19 ноября 1986 года гражданам Советского Союза разрешают заниматься индивидуальной трудовой деятельностью - после почти трех десятилетий фактического запрета на негосударственную экономическую деятельность. Этот шаг способствовал появлению в стране Советов легального бизнеса - благо теневой, несмотря на все риски, существовал в СССР всегда.
Год 1986 - шестьдесят девятый от Великой Октябрьской социалистической революции, второй от начала “ускорения”, перестройки и от старта антиалкогольной кампании. Это год шока от Чернобыльской аварии, запуска на орбиту станции “Мир”, волнений в Казахстане - и, наконец, год, в который советским гражданам разрешили легально заниматься “индивидуальной трудовой деятельностью”.
Закон, позволивший советскому человеку работать “от себя” и “на себя” приняли под конец года - 19 ноября. Как декларировалось - для “более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно-полезной деятельностью, предоставления им возможности получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда”.
Фактически власть признавала: плановая экономика не способна сама обеспечить потребности советских граждан в “товарах повседневного спроса”. Некоторую долю потребностей граждан обеспечивает именно “теневой” сектор - он хоть как-то помогает людям справиться с тотальным дефицитом, - но частная инициатива в СССР по-прежнему наказуема по всей строгости УК.
Разрешают ИТД со всей возможной осторожностью - “частнопредпринимательская деятельность” по-прежнему, если верить букве закона, остается уголовным преступлением. “Индивидуалу” нельзя ни иметь в собственности промышленное оборудование, ни нанимать людей - привлекать к труду можно лишь домочадцев. Зарабатывать слишком много по отношению к вложенным трудозатратам тоже не дают - “нетрудовые доходы” пока остаются вне закона. Налог с такой деятельности при этом достигает 65 процентов.
В действие новый закон вступает к Первомаю 1987 года; при этом уже в феврале того же года издается закон, разрешающий кооперативную производственную деятельность. А уже в конце мая 1987 года новый закон о кооперации в СССР гарантирует:
“Кооперативу могут принадлежать здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, продуктивный и рабочий скот, производственная продукция, товары, денежные средства и иное имущество в соответствии с целями его деятельности”.
Занималась заря перестроечной “бизнес-революции”. Правда, формально бизнес этот продолжал оставаться “социалистическим” - все члены кооператива считались его владельцами, наемных работников, “отчужденных от средств производства”, там быть не могло. По закону, конечно.
БИЗНЕС В ПОДПОЛЬЕ
Дефицит на определенные товары в СССР существовал всегда. Но если начало шестидесятых в стране можно назвать временем определенного товарного изобилия, то в следующее десятилетие нехватка необходимых продуктов и товаров становится константой отечественной жизни.
Примета времени - переполненные “колбасные электрички”, на которых за продуктами и “товарами народного потребления” стекались в Москву жители окрестных облцентров: в столице хоть и очереди, но все-таки полки магазинов не пустуют. В самой же провинции мяса, а кое-где даже масла в свободной государственной продаже уже нет - все по талонам.
Спасает черный рынок. В СССР шестидесятых-восьмидесятых годов он охватывал практически все сферы потребления: то, что нельзя купить на прилавках магазина, можно “достать” - либо за деньги, либо по “взаимозачету”.
“Ты приходишь ко мне, я через завсклада, через директора магазина, через товароведа, через заднее крыльцо достал дефицит! Слушай, ни у кого нет - у меня есть! Ты попробовал - речи лишился! Вкус специфиський! Ты меня уважаешь. Я тебя уважаю. Мы с тобой - уважаемые люди”. (Аркадий Райкин, “Дефицит”.)
Для завмагов в государственной торговле куда выгодней было списать часть товара по причине, говоря фигурально, “усушки и утруски”, после чего этот товар уходил с “черного хода”. Стоит ли говорить, что товара от этой практики на и без того пустых полках государственных магазинов, мягко говоря, не прибывало...
Появившуюся у советского человека после Международного фестиваля молодежи и студентов потребность одеваться “как на Западе” обеспечивает армия фарцовщиков. Фарцовка - поначалу удел одиночных “романтиков своего дела”, правдами и неправдами выменивающих у интуристов “фирму” или пластинки, - вскоре сделалась настоящей системой, в которой крутились весьма крупные по тем временам деньги.
