Настало время познакомиться еще с одним настоящим временем английского языка - The Present Indefinite (Present Simple) Tense, которое на русском языке звучит как «Настоящее Неопределенное Время» или Настоящее Простое Время.
The Present Indefinite Tense — Настоящее Неопределённое Время мы обычно используем для передачи обычных, регулярных, привычных или постоянных действий, например для описания ежедневных действий, привычных занятий, постоянной работе, учебе и т.д., но не указываем точное время протекания действия. Например:
Google shortcode
Для передачи регулярного характера действия мы часто используем наречия с глаголами в the Present Indefinite, например, always — всегда, often — часто, seldom — редко, usually — обычно, never — никогда, sometimes — иногда, а также словосочетания every day/week/month — каждый день/неделю/месяц. Проанализируйте использование наречий в нижеследующих предложениях. Обратите внимание, что обычно наречие занимает место между подлежащим и сказуемым. Обстоятельство времени every day/week/month может стоять в начале или в конце предложения.
Перейдем к образованию форм и соответственно, к спряжению глаголов в Настоящем Неопределенном Времени. Как вам может быть известно, неопределенная начальная форма английских глаголов используется с частицей to – to come , to work, to live. При спряжении в настоящем неопределенном времени мы отбрасываем частицу to и таким образом получаем форму глагола для всех ли одинаковую, за исключением 3 лица единственного числа. В этом случае к глаголу добавляется окончание –s(-es).
Чтобы образовать вопросительную и отрицательную формы предложения в настоящем неопределенном времени мы в обязательном порядке используем вспомогательный глагол «do » для всех лиц, кроме третьих лиц единственного числа (он, она, оно), к которым применяется вспом. глагол «does », т.е. окончание «-s(-es)» мы прибавляем не к глаголу-сказуемому, а к вспом.глаголу «do».
Давайте вместе рассмотрим следующую таблицу спряжения глагола to learn в Настоящем Неопределенном Времени в утвердительном, вопросительном и отрицательном предложениях.
*Don’t – сокращенная форма от do not, часто используемая в речи, а Doesn’t – сокращенная форма от does not.
Все вопросительные предложения в английском языке в Наст.Неопр.Времени должны в обязательном порядке содержать вспомогательный глагол Do, Does. Исключения составляют только вопросы к подлежащему, обычно начинающиеся с вопросительного слова Who.
Давайте теперь перейдем к практике и постараемся вместе осуществить перевод предложений в Наст.Неопр.Времени. Здесь необходимо отметить, что нужно строго соблюдать порядок слов утвердительного и вопросительного предложений в английском языке, который является следующим:
Возьмем для начала простое предложение «я работаю в офисе» и следуя схеме начинаем перевод подлежащее – я – I , сказуемое – работаю – work , втор.члены – в офисе – at the office – в результате предложения выглядит следующим образом — I work at the office . Следующее предложение – «мы часто ездим летом на юг». Подлежащее здесь – мы — we, сказуемое – ездим — go, втор.члены: сначала переводим обстоятельство места на юг – to the south , затем обстоятельство времени – летом – in summer, в предложении есть наречие часто — often и его место перед сказуемым. We often go to the south in summer .
Теперь рассмотрим пример с вопросительным предложением «где вы работаете?» и опять же, следуя схеме перевода вопросительных предложений на первое место ставим вопросительное слово где — where , затем вспомогательный глагол do , т.к. именно он соответствует подлежащему согласно таблице спряжения, подлежащее вы –you и сказуемое — работаете -work , в результате у нас получается законченное предложение – where do you work? Если вопрос не содержит вопросительного слова, перевод начинаем согласно схеме со вспомогательного глагола. Обратите внимание на вопрос к подлежащему, когда вспомогательный глагол не требуется, но к сказуемому прибавляется окончание –s/es. Who works here? – кто здесь работает?
Повелительное наклонение используется на выражения приказа, просьбы, команды, например, встаньте! Сядьте! Откройте книгу! Закройте дверь! Помогите! Не читайте! Не разговаривайте! Не кричите! Для перевода утвердительной формы мы используем форму глагола без частицы to – Stand up! Sit down! Open the book! Close the door! Help! А для отрицательной формы мы перед глаголом ставим глагол Do+not – Do not read! Don’t speak! Don’t shout!
