Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

Единый ВС РФ формируется в составе 170 судей.

Вносятся изменения в структуру ВС РФ. В частности, вместо Военной коллегии в ВС РФ создается Судебная коллегия по делам военнослужащих. Вместо Дисциплинарного судебного присутствия, которое сейчас является самостоятельным судебным органом, создается Дисциплинарная коллегия ВС РФ. Ее состав избирается из числа судей (за исключением Председателя коллегии - заместителя Председателя ВС РФ) Пленумом ВС РФ.

Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных ВАС РФ, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, состоящая из 30 судей.

Определяется новая компетенция Пленума ВС РФ и Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей. Изменяется компетенция Судебного департамента при ВС РФ. Теперь он занимается обеспечением деятельности не только судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов.

Кроме того уточняются:

Функции Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ;

Структура верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов.

Предусматривается, что постановления Пленума ВАС РФ сохраняют силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ.

Уточняются вопросы организационного обеспечения арбитражных судов.

ВС РФ вместо ВАС РФ теперь участвует в процедуре введения временной финансовой администрации и утверждения плана восстановления платежеспособности субъекта РФ.

Судебные постановления хозяйственных судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, вступившие в законную силу до 18 марта 2014 года и являвшиеся предметом апелляционного рассмотрения в Севастопольском апелляционном хозяйственном суде, в течение 3-х месяцев после вступления их в законную силу могут быть обжалованы в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Устанавливаются особенности уплаты государственных пошлин при обращении в ВС РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

Из подведомственности арбитражных судов исключаются дела об оспаривании нормативных правовых актов. Главой 23 АПК РФ теперь регулируется рассмотрение соответствующих дел лишь Судом по интеллектуальным правам.

Определены особенности кассационного и надзорного производства по арбитражным делам в ВС РФ. Кроме того, устанавливаются переходные положения, связанные с рассмотрением арбитражных дел, подведомственность которых меняется, а также дел, производство по которым не завершено ВАС РФ.

Высший арбитражный суд Российской Федерации (ВАС РФ) (упразднен 06.08.2014 с передачей функций Верховному Суду Российской Федерации) - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Осуществлял в предусмотренных законодательством процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и давал разъяснения по вопросам судебной практики.

ВАС РФ рассматривал в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к его подсудности (дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ и некоторые иные), а также обеспечивал единое толкование и применения законодательства всеми арбитражными судами путем обобщения судебной практики (в форме обзоров судебной практики, информационных писем по отдельным вопросам).

Так, по вопросу применения к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров судьи посчитали, что банк не должен устанавливать мораторий на досрочное погашение кредитов и вводить штрафные санкции, взимать с заемщиков комиссию за открытие и ведение ссудного счета; относительно подсудности споров с гражданами-заемщиками ВАС РФ высказывал мнение, что банки не вправе включать в кредитные договоры положения о том, что споры с гражданами рассматриваются в суде по месту нахождения банка, а в случае включения такого положения в кредитный договор оно считается ничтожным.

ВАС РФ действовал в составе:

Пленум ВАС РФ (решал важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, в том числе рассматривал материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и давал разъяснения по вопросам судебной практики, решал вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке соответствия законов, иных нормативных актов Конституции России);

Президиум ВАС РФ (рассматривал в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов, а также отдельные вопросы судебной практики);

Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Официальный сайт ВАС РФ , который и сейчас предлагает много полезной для участников споров информации, в том числе:

Обобщения судебной практики, иные документы ВАС РФ, а также проекты таких документов, что позволяет не только выяснить позицию ВАС РФ по тому или иному вопросу, но и определить тенденции арбитражной практики;

Сервисы для помощи участникам споров: информация об арбитражных судах; требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд; порядок представления документов в суд и обжалования судебных актов и т.д.;

- «картотека арбитражных дел », позволяющая отследить ход конкретных дел (как находящихся в производстве, так и уже разрешенных арбитражными судами), найти принятые по делу судебные акты и получить информацию о датах судебных заседаний. На сегодняшний день в картотеке содержится информация приблизительно по 7 млн дел;

