Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

«Мы вспомним Тараса и песню споем…». Читаем отрывок из повести со слов «Тут же стояло нагое дерево…» до слов «…которая бы пересилила русскую силу!» и затем анализируем его. Например, пленение Тараса и приговор ему вызывают тяжелые переживания и автора, и читателя. Нам жаль Тараса, нам трудно примириться с мыслью, что он умрет в страшных муках. Одновременно мы испытываем чувство возмущения и гнева по отношению к врагам. Не о себе думает Тарас перед смертью. Тарас страстно хочет, чтобы его товарищи ушли от преследования, и нас наполняет чувство гордости за человека, любящего Отчизну и товарищей больше, чем себя. Когда в первый раз голос Тараса не был услышан казаками, его охватывает душевная боль. Но боль сменяется радостью, когда Тарасу бросились в глаза «выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы», появилась надежда, что казаки могут спастись. Радость сменяется глубоким удовлетворением от того, что на этот раз его призыв услышан.

Страшный удар обухом по голове заставил Тараса потерять на какое-то время сознание. Но когда он очнулся и увидел, что его товарищи ушли от погони, радость вновь овладела им. А читатель в этот момент восхищается мужеством Тараса, его отвагой, чувством товарищества и презрением к смерти, проникается его ненавистью к врагам, презрением к ним и верой в торжество правого дела. Рассматривание и сопоставление иллюстраций П. П. Соколова, Е. А. Кибрика и Д. А. Щмаринова, изображающих гибель Тараса, дает учащимся возможность зримо представить себе эту, быть может, самую сильную сцепу повести, соотнести свои зрительные представления с видением художников-иллюстраторов, подумать над тем, кому из художников удалось ярче и вернее передать гоголевский текст, эмоционально убедительнее воссоздать последний подвиг Тараса.

Сопоставляя иллюстрации, все приходят к выводу, что более сильное впечатление производят те рисунки, где все внимание художника сосредоточено на самом Тарасе, его переживаниях, где Тарас дан крупным планом. Художник Соколов слишком многое включает в сферу изображения, тем самым рассеивая внимание зрителя. Он подробно выписывает развалившуюся крепость, поляков, привязывающих Тараса веревками к разбитому молнией дереву, другую группу поляков, замахивающихся на Тараса дубинами. Иллюстрация в целом производит впечатление стилизации, все в ней выписано слишком тщательно, даже несколько декоративно, она мало волнует.

О каких делах и подвигах своего атамана вспоминали казаки, плывя на челнах

по Днестру? И вот пальба ляхов прекратилась, казаки живо поплыли на узких челнах, дружно гребли веслами, осторожно минуя отмели, всполашивая подымавшихся птиц и говоря о подвигах своего атамана. Они вспоминали, как Бульбу выбрали кошевым под Дубно, когда все разделились на две группы, как славно говорил он о русском товариществе. А тем, кто не участвовал битве под Дубно, рассказывали некоторые эпизоды из нее. Один уже немолодой, понюхавший пороху казак, рассказывал двум молодым запорожцам о том, как Тарас, спасая товарища, один бросился на отряд всадников.

Несколько запорожцев вспомнили его речь под Дубно, они понимали тогда, что для многих это будет последний бой, но за святую Русь они готовы были отдать свои жизни. «Да,- говорили казаки,- хороший товарищ был Тарас. Не зря говорил слова о товариществе: он вдохновлял нас на подвиг и сам совершил много подвигов во славу товарищества и родной земли. Ведь как он рубился с ляхами, сколько их в капусту искрошил? И вот не уберегли мы его. Не хотел Тарас люльку оставлять на чужой земле, а пришлось оставаться самому. Но и в последние минуты свои не думал он о смерти, а думал о нас, о своих товарищах: «К берегу, хлопцы, к камышу, там челны, берите все и уходите!» - кричал Тарас. И вот мы на свободе, а он в сырой земле. А когда казнили Остапа,- говорили другие казаки,- хоть и сильно тосковал Тарас, но не пал духом, ие пошел отлеживаться в свой хутор, а стал страшно мстить врагам за Остапа и убитых товарищей».
И еще о многом говорили они. О том, откуда и когда пришел Тарас с сыновьями на Сечь, вспомнили, как ради Отчизны не пожалел Тарас жизни своего младшего сына-предателя. «Не пожалели бы и мы жизни за Тараса. Теперь наша очередь мстить за него врагам и оберегать любимую Отчизну». Жизнь Тараса Бульбы подвиг, а подвиги достойны песни. Кто же такой Тарас Бульба? Это представитель жизни целого парода, целого политического общества в известную эпоху жизни. Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то и другое в каждой капле крови своей.