Чтобы вы качественно усвоили когда лучше и правильней применять Настоящее Неопределенное Время мы будем в дальнейшем сравнивать его с использованием других времен английской грамматики.
Present Simple – простое настоящее время. Оно показывает действие, которое происходит регулярно, с определенной периодичностью. Изучение временных форм глагола в английском языке всегда начинается именно с Present Simple, т. к. оно является базовым. Если вы поймете структуру этого времени, вам легко будет разобраться с остальными временами. Изучив материал, вы узнаете, в каких случаях используется время Present Simple, познакомитесь с правилами образования Present Simple и со многими другими нюансами использования времени Present Simple, показанных на отдельных примерах.
Для образования утвердительной формы Present Simple не требуются вспомогательные глаголы. Для лиц I, you единственного числа и we, you, they множественного числа, формы глагола в Present Simple совпадают с инфинитивной формой (форма, которую вы найдете в словаре). Мы убираем у глагола частицу to и ставим его на второе место в предложении, после подлежащего.
Только в 3-ем лице единственного числа (he, she, it) к глаголу добавляется окончание -s или -es . Произносятся эти окончания как [s], [z] или .
Окончание —es добавляется к глаголам, которые заканчиваются на —o , —y , —s , —sh , —ch , —tch , —x , —z . Это делается для того, чтобы в слове не стояло рядом два труднопроизносимых звука.
Если слово оканчивается на согласную и —у , используется окончание —es . В этом случае —y меняется на —i :
Если слово оканчивается на гласную и -у , используется -s . В этом случае никаких изменений с -у не происходит:
Если слово оканчивается на –o , в этом случае прибавляют окончание -s .
Если слово оканчивается на глухую согласную , то произносим [s] .
Если слово оканчивается на гласную или звонкую согласную , то произносим [z] .
Если слово заканчивается на букву или буквосочетание –sh, -ch, -x, -ss, -tch (шипящие, свистящие звуки ), то произносим .
Отрицательная форма также образуется при помощи вспомогательного глагола do (does), но в сочетании с отрицательной частицей not. Итак, на первом месте ставится подлежащее, далее вспомогательный глагол do (does) +
отрицательная частица not, и основной глагол в инфинитивной форме.
Для образования вопросительной формы Present Simple вспомогательный глагол do (does) ставится на первое место перед подлежащим, а за подлежащим следует основной глагол в инфинитивной форме.
Модальные глаголы can, ought, may, should, must, would , а также глаголы to be и to have образуют формы Present Simple не по общим правилам.
В утвердительной форме модальные глаголы в форме 3-го лица единственного числа не имеют окончания -s или -es :
Глагол to be в утвердительной форме имеет формы am, is, are, was, were , в зависимости от лица и числа, а глагол to have формы − have и has .
Present Simple – одно из базовых времен английской грамматики. Без него невозможно обойтись ни в письменной, ни особенно в устной речи. Во многих источниках можно встретить разнообразные нелепые фразы, что это – одно из наиболее простых времен в английском. Куда там! Время весьма сложно и в образовании, и в грамотном употреблении. Здесь есть столько нюансов и уйма всяческих «но»… Однако, не поленившись и прочитав этот пост до конца, вы ознакомитесь со всеми тонкостями употребления Present Simple . Удачи! Вы также можете найти в Present Simple.
Present Simple употребляется для обозначения или выражения:
She speaks fluent Japanese. – Она бегло говорит пo-японски.
They live in Kongo. – Oни живут в Конго.
The Ivanovs go to Turkey every summer. – Ивановы ездят в Турцию каждое лето.
Snow melts at O degrees. – Снег тает при температуре 0 градусов.
I declare our meeting open. – Объявляю наше собрание открытым.
Now watch: I take some potatoes, peel them and carefully cut them into pieces. – Смотри, я беру картошку, чищу ее и осторожно режу на кусочки.
Who does this truck belong to? – Кому принадлежит этот грузовик?
Подробнее смотрите
I fly to Madrid next Friday. – Я лечу в Мадрид в следующую пятницу.
Get me know, if they come. – Дай мне знать, если они придут.
Little boy saves his mother! — Маленький мальчик спас свою мать.
The main hero meets a young lady. They fall in love with each other. – Главный герой встретил молодую девушку. Они полюбили друг друга.
