Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Это период, когда православные ограничивают себя в еде и совершенствуются духовно. Петров, или Апостольский пост, считается летним постом. Он начинается с понедельника через неделю после празднования Троицы (Пятидесятницы). Начало Петрова поста зависит от Пасхи. Поэтому продолжительность поста в разные годы различная: от 6 недель до недели и одного дня. Петровский пост получил свое название в память об апостолах Петре и Павле. Окончание Петрова поста — в праздник святых апостолов Петра и Павла, 12 июля, если только дата не совпадает со средой или пятницей. Он был установлен в день освящения храма в Константинополе, воздвигнутого в честь апостолов Петра и Павла.

Более «правильное» название поста — Петропавловский. Но оно слишком длинное и не прижилось в народе. Петров пост летний, в это время от прошлогоднего урожая почти ничего не оставалось, а новый еще не поспел. Народ дал очень меткие названия посту: «петровка-голодовка» и «петровки». Имя Петра в названии поста главенствует. Прежде этот период называли постом Пятидесятницы.

Что можно есть во время Петрова поста?

Во время поста отказываются не только от животной пищи, но и от различных соблазнов и удовольствий, в том числе, и от чревоугодия. Постная еда должна быть простой и здоровой, не требующей затрат денег и времени на ее приготовление. Не стоит забывать и об умеренности в питании. Традиционно в Петров пост не ели мясные и молочные продукты, яйца. Особых ограничений на вареную постную пищу с елеем (растительным маслом) не было. На рыбу налагался запрет по средам и пятницам.

Существуют и более строгие правила питания во время Петрова поста, которые формируют образ смирения.

ПОНЕДЕЛЬНИК. До трех часов от еды желательно воздержаться, затем можно есть сырые овощи, фрукты и хлеб. Сухоядение (только невареная растительная пища) в девятый час после вечерни. Если в этот день празднуется день памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, то разрешается употребление рыбы.

ВТОРНИК. Нельзя есть рыбу. Разрешены вареная пища с маслом и немного вина. Если в этот день празднуется день памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, то разрешается рыба.

СРЕДА. До трех часов дня от еды следует воздержаться, затем можно есть сырые овощи, фрукты и хлеб. Сухоядение в девятый час после вечерни. Если бывает празднование памяти святого, которому Уставом положена славословная служба, то едят вареную пищу с растительным маслом и разрешено пить вино. Если в этот день совершается празднование памяти святого, которому положено «бдение», то можно принимать вареную пищу с растительным маслом, рыбу и вино. Если выпадает день памяти святого, в честь которого освящен храм, то едят вареную пищу с растительным маслом, рыбу и вино.

ЧЕТВЕРГ. Нельзя есть рыбу. Разрешена вареная пища с маслом и вино. Все в умеренных количествах. Если в этот день празднуется день памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, то разрешается рыба.

ПЯТНИЦА. До трех часов воздерживаются от приема пищи. Затем едят сырые овощи, фрукты и хлеб. Сухоядение в девятый час после вечерни. Если приходится на празднование памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, то разрешена вареная пища с растительным маслом и вино. Если на этот день приходится празднование памяти святого, которому положено «бдение», то можно есть вареную пищу с растительным маслом, рыбу и пить вино. Если совпадает с днем памяти святого, в честь которого освящен храм, то разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина.

СУББОТА. Разрешаются рыба, вареная пища с растительным маслом и вино.

ВОСКРЕСЕНЬЕ. Разрешаются рыба, вареная пища с растительным маслом и вино.

Рыба разрешается также в дни памяти одного из великих святых или в дни храмовых праздников.

Послабления

Самый строгий пост — это сухоядение, т.е. употребление невареной растительной пищи. Предписания Устава предусматривают послабления для больных, престарелых, младенцев, беременных и кормящих грудью женщин. Допустимо употребление некоторых скоромных продуктов людьми, занятым тяжелым физическим трудом и заключенными. Существуют послабления и для «путешествующих». Особенно оговариваются ситуации, когда для сохранения здоровья приходится снимать ряд ограничений.

Послабления идут в таком порядке: вареная пища, растительное масло, вино, рыба, молочные продукты (и яйца), мясо. Молочные продукты (часть плоти млекопитающих) считаются более скоромной пищей, чем рыба. Дети до трех лет не постятся.

Другие запреты

Пост должен быть не только телесным, но и духовным. Не рекомендуются развлекательные передачи по телевизору, телефонные разговоры по пустякам, чревоугодие, выпивки, всевозможные зрелища, суета, вражда и т.п. Желательно, чтобы в период Петровского поста человек сам составил список тех ограничений, которые он готов добровольно возложить на себя.

© "Подмосковье", 2012-2018. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещено. Все права защищены.

Какого числа будет Петров пост в 2019 году? В 2019 году Петров пост длится с 24 июня по 11 июля.

В чью честь он назван? Какова история его возникновения? Всё это и многое другое читайте в нашей статье.

Возникновение Петрова поста

Через 7 дней после праздника (Пятидесятницы) начинается , в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. Сс. 151-152).

Вопросы и ответы о Петровом посте

Какого числа Петров пост в 2019 году?

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: “После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти”.

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: “Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище”.

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер. 31,31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

“После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви”. Далее св. Лев Римский пишет: “Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом.

Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, “потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Cвятого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов”.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды “Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил” (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: “За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан”.

Петров пост: что можно есть?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно – по средам и пятницам – воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

В основном пост у большинства людей сопряжён лишь с воздержанием от пищи, мол попостился, отказался от мяса, молока, сладкого и очистился от грехов. Только данное определение далеко от истины. Человек, ограничивающий себя в чем-либо, меняется в характере, становится вспыльчивым и сердитым, в крайнем случае замкнутым. У некоторых, соблюдающих пост, может возникнуть чувство превосходства над остальными. Всё это от лукавого.

Пост подразумевает, кроме ограничения в приёме пищи, духовную работу над собой. В эти дни происходит наплыв искушений, поэтому необходим максимальный контроль мыслей и желаний, прежде всего (Не возжелай!). Посты существуют во всех мировых религиях. Кроме очищения и оздоровления плоти они несут главное - духовную очистку. У христиан вера делится на два основных течения: католицизм и православие.

