Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

«Наши помощники - органы чувств»

Цель : формировать у детей умение осознанно относиться к соблюдению культурно-гигиенических требований; формировать представление о роли органов чувств в восприятии окружающего мира.

Задачи : Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека. Учить делать простейшие выводы.

Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Развивать умение проводить простейшие опыты и эксперименты; развивать дружеские взаимоотношения при общении в повседневной жизни.

Воспитывать бережное отношение своему здоровью.

Оборудование : иллюстрация человека, фломастеры, схема « Органы чувств » , повязка на глаза, колокольчик, бумага, стакан с водой, пустой стакан; 3 одинаковые коробочки с отверстиями, в которых находятся : апельсиновая корка, долька чеснока, ватка, смоченная духами;4 прозрачных стакана с водой разного вкусов : сладкая, солёная, кислая и простая; «волшебная шкатулочка» , в которой лежат кусок ваты, камешек, резиновый мячик, клубок шерстяных ниток и т. п.

Предварительная работа :

Беседы из серии «Знакомимся со своим телом» , образовательная ситуация «Зачем человеку нос» , игра «Дорисуй картинку» , чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?» , отгадывание загадок на данную тему.

Методы и приемы :

Наглядные (показ, демонстрация)

Словесные (художественное слово, беседа)

Игровые (дидактическая игра, сюрпризный момент)

Практические (занимательные упражнения, гимнастика, опыты) .

Ход занятия

Круг радости «Здравствуй, день!»

- Приглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наше занятие с прекрасной песни, которая называется «Здравствуйте» (слова В.Кострова, музыка Л.Квинт). Здравствуй, день, здравствуй, друг,

Здравствуй, песен щедрый круг,

Здравствуй, мир, здравствуй, век,

Здравствуй, добрый человек!

Когда люди здороваются, что они желают друг другу?(Здоровья, здравствуйте)

Ребята, что самое главное для человека? (Здоровье)

Ребята, к нам сегодня в детский сад прислали посылку от веселого художника.

(Показывает рисунки людей)

Воспитатель (В) : Ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки? Что с ними не так? Что забыл нарисовать художник?

Дети : Художник не нарисовал мальчику глаза, девочке рот, женщине нос и ладони.

Воспитатель: Правильно, художник хочет посмотреть какие вы внимательные, умные, что вы знаете о строении человека.

Воспитатель : А как можно назвать все эти органы одним словом ? И почему они так называются?

Дети : Все эти органы называют органами чувств . Так их назвали потому, что все эти органы помогают нам чувствовать .

В : Давайте поможем им вернуть органы чувств ? Вы согласны?

Для того, чтобы подробнее познакомиться этими органами мы с вами отправимся в учебную лабораторию. Вы хотите стать учеными? А кто такие ученые? Если вы справитесь со всеми заданиями – вас ждет сюрприз!

Давайте с вами превратимся в ученых! Одевайте халаты!

Садятся на стулья возле первой лаборатории.

В : Ребята, а как вы думаете, какой из органов чувств самый главный ?

Дети высказывают свои предположения, называя в т. ч. главным органом глаза .

В : Да, правильно, учёные считают, что большую часть информации об окружающих нас предметах мы получаем через зрение, то есть с помощью органа зрения – глаз .

Вот мы с вами в первой лаборатории.

Отгадайте загадку :

На ночь два оконца
Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.
(глаза)

Как назвать по – научному? ( орган зрения )

Опыт №1 : Сейчас проверим, как дружно умеют работать ваши глаза. Закройте глаза. (Показываю куклу)

Что я сделала? ( незнаем)

А теперь откройте глаза . Вот что я сделала (показываю куклу)

Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходило вокруг.

Вывод : Глаза умеют видеть.

Как называется фигура? (Круг, квадрат)

Вывод : Глаза умеют определять форму. - Какого цвета круг? Квадрат?

Вывод : Глаза умеют определять цвет.

Скажите, какая фигура больше, меньше, какая от вас дальше? Ближе?

Вывод : Глаза умеют определять расстояние от предмета.

- Что крупнее : яблоко или апельсин?

Вывод : Глаза могут определять размер.

Подведём итог : глаза могут определять цвет, форму предмета, расстояние, размер.

А что нужно делать чтобы наши глаза никогда не уставали и всегда оставались здоровыми? (Ответы детей )

Как надо беречь свои глаза?

Правила :

    Беречь от попадания предметов, грязи.

    Не тереть грязными руками.

    Сидеть за столом правильно.

    Долго и близко не смотреть телевизор.

    Не играть долго в компьютер, планшет

Гимнастика для глаз.

Голова не поворачивается, движутся только глаза

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро - быстро поморгаем

И немножечко потрем !

Воспитатель предлагает одному из детей нарисовать «человеку» глаза.

В : Это верно, глаза играют большую роль в нашей жизни.

В: А с помощью каких еще органов чувств мы можем узнавать об окружающих нас предметах?

Сейчас мы с вами это узнаем.

Опыт № 2 . Воспитатель завязывает одному из детей глаза и предлагает угадать, что за звуки ребёнок услышит. Другой ребёнок производит следующие действия : сминает бумагу, льёт воду, звенит в колокольчик.

Вывод : Наши уши могут слышать и различать звуки.

В : С помощью какого органа мы смогли узнать , что это за звуки? Понадобились ли нам для этого глаза?

Дети : Мы узнали эти звуки с помощью органа слуха – ушей . А глаза нам не помогли это узнать.

В : Как вы думаете, уши - это важный орган ? Значит для человека важны не только глаза. Давайте вспомним как нужно следить за своими ушами. (Ответы детей ) .

Ушки-подружки всё слышать хотят.

Ушки-подружки просят ребят:

Мой нас почаще, с водою сдружись.

Ушки-подружки мыть не ленись!

Правила : носить в холодную погоду шапку, гигиена носа, не вставлять предметы в ухо, мыть уши.