Yesterday I came home late. And there – who do you think I see? Mary! My sweetheart! I rush to her and kiss her! И – Вчера я поздно пришел домой - и кого, ты думаешь, я там увидел? Мэри! Мою дорогую!
I am told he got a driving licence last week. – Мне сказали, что он получил права на прошлой неделе.
I hear you are leaving for Rome. – Я слышал, ты уезжаешь в Рим.
В утвердительных предложениях форма Present Simple совпадает с основой глагола во всех лицах, кроме 3 лица ед.ч., где прибавляется окончание –s\es. Подробнее о правилах прибавления окончания читайте здесь.
Отрицательные предложения формируются по схеме
do not (don’t) + основа глагола
does not (doesn’t) + основа глагола (для 3-го лица ед.ч.)
Вопросительные предложения формируются по схеме
Do + S (подлежащее) + основа глагола
Does + S (подлежащее) + основа глагола
Предлагаю Вам попрактиковаться в использовании
The Present Simple (Indefinite) Tense (простое настоящее время) – видовременная форма глагола, которая используется для выражения обычных, регулярно повторяющихся действий. Для простого настоящего времени характерно наличие следующих слов-маркеров:
Примеры предложений в простом настоящем времени с использованием слов-маркеров:
Думаю, Вы заметили, что во 2-м и в 3-м предложениях в конце глаголов употребляeтся суффикс –s (listens, rotates). Данный суффикс является показателем глагола 3-го лица единственного числа простого настоящего времени.
Что же касается отрицательной формы глаголов в простом настоящем времени, то она образуется при помощи вспомогательного глагола do (does 3-е л., ед. ч.) и отрицания not , которые ставятся перед смысловым глаголом в форме инфинитива без частицы to , при этом not произносится с ударением. Например:
В устной и письменной видах речи очень часто употребляется сокращённая форма от do not – don’t и does not – doesn’t Например:
Вопросительная форма глаголов в простом настоящем времени образуется при помощи вспомогательного глагола do (does) , который ставится перед подлежащим. За подлежащим следует смысловой глагол в форме инфинитива без частицы to . При этом на последнем ударном слоге предложения тон голоса повышается:
Спрашиваемый должен ответить следующим образом: Yes, I do или No, I don’t . Если же в вопросе ссылаются на представителя 3-го лица единственного числа, то спрашиваемому следует ответить, как Yes, he/she/it does или No, he/she/it doesn’t .
Утвердительные | Отрицательные | Вопросительные | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
I | speak | I | don’t speak | Do | I | speak |
You | You | you | ||||
We | We | we | ||||
They | They | they | ||||
He | speaks | He | doesn’t speak | Does | he | speak |
She | She | she | ||||
It | It | it |
В английском языке простое настоящее время невозможно спутать с другими видовременными формами глагола. Глаголы, употребляющиеся в данной форме, указывают на постоянность выполняемых действий. Итак, мы разобрали с вами основные аспекты первой простой временной формы – The Present Simple Tense . Подробнее о других простых временных формах в следующих статьях.
Вы выполняете много действий регулярно или периодически. Иногда Вы ходите в кино, часто делаете зарядку, всегда чистите зубы, каждый день завтракаете или обедаете.
Как же рассказать об этом на английском? Действия, которые мы выполняем каждый день, регулярно и периодически являются простыми, к которым люди уже давно привыкли. А поскольку Вы описываете действия, которые происходят каждый день в настоящем, то и время Вы будете использовать настоящее. Регулярные действия в настоящем описывает Настоящее простое время (Present Simple).
Англичане используют Present Simple, когда рассказывают о повседневной жизни, рутине и о том, что они делают всегда. Даже если человек говорит что-то в Present Simple, не упоминая о том, что это действие выполняется всегда или часто, он уже дал Вам понять, что говорит о чѐм-то обычном и привычном. Но в предложении в настоящем простом времени (Present Simple) часто используются фразы, которые дают понять, как часто выполняются действия.
