Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Вышел бизнес из тумана

26 лет закону об индивидуальной трудовой деятельности

19 ноября 1986 года гражданам Советского Союза разрешают заниматься индивидуальной трудовой деятельностью - после почти трех десятилетий фактического запрета на негосударственную экономическую деятельность. Этот шаг способствовал появлению в стране Советов легального бизнеса - благо теневой, несмотря на все риски, существовал в СССР всегда.

Год 1986 - шестьдесят девятый от Великой Октябрьской социалистической революции, второй от начала “ускорения”, перестройки и от старта антиалкогольной кампании. Это год шока от Чернобыльской аварии, запуска на орбиту станции “Мир”, волнений в Казахстане - и, наконец, год, в который советским гражданам разрешили легально заниматься “индивидуальной трудовой деятельностью”.

Закон, позволивший советскому человеку работать “от себя” и “на себя” приняли под конец года - 19 ноября. Как декларировалось - для “более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно-полезной деятельностью, предоставления им возможности получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда”.

Фактически власть признавала: плановая экономика не способна сама обеспечить потребности советских граждан в “товарах повседневного спроса”. Некоторую долю потребностей граждан обеспечивает именно “теневой” сектор - он хоть как-то помогает людям справиться с тотальным дефицитом, - но частная инициатива в СССР по-прежнему наказуема по всей строгости УК.

Разрешают ИТД со всей возможной осторожностью - “частнопредпринимательская деятельность” по-прежнему, если верить букве закона, остается уголовным преступлением. “Индивидуалу” нельзя ни иметь в собственности промышленное оборудование, ни нанимать людей - привлекать к труду можно лишь домочадцев. Зарабатывать слишком много по отношению к вложенным трудозатратам тоже не дают - “нетрудовые доходы” пока остаются вне закона. Налог с такой деятельности при этом достигает 65 процентов.

В действие новый закон вступает к Первомаю 1987 года; при этом уже в феврале того же года издается закон, разрешающий кооперативную производственную деятельность. А уже в конце мая 1987 года новый закон о кооперации в СССР гарантирует:

“Кооперативу могут принадлежать здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, продуктивный и рабочий скот, производственная продукция, товары, денежные средства и иное имущество в соответствии с целями его деятельности”.

Занималась заря перестроечной “бизнес-революции”. Правда, формально бизнес этот продолжал оставаться “социалистическим” - все члены кооператива считались его владельцами, наемных работников, “отчужденных от средств производства”, там быть не могло. По закону, конечно.

БИЗНЕС В ПОДПОЛЬЕ

Дефицит на определенные товары в СССР существовал всегда. Но если начало шестидесятых в стране можно назвать временем определенного товарного изобилия, то в следующее десятилетие нехватка необходимых продуктов и товаров становится константой отечественной жизни.

Примета времени - переполненные “колбасные электрички”, на которых за продуктами и “товарами народного потребления” стекались в Москву жители окрестных облцентров: в столице хоть и очереди, но все-таки полки магазинов не пустуют. В самой же провинции мяса, а кое-где даже масла в свободной государственной продаже уже нет - все по талонам.

Спасает черный рынок. В СССР шестидесятых-восьмидесятых годов он охватывал практически все сферы потребления: то, что нельзя купить на прилавках магазина, можно “достать” - либо за деньги, либо по “взаимозачету”.

“Ты приходишь ко мне, я через завсклада, через директора магазина, через товароведа, через заднее крыльцо достал дефицит! Слушай, ни у кого нет - у меня есть! Ты попробовал - речи лишился! Вкус специфиський! Ты меня уважаешь. Я тебя уважаю. Мы с тобой - уважаемые люди”. (Аркадий Райкин, “Дефицит”.)

Для завмагов в государственной торговле куда выгодней было списать часть товара по причине, говоря фигурально, “усушки и утруски”, после чего этот товар уходил с “черного хода”. Стоит ли говорить, что товара от этой практики на и без того пустых полках государственных магазинов, мягко говоря, не прибывало...

Появившуюся у советского человека после Международного фестиваля молодежи и студентов потребность одеваться “как на Западе” обеспечивает армия фарцовщиков. Фарцовка - поначалу удел одиночных “романтиков своего дела”, правдами и неправдами выменивающих у интуристов “фирму” или пластинки, - вскоре сделалась настоящей системой, в которой крутились весьма крупные по тем временам деньги.

Параллельно этой системе в стране складывается система подпольных производств: где-то организованных “с нуля”, а где-то - на существующих фабриках и заводах. Заведовали этим “цеховики” - зачастую сами руководители госпредприятий, решившие использовать не предусмотренные планом возможности своих производств.

В теневой экономике крутятся миллионы - и, соответственно, есть и свои миллионеры. Впрочем, им в Советском Союзе гораздо проще заработать деньги, чем их потратить.

“...В маленькой задней комнате, привычной с детства, сидел Фима в дешевом костюмчике фабрики Володарского, в скороходовских туфлях, с часами “Победа”, и координировал движение маховика.

Он не изменил своих привычек ни в чем. Мало ел, практически не пил, тихо и вежливо разговаривал, и только для передвижения, абсолютно необходимого в деле, купил старый подержанный “Москвич”.

Милиционер на углу пытался отдавать ему честь. Через неделю льстивого милиционера перевели в Москву. Милиционерам вообще не полагалось знать о существовании Фимы Бляйшица”. (Михаил Веллер, “Легенда о родоначальнике советской фарцовки Фиме Бляйшице”, “Легенды Невского проспекта”.)

Дело в том, что оттепель, казалось бы, вдохнувшая в советское общество глоток свежего воздуха, крайне жестко “закрутила гайки” в экономике. Начало шестидесятых ознаменовалось резким ростом “расстрельных” дел за подобные преступления. Началом этого процесса можно считать печально известное дело валютчиков Яна Рокотова, Владислава Файбишенко и Дмитрия Яковлева, превращенное Хрущевым в показательный процесс.

Специально ради этого дела за нарушение правил валютных операций была введена смертная казнь - при этом в отношении фигурантов дела была применена обратная сила закона.

Примерно с этого же периода расстрел вводится и за “хищения социалистической собственности в особо крупном размере” - что позволяло подвести “под вышку” любого крупного цеховика или спекулянта. К семидесятым годам, впрочем, волна репрессий поутихла - “серый” бизнес нашел общий язык с представителями власти; но со смертью Брежнева репрессии против “теневых бизнесменов” продолжились. Показательным, к примеру, стало “дело Елисеевского гастронома” - в 1984 году его директор Юрий Соколов за “хищения в особо крупных размерах” был расстрелян; на процессе вскрылись как невиданных объемов “серая” система взяток, взаимозачетов и поставок неучтенного товара, так и то, что успешно руководить крупным торговым предприятием, не нарушая при этом советских законов, попросту невозможно.

Но это про “особо крупные размеры”. Шестидесятые годы принесли еще одно новшество - в СССР была фактически (за редким исключением) ликвидирована всякая негосударственная производственная деятельность - тогда как в тридцатые-пятидесятые годы немалая часть повседневной продукции приходилась как раз на кустарей, небольшие артели и кооперативы (см. “А”-справку). Теперь под Уголовным кодексом за частнопредпринимательскую деятельность ходят даже одиночки, строчащие одежду на кухнях. Что там, даже рок-музыканты, распространяющие билеты на собственные концерты, подпадали под эту статью.

