Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Привет! Я Глеб Кузнецов, мне 26 лет, сегодня я хочу рассказать об одном своем дне, проведенном в индийском городе Мумбаи, который однако же известен на весь мир под своим прежним именем Бомбей, благодаря замечательной книге «Шантарам». Мы побывали в тех самых бомбейских трущобах, где происходит действие «Шантарама», и около. Давеча вечером я прибыл поездом из горного курорта Пуна, известного благодаря ашраму Ошо, и не успел осмыслить это явление – Бомбей. Поэтому первый взгляд в окно по пробуждении, и по спине бежит дрожь. Увидев такое, человеку нельзя оставаться равнодушным, а фотографу – сидеть сложа руки. На часах половина шестого, быстро светает, я же совершаю установленный моцион, делаю фото на память и бегу в город.

Люди спят повсюду, они спят семьями, вповалку, глубоким сном, женщины, дети, старики.Очевидно, что они не бродяги и не попрошайки, так как рядом пакеты с запасной одеждой, какой-то скарб. Я понимаю, что хожу среди тех, о ком читал еще в детских книжках об Индии, среди неприкасаемых, занятых самой грязной и низкооплачиваемой работой и никогда не имевших жилья. Я делаю сотни фотографий, но снимать людей, спящих на улицах Бомбея, все равно, что клерков, бегущих по улицам Нью-Йорка – их бесчисленное множество.

Ночь очень теплая и людям не нужны даже одеяла, а для подстилки хватает и картонки. Но я замечаю, что среди бездомных спят поодиночке мужчины, как правило, у дверей лавок. Позднее мои догадки подтвердятся – это их работники или даже хозяева, которые предпочли дороге домой, в пригороды, заночевать на рабочем месте. Но в помещении душно – и улица как общая спальня.

К половине седьмого город просыпается. На улицах появляются служащие и таксисты, а спящие на тротуарах начинают утренний туалет. Я вижу, что они вовсе не бродяги в нашем понимании и спустя полчаса я бы не отличил их от большинства индийцев. Люди с тротуаров причесываются и моются и чистят зубы, набирая воду из специальных бочек, и готовят здесь же на кострах завтрак.
У всех у них выработана беспрекословная покорность – они позволяют фотографировать себя в этом неприглядном виде, не мешают снимать спящих членов своих семей. Они только боязливо улыбаются и часто благодарят за кадр, но даже не просят показать его.
Между тем, утро в разгаре, но я зашел слишком далеко в сторону «Центрального железнодорожного терминала», перебегая от одной группы спящих к другой, как Машенька перебегала от гриба к грибу, пока не попала в берлогу. Таким образом, идея позавтракать за столом и с вилкой в руке проваливается, так как в этом районе не найти ни одного безопасного заведения. Зато появляется возможность отведать уличную кухню. В отличие от большой части харчевен для местных, уличная кухня в Индии и вкусная и безопасная (по крайней мере, я, проехав эту страну от Тривандрума на юге до Варанаси на севере и пробуя все местные пирожки и пряники, ни разу проблем не имел). Что ж, несколько картофельных пирожков в слоеном тесте с красным перцем и стакан сладкого чая с молоком за 2 доллара, и я готов отправляться в путь. Ах, совсем забыл рассказать, что с минуты на минуту в район Боривали должен прибыть ночной автобус с Гоа и в нем мои друзья – супружеская пара Чистозвоновых. Саша и Ира проводили отпуск на пляже и ради острых ощущений решили пожертвовать двумя ночами в автобусе, но побродить со мной по бомбейским трущобам. В этом на сегодня и состоит наша миссия, а для ее облегчения я с вечера договорился с таксистом Фазилем о туре по трущобам и борделям и общинам трансвеститов-хиждр.
В Боривали я добираюсь на местной электричке быстрее ожидаемого, и пока мои друзья еще только подъезжают к городу, захожу в приглянувшийся мне подъезд бетонной многоэтажки возле станции. В таких домах в Бомбее живет зажиточный средний класс, и ими, насколько я мог видеть, застроены все пригороды, в то время как центр города занят трущобами и клочком «Мирового торгового центра» с местным «Латинским кварталом».
Вход в подъезд мне преграждает сумасшедший человек Файсал. Он запрещает фотографировать себя, так как боится смерти от фотоаппарата. Но Файсал не трус – он охраняет свой дом от зла. У него на голой груди амулет, и призрак не сможет пройти мимо него. Я все же пробрался и не желая пугать и оскорблять сумасшедшего человека сосредоточился на фотографиях обстановки в подъезде.