- «система «Мой Арбитр» » дает возможность участникам дел в режиме онлайн совершать ряд процессуальных действий (например, подавать исковые заявления, отзывы на исковые заявления и встречные иски, жалобы на состоявшиеся судебные акты, ходатайства о назначении экспертизы, приобщении документов).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине « Правоохранительные и судебные органы »

на тему «Упразднение Высшего Арбитражного суда РФ и передача его полномочий в Верховный суд РФ»

Введение

Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации о «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» был одобрен Государственной Думой 22 ноября 2013 года; Советом Федерации закон был одобрен 27 ноября 2013 года.

В первую очередь это закон о поправке к Конституции 05.02.14 №2-ФКЗ, а также другие связанные законы: Федеральный конституционный закон от 05.02.14 №3-ФКЗ «О Верховном Суде РФ»; Федеральный конституционный закон от 05.02.14 №4-ФКЗ, который внес изменения в ФКЗ «О судебной системе», а также Федеральный закон от 05.02.14 №16-ФЗ, который предусматривает порядок отбора кандидатов в состав нового Верховного Суда.

Упразднение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и передача его полномочий в Верховный суд Российской Федерации

Законопроект, предполагающий внесение поправок в российскую Конституцию был внесен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. В следствии чего, на базе Верховного суда и Высшего Арбитражного суда бал создан объединенный Верховный суд Российской Федерации (ВС РФ).

Сразу следует отметить, что слияние судов произошло только на высшем уровне, при сохранении действующей системы судов на нижнем. «Объединились лишь «головы» двух систем судов, нижестоящие суды объединению не подлежат», пояснили эксперты. Юристы давно высказывались за унификацию судебных систем: «Мало какая страна может позволить себе две судебные системы, которые не сходятся между собой». При этом специалисты отмечают, что расхождение в позициях возникло достаточно давно. Последнее совместное постановление Высшего Арбитражного и Верховного судов датировано 2010 годом. «Это говорит о том, насколько существенное расхождение возникло между пониманием роли суда в гражданском и арбитражном процессе, нужно единообразие», считают эксперты, также призывая вернуться к первоначальной роли суда вершить правосудие на основе действующего законодательства, а не формировать своими решениями новое: «Сегодня решения Высшего Арбитражного суда идут впереди основных законодательных актов государства. Компании оценивают правильность своих действий не по законам и кодексам, а на основе их трактовки судом». Перемены необходимы - считали юристы.

Конечно, были и противники объединения, говорящие о сильном отставании и «статичности» судов общей юрисдикции. О том, что преимущества Высшего Арбитражного суда потонут в недостатках Верховного. Ведь именно благодаря активной работе ВАС была внесена ясность во многие спорные вопросы предпринимательской деятельности в целом и налогообложения в частности. ВАС не раз предоставлял бизнесу защиту от неверного толкования налогового, административного, антимонопольного законодательства, определял правила рассмотрения договорных, корпоративных и иных споров, сделав ведение бизнеса более предсказуемым и безопасным. Поэтому специалисты высказывали серьезные опасения, что в результате реформы будут зачеркнуты все прогрессивные достижения Арбитражного суда и «конвейерное правосудие» возобладает над объективным рассмотрением экономических споров.

Изменяется также и порядок надзорного пересмотра дел, максимально приближаясь к существующему в судах общей юрисдикции. Теперь решение о том, подлежит дело надзорному пересмотру или нет, будет приниматься одним судьей Верховного суда, в ВАС же этим занималась коллегия из трех судей. Это может негативно сказаться на том, насколько всесторонне и взвешенно будут приниматься решения о предоставлении заявителю «последнего шанса», пересмотра незаконных, по его мнению решений.

Также сложно сказать к положительным или отрицательным изменениям можно отнести увеличение числа инстанций, через которые можно пройти при отстаивании своих интересов. «Появилась вторая кассационная жалоба, которая рассматривает дела, в которых были допущены существенные нарушения норм права. Таким образом, вся история, связанная с экономическим спором может растянуться на продолжительный срок», говорят юристы. Это будет существенно увеличивать сроки рассмотрения дел и не поспособствует правовой определенности, стабильности в коммерческом обороте, налоговых правоотношениях и т.д. С другой стороны - появляются дополнительные возможности для отстаивания своей правоты.

