Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Календарь — это система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел. Календари существовали уже 6000 лет назад. Само слово «календарь» пришло из Древнего Рима. Так назывались долговые книги, куда ростовщики ежемесячно заносили проценты. Это происходило в первый день месяца, который раньше называли «календ».

Разные народы в разное время создали и пользовались тремя видами календарей: солнечным, лунным и солнечно-лунным. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положено движение Солнца, позволяющее согласовать сутки и год. В настоящее время жители большинства стран пользуются именно этим типом календаря.

Одними из первых создателей календарей были жители Древнего Шумера (находился на территории Ирака). Они пользовались лунным календарем, основанным на наблюдении за движением Луны. С его помощью можно согласовать сутки и лунный месяц. В древнешумерском году было 354 дня, и состоял он из 12 месяцев по 29 и 30 суток. Позднее, когда вавилонские жрецы-астрономы определили, что год состоит из 365,6 суток, прежний календарь переработали, он стал лунно-солнечным.

Еще в те времена, когда только начинали формироваться первые персидские государства, древние земледельцы уже имели свой календарь и знали: есть в году сутки, когда самый короткий день сменяет самая длинная ночь. Этот день самой продолжительной ночи и самого короткого дня называется днем зимнего солнцеворота и по современному календарю приходится на 22 декабря. Много веков назад в этот день древние земледельцы праздновали рождение бога Солнца — Митры. Праздничное действо включало много обязательных обрядов, с помощью которых люди помогали Митре родиться и победить злодейку Зиму, обеспечивая приход Весны и начало земледельческих работ. Все это было для наших предков очень серьезным занятием, ведь от своевременного прихода весны зависела сама их жизнь.

Позднее из Персии бог Митра попал к римлянам и стал одним из почитаемых ими богов. В Римской империи месяцы имели разную длину (иногда длину месяца можно было изменить за взятку), но Новый год неизменно приходился на 1 января — дату смены консулов. Когда же Римская империя официально приняла христианство и выяснилось, что новый, единый Бог Иисус Христос родился 25 декабря, это еще больше укрепило традиции празднования зимнего солнцеворота и стало удобным временем для новогоднего гулянья.

В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь, который был не только полководцем, но и верховным жрецом, используя расчеты ученого Созигена, перешел к простым формам египетского солнечного года и ввел календарь, получивший название юлианского. Эта реформа была необходима, так как существующий календарь сильно расходился с природным, и ко времени проведения реформы это отставание от естественной смены времен года составляло уже 90 дней. В основу этого календаря было положено годичное движение Солнца по 12 зодиакальным созвездиям. Согласно императорской реформе год начинался с 1 января. Первый месяц года был назван в честь бога Януса, олицетворяющего начало всего. Средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года, и эта временная неточность опять стала набегать.

В Древней Греции начало лета приходилось на самый продолжительный день в году — 22 июня. А летосчисление греки вели от знаменитых Олимпийских игр, которые устраивались в честь легендарного Геракла.

Вторая значительная реформа календаря была проведена папой Григорием XIII в 1582 году. Этот календарь назвали григорианским (новый стиль), и он заменил юлианский календарь (старый стиль). Необходимость изменений определялась тем, что юлианский календарь отставал от природного. День весеннего равноденствия, очень важный для определения дат религиозных праздников, смещался и с каждым годом становился все более ранним. Введенный григорианский календарь стал более точным. Дата дня весеннего равноденствия закрепилась за 21 марта, из календаря изымались високосные годы, приходящиеся на последние годы столетий: 1600, 1700, 1800 и т.д., — поэтому в нем меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения календаря со счетом тропических лет.

Григорианский календарь был сразу же принят многими европейскими странами, а в начале XX столетия утвердился в Китае, Румынии, Болгарии, Греции, Турции, Египте.

На Руси применялось летосчисление, придуманное римлянами, и действовал юлианский календарь с римскими названиями месяцев и семидневной неделей. До указа Петра I (1700 год) россияне вели свой календарь «от сотворения мира», которое, по христианскому учению, произошло 5506 лет до нашей эры, а начало Нового года праздновали где в сентябре, после уборки урожая, а где — в марте, в день весеннего солнцестояния. Царский указ привел наше летосчисление в соответствие с европейским и повелел праздновать Новый год зимой — 1 января.

До октября 1917 года Россия жила по юлианскому календарю, «отставая» от европейских стран на 13 дней. Большевики с приходом к власти провели реформу календаря. 1 февраля 1918 года вышел декрет, объявивший этот день 14-м числом. Этот год оказался самым коротким, состоящим из 352 дней, так как согласно реформе календаря за 31 января предыдущего года следовало сразу... 14 февраля.

Была опасность продолжения реформирования русского календаря в духе революционной идеологии. Так, в 1930-е годы предлагали ввести вместо недель «пятидневки». А в 1939 году «Союз воинствующих безбожников» выступил с инициативой присвоить общепринятым названиям месяцев иные имена. Предлагалось называть их так (приводим соответственно с января по декабрь): Ленина, Маркса, Революции, Свердлова, Май (согласились оставить), Советской конституции, Жатвы, Мира, Коминтерна, Энгельса, Великой революции, Сталина. Однако нашлись здравомыслящие головы, и реформу отклонили.

Предложения с поправками в действующую систему летосчисления продолжают появляться. Последняя попытка реформировать календарь была предпринята в 1954 году. На рассмотрение ООН был предложен проект, одобренный многими странами, в том числе и Советским Союзом. Суть предлагаемых изменений заключалась в том, чтобы все первые числа кварталов начинались с воскресенья, причем первый месяц квартала содержал бы 31 день, а остальные два месяца — по 30. Этот вариант изменения календаря был рассмотрен и предварительно одобрен советом ООН как удобный в «сервисном обслуживании» и рекомендован на утверждение Генеральной Ассамблеи ООН, однако под давлением США и других стран был отклонен. О новых проектах изменения календаря сведений пока нет.

В ряде мусульманских стран до сих пор пользуются лунным календарем, в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды. 12 таких месяцев составляют лунный год из 354 суток, который оказывается на 11 суток короче тропического года. В ряде стран Юго-Восточной Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря, в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. В таких календарях важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам (так называемый Метонов цикл). Лунно-солнечный календарь применяется у евреев, исповедующих иудаизм, для вычисления сроков религиозных праздников.

Издавна человек пытался упорядочить свою жизнь и применял для этого различные способы летоисчисления. В древности мерилом служило движение небесных тел, на основе которого составлялись календари. Но проблема состояла в том, что разные племена по-своему трактовали принципы, по которым необходимо считать время, поэтому, чтобы ответить на вопрос, что такое календарь, узнаем, как он появился и каким был у разных народов.

Понятие «календарь»

Календарь представляет собой систему счисления больших промежутков времени, зависящую от периодичности движения различных небесных тел, например Солнца или Луны.

Само понятие возникло благодаря долговым книжкам, на основе которых люди должны были рассчитываться. Возврат долга обычно назначался на начало месяца. Эти дни именовались календами. Отсюда и пошло слово calendarium.

Но началом для отсчета времени разные народы считали совершенно разные события. Так, для древних римлян начальной точкой было основание Рима, а для египтян - дата возникновения новой правящей династии.

Разновидности календарей

Чтобы понять, что такое календарь, необходимо знать, что лежит в его основе. До сих пор у многих народов разное понятие года, а начальная точка летоисчисления создает путаницу. Обратимся к истории.

Древнегреческий календарь включал в себя 354 дня. Он представлял собой попытку согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного года. Из-за этого каждые восемь лет к году добавлялись лишние 90 суток. Из-за слишком большого количества дней их делили на несколько месяцев.

Древнеримский календарь начинался с 1 марта и содержал 304 дня, которые делились на 10 равных частей. Он постоянно реформировался, и в итоге начальной точкой стало 1 января. Также были добавлены еще два месяца.