Массаж ушей

Чтобы уши не болели

Разомнём мы их сначала (Пальцами мягко разминаем ушную раковину)

Все сгибаем, отпускаем

И опять все повторяем (Пальцами сгибают ухо и отпускают его)

По уху пальчиком ведем (Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины)

И ладошкой их прижмем ,

Сильно-сильно разотрем . (Ладонями энергично растирают уши)

Воспитатель предлагает дорисовать человеку уши.

После этого дети садятся на стулья в следующей лаборатории.

В : давайте назовем еще один орган чувств ? Нос. Как назвать по - научному? ( орган обоняния ) . Обоняние – способность человека чувствовать запахи .

Как обоняние помогает нам в жизни? (с его помощью различаются запахи )

Стихотворение.

Т. Керстен

Папа задал мне вопрос: - Для чего нам нужен нос ?
Я нашёл ответов разных -

Не один, а десять сразу!
Нужен нос для красоты,
Чтоб чихать, когда простыл,
Чтоб дышать весной цветами,
Чтоб в плечо уткнуться маме.
Нос - чтоб ночью посопеть.
Нос - Илюшке утереть.
А ещё на нём очки,
Для него живут платки,
На носу сидят веснушки
И гостят по-свойски мушки.
Я ответил на вопрос
И задрал от счастья нос.

Какие запахи бывают? (сильные, слабые, приятные, резкие)

Может ли запах предупредить об опасности? (испорченные продукты, при пожаре, подгорела еда на плите) . Продукт или предмет можно узнать по запаху не видя его.

Опыт № 3 : «Определение предметов и продуктов по запаху» . Дети располагаются вокруг стола.

Проведём эксперимент. Нужно определить предмет по запаху.

(Ребенок с завязанными глазами определяет по запаху апельсин, лук, чеснок, лимон, шоколад, духи). Затем проверяем – открываем коробочки .

Вывод : Орган обоняния помогает нам различать запахи.

В : Какой же орган был прав : глаза или нос?

Правила : не засовывать мелкие предметы в нос, беречься от простуд.

Давайте проверим как дышит нос. (По очереди закрывают ноздрю и дышат) . А у кого то нос плохо дышит – значит нужно сделать массаж носа. Давайте потрем возле носа и нажмем на точки.

После этого опыта на рисунке дорисовывается нос.

В : Отгадайте загадку :

Всегда во рту,

А не проглотишь. (Язык)

Как назвать по - научному? ( орган вкуса )

С помощью языка мы ощущаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (горький, сладкий, кислый, соленый)

Опыт №4. На столе 4 одинаковых стакана с прозрачной водой.

В : Что видят наши глаза? (4 стакана с водой) .Что чувствует нос ? (нос не чувствует никакого запаха ) . Чтобы доказать, что в стаканах вода разного вкуса, мы воспользуемся …. (языком) .

Ребята, что нужно сделать?

Вызываются по очереди 4 ребёнка, которые определяют вкус воды в стаканах

Вывод : орган вкуса нужен для определения вкуса пищи.

Воспитатель предлагает дорисовать рот (язык) .

Физминутка . Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок. И ещё разок.
А потом вприсядку,
а потом вприсядку,
А потом вприсядку, и снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке раз, два, три!
И похлопаем в ладошки раз, два, три!
И покрутим головами раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами раз, два, три!

Воспитатель читает стихотворение

Что за чудо - чудеса! Раз-рука и два - рука

Вот ладошка левая , Вот ладошка правая ,

И скажу вам, не тая, Руки всем нужны, друзья !

Ребята, для чего нужны нам руки?

Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов.

Опыт №6. «Волшебная шкатулочка» .

Мы можем потрогать то, что лежит шкатулке, и попробывать определить, что это такое.

Выполнение эксперимента : Дети опускают в шкатулку руку и определяют, какой на ощупь предмет (твердый, мягкий, гладкий, шершавый) .

После опыта дети дорисовывают человеку « ладошки » .

В : Кожа защищает наш организм , поэтому её нужно беречь. Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.) Что полезно? (Вода, мыло, мочалка, крем. Правила : держать руки в чистоте.) .

В : Давайте теперь попробуем ещё раз ответить на вопрос : Какой орган важнее ?

Дети : Все органы важны . Они дополняют друг друга, помогают друг другу работать. Мы должны беречь их и ухаживать за ними.

Сюрпризный момент : появляется Художник.

Рассматривает рисунки, на которых дети дорисовывали органы чувств, хвалит детей за знания, за то что они отлично справились с его заданием и за это художник дарит

Вы справились со всеми заданиями и за это художник дарит детям вазу с фруктами .

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмёмся.

И на прощание,

Скажем всем мы до свиданья.

МАОУ лицей №34 г. Тюмени

Какоулина Ольга Анатольевна учитель начальных классов.

Урок окружающего мира в 1классе по теме:» Как мы узнаём мир. Наши помощники – органы чувств».

Цели:

– показать роль и специфику разных органов чувств;

– показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают;

– прививать бережное отношение к своему организму;

– учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются.

Планируемые результаты: научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию интереса в познании самого себя.

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)

Оборудование : Презентация «Органы чувств»; запись звуков природы; мячик; духи; 2 стакана с водой – простая, сладкая; мешочек, рукавичка, мяч, яблоко, апельсин, клубок,изображение человечка без лица, отдельные изображения глаз, ушей,носа, рта, руки(для плана урока), а также изображения частей лица для человечка, надпись «органы чувств», карточки с заданиями для работы в парах, проектор.

Ход урока

Орг. момент

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поделитесь своим хорошим настроением.

Ι. Актуализация знаний

Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.

Кто такие исследователи? (Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)На доске плакат с изображением человека, но без лица (слайд№1)

Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним странным человечком.

(Дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)

Что же в нем странного?

(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа,)

ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

Он считает, что они ему и не нужны. Зачем лишние заботы: каждое утро умываться, уши чистить?

А вы с ним согласны?

А для чего они нам нужны? (Если бы не было глаз , мы не смогли бы видеть. Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу)- нос (Если бы у нас не было бы носа, то мы бы умерли, потому что не смогли бы дышать)- рот (Рот нужен нам для еды, чтобы не умерли от голода)- уши (Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал)

Но, чтобы все это доказать человеку нам с вами предстоит провести настоящее исследование.

