Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Соответствующее постановление подписал глава Правительства РФ Дмитрий Медведев (). Документом утверждены Изменения в (далее – Правила), вступающие в силу с 14 марта. В частности, отменяется правило, по которому при отсутствии общедомового счетчика тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального счетчика тепловой энергии в жилом доме, когда существует обязанность по их установке, размер платы за услугу определялся с применением повышающего коэффициента (подп. "г" п. 5 Изменений). Это правило не будет применяться к отношениям, возникшим с 1 января 2017 года.

Помимо этого, отменяется повышающий коэффициент 1,5 при оплате тепла в многоквартирном доме, в котором отсутствуют как общедомовой тепловой счетчик, так и индивидуальные приборы учета. Устанавливается, что в таком случае потребленное тепло оплачивается исходя из применяемого в этом многоквартирном доме норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (подп. "д" п. 5 Изменений).

Как связаны степень благоустройства жилого дома и состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг? Узнайте из материала "Коммунальные услуги" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

Отметим, что изменения не коснулись других правил оплаты коммунальных услуг в многоквартирных домах. К примеру оплатить отопление, как и прежде, можно одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года ().

Специалисты ГУП «Водоканал» разъясняют, как быть, если у собственника нет прибора учета.

– На что начисляется повышающий коэффициент?

– Начнем с того, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в случае отсутствия индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета потребления холодной/горячей воды, но при наличии технической возможности их установки, норматив потребления коммунальных услуг по холодному/горячему водоснабжению необходимо определять с учетом повышающего коэффициента. Повышающие коэффициенты составляют: с 1 января по 30 июня 2015 г. – 1,1; с 1 июля по 31 декабря 2015 г. – 1,2; с 1 января по 30 июня 2016 г. – 1,4; с 1 июля по 31 декабря 2016 г. – 1,5; с 2017 г. – 1,6.

Если технической возможности установить прибор учета в жилом помещении нет, при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется базовый норматив. Однако в результате ремонта или реконструкции ситуация может измениться. Поэтому Минстрой России считает целесообразным проводить обследования многоквартирных домов и жилых помещений исполнителями коммунальных услуг с участием организации, на которую возложены функции по текущему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Такие обследования призваны зафиксировать основания для возможности применения повышенного норматива.

Итак, если у собственника нет прибора учета, возрастает стоимость коммунальной услуги по холодному водоснабжению, которая исчисляется как норматив, умноженный на тариф.

– Кто именно начисляет повышающий коэффициент?
– «Водоканал» не производит расчет и начисление платы за оказанные коммунальные услуги потребителям (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации Водоканал как ресурсоснабжающая организация приступает к оказанию коммунальных услуг потребителям – собственникам (пользователям) помещений многоквартирных домов) и, соответственно, не производит «начислений» повышающего коэффициента.
В письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18.03.2015 № 7288-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг» и от 11.09.2015 №29445-ЛГ/04, содержится разъяснение по вопросу применения повышающего коэффициента.

В случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета, определяется по формуле п.п. «в» п.21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124 (далее – Правила №124).
При этом в качестве норматива потребления коммунальной услуги в формуле применяется значение базового норматива с учетом повышающего коэффициента.
Таким образом, при определении объема денежный средств в оплату коммунального ресурса, подлежащего перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации при отсутствии общедомового прибора учета, учитывается применение повышенного норматива в отношении потребителей.

В многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета ресурса, расчеты между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, производятся на основании показаний общедомового прибора учета не зависимо от наличия индивидуальных приборов учета у потребителей и применения к ним повышающих коэффициентов.

– Пеня начисляется на сумму уже с повышающим коэффициентом?

– Пени в соответствии с условиями договоров холодного водоснабжения и водоотведения и законодательством Российской Федерации начисляются на сумму просроченной задолженности. Если в состав задолженности (в отношении многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета) будут входить неоплаченные суммы, соответствующие разнице между применением базовых нормативов и повышенных нормативов, то на эту часть задолженности также будут начисляться пени.

– Куда идут средства, то есть разница между натуральным платежом и с повышающим коэффициентом?

– Сумма разницы, возникшей между начислениями потребителям платы за коммунальные услуги с применением норматива потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению с применением повышающих коэффициентов, с учетом приведенных выше разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, перечисляется ресурсоснабжающей организации только в случае отсутствия общедомовых приборов учета.