Но вот и Сан Саныч! И я без промедлений окунаю его и Иру в мир настоящего Бомбея!
Проводник Фазиль встречает нас в Боривали. Однако он опасается попадания на первые страницы мировых изданий как лицо, причастное к разоблачению бомбейского «темного царства», поэтому уклоняется от группового фото. Склонить его к запечатлению на пленку нам удается значительно позднее, когда все испытания уже остаются за спиной. Пока же он везет нас в район трущоб на своем сорокалетнем «Фиате», который на фото ниже припаркован у тротуара.
Центр города, именуемый «Мировым торговым центром», фактически ничем не отделен от трущоб. Нет ни каменной стены, ни стены автоматчиков – два этих совершенно разных мира существуют бок о бок и, в отличие от крупных городов Латинской Америки, ничем враждебность не проявляют.
Бомбейские трущобы представляют собой замкнутые районы, окруженные широкими улицами. Внутри же невообразимая путаница узких переулков. В основном, трущобы делятся на индуистские и мусульманские, а также на трущобы, где есть дома, пусть и из листового железа, и те, где только полиэтиленовые навесы. Фазиль мусульманин и представитель среднего класса, поэтому ведет нас в те трущобы, которые ему близки по духу. Мы нисколько не возражаем, так как мусульманские трущобы, где живет бомбейский средний класс, – это, что называется, класика жанра.
Внешний периметр трущоб занимают лавки и мастерские, в ближайших за ними бараках всегда склады, а уже вглубь – жилые «кварталы».



После обхода внешнего периметра Фазиль спрашивает нас: «Может быть, к «Воротам Индии»?» Но мы упрямо требуем в самую глубь, и он с опасением за мою камеру и наше психическое здоровье ведет в трущобы. К слову, бомбейские трущобы признаны повсеместно самым безопасным местом в Индии. Они полностью находятся под контролем местных общин, ни один посторонний сюда не проникнет, а если проникнет, то не выйдет в случае нарушения местных законов. Для туристов доступ в трущобы совершенно свободен, но… одно из основных правил в трущобах: «Не фотографировать!» Мусульмане категорически против фотокамер. Однако как бы я рассказал эту историю? На всем пути приходится сперва кланяться моделям, вежливо расспрашивать, как дела, потом робко спрашивать, можно ли сделать одну картинку. Мужчины и дети всегда оказываются рады этому, совершенно развеивая устоявшиеся представления. Женщины, особенно старые, напротив, реагируют невоздержанно: часто не понимая, что я только спрашиваю разрешения, они начинают звать мужей – те выбегают разгневанные и уходит уйма времени на разъяснения. Словом, шаг за шагом вглубь трущоб.
После путаницы закоулков, по которым текут сточные воды, бегают вперемежку крысы и дети, мы добираемся до сердца этой части Бомбея – внутренних двориков. Они относительно чистые и просторные и по своему духу напоминают кухню в коммунальной квартире. Здесь стирают и сушат белье, играют, возятся с мотоциклами, словом, вся жизнь людей сосредоточена на этих кусках «суши» среди океана кошмара. Здесь и воздух похож на воздух!

Фазиль рассказывает нам, что в Бомбее возмущены мифом о том, будто в трущобах живут бедняки. По словам проводника, мужчины зарабатывают здесь до 500 долларов в месяц, а само жилье в трущобе может стоить несколько десятков тысяч долларов, так как оно близко к центру и, с позволения сказать, находится в благоустроенном и безопасном районе. Что же до общей бедности, то ее основная причина – большое количество детей в семьях и неработающие женщины. И даже если наш Фазиль удвоил заработки бомбейских трущобных людей, то нам с Сашей и Ирой одновременно пришел вывод, что эти люди не столько безнадежно бедны, сколько бесповоротно свыклись с окружающей кошмарной обстановкой и не способны адекватно оценивать ее.
Но ладно, фото на память, и постепенно выходим из трущоб, так как после нескольких часов бродяжничанья здесь в горле от вони стоит тошнота и хочется только одного: без опаски набрать полные легкие воздуха!


