Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на образование. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровню его развития .

Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию. Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. В инклюзивной школе очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты школы - это прежде всего партнеры. Необходимость осуществления работы с родителями в данном случае неопровержима.

В рамках работы с родителями используются самые разнообразные традиционные и не традиционные формы, такие, как родительские собрания, общешкольные конференции, индивидуальные и групповые консультации педагога, посещения на дому, родительские тренинги и многие другие.

«Тематика консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ»

Консультации являются одной из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

Консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения; моральные ценности семьи .

Общая цель консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ – повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям в адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели поставлены задачи: информировать родителей о психофизических особенностях ребёнка, особенностях воспитания; дать необходимые знания и умения в области педагогики и психологии развития; формировать позитивную самооценку родителей, оказать помощь в умении снять тревожность.

Принцип работы с родителями – закрепление сотрудничества между родителями и школой; разъяснение родителям об их ответственности за воспитание детей; взаимное доверие всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Темы консультаций:

1. Использование оборудования для дистанционного обучения.

2. Навыки работы на компьютере, в Интернет–сети.

3. Использование оборудования кабинета «Доступная среда» на индивидуальных занятиях.

4. Изучение ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

5. Особенности детей с ОВЗ и перспективы их развития.

6. Участие семьи в воспитании и обучении ребенка школьного возраста с особыми образовательными потребностями.

7. Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях семьи.

8. Особенности речевого развития школьника с ОВЗ, работа по устранению

недостатков в речевом развитии.

9. Игровая деятельность ребенка с ОВЗ, роль взрослых в ее организации.

10. Здоровье – как жизненная ценность. Неврозы.

11. Признаки психоэмоционального напряжения у ребёнка.

12. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

13. Плохая память ребенка. Как ее развить?

14. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

15. Наказания детей. Какими им быть?

16. Тревожность детей. К чему она может привести?

17. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

18. Грубость и непонимание в семье.

19. Талантливый ребенок в семье.

20. Друзья детей – друзья или враги?

Ожидаемые результаты: гармонизация детско-родительских отношений, коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, формирование у родителей представлений о развитии детей, методах воздействия на это развитие и демонстрацию успехов ребёнка.

Заключение

Положительные результаты в большей степени зависят от активного участия родителей в образовательном процессе, в основе которого должно быть организованное сотрудничество специалиста и родителей.

Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе школы. Оно осуществляется через участие родителей в родительских собраниях, индивидуальных и групповых консультациях, оформлении стендов. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общение с ними. Одновременно, просвещение родителей учащихся с ОВЗ проходит также через индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания и др.

Цели данной работы возможно реализовать посредством повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых заданий, а также посредством общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Соответственно, при организации работы школы с семьей необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс в качестве активных участников через их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной деятельности; содействовать изменению родительской позиции и вооружению родителей позитивными способами коммуникации; способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности посредством обогащения их педагогических и дефектологических знаний; создавать условия для взаимодействия родителей друг с другом с целью расширения социального пространства семей.

Список литературы

1. Екжанова, Е.А. От интеграции к инклюзии / Е.А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16. 16‒31 августа. С. 34‒37.

2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5‒14.

3. Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. ‒ Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.

4. Акимова О.И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.

5. Исследование отношения педагогов и родителей к инклюзии в дошкольной образовательной организации Еронько Ж.В. Глушак Е.В. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.

6. Азлецкая Е. Н. Мониторинг готовности образовательных организаций к реализации инклюзивного образования как фактор его развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95639.htm.

Акимова О.И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.

Екжанова, Е.А. От интеграции к инклюзии / Е.А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16. 16‒31 августа. С. 34‒37.

Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. ‒ Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.

Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

Результат воспитания зависит от отношения родителей к самому факту рождения «особого» ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи. Даже само понимание того, в каком состоянии родители находятся, производит терапевтический эффект. Все негативные переживания имеют право на существование, человек не робот, и он не может реагировать по-другому. Эмоции, которые испытывают родители, очень неприятные и тяжелые, но все, же они имеют право на существование потому, что они попали в ситуацию психологической травмы, а при этом возникают именно такие переживания.