При наличии общедомовых приборов учета денежные средства, полученные исполнителями коммунальных услуг, направляются ими на реализацию мероприятий по энергосбережению.

Предприятием полученные средства (при расчетах согласно Правилам №124 по многоквартирным домам, неоснащенным общедомовыми приборами учета) так же будут направляться на мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности. В частности, на установку, замену общедомовых приборов учета, в том числе при расцепке многоквартирных домов, на установку индивидуальных приборов учета в нежилых помещениях многоквартирных домов.
Предприятие заинтересовано в получении информации о том, какие суммы составляют разницу между начислениями потребителям по базовому нормативу и повышенному нормативу для того, чтобы указанные суммы направлять на реализацию мероприятий по энергоэффективности.

– Если на разницу предполагается установить общедомовой прибор учета, нужно ли на общем собрании это утвердить и затем заключить какой-то договор с «Водоканалом»? Можно ли на эти средства оплатить индивидуальные приборы учета? Если дома необходим утепленный фасад, что тоже является энергосберегающей мерой, можно ли эти средства направить туда?

– Водоканал является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению, соответственно, будет правильным предоставлять комментарий в части мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

Реализация мероприятий по энергосбережению, источником финансирования которых являются в том числе средства, поступившие исполнителю коммунальных услуг в результате применения повышающих коэффициентов и соответственно повышенных нормативов, осуществляются в соответствии с договором управления многоквартирным домом.

При этом, для того, чтобы определить, на что именно эти средства должны быть направлены, исполнитель обязан в соответствии с жилищным законодательством инициировать общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, внести изменения в договор управления, включив в него перечень соответствующих мероприятий.

Таким образом, если собственники решат утеплить фасад многоквартирного дома, исполнитель коммунальных услуг может получить такое решение и оформить его в установленном законодательством порядке.

Предприятие рассчитывает на то, что денежные средства, полученные исполнителем от потребителей с использованием повышенных нормативов на холодное водоснабжение и водоотведение, будут направляться на реализацию мероприятий, связанных с установкой приборов учета в помещениях многоквартирных домов, где они отсутствуют.

В многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, Предприятие намерено направлять денежные средства на реализацию мероприятий, связанных с повышением энергоэффективности в части холодного водоснабжения и водоотведения.

Большинство из тех, кто проживает в многоквартирных домах наших городов, беспокоятся - обладают ли они законным правом использования воды без установки счётчика. А также - способен ли водоканал в принудительном порядке заставить их произвести подобную установку. Много вопросов возникает также в связи с введением так называемого повышающего коэффициента на воду.

Прибор учета - ставить или нет?

Согласно мнению многих, реальной выгоды в результате процедуры установки счетчика на воду не так уж и много. При этом на монтаж его приходится потратить немалые средства, что может позволить себе далеко не каждая семья. Жильцы (владельцы) городских квартир, которые еще не обзавелись счетчиками, платят согласно определенным государством средним нормативам воды на одного проживающего. При этом с некоторых пор в практику введены повышающие коэффициенты к нормативам потребления воды, о которых поговорим ниже.

Согласно именно таким средним нормам до недавнего времени и велись все расчёты. Но ситуация изменилась с 2015 года. И сегодня мы подробно рассмотрим, имеет ли право кто-либо (государство, управляющая компания и т. п.) принудительно заставить гражданина - владельца квартиры - установить прибор учета воды. А также какими санкциями чреват отказ от данной процедуры и кто имеет право игнорировать данный вопрос.

По каким нормам платят без счетчика

Как правило, водоканалом устанавливается для тех жильцов, которые живут без установки счётчика, оплата по единой норме. Давайте прежде всего разберемся, что это за тариф. Действует подобное положение на территории всей страны. Сколько же, по мнению государства, расходует каждый из нас воды?

Утвержденный свыше регламент принимает ежемесячно холодной воды каждым жителем равной примерно 7 кубометрам (если быть совершенно точным - 6, 935). Если квартира оборудована многоточечным газовым проточным нагревателем, данную величину следует умножить на специальный повышающий коэффициент на воду и назначить равной 10 м³. Если таковой установлен лишь в ванной, показатель принимают равным 9,5 "кубиков". Если же ванной дом не оборудован, коэффициент применяется понижающий, и норма уменьшается до величины 4,57 м³. Когда речь идет о горячей воде, норматив несколько ниже и равен 4,7 куба ежемесячно.