Обоснованием необходимости принятия поправки к Конституции РФ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ» явилась цель совершенствования судебной системы России и укрепление ее единства. Представляется, что реорганизация позволит обеспечить единство подходов при отправлении правосудия, как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц. Позволит исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, установить общие правила организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике.

По истечении 6 месяцев со дня публикации законов, а именно 6 августа 2014 года к работе приступил обновленный Верховный суд РФ. На первом заседании пленум нового ВС распределил судей по коллегиям. Была создана судебная коллегия, которая будет рассматривать вопросы о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей. Был утвержден регламент работы Верховного суда страны. «После принятия закона об объединении Высшего Арбитражного суда и ВС эта структура стала еще более мощной, еще более значимой в системе государственных органов», высказался В. Путин.

До слияния Высший Арбитражный суд РФ (ВАС РФ) являлся высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществлял в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и давал разъяснения по вопросам судебной практики. ВС РФ до слияния являлся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществлял надзор за их деятельностью и давал разъяснения.

На сегодняшний день ВС РФ стал единственным высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным, и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. (ст.126 Конституции РФ). Также ВС РФ теперь будет рассматривать дела, оспаривающие ненормативные правовые акты Генпрокуратуры РФ и Следственного Комитета (СК РФ), касающиеся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и следственных органов СК РФ. Еще список полномочий суда дополнен рассмотрением дел об оспаривании ненормативных правовых актов Минобороны и иных органов федеральной власти, предусматривающих военную службу. Из Конституции РФ исключено упоминание о ВАС РФ. Аналогичные изменения внесены и в другие нормативные правовые акты.

На пост Председателя объединенного Верховного суда 21 мая 2014 года по предложению Президента Советом Федерации был утвержден Вячеслав Михайлович Лебедев. В своем выборе сенаторы были единодушны. Вячеслав Лебедев - доктор юридических наук, профессор, имеющий высший квалификационный класс судьи. Почетный доктор университетов ряда стран мира, занимающийся законотворческой, научно-исследовательской, преподавательской, методической и организационной работой. В. Лебедев является председателем ВС с 1989 года, имеет ряд государственных, ведомственных и даже конфессиональных наград.

В новый состав объединенного ВС вошли 170 судей. Создание единого ВС направлено на формирование новой судебной системы, поэтому для формирования первоначального состава судей были созданы особые правила, свидетельствующие о жестком отборе судебного сообщества. Даже действующие судьи были «отфильтрованы» специальной, состоящей из 27 членов квалификационной коллегией, по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ. Прием квалификационного экзамена на должность судьи ВС РФ осуществляла экзаменационная комиссия в составе 11 членов, которые в свою очередь не должны были являться членами квалификационной коллегии.

Изменилась и структура Верховного суда. Вместо Военной коллегии в ВС РФ создана Судебная коллегия по делам военнослужащих. Соответствующие изменения внесены в ряд законодательных актов. Вместо Дисциплинарного судебного присутствия, которое являлось самостоятельным судебным органом, создана Дисциплинарная коллегия ВС РФ. Состав коллегии избирается из числа судей Пленумом ВС, за исключением председателя коллегии - заместителя председателя ВС РФ Рудакова Сергея Валентиновича. Всего в организационной структуре Верховного Суда семь заместителей Председателя ВС РФ: первый зам. Серков Петр Павлович, упомянутый ранее С. В. Рудаков, председатели Судебных коллегий по гражданским, уголовным, административным делам, делам военнослужащих и председатель Судебной коллегии по экономическим спорам.

