Этот вопрос интересует заботливых родителей примерно с полугода любимого чада. В это время кроха начинает сидеть, и его начинают активно усаживать на горшок. Но правильный ли это подход? Или как по-другому приучать деток к такому взрослому делу? Ответы на эти и другие не менее важные вопросы освещены далее.
Интересуются этим многие родители, а еще больше – бабушки. Ведь они утверждают, что в их время дети чуть ли не 3 месяцев давали понять, что хотят писать. Мамы тоже желают, чтобы чадо осваивало все пораньше, но не все так легко. На вопрос, когда нужно приучать ребенка к горшку, точного ответа нет. Здесь, как и в остальных этапах развития, нужно смотреть исключительно по малышу. Приучение ребенка к горшку следует начинать, когда будет психологическая и физиологическая готовность к этому. При этом одни из них уже в годик к этому готовы, а другим и в 2 еще рано. Но среди педиатров бытует мнение, что отдел головного мозга, который контролирует выделительные процессы, развивается ближе к 18 месяцам.
Родные решили, что их кроха уже подрос, а значит, пора заняться приучением ребенка к горшку. Только вот с чего начать приучение к горшку? - интересуются они. Здесь необходим системный подход и целый комплекс мероприятий, который обеспечит успешное приучение ребенка к горшку. Основные из них будут рассмотрены далее:
Красивый детский туалет и куча трусиков приобретены, - пора начинать процесс обучения! Ниже представлены способы приучения к горшку:
Дети – большие повторушки. Они во всем копируют взрослых. Если после всех попыток со стороны взрослых, чадо все равно сопротивляется, можно поступить по-другому: пусть старшие братик, сестра или даже мама своим примером покажут, что на этот предмет можно и нужно садиться. Часто кроха после этого перестает бояться этого «чудо-зверя», тоже начинает с ним дружить и приучение ребенка к горшку идет успешнее. Важно подобрать предмет удобной формы. Отверстие не должно быть слишком большим, чтобы попа туда не проваливалась. В первые разы кроху можно усадить взрослому, поддержать малыша под ручки, если это нужно, чтобы ему не было страшно.
Есть современный бестселлер про приучение ребенка к горшку за 1 день. Называется он «Приучение к горшку за 1 день». Авторы Эзрин Натан и Ричард Фокс уверяют, что ознакомившись с книгой, время, потраченное на приучение, займет от 4 до 24 часов. В одной из глав описан один интересный способ – можно заручиться помощью современных игрушек, например, куклы, которая умеет писать. Куколку можно напоить из бутылочки, а потом посадить ее на горшочек – и, о чудо, - там станет мокро! Чадо настолько проникается увиденным, что тоже пытается воспроизвести подобное в ближайшее время.
Перистальтика кишечника активизируется после еды. В это время дети часто хотят какать. Методика приучения ребенка к горшку гласит, что родители должны высаживать малыша как раз после основных приемов пищи. Очень важно при этом, чтобы маленькому человечку было комфортно. Данный предмет должен быть подходящим по размеру для него, ведь чтобы сделать большое дело, на нем нужно будет посидеть какое-то время.
Методика приучения к горшку, рассматриваемая далее, рассчитана на 7 дней. Она придумана британкой Джиной Форд для деток от 1,5 лет, когда они уже в состоянии понимать простейшие инструкции. Вот в чем она заключается:
Первый этап пути пройден – днем карапуз делает свои дела уже не в штанишки, а как взрослый просится, когда ему нужно писать. Наступает следующий этап – как приучить ребенка к горшку ночью? Если чадо еще не может проспать целую ночь и остаться сухим, значит, единственный путь – это ночные высаживания. Сначала многие дети протестуют, но со временем привыкают и практически в полусонном состоянии делают свое дело.
Мама лучше других знает своего крошку и сможет приспособиться. Можно выработать график, и высаживать чадо в 12 часов, а потом уже в 6. Потом один подъем следует убрать и посмотреть, хватит ли одного подъема за ночь. Если же случаются неудачи и промашки - не волнуйтесь и не ругайте кроху. Значит, его организм еще не полностью созрел и не может контролировать должным образом процессы.
– очень хорошее подспорье в момент, когда родители решили начать приучение ребенка к горшку. Трусы для приучении к горшку пошиты так, что снаружи у них непромокаемый слой, поэтому диваны и ковры будут спасены. А внутри они, как и обычные. То есть, если кроха в них пописает, то ощутит дискомфорт. А это важно для осознания того, зачем вообще проситься в туалет. Также есть одноразовые трусики-подгузники для приучения к горшку. В них быстро все впитывается. Но они удобны для прогулок в первое время. Если кроха попросился, их быстро и удобно можно снять, чего не скажешь об обычных подгузниках.
