Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо».

В своем творчестве поэт А.С. Пушкин всегда обращался к волнующим его темам. Это темы свободы, творчества, поэта и, конечно же, любви. Ведь Пушкин - прежде всего поэт-лирик. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В его стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая деталь, потому что только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Стихотворение «Сожженное письмо» относится к одному из лучших примеров любовной лирики. Это произведение поэт написал, будучи в ссылке в Михайловском, во время работы над «Евгением Онегиным». А в минуты тягостных раздумий он вспоминал Е.К. Воронцову, которая произвела на него огромное впечатление. Пушкин получал от нее письма, об одном из которых, вполне возможно, он пишет в своем стихотворении «Сожженное письмо».

Это стихотворение рисует картину сожжения лирическим героем письма любимой. Письмо дорого автору, он обращается к нему, как к живому существу: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…».

Читатель видит перед собой взволнованного человека, который собирается «предать огню» все, что было ему дорого, сжечь «все радости свои». Ему жаль расставаться с любовным посланием, он колеблется, но «Час настал, гори письмо любви».

Это стихотворение проникнуто болью и горечью уже с самого начала. Герой оставляет за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай: она велела». И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.

Сюжет стихотворения, в общем-то, прост: любимая женщина потребовала от поэта, чтобы он уничтожил ее письмо, что он, собственно, и делает; письмо сгорает, поэт грустит.

В соответствии с сюжетом в стихотворении три части. Первая и третья части занимают по 4 стиха, а вторая - три двустишия. Первая часть - монолог поэта, обрекающий письмо на гибель; третья часть - монолог, обещающий сожженному письму - пеплу - бессмертие. Таким образом, части первая и третья противоположны, как понятия "смерть" и "бессмертие".

В конце стихотворения поэт обращается уже не к письму, как в начале стихотворения, а к тому, что от него осталось, к «пеплу милому». Образ любимой проступает для автора сквозь пепел. В самом пепле он видит черты любимой. Он просит у него остаться «век со мной на горестной груди». Тем самым, мы понимаем, что письмо сгорело, но чувства поэта еще не превратились в пепел, ему больно и трудно. Пепел - воспоминание о радостном и горьком. Воспоминание становится пеплом.

Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Чувства автора выражены без особых поэтических тропов, лишь при помощи восклицаний, придающих картине сожжения письма моментальность. Почти в каждой строке используется градация. Например:

Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин называет «милым», а также «бедной отрадой», так как это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит счастья в своей «унылой судьбе».

В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, что автор этим хотел показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика - одиннадцатистишье.

В этом произведении невозможно четко определить жанр. Оно сочетает в себе определенные черты романса, и даже элегии. Но его можно назвать и посланием, так как в нем присутствует обращением к «письму любви».

Как уже говорилось в стихотворении «Сожженное письмо» автор обращается к теме любви. Но в нем просматривается и тема прощания. Сожженное письмо - символ прощания с любовью.

Я считаю, что стихотворение «Сожженное письмо» - это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный.

"Сожженное письмо" было создано в то время, когда А. С. Пушкин пребывал в ссылке. Автор написал его в 1825 году за достаточно небольшой срок.

Среди литературных специалистов принято считать, что стихотворение посвящено М. С. Воронцовой, с которой поэт был вынужден расстаться. Также имеется известный факт, что осенью от Воронцовой поэтом было получено письмо, которое он впоследствии сжег. Стихотворение было написано спустя немного времени после этого случая.

Произведение большей частью относится к любовной лирике и посвящено авторским чувствам. Тема любви довольно нередко освещается в текстах данного автора. Однако именно в настоящем стихотворении она раскрывается наиболее нетипичным образом.

Основная тема произведения

Сожженное письмо - метафоричный образ любви.

