отличие от Дании, ни Гренландия, ни Фарерские острова не являются членами ЕС.











👁 Прежде чем начать...где бронировать отель? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру
скайсканнер
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Ответ находится в поисковой форме, расположенной ниже!Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰 Форма - ниже!.

Действительно лучшие цены на отели

Первые следы пребывания людей на полуострове Ютландия датируются 10 тысячами лет до нашей эры. Основным занятием в этих землях было земледелие и скотоводство. В V-VI веках нашей эры на территории современной Дании поселились племена, название которых и стало названием страны. Попали они сюда с южной части Скандинавии и заселили территории Датского архипелага.

В IX веке на землях Дании хозяйничали племена викингов, которые совершали набеги на сопредельные территории. Руководил ими вождь по имени Хардегон. В ходе этих действий были захвачены северные и восточные районы Англии и земли, прилегающие к реке Сена. На этих землях было основано Нормандское герцогство. Этот момент истории отмечен началом распространения христианства. Позднее в состав Датского Королевства вошли земли северной Эстонии и земли поморских славян.

В 1397 году появляется первый союз государств Скандинавии, который был провозглашен по результатам Кальмарской унии. Центром образования, в которое вошли Швеция, Норвегия, Исландия, Гренландия и Феррерские острова стала Дания. В 1523 году Швеция вышла из состава союза.

В XVI веке страна приняла протестантизм и основной религией, сохранившейся до наших дней стало лютеранство.

В период Наполеоновский войн Дания выступала на стороне французов, что вызвало волну агрессии со стороны Англии. Эти события привели к сожжению Копенгагена в 1807 году и отказу Дании от Норвегии в пользу шведов.

Окончание периода войн привело к тому, что в XIX веке началось формироваться государство в нынешнем виде, 5 июня 1848 была принята Конституция. Начался расцвет литературы, культуры, философии.

Во время Первой Мировая войны Дании придерживалась нейтральной позиции, благодаря которой она смогла избежать немецкой оккупации. Вторая Мировая война принесла Дании вторжение немцев, но несмотря на это сама страна не очень от этого пострадала.

После войны Дания стала процветающей страной, с развитой экономикой и социальной сферой. С 1973 года она стала членом Евросоюза, но не вошла в Еврозону.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.
👁 А за билетами - в авиасейлс, как вариант. О нем известно давно 🐷. Но есть поисковик лучше - скайсканнер - рейсов больше, цены ниже! 🔥🔥.
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰.

Дания. Становление государства

Лишь после многотысячелетнего существования народов, населявших Ютландию и датские острова, в нашем распоряжении оказываются письменные источники, которые проливают свет не на общие процессы экономической и социальной эволюции общества, как археологические памятники, а на конкретные проявления этих процессов. Мы впервые узнаем имена вождей, правивших в мелких «дружинных» государствах, впервые погружаемся в запутанные и еще неясные для нас переплетения раздоров, браков «ради мира», войн и союзов, впервые присутствуем в пиршественных палатах и наблюдаем образ жизни вождей и их дружин. Конечно, это была еще «легендарная» история, воплощавшаяся в эпосе и преданиях. Но в эпоху викингов «легендарная» история начала постепенно дополняться, а затем и сменяться сведениями более достоверными и надежными: записями в анналах и хрониках, которые а IX–X вв. широко освещают историю Франкского государства и - попутно - историю сопредельных стран, рассказами о деятельности христианских миссионеров и др. В Х в. появились собственные, датские письменные памятники - рунические надписи на мемориальных стелах, краткие, но содержащие ценнейшую информацию о данах и Дании. Наконец, в XI–XII вв. число датских письменных источников резко возрастает: в монастырях, при королевском дворе и епископских кафедрах составляются хроники и судебники, записываются повествования о прошлом и настоящем - саги. Многие из них содержат сведения и о Дании эпохи викингов, но это уже воспоминания о далеком прошлом, смутные и путаные, которые редко могут помочь в изучении того времени. Одно из немногих исключений - труд клирика Гамбург-Бременского архиепископства Адама Бременского (1070-е годы), который черпал сведения о Дании Х–XI вв. от датского короля Свена Эстридсена, из документов архиепископства, хроник, житий. Совокупность этих источников позволяет хотя бы отрывочно и подчас предположительно восстановить ход событий в Дании IX–Х вв.