Вооружимся калькулятором

Из этих расчетов мы видим, что водоканал "отпускает" каждому из нас в месяц примерно 11 с половиной "кубиков" воды. Путем несложных расчетов (переводим в литры и делим на 30 дней) получаем свыше 380 л в день на каждого. Для сравнения: наполненная ванна содержит около 250 литров. То есть подразумевается, что все без исключения члены семьи ежедневно принимают ванну (чего на самом деле нет) и пользуются, кроме того, водой для бытовых нужд в объеме не менее 130 литров.

Согласно проведенным исследованиям, в среднем люди потребляют около двух кубов горячей и трех - холодной воды. То есть без счетчика мы переплачиваем примерно за 6 кубов каждый месяц. И сумма в квитанции завышена по сравнению с реальной примерно вдвое.

Экономим со счетчиком

Чтобы развеять оставшиеся сомнения на тему целесообразности установки счётчика, следует учесть тот факт, что обязанность платить за воду каждый месяц не исчезает даже в ситуации реального отсутствия людей в квартире (отъезда жильцов). Установив же прибор, вы обязаны будете оплатить лишь реально израсходованный объем. То есть за все периоды своего отсутствия вы имеете возможность сэкономить немаленькую сумму. Главное - не забывать о регулярной обязанности сообщать цифры показаний счетчика в водоканал.

Некоторым людям психологически трудно после установки счётчика расходовать сразу много воды. Они опасаются огромных сумм в квитанции. Но переживать по этому поводу не следует. Как показывает практика, реальный расход чаще всего в пару-тройку раз меньше того, который принят в качестве среднего показателя.

Посчитаем выгоду

Все преимущества налицо в случае регистрации полного состава семьи в данной конкретной квартире. С учётом возросших тарифов на оплату в отсутствие счетчика с 1 июля 2015 года расходы эти намного возросли. Подобный прибор устанавливается за сумму от 20 до 60 у. е., но расходы могут быть и большими в случае необходимости подготовки места или определённого переустройства в планировке квартиры.

В вышеупомянутом случае (регистрации всех членов семьи по месту проживания) выгоду оспаривать трудно. Уже через несколько месяцев расход на установку прибора окупится. А как быть, если прописан один (максимум два человека), а реально проживают четверо или пятеро? В большинстве таких ситуаций владельцы квартир счетчики ставить отказываются.

Еще совсем недавно согласно закону любой владелец жилья имел полное право самостоятельно принимать решение по данному вопросу. Постановлением Правительства РФ утверждалось, что заставить осуществить процедуру постановки вас никто не имеет права. В том числе неправомочен был в этом деле и сам водоканал. То есть вопрос этот решался по усмотрению владельца квартиры.

Что изменилось

Но согласно статье номер 13 Закона "Об энергосбережении..." (номер 261) с 2015 года каждый гражданин РФ обязан обзавестись приборами учета воды, тепла и электрической энергии. С самого начала действия данного акта предусмотрен штраф за неустановленные агрегаты учета для управляющих компаний. Очевидно, со временем подобные санкции могут быть применимы к обычным жильцам.

Нормативный срок, отпущенный рядовым владельцам квартир для установки агрегата, - три с половиной года с даты выхода закона. В первые два с половиной из них разрешалось поставить прибор на средства водоканала. То есть счётчик воды обходился владельцу фактически бесплатно. Последний же год данного срока плата за установку возлагалась на самого жильца.

Казалось бы, выгода от быстрого и своевременного приобретения счётчика лежит на поверхности. Но лишь 60% всего населения пошло на это.

О возможности принудительной установки

Часть квартировладельцев в силу собственной юридической некомпетентности опасаются возможности прихода в их жилище сотрудников управляющих компаний с целью принудительной установки приборов. Кто-то из людей ошибочно полагает, что в случае оказания сопротивления жильцами возможно обращение сотрудников водоканала в органы полиции.

Что же на самом деле? Нормативный документ разъясняет, что обеспечение доступа в квартиры сотрудников управляющего органа - обязанности граждан. Но это далеко не равнозначно неизбежности принудительной установки счётчика. Фактически данное мероприятие по-прежнему является сугубо личным решением каждого квартировладельца. Никаких штрафов или санкций в настоящее время не предусмотрено за неустановленные счетчики воды. - вот способ наказать несговорчивых жильцов. С каждым полугодием владельцы квартир, не оборудованных счетчиками, платят всё больше и больше.