Но, тем не менее, серая экономика в стране Советов “сдуваться” не собиралась - надо же было хоть кому-то обувать, одевать и кормить народ. Поэтому легализация сперва индивидуальной, а затем и коллективной негосударственной деятельности была еще и попыткой вывести громадные массы денег из “тени”.

ОПЕРАЦИЯ “КООПЕРАЦИЯ”

Стоит ли говорить, что советский народ на разрешение кооперативов отреагировал активно. Уже летом 1987 года в столице было с полтысячи таких объединений, и цифра эта, понятно, продолжила расти теми же темпами.

Проще всего поставить переносную шашлычную точку - этим промышляют, как правило “южные гости”. Другой путь - пойти в “шмоточники”, организовать “на коленке” маленькое швейное производство, освоить в “мелкопромышленных” масштабах варение джинсов и занять место на столичном Рижском рынке - именно он в конце восьмидесятых годов стал настоящим символом кооперативного движения. Он же, Рижский рынок, стал родиной и другого явления, определившего ход развития раннего русского капитализма - рэкета.

Допускаются кооперативы и в сфере обслуживания. Может быть, читатель помнит фильм Леонида Гайдая, название которого мы вынесли в начало этой главки. Был там весьма гротескный, как сейчас кажется, образ - роскошный кооперативный туалет с картинами, статуями и швейцаром. Режиссер не так уж преувеличивал, как может показаться. В Ростове-на-Дону кооперативный туалет с гордым именем “Прогресс” стал... арт-площадкой. В 1988 году местные авангардисты устроили здесь выставку “Провинциальный авангард” - с прицелом превратить уборную в центр искусств. Впрочем, выставка была тут же закрыта, а грандиозным планам художников и кооператоров так и не удалось сбыться. Но место с тех пор считается одной из достопримечательностей Ростова; такая известность вызвана еще и тем, что артистический сортир расположился на месте некогда знаменитого богемного заведения “Кафе поэтов”, куда захаживал в том числе и Велимир Хлебников.

В Москве, меж тем, появилась еще одна примета новой жизни - на Кропоткинской, 36, открылся первый в стране негосударственный ресторан, быстро ставший достопримечательностью столицы. Его основатель Андрей Федоров, кстати, в то время находился... в розыске по экономической статье. Но ветер уже стал дуть в другую сторону, и ресторатора оставили в покое.

Вскоре без кооперативов советскую жизнь уже сложно было представить.

“На фоне снижающихся темпов развития народного хозяйства впечатляют темпы роста кооперативного сектора экономики страны: в 1987 году 13,9 тыс. кооперативов выполнили работ и услуг на сумму 350 млн руб., в 1988 году 77,5 тыс. кооперативов дали продукции на 6,1 млрд руб., в 1989 году этот объем составил около 41 млрд руб. Причем все это без каких-либо субсидий от государства”, - обращался в 1990 году, подводя итоги трех первых лет кооперативного движения, академик Вячеслав Тихонов к Михаилу Горбачеву.

В 1991 году власть признает очевидное - законодательным актом в стране легализуется полноценное частное предпринимательство. И, как говорится, понесла-а-ась. Впрочем, это уже другая история.

“А”-СПРАВКА

Негосударственнная инициатива в СССР. Не только НЭП

Разрешая сначала индивидуальную трудовую деятельность, а затем и кооперативы, Горбачев, в сущности, не желал изобретать ничего нового - совмещать негосударственную экономическую деятельность с плановой экономикой пробовали в СССР и раньше. И речь здесь даже не о нэпе, хотя именно двадцатые стали эпохой первого расцвета кооперативов и частной инициативы в СССР, временем “советского социалистического капитализма”. После сворачивания нэпа мелкая частная и кооперативная инициатива в СССР продолжали существовать довольно долго: со времен первых пятилеток по пятидесятые годы в СССР негосударственный сектор в экономике страны оставался довольно велик. Речь здесь идет как о “кустарях-одиночках”, так и о довольно крупных производственных кооперативах и артелях.

Как учит нас Большая советская энциклопедия, промысловая кооперация “в годы войны помогала снабжению армии и тыла необходимыми предметами одежды и личного обихода: выпуск продукции увеличился с 534 млн рублей в 1942 до 953 млн рублей в 1945. В годы послевоенных пятилеток значительно возросли основные фонды К. п.: на 1 января 1956 основные производственные фонды К. п. составляли 6850 млн рублей, непроизводственные основные фонды - 1279,1 млн рублей; в системе К. п. насчитывалось свыше 54,7 тыс. предприятий, на которых было занято 1,8 млн человек”.

Негосударственные объединения и обеспечивали страну как товарами народного потребления (здесь “удельный вес” негосударственного сектора в экономике был особенно велик - около 30%), так и сырьем и полезными ископаемыми. Сохранялась - хотя клеймилась буржуазным пережитком - частная медицинская практика. Даром что заработок врача-частника строго контролировался, а цены на производимую кооперативами и артелями продукцию не могли серьезно отличаться от государственных.

К середине пятидесятых годов количество негосударственных производственных объединений переваливает за сотню тысяч (разные источники называют разные цифры). Впрочем, надо помнить, что формально к негосударственному сектору относились и колхозы, связанные с государством системой контрактации. Производственные артели также жестко зависели от органов планирования, хотя перед войной им предоставили относительную свободу.

Удар по артельно-кооперативному движению и кустарям был нанесен, как ни странно, с началом оттепели: в 1956 году Никита Хрущев требует преобразовать артели и кооперативы в государственные предприятия; паевая собственность кооператоров безвозмездно отчуждалась. Частная экономическая деятельность в СССР оказалась практически вне закона - а параллельно с этим в начале шестидесятых было серьезно ужесточено уголовное законодательство в части экономических преступлений.