Детский туалет куплен, все методы уже попробовали, но дело не сдвигается. Карапуз наотрез отказывается ходить в него. В таком случае уже стоит прибегать к не совсем традиционным средствам. На помощь придет мультфильм приучение к горшку. Один из мультиков, состоящий из нескольких серий, показывает, как это делают медвежонок, щенок. Зверушки играют, а потом раздеваются и садятся справлять свои дела. Многие детишки очень любят мультик про свинку Пеппу. Есть серия, где Пеппа учит Джорджа ходить на горшок. На деток этот метод действует безотказно, они с удовольствием копируют мультипликационных персонажей и с легкостью приучаются к своему туалету.
Часто происходит, что приучение к горшку увенчалось успехом, малыш все делал правильно, а потом вдруг отказывается садиться на горшок. Родственники паникуют, они не могут понять, что же произошло с любимым чадом, и как разобраться с возникшей проблемой. Сперва следует разобраться с возможной причиной такого поведения. Это может быть:
Если причина выявлена, то по возможности ее нужно исключить, создавая чаду комфортные условия. Если же причину исключить невозможно, то стоит набраться терпения, не давить на карапуза и не акцентировать на проблеме внимания. Горшок нужно постепенно предлагать снова, не стоит это делать слишком активно. Если же не смотря на все усилия, проблема остается, и повторное приучение ребенка к горшку не удается, стоит пойти за помощью к доктору.
В силу физиологических особенностей приучение ребёнка к горшку не должно начинаться слишком рано, но и запаздывать также не следует.
Необходимо помнить и про фактор индивидуальности: один карапуз уже в спокойно высаживается на ночную вазу, а другой и к трём годам не всегда способен справиться с самообслуживанием.
Исходя из вышесказанного необходимо узнать, когда и как приучать малыша к горшку. Способов овладения этим умением достаточно много, однако лучше узнать поподробнее о самых результативных и наиболее естественных.
Вероятно, вопрос, когда нужно приучать ребёнка к горшку, является самым распространённым и животрепещущим среди большинства современных мамочек, желающих поскорее привить малышу гигиенические навыки.
Ответ кроется в младенческой физиологии. Учёными доказано, что с первых дней жизни и примерно до годовалого возраста ребёнок не контролирует процессы опорожнения кишечника и мочевого пузыря.
То есть подобные процессы являются безусловными и не требуют участия коры больших полушарий. Следовательно, малыш не чувствует заполненности прямокишечного канала и мочевого пузыря.
Основная цель обучения ребёнка навыкам опрятности, если говорить по-простому, заключается в том, чтобы сделать условной безусловную реакцию – то есть сделать процессы мочеиспускания и дефекация волевыми и осмысленными актами.
Успешность превращения безусловного рефлекса в осмысленное действие будет определяться тремя главными факторами:
Эти три условия связаны между собой и естественным образом дополняют друг друга. Анализ данных факторов позволяет сделать очевидные и крайне важные выводы. Среди них:
Можно ли игнорировать эти факторы и выводы? Безусловно. Однако в таком случае приучение ребёнка к горшечным делам будет сопровождаться различными проблемами, о которых поговорим чуть ниже.
На форумах нередко встречаются комментарии терпеливых и активных мамочек, которые заявляют, что их дети в 10 месяцев (а иногда чуть ли не в 5 месяцев) могут писать после заветных звуков «пи-пи-пи» и какать после характерного кряхтения «а-а-а».
Подобные «успехи» объясняются достаточно просто. Характерные звуки, издаваемые родителями, приводят к формированию у ребёнка рефлекса: связи между звуками «пи-пи-пи» и мочеиспусканием. Говорить же о возникновении волевого акта не приходится.
Побуждать малыша ходить в горшок должны не специальные звуковые сигналы, а физиологический процесс, который сопровождается переполнением мочевого пузыря или прямой кишки.
Проблемы с, казалось бы, сформированными навыками могут начаться в два годика или чуть раньше. Малыш, уже в 9 или 10 месяцев научившийся сидеть на ночной вазе, внезапно отказывается писать и какать прежним способом, активно протестуя против высаживания.
Подобные ситуации специалисты связывают с физиологическим созреванием ребёнка. Начинает формироваться естественный контроль над наполнением внутренних органов, а родители со своими «пи-пи-пи» заставляют малыша опорожнять ещё пустой мочевой пузырь.
Таким образом, незнание родителей, как и когда приучать ребёнка к горшку, приводит нередко к выработке весьма поверхностных и нестойких навыков опрятности.
Ещё хуже, когда взрослые, расстроенные детскими неудачами в виде луж на ковре, испачканных трусиков или боязни горшка, начинают «насильничать» над малышом: заставляют его сесть на гигиеническое приспособление, запрещают вставать раньше срока и т.д. Этого делать нельзя!
Итак, исходя из физиологических норм, можно сделать вывод, что обучение малышей навыкам опрятности раньше 12 месяцев не оправдано ничем, кроме родительского желания поскорее избавиться от надоевших подгузников. Конечно, это желание можно понять.
Если вы всё равно не представляете, как приучить годовалого ребенка к горшку, или у малыша постарше случаются «осечки», на помощь придут небольшие хитрости:
Насколько продолжительным будет приучение? Всё сугубо индивидуально. Некоторые дети, особенно если они физиологически готовы к контролю над мочевым пузырём и кишечником, могут обрести навык за 2 — 3 недели. Другие справляются за несколько месяцев.
