Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Законность - понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов.

Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком.

Законность - это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по которой можно судить о состоянии режима законности.

Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. Если требования законности на практике осуществляются, то законность реальная.

Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в органическом соединении режима законности с демократией, с деятельностью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая обязанность за неисполнение следует неотвратимо, незаьисимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии, т.к. охраняет демократические права граждан и их объединений, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения законодательной техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Нарушением законности является принятие ведомственного акта (приказа, инструкции, положения и т.п.), про тиворечащего закону. Законность есть исполнение именно закона как высшего акта, принятого представительным органом государственной власти. Из этого тезиса вытекает и необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.

Система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие идеи: всеобщность, единство, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права: граждан, организаций, органов государства.

Единство законности означает, что, несмотря на некоторые местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний.

Верховенство закона предполагает соответствие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов.

Единство законности, целесообразности и справедливости должно закладываться в содержание нормативных правовых актов в процессе их создания.

Можно выделить основные свойства законности:

  • общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;
  • причинно-следственная зависимость от социальнонравственных и государственных процессов;
  • высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;
  • объективность как следствие перечисленных выше черт.

    Сущность, принципы и роль законности.

    Требования и гарантии законности.

    Соотношение законности, дисциплины и правопорядка.

  1. Сущность, принципы и роль законности

Законность - сложное явление и в теории права понимается по-разному: как принцип, как метод, как режим государственного руководства обществом. Но при этом смешиваются разные понятия. При понимании законности как принципа деятельности происходит отождествление законности с правовыми идеями. При таком подходе законность из сферы поведения субъектов перемещается в сферу правосознания.

При понимании законности как метода деятельности законность отождествляется с формами реализации законов. Однако законность - не метод реализации, а состояние общественных отношений, обусловленное реализацией законов.

Отдельные авторы понимают законность как положительное отношение к законам в практической деятельности и в повседневной жизни. При таком подходе законность ошибочно отождествляется с положительной правовой установкой. Законность - это не положительное отношение к законам, а законосообразное, то есть соответствующее законам поведение субъектов правоотношений.

В широком смысле законность - это господство законов в общественной жизни, то есть правовой режим, при котором нормативные предписания осуществляются всеми участниками правовых отношений. Законность в узком смысле слова - это правомерная деятельность государственных органов, которая соответствует принципу законосообразности.

Сущность законности заключается в точном и неуклонном соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.

Значение законности состоит в том, что законность противостоит деспотизму власти, охраняет личность от произвола, государство от анархии, общество от насилия. Отсутствие законности порождает широкий административный произвол и всеобщее беззаконие. Отказ от законности способствует росту коррупции, преступности, эскалации насилия во всех его формах и ведет к деградации общества.

Под принципами законности понимают принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности.

К принципам законности относят всеобщность законности, верховенство закона, единство законности и целесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость ответственности и контроль за реализацией закона.

Всеобщность законности означает равенство всех перед законом независимо от социального положения, благосостояния, национальности и других признаков. Единство законности означает, что законы имеют одинаковую силу на территории всего государства. Законность не может быть калужской или казанской, она должна быть единой всероссийской.

Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общественных отношений. Все другие нормативные акты являются подзаконными и принимаются на основе и во исполнение законов.

Единство законности и целесообразности означает недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообразность заключается в неукоснительной реализации требований законов.

Неразрывная связь законности с культурой состоит в том, что законность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реализации.

Неотвратимость ответственности. Этот принцип означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с неизбежностью наказания.

Контроль за реализацией законов. Выполнение этого принципа заключается в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранительной системы в целом в форме прокурорского и конституционного надзора, ибо бесконтрольность во многих случаях порождает беззаконие.

Принципы законности взаимосвязаны между собой и образуют систему принципов, которая позволяет судить о состоянии законности, ее уровне и характере.


Законность - это господство законов в общественной жизни, то есть правовой режим, при котором нормативные предписания осуществляются всеми участниками правовых отношений.
Законность - это соблюдение всеми субъектам права законов и подзаконных актов.
Сущность законности заключается в неуклонном и точном строгом соблюдении исполнении и применении законов и подзаконных актов действующих на территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.
В содержание законности включают два элемента: наличие законов и реализацию законов. Однако законы как таковые не входят в содержание законности. Они являются нормативной основой законности. При этом законы должны иметь правовой характер, то есть выражать интересы всего населения, а не произвол властей.
Значение законности состоит в том, что законность противостоит деспотизму власти, охраняет личность от произвола, государство от анархии, общество от насилия. Отсутствие законности порождает широкий административный произвол и всеобщее беззаконие. Отказ от законности способствует росту коррупции, преступности, эскалации насилия во всех его формах и ведет к деградации общества.