Параллельно этой системе в стране складывается система подпольных производств: где-то организованных “с нуля”, а где-то - на существующих фабриках и заводах. Заведовали этим “цеховики” - зачастую сами руководители госпредприятий, решившие использовать не предусмотренные планом возможности своих производств.
В теневой экономике крутятся миллионы - и, соответственно, есть и свои миллионеры. Впрочем, им в Советском Союзе гораздо проще заработать деньги, чем их потратить.
“...В маленькой задней комнате, привычной с детства, сидел Фима в дешевом костюмчике фабрики Володарского, в скороходовских туфлях, с часами “Победа”, и координировал движение маховика.
Он не изменил своих привычек ни в чем. Мало ел, практически не пил, тихо и вежливо разговаривал, и только для передвижения, абсолютно необходимого в деле, купил старый подержанный “Москвич”.
Милиционер на углу пытался отдавать ему честь. Через неделю льстивого милиционера перевели в Москву. Милиционерам вообще не полагалось знать о существовании Фимы Бляйшица”. (Михаил Веллер, “Легенда о родоначальнике советской фарцовки Фиме Бляйшице”, “Легенды Невского проспекта”.)
Дело в том, что оттепель, казалось бы, вдохнувшая в советское общество глоток свежего воздуха, крайне жестко “закрутила гайки” в экономике. Начало шестидесятых ознаменовалось резким ростом “расстрельных” дел за подобные преступления. Началом этого процесса можно считать печально известное дело валютчиков Яна Рокотова, Владислава Файбишенко и Дмитрия Яковлева, превращенное Хрущевым в показательный процесс.
Специально ради этого дела за нарушение правил валютных операций была введена смертная казнь - при этом в отношении фигурантов дела была применена обратная сила закона.
Примерно с этого же периода расстрел вводится и за “хищения социалистической собственности в особо крупном размере” - что позволяло подвести “под вышку” любого крупного цеховика или спекулянта. К семидесятым годам, впрочем, волна репрессий поутихла - “серый” бизнес нашел общий язык с представителями власти; но со смертью Брежнева репрессии против “теневых бизнесменов” продолжились. Показательным, к примеру, стало “дело Елисеевского гастронома” - в 1984 году его директор Юрий Соколов за “хищения в особо крупных размерах” был расстрелян; на процессе вскрылись как невиданных объемов “серая” система взяток, взаимозачетов и поставок неучтенного товара, так и то, что успешно руководить крупным торговым предприятием, не нарушая при этом советских законов, попросту невозможно.
Но это про “особо крупные размеры”. Шестидесятые годы принесли еще одно новшество - в СССР была фактически (за редким исключением) ликвидирована всякая негосударственная производственная деятельность - тогда как в тридцатые-пятидесятые годы немалая часть повседневной продукции приходилась как раз на кустарей, небольшие артели и кооперативы (см. “А”-справку). Теперь под Уголовным кодексом за частнопредпринимательскую деятельность ходят даже одиночки, строчащие одежду на кухнях. Что там, даже рок-музыканты, распространяющие билеты на собственные концерты, подпадали под эту статью.
Но, тем не менее, серая экономика в стране Советов “сдуваться” не собиралась - надо же было хоть кому-то обувать, одевать и кормить народ. Поэтому легализация сперва индивидуальной, а затем и коллективной негосударственной деятельности была еще и попыткой вывести громадные массы денег из “тени”.
ОПЕРАЦИЯ “КООПЕРАЦИЯ”
Стоит ли говорить, что советский народ на разрешение кооперативов отреагировал активно. Уже летом 1987 года в столице было с полтысячи таких объединений, и цифра эта, понятно, продолжила расти теми же темпами.
Проще всего поставить переносную шашлычную точку - этим промышляют, как правило “южные гости”. Другой путь - пойти в “шмоточники”, организовать “на коленке” маленькое швейное производство, освоить в “мелкопромышленных” масштабах варение джинсов и занять место на столичном Рижском рынке - именно он в конце восьмидесятых годов стал настоящим символом кооперативного движения. Он же, Рижский рынок, стал родиной и другого явления, определившего ход развития раннего русского капитализма - рэкета.