Если же матери кажется, что процесс чрезмерно затягивается, а результат необходим прямо сейчас, можно прибегнуть к быстрым методикам.
Система «Добровольный малыш», которую разработала Джина Форд, помогла немалому количеству матерей, не знающих, как быстро приучить ребёнка к горшку.
Всего за неделю, по утверждению автора и родительниц, удаётся привить крохе гигиенические навыки. Но даже если и через 7 дней будут наблюдаться «осечки», отчаиваться или, тем более, ругать малыша не стоит. Совсем скоро всё обязательно наладится.
В том случае, если необходимо в максимально сжатые сроки познакомить малыша с горшком (например, кроха совсем скоро пойдёт в садик или отправится в путешествие), родителям пригодятся методы экстренного приучения детей к гигиеническому приспособлению.
Разумеется, за столь сжатые сроки ни один ребёнок не сможет сразу же перейти от подгузников к горшку, зато у малышей сформируется база для освоения туалетного этикета.
Метод трёх суток сработает лишь в том случае, если ребёнок старше полутора, но младше двух лет. Кроме того, кроха способен объяснить доступным способом, что хочет пописать или покакать, стремится побыстрее избавиться от испорченного подгузника.
Как приучать ребёнка к горшку за 3 дня? Прежде всего, убедившись, что малыш готов к процессу, нужно познакомить его с грядущими изменениями. Подобное знакомство начинают заранее – примерно за две недели до активных шагов.
Подготовка состоит из нескольких действий:
Как только удастся всё подготовить, следует переходить к активным действиям, тщательно соблюдая все рекомендации специалистов.
Утром, как только малыш проснётся, с него снимают подгузник. Допускается надеть ребёнку трусы или оставить его ходить голышом, если, конечно, температура в помещении и сезон этому способствуют.
Ночную вазу ставят в детскую комнату, поближе к крохе. Ему, кстати, можно давать побольше жидкости: воды, молочка или сока.
Это необходимо, чтобы ребёнок захотел опорожнить мочевой пузырь. Или просто поставьте рядом с малышом поилку с любимым напитком.
Родители внимательно наблюдают за своим чадом, отслеживая каждый признак того, что тот хочет в туалет.
В идеале малыш должен заметить чёткую взаимосвязь между желанием пописать и высаживанием на горшок. Можно сажать ребёнка на ночную вазу через каждые 20 минут.
Именно для столь кропотливой работы и нужны, по меньшей мере, двое взрослых. На них будет приходиться значительная нагрузка, поскольку нужно отслеживать каждую попытку помочиться, чтобы связь закрепилась в сознании.
Как приучить к горшку очень быстро? За всякую удачную попытку обязательно хвалите малыша.
Причём говорить нужно не безликие фразы типа «молодец», а конкретно объяснять, почему вы хвалите ребёнка: «Умница, что пописал в горшок».
Неудачи же, напротив, нужно пропускать, не обращая на них никакого внимания. Тем более нельзя ругать или обвинять малыша, чтобы у него не возникли негативные ассоциации, связанные с горшком.
Перед вечерним засыпанием разрешается надеть подгузник. Пусть кроха хорошенько выспится перед следующим днём.
Сегодня с ребёнком можно погулять на улице без подгузника. Естественно, лучше не отходить далеко от дома, чтобы в случае неприятного «конфуза» быстренько вернуться в квартиру. Это особенно актуально в осенне-зимний период.
На улицу выходят после того, как малыш пописает и покакает. В тёплое время года можно захватить с собой вещи для переодевания и второй горшок для отправления естественных нужд. После удачной попытки обязательно хвалим ребёнка.
В последние сутки следует добавить ещё одну прогулку, чтобы малыш контролировал процесс опорожнения кишечника и мочевого пузыря как дома, так и на улице.
Перед любым режимным мероприятием (прогулка, дневной сон) необходимо высаживать ребёнка на ночную вазу. Такую же процедуру повторяют по возвращении домой и после пробуждения.
Если вы не знаете, как приучить ребёнка к горшку в 2 года в максимально сжатые сроки, придёт на помощь трёхдневный курс. По окончании методики малыши обычно хорошо реагируют на горшок, часто даже самостоятельно высаживаются на него.
Лучше всего обойтись без одежды, но если в помещении прохладно, нужно выбирать правильные вещи – без пуговок, лямок, молний и прочих застёжек. В ином случае ребёнок не сможет быстро снять бельё и сделает «мокрое или грязное дело» прямо в трусики.
Используют этот метод, если крохе уже исполнилось 2 годика, он понимает обращённую к нему речь и может объясняться соответственно возрасту с родителями. Также следует заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку маме придётся весь день находиться рядом с ребёнком.