§ 2. Принципы законности
Принципы законности - принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности. К принципам законности относят всеобщность законности, верховенство закона, единство законности и целесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость ответственности и контроль за реализацией закона.
Всеобщность законностиозначает равенство всех перед законом независимо от социального положения, благосостояния, национальности и других признаков. Последовательное проведение в жизнь этого принципа обеспечивает права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.
Единство законности- понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на территории всей страны. (Законность не может быть калужской или казанской, она должна быть единой всероссийской).
Верховенство законаозначает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общественных отношений. Все другие нормативные акты являются подоконными и принимаются на основе и во исполнение законов. Этот принцип направлен против создания ведомственных нормативных актов, не соответствующих законам, и самочинных распоряжений должностных лиц.
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности означает недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообразность заключается в неукоснительной реализации требований законов.
Неразрывная связь законности с культуройсостоит в том, что законность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реализации.
Неотвратимость ответственности. Этот принцип означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с неизбежностью наказания. На практике реализация этого принципа должна проявляться в повышении раскрываемости преступлений и своевременном рассмотрении административных, уголовных и гражданских дел. Виновные в совершении преступлений должны понести адекватное содеянному наказание.
Контроль за реализацией законов.Выполнение этого принципа заключается в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранительной системы в целом в форме прокурорского и конституционного надзора, ибо бесконтрольность во многих случаях порождает беззаконие.
Гарантированность прав и свобод личности– выражается в конституционной обязанности государства защитить прав и свободы человека и гражданина.
Юридические требования законности:
- справедливое наказание за неисполнение норм права;
- законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;
- возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов;
- законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права, конституционное закрепление презумпции невиновности.

Еще по теме § 1. Понятие, сущность, содержание, значение законности:

  1. 5. Понятие и сущность прокурорского надзора за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях

Категория законности рассматривается по следующей формуле: принцип законности - метод законности - режим законности. Подлинная ценность законности для общества становится очевидной только тогда, когда она приобретает свою завершенную форму в виде режима социально-правовой жизни.

Законность является идеальной формой правоотношений, так как соблюдать нормы права должны все без исключения. В действительности же имеет место немало нарушений законности - отнюдь не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются.

Основным носителем законности является деятельность, поведение людей. Но через нее свойство законности, т. е. соответствия праву приобретают и иные объекты - нормативные и правоприменительные акты, различные документы, отношения людей и др.

Для законности необходимы две стороны:

  • а) содержательная - это наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов;
  • б) формальная - это их выполнение, так как только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно.

Субъектами законности являются все участники общественных отношений, а именно: государство и его органы; общественные и иные организации; трудовые коллективы; должностные лица; граждане.

Объектом законности является поведение юридически обязанных лиц, их сознание, воля и поступки.

Законность является наиболее яркой характеристикой эффективности процесса построения правового государства.

Под законностью следует понимать не существующие законы. Сами законы составляют основу законности. Исторические реалии показывают, что законы издавались, а законность отсутствовала. Требование власти к населению соблюдать закон существует всегда. Конечно, в конкретных исторических условиях при различных режимах какая-то часть господствующего класса или верхушка государственного аппарата, обладая правом требовать от других соблюдения норм права, сами могли не придерживаться требований законности, нарушать правовые предписания. Так, в период культа личности требования законности были фактически не обязательны для определенной части партийного и государственного аппарата, вместе с тем с граждан жестко требовали обязательного соблюдения правовых предписаний. В цивилизованном государстве все равны перед законом.

Законность непосредственно зависит от социально-нравственных и государственно-правовых процессов, что позволяет поставить вопрос о ее юридической основе. Дать на него однозначный ответ сложно, так как он затрагивает самостоятельную проблему соотношения права и законодательства.

Законность имеет не только различные формы выражения, но и в определенные исторические периоды в зависимости от конкретных социальных условий различное содержание. В этой связи особый интерес представляет анализ структурных элементов, определяющих содержание законности. Традиционно в юридической литературе выделяют три стороны (элемента) содержания этого сложного социального явления: предметную, субъектную, нормативную, а в каждой из них, кроме того, идеальную и реальную составляющие.