Однако по строкам стихотворения мы не можем судить точно, о чем именно пишет автор: о любви, которая со временем погасла ("сгорела"), или же о чувствах, которые лирический персонаж пытается заглушить, пытаясь намеренно их в себе "сжечь". Если брать во внимание обстоятельства, при которых произведение было создано, то вероятнее второй вариант.

Не только в данном произведении, но и в принципе в литературе, образ письма представляет собой символ "хранения воспоминаний". Оно хранит в себе память о событиях, о теплых или грустных моментах прожитых лет.

Сначала лирический персонаж не может решиться уничтожить письмо, которое так ему дорого. А затем с теплом вспоминает свою возлюбленную.

Идейный и структурный анализ произведения

Текст написан пятистопным ямбом. Смежная рифма и ударение на второй слог задают особую атмосферу сильных эмоций и переживаний.

Текст обладает довольно быстрым темпом, который задает общую эмоциональную атмосферу: буря чувств, горечь и сожадение.

Особый ритм тексту также задают переходы настроения героя: только успокаиваясь, персонаж тут же погружается в страдания. Или, казалось бы окончательно приняв решение, вновь погружается в раздумья о его правильности.

Среди используемых выразительных средств наиболее ярко выделяются следующие:

  • Олицетворения: "жадное пламя", "милый пепел"и др.;
  • Метафоры: письмо, пламя;
  • Эпитеты: "горестная", "унылая";
  • Градация: "вспыхнули" - "пылают" - "дым";
  • Повторы: "как долго".

Также применяет такая фигура речи как инверсия. Например, "как долго медлил я".

Нельзя не упомянуть и об обилии восклицательных знаков и троеточий, которые чередуются. И помимо средства передачи эмоций, выполняют функцию задания дополнительного ритма, где тихие периоды "молчания" контрастируют с сильными чувствами.

В данном поэтическом произведении Пушкина морфологические формы представлены в различных воплощениях, что обогащает общий текстовый состав.

Лексико-семантический состав "Сожженного письма" отличается экспрессивностью и контрастностью. Посредством этого автор в необычной манере усиливает воздействие строк на читателя и придает сказанному дополнительный вес.

Главный посыл произведения

Это стихотворение-прощание: не только послание к любимой, но и обращение к самому себе. Попытка объяснить и пережить свои душевные терзания.

А. С. Пушкин не просто сжигает письмо, он прощается со своей возлюбленной, переживая сильные чувства горечи и утраты. И делится своими терзаниями на бумаге, чтобы легче и быстрее перенести всю боль, которую не может заглушить.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Сожженное письмо» принадлежит любовной лирике, и в полной мерее раскрывает душевные переживания поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сожженного письма» по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих был написан в 1825 году. Женщиной, кому посвящено произведение, оказалась графиня Елизавета Воронцова.

Тема стихотворения – Обращение лирического героя к сожженному письму, в котором он видит крах своей любви.

Композиция - Композиция простая, состоит из трех условных частей: первая часть - монолог лирического героя, вторая - сожжение письма, третья - обращение лирического героя к пеплу, чтобы тот навсегда остался в его душе.

Жанр – Любовная лирика.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб, с применением смежной мужской рифмовки. В последних строчках стихотворения рифма отсутствует.

Метафоры – «письмо любви», «пламя жадное ».

Эпитеты - «жадные», «заветные», «легкий ».

Олицетворения – «предать огню все радости ».

Инверсия – «как долго медлил я ».

История создания

Во время своей южной ссылки Александр Сергеевич проживал в Одессе, где работал в канцелярии под руководством графа Михаила Воронцова. Между ними установились добрые приятельские отношения, которые резко испортились после знакомства молодого поэта с супругой графа, Елизаветой Воронцовой.

Графиня отличалась не только внешней привлекательностью: она была прекрасно образованна, начитанна, я слыла прекрасной собеседницей. С первых минут общения между молодыми людьми возникла взаимная симпатия, которая быстро переросла в сильное чувство.