Юлий Цезарь, наблюдая за природными явлениями, выявил в них определенную периодичность. Так появился юлианский календарь, который был рассчитан с математической точностью. Он состоял из 365, 25 суток. Именно Цезарь ввел понятие «високосный год». Его протяженность увеличивалась ровно на одни сутки. Наблюдение за движением Солнца позволило избежать неточностей и появления лишних дней в году.

Григорианский календарь

Во времена папы Римского Григория XIII был введен новый стиль летоисчисления. Основной его целью было закрепление даты весеннего равноденствия, которая постоянно смещалась. Именно 21 марта день равнялся ночи, и это максимально приближено к тропическому году, где разница составляет лишь 26 секунд. Чтобы этот промежуток равнялся суткам, потребовалось бы около 3300 лет. Такой невероятной точностью обладает григорианский календарь.

Начиная с 1918 года в России был утвержден новый стиль и введен григорианский календарь, опережающий старый на 13 дней. Именно поэтому многие люди празднуют Старый Новый год, который как раз приходился бы на 13 января.

Луна как мерило времени

Когда составляется лунный календарь на год, за основу берется смена фаз земного спутника. Таким образом, месяц составляет 29,53 дня. Но получающийся "хвостик" после запятой не отображается в календаре, и поэтому за 30 лет постепенно набегают еще 11 лишних суток. Но есть приверженцы и последователи подобного исчисления времени. Ярким примером служат мусульманские страны.

На основе лунного календаря разрабатываются рекомендации, следуя которым, можно привлечь удачу и добиться успеха. Многие огородники сверяются с фазами спутника, чтобы начинать определенные земельные работы. Творчество, денежные вопросы и личные отношения также связывают с влиянием Луны. Некоторые даже учитывают ее положение, чтобы сделать стрижку.

Перекидной вариант

Еще совсем недавно во многих семьях часто использовался перекидной календарь. Но и сейчас данный вид достаточно популярен. Однако внешний облик его несколько изменился. Производители добавляют удобную пластиковую подставку и красочно оформляют каждую страницу.

Лист с каждым днем на календаре необходимо отрывать. Также можно просто открывать новую страницу. Вместе с наименованием месяца, днем недели и числом не листе помещается разнообразная интересная информация, связанная с этим днем. Очень удобно использовать такой календарь в офисах. Часто их используют в качестве корпоративного подарка.

Настенный календарь

Многие привыкли вешать календарь на стену, дверцу холодильника. Его особенность заключена в том, что виден целый год. Сразу понятно, когда наступают праздничные или выходные дни. Ведь они выделены цветом.

Как правило, настенные календари изготавливают из глянцевой бумаги. Встречаются также более дорогие пластиковые варианты. Популярность настенных календарей объясняется удобством использования, красивым внешним видом и получением максимума информации на довольно ограниченной площади.

Календарь праздников

Если есть необходимость узнать, какой именно праздник наступит в тот или иной день, настенный вид не будет хорошим помощником. Для этого потребуется специальный календарь праздников, найти который в электронном виде легко в Интернете. Там же можно его и приобрести. На таком календаре рядом с каждой датой будут перечислены абсолютно все праздники, которые наступают в этот день, даже малоизвестные.

Карманный календарик

Удобным вариантом в случае, когда необходимо иметь календарь всегда под рукой, станет карманный вариант. Он представляет собой небольшую карточку с изображением дат и какого-либо рисунка на обратной стороне. Часто фирмы оставляют свои рекламные изображения на таких календарях и раздают их посетителям. С их помощью удобно отслеживать праздники и отмечать важные даты. Часто карманные календарики используются в качестве закладки. Их легко всегда носить с собой.

Церковное летоисчисление

Многие люди, приходя в храм, сталкиваются с совершенно другим летоисчислением. Дело в том, что православный календарь придерживается юлианского стиля, поэтому происходит расхождение. Ведь за тысячелетия существования он постепенно стал отставать от реального времени, и сейчас разница составляет две недели.

Католические страны приняли во внимание данный факт и пришли к григорианскому календарю. А вот православные люди не приняли во внимание новый стиль и придерживаются старого летоисчисления. Однако православный календарь некоторых стран все же изменился. Он получил название новоюлианского, который сейчас совпадает с григорианским.

Вообще церковные календари имеют свои особенности. Поэтому разбираясь, что такое календарь, важно учитывать страну его происхождения и религию ее народа. Так, существуют ведическая, буддистская, исламская, коптская системы летоисчисления. При этом используются разные мерила: Луна, Солнце, звезды, возникновение династии. Поэтому их время отличается от официально принятого в европейских странах.

График работы и отдыха

Незаменимым помощником в работе является производственный календарь. Особенно он полезен для бухгалтеров. Производственный календарь не только помогает при расчете часов работы, но и облегчает начисление больничных и отпускных. Кроме того, количество дней, которые официально считаются рабочими, в разные года меняется из-за праздников и переноса дней, выпадающих на выходные. Производственный календарь является официальным документом, где все дни распределены указом Правительства РФ.

Документ важен не только для бухгалтерии, но и необходим кадровикам. С его помощью начисляют заработную плату, премии на основе официальных рабочих часов и составляют точный график трудовых дней. Помимо этого, производственный календарь необходим для своевременной отправки отчетности в различные официальные структуры и для расчета больничных листов и отпусков.

В зависимости от выпадения официальных праздников на будни или выходные осуществляется их перенос. Каждый год объявляется их порядок и закрепляется законодательными актами. Таким образом, разрабатывается календарь на год с праздниками и выходными. Он учитывает все требования Трудового кодекса Российской Федерации.

В преддверии новогодних праздников многих волнует календарь на декабрь, но в отличие от первого месяца года здесь особых перемен обычно нет. Часто случается, что 31 декабря, когда все готовятся к Новому году, приходится выходить на работу. Календарь на декабрь может порадовать только, если 31 число выпадает на выходной, но тогда могут сократить январские праздники.

Заключение

Изучая вопрос, что такое календарь, важно учитывать способ летоисчисления и место его использования. Так, в России до сих пор в ходу два вида. Общественность живет по григорианскому календарю. Но церковь придерживается старого стиля.

Сейчас существуют несколько видов календарей. Но отличаясь некоторым содержанием, все они имеют одну основу. Их функции и предназначение в целом схожи. Они необходимы для планирования времени и точной организации всех событий.

С самого начала своего появления человечество пыталось постичь действительность и изучить природные явления, и использовало для этого различные способы. Одним из них, который прекрасно действует и функционирует и по сей день является создание календаря.

Испокон веков с календарем связывали различные представления о хаосе и космосе, об устройстве мира, о земле, небе, звездах и человеческой жизни.

Сознанием древнего человека время воспринималось как вполне разумная субстанция, обладающая необратимостью, божественной мощью и невещественностью, и таинственной силой созидания и разрушения. Именно поэтому календарь везде почитался как нечто священное, а ответственность наблюдения за ним была возложена на жрецов.

Любое преобразование календаря имело очень важное значение, однако наиболее существенной была реформа Нумы Помпилия в Риме, а неизменность календаря в свою очередь была гарантом спокойствия - при вступлении на престол фараон давал клятву не вставлять добавочных дней и не делать в календаре никаких поправок, в противном случае боги могли разгневаться и наслать болезни или неурожай.

История календаря

История развития календаря берет свое начало в далеком прошлом, а сам календарь условно разделяется на два типа - лунный и солнечный.

Шумерская цивилизация, а именно южная Месопотамия стала родиной лунного календаря, который насчитывал 12 месяцев по 29 с половиной суток каждый, а год в результате состоял из 354 дней. В результате периодически получалось так, что время не совпадало с циклом весенних разливов рек, и тогда древние шумеры вводили один дополнительный месяц.