Холодная и горячая вода - повышающий коэффициент по годам

Такие коэффициенты введены в РФ с 2015 года. По ним рассчитываются тарифы для тех абонентов, кто до сих пор не пользуется агрегатами воды. Именно для них постоянно и неуклонно растут. Динамику можно проследить в цифрах:

С начала 2015 года повышающий коэффициент на холодную воду (как и на горячую) был равен 1, 1.

Второе полугодие этого же года принесло повышение его на 0, 1 (то есть он стал равен 1,2).

В течение первого полугодия 2016 года использовался повышенный коэффициент на воду без счетчиков 1,4.

С середины и до окончания того же 2016 года он вырос до 1,5.

Ну а какой повышающий коэффициент на воду действует сейчас? С начала 2017 года его величина составляет 1,6.

Что из этого следует

Судя по динамике роста к нормативу на воду, вывод напрашивается один - оплата за коммунальные услуги растет и будет продолжать увеличиваться впредь. Если в январе 2015 года жильцам без счётчика предстояло заплатить всего лишь на 10% больше, чем в декабре 2014 года, то в январе 2017 г. разница составила уже 60%. Не секрет, что подобный рост цен для карманов рядовых граждан очень и очень ощутим.

Целью введения повышенного коэффициента на горячую воду (равно как и на холодную) государством и коммунальными службами было стимулирование гражданами скорейшего перехода на систему учета потребляемых ресурсов при помощи соответствующих приборов. Но несмотря на все старания властей, повсеместной установки счётчиков так и не произошло.

Когда все началось

Сама идея ввода повышающего коэффициента на воду и другие ресурсы появилась достаточно давно - с 2011 года. Несколько позже (а именно в 2013 году) применение его было официально закреплено в принятом Постановлении правительства России номер 344. Кроме него, существуют Правила 306, где прописан регламент норм потребления каждой из коммунальных услуг. Именно данный документ сыграл руководящую роль в расчёте региональными властями размеров повышающего коэффициента на воду, тепло, электричество и утверждении стандартов потребления ресурсов коммунального характера.

Следует еще раз подчеркнуть, что речь идёт о жильцах тех домов, в которых имеется техническая возможность установки приборов учета, в случае их сознательного отказа. Там же, где условия не позволяют устанавливать счётчики, приняты другие нормативы.

В каких случаях прибор не ставится

1. Когда здание или строение, где расположено ваше жилье, в официальном порядке признали аварийным либо ветхим.

2. Если установка прибора водоканалом невозможна без капитального ремонта сетей или всего дома.

3. Прибор запрещается ставить с несоблюдением принятых норм.

4. Агрегат не подлежит установке на водопроводные трубы, находящиеся в плохом или аварийном состоянии.

5. Когда условия эксплуатации счетчика не подходят для нормальной его работы. Речь идёт о повышенной влажности, температуре либо наличие электромагнитных волн. В данном случае приборы устанавливать не следует, а имеющиеся требуется вывести из эксплуатации.

Как же быть, если вы попадаете в одну из перечисленных выше категорий, но тем не менее получаете квитанции на оплату с повышающим коэффициентом? Ваши действия в таком случае должны быть следующими:

1. Вызываете сотрудника УК, которому предстоит осмотреть то место, где прибор смонтирован, оценить состояние водопроводных труб и всего помещения.

2. Его обязанность - составить соответствующий акт с четким указанием в нём причин невозможности установки учетного оборудования. Документ обязательно должен содержать конкретные данные - номера дома и квартиры, название улицы.

3. Если вы уже пользуетесь прибором, но условия эксплуатации его изменились и перестали соответствовать нормальным, то имеете право сделать запрос на демонтаж агрегата до исправления текущего состояния.

В целом же каждый владелец квартиры решает самостоятельно, имеет ли смысл ему вести учет расходования воды согласно счётчику либо остановиться на варианте оплаты по нормативу. Помните, что в юридическом смысле никто не вправе заставить вас осуществить установку его принудительно. Данный шаг является незаконным.