Елизавета Воронцова не скрывала от мужа свои отношения с Пушкиным, и тот проявлял удивительную в этом вопросе лояльность. Но, когда по городу поползли нелицеприятные слухи, он сделал все возможное, чтобы как можно скорее изгнать соперника из города.

Перед отъездом своего возлюбленного графиня подарила ему на память о себе золотой массивный перстень с драгоценным камнем. Пушкин принял этот подарок, и в дальнейшем очень трепетно к нему относился.

Поэт прекрасно понимал, что уже никогда не встретится со своей возлюбленной. Какое-то время между Пушкиным и Воронцовой существовала переписка, но графиня всегда настаивала на том, чтобы все ее письма сжигались сразу после прочтения. Александру Сергеевичу было трудно выполнять эту просьбу, но он не мог идти против воли любимой женщины. Так, под влиянием сильных душевных переживаний в 1825 году им было написано стихотворение «Сожженное письмо», которое стало олицетворением ушедшей любви.

Тема

В произведении «Сожженное письмо» тема любви раскрыта в весьма необычной манере. Лирический герой обращается к письму своей возлюбленной, однако на самом деле речь идет об ушедшей любви. Письмо является лишь средством передачи душевных переживаний лирического героя, который придает особый смысл уничтожению любовного послания. Так он прощается не только с письмом, но и с любовью, которая покидает его навеки.

На протяжении всего стихотворение настроение лирического героя меняется: он то успокаивается, то вновь начинает судорожно метаться, страдая от своих сердечных ран. Даже в сожженном пепле он видит образ возлюбленной, и хочет сохранить его навсегда в своем сердце.

Основная идея произведения заключается в том, что необходимо сдерживать слово, данное любимому человеку, как бы сложно ни было это сделать. Лирический герой страстно мечтает оставить себе на память хотя бы письма любимой женщиной, с которой некогда был так счастлив. Однако он вынужден покориться ее просьбе сжечь все послания, и терзается тем, что утрачивает с возлюбленной последнюю ниточку, связывавшую их.

Композиция

Композиция произведения отличается простотой и последовательностью, и делит стихотворение на три условные части.

  • Первая часть представляет собой монолог лирического героя, который обрекает письмо от любимой женщины на гибель.
  • Во второй части автор описывает сожжение письма, которое доставляет сильную душевную боль герою.
  • В третьей части лирический герой обещает бессмертие пеплу.

Жанр

Произведение написано в жанре любовной лирики, однако в нем присутствуют характерные черты послания, романса, элегии.

Стихотворный, размер, используемый автором при написании «Сожженного письма» – шестистопный ямб со смежной мужской рифмовкой. Примечательно, что в последних строчках произведения рифма отсутствует. Подобный прием позволяет очень точно выразить состояние лирического героя, у которого от разочарования и печали опускаются руки.

Средства выразительности

Для раскрытия своих чувств и душевных терзаний Пушкин мастерски использует богатую палитру средств художественной выразительности. В произведении встречаются метафоры (« письмо любви», «пламя жадное »), эпитеты (« жадные», «заветные», «легкий »), олицетворения (« предать огню все радости »), инверсия (« как долго медлил я »).

Сценарный план урока

Учебный предмет – литература

Тип урока – урок общеметодологической направленности

Тема урока

Подготовка к сочинению «Анализ стихотворения

А. С. Пушкина «Сожжённое письмо»

Цели урока : продолжить знакомство обучающихся с особенностями анализа лирического произведения, формировать общеучебные навыки работы с текстом, развивать правильную устную и письменную речь обучающихся.

Формирование УУД

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Основные виды деятельности: чтение, формулирование вопросов по тексту, устный ответ на вопрос с использованием цитирования, участие в коллективном диалоге, выявление характерных особенностей стихотворения, соотнесение содержания стихотворения с личными переживаниями.

Методы и формы обучения : деятельностно-практический метод, индивидуальная, групповая работа.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина и сборники его стихотворений;

портрет Е. К. Воронцовой, карточки с отпечатанным текстом, памятки, компьютер, экран или интерактивная доска.

