Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Понятие управлении охраной окружающей среды и природопользованием

В сфере природоохранной деятельности под управлением понимается сознательное воздействие человека на природные и социальные процессы с целью внесения упорядоченности, получения желательного результата, придания управляемым процессам определенного состояния и целенаправленности.

Существуют понятия: "управление охраной окружающей среды (УО ОС), "управление природными ресурсами", "экологическое управление", "управление безопасностью в экологической сфере", "экологический менеджмент" и т. п. Данные понятия, имея общую целевую направленность, отличаются друг от друга свойственными для каждого особенностями.

В словаре-справочнике "Экология и охрана природы" под управлением охраной окружающей среды понимается обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие антропогенной деятельности на окружающую природную среду, а также рациональное использование природных ресурсов, обеспечивающее их воспроизводство.

В учебном пособии "Экология, охрана природы, экологическая безопасность" (под редакцией А. Т. Никитина, С. А. Степанова) управление охраной окружающей среды определяется как разработка и реализация комплекса мер (технических, административно-правовых, экономических и др.), направленных на рациональное использование, сохранение и воспроизводство природных объектов (в целом, а не только их полезных свойств), а также на улучшение качества окружающей среды.

С. А. Боголюбов вводит понятие "управление экологическое ", определяя его как совокупность органов и способов осуществления охраны окружающей среды в РФ.

Н. Ф. Реймерс управление природными ресурсами определяет как искусственное воздействие на источники природных ресурсов в целях наиболее полного их извлечения (для невозобновимых ресурсов) или самовосстановления и рекультивации (для возобновимых ресурсов).

Авторы учебного пособия "Экология, охрана природы и экологическая безопасность" считают, что управление рациональным природопользованием - это управление деятельностью, связанной с извлечением полезных свойств из природных объектов (ресурсов) и их использованием для удовлетворения различных потребностей общества и человека.

К специальной области управления относится экологический менеджмент , регулирующий сознательное воздействие человека на природные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды, имеющий целью удовлетворение его экологических, экономических, культурных и других потребностей при условии устойчивого развития общества и сохранения природы.

Экологический менеджмент включает:

Правовой и экономический механизмы охраны природы;

Систему государственных и региональных органов управления;

Деятельность руководителей и специалистов предприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Юридически основные понятия в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования закреплены Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В Законе "Об охране окружающей среды" (ст. I) даны определения следующих понятий:

- окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

- охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий;

- негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

- использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

- загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием представляет собой совокупность действий по организации, упорядочению и контролю природоохранной деятельности, соблюдению экологического законодательства.

Цели, задачи и методы управлении охраной окружающей среды и рациональным природопользованием

Целями управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием являются:

1) сохранение и восстановление природных систем;

2) поддержание соответствующего качества окружающей среды;

3) рациональное использование природных ресурсов и их воспроизводство;

4) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидация ее последствий;

5) обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В зависимости от целей управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием определяются его задачи. К основным задачам относятся:

Реализация комплекса мер (организационных, правовых, технологических, экономических и др.) по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов на государственном, региональном, муниципальном и производственном уровнях. Данные меры должны соответствовать демократическому устройству государства и рыночной экономике;

Снижение загрязнения (выбросами, сбросами, отходами) окружающей среды и удельной энерго- и ресурсовмкости продукции и услуг;

Обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности;

Внедрение и развитие системы управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием на различных ее уровнях;

Нормативное правовое обеспечение сохранения окружающей среды и совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения;

Экономическое регулирование рыночных отношений в сфере природопользования;

Ведение экологического мониторинга и информационное обеспечение населения;

Совершенствование научных знаний об экологических основах устойчивого развития;

Повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии;

Государственное содействие экологизации гражданского общества;

Экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов РФ для устойчивого развития страны;

Реализация международных интересов РФ посредством участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и др.

Для осуществления целей и задач управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием применяются следующие методы:

1) административные - собственно управленческие (например, прямой приказ, обеспечиваемый силой государственного принуждения);

2) экономические - обусловливающие создание материальной заинтересованности в надлежащем экологическом поведении;

3) идеологические - агитация, воспитание, образование и т.д,.

По другой классификации - это методы убеждения и принуждения, а также методы обязательных предписаний, куда входят запреты, рекомендации, санкционирование, разрешение, согласование.

В процессе управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием используются также следующие методы:

Учет, в основном статистический и кадастровый (например, лесов, особо охраняемых природных территорий);

Социально-экономическая оценка природных ресурсов;

Мониторинг (состояния земель, атмосферного воздуха, водных ресурсов и др.)

