Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Действие романа происходит в России в начале 1900-х гг. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из своих каменных недр; по праздникам, встречаясь друг с другом, говорят они только о фабрике, много пьют, напившись - дерутся. Однако молодой рабочий Павел Власов, неожиданно для своей матери Пелагеи Ниловны, вдовы слесаря, вдруг начинает жить иной жизнью:

По праздникам ходит в город, приносит книги, много читает. На недоуменный вопрос матери Павел отвечает: \"Я хочу знать правду и поэтому читаю запрещенные книги; если у меня их найдут - меня посадят в тюрьму\".

Через некоторое время в доме у Власовых субботними вечерами начинают собираться товарищи Павла: Андрей Находка - \"хохол из Канева\", как он представляется матери, недавно приехавший в слободку и поступивший на фабрику; несколько фабричных - слободских парней, которых Ниловна знала и раньше; приходят люди из города: молодая девушка Наташа, учительница, уехавшая из Москвы от богатых родителей; Николай Иванович, который иногда приходит вместо Наташи заниматься с рабочими; худенькая и бледная барышня Сашенька, тоже, как и Наташа, ушедшая из семьи: её отец - помещик, земский начальник. Павел и Сашенька любят друг друга, однако пожениться они не могут: они оба считают, что женатые революционеры потеряны для дела - нужно зарабатывать на жизнь, на квартиру, растить детей. Собираясь в доме у Власовых, участники кружка читают книги по истории, беседуют о тяжкой доле рабочих всей земли, о солидарности всех трудящихся, часто поют песни. На этих собраниях мать впервые слышит слово \"социалисты\".

Матери очень нравится Находка, и он её тоже полюбил, ласково зовет её \"ненько\", говорит, что она похожа на его покойную приемную мать, родной же матери он не помнит. Через некоторое время Павел с матерью предлагают Андрею переселиться к ним в дом, и хохол с радостью соглашается.

На фабрике появляются листовки, в которых говорится о стачках рабочих в Петербурге, о несправедливости порядков на фабрике; листовки призывают рабочих к объединению и борьбе за свои интересы. Мать понимает, что появление этих листков связано с работой её сына, она и гордится им, и опасается за его судьбу. Через некотороевремя в дом Власовых приходят жандармы с обыском. Матери страшно, однако она старается подавить свой страх. Пришедшие ничего не находят: заранее предупрежденные об обыске, Павел и Андрей унесли из дому запрещенные книги; тем не менее Андрей арестован.

На фабрике появляется объявление о том, что из каждого заработанного рабочими рубля дирекция будет вычитать копейку - на осушение окружающих фабрику болот. Рабочие недовольны таким решением дирекции, несколько пожилых рабочих приходят к Павлу за советом. Павел просит мать сходить в город отнести его записку в газету, с тем чтобы история с \"болотной копейкой\" попала в ближайший номер, а сам отправляется на фабрику, где, возглавив стихийный митинг, в присутствии директора излагает требования рабочих об отмене нового налога.

Действие романа происходит в России в начале 1900-х годов. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из своих каменных недр; по праздникам, встречаясь друг с другом, говорят они только о фабрике, много пьют, напившись - дерутся. Однако молодой рабочий Павел Власов, неожиданно для своей матери Пелагеи Ниловны, вдовы слесаря, вдруг начинает жить иной жизнью:

По праздникам ходит в город, приносит книги, много читает. На недоуменный вопрос матери Павел отвечает: «Я хочу знать правду и поэтому читаю запрещенные книги; если у меня их найдут - меня посадят в тюрьму».

Через некоторое время в доме у Власовых субботними вечерами начинают собираться товарищи Павла: Андрей Находка - «хохол из Канева», как он представляется матери, недавно приехавший в слободку и поступивший на фабрику; несколько фабричных - слободских парней, которых Ниловна знала и раньше; приходят люди из города: молодая девушка Наташа, учительница, уехавшая из Москвы от богатых родителей; Николай Иванович, который иногда приходит вместо Наташи заниматься с рабочими; худенькая и бледная барышня Сашенька, тоже, как и Наташа, ушедшая из семьи: её отец - помещик, земский начальник. Павел и Сашенька любят друг друга, однако пожениться они не могут: они оба считают, что женатые революционеры потеряны для дела - нужно зарабатывать на жизнь, на квартиру, растить детей. Собираясь в доме у Власовых, участники кружка читают книги по истории, беседуют о тяжкой доле рабочих всей земли, о солидарности всех трудящихся, часто поют песни. На этих собраниях мать впервые слышит слово «социалисты».

Матери очень нравится Находка, и он её тоже полюбил, ласково зовет её «ненько», говорит, что она похожа на его покойную приемную мать, родной же матери он не помнит. Через некоторое время Павел с матерью предлагают Андрею переселиться к ним в дом, и хохол с радостью соглашается.

На фабрике появляются листовки, в которых говорится о стачках рабочих в Петербурге, о несправедливости порядков на фабрике; листовки призывают рабочих к объединению и борьбе за свои интересы. Мать понимает, что появление этих листков связано с работой её сына, она и гордится им, и опасается за его судьбу. Через некоторое время в дом Власовых приходят жандармы с обыском. Матери страшно, однако она старается подавить свой страх. Пришедшие ничего не находят: заранее предупрежденные об обыске, Павел и Андрей унесли из дому запрещенные книги; тем не менее Андрей арестован.