Вот и главная спортивная арена бомбейских трущоб! Комментарии излишни – мы же вприпрыжку мчимся к микроавтобусу Фазиля!
И просимся на свежий воздух. Трущобы объединили нас! Но пляж также не совсем как бы и пляж, а сочетание рыбацкой свалки и массовых залежей индийцев. Саша и Ира отчаянно просят Фазиля отвезти их хоть на полчасика «в спокойное место», но тот только смеется: «Где ж в Бомбее свободное место найти!»
Но мы прогуливаемся по центру города и находим его вполне цивилизованным и милым: университет и административные здания английской постройки, широкие улицы, замечательные старенькие «Фиаты»…

Но отдышались, недурно бы и пообедать. Заходим в вегетарианский ресторан. За четыре доллара заказываем классическое блюдо из риса и овощей, и получаем такой вот пальмовый лист, с горой аппетитной снеди. Один вопрос: «Как это есть?»
Вот так!
Что мы вытворяли с этой едой нашими кургузыми пальцами - показывать не решаюсь. Да и времени нет, так как Фазиль уже подвозит нас к району «Конгресс-холл» - бомбейской улице красных фонарей. Вот и первая прелестница застенчиво привлекает посетителей на своем крылечке.
Проститутки в наляпистых нарядах толкутся вдоль улицы, но при виде камеры разбегаются по углам – боятся, значит, славы. Фазиль рассказывает, что барышни приезжают на заработки из Непала и Бангладеша, а за полчаса работы просят 3 доллара.
Но осторожность! Индия знаменита общиной ЛГБТ, именуемой хиждрами. Опасность даже не столько в том, чтобы спутать такого представителя секс-меньшинства с природной дамой, а в том, чтобы не угодить ей! Хиждры – древнейшая и авторитетнейшая каста индийского общества. Они имеют привилегию проклинать людей, и откупиться от такого проклятья дорого будет стоить! Мой дорогой Саша не на шутку испугался хиждр и спрятался в авто, бросив меня с ними один на один, я же, пообщавшись вдоволь, вынес о них мнение как о милых созданиях (не поймите превратно).
Цена за полчаса с хиждрой та же, что и с проституткой, и деньги пойдут в тот же карман. У черных входов в дешевые бордели сидят «коты» - сутенеры местного разлива. Помимо строгой охранительной функции на них еще и надзор за детьми, пока матери заняты обслуживанием клиентов.
Бордели смыкаются с трущобами, и, в конце концов, никогда не отличишь добропорядочного мусульманина от воротилы бомбейского дна.

Но немного ли для одного дня? Незаметно настало 6 часов вечера, и время отправляться Саше и Ире на автобусную станцию и назад – в уютный отель на Гоа. Они категорически отвергают все мои предложения задержаться на денек и просят только проводить их до автобуса. Мы расплачиваемся с Фазилем – шестичасовая экскурсия по системе «все включено» обошлась нам в 30 американских долларов. Но в Бомбее не нужно выискивать чудеса – на станции ультрасовременной городской электрички мы оказываемся в эпицентре цыганского табора. Деньги давать ни в коем случае нельзя, так как при виде купюр эти цыгане звереют и начинают рвать тебя на части (у меня был такой опыт на юге Индии, в Мадурае).
К слову, здесь же следы болливудского влияния. Такими афишами заклеен-переклеен весь город, а всякий желающий европеец может сняться в массовке и получит за это 10 долларов. Но Саша и Ира не хотят сниматься в массовке, они хотят в отель!
В первом классе электрички уютно и прохладно. Ехать нам минут 40, и мы с Сашей задорно распиваем бутылку индийского рома, так сказать, для дезинфекции.
На автобусной станции обычная радушная толпа!
Замечательные цыгане посиживают у автобуса, но все это, хоть и выглядит со стороны страшновато, не несет в себе никакой агрессии – поэтому ходишь посреди такого бедлама и, конечно, не чувствуешь себя комфортно, но и напряжения большого это не вызывает.
А спальные места в индийских автобусов все же не для русского человека. Но ладно, проводил Иру и Сашу и назад – в Бомбей тем же путем.
На пляже закат и толпы индийцев после работы едят и пьют, но купаться боятся, так как не умеют плавать и верят, что в океане злое чудо-юдо живет. Я же не пошел купаться, так как потом голым возвращаться в гостиницу не хочется.
Ну и окончание этого необыкновенного дня за компьютером. Фотографии необходимо отобрать как можно скорее, ведь завтра прибавятся новые. За таким занятием и засыпаю, сам того не заметив.

January 5th, 2017 , 12:57 am

Мумбаи - самый большой город в Индии, здесь живет почти 20 миллионов человек. Это столица штата Махараштра, до 1995 года город назывался Бомбеем. Еще это самый активный и богатый город, финансовая столица страны. Здесь проживает больше состоятельных людей, чем в любом другом городе Индии. Похоже, это такой индийский Нью-Йорк, но судя по тому, что я видел, сохраняется невероятное социальное неравенство. В городе много трущоб, в самых известных я прогулялся с гидом, но об этом ближе к концу, а пока посмотрим на более приличные места.