Эпиграф к уроку

До Пушкина еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты. Н.Чернышевский

    Этап мотивации, постановки цели и задачи

Н. Г. Чернышевский писал: «До Пушкина еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты».

Как вы можете прокомментировать это высказывание?

(А.С. Пушкин – великий русский поэт, который самые обыкновенные картины жизни превращал в выразительные образы, вызывающие у читателя чувство прекрасного. Его стихи будят сердца читателей, призывая к борьбе за свободу, честность, справедливость. Его стихи помогают рассмотреть в незатейливых пейзажах красоту и неповторимость русской природы. Его стихи воспевают прекрасные чувства дружбы и любви).

Как вы думаете, о чём стихотворение, где есть такие знаки препинания?

!... … …

(слайд на доске)

(Стихотворение выражает чувства, здесь много восклицательных предложений, которые говорят о……, Многоточие–умолчание предполагает наши размышления о…)

Чтобы проверить наши предположения, обратимся к тексту стихотворения

А. С. Пушкина.

Результатом урока должны стать наброски к вашим творческим работам, в которых вы покажете умение анализировать лирическое произведение.

Чтение стихотворения (про себя), второй раз вслух.

Прощай, письмо любви! прощай: она велела…

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет…

Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит… О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди…

Аналитическая беседа:

Как вы думаете, как называется это стихотворение?

(Варианты названий…СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО)

Кто же адресат этого стихотворения?

(Работа с портретами) Посмотрите на портрет той, кому посвящены эти строки.

Сообщение ученика.

(Воронцова Елизавета Ксаверьевна (1792-1880), жена графа М. С. Воронцова. Пушкин познакомился с ней осенью 1823 года, стал часто бывать в салоне графини и глубоко полюбил ее. Воронцова - героиня многих лирических стихотворений Пушкина: «Сожженное письмо», «Желание славы», «Всё в жертву памяти твоей», «Талисман» и других. Чувство к ней поэт сохранил на долгие годы.)

Разобраться в содержании этого стихотворения и подготовиться к письменному анализу нам поможет алгоритм анализа стихотворения

(слайд на доске или распечатка на парте)

1. Прочитайте стихотворение несколько раз.

2. Узнайте (выход в Интернет Википедия ru.wikipedia.org/.../), вспомните сведения об авторе, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению. Запишите.

3. Подберите материал, касающийся рассматриваемого стихотворения, историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).

4. Какую картину рисует поэт? Представьте её себе, запишите, что представили.

5. Каким нам представляется лирический герой? Что он чувствует? Какие ключевые слова формируют эти чувства? Запишите.

6. Подумайте, о чём стихотворение (это будет его темой).

Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запишите.

7. Какие чувства вызывает стихотворение у читателя?

Что вы представляете, когда читаете стихотворение? Запишите.

8. Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найдите их, пользуясь памятками.)

Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выделите главные, центральные образы.

Чтение и обсуждение вопросов, заполнение таблицы

Вопросы и задания

Действия учащихся

Примерные ответы

Прочитайте стихотворение несколько раз.

Чтение стихотворения (про себя и вслух)

А. С. Пушкин написал стихотворение «Сожжённое письмо» в 1825 году, в ссылке в Михайловском, куда бал выслан осенью 1824 года из Одессы. Там осталась любимая им женщина – графина Воронцова. Она изредка писала ему письма, которые он должен был по её требованию немедленно сжигать.

Подберите материал, касающийся рассматриваемого стихотворения.

Воронцова Елизавета Ксаверьевна (1792-1880). Пушкин познакомился с ней осенью 1823 года, стал часто бывать в салоне графини и глубоко полюбил ее. Воронцова - героиня многих лирических стихотворений Пушкина: «Сожженное письмо», «Желание славы», «Всё в жертву памяти твоей», «Талисман» и других. Чувство к ней поэт сохранил на долгие годы.)