ОБЫЧНО - USUALLY ВСЕГДА - ALWAYS НИКОГДА - NEVER КАЖДЫЙ ДЕНЬ - EVERY DAY ДВАЖДЫ В НЕДЕЛЮ - TWICE A WEEK 4 РАЗА В МЕСЯЦ - 4 TIMES A MONTH ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ - ON SUNDAYS ПО ВЫХОДНЫМ - AT WEEK-ENDS, ON ONE’S FREE DAYS ПО БУДНЯМ - ON WEEK-DAYS ПО УТРАМ - IN THE MORNING(S) ПО ВЕЧЕРАМ - IN THE EVENING(S) ЧАСТО - OFTEN |
РЕДКО - SELDOM ИНОГДА - SOMETIMES ПРАКТИЧЕСКИ НИКОГДА - HARDLY EVER ИЗРЕДКА - HARDLY EVER ДОВОЛЬНО ЧАСТО - QUITE OFTEN ДОВОЛЬНО РЕДКО - RATHER SELDOM ОЧЕНЬ ЧАСТО - VERY OFTEN КАЖДУЮ СУББОТУ - EVERY SATURDAY ЗИМОЙ - IN WINTER ЛЕТОМ - IN SUMMER ВЕСНОЙ - IN SPRING ОСЕНЬЮ - IN AUTUMN |
Эти слова всегда ставятся перед глаголом. В сочетании с фразы in the morning - утром, in the afternoon - днѐм, in the evening - вечером тоже служат указателями на то, что действие происходит регулярно. Эти фразы всегда ставятся в начале или в конце предложения.
Образование «Настоящего простого времени» (Present Simple)
Для начала стоит запомнить, что мы всегда говорим о времени глагола (действия). Мы не можем говорить о времени объекта или характеристики. Для образования «Настоящего простого времени» берём глагол (read, write, find, eat) и ставим его после главного объекта предложения (I, we, they). Главным объектом в предложении будет тот объект, который выполняет действие. Вот так просто образовывается «Настоящее простое время». Например: I eat every day. We have breakfast in the morning.
Структура утвердительного предложения остаётся неизменной:
КТО? | ЧТО ДЕЛАЕТ? | Другие части предложения | ||
We | live | in a big house | ||
Мы | живём | в большом доме | ||
They | like | coffee | ||
Они | любят | кофе |
Правда, здесь есть некоторый нюанс. Глаголы в предложении всегда зависят от главных объектов. И главные объекты будут влиять на окончания глаголов. Правило простое: если главный объект стоит во множественном числе (I, we, you, they, cats, dogs, people), то глагол употребляется без окончания. Если объект стоит в единственном числе (he, she, it, a man, a student, a cat), то глагол получает окончание -s
или -es
.
К большинству глаголов в Present Simple добавляем окончание -s
и оно читается как /z/ после звонких согласных и гласных (plays, finds) и как / s / после глухих согласных (eats, cooks).
Добавляйте окончание -es , если:
1) Глаголы заканчиваются на шипящие и свистящие буквы: s, ss, ch, tch, sh .
Например:
(смотреть) watch
- watches
;
(мыть) wash
- washes
;
(передавать) pass
- passes
Читается это окончание как / iz /
2) Глаголы заканчиваются на «o ».
Например:
(делать) do
-does
;
(ходить) go
- goes
.
Читается это окончание как / z /
3) Глаголы заканчиваются на «y
» после согласной. В этом случае с буквой «y
» происходят интересные изменения. Когда мы добавляем окончание «es
», то «y
»
меняется на «i
».
Например: (учить) study - studies ;
Если же буква «y
» стоит после гласной, то она не меняется, и мы просто добавляем
окончание «s
».
Например: (играть) play
- plays
.
Читается это окончание как / z
/.
Исключением является слово «have
» (иметь), которое полностью меняет свою форму, после объектов в единственном числе. Выходит, что этот глагол имеет две формы:
have
(после множественного числа I, we, you, they
) и has
(после единственного числа he, she, it
).
Предложения с глаголом «have» переводятся на русский как «у меня есть » или «у него есть », а не «я имею», «он имеет»; хотя дословно англичане именно так и говорят.
Давайте коротко подытожим, что мы знаем о Настоящем простом времени:
1) Используйте это время тогда, когда говорите о действиях, которые выполняете часто, регулярно, которые являются характерными для Вас. Например, «Я чищу зубы и умываюсь каждый день», или «На завтрак я обычно ем кашу».
2) Образуйте это время при помощи глагола в первой форме. Если глагол стоит
после объекта в единственном числе
или местоимений he, she, it
, добавляйте к нему окончание «-s
» или «-es
». Исключением из этого правила является глагол «have
», который меняет свою форму на «has
» после объектов в единственном числе.