Дружно гребут казаки. Они плывут на своих узких челнах, подымая в воздух огромные стаи птиц, и говорят про своего атамана. Живет народ, живет его подвиг. Живут в памяти народном, и песнях и сказаниях его лучшие сыны. Так «бессмертная душа» старого Тараса оживает в творчестве поэтов, писателей и художников, создавших свои произведения во время Великой Отечественной войны. Повесть живет и в сознании наших современников, духовно обогащая каждое новое поколение. Героическое прошлое, открывающееся пытливой и взыскательной юности, не может не окрылять своим примером, прекрасным и суровым, а удивительный талант Гоголя сделал идею служения Родине яркой, волнующей и вечно живой.

В. Г. Белинский называет «Тараса Бульбу» «дивной эпопеей, написанной кистью смелою и широкою», «огромной картиной в тесных рамках, достойною Гомера». Не нужно давать учащимся в связи с этим определение «эпопея», тем более что Белинский употребляет слово «эпопея» не в современном его смысле, а скорее подчеркивая внутреннюю близость повести Гоголя к народно-героическому эпосу.

Чем же напоминает «Тарас Бульба» народно-героический эпос? Выясняем, что герои повести - сильные, могучие люди, устремленные к высокому гражданскому идеалу, совершающие легендарные подвиги во славу Отчизны. Особенно сильно сказались народно-поэтические традиции в описании битвы под Дубно. Гиперболизированный портрет Тараса напоминает портреты былинных богатырей, а изображение Тараса в бою сходно с изображением Ильи Муромца, бившегося с несметной вражьей силой, Бросается в глаза также явное сходство других запорожцев с былинными богатырями.

В заключение еще раз надо подчеркнуть, что замечательная повесть Гоголя, явившаяся столь полным выражением народного духа, на все времена вошла в сокровищницу народной культуры как одно из ценнейших ее достояний.

Старый козак, Тарас Бульба, потерял обоих своих сыновей. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Грабил и жёг он города, чтобы отомстить за смерть любимого сына. Причиной смерти Остапа были бесчеловечные пытки польских палачей.

Остап был достойным сыном своего отца. Он проявил себя в бою, среди других запорожцев был на хорошем счету. В одной из битв под городом Дубно Остап жестоко отомстил польским воинам за то, что те убили куренного атамана. Козаки, впечатлённые таким поступком, выбирают Остапа своим новым атаманом. Остап отличался хладнокровием, но вместе с тем и рассудительностью. Он приказал запорожцам держаться подальше от стен города, что спасло многим жизни.

Но Остапа пленят: несколько сильнейших воинов набросились на него одновременно, силы покидали молодого козака, и он больше не мог сопротивляться. Пленных запорожцев ждала смерть. Казнь Остапа в «Тарасе Бульбе» проходила на площади, публично. Туда сходился весь народ. И черни, несмотря на голод, и знатным вельможам было любопытно смотреть на козаков. Некоторые возмущённо и с сожалением говорили о предстоящих муках, но всё равно стояли до окончания казни.

Козаки «шли небоязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию», впереди всех был Остап. Но почему люди, которых долгое время держали в темнице, которых ждёт мучительная смерть так смиренно принимают такое положение вещей, почему не пытаются бежать? Запорожцы не кланяются народу. Эта сцена чрезвычайно значима для понимания основной идеи произведения и выражения темы. Козаки идут на казнь с осознанием того, что они защищали свою свободу. Для запорожцев смерть в бою или же гибель за правое дело считалась честью.
За казнью Остапа Тарас Бульба наблюдал из толпы. Что чувствовал отец, зная, что сейчас совершится? Об этом можно только догадываться. Остапа должны были казнить первым. Он остановился, посмотрел на других козаков и, поднявши руку, громко сказал: «– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Тарас шёпотом одобрял поведение сына. Так бы поступил настоящий козак, мужественный и несломленный защитник свободы. Остап смело шагнул на эшафот. В тексте произведения не описываются сами пытки. Сказано только, что они были бесчеловечно жестоки. Остап держится до последнего: ни звука, ни крика не было слышно. Не дрогнуло его лицо и когда палач начал ломать кости в руках и ногах. Жуткий хруст был слышен на площади, дамы отворачивались и закрывали глаза, но ни слова не произнёс запорожец.