Судя по пейзажам по пути из аэропорта, город активно развивается. Много строят, экономика растет. Огромный город, из аэропорта в гостиницу мы ехали почти час, вокруг везде кипит жизнь.

Вид из окна отеля в сторону залива.

В районе на юге города, где мы жили, много старых интересных зданий, наверное, оставшихся от англичан.

Вечером вышли поужинать, прошли немного от охраняемой территории отеля, а тут небольшой филиал трущоб. Они разбросаны в разных местах по городу небольшими райончиками, иногда буквально на пустыре сто на сто метров можно встретить небольшое поселение.

Детишки играют в футбол около бизнес-центра, куда мы ходили в офис Oman Air. Конечно, на входе в центр пришлось пройти контроль безопасности, и даже получить временный пропуск с фотографией! Обратите внимание на колючую проволоку на заборе. Вскоре вышел охранник и начал прогонять детей палками прочь с тротуара.

Инфраструктура в городе намного лучше, чем в Ченнаи и в Джайпуре, почти везде есть нормальные тротуары, по которым можно ходить, не опасаясь за свою жизнь. Но до настоящего благоустройства еще далеко.

Кое-где гуляет скотинка.

Отлично целое семейство погрузилось на один мотоцикл. Как часто бывает, мужик в шлеме, женщина в платке. Мне говорили, что из-за жары у людей начинаются реальные проблемы с волосами, они просто выпадают, если много ездить в шлеме. Может быть, женщины больше этого боятся и жертвуют безопасностью ради красоты.

Если убрать мусор, получится очень даже приятная улица. В районе, где мы жили, много зелени, это, конечно, облагораживает окружающее пространство.

Еще одна хорошая улица. Аккуратная парковка, убирают мусор, тротуары на месте, деревья. Красиво!

"Старбакс" по-индийски. Внутри, конечно, одни туристы. На входе контроль безопасности. Здание справа - большой дорогой отель Taj Mahal Palace, наследие колониальной эпохи. В 2008 году пакистанские террористы атаковали отель, 31 человек был убит.

Красивый тротуар. Уложить бы ровнее плитку и расширить немного, и любая благополучная Европа бы обзавидовалась.

Большая достопримечательность - Ворота Индии. Были заложены в начале 20 века в честь визита короля Георга V. Здесь в 2003 тоже произошел теракт, теперь пройти к ним можно только через досмотр, причем показалось, что женщин проверяют более тщательно. Здесь же огромное количество индийских туристов, я даже запилил с одним селфи. Вообще нас несколько раз просили сфотографироваться вместе, в Джайпуре аж с целым семейством позировали. Потом они обязательно спрашивают как зовут, откуда, жмут руки. Странная забава.

Но сложно поверить и понять насколько сильны эти контрасты пока не побываешь здесь. В Мумбаи самые дорогие дома в мире легко могут соседствовать с помойкой. Чтобы увидеть как живет обыкновенный индиец, предлагаем отправиться в трущобы.

Трущобы это не какая-то особенность Мумбаи, они характерны для многих городов Индии. Мумбайские трущобы получили широкую известность благодаря фильму «Миллионер из трущоб» и книге «Шантарам», став при этом своеобразной визитной карточкой города.

В силу западного менталитета, нам казалось, что в трущобах должны жить аморальные личности, асоциальные элементы – бомжи, в общем. Но это заблуждение, которое очень сильно обижает гордых жителей трущоб, которые не готовы променять свое жилье ни на какое другое.

Одним из самых крупных районов с трущобами во всей Юго-Восточной Азии является мумбайский Дхарави (Dharavi) . Его площадь 2,17 кв. километра, а население около 3 млн. человек.

На самом деле, трущобы это западное изобретение, которое прижилось и ассимилировало в Индии. В процессе урбанизации и промышленной революции в развитых странах люди стали активно перебираться из деревень в города, зачастую с подачи государство (ярким примером такой политики в современно мире является ).

Новоявленных городских жителей расселяли по временным домам соответствующего уровня. Но мы же знаем, что нет ничего более постоянного, чем что-то временное. Поэтому те «временные» прекрасно функционируют до сих пор.

Похожей участи не избежали и Мумбаи. Город рос, развивался и требовал все новых и новых вливаний рабочей силы, причем чем дешевле, тем лучше.

Количество городского населения быстро увеличивалось. Англичан это волновало крайне мало, дешевая рабочая сила есть, а где и как она живет – не их дело, до той поры пока она не попадается им на глаза и никак не влияет на плавное течение их размеренной аристократической жизни.