Приучение к горшку за 1 день подразумевает обеспеченность некоторыми нужными предметами, среди них:
Чем больше ребёнок пьёт, тем чаще у него возникают позывы к опорожнению мочевого пузыря. Следовательно, тем скорее родителям удастся приучить кроху к пользованию горшком. Поэтому необходимо давать своему чаду больше жидкости.
Чтобы малыша ничто не отвлекало от процесса обучения, нужно уединиться с ним в комнате и ограничить контакт с другими домочадцами. Затем крохе показывают, где стоит ночная ваза, учат его стягивать и натягивать трусики.
Поскольку опорожнение мочевого пузыря предполагает полное расслабление, простыми словами доводят до малыша мысль, что ему необходимо спокойно сидеть на горшке и ждать, пока «не польётся водичка».
Продемонстрируйте на примере резиновой куклы, что вы ждёте от своего чада. Для подкрепления инструкции жестами показывайте, как садиться, расслабляться и вставать после писания. Обязательно хвалите кроху за каждое удачное действие, используя словесное одобрение, объятие.
Как правильно приучить ребёнка к горшку за 1 день? Важно уделять особое внимание личной гигиене. После каждого мочеиспускания нужно помогать крохе выливать содержимое ночной вазы в унитаз и мыть руки с моющим средством.
Мнения об этой методике неоднозначные. Некоторые мамы признают её эффективность, другие же отмечают, что за одни сутки научить малыша писать и какать в горшок практически нереально.
Нередко даже пол ребёнка влияет на скорость и особенности обучения навыкам опрятности. Многие специалисты и родительницы указывают, что маленькие леди более послушны и усидчивы, нежели мальчуганы.
Девочки стараются во всём подражать маме, поэтому им несколько проще понять принцип процесса. А из-за природной усидчивости многие малышки больше времени проводят на горшке, что существенно повышает вероятность благополучного окончания мероприятия.
Однако некоторые девочки отличаются повышенной стеснительностью — вот почему они предпочитают терпеть позывы к опорожнению мочевого пузыря, что приводит в итоге к мокрым штанишкам.
Юные джентльмены активнее, не такие усидчивые и наблюдательные, как девочки, и больше тянутся к отцам. А поскольку папы проводят много времени на работе, то и навык к мальчикам придёт несколько позже. Мамочка ведь не сможет показать, как нужно писать стоя.
Специалисты советуют при приобретении полезного приспособления учитывать пол ребёнка. Для малышек больше подойдёт изделие с округлым отверстием, для мальчугана стоит подобрать горшок с особой выемкой и валиком, которые предупредят разбрызгивание.
Как приучить девочку к горшку? Обучение малышки проходит стандартно. А вот процесс приучения мальчика немного отличается. Юного джентльмена сначала стоит приучить пользоваться ночной вазой сидя, поскольку опорожнение кишечника и мочевого пузыря в столь юном возрасте происходит одновременно.
Только после этого переходят к «мужскому» варианту. Пусть его покажет папа, а маме затем останется лишь следить за меткостью крохи, который вначале будет обязательно обрызгивать всё вокруг. Проблему, как приучить мальчика к горшку, лучше решать в игре. Это идеальный способ обучения.
Понять, как правильно приучить малыша к пользованию ночной вазой, можно, если выбрать наиболее подходящее гигиеническое приспособление. Благо что в детских магазинах имеются самые разные модели горшков.
Однако делать выбор, основываясь исключительно на цвете важнейшего аксессуара, неправильно. В столь юном возрасте ребёнку на самом деле безразлично, розовым, голубым или зелёным будет у него горшок.
При приобретении ночной вазы родителям нужно обращать внимание на несколько важных характеристик:
Конечно, каждая мама рассуждает, мол, могу купить самую лучшую модель горшка для любимого малыша. Однако не следует чрезмерно увлекаться, лучше взять устойчивую, пластиковую ночную вазу без дополнительных функций.
Современные изготовители гигиенических средств для детей предлагают приобрести специальные трусы или подгузники для обучения навыкам опрятности. Подобные «обучающие» средства отличаются слоем, который остаётся влажным и приводит к ощутимому неудобству.
Чтобы стать сухим и чистым, ребёнок пытается снять неудобный подгузник и облегчиться в горшок. В таком случае приучить малыша становится несколько проще.
К сожалению, не всегда обучение детей гигиеническим навыкам проходит гладко. Встречается как регресс умения, так и всевозможные страхи перед горшком. Кроме того, некоторые ребятишки в силу проблем со здоровьем не способны самостоятельно научиться писать в ночную вазу.
Нередко мамы отмечают парадоксальные ситуации, когда умеющий пользоваться горшком ребёнок внезапно отказывается на него садиться. А если родители настаивают, то закатывает самую настоящую . Вероятных причин у подобного явления несколько:
Чтобы справиться с возникшими трудностями, нужно выяснить первопричину нежелания справлять нужду в ночную вазу. Как только вы избавитесь от источника проблемы, можно переходить к повторному приучению.