В Русской православной церкви наибольшее количество постов, приуроченных к церковным праздникам. Есть многодневные, до 42 дней, и однодневные. Один из них - Петровский пост.

Зарождение

Когда начинается Петровский пост? Называемый иначе - Апостольным, пост приурочен к празднику в честь апостолов Петра и Павла, заканчиваясь в этот день. Праздник выпадает на 12 июля. Ранее его называли постом Пятидесятницы, практикуемого с самых ранних времён Православия. Относится к числу весьма важных постов в православном христианстве. Полностью установился он после постройки храма Петра и Павла, когда в день памяти этим святым, 29-го июня (по н. с. 12 июля), его освятили.

Данный пост подготавливает христиан к работе над собой, воздержанию от пищи и дурных мыслей, сопровождаемому молитвами к празднованию Петра и Павла. В народе этот пост называли «Петровка» или «Петровка-голодовка». Второе название обусловлено тем, что в начале лета от собранного урожая почти ничего не оставалось, а нового долго ждать.

Апостолы Пётр и Павел всегда постились перед проповедями. До того, как этот пост приурочили апостолам, его проводили, возмещая упущенное, в Великий пост. Те, кто по состоянию здоровья либо находясь в поездке или по другой какой-либо причине не смог блюсти Великий пост, могли восполнить пропущенное в Петровский, среди лета, с большим количеством овощей и фруктов.

Когда начинается Петровский пост?

Время начала поста полностью зависит от Пасхи, начинается он всегда с понедельника, через неделю от Троицы, на 50-й день после Пасхи, дата которой зависит от лунного календаря. Поэтому дата праздника Христова Воскресения получается не закреплённой. Отсюда, когда начало православного Петровского поста, сразу ответить точно сложно, он выпадает на разные числа и месяцы, в то время как конец фиксируется на праздник Петра и Павла. От этого продолжительность поста плавает в промежутке от 8 до 42 дней.

Ввиду природной потребности пищи для тела, во время отказа от неё и абсолютного контроля над собой верующий укрепляет собственную волю, столь необходимую в покорении плотских потребностей. В эти дни рекомендуется поразмышлять об подлинном смирении и своём кресте, представить и понять, какой духовный подвиг совершили апостолы Петр и Павел.

Различия в воздержании мирских с аскетами и священниками

Конечно же, воздержание в эти периоды живущих в миру разительно отличается от соблюдения поста священником или монахом. Обусловлено это может быть работой, состоянием здоровья, жизненными обстоятельствами. С другой стороны, постящийся должен видеть эти обстоятельства субъективно, избегая излишних попустительств в воздержании.

Отпечаток образа жизни наносит глубокое воздействие на восприятие мира и пути, ведущего каждое мгновение вверх или вниз. Монахи воспринимают и соблюдают правила и обычаи, заложенные в обители, или должностью в церковной иерархии. Поэтому пост у монахов в любом случае строже, нежели у мирян. У аскетов все мирские обстоятельства отпадают, приходится соблюдать устав.

Они должны постоянно молиться, часто всенощно, что изнуряет к тому же воздержание в пище. Однако монахи лишены всех мирских забот, на начальных этапах - стенами монастыря или церкви, на следующих - последователями. Благодаря этому священники глубже входят в духовную жизнь. Такое различие происходило во все времена.

Молитвы и таинства

Молитвы и другие таинства православного христианства требуется учиться читать и принимать. В высказывании «По молитве и дано будет» роль играет на текст, а само чтение. Многие, служащие Господу, прослышаны про теплоту и слёзы, указывающие, что молитва удалась. Правильная приносит благо, только, насколько возвышенна, настолько и приложить труда требует.

Предписание гласит о том, что не к сердечной теплоте со слезами надо стремиться. А стараться прочесть с каждым разом лучше и искренней, тогда благодать сама снизойдёт, соизмеримая со степенью смирения. Когда найдут слёзы с теплотой в душе и сокрушением, чтоб не возгордиться.

Что можно есть в Петровский пост?

Пост менее строгий, чем Великий, хоть и ограничено употребление подсолнечного масла и рыбы. Но всё же иногда, в зависимости от дня недели, можно позволить эти продукты. Большинство верующих желают составить себе меню на Петровский пост.

Для чего нужно знать, что можно есть в Петровский пост и по каким дням? Абсолютно запрещены мясо, птица, молочные продукты, яйца и блюда из перечисленного. Не употреблять в пищу весь фаст-фуд, кондитерские изделия и выпечку. Распитие спиртных напитков, естественно, неуместно.

  • По понедельникам разрешено есть горячую пищу из овощей, грибов и круп. Без добавки масла.
  • По вторникам - овощи, грибы, крупы, фрукты с добавлением растительного масла, рыба.
  • По средам строгий пост. Есть можно только сырые овощи, фрукты, хлеб. Раз в день, вечером.
  • По четвергам - растительная пища (овощи, фрукты, грибы, крупы) с растительным маслом, рыба.
  • По пятницам - строгое воздержание, на ужин лишь сырые овощи и фрукты.
  • По субботам и воскресеньям разрешаются овощи, грибы, крупы, растительное масло, рыба, вино, в два приема.

Это список продуктов, разрешённых к употреблению в Петровский пост для мирян. Людям, принявшим постриг в монахи или священнослужителям, ограничения назначаются намного строже. Придерживаться их среди лета не так уж сложно, ведь в эту пору много фруктов и овощей. Даже без мяса, животных жиров и других продуктов, попадающих под запрет во время поста.

Среди лета достаточно найдётся овощей, круп и бобовых, заменяющих обычный рацион, делая его разнообразным и вкусным.

Блюда

Несколько блюд Петровского поста с весьма приятным и ароматным вкусом:

  • Гороховый суп без навара, кроме овощного и бобового.
  • Голубцы с грибами, вместо фарша из мяса.
  • Очень простой в изготовлении салат с картошкой, солёными огурцами, маринованными грибами, зеленью. Все это приправлено уксусом, специями и маслом.
  • Рыбные лепёшки с картошкой.
  • Зелёный борщ с крапивой, без навара.
  • Гречневый суп с грибами.
  • Овощное рагу.