«Легендарная история» была историей Северо-Восточной Дании, может быть, по преимуществу историей Зеландии, поскольку неизвестно, какова была территория, на которую распространялась власть Скьольдунгов. Начальная письменная история - это история Южной Ютландии, поскольку именно она входила в соприкосновение с Франкской империей и находилась в сфере интересов франкских хронистов. Она открывается именем «короля данов» Онгенда (лат. Ongendus, вероятно, Ангантюр), «человека более жестокого, нежели дикий зверь, и более твердого, нежели камень», но согласившегося выслушать англосаксонского миссионера Виллиброрда. Как сообщает Алкуил в «Житии св. Виллиброрда», проповедуя у фризов, он посетил «дикий народ данов» где-то до 714 г. Вероятно, Виллиброрд оказался в ближайшем к Фризии и связанном с ней центре - Рибе на западном побережье Ютландии, где и находился центр «королевства» Онгенда.

Более 60 лет франкские источники не упоминают Данию, и единственное событие, которое нам известно, - это строительство мощного укрепления Даневирке - вала с деревянными конструкциями, засыпанными землей. Протянувшийся на 7 км между Шлее и Эйдером Даневирке служил оборонительной линией на южной границе Дании, преграждая доступ в Ютландию с юга. Согласно новым дендрохронологическим датировкам, постройка вала началась в 737 г., но отсутствие письменных источников не позволяет сказать, чем было вызвано это грандиозное строительство.

В конце VIII в. Франкская империя усилила натиск на Саксонию и Фризию, граничившие с Данией и связанные с ней торговыми интересами, а возможно, и родственными узами. Дания все больше вовлекалась в отношения с империей, что и нашло отражение на страницах франкских анналов. Из них мы узнаем, что датский король (rex Northamanniae) по имени Сигифрид в 777 г. и 782 г. дал убежище саксонцам во главе с их вождем Видукиндом, но неясно, что понимает хронист под названием Нордмандия. Лишь на рубеже VIII–IX вв. первые прямые столкновения с данами заставили франкских хронистов начать более подробно описывать северных соседей. Сигифрид умер около 800 г., и вскоре появилось сообщение о новом короле Южной Дании - Годфреде.

Как и раньше, все сообщения о нем связаны с его деятельностью, направленной против империи франков. В 804 г. он собрал войско и флот в Слиесторпе (так назывался в латиноязычных источниках Хедебю), на границе с Саксонией; немного южнее, за Эльбой, стояли войска Карла Великого . Противники вели переговоры, результат которых неизвестен, но, вероятно, прямое, столкновение было предотвращено. Более активно действовал Годфред в 808 г. Он напал на землю ободритов, заключивших союз с Карлом Великим , и опустошил ее так, что ободриты вынуждены были просить его о мире и обещать ему дань. Во время похода Годфред стер с лица земли один из важнейших центров западнобалтийской торговли, Рёрик (Мекленбург или Старый Любек в устье р. Траве), и вывез из него ремесленников и купцов в Хедебю, положение которого благодаря этому упрочилось.

Сразу же после похода, согласно «Анналам королевства франков», он построил укрепления на границе с саксами по северному берегу р. Эйдер: вал «от западного океана до восточного залива, ведущего в Балтийское море», с одними воротами, чтобы пропускать всадников и повозки. Это сообщение, бесспорно, относится к той части Даневирке, которая соединила его с так же построенными при Годфреде укреплениями Хедебю.

Борьба за торговые пути и центры и за влияние на североморско-балтийскую торговлю объясняет и следующую известную акцию Годфреда: в 810 г. с большим флотом он прошел по побережью Фризии, одерживая победы, и вернулся, получив выкуп в 100 фунтов серебра. Обеспокоенный Карл Великий собрал флот для похода в Данию, но необходимость в походе неожиданно отпала: в том же году Годфред был убит своим дружинником, и власть оказалась в руках его племянника Хемминга. Далеко не столь воинственно настроенный, Хемминг согласился на мирные переговоры и в 811 г. заключил договор, которым подтверждалась незыблемость южной границы Дании - по р. Эйдер.