Создателями солнечного календаря являются жители Древнего Египта, названия почти всех месяцев сегодняшнего календаря пришли из Древнего Рима. Однако римский календарь представлял собой довольно странную систему - он состоял всего из 10 лунных месяцев, а дата наступления нового года была известна только жрецам-понтификам. Жрецы следили за движением луны, и когда она появлялась на небе, сообщали о наступлении календ (начало месяца) - для граждан Рима это был особый день, в который полагалось платить долги и налоги. Началом Нового года считалось первое мартовское новолуние.

В 700 г. до н.э. правящий римский царь Нума Помпилий провел реформу календаря и добавил одиннадцатый и двенадцатый месяцы. Один из них получил название "януариус" в честь бога Януса, бога входов и выходов, дверей и всякого начала, поэтому он позже и стал первым месяцем. Второй, короткий, содержащий в себе лишь 28 дней, стал называться "фебруариус" - Фебрус в римской мифологии бог подземного царства мертвых.

Однако со временем возникла масса неудобств и путаница с месяцами. Для решения этой проблемы император Гай Юлий Цезарь пригласил в Рим египетского астронома Созигена. Воспользовавшись египетской календарной системой имеператор в 46 г. до н.э. перенес начало года на 1 януариуса. Оказалось так, что тот год оказался самым длинным в истории человечества, "годом замешательства", Созиген сделал все нечетные месяцы длиной 31 день, а все четные - 30 дней. Месяц "квинтилиус" стали называть "Юлиус" в честь реформатора, а позже император Октавиан Август переименует месяц "секстилиус" в свою честь - август и продлит его на один день, поменяв при этом продолжительность последующих месяцев местами.

Все проведенные реформы привели к тому, что появился високосный год. Однако эта мера тоже не смогла привести время в полный порядок, и каждые 128 лет все равно накапливался один лишний день, и в XVI веке христианские священники заметили, что эта ошибка влияет на дату Пасхи и других христианских праздников. Поэтому в 1582 году понтифик Григорий XIII создал специальную комиссию, которой Луиджи Лилио, итальянский математик и врач, предложил свой проект, который был впоследствии одобрен. По этому проекту из каждых четырехсот лет начали изымать 3 дня. Однако григорианский календарь тоже небезупречен - каждые 3300 лет накапливается ошибка, равная одному дню.

Календарь - это отличный подарок. Если вы ищите корпоративные подарки на 8 марта, то можете заказать календари с фирменным логотипом или изображением милых дам. Такой подарок будет по душе всем работницам вашего коллектива.

Ребятня и взрослые пропадают зря, на проклятом острове нет календаря. (Из песни)

Итак поздравляю всех вас с сегодняшним днем! Кажется, будто ныне обыкновенный день, — воскресенье 11 ноября 2012 года. О стоп, а откуда мы знаем, что сегодня именно воскресенье, 11 Ноября 2012, откуда идет этот счет, кто это все придумал? Ведь возможно сегодня какой-то совсем другой день (там по разным далеким космическим ритмам). И почему вообще год имеет 12 месяцев, месяц 30-31 день, почему мы имеем 7 дней в неделю (а скажем не 5, 10, 12), почему, почему? Ибо так говорит нам его величество — календарь, по которому мы (люди) живем вот уже много веков, с которым, то и дело, согласовываем и сверяем наши жизненные ритмы, особенно работу: в понедельник начинаем рабочий день, в пятницу (пьятницооо – едва ли не любимейший день всех офисных планктончиков) завершаем рабочую неделю, в субботу-воскресенье активно (или кто как?) отдыхаем. По календарям отсчитываем важные даты, даже справляем поминки (просто не представляю, как справлять поминки без календарей), свадьбы, дни рождения, всевозможные годовщины. Но всегда ли мы жили по этому календарю, которому живем сейчас, кто придумал календарь и какая история календарей, обо всем этом читайте дальше.

Если верить Священному Писанию то первым создателем календаря был сам Бог, который в течение 6 дней создавал нашу вселенную, а на седьмой день отдыхал после проделанной работы. Так появилась неделя и важнейшее изобретение — выходной день (как же без выходного). Во многих религиях правило выходного дня было скреплено на уровне религиозной догмы, и любая работа в этот день считалась (впрочем, и далее считается) грехом. Скажем, у евреев это суббота (шабат), у христиан — воскресенье, у мусульман — пятница. И это очень важно, ведь хотя бы один день в неделю должен быть посвящен для отдыху от всякой материальной суеты, это день для Бога, (именно поэтому в воскресенье христианам принято идти в церковь, мусульманам в пятницу в мечеть, евреям в синагогу в субботу). Но для того, чтобы точно знать, когда приходится этот выходной день (или день для Бога) уже не обойтись без календаря, а то были бы мы как те аборигены с острова невезения (из одноименной советской песни), у которых таки не было календаря.

Еще с древних времен люди интуитивно (даже инстинктивно) чувствовали изменения природных циклов, видели, что в одну пору года тепло, в другую холодную, в одну дождик падает, а другую солнышко светит. С самого начала существования человечества у людей появилась потребность как-то это все систематизировать, посчитать, назвать — сколько дней тепло, сколько холодно, ага значит, теплые дни будут у нас называться летом, а холодные — зимой. У северных народов вообще по зимам вели счет больших природных циклов (которые позже стали называться годами), скажем, такой-то уже прожил 30 зим, эх долгожитель! (По меркам того времени, конечно). В местах немного южных (там, где что зима, что лето – одним цветом) немножко по-другому годы считали, например, по сезонам дождей. (А сколько вам сезонов дождей уже стукнуло?). Так потихоньку зарождались календари, одни народы их считали по движению солнца, другие по движению месяца, иные и по тому и по-другому. Поэтому соответственно были солнечные календари, лунные, солнечно-лунные.

Само слово «календарь» происхождения, происходит от латинских слов «caleo» — провозглашать и «calendarium» — долговая книга. Дело в том, что у древних римлян существовал обычай в начале каждого месяца платить по своим счетам. (И этот обычай в несколько измененной форме продержался по наши дни, ведь именно в начале нового месяца мы получаем зарплаты, потом сами платим по своим счетам, не так ли?).

А вот что интересно — такая важная единица нашего календаря как неделя далеко не всегда и не везде состоял из привычных нынче семи дней. Скажем, в древней и Риме сначала неделя имела аж восемь дней, из которых семь дней были рабочими, а восьмой день — базарным. (Очевидно, римские и греческие матроны в этот день активно занимались любимым женским делом всех времен и народов — щопингом). А вот в древнем Египте неделя и вовсе состояла из десяти дней.

Египетский календарь на папирусе, который будто бы дал египтянам среди всего прочего любимый египетский бог Осирис.

Происхождению семидневной недели мы должны быть благодарны выдающемуся еврейскому пророку — господину Моисею, а может и самому Господу Богу, который дал Моисею заповедь «почитать день седьмой». Евреи свято придерживались этой заповеди (ортодоксальные евреи аж до фанатизма), и впоследствии она распространилась на другие народы и религии, ведь первые христиане тоже были евреями, так что вместе с распространением христианства распространилось и соблюдения хотя бы одного выходного дня. Правда, седьмой праздничный день у христиан перешел с субботы на воскресенье — ведь, как известно именно в этот день состоялось чудесное Воскресение Иисуса из мертвых, Его победа над смертью. Отсюда и сформировался семидневная неделя — шесть дней работаем, седьмой отдыхаем.