Допускаются кооперативы и в сфере обслуживания. Может быть, читатель помнит фильм Леонида Гайдая, название которого мы вынесли в начало этой главки. Был там весьма гротескный, как сейчас кажется, образ - роскошный кооперативный туалет с картинами, статуями и швейцаром. Режиссер не так уж преувеличивал, как может показаться. В Ростове-на-Дону кооперативный туалет с гордым именем “Прогресс” стал... арт-площадкой. В 1988 году местные авангардисты устроили здесь выставку “Провинциальный авангард” - с прицелом превратить уборную в центр искусств. Впрочем, выставка была тут же закрыта, а грандиозным планам художников и кооператоров так и не удалось сбыться. Но место с тех пор считается одной из достопримечательностей Ростова; такая известность вызвана еще и тем, что артистический сортир расположился на месте некогда знаменитого богемного заведения “Кафе поэтов”, куда захаживал в том числе и Велимир Хлебников.
В Москве, меж тем, появилась еще одна примета новой жизни - на Кропоткинской, 36, открылся первый в стране негосударственный ресторан, быстро ставший достопримечательностью столицы. Его основатель Андрей Федоров, кстати, в то время находился... в розыске по экономической статье. Но ветер уже стал дуть в другую сторону, и ресторатора оставили в покое.
Вскоре без кооперативов советскую жизнь уже сложно было представить.
“На фоне снижающихся темпов развития народного хозяйства впечатляют темпы роста кооперативного сектора экономики страны: в 1987 году 13,9 тыс. кооперативов выполнили работ и услуг на сумму 350 млн руб., в 1988 году 77,5 тыс. кооперативов дали продукции на 6,1 млрд руб., в 1989 году этот объем составил около 41 млрд руб. Причем все это без каких-либо субсидий от государства”, - обращался в 1990 году, подводя итоги трех первых лет кооперативного движения, академик Вячеслав Тихонов к Михаилу Горбачеву.
В 1991 году власть признает очевидное - законодательным актом в стране легализуется полноценное частное предпринимательство. И, как говорится, понесла-а-ась. Впрочем, это уже другая история.
“А”-СПРАВКА
Негосударственнная инициатива в СССР. Не только НЭП
Разрешая сначала индивидуальную трудовую деятельность, а затем и кооперативы, Горбачев, в сущности, не желал изобретать ничего нового - совмещать негосударственную экономическую деятельность с плановой экономикой пробовали в СССР и раньше. И речь здесь даже не о нэпе, хотя именно двадцатые стали эпохой первого расцвета кооперативов и частной инициативы в СССР, временем “советского социалистического капитализма”. После сворачивания нэпа мелкая частная и кооперативная инициатива в СССР продолжали существовать довольно долго: со времен первых пятилеток по пятидесятые годы в СССР негосударственный сектор в экономике страны оставался довольно велик. Речь здесь идет как о “кустарях-одиночках”, так и о довольно крупных производственных кооперативах и артелях.
Как учит нас Большая советская энциклопедия, промысловая кооперация “в годы войны помогала снабжению армии и тыла необходимыми предметами одежды и личного обихода: выпуск продукции увеличился с 534 млн рублей в 1942 до 953 млн рублей в 1945. В годы послевоенных пятилеток значительно возросли основные фонды К. п.: на 1 января 1956 основные производственные фонды К. п. составляли 6850 млн рублей, непроизводственные основные фонды - 1279,1 млн рублей; в системе К. п. насчитывалось свыше 54,7 тыс. предприятий, на которых было занято 1,8 млн человек”.
Негосударственные объединения и обеспечивали страну как товарами народного потребления (здесь “удельный вес” негосударственного сектора в экономике был особенно велик - около 30%), так и сырьем и полезными ископаемыми. Сохранялась - хотя клеймилась буржуазным пережитком - частная медицинская практика. Даром что заработок врача-частника строго контролировался, а цены на производимую кооперативами и артелями продукцию не могли серьезно отличаться от государственных.
К середине пятидесятых годов количество негосударственных производственных объединений переваливает за сотню тысяч (разные источники называют разные цифры). Впрочем, надо помнить, что формально к негосударственному сектору относились и колхозы, связанные с государством системой контрактации. Производственные артели также жестко зависели от органов планирования, хотя перед войной им предоставили относительную свободу.