Так кто же будет предметом нашего исследования?(человек)

Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, нос, уши- это всё части организма- его органы.

(На доске появляется слово «Органы чувств »

Слайд №3- Прочитайте тему нашего урока.(Наши помощники – органы чувств.)

Почему органы чувст называют помощниками? Так, что нам надо доказать человеку? (Нам надо доказать ему, что без наших помощников - органов чувств мы не сможем полноценно существовать.)

Какая будет цель нашего урока?

Познакомиться с ……(органами чувств)

Узнать…. (для чего они нужны)

Давайте приступим к исследованию.

ΙΙΙ.. «Открытие» детьми нового знания

1.Исследование органа слуха . Приступаем к исследованию.

(Включить звуки природы. Дети слушают (Слайд №5,6)

– Что вы услышали? (Шум деревьев, журчание воды…)

– Какой орган помог вам услышать звуки? (Уши)

– Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? (слуха)

– Слух – большая ценность для человека. И уши нам нужны. Давайте, вернём их человечку.

На доске запись: органы чувств

уши – орган слуха

Береги уши 1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу!

Физминутка

(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга)

2.Исследование органа зрения.

– Отгадайте загадку: “ Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.” (глаза)

а) - Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня в руках? (выставляется на стол мяч) Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.

Продолжаем наше исследование.

А что мы можем сказать про мяч? Какой он? (цвет,форма,размер,катиться)

Благодаря глазам мы можем определять признаки предметов.

Что еще мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?

Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.

После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение.

Глаза- это неотъемлемая часть организма- т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего?

Глаза- это орган зрения. С их помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь.

органы чувств

уши – орган слуха

глаза- это орган зрения.

Мы доказали, что глаза нам очень нужны. Вернем глаза человечку.

- Теперь наш человечек может видеть.(на лице человечка появляются глаза)

О правилах охраны зрения нам расскажет врач офтальмолог…? (выступление ученика) Слайд№7

Дополняю ответы детей:

-Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе 2-3 метров,

-При письме свет должен падать слева.

Зарядка для глаз Слайд№8-12

1.Крепко закрыть глаза на 3-5 сек.

Открыть глаза и поморгать на 3-5 сек (делать 6-8 раз).

2. Не двигая головой, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево.

3. Приложите кончик указательного пальца к кончику носа. Посмотрите на него. А теперь медленно вытягивайте руку перед собой, не отводя взгляда от кончика пальцев. Медленно верните руку в исходное положение.

3.Исследование органа обоняния.

- Закройте нос. Дышите ртом. Чувствуете ли вы запах?(распыляю освежитель воздуха)

(Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет.)

– А теперь вдохните и понюхайте. Что вы чувствуете?

– Когда вы ощущали запах? (Когда делали вдох).

– Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох носом.

Какой орган помогает нам почувствовать запах?(С помощью носа мы чувствуем запах)

А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос –это орган ….(обоняния).

Запахи чего мы можем почувствовать благодаря органу обоняния? (Мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Человек может чувствовать и запоминать тысячи разных запахов. Запах гари может предупредить об опасности, о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху).

Теперь наш человечек может чувствовать запахи (у человечка появляется нос).

органы чувств

уши – орган слуха

глаза- это орган зрении нос- орган обоняния

Дыхательная гимнастика. Физкультминутка.

4. Исследование органа вкуса.

Перед вами на столе стоят стаканы. В них налита солёная и сладкая вода. Можете ли вы с помощью органов зрения или слуха, обоняния определить какая вода в каждом стакане?

– Что необходимо для этого сделать?

Значит, нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете?(Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)

– Какой орган помог вам почувствовать вкус жидкости? (язык)

– Какой вывод можно сделать? (С помощью языка человек определяет вкус)

Язык – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего?

Дайте научное определение этому органу.(Язык - орган вкуса.)

Язык, орган вкуса, помогает нам отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного и делают это маленькие сосочки, расположенные на поверхности языка.

Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. Язык живет в нашем рту.

Мы доказали, что язык нам очень нужен. Вернем язык человечку. Давайте прикрепим ротик нашему человечку.

органы чувств:

уши – орган слух

глаза- это орган зрении

нос- орган обоняния

язык – орган вкуса

Нам осталось провести еще одно исследование.

5. Исследование органа осязания

Игра «Узнай, что в мешочке»

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в корзинке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т.п.).

– Попробуйте определить на ощупь предмет в мешке. (Учащиеся надевают рукавичку и пытаются определить предмет)(резиновый мяч, клубок, апельсин, яблоко) Все ли предметы одинаковые на ощупь?– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет? (Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, но точно назвать не могут).

– А теперь снимите рукавичку и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из корзины)

– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук)

– Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи, на руке есть кожа.)

Значит, кожа тоже наш помощник?

Что мы ощущаем с её помощью?

На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета. Кожа – это орган осязания. Кожа – очень большой орган. Она покрывает все наше тело.

органы чувств:

уши – орган слуха

глаза- это орган зрении

нос- орган обоняния

язык – орган вкуса

кожа – орган осязания

Физминутка. Игра «Полезно – вредно».

Если это полезно, надо встать, а если вредно – надо сесть.

2. Делать гимнастику для глаз (полезно).

3. Смотреть близко телевизор (вредно).

5. Ковырять в ушах (вредно).

6. Защищать уши от сильного шума (полезно).

7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).

8. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).

– Вот и закончилось наше исследование. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями.

Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

Что вы исследовали на сегодняшнем уроке?

Какие органы чувств вы знаете?

Сколько у человека органов чувств?

Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками?

Органы чувств – это наши помощники.(Они помогают узнать, что происходит в окружающем мире, показывают нам разные признаки и свойства.)

А сейчас сравним наш вывод с выводом в учебнике.

ΙV.Применение нового знания

1. Работа по учебнику.

– Посмотрим на иллюстрации в учебнике на с. 55.

1) Верхний рисунок. Выполнение по вопросам учебника.

