Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Время от начала развития пожара мин. Возможная обстановка пожара Q тр л/с Введено приборов на тушение и защиту Q ф л/с Рекомендации РТП
ИТС-50-8 DF ПЛС ГПС СВП
11мин Прибытие 1-го подразделения пожарной охраны, S п = 28,26 м 2 , происходит горение припаркованных автомобилей на парковке, высокая температура и сильное задымление по всей площади парковки. Необходимость первоочередных действий- спасение, эвакуация людей с парковки, защита путей эвакуации. 2,82 1. Решающее направление – спасание, эвакуацию людей и защита путей эвакуации. 2. По прибытию: подтвердить ранг пожара №2, организовать разведку пожара. 3. Разведку имеющегося пожара проводить по всем направлениям возможным для движения на парковке. 4. Установить: число людей находящихся на момент пожара на парковке, вести их учет при эвакуации (назначить ответственного из числа нач.состава) 5. Обеспечить полное или частичное отключение от всех имеющихся энергетических ресурсов. 6. Получить наряд-допуск после отключения электроэнергии. 7. Вызвать к месту пожара 03, ГОРЭНЕРГО, полицию, ГИБДД. 8. Установить АЦ на ПГ, проложить магистральную линию 9. На всех участках работ организовать тщательное наблюдение за состоянием строительных конструкций. 10. При тушении пожара использовать звенья ГДЗС, организовать посты безопасности. 11. Организовать взаимодействие с руководством парковки по эвакуации транспортных средств. 12. Проверить лифты на наличие людей. 13. Задействовать систему дымоудаления дома, в случае её полного отказа использовать турбовентиляторы СПСЧ и вызватьАД-90 29-ПСЧ для удаления дыма и ли подпора воздуха на уровнях стоянки. 14. В случае полного отключения дома от электроэнергии насосы-повысители внутреннего противопожарного водоснабжения также будут отключены.
19 мин Прибытие последнего подразделения по №2. Локализация S п = 78,5 м 2 7,85 35,24 15. Создать 2 участка тушения пожара (УТП): 1 й – спасение, эвакуация людей, эвакуация транспортных средств, проверка уровней парковки 2 й - тушение пожара, защита соседних автомобилей, защита перекрытий 16. Установить отделение 32-ПСЧ на ПГ, проложить магистральную линию. 17. Установить отделение 27-ПСЧ на ПГ, проложить 2 магистральную линию. 18. Организовать тушение пожара: звеньями ГДЗС подать 5 стволов ГПС-600 на пути распространения огня. 19. На защиту автотранспортных средств - 2ствола «Б». 20. На защиту перекрытий - 1ствол «Б». 21. Для удаления дыма парковки установить турбовентиляторы СПСЧ.
25 мин Ликвидация 7,85 35,24

Сводная таблица расчета сил и средств для тушения пожара

Вариант тушения Прогноз развития пожа­ра (площадь пожара, фронт пожара линейная скорость распростране­ния, площадь тушения, объем тушения и т.п.) Требуемый расход огнетушащих веществ, л/с м 2 Количество приборов подачи огне­тушащих веществ, шт. Необходимый запас ог­нетушащих веществ, л/с Количество пожарных машин, основ­ных/специальных, шт. Предельные расстояния для подачи воды, м Численность личного состава, количество звеньев ГДЗС чел/шт.
S п =78,5 м. 2 V л = 1 м/мин I т тр = 0,1 л/м 2 *сек 7,85 2 ГПС-600 3«ИТС-50-8» W по =1296 W воды т=63432 Q ф 35,24л/с < Q п/п вод 110 л/с 8 осн. 9 спец. 70-150 70 чел., 9 звеньев ГДЗС-36чел.

1. В пути следования передать характеристику объекта.

2. По прибытии на пожар: подтвердить ранг пожара №2, вызвать к месту пожара 03, ГОРЭНЕРГО, полицию, ГИБДД.

4. Оказать помощь пострадавшим и организовать отправку пострадавших в больницы на машинах скорой помощи.

5. Необходимо немедленно установить связь с руководством объекта.

6. Уточнить, какие меры уже приняты по эвакуации людей и имущества (автотранспортных средств).

7. При проведении спасания людей использовать эвакуационные выходы, вести учет эвакуированных людей.

8. Отключение электроэнергии согласовать с руководством объекта, получить допуск на тушение пожара.

9. Разведку имеющегося пожара проводить по всем направлениям возможным для движения на этажах, все работы производить в СИЗОД.

10. Проверить лифты на наличие людей.

11. Определить приборы и способы подачи огнетушащих средств.

12. Организовать штаб пожаротушения (разместить у дома), включить в него представителей объекта.

13. Назначить ответственного за ОТ и начальников УТП, обеспечив расстановку сил и средств на позициях

14. В холодное время эвакуированных людей разместить в соседних жилых домах ул. Горная д. 2а и ул. Горная д. 6.