На фабрике появляется объявление о том, что из каждого заработанного рабочими рубля дирекция будет вычитать копейку - на осушение окружающих фабрику болот. Рабочие недовольны таким решением дирекции, несколько пожилых рабочих приходят к Павлу за советом. Павел просит мать сходить в город отнести его записку в газету, с тем чтобы история с «болотной копейкой» попала в ближайший номер, а сам отправляется на фабрику, где, возглавив стихийный митинг, в присутствии директора излагает требования рабочих об отмене нового налога. Однако директор приказывает рабочим возобновить работу, и все расходятся по своим местам. Павел огорчен, он считает, что народ не поверил ему, не пошел за его правдой, потому что он молод и слабосилен - не сумел эту правду сказать. Ночью опять являются жандармы и на этот раз уводят Павла.

Через несколько дней к Ниловне приходит Егор Иванович - один из тех, кто ходил на собрания к Павлу до его ареста. Он рассказывает матери, что, кроме Павла, арестовано ещё 48 человек фабричных, и хорошо было бы продолжать доставлять листовки на фабрику. Мать вызывается проносить листовки, для чего просит знакомую, торгующую на фабрике обедами для рабочих, взять её к себе в помощницы. Всех входящих на фабрику обыскива-

ют, однако мать успешно проносит листовки и передает их рабочим.

Наконец Андрей и Павел выходят из тюрьмы и начинают готовиться к празднованию Первого мая. Павел собирается нести знамя впереди колонны демонстрантов, хотя он и знает, что за это его снова посадят в тюрьму. Утром Первого мая Павел и Андрей не идут на работу, а отправляются на площадь, где уже собрался народ. Павел, стоя под красным знаменем, заявляет, что сегодня они, члены социал-демократической рабочей партии, открыто поднимают знамя разума, правды, свободы. «Да здравствуют рабочие люди всех стран!» - с этим лозунгом Павла возглавляемая им колонна двинулась по улицам слободы. Однако навстречу демонстрации выходит цепь солдат, колонна смята, Павел и Андрей, который шел рядом с ним, арестованы. Машинально подобрав осколок древка с обрывком знамени, вырванного жандармами из рук сына, Ниловна идет домой, и в груди её теснится желание сказать всем о том, что дети идут за правдой, хотят другой, лучшей жизни, правды для всех.

Через несколько дней мать переезжает в город к Николаю Ивановичу - он обещал Павлу и Андрею, если их арестуют, немедленно забрать её к себе. В городе Ниловна, ведя немудреное хозяйство одинокого Николая Ивановича, начинает активную подпольную работу:

одна или вместе с сестрой Николая Софьей, переодевшись то монахиней, то богомолкой-странницей, то торговкой кружевами, разъезжает по городам и деревням губернии, развозя запрещенные книги, газеты, прокламации. Ей нравится эта работа, она любит говорить с людьми, слушать их рассказы о жизни. Она видит, что народ полуголодным живет среди огромных богатств земли. Возвращаясь из поездок в город, мать ходит на свидания с сыном в тюрьму. В одно из таких свиданий ей удается передать ему записку с предложением товарищей устроить ему и его друзьям побег. Однако Павел от побега отказывается; больше всех этим огорчена Сашенька, которая была инициатором побега.

Наконец наступает день суда. В зал допущены только родственники подсудимых. Мать ждала чего-то страшного, ждала спора, выяснения истины, однако все идет спокойно: судьи говорят безучастно, невнятно, неохотно; свидетели - торопливо и бесцветно. Речи прокурора и адвокатов тоже не трогают сердца матери. Но вот начинает говорить Павел. Он не защищается - он объясняет, почему они - не бунтовщики, хотя их и судят как бунтовщиков. Они - социалисты, их лозунги - долой частную собственность, все средства производства - народу, вся власть - народу, труд - обязателен для всех. Они - революционеры и останутся ими до тех пор, пока все их идеи не победят. Все, что говорит сын, матери известно, но только здесь, на суде, она чувствует странную, увлекающую силу его веры. Но вот судья читает приговор: всех подсудимых сослать на поселение. Саша тоже ждет приговора и собирается заявить, что желает быть поселенной в той же местности, что и Павел. Мать обещает ей приехать к ним, когда у них родятся дети, - нянчить внуков.

Когда мать возвращается домой, Николай сообщает ей, что речь Павла на суде решено напечатать. Мать вызывается отвезти речь сына для распространения в другой город. На вокзале она вдруг видит молодого человека, чье лицо и внимательный взгляд кажутся ей странно знакомыми; она вспоминает, что встречала его раньше и в суде, и около тюрьмы, - и она понимает: попалась. Молодой человек подзывает сторожа и, указывая на нее глазами, что-то говорит ему. Сторож приближается к матери и укоризненно произносит: «Воровка! Старая уже, а туда же!» «Я не воровка!» - задохнувшись от обиды и возмущения, кричит мать и, выхватив из чемодана пачки прокламаций, протягивает их окружившим её людям: «Это речь моего сына, вчера судили политических, он был среди них». Жандармы расталкивают людей, приближаясь к матери; один из них хватает её за горло, не давая говорить; она хрипит. В толпе слышатся рыдания.