Экспертиза запасов тех или иных природных ресурсов (в частности, недр); нормирование их количества (например, стоимости земельных участков), стандартизация и сертификация их качества (например, древесины "на корню"); лицензирование и выдача разрешений в области использования природных ресурсов (недр), объектов животного мира.

Обьекты и субъекты управлении охраной окружающей среды и рациональным природопользованием

Объекты и субъекты управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием соединяются между собой прямыми и обратными связями. Условием и средством сосуществования для них служит окружающая среда, которая объединяет весь материальный мир, находящийся вне человеческого общества, окружающий общество.

Традиционно выделяются три группы объектов управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием (рис. 1):

1) природные объекты;

2) природные ресурсы;

3) особо охраняемые комплексы.

Такой подход сохранен в Законе "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 4 данного Закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного и природного наследия (Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия, Париж, 1972), государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Рис. 1. Объекты управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием

Управление объектами (земли, леса, недра, животный и растительный мир, атмосферный воздух) осуществляется в соответствии с законодательством о земле, лесе, недрах, животном и растительном мире, об охране атмосферного воздуха.

Субъектами управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием, как отмечает О. Л. Дубовик, являются:

Граждане, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее;

Физические лица, принимающие и реализующие определенные экологически значимые решения;

Юридические лица, принимающие и реализующие экологически значимые решения и действия, несущие ответственность (гражданско-правовую, административную) за экологические правонарушения;

Лица, которые в силу своего должностного или общественного положения реализуют функции экологического управления, в том числе контрольно-надзорные (предполагается, что правовые нормы тем самым программируют их действия);

Правоприменители (следователи, прокуроры, судьи и должностные лица, наделенные правом применения административных санкций), т. е. лица, которые в силу своего положения, руководствуясь требованиями закона, обязаны принимать или не принимать решения о возбуждении уголовного дела, привлечении к административной ответственности, предъявлении обвинения в совершении экологических преступлений; направлять уголовные дела в суд; выносить по этим делам приговоры; разрешать экологические споры и т. п.;

Лица, индивидуально или коллективно осуществляющие право- и нормотворчество.

Представители каждой из этих групп должны иметь определенные знания об экологическом законодательстве и системе управления природоохранной деятельностью.

Граждане - неспециалисты в области управления ООС, не обладающие специализированными обязанностями и функциями в сфере экологического законодательства, могут иметь общее представление о нем.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ они «обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» и не должны совершать каких-либо противоправных действий.

Граждане и объединения граждан (как в индивидуальном порядке, так и коллективно) имеют право инициировать проведение общественной экологической экспертизы, обращаться в суд с иском о защите своих прав, о прекращении вредной для окружающей среды деятельности и в прокуратуру - с заявлениями, жалобами, письмами, в которых сообщаются сведения о нарушениях экологического законодательства. К числу таких сведений относится информация о противоправных действиях (бездействии) должностных лиц органов государственной власти и управления, предприятий и организаций, которые причинили или могут причинить ущерб окружающей среде, о фактах совершения экологических преступлений отдельными гражданами, а также о нарушениях экологических прав человека.

Направленная информация подлежит обязательной проверке, в результате которой либо возбуждается уголовное дело (или административное производство, осуществляемое уполномоченными на то органами), либо дается обоснованный и мотивированный отказ на заявление, жалобу или иное решение, либо разъясняются порядок обжалования принятого решения, право обращения в суд (в порядке гражданского судопроизводства).

Физические лица, принимающие экологически значимые решения, должны более предметно, чем рассмотренная выше категория, знать соотносимые с их действиями методы управления, требования закона. Соответственно содержание норм об экологических требованиях для этой группы субъектов УООС должно быть представлено в виде управленческой, технологической и иной информации.

Юридические лица в ходе предпринимательской, в том числе и природоохранной деятельности, должны руководствоваться требованиями экологического законодательства (в случае нарушения этих требований они могут быть привлечены не только к гражданско-правовой, но и к административной ответственности).

Лица, реализующие контрольно-надзорные функции, должны иметь достаточно полные знания об основах управления, экологическом законодательстве, так как они выполняют самые различные обязанности в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В первую очередь это относится к работникам специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, природоохранительных инспекций, природоохранительных служб предприятий и организаций и др.

Лица, реализующие контрольно-надзорные функции, должны обеспечивать исполнение природоохранных норм. Они обязаны знать не только эти нормы, но и механизмы их применения, прежде всего - способы побуждения к исполнению правовых предписаний. Данная группа субъектов УООС достаточно многочисленна и включает органы внутренних дел, пограничную службу государственного экологического контроля, органы рыбоохраны, государственные семенные инспекции и др.