Главная > Закон

Вопрос 1. В Китае проводились постепенные реформы (политика градуализма). Основной идеей горбачевских реформ было скопировать китайские реформы. Планировалось ввести систему двойных цен – dual price tracking system – системы, в которой одна цена устанавливается правительством для госзаказа, а после выполнения госзаказа остаток можно продавать по рыночным ценам. Реформа банковской системы была такая же как в Китае (Разделили один большой банк на несколько маленьких). Реформы не были скопированы в сельском хозяйстве (семейный подряд не был введен) – вероятно оттого, что у колхозов была большая материальная база. В Китае населению раздали вилы и грабли, а в России у колхозов и совхозов было много фондов. Про реформы Дэн Сяопина Попов особенно не рассказывал, предполагаю, что он продолжал общую линию реформ. Китайские реформы привели к экономическому росту, а в России к падению. Первый год падения производства – 1990, еще при СССР. Китайские реформы привели к успеху потому, что им удалось сохранить работающие институты. Соответственно, реформы в России провалились из-за слабеющих институтов. Динамика производства определялась диспропорциями с одной стороны и шоком предложения из-за коллапса институтов с другой. Собственно про горбачевские реформы Горбачев пришел к власти в 1985 году. Реформы были запущены в 1987. Закон об индивидуальной трудовой деятельности . Разрешили работать на себя с запретов использования наемного труда. (Маленькие масштабы: число таких индивидуальных предпринимателей возросло до 700 тыс.) Закон о кооперативах . Кооперативам разрешили нанимать людей с последующим предоставлением им права голоса. Опять не те масштабы (6 млн. человек, включая совместителей). Отношение к кооперативам было ужасное. Многие создавались при предприятиях для разворовывания прибыли. Закон об арендных предприятиях . Часть прибыли разрешается использовать для выкупа самого себя. Мягкая форма перевода на рынок и приватизации. В таких предприятиях работало 6 млн. чел. (Торговля, общепит) Закон о независимых фермерских хозяйствах . Реально ферм было создано очень мало и они создавали очень мало продукции. Закон о совместных предприятиях . Разрешили создание предприятий с иностранным капиталом (менее 50%). Общее число занятых 100 чел. Реального воздействия на экономику не оказывали. Другие реформы не пошли. Общая характеристика реформ: 1) были очень косметическими (реформ практически не было). 2) Был создан огромный экономический дисбаланс. Вопрос 2. Рост доходов => увеличение агрегированного спроса. В ситуации фиксированных цен возникает зазор между кривыми AS и AD – monetary overhang (MO) => растет отношение (цены свободного рынка / рыночные цены) = (колхозные рынки / магазины). В 80х гг – 10% торговли продовольственными товарами осуществлялось колхозными рынками (подсобными домохозяйствами). 47г – конфискационная реформа => цены упали в 2 раза => это ликвидировало значительную часть MO после войны. Отношение начинает снова расти с 85 г, в 91г различие уже в 3 раза => 91г – реформа: часть цен отпустили, часть подняли на 50%, индексация вкладов => в 91 г цены выросли в 2 раза по сравнению с 90 г (первое крупное повышение после 60х, до 91г инфляция = 3-3.5%). Как померить:1) норма личных сбережений = (доход-налог-потребление)/(доход-налог). Все время = 5%, но после 85 года начинает расти, т.е возникал MO. Предполагаем, что нормальная норма = 5,5%. Для каждого года считаем: (норма сбережений – 5,5)*(доходы-налоги) и складываем для всех лет. MO накапливается в форме прироста финансовых активов. Конец 90г: 122млрд рублей => они выплеснутся на рынок, если появятся товары. Если бы цены остались прежними, то весь MO ушел на появившиеся товары, но цены вырастут => каково же будет распределение между потреблением и сбережениями? 2) MV=PY. Предположение: V=const (уровень 70г), знаем P,Y => определяем М, при котором тождество выполняется=> МО = M-фактическая денежная масса. Но предпосылка: V=const – нереальна, она обратно пропорциональна спросу на деньги(M/P=(Y*transaction cost/2*i)^(1/2) , или вместо ставки – инфляция, если инфл>ставки). Cagan: исследование 6 крупных инфляций => спрос на деньги во время инфляции резко падает, возрастает V. Вопрос 3. Вопрос 4.