В самой же Дании между наследниками Годфреда начались распри. Хемминг удержался у власти один год, и его возможные преемники вступили в борьбу с сыновьями Годфреда, которые возвратились из Швеции, чтобы вернуть себе власть. Нападение на Данию Людовика Благочестивого в 814 г. заставило их временно укрыться на о-ве Фюн, но после возвращения Людовика на юг сын Годфреда Хорик утвердился в качестве «короля данов».

События внутри Дании в последующие десятилетия почти не нашли отражения в франкских анналах: внимание хронистов было приковано к походам датских викингов в Западную Европу. Над Данией опустился почти вековой покров, сквозь который едва различимы представители второго «королевского» рода (или, возможно, родственники Годфреда?), также претендующие на главенство в Дании. Это потомки некоего Харальда (правил до 812 г.), среди которых выделялся Харальд Клак, современник и, очевидно, временами соправитель Хорика I. В отличие от Хорика Харальд, видимо, стремился найти союзников в борьбе за власть в лице франкских императоров. Поэтому он дважды побывал у Людовика Благочестивого и в 826 г. с четырьмя сотнями спутников «омылся волной святого крещения» в Ингельгейме. Это, однако, не помогло ему в распрях с Хориком, но принесло лен в Нордальбингии или Рустрингии, когда в 827 г. он был окончательно изгнан из Дании. Этот лен несколько десятилетий находился в руках его потомков, среди которых был Рорик (ум. между 872 и 882 гг.), неоднократно менявший сюзеренов и лены. Власть же в Дании осталась в руках Хорика I, который погиб в битве в 853 или 854 г., и затем перешла к его сыну Хорику II, о правлении которого и последующих событиях ничего не известно.

К 873 г. в Дании два короля, Сигфред и Хальвдан, пользовались значительной властью, но, по словам Адама Бременского, были и другие, занимавшиеся морским разбоем на южных берегах Балтики. В 891 г. правителем Дании (неясно, какой ее части) был некий Хельги, которого Адам считает набожным и справедливым королем. Очевидно, Хельги был последним представителем старого королевского рода (династии Скьольдунгов) потому, что, согласно Адаму, «ему преемствовал Олав, который пришел из Свеаланда и захватил королевскую власть в Дании силой оружия». С этого времени и до 930-х годов на юге Дании правит шведская династия.

Время «шведского владычества», как обычно условно называют этот период, очень слабо освещено письменными источниками. Сообщение Адама о том, что после смерти Олава правителями стали двое его сыновей, Кноб и Гурд (Khnob, Gurd), а затем Сигерих, подтверждается двумя руническими текстами на камнях, воздвигнутых около Хедебю Асфрид «по королю Сигтрюггу, сыну своему и Гнупы». Очевидно, что «Кноб» Адама это Гнула, Сигерих - Сигтрюгг. Рунические камни позволяют также с большой долей вероятности полагать, что центром шведской династии был Хедебю - поминальные стелы устанавливались обычно в «родовом гнезде» погибшего - и под их властью находилась южная часть Ютландии. Их богатство и власть, видимо, основывались на контроле над этим торговым центром. Наконец, из сообщения Видукинда Корвейского известно, что германский король Генрих Птицелов вторгся Данию, наложил на данов дань и заставил их короля Гнупу креститься. Это событие относится Видукиндом к 934 г.

Однако прибывший в Данию в 935 (936) г. гамбургский архиепископ Унно застал во главе государства не христианина Гнупу или его сына Сигтрюгга, а язычника и яростного противника христианства короля Горма, с которог начинается династия Кнютлингов. Адам рассказывает, что некий Хардего (Хардакнут) из Нортманнии (Норвегии?) победил Сигериха (Сигтрюгга); стал властвовать в Дании. Согласно «Большой саге об Олаве Трюггвасоне», в Данию вторгся сам Горм, сын Хардакнута. Он убил короля Гнупу, затем короля Силфраскалли (Сигтрюгга?), а также всех других королей вплоть до Шлее на юге и установил свою единоличную власть. Как бы то ни было, очевидно, что после 935 г. шведская династия Олава сменяется северодатско-норвежской династией Горма, которая избрала своим центром не южный Хедебю, а Еллинг в Центральной Ютландии.