3) Используйте специальные слова-указатели, которые указывают, что действие, о котором вы говорите, является регулярным, а не таким, которое происходит в данный момент. К этим словам относятся следующие: always, often, usually, seldom, never . Используйте always, often, usually, seldom, never перед глаголом. А фразы in the morning, in the afternoon, in the evening , которые указывают на время события, ставьте в начале или конце предложения. Например, In the morning I always eat sandwiches. They often drink coffee with cream. We usually cook salad. He seldom eats in the evening. She never drinks milk.
Предложение на русском | Главный объек | Глагол | Другие части предложения | |||
Я пью чай каждый день. | I | drink | tea every day | |||
Мы любим молоко. | We | like | milk | |||
У них есть стаканы, чашки и тарелки. | They | have | glasses, cups and plates | |||
Я хочу (немного) кофе. | I | want | some coffee | |||
Он кушает бутерброды. | He | eats | sandwiches | |||
У него есть меню. | He | has | a menu | |||
У неё есть напиток. | She | has | a drink | |||
Она пьёт кофе с сахаром и сливками. | She | drinks | coffee with sugar and cream | |||
Маша моет тарелки каждый день. | Masha | washes | plates every day | |||
Петя готовит мясо и салат вечером. | Pete | cooks | meat and salad in the evening |
Отрицательные предложения. Negative Sentences.
Представим себе, что Вы хотите сообщить другим о том, чего Вы никогда не делаете или просто рассказать о том, что Вы не любите. Тогда нужно использовать отрицательные предложения. Вспомните такой старенький анекдот: «Я не люблю котов, - говорит один друг другому. А тот ему отвечает: «Ты просто не умеешь их готовить». «Я не люблю котов» и «ты не умеешь их готовить» как раз и есть примеры отрицательных предложений, о которых мы будем говорить. Как они строятся?
Забираем из отрицательного ответа слово «нет» («no ») и получаем отрицательное предложение. То есть, выходит так, что Вы уже давно научились их строить и сейчас только узнали о том, как они называются. Ниже, для уточнения, представлена формула отрицательных предложений.
Помните, что можно использовать сокращенную форму глагола «do
» и частички «not
».
А именно: «do not = don’t; does not = doesn’t
».
Официальная форма | Разговорная форма | |
do not | don’t | |
does not | doesn’t | |
I do not | I don’t | |
You do not | You don’t | |
We do not | We don’t | |
They do not | They don’t | |
He does not | He doesn’t | |
She does not | She doesn’t | |
It does not | It doesn’t |
Отрицательные предложения можно дополнять правильной информацией. Например, «I don’t have a sister. I have a brother!» - «У меня нет сестры. У меня есть брат!» или «My father doesn’t write books. He writes only notes». - «Мой отец не пишет книги. Он пишет только заметки». Вот несколько примеров отрицательных предложений:
Главный объект |
Вспомогательный глагол «do» |
Отрицат. частичка «not» |
Смысловой глагол |
Другие части
предложения |
Перевод |
Mary | does | not | like | her job | Мери не любит свою работу |
Pete and John | do | not | go | to work on Mondays | Пит и Джон не ходят на работу по понедельникам |
I | do | not | watch | TV very often | Я не смотрю очень часто телевизор |
Our cat | does | not | eat | much fish | Наш кот не ест много рыбы |
Вопросы в Настоящем простом времени (Present Simple)
Вы уже вполне хорошо умеете рассказывать о действиях, которые совершаете регулярно. Но что делать, если Вам надо будет о чем-то спросить или с чем-то не согласиться? Задать вопрос или сказать отрицательное предложение. В вопросах используется стандартная схема, которую мы уже изучили ранее:
В английском языке есть такое понятие как сильные и слабые глаголы (это условное деление). К сильным глаголам, например, относится глагол «be», а к слабым - все остальные. И разница между этими глаголами состоит как раз в том, что сильные глаголы могут самостоятельно и без поддержки образовывать вопросы и отрицания. Например, «Is it a pen» и «No, it isn"t».
Слабые глаголы этой роскоши полностью лишены. Раз они слабые, значит, им нужна поддержка извне. И эту поддержку, можно сказать, гуманитарную помощь, всем глаголам оказывает простой глагол «do». Раз он оказывает поддержку, назовѐм его вспомогательным глаголом (лингвисты его так и называют). Глагол же, на котором держится смысл всего высказывания (он указывает на то, какое именно действие совершается или происходит), называется смысловым. Разница между смысловым и вспомогательным глаголами в том, что основной глагол переводится на русский, а вспомогательный - нет. Можно сказать, что вспомогательный глагол - это глагол- призрак, он вроде бы есть, но смысла предложению он не добавляет.