Принять ситуацию, это не значит бездействовать, напротив, это означает действовать, исходя из тех условий, в которые они попали, искать оптимальное взвешенное решение. Родители должны осознать истинное состояние ребёнка, принять и осуществить, рекомендованные врачом, психологом, педагогом-дефектологом, логопедом меры по дальнейшему воспитанию и обучению их ребёнка. Семьям, воспитывающим ребёнка с ОВЗ, необходимо понять себя, свои переживания, не загонять эти переживания в «угол». Обратиться за помощью к специалисту – не малодушие, а знак того, что человек хочет изменить свое состояние, хочет успешно действовать в сложившейся ситуации.

Как помочь родителям в сложившейся ситуации?

Для того что бы помочь себе справиться с этим тяжелым эмоциональным состоянием, следуйте некоторым советам.

Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.

Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.

Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.

Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.

Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!

Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками.

Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления.

Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

В результате следования этим простым советам произойдёт трансформация негативных родительских ожиданий и представлений о ребенке в позитивные. Постепенно устранятся чувства вины, депрессивного фона настроения, страхи и комплексы.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ».

Сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками в ДОУ. Этому способствовали демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования.

Инклюзивное образование – важная часть процесса развития общего образования, которая не только подразумевает доступность образования для всех детей, но и обеспечивает доступ к образованию для ребят с особыми потребностями.

Инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю, включаю») или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и ДОУ.

Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.

Можно выделить восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.

1. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

Развитие самостоятельности через предоставление помощи;

Обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

Формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

психологического характера:

Исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;

медицинского характера:

Подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

Исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

педагогического характера:

Рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

Активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

Всем понятно, что нельзя сделать из обычного дошкольного учреждения, которое вчера работало на основах традиционной педагогики, инклюзивный детский сад. Основная идея – наладить социальную жизнь детей.

Разговоров об инклюзии сейчас возникает очень много и на низшем, и на самом высоком уровне. В теории все звучит очень хорошо и обнадеживающе. На практике все обстоит гораздо хуже: большинство российских ДОУ к инклюзиву все же не готовы, из-за переуплотненности групп детьми проведение такого эксперимента по инклюзии вызывает трудности; специалистов по инклюзиву пока нигде в России не готовят, педагогам приходится рассчитывать только на собственные силы.

НО … взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Детство – важнейший период

Человеческой жизни:

Не подготовка к будущей жизни,

А самая настоящая, яркая.

Самобытная, неповторимая ЖИЗНЬ.


Первый этап консультирования

Семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями, сталкивается с тем, что традиционные позитивные семейные ценности оказывается трудно реализовать. Именно эти ограничения становятся предметом обсуждения на первых стадиях консультирования. Этот этап работы с семьей зарубежные коллеги часто называют инсталляцией надежды. Ниже приведен перечень основных стереотипов родителей, на которые может натолкнуться специалист в ходе семейной терапии и обсуждении вопросов подготовки к семейной жизни.

Дети вырастают и покидают дом, давая тем самым родителям свободу – Многие дети с тем или иным видом инвалидности, наоборот, скорее всего, будут нуждаться в усилении заботы и внимания. Некоторые из них не смогут быть достаточно сильными для того, чтобы покинуть родителей и стать самостоятельными. Прямым следствием такой установки становится сопротивление родителей вмешательству со стороны специалистов.

Дети – лучшее вложение в обеспечение будущего . Для многих родителей характерно «экономическое» отношение к собственным детям. Само по себе это отношение обладает рядом изъянов, но инвалидность, как и любая другая серьезная болезнь, заставляет серьезно пересмотреть планы на будущее. Однако убежденность в том, что дети – лучший банковский вклад, остается на уровне общего отношения и даже обостряется. Многое из запланированного ранее (до рождения ребенка или получения им травмы) может стать недоступным. В этой ситуации родители могут повести себя двояко: они могут отказаться видеть объективные ограничения, связанные с инвалидностью ребенка, или, наоборот, и семья, и ребенок приучаются жить, не загадывая далеко на будущее. В любом случае, именно эта установка провоцирует внутреннюю неприязнь к ребенку - носителю болезни.

Родители так привязаны к своим детям, что чувствуют все переживания их ребенка. В семьях, где ребенок имеет инвалидность, родители должны находить баланс между тем, чтобы быть всецело преданным своему ребенку, и дать ему (и себе) необходимый опыт независимой друг от друга жизни. Также нельзя забывать, что в этой ситуации сепарация может быть воспринята ребенком как отказ от него в самые трудные минуты его жизни.