Удар по артельно-кооперативному движению и кустарям был нанесен, как ни странно, с началом оттепели: в 1956 году Никита Хрущев требует преобразовать артели и кооперативы в государственные предприятия; паевая собственность кооператоров безвозмездно отчуждалась. Частная экономическая деятельность в СССР оказалась практически вне закона - а параллельно с этим в начале шестидесятых было серьезно ужесточено уголовное законодательство в части экономических преступлений.
Главная > ЗаконВопрос 1. В Китае проводились постепенные реформы (политика градуализма). Основной идеей горбачевских реформ было скопировать китайские реформы. Планировалось ввести систему двойных цен – dual price tracking system – системы, в которой одна цена устанавливается правительством для госзаказа, а после выполнения госзаказа остаток можно продавать по рыночным ценам. Реформа банковской системы была такая же как в Китае (Разделили один большой банк на несколько маленьких). Реформы не были скопированы в сельском хозяйстве (семейный подряд не был введен) – вероятно оттого, что у колхозов была большая материальная база. В Китае населению раздали вилы и грабли, а в России у колхозов и совхозов было много фондов. Про реформы Дэн Сяопина Попов особенно не рассказывал, предполагаю, что он продолжал общую линию реформ. Китайские реформы привели к экономическому росту, а в России к падению. Первый год падения производства – 1990, еще при СССР. Китайские реформы привели к успеху потому, что им удалось сохранить работающие институты. Соответственно, реформы в России провалились из-за слабеющих институтов. Динамика производства определялась диспропорциями с одной стороны и шоком предложения из-за коллапса институтов с другой. Собственно про горбачевские реформы Горбачев пришел к власти в 1985 году. Реформы были запущены в 1987. Закон об индивидуальной трудовой деятельности . Разрешили работать на себя с запретов использования наемного труда. (Маленькие масштабы: число таких индивидуальных предпринимателей возросло до 700 тыс.) Закон о кооперативах . Кооперативам разрешили нанимать людей с последующим предоставлением им права голоса. Опять не те масштабы (6 млн. человек, включая совместителей). Отношение к кооперативам было ужасное. Многие создавались при предприятиях для разворовывания прибыли. Закон об арендных предприятиях . Часть прибыли разрешается использовать для выкупа самого себя. Мягкая форма перевода на рынок и приватизации. В таких предприятиях работало 6 млн. чел. (Торговля, общепит) Закон о независимых фермерских хозяйствах . Реально ферм было создано очень мало и они создавали очень мало продукции. Закон о совместных предприятиях . Разрешили создание предприятий с иностранным капиталом (менее 50%). Общее число занятых 100 чел. Реального воздействия на экономику не оказывали. Другие реформы не пошли. Общая характеристика реформ: 1) были очень косметическими (реформ практически не было). 2) Был создан огромный экономический дисбаланс. Вопрос 2. Рост доходов => увеличение агрегированного спроса. В ситуации фиксированных цен возникает зазор между кривыми AS и AD – monetary overhang (MO) => растет отношение (цены свободного рынка / рыночные цены) = (колхозные рынки / магазины). В 80х гг – 10% торговли продовольственными товарами осуществлялось колхозными рынками (подсобными домохозяйствами). 47г – конфискационная реформа => цены упали в 2 раза => это ликвидировало значительную часть MO после войны. Отношение начинает снова расти с 85 г, в 91г различие уже в 3 раза => 91г – реформа: часть цен отпустили, часть подняли на 50%, индексация вкладов => в 91 г цены выросли в 2 раза по сравнению с 90 г (первое крупное повышение после 60х, до 91г инфляция = 3-3.5%). Как померить:1) норма личных сбережений = (доход-налог-потребление)/(доход-налог). Все время = 5%, но после 85 года начинает расти, т.е возникал MO. Предполагаем, что нормальная норма = 5,5%. Для каждого года считаем: (норма сбережений – 5,5)*(доходы-налоги) и складываем для всех лет. MO накапливается в форме прироста финансовых активов. Конец 90г: 122млрд рублей => они выплеснутся на рынок, если появятся товары. Если бы цены остались прежними, то весь MO ушел на появившиеся товары, но цены вырастут => каково же будет распределение между потреблением и сбережениями? 2) MV=PY. Предположение: V=const (уровень 70г), знаем P,Y => определяем М, при котором тождество выполняется=> МО = M-фактическая денежная масса. Но предпосылка: V=const – нереальна, она обратно пропорциональна спросу на деньги(M/P=(Y*transaction cost/2*i)^(1/2) , или вместо ставки – инфляция, если инфл>ставки). Cagan: исследование 6 крупных инфляций => спрос на деньги во время инфляции резко падает, возрастает V. Вопрос 3. Вопрос 4.
