Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ – это правовой аспект обеспечения пожарной безопасности, предусматривающий привлечение лиц к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за ненадлежащее выполнение (или невыполнение) требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

К дисциплинарной ответственности привлекаются работники организаций в соответствии с действующим законодательством о труде, если данное нарушение содержит признаки дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащие исполнение работником таких обязанностей, как соблюдение требований по обеспечению безопасности труда или незамедлительное сообщение о ситуации, в т. ч. очаге пожара, представляющем угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества. За совершение дисциплинарного проступка может применить такие взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, а по отношению к отдельным категориям работников – и др. взыскания в соответствии с действующим законодательством, уставами, положениями о дисциплине.

К административной ответственности привлекаются юридические лица и физические лица в соответствии с КоАП РФ, если противоправное деяние содержит признаки административного правонарушения. В частности, за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами пожарной безопасности, предусмотрено наложение административного штрафа: на граждан в размере до 10 МРОТ, на должностных лиц – до 20 МРОТ, на юридических лиц – до 200 МРОТ. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение штрафа: на граждан – до 15 МРОТ, на должностных лиц – до 30 МРОТ, на юридических лиц – до 300 МРОТ.

Предусмотрен административный за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (для граждан – до 15 МРОТ, для должностных лиц – до 30 МРОТ и для юридических лиц – до 300 МРОТ); на железнодорожном, водном или воздушном транспорте (для граждан – до 10 МРОТ, для должностных лиц – до 20 МРОТ). Специально оговорены административные штрафы за заведомо ложный вызов пожарной охраны – до 15 МРОТ; за выдачу сертификата соответствия без сертификата пожарной безопасности (для должностных лиц – до 40 МРОТ, для юридических лиц – до 400 МРОТ); за продажу продукции без сертификата соответствия (для должностных лиц – до 20 МРОТ, для юридических лиц – до 200 МРОТ); за несанкционированное перекрытие проездов, исключающее доступ пожарных автомобилей к зданиям и сооружениям (для граждан – до 5 МРОТ, для должностных лиц – до 10 МРОТ, для юридических лиц – до 100 МРОТ).

К уголовной ответственности в соответствии с УК РФ привлекаются лица, противоправное деяние которых содержит признаки преступления. В частности, за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества путем поджога (взрыва) виновник наказывается лишением свободы на срок до 5 лет; за нарушение правил пожарной безопасности, если это повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, – штрафом до 200 МРОТ либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) до 3 лет; за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, – лишением свободы на срок до 10 лет, с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 3 лет.

За нормы касательно безопасности относительно пожаров привлекаются к ответственности должностные уполномоченные представители организации. В случае нарушения основных норм безопасности человек подлежит определённому наказанию, предусмотренным действующим законодательством страны.

Различают три вида ответственности в зависимости от тяжести нарушения и вытекающих из него последствий. Человек может нести такие виды ответственности, как:

  1. административную;
  2. дисциплинарную;
  3. уголовную.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из правовых норм, наказуемая взысканием. Она накладывается на человека в случае невыполнения им должностных обязательств и обязанностей касательно пожарной безопасности организации.

Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности может проявляться виде:

  • замечаний;
  • выговоров;
  • увольнений.

Причём человека могут уволить не только с занимаемой должности, но и вовсе из организации. Всё зависит напрямую от тяжести поступка.

Дисциплинарное взыскание накладывается непосредственно руководящим лицом. При этом должностное лицо должно учитывать и выяснить такие факторы, как:

  • обстоятельства, при которых было произведено нарушение;
  • степень тяжести;
  • последствия от совершённого действия;
  • характеристику.

Нарушитель должен написать объяснительную записку, в которой указывается причина содеянного поступка, после чего руководитель принимает её к изучению и принимает решение о способе взыскания.

Административная ответственность

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности заключается в таких административных наказаниях, как:

  • предупреждении;
  • штрафе;
  • дисквалификации;
  • административном приостановлении деятельности.