Ещё одна частая ситуация – иррациональный страх перед горшком. Родителям в такой ситуации просто не удаётся усадить кроху на него, поскольку ребёнок плачет, вырывается, бьётся в истерике при одном только виде гигиенического аксессуара.
Выделяют несколько источников подобного поведения:
Для изменения ситуации необходимо на некоторое время оставить ребёнка в покое, подождать, пока его страхи забудутся. Неправы те мамочки, которые бегают за плачущей крохой с горшком наперевес. Подобное недальновидное поведение лишь усилит детскую фобию.
Специалисты рекомендуют проигрывать тревожащую ситуацию в игровых сюжетах. Пускай малыш высаживает на горшок пупсов, роботов, мягких игрушек. Главная задача – вызвать положительные эмоции непосредственно к ночной вазе и сидению на ней.
Придумайте сказочные истории с терапевтической направленностью на горшочную тему. В таких рассказах добрый и печальный горшок ждёт, когда его хозяин поиграет с ним, а затем пописает и покакает в него. Сюжет ограничивается только родительской фантазией.
Может сработать и следующий приём. На пластиковый аксессуар наклеиваются глазки и улыбающийся рот из клейкой бумаги. Можно дополнительно украсить горшок и фигурками, изображающими любимых персонажей малыша.
Иногда проблемы с привитием ребёнку гигиенических навыков связаны не с психологическими, а медицинскими факторами. Если дневное и ночное непроизвольное испускание мочи наблюдается после пяти лет, впору обращаться к доктору.
Неконтролируемое мочеиспускание может быть вызвано несколькими проблемами:
Диагностикой и лечением энуреза занимаются два специалиста: уролог и невролог. Прежде всего родителям стоит показать ребёнка именно урологу, который проведёт обследование внешних половых органов (девочку дополнительно могут направить к детскому гинекологу).
Кроме того, уролог может назначить такие лабораторные и инструментальные исследования, как общий анализ мочи, ультразвуковое изучение почек и мочевого пузыря. При исключении аномалии урологического характера ребёнка отправляют на консультацию к неврологу.
Вопрос, как приучить ребёнка к туалету, действительно актуален. В конце статьи мы собрали самые важные рекомендации и правила, которые способны помочь взрослым облегчить и ускорить процесс обучения малыша гигиеническим навыкам:
Следует понимать, что все представленные сроки являются достаточно условными, поэтому родителям, в первую очередь, следует ориентироваться не на усреднённые данные, мнения знакомых и подруг, а на особенности своего ребёнка.
Именно они и ответят на вопрос, как и когда приучать к горшку. Ну а многие педиатры советуют помнить, что практически все здоровые дети 5 года жизни умеют ходить в ночную вазу или унитаз. Поэтому не стоит слишком усердствовать, пытаясь доказать что-то своим подружкам и знакомым.
Ложка – один из первых инструментов, который малыш начинает использовать «по назначению». Для ребенка это очень серьезное дело – научиться самостоятельно есть, и без помощи взрослого тут не обойтись.
В каком возрасте ребенок научится есть самостоятельно, в первую очередь зависит от родителей. Чем больше они опекают малыша, тем медленнее он осваивает новые навыки. И наоборот, малыш, которого мама не ограничивает в его стремлении к самостоятельности и во всем поддерживает, быстро освоит эту нелегкую задачу.
При обучении ребенка навыкам самостоятельного пользования ложкой родителям надо набраться терпения. Кормления будут занимать больше времени, чем обычно, а процесс обучения займет не один день. Надо приготовиться к тому, что во время еды малыш будет пачкать не только себя, но и все вокруг. После каждого приема пищи придется вытирать стол, пол, измазанные едой руки и лицо ребенка. Но это не повод для того, чтобы отказываться от поставленной цели и возвращаться к кормлению с ложечки.
Дети с разной скоростью осваивают навык пользования ложкой, но, как правило, к 1–1,5 годам они уже начинают есть самостоятельно.
Самостоятельность при приеме пищи впервые проявляется у ребенка в тот момент, когда он начинает сам есть печенье, сухарики, хлеб. На следующем этапе своего развития малыш начинает брать пищу из тарелки руками. Ругать его за это ни в коем случае нельзя – это своеобразная тренировка: он берет руками пищу и учится попадать едой себе в рот. Именно эти действия приближают маленького человека к освоению навыка самостоятельного употребления пищи. Ведь прежде чем начать есть ложкой, ребенок должен научиться брать и удерживать предметы между большим и указательным пальцами. Когда кроха освоит этот важный навык – а произойдет это примерно к 7–8 месяцам, – можно начинать учить его пользоваться ложкой.
С самого раннего возраста надо приучать ребенка есть на кухне или в столовой. Для кормления необходимо приобрести специальный детский стульчик со съемным столиком, за которым малышу будет удобно кушать.
Также у крохи должна быть своя посуда: ложка, глубокая и мелкая тарелки, чашка. Вся детская посуда должна быть небьющейся, так как, возможно, ей не раз придется падать на пол. Этим требованиям отвечает термостойкий пищевой пластик.