Горький Максим (1868-1936). Краткое содержание романа «Мать».

Семья Павла Власова

Михаил Власов считался лучшим слесарем на фабрике и первым силачом в слободке, но зарабатывал мало. Его никто не любил, потому что он был груб, каждый праздник кого-нибудь избивал, дома, налившись, бил жену Пелагею Ниловну и сына Павла.

Однажды, когда Павлу уже было четырнадцать лет, он решил оттаскать его за волосы, но сын взял в руки тяжелый молоток, и отец его не тронул. Характер слесаря еще более испортился: он перестал давать жене деньги, стал все пропивать. Когда Власов умер от грыжи, никто о нем не жалел.

Вскоре после смерти отца Павел пришел домой пьяный и начал куражиться над матерью, но та только ласково на него посмотрела. После этого он уже так не напивался, купил себе гармонь, научился танцевать кадриль и польку и только по праздникам возвращался домой выпивши.

Павел вовлекается в революционную деятельность

Работал Павел усердно, хорошо зарабатывал, все реже посещал вечеринки, уходил куда-то в город, возвращался поздно и начал читать книги. Однажды он сказал матери, что эти книги — запрещенные и если про них узнают, его
посадят в тюрьму. Пелагея Ниловна очень испугалась за сына и недоумевала, зачем он это делает, но Павел ответил, что хочет знать правду об их жизни.

Как-то в праздник Павел предупредил мать, что в субботу у них будут гости из города. Пелагея очень волновалась, ей казалось, что это какие-то страшные люди. Но гости понравились ей.

Это были хохол Андрей Находка с ласковыми понимающими глазами, милая девушка Наташа и несколько рабочих с фабрики. Они сидели за столом, пили чай, читали какую-то книгу, и мать не могла понять, что в этом плохого и почему это запрещено. Со временем стали появляться и другие люди из города, среди них — Николай Иванович, небольшого роста, сутулый веселый человек в очках, и высокая тоненькая девушка Сашенька с серьезным и строгим лицом. Все они уважительно относились к Ниловне, и ей они тоже были симпатичны. Она предложила Андрею поселиться у них, чтобы не ходить каждый день в город за семь верст, и тот согласился.

Арест Павла

На фабрике начали появляться листовки, в которых рабочим разъяснялось, как бессовестно обманывают их хозяева.

Организовался стихийный митинг, на котором Павел выступил с горячей речью, после чего начальство и полиция взяли его на заметку.

Однажды соседка предупредила Пелагею, что вечером у них будет обыск. Ниловна испугалась. но, увидев, как пренебрежительно жандармы относятся к людям и книгам, почувствовала к непрошеным гостям презрение и злость.

Андрея и ещё одного находившегося в это время у них рабочего арестовали и увели в тюрьму. Вскоре арестовали и Павла. Николай Иванович попросил Ниловну найти кого-нибудь, кто будет проносить листовки на фабрику, чтобы в полиции подумали, что ее сын не имеет к крамоле никакого отношения.

Мать Ниловна начинает помогать революционерам

Из любви к сыну Ниловна сама стала носить на фабрику горячие обеды, а под одеждой прятала листовки. Сначала ей было страшно, а потом стало весело обманывать жандармов. На свидании в тюрьме Ниловна рассказала сыну. чем она занимается, и тот был очень горд за неё.

Вскоре из тюрьмы выпустили сначала Находку, а потом и Павла. Андрей предложил Пелагее научить ее читать, но ей было стыдно перед ним, и она сама потихоньку стала учиться. Из разговоров сына с Находкой она узнала, что Андрей любит Наташу, а Павел Сашеньку и что девушки отвечают им взаимностью, но молодые люди хотят отдать себя полностью революционному движению, поэтому отказываются быть вместе.

Демонстрация 1 мая

На первое мая рабочие решили устроить демонстрацию. Павел хотел нести знамя, хотя это заведомо грозило тюрьмой. Сашенька и мать просили его не делать этого, но он стоял на своем.

В конце апреля в слободке был убит доносчик Исай. Оказалось, что убил его один из рабочих, ударив по голове, а Андрей был почти свидетелем убийства и мог помешать, но не сделал этого и теперь сильно переживав, хотя и говорил, что ради революционного дела не пожалеет даже родного сына. Ниловне было страшно слушать такие речи.

Время шло, на фабрике все чаще появлялись листовки, призывающие рабочих первого мая не выходить на работу, а идти на демонстрацию. Павел все вечера где-то пропадал, проводя собрания, и мать даже думала, что лучше бы его сейчас арестовали. И вот наступил день праздника.

Рабочие большой колонной шли от фабрики к церкви. Павел шагал впереди всех, держа в руках красное знамя на длинном белом древке. Люди пели революционные песни и хор их звучал слаженно и грозно.

В этот момент Пелагея Ниловна гордилась своим сыном, хотя одновременно и боялась за него. У церкви демонстрацию ждали солдаты, приехал и губернатор. Толпа рабочих стала редеть, и наконец под знаменем осталось лишь человек двадцать, которые продолжали петь и шли прямо на нацеленные на них винтовки.

Солдаты окружили их, кто-то вырвал знамя из рук Павла и бросил на землю. Мать оттолкнули, и она, подобрав с земли обломок древка с оставшимся на нем обрывком знамени. опираясь на него как на палку, почти без сил пошла домой.