Когда муки почти закончились, сила и выдержка начали покидать Остапа. Он обвёл глазами толпу, но не видел ни одного родного лица. Вдруг он начал жалеть о том, что умрёт вот так вот, в чужом краю, безвестно. Не хотелось ему видеть плачущую и причитающую жену, или мать, для которой видеть смерть сына было равносильно собственной смерти. Нет, Остап лишь хотел видеть рядом с собой такого же крепкого и сильного козака, чтобы тот подбодрил его.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
– Батько! где ты! Слышишь ли ты?
– Слышу!»

Этим заканчивается эпизод казни. Анализ смерти Остапа в «Тарасе Бульбе» позволяет сказать, что эта сцена чрезвычайно важна для понимания сути всего произведения. Не стоит забывать, что Гоголь отразил идеализированное представление о прошлом. Некий исторический миф. В повести «Тарас Бульба» смерть Остапа понимается как погибель свободной, чистой и храброй души всего козачества, всего украинского народа.

Тест по произведению

Тарас Бульба. Это главный герой одноименной повести. Гоголь не случайно выбрал для сюжета своего произведения события далекого прошлого. Главной проблемой своего времени он считал пошлость и измельчание личности. Героическое прошлое своей страны могло, с его точки зрения, преподнести урок соотечественникам. Тарас Бульба и был тем героем, который явился образцом служения Отчизне.
Он козак, но не из простых - он полководец. Образ жизни Тараса Бульбы очень строгий, можно сказать, спартанский. Об этом говорит и убранство его жилища. Детали описания (оружие на стенах, проспан утварь, лишенная роскоши) говорят нам о том, что не удовольствиям, а службе подчинена жизнь Тараса Бульбы.
Знаменателен эпизод его встречи с сыновьями. Он встречает их насмешками, провоцирует на драку, проверяет их настроение и радуется, когда они готовы постоят за себя.
Тарас очень суров со своей женой. Он на следующий же день увозит сыновей на Сечь. Но и в этот момент Бульба поступает в духе своего «бранного, трудного времени».
Тарас Бульба имеет четкие, разумные правила жизни, которые подчинены службе православию и Отечеству.
На Сечи он пользуется уважением, к его мнению прислушиваются.
Когда начинаются военные действия, Тарас Бульба руководит полком. Он очень доволен тем, что его сыновья выделяются удалью и храбростью. «Добрый вояка» - наивысшая хвала для Остапа и Андрия.
Смысл его жизни - товарищество. Об этом его знаменитая речь. «Первый долг и первая честь козака есть соблюсти товарищество» - так он живет сам, так должны, по его мнению, жить и все остальные.
Эта фраза отразила дух того времени. Товарищество - это единство, а оно необходимо для защиты Отчизны. В соответствии с этим своим девизом Тарас Бульба судит поступки своих сыновей. Остап взят в плен, Тарас тайком присутствует на его пытках и казни. Он поддерживает его словом «Слышу!».
Андрий же совершает страшное с точки зрения Тараса предательство, и он казнит его. Очень жаль читателю Андрия, но Бульба поступает так, как велит ему долг, как требует того время.
После гибели Остапа Тарас начал воевать с особым усердием, так он «отправлял поминки по Остапе». Поэтому было приказано поймать Тараса. «Сила одолела силу», и старый козак был пленен.
Во время казни он ведет себя героически, он заботится о товарищах, дает им советы.
Повествование о его гибели Гоголь завершает торжественными словами: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
Гимном героической сути русской души можно считать этот образ, созданный Н.В. Гоголем.
Остап внутренне похож на своего отца. Еще в бурсе он проявил себя бунтарем, не желая учиться, он отстаивал свою свободу. Только угроза отца заставила его взяться за книги. Остап был очень хорошим товарищем, заводилой во всех, даже не очень хороших делах. При разбирательствах он никогда не выдавал своих товарищей.
На Сечи Остап ведет себя так, будто ему было на роду написано битвенный путь». Он в свои двадцать два года был хладнокровен, предусмотрителен.
После боя под Дубно Остапа выбрали куренным атаманом. Он проявил себя как мудрый и предусмотрительный организатор.
Во второй битве под Дубно Остап был взят в плен. Он был казнен, страшные муки пережил он перед смертью, и только один раз вырвалось у него: «Батько! Где ты? Слышишь л и ты?» Он во всем хотел походить на своего отца. Целью жизни Тараса Бульбы стала месть за Остапа, и не вспоминал козак о своем младшем сыне.
Андрий - младший сын Тараса Бульбы. Уже в начале повествования автор подчеркивает разницу между Остапом и Андрием: Остап прямодушен и суров, Андрий более мягок и чувствителен. Это натура, чуждая своему веку.
Еще в бурсе он испытал любовь, пылкой и страстной была его душа.
На Сечи Андрий тоже чувствовал себя иначе, чем Остап. Во время войны он тоже с увлечением сражайся, но это увлечение было другим: его увлекала поэзия боя, где он переживал негу и упоение. Он во время боя «производил такие чудеса», на какие бы не решился здравомыслящий человек.
Но война была ему скучна.
После встречи с панночкой Андрий совершает измену. Читатель по-человечески сочувствует влюбленному юноше, но по законам того времени он совершил страшное преступление. Именно поэтому Тарас Бульба произносит известную фразу: «Я тебя породил, я тебя и убью!»
Когда Андрий на коне во время боя встречается с отцом, он испытывает противоречивые чувства: он понимает свою вину, но не может побороть чувства к панночке.
Андрий погиб от руки Тараса Бульбы, который безоговорочно обвиняет его. У читателя остается двойственное ощущение. С одной стороны, судьба Андрия вызывает сочувствие, с другой - Тарас Бульба не мог поступить иначе.
Автор с помощью образа Андрия дает нам представление о сложности душевного мира человека, о тех противоречиях, в каких может находиться человек с собой, со своим временем. «Терпи, козак, - атаманом будешь!» - это сказал Тарас Бульба Андрию, когда обнаружил, что тот тяготится бытом Сечи. «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» - так Тарас Бульба спрашивает Андрия после предательства.
«Есть еще порох в пороховницах?» - трижды спрашивает Бульба во время битвы.
Первое и последнее выражение могут быть использованы как крылатые. Первое в том случае, когда необходимо кого-то поддержать в трудной ситуации, а последнее - это тоже слова поддержки в минуту душевных колебаний.
Проявление товарищества и братства мы находим во многих поступках запорожцев. Это и решение идти на Польшу, и желание идти выручать товарищей, плененных турками. Образец товарищества - поведение Тараса Бульбы во время казни: он беспокоится не о себе, а о плывущих по реке товарищах, и успокаивается только тогда, когда они отдалились от опасности.