15. При тушении парковки для защиты личного состава применять теплоотражательные костюмы.

16. Для удаления дыма установить турбовентиляторы СПСЧ.

17. При возможности и необходимости использовать сухотрубы и ВПК, учесть что в ПК установлена полугайка на 66 мм.

1. Оперативный штаб расположить перед парковкой.

2. Для организации связи на пожаре использовать АСО.

3. Работающим переносным радиостанциям на пожаре перейти на 18 канал. Для оповещения людей на пожаре использовать громкоговорители АСО СПСЧ, мегафоны и СГУ пожарных автомобилей.

4. В состав оперативного штаба включить руководство объекта. При необходимости через ДДС-01 г. Н.Новгорода вызвать аварийную бригаду Нагорного водопроводного участка водоканала, аварийную бригаду электросетей (Горэнерго), экипажи ГИБДД, полицию, скорую помощь.

5. Готовить и своевременно вносить РТП предложения по организации тушения пожара, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств.

6. Доводить указания РТП до участников тушения пожара.

7. Своевременно докладывать РТП и старшему диспетчеру гарнизона оперативную обстановку на пожаре.

8. В холодное время эвакуированных людей разместить в соседних жилых домах по ул. Горная.

1. Провести разведку водоисточников, находящихся рядом, обеспечить бесперебойную подачу огнетушащих средств к месту пожара.

Пожарная тактика – совокупность боевых действий по организации усилий подразделений пожарной охраны для успешной в тех размерах, который он принял к моменту прибытия пожарных подразделений, и по спасанию людей в случае угрозы для их жизни.

Задачи обучения:

  • приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения боевых действий при пожарах,
  • подготовка личного состава к умелым и отлаженным действиям в составе отделения, караула,
  • совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению боевыми действиями на пожаре.

Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:

  • на межрегиональном уровне – федеральными органами государственной власти;
  • на территориальном и местном уровнях – соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке и на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Организация тушения пожаров предусматривает организационные мероприятия, направленные на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.

К таким мероприятиям можно отнести:

  • создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими веществами;
  • организация связи и взаимодействия между пожарными подразделениями и службами жизнедеятельности города (области).
  • разработка оперативных документов службы, подготовки и пожаротушения;
  • поддержание высокой боевой готовности подразделений;
  • материально-техническое обеспечение пожарных подразделений.

Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым боевым действиям, но и в результате осуществления мероприятий,

предусмотренных системой организации. Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и населенных пунктах направлены на своевременно прибытие пожарных подразделений к месту пожара и введение в действии огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружения подтверждают, что влияние фактора времени все больше возрастает. При создании подразделений учитывают размеры города, численность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пункта.

Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной ликвидации пожара (обеспечение водой, и сигнализации, сооружениям и водоисточникам, и разрывов и т.п.) выполняется в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также . Разрабатывая организационные мероприятия тушения пожаров, важно создать условия, позволяющие первому пожарному подразделению прибыть на место вызова и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения требуется минимальные силы и средства. Время от момента обнаружения до начала тушения, т.е. время свободного (τсв) развития пожара (мин) можно определить по формуле:

где τобн – время с момента возникновения пожара до его обнаружения, мин; τсл –время следования на пожар, мин; τбр – время боевого развертывания, мин.

Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения пожаров, борьба за уменьшение каждого из них – повседневная задача подразделений пожарной охраны. Согласно требованиям строительных норм и правил (СНиП) и Уставов пожарной охраны, число пожарных частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования пожарной части в районе выезде не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть сможет прибыть на пожар в течение 8-10 минут с момента вызова.

Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара, на самом удаленном расстоянии от пожарной части. Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движения автотранспорта из года в года снижается, поэтому при одном и том же радиусе выезда время прибытия к месту пожара возрастает. Уже в 90-х годах средняя скорость движения пожарных автомобилей составила в городах до 30 км/ч, в сельской местности – до 40 км/ч.

Тенденция снижения скорости будет иметь место и далее, поэтому радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 минут для первого подразделения пожарной охраны. Если учесть, что какой-то промежуток времени будет затрачен на боевое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 минут в самых идеальных случаях, а в остальных – больше, поэтому более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, а не радиус обслуживания.

Количество основных и специальных пожарных автомобилей в дежурном карауле пожарной части зависит от особенностей района (объекта). В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-15%) составляют автонасосы, т.е. в боевом расчете караула одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономически оправдан, т.к. большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10% с участием автонасосов или с установкой автоцистерн на водоисточник.

Имеются районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно прибыть согласно . В этом случае создаются отдельные посты (караулы), обслуживающие отдельные участки в районе выезда пожарной части.

Особенности города, района или объекта регламентируют количество и вид специальных автомобилей. Например, пожарными и коленчатыми подъемниками снабжают части, в районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета, примерно, одна лестница на каждые 50 тыс. человек населения. Как правило, одна автолестница приходится на две пожарные части.

Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областях и республиканских центрах или пожароопасных объектах.

Пожарные подразделения по охране объектов организуются исходя из хозяйственного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных частей по охране объектов нормируется от 2 до 4 км в зависимости от категории пожарной опасности технологического процесса, .

Проведение аварийно спасательных работ

Проведение аварийно-спасательных работ – неотложные действия пожарных и аварийно-спасательных расчетов по спасанию людей на пожарах, других ЧС и представляет собой совокупность мер по перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов или защите людей от их вторичных проявлений, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, а также эвакуации имущества.

АСР характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и предельным напряжением сил всего личного состава. Они проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до стабилизации положения. Это обеспечивается высокой готовностью подразделений, высокой выучкой и психологической стойкостью, устойчивым и непрерывным управлением подчиненными подразделениями и приданными формированиями и всесторонним их обеспечением.

Что включает в себя АСР

  • поиск людей и перемещение их из поврежденных и горящих зданий (сооружений, транспортных средств), загазованных, задымленных и затопленных помещений или завалов, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.
  • вскрытие разрушенных, поврежденных или заваленных помещений и спасение находящихся в них людей;
  • вскрытие поврежденных корпусов (кузовов, фюзеляжей) транспортных средств и спасение находящихся в них людей;
  • подача воздуха в заваленные помещения для обеспечения жизни находящихся там людей;
  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
  • организацию эвакуации материальных ценностей из опасной зоны;
  • укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению работ.

Место и способ проведения АСР, обеспечивающий наибольшую безопасность, должны определяться в каждом конкретном случае по данным разведки, в зависимости от состояния спасаемых людей, типа объекта, состояние инженерного оборудования и коммуникаций, свойств обращающихся в них продуктов производства, а также состояния основных и запасных путей эвакуации и технической оснащенности объекта системами оповещения, аварийного освещения, дымоудаления, характера завала и тактико-технических возможностей пожарных (пожарно-спасательных) подразделений.

АСР осуществляются по указанию РТП (РАСР).

Спасение людей организуется и проводится в том случае, если:

  • людям угрожает огонь, высокая температура, опасность взрыва или обрушения конструкций, либо помещения где они находятся, заполнены дымом (токсичными продуктами горения и разложения веществ и материалов) или другими опасными газами;
  • люди не могут самостоятельно покинуть опасные места при пожаре или другой ЧС;
  • имеется угроза распространения огня, дыма, АХОВ по путям эвакуации;
  • предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ и составов.

Основные способы спасения людей и имущества

  • перемещение их, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств, в безопасное место;
  • защита их от воздействия и их вторичных проявлений.
  • Для спасения людей выбираются наиболее безопасные пути и способы. Такими путями могут быть:
  • основные входы и выходы;
  • запасные выходы;
  • оконные проемы и балконы с использованием технических средств;
  • люки если через них можно выйти в безопасную зону;
  • проемы проделываемые в строительных конструкциях зданий, (сооружений) и корпусах (кузовах, фюзеляжах) транспортных средств для перемещения пострадавших.

Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара или проведения АСР, а также состояния пострадавших посредством:

  • организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;
  • вывода или выноса их из опасной зоны.

Защита спасаемых людей от воздействия опасных факторов пожара, аварии, катастроф и стихийных бедствий природного и техногенного характера осуществляется в процессе их перемещения в безопасное место, а также при невозможности осуществления такого перемещения.

Указанная защита должна осуществляться с использованием возможно более эффективных средств и приемов, в том числе с применением средств защиты органов дыхания, посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.

При спасении людей с верхних этажах зданий с разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются следующие основные средства:

  • автолестницы, автоподъемники и другие машины;
  • стационарные и ручные пожарные лестницы;
  • спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы; индивидуальные спасательные устройства и т.д.);
  • средства защиты органов дыхания;
  • аварийно-спасательное оборудование и устройства;

В исключительных случаях для ведения спасательных работ допускается:

  • изготовление и установка подвесных или приставных лестниц, трапов, переходов;
  • использование надувных и амортизирующих устройств.

Спасение людей и имущества на пожаре при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими основными (главными) действиями.

Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасения людей, другие основные действия не ведутся или приостанавливаются.

Реализацию жизненно важных интересов в области защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера призвана осуществлять составная часть системы общественной безопасности России – Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она была образована в целях объединения усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

К силам РСЧС относятся

  • силы МЧС России, включающие в себя Центроспас и ПСС, соединения и воинские части системы ГО;
  • аварийно-спасательные формирования(АСФ) министерств и ведомств РФ;
  • части и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России;
  • специально подготовленные подразделения Вооруженных Сил РФ, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС;
  • учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).

Тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;..."