По другой исторической теории происхождения семидневной недели также связано с древним . Говорят, вавилонские жрецы — халдеи, были еще и продвинутыми астрономами, и наблюдая за звездным небом заметили «семь странствующих светил», которые впоследствии получили название — «планеты» (с древнегреческого слово «планета» переводится как «странствующие»). Считалось, что эти странствующие светила — планеты, вращаются вокруг земли и имеют огромное влияние на жизнь отдельных людей, а то и целых народов. Анализируя различные события в жизни людей, и сопоставляя их с положением планет, халдеи пришли к выводу, что каждый день находится под влиянием какой-то из планет, а так известных планет в то время было всего семь, то и отсюда само собой напросилось появление семидневной недели — по количеству планет. Греки и римляне, которые впоследствии переняли у вавилонян их знания, планеты назвали именами своих богов, а уже от названия планет и пошли общепринятые и поныне названия дней недели. Начало недели сперва шло с субботы, которая находилась под влиянием Сатурна, потом шло воскресенье под влиянием Солнца, третьим была Луна, четвертым Марс, пятым Меркурий, шестым Юпитер, и седьмой Венера. Вот вам и современные английские названия дней недели (на самом деле произошедшие еще от римских латинских названий):

Понедельник — Dies Lunae — день Луны — Monday
Вторник — Dies Martis — день Марса — Tuesday
Среда — Dies Mercurii — день Меркурия — Wednesday
Четверг — Dies Jovis — день Юпитера — Thursday
Пятница — Dies Veneris — день Венеры — Friday
Суббота — Dies Saturni — день Сатурна — Saturday
Воскресенье — Dies Solis — день Солнца — Sunday

Древнеримский календарь.

Но самая важная реформа в сфере календарей и летоисчисления была сделана в 46 году до н. е. выдающимся римским полководцем, писателем, ученым, а потом и первым императором господином Юлием Цезарем. Вообще Цезарь был всесторонне образованным человеком, и кроме всего достаточно серьезно интересовался астрономией, даже написал несколько научных трактатов по этой науке (которые, однако, не сохранились до наших дней). Разработку нового календаря по личному поручению Цезаря осуществила группа ученых астрономов из Александрии, под руководством грека Созигена. Разработанный ими календарь получил название Юлианского и долгое время был общепринятым не только на территории Римской империи, но и граничащей с ней варварских племен. За ним, год стал составлять 365 дней, и был разделен на 12 месяцев, один из которых — июль (англ. — July), в частности был назван на честь идейного вдохновителя календаря — Юлия Цезаря. Однако настоящая продолжительность года составляет 365 дней и 6 часов, чтобы куда-то деть эти вредные шесть часов (которые за четыре года набегают на целый день) господином Созигеном был придуман високосный год, на один день длиннее всех остальных.

Относительно самого летоисчисления, то древние римляне сперва его вели от даты основания Рима (753 год до н. э.), и только с приходом христианства, на вселенском Никейском соборе (325 год) было принято решение об установлении нового летоисчисления, которое теперь считалось от гипотетического дня рождения Иисуса Христа. (Ведь точная дата его рождения неизвестна). Однако, Юлианский календарь оказался не таким уж точным, как того хотелось, поскольку оказалось — по прохождению 125 лет, в летоисчислении Юлианского календаря происходит маленький сбой, ошибка в целый день. Празднование Пасхи, которое было связано с днем весеннего равноденствия (21 марта, когда продолжительность дня и ночи равны), как и сам день весеннего равноденствия по прошествии 125 лет, сдвигалось на один день, через 250 лет — аж на 2 дня!, и т.д., что уже не отвечало реальному астрономическому положению. (Т.е. формальное 21 марта по Юлианскому календарю в конце 250 лет отвечало бы астрономическому 23 марта).

Чтобы положить конец этому календарному безобразию по инициативе папы римского Григория XIII и с участием итальянского математика Луиджи Лило в 1582 году было совершено еще одну календарную реформу, которая получила название Григорианской, а сам календарь отныне назывался Григорианским. Прежде всего, папа вернул день весеннего равноденствия — 21 марта на его законное место, и ликвидировал ошибку в 10 дней, накопившихся с момента введения нового летоисчисления по Юлианскому календарю. Главное же отличие между Григорианским и Юлианским календарями в том, что в Григорианском календаре принято каждые 400 лет выбрасывать «лишние» три дня, которые набегают на астрономическую ошибку. Вот так мы и живем до сих пор по григорианскому календарю. В завершение хорошая песенка про остров невезения и что бы с нами было, если бы не было у нас календаря.

КАЛЕНДАРЬ

(от лат. calendae или kalendae, "календы" - название первого дня месяца у древних римлян), способ деления года на удобные периодические интервалы времени. Основными задачами календаря являются: а) фиксация дат и б) измерение интервалов времени. Например, в задачу (а) входит регистрация дат природных явлений, как периодических - равноденствий, затмений, приливов, - так и непериодических, таких, как землетрясения. Календарь позволяет регистрировать исторические и общественные события в их хронологической последовательности. Одна из важных задач календаря - определение моментов церковных событий и "дрейфующих" праздников (например, Пасхи). Функция (б) календаря используется в общественной сфере и в быту, где процентные платежи, заработная плата и прочие деловые отношения основаны на определенных интервалах времени. Многие статистические и научные исследования также используют временные интервалы. Существует три основных типа календарей: 1) лунный, 2) солнечный и 3) лунно-солнечный. Лунный календарь основан на продолжительности синодического, или лунного месяца (29,53059 сут), определяемого периодом смены лунных фаз; при этом не принимается во внимание продолжительность солнечного года. Примером лунного календаря служит мусульманский календарь. Большинство народов, использующих лунный календарь, считает месяцы поочередно состоящими из 29 или 30 сут, поэтому средняя длина месяца равна 29,5 сут. Длина лунного года в таком календаре составляет 12ґ29,5 = 354 сут. Истинный лунный год, состоящий из 12 синодических месяцев, содержит 354,3671 сут. Календарь не учитывает эту дробную часть; таким образом за 30 лет набирается расхождение в 11,012 сут. Добавление этих 11 сут каждые 30 лет восстанавливает соответствие календаря лунным фазам. Основной недостаток лунного календаря в том, что его год короче солнечного года на 11 сут; поэтому начало определенных сезонов по лунному календарю приходится год от года на все более поздние даты, что вызывает определенные трудности в общественной жизни. Солнечный календарь согласован с длительностью солнечного года; в нем начало и продолжительность календарных месяцев не связаны со сменой лунных фаз. Солнечные календари были у древних египтян и майя; в наше время большинство стран также пользуется солнечным календарем. Истинный солнечный год содержит 365,2422 сут; но гражданский календарь, чтобы быть удобным, должен содержать целое число суток, поэтому в солнечном календаре обычный год содержит 365 сут, а учет дробной части суток (0,2422) происходит раз в несколько лет путем добавления одного дня к так называемому високосному году. Солнечный календарь обычно ориентируется на четыре основные даты - два равноденствия и два солнцестояния. Точность календаря определяется по тому, насколько точно равноденствие приходится на один и тот же день каждого года. Лунно-солнечный календарь - это попытка согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного (тропического) года путем периодических подгонок. Чтобы среднее количество дней в году по лунному календарю соответствовало солнечному году, каждые 2 или 3 года добавляют тринадцатый лунный месяц. Эта уловка требуется для того, чтобы сельскохозяйственные сезоны каждый год приходились на одни и те же даты. Пример лунно-солнечного календаря дает еврейский календарь, официально принятый в Израиле.

ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ

В календарях используются единицы счета времени, основанные на периодических движениях астрономических объектов. Вращение Земли вокруг своей оси определяет длительность суток, обращение Луны вокруг Земли дает продолжительность лунного месяца, а обращение Земли вокруг Солнца задает солнечный год.
Солнечные сутки. Видимое движение Солнца по небу задает истинные солнечные сутки как интервал между двумя последовательными прохождениями Солнца через меридиан в нижней кульминации. Если бы это движение отражало только вращение Земли вокруг своей оси, то оно происходило бы очень равномерно. Но оно связано также с неравномерным движением Земли вокруг Солнца и с наклоном земной оси; поэтому истинные солнечные сутки переменны. Для измерения времени в быту и в науке используЮтся математически вычисленное положение "среднего солнца" и, соответственно, средние солнечные сутки, которые имеют постоянную длительность. В большинстве стран начало суток приходится на 0 ч, т.е. на полночь. Но это не всегда было так: в библейские времена, в Древней Греции и Иудее, а также в некоторые другие эпохи начало дня приходилось на вечернее время. У римлян в различные периоды их истории день начинался в разное время суток.
Лунный месяц. Первоначально продолжительность месяца определялась периодом обращения Луны вокруг Земли, точнее - синодическим лунным периодом, равным промежутку времени между двумя последовательными наступлениями одинаковых фаз Луны, например, новолуний или полнолуний. Средний синодический лунный месяц (так называемая "лунация") длится 29 сут 12 ч 44 мин 2,8 с. В библейские времена лунацию считали равной 30 сут, но римляне, греки и некоторые другие народы приняли как стандарт измеренную астрономами величину 29,5 сут. Лунный месяц - удобная в общественной жизни единица времени, поскольку она длиннее суток, но короче года. В древности Луна привлекала всеобщий интерес как инструмент для измерения времени, ибо весьма несложно наблюдать выразительную смену ее фаз. Кроме того, лунный месяц был связан с различными религиозными потребностями и поэтому играл важную роль при составлении календаря.
Год. В обыденной жизни, в том числе и при составлении календаря, под словом "год" понимают тропический год ("год сезонов"), равный интервалу времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия. Сейчас его продолжительность составлет 365 сут 5 ч 48 мин 45,6 с, причем каждые 100 лет она уменьшается на 0,5 с. Еще древние цивилизации использовали этот сезонный год; по записям египтян, китайцев и других древних народов видно, что длина года вначале принималась равной 360 сут. Но уже довольно давно длину тропического года уточнили до 365 сут. Позже египтяне приняли его продолжительность равной 365,25 сут, а великий астроном древности Гиппарх уменьшил эту четверть суток на несколько минут. Гражданский год не всегда начинался с 1 января. Многие древние народы (как и некоторые современные) начинали год с момента весеннего равноденствия, а в Древнем Египте год начинался в день осеннего равноденствия.

ИСТОРИЯ КАЛЕНДАРЕЙ

Греческий календарь. В древнегреческом календаре обычный год состоял из 354 сут. Но поскольку ему нехватало 11,25 сут для согласования с солнечным годом, то каждые 8 лет к году добавляли 90 сут (11,25*8), разделенные на три одинаковых месяца; этот 8-годичный цикл назывался октаэтеридой. После примерно 432 до н.э. греческий календарь основывался на цикле Метона, а затем на цикле Каллиппа (см. ниже раздел о циклах и эрах).

Римский календарь. Согласно древним историкам, вначале (ок. 8 в. до н.э.) латинский календарь состоял из 10 месяцев и содержал 304 сут: пять месяцев по 31 сут в каждом, четыре месяца по 30 и один месяц с 29 сут. Год начинался 1 марта; отсюда сохранились названия некоторых месяцев - сентябрь ("седьмой"), октябрь ("восьмой"), ноябрь ("девятый") и декабрь ("десятый"). Новые сутки начинались в полночь. Впоследствии римский календарь претерпел немалые изменения. Перед 700 до н.э. император Нума Помпилий добавил два месяца - январь и февраль. Календарь Нумы содержал 7 месяцев по 29 сут, 4 месяца по 31 сут и февраль с 28 сут, что составляло 355 сут. Около 451 до н.э. группа из 10 высших римских чиновников (децемвиров) привела последовательность месяцев к нынешнему виду, перенеся начало года с 1 марта на 1 января. Позже была учреждена коллегия понтификов, которая провела реформу календаря.

Юлианский календарь. К 46 до н.э., когда верховным понтификом стал Юлий Цезарь, календарные даты явно расходились с природными сезонными явлениями. Поступало столько жалоб, что возникла необходимость радикальной реформы. Чтобы восстановить прежнюю связь календаря с сезонами, Цезарь по совету александрийского астронома Созигена продлил 46-й год до н.э., добавив месяц из 23 сут после февраля и два месяца из 34 и 33 сут между ноябрем и декабрем. Таким образом, в том году было 445 сут и его прозвали "годом путаницы". Затем Цезарь закрепил длительность обычного года в 365 сут с введением раз в четыре года одного добавочного дня после 24 февраля. Это позволило приблизить среднюю продолжительность года (365,25 сут) к длительности тропического года. Цезарь умышленно отказался от лунного года и выбрал солнечный год, поскольку при этом все вставки, кроме високосного года, стали ненужными. Таким образом Цезарь установил продолжительность года в точности равной 365 сут и 6 ч; с тех пор повсеместно используется именно это значение: после трех обычных лет следует один високосный год. Цезарь изменил продолжительность месяцев (табл. 1), положив в обычном году февраль из 29 сут, а високосном - из 30. Этот Юлианский календарь, который сейчас часто называют "старым стилем", был введен 1 января 45 до н.э. Тогда же месяц квинтилис был переименован в июль в честь Юлия Цезаря, а весеннее равноденствие было сдвинуто к своей исходной дате 25 марта.

Августианский календарь. После смерти Цезаря понтифики, видимо, неправильно поняв инструкцию о високосных годах, в течение 36 лет добавляли високосный год не раз в четыре, а раз в три года. император Август исправил эту ошибку, пропустив три високосных года в период с 8 до н.э. до 8 н.э. Начиная с этого момента, високосными считались только года с номером, кратным 4. В честь императора месяц секстилис был переименован в август. Кроме того, количество дней в этом месяце было увеличено с 30 до 31. Эти сутки были взяты из февраля. Сентябрь и ноябрь были сокращены с 31 до 30 сут, а октябрь и декабрь увеличены с 30 до 31 сут, что сохраняло общее количество суток в календаре (табл. 1). Таким образом сложилась современная система месяцев. Некоторые авторы считают не Августа, а все же Юлия Цезаря основателем современного календаря.

Календы, иды и ноны. Эти слова римляне использовали только во множественном числе, называя так особые дни месяцев. Календами, как упоминалось выше, называли первый день каждого месяца. Иды были 15-м днем марта, мая, июля (квинтилиса), октября и 13-м днем остальных (коротких) месяцев. При современных расчетах нонами называют 8-й день перед идами. Но римляне учитывали сами иды, поэтому ноны у них были 9-м днем (отсюда их название "nonus", девять). Мартовскими идами было 15 марта или, менее определенно, какой-либо из семи предшествующих дней: с 8 до 15 марта включительно. Ноны марта, мая, июля и октября приходились на 7-й день месяца, а в прочие, короткие месяцы - на 5-й день. Дни месяца отсчитывались назад: в первую половину месяца говорили, что столько-то дней осталось до нон или ид, а во вторую половину - до календ следующего месяца.