Глагол «do» снимает с основного глагола, который называется смысловым, обязанность нести окончания и вообще хоть как-то изменяться. Вспомните, что, рассказывая о регулярных действиях, Вы добавляете окончание «s» или «es», если смысловой глагол стоит после объекта в единственном числе (he, she, it, a cat).
Например, «He likes pizza», «She has breakfast every morning» или «She does her homework every day». При отрицании и в вопросах глагол «do» (выступая в роли вспомогательного глагола !!!) все окончания смысловых глаголов берет на себя. Сами же смысловые глаголы, раз окончания уже отдали, остаются в первой (словарной) форме. Итак, ещё раз - формула вопроса:
Общий вопрос | ||||
Обычное предложение | Главный объект | Смысловой глагол | Другие части предложения | |
I like food | Do | you/I | like | food? |
He goes to school | Does | he | go | to school? |
Mary reads books every day | Does | she/Mary | read | books every day? |
Специальный вопрос | ||||
Вопросительное слово | Вспомогательный глагол (do/does) | Главный объект | Смысловой глагол | Другие части предложения |
What | do | you/I | like | |
Where | does | he | go | |
What | does | she/Mary | read | every day? |
Альтернативный вопрос | ||||
Вспомогательный
глагол (do/does) |
Главный объект | Смысловой глагол | Альтернатива | Другие части предложения |
Do | you/I | like | food or drinks? | |
Does | he | go | to school or home? | |
Does | she/Mary | read | books or copy-books | every day? |
What does | she/Mary | read | books or copy-books | every day? |
Как Вы заметили, если глагол стоит в обычном предложении с окончанием «s» или «es», то в вопросе оно не встречается. В вопросе с окончанием стоит только вспомогательный глагол. А раз уже есть один глагол с окончанием, то зачем же его использовать ещё раз?
Особого упоминания заслуживают также специальные вопросы к главному объекту.
Они строятся настолько просто, что их даже не было смысла включать в табличку, приведённую выше. Если Вы хотите задать вопрос к главному объекту, то стройте повествовательное предложение, в котором главный объект заменяйте на «Who
» (если вопрос задаётся к одушевлённому) или «What
» (если вопрос задаётся к неодушевлённому объекту). В этих вопросах Вам не надо вспомогательного глагола и не надо менять порядок слов в предложении. В нём всё остаётся так, как есть.
Например:
«Who goes to school every day?» - «Кто ходит в школу каждый день?»
«Who is here?» - «Кто здесь?»
«What is in your bag?» - «Что в твоей сумке?».
Отвечают на эти вопросы, подставляя главный объект вместо слов «who» и «what»:
«My brother goes to school every day» - «Мой брат ходит в школу каждый день»
«I am here» - «Я - здесь»
«Pens are in my bag» - «Ручки в моей сумке».
Как же отвечать на все эти виды вопросов? А отвечать на них по схемам, изученным ранее. На общие вопросы формула ответов стандартная:
Положительный ответ:
Вопрос | Ответ «Да» | Главный
Объект (из вопроса, всегда местоимение) |
Вспомогательный
глагол (берётся из вопроса) |
Перевод |
Do you have friends? | Yes, | I | do. | Да. |
Does he like to watch TV? | Yes, | he | does. | Да. |
Does Ann learn English? | Yes, | she | does. | Да. |
Do you do morning exercises? (здесь глагол «do» является смысловым, поэтому в предложении он встречается 2 раза: один раз как вспомогательный, а второй - как смысловой). |
Yes, | we/I | do. | Да. |
Отрицательный ответ:
Вопрос | Ответ
«Нет» |
Главный объект
(из вопроса, всегда местоимение) |
Вспомогательный
глагол (берётся из вопроса) |
Отрицательная
частичка «not» |
Перевод |
Do you have friends? | No, | I | do | not. | Нет |
Does he like to watch TV? | No, | he | does | not. | Нет |
Does Ann learn English? | No, | she | does | not. | Нет |
Do you do morning exercises? | No, | we/I | do | not. | Нет |