Источник:

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Организация тушения пожаров" в других словарях:

    Кимстач, Игорь Фотиевич - Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

    Управление государственной противопожарной службы Москвы - УГПС Москвы государственное учреждение МЧС России, возглавляющее систему Государственной противопожарной службы Москвы. На Управление в пределах компетенции, установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, возложены… … Словарь черезвычайных ситуаций

    установка - 4.3 установка: Совокупность взаимосвязанных образцов ТС или систем, смонтированных для выполнения конкретной задачи в установленном месте. Источник …

    время - 3.3.4 время tE (time tE): время нагрева начальным пусковым переменным током IА обмотки ротора или статора от температуры, достигаемой в номинальном режиме работы, до допустимой температуры при максимальной температуре окружающей среды. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Пожарная охрана - Пожарные борются с пожаром … Википедия

    Частная пожарная охрана - Автомобиль группы компаний «Falck» в Польше Частная пожарная охрана вид пожарной охраны. Содержание … Википедия

    Основные - 1. Основные положения системы сельской телефонной связи. М., ЦНИИС, 1974. 145 с. Источник: Руководство: Руководство по проектированию сети электросвязи в сельской местности 16. Основные положения по учету труда и заработной платы в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ВОДОСНАБЖЕНИЕ - ВОДОСНАБЖЕНИЕ. I. Водоснабжение населенных мест. Цель и назначение водоснабжения. В. организованное и регулярное доставление массовому потребителю воды установл. качества и в определенном количестве, обеспечивающем с той или иной полнотой… … Большая медицинская энциклопедия

    Природные пожары в России в 2010 году - Природные пожары в России (2010) Дым над Европейской Россией 4 августа 2010 … Википедия