В одном из переулков люди обсуждали демонстрацию, выражая поддержку. Ниловна обратилась к ним со словами, что надо идти за детьми, что дело их правое и они не зря идут на смерть.

Все слушали ее и сочувствовали ей. Вечером к ней пришли с обыском, перевернули весь дом, но ничего не нашли.

Переезд Ниловны в город

На следующий день пришел Николай Иванович и сказал, что Пелагея должна переехать к нему в город. Она попросила дать ей какую-нибудь работу, чтобы помочь их общему делу, и он ответил, что нужно будет по деревням разносить газеты, которые печатали специально для крестьян.

Через четыре дня Ниловна переехала в город и стала жить у Николая Ивановича. Она занималась домашним хозяйством, стараясь сделать ему что-нибудь приятное.

В доме часто бывала старшая сестра Николая Ивановича Софья. Она тоже участвовавшая в революционном движении. Муж ее умер в эмиграции, она продолжала его дело, прятала бежавших из тюрьмы и ссылки товарищей, перевозила нелегальную литературу.

Однажды они вместе ходили за восемьдесят верст в деревню, чтобы доставить крестьянам напечатанную для них газету. Поначалу Ниловна опасалась, что городской женщине будет трудно одолеть такую дорогу и найти общий язык с мужиками, но Софья прошла весь путь очень легко, постоянно что-нибудь рассказывая или напевая, легко сошлась с крестьянами и много говорила им о рабочем движении в других странах.

Живя в доме Николая Ивановича, Пелагея Ниловна стала замечать различия в поведении людей, собиравшихся у ее сына, и тех, кто приходил к Николаю Ивановичу в городе. Здесь люди постоянно говорили о том, как разрушить старое, споры были бурными, но какими-то искусственными, а там рабочие мечтали о новой жизни, о светлом будущем, н их речи были более понятны.

Пелагея стала помогать им в революционной работе. Она развозила нелегальную литературу, переодеваясь то мещанкой, то монахиней, то крестьянкой. Ей нравилось ездить, видеть новые места, она любила общаться с незнакомыми людьми и придумывала про себя разные истории.

Беглый революционер

Однажды Николай Иванович пришел домой намного позже обычного и рассказал, что из тюрьмы кто-то сбежал. Пелагея, надеясь, что это Павел, вышла на улицу.
Случайно она встретила Николая Весовщикова, рабочего из кружка сына, который действительно убежал из тюрьмы.

Они сделали вид, что не знают друг друга, но Николай незаметно пошел за Ниловной. которая привела его к Егору, революционеру, умиравшему от чахотки. Там беглеца переодели и увели на другую квартиру, а Егора увезли в больницу, где он на следующий день скончался.

Вечером несколько человек собрались у Николая Ивановича и тихо вспоминали Егора. Каждый помнив его как замечательного товарища, всегда готового помочь в трудную минуту, никогда не унывавшего и не жаловавшегося. Как бы трудно ему ни было.

Пришла Сашенька и рассказала, что Николай Весовщиков предлагает устроить товарищам побег из тюрьмы. Утром У больницы собралось много народу. Соратники Егора пытались превратить его похороны в демонстрацию и митинг протеста, но конные полицейские сопровождали похоронную процессию до кладбища и там, когда один из товарищей начал произносить про шальную речь, разогнали всех, избивая зачинщиков саблями.

Пелагея Ниловна увела с кладбища одного из раненых. Дома у Николая Ивановича доктор осмотрел парня, сказал, что у того пробит череп, наложил повязку и велел лежать, а назавтра пообещал забрать его в больницу.

За чаем говорили о типографии и газете. Женщине, печатавшей газету, требовался помощник, и Ниловна предложила свои услуги. Ей ответили, что ее помощь понадобится, когда откроют новую типографию за городом. Мать
была очень рада. что уедет из города, который так и остался для нее чужим. Она думала о сыне. Тревога и гордость за него переполняли ее сердце.

Во время тюремного свидания Пелагея передала Павлу записку с предложением совершить побег, иносказательно сообщила о Николае Весовщикове и о стычке с жандармами на кладбище.

Вечером забежала Сашенька узнать о Павле. Ниловне было очень жаль девушку, понимающую, что она не сможет никаким образом повлиять на Павла, заставить его отказаться от борьбы ради спокойной семейной жизни.

Через несколько дней Ниловну попросили отвезти газету и книги в ту самую деревню, куда они когда-то холили с Софьей. На этот раз она ехала на почтовых лошадях. На станции остановились поменять лошадей, и Пелагея пошла в дом выпить чаю.

В это время с улицы послышался какой-то шум. Это становой привел связанного
и избитого Рыбина, который еще в слободке приходил к Павлу и которому они в прошлый раз привозили нелегальную литературу. Пока становой ездил за урядником, мужики развязали Рыбину руки. Он был спокоен, объяснял крестьянам, за что его арестовали.

Ниловна задвинула тяжелый чемодан с литературой под лавку и стала думать, что ей теперь делать. Приехавший урядник увез арестованного в город. Один из мужиков заговорил С Пелагеей, и она попросилась к нему переночевать.

Мужик взял ее чемодан, громко сказал, что тот, видно, совсем пустой, и ушел, наказав девчонке, подававшей чай, проводить женщину к нему в дом. В доме ее встретила молодая хозяйка, хлопотавшая у печи. Появился хозяин, а следом еще один крестьянин. Они начали разговаривать.