Какую картину рисует поэт?

В стихотворении удивительно тонко, поэтично, с заражающим волнением рассказано, как сгорает брошенное в камин «письмо любви», как растапливается его сургучная печать.

Каким нам представляется лирический герой? Что он чувствует? Какие ключевые слова формируют эти чувства?

В стихотворении представлена история драматичной любви. Лирический герой, который очень близок поэту, мучительно переживает, потому что ему нужно сжечь не просто листок бумаги, а письмо от любимой. Лирический герой обращается к письму как к живому существу («Прощай, письмо любви! прощай!», «Гори, письмо любви», «Уж пламя жадное листы твои приемлет»). Не менее важны и связанные с ним образы героя и «её». «Она» появляется в тексте стихотворения лишь однажды. Но этого появления достаточно, чтобы читатель понял: письмо обречено на сожжение. Обречено, ибо «она велела…» Чувства лирического героя представлены в динамике.

Глаголы «велела, не хотела, предать, настал, не внемлет, вспыхнули, пылают…» свидетельствуют о мучительных переживаниях героя. Настроение постоянно меняется: душевные страдания героя столь велики, что он утрачивает чувствительность - «ничему душа моя не внемлет». Но это лишь временное оцепенение, которое вновь сменяется острым ощущением непоправимой утраты того, что безмерно дорого: «Уж пламя жадные листы твои приемлет... / Минуту!., вспыхнули! пылают - легкий дым, / Виясь, теряется с молением моим».

Подумайте, о чём стихотворение (это будет его темой).

Перед нами горестный монолог лирического героя, где каждое слово дышит неподдельной любовью, где вместе с письмом гибнет и часть души влюблённого.

Какие чувства вызывает стихотворение у читателя?

Мы видим красоту и благородство, искренность и великодушие, которые учат нас умению любить. Ведь любовь – великое чудо, это те высокие минуты в жизни каждого из нас, когда силы души сосредоточены на одном чувстве, несущем одновременно и радость, и огорчение.

Можно множество раз перечитывать стихотворение, чтобы вновь погрузиться в волшебный мир пушкинской лирики. Удивительно красиво выразил поэт глубину своих чувств: чистых, бескорыстных, ничего не требующих взамен. Его строки берут за душу, делая нас не свидетелями, а соучастниками переживаний.

Дополнительные вопросы, которые могут быть рассмотрены при подготовке к сочинению по стихотворению «Сожженное письмо»

    Как меняется настроение по ходу текста?

    Какова композиция стихотворения? На какие смысловые части его можно разделить?

    Какими чувствами проникнута первая часть? Какой характер придает ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз?

    Какие контрасты вы заметили в стихотворении?

    Какое состояние вызывает у поэта решение сжечь письмо?

    Почему пламя названо «жадным», а пепел и дым «лёгкими»?

    Почему в начале стихотворения душа поэта «ничему не внемлет», А в конце грудь его «стеснилась»?

    Какова композиционная роль открытого финала текста?

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор? Понаблюдайте за тем, какую роль они играют в стихотворении?

(Памятка «Изобразительно-выразительные средства языка. Распечатка на парте)

Памятка

Изобразительно-выразительные средства языка

Поэтическая лексика

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов и др.;

Эпитет - художественное определение;

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них

Олицетворение - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;

Метафора - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

Риторические вопросы, обращения, восклицания - усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;

Повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;

Антитеза – противопоставление;

Анафора - единоначалия;

Инверсия – расположение слов, нарушающее обычный порядок.

Поэтическая фонетика

Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.

Аллитерация – повторение согласных звуков;

Ассонанс – повторение гласных звуков;

Групповая работа

(наблюдение над языковым материалом стихотворения)

Группа 1.Составьте и заполните таблицу «Поэтическая лексика»

Поэтическая

лексика

Примеры

Художественная функция

Метафоры

Олицетворение

Группы слов

(Выбор уч.)