Возможность осуществлять предпринимательскую деятельность является важнейшей составляющей любого капиталистического государства. Перестройка в СССР позволила большому количество людей реализовывать на практике свои бизнес-амбиции. Поспособствовал здесь и ряд нормативных актов, составленных в конце 80-х годов. Принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" стало переломным этапом в истории российского государства. Население, наконец, получило возможность свободной покупки и продажи. Об этом по-настоящему эпохальном законе будет подробно рассказано в статье.
Октябрьская революция 1917 года определяла существование коопераций в сфере монопольного сектора государства. Кооперации в частном капитале тогда были под строгим запретом. Привела подобная политика к существенной деградации в экономическом секторе страны. 14 марта 1921 года политика военного коммунизма была заменена на Новую экономическую политику. Появилось право на создание потребительских кооперативов. Именно эти организации позволили вытащить советскую экономику из глубочайшего кризиса.
В период коллективизации идеалом общественного кооператива в СССР был колхоз. Эта инстанция жестко контролировалась государством. Колхоз представлял собой промысловый тип кооперации. В 1956 году понятие кооперации и вовсе исчезло. Все хозяйства вошли в государственную систему.
Перестройка в СССР ознаменовалась множеством самых различных явлений. Благодаря некоторым из них все экономическое устройство страны было, по сути, целиком перекроено. Однако самым ярким событием стало, конечно же, принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" 19 ноября 1986 года. Советские граждане получили возможность реализовывать дополнительную трудовую деятельность в свободное время от основной работы. Ключевой особенностью закона является разрешение именно на свободный труд. Появилась возможность создавать производственные кооперативы, где не допускалось бы использование наемного труда.
Как ни парадоксально, но принятие закона не изменило влияния коммунистической власти на кооперативы. Официальная легализация частного экономического сектора принималась многими государственными деятелями в штыки. Так, в 1988 году был подписан указ о прогрессивном налогообложении всех кооперативных участников. Появилось понятие "сверхдоходов" - денежных сумм, превышающих две средние зарплаты. Такие суммы подлежали изъятию. Чуть позже был принят акт СССР "О кооперации", нормы которого значительно ослабили положение предпринимателей. При этом именно принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" стало поистине историческим и знаменитым событием.
Наиболее важные нормы Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности" стоит подвергнуть анализу. Для начала нужно выяснить, кто именно обладал возможностью создавать кооперативы и получать деньги в свободное от работы время.
Статья 3 Закона разрешала заниматься индивидуальным трудом всем гражданам, достигшим совершеннолетия. Такие лица должны были участвовать в общественном производстве в свободное от работы время. Безработные граждане не имели права входить в кооперативы. Исключение - студенты, пенсионеры, инвалиды и хозяйки.
Народные депутаты СССР рекомендовали гражданам обучать индивидуальному предпринимательству своих соотечественников. Население должно помнить, что работать разрешается лишь с сырьем для формирования товаров потребления - гласит закон. Государственные комитеты Советского Союза также были обязаны содействовать индивидуальным предпринимателям.
Основной обязанностью советских граждан, решившихся образовать свой кооператив, являлось получение специального разрешения в городском, районном или сельском совете. Продолжительность действия разрешения составляла всего пять лет, после чего документ приходилось продлевать. Граждане, занимавшиеся предпринимательством без государственного разрешения, приравнивались к спекулянтам. За спекуляцию в Союзе устанавливалось уголовное наказание.
В статье 8 определялись функции граждан, занимавшихся индивидуальным трудом. Здесь все довольно просто: нужно соблюдать права покупателей, учитывать интересы заказчиков и т. д. Однако основной обязанностью предпринимателя было изготовление качественного и соответствующего всем нормам продукта.
Закон оговаривал несколько общественных сфер, где советские граждане имели бы возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Во второй главе говорилось о культурно-ремесленной среде. Что именно здесь производилось?