2) – Кого мы видим на второй картинке?

– Что они делают?

– Расскажите, что «подсказывают» Мише и Лене их органы чувств.(в парах)

2.Работа в группах .

Правила работы в группе

1. Работаем тихо, дружно.

2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.

3. Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника.

Задание: Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств, которые помогут их распознать.

3. Работа в тетради.с 22. Задания 1-2.

Задание выполнит каждый самостоятельно.

- Кто догадался, что нужно выполнить в задании 1.

А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Взаимопроверка в паре. Учитель озвучивает правильный ответ

V.Итог урока: Продолжи высказывание:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я удивился…

.Рефлексия.

А напоследок хочется сказать:

Есть пять помощников на службе у тебя.

Не замечая их, используешь всегда:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

Руки, чтоб ласкать, трудиться,

А носик - запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств, которые помогут их распознать

Южанинова Татьяна
Занятие «Наши помощники - органы чувств»

Занятие "Наши помощники - органы чувств "

Цель :

Закрепление знаний детей об органах чувств , их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи :

Образовательные :

Закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) ;

Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании мира;

Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира;

Учить бережно относиться к своему здоровью.

Развивающие :

Развивать тактильные, зрительные, слуховые ощущения;

Тренировать зрительные, слуховые ощущения, совершенствовать восприятие;

Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств , культуру их охраны;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе.

Методы и приемы :

Наглядные (показ иллюстраций, демонстрация) ;

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ) ;

Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения, опыты, исследования) .

Педагогические технологии :

Личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологии : - дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальчиковая игра, самомассаж ушных раковин.

Средства обучения :

Демонстрационный материал (цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств , ватные палочки с запахом чеснока и духов,).

Ход занятия:

Добрый день. Сегодня я приглашаю вас и других моих гостей в «Институт здоровья» . Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Ребята, как вы думаете, почему у института такое название? (Ответыдетей) .

Вы правы, здесь изучают здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма .

Хотите узнать что-нибудь о них? (Да) .

Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.

«Кто такой командир?» (Ответы детей) .

А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?

(Педагог показывает детям цветную таблицу с изображением мозга.)

Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)

Это головной мозг - самый главный наш орган , без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга) .

Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке.

А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей.)

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками .

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

Загадка :

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Давайте вместе скажем : «Глаз – орган зрения » . А для чего нужны глаза? (ответы детей) . Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза (Показываю руку) .

Что я сделала? А теперь откройте глаза. Вот что я сделала. Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходит вокруг. А теперь другой эксперимент, проверим, смогут ли ваши глаза различить контуры предметов.

Игра "Наложенные рисунки" (Цель : различить контуры 4-5 предметов, наложенных друг на друга)

Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека .

Так зачем же человеку глаза?

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила) :

Нельзя тереть глаза грязными руками.

Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

Нельзя близко и долго смотреть телевизор.

Нельзя долго играть в компьютерные игры

Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя !

Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас мы вспомним для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала :

Ну-ка, дятел, посмотри - (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи : раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

А еще нужны для глаз витамины :

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьет.

А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку :

Загадка :

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше : (ушки)

Ухо – это орган слуха . Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом слова) . Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? А почему? (ответы детей) .

Проведем еще один эксперимент (За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой).

Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки , и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве. Проверим.

Физминутка. Игра «Жмурки» с колокольчиком

Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку)

А еще полезно для наших ушей делать зарядку :

Мы ладошки разотрем,

Смело ушки мы возьмем,

Сверху-вниз мы их пощиплем,

Пальчиками разотрем.

Стихотворение

Доктор, доктор, как нам быть :

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть :

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор : Еже!

Отвечает доктор гневно :

Еже, еже, ежедневно!

(Э. Мошковская)

Загадка :

Вот гора, а у горы -

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит :

То заходит, то выходит. (Нос)

А для чего человеку нос? (Ответы детей.)

Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам хотелось сделать? (Вдохнуть) . Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. (Предлагаю детям понюхать ватные палочки – вата пропитана чесноком, духами).

Что вы почувствовали ? (запах чеснока и духов) .

Значит, нос нам нужен еще и для того. Чтобы различать запахи. Нос – орган обоняния (повторяем вместе) . А нос нужно беречь? А как, знаете? (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи)

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика :

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше -

И легко - легко подышим.

Упражнение "Ракета" (Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

А о чём пойдёт речь сейчас?

Загадка :

Всегда во рту, а не проглотишь?

(Язык)

Правильно. Все живые организмы питаются , поэтому всем необходимо различать вкусное и невкусное, полезное и вредное.

Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты).

А определить продукты на вкус нам помогает ? Правильно язычок. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. ---Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными) .

Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

Для того чтобы язык был чувствительным , и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Ротик шире открывай

Язычок вперед давай

Влево – вправо, тик да так

Время точно на часах

Шире рот мы открываем

Язык вправо направляем

Еще шире открываем

Язык влево направляем

Влево – вправо, влево – вправо

Язычок и так и сяк

Это часики тик-так!

Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней ?

Кто знает скороговорки?

Загадка :

Твои помощники , взгляни,

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся. (Пальцы)

Какие помощники нам в этом помогут (Руки, пальцы) .

Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей)

А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет :

Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое :

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша : (Ответы детей)

Кожа - это орган осязания (повторяем вместе с детьми) . Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам , что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма .

Пальчиковая гимнастика «Доброе утро» :

Доброе утро, здравствуй Иван!

Доброе утро, здравствуй Степан!

Доброе утро, здравствуй Ирина!

Доброе утро, здравствуй Арина!

Здравствуй и маленькая Алина!

(Попарные пальцы начиная с больших соединяются (целуются, а потом перекрещиваются справа налево (обнимаются) .

Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.

Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесная коробочка, а вам хотелось бы узнать, что в ней лежит?

Дидактическая игра "Определи на ощупь".

Сейчас посмотрим, сможем ли мы узнать на ощупь друг друга.