Взыскания возможны в таких случаях, как:

  • сознательное нарушение правил пожарной безопасности . К ним можно отнести несвоевременную проверку пожарных систем и организаций, а также пренебрежение основными требованиями;
  • ведение предпринимательской деятельности без сопутствующей необходимой на то документации;
  • дача ложных показаний относительно общего состояния пожарных систем;
  • невыполнение требований инспекторов;
  • нарушение основных норм пожарной безопасности , прописанных на государственном уровне;
  • нарушение требований и необходимых норм безопасности может повлечь за собой неисправность пожарных систем и сигнализаций, которые при возникновении пожара не смогут нормально функционировать.

Установкой подобного оборудования в нашей стране занимается огромное количество организаций. Одной из них является компания ООО «СтройБезопасность», специализирующаяся не только на монтаже, но и на настройке оборудования. Сотрудники компании СтройБезопасность осуществляют установку требуемых пожарных систем согласно всем нормам и требованиям.

Вследствие нарушений работы пожарных систем может возникнуть возгорание, которое повлечёт за собой как финансовые затраты, так и ущерб человеческому здоровью.

Предприятие обязано иметь сертификат, подтверждающий наличие систем безопасности. Его отсутствие также можно считать административным нарушением.

К списку нарушений также можно добавить перекрытие имеющихся маршрутов к различным постройкам для пожарных машин.

Последствия нарушений могут быть различными, порой даже угрожающие не только здоровью самого человека, но и его жизни.

Административными методами возможно наказать лишь человека, переступившего рубеж в 16 полных лет.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность является самой тяжёлой мерой наказания за содеянный поступок.

Уголовная ответственность возможна при умышленном повреждении или частичном, или полном уничтожении имущества чужого человека. Это может произойти впоследствии таких действий, как:

  • поджог;
  • взрыв;
  • неаккуратное обращение с огнём.

Уголовная ответственность на человека всегда накладывается в случаях нарушений, которые повлекли за собой смерть одного или нескольких людей. Также в эту категорию можно отнести и тяжкие телесные повреждения.

Также уголовная ответственность предусматривается для людей, которые причинили ущерб лесным насаждениям любой тяжести. Умышленно ли это было сделано или нет, никакой роли не играет.

Уголовная ответственность проявляется в виде:

  • штрафа за нарушение. Он составляет от 50 до 200 минимальных заработков человека. Также возможен вариант присвоения штрафа в виде суммы одного месячного оклада. Но это актуально лишь в случаях незначительных нарушений;
  • лишения прав на занимающую должность или рабочее место. Человек не может устроиться на аналогичную работу на протяжении 3 последующих лет;
  • ограничения личной свободы человека. Срок его действия 5 лет;
  • исправительных работ. Их срок колеблется от 100 до 190 часов общего времени. В некоторых случаях предусматривается период исправительных работ в 1 год;
  • лишения свободы на предусмотренный законодательством срок. Максимальным является срок в 10 лет.

Наложить на человека уголовную ответственность возможно лишь по достижению им четырнадцатилетнего возраста. До этого времени всю ответственность за человека несут его родители или опекуны.

    Дисциплинарная ответственность за совершение дисциплинарного проступка работниками орга­низаций предусмотрена Трудовым кодексом РФ. При наложении дисциплинарного взыскания учиты­ваются тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершён, предшествующая работа и поведение рабочего и служащего. До наложения взыскания от нарушителя трудовой дисцип­лины должны быть затребованы объяснения. В соответствии с Трудовым кодексом за совершение дисциплинар­ного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложен­ных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взы­скания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

ФЗ, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыска­ния.