«Мы вспомним Тараса и песню споем…». Читаем отрывок из повести со слов «Тут же стояло нагое дерево…» до слов «…которая бы пересилила русскую силу!» и затем анализируем его. Например, пленение Тараса и приговор ему вызывают тяжелые переживания и автора, и читателя. Нам жаль Тараса, нам трудно примириться с мыслью, что он умрет в страшных муках. Одновременно мы испытываем чувство возмущения и гнева по отношению к врагам. Не о себе думает Тарас перед смертью. Тарас страстно хочет, чтобы его товарищи ушли от преследования, и нас наполняет чувство гордости за человека, любящего Отчизну и товарищей больше, чем себя. Когда в первый раз голос Тараса не был услышан казаками, его охватывает душевная боль. Но боль сменяется радостью, когда Тарасу бросились в глаза «выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы», появилась надежда, что казаки могут спастись. Радость сменяется глубоким удовлетворением от того, что на этот раз его призыв услышан.

Страшный удар обухом по голове заставил Тараса потерять на какое-то время сознание. Но когда он очнулся и увидел, что его товарищи ушли от погони, радость вновь овладела им. А читатель в этот момент восхищается мужеством Тараса, его отвагой, чувством товарищества и презрением к смерти, проникается его ненавистью к врагам, презрением к ним и верой в торжество правого дела. Рассматривание и сопоставление иллюстраций П. П. Соколова, Е. А. Кибрика и Д. А. Щмаринова, изображающих гибель Тараса, дает учащимся возможность зримо представить себе эту, быть может, самую сильную сцепу повести, соотнести свои зрительные представления с видением художников-иллюстраторов, подумать над тем, кому из художников удалось ярче и вернее передать гоголевский текст, эмоционально убедительнее воссоздать последний подвиг Тараса.