Практическое задание «Соедини по точкам»

Для того, чтобы правильно соединить, нужно вспомнить счет от 1 до 10.

Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека !

Давайте вспомним их :

Один говорит,

Один нюхает,

Двое глядят,

Двое слушают,

Двое трогают

Кто такие? (Ответы детей)

В.: Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств "служили вам верой и правдой"? А чего лучше не делать?

Соблюдать следующие правила гигиены : относиться бережно, содержать в чистоте; не переохлаждаться; не обжигаться;не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;

Не включать громко музыку, особенно в наушниках.

Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Мы говорили о важности наших органов чувств , о том, как они нам помогают . Что "командир" нашего тела называется….(дети продолжают) . Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств ) .

Какие вопросы по теме занятия вы хотели бы задать друг другу?

Как по вашему, кто сегодня занимался лучше всех?

Молодцы, кто сегодня хорошо занимался и правильно выполнил задание «Соедини по точкам» , я вам поставила оценку «Пять» и хочу вам сказать : (дети расставляют цифры по порядку, а затем их переворачивают) . Кто прочитает, что здесь написано? «СПАСИБО!»

Конспект занятия "Наши помощники - органы чувств"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 15 «Ромашка»

(Средняя группа)

Воспитатель 1 квалификационной категории Тагачакова Надежда Анатольевна

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Образовательные:

  • закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) .
  • уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Методы и приемы:

  • Наглядные (показ, демонстрация) ;
  • Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ) ;
  • Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент) ;
  • Практические (упражнения, опыты) .

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Средства обучения:

Демонстрационный материал (муляж или цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств)

Баночки с продуктами, различными на вкус

Дети входят в группу, их встречает доктор Медуница

М. – Добрый день. Ребята, меня зовут доктор Медуница. Сегодня я приглашаю вас и других моих гостей в «Институт здоровья» . Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название? (Ответы детей) .

Вы правы, я изучаю здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

Хотите узнать что-нибудь о них? (Да) .

Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу…, но сначала ответьте мне на вопрос.

«Кто такой командир?» (Ответы детей)

А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?

(Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга.)

Кто из вас знает, как его зовут? (Мозг)

Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.) .

Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга.

На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга.)

Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.

А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Глаза, уши, нос, пальцы.)

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)

Молодцы!

Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

В- Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?

Мы с вами поиграем.

Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.

Так зачем же человеку глаза? (Чтобы видеть)

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? Дети перечисляют правила:

  • Нельзя тереть глаза грязными руками.
  • Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
  • Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
  • Нельзя долго играть в компьютерные игры
  • Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

В- Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала, - (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

Ну-ка, дятел, посмотри - (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три! -

Пообедал дятел с белкой- (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. - (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:

Загадка Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше: (ушки)

Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

В - А мы знаем правила по охране слуха.

В- А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т.д.) ,

Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)

А для чего человеку нос? (Чтобы дышать, нюхать.)

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,

Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.

Игра "Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)

В- Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

В- А определить продукты на вкус нам помогает,? Правильно язычок Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными) .

Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

В- Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.

"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.

"Покусывание кончика языка"

"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

"Лошадка" Поцокать языком.

"Подуть на кончик языка"

Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.

Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. (Пальцы)

Пальчиковая гимнастика «Ягодки»

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.

Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесная коробочка, а вам хотелось бы узнать, что в ней лежит? (Да)

– Какие помощники нам в этом помогут? (Пальчики)

Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке.

В- Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в «Институт здоровья» от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора. (Нашу экскурсию)

А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что "командир" нашего тела называется… (дети продолжают) . Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши … (органы чувств) .

В- Ну вот, ребята, пора возвращаться в детский сад.

А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим добрые пожелания.

Используемая литература:

  • Воронкевич О. А. – «Добро пожаловать в экологию» , М: «Детство-Пресс» , 2007г.
  • Картушина М. Ю. – «Логоритмические занятия в детском саду» , М: «Сфера» , 2004г.
  • Козлова С.А. - Тематический словарь в картинках: «Я и мое тело: Органы чувств человека «, М: «Школьная Пресса» , 2005г.
  • В. В. Цвынтарный. «Играем пальчиками и развиваем речь» , М: «Карапуз» , 1998г.
  • Щетинин М. Н. «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М: «Айрис-Пресс» , 2008 г.

Работая воспитателем несколько лет, наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что знакомя детей с окружающим миром: со своей семьёй, с малой родиной, со своей страной и даже давая ознакомительные представления о строении мира, мы порой обходим стороной, не обращая внимания на самое близкое и на мой взгляд не менее важное, чем всё окружающее, это познание себя, – строение своего тела, значение и функции каждого органа, отсюда, забота о своём здоровье, укрепление его, личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового образа жизни.
Давая знания детям о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребёнку ответить на такие жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Каков я есть, что я из себя представляю?» Поняв это, ребёнок не только сможет назвать своё имя, фамилию, возраст, домашний телефон и адрес, имена и отчества родителей и другие заученные факты, но и научиться различать недостатки и достоинства (свои и других людей), объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение.
Опираясь на исследования З. Фрейда, можно констатировать: интерес к своему физическому Я, к своему телу отмечается у детей ещё на первом году жизни. Он не исчезает на протяжении всей жизни человека, изменяется лишь его направленность. Однако до недавнего времени специальная работа по ознакомлению с организмом проводилась лишь в старших классах школы в курсе анатомии, физиологии и гигиены. Следовательно, до четырнадцатилетнего возраста удовлетворение этого интереса проходило через приобретение отрывочных или случайных сведений.
Человеческий организм представляет собой очень сложный механизм взаимодействующих между собой систем и органов. Традиционно принято главным органом считать сердце. А может, важнее мозг или лёгкие? Попробуйте представить себе жизнь человека, лишенного возможности воспринимать окружающее… Чтобы обеспечить человеку полноценное восприятие окружающего, природа наделила его специальной системой органов чувств. Именно этой теме мне и хотелось бы уделить внимание.
У человека пять основных органов чувств: глаза как орган зрения, уши как орган слуха, нос как орган обоняния, язык как орган вкуса и кожа (руки) как орган осязания. Однако органы чувств тесно взаимосвязаны между собой и представляют одну из жизненно важных систем организма, в котором наряду с четкими особенностями того или иного вида чувствительности существует компенсаторная деятельность этих органов, направленная на частичное восполнение тех или иных ощущений. К примеру, у слабовидящих или слепых людей обостряются кожная (тактильная) чувствительность и слух.
Резервы человеческого организма огромны, но не бесконечны. Поэтому чрезвычайно важно соблюдать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья, всех систем и органов человеческого организма. Для этого необходимы:
а) элементарные знания и представления об организме, сформированные не путем механического запоминания, а через осознание конкретного материала;
б) самостоятельная активная деятельность по применению этих знаний.