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности предусмотрена следующими статьями КоАП РФ:

  • статья 8.32. Нару­шение ППБ в лесах;
  • статья 11.16. Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздуш­ном транспорте ППБ;
  • статья 14.1, часть 2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разре­шения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
  • статья 14.1, часть 3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
  • статья 14.1, часть 4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
  • статья 177. Умышленное невы­полнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных ФЗ, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
  • статья 179. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, за­ключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонару­шении;
  • статья 19.4, часть 1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица ор­гана, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;
  • статья 19.5, часть 1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;
  • статья 19.6. Непринятие по постанов­лению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
  • статья 19.7 Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (ин­формации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим ор­ганом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должност­ному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искажённом виде;
  • статья 19.19, часть 1. Нарушение обязательных требований ГОСТов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от пред­ставления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и над­зора;
  • статья 19.19, часть 2. Нарушение правил обязательной сертификации, то есть реализация сертифицирован­ной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (дек­ларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической доку­ментации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача серти­фиката соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертифи­кации;
  • статья 19.20, часть 1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
  • статья 19.20, часть 2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, нарушением требований или усло­вий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);
  • статья 19.20 часть 3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обя­зательно (обязательна);
  • статья 19.26. Заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного кон­троля (надзора);
  • статья 20.4, часть 1. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандар­тами, нормами и правилами;
  • статья 20.4, часть 2. Нарушение требований пожарной безопасности, установлен­ных стандартами, нормами и правилами, совершённое в условиях ;
  • статья 20.4, часть 3. Нарушение требований стандартов, НПБ и ППБ, повлекшее возникновение без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последст­вий;
  • статья 20.4, часть 4. Выдача сертификата соответствия на продукцию без в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен;
  • статья 20.4, часть 5. Продажа продук­ции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия;
  • статья 20.4, часть 6. Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для и техники;
  • статья 20.25, часть 1. Неуплата административного штрафа в срок.

За совершение административных правонарушений в области пожарной безопасности могут устанавливаться и при­меняться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • дисквалификация;
  • админи­стративное приостановление деятельности.

Уголовная ответственность за преступления в области пожарной безопасности предусмотрена следующими статьями УК РФ:

  • статья 167, часть 1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба;
  • статья 167, часть 2. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, совершённые из хулиганских побуждений, путём поджога, или иным общеопасным способом либо повлёкшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия;
  • статья 219, часть 1. Нарушение ППБ, совершённое лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, ес­ли это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека;
  • статья 219, часть 2. Нарушение ППБ, совершённое лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшее по неосто­рожности смерть человека;
  • статья 219, часть 3. Нарушение ППБ, совершённое лицом, на котором лежала обязан­ность по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц;
  • статья 261, часть 1. Унич­тожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате или иными источниками повышенной опасности;
  • статья 261, часть 2. Уничтожение или повреж­дение лесных насаждений и иных насаждений путём поджога, иным общеопасным способом либо в ре­зультате загрязнения или иного негативного воздействия.

За совершение преступлений в области пожарной безопасности могут устанавливаться и применяться следующие уголовные наказания:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • исправительные работы;
  • ограниче­ние свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

В рамках гражданско-правовой (имущественной) ответ­ственности может быть предусмотрено возмещение материальных убытков или вреда, причиненного вследст­вие нарушения требований пожарной безопасности.

За несоблюдение противопожарного режима в России предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Последствия привлечения к ней имеют не только имущественный, но и личный неимущественный характер. Как не допустить негативных факторов нарушения требований пожарной безопасности? Кто ответственен за пожарную безопасность в случае заключения договора аренды и сколько времени есть на обжалование незаконных предписаний органов государственного пожарного надзора? На эти вопросы ответим в нашем обзоре.

Ответственность за несоблюдение норм пожарной безопасности на объектах защиты

Начнем издалека: каковы же источники ответственности за несоблюдение требований ПБ?

Пожарная безопасность, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон «О пожарной безопасности»), - это состояние защищенности личности, имущества и общества от пожара. Для сохранения этого состояния в государстве разработаны специальные технические и социальные условия, контролируемые уполномоченными органами.

Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции, имуществу, зданиям, сооружениям, транспорту, оборудованию) излагаются в Федеральном законе от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Статья 5 этого документа предусматривает существование на каждом объекте защиты систем обеспечения пожарной безопасности, среди которых:

    системы предотвращения пожара;

    системы противопожарной защиты;

    комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В сфере пожарной безопасности права и обязанности возникают не только у граждан, но также у физических лиц-предпринимателей, юридических лиц и их должностных лиц.

В частности, статья 37 Закона «О пожарной безопасности» обязывает руководителей организаций выполнять законные требования должностных лиц органов ГПН, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, вести соответствующую документацию, обучать своих работников, создавать и обеспечивать подразделения пожарной охраны.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, закрепленные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, на уполномоченных должностных лиц организации возлагают организацию производства и содержания территорий зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов для обеспечения пожарной безопасности.

Ответственность же за нарушение требований пожарной безопасности, согласно статье 38 Закона «О пожарной безопасности» возлагается на собственников имущества, его пользователей, ответственных за обеспечение ПБ и должностных лиц организаций в пределах их компетенции.

Нарушение государственного противопожарного режима приводит к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

В рамках дисциплинарной ответственности, согласно трудовому законодательству, работнику грозит замечание, выговор или увольнение.

Минимальная административная ответственность за правонарушения в этой сфере для должностного лица - 6–15 тыс. рублей, предпринимателя - 20–30 тыс. рублей, юридического лица - 150–200 тыс. рублей, эксперта при проведении аудита ПБ ненадлежащего качества или ложной оценки пожарного риска - 15–20 тыс. рублей, либо дисквалификация от года до 3-х лет. За халатность в отношении пожарной безопасности, повлекшую причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, в КоАП РФ для юридических лиц предусмотрен штраф от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей и приостановление деятельности.

Физические лица, ответственные за соблюдение требований пожарной безопасности, в случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей, согласно статье 291 Уголовного кодекса РФ, могут быть ограничены в свободе, направлены на принудительные работы и лишены свободы до 7 лет с запретом заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности.

В результате, ответственность за несоблюдение норм пожарной безопасности в организациях затрагивает и интересы предприятия (поскольку допускает существенные штрафы и приостановление деятельности для юридического лица) и интересы его руководителей (предполагает негативные личные имущественные и неимущественные последствия для физических лиц).

Ситуация усугубляется, когда лицо не имеет возможности лично контролировать противопожарный режим, например, принадлежащее на праве собственности помещение сдается во временное пользование организации, к которой лицо не имеет отношения. Как избавить себя от риска ответственности за нарушение ПБ в условиях предоставления недвижимости в аренду? Об этом пойдет речь ниже.

Арендодатель или арендатор: на кого и в каких случаях возлагается ответственность за нарушение требований пожарной безопасности?

Отношения, возникающие в условиях предоставления недвижимого имущества в аренду, регулируются Гражданским кодексом РФ. Согласно статье 606, имущество во временное пользование за плату передается от арендодателя нанимателю на основе договора аренды. По общему правилу, условия этого договора определяются сторонами в индивидуальном порядке. Гражданским кодексом императивно регулируются лишь существенные условия соглашения: его предмет (совокупность информации, позволяющей идентифицировать помещение) и размер арендной платы. Вопросы же возложения ответственности за пожарную безопасность законодательно в ранг существенных не возведены, соответственно, согласовываются в добровольном порядке. Принцип свободы договора, применяемый в гражданских правоотношениях, утверждает, что, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой закона, оно определяется обычаями, применимыми к отношениям сторон.

Таким образом, стороны договора аренды могут, но не обязаны определять субъекта и объем ответственности за пожарную безопасность в договоре.