    Сокращение производства (например, военной промышленности и тяжелого машиностроения), с целью перекачки ресурсов в, скажем, легкую промышленность.
Была частично реализована: в 85-91гг. сокращались инвестиции в эти отрасли и увеличивались в строительство (тоже в какой-то мере потребительский товар). Планировалось (и вроде сократилось) сокращение военных расходов 89 –12%, 95 – 6-8%. Более того – часть потребительских товаров производилась на военных заводах (атавизм механизма насыщения потребительских рынков плановой системы). Решили на них еще подавить, чтобы стали выпускать больше телевизоров и меньше танков, но производство было неэффективным, к тому же инвестиции сократили. Результат : инвестиции в тяжелую промышленность сократились, производство там упало, т.к. план экономика могла работать только при том уровне инвестиций, который был. Но и выпуск потребительских товаров не вырос, т.к. сектор еще не развился (еще и не хватало машин, т.к. от машиностроения капитал отняли)
    Дерегулирование цен
Тоже частично воплотили: 91г. – приотпустили цены (отпустили на часть товаром, на другие – подняли)– too little & too late. Вплоть до 91 повышение цен было бы небольшое, т.к. ОПС был еще небольшим – и повышение цен было бы незначительным. Было две программы: Явлинский – сначала выкачать спрос Гайдар – сразу дерегулировать цены.
    Денежная реформа и сокращение денежной массы
Посредством обмена денег можно отобрать часть сбережений у некоторых слоев населения. Тоже частично воплотили: Янв.90г. - Павловская денежная реформа (90% населения ее поддерживали). Смысл предполагался в том, чтобы отобрать часть наличности у «акул», не обменивая суммы свыше 10000р. и крупные банкноты по 50р. и 100р. (составляли несколько млрд.). По оценкам, можно было отобрать около 50млрд.р. у 2% населения, тогда как ОПС оценивался в 100-200 млрд.р. Реально, отобрали еще меньше – около 4 млрд. (потеряли те, кто побоялся и не принес. Остальным все поменяли.) Вообще такие реформы можно оправдать или гиперинфляцией, которой тогда не было, или крупными политическими изменениями. Иначе не оправдано – большие издержки, да и вообще начинать с конфискации строительство экономики с частной собственностью плохо. Т.е понесли большие издержки и подорвали авторитет правительства.
    Займы (связка вынужденных сбережений с добровольными)
Тогда было 2-3% (по текущим и срочным вкладам соответственно) и внутренний долг государства был небольшим. Можно было выбросить облигации с доходностью 15%. Попов утверждал, что все бы купили. Таким образом ОПС превратился бы в финансовые активы и восстановилось равновесие на потребительском рынке.
    Приватизация
Распродажа собственности в виде приватизации квартир(общественность еще не созрела к тому времени), гаражей, дачных участков и подсобных хозяйств, средств производства малого бизнеса – нашли бы чего распродать. Можно было даже распродать компании.
    Приватизация и займы – совмещение 4)и 5) Внешние займы
На тот момент внешний долг был достаточно мал. Кредиты можно было отдать импортерам потребительских товаров, которые заполнили бы рынок и оттянули ОПС. Это издержки, потом пришлось бы отдавать, но дивиденты от рыночной экономики должны были бы покрыть их. – «Хирургия под наркозом». Тоже реализовали, но поздно – в 91г. Для покрытия ОПС надо было занимать уже много.
    Прямые инвестиции
Вообще, не являются инструментом макроэкономической политики, т.к. результата ждать долго. Но вопрос, может ли иностранный инвестор иметь больше 50% акций, рассматривался еще в 87г. Решили, что может, но только из бывших социалистических, чем инвесторов не обрадовали и капитал не привлекли. Выводы:
    Дефицит был не неизбежен (налоговую реформу надо было с умом проводить и не облагать 90% налогом кооперативы) Не надо было монетизировать дефицит (можно было распродать собственность, выпустить облигации или покрыть внешними займами) Надо было дерегулировать цены. (Фактически, 87-91гг были переходом к индикативному планированию. Тонкость: директивное планирование м.б. без цен, а тут прибыль приобретает вес среди стимулов для предприятий. Для работы в таком режиме нужен твердый рубль, а его-то и не стало.)
Вопрос 5. Стабилизация, основанная на валютном курсе – регулирование номинального валютного курса. По сути курс национальной валюты привязывается к какой-нибудь твердой валюте. Теоретически, если относительный ППС выполнен то (e t +1 -e t)/ e t = Infliacia t – infliacia t *. Таким образом, фиксируя е мы фактически делаем нашу инфляцию равной инфляции страны, к которой мы привязаны. Однако на практике даже относит. ППС не слишком выполняется. (В России 95-98 гг - привязка к $) Следует также различать фиксацию реального курса (rer=ep*/p) и номинального курса (e). Фиксация номинального курса направлена на снижение инфляции, в то время как фиксация реального имеет целью не ухудшение торговых условий или краткосрочное увеличение выпуска, однако она скорее приводит к увеличению инфляции. Достоинства:
    Автоматически получается жесткая денежная политика: M возрастает => внутренние цены растут => доходы в валюте от экспорта падают(т.к цены в мире и курс не меняются, то наши товары вытесняются с экспортного рынка как более дорогие)=>торговый баланс ухудшается=> ЦБ сокращает резервы, чтобы поддерживать курс неизменным=> M восстанавливается как был. Снижение инфляции (насколько это вообще возможно), если по пред. пункту не разбазаривать резервы и держать М Позволяет предприятиям и домашним хозяйствам контролировать баланс реальных сбережений Возможно увеличение экспорта и снижение импорта за счет заниженного курса национальной валюты =>ТВ увеличится=>упадут внутренние ставки=>дополнительный стимул к дедолларизации экономики и прямому внешнему инвестированию Возможно накопление резервов за счет заниженного курса национальной валюты Credibility. Экономические агенты легко могут контролировать выполнения обязательства правительства по сдерживанию валютного курса.
Недостатки (первые 2 можно отнести и к достоинствам):
    при фиксированном курсе LM не контролируется, а сама подстраивается под шоки. Для большинства переходных экономик (к России не относится) национальная валюта недооценивается (низкий курс).
Причины:
      цены на товары, не являющиеся предметом международной торговли (транспорт, жилье) обычно существенно ниже, чем в развитых странах задолженность, по которой надо платить % утечка капитала, которую должно покрывать сальдо торгового баланса
    Экспортно-ориентированные индустрии, которые призваны обеспечивать экономический рост в развивающихся странах (России особенно), при неправильной политике фиксированного валютного курса могут пострадать, и вопрос об их ведущей роли в развитии становится спорным. 93-96 гг. – российские экспортно-ориентированные индустрии увеличили экспорт, но не в состоянии были увеличить инвестиции (они упали до 26% от уровня 89г) В России оказались негибкие цены, запоздало реагировавшие на фиксацию курса (реагировал выпуск падением). То есть не работала схема: p/p* растет => NE падает=>М падает=>Р падает => p/p* падает=> NE растет. С конца 95г. рубль был переоценен («Голландская болезнь», отрицательно влияет на торговый баланс), что и явилось одной из причин валютного кризиса 98г. Курс начал быстро расти после снижения экспорта (снижение мировых цен на нефть в 97-98гг.) и в предчувствии кризиса капитал начал линять из страны. Отношение фактический курс\ППС=внутр.цены\ цены США для России в 95г. был 40%, а уже к началу 96г. достиг 70%.То есть цены росли быстро и были в России в 96г. ближе к мировым, чем у всех переходных экономик. Это тоже вело к ухудшению торгового баланса.
Денежная стабилизация – вариант монетарной политики, направленный на стабилизацию экономики. Темпы роста денежной массой объявляются фиксированными. Достоинства:
    Снижение темпов роста денежной массы позволяет снизить инфляцию. (Что и пытались делать в России с конца 94г. одновременно со снижением гос. расходов. Добились 6% инфляции в год к 97-98гг.)
Недостатки:
    Давление на правительство различными группировками, в результате чего приходится таки увеличивать денежную массу Как только начинали бороться с инфляцией => неплатежи и бартер(перед кризисом –около 50%бартера). То есть при предрасположенности к неплатежам и бартеру лучше не проводить жесткую монетарную политику. Неспособность собирать обычные налоги и контроль денежной массы (инфляции) вылились в дополнительной нагрузке на бюджет (лишились и инфляционного налога) .
Macroeconomic stabilisation of 1995-98. What is worse, the financial collapse in Russia marked the failure of the government program of macroeconomic stabilisation that was pursued for over 3 years with a fair degree of success. After experiencing high inflation of several hundred and more percent a year during the period immediately following the deregulation of prices on January 2, 1992, Russia finally opted for the program of the exchange rate based stabilisation . In mid 1995 the Central Bank of Russia (CBR) after accumulating foreign exchange reserves and managing to maintain the stable rate of the rouble for the first half of 1995, introduced a system of the crawling peg - an exchange rate corridor with initially pretty narrow boundaries .The program was based on the government and the CBR decisiveness to bring down the rates of the growth of money supply and thus to curb inflation. The key to the program was to contain within reasonable limits of the government budget deficit and to find non-inflationary ways of its financing. On both fronts the government stood up to its promises for three long years. It managed not to increase the budget deficit, even though this required drastic expenditure cuts since the budget revenues, despite all efforts to improve tax collection continued to fall. It also managed to finance the deficit mostly through borrowings - partly by means of selling short-term rouble denominated treasury bills (which were also purchased by foreign investors), partly by borrowing abroad in hard currency from international financial institutions, Western governments and banks and at the Eurobond market. Under such conditions the CBR got the opportunity to ensure the reduction of the rates of growth of money supply and a fall in inflation.Weak foundations of the macrostabilisation . Thus, macroeconomic stabilisation became a reality. Inflation right before the crisis was running at only 6% a year (July 1998 to July 1997), the rates of the reduction of output in 1997 slowed down and the country was looking forward to economic growth. The macroeconomic stabilisation, however, was based on a weak foundation of the overvalued exchange rate of the rouble and on the policy of the CBR to keep the real exchange rate intact, i.e. to proceed with the devaluation of the nominal rate in line with the ongoing inflation. As a result, the "Dutch disease" developed in Russia, since 1995, when the exchange rate of the rouble approached some 70% of the purchasing power parity (PPP) and stayed at this level until the crisis. The previously high export growth rates slowed down substantially (from 20% in 1995 to 8% in 1996 - for total exports, and from 25% to 9% respectively - for exports to non-CIS states). In 1997 total exports fell for the first time since 1992. Needless to say, it was Russia"s already weak export of manufactured goods that was most affected by the appreciation of real exchange rate. In 1996 among economies in transition Russia (together with Slovenia - by far the richest country, experiencing recovery from 1993) had the smallest gap between domestic and international prices.Exchange rate based versus money based stabilisation . Whereas exchange rate based stabilisation may work at the initial stages of transition for fighting inflation, there is a growing evidence that at later stages it becomes an obstacle for economic growth and creates the potential of the currency crisis by allowing the real exchange rate to appreciate. It seems like Russian authorities in this respect went from one extreme (very high inflation of 1992-94) to the other, trying to be more