Кроме перечисленных блюд существует множество рецептов приготовления закусок, салатов, первых и вторых блюд, десертов и напитков.

Для чего нужно знать, что можно есть в Петровский пост и по каким дням? Как уже указывалось, в эти дни соблюдать необходимо не только ограничения в пище. Нужно следить за своим поведением, придерживаться определённых правил и рекомендаций. Это касается не только монахов и священнослужителей (у них ещё строже требования), но и людей, живущих в миру.

Издревле в такие дни приостанавливались все суетные дела, требовалось правильно составить питание в Петровский пост по дням, вести размышления о духовном, творить богоугодные дела и заниматься благотворительностью.

Уважительные причины послабления строгости соблюдения поста

Конечно же, не стоит лоб расшибать, как в поговорке: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт!». В зависимости от образа жизни, связанного с работой, болезнью или другими уважительными обстоятельствами, необходимо придерживаться поста более мягко, в смысле еды и времяпровождения. Столько брать на себя, чтобы не надорваться.

Может статься, что у человека особенности, связанные со здоровьем. Таким людям строго поститься не следует, сам недуг - уже пост, вынуждающий придерживаться некоторого поведения и действий. Людям с ограниченными способностями передвижения это знакомо, как и тратящим много сил в течение дня (спортсмены, военные, моряки, связанные с тяжёлым физическим трудом, умственной нагрузкой, усиленным обучением). Есть общие правила, но жизненные обстоятельства у каждого свои.

Пост для детей

Особого отношения требуют дети. Тут задача родителя не ограничивать сразу и полностью, строго по всем предписаниям. Ребёнок в таком случае будет исполнять, но для него это будет тяжело физически и морально. Растущему организму требуется постоянное потребление животного, растительного белка, всех минералов и витаминов. Поэтому лучше уговорить его для начала меньше есть конфет в пост, потом исключить их полностью. Так ребёнок, когда вы договариваетесь через выдвигаемые вами аргументы, начинает осознанно работать над собой в пост, что важнее самого поста.

«Главное не то, что входит, а то, что выходит!» — наставлял Иисус Христос. Поэтому сосредотачиваться нужно не на еде, а на сердце. Что исходит от человека в окружающий мир? Ругань, раздражение, отрицательные поступки и другие действия, с эмоциями разрушающие отношения между близкими, ведут к нарушениям отношений с Богом.

Русская Православная Церковь предписывает четыре «длинных», то есть многодневных поста в году: , Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост – фактически по одному на каждое время года. Наша статья посвящена летнему посту – Петрову или Апостольскому. Хотите узнать, когда Петров пост в 2018 году, почему он так назван, какие предписания существуют для этого поста? Обо всем этом – ниже…

Ежегодно выпадающий на начало лета Петров пост имеет свои традиции и особенности. Главная из них - протяженность, которая варьируется от недели до месяца.

В 2018 году Петров, или, по-другому, Апостольский пост продлится четыре недели. Этот пост напрямую зависит от даты – как и многие двунадесятые праздники и постные дни. Потому-то мы и задаемся каждый год одним и тем же вопросом – какого числа Петров пост в 2018 году. Однако от всех прочих постов он отличается «плавающей» датой начала и фиксированной датой окончания. Начинается он с первого дня недели всех Святых, то есть дата начала поста каждый раз разная. Но заканчивается каждый год в один и тот же день – 11 июля.

Так как Пасха в 2018 году приходится на 8 апреля, а неделя всех Святых начинается после девятого воскресенья после Светлого дня, то Петров пост начнется 4 июня. Ну а окончание его, как уже говорилось, всегда приходится на один и тот же день. В 2018 году Петров пост начнется 4 июня и закончится 11 июля. Стоит заметить, что 12 июля уже можно разговляться. Несложно посчитать и продолжительность поста – в 2018 году он будет длиться 38 дней. Стоит заметить, что каждый год длительность Петровского поста разная – его протяженность зависит от того, насколько ранней будет Пасха. Кстати, самый длинный Петров пост составляет 42 дня (полные шесть недель), а самый короткий – восемь дней (неделя плюс один день)…

Спустя неделю после Троицы, в понедельник, наступит период отказа от излишеств в еде и мирских удовольствий. Период с 04 июня по 11 июля - время для покаяния, очищения души и тела. Рекомендуется уделять время чтению молитв, чаще посещать церковь и помогать ближним.

История возникновения Петрова поста

К сожалению, до нашего времени не дошло достоверных сведений о причинах установления поста. Однако существует несколько наиболее распространенных версий.

1 версия. Церковнослужители призывают полагаться именно на это объяснение, так как ему присуще библейское начало. Люди должны следовать примеру воздержания апостолов Павла и Петра. Они несли слово Божие и основательно готовились к этому, очищаясь физически и духовно через пост. Перед проповедью ученики Христа длительное время воздерживались от пищи и мирских дел. Этим же святым посвящен и день после окончания поста – 12 июля, День Петра и Павла. В этот день славится твердость Петра и разумность Павла.

Согласно 2 версии , пост берет свое начало с голодного времени, когда запасов катастрофически не хватало. Властями было решено установить всеобщее воздержание от излишеств в пище и поделить еду, невзирая на социальный статус. Поэтому обеспеченные семьи помогали государству прокормить всех людей. В первую очередь - пожилых, немощных, детей и женщин.

3 версия гласит, что Петрову посту изначально была отведена компенсирующая функция: людям, которые по каким-то причинам не смогли очиститься во время Великого поста, предоставлялся второй шанс. Со временем Петров пост начали соблюдать даже те, кто придерживался аскезы и перед Пасхой.

Изначально, в период с III по XI вв. Петровский и Успенский посты составляли единое целое. Примерно в XI веке единый долгий пост разделился на две части, слегка сместившись в датах. Первая получила название Апостольского поста или поста в честь Петра и Павла, вторая стала Успенским постом. Роль апостолов в христианстве росла из века в век, и к XV в. пост стал одним из четырех важнейших периодов в православном календаре.

Петровский пост и праздники

На Петровский пост всегда приходится праздник Рождество Иоанна Предтечи , который отмечается 7 июля . В этот день можно есть рыбу и морепродукты, вне зависимости от того, на какой день недели выпадает праздник.