Поэтому пока центр Мумбаи застраивался в соответствии с градостроительными идеями лучших европейских архитекторов того времени, трущобы разрастались стихийно и хаотично, без плана и идеи, кто что хотел – тот то и строил.

Но так не могло продолжаться вечно. Все расставило по своим местам эпидемия бубонной чумы, которая почти в половину уменьшила население города. Болезнь не щадила никого, ни богатых, ни бедных.

Естественно, виновниками эпидемии были признаны жители трущоб. Отчасти это верно, ведь о соблюдении каких-то санитарно-гигиенических норм речи не шло. С другой стороны, европейскую знать тоже вряд ли можно считать чистюлями. Взять хотя бы , где вельможи справляли нужду в альковах и подтирались портьерами.

Тем не менее, английские наместники приняли решение локализовать поселения мумбайских рабочих и переселить их в какое-нибудь сильно отдаленное от центра, да и желательно и самого города тоже, место.

Таким местом и стал район трущоб Дхарави, который прекрасно существует и в наше время.

Мумбаи один из самых дорогих городов Индии, но трущобы дают шанс жить в нем самым бедным слоям населения. Посудите сами, здесь можно арендовать комнату за 3$ в месяц. Ну и что что она будет из говна и палок и размером с собачью конуру, зато есть крыша над головой и можно спокойно работать.

Трущобы – это город в городе. Здесь есть свои школы, больницы, своя власть. Тут есть даже проститутки на любой выбор. Хочешь девочку, девушку, парня, а можно найти и хиджру (так в Индии называются ).

А еще говорят, что Таиланд вместе с – гнездо разврата, да тайским катоям до индийских хиджру как до луны пешком (как-нибудь я расскажу о них по подробнее, а пока поверьте на слово).

Не вижу особого смысла жалеть жителей трущоб. Среднемесячный заработок здесь, если верить интернету и индусам, около 500$, а среднегодовой товарооборот составляет 650 миллионов долларов в год.

Публикация 2018-11-02 Понравилось 5 Просмотров 714

Самый нищий район Индии

Быт трущоб Мумбаи

Азию не зря считают удивительной и необычной частью света, она как будто совсем другой мир, где успешно сосуществуют совершенно неподходящие на первый взгляд вещи. Одно из таких уникальных явлений - трущобы Индии. В том числе из-за них Индия прослыла .


Дети трущоб

Страна контрастов - роскошь и трущобы

Кажется, что Индия, бедная страна, по сравнению с соседями, как трехликий бог, объединяет в себе несколько личностей. Создателю Брахме соответствуют современные центры больших городов, где возвышаются изящные небоскребы из стекла и металла, а жители одеты в современную дорогую одежду. Вишну Хранитель соответствует деревням и курортным областям, где до сих пор большое влияние имеют традиции и исторические обычаи.


Две стороны одной улицы - роскошный район и трущобы

Конечно, отчасти это способ заработка на диковинках для туристов, но отчасти привычный быт индийцев, живущих вдалеке от крупных городов. А разрушитель Шива - это трущобы Индии, где, как и в сакральной сути бога-разрушителя, хаос и деградация оказываются слаженно работающей системой при более подробном изучении.


Трущобы подтверждают миф о самой грязной стране

Самый нищий район Индии

Дхарави - это трущобный район Мумбаи. Кроме того, что Мумбаи - самый густонаселенный город Индии, Дхарави считается самыми крупными трущобами во всей Азии. Здесь живут люди самых разных и . Из 21 миллиона человек, проживающих в Мумбаи, около 13 миллионов, то есть больше половины, ютятся в трущобах, зарабатывая около доллара в день.


К 2050 году в Индии будут проживатиь 1,6 млрд человек

Туристическая популярность пришла к этому уникальному району после успеха фильма «Миллионер из трущоб», который снимался в натуральных декорациях Мумбаи. Но киноуспех трущоб совершенно не значит, что они стали безопасным местом. Все же стоит воздержаться от посещения подобных мест вечером, в одиночестве и с ценными вещами или украшениями на виду.

Быт трущоб Мумбаи

Жилищные условия обитателей трущоб Мумбаи способны ужаснуть обычного европейца. Среднестатистический дом представляет собой крохотную комнату без каких-либо удобств и кухни, где обычно живет не меньше пяти человек. На такой площади находится место только для того, чтобы разложить матрасы для сна, расположить немногочисленные пожитки и телевизор или радиоприемник, который, как ни странно, встречается в таком жилье довольно часто.