Тарелка. На первых порах малышу подойдет тарелка с высокими бортиками и присоской – она крепится к столу, и малышу вряд ли удастся ее перевернуть. Крохе будет интереснее кушать, если на тарелке будут изображены различные зверюшки или сказочные герои. Можно сочинить для него какую-нибудь сказочную историю и заинтересовать нарисованным сюжетом. Существуют тарелки с подогревом; у них внутри есть резервуар, куда заливается горячая вода – благодаря этому пища долго остается теплой.
Чашка. Чашку лучше выбрать небольшого размера (не более 100–125 мл), с ручками с двух сторон. Ребенок сможет держать ее двумя руками.
Ложка. Сейчас делают специальные ложки для малышей: небольшого размера, с нескользящей удобной ручкой, часто округлой формы, удобной для захвата детской ладошкой.
Вилка. С детской вилкой малыша можно познакомить примерно в 1,5–2 года, когда он уже хорошо управляется с ложкой. Зубчики у детской вилки должны быть не острыми, а закругленными, чтобы малыш не мог поранить себя. Ребенку надо показать, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды (кусочки котлеты, рыбы и т. д.), то ее необходимо держать зубцами вниз, а если вилкой кушать пюреобразную пищу (картофельное пюре, вермишель) – то ее надо держать как ложку.
Мама обязательно должна показать малышу, как накалывать еду на вилку и как аккуратно снимать пищу с вилки ртом, чтобы не пораниться.
Существует также специальная обучающая посуда для малышей. Пластмассовые ложки и вилки из таких комплектов имеют форму, изогнутую в сторону лица. Благодаря этому крохе легче донести еду до рта.
Нож. Чуть позже, в 2,5–3 года, можно дать ребенку неострый детский нож, предварительно продемонстрировав, как им правильно пользоваться.
Нагрудник. Чтобы малыш не испачкался во время еды, необходимо надевать на него специальный непромокаемый фартучек или нагрудник с кармашком внизу. Фартучков лучше иметь несколько, так как после каждого кормления их придется стирать. Очень удобны нагрудники с загнутым нижним краем, так как они предотвращают стекание на одежду малыша жидкой пищи. Эти нагрудники изготавливаются из специального мягкого и гибкого пластика. Они хороши тем, что их не надо стирать – они легко моются и быстро сохнут. Малышу вполне достаточно будет иметь один такой нагрудник. Помытый после еды, он уже через 5 минут снова готов к употреблению.
Чтобы научить ребенка есть ложкой, необходимо последовательно соблюдать несколько принципов.
Чтобы малыш понял, как надо есть ложкой, маме нужно вложить "инструмент" в его ручку и показать, как правильно им пользоваться. Мама берет руку ребенка в свою, зачерпывает еду из тарелки и помогает ему донести ложку с едой до рта. Когда эта процедура повторится несколько раз, малыш поймет, как пользоваться ложкой. Первое время он будет держать ложку в кулачке, так как у него еще плохо развиты мелкая моторика и координация движений. Крохе просто тяжело держать этот столовый прибор правильно.
Главная его цель на данном этапе – донести еду до рта. Но все равно малышу надо показывать, как правильно держать ложку, тогда он постепенно научится и этому.
Если ребенок самостоятельно и с аппетитом начал есть сам, но быстро устал, мама должна докормить его. Лучше это делать параллельно – второй ложкой. Если у малыша не получается набирать еду в ложку самостоятельно, можно предлагать ему уже наполненную едой ложку. Также крохе можно предложить такой вариант еды: одну ложечку с едой кладет ему в рот мама, другую – он сам.
Учить малыша пользоваться чашкой можно начинать в 6–8 месяцев. Многие родители при переходе ребенка от груди или бутылочки к чашке используют в качестве промежуточного звена поильник. Ведь научиться пить из поильника ребенку намного легче, чем из чашки. Поильник – это пластиковая чашечка, на которую надевается специальный колпачок с носиком, жидкость из этого носика попадает точно в рот малыша. Но вовсе необязательно ребенок должен пить из поильника, до того как научиться пить из чашки.
Прежде всего, мама должна показать малышу, как надо пользоваться чашкой. Для этого она должна попить из чашки сама на глазах у ребенка. Затем надо аккуратно прижать чашку к губам ребенка, слегка наклонить и дать ему сделать 1–2 глотка любимого им напитка. В первое время нужно обязательно придерживать чашку и контролировать действия ребенка, подстраховывая его. Очень скоро малыш поймет, каким должен быть угол наклона, чтобы жидкость попадала в рот, и тогда ему можно будет разрешить пить из чашки самостоятельно. При обучении важно соблюдать два правила:
Поначалу в чашку наливать немного жидкости – на 3–4 глотка, – чтобы малыш случайно не захлебнулся;
питье должно быть обязательно привычным для крохи.
С раннего возраста у ребенка формируются правильное пищевое поведение и привычки. Поэтому необходимо сразу учить его правильно вести себя за столом.