День апостолов Петра и Павла, который наступает после окончания поста 12 июля, также является постным, если приходится на среду или пятницу. В этом случае верующим разрешены рыба и морепродукты, горячая пища с растительным маслом и вино, а вот мясное и молочное все еще под запретом. В 2018 году Петров день приходится на четверг, поэтому все эти ограничения не действуют.

Предписания поста

Пост – это не просто ограничение в еде. Воспринимать постные дни как некую диету, позволяющую поправить здоровье и привести в порядок фигуру – значит, нарушать саму идею поста в христианстве.

Пост – это не только отказ от скоромной (мясной) пищи. В первую очередь это время молитв, милостыни, сотворения добрых дел, время обращения мыслями к Богу. И только выполнение всех предписаний будет означать соблюдение поста, только это даст полное очищение души и тела.

Петров пост 2018 не столь строгий и суровый как Великий. Даже церковные предписания говорят о возможных послаблениях в дни Петровского поста – и такое отклонение не будет считаться нарушением.

В первую очередь послабления касаются меню поста. Так, разрешено употребления в пищу рыбы по субботам и воскресеньям; в эти же дни можно пить вино – но как дополнение к трапезе, а не с целью алкогольного опьянения. По понедельникам, средам и пятницам после вечерни запрещено употребление рыбы, масла, рекомендовано сухоядение. Вторник и четверг – время, когда в пищу разрешены горячие блюда с растительным маслом, под запретом лишь мясные и рыбные блюда. Особо оговариваются дни памяти святых или храмовые праздники – в эти дни предписания Петровского поста 2018 разрешают и рыбные блюда, и масло, и вино.

Календарь питания по дням недели

В отличие от Великого поста, который считается самым строгим, Петров пост более легкий, но все же есть значительные ограничения в еде. В народе такое голодание прозвали «скудный пост», поскольку все запасы, заготовленные на зиму, как правило, закончились, а новый урожай созреет нескоро. Отказаться следует от продуктов животного происхождения, однако церковь допускает употребление рыбы в некоторые дни.

По понедельникам православным людям разрешается употреблять в пищу сушеные фрукты, вареные растительные продукты (злаковые культуры, овощи, грибы), неограниченное количество воды. Один раз в день можно вкусить хлеб и мучные изделия грубого помола.

По вторникам можно приготовить рыбные блюда, выпить бокал вина. Разрешено масло, различные крупы, бобовые. Также можно добавить в рацион питания мед и орехи.

По средам фрукты, ягоды и овощи можно употреблять в пищу только в сыром виде. Допустимо приправить салат с маслом и съесть один кусок хлеба.

По четвергам разрешается растительная пища, крупы, мучные изделия, грибы, овощи, приготовленные на пару или отварные, масло, рыбные блюда и небольшое количество вина. Можно побаловать себя кулебяками и другой постной выпечкой.

По пятницам необходимо вкушать только овощи, желательно сырые. Фрукты допускаются только в сухом виде, один раз в день. Можно побаловать себя орехами.

По выходным принято готовить традиционное блюдо, которое посвящается памяти апостолов Павла и Петра - рыбные пирожки. Также разрешаются овощи, постные блины, каши с маслом и вино.

Что недопустимо делать в Петров пост

Во время поста важен не только отказ от определенной пищи, но и духовное очищение. Необходимо:

  • забыть о гневе, лжи, зависти;
  • не участвовать в развлекательных мероприятиях;
  • отказаться от негативных мыслей, слов, поступков;
  • жить согласно Божьим заповедям.

Народные приметы утверждают, что во время поста нежелательно стричься, давать деньги в долг, венчаться, заниматься рукоделием и работать по выходным.

Петров пост - особое время, которое поможет людям очиститься как физически, так и духовно. Глубоко верующие люди уважают данное воздержание и стараются придерживаться всех установленных канонов.

Один из двух больших летних постов - Петров пост - установлен в честь святых апостолов Петра и Павла. Время поста разнится год от года - меняется как дата его начала, так и продолжительность. Столь нечеткие границы обусловлены зависимостью постных дней от Пасхи: чем раньше наступает Святое воскресенье, тем дольше длится пост.

Петровский или Петров пост имеет и второе название - Апостольский. Имя свое он получил в честь двух апостолов - Петра и Павла, и включен в церковный календарь как дань памяти их великим деяниям.

Петровский пост в 2017 году: какого числа начинается и когда заканчивается

Дата начала петровского поста напрямую зависит от Пасхи. Петров пост в 2017 году, равно как и в прочие года, наступает сразу после Троицы, в Духов понедельник. Потому и ответ на вопрос, какого числа начинается петров пост, каждый год будет разным. Зато окончание Петрова поста всегда в один день - 11 июля, перед днем апостолов Петра и Павла.

Так как Пасха в 2017 году 16 апреля, то Петров пост начнется спустя 51 день после святого праздника, то есть 12 июня. В 2017 году Петровский пост продлится ровно месяц.

История

Первые упоминания о Петровском посте относятся к III веку. Однако во времена первых христиан этот пост носил не регулярный, а скорее вариативный характер. Дело в том, что на протяжении нескольких столетий - предположительно со II-III до IV-V веков Петровский пост заменял Великий, то есть исполнялся теми, кто по каким-либо причинам не мог поститься накануне Пасхи. Продолжительность и даты начала и окончания поста были слегка иными, а свой окончательный вид для православных христиан он приобрел уже в IX-XI веках.

Роль Первоапостолов Петра и Павла в православии очень важна, а потому и Петров пост считается одним из обязательных к исполнению для истинно верующего. Православные христиане начинают готовиться к посту с молитвы и чтения деяний святых.

Меню на Петров пост в 2017 году

В отличие от других постов - Рождественского или Великого - Петров пост достаточно мягок и не требует непосильных жертв при его соблюдении. Главная его особенность - в период поста разрешено употреблять рыбу (исключая, разумеется, среду и пятницу).

Основная схема приема пищи в Петровский пост достаточно проста.

В понедельник (а пост начинается с Духова понедельника) разрешено употреблять горячую пищу без масла - постные каши (гречневую, рисовую, перловую, ячневую, овсяную), сваренные на воде даже без капли растительного (подсолнечного, оливкового) масла.