Примерные ответы

Поэтическая

лексика

Примеры

Художественная функция

Жадное, бедная, унылой, горестной.

Помогают понять настроение героя, выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

Метафоры

…как долго не хотела // Рука

Уж пламя жадное листы твои приемлет

Привлекает внимание, позволяет глубже понять чувства героя, передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта.

Олицетворение

Прощай, письмо любви!

Гори, письмо любви.

Ярко рисует картину. Одухотворяет неодушевлённые предметы

Группы слов

Высокая лексика «моление», «провиденье», «свершилось».

Придают речи возвышенное, торжественное звучание.

Группа 2. Составьте и заполните таблицу «Поэтический синтаксис»

Поэтический

синтаксис

Примеры

Художественная функция

Риторические восклицания

Антитеза

Многоточие

Инверсия

Примерные ответы

Поэтический

синтаксис

Примеры

Художественная функция

Риторические восклицания

О приведенье!

Риторическое восклицание отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи. Динамичность, долгие переживания сменяются быстротой действия.

Прощай, прощай.

Как долго, как долго.

Антитеза

Я долго медлил – готов я

Минуту - свершилось

Противопоставление помогает ярче понять суть вещей. Сочетание контрастных понятий сильнее оттеняет значения слов и делает речь более яркой и выразительной

Многоточие

Передаёт бушующие в душе героя и с трудом удерживаемые страсти.

Позволяет читателю догадаться, что остаётся невысказанным. Умолчание снова замедляет действие.

Инверсия

Готов я…

Свершилось…

Подчёркивает действия героя, привлекает внимание читателя к самым важным в смысловом отношении словам.

Дополнительно:

«Как долго медлил я, как долго не хотела». (Синтаксическая анафора. Мы чувствуем напряжённость момента)

«Тёмные свернулися листы» - сгорели. Перифраза.

«Отрада бедная» в груди моей унылой, останься век со мной на горестной груди». Оксюморон говорит о психологическом состоянии героя.

Группа 3. Составьте и заполните таблицу «Поэтическая фонетика»

Поэтическая

фонетика

Примеры

Художественная функция

Аллитерация

Примерные ответы

Поэтическая

фонетика

Примеры

Художественная функция

Аллитерация

Звуки (л), (р).

Если в начале второй части аллитерация «л» показывает медленность, плавность процесса, то в девятом-одиннадцатом стихах повышается частотность звука «р», что еще больше усиливает напряжение и трагизм.

Ученики представляют результаты своих исследований, заполняют таблицу.

Выводы о языке стихотворения .

Язык стихотворения способствует передаче тончайших изменений настроения лирического героя, тоскующего по возлюбленной, с которой он разлучен. Его душа рвется к ней, он мысленно созерцает ее образ и бесконечно страдает, пытается найти слова, чтобы выразить душевную муку.

Выводы о тематике и проблематике стихотворения.

Любовь для Пушкина― предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». В его стихах мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое исследование, касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии.

Рефлексия: Акрослово «Письмо»

Задача - "расшифровать" слово, то есть придумать предложение, первое слово в котором начинается с первой буквы выбранного слова, второе – со второй и третье - с третьей и так далее.

"Трудные" буквы (Ъ, Ы, Ь, Й) - игнорируются (пропускаются).

ЭТО НЕ ДОЖЕН быть просто набор слов. Это должно иметь какой-то смысл.

П – Пушкин

И – историю

Сь – страдания

М – мотивированно

О – осмыслил

Домашнее задание : напишите сочинение «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Сожжённое письмо».

Пушкина неслучайно считают классиком, образцом русской поэзии и читают до сих пор. Несмотря на немного устаревшую за 200 лет манеру изложения, его произведения передают чувства ярко и выразительно. Анализ стиха «Сожженное письмо» помогает понять, какими поэтическими методами воспользовался автор, чтобы передать душевное состояние своего лирического героя.