Поэтому работа по формированию элементарных представлений об организме начиная с дошкольного возраста должна быть направлена на:

  • осознанное ведение здорового образа жизни;
  • уменьшение количества приобретенных заболеваний и травм;
  • изменение внутренней позиции личности по отношению к себе и окружающим людям.

Конспект занятия «Наши помощники»

Задачи:

  • Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.
  • Учить воспринимать объекты разными органами чувств.
  • Воспитывать опрятность, желание следить за своим внешним видом.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, на прошлых занятиях мы с вами знакомились с предметами помощниками, которые были раньше и которые мы используем сейчас. Сейчас мы гладим электрическим утюгом, а скажите мне чем раньше гладили люди? (Дидактическая игра «Раньше и сейчас»).

Дети: Жаровым утюгом, а ещё раньше был такой инструмент рубель.

– Молодцы, помните. Сейчас мы мусор и пыль собираем пылесосом, а раньше чем?

Дети: Веником, метлой.

– Замечательно вы всё помните. Из этого следует, что предметы помощники у человека были не всегда одни и те же, с изменением жизни, развитием общества и конкретно человека, он придумывал и изобретал себе всё новых и более удобных помощников.
Но, давайте с вами подумаем, всегда ли это было так, и с чего всё началось (вывешивается иллюстрация с изображением первобытных людей) . Ребята, посмотрите пожалуйста на этой картине изображены самые первые люди, которые жили на нашей земле, у не было ни пылесосов, ни стиральных машин, ни электрических утюгов, и многого другого, чем мы привыкли пользоваться в современной жизни. И жили они не в квартирах со всеми удобствами, а в пещере и грелись у костра, но всё-таки какие-то помощники у них уже были. Как вы думаете, что необходимо человеку, чтобы он выжил? (Ответы детей)

– Правильно, чтобы выжить живому существу необходимы еда, одежда, жилище. У первобытных людей первым развивалось осязание (чувствование кожей); они чувствовали прикосновение и боль, например, если наступали на острый предмет или пытались дотронуться до горящей ветки, т.е. узнавать и изучать окружающий мир им помогали помощники руки или точнее сказать орган осязания – кожа. У нас с вами есть эти помощники? Они нам помогают сегодня?

Дети: Да, чтобы определить мягкая или жёсткая ткань мы её должны потрогать (или как говорят, пощупать руками и т.д.). Чтобы определить, теплый ли чай, мы трогаем чашку рукой.

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»

Дети, не заглядывая в мешочек, опускают в него руку и пытаются определить, что в нём лежит. В мешочке лежат камешки, карандаши, кисточка, мягкая, резиновая и пластмассовая игрушки. Дети должны определить материал, из которого сделаны вещи.

– Молодцы ребята, делаем вывод, что у нас, как и у первобытных людей, тоже руки или кожа остаются помощниками. (На доске выставляется карточка с изображением руки).

– У первобытных людей было много разных врагов. Даже ночью, устав до изнеможения, они не могли спать спокойно, опасаясь быть застигнутыми врасплох дикими животными. Тогда незаменимыми помощниками стали уши, т.е. начал развиваться и обострятся слух. Скажите пожалуйста, зачем человеку слух?

Дети: чтобы слушать людей, музыку, телевизор, если видишь, но не слышишь, то не поймёшь, о чём мультфильм, или кино и т.д.

– Для улавливания и различения звуков у человека (и многих животных) существует специальный орган – уши.

– Сколько у вас ушей?

Дети: Два, правое и левое ухо.

– В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно воспринимают окружающие звуки. Представим себе такую ситуацию: вы сидите в парке на скамейке и читаете интересную книгу, а на вас хочет напасть злая собака. Она с лаем бежит к вам.

– Какие помощники первыми сообщат вам об опасности?

Дети: Уши. Мы можем не видеть, так как смотрим в книгу, но услышим что где-то лает собака.

– Уши даже спящего человека различают достаточно тихие звуки: шорох листвы, шаги и т.п. Именно уши «сообщают» мозгу о том, что приближается опасность. Кстати, у древних людей уши были подвижными; они улавливали разные звуки, поворачиваясь, как локаторы, по направлению источника звука. У современного человека тоже есть такие мышцы за ушами, но теперь они очень слабые, т.к. у нас изменились условия жизни.

Подвижная игра «Ау»

Дети встают в круг, водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Все дети идут по кругу, держась за руки, и произносят слова: «Саша, ты сейчас в лесу мы кричим тебе: – ау!». Один из детей, на кого покажет воспитатель, тихим голосом произносит «Ау». Водящий должен по голосу определить, кто сказал «Ау» и где находится.

– Молодцы, ребята, хорошо играете, скажите пожалуйста, какие помощники помогали нам в этой игре?

Дети: Уши.

– Таким образом, уши в нашей современной жизни тоже являются помощниками человека. (Выставляется карточка с изображением уха).

– Всем нам знаком предмет-помощник, созданный человеком телефон. Скажите, могли бы люди пользоваться телефоном, если бы не было ушей, как органов слуха?

Дети: Нет. Человек просто не смог бы им пользоваться, или только бы писал СМС и ММС, если бы он умел читать и видеть, т.е. смотреть и рассматривать картинки.