Ниловна почувствовала интерес к себе и стала, не называя имен, рассказывать о революционном движении. Когда у нее спросили, что она будет делать с газетами и книгами, она предложила оставить все им. Мужики, довольные, согласились.

Дома дверь ей открыл Николай Иванович и сказал, что ночью приходили с обыском. В квартире все было разбросано, даже сорваны со стен обои и выломаны подоконники. Правда, ничего запрещенного жандармы не нашли. Услышав рассказ об аресте Рыбина, Николай туг же написал об этом происшествии листовку и отдал Ниловне, чтобы та отнесла ее в типографию,

Ночью появился один из парней, работавших вместе с Рыбиным. Он рассказал Весовщикову, которому дали задание переправлять литературу в деревню, к кому следует обращаться, сообщил адреса и пароли.

Во время очередного свидания с сыном Пелагея получила от него записку. В ней Павел говорил, что все товарищи отказываются от побега и просят в первую очередь освободить Рыбина, которому очень трудно в тюрьме, потому что у него чрезвычайно независимый и гордый характер. На следующий день Рыбину устроили побег. Ниловна видела все своими глазами, и когда преследователи спросили ее, куда побежал заключенный, отправила их в противоположную сторону.

Она обратила внимание на молодого человека, крутившегося поблизости от тюрьмы, поскольку у него одно плечо было выше другого. Дома Николай Иванович сказал, что Павел отказался от побега, поскольку суд ему нужен как ораторская трибуна. Мать со страхом ждала суда, ее пугала неизвестность. И вот им сообщили, что день назначен и даже уже известен приговор.

Суд на Павлом

Наступил день суда. В зале собрались только родственники подсудимых. Посторонние допущены не были. Процедура тянулась долго и скучно, Пелагея почти ничего не понимала. Заключенные выглядели веселыми, некоторые из них отказались от зашиты.

После выступления прокурора слово было предоставлено подсудимым. Первым говорил Павел. Он рассказал о своей деятельности на благо всего простого народа и заявил, что свержение самодержавия — это только первый шаг в их борьбе, а главной целью является построение нового общества, в котором не будет места угнетению.

В перерыве, когда судьи ушли обсуждать приговор, Ниловна опять увидела человека, с которым встретилась около тюрьмы. Он разговаривал с одним из
жандармов и пристально смотрел на нее. Огласили приговор. Все должны были отправиться на поселение в Сибирь.

В это время на улице собрались люди, ждавшие, чем закончится суд. Начался стихийный митинг. Уставшую Ниловну подхватила под руку Сашенька и увела домой.

Слежка за Ниловной

Дома Николай Иванович написал текст листовки с речью Павла на суде. Пелагея должна была отнести ее в типографию, а потом распространить в городе и деревнях.

Они с Сашенькой ушли, так как хозяин ждал обыска и ареста. Когда листовки были готовы, Ниловна собралась и поехала на вокзал. В зале ожидания она села на ступеньки около входа. К ней подошел человек и, после обмена паролями, отдал ей чемодан. В этот момент Пелагея обнаружила слежку. Но было уже поздно. К ней подошел жандарм, обвинил ее в воровстве и хотел забрать у нее чемодан. Ниловна не могла допустить, чтобы люди не узнали слов ее сына, и она начала разбрасывать листовки.

Жандармы стали бить ее, по ее лицу текла кровь, но мать кричала людям свою правду. Ее толкали к двери, но она продолжала кричать. Тогда один жандарм принялся душить ее. Пелагея захрипела. Кто-то ответил ей громким рыданием.

Краткий пересказ

«Мать» Горький М.Ю. (Очень кратко)

Начало XX века. Фабричный поселок — темный, нищий, грязный. Вся жизнь обитателей поселка сосредоточена вокруг фабрики: еще до рассвета гудок созывает всех на работу, тяжелую, изнурительную, не приносящую ни радости, ни денег... Вечером у рабочих уже нет ни на что сил — разве что напиться водки да повалиться спать. В праздники уж обязательно пьют, бывает, еще и дерутся. Ниловна — героиня романа — привыкла к такой жизни. Сын ее Павел собирается жить так же, как и отец, — работать и выпивать. Однако, когда отец пытается в очередной раз поколотить мать, Павел решительно противится.

В начале повести Ниловне чуть более сорока лет, но она представлена пожилой женщиной — тяжелый беспросветный быт сломил и состарил ее прежде времени.

После смерти отца Павел некоторое время ведет жизнь обычного фабричного рабочего, но потом резко меняется: по праздникам ходит в город, много читает, приносит домой запрещенные книги.

Он объясняет матери, что хочет знать правду, но за эту правду могут посадить в тюрьму.

По субботам в доме Павла начинают собираться революционеры, его товарищи. Они читают книги, поют революционные песни, рассуждают о судьбе рабочих в России и в других государствах. «Социалисты» — страшное слово, но мать сердцем своим чувствует, что это хорошие, честные и чистые люди.

Вот Наташа — ради убеждений она оставила свою обеспеченную семью, стала работать учительницей.

Вот Николай Иванович — серьезный человек, ему есть о чем рассказать рабочим.