Значительная часть сведений о первых Кнютлингах, Горме и его сын Харальде Синезубом основывается на комплексе памятников Еллинга. Важнейшие из них - два мемориальных камня с руническими надписями. Первый установлен «королем Гормом… по Тюре, своей супруге», второй - «королем Харальдом… по Горму, своему отцу, и по Тюре, своей матери, тот Харальд который подчинил себе всю Данию и Норвегию и крестил данов».

Кроме рунических камней, комплекс включает два огромных кургана, которые стоят к северу и югу от романской церкви XII в. Под хорами этой церкви были найдены остатки сгоревшей деревянной церкви (ранее они рассматривались как следы языческого капища). При раскопках обнаружилась также ограда из больших вертикально поставленных камней в форме открытого треугольника, на оси которого лежат центры курганов. Очевидно, что в сооружении комплекса было по крайней мере два периода. Первый можно связать с именем язычника Горма . При нем были сооружены каменная ограда (святилища?), северный курган и установлен первый Еллингский камень. Этот курган содержал большую погребальную камеру, выстроенную из дерева, для двух человек. Однако ни останков погребенных, ни сопутствующих предметов в ней не обнаружили. В верхнем же перекрытии камеры имелось аккуратно выпиленное, а затем закрытое отверстие. Как предполагается, оно было сделано во второй период строительства комплекса. Став христианином, Харальд основал в Еллинге церковь (может быть, на месте старого капища) и перенес в нее останки своих родителей, тем более что Тюра могла быть христианкой. Им же, вероятно, был насыпан южный курган в качестве мемориального памятника и воздвигнута вторая стела провозглашавшая основание Датского государства и введение в стране христианства.

Размеры и характер политических образований в Дании до середины Х в. трудноопределимы из-за недостатка письменных источников. В значительной степени этим обстоятельством обусловлено доминировавшее до последнего времени представление о поздней консолидации отдельных территорий в единое государство. К. Вейбюлль полагал, что оно возникло не ранее 950-х годов, Э. Аруп относил его происхождение к концу эпохи викингов (времени после смерти Кнута Великого). Ныне время Харальда Синезубого рассматривается как завершение экономических, социальных и политических процессов образования централизованного государства, которые начались несколькими столетиями раньше.

Уже в первой половине VIII в. датские конунги обладали значительной властью, позволившей в 737 г. возвести Даневирке. Власть Годфреда основывалась на взимании торговых пошлин и на грабеже соседних земель. Очевидно, доходы от торговли имели для Годфреда принципиально важное значение, поскольку охрана и укрепление главного из датских виков, Хедебю, судя по франкским анналам, определяли многие из его военно-политических акций: строительство вала Ковирке к югу от Хедебю, вошедшего в состав Даневирке, и учреждение постоянного гарнизона для его обороны, перемещение ремесленников и купцов из Рерика и разгром фризских эмпориев. Борьба Годфреда против экспансии франков требовала больших военно-экономических затрат на организацию и содержание войска, непосильных для мелкого дружинного государства. Вероятно, Годфред сумел (если это не было сделано до него) объединить усилия всех областей Дании. О том, что такое объединение действительно имело место, косвенно свидетельствует состав посольства Хемминга при заключении договора с франками в 811 г.: среди 12 данов (таково же число франкских послов) находился некий Осфрид из Сконе, а также представители Восточной (островной) и Западной Дании. Под 815 г. франкские анналы называют Вестфольд (Юго-Восточная Норвегия) самой дальней из областей Датского государства. Однако неясно, каков был характер этого политического объединения и можно ли считать, что Годфред являлся верховным и единственным правителем всей Дании.

Можно предполагать, что центр государства Годфреда и его ближайших преемников находился на о-ве Фюн: там в 815 г. собирали силы для отражения франков сыновья Годфреда и оттуда они совершали набеги на побережья Балтики вплоть до Осло-фьорда. Видимо, через Фюн в 819 г. возвращался в Данию Харальд Клак, ставший соправителем Хорика I. Из области Гудме происходит и единственный рунический мемориальный камень IX в. (их распространение началось в Х в.), воздвигнутый человеком, носившим «королевское» имя Годфред.