Судебная коллегия по разрешению экономических споров, в составе 30 судей, ВС РФ на сегодняшний день осуществляет функции ранее подсудные ВАС РФ. ВАС всегда уделял особое внимание рассмотрению налоговых споров. Из 10-12 дел, которые еженедельно рассматривал президиум ВАС в порядке надзора, два-три налоговых. Так, на тему некоторых дел высказался руководитель департамента налогов и сборов Эдуард Кучеров: «До сих пор в ряде случаев вызывала удивление ситуация, когда арбитражные суды считают, что доначисление налогов осуществлено организацией незаконно, а уголовные суды выносят обвинительные приговоры в отношении директоров этих же предприятий за уклонение от уплаты налогов. Зачастую такие ситуации вызваны различным толкованием норм закона. Кроме того, повышение доли экономических и смежных преступлений, рассматриваемых судами, требует со стороны судей уголовных составов не только хорошего знания в области процессуального законодательства, но и законодательства, регулирующего экономическую сферу». Здесь возникает один из возможных плюсов создания единого суда. Спорные вопросы будут приведены к единой позиции для обеспечения единообразного применения норм права. Ранее возникали сложности в связи с абсолютно различным толкованием правовых норм арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Хотя в прежней системе судов практиковалось принятие совместных постановлений Высшего Арбитражного и Верховного судов по наиболее важным вопросам. Также ранее возникал вопрос, связанный с тем, по каким процедурам будут судить экономические дела. Теперь есть ответ: все осталось по-прежнему. Арбитражные суды, как и раньше, используют Арбитражный процессуальный кодекс. Требования к документам, направляемым в Судебную коллегию Верховного суда России по экономическим спорам, также прописаны в поправках в Арбитражный процессуальный кодекс. При этом жалобы могут подаваться туда и в электронной форме. Хотя раньше этот вопрос вызывал некоторые опасения, например, что будет с электронной системой арбитражных судов? Ведь Арбитражный суд более прогрессивен по отношению к судам общей юрисдикции. Например, электронный порядок подачи документов, онлайн-система отслеживания дел, внедрены системы видеоконференцсвязи без оговорки «при наличии технической возможности». В судах общей юрисдикции такая система тоже разрабатывалась, но она по сути не работает. Однако первые же дни работы объединенного Верховного суда развеяли все опасения. Система действует, найти ее можно по старому адресу. Более того ссылка на нее появилась на официальном сайте Верховного суда.

Также в связи с реформой возникают некоторые хозяйственные вопросы. Президентом был подписан указ об обеспечении деятельности Верховного суда России. Смету своих расходов высокая инстанция будет определять самостоятельно, в пределах, выделенных из бюджета средств. По закону ВС финансируется отдельной строкой. А общее финансирование судебной системы идет по другой статье, и за обеспечение хозяйственной жизни обычных судов отвечает Судебный департамент при Верховном суде России.

К слову сказать, судейское сообщество уже несколько лет пытается добиться повышения статуса работников аппаратов судов. И только в конце декабря 2014 года Совет судей России одобрил законопроект «О судебной службе РФ», который наделяет работников аппаратов судов статусом судебных служащих, благодаря чему данные работники правосудия получают повышенные социальные гарантии, что должно положительно сказаться на работе судов в целом.

Тогда как благодаря указу об обеспечении Верховного Суда, сотрудники аппарата ВС, по сути, получают социальный статус правительственных чиновников. Обеспечивать Председателя ВС страны будут на уровне премьер-министра, а рядовым судьям ВС предлагается такой же социальный пакет, как депутатам Государственной Думы.

Помимо прочего, Управлению делами Президента поручено взять на себя «обеспечение в установленном порядке» жилыми помещениями судей и сотрудников ВС - от его Председателя до судей и служащих аппарата. Решать другие социальные вопросы, связанные, например, с лечением или санаторно-курортным отдыхом, будет также управление делами главы государства. Так что обеспечиваться ВС страны будет на высоком уровне.

Отдельно нужно обговорить вопрос размещения ВС. По словам главы государства В. В. Путина судебный департамент при Верховном суде РФ должен находиться не в Москве, а в Санкт-Петербурге. Президентом был внесен законопроект, по которому в столице остается только представительство ВС РФ. Изменения юридико-технического характера были внесены в закон «О статусе столицы РФ». Также изменения были внесены в федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном суде РФ».