Закон отвечал кратко, а потому несколько размыто. Речь шла о кустарно-ремесленных изделиях. Однако статья 12 дополняла предыдущие положения. В ней указывалось, что под такими изделиями подразумевается, по сути, вся домашняя и бытовая утварь. Одежда, обувь, игрушки, мебель, ткани, керамика, садовый инвентарь и многое другое - все это можно было изготовить и продать. Вводил закон и запреты на изготовление отдельных изделий.
В главе 3 Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" 1986 года говорилось об изготовлении продукции и продвижении услуг в бытовой сфере. Что подразумевалось под платными услугами? Статья 15 Закона указывала на следующее:
Все то, что раньше было возможно реализовывать только под строгим государственным надзором, в 1986 году стало относительно свободным. У народа появилась реальная возможность заниматься бизнесом. Государству оставалось лишь правильно организовать предпринимательскую деятельность для выведения экономики из состояния стагнации.
Последняя общественная сфера, на которую указывал закон, именовалась социально-культурной. В статье 18 Закона закреплялась возможность оказывать платные услуги в сфере образования и искусства. Обучение игре на музыкальных инструментах, репетиторство, переводческая деятельность, медицина - отныне все это могло приобрести платный характер. Появилась возможность организовывать зрелищные мероприятия - концерты и фестивали.
Документ, казалось бы, разрешал многое. И это действительно так: в сравнении с полным запретом на предпринимательство, господствовавшим до 1986 года, принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" стало глотком свежего воздуха для государственной экономики. Однако документ все еще строго ограничивал многие общественные сферы. Достаточно лишь обратить внимание на статью 19, в которой говорилось о запрете занятий, что противоречили бы интересам общества. Как известно, в СССР интересы общества определяло государство.
Принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" (год - 1986-й) по-настоящему выручило государственную экономику. Однако не все хотят это признавать. Какая проблема здесь существует? Почему вопрос о введении предпринимательства до сих пор остается столь острым?
Истоки проблемы кроются в советском дефиците. Если в 60-е прилавки магазинов еще были хоть чем-то наполнены, то в последующие десятилетия острая нехватка товаров проявилась особенно болезненно. Одеть и накормить народ государство не могло. Именно поэтому была предпринята последняя попытка спасения экономического сектора.
Попытка эта, надо сказать, противоречила всем социалистическим устоям и принципам. Однако предпринимательство стало настоящим спасением для советского народа. Распространившиеся по всей стране "черные рынки" обрели легальный характер. Народ, наконец, получил право удовлетворять свои потребности законным способом.
Действие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" породило множество кооперативов по всему Советскому Союзу. Что представляли собой эти организации? Примеров на самом деле множество. Два или более советских гражданина заключают между собой соглашение, получают от государства пятилетнюю лицензию и открывают, например, шашлычную. Этим нередко промышляли выходцы из южных регионов. Большое количество советских женщин пытались создать собственные швейные производства. Страна из-за этого наполнилась немалым количеством простеньких ателье, организованных "на коленке".
Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности" был принят в ноябре 1986 года. Народ отреагировал невероятно быстро. Уже в начале 1987 года государство было наполнено громадным количеством самых разных коопераций.
Как специалисты, так и обычные граждане до сих пор пытаются выделить достоинства и недостатки рассматриваемого закона. Надо сказать, что занятие это несколько бесполезное. Большинство выделяемых минусов и плюсов имеют крайне субъективный характер, а потому не могут рассматриваться даже из академического интереса. И все же о некоторых преимуществах и недостатках нормативного акта стоит упомянуть.
Неоспоримым минусом принятия закона стал разгул преступности. Вернее, недостатком здесь является не сам бандитизм как явление, а невозможность или нежелание власти бороться с ним. Появились граждане, желающие нажиться на чужом труде. Распространилось "крышевания" - способ облагать данью предпринимателей.
Следующий недостаток закона крайне субъективен. Его любят называть лица, симпатизирующие социалистическому строю. Речь идет о крушении плановой экономики, начало которому официально положил именно рассматриваемый закон.
Достоинств у нормативного акта много, однако выделить стоит лишь одно. Население СССР получило, наконец, возможность почувствовать себя свободными гражданами. Грамотное распоряжение предоставленной свободой помогло бы выстроить близкое к идеалу общество. Получилось ли нечто подобное у советских, а ныне российских граждан? Ответ на этот вопрос у каждого человека свой.