Григорианский календарь. Юлианский год продолжительностью 365 сут 6 ч длиннее истинного солнечного на 11 мин 14 с, поэтому с течением времени наступление сезонных явлений по юлианскому календарю приходилось на все более ранние даты. Особенно сильное недовольство вызывало постоянное смещение даты Пасхи, связанной с весенним равноденствием. В 325 н.э. Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви. В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря. Наконец, предложения неаполитанского астронома и врача Алоизия Лилия (Луиджи Лилио Джиральди) и баварского иезуита Кристофера Клавия были одобрены папой Григорием ХIII. Он издал 24 февраля 1582 буллу, вводящую два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымалось 10 сут - после 4 октября следовало 15 октября. Это позволяло сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия, каковой она была, вероятно, в 325 н.э. Кроме того, три из каждых четырех вековых лет следовало считать обычными и только те, которые делятся на 400, считать високосными. Таким образом, 1582 стал первым годом григорианского календаря, часто называемого "новым стилем". Франция перешла на новый стиль в том же году. Некоторые другие католические страны приняли его в 1583. Прочие страны переходили на новый стиль в разные годы: например, Великобритания приняла григорианский календарь с 1752; к 1700 високосному году по юлианскому календарю различие между ним и григорианским календарем составляло уже 11 сут, поэтому в Великобритании после 2 сентября 1752 наступило 14 сентября. В том же году в Англии начало года было перенесено на 1 января (до этого новый год начинался со дня Благовещения - 25 марта). Ретроспективное исправление дат стало причиной большой путаницы на многие годы, поскольку папа Григорий XIII распорядился внести поправки во все прошлые даты, вплоть до Никейского собора. Григорианский календарь используется сегодня во многих странах, включая США и Россию, которая отказалась от восточного (юлианского) календаря лишь после Октябрьской (в действительности - ноябрьской) большевистской революции 1917. Григорианский календарь не абсолютно точен: он на 26 с длинее тропического года. Разница достигает одних суток за 3323 года. Для их компенсации вместо исключения трех високосных лет из каждых 400 нужно было бы исключать один високосный год из каждых 128 лет; это поправило бы календарь настолько, что лишь за 100 000 лет разница между календарным и тропическим годами достигла бы 1 сут.

Еврейский календарь. Этот типичный лунно-солнечный календарь имеет очень древнее происхождение. Его месяцы содержат попеременно 29 и 30 сут, а раз в 3 года добавляют 13-й месяц Веадар; его вставляют перед месяцем Нисан каждый 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й год 19-летнего цикла. Нисан - первый месяц еврейского календаря, хотя отсчет годов ведется от седьмого месяца Тишри. Вставка Веадара приводит к тому, что весеннее равноденствие всегда приходится на лунацию в месяце Нисан. В григорианском календаре два вида годов - обычный и високосный, а в еврейском - обычный (12-месячный) год и эмболисмический (13-месячный). В эмболисмическом году из 30 сут, вставленных перед Нисаном, 1 сут относятся к шестому месяцу Адару (который обычно содержит 29 сут), а 29 сут составляют Веадар. На самом деле еврейский лунно-солнечный календарь еще сложнее, чем описано здесь. Хотя он и годится для исчисления времени, но из-за использования лунного месяца его нельзя считать эффективным современным инструментом этого рода.

Мусульманский календарь. До Мухаммеда, умершего в 632, у арабов был лунно-солнечный календарь со вставными месяцами, похожий на еврейский. Считается, что ошибки старого календаря заставили Мухаммеда отказаться от дополнительных месяцев и ввести лунный календарь, первым годом которого стал 622. В нем за единицу отсчета приняты сутки и синодический лунный месяц, а сезоны вообще не принимаются во внимание. Лунный месяц считается равным 29,5 сут, а год состоит из 12 мес, содержащих попеременно 29 или 30 сут. В 30-летнем цикле последний месяц года в течение 19 лет содержит 29 сут, а остальные 11 лет - 30 сут. Средняя продолжительность года в таком календаре 354,37 сут. Мусульманский календарь широко распространен на Ближнем и Среднем Востоке, хотя Турция в 1925 отказалась от него в пользу григорианского календаря.

Египетский календарь. Ранний египетский календарь был лунным, о чем свидетельствует иероглиф "месяц" в виде лунного серпа. Позже жизнь египтян оказалась тесно связана с ежегодными разливами Нила, которые и стали для них точками отсчета времени, стимулируя создание солнечного календаря. Согласно Дж.Брестеду, этот календарь был введен в 4236 до н.э., и эта дата считается самой древней исторической датой. Солнечный год в Египте содержал 12 мес по 30 сут, а по окончании последнего месяца шло еще пять дополнительных суток (эпагомены), что в сумме давало 365 сут. Поскольку календарный год был на 1/4 сут короче солнечного, со временем он все больше и больше расходился с сезонами. Наблюдая гелиакические восходы Сириуса (первое появление звезды в лучах утренней зари после ее невидимости в период соединения с Солнцем), египтяне определили, что 1461 египетский год по 365 сут равен 1460 солнечным годам по 365,25 сут. Этот интервал известен как период Сотис. Длительное время жрецы препятствовали любому изменению календаря. Наконец в 238 до н.э. Птолемей III издал декрет о добавлении одного дня к каждому четвертому году, т.е. ввел подобие високосного года. Так родился современный солнечный календарь. День у египтян начинался с восходом Солнца, их неделя состояла из 10 сут, а месяц - из трех недель.

Китайский календарь. Доисторический китайский календарь был лунным. Около 2357 до н.э. император Яо, недовольный существующим лунным календарем, повелел своим астрономам определить даты равноденствий и с помощью вставных месяцев создать сезонный календарь, удобный для сельского хозяйства. Чтобы согласовать 354-суточный лунный календарь с 365-суточным астрономическим годом, каждые 19 лет добавляли 7 вставных месяцев, следуя подробной инструкции. Хотя солнечный и лунный годы в целом были согласованы, лунно-солнечные различия оставались; их исправляли по достижении ими заметной величины. Тем не менее календарь все еще был несовершенен: годы имели неодинаковую продолжительность, а равноденствия приходились на разные даты. В китайском календаре год состоял из 24 полумесяцев. Китайский календарь имеет 60-летний цикл, началом которого считается 2637 до н.э. (по другим данным - 2397 до н.э.) с несколькими внутренними периодами, причем каждый год имеет довольно забавное название, например, "год коровы" в 1997, "год тигра" в 1998, "зайца" в 1999, "дракона" в 2000 и т.п., которые повторяются с периодом в 12 лет. После западного проникновения в Китай в 19 в. в коммерции стали использовать григорианский календарь, а в 1911 он официально был принят в новой Китайской республике. Однако крестьяне еще продолжали пользоваться древним лунным календарем, но с 1930 он был запрещен.

Календари майя и ацтеков. Древняя цивилизация племени майя обладала весьма высоким искусством счета времени. Их календарь содержал 365 сут и состоял из 18 мес по 20 сут (каждый месяц и каждый его день имели свое название) плюс 5 добавочных суток, не относящихся ни к одному месяцу. Календарь состоял из 28 недель по 13 пронумерованных дней в каждой, что составляло всего 364 сут; одни сутки оставались лишними. Почти таким же календарем пользовались и соседи майя - ацтеки. Большой интерес представляет календарный камень ацтеков. Лицо в центре изображает Солнце. В четырех примыкающих к нему больших прямоугольниках изображены головы, символизирующие даты четырех предшествующих мировых эпох. Головы и условные знаки в прямоугольниках следующего круга символизируют 20 сут месяца. Большие треугольные фигуры изображают солнечные лучи, а в основании внешнего круга два огненных змея представляют жар небес. Календарь ацтеков похож на календарь майя, но названия месяцев иные.