Индия считается самой старой цивилизацией мира

Обязательный атрибут каждой трущобной семьи - большая бочка для воды. В трущобах Индии нет водоснабжения для каждого жилья. Да и откуда ему взяться, если хижины строятся самими жильцами из подручных материалов? Поэтому, обитатели трущоб Индии набирают воду впрок на несколько дней в большие пластиковые бочки. Эта вода потом используется для приготовления пищи, мытья посуды и уборки помещения.


В трущобах не бездельничают, каждый чем-то занят

Душевая и туалет зачастую строится в складчину несколькими индийскими семьями. Те, кто побогаче, могут позволить себе один санузел на две-три семьи, остальные довольствуются меньшей приватностью и справляют нужду вместе с пятью-десятью семьями соседей.


35% индийцев живут за чертой бедности. Почти все - в трущобах

Мусор, пищевые отходы и продукты жизнедеятельности выбрасываются прямо на улицу в открытую канализацию или в реку поблизости. Систематический вывоз мусора в трущобах Мумбаи до сих пор не налажен. У туристов складывается впечатление, что в них обитают исключительно неопрятные и «опустившиеся» люди.


Трущобы Индии стали ярче благодаря волонтерам

Это впечатление покинет любого, кто посетит хижину в Мумбаи. Индийцы, даже в таких сложных условиях, тщательно следят за чистотой своего тела и жилища. Удивительно, но как одежда, так и жилище обитателей трущоб всегда чистое и опрятное, у женщин есть и даже несколько золотых .

Упорядоченность индийского «города в городе»

Может показаться, что люди, живущие здесь, бедствуют потому, что ничего не делают. На самом деле это не так, и именно в этот момент приходит понимание внутреннего порядка и организованности трущоб. Здесь работают все, кто может работать. Мужчины трудятся в разнообразных мастерских: разбирают списанные микросхемы и приборы, занимаются изготовлением посуды, инструментов, сортируют мусор и добывают из него металлы. Кстати, шьют одежду, в частности, тоже мужчины.


Обитатели трущоб работают на местных свалках

Женщины занимаются домашним хозяйством или торгуют на местном рынке: следят за детьми, поддерживают чистоту дома, готовят еду, стирают белье и всячески создают уют. В трущобах существует негласное правило, гласящее, что женщины не должны работать в мастерских или на переработке мусора. В трущобах Индии даже есть неофициальные школы, где детей обучают основам грамоты и математики.


Школа - шанс выбраться из трущоб

Индийские бедняки не считают себя нищими

Очевидцы, посещавшие трущобы Индии, отмечают, что, несмотря на поражающую воображение бедность, отсутствие удобств, среднюю продолжительность жизни в 60 лет и дома с картонными стенами, жители трущоб удивительно оптимистичны и дружелюбны.


Индийцы владеют 11% золота мира

Частично причина такого настроя кроется в сплоченности соседей по индийским трущобам. Тесные условия, многолетнее проживание буквально бок о бок и общий санузел, несомненно, сближает. А если рядом есть надежное соседское плечо, на которое можно опереться, поплакать в плохие дни и посмеяться в хорошие - любая беда переносится легче.


Несмотря на нищету, индийцы не поддаются унынию

А частично дело в мироощущении индийцев. Ведь пока над головой есть крыша, в желудке еда, а рядом друзья и близкие - повода для печали нет. Наоборот, нужно веселиться и плясать, потому что будущее неопределенно, и ценить нужно каждый момент настоящего.

Брахма - главный бог индуистской мифологии. Это один из трех богов священной триады. Он является творцом всей Вселенной.

Вишну - в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов, хранитель мироздания; величественный и одновременно ужасный.

Шива - индуистское божество, верховный бог в шиваизме, вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду тримурти. Шива призван разрушить старый мир, чтобы наступило его обновление.

Для большинства городов Индии трущобы являются непременным атрибутом и смотрятся достаточно гармонично. А Мумбай же и вовсе является успешным и крупным мегаполисом, а значит, размер трущоб здесь полностью соответствует его размерам. Туристы в большинстве своем заблуждаются, полагая, что трущобы Дхарави в Мумбаи (Индия) обязательно заполнены аморальными личностями и другими деструктивными жителями — это совсем не так.

Не так давно этот район был самым крупным в Юго-Восточной Азии. Его площадь составляет 217 га, при этом численность населения достигает 3 млн человек (их сложно точно посчитать из-за постоянной миграции). Длительное время среди подобных агломераций на планете он по праву занимал пальму первенства. В этой статье мы рассмотрим, как устроена жизнь в трущобах Мумбая (Дхарави), как они возникли, чем занимаются их жители и пр.