п.п.
Учебные вопросы Вре
мя
мин.
Содержание учебного вопроса
1 2 3 4
1. Подготовительная
часть.
5
мин
Проверка наличия всего личного состава; объявление темы и целей
занятия.
2.
2.1
Основная часть.
Предмет, цели и
задачи курса
«Основы
организации
тушения
пожаров и
проведения
аварийно
спасательных
работ». Место
пожарной
тактики в
обеспечении
пожарной
безопасности.
Организация с
учетом
требований
нормативных
актов и
руководящих
документов,
уровня
пожарной
безопасности
охраняемого
района (объекта)
и готовности
подразделения,
пожарно -
тактической
подготовки в
новом учебном
году и её
содержание.
80
мин
40
мин
Пожарная тактика – совокупность боевых действий по
организации усилий подразделений пожарной охраны для
успешной ликвидации пожара в тех размерах, который он принял
к моменту прибытия пожарных подразделений, и по спасанию
людей в случае угрозы для их жизни.
Задачи обучения:
- приобретение личным составом подразделений ГПС и
совершенствование навыков ведения боевых действий при
пожарах,
- подготовка личного состава к умелым и отлаженным
действиям в составе отделения, караула,
совершенствование пожарно-тактических знаний и
практических навыков начальствующего состава подразделений
ГПС по управлению боевыми действиями на пожаре.
Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной
охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.
Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров
определяется Государственной противопожарной службой и
утверждается:
· на межрегиональном уровне - федеральными органами
государственной власти;
· на территориальном и местном уровнях - соответственно
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и
участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке и на
безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации.
Организация тушения пожаров предусматривает организационные
мероприятия, направленные на обеспечение условий для успешных
боевых действий по тушению пожаров.
К таким мероприятиям можно отнести:
· создание подразделений пожарной охраны, оснащение их
техникой и огнетушащими веществами;
· организация связи и взаимодействия между пожарными
подразделениями и службами жизнедеятельности города (области).
· разработка оперативных документов службы, подготовки и
пожаротушения;
· поддержание высокой боевой готовности подразделений;
· материально-техническое обеспечение пожарных подразделений.
Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря
активным и умелым боевым действиям, но и в результате
осуществления мероприятий,
предусмотренных системой организации. Все мероприятия по
организации тушения пожаров в городах и населенных пунктах
направлены на своевременно прибытие пожарных подразделений к
месту пожара и введение в действии огнетушащих средств. Пожары в
современных зданиях и сооружения подтверждают, что влияние фактора
времени все больше возрастает. При создании подразделений
учитывают размеры города, численность населения, пожарную
опасность объектов, особенности застройки и планировки города,
населенного пункта.
Пожарно-профилактические мероприятия, способствующие успешной
ликвидации пожара (обеспечение водой, средствами связи, и
сигнализации, проездами и подъездами к зданиям, сооружениям и
водоисточникам, устройство противопожарных зон, преград и разрывов
и т.п.) выполняется в процессе строительства и эксплуатации зданий и
сооружений в соответствии с действующими СНиП, а также Правилами
пожарной безопасности. Разрабатывая организационные мероприятия
тушения пожаров, важно создать условия, позволяющие первому
пожарному подразделению прибыть на место вызова и ввести средства
тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горения
требуется минимальные силы и средства. Время от момента
обнаружения до начала тушения, т.е. время свободного (τсв) развития
пожара (мин) можно определить по формуле:
(6.1)
где τобн – время с момента возникновения пожара до его
обнаружения, мин; τсл –время следования на пожар, мин; τбр – время
боевого развертывания, мин.
Все временные значения имеют прямую связь с организацией тушения
пожаров, борьба за уменьшение каждого из них - повседневная задача
подразделений пожарной охраны. Согласно требованиям строительных
норм и правил (СНиП) и Уставов пожарной охраны, число пожарных
частей в городе определяется с учетом того, чтобы путь следования
пожарной части в районе выезде не превышал 5 км, при таком
размещении пожарная часть сможет прибыть на пожар в течение 8-10
минут с момента вызова.
Радиус обслуживания одной пожарной части может определяться и по
времени прибытия к месту пожара, на самом удаленном расстоянии от
пожарной части. Это особенно важно в крупных городах, где средняя
скорость движения автотранспорта из года в года снижается, поэтому
при одном и том же радиусе выезда время прибытия к месту пожара
возрастает. Уже в 90-х годах средняя скорость движения пожарных
автомобилей составила в городах до 30 км/ч, в сельской местности – до
40 км/ч.
Тенденция снижения скорости будет иметь место и далее, поэтому
радиус обслуживания целесообразно определять исходя из времени
прибытия, которое должно составлять 8-10 минут для первого
подразделения пожарной охраны. Если учесть, что какой-то промежуток
времени будет затрачен на боевое развертывание, то силы и средства
будут введены на тушение только через 10-15 минут в самых идеальных
случаях, а в остальных - больше, поэтому более целесообразно
нормировать время прибытия на пожар, а не радиус обслуживания.
Количество основных и специальных пожарных автомобилей в
дежурном карауле пожарной части зависит от особенностей района
(объекта). В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в
основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-
15%) составляют автонасосы, т.е. в боевом расчете караула
одновременно находится в основном два отделения на автоцистернах.
Такой подход экономически оправдан, т.к. большинство пожаров тушат
от автоцистерн и только около 10% с участием автонасосов или с
установкой автоцистерн на водоисточник.
Имеются районы выезда, куда пожарная часть не может своевременно
прибыть. В этом случае создаются отдельные посты (караулы),
обслуживающие отдельные участки в районе выезда пожарной части.
Особенности города, района или объекта регламентируют количество
и вид специальных автомобилей. Например, пожарными
автолестницами и коленчатыми подъемниками снабжают части, в
районе выезда которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета,
примерно, одна лестница на каждые 50 тыс. человек населения. Как
правило, одна автолестница приходится на две пожарные части.
Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями,
автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в
боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областях и
республиканских центрах или пожароопасных объектах.
Пожарные подразделения по охране объектов организуются исходя из