Так, предметную сторону содержания законности образуют те объекты (явления, процессы), которые должны отвечать и реально отвечают критерию юридической правомерности. Прежде всего, это деятельность и поведение участников общественных отношений. Через них это свойство приобретают другие явления, например, разнообразные правовые акты, как нормативного, так и индивидуального характера, управленческие решения, документы и т. п.

Субъектная сторона содержания законности характеризует состав субъектов, обязанных соблюдать и действительно соблюдающих, правовые предписания, а также имеющих право и реальную возможность требовать такого соблюдения от других. Принцип законности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий. Законность едина и одинаково обязательна для всех субъектов права.

К числу дискуссионных в юридической науке относится вопрос, связанный с определением нормативной стороны содержания законности. Прежде всего этот вопрос связан с определением объема правовых норм, подлежащих неукоснительной реализации. В свете традиционного понимания законность предполагает строгое соблюдение и исполнение всех правовых норм, установленных либо санкционированных государством, включая нормы, содержащиеся в подзаконных актах органов государственного управления. Однако в научной литературе неоднократно высказывались предложения о сужении нормативной стороны законности. Суть подобных предложений сводится к тому, чтобы связать законность с необходимостью неукоснительной реализации законов и только законов. Как утверждают сторонники подобной концепции, процесс формирования правового государства требует отказаться от представлений о законодательстве как совокупности законов и нормативных правовых актов высшей исполнительной власти, поскольку неоправданно широкое понимание и трактовка понятия «законодательство» фактически нивелирует роль закона в системе нормативных правовых актов,а потому явно не способствует укреплению законности и правопорядка.

Проблема соотношения закона и подзаконных актов действительно существует. То обстоятельство, что в правовом государстве именно закон должен рассматриваться в качестве первичного базового регулятора общественных отношений, особых возражений не вызывает. Приоритет закона в процессе правового регулирования различных социальных отношений над подзаконными актами органов управления - основа основ правовой государственности. Но главная идея правового государства заключается все же не в том, чтобы разграничить, противопоставить требования законов и подзаконных нормативных правовых актов. Подзаконное нормотворчество имеет право на существование и государственную поддержку. Без подзаконных актов во многих случаях не обойтись, они просто объективно необходимы.

Поэтому реальная проблема в условиях формирования правового государства заключается в том, чтобы определенным образом упорядочить и систематизировать подзаконное нормотворчество, обеспечить соответствие принимаемых подзаконных актов положениям действующего закона. Для этого должны быть четко определены требования, предъявляемые к подзаконным актам, которые необходимо неукоснительно соблюдать в процессе правотворчества. В самом общем виде суть указанных требований заключается в том, что подзаконные акты должны: а) издаваться строго в пределах полномочий соответствующего органа, установленных законом; б) по своей форме соответствовать тем видам, которые определены в законе для данного органа или вида деятельности; в) приниматься для решения только тех вопросов, которые определены в законе. Кроме того, в случае внесения каких-либо изменений в закон положения подзаконных нормативных актов должны быть своевременно приведены в соответствие с требованиями закона.

Строгое следование указанным требованиям в процессе подзаконного нормотворчества позволит преодолеть противоречия между законом и подзаконным актом, обеспечит их взаимосвязь и взаимодействие в процессе правового регулирования общественных отношений. В последующем на этой основе должна быть обеспечена общеобязательность любой нормы права для всех участников определенного типа правоотношений независимо от формы ее выражения.

Таким образом, идеальная модель законности предполагает, что все субъекты права должны строго и неукоснительно следовать положениям всех правовых предписаний, которые регламентируют их деятельность.

Определение структурных элементов, определяющих содержание законности, позволяет выделять различные сферы ее проявления. Такую дифференциацию можно провести:

  • во-первых, применительно к реализации определенных норм, правовых институтов и отраслей права, вследствие чего становится возможным говорить о состоянии законности в сфере административных, гражданско-правовых, уголовных, трудовых и иных правоотношений;
  • во-вторых, по видам субъектов права, что позволяет оценивать состояние законности в деятельности государства в целом, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, физических лиц;
  • в-третьих, по сферам общественной жизни. Речь в данном случае может идти о состоянии законности в сфере экономики, политики и т. д.;
  • в-четвертых, исходя из условий места и времени деятельности различных социальных субъектов. Это позволяет оценивать состояние законности в конкретном регионе или в конкретный исторический период. Возможно также выделение сфер законности, основанных на группировках этих критериев.