Согласно федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона РФ о поправке к Конституции РФ о ВС и прокуратуре РФ» на Судебный департамент возлагается решение вопросов, связанных с организационным обеспечением (включая финансовое, материально-техническое и иное) арбитражных кассационных судов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов первой инстанции в субъектах РФ (республиках, краях, областях и др.) и специализированных арбитражных судов. Место постоянного пребывания ВС РФ - Санкт-Петербург, и перевод Судебного департамента в северную столицу «будет способствовать эффективному осуществлению возложенных на него полномочий», говорится в пояснительной записке. Речь, в частности идет о полномочиях, связанных с организационным обеспечением деятельности органов судейского сообщества, координацией работы по подготовке и проведению совместно с органами судейского сообщества, структурными подразделениями Судебного департамента заседаний, приеме квалификационного экзамена на должность судьи и т.п.

На переезд Судебного департамента из федерального бюджета выделяется 2,25 миллиарда рублей. Не смотря на это судебный квартал в Санкт-Петербурге еще не готов, его строительство планируется завершить в 2016 году. Свое мнение в связи с переездом высказал председатель российского правительства Дмитрий Медведев: «Суду предстоит еще одно испытание - переезд в Петербург, и это будет непросто, судьи тоже люди, далеко не все смогут поехать туда. Я надеюсь, что там будут созданы для них нормальные условия. Ведь в этом переезде есть и особый смысл - некая географическая отдаленность от других ветвей власти». Также, по мнению главы правительства важно, чтобы деятельность ВС была максимально эффективна, важно не растерять специалистов. Однако и эта проблема найдет свое решение. На одной из последних встреч с Президентом Вячеслав Лебедев так прокомментировал вопрос сохранения квалифицированных кадров: «Сбоев никаких нет. К нам пришел ряд судей - бывших судей Высшего Арбитражного суда. Хорошие специалисты, высокопрофессиональные. Сейчас суд работает спокойно, в хорошей, творческой, я бы сказал, конструктивной атмосфере».

суд верховный россия

Заключение

«Сегодня есть все необходимое, для того чтобы Верховный суд выполнял свою компетенцию и оправдал надежды нашего общества, наших граждан на то, что в Верховном суде будет обеспечена в полной мере защита прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства », Вячеслав Лебедев.

Кроме того у Верховного суда есть потенциал сделать все, чтобы такое же отношение к исполнению своих обязанностей носителей судебной власти было во всех звеньях судебной системы, и у системы арбитражных судов, и у системы судов общей юрисдикции, и у судебной системы в целом.

Хотелось бы верить, что вся судебная ветвь власти будет исполнять свой долг перед народом, перед людьми, которые очень рассчитывают на то, что судебные инстанции всегда будут стоять на стороне их интересов.

Список источников и используемой литературы

2. Органы судебной власти и органы правосудия в судебной системе России. Ермошин Г.Т. ФГБОУ ВПО «Сарат. Гос. юр. Акад.» 2012г.

3. Судебная власть в РФ: правовые проблемы организации и развития. Изварина А.Ф., Ростов н./д., 2008г.

4. Официальный печатный орган Правительства РФ Общественно-политическое издание Российская Газета.

5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ»

7. Самостоятельность и независимость судебной власти РФ. Анишина В.И., Гаджиев Г.А., Сафонов В.Е. «Юристъ» Москва 2006г.

8. Российское агентство правовой и судебной и судебной информации «РАПСИ».

9. История судебной системы России. Смыкалкин А.С. «Профессиональный учебник» Изд.: Юнити-дана, 2010г.

10. Судебная власть в РФ: система и принципы. Абросимова Е.Б. Институт права и публичной политики. Москва, 2002г.

11. Государственное информационно-аналитическое агентство «РИА Новости».

12. Объединение высших судов: еще одна судебная реформа или реализация накопленного опыта? Ермошин Г.Т. // Российский судья, 2013г. №11.