хозяйственного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных
частей по охране объектов нормируется от 2 до 4 км в зависимости от
категории пожарной опасности технологического процесса,
огнестойкости зданий и сооружений.
Проведение аварийно–спасательных работ
Проведение аварийно-спасательных работ - неотложные действия
пожарных и аварийно-спасательных расчетов по спасанию людей
на пожарах, других ЧС и представляет собой совокупность мер по
перемещению людей из зоны воздействия опасных факторов или
защите людей от их вторичных проявлений, оказанию первой
медицинской помощи пострадавшим, а также эвакуации
имущества.
АСР характеризуются большим объемом и ограниченностью
времени на их проведение, сложностью обстановки и
предельным напряжением сил всего личного состава. Они
проводятся непрерывно днем и ночью, в любую погоду до
стабилизации положения. Это обеспечивается высокой
готовностью подразделений, высокой выучкой и
психологической стойкостью, устойчивым и непрерывным
управлением подчиненными подразделениями и приданными
формированиями и всесторонним их обеспечением.
АСР включают в себя:
поиск людей и перемещение их из поврежденных и горящих
зданий (сооружений, транспортных средств), загазованных,
задымленных и затопленных помещений или завалов, при
необходимости, с осуществлением мероприятий по
предотвращению паники.
вскрытие разрушенных, поврежденных или заваленных
помещений и спасение находящихся в них людей;
вскрытие поврежденных корпусов (кузовов, фюзеляжей)
транспортных средств и спасение находящихся в них людей;
подача воздуха в заваленные помещения для обеспечения
жизни находящихся там людей;
оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
организацию эвакуации материальных ценностей из опасной
зоны;
укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений,
угрожающих обвалом и препятствующих безопасному
проведению работ.
Место и способ проведения АСР, обеспечивающий
наибольшую безопасность, должны определяться в каждом
конкретном случае по данным разведки, в зависимости от
состояния спасаемых людей, типа объекта, состояние
инженерного оборудования и коммуникаций, свойств
обращающихся в них продуктов производства, а также состояния
основных и запасных путей эвакуации и технической
оснащенности объекта системами оповещения, аварийного
освещения, дымоудаления, характера завала и тактико-
технических возможностей пожарных (пожарно-спасательных)
подразделений.
2.2 Государственная
противопожарна
я служба МЧС
России –
функциональная
подсистема
Российской
системы
предупреждения
и действий в
чрезвычайных
ситуациях
(РСЧС). Цели,
задачи и
функции
подсистемы
РСЧС.
40
мин.
АСР осуществляются по указанию РТП (РАСР).
Спасение людей организуется и проводится в том случае,
если:
людям угрожает огонь, высокая температура, опасность
взрыва или обрушения конструкций, либо помещения где они
находятся, заполнены дымом (токсичными продуктами горения и
разложения веществ и материалов) или другими опасными газами;
люди не могут самостоятельно покинуть опасные места при
пожаре или другой ЧС;
имеется угроза распространения огня, дыма, АХОВ по путям
эвакуации;
предусматривается применение опасных для жизни людей
огнетушащих веществ и составов.
Основными способами спасения людей и имущества
являются:
перемещение их, в том числе спуск или подъем с
использованием специальных технических средств, в безопасное
место;
защита их от воздействия опасных факторов и их вторичных
проявлений.
Для спасения людей выбираются наиболее безопасные пути
и способы. Такими путями могут быть:
основные входы и выходы;
запасные выходы;
оконные проемы и балконы с использованием технических
средств;
люки если через них можно выйти в безопасную зону;
проемы проделываемые в строительных конструкциях
зданий, (сооружений) и корпусах (кузовах, фюзеляжах)
транспортных средств для перемещения пострадавших.
Перемещение спасаемых людей в безопасное место
осуществляется с учетом условий тушения пожара или
проведения АСР, а также состояния пострадавших посредством:
организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;
вывода или выноса их из опасной зоны.
Защита спасаемых людей от воздействия опасных факторов
пожара, аварии, катастроф и стихийных бедствий природного и
техногенного характера осуществляется в процессе их
перемещения в безопасное место, а также при невозможности
осуществления такого перемещения.
Указанная защита должна осуществляться с использованием
возможно более эффективных средств и приемов, в том числе с
применением средств защиты органов дыхания, посредством
подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты)
конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в
помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или
воспламенения веществ и материалов.
При спасении людей с верхних этажах зданий с
разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными
клетками применяются следующие основные средства:
автолестницы, автоподъемники и другие машины;
стационарные и ручные пожарные лестницы;
спасательные устройства (спасательные рукава, веревки,
трапы; индивидуальные спасательные устройства и т.д.);
средства защиты органов дыхания;
аварийно-спасательное оборудование и устройства;
летательные аппараты;
В исключительных случаях для ведения спасательных
работ допускается:
изготовление и установка подвесных или приставных
лестниц, трапов, переходов;
использование надувных и амортизирующих устройств.
Спасение людей и имущества на пожаре при достаточном
количестве сил и средств проводится одновременно с другими
основными (главными) действиями.
Если сил и средств недостаточно, то они используются только
для спасения людей, другие основные действия не ведутся или
приостанавливаются.
Реализацию жизненно важных интересов в области защиты
населения и территорий от ЧС природного, техногенного,
эпидемиологического и социального характера призвана
осуществлять составная часть системы общественной
безопасности России - Единая государственная система
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций (РСЧС). Она была образована в целях объединения
усилий федеральных и региональных органов исполнительной
власти, а также их сил и средств в деле предупреждения и
ликвидации последствий ЧС.
К силам РСЧС относятся:
- силы МЧС России, включающие в себя Центроспас и
ПСС, соединения и воинские части системы ГО;
- аварийно-спасательные формирования(АСФ)
министерств и ведомств РФ;
- части и подразделения Государственной
противопожарной службы МЧС России;
- специально подготовленные подразделения Вооруженных
Сил РФ, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС;
- учреждения и формирования Всероссийской службы
медицины катастроф (ВСМК).
3. Заключительная
часть.
5
мин.
Построение личного состава в учебном классе. Ответить на
возникшие у личного состава вопросы.
Объявление оценок с дальнейшим выставлением их в журнал.
Задание на самоподготовку.