Римберт, гамбург-бременский архиепископ (865–888) и автор «Жития св. Ансгара», называет конунга Хорика II правителем Хедебю и Рибе, что связывает его с Южной и Юго-Западной Данией. Рунические надписи Х в. указывают на тесные семейные и матримониальные связи знатных семейств из различных частей Дании. Так, камень из Главендрупа (Фюн, середина X в.) воздвигнут женщиной по имени Рагнхильд, родом с Зеландии, которая была там замужем, а затем вышла замуж за жителя Фюна. Четыре несколько более ранних памятника, расположенные в разных частях Фюна, называют годи (языческого жреца) Роульва: его деятельность охватывала, видимо, весь остров.

В конце IX в. норвежец Оттар рассказал уэссекскому королю Альфреду о плавании из Каупанга (Норвегия) в Хедебю, «порт данов, который лежит между вендами, саксами и англами», и отметил что во время плавания из Южной Норвегии по левому борту от него находилась «Дания» (т.е. область Халланд на Скандинавском полуострове), а по правому борту - Ютландия, о-в Силленде (Зеландия) и множество других островов, принадлежащих Дании («Орозий» короля Альфреда). Для Оттара, таким образом, территория Дании включает не только Ютландию и прилегающие на востоке острова, но также и южную часть Скандинавского п-ва. Это же подтверждает и другой информатор Альфреда, Вульфстан, упоминающий «датские земли» Лангеланн, Лолланн, Фальстер и Сконе. При этом он отмечает, что «Борнхольм… имеет своего собственного короля». В то же время, по его словам, Блекинге, позднее входивший в состав Датского государства, и ряд других «земель» принадлежит шведам.

Однако в характеристике Дании самого Альфреда, существенно изменившего и актуализировавшего географическое описание Орозия, Дания подразделяется на две части: Северную (север Ютландии, Сконе и Зеландия) и Южную (от юго-восточных островов до Северного моря). То же различение представлено в англосаксонской поэме «Беовульф». Южных данов упоминает рунический камень Х в. с Лолланна. Этому делению соответствует древнейшая известная граница диалектов, проходящая по Большому Бельту.

Таким образом, по крайней мере со времени Годфреда Дания представлялась ее соседям единым политическим образованием, протянувшимся от юга Ютландии до Сконе и Юго-Восточной Норвегии. Однако очевидно, что это образование было еще неустойчивым и являлось скорее конгломератом нескольких мелких королевств (Южной Дании с Фюном, Северной Дании со Сконе и Зеландией), нежели централизованным государством. Именно такую картину рисует составитель «Хроники Роскилле» (1139–1143 гг.), рассказывая об обращении за помощью сыновей Рагнара Лодброка к «датским королям»: «Я говорю «королям», потому что в те времена в Дании было много королей. Иногда, говорят, было два короля в Ютландии, третий - на Фюне, четвертый - на Зеландии и пятый - в Сконе, иногда два над всей Данией, иногда же один над всей Данией, иногда - один над всей Англией и Данией».

В Х в. тенденции к централизации нарастают. Адам Бременский рассматривает уже Горма Старого как единственного правителя Дании - других «королей» (regis) он не называет. Возможно, правда, что в данном случае он выражает династические интересы Свена Эстридсена.

Заключительный этап в формировании единого Датского государства приходится (возможно, в силу фрагментарности сообщений, отсутствующих, в частности, для первой половины Х в.) на правление Харальда Синезубого . Он умер не позднее 987 г. и, согласно традиции, правил 50 лет. Обращение Харальда в Христианство состоялось около 960 г. Еллингский камень, установленный Харальдом (см. выше), провозглашает, что он «подчинил себе» всю Данию, т.е., видимо, всю ту территорию, которую составляло Датское государство в XI в. и позднее. Слово «себе», возможно, также имеет глубокий смысл, подчеркивая отсутствие отныне локальных правителей, независимых от центральной власти.