В этой связи важное практическое значение имеет определение четких критериев, позволяющих дать оценку фактическому состоянию законности в различных сферах ее проявления. Как правило, в юридической литературе в качестве таких критериев рассматриваются определенные количественные показатели, которые могут быть сведены в три основные группы, характеризующие соответственно уровень, структуру и динамику нарушений законности. При этом уровень нарушений законности в той или иной сфере ее проявления определяется как соотношение общего числа допущенных нарушений законности к общей численности субъектов права, действующих в анализируемой сфере. Структуру нарушений законности характеризуют такие показатели, как соотношение преступлений и проступков, степень их тяжести, характеристику лиц, совершивших правонарушения, в зависимости от возраста, социального положения и т. д. Динамику нарушений законности определяют изменения уровня и структуры нарушений законности в той или иной сфере, регионе за определенные периоды времени.

Однако подобная оценка законности носит сугубо формальный, односторонний характер, поскольку в данном случае не учитывается содержание самих правовых предписаний, подлежащих неукоснительной реализации. Не трудно заметить, что методологическую основу подобной оценки составляет нормативная концепция понимания права. Идея «законности» в данном случае характеризует лишь одно из имманентных свойств любого права, его общеобязательность - категоричность, непременность строжайшего, неукоснительного соблюдения, претворения в жизнь действующих юридических норм, причем неважно каких, в том числе и самых реакционных.

Как определенная альтернатива сугубо формальному подходу к пониманию законности в юридической литературе последних лет некоторыми авторами развивается и последовательно отстаивается идея так называемой пра- возаконности, смысл которой заключается в том, чтобы связать законность с необходимостью соблюдения и исполнения не любых, а лишь правовых законов. Подобная идея, безусловно, несет в себе определенное рациональное зерно, поскольку не вызывает сомнений тот факт, что использование государством для регулирования общественных отношений «неправовых» законов находится в прямом противоречии с его правоохранительной функцией. Существование формальной законности возможно даже в условиях тоталитарных режимов, где в определенных сферах государственной жизни и деятельности за законность выдается возведенное в закон беззаконие.

Однако в этой связи возникает весьма сложный вопрос, решение которого имеет, прежде всего, огромное практическое значение. Что же следует понимать под «правовым законом», каким требованиям и критериям он должен отвечать?

Сам термин «правовой закон» является исключительно научной конструкцией, содержание которой не поддается четкой формализации. Существующие в юридической науке различные концепции правопонимания неизбежно порождают и различные подходы к определению данного понятия.

Следует отметить, что в обществе с разноречивыми интересами однозначная характеристика принятого закона как правового или неправового, если последний рассматривать лишь с точки зрения соответствия его нравственным критериям, невозможна. Закон, который претендует на то, чтобы называться правовым, должен отвечать не только нравственным, но целому ряду других требований, как социального, так и юридического характера. Взятые сами по себе идеи равенства и свободы, гуманизма и справедливости носят весьма абстрактный характер, допуская при оценке правовых явлений и процессов неоднозначное толкование, а потому не могут рассматриваться в качестве действенных регуляторов поведения и деятельности.

Подобная позиция отнюдь не означает, что консервативные, реакционные законопроекты и законы не могут подвергаться критике. Она лишь подчеркивает, что никакое пожелание, убеждение или мнение не могут рассматриваться как правовая норма, коль скоро они не выражены в юридическом акте, принятом надлежащим образом. Официальное решение вопроса о справедливости и легитимности законов и иных нормативных правовых актов может быть принято только компетентными органами государства (прежде всего, судебными органами) в законном порядке.

Попытки же искусственного противопоставления позитивного закона и правового закона, законности и правозаконности на практике ведут лишь к дестабилизации общественной обстановки. Во-первых, они ослабляют регулятивную роль закона, поскольку фактически устанавливают традицию «двойного» стандарта на уровне реализации юридических предписаний; во-вторых, создают определенные препятствия государству и его институтам в выполнении правоохранительной функции; в-третьих, формируют нигилистическое отношение к закону и праву.

Важно подчеркнуть, что признание различий между законом как установлением государства и правом как совокупностью идей равенства, свободы, гуманизма и справедливости, связывающих государство, не дает основания субъектам права, в том числе и правоприменительным органам, обходить законом со ссылкой на право. Несоблюдение позитивного закона не может быть признано правомерным поступком субъекта, даже в том случае, когда закон противоречит праву.