Социальные службы и специалисты не могут помочь, если речь идет о ситуации инвалидности («Если это нельзя полностью исправить, зачем нужна помощь?»). Многие родители, когда сталкиваются с проблемой, полностью изменяющей их прежнюю жизнь, отказываются от помощи, считая, что в такой ситуации ни они, ни другие не могут помочь и изменить стуацию к лучшему.

Когда ребенок болен, родители должны пожертвовать собой. Родители способны на бессмысленные жесты , например, уйти с работы, чтобы больше времени посвящать ребенку. В случае обострения болезни или усиления признаков инвалидности родители «наказывают» себя, запрещая обычные семейные радости.

Моего ребенка никто не будет любить, скорее всего, люди будут относиться к нему с брезгливой жалостью. Эта установка мешает родителям включиться в активное взаимодействие со средой и даже собственными членами семьи. Например, мать отгораживает себя от всех других членов семьи, подчеркивая неспособность других любить ребенка так, как его любит она. Понимание того, что люди могут любить и выказывать симпатию, поддержку и принятие по-разному, чаще всего отсутствует, также как и понимание того, что ребенок нуждается в разных «любовях» со стороны членов семьи . Консультант может обратить внимание на чувства других членов семьи: «А как ваш муж (старший сын) справляется с этой ситуацией?», «Что могло бы помочь им справиться с этой ситуацией?».

На втором этапе консультирования специалисту, скорее всего, придется включиться в «Как говорить о дефекте ребенка в семье?» Для многих семей характерно табуирование обсуждения дефекта и его возможных последствий. Чтобы начать такой разговор, консультант может спросить: «Как вы справляетесь с тем, что ребенок может (не получить образования, не найти спутника жизни, умереть, пережить рецидив болезни и т.д.)?», «Что помогает Вам справиться?». Если родители выказывают страх в отношении обсуждения с ребенком его особенностей, можно спросить их: «Как вы думаете, когда ребенок будет готов к обсуждению проблем, связанных с его инвалидностью?». Скорее всего, родители определят некий отдаленный возраст. «Что поможет вам понять, что он уже достаточно взрослый для таких разговоров?». Обычно родители указывают на то, что ребенок начинает задавать вопросы. «А если он начнет задавать вопросы раньше?», «Ждете ли вы, когда ребенок спросит о чем-то, или можете сами начать разговор?». Основным доводом со стороны родителей становится страх расстроить ребенка: «Я боюсь сделать ему больно». Консультант вправе заметить, что ребенок может оказаться более расстроенным в ситуации, когда он не будет знать, что с ним происходит , и каковы его ограничения. Для позитивной дискуссии консультант может использовать следующие вопросы:

«Что дает вам уверенность думать, что ребенок не думает о своей инвалидности?»;

«Как вы думаете, что изменится в лучшую сторону, если все члены семьи будут знать особенности дефекта и его повседневные проявления?»;

«Как вы думаете, кому станет легче всего, если с темы инвалидности будет снято табу?».

Психопросвещение как метод работы с семьей

Обучение членов семьи знаниям относительно особенностей ребенка и приемам помощи основывается на обобщении данных, полученных в ходе предыдущих этапов работы . Теоретическая информационная часть материала должна иллюстрироваться теми фактами, которые специалист выявил на стадии оценки. Чтобы психопросвещение не стало формальностью, специалист может использовать библиотерапию и терапию посредством просмотра художественных фильмов.

В фокусе внимания психопросвещения чаще всего оказывается чувство вины родителей, со-зависимость и упреки со стороны членов семьи друг другу. Психопросвещение в первую очередь направлено на формирование рефлексии родителей относительно природы своих деструктивных чувств. Важно дать родителям почувствовать, что они не только реципиенты помощи, но и активные участники процесса расширения ресурсной базы. Возможно, члены семьи сумеют перераспределить нагрузку, связанную с уходом и воспитанием ребенка, найти пути вовлечения всех членов семьи в воспитание ребенка. В центре внимания должна находиться эмоциональная жизнь каждого из членов семьи. Ниже предложено две методики оздоровления эмоциональной жизни семьи.