К началу правления сына Харальда Свейна Вилобородого большая часть Дании была объединена (сложные и меняющиеся отношения существовали лишь с территориями на юге Скандинавского п-ова) и встала в один ряд с крупнейшими государствами Европы. Более того, на рубеже X–XI вв. на Северо-Западе Европы под главенством Дании образовалась империя, включавшая в себя, наряду с исконными датскими территориями, значительную часть Англии и временами южную Норвегию. Она просуществовала недолго - около 40 лет, но оказала значительное влияние на развитие всех Скандинавских стран. Основы же этой империи закладывались намного раньше, еще в IX в., и были связаны с походами викингов.

Последние годы правления Харальда Синезубого в Дании ознаменовались новой вспышкой внутренних усобиц. После успешной кампании в Шлезвиге в 983 г., когда была разрушена крепость Отгона у Хедебю и датско-германская граница отодвинулась к югу, сын

Неизвестно, что дал местной знати приход к власти Свейна , Англии же он принес новые, еще более широкомасштабные нападения. Усилилось и противостояние Дании и Норвегии. В 994-995 гг. Свейн принял участие в осаде Лондона, в 997–999, 1001–1002, 1003–1005 гг. датское войско опустошало побережье Уэссекса, в 1007 и последующих годах проникло в центральную Англию, получая каждый раз огромные выкупы от Этельреда Нерешительного, неспособного оказать сопротивление. Размеры выкупов были огромны: 16 тыс. фунтов серебра в 994 г., 24 тыс. - в 1002 г., 36 тыс. - в 1007 г., 48 тыс. - в 1012 г. Поток английских денег (в выкупы входили не только монеты, но и изделия из драгоценных металлов) наводнил всю Скандинавию, вплоть до Готланда, и достиг Руси. Наконец, в июле 1013 г. Свейн высадился в Сэндвиче, захватил Лондон и в декабре стал королем Англии и Дании.

В первое десятилетие XI в. Свейн установил датское господство и в Норвегии. Около 1000 г. вместе со шведским конунгом Олавом Шётконунгом и норвежским ярлом Эйриком, сыном ярла Хакона, Свейн нанес поражение конунгу Норвегии Олаву Трюггвасону, попытки которого объединить страну и ввести христианство вызвали недовольство родовой знати и свободного крестьянства. Сам Олав погиб в битве при Свольде. Победа принесла Свейну верховную власть над Норвегией, где отныне от его имени правил ярл Эйрик, и прямое подчинение самой богатой южной области Вик в Осло-фьорде.

Таким образом, накануне своей смерти (3 февраля 1014 г.) Свейн создал империю, объединившую весь Северо-Запад Европы - Норвегию, Данию и Англию. Наибольшие выгоды от этого объединения, культурные и, видимо, экономические, получила Дания. Английское монетное серебро восполнило иссякшее арабское серебро на Балтике и создало основу для денежного обращения, в котором нуждалась Дания, но которое она не могла еще обеспечить собственными силами, хотя при Свейне чеканка монеты производилась в нескольких городах. «Датские деньги» послужили росту небывалого могущества датского короля, ставшего играть едва ли не определяющую роль на Балтике. Хлынувшие в Данию богатства создали предпосылки для бурного роста городов, церковного строительства, подъема культуры. Тесные связи с христианской Англией упрочили позиции церкви, где в XI в., в отличие от Норвегии и Швеции, не проявились тенденции возврата к язычеству: христианская идеология прочно внедрилась в общественное сознание. Все это способствовало более быстрой феодализации Дании, чем других скандинавских стран.

Смерть Свейна вызвала новую волну политических потрясений. В Дании ему наследовал сын Харальд, в Англии войско Свейна и жители Денло объявили королем его 18-летнего сына Кнута . Однако уже в апреле 1014 г. из Нормандии возвратился Этельред Нерешительный, и вплоть до его смерти в 1016 г. продолжалась борьба за власть над Англией. Победителем из нее вышел Кнут , который в 1016 г. стал королем Англии, упрочив свое положение женитьбой на вдове Этельреда Эмме. Смерть датского короля Харальда в 1018 г. оставила ему свободным датский трон, и с 1018 г. Кнут вновь объединил Англию и Данию.