13. Исследование работы российских арбитражных судов методами статистического анализа. Дмитриева А.В., Титаев К.Д., Четверикова И.В. (ред.) К.Титаев_ Санкт-Петербург, 2012г.

14. Судебная власть (ред.) Петрухин И.Л. Институт государства и права РФ. Изд.: Велби, Проспект, 2003г.

15. Юридический портал «Право.RU».

16. Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ закона Российской Федерации о поправке к Конституции от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде и прокуратуре". Рассмотрение основных проблем, возникающих в процессе объединения Высшего Арбитражного суда и Верховного суда государства.

    реферат , добавлен 02.06.2014

    Основные причины, предпосылки упразднения одного из судов высшей инстанции – Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, нормативно-правовое обоснование данного процесса. Законопроект "О поправке к Конституции "О Верховном суде России и прокуратуре".

    эссе , добавлен 01.06.2015

    Место Верховного Суда Российской Федерации в системе органов судебной власти, его функции и этапы истории. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации, его состав и структура, подразделения и полномочия. Организация деятельности суда.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2014

    Понятие и структура судебной системы Российской Федерации, конституционные принципы ее функционирования. История развития, полномочия и порядок действий высших судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2010

    Выявление особенностей создания и функционирования Верховного Суда РФ, Верховного суда республики, краевого (областного) суда, Военных и специализированных судов. Проблемы и перспектив развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2015

    Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции: полномочия, основные функции. Порядок формирования судейского корпуса. Характеристика деятельности Верховного Суда Германии, анализ принципов правосудия.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Верховный Суд Российской Федерации: правовое регулирование деятельности, состав. Полномочия Верховного Суда РФ. Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения. Подведомственность Верховного Суда Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2010

    Практика применения норм уголовно-процессуальных правоотношений и их основные признаки. Научно-консультативные советы при Верховном суде и Генеральной прокуратуре Российской Федерации. Порядок уголовного судопроизводства и конституционность законов.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2010

    Суды среднего звена системы арбитражных судов РФ. Участники уголовного судопроизводства по законодательству РФ. Избрание Судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Конституционное право на неприкосновенность жилища.

    тест , добавлен 12.08.2011

    Судебная система Российской Федерации. История Конституционного суда РФ. Осуществление конституционного судопроизводства. Подсистема судов общей юрисдикции. Мировые судьи. Правовой статус Верховного Суда РФ. Кассационная коллегия Верховного Суда.

Единый Верховный суд РФ должен начать свою работу 6 августа 2014 г., а за день до этого перестанет существовать ­Высший арбитражный суд. Именно тогда вступят в силу соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном суде ­Российской Федерации» (за исключением некоторых положений) и Федеральный закон от 05.02.2014 № 16-ФЗ , устанавливающий порядок ­отбора кандидатов в первоначальный состав нового Верховного суда.

Через полгода судебная сис­тема России должна преобразиться — вступят в силу нормативные акты, регулирующие процедуру объединения двух судов — Высшего арбитражного и Верховного. Реформа эта более чем спорная и вызывает больше критики, чем одобрения, особенно со стороны юристов (как теоретиков, так и практиков).

Система нижестоящих федеральных судов будет единой, с разделением на федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды (см. схему). К первым будут относиться верховные суды респуб­лик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. В сис­тему арбитражных судов войдут арбитражные суды округов (или арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ, а также специализированные арбитражные суды (п. 1, 10 ст. 1 Закона № 4-ФКЗ). К последним пока относится только Суд по интеллектуальным правам, который изменения затронуть не должны.

Обеспечивать деятельность перечисленных судов будет Судебный департамент при Верховном суде РФ, который сейчас занимается вопросами обеспечения только судов общей юрисдикции (подп. «б» п. 13 ст. 1 Закона № 4-ФКЗ). Сейчас обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляет сам ВАС РФ, а обеспечение его деятельности лежит на аппарате этого суда (п. 3 ст. 30 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в действующей редакции).