Кресло идентичности

Итак, как же говорить с родителями ребенка о его проблемах? Удачной моделью становится «кресло идентичности» исследователя Дж. Лэйка, который применил эту модель в работе с детьми и родителями, пережившими утрату. Основу личности человека предложено понимать как кресло, которое имеет спинку и подлокотники (поддержку), сиденье (основу) и 4 ножки (которые придают устойчивость спинке и сиденью). Консультант может начать рисовать модель перед родителями, начав с сиденья. Сиденье - это идентичность, которая может обновляться, включать все новые и новые качества, в зависимости от того, в какую ситуацию попадает человек – должен ли он вырабатывать к себе отношение как ученику, специалисту, члену семьи и т.д. Первая ножка кресла – это базовое доверие, формирование привязанности, основанной на уверенности в любви близких людей и открытости в отношениях. Вторая ножка кресла – автономия, способность действовать независимо. Третья – инициатива, готовность быть активным в выстраивании отношений, решении проблем. Последняя – оснащенность человека ресурсами. В качестве «подлокотников» кресла рассматриваются связь между поколениями, готовность участвовать в строительстве идентичности человека другого поколения, и интеграция своего прошлого опыта и надежд на будущее в настоящее. Спинка кресла – это интимность, т.е. предельная открытость другому и готовность принять его открытость.

Психолого- педагогическое сопровождение семей детей с собыми образовательными потребностями, определено следующими видами деятельности педагога-психолога :


  • Подготовка и выступление на родительском собрании для родителей первоклассников по теме «Как помочь ребенку в период адаптации его к школе».

  • Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по предупреждению процесса дезадаптации первоклассников к школьному обучению

  • Круглый стол для родителей:

  • «Как взаимодействовать с тревожными детьми»

  • «Как взаимодействовать с агрессивными детьми»

  • Анкетирование родителей младших школьников и старшеклассников с целью изучения детско-родительских отношений.

  • Индивидуальные консультации для родителей особых детей по:

  • обучению их приемам снятия утомления и повышения познавательной активности детей.

  • повышению самооценки детей.

  • Групповая консультация для родителей детей-инвалидов:

  • «Приемы активизации внимания у неусидчивых детей».

  • «Упрямый ребенок»

  • «Организация летнего отдыха»

  • Лекция для родителей «Методы и приемы снятия психоэмоционального напряжения»

  • Выступление на родительском собрании «Особенности взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями»

  • Индивидуальные консультации для родителей детей- инвалидов по запросам.
План работы социального педагога по оказанию помощи семьям в социальных вопросах:

  • Анкетирование родителей об индивидуальных особенностях их детей перед началом учебного года.

  • Социально – педагогическое сопровождение детей-инвалидов с привлечением родителей (психолого-медико-педагогические консилиумы, советы профилактики).

  • Беседа с родителями с целью выяснения индивидуальных особенностей и возможностей их детей для очередного освидетельствования детей-инвалидов.

  • Информирование родителей об имеющихся правах и льготах детей-инвалидов, помощь в их обеспечении и защите.

  • Информирование родителей на школьных собраниях и в ходе индивидуальных бесед о правах и гарантиях, предоставляемых детям инвалидам и их семьям, об учреждениях, оказывающих образовательные, медицинские, социальные и иные услуги детям инвалидам и их родителям.

  • Содействие в оказании материальной и бытовой помощи семье, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

  • Индивидуальные беседы с родителями детей-инвалидов, уклоняющихся от исполнения обязанности по воспитанию, обучению детей

  • Осуществление контроля над законными представителями за условиями содержания, воспитания и образования опекаемых детей- инвалидов, обучающихся в инклюзивной школе .

  • Индивидуальные беседы с родителями, имеющими детей –инвалидовна темы:

  • «Профилактика жестокого обращения с детьми»

  • «Международные, государственные основы защиты прав ребёнка – инвалида».

  • «Атмосфера жизни семьи, как фактор психического и физического здоровья».

  • «Методы коррекции девиантного поведения ребёнка-инвалида».

  • «Основы формирования у ребёнка навыков здорового образа жизни»

  • «Влияние вредных привычек на растущий организм ребёнка»

  • «Учёт индивидуальных особенностей и состояния здоровья при выборе будущей профессии».

  • Взаимодействие с родителями по вопросу постановки на воинский учёт детей-инвалидов достигших 16-летнего возраста.

  • Анкетирование родителей об индивидуальных особенностях их детей-инвалидов, выборе образовательного учреждения, в котором их дети могут продолжить обучение.