Вот Сашенька — худенькая и бледненькая, она тоже ушла из семьи, так как решила посвятить себя делу рабочих, а отец ее помещик. Ниловна зорким своим сердцем подмечает, что между этой девушкой и ее сыном — настоящая любовь. Но молодые люди решили не создавать семью, так как это помешает делу революции — ведь забота о квартире, о детях отвлечет их от главного и единственного.

Вторым сыном для Ниловны становится Андрей Находка — «хохол из Канева» . Андрей — подкидыш, родной матери не знает. А вот приемную мать ему напоминает Ниловна — такая же добрая. Андрей ласково зовет Ниловну «ненько» и с радостью переселяется жить к Власовым.

На фабрике появляются листовки с обличением существующего строя. Эти листовки призывают рабочих сплотиться в борьбе за справедливость. Мать понимает, что это деятельность ее сына и его товарищей. Вскоре в дом Власовых приходят с обыском. Ничего запрещенного не находят — книги и листовки спрятаны в надежном месте. Но Андрея все-таки арестовали.

Важный эпизод в повести — «болотная копейка». И без того нищих, рабочих обложили новым налогом: с каждого заработанного рубля — одну копейку на осушение болот. Павел пишет заметку в газету и отправляет мать в город — отнести ее. Пусть все узнают про новые поборы! Сам же он возглавляет стихийный митинг на фабрике. Он требует отмены нового налога. Однако по первому же приказанию директора все митингующие расходятся по своим местам. Павел огорчен, потому что ему не доверяют, он, очевидно, еще слишком молод. Ночью жандармы уводят Павла.

К Ниловне приходит один из членов кружка, Егор Иванович. Он говорит, что кроме Павла арестовано еще около пятидесяти рабочих. Если бы листовки продолжали распространять на фабрике, то обвинения против Павла могли признать беспочвенными. Ниловна берется распространять прокламации. Она нанимается в подручные к знакомой торговке обедами — и ее не обыскивают, как всех прочих. Кто же может подумать, что листовки распространяет старуха! В самом начале деятельности Ниловной руководит только материнская любовь и желание спасти сына, но постепенно она понимает, что «дети, кровь наша, идут за правду для всех!».

Андрея и Павла выпускают из тюрьмы, и они тут же начинают готовиться к первомайской демонстрации. На площади собирается народ. Павел с красным знаменем в руках открыто заявляет, что сегодня представители социал-демократической рабочей партии поднимают знамя рабочей правды. Колонна демонстрантов движется по улицам поселка, но навстречу выходит цепь солдат. Колонна смята, Павел и Андрей арестованы. Ниловна подбирает знамя и идет с ним домой, размышляя о правоте дела своих детей — она уже всех революционеров считает своими детьми.

После ареста Павла Ниловна перебирается в город к Николаю Ивановичу (так было заранее оговорено с Павлом и Андреем), она ведет его немудреное хозяйство и постепенно все активнее включается в революционную работу. Вместе с сестрой Николая Ивановича, Софьей, Ниловна, переодевшись то богомолкой, то торговкой, разъезжает по деревням и ведет агитацию уже среди крестьян. Егор Иванович умирает. Его похороны стихийно превращаются в митинг и перерастают в схватку с полицией. Ниловна увозит с этого побоища раненого юношу и ухаживает за ним.

Мать навещает сына в тюрьме и ей удается передать Павлу записку с предложением побега, инициатором которого выступила любящая его Сашенька.

Однако Павел отказывается — для него важно выступить на суде.

На суд допускают только родственников, чтобы выступления подсудимых не были услышаны народом. Заседание идет «по протоколу»: суетливо, быстро — все уже решено заранее. Однако всех встряхнула вдохновенная речь Павла: социалисты — не бунтовщики, они — революционеры, они стоят за народ, за труд, равный и обязательный для всех. Борьбу не остановишь арестами, борьба — до победы!

Судья зачитывает приговор, он однозначен: все подсудимые ссылаются на поселение. Сашенька собирается подавать прошение, чтобы ее в ссылку отправили вместе с Павлом. Мать обещает приехать к ним — нянчить внуков.

Обидно, что речь Павла не была услышана народом. Николай Иванович находит выход: напечатать ее и распространить! Ниловна вызывается отвезти прокламации в другой город. На вокзале она замечает шпика, тот обвиняет ее в воровстве и предлагает пройти в участок. Ниловна открывает чемодан и начинает разбрасывать в толпе листовки: «Это — речь моего сына! Он — политический!»

Жандармы окружают мать, один из них хватает ее за горло... Ниловна хрипит, не в силах продолжать свою речь.

Осталась ли жива эта героическая женщина, воплощение материнской жертвенной любви — не только к сыну, но и ко всем обездоленным людям? В повести мы не находим ответа.

За десятилетия Советской власти и время после её падения мы уже давно привыкли к тому, что заниматься письменным творчеством доступно практически каждому. Нужен всего лишь один человек, бумага и карандаш. Все обладают маломальской грамотностью, а в XXI веке почти у любого под рукой есть компьютер с текстовым редактором, любезно предлагающим свои услуги.