С момента вступления в силу норм о повышающих коэффициентах к нормативам потребления коммунальных услуг возник вопрос о правомерности применения этих повышающих коэффициентов к нормативу потребления водоотведения. С одной стороны, жилищное законодательство не содержит положений о применении повышающего коэффициента к нормативу потребления водоотведения, да и Федеральный закон от 23.11.2009 N261-ФЗ не предусматривает обязанности по оборудованию помещений индивидуальными приборами учета сточных вод. С другой стороны, норматив потребления водоотведения равен сумме нормативов холодного водоснабжения (ХВС) и горячего водоснабжения (ГВС), и в случае применения «повышенных» нормативов потребления ХВС и ГВС, норматив водоотведения, складывающийся из нормативов потребления ХВС и ГВС, так же получался «повышенным».

Ранее на сайте АКАТО публиковались статьи об использовании повышающих коэффициентов и . Вопрос применения повышающего коэффициента к нормативу потребления водоотведения в числе прочих попытался разрешить Минстрой России в разъяснениях, данных им . Несмотря на нечеткую формулировку, разъяснения Минстроя в большей части субъектов РФ были истолкованы таким образом, что в случае отсутствия приборов учета ХВС и/или ГВС и при наличии технической возможности установки таких приборов повышающий коэффициент к нормативу потребления водоотведения подлежит применению.

Еще не успел обозначенный вопрос ококнчательно разрешиться, как Правительство РФ внесло ряд поправок в постановления, регулирующие порядок предоставления и коммерческого учета коммунальных услуг. Разъяснения ряда вопросов применения повышающих коэффициентов с учетом последних изменений законодательства представлены в , размещенном на сайте АКАТО. Необходимо отметить, что исчерпывающие разъяснения порядка применения повышающих коэффициентов эксперты АКАТО дают на .

В проанализирован вопрос применимости повышающих коэффициентов при расчете стоимости водоотведения.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее - Правила 354) предусматривают три варианта расчета стоимости водоотведения, предъявляемого к оплате потребителям:

1) Наличие индивидуального прибора учета (ИПУ) сточных вод
В этом случае стоимость водоотведения определяется путем умножения объема водоотведения, определенного по ИПУ, на тариф (абзац 1 пункта 42, абзац 1 пункта 43, формула 1 Приложения 2 Правил 354);

2) Наличие ИПУ тех услуг (ХВС и/или ГВС), которые потребляются потребителем
В этом случае объем водоотведения принимается равным сумме объемов ХВС и ГВС, определенных по ИПУ ХВС и ГВС. Стоимость определяется путем умножения рассчитанного объема водоотведения на тариф (абзац 6 пункта 42, абзац 5 пункта 43, формула 1 Приложения 2 Правил 354);

3) Отсутствие ИПУ ХВС и/или ИПУ ГВС
В этом случае стоимость водоотведения расчитывается путем умножения норматива на тариф (абзац 6 пункта 42, формула 4 Приложения 2 Правил 354).

Наибольшее число вопросов вызывает третий случай, поэтому разберем его подробнее.

В соответствии с абзацем 6 пункта 42 Правил 354: «Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения ».

Формула 4 устанавливает:

P i = n i × N j × T кр ,

где:
n i
- количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
N j
- норматив потребления j-й коммунальной услуги;
T
кр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации .

Таким образом, повышающий коэффициент при расчете стоимости водоотведения применению не подлежит .

Дополнительно необходимо отметить следующее: если до вступления в силу повышающий коэффициент применялся к нормативам потребления коммунальной услуги , то теперь он применяется в отдельных случаях исключительно при расчете размера платы за коммунальную услугу. Из Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных ПП РФ от 23.05.2006 N306 (далее - Правила 306) понятие «повышающий коэффициент » исключено вовсе, и теперь органы госвласти не имеют права использовать этот коэффициент, не имеют права утверждать «базовые » и «повышенные » нормативы потребления коммунальных услуг - норматив потребления каждой из коммунальных услуг устанавливается единственный, без разделения на «базовый » и «повышенный ». А поскольку норматив потребления водоотведения складывается из суммы нормативов потребления ХВС и ГВС, то и такой норматив (как и нормативы потребления ХВС и ГВС) должен быть один. Повышающий коэффициент может быть применен исключительно при расчете стоимости потребленной услуги, но ни в коем случае не применяется к нормативу потребления услуги, как это было раньше.

Следовательно, повышающий коэффициент при расчете стоимости водоотведения не применяется , независимо от применения/неприменения повышающего коэффициента при расчете стоимости ХВС и/или ГВС (применение повышающего коэффициента при расчете стоимости ХВС и ГВС предусмотрено формулой 4.1, которая не применяется для расчета стоимости водоотведения ).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