Интересно, что вопросами финансового обеспечения деятельности Высшего арбитражного суда РФ уже через два месяца после вступления в силу Закона о поправке, то есть с 7 апреля, будет заниматься Верховный суд РФ и Судебный департамент при Верховном суде РФ в пределах своих полномочий (п. 2 ст. 25 Закона о Верховном суде). А это, очевидно, лишит Высший арбитражный суд РФ самостоятельности задолго до запланированной даты его фактического упразднения.

Председателя единого Верховного суда назначит Совет Федерации

Возглавлять новый Верховный суд будет председатель, который будет иметь первого замес­тителя и семь заместителей — председателей судебных коллегий по должности (п. 2 ст. 4 Закона о Верховном суде).

Как и сейчас, председатель Верховного суда РФ будет назначаться Советом Федерации ФС РФ на шесть лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (п. 2 ст. 6.1 Федерального конституционного закона от 26.06.92 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 12 Закона о Верховном суде). Занимать свой пост он также сможет бессрочно, в том числе при превышении предельного возраста пребывания в должности судьи — 70 лет. Порядок назначения заместителей председателя также не изменится, и занимать свои должности они вправе до достижения возраста 70 лет, зато назначаться могут неоднократно.

В составе нового Верховного суда так же, как и сейчас, преду­смотрены Пленум и Президиум, а также семь судебных коллегий.

Еще две коллегии, помимо перечисленных, — апелляционная и дисциплинарная — будут формироваться из состава уже назначенных судей Верховного суда. Шесть членов Дисциплинарной коллегии будут избираться сроком на три года Пленумом ВС РФ по представлению председателя ВС РФ тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода (п. 2 ст. 11 Закона о Верховном суде). В Апелляционную коллегию войдут десять судей ВС РФ, избранных сроком на пять лет на эти должности Пленумом ВС РФ по представлению Председателя ВС РФ (п. 1 ст. 8 Закона о Верховном суде).

За ликвидацию ВАС РФ будет платить Верховный суд и его Судебный департамент

Законом о поправке переходный период, по истечении которого должен быть упразднен ВАС РФ и создан новый Верховный суд РФ, определен как полгода, а не 180 дней, со дня вступления в силу Закона о поправке. При этом в законе сказано, что нынешние судьи ВАС РФ и ВС РФ осуществляют свои полномочия вплоть до начала работы объединенного Верховного суда РФ. То есть в том случае, если сформировать его к установленному сроку не выйдет, Высший арбитражный суд РФ будет работать дольше, чем планировалось. Так, например, вышло с Судом по интеллектуальным правам.

Суды объединяются и переезжают, а вопросы остаются

В ноябре прошлого года, когда судебная реформа только началась, в ходе заседания в Госдуме докладчики по законопроекту о поправке к Конституции РФ на вопросы депутатов о том, где же конкретика, обещали после одобрения законопроекта представить все необходимые нормативные акты. Результатом таких обещаний стали рассмот­ренные три закона. ­Однако и они не регулируют предстоящее объединение в полной мере.

Вопросы остались, и их немало. Например, за переходный период, отведенный на упразднение ВАС РФ и формирование нового суда, законодателям предстоит внести поправки в Арбитражный процессуальный кодекс, исключив оттуда упоминания о ВАС РФ и скорректировав нормы о вопросах его компетенции и иные процессуальные тонкос­ти. Остается надеяться, что сделана эта работа будет более тщательно и не так быстро, как ­была ­принята судебная реформа.

Кроме того, предстоит решить судьбу судебных дел, которые будут возбуждены или приняты к производству коллегиями или Президиумом ВАС РФ вплоть до последнего дня его деятельности (который, как отмечено ранее, еще под вопросом). И, наконец, Совету Федерации нужно будет решить вопрос о том, кто же возглавит новую судебную инстанцию. Хотя первично этот вопрос решит президент, представив Совету Федерации подходящую кандидатуру.

P.S. Итого для решения вопроса о принципиальном преображении судебной системы страны депутатам Госдумы, членам Совета Федерации, представительным органам субъектов РФ и президенту понадобилось чуть больше трех месяцев. Скорость такой работы заставляет серьезно задуматься над несерьез­ностью законотворчес­кого процесса.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