Сопоставляя иллюстрации, все приходят к выводу, что более сильное впечатление производят те рисунки, где все внимание художника сосредоточено на самом Тарасе, его переживаниях, где Тарас дан крупным планом. Художник Соколов слишком многое включает в сферу изображения, тем самым рассеивая внимание зрителя. Он подробно выписывает развалившуюся крепость, поляков, привязывающих Тараса веревками к разбитому молнией дереву, другую группу поляков, замахивающихся на Тараса дубинами. Иллюстрация в целом производит впечатление стилизации, все в ней выписано слишком тщательно, даже несколько декоративно, она мало волнует.

О каких делах и подвигах своего атамана вспоминали казаки, плывя на челнах

по Днестру? И вот пальба ляхов прекратилась, казаки живо поплыли на узких челнах, дружно гребли веслами, осторожно минуя отмели, всполашивая подымавшихся птиц и говоря о подвигах своего атамана. Они вспоминали, как Бульбу выбрали кошевым под Дубно, когда все разделились на две группы, как славно говорил он о русском товариществе. А тем, кто не участвовал битве под Дубно, рассказывали некоторые эпизоды из нее. Один уже немолодой, понюхавший пороху казак, рассказывал двум молодым запорожцам о том, как Тарас, спасая товарища, один бросился на отряд всадников.

Несколько запорожцев вспомнили его речь под Дубно, они понимали тогда, что для многих это будет последний бой, но за святую Русь они готовы были отдать свои жизни. «Да,- говорили казаки,- хороший товарищ был Тарас. Не зря говорил слова о товариществе: он вдохновлял нас на подвиг и сам совершил много подвигов во славу товарищества и родной земли. Ведь как он рубился с ляхами, сколько их в капусту искрошил? И вот не уберегли мы его. Не хотел Тарас люльку оставлять на чужой земле, а пришлось оставаться самому. Но и в последние минуты свои не думал он о смерти, а думал о нас, о своих товарищах: «К берегу, хлопцы, к камышу, там челны, берите все и уходите!» - кричал Тарас. И вот мы на свободе, а он в сырой земле. А когда казнили Остапа,- говорили другие казаки,- хоть и сильно тосковал Тарас, но не пал духом, ие пошел отлеживаться в свой хутор, а стал страшно мстить врагам за Остапа и убитых товарищей».
И еще о многом говорили они. О том, откуда и когда пришел Тарас с сыновьями на Сечь, вспомнили, как ради Отчизны не пожалел Тарас жизни своего младшего сына-предателя. «Не пожалели бы и мы жизни за Тараса. Теперь наша очередь мстить за него врагам и оберегать любимую Отчизну». Жизнь Тараса Бульбы подвиг, а подвиги достойны песни. Кто же такой Тарас Бульба? Это представитель жизни целого парода, целого политического общества в известную эпоху жизни. Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то и другое в каждой капле крови своей.

Дружно гребут казаки. Они плывут на своих узких челнах, подымая в воздух огромные стаи птиц, и говорят про своего атамана. Живет народ, живет его подвиг. Живут в памяти народном, и песнях и сказаниях его лучшие сыны. Так «бессмертная душа» старого Тараса оживает в творчестве поэтов, писателей и художников, создавших свои произведения во время Великой Отечественной войны. Повесть живет и в сознании наших современников, духовно обогащая каждое новое поколение. Героическое прошлое, открывающееся пытливой и взыскательной юности, не может не окрылять своим примером, прекрасным и суровым, а удивительный талант Гоголя сделал идею служения Родине яркой, волнующей и вечно живой.

В. Г. Белинский называет «Тараса Бульбу» «дивной эпопеей, написанной кистью смелою и широкою», «огромной картиной в тесных рамках, достойною Гомера». Не нужно давать учащимся в связи с этим определение «эпопея», тем более что Белинский употребляет слово «эпопея» не в современном его смысле, а скорее подчеркивая внутреннюю близость повести Гоголя к народно-героическому эпосу.

Чем же напоминает «Тарас Бульба» народно-героический эпос? Выясняем, что герои повести - сильные, могучие люди, устремленные к высокому гражданскому идеалу, совершающие легендарные подвиги во славу Отчизны. Особенно сильно сказались народно-поэтические традиции в описании битвы под Дубно. Гиперболизированный портрет Тараса напоминает портреты былинных богатырей, а изображение Тараса в бою сходно с изображением Ильи Муромца, бившегося с несметной вражьей силой, Бросается в глаза также явное сходство других запорожцев с былинными богатырями.

В заключение еще раз надо подчеркнуть, что замечательная повесть Гоголя, явившаяся столь полным выражением народного духа, на все времена вошла в сокровищницу народной культуры как одно из ценнейших ее достояний.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