Попробуйте усилить вкус привычной каши, добавив в нее сухофрукты - изюм, курага или орехи будут отлично сочетаться с овсянкой, а некоторым любителям понравится и ячневая каша с фруктами. Можно смешать кашу с грибами, предварительно отваренными и порезанными на мелкие кусочки. Еще один вариант добавок в каши - запеченные или обжаренные на гриле овощи. Здесь особенно удачными вариантами окажутся мясистые болгарские перцы (только снимите с них предварительно шкурку), толстостенные помидоры и молодые кабачки.

Вторник, четверг и суббота - основные дни поста. В это время разрешена любая постная пища плюс рыба. Пост нестрогий, потому разрешается употребление в пищу растительного масла. Такой широкий выбор разрешенных продуктов открывает поистине безграничные возможности для меню! Перечь блюд просто огромен - от банальной жареной рыбы до тарталеток с рыбным или овощным паштетом, от привычных супов и до расстегаев или запеченных в открытой печи пирогов. Под запретом лишь продукты животного происхождения - мясо, молоко и молочные продукты, яйца и все блюда из них.

Среда и пятница - скромные дни. В эти дни необходимо соблюдать строгий пост - сухоядение. Запрещена не только пища животного происхождения, но и рыба, и даже растительное масло. Особо ревностные христиане воспринимают эти дни поста как время питаться лишь водой и хлебом.

Воскресенье - самый благостный день поста. К разрешенному меню вторника, четверга и субботы добавляется еще один продукт - вино. Правда, пить его можно лишь в небольших количествах, не злоупотребляя и не допуская опьянения. Кроме того, разрешение употреблять вино не означает автоматические допуск всех алкогольных напитков, в первую очередь крепких - водки, виски, коньяка и т.д. Красное вино, особенно кагор, имеет особое смысловое значение для верующих, а потому и разрешение на его умеренное употребление выглядит абсолютно уместно.

Обязательно соблюдайте Петров пост в 2017 году — от этого также ваш организм получит пользу и здоровье.

Петровки

Любимым летним праздником люди считали Петровки - 12 июля. «В Петровки сухо, и день велик», «Петр - Павел жару прибавил», «Соловей поет до Петрова дня», «К Петрову дню вода в реках умеженится» - так характеризовали этот день русские люди. В Петровки начинают сваливаться первые желтые листочки: «Придет Петрок - сорвет ли-сток».

С Петрова дня - красное лето, зеленый покос; са-мый его разгар. К Петрову дню заканчивали взмет озимого клина. «До Петрова вспахать, до Ильина (2 августа) заборонить, до Спаса (28 августа) посеять» — подгонял крестьянский календарь - численник.

К празднику Петра и Павла тщательно готовились: белили дом, украшали дом полотенцами, убирали двор, а утром празднично убраны отправлялись в церковь.
После церкви разговлялись мандриками (пампушками из пшеничного теста, яиц и сыра). Считалось, что их имя случается от того, что святые Петр и Павел, путешествуя по миру, ели как раз их.

В ходе этого праздника в Малороссии начинали жатву. Отсюда и народное верование в то, что дело Святого Петра — «рожь зажинать». В одной из народных песен святые Петр и Павел выступают пахарь, они пашут поле под осенний посев:

Святой Петр за плугом ходит,
Святой Павел волонькы водит,
а сам Бог-Господь пшеницу сеет,
А святой Илья заволочуе.

День Святых Петра и Павла был крупным праздником в Малороссии и на юге России. Этот святодень связан с летним солнцестоянием. Торжественный его отмечали пастухи. В Карпатском регионе хозяева животных организовали праздничный обход (Петровку) на выгоне. Верили, что в этот день солнце играет так же, как на Пасху.

Народные традиции

День Петра и Павла. Петр и Павел. Петров день. Петровки. Петр-рыболов. Ярилин день.

День памяти апостолов Петра и Павла или, как говорили в народе «Петра», воспринимался как огромной праздник, к которому готовились заблаговременно: белили дома, украшали полотенцами стены, везде чисто убирали. Утром в этот день все шли в церковь, а возвратившись, разговлялись мандриками — специальными пампушками, которые пеклись из пшеничного теста, яиц и сыра. Само имя печенья появилось оттого, что, путешествуя по дорогам, Петр с Павлом питались «мандриками». Говорят, что в этот день кукушка перестает куковать, так как, по народному поверью, она украла у Святого Петра мандрику, и за это Господь наказал ее тем, что в любой год в это время она давится мандрикой и перестает куковать.

Большой церковный праздник совпадает с древнейшим языческим праздником - Ярилиным днем, или днем палящего солнца, - апогей лета, после которого в природе начинается поворот к осени.

Петров день - праздник Солнца, макушка лета, Красное лето, разгар лета.

В Петров день было принято умываться водой из трех ключей. Также крестьяне выходили посмотреть, как будет всходить солнце: собирались ночью на пригорках, разжигали костры и проводили время в ожидании рассвета в играх и песнях. Считалось, что на Петры-Павлы солнце «играет» в небе: то заблещет разными цветами, то засияет ясно, то поднимется, то опустится.

Апостол Петр известен как покровитель рыбного промысла. Он покровитель полей. Ему молятся рыбаки об удаче, и в его день ему ставят мирскую свечу в храме, просят подсказки: будет ли удачным лов, когда невод забрасывать.

Петров день был также днем всевозможных судов и уплаты пошлин. Церковь получала так называемую «петровскую дань». Практически во всех крупных городах и селах проходили петровские торги. Крестьяне подмечали: если на Петров день дождь, то весь сенокос будет мокрый. В то же время смена погоды в течение одного дня, когда за дождем следует солнце, а затем снова дождь, сулила плодородие. Говорили: «На святого Петра дождь — урожай худой, два дождя — хороший, три — богатый».

Петров день - «разговины» - конец Петровского поста. Петровки - день ярмарок. Петровские гулянья. Ходят в гости, принимают родственников. В вечернем застолье принимают участие только женатые и старики. «У мужика то и праздник, что Петров день».

В отличие от других постов, продолжительность этого поста бывает разной, так как начало его зависит от подвижного праздника - Пасхи (он начинается в понедельник 9-й Пасхальной недели, или 2-й недели после Троицы, а кончается в строго определенный день - 12 июля).