catholic than the Pope. Since exchange rate based stabilisation program was enacted in 1995, it was pursued with greater diligence than elsewhere: right before the crisis, in July 1998, the year to year inflation was brought to the lowest level of 6% - less than in most transition economies. Arguably this low level of inflation did impose unnecessary strains onto the economy, causing the avalanche of non-payments and leading to the lack-of-demand-induced reduction of output. In fact, after the modest growth in 1997, output started to decline in the first half of 1998. Fixed versus flexible rates . Given the relatively small size of most emerging market economies and their rapidly growing, but not yet full involvement into the world economy, floating exchange rates may provide more flexibility while adjusting to the external shocks. Most developing and transition economies, with the exception of the smallest ones, like Hong Kong, Singapore and perhaps Baltic states) are large enough to remain not completely exposed to the world market competition and hence to retain some inflexibility of domestic prices with respect to the world market prices. Nevertheless, they are not large enough to create an appropriate cushion in the form of foreign exchange reserves, bringing down the vulnerability resulting from the international capital flows to reasonable levels. In most emerging markets (with the possible exception of China) foreign exchange reserves are normally enough to withstand several weeks, if not days of the attack on the currency. More than that, because the major international banks, investment and hedge funds operate with the pools of money comparable with or even exceeding the value of reserves in most countries, the fluctuations of the exchange rate remain the only reliable and efficient safety valve providing protection from external shocks.With fixed exchange rates, or, even more so - with currency board arrangements, effectively forcing countries to abandon their independent monetary policy, they are doomed to adjust to the inflows and outflows of capital through real indicators: when the exchange rate is pegged and prices are not completely flexible, changes in the money supply (caused by the fluctuation of reserves) may affect output rather than prices. And as the recent experience of East Asian and transition economies showed, this kind of real sector adjustment is quite costly. To put it in the simplest form, under fixed exchange rate regime, neither changes in foreign exchange reserves, nor domestic price changes in response to money supply fluctuations provide enough room for manoeuvre for handling international capital flows. Вопрос 6. Попытки снизить инфляцию основывались на том, что в России инфляция вызвана в основном факторами спроса (demand-pull). В качестве меры для борьбы с ней, была выбрана денежная стабилизация , заключавшаяся в жесткой монетарной политике. В соответствии с теориями монетаристов это должно было привести к снижению инфляции без серьезных последствий для производства. На практике же резкое снижение темпов роста денежной массы в середине 1992 года и середине 1994 приводило к немедленному росту неплатежей (в 92 году до 3 трлн. руб, при денежной массе в 1,5) и – через несколько месяцев - к снижению инфляции. Кроме того, попытки проводить жесткую монетарную политику привели к растущей демонетизации экономики (рост доли бартера и денежных суррогатов). При этом рост неплатежей был настолько резким (дебиторская задолжность покупателей превышала 250% месячного объема производства), что грозило полным коллапсом экономики и вынуждало правительство отказываться от жесткой монетарной политики. Было 3 попытки снизить инфляцию: середина 92 до 10% в месяц, середина 94 (Черномырдин) до 5% в месяц, середина 95 (уже с помощью валютного курса). Рост неплатежей в результате проведения жесткой монетарной политики объяснялся «кейнсианцами» (cost-push) и «монитаристами» (demand-pull) по-разному. Первые считали, что инфляция в России в основном вызвана факторами предложения (рост монопольных цен и з.п. профсоюзов) и жесткая монетарная политика и не может привести ни к чему иному, как рост неплатежей и падение производства. Явлинский Г.Н. утверждал, что в России существует фоновая инфляция 5-10% в месяц и следовательно рестрикционная политика это не для нас. Вторые же утверждали, что предприятия реагировали на жесткую монетарную политику не снижением цен, а накоплением неплатежей, из-за наличия мягких бюджетных ограничений и недоверия к способности правительства придерживаться выбранного жесткого курса. Они пребывали в полной уверенности, что в конце концов правительство не позволит им обанкротится и профинансирует их просроченную задолжность (и оказались правы). Вопрос 7. Неплатежи в России резко вырастали каждый раз, когда правительство начинало проводить жесткую монетарную политику (середина 1992, середине 1994, не так резко начиная с 1995). Пик неплатежей пришелся на 1998 год. Рост неплатежей с 1995 до 1998 был в основном за счет роста задолженности перед бюджетом. Доля бартера возрастала практически постоянно до 1998, но в те же моменты времени рост ускорялся. К середине 1998 года доля бартера в продажах составляла более 50%. После кризиса его доля постоянно падала и в настоящий момент составляет около 10%. Одновременно в экономике все большую долю денежного обращения начинают занимать денежные суррогаты. Россия в этом отношение очень выдающаяся страна.Причины бартера и неплатежей:
      Непоследовательность денежной политики; Бандитский капитализм; Виртуальная экономика;
Если по поводу объяснения роста неплатежей существует некий консенсус, то факты, касающиеся бартера вызывают большие споры, так как они противоречат стандартным экономическим моделям, в соответствии с которыми доля бартера должна возрастать во время высокой инфляции и падать во время низкой. В России все было наоборот. Одни исследователи связывают распространение бартера со слабой финансовой системой и, как следствие, с проблемами с ликвидностью. Другие исследователи полагают, что бартер являлся сознательным выбором менеджеров, который позволял им защищаться от кредиторов (в том числе налоговых органов). Тот факт, что доля бартера у предприятий монополистов в среднем выше, свидетельствует о том, что бартер мог использоваться как средство ценовой дискриминации. Также известно, что доля бартера на крупных предприятиях была в среднем выше, что связано с уменьшением средних издержек бартерных трансакций при росте объемов сделок. Также известен эмпирический факт, что доля бартера у предприятий, производящих потребительские товары и товары на экспорт, существенно ниже. Отмечалась независимость доли бартера от структуры собственности компании (в том числе от наличия иностранных собственников). Существует также институциональный аспект проблемы бартера. Многие исследователи полагали, что если бы само государство не было активным участником немонетарной экономики (местные власти вовсю использовали бартер для сокрытия доходов от вышестоящего начальства), то неденежные расчеты не смогли бы закрепится как норма и не затянули бы страну в «институциональную ловушку» бартера (Полтерович, 1999). «Институциональная ловушка»: в незрелой экономике есть предрасположенность к бартеру («спящие гены») и импульс («большой толчок») в виде жесткой монетарной политики, резкого сокращения экспорта или использования немонетарных форм государством может их «разбудить». Тогда монентезация становится неустойчивым равновесием в переходной экономике. Существует мнение, что правительство поощряло неплатежи ТЭКу как способ перераспределения средств между секторами экономики (идея «виртуальной» экономики, Гэдди и Икес (1998a) и Эриксон и Икес (2000)). Кроме того, накопление неплатежей и появления многочисленных денежных суррогатов свидетельствовало о неспособности правительства в полной мере обеспечить свою монополию на выпуск денег (Woodruff (1999)). Региональные власти использовали неденежные формы погашения задолженности по налогам, чтобы сократить платежи в федеральный бюджет.Сейчас все признают связь между монетарной политикой и демонетизацией экономики. Основное макроэкономическое объяснение сочетание жесткой денежной и мягкой бюджетной политики в 1995-98 гг. В отсутствие инфляционных доходов, дефицит покрывался за счет заимствований на внутреннем рынке (ГКО), что приводило к вытеснению (crowding out) кредитных ресурсов из частного сектора. В реальном секторе отсутствовали деньги, и единственным способом продолжения производства был бартер. Вопрос 8. Вопрос 9. В таблицах Вопрос 10. По мнению сторонников этой гипотезы, России удалось достичь значительных успехов на пути макроэкономической стабилизации, т.е. все у нас было хорошо. Но в этот момент произошел ряд валютных Азиатских кризисов (Таиланд, Индонезия и др.). Для крупных институцианальных инвесторов все эти страны(включая Росиию) проходят под единым ярлыком Emerging Markets и в случае неприятностей по одной стране, деньги выводятся сразу из всех стран (отчасти это связано с особенностями управления капиталом, отчасти от желания уменьшить убытки, проходящие по бухгалтерской отчетности, все это усиливается heard behavior of investors). Критика: есть страны во многом сходные с Россией (напр, Польша), в которых валютного кризиса не произошло, тогда почему «азиатский вирус» кого то поразил, а кого то нет!? Т.е. есть еще какие то внутренние причины, вызвавшие кризис. Вопрос 11 По мнению сторонников этой гипотезы, у нас была пирамида ГКО – государство столько заняло, что появились сомнения, сможет ли оно расплатиться, инвесторы отказались от покупки новых выпусков, приток капитала упал, упал курс рубля (т.к. дефицит придется финансировать печатью денег). Как пример, Мексика июнь 1994 величина краткосрочных облигаций превысило резервы, началась паника среди инвесторов. В России схожая ситуация: резервы ~15 млрд. дол. в феврале вел-на задолженности перед нерезидентами превысила резервы…но у нас облигации были номинированы в рублях. То тут у правительства появляется возможность девальвировать рубль, что было бы лучшим (хотя в той ситуации все пути вели к потерям) из возможного, при этом доходы иностранцев в долларах значительно бы упали (они получают по облигациям рубли и меняют их на доллары). Тем более, что анализ спредов российских ГКО и еврооблигаций (первые в рублях, вторые в долларах) показывает что инвесторы ожидали девальвации. (спреды по ГКО пересчитанные в доллары по текущему курсу были значительно больше спредов по российским евробондам). На основании текущих показателей(долг/ВВП <60%, внешний долг/ВВП ~ 30%) и темпов роста долга кризис гос. долга в России произошел бы, если б мы занимали теми же темпами, но не в 1998 году, а через 2-3 года. Вопрос 12. На Западе популярно мнение, что Российский валютный кризис стал следствием криминальной природы Российского капитализма. Однако такая точка зрения не является обоснованной. Ведь в предшествующие кризису годы не было никакого изменения в уровне коррупции и силе институтов. Кризис случился бы и без Азиатского вируса, несбалансированной фискальной политики, или расточительности олигархов. Причина кризиса – завышенный обменный курс: в период с 92-го по 95-й года реальный обменный курс вырос более чем на 600%. Такой рост полностью свел на нет рост экспорта и вызвал непозволительный рост импорта, подорвавший российскую торговлю и истощивший запасы иностранной валюты. Последствия кризиса были обострены решением правительства отказаться от обязательств по выплате долга(?) и введением моратория на внутренний долг (частные банки и компании). Такие действия были неоправданными, так как кризис был исключительно связан с курсом валюты. Однако, отказавшись от своих долговых обязательств, российское правительство спровоцировало долговой кризис и кризис банковской системы. Вопрос 13. Действительно, в переходных экономиках внутренние цены, как правило, в 2 раза ниже чем в развитых странах. Например, отношение внутренних российских цен к американским составляло 23% в 1993 году и 53% в 1995 году. Это объясняется тремя основными причинами:

Возможность осуществлять предпринимательскую деятельность является важнейшей составляющей любого капиталистического государства. Перестройка в СССР позволила большому количество людей реализовывать на практике свои бизнес-амбиции. Поспособствовал здесь и ряд нормативных актов, составленных в конце 80-х годов. Принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" стало переломным этапом в истории российского государства. Население, наконец, получило возможность свободной покупки и продажи. Об этом по-настоящему эпохальном законе будет подробно рассказано в статье.

История предпринимательства в России

Октябрьская революция 1917 года определяла существование коопераций в сфере монопольного сектора государства. Кооперации в частном капитале тогда были под строгим запретом. Привела подобная политика к существенной деградации в экономическом секторе страны. 14 марта 1921 года политика военного коммунизма была заменена на Новую экономическую политику. Появилось право на создание потребительских кооперативов. Именно эти организации позволили вытащить советскую экономику из глубочайшего кризиса.

В период коллективизации идеалом общественного кооператива в СССР был колхоз. Эта инстанция жестко контролировалась государством. Колхоз представлял собой промысловый тип кооперации. В 1956 году понятие кооперации и вовсе исчезло. Все хозяйства вошли в государственную систему.

Времена перестройки

Перестройка в СССР ознаменовалась множеством самых различных явлений. Благодаря некоторым из них все экономическое устройство страны было, по сути, целиком перекроено. Однако самым ярким событием стало, конечно же, принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" 19 ноября 1986 года. Советские граждане получили возможность реализовывать дополнительную трудовую деятельность в свободное время от основной работы. Ключевой особенностью закона является разрешение именно на свободный труд. Появилась возможность создавать производственные кооперативы, где не допускалось бы использование наемного труда.

Как ни парадоксально, но принятие закона не изменило влияния коммунистической власти на кооперативы. Официальная легализация частного экономического сектора принималась многими государственными деятелями в штыки. Так, в 1988 году был подписан указ о прогрессивном налогообложении всех кооперативных участников. Появилось понятие "сверхдоходов" - денежных сумм, превышающих две средние зарплаты. Такие суммы подлежали изъятию. Чуть позже был принят акт СССР "О кооперации", нормы которого значительно ослабили положение предпринимателей. При этом именно принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" стало поистине историческим и знаменитым событием.

Кому разрешалось заниматься предпринимательством?

Наиболее важные нормы Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности" стоит подвергнуть анализу. Для начала нужно выяснить, кто именно обладал возможностью создавать кооперативы и получать деньги в свободное от работы время.

Статья 3 Закона разрешала заниматься индивидуальным трудом всем гражданам, достигшим совершеннолетия. Такие лица должны были участвовать в общественном производстве в свободное от работы время. Безработные граждане не имели права входить в кооперативы. Исключение - студенты, пенсионеры, инвалиды и хозяйки.

Народные депутаты СССР рекомендовали гражданам обучать индивидуальному предпринимательству своих соотечественников. Население должно помнить, что работать разрешается лишь с сырьем для формирования товаров потребления - гласит закон. Государственные комитеты Советского Союза также были обязаны содействовать индивидуальным предпринимателям.

Обязанности индивидуальных предпринимателей по закону

Основной обязанностью советских граждан, решившихся образовать свой кооператив, являлось получение специального разрешения в городском, районном или сельском совете. Продолжительность действия разрешения составляла всего пять лет, после чего документ приходилось продлевать. Граждане, занимавшиеся предпринимательством без государственного разрешения, приравнивались к спекулянтам. За спекуляцию в Союзе устанавливалось уголовное наказание.