Все пожары, независимо от их места и размеров, возникают и развиваются по одной общей закономерности. Они делятся на три фазы.

Первая фаза - распространение пламени до охвата большей части горючих материалов. Эта фаза характеризуется вначале сравнительно небольшой температурой и скоростью распространения пламени. В конце первой фазы наступает наиболее опасный период пожара, так как пламя достигает максимальных размеров, создается возможность его распространения на соседние объекты или слияния отдельных пожаров в один столб пламени. Скорость горения при этом относительно постоянна в течение продолжительного времени. На распространение пожара влияют внешние факторы: метеорологические условия и турбулентный обмен с вышерасположенными слоями атмосферы.

Вторая фаза - установившееся горение до момента разрушения материалов и обрушения конструкций.

Третья фаза - выгорание материалов и обрушенных конструкций. Скорость горения в этот период невелика и тепловая радиация значительно снижается.

Известно, что пожар сопровождается химическими и физическими явлениями: химической радиацией горения, выделением и распространением продуктов сгорания, газовым обменом. Определяющим явлением при пожаре является горение веществ и материалов. Горение может быть прекращено следующими способами:

охлажденной водой, специальными растворами, углекислотой и другими огнетушащими веществами, которые отнимают часть тепла, идущего на поддержание горения;

разбавлением реагирующих в процессе горения веществ водным паром, углекислым газом, азотом и другими газами, не поддерживающими горение;

изоляцией зоны горения пенами, порошками, грунтом и т.п., прекращающими поступление горючих веществ или воздуха в зону горения;

химическим торможением реакции горения специальными веществами.

Выбор способов и приемов прекращения горения зависит от условий и обстановки на пожаре, а также от наличия специальных подразделений (формирований) и технических средств, которые можно использовать для тушения. На основе анализа закономерностей развития процессов горения целесообразно применять соответствующие способы тушения. Например, открытые пожары тушатся способом охлаждения или изоляции, а горение нефтепродуктов в резервуарах - способом изоляции.

Обстановка на пожарах в населенных пунктах, в основном, зависит от конструктивных особенностей и объемно-планировочного решения зданий или сооружений, степени возгораемости и огнестойкости конструкций, свойств горючей загрузки.

Необходимо знать, что при пожарах в зданиях и сооружениях быстро повышается температура, помещения задымлены, огонь распространяется скрытыми путями, конструкции теряют несущую способность. Как правило, сильное пламя из оконных и других проемов свидетельствует о большой скорости горения или большом количестве сгораемого материала; большое количество густого дыма - признак горения при недостатке кислорода. При этом признаками возможного разрушения отдельных конструкций могут быть: отслаивание защитного слоя бетона, деформация арматуры железобетонных колонн, образование трещин в пролетах и у опор железобетонных балок, прогиб и характерный треск деревянных балок.

Возможные способы тушения пожаров в населенных пунктах заключаются в следующем. Первичный очаг загорания тушат огнетушителем, засыпают песком или применяют другие подручные средства. Отдельные очаги горения, не представляющие опасности для распространения огня, оставляют для догорания горючего материла.

При тушении крупных и массовых пожаров территория разбивается на отдельные участки. Границы участков определяются с учетом удобства руководства подразделениями (формированиями). Они могут проходить по этажам, периметру зданий, отдельным зо­нам пожара.

Вскрытие и разборка конструкций зданий производится для обеспечения работ по спасению людей и эвакуации имущества, обнаружения скрытых очагов горения, создания условий наиболее эффективного применения огнегасительных веществ, удаления дыма и газов, ликвидации угрозы обрушения, проникновения к очагу пожара или внутрь помещений и создания разрывов, предотвращения распространения огня. При этом вскрытие и разборка конструкций производится только в размерах, необходимых для полного выполнения намеченных работ.

При создании противопожарных разрывов работы по разборке конструкций должны быть закончены до подхода огня к месту создаваемого разрыва. Разборка конструкций проводится таким образом, чтобы не ослаблялись несущие конструкции и не вызывалось и обрушение, не повреждались газопроводы, теплофикационные и электрические сети. Снятие напряжения с электропроводов производится при их горении, повреждении, когда они опасны для работающих или мешают работам по тушению пожара.

Ликвидация лесного пожара складывается из остановки и локализации пожара, окончательной ликвидации очагов горения и охраны района пожарища с целью предотвращения нового возгорания.

При тушении лесных пожаров применяют следующие приемы:

окружение пожара или охват его с фронта или с тыла;

устройство заградительных и минерализованных полос и канав на пути распространения огня;

отжиг (пуск встречного низового огня) от опорной полосы.

Полное окружение кромки пожара применяют при наличии достаточных сил и средств. При охвате пожара с фронта вначале тушится кромка пожара с фронта, а затем переходят на фланги. Иногда начинают тушить пожар охватом с тыла, постепенно продвигаясь к фронту.

Устройство заградительных полос включает удаление лесных насаждений и горючих материалов, находящихся на поверхности земли. При создании минерализованной полосы удаляют всю растительность и подстилку до минерального слоя грунта. При слабом ветре ширина заградительной полосы должно быть равна не менее двойной высоты пламени огня, а при сильном ветре - не менее 100 м. Отжиг как способ тушения лесных пожаров применим при локализации и тушении верховых и низовых пожаров. В качестве опорной полосы используют полосу местности, которую очищают от горючих материалов, а также реки, озера, дороги и т.п. При выборе рубежа опорной полосы учитывают направление движения огня, расстояние до его кромки, характер древостоя и надпочвенного покрова, наличие сил и средств для тушения пожаров. Опорная полоса должна быть шириной не менее 30 м. Убираемый с опорной полосы валежник, деревья, кустарник, сухую траву складывают вдоль полосы на стороне, обращенной к пожару. Когда начнет ощущаться тяга воздуха в сторону пожара, заготовленные здесь горючие материалы поджигаются по всей кромке опорной полосы. Огонь отжига, пущенный навстречу лесному пожару, создает широкую выжженную полосу, которая останавливает его распространение. Ширина выжженной полосы перед фронтом интенсивного низового пожара должна быть не менее 10 м, а перед верховым - 50 м.