Подобно правящим королевским династиям Швеции и Норвегии X-XI вв., Датская королевская династия в XI в. также имела родственные связи с русским княжеским домом. Так, сестра Кнута Великого Эстрид была выдана замуж за сына русского князя, вероятно, Илью Ярославича.

Положение же Норвегии к этому времени изменилось: в 1015 г. после нескольких лет, проведенных в Англии и Нормандии, и крещения в Руане в Норвегию возвратился один из потомков Харальда Прекрасноволосого - Олав Харальдссон (впоследствии Святой), который, воспользовавшись пребыванием в Англии ярла Эйрика, добился провозглашения себя конунгом Норвегии и объединил страну. Воцарение Олава означало для Дании утрату влияния в этой стране, а вместе с ним даней и помощи в военно-политических предприятиях.

Положение Кнута в первые годы его правления было недостаточно прочным, чтобы заниматься норвежскими делами. Наместником в Дании он сделал своего малолетнего сына Хардакнута, регенты которого (сначала один из военачальников Кнута , Торкель Длинный, а затем его зять ярл Ульв) стремились к отделению Дании. В Англии Кнуту приходилось преодолевать сопротивление англосаксонской знати, возглавляемой Эадриком Стреона. Лишь в середине 1020-х годов нависшая над Данией угроза со стороны объединившихся Олава Харальдссона и шведского конунга Анунда-Якоба заставила Кнута

Дания хотя и не принадлежит к числу наших непосредст­венных соседей, находясь на противоположном краю Балтики, относится к тем странам, с которыми Российское государство уже с начального периода своего существования поддерживало эконо­мические, культурные и особенно политические контакты, вплоть до установления прямых династических связей. Потому интерес к ней у нас традиционен. Общие работы по истории Дании на рус­ском языке однако, очень немногочисленны: это краткие очерки в энциклопедических словарях и известное пособие АС Кана. Ста­тьи по отдельным хронологическим периодам помещались в ака­демической "Всемирной истории" и вузовских учебниках для сту­дентов-историков. Этот явный пробел в отечественной скандина­вистике восполнен с выходом в свет капитального монографического исследования, снабженного обширной библио­графией. Он подготовлен коллективом ведущих специалистов в данной области, преимущественно сотрудников Института всеоб­щей истории РАН В реферируемой книге, как подчеркивается в предисловии, подведены основные итоги изучения истории Дании от палеолита до начала нынешнего столетия в зарубежной и рос­сийской науке.

В первых трех главах (автор Е. А. Мельникова) освещается внушительный временной отрезок от первобытности (самая ранняя на датской территории местная палеолитическая культура сложи­лась где-то около 8000 г до н. э) до середины XI в. Картина тесно связанного с изменениями климатических условий в Североевро­пейском регионе развития там сначала присваивающего, а затем и производящего хозяйства реконструируется исследователями сего­дня по многочисленным, в том числе и новейшим археологиче­ским материалам, вносящим в нее существенные коррективы. Так, появление скотоводства и земледелия в Дании датируется теперь не серединой ГП, а началом V тыс. до н. э.

Важнейшим рубежом в этнической истории Скандинавских стран стало, как указывает Е. А. Мельникова, распространение сю­да в середине III тыс. до н. э. так называемой культуры боевых то­поров, которую традиционно связывают с мигрантами - носителя­ми индоевропейского языка. Вместе с тем, утверждает автор, именно с этого момента берет начало современная цивилизация Европы. Это положение вступает в противоречие с приня­той концепцией, согласно которой истоки последней обна­руживаются на юге Балкан и в Эгейском бассейне.

Лишь в конце II в до н. э. обитатели полуострова Ютландия входят в непосредственное соприкосновение с античным миром. Пришедшие же в Скандинавский регион племена бывшие индоевропейцами по языковой принадлежности, еще почти два с половиной тысячелетия оставались вдали от цивилизационных центров Старого Света (с их развитой государствен­ностью письменностями и другими характерными атрибутами).