Далее, если дети знакомы с сотовым телефоном, даже если не умеют читать, то от телефона можно перейти к другим помощникам – глазам, т.е. если бы у человека не было ушей, то он не смог бы разговаривать по телефону, но если у него есть помощники глаза – как орган зрения, тогда он может общаться по телефону с помощью картинок или букв, рассматривая их или читая. Если дети не знакомы с сотовым телефоном, тогда воспитатель говорит:

– Ребята, закройте пожалуйста глаза, я вам сейчас что-то покажу, все закрыли глаза? Вы видите, что я вам показываю? А почему вы не видите?

Дети: Мы не видим, потому что у нас закрыты глаза.

– Откройте глаза, и посмотрите. Теперь вы видите? (Ответы детей) .

Открывают глаза и видят красивую картину с изображением улыбающихся детей.

– Как чудесно, что у нас есть такие помощники – глаза. Если бы их не было, мы бы не увидели и не смогли бы рассмотреть эту картину.

– Что вы чувствовали, когда закрыли глаза?

Дети: Было темно, хотелось открыть глаза, ничего не видно.

– А зачем человеку глаза? (Чтобы смотреть). Как бы мы жили, если у нас не было глаз?

Дети: Мы бы не смогли смотреть телевизор, читать книги, тяжело было бы идти по дороге, т.к. не видишь куда идёшь и т.д.

– Послушайте, я вам прочту стихотворение Н. Орловой «Ребятишкам про глаза»

Древним людям глаза тоже очень помогали, с помощью глаз люди сначала различали только свет и темноту, но постепенно научились различать многообразие красок окружающего мира. Значит у нас, как и у древних людей, есть помощники, глаза – органы зрения, которые помогают нам всё видеть. (Выставляется картинка с изображением глаза).

– Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос)

– Для чего первобытным людям нужен был нос?

Дети: для того, чтобы нюхать, чувствовать запахи. Запах дыма, животного или какой-то пищи. Значит нос им помогал определять запахи. А у нас с вами есть нос? (Да)
– А для чего он нам?

Дети: Что бы чувствовать запахи, чтобы дышать.

Проводится опыт. Дети закрывают глаза, сидя на стульчиках, а воспитатель в это время чистит апельсин. Спрашивает детей: чувствуют ли они какой-нибудь запах? И какой? Чем пахнет?

Дети: Чувствую запах апельсина.

– Правильно, заметьте, вы не видели, что я делаю, и не слышно было ничего, руками вы тоже ничего не трогали, а сразу сказали, что пахнет апельсином. Кто вам в этом помог?

Дети: Нос.

– Нос – это орган обоняния, он помогает нам чувствовать запахи. (Выставляется четвёртая карточка с изображением носа).

Примечание: На занятии или в свободное время можно прочитать стихи Ю.Прокопович «зачем носик малышам», Э. Мошковская «Мой замечательный нос» (см. Приложение )

– Ребята, а вам хотелось бы узнать, какой апельсин – кислый или сладкий? (Да)

– А какой помощник нам в этом поможет?

Дети: Язык.

Воспитатель раздаёт всем по маленькому кусочку апельсина, дети пробуют. Какого вкуса апельсин?

Дети: Кисло-сладкий.

– И снова никто из вас не ошибся! Надо же как хорошо вам помогают ваши помощники. Язык помогает ощутить вкус пищи. Различают сладкий, кислый, солёный и горький вкус. Вкусовые ощущения и пристрастия у вех людей разные: одним нравится вкус банана, а другим – яблока. Некоторые любят кислое, а другие – солёное. (Выставляется картинка с изображением языка)

– Но не всё стоит пробовать на вкус. Гуляя в лесу, например, можно ли пробовать грибы или незнакомые ягоды. (Ответы детей) . Скажите, что ещё нельзя пробовать на вкус?

Дети: Нельзя без разрешения взрослых пробовать лекарства и незнакомые продукты.

– Молодцы! А теперь давайте посмотрим на наши карточки. Сколько их? Перечислим всех наших помощников: кожа рук – орган осязания, ухо – орган слуха, глаза – орган зрения, нос – орган обоняния и язык – орган вкуса. Вот мы с вами и познакомились с нашими первыми помощниками – а называются они органы чувств.
У первобытных людей не было ещё предметов помощников, которые могли бы облегчить им труд, но у них были замечательные помощники – органы чувств, которые помогали им выжить и жить. Чтобы наши помощники нам всегда помогали, мы должны беречь их, и ухаживать за ними. Кто может сказать, как нужно ухаживать за кожей? За ушами? За глазами? за носом? За языком? (Ответы детей)

Конспект занятия «Руки – наши помощники».

Цели:

  • Познакомить детей с нашими помощниками – руками, как органом осязания и, как частью человеческого организма.
  • Дать детям представление о значении кожи (рук) для человека.
  • Воспитывать опрятность, желание содержать свое тело (руки) в чистоте.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Давайте вспомним какие у нас с вами есть помощники. (Вывешиваются иллюстрации с изображением глаза, уха, руки, носа и языка, с прошлого занятия)

Дети: Глаза – орган зрения, помогают нам смотреть, уши – орган слуха, помогают нам слушать, нос – орган обоняния, помогает нам чувствовать запахи, язык – орган вкуса, помогает нам различать пищу по вкусу, и руки, кожа – орган осязания – помогают нам на ощупь определить форму, качество, температуру предмета.

– Молодцы ребята! Сегодня мы с вами поговорим о наших помощниках – руках, как органах осязания. Рассмотрим наши руки. Вот эта часть (показываю) называется кистью. Как вы думаете почему? (Она напоминает кисть художника, с её помощью мы можем рисовать, писать, она похожа и на кисть винограда и ягоды – «пальцы»)

– А сколько пальцев у нас на руке?

Дети: На каждой руке по пять пальцев. Каждый палец имеет название: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец (называют и показывают) .

– Пальчики у нас все разные, поэтому и названия все имеют разные. Что есть еще на наших пальчиках?

Дети: ногти.

– Правильно, какие они?

Дети: Широкие, длинные, гладкие, постоянно растут.