В статье 8 определялись функции граждан, занимавшихся индивидуальным трудом. Здесь все довольно просто: нужно соблюдать права покупателей, учитывать интересы заказчиков и т. д. Однако основной обязанностью предпринимателя было изготовление качественного и соответствующего всем нормам продукта.

Культурно-ремесленная сфера

Закон оговаривал несколько общественных сфер, где советские граждане имели бы возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Во второй главе говорилось о культурно-ремесленной среде. Что именно здесь производилось?

Закон отвечал кратко, а потому несколько размыто. Речь шла о кустарно-ремесленных изделиях. Однако статья 12 дополняла предыдущие положения. В ней указывалось, что под такими изделиями подразумевается, по сути, вся домашняя и бытовая утварь. Одежда, обувь, игрушки, мебель, ткани, керамика, садовый инвентарь и многое другое - все это можно было изготовить и продать. Вводил закон и запреты на изготовление отдельных изделий.

Сфера бытового обслуживания

В главе 3 Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" 1986 года говорилось об изготовлении продукции и продвижении услуг в бытовой сфере. Что подразумевалось под платными услугами? Статья 15 Закона указывала на следующее:

  • ремонт и строительство;
  • пастьба;
  • благоустройство территорий и земельных участков;
  • ремонт мебели или бытовой техники;
  • пошив одежды;
  • фотографирование и видеосъемка;
  • парикмахерские услуги, а также любые услуги красоты (за исключением медицинских);
  • транспортное обслуживание;
  • туристические функции и многое другое.

Все то, что раньше было возможно реализовывать только под строгим государственным надзором, в 1986 году стало относительно свободным. У народа появилась реальная возможность заниматься бизнесом. Государству оставалось лишь правильно организовать предпринимательскую деятельность для выведения экономики из состояния стагнации.

Социально-культурная сфера

Последняя общественная сфера, на которую указывал закон, именовалась социально-культурной. В статье 18 Закона закреплялась возможность оказывать платные услуги в сфере образования и искусства. Обучение игре на музыкальных инструментах, репетиторство, переводческая деятельность, медицина - отныне все это могло приобрести платный характер. Появилась возможность организовывать зрелищные мероприятия - концерты и фестивали.

Документ, казалось бы, разрешал многое. И это действительно так: в сравнении с полным запретом на предпринимательство, господствовавшим до 1986 года, принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" стало глотком свежего воздуха для государственной экономики. Однако документ все еще строго ограничивал многие общественные сферы. Достаточно лишь обратить внимание на статью 19, в которой говорилось о запрете занятий, что противоречили бы интересам общества. Как известно, в СССР интересы общества определяло государство.

Дефицит

Принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" (год - 1986-й) по-настоящему выручило государственную экономику. Однако не все хотят это признавать. Какая проблема здесь существует? Почему вопрос о введении предпринимательства до сих пор остается столь острым?

Истоки проблемы кроются в советском дефиците. Если в 60-е прилавки магазинов еще были хоть чем-то наполнены, то в последующие десятилетия острая нехватка товаров проявилась особенно болезненно. Одеть и накормить народ государство не могло. Именно поэтому была предпринята последняя попытка спасения экономического сектора.

Попытка эта, надо сказать, противоречила всем социалистическим устоям и принципам. Однако предпринимательство стало настоящим спасением для советского народа. Распространившиеся по всей стране "черные рынки" обрели легальный характер. Народ, наконец, получил право удовлетворять свои потребности законным способом.

Кооперации

Действие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" породило множество кооперативов по всему Советскому Союзу. Что представляли собой эти организации? Примеров на самом деле множество. Два или более советских гражданина заключают между собой соглашение, получают от государства пятилетнюю лицензию и открывают, например, шашлычную. Этим нередко промышляли выходцы из южных регионов. Большое количество советских женщин пытались создать собственные швейные производства. Страна из-за этого наполнилась немалым количеством простеньких ателье, организованных "на коленке".

Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности" был принят в ноябре 1986 года. Народ отреагировал невероятно быстро. Уже в начале 1987 года государство было наполнено громадным количеством самых разных коопераций.

Недостатки и преимущества закона

Как специалисты, так и обычные граждане до сих пор пытаются выделить достоинства и недостатки рассматриваемого закона. Надо сказать, что занятие это несколько бесполезное. Большинство выделяемых минусов и плюсов имеют крайне субъективный характер, а потому не могут рассматриваться даже из академического интереса. И все же о некоторых преимуществах и недостатках нормативного акта стоит упомянуть.

Неоспоримым минусом принятия закона стал разгул преступности. Вернее, недостатком здесь является не сам бандитизм как явление, а невозможность или нежелание власти бороться с ним. Появились граждане, желающие нажиться на чужом труде. Распространилось "крышевания" - способ облагать данью предпринимателей.

Следующий недостаток закона крайне субъективен. Его любят называть лица, симпатизирующие социалистическому строю. Речь идет о крушении плановой экономики, начало которому официально положил именно рассматриваемый закон.

Достоинств у нормативного акта много, однако выделить стоит лишь одно. Население СССР получило, наконец, возможность почувствовать себя свободными гражданами. Грамотное распоряжение предоставленной свободой помогло бы выстроить близкое к идеалу общество. Получилось ли нечто подобное у советских, а ныне российских граждан? Ответ на этот вопрос у каждого человека свой.

Начинающий предприниматель или уже опытный и длительное время работающий бизнесмен всегда испытывает правовой информационный голод. Если он не является по специальности юристом, и не имеет правовой практики, то ему достаточно трудно разобраться во всем многообразии законодательных актов которые регулируют положение индивидуальных предпринимателей и вопросы предпринимательской деятельности.

Федеральный закон об индивидуальных предпринимателях, о принятии которого говорили одно время, так и не был принят и единого нормативного акта объединяющего в себе все нормы направленные на регулирование деятельности предпринимателей в настоящее время в России не существует.

В предлагаемой статье постараемся восполнить данный пробел и объединить все, что говорит закон об , его статусе и деятельности, которую он ведет.

Общие правила, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей

Так или иначе, все нормативные акты, которые, издаются в Российской Федерации, должны соответствовать Конституции РФ. Одновременно, если какой-то вопрос законом или иным документом не урегулирован, то всегда можно обратиться к Основному закону страны и найти там ответ. Чем, в частности, и пользуются некоторые предприниматели, обжалуя различные нормативные и индивидуальные предписания, как не соответствующие Конституции РФ, в судебных инстанция, в том числе и Конституционном суде РФ.

Право на занятие предпринимательской деятельностью гарантировано каждому гражданину статье 34 Конституции РФ. Она позволяет каждому использовать свои способности и имеющееся у него имущество для занятия предпринимательской деятельностью. Прямое использование данной статьи позволяет находить аргументы при оспаривании нормативных актов и распоряжений государственных органов, которые либо напрямую, либо косвенно препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности. При этом не столь важно касается это одного конкретного гражданина или неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы нарушены.