И наконец, два универсальных правила, о которых важно помнить взрослым, приучающим малыша к самостоятельности:
Возможно, вам будут интересны статьи
Одна из непростых задач для всех родителей – это приучение ребёнка к горшку. Я очень переживала, что моя доченька отстанет от сверстников. Поэтому старалась как можно быстрее развивать её. Однако, я забыла, что всё зависит от индивидуальности каждого малыша. Сейчас моей дочурке 3 года, и я сделала выводы, в каком возрасте лучше приучать к горшку ребёнка.
Ещё моя бабушка говорила мне, что лучше всего приучать доченьку к туалету в 6 месяцев. Когда начала сидеть, нужно держать её над миской до тех пор, пока не сделает своё дело. После этого необходимо малышку похвалить.
Я очень хотела быстро научить свою доченьку и не задумывалась, во сколько приучать ребёнка к горшку. В первую очередь мне надоело покупать памперсы. Во-первых, – это очень дорого, во-вторых, – доченька запревала, поэтому необходимо было покупать ещё и хорошие кремы.
В один прекрасный день я решила не покупать памперсы, а перейти на пелёнки хотя бы дома. Да, преть малышка перестала, зато стирки стало очень много. Поэтому такой вариант мне тоже быстро надоел.
Когда доченьке исполнилось шесть месяцев, решилась приучать к горшку так, как учила меня бабушка. Однако, держала её над миской минимум 30 минут, а результата никакого не было. В очередной поход в больницу, я доктора спросила: «во сколько месяцев приучать ребёнка к горшку? ». На что он мне ответил: «никто не даст правильный ответ. Ведь всё зависит от индивидуальности малыша». Всё же посоветовал мне не мучать доченьку в 6 месяцев. Доктор объяснил, что дети начинают чувствовать позывы не раньше годика. Многие малыши только с 18 месяцев начинают осознанно проситься на горшок.
После разговора с врачом, я сделала вывод, что не стоит спешить. Когда на детской площадке мы общались с мамочками, оказалось, что никто из них тоже не может ответить на вопрос: «с какого возраста приучать ребёнка к горшку?». Я решила, что буду выжидать и не торопить события. Для начала необходимо выбрать подходящий горшок.
Вечером, когда моя малышка спала, я сидела в интернете, и искала. Сначала хотела музыкальный горшок. Почитала отзывы мамочек про него. Оказалось, что он не так хорош, как казалось изначально. Во-первых, музыка отвлекает и даже пугает малышей; во-вторых – сидеть на нём неудобно, в-третьих – пока горшок чуть влажный, музыка будет играть до полного его высыхания. Многие родители высовывают батарейки или насухо вытирают его. Поэтому отбросила эту идею.
Две недели была в поиске и нашла горшок на манер стульчика. Спинка удобная, по бокам ручки. Само дно высовывается отдельно. Когда кроха сделал своё дело, мама вынула горшок и вынесла. Почитала отзывы мамочек. Такой горшок многие хвалят, ведь он удобен не только для малыша, но и для родителей. Его удобно мыть со всех сторон. Кстати, стоимость его дешевле музыкального, зато более качественный. Подходит он как для мальчиков, так и для девочек.
Топ-5 горшоков-стульчиков смотрите здесь
Хоть я и не знала, во сколько нужно приучать ребёнка к горшку, зато поняла, что нужно подождать до 12 месяцев и не торопится. Поэтому мы с мужем были терпеливыми. Когда доченьке исполнился годик, решили снова пробовать. Тем более к этому времени горшок у нас уже был. Я слышала, что, если ребёнок несильно приучен к памперсам, он быстрее научиться ходить на горшок. Как оказалось, это не совсем так. С 6 месяцев я одевала доченьке памперсы только на улицу, даже на ночь перестала одевать.
Когда мы с мужем стали высаживать дочурку на горшок, она горько плакала. В истериках прошла неделя. Моя подружка посоветовала снова на пару месяцев отставить горшок, что я и сделала. Всё-таки мы смогли это сделать. Надеюсь, мои советы помогут многим мамочкам, которые не знают, когда лучше приучать ребёнка к горшку:
Бытует мнение, что доченьки начинают сидеть примерно в 7-8 месяцев. Поэтому если мамочки задают вопрос: «во сколько приучать девочку к горшку?», многие родители считают, что ближе к годику. Мальчика можно пробовать высаживать с 6 месяцев.
Лично у меня есть сын и доченька, поэтому я могу сравнивать. Мои дети начали сидеть в 5 месяцев. Кстати, доченька села на неделю раньше, чем сын. Я убедилась, что особенность малыша не зависит от пола ребёнка. Каждый человек индивидуален, и дети не исключение.
Я прочитала статьи знаменитого доктора и посмотрела его видео: «во сколько приучать ребёнка к горшку?». Комаровский советует не спешить. Он утверждает, что все дети рано или поздно приучаются самостоятельно справлять нужду. Один ребёнок начинает проситься в 2 годика, другой – в четыре. Однако, все дети идут в школу подготовленными. Они самостоятельно одеваются, раздеваются, ходят в туалет и т. д.