– Хорошо. А как мы ухаживаем за ними? Что нужно делать если они постоянно растут? (Подстригаем ногти и чистим под ними, чтобы там не поселились микробы).

– Ребята, где находятся наши руки, по отношению к туловищу?

Дети: Сбоку от туловища, растут от плеч.

– Молодцы! Давайте посмотрим строение руки на этой картине (показывается иллюстрация с изображением руки).

– Кто знает как называется эта часть руки? (Показ)

Дети: Локоть.

– Правильно, он находится на середине руки, в этом месте наша рука сгибается.

– Что вы можете сказать, из чего сделаны наши руки?

Дети: Внутри находится кость, мышцы, сосуды, по которым течёт кровь, сверху – кожа и волосы.

– Хорошо. Скажите пожалуйста, для чего нам нужна кость?

Дети: Чтобы наша рука держала форму, была сильной и твёрдой и т.д. Без костей наше тело напоминало бы мешок.

– Для чего нам нужны мышцы?

Дети: Мышцы двигают рукой, сгибают и разгибают её. С их помощью мы можем что-то поднимать и держать в руках, т.е. мышцы двигают нашими руками.

– Молодцы! Вы уже сказали, что наши руки покрыты кожей с волосками. А зачем нам кожа?

Дети: Кожа наш защитник, она защищает руки от грязи, микробов и даже от холода, когда нам холодно волоски на нашей коже встают.

– Ребята, а как мы должны заботится о наших руках?

Дети: Мыть руки, подстригать ногти, в холодную погоду одевать варежки. Чтобы наши руки были сильными и ловкими, мы должны их тренировать, т.е. делать зарядку.

Пальчиковая гимнастика

Вот помощники мои их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять, не сидится им опять.
Постучали, повертели и работать расхотели.
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот рядом прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
А другой давненько спит,
Кто у нас ещё шумит?
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придет,
Солнце красное взойдет,
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать.
Просыпайся детвора
В детский сад идти пора.

– Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесный мешочек, а вам хотелось бы узнать, что в нём лежит?

Дети: Да.

– Какие помощники нам в этом помогут?

– Потрясём мешок (мешок звенит) , непонятно что в нём, что-то гремит, а что сказать нельзя.

Воспитатель даёт детям понюхать мешок.

Дети: Резкого запаха нет, вроде бы ничем не пахнет.

– Помочь не могут, т.к. мешок завязан, а через него ничего не видно.

– Не помогает, потому что из мешка ничего доставать нельзя, а мешок пробовать на вкус бесполезно. Остались помощники только руки. Воспитатель вызывает детей по одному, несколько человек, дети засовывают руку в мешок, и щупая рукой, пальцами, точнее – органами осязания, игрушки, находящиеся в мешке. Сначала должны сказать, что это такое а потом достать и показать всем. (В мешке находятся: машинка, мяч, кубик, игрушка – рыбка.)

– Молодцы, ребята! Все игрушки определили правильно. А кто может объяснить, как же нам помогли руки?

Дети: Трогали предметы, определяли – гладкие они или шероховатые, есть ли у них уголочки, и т.д.

– Правильно, ребята. Вот эта способность рук, а точнее кожи, узнавать предметы на ощупь называется осязание.

– Ребята, а в вашей жизни были такие случаи, когда вам другие помощники не могли помочь, а руки помогали?

Дети: В темноте найти выключатель, или какой-то предмет, застегнуть верхнюю пуговицу, когда рядом нет зеркала, определить: что находится в кармане и т.д.

– Вот оказывается руки какие помощники!

Чтение стихотворения детьми С.Михалкова «Пятерня»

Две руки у меня
И на каждой пятерня!
Выручаешь ты меня
С ней не надо расставаться
Пятерня всегда со мной
Если надо причесаться –
Причешусь я пятернёй!
Но, пожалуй, мой дружок,
Всё же лучше гребешок.

Пятерня, пятерня
Выручаешь ты меня!
Если надо мне сморкаться –
Пятерня всегда со мной.
Но не лучше ли дружок,
Если всё-таки в платок.

Пятерня, пятерня
Выручаешь ты меня!
Если надо будет драться –
Буду драться пятернёй –
С ней не надо расставаться –
Пятерня всегда со мной.

Ну, а если милый друг,
И тебя ударят вдруг,
Сколько пальцев на руке –
Столько их и в кулаке.

Пятерня, пятерня
Для чего ж ты у меня?
Для того, чтобы не драться
А лопату в руки брать,
Чтобы в пальцы не сморкаться,
А здороваться, прощаться,
И с друзьями в мяч играть.

– В этом стихотворении мы видим, что рука нам может заменить некоторые предметы –помощники. Ребята, скажите пожалуйста, а какие ещё предметы можно заменить рукой?

Дети: Совок – мама из мешка накладывает муку, ребёнок копается в песке; чашку – из ключика пить воду; корзиночку – собрать ягоды в руку; ножницы – рвать бумагу. (Если дети затрудняются ответить, помочь им прийти к этим выводам)

– Оказывается руки у нас большие помощники и наверное многие вещи мы без них просто не смогли бы сделать. Поэтому мы должны заботиться о них: содержать в чистоте, в тепле и учить их делать ещё больше различных действий.

– Мы сегодня с вами говорили о том, как много наши руки умеют делать, а что бы вам хотелось, чтобы ваши руки научились делать? (Ответы детей)

– А вы знаете о том, что люди которые не слышат, разговаривают с помощью рук, то есть с помощью жестов. Они объясняют друг другу с помощью рук, что они хотели бы сказать – это называется сурдопереводом. Давайте и мы с вами поиграем в игру, в которой водящий по жестам наших рук и движениям должен будет определить, что мы хотим сказать. При этом мы не должны ничего говорить.

Подвижная игра «Дедушка Мазай»

Играющие говорят слова:

Дедушка Мазай, возьми нас на работу.
Мазай: А что вы умеете делать?
– Мы не скажем, а покажем.
А где были мы не скажем. (Показывают какое-то действие, например колоть дрова, мыть посуду и т.д.)

Игра проводится несколько раз по желанию детей.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