Народные приметы на Петров день

Петров день еще и праздник рыбаков. Апостол Петр считается в народе покровителем рыбного промысла.

На Петров день и солнышко играет, но если дождь пойдет - сенокосы будут мокрые.

Не хвались, баба, что зелен луг, а смотри, каков Петров день.

Петр-Павел жару прибавил.

Пётр и Павел день (час) убавил (темнеют ночи).

День убывает, а жара прибывает.

Жаркое лето по Петров день.

На святого Петра дождь - жито как хвощ.

Если после Петрова дня соловей поет больше четырех дней, то зима начнется после Покровы (14 октября) спустя четыре недели.

«Петр-Павел жару прибавил». Чаще всего этот день сухой, жаркий, светлый. Солнце в этот день «играет».

Начинает падать лист с деревьев. «Упало по листку с дерева, придет август, упадет по два».

В Петров день самый разгар зеленой страды - сенкоса. Ставят стога. «Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу». Коли на Петров день дождь, то сенокос будет мокрый.

С Петрова дня «зарница хлеб зарит». В этот день ходят к родникам - попить ключевой воды и умыться.

«Соловьи поют до Петрова дня и замолкают, кукушка перестает куковать - ячменным колоском подавилась».

Если кукушка кукует после Петрова дня, то, значит, лето будет хорошее, долгое и снег нескоро выпадет.

Мелеют реки. Сбор урожая грибов. Время консервирования ягод.

День убывает, жара прибывает. Доставай косы и серпы к Петрову дню. Всяк, кто дорос, спеши на сенокос. Худое лето, коли сена нету. Роса косу точит. С плохими косцами плох и укос.

Если на святого Петра дождь - урожай худой, два дождя - хороший, три - богатый.

До Петрова вспахать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять. Петровка - навозница, межипарье, междупарье. Возят навоз на пары.

Что можно есть в Петров пост. Народная кухня

Кухня Петрова поста

Петров пост относительно нестрогий. Кроме среды и пятницы на трапезе разрешается рыба. Это - летний пост, и в нашем распоряжении - свежие ранние овощи, зелень, грибы, ягоды и фрукты. Летняя пора также позволяет разнообразить стол холодными супами, любимой окрошкой, к примеру, и прохладительными напитками. Многие отдыхают за городом, рыбачат, и улов служит хорошим дополнением к меню.

ЗАКУСКИ

Салат витаминный

2 яблока, 2 помидора, 2 свежих огурца, 1 морковь, 1 корень молодого сельдерея, 1 стакан вишни, 1 столовая ложка сахара, половина лимона.

Яблоки, помидоры, свежие огурцы нарезать ломтиками, морковь и корень сельдерея - тонкой соломкой, удалить у вишни косточку. Нарезанные плоды и овощи залить соком лимона с сахаром.

Салат из белокочанной капусты

500 г капусты, 2 яблока, укроп, петрушка.

Капусту нашинковать и перетереть с солью до выделения сока, добавить мелко нарезанные яблоки, зелень, заправить растительным маслом.

Салат с шампиньонами и овощами

3-4 картофелины, 150 г свежих шампиньонов, 1 луковица, 100 г квашеной капусты, 1 столовая ложка столового уксуса, 1 чайная ложка сахара.

Отварной картофель, нарезанный тонкими ломтиками, соединить с квашеной капустой, нашинкованными вареными шампиньонами, луком. Заправить уксусом, растительным маслом, сахаром, солью и осторожно перемешать.

ПЕРВЫЕ БЛЮДА

Гороховый суп-пюре

2,5 л воды, 500 г гороха, 1 луковица, 1 морковь, соль, черный перец, 100 г растительного масла.

Сухой горох замочить на 2-3 часа в воде и варить в той же воде с морковью 2-3 часа. Посолить, поперчить и протереть через сито. Полученное пюре заправить мелко нарезанным и обжаренным в растительном масле репчатым луком. Подавать с гренками из белого хлеба, поджаренного в духовке до золотистого цвета.

Щи летние

500 г картофеля, 500 г капусты, 200 г помидоров, 200 г моркови, 15 г петрушки, 75 г репчатого лука, зелень укропа, петрушка, соль по вкусу.

В кипящую воду положить очищенные и нарезанные морковь, петрушку, лук и раннюю капусту, затем добавить целый очищенный картофель и соль. Перед подачей в кастрюлю положить нарезанные на дольки помидоры, дать щам прокипеть и разлить в тарелки, положив в каждую тарелку дольку кочана капусты, 2-3 штуки картофеля, помидоры, укроп или зелень петрушки.

Щи зеленые из крапивы

500 г щавеля, шпината или крапивы, 2-3 картофелины, 1 морковь, 1 корень петрушки, 1 сельдерей, 1 луковица.

В кипящую подсоленную воду положить нарезанный кубиками картофель, морковь, корень петрушки, сельдерей и варить 20 минут. Щавель или шпинат тщательно промыть в холодной воде, мелко нарезать и положить в кипящий овощной отвар.

Вместо щавеля можно использовать молодую крапиву, подготовленную следующим образом. Листья крапивы освободить от стебельков, промыть в холодной воде, ошпарить крутым кипятком, быстро откинуть на дуршлаг, не давая крапиве пустить сок, и сразу очень мелко нарезать. Варить крапиву в отваре 10-12 минут. За 5 минут до готовности положить лавровый лист и перец горошком.

Суп картофельный со щавелем

6 картофелин, 250 г щавеля, 1 морковь, 1 стебель петрушки, 1 головка лука, 2 столовые ложки растительного масла, 1 столовая ложка томат-пюре, соль, перец, лавровый лист, зелень.

В кипящую воду положить нарезанный картофель и довести до кипения. Добавить пассерованные овощи - морковь, лук вместе с томат-пюре и варить до готовности. За 15 минут до окончания варки опустить в суп измельченную петрушку, заправить специями, а за 5 минут до готовности добавить нарезанные листья щавеля. При подаче на стол суп заправить зеленью петрушки или укропа.

Уха рыбацкая

300 г рыбной мелочи, 500 г судака, 1 луковица.