ЦИКЛЫ И ЭРЫ

Воскресные буквы - это схема, показывающая связь между числом месяца и днем недели в течение любого года. Например, она позволяет определять воскресные дни, а исходя из этого составить календарь на весь год. Таблицу недельных букв можно записать так:
Каждый день года, кроме 29 февраля високосных лет, обозначается буквой. Определенный день недели всегда обозначается одной и той же буквой в течение всего года, за исключением високосных лет; поэтому та буква, которая обозначает первое воскресенье, соответствует и всем остальным воскресеньям этого года. Зная воскресные буквы любого года (от A до G) можно полностью восстановить порядок дней недели в этом году. Полезна следующая таблица:

ВОСКРЕСНЫЕ БУКВЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ГОДА

Цикл Метона показывает соотношение лунного месяца и солнечного года; поэтому он стал основой для греческого, еврейского и некоторых других календарей. Этот цикл состоит из 19 лет по 12 месяцев плюс 7 добавочных месяцев. Назван он по имени греческого астронома Метона, открывшего его в 432 до н.э., не подозревая, что в Китае о нем знали с 2260 до н.э. Метон определил, что период в 19 солнечных лет содержит 235 синодических месяцев (лунаций). Он считал длину года равной 365,25 сут, поэтому 19 лет у него составляли 6939 сут 18 ч, а 235 лунаций равняются 6939 сут 16 ч 31 мин. В этот цикл он вставлял 7 добавочных месяцев, поскольку 19 лет по 12 мес дают в сумме 228 мес. Считается, что Метон вставлял добавочные месяцы в 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й и 19-й годы цикла. Все годы, помимо указанных, содержат по 12 мес, состоящих попеременно из 29 или 30 сут, 6 лет среди упомянутых выше семи содержат по дополнительному месяцу из 30 сут, а седьмой - 29 сут. Вероятно, первый Метонов цикл начался в июле 432 до н.э. Фазы Луны повторяются в те же дни цикла с точностью до нескольких часов. Таким образом, если даты новолуний определены в течение одного цикла, то они легко определяются для последующих циклов. Положение каждого года в цикле Метона указывает его номер, принимающий значения от 1 до 19 и называемый золотым числом (поскольку в античную эпоху фазы Луны начертывались золотом на общественных памятниках). Определить золотое число года можно по специальным таблицам; им пользуются для вычисления даты Пасхи.
Цикл Каллиппа. Другой греческий астроном - Каллипп - в 330 до н.э. развил идею Метона, введя 76-летний цикл (= 19ґ4). Циклы Каллиппа содержат постоянное число високосных лет, тогда как в цикле Метона их число переменно.
Солнечный цикл. Этот цикл состоит из 28 лет и помогает установить связь между днем недели и порядковым днем месяца. Если бы не было високосных лет, то соответствие дней недели и чисел месяца регулярно повторялось бы с 7-летним циклом, поскольку в неделе 7 дней, и год может начинаться с любого из них; а также потому, что обычный год на 1 сутки длинее 52 полных недель. Но введение раз в 4 года високосных лет делает цикл повторения всех возможных календарей в прежнем порядке 28-летним. Интервал между годами с одинаковым календарем изменяется от 6 до 28 лет.
Цикл Дионисия (пасхальный). Этот цикл из 532 лет имеет компоненты лунного 19-летнего и солнечного 28-летнего циклов. Считается, что он был введен Дионисием Малым в 532. Согласно его расчетам, как раз в том году начинался лунный цикл, первый в новом Пасхальном цикле, что и указывало дату рождения Христа в 1 н.э. (эта дата часто является предметом спора; некоторые авторы называют датой рождения Христа 4 до н.э.). Цикл Дионисия содержит полную последовательность пасхальных дат.
Эпакт. Эпактом называют возраст Луны от новолуния в сутках на 1 января любого года. Эпакт был предложен А. Лилием и введен К. Клавием в период подготовки новых таблиц для определения дней Пасхи и других праздников. Каждый год имеет свой эпакт. Вообще для определения даты Пасхи требуется лунный календарь, но эпакт позволяет определить дату новолуния и далее вычислить дату первого полнолуния после весеннего равноденствия. Следующее после этой даты воскресенье и есть Пасха. Эпакт совершеннее золотого числа: он позволяет определять даты новолуний и полнолуний по возрасту Луны на 1 января, не рассчитывая лунные фазы на весь год. Полная таблица эпактов вычислена на 7000 лет, после чего вся серия повторяется. Эпакты пробегают циклически серию из 19 чисел. Для определения эпакта текущего года нужно к эпакту предыдущего года прибавить 11. Если сумма превышает 30, то нужно вычесть 30. Это не очень точное правило: число 30 приблизительное, так что вычисленные по этому правилу даты астрономических явлений могут отличаться от истинных на сутки. До введения григорианского календаря эпакты не использовали. Считается, что цикл эпактов начался в 1 до н.э. с эпактом 11. Инструкции для расчета эпактов кажутся очень сложными, пока не вникнешь в детали.
Римские индикты. Это цикл, введенный последним римским императором Константином; им пользовались для ведения коммерческих дел и сбора податей. Непрерывную последовательность лет делили на 15-летние интервалы - индикты. Цикл начался 1 января 313. Следовательно, 1 н.э. был четвертым годом индикта. Правило определения номера года в текущем индикте такое: прибавить 3 к григорианскому номеру года и разделить это число на 15, остаток и является искомым числом. Так, в системе римских индиктов 2000 год имеет номер 8.
Юлианский период. Это универсальный период, используемый в астрономии и хронологии; введен французским историком Ж.Скалигером в 1583. "Юлианским" Скалигер назвал его в честь своего отца, известного ученого Юлия Цезаря Скалигера. Юлианский период содержит 7980 лет - произведение солнечного цикла (28 лет, по прошествии которых даты юлианского календаря приходятся на те же дни недели), цикла Метона (19 лет, по прошествии которых все фазы Луны приходятся на те же дни года) и цикла римских индиктов (15 лет). Началом юлианского периода Скалигер выбрал 1 января 4713 до н.э. по продолженному в прошлое юлианскому календарю, поскольку все три перечисленных выше цикла сходятся в этой дате (точнее, 0,5 января, поскольку за начало юлианских суток принят средний гринвичский полдень; поэтому к полуночи, с которой начинается 1 января, уже проходит 0,5 юлианских суток). Текущий юлианский период завершится в конце 3267 н.э. (23 января 3268 по григорианскому календарю). Для того чтобы определить номер года в юлианском периоде, нужно прибавить к нему число 4713; сумма и будет искомым номером. Например, 1998 имел номер 6711 в юлианском периоде. Каждый день этого периода имеет свой юлианский номер JD (Julian Day), равный количеству суток, прошедших с начала периода до полудня этого дня. Так, 1 января 1993 имел номер JD 2 448 989, т.е. к гринвичскому полдню этой даты от начала периода прошло именно столько полных суток. Дата 1 января 2000 имеет номер JD 2 451 545. Юлианский номер каждой календарной даты приводится в астрономических ежегодниках. Разность юлианских номеров двух дат указывает количество суток, прошедших между ними, что весьма важно знать при астрономических расчетах.
Римская эра. Годы этой эры отсчитывались от момента основания Рима, которым считается 753 до н.э. Перед номером года ставили аббревиатуру A.U.C. (anno urbis conditae - год основания города). Например, 2000 год григорианского календаря соответствует 2753 году римской эры.
Олимпийская эра. Олимпиады - это 4-летние интервалы между греческими спортивными состязаниями, проводившимися в Олимпии; их использовали в хронологии Древней Греции. Олимпийские игры устраивали в дни первого полнолуния после летнего солнцестояния, в месяце гекатомбейоне, что соответствует современному июлю. Вычисления показывают, что первые Олимпийские игры были проведены 17 июля 776 до н.э. В то время использовали лунный календарь с добавочными месяцами цикла Метона. В 4 в. христианской эры император Феодосий отменил Олимпийские игры, и в 392 Олимпиады были заменены Римскими индиктами. Термин "Олимпийская эра" часто встречается в хронологии.
Эра Набонассара. Введена одной из первых и названа в честь вавилонского царя Набонассара. Эра Набонассара представляет особый интерес для астрономов, поскольку использовалась для указания дат Гиппархом и александрийским астрономом Птолемеем в его "Альмагесте". По-видимому, в Вавилоне в эту эру начались детальные астрономические исследования. Началом эры считают 26 февраля 747 до н.э. (по юлианскому календарю), первый год правления Набонассара. Птолемей начинал счет суток со среднего полдня на меридиане Александрии, а год у него египетский, содержащий ровно 365 сут. Неизвестно, пользовались ли в Вавилоне эрой Набонассара в эпоху ее формального начала, но в более поздние времена ею, по-видимому, пользовались. Помня о "египетской" длине года, легко вычислить, что 2000 год по григорианскому календарю является 2749 годом эры Набонассара.
Еврейская эра. Начало еврейской эры - это мифическая дата сотворения мира, 3761 до н.э. Еврейский гражданский год начинается около дня осеннего равноденствия. Например, 11 сентября 1999 по григорианскому календарю был первым днем 5760 года по еврейскому календарю.
Мусульманская эра, или эра хиджры, начинается 16 июля 622, т.е. с даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину. Например, 6 апреля 2000 по григорианскому календарю начинается 1421 год мусульманского календаря.
Христианская эра. Началась 1 января 1 н.э. Считают, что христианскую эру ввел Дионисий Малый в 532; время течет в ней в согласии с циклом Дионисия, описанным выше. Дионисий принял за начало 1-го года "нашей" (или "новой") эры 25 марта, поэтому день 25 декабря 1 н.э. (т.е. 9 мес спустя) был назван днем рождения Христа. Папа Григорий XIII перенес начало года на 1 января. Но историки и хронологи давно уже считали днем Рождества Христова 25 декабря 1 до н.э. По поводу этой важнейшей даты было много споров, и только современные исследования показали, что скорее всего Рождество приходится на 25 декабря 4 до н.э. Путаницу в установление подобных дат вносит то обстоятельство, что астрономы часто называют год рождения Христа нулевым годом (0 н.э.), которому предшествовал 1 до н.э. Но другие астрономы, а также историки и хронологи считают, что нулевого года не было и сразу за 1 до н.э. следует 1 н.э. Нет согласия и в том, считать ли такие годы, как 1800 и 1900, концом столетия или началом следующего. Если принять существование нулевого года, то 1900 будет началом столетия, а 2000 - еще и началом нового тысячелетия. Но если нулевой год отсутствовал, то 20-й век истекает лишь в конце 2000. Многие астрономы считают вековые годы, заканчивающиеся на "00, началом нового столетия. Как известно, дата Пасхи постоянно меняется: она может прийтись на любой день с 22 марта по 25 апреля включительно. По правилу Пасха (католическая) должна быть в первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием (21 марта). К тому же, согласно Английскому требнику, "... если полнолуние наступает в воскресенье, то Пасхой будет следующее воскресенье". Эта дата, имеющая большое историческое значение, служила предметом многих споров и дискуссий. Поправки папы Григория XIII приняты многими церквами, но поскольку расчет даты Пасхи основан на лунных фазах, она не может иметь определенную дату в солнечном календаре.