Начинающий предприниматель или уже опытный и длительное время работающий бизнесмен всегда испытывает правовой информационный голод. Если он не является по специальности юристом, и не имеет правовой практики, то ему достаточно трудно разобраться во всем многообразии законодательных актов которые регулируют положение индивидуальных предпринимателей и вопросы предпринимательской деятельности.
Федеральный закон об индивидуальных предпринимателях, о принятии которого говорили одно время, так и не был принят и единого нормативного акта объединяющего в себе все нормы направленные на регулирование деятельности предпринимателей в настоящее время в России не существует.
В предлагаемой статье постараемся восполнить данный пробел и объединить все, что говорит закон об , его статусе и деятельности, которую он ведет.
Так или иначе, все нормативные акты, которые, издаются в Российской Федерации, должны соответствовать Конституции РФ. Одновременно, если какой-то вопрос законом или иным документом не урегулирован, то всегда можно обратиться к Основному закону страны и найти там ответ. Чем, в частности, и пользуются некоторые предприниматели, обжалуя различные нормативные и индивидуальные предписания, как не соответствующие Конституции РФ, в судебных инстанция, в том числе и Конституционном суде РФ.
Право на занятие предпринимательской деятельностью гарантировано каждому гражданину статье 34 Конституции РФ. Она позволяет каждому использовать свои способности и имеющееся у него имущество для занятия предпринимательской деятельностью. Прямое использование данной статьи позволяет находить аргументы при оспаривании нормативных актов и распоряжений государственных органов, которые либо напрямую, либо косвенно препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности. При этом не столь важно касается это одного конкретного гражданина или неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы нарушены.
Расшифровка понятия предпринимательской деятельности содержится в Гражданском кодексе РФ. Данный нормативный акт, по мнению многих экспертов правоведов, является вторым по значимости законом в нашей стране. Предпринимательская деятельность, согласно статье 2 Кодекса, характеризуется следующими признаками:
На предпринимательскую деятельность физических лиц распространяются те же нормы Гражданского кодекса РФ, что и на деятельность коммерческих организаций – юридических лиц.
Одновременно Гражданским кодексом РФ, установлено прямое условие, выполнение которого необходимо для возможности занятия гражданином предпринимательской деятельностью. Статьей 23 Кодекса установлено, что физическое лицо вправе заниматься предпринимательством только с момента его государственной регистрации. При этом если гражданин не осуществил предписываемой законом регистрации, но, тем не менее, такой деятельностью занимается, то к нему также будут применяться эти нормы.
Регистрация граждан в качестве предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Закон устанавливает, что для сбора информации обо всех гражданах ведущих предпринимательскую деятельность ведется Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Подробнее о том, что сейчас получают ИП вместо свидетельства о регистрации, можно почитать по ссылке:
Государственным органом уполномоченным регистрировать индивидуальных предпринимателей является Федеральная налоговая служба РФ. Именно в территориальный орган налоговой инспекции по месту своего постоянного жительство и требуется обращаться гражданину, если он желает зарегистрироваться в качестве предпринимателя.
Функции регистрации ИП и ведения реестра предпринимателей не случайно переданы налоговой службе. Регистрация физических лиц в качестве предпринимателей имеет своей ключевой целью, помимо всего прочего, полный, правильный и своевременный сбор налогов и сборов. В отличие от других аспектов предпринимательской деятельности, практически все вопросы налогообложения предпринимателей собраны в одном нормативном акте – Налоговом кодексе РФ. Исключением здесь являются ставки и другие параметры региональных и местных налогов.
Для выбора системы налогообложения, наиболее приемлемой для ведения предпринимательской деятельности, гражданину необходимо обратится ко второй части Налогового Кодекса РФ. Именно здесь, зная, чем будущий предприниматель будет заниматься, можно определиться с налоговым режимом. Общий режим налогообложения, упрощенная система и основные параметры ЕНВД прописаны именно во второй главе кодекса. За информацией о региональных и местных сборах следует обращаться к законам субъектов РФ и постановлениям органов местного самоуправления.
Обратите внимание: Заявление на переход на упрощенную систему налогообложения можно подать одновременно с заявлением на регистрацию гражданина в качестве предпринимателя. А для этого, соответственно, необходимо пользуясь Налоговым Кодексом РФ определиться с используемой системой налогообложения.