Интересы укрепления законности и правопорядка требуют не противопоставления понятий «законность» и «правозаконность», а, напротив, их сближения. Своеобразной же точкой сближения указанных понятий может и должна стать Конституция РФ, которая устанавливает четкие ориентиры и для правотворческих органов, и для субъектов реализации права. Так, в гл. 2 Основного закона РФ почти дословно воспроизводятся положения Всеобщей декларации прав человека, охватывающей, по сути, весь комплекс относимых к числу естественных прав и свобод и человека. В результате в области прав человека попытки проверки «правового» либо «неправового» характера принимаемых на базе Конституции РФ законов и подзаконных актов неизбежно сводятся к опирающейся ныне не на субъективный, а на объективный критерий - конституционные нормативные предписания - задаче проверки соблюдения принципа верховенства Конституции РФ и федеральных законов.

В научный оборот уже прочно вошло понятие «конституционная законность». Сама идея конституционной законности предполагает: 1) правовой характер самой Конституции; 2) верховенство Конституции в правовой системе страны; 3) прямое действие Конституции на всей территории РФ. Многие авторы говорят о том, что понятие «конституционная законность» в наибольшей степени соответствует юридическому правопониманию, закрепленному в Конституции РФ. С этим нельзя не согласиться, однако это не означает, что необходимо срочно менять терминологию. Законности разного уровня не должно быть в принципе, и все термины (законность, правозаконность, конституционная законность) должны выражать лишь одно содержание.

Представляется, что реальная, а не надуманная проблема заключается в том, чтобы научиться создавать актуальные, перспективные и справедливые законы и последовательно, настойчиво претворять эти законы в жизнь.

Обобщая изложенное, следует сделать вывод о том, что законность может рассматриваться как принцип, метод, режим соответствия правореализационной деятельности всех субъектов права положениям Конституции РФ, не противоречащих ей законов, подзаконных актов и иных источников права.

Понятие и сущность законности.

Наименование параметра Значение
Тема статьи:
Рубрика (тематическая категория) Юриспунденкция

Соотношение законности и правопорядка.

Понятие правопорядка.

Гарантии законности.

Принципы законности.

Понятие и сущность законности.

Законность можно рассматривать как метод государственного ре­гулирования обществом, как принцип деятельности государственных органов, общественных организаций, их должностных лиц и поведения граждан; как режим, обеспечивающий неуклонное соблюдение и ис­полнение законов и других нормативных актов. Точное и неуклонное исполнение законов есть всœеобщий принцип деятельности и поведения субъектов права. Осуществляя свои права и выполняя обязанности, государственные органы, общественные организации и граждане дей­ствуют согласно закону.

Законность тесно связана с дисциплиной: законность предпола­гает дисциплину и сама в определœенной степени зависит от нее. Укре­пление дисциплины положительно сказывается на укреплении закон­ности и, напротив - постоянные нарушения дисциплины подрывают не­зыблемость основ законности.

Законность как режим обеспечивает неуклонное выполнение норм права и состоит в совокупности требований соблюдения и испол­нения законов, их правильного применения, в неизбежности юридиче­ской или иной ответственности за их нарушение и в применяемых спо­собах и методах (гарантиях) обеспечения законности.

Сущность законности состоит в торжестве воли законодателя, в проведении ее в жизнь, в недопустимости таких общественных отно­шений, которые не программировались законодателœем, противоречат его установлениям. Законность обеспечивает государственные инте­ресы законодателя. Между ней и законодательством устанавливается тесное взаимоотношение. Законность возможна тогда, когда вырабо­тана стройная система правовых норм, регулирующая те обществен­ные отношения, в существовании которых проявляется особая заинте­ресованность Государства. Но сами законы не являются частью закон­ности и ещё не свидетельствуют о наличии прочной законности, кото­рая торжествует, в случае если законы соблюдаются всœеми и если сами законы отражают объективные закономерности общественного развития, на­зревшие потребности. По этой причине состояние законности зависит не толь­ко от соблюдения законов и другого нормативного материала, но и от своевременного создания:, обновления и совершенствования законо­дательства. Итак, законность - это соблюдение всœеми субъектами пра­ва законов и подзаконных актов.

Стоит сказать, что для наличия законности крайне важно:

Наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);

Их выполнение, ибо только наличие даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).

Понятие и сущность законности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие и сущность законности." 2017, 2018.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