РЕФОРМА КАЛЕНДАРЯ

Хотя григорианский календарь очень точен и вполне согласуется с природными явлениями, его современная структура не вполне соответствует потребностям общественной жизни. Уже давно ведутся разговоры об усовершенствовании календаря и даже возникают различные ассоциации по проведению такой реформы.
Недостатки григорианского календаря. Этот календарь имеет около дюжины дефектов. Главным среди них является переменность количества дней и недель в месяцах, кварталах и полугодиях. Например, кварталы содержат 90, 91 или 92 дня. Существуют четыре основные проблемы: 1) Теоретически гражданский (календарный) год должен иметь ту же продолжительность, что и астрономический (тропический) год. Однако это невозможно, поскольку тропический год не содержит целого числа суток. Из-за необходимости время от времени добавлять в год дополнительные сутки существует два типа годов - обычный и високосный. Поскольку год может начинаться с любого дня недели, это дает 7 типов обычных и 7 типов високосных лет, т.е. всего 14 типов лет. Для их полного воспроизведения нужно ждать 28 лет. 2) Продолжительноть месяцев различна: они могут содержать от 28 до 31 дня, и эта неравномерность приводит к определенным трудностям в экономических расчетах и статистике. 3) Ни обычный, ни високосный годы не содержат целого числа недель. Полугодия, кварталы и месяцы также не содержат целого и равного количества недель. 4) От недели к неделе, от месяца к месяцу и даже от года к году изменяется соответствие дат и дней недели, поэтому трудно устанавливать моменты различных событий. Например, день Благодарения всегда приходится на четверг, но число месяца при этом меняется. Рождество всегда приходится на 25 декабря, но на разные дни недели.
Предлагаемые усовершенствования. Существует множество предложений по реформе календаря, из которых перечисленные ниже обсуждаются чаще других:
Международный фиксированный календарь (International Fixed Calendar). Это улучшенная версия 13-месячного календаря, предложенного в 1849 французским философом, основоположником позитивизма О.Контом (1798-1857). Разработал ее английский статистик М.Котсворт (1859-1943), основавший в 1942 Лигу фиксированного календаря. Этот календарь содержит 13 мес по 28 дней в каждом; все месяцы одинаковые и начинаются с воскресенья. Оставив первым шести месяцам из двенадцати их привычные имена, Котсворт вставил между ними 7-й месяц "Соль" (Sol). Один лишний день (365 - 13ґ28), названный Днем года, следует после 28 декабря. Если год високосный, то вставляют еще Високосный день после 28 июня. Эти "уравновешивающие" сутки в счете дней недели не учитываются. Котсворт предлагал упразднить названия месяцев и использовать для их обозначения римские цифры. 13-месячный календарь весьма равномерен и удобен в употреблении: год легко делится на месяцы и недели, а месяц делится на недели. Если бы в экономической статистике вместо полугодий и кварталов использовался месяц, то такой календарь имел бы успех; но 13 мес трудно поделить на полугодия и кварталы. Проблемы вызывает и резкое отличие этого календаря от ныне действующего. Для его введения потребуются большие усилия, чтобы получить согласие влиятельных групп, приверженных традиции.
Всемирный календарь (World Calendar). Этот 12-месячный календарь разрабатывался по решению Международного коммерческого конгресса 1914 и усиленно пропагандировался многими сторонниками. В 1930 Э.Ахелис организовала Ассоциацию всемирного календаря, издающую с 1931 "Журнал реформы календаря". Основной единицей Всемирного календаря служит квартал года. Каждые неделя и год начинаются с воскресенья. Первые три месяца содежат 31, 30 и 30 сут соответственно. Каждый следующий квартал такой же, как первый. Названия месяцев сохраняются нынешними. День високосного года (июнь W) вставляется после 30 июня, а День окончания года (День мира) - после 30 декабря. Противники Всемирного календаря считают его недостатком то, что каждый месяц состоит из нецелого числа недель и поэтому начинается с произвольного дня недели. Защитники же этого календаря считают его преимуществом подобие ныне действующему календарю.
Вечный календарь (Perpetual Calendar). Этот 12-месячный календарь предлагает У. Эдвардс из Гонолулу (Гавайи). Вечный календарь Эдвардса разбит на четыре 3-месячных квартала. Каждая неделя и каждый квартал начинаются с понедельника, что весьма выгодно для бизнеса. Первые два месяца каждого квартала содержат по 30 дней, а последний - 31. Между 31 декабря и 1 января располагается праздник - День нового года, а раз в 4 года между 31 июня и 1 июля появляется День високосного года. Приятной особенностью Вечного календаря является то, что пятница в нем никогда не попадает на 13-е число. Несколько раз в Палату представителей США даже вносили законопроект об официальном переходе на этот календарь.

ЛИТЕРАТУРА

Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975 Буткевич А. В., Зеликсон М.С. Вечные календари. М., 1984 Володомонов Н. В., Календарь: прошлое, настоящее, будущее. М., 1987 Климишин И. А., Календарь и хронология. М., 1990 Куликов С. Нить времен: малая энциклопедия календаря. М., 1991



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