Всегда ли так было? Конечно, нет. Не всегда. Если заглянуть чуть дальше (совсем недалеко!), мы обнаружим, ровно обратную ситуацию: необразованные многомиллионные массы населения, изнуряющий труд, почти полное отсутствие возможностей к творческой реализации человека низкого происхождения. Столь безрадостный исторический пейзаж мы могли бы наблюдать чуть больше сотни лет тому назад. И по этой причине особенно ценны те самородки, которые, не смотря на крайне тяжкие условия быта, сумели взрастить в своей душе способность к художественному творчеству и сохранить его.

В таком контексте мы не можем не обратиться к человеку, позже названному основателем социалистического реализма, одному из самых известных в мире российских прозаиков. Разумеется, это Максим Горький . И в основе своей статья будет посвящена его яркому роману, про который Владимир Ильич Ленин изволил выразиться: «Очень своевременная книга».

Итак, Максим Горький, «Мать» — краткое содержание, общий анализ, персонажи, стиль и культурное значение.

Сегодня школьник знает Горького (мы храним надежду, что он всё же знает великого писателя!) преимущественно по пьесе «На дне». Чего греха таить, даже для автора статьи жёсткий и мрачный горьковский стиль на контрасте с чеховской утончённостью и интеллигентностью выглядел действительно эффектно. Другие известные произведения Максима Горького из школьной программы: рассказы, вроде «Старухи Изергиль», «Челкаша» и «Макара Чудры».

В некоторых случаях проходят и «Мать». В Советские же времена указанного автора в принципе вспоминали чаще – оно и понятно. Первый классик пролетарской литературы. Мы в настоящем тексте постараемся понять, почему же роман «Мать» был назван вождём Октябрьской революции «своевременной книгой», актуален ли он сегодня, и вообще, что привело к его появлению.

Немного о биографии Горького

Алексей Максимович Пешков (именно таково имя писателя при рождении) свой литературный талант и мастерство построил, благодаря упорному интеллектуальному труду и обретению самого разностороннего жизненного опыта. Начав жизненный путь в Нижнем Новгороде, будущий литератор с детства работал то тут, то там. Успел побывать и в шкуре пекаря, и в должности посудника, и в качестве «мальчика» при лавке, трудился сторожем, рыболовом, журналистом и много кем ещё – и всё в разных концах огромной страны.

Максим Горький

Образование Максим Горький получил весьма обрывочное – пару лет в церковно-приходской школе, ещё немного в слободском начальном училище, даже пытался поступить в университет, но безуспешно. Поэтому юноша вынужден был обретать знания самостоятельно, благодаря пытливому собственному уму. Во многом, поэтому Горький почти всю жизнь писал с большим количеством орфографических и пунктуационных ошибок (рукописи корректировала жена Екатерина), но при этом был прекрасно знаком с трудами крупнейших мировых философов, мыслителей и писателей. В общем, литературный гений ковался в суровых условиях жестокого быта царской России. Эдакая «уличная» учеба роднит Горького с американским классиком Джеком Лондоном (об этом мы как-нибудь поговорим отдельно).

Ещё в молодости Максим Горький увлекается социалистическими и марксистскими идеями. Постепенно он вовлекается в революционное движение. В 1905-м году он уже известный писатель и финансово помогает марксистским организациям. Собственно, именно за политическую позицию литератора начинают преследовать царские правоохранительные органы, и он вынужден эмигрировать. В США, на чужбине, он и написал роман «Мать», в котором воплотилась его гражданская позиция и сочувствие рабочему движению в России.

Максим Горький, «Мать» — краткое содержание

В соответствии с принципами, установленными на ресурсе Hobbibook, мы не раскрываем сюжеты обозреваемых литературных произведений от начала до конца. Мы стараемся лишь заинтересовать, мотивировать читателя взять в руки книгу самостоятельно и вкусить прелесть новых знаний и художественных впечатлений. Будем следовать этому правилу и теперь.

книга Мать

Сюжет книги берёт свой старт в начале ХХ века в небольшой рабочей слободе, в которой обитают пролетарии, трудящиеся на местной фабрике, вместе со своими семьями. Горький сразу же берёт быка за рога и показывает семью слесаря Михаила Власова, с царящими в ней суровыми условиями, в которой муж – злобный зверь, жена – закабалённая служанка, а подросток-сын – свидетель всего этого убожества.

Но не успеваем мы пройти и дюжины страниц, как автор приводит отца семейства к смерти – он умирает от грыжи, причём создаётся впечатление, будто в мир иной он отправляется, как бездомный пёс. Павел Власов, чуть повзрослевший сын, поначалу даже подражает ненавистным замашкам покойного отца: напивается, грубит, но внутренне чувствует, что жить также как родитель, не хочет.

Его мать, Пелагея Ниловна (которую в основном все кличут только лишь по отчеству), старается окружить парня лаской и заботой, тем более, что кроме любви, женщине больше нечего дать сыну. Павел же наделён природной любознательностью, он пытается нащупать какой-то правильный жизненный путь, чтобы не сгинуть в изнурительном физическом труде фабричного рабочего, сопоставимого с трудом скотины.

Так однажды Ниловна застаёт сына за чтением каких-то книжек – как выясняется, запрещённых. И сын по-простому объясняет малограмотной женщине: «Они говорят правду о нашей, рабочей жизни… Они печатаются тихонько, тайно, и если их у меня найдут – меня посадят в тюрьму, — в тюрьму за то, что я хочу знать правду». Конечно же, Ниловна не может ничего понять. Она лишь чувствует интуитивную тревогу за судьбу Павла, потребность уберечь его от беды, потому поначалу старается отвадить бунтаря-сына от его новых оппозиционных интересов.