Другим нормативным актом, с которым стоит ознакомиться, гражданину перед началом своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Обратите внимание: Некоторые требования для лиц желающих заняться лицензируемыми видами деятельности являются трудновыполнимыми. Предпринимателю стоит заранее ознакомиться с тем, какие требования предъявляются законом и оценить свои возможности.
В законе установлен перечень видов деятельности, для осуществления которых предпринимателям, как и юридическим лицам, одной только государственной регистрации будет мало. Для того что бы заниматься такой деятельностью требуется разрешение (лицензия) специально уполномоченного на это органа.
В законе указываются, куда следует обращаться, в случае если предприниматель желает осуществлять лицензируемые виды деятельности и в каком порядке. Так же определены условия оформления и переоформления лицензий и сроки, в течение которых лицензии действуют.
Немаловажным моментом деятельности предпринимателя являются ситуации, когда государственные и муниципальные контрольные и надзорные органы проявляют интерес к его деятельности. Законный интерес контрольных и надзорных органов в отношении ИП проявляется в проведении контрольных мероприятия - проверок. Дабы в процессе их проведения не возникало злоупотреблений со стороны контролеров, был принят закон о при осуществлении контроля. Закон содержит основные правила проведения проверок, и с его основными положениями предпринимателю надо быть знакомым.
Так в частности, законом установлено, что проверки бывают двух видов: плановые и внеочередные. Как видно из названия первых, их проведение заранее планируется. О чем информированный предприниматель не может не знать.
Плановые проверки должны проходить не чаще чем один раз в три календарных года. Законом установлено, что до начала года в котором контролирующий орган планирует провести проверку в отношении того или иного предпринимателя он должен включить данные о нем (о планируемой проверке) в годовой план проверочных мероприятий. Подготовленный таким образом план направляется контрольным органом в органы прокуратуры. И уже соответственно, после проверки этого плана работниками прокуратуры, план проверочных мероприятий становится частью общего (сводного) плана проверок на год.
Практическое значение, этот момент, для предпринимателей имеет следующее. До начала нового года, все сводные планы проверок, на предстоящий год, должны быть размещены в сети Интернет. Индивидуальный предприниматель может получить информацию о том, планируется ли проведение в отношении него плановой проверки, и когда это произойдет, как на сайте того субъекта федерации в котором он ведет деятельность, так и на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Поиск на сайте Генпрокуратуры осуществляется по ОГРН, его фамилии, имени и отчеству, или по названию организации.
Внеплановые проверки согласовываются с органами прокуратуры, как правило, в индивидуальном порядке. Узнает о них предприниматель, обычно, незадолго перед началом проверки.
Анализ законодательной базы, существующей на 2019 год, и основные концепции развития гражданского законодательства позволяют сделать вывод, что индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица, в своих правах и обязанностях практически приравнены к юридическим лицам. Основные различия между этими двумя субъектами экономической деятельности кроются в их гражданском статусе. В частности, возможности лица, в качестве учредителя ведущего предпринимательскую деятельность с образованием юридического лица, не отвечать по его долгам в случае отрицательных результатов таковой. Кроме этого, стоит учитывать, что, как правило, бизнес индивидуальных предпринимателей относится к малому или среднему, что так же определяет особенности его регулирования.
Но, так как, в целом индивидуальные предприниматели приравнены к другим субъектам хозяйственной деятельности, то, по мнению большинства экспертов, отдельного закона об ИП, в принципе, не требуется.
Мнение эксперта
Мария Богданова
Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология
Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008№ 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.
Предусматривается, что с 2019 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС.
Нельзя не упомянуть и ещё об одном новшестве законодателей с начала 2019 года - введении специального режима, подразумевающего уплату налога на профессиональный доход (НПД) как предпринимателями, так и гражданами, чья самостоятельная работа не нуждается в оформлении ИП (репетиторами, нянями). Для этого был принят закон «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (далее - закон № 422-ФЗ).
Новую систему налогообложения пока будут применять только несколько субъектов РФ:
Если такой эксперимент завершится удачно, то новый закон для ИП и граждан, таковыми не являющихся, будет распространён на всю территорию РФ. Срок эксперимента установлен до 2028 года. Цель введения нового налога - учёт самозанятого населения, вывод его из теневого бизнеса. Для ИП, ставших плательщиками НПД, его ставка будет составлять 6%.