Тушение торфяных подземных пожаров чрезвычайно сложно. Сложность заключается в том, что торф горит во всех направлениях ветра. Поэтому основной способ тушения такого пожара - окапывание горящей территории со всех сторон оградительными канавами шириной не менее 0,7 м и глубиной до минеральною грунта или грунтовых вод.

Степные и полевые пожары тушат захлестыванием кромки огня метлами, заливом водой. Степные пожары распространяются быстро (до 25 км/ч), поэтому для их тушения требуется большое число людей.

Степные пожары тушат локализацией, устраивая на пути движе ния огня заградительные полосы шириной до 20 м. Кромки заградительной полосы опахивают плугами или бульдозерами, снимают верхний слой грунта, а середину выжигают.

Тушение пожаров газовых, газонефтяных или нефтяных фонтанов условно делится на два этапа: период подготовки и период проведения атаки.

В период подготовки расчищают устья скважины в радиусе не менее 50 м создают необходимые запасы воды или других огнетушащих средств, проводят расстановку сил и технических средств тушения на исходных позициях, устраивают подступы и дороги к горящему фонтану. Запасы воды создают с помощью вновь отрываемых котлованов.

Тушение пожаров газовых, газонефтяных и нефтяных фонтанов заключается в установке на устье скважины специальных устройств, которые могут регулировать по направлениям (разводить фонтан на два-три направления) или перекрывать полностью подачу нефти и газа. Все работы но борьбе с пожарами газовых, газонефтяных и нефтяных фонтанов ведутся специализированными подразделениями пожаротушения, имеющими специальную технику.

При организации тушения любых пожаров необходимо провести разведку, оценить обстановку и выработать план тушения пожара.

Для проведения пожарной разведки назначаются и готовятся пожарные разведгруппы. Они как правило, состоят из одного-двух отделений по 6...8 человек на машинах повышенной проходимости и ведут разведку непрерывно до полного завершения работ.

Задачи пожарных разведгрупп:

определять местонахождение людей, устанавливать степень опасности для их жизни и выявлять пожарную обстановку в местах ведения спасательных работ;

устанавливать пути распространения пожара;

определять рубежи безопасности, локализации пожара, ввода подразделений (формирований) для его тушения, пути и способы эвакуации людей и материальных средств;

уточнять необходимую потребность в силах и технических средствах для тушения пожара;

устанавливать степень опасности распространения пожара, возможность взрывов и разрушений.

Оценка обстановки включает: определение характера пожара, времени и продолжительности, наличия и потребности огнеопасных средств, потребности и возможности по привлекаемым к тушению силам и техническим средствам, установление направлений действий как в начальный момент, так и с учетом возможного изменения обстановки.

При этом учитывается размер, вид, место, интенсивность горения, огнестойкость горючих материалов, а также все те условия, которые могут затруднять действия личного состава и способность к быстрому распространению огня.

К условиям, затрудняющим действия личного состава, относятся задымление помещений, действие теплового излучения, загроможденность проходов и выходов, наличие необеспеченных электроприборов и проводов, горение растекающихся жидкостей, взрывы, отсутствие подъездов к источникам водоснабжения и т.п.

Условия, способствующие быстрому распространению огня, включают: наличие ветра, скопление сгораемого имущества и материалов, наличие и возможность взрывов паро-, газо-, пылевоздушных смесей, отсутствие достаточных разрывов между горючими материалами, деформация и обрушение отдельных конструктивных элементов сооружений и т.п.

Решение о способах тушения пожаров принимают на основании данных разведки, оценки сложившейся обстановки и учета имеющихся сил и технических средств. Решение должно включать: выбор средств, способов и приемов тушения; перечень задач, на решение которых необходимо сосредоточить основные усилия и остальные задачи: выделяемые силы и средства на каждом направлении; последовательность выполнения задач; возможный маневр силами и средствами; определение конкретных задач подразделениям (формированиям) и вопросы их взаимодействия; организацию связи и управления; меры безопасности.

При принятии решения учитываются следующие обстоятельства:

если огонь угрожает жизни людей, то основные усилия сосредоточиваются на обеспечении их безопасности и спасения;

если в зоне горения находятся взрывчатые вещества и материалы, то основные силы и средства сосредоточиваются на мероприятиях по предупреждению взрыва; затем все силы и средства переносятся на локализацию пожара с целью препятствия распространению огня; если для тушения пожара имеющихся в наличии сил и средств недостаточно, то до прибытия дополнительных все усилия направляются на сдерживание дальнейшего распространения огня.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