Расшифровка понятия предпринимательской деятельности содержится в Гражданском кодексе РФ. Данный нормативный акт, по мнению многих экспертов правоведов, является вторым по значимости законом в нашей стране. Предпринимательская деятельность, согласно статье 2 Кодекса, характеризуется следующими признаками:

  • данная деятельность осуществляется самостоятельно, на основе автономной воли субъекта,
  • она осуществляется на свой риск, и вся за результаты деятельности лежит на лице её осуществляющем,
  • направленность деятельности – получение прибыли, причем систематическое,
  • источники такой прибыли – использование имущества, продажа производимых или перепродаваемых товаров, оказание (выполнение) услуг (работ),
  • осуществляется при обязательной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

На предпринимательскую деятельность физических лиц распространяются те же нормы Гражданского кодекса РФ, что и на деятельность коммерческих организаций – юридических лиц.

Одновременно Гражданским кодексом РФ, установлено прямое условие, выполнение которого необходимо для возможности занятия гражданином предпринимательской деятельностью. Статьей 23 Кодекса установлено, что физическое лицо вправе заниматься предпринимательством только с момента его государственной регистрации. При этом если гражданин не осуществил предписываемой законом регистрации, но, тем не менее, такой деятельностью занимается, то к нему также будут применяться эти нормы.

Регистрация граждан в качестве предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Закон устанавливает, что для сбора информации обо всех гражданах ведущих предпринимательскую деятельность ведется Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Подробнее о том, что сейчас получают ИП вместо свидетельства о регистрации, можно почитать по ссылке:

Государственным органом уполномоченным регистрировать индивидуальных предпринимателей является Федеральная налоговая служба РФ. Именно в территориальный орган налоговой инспекции по месту своего постоянного жительство и требуется обращаться гражданину, если он желает зарегистрироваться в качестве предпринимателя.

Налоговые вопросы деятельности ИП

Функции регистрации ИП и ведения реестра предпринимателей не случайно переданы налоговой службе. Регистрация физических лиц в качестве предпринимателей имеет своей ключевой целью, помимо всего прочего, полный, правильный и своевременный сбор налогов и сборов. В отличие от других аспектов предпринимательской деятельности, практически все вопросы налогообложения предпринимателей собраны в одном нормативном акте – Налоговом кодексе РФ. Исключением здесь являются ставки и другие параметры региональных и местных налогов.

Для выбора системы налогообложения, наиболее приемлемой для ведения предпринимательской деятельности, гражданину необходимо обратится ко второй части Налогового Кодекса РФ. Именно здесь, зная, чем будущий предприниматель будет заниматься, можно определиться с налоговым режимом. Общий режим налогообложения, упрощенная система и основные параметры ЕНВД прописаны именно во второй главе кодекса. За информацией о региональных и местных сборах следует обращаться к законам субъектов РФ и постановлениям органов местного самоуправления.

Обратите внимание: Заявление на переход на упрощенную систему налогообложения можно подать одновременно с заявлением на регистрацию гражданина в качестве предпринимателя. А для этого, соответственно, необходимо пользуясь Налоговым Кодексом РФ определиться с используемой системой налогообложения.

Лицензирование деятельности ИП

Другим нормативным актом, с которым стоит ознакомиться, гражданину перед началом своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Обратите внимание: Некоторые требования для лиц желающих заняться лицензируемыми видами деятельности являются трудновыполнимыми. Предпринимателю стоит заранее ознакомиться с тем, какие требования предъявляются законом и оценить свои возможности.

В законе установлен перечень видов деятельности, для осуществления которых предпринимателям, как и юридическим лицам, одной только государственной регистрации будет мало. Для того что бы заниматься такой деятельностью требуется разрешение (лицензия) специально уполномоченного на это органа.

В законе указываются, куда следует обращаться, в случае если предприниматель желает осуществлять лицензируемые виды деятельности и в каком порядке. Так же определены условия оформления и переоформления лицензий и сроки, в течение которых лицензии действуют.

Проверки индивидуальных предпринимателей

Немаловажным моментом деятельности предпринимателя являются ситуации, когда государственные и муниципальные контрольные и надзорные органы проявляют интерес к его деятельности. Законный интерес контрольных и надзорных органов в отношении ИП проявляется в проведении контрольных мероприятия - проверок. Дабы в процессе их проведения не возникало злоупотреблений со стороны контролеров, был принят закон о при осуществлении контроля. Закон содержит основные правила проведения проверок, и с его основными положениями предпринимателю надо быть знакомым.

Так в частности, законом установлено, что проверки бывают двух видов: плановые и внеочередные. Как видно из названия первых, их проведение заранее планируется. О чем информированный предприниматель не может не знать.

Плановые проверки должны проходить не чаще чем один раз в три календарных года. Законом установлено, что до начала года в котором контролирующий орган планирует провести проверку в отношении того или иного предпринимателя он должен включить данные о нем (о планируемой проверке) в годовой план проверочных мероприятий. Подготовленный таким образом план направляется контрольным органом в органы прокуратуры. И уже соответственно, после проверки этого плана работниками прокуратуры, план проверочных мероприятий становится частью общего (сводного) плана проверок на год.

Практическое значение, этот момент, для предпринимателей имеет следующее. До начала нового года, все сводные планы проверок, на предстоящий год, должны быть размещены в сети Интернет. Индивидуальный предприниматель может получить информацию о том, планируется ли проведение в отношении него плановой проверки, и когда это произойдет, как на сайте того субъекта федерации в котором он ведет деятельность, так и на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Поиск на сайте Генпрокуратуры осуществляется по ОГРН, его фамилии, имени и отчеству, или по названию организации.

Внеплановые проверки согласовываются с органами прокуратуры, как правило, в индивидуальном порядке. Узнает о них предприниматель, обычно, незадолго перед началом проверки.

Требуется ли закон об индивидуальных предпринимателях в современных условиях?

Анализ законодательной базы, существующей на 2019 год, и основные концепции развития гражданского законодательства позволяют сделать вывод, что индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица, в своих правах и обязанностях практически приравнены к юридическим лицам. Основные различия между этими двумя субъектами экономической деятельности кроются в их гражданском статусе. В частности, возможности лица, в качестве учредителя ведущего предпринимательскую деятельность с образованием юридического лица, не отвечать по его долгам в случае отрицательных результатов таковой. Кроме этого, стоит учитывать, что, как правило, бизнес индивидуальных предпринимателей относится к малому или среднему, что так же определяет особенности его регулирования.

Но, так как, в целом индивидуальные предприниматели приравнены к другим субъектам хозяйственной деятельности, то, по мнению большинства экспертов, отдельного закона об ИП, в принципе, не требуется.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008№ 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.

Предусматривается, что с 2019 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС.

Нельзя не упомянуть и ещё об одном новшестве законодателей с начала 2019 года - введении специального режима, подразумевающего уплату налога на профессиональный доход (НПД) как предпринимателями, так и гражданами, чья самостоятельная работа не нуждается в оформлении ИП (репетиторами, нянями). Для этого был принят закон «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (далее - закон № 422-ФЗ).

Новую систему налогообложения пока будут применять только несколько субъектов РФ:

  • Татарстан;
  • Калужская область;
  • Московская область;
  • Москва.

Если такой эксперимент завершится удачно, то новый закон для ИП и граждан, таковыми не являющихся, будет распространён на всю территорию РФ. Срок эксперимента установлен до 2028 года. Цель введения нового налога - учёт самозанятого населения, вывод его из теневого бизнеса. Для ИП, ставших плательщиками НПД, его ставка будет составлять 6%.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