История мумбайских трущоб

Это западное изобретение отлично прижилось здесь и обрело собственную уникальную форму. За счет этого и история трущоб в Мумбаи (Индия) достаточно интересна. С началом промышленной революции в Америке и Европе массы людей стали переезжать в города из деревень, чтобы обрести финансовое благополучие, ну и, соответственно, не погибнуть с голоду. Таким образом возникли толпы бездомных искателей хорошей доли. Им необходимо было где-то жить, а поскольку большинство из них являлись откровенными пролетариями, жилье они себе искали под стать, следовательно, в каждом крупном городе появились трущобные гетто, большинство из которых отлично себя чувствуют и сегодня.

В Мумбаи история была похожая. Современный город построен на островах, при этом в XVIII веке большинство из них были сами по себе, да и жителей здесь было гораздо меньше, чем сегодня. Мумбаи рос, при этом требовал больше недорогой рабочей силы, только в XIX столетии население города смогло перевалить отметку 500 тысяч человек, в Лондоне же проживало только 50 тысяч.

Приехавшие сюда крестьяне начали заселяться куда попало, в том числе обосновались и в рыбацкой деревне Коливадас - сейчас здесь находятся знаменитые трущобы Дхарави в Индии (Dharavi Mumbai Slum). В скором времени рыбная ловля здесь стала неактуальной, и на месте деревни начал потихоньку расти район трущоб. Тогдашних владельцев страны (англичан) не волновало, что происходит в этом районе, поскольку он находился за пределами города. Европейская часть Мумбая активно строилась по интересным архитектурным планам и соответствовала европейским городам. При этом трущобные районы имели абсолютную свободу действий.

При этом Дхарави являлись не единственным местом, в котором жила мумбайская беднота. Она компактно проживала в различных районах города. В какой-то момент пришло время перемен - началась эпидемия бубонной чумы, значительно сократившая численность местных жителей. Санитарные условия в зонах компактного проживания дешевой мумбайской рабочей силы у англичан вызывали сильное беспокойство, необходимо было быстро локализовать их стихийные заселения и упорядочить как-то данный процесс. Было решено всех работяг переселить в одно отдаленное место - в Дхарави. В этот момент данный район начал жить полной жизнью и становился с каждым годом все краше. Район трущоб Дхарави и появился таким образом, прекрасно сохранившись до нынешнего момента.

Правительство данного города имеет огромный интерес к большому куску земли в этом дорогом городе, на котором расположены лачуги, и, вероятно, совсем скоро у жителей этих трущоб появятся шансы быть выброшенными на улицу - именно это произошло с аналогичными трущобами, расположенными в Дели. Безусловно, правительство имеет планы по переселению местных жителей в комфортабельные дома, только такой исход вызывает у всех людей, в том числе тех, кто подобный план выдумал, лишь улыбку.

Жители трущоб

Неверное, нельзя утверждать, что трущобы Мумбаи являются местом жительства нелюдей, а также другой непотребной публики - здесь больше подходит фраза «город в городе». На самом деле, здесь обитают и вновь приехавшие со всей необъятной страны на заработки молодые люди, которые могут поселиться на месяц в комнате площадью 10 м 2 всего за 3 доллара. При этом Мумбай является самым дорогим городом всей страны. В местных трущобах живут и большие, настоящие индийские семьи, причем обосновались они тут с самого начала возникновения трущоб.

Жители Мумбая пытаются жить полноценной жизнью и от населения благополучных районов не отставать - здесь есть школы (частные и государственные), даже имеется улица для плотских утех, где за 2 американских доллара можно познакомиться поближе с индийскими парнями и девушками. Также есть выбор для продвинутых — знакомство с хиджрой («третий пол», т. е. трансвеститы).

Как устроена жизнь в трущобах Мумбая?

Трущобы, как и другие районы городов Индии, поделены на небольшие слободы. В каком-то месте есть мастерские кожевенников, в другом живут сортировщики мусора, в третьем расположены лавки. Мусульмане и индуисты также традиционно живут в различных районах.

Жители трущоб заниматься могут чем угодно — собирать мусор и попрошайничать или даже открыть свой небольшой бизнес. В быту индийцы действительно очень неприхотливы, и зачастую собственники магазинов, которые работают вдали от дома, приобретением или съемом жилья себя не утруждают, а отдыхают прямо в лавке.

Стоит отметить, что трущобы — это не место, в котором живут исключительно нищие. У местных обитателей среднемесячный доход составляет около 500$. Конечно, зарплаты здесь очень разные. Например, слуги зарабатывают в месяц примерно 50$ (около 3000 рупий).