Но в дальнейшем женщина познакомится и с новыми друзьями Павла, его соратниками, с которыми он участвует в революционном движении. Она своими глазами увидит, насколько новые освободительные идеи завладели мечтами Павла, насколько они стали для него важны. Ниловне предстоит видеть трудный, полный лишений и праведной борьбы путь своего сына, и вместе с тем самой фундаментально изменить своё отношение к действительности.

Разумеется, такой роман был просто необходим России, только что пережившей неудачную революцию 1905-го года.

Страна погружалась в кровавую бездну реакции. Ссылки, «столыпинские галстуки» и прочее. Рабочие, надеявшиеся перевернуть мир, были подавлены и угнетены. И «Мать» явилась чем-то вроде глотка свежего воздуха.

Сегодня «Мать» предана забытью во многом из-за своей остро-политической направленности. В романе Горький обращает внимание читателя на существующую капиталистическую эксплуатацию, на животный быт, на который обрекают рабочих представители правящих стран. Но гораздо важнее то, что книга советского классика обладает такой художественной силой, которая способна действительно начать формирование классового сознания у того, кто раскроет её. Феноменальной силы воздействия Максим Горький добивается, благодаря точному, бьющему точно в цель, языку.

Приведём в пример описание собравшейся возле фабрики недовольной толпы пролетариев:

«Заглушая тяжелую возню машин, трудные вздохи пара и шелест проводов, голоса сливались в шумный вихрь. Отовсюду торопливо бежали люди, размахивая руками, разжигая друг друга горячими, колкими словами. Раздражение, всегда дремотно таившееся в усталых грудях, просыпалось, требовало выхода, торжествуя, летало по воздуху, всё шире расправляя темные крылья, всё крепче охватывая людей, увлекая их за собой, сталкивая друг с другом, перерождаясь в пламенную злобу. Над толпой колыхалась туча копоти и пыли, облитые потом лица горели, кожа щек плакала черными слезами. На темных лицах сверкали глаза, блестели зубы».

Величественно, не правда ли? Не меньшей выразительности автор достигает и когда касается нелицеприятных подробностей:

«После ужина он сбрасывал посуду со стола на пол, если жена не успевала вовремя убрать ее, ставил перед собой бутылку водки и, опираясь спиной о стену, глухим голосом, наводившим тоску, выл песню, широко открывая рот и закрыв глаза. Заунывные, некрасивые звуки путались в его усах, сбивая с них хлебные крошки, слесарь расправлял волосы бороды и усов толстыми пальцами и – пел. Слова песни были какие-то непонятные, растянутые, мелодия напоминала о зимнем вое волков».

Это типичный вечер семейной жизни Пелагеи Ниловны с отцом Павла, слесарем Михаилом Власовым.

Что касается речи героев «Матери», то здесь Горький следует реалистической передаче манеры разговора рабочего класса того времени – со свойственной ей эмоциональностью, неидеальной грамотностью, грубостью. Разве что он по понятным причинам избегает обсценной лексики, но за это писателя вряд ли кому-то придёт в голову осуждать.

Так в чём актуальность романа сегодня? Может быть, и теперь книга «своевременная»?

Редакция Hobbibook предполагает, что следует ответить утвердительно. Современные реалии бросают множество вызовов гражданину, особенно молодому. Ему приходится выживать в условиях хищной капиталистической конкуренции при активном отмирании элементов социального государства. Классы не исчезли. Не растворилось противоборство интересов. А значит, имеет место и классовая борьба. Сомневающемуся, ищущему человеку нужны ответы на его вопросы. И «Мать» — одно из тех художественных произведений, которое способно натолкнуть на соответствующие размышления. Привести к зарождающемуся пониманию собственных классовых интересов.

К тому же, сама история Ниловны так могла бы быть поучительна для сегодняшнего старшего поколения. Героиня изначально придерживается мнения, что не нужно высовываться, нельзя грубить начальству, ни к чему искать справедливости – её сердце запугано, морально подчинено сложившемуся «правильному» укладу. А что, если он не такой уж и «правильный»? Что если попытка всё оставить как есть губительна для личности её ребёнка? С этими вопросами приходится сталкиваться Матери. Быть может, задуматься стоит и сегодняшним отцам и матерям?

Существуют также три экранизации романа «Мать»

Максима Горького. Наибольшей известностью, безусловно, обладает постановка Всеволода Пудовкина ещё эпохи немого кино – эта картина принесла Пудовкину мировую известность. Сюжет «Матери» Пудовкина весьма относительно следует за историей горьковского произведения, и это в некоторой степени идёт ему на пользу, т.к. трудно представить, чтобы в немом кинематографе можно было передать всю сложность общения героев из литературного первоисточника.

Последующие экранные версии появились уже в эпоху звукового кино (в 1955-м году и в 1989-м), но, с нашей субъективной точки зрения, к художественной выразительности оригинала не удалось приблизиться ни одному из указанных проектов. Что лишь подтверждает гипотезу о том, что великие книги чрезвычайно трудно поддаются экранизации – они изначально обладают высоким уровнем внутренней гармонии, химией всех содержащихся элементов.






Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