Комаровский считает, что маме необходимо набраться как можно больше терпения. Ваш малыш обязательно станет справлять нужду на горшок, не будет противиться, если вы найдёте к нему подход.
Приблизительно к 9-10-му месяцу у детей пробуждается интерес к столовым приборам.
Приблизительно к 9-10-му месяцу у детей пробуждается интерес к столовым приборам, которыми пользуются родители, и с помощью которых мама даёт прикорм.
Во время еды кроха старается схватить ложку, рассмотреть её, облизать и уже пробует копировать то, что делает мама: зачерпнуть кашу или пюре и поднести ко рту.
Конечно же, первые неумелые попытки заканчиваются разбрызгиванием и разливанием еды во все стороны. Некоторые малыши обожают эту забаву и вместо того, чтобы учиться орудовать ложкой, охотно с ней балуются (конечно, если мама позволяет).
При этом забрать игрушку у маленького хулигана становится настоящей проблемой - ведь расставаться с ней малышу совершенно не хочется. В этот момент маме нужно вмешаться в ситуацию и попытаться направить её в мирное русло-то есть научить своё чадо пользоваться столовым прибором по назначению.
Начиная с 10-11-ти месячного возраста ребёнок вполне может научиться правильно пользоваться ложкой. Во время кормления вложите ему в ручку ложечку. Для первой пробы обязательно приготовьте любимое блюдо малыша - пусть у него не будет желания его разбрасывать попусту.
Конечно, в любом случае процесс обучения добавит вам лишних хлопот - уборки и стирки. Кроха будет залезать ложкой в тарелку, пытаться зачерпывать еду, в результате чего вы будете потом собирать её с одежды, стола, пола.
Здесь важно терпение. А вы успокаивайте себя тем, что от таких самостоятельных действий у маленького повышается аппетит и настроение. С каждым разом процесс будет проходить всё чище и чище, а крошечная ручка будет держать ложку всё увереннее.
Лучше всего первой дать малышу специальную ложечку из силикона - они совершенно безопасны и удобно ложатся в детскую ручку. Как вариант, можно попробовать десертную ложку - ведь она больше похожа на ту, которой едят родители. Заодно купите и детскую мисочку с высокими краями и на присосках. А лучше пусть их будет несколько - с разными картинками на дне, чтобы крохе было интереснее поскорее добраться до донышка.
Поначалу научитесь кушать пюре и кашки, только потом переходите к жидким блюдам. Не забывайте, что у каждого малыша свой график развития, и если он не хочет учиться есть ложкой - ничего страшного, это придёт к нему чуть позже.
В первое время кроха будет держать ложечку так, как ему удобно - возможно в кулачке. Если в это время начать его одёргивать и учить держать её правильно, скорее всего, вы добьётесь только того, что ваше сокровище вообще не захочет есть самостоятельно.
Лучше поступить по-другому - чаще усаживать малыша за общий стол. Он будет видеть, как едите вы и пытаться копировать ваше поведение.
Кушать за одним столом со всей семьёй для ребёнка будет настоящим наслаждением - это и общение, и новые впечатления, и приобретение опыта - в частности, поведения за столом. Кстати, этот метод очень полезен для повышения аппетита у малоежек. Не забывайте подавать малышу положительный пример - не разговаривать за столом, не вертеться и т. д.
Если ребёнку совсем не хочется есть ложкой и он продолжает брать еду ручками, попробуйте метод от противного - иногда это срабатывает. Все за столом едят ложками, а крохе ложку не давайте. То же и с пищей - все кушают и нахваливают, а малыш пусть посидит немножко с пустой тарелочкой. Сам потянется и попросит!
Если ребёнок до двух лет так и не научился как следует держать ложку, можно попробовать поговорить с ним на эту тему и указать на ошибки, апеллируя тем, что он уже большой и должен делать всё правильно. Ложка берётся тремя пальцами - большим, средним и указательным, немного ниже её широкой части. Когда малыш это усвоит, научите его правильно черпать пищу, подносить ко рту боковой стороной, а не сужающейся частью.
Объясните ребёнку, что кушать нужно неторопливо, не открывать широко рот и не издавать при этом никаких звуков. После трёх лет можно приобрести детскую вилку, поскольку с такого возраста малыш уже чётко понимает, какие предметы травмоопасны. Начинайте с мягких продуктов - кусочков банана, котлетки, а со временем учитесь накалывать более твёрдые продукты.
Прежде чем настаивать, чтобы ваш ребёнок непременно ел ложкой, разберитесь в себе - почему вам так необходимо, чтобы это случилось раньше, ведь строгого ограничения по времени не существует.
Вспомните, приходилось ли вам видеть когда-либо подростка лет 13-ти или взрослого, который бы не умел пользоваться ложкой? Если не спешить и не работать «на опережение», этот процесс пройдёт незаметно и сам собой. А вам только останется удивиться постфактум: «А разве этому нужно было учить? Он и сам научился…»
Нравится