Мелкую рыбу промыть и очистить, сварить бульон, снимая пену. В кастрюлю с толстыми стенками положить куски судака, перец горошком, лавровый лист, луковицу, залить процеженным бульоном и варить до готовности.

Уха с шафраном

500 г мелкой рыбы, 1 луковица, 1 корень петрушки, шафран.

Отварить рыбу как обычно, но лавровый лист не класть. Рыбу вынуть, а в бульон добавить шафран, довести до кипения, процедить через дуршлаг и вновь вскипятить.

ХОЛОДНЫЕ СУПЫ

Для окрошки:

Квас из черного хлеба

10 л воды, 0,5 кг сухарей, 0,5 кг сахара, 20 г дрожжей.

Черный хлеб нарезать ломтиками и подсушить в духовке, а несколько ломтиков хорошо подрумянить. Залить кипятком, накрыть салфеткой и оставить на несколько часов (4-6) для настаивания, приобретения цвета и хлебного вкуса. Затем добавить сахар и дрожжи. Квас должен созреть на вторые сутки. Готовый квас процедить, разлить в бутылки, плотно закрыть и убрать в холодильник. В квас хорошо класть мяту, обваренную кипятком.

Квас из сухарей

10 л воды, 0,5 кг сухарей из ржаного хлеба, 20 г дрожжей, 0,5 кг сахара, немного изюма, мяты, листья черной смородины.

Ржаной хлеб подсушить в духовке, охладить, залить кипяченой горячей водой (70-80 градусов), дать настояться в тепле 1-2 часа, периодически помешивая. Сусло слить и процедить. Сухарный отстой вновь залить горячей водой и настаивать еще 2 часа. Процедить и слить в настой, полученный ранее. Остудить до температуры 20-25 градусов, добавить сахар, дрожжи, мяту или черносмородиновый лист, немного изюма. Оставить квас для брожения в теплом месте на 8-12 часов. Процедить, разлить в бутылки, поставить в холод на 2-3 суток. Вместо изюма можно положить 2-3 столовые ложки тмина.

Окрошка овощная летняя

1 л кваса, 0,5 стакана огуречного рассола, 2 репы, 1 стакан нарезанного кубиками отварного картофеля, 2 свежих огурца, 1 стакан зеленого лука, 2 столовые ложки укропа, 0,5 столовой ложки петрушки, 1 столовая ложка натертого хрена, 0,5 чайной ложки черного молотого перца.

Все компоненты порезать, перемешать и залить квасом.

Окрошка рыбная

1,25 л кваса, 1 стакан огуречного рассола, 1 стакан мелко нарезанной рыбы, 2 отварные моркови, 1 стакан нарезанного кубиками отварного картофеля, 1 стакан зеленого лука, 1 измельченная луковица, 2 свежих огурца, 1 столовая ложка петрушки, по 2 столовые ложки эстрагона и укропа, 0,5 лимона, 0,5 чайной ложки черного молотого перца.

Из рыбы в окрошку годится линь, судак, треска. Рыбу предварительно отварить, отделить от костей и измельчить. Добавить к остальным подготовленным компонентам и залить квасом.

ВТОРЫЕ БЛЮДА

Рис по-монастырски

200 г риса, 2 головки репчатого лука, 2 столовые ложки растительного масла, 2 моркови, 1 столовая ложка томатной пасты или томатного соуса, сушеная зелень сельдерея, укропа, перец черный молотый, соль.

Рис промыть в семи водах, залить кипящей водой в соотношении 1:2, варить 10 минут, чтобы рис был "крупинка от крупинки", откинуть на дуршлаг. В глубокой сковороде обжарить мелко нарезанный репчатый лук в растительном масле до золотистого цвета, добавить отваренную, натертую на крупной терке морковь и томат, перемешать. Присоединить рис, приправить по вкусу пряной зеленью, перцем и солью. Подавать на стол горячим.

Плов с грибами

1 стакан риса, 500 г грибов, 3 луковицы, 3 моркови, 120 г растительного масла.

Мелко нашинковать лук, морковь, обжарить их в растительном масле. Рис промыть, обжарить вместе с овощами. Очищенные и вымытые мелко нарезанные грибы сварить в подсоленной воде, добавить в кастрюлю рис, морковь и лук. Выложить на противень и запекать на среднем огне в духовке до полного испарения воды. Рис должен стать рассыпчатым.

Каша гречневая с грибами

1 стакан ядрицы, 20-30 сушеных грибов, 2, 5 стакана воды, 1 луковица

Сухие грибы промыть и замочить на 2-3 часа в холодной воде, после чего отварить до готовности. Затем грибы откинуть на дуршлаг, грибной отвар процедить, влить в горшок, довести до кипения, посолить, опустить в него нашинкованные грибы, прокаленную гречневую крупу, размешать.

Загустевшую кашу поставить в духовку и довести ее до готовности. При подаче на стол добавить в кашу обжаренный лук.

Грибные оладьи

500 г картофеля, 250 г грибов, растительное масло, соль.

Сырой картофель очистить, промыть и натереть на терке. Очищенные грибы мелко нарезать, перемешать их с картофельной массой и небольшим количеством соли. Класть оладьи ложкой на горячую сковороду с растительным маслом и обжаривать с обеих сторон.

Лисички, тушенные с капустой

1 кг грибов, 500 г белокочанной капусты, 50 г растительного масла, 2 луковицы, соль.

Свежие лисички мелко нарезать. Нарезанный и поджаренный на растительном масле лук соединить с грибами, влить 4-5 ст. ложек воды и тушить 15-20 мин. Затем добавить нарубленную свежую капусту, посолить и тушить до готовности.

Грибы, тушенные с картофелем

400 г грибов, 4-5 клубней картофеля, 1/2 стакана растительного масла, 1 ст. ложка томата-пюре, луковица, соль, перец, лавровый лист, зелень укропа.

Грибы очистить, промыть и на 5-6 мин. опустить в кипяток. Затем откинуть на дуршлаг и дать стечь воде. Нарезать грибы ломтиками, положить в глубокую сковороду, полить маслом. В эту же сковороду добавить томат-пюре, соль, перец, лавровый лист. Поставить сковороду на средний огонь и немного (7-10 мин.) потушить. Картофель очистить, промыть, нарезать ломтиками, обжарить, смешать с шинкованным обжаренным луком и соединить с грибами. Сковороду накрыть крышкой. Тушить до полной готовности всех продуктов. При подаче посыпать зеленью.