С точки зрения, арендодателя, безусловно, выгоднее это условие выдвинуть в ранг существенного и закрепить в установленной форме. В такой ситуации положения статьи 38 Закона «О пожарной безопасности»:

«ответственным за нарушение требований пожарной безопасности (…) являются собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом»,

и нормы статьи 5 Технического регламента:

«собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты (…) на законном основании (…) должны в рамках реализации мер пожарной безопасности (…) разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности»

Именно он, соответственно, будет обязан обеспечивать полноту и достоверность сведений в декларации пожарной безопасности, и исполнять законные требования государственных инспекторов пожарного надзора.

Такое утверждение подкреплено судебной практикой. В частности, Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2006 года, подчеркнул, что существенным является то, кто именно (арендодатель или арендатор) взял на себя ответственность по обеспечению требований пожарной безопасности. Для иллюстрации Верховный Суд РФ привел закрепленное в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации обязательство по утверждению инструкции о мерах пожарной безопасности. Фактически, если эта инструкция утверждена руководителем арендатора, то он и ответственен за пожарную безопасность, и, соответственно, несет ответственность за ее нарушение.

Выявление нарушений требований пожарной безопасности органами государственного пожарного надзора

Выявление нарушений требований пожарной безопасности согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», возложено на государственных инспекторов по пожарному надзору уполномоченных государственных органов.

С 2016 года в России осуществляется реформа контрольно-надзорной деятельности. Она затрагивает, в том числе, и сферу пожарной безопасности. Реформа акцентирует внимание на профилактике как основном действующем механизме обеспечения противопожарного режима в стране. Внедрение риск-ориентированного подхода предполагает сокращение проверок субъектов хозяйствования (минимум на 30–50 %) за счет классификации их по уровню риска потенциального причинения вреда.

Риск-ориентированный подход предусматривает определение категории конкретного объекта по заранее установленным критериям и проведение плановых проверок с периодичностью, определенной для каждой категории. Так, например, для категории высокого риска установлена периодичность один раз в 3 года, а для категории умеренного риска - один раз в 10 лет. При этом, для объектов низкой категории риска плановые проверки не предусмотрены.

Проведение проверок субъектов хозяйствования регламентировано, в том числе, Административным регламентом исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года № 644. В этом документе определена четкая последовательность действий органов государственной власти при проведении проверки. В частности, закреплены такие полномочия:

    осуществлять анализ сведений по документам о правообладании объектом защиты;

    визуально осматривать помещения;

    отбирать образцы для исследования;

    опрашивать лиц;

    истребовать документы;

    проводить экспертизы.

Окончание проверки ознаменовывается составлением акта. В случае выявления нарушений требований пожарной безопасности проверяющий выдает предписание об устранении нарушений или предписание по устранению несоответствий. Предписание содержит сведения о правообладателе объекта защиты, перечень установленных нарушений и сроках их устранения. Невыполнение требований органов государственного пожарного надзора в установленный срок влечет привлечение лиц к ответственности, предусмотренной законом.

Возникает вопрос, как быть, если правообладатель не согласен с результатами проверки? Можно ли их обжаловать и какие последствия это будет иметь?

Обжалование предписания по устранению недостатков, обнаруженных при проверке ПБ в организации: порядок, сроки, приостановление исполнения предписания

Порядок осуществления проверок органами государственного пожарного надзора регламентируется также Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот документ тщательно регулирует отношения между органами государственного власти и субъектами хозяйствования во избежание нарушения прав последних.

Одним из возможных вариантов поведения юридического лица или предпринимателя в случае несогласия с результатами проверки и, соответственно, предписанием об устранении выявленных нарушений, закон называет возражение. Порядок реализации этой формы защиты уточнен в Административном регламенте. Пункты 128 и134 Административного регламента разъясняет, что для обжалования решения органа государственного пожарного надзора, необходимо в течение 15 дней с момента его принятия в письменном виде обратиться, на выбор:

    к руководителю органа, выдавшего распоряжение о проверке;

    к руководителю вышестоящего органа государственного пожарного надзора.