  • Организация экскурсии для родителей детей-инвалидов, обучающихся в инклюзивной школе, в ПУ с целью профориентации и определения дальнейшего места их обучения в соответствии с индивидуальными возможностями их здоровья.

  • Анкетирование родителей на тему: «Занятость детей-инвалидов в летнее время»

  • Беседа с родителями, составление катамнеза выпускников - детей-инвалидов, закончивших школу, отслеживание их дальнейшее обучение, трудоустройство.

  • Если ребенок с особыми образовательными нуждами, обучающийся в инклюзивной школе, испытывает сложности в овладении процессами чтения и письма, речевым общением в целом, родители могут получить квалифицированную помощь учителя – логопеда . Взаимодействие и оказание логопедической помощи семьямосуществляется через следующие виды деятельности:

  • Диагностика устной и письменной речи учащихся на начало учебного года. Информирование родителей о результатах диагностики .

  • Консультирование родителей. Темы консультаций:

  • Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

  • Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения.

  • Схема классического логопедического массажа лица без учета формы и степени выраженности дефекта

  • Леворукий ребенок в школе

  • Формирование словаря у учащихся с системным недоразвитием речи

  • Как организовать логопедические занятия дома

  • Закрепление произношения звуков в повседневной речи.

  • Русские народные потешки, прибаутки, поговорки и скороговорки

  • Упражнения для формирования навыков письменной речи

  • Формирование связной речи.

  • Комплекс упражнений, вырабатывающих правильный артикуляционный уклад звуков

  • Информирование родителей детей-инвалидов о результатах аналитико-диагностической деятельности на конец учебного года.

  • Выступления на классных и родительских собраниях по вопросам развития речи у детей.

  • Оказание консультативных услуг родителям
При имеющихся у ребенка нарушениях пространственной ориентировки, мелкой моторики, мыслительной деятельности, необходима помощь учителя-дефектолога . Оказание помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов по вопросам психологической поддержки и социальной адаптации их детей выражено в плане работы учителя-дефектолога:

  • Прогностическое консультирование родителей. Составление рекомендаций для родителей по результатам педагогической диагностики.

  • Консультирование родителей по вопросам развития и коррекции детей-инвалидов. Помощь в осознании родителями особенностей ребенка-инвалида и его проблем.

  • Пополнение и корректировка данных о детях-инвалидах с целью профилактики вторичных, третичных нарушений развития детей-инвалидов.

  • Анкетирование родителей для корректировки индивидуального маршрута обучения ребенка.

  • Обеспечение индивидуального, вариативного обучения и воспитания

  • Ознакомление родителей с индивидуальными планами коррекционно-развивающего обучения детей-инвалидов. Корректировка планов по запросу родителей.

  • Индивидуальное консультирование родителей по вопросам применения методов и приемов оказания помощи в занятиях с детьми.

  • Проведение занятий с детьми-инвалидами в присутствии их родителей

  • Пропаганда знаний о приемах и методах семейного воспитания детей-инвалидов на родительских собраниях:

  • Воспитание интереса к учению.

  • Особенности формирования навыков чтения и письма.

  • Развитие крупной и мелкой моторики детей.

  • Соматическая ослабленность детей-инвалидов.

  • Составление рекомендаций для родителей по указанным проблемам
Следует отметить, что только комплексный подход и преемственность в работе специалистов по оказанию психолого-педагогической, медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обучающихся на дому, позволяет процесс социальной реабилитации и интеграции их детей в общество сделать более успешным.

В Речевом центре обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи.

Целью работы с родителями таких детей является: Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную здорового человека, умеющего быть счастливым.

Основные задачи работы:

1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы.

2. Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.

3. Формирование здорового образа жизни, как основополагающей системы воспитания ребенка с ОВЗ.

4. Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.

5. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.

6. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, оздоровления, просвещения и др.

Воспитательная функция семьи заключается в следующем:

1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).

2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).

3) Формирование эмоционально-волевой сферы.

Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод:

Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

Работу с родителями можно разделить на два направления:

1) со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры, культуры здоровья;

2) с частью родителей в форме занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Формы психолого-педагогического просвещения

  • Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
  • Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, здоровый образ жизни. сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в Центре. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференцииявляется то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

  • Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
  • Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
  • Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

  • Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
  • Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель : знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

  • Родительские чтения – интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
  • Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

  • Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 2–5 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
  • Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