Зеленый горошек с молодым картофелем

500 г зеленого горошка, 500 г картофеля, 100 г молодой моркови, 100 г растительного масла, зелень укропа или петрушки, соль.

Горох и нарезанную кружками морковь потушить в небольшом количестве масла и воды. Картофель очистить и сварить отдельно (крупные картофелины разрезать пополам), затем слегка потушить в остальном масле. К картофелю добавить тушеные горошек и морковь. Налить стаккан воды, в которой варился картофель, посыпать измельченным укропом или петрушкой, поварить несколько минут на слабом огне.

Перец, фаршированный рисом

10 стручков перца, 125 г растительного масла, 350 г помидоров, 200 г риса, 2 луковицы, 1 пучок зеленого лука, 2 ломтика белого хлеба, зелень петрушки, укроп, соль, перец. Для заправки: 50 г растительного масла, 2 ст. ложки муки.

Перец промыть, срезать верхушки с плодоножкой и осторожно очистить от семян. Перебранный и вымытый рис отварить в течение 10 минут в кипящей воде, откинуть на сито и поджарить в растительном масле до золотистого цвета, залить кипятком, посолить и варить на слабом огне. Почти готовый снятый с огня рис смешать с поджаренным репчатым луком, мелко нарезанным зеленым луком и зеленью петрушки и укропа, добавить очищенные от кожицы и семян, мелко нарезанные помидоры, замоченный хлеб, молотый перец и все хорошенько перемешать. Начинить перец приготовленным фаршем, обжарить в масле со всех сторон, уложить в подходящую кастрюлю, залить горячей водой, положить очищенные от кожицы и семян помидоры и смешанную с холодным растительным маслом муку. Поставить в горячую духовку на 20 минут.

РЫБНЫЕ БЛЮДА

Отварная рыба

Рыбу разрежьте на небольшие куски. В подсоленную воду положите лук, корень петрушки и доведите до кипения. Уложите на глубокую сковороду или в кастрюлю куски рыбы, залейте ее приготовленным отваром так, чтобы вода не полностью покрывала рыбу, на сильном огне доведите до закипания, затем на слабом огне продолжайте варить рыбу 30-35 минут, постоянно подливая воду.

Готовую рыбу выньте из бульона, каждый кусок тщательно просмотрите и выньте кости.

На гарнир можно подать отварной картофель, политый подсолнечным маслом с толченым чесноком.

Рыба, тушенная с овощами

Морковь и лук очистите, вымойте, нарежьте ломтиками и каждый из них разрежьте на 4 части.

Рыбу очистите от костей и кожи, сполосните в холодной проточной воде, нарежьте небольшими кусочками, соедините их с овощами, добавьте стакан горячей воды, растительное масло, лавровый лист. Выложите в кастрюлю, закройте крышкой и тушите 40 мин. на слабом огне. Крышка должна быть обязательно плотно закрыта.

В качестве гарнира можно подать отварной картофель, зеленый консервированный горошек.

НАПИТКИ ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫЕ И ДЕСЕРТНЫЕ

Квас петровский

1 л хлебного кваса, 25 г корня хрена, 2 чайные ложки меда.

Мед растворить в слегка подогретом хлебном квасе, добавить мелко нарезанный корень хрена. Поставить в холодильник на 10-12 часов в хорошо закрытой посуде, после чего процедить. Подавать квас с кусочками пищевого льда.

Компот из земляники (клубники)

550 г свежих ягод, 300 г сахара, 1,2 л воды, 2 г лимонной кислоты.

В кипящую воду всыпать сахар и лимонную кислоту и потом охладить. Землянику, клубнику или малину перебрать, удалить поврежденные ягоды, уложить в дуршлаг, трижды погрузить в ведро с холодной водой, дать ей стечь, промыть кипяченой водой, разложить в стаканы или чашки, залить охлажденным сиропом и дать настояться в течение 3-6 часов.

Кисель из сушеных яблок или кураги

100 г сушеных яблок, половину стакана сахара, 2 столовые ложки картофельного крахмала.

Перебранные и промытые сушеные яблоки положить в кастрюлю, залить 3,5 стакана горячей воды и в таком виде оставить на 2-3 часа. Затем в этой же кастрюле яблоки поставить на огонь и при медленном кипении варить 30 минут. Отвар процедить сквозь сито в другую кастрюлю, а яблоки протереть, положить в отвар, добавить сахар, все это перемешать и вскипятить. Полученный яблочный сироп заварить разведенным картофельным крахмалом. Кисель из кураги приготовляют таким же способом, но сахара берут больше.

Кисель из ревеня

250 г ревеня, половина стакана сахара, 2 столовые ложки картофельного крахмала.

Черешки ревеня зачистить от грубых волокон, промыть в холодной воде и нарезать мелкими кусочками. Вскипятить воду с сахаром и проварить в ней ревень до мягкости (5- 7 минут), после чего процедить. В процеженный отвар влить разведенный картофельный крахмал и, размешивая, дать закипеть еще раз. Можно подкрасить соком любых ягод.

ВЫПЕЧКА

Постные русские заварные блины

4 стакана муки, 4 стакана воды, 20 г сухих дрожжей, 1 чайная ложка соли, 1 чайная ложка сахара, растительное масло для жарки.

С вечера всыпать в кастрюлю половину муки, залить 2,5 стаканами крутого кипятка и сразу же тщательно перемешать так, чтобы получился густой ком теста. Тесто остудить, влить разведенные в 1,5 стаканах теплой воды сухие дрожжи, тщательно перемешать, накрыть салфеткой и оставить до утра в теплом месте. На следующий день всыпать в тесто остальную муку, посолить и подсластить, тщательно перемешать, выбить тесто деревянной лопаточкой. Заварное тесто для блинов должно получиться немного более густым, чем обычное тесто для блинов, поэтому, в зависимости от качества муки, следует добавить в тесто еще немного муки, или же наоборот, подлить немного воды. Оставить тесто подниматься на 2-3 часа, затем, не размешивая более, наливать маленьким половником на горячую сковороду, смазанную растительным маслом, и печь блины.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