Срок рассмотрения такой жалобы - 15 рабочих дней со дня регистрации. Важно, что при обжаловании предписания в досудебном порядке, описанном выше, его действие не приостанавливается. Это означает, что выражение несогласия не убережет лицо от возможной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания органа государственного пожарного надзора, предусмотренной частью 12 статьи 19.5. КоАП РФ.

Второй возможный вариант поведения субъекта, несогласного с предписанием - обратиться в суд. Это закреплено, в частности, статьей 219 КоАП РФ. Судебная практика свидетельствует о том, что делать это необходимо в административном порядке. Срок такого обжалования - 3 месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, т.е. с даты ознакомления с предписанием. Преимуществом судебного обжалования является возможность суда, согласно части 2 статьи 85 КоАП РФ, приостановить действие оспариваемого решения.

Гарантия положительных результатов проверки состояния пожарной безопасности на объекте - полная готовность к ней. Важно иметь не только необходимую документацию и оборудование, но и обеспечить готовность персонала к правильным действиям в случае возникновения пожара. Один из возможных вариантов решения этой проблемы - обращение в коммерческую организацию, предоставляющую лицензированные услуги в сфере пожарной безопасности. Лидерами рынка в этой области являются компании, обеспечивающие комплексную безопасность объекта: они берут на себя ответственность за все процессы, начиная от проектирования систем пожарной охраны, заканчивая их обслуживанием и ремонтом.

Соблюдая закон, мы оберегаем себя от множества негативных последствий. Даже если мы не согласны с логикой установленных правовых положений, их следует исполнять. Законы совершенствуются, и мы - вместе с ними. Попытки саботажа, как показывает опыт, заканчиваются плачевно. Поэтому, вместо того, чтобы сгоряча вступать в разбирательства или игнорировать законодательство, следует подумать о том, что мы реально можем сделать для того, чтобы защитить себя и общество от разрушительных пожаров.

Альянс «Комплексная безопасность» работает на российском рынке с 2000 года. За это время компания заработала позитивную репутацию среди многих клиентов крупного, среднего и малого бизнеса. Альянс специализируется на проектировании, монтаже и техническом обслуживании систем противопожарной защиты. Приоритетными направлениями деятельности компании также являются технический аудит, подготовка объектов защиты к взаимодействию с контролирующими органами, тендерное сопровождение объектов, бюджетирование, в том числе, на стадии технико-экономических обоснований.

Сегодня ответственность за нарушение требований, правил пожарной безопасности применяется в отношении виновных лиц. Она имеет несколько разновидностей. Какие виды ответственности известны в настоящее время? Что они собой представляют и какие подводные камни содержат?

На эти и другие интересные вопросы можно отыскать ответы в процессе ознакомления с материалами данной статьи.

Общие положения

Для начала необходимо отметить, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности по действующему законодательству несут следующие лица:

  • Владельцы имущественных комплексов.
  • Руководство органов федерального значения исполнительной власти.
  • Руководство государственных органов самоуправления местного предназначения.
  • Лица, которые уполномочены владеть, распоряжаться или пользоваться имущественными комплексами. Необходимо дополнить, что сюда же относится руководство структур.
  • Лица, которые в определенном законодательством порядке назначены ответственными за организацию пожарной безопасности.
  • Определенные должностные лица в рамках их компетенции.

Немаловажные нюансы

Лица, на которых может возлагаться ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а также за правонарушения иного типа в плане безопасности при пожаре привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности. Важно отметить, что соответствующий процесс производится строго по действующему российскому законодательству.

Кстати, средства, вырученные от использования штрафных санкций в сфере безопасности при пожаре, распределяются следующим образом:

  • Пятьдесят процентов общей суммы направляется в бюджет федерального уровня.
  • Пятьдесят процентов общей суммы направляется в местные бюджеты в соответствии с местом нахождения органа, который принял решение по поводу наложения штрафа.