Пушкин любил женщин, и поэтому в любовной лирике, посвященной кому-то из них, у биографов всегда возникали разногласия и споры на тему, кому посвящено то или иное произведение. «Сожженное письмо не стало исключением.

При чтении этого стихотворения, воображение рисует молодого человека, сжигающего письмо. Нашему герою жаль расставаться с бумажным выражением любви, он вначале колеблется, но вынужден сделать это, потому что «она велела». Тогда он решается предать столь дорогое письмо огню.

Влюбленный мужчина наблюдает, как дорогие сердцу листы превращаются в пепел, медленно плавится сургуч. Вот остался только пепел. Пепел милый. Это все, что осталось от письма, которое держала в руках любимая женщина Пушкина. Здесь Пушкинисты расходятся во мнениях. Одни, и их подавляющее большинство, считают что она – это княгиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова, жена генерал-лейтенанта, графа Михаила Семёновича Воронцова.

Страстный и пылкий поэт был влюблен в нее, посвящал ей свои творения, но почти все биографы Пушкина сходятся во мнении, что сама княгиня Елизавета не отвечала ему взаимностью, хотя глубоко уважала его и почитала его талант. Пушкин посвящал стихи любимой женщине.

Это небольшое лирическое произведение было написано Пушкиным в Михайловском, куда он был сослан не без содействия графа Воронцова, ревновавшего свою жену к поэту.

По мнению других пушкинистов, стихотворение посвящено Софье Федоровне Пушкиной, к которой он даже сватался, но получил отказ. В стихотворении «Сожженное письмо» автор предается печали, но, скорее всего не потому, что его любимая попросила сжечь письмо, а потому, что она отказалась ответить на его чувства, и он остается с ними наедине. «Ничему душа моя не внемлет» В этих словах передается смирение автора с волей любимой.

Краткий анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо» подтверждает правоту слов Гоголя. В этом стихотворении нет ничего лишнего, каждое слово передает эмоцию, чувства. Стихотворение посвящено отношению Пушкина к любимой женщине.

Стихотворение относится к любовной лирике, написано в жанре элегии. Прочувствовать состояние влюбленного героя помогают инверсия, то есть перестановка слов в предложениях (пламя жадное, темные свернулися листы); фонетика, сочетание шипящих в первой строке передает шуршание сгорающей бумаги, треск пламени.

«Перстня верного утратив впечатленье, растопленный сургуч кипит». В старину клея как такового не было, и все письма запечатывались разогретым сургучом, склеивающим бумагу. Чтобы получатель мог узнать, вскрывалось ли письмо во время доставки, на теплом сургуче ставили печать с изображением дворянского герба или вензеля (инициалов). Теперь можно понять, почему автор обращает на сургуч внимание. Он следит, как искажаются черты столь дорогой его сердцу печати, и горечь переполняет его сердце.

По композиции стихотворение представляет собой одночастное произведение. В нем один лирический герой, который сжигает письмо от любимой, потому что она велела. Этой фразой автор вводит другого героя, точнее героиню. Она незримо присутствует здесь. Пушкин мастерски использует художественные приемы для передачи элегического настроения. Основная идея стихотворения кроется в строках. Можно сжечь письмо, расплавится сургуч, но любовь все равно останется в сердце, от чего сердце обречено тосковать и ныть, если любовь безответна.

Литературный анализ этого стиха, показывает, что поэт при его написании использовал силлабо-тоническое стихосложение. Произведение, посвящено теме любви, написано шестистопным ямбом. Все поэтические произведения Пушкина безупречны с точки зрения формы, в них выдержана рифма, соблюден ритм, количество строк в строфах. состоит из 15 строк, рифма мужская, смежная, то есть строки рифмуются попарно (аабб). Последняя строка, написанная без рифмованной пары, оставляет у читателя ощущение незавершенности.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