Проблемы

Бедность, антисанитария, один туалет на огромное количество семей, отсутствие питьевой воды — эти условия жизни приятными назвать сложно. И все это характерно для трущоб Мумбаи. Правительство эти проблемы пытается решить, как может. К примеру, снесли известные трущобы в Дели у берега Ямуны, в которых проживало около миллиона человек. Правда, правительство новое жилье не построило и не предоставило, в то время как судьбы миллиона человек сквозь пальцы чиновников просочились словно песок. После этого многие отправились к себе на родину, другие остались жить прямо на улице.

Достоинства трущоб

Как ни странно, но жизнь в трущобах Мумбаи имеет и свои плюсы. Живописуя всевозможные ужасы и проблемы, можно понять, как повезло тебе, проживающему в квартирке на 10-м этаже. Но Индия с ее трущобами преподают урок представителям всей западной цивилизации. Так, местные жители при встрече друг другу улыбаются, обращаются бережно и вежливо. На второй план отходят бытовые условия, в то время как на первый выступают человеческие отношения.

При этом настолько непонятно и странно, почему проживать в городе, в котором воздух насквозь пропитан ядовитыми испарениями, а места так мало, что комнату приходится делить с незнакомыми людьми, человеку предпочтительнее, чем жить на берегу океана, среди белоснежного пляжа и в окружении пальм? Вероятно, мы так этого и не узнаем.

Экономика

Цивильные туристы очень удивляются, узнавая, какие в трущобах Дхарави крутятся суммы. На данный момент товарооборот здесь составляет около 650 миллионов долларов ежегодно, в то время как средний доход человека равняется 500 долларам (как уже говорилось выше, это зависит от того, чем именно человек занимается).

Итак, чем еще интересны трущобы Мумбаи? Здесь шьют одежду, производят керамические горшки и лампы, для городских кафе пекут хлеб, на маленьких полях выращивают всевозможные овощи, которые пойдут также на столы жителей города. Существует большая вероятность, что майка, в которой вы сидите сейчас за монитором, купленная в одном из супермаркетов города, изготовлена была именно в данных трущобах.

Район Дхарави делится условно на различные зоны по сфере деятельности представителей разных специальностей, о чем мы говорили выше. При этом индусы и мусульмане имеют также различный ареал в районе Дхарави.

Экскурсия и туристы

Благодаря знаменитой ленте «Миллионер из трущоб», снятой именно здесь, туристы захотели все увидеть собственными глазами, пройтись по большой трубе, которую местные жители используют вместо дороги, окунуться в истинную индийскую атмосферу, рассмотреть все домики и пр.

Многие туристы заказывают экскурсии и отправляются в трущобы как в своеобразный человеческий зоопарк. Заплатив достаточно приличную сумму, человек ожидает приключений наподобие сафари, только вместо животных здесь люди. Да, здесь на самом деле царит бедность, антисанитария, проблемы с водой, а также 1 туалет на 1000 комнат — эти условия жизни нельзя назвать приятными и даже приемлемыми, только вот местные жители при этом остаются людьми.

С точки зрения современных обывателей, привыкших к ипотечной уютной квартирке, простаиванию в пробках на кредитном "Хендае", это ужасные условия, только они, как ни странно, людей несчастными не делают. В грязных дворах веселятся и бегают неумытые малыши, женщины в разноцветных сари располагаются на крылечках и живо обсуждают домашние радости, в то время как мужчины пьют чай, играя в шахматы.

Жители трущоб озлобленными не выглядят, а наоборот, кажутся открытыми и вежливыми. Загляните в гости к кому-нибудь (вас пустят в дом с радостью) и посмотрите сами на быт людей. В основном внутри жилища невероятно бедно, тесно, но при этом на удивление достаточно чисто.

Некоторая часть туристов, побывавших здесь, многое переосмысливает, включая свое отношение друг к другу и к комфорту. Жуткие бытовые условия уходят на 2-й план, в то время как на 1-м месте остаются человеческие отношения взамен вечного подсчета денег и другой современной мишуры.

Хотя остаются и туристы, искренне желающие все напалмом сжечь в надежде облегчить жизнь несчастным индийцам. Необходима ли вам эта экскурсия — сами решайте.

Как сюда добраться?

Потенциальным туристам не обязательно переплачивать за сопровождение и брать экскурсию, сюда можно добраться самостоятельно и дешево. Нужно доехать на мумбайском наземном метро (местной электричке) до станции Sion Railway, Maxim Junction или Chunnabhatti, примыкающей к данному району, и чуть-чуть пройти пешком.

Трущобы Дхарави в Мумбае: отзывы



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