Ответственность в организации

Итак, ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности на предприятии - не что иное, как правовая сторона организации безопасности при пожаре на производстве и в структурах. Как выяснилось, она предполагает привлечение виновных граждан и иных лиц к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение или же неисполнение требований и правил безопасности. Другими словами, нести наказание за халатное и наплевательское отношение в отношении мер предосторожности в сфере безопасности при пожаре может как руководство организации, так и любой ее сотрудник.

Дисциплинарное взыскание

Нарушение требований пожарной безопасности нередко наказывается дисциплинарным взысканием. Последнее, так или иначе, возлагается на сотрудника (должностное лицо) нанимателем. Важно отметить, что в строгом порядке на этом работнике должны лежать обязанности, связанные с соблюдением данных требований и правил по заключенному ранее трудовому договору в соответствии со статьей 192 российского Трудового кодекса.

За нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ответственность дисциплинарного, административного либо уголовного характера. Однако на какие разновидности подразделяется дисциплинарное взыскание, рассматриваемое в данной главе? Так, стоит выделить следующие пункты:

  • Выговор работнику, который провинился в области организации пожарной безопасности в структуре.
  • Замечание провинившемуся в сфере организации пожарной безопасности.
  • Увольнение сотрудника тогда, когда на это есть соответствующие основания.

Административный тип наказания

Для начала необходимо отметить, что ответственность работников за нарушение требований пожарной безопасности в виде административного наказания применяется строго по кодексу РФ, содержание которого связано с административными правонарушениями (от 30.12.2010). Административное наказание положено за противоправное действие (в некоторых случаях актуальным в соответствии с данной темой становится бездействие) юридического или физического лица.

Разновидности административных наказаний

Необходимо помнить, что рассматриваемой разновидности ответственности в любом случае полежит должностное лицо той или иной структуры по причине невыполнения или ненадлежащего выполнения собственных обязанностей служебной направленности. Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть разных видов:

  • Предупреждение провинившемуся работнику в сфере организации пожарной безопасности.
  • Административный штраф, который сотрудник обязуется выплатить в течение конкретного временного периода.
  • Лишение виновного специального права, которым наделяется физическое лицо.
  • Административный арест сотрудника, который не выполнил вовсе или же выполнил, однако ненадлежащим образом собственные служебные обязанности, связанные с организацией пожарной безопасности в структуре.
  • Дисквалификация провинившегося работника.
  • Административное приостановление экономической деятельности юридического либо физического лица.

Вот такие есть административные виды ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, но кто должен контролировать соблюдение всех предписанных правил?

Ответственность органов пожарного контроля

Важно отметить, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут также должностные лица, осуществляющие служебную деятельность в государственных органах, которые занимаются реализацией пожарного надзора.

Они могут быть привлечены к административному наказанию в следующих ситуациях:

  • Нарушение правил безопасности, которое привело к возникновению пожара, однако тяжкий вред человеческому здоровью причинен не был.
  • Выдача тому или иному лицу сертификата соответствия на продукт, который не соответствует нормам пожарной безопасности.
  • Оказание услуг или реализация продукции, которая в любом случае подлежит обязательной процедуре сертификации в сфере безопасности при пожаре, без необходимого сертификата соответствия.

Что же еще?

Помимо вышеперечисленных пунктов, важно знать следующие нюансы, в соответствии с которыми должностные лица структур государственного значения могут понести ответственность за нарушение требований и правил пожарной безопасности:

  • Несанкционированное перекрытие проезда к зданию или сооружению, установленному для пожарной техники и машин.
  • Разработка и последующее утверждение схемы (плана) расположения мест для осуществления торговой деятельности на рынке розничного типа без должного согласования с определенными органами. Последние уполномочены контролировать проведение мероприятий, связанных с организацией пожарной безопасности. Также должны дать разрешение государственные органы по надзору и контролю в области организации санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты потребительских прав.

  • Неповиновение законному требованию либо распоряжению со стороны должностного лица того органа, который занимается реализацией контроля (надзора) со стороны государства. Сюда же относится и препятствие реализации приведенным должностным лицом служебных обязанностей.