Ютландские племена кимвров и тевтонов, оставив свои прежние места обитания, двинулись почти поголовно в поисках свободных земель сначала в Галлию и Испанию, а затем дошли до Италии. Они создали серьезную опасность для Римского государства, кото­рому с большим трудом удалось победить их Упоминая в связи с этими событиями топонимы, имена античных авторов и названия их трудов, автор данной главы отходит от традиции, принятой у историков-антиковедов и филологов-классиков ("Аква Секстиева", "Две книги римских войн" Луция Аннея Флора, "Гай Марий" Плутарха и т д.).

Завоевание Цезарем Галлии в 58-50 гг. до н. э сделало рим­лян соседями германских племен, живших на правом берегу Рейна и далее, к востоку и к северу. Торгово-экономические и военно-политические контакты с Римской державой в первой половине I тыс. н. э стимулировали ускоренную эволюцию общества у древ­них германцев в сторону углубления социальной дифференциации.

Судить об этом процессе позволяют уже не только археологические, но и нарра­тивные источники. Среди последних и труды античных авторов (в особенности здесь важен трактат Тацита "О происхождении гер­манцев и местоположении Германии", написанный в 98 г н. э), и собственная местная историческая традиция, зафиксированная в эпосе и генеалогических преданиях.

О переселении германского племени данов со Скандинав­ского полуострова и расселении его в Ютландии и на близлежа­щих островах имеются сведения в сочинениях Иордана и Прокопия Кесарийского (авторов VI в). Более детальную информацию о реалиях политической истории и общественного строя Дании се­редины I тыс. н. э. в той или иной мере содержат опиравшиеся на устную традицию данов и их соседей литературные памятники, получившие окончательное оформление спустя несколько столетий после описываемых в них событий англосаксонская поэма Беовульф" и более поздние латиноязычные изложения древних династических саг.

Так называемая "эпоха викингов", наступление которой прежде относили к концу VIII в, а теперь стали отодвигать к его началу куда лучше освещена письменными источниками. О гра­бительских набегах и завоевательных походах норманнов со мно­гими подробностями сообщают как собственно скандинавские памятники письменности (рунические надписи на камнях, саги, хроники), так и летописцы различных стран Западной, Южной и Восточной Европы - тех, куда проникали вездесущие воинствен­ные морские странники, наводившие ужас на многие земли и на­роды Имена датских конунгов, начиная с VIII в, регулярно появ­ляются на страницах франкских анналов и агиографических сочи­нений. Канва важнейших событий в истории средневековой Дании постепенно начинает вырисовываться все четче и четче. Однако трактовки очень многих событий до середины XI в (когда закан­чивается "эпоха викингов") из-за недостаточной полноты источниковой базы с неизбежностью носят гипотетический характер.

К числу давно и активно дискутируемых относится вопрос, в равной степени интересующий скандинавистов и славистов-русистов. Его не обходит молчанием и Е. А. Мельникова. Это во­прос о возможности отождествления конунга Хререка (Рорика) Ютландского из датского королевского рода Скьельдунгов с Рю­риком русских летописей. В споре специалистов на сей счет Е. А. Мельникова склонна разделять мнение X. Ловмяньского и В.Т. Пашуто. Для нее "отождествление Рорика, имевшего лен в Дорестаде, с Рюриком Повести временных лет в высшей степени сомнительно". Автор не принимает во внимание те исследо­вания последних лет, где тщательно анализируются выявляемые дополнительные свидетельства в пользу идентичности обоих на­званных персонажей датской и русской истории 50-70- годов IX.

Ныне этот вопрос рассматривается в куда более широком, нежели прежде, источниковедческом контексте - археологическом топонимическом, антропонимическом генеалогическом и общеисторическом. Повествуя о походах викингов на Пиренейский полуостров и в Средиземное море, Е А Мельникова опирается и на данные араб­ских источников, не всегда придерживаясь, однако, при передаче мусульманских имен принятых в отечественном востоковедении принципов транслитерации.

В начале XI в король Дании Свейн Вилобородый, овладев­ший также престолами Норвегии и Англии, создал в Северо-Западной Европе державу, просуществовавшую, правда, лишь до 1035 г - времени смерти его сына и преемника Кнута Великого.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