Дополнительные ситуации

Для должностных лиц государственных органов, занимающихся обеспечением пожарного контроля (надзора) над нарушением требований пожарной безопасности, предусмотрена ответственность административного типа в таких случаях:

  • Неисполнение в определенный срок предписания законного характера (представления, постановления, решения) должностного лица (органа), которое занимается реализацией контроля (надзора) со стороны государства в сфере организации пожарной безопасности, по поводу устранения нарушений законодательства.
  • Нарушение правил технических регламентов, а также требований государственных нормативов и стандартов, которые обязательны при поставке (реализации), эксплуатации (применении), хранении, утилизации или транспортировании продукции. Сюда же относится и уклонение от представления продукта, документации или информации, необходимой для осуществления надзора или контроля со стороны государства.

Последний момент

Важно отметить, что ответственность руководителей за нарушение требований пожарной безопасности в виде административного наказания предусматривается за реализацию сертифицированного продукта, который не отвечает требованиям нормативной документации, в соответствии которой он сертифицирован. Сюда же относится и ситуация, когда реализация (продажа) сертифицированного продукта происходит без декларации по поводу соответствия (еще ее называют сертификатом соответствия), без знака о соответствии или даже без указания информации в сертификации в технических документах сопроводительного характера.

Уголовное наказание

На сегодняшний день несколько реже, чем дисциплинарная и административная, применяется уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Так, уголовное наказание в отношении должностных лиц, предусмотренное за нарушение таких правил, в соответствии с постановлениями статьи 219 российского Уголовного кодекса, предполагается в следующих ситуациях:

  • Нарушение действующих правил пожарной безопасности, совершенное физическим либо юридическим лицом, которое несло обязанность, связанную с их соблюдением тогда, когда это повлекло за собой причинение тяжкого вреда человеческому здоровью по неосторожности.
  • Нарушение актуальных требований пожарной безопасности, совершенное юридическим либо физическим лицом, на котором лежала обязанность, касающаяся их соблюдения тогда, когда это повлекло за собой смерть человека по неосторожности.
  • Деяние, которое предусматривается частью первой статьи 219 Уголовного кодекса РФ, повлекшее смерть двух и более физических лиц по неосторожности, наказывается посредством лишения свободы сроком до семи лет включительно.

Повреждение имущественных комплексов

Важно отметить, что на сегодняшний день повреждение или же уничтожение чужих имущественных комплексов тогда, когда соответствующие деяния влекут за собой причинение существенного ущерба, наказывается посредством штрафных санкций. Так, назначается штраф в размере до 40 000 рублей или же в размере зарплаты (другого легального дохода) провинившегося за период, не превышающий трех месяцев. Кстати, хорошей альтернативой на сегодняшний день служат обязательные работы сроком от 100 до 180 часов либо исправительные работы сроком от 1 года. Помимо этого, иногда применяется и арест сроком до 3 месяцев, а также лишение свободы сроком до 2 лет в соответствии с федеральным законодательным актом от 8 декабря 2003 года.

Приведенные выше деяния, которые были совершены из хулиганских побуждений (посредством взрыва, поджога либо иных опасных для общества методов), повлекли за собой смерть человека или другие тяжкие последствия по неосторожности, в соответствии с действующим законодательством наказываются лишением свободы сроком до 5 лет.

Заключение

При подведении итогов важно отметить, что, к большому сожалению, на сегодняшний день нарушение правил и требований пожарной безопасности в организации либо на предприятии - далеко не редкость. Как правило, практика показывает лишь наличие минимальных нарушений, тем не менее следует помнить, что даже малейшие, незначительные несоответствия или недочеты в исполнении требований пожарной безопасности могут послужить причиной масштабного и всепоглощающего пожара. Последний, насколько всем известно, влечет за собой потерю или нанесение вреда имущественным комплексам, а также, что самое страшное, нередко приносит человеческие жертвы. Именно поэтому необходимо знать не только виды ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, но и последствия, а также методы их предупреждения.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