Лица, применяющие нормы об ответственности за нарушения экологического законодательства, должны знать это законодательство в достаточной степени, позволяющей принимать самостоятельные юридически значимые решения. Они обязаны владеть навыками, необходимыми для применения норм уголовного, гражданского и других отраслей права в рамках существующих правоохранительной и судебной систем. В своей деятельности данные лица используют экологически значимую информацию, огромный массив экологического законодательства, возможности экологической экспертизы и т. п.

Субъектами экологического правотворчества являются не только органы государственной власти, уполномоченные на разработку и принятие российского экологического законодательства (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, органы исполнительной власти. органы местного управления), но и в пределах своей компетенции - суды, международные организации, физические и юридические лица, вступившие, например, в договорные отношения общего характера, заключающие трудовой договор, принимающие устав, статус, иной акт и пр.

Знание целей, основных понятий, методов, задач, объектов и субъектов УООС и РПН имеет большое теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет раскрыть сущность охраны окружающей среды и рационального природопользования и применять нормы экологического законодательства в соответствии с их истинным содержанием и смыслом.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Органы государственного управления природопользованием

Определение понятия управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием.. цель управления охраной окружающей среды и рациональным.. основные задачи уоос и рин..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Управление охраной окружающей природной среды На федеральном уровне управление охраной окружающей природной среды осуществляется Федеральным Собранием Президентом правительством и специально уполномоченными органами главными из которых являются Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды. На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти местными органами самоуправления а также...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


47. Управление охраной окружающей природной среды

На федеральном уровне управление охраной окружающей природной среды осуществляется Федеральным Собранием, Президентом, правительством и специально уполномоченными органами, главными из которых являются Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.

На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка обязательных предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения Российской Федерации. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования.

На промышленных объектах для управления охраной окружающей среды создаются отделы охраны природы.

Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Управление охраной окружающей среды базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной малоизмененной природой. Различают санитарно-токсический, экологический и биосферный уровни мониторинга.

Санитарно-токсический мониторинг — это наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль над содержанием в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами.

Экологический мониторинг — это определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.

Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

Министерства здравоохранения изучают динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения состояния окружающей среды. Общее наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляют инспекции по контролю атмосферы, гидросферы, почвы и за работой газоочистных и пылеулавливающих установок. Локальный санитарно-токсический мониторинг реализуется в городах и населенных пунктах, на автодорогах и на отдельных предприятиях.

Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на местные органы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий. В селитебных зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется также предприятиями. Эту работу производят, как правило, их санитарно-промышленные лаборатории.

Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению ее с предельно допустимой. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб, вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов, сушильных установок, от газоходов и воздуховодов, отводящих загрязненный газ, от испытательных станций и так далее.

Обследование производят в период работы оборудования на рабочем режиме; при нестационарной работе оборудования измерения следует производить в период максимального выброса вредных веществ.

Применительно к транспортным средствам с бензиновыми двигателями нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов определены государственными стандартами. Контроль выбросов транспортных средств производится их владельцами, а также Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

9283. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 12.19 KB
Система управления природоохранной деятельностью различных стран развивалась под воздействием исторических политических этнокультурных и других факторов. Поэтому в различных странах используют различные инструменты управления природоохранной деятельностью.
2392. Экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды и методы его определения 6.86 KB
Направление связи оценивается алгебраическому знаку коэффициента корреляции. Силу связи оценивают по коэффициенту линейной корреляции r: при значении к = 01029 связь считается слабой в интервале 03 – 069 связь признают средней умеренной а при r = 070 – 099 – сильной. Коэффициент линейной корреляции бывает трёх видов – парный парцилярный и множественный. Поэтому рекомендуется чаще использовать парциальные коэффициенты корреляции.
2713. Инновационные подходы регулирования воздействия железнодорожного транспорта на состояние окружающей природной среды 17.05 KB
Горлова Инновационные подходы регулирования воздействия железнодорожного транспорта на состояние окружающей природной среды Понятие эколого-экономическая система в последнее время широко используется в современной научной литературе посвященной исследованию проблем взаимосвязи...
2622. Экология микроорганизмов, их экологические среды. Действие физических и химических факторов окружающей среды на микроорганизмы 41.12 KB
Действие физических и химических факторов окружающей среды на микроорганизмы.Влияние физических факторов на микроорганизмы.Влияние химических факторов на микроорганизмы. Распространение микроорганизмов в природе В природе микроорганизмы заселяют практически любую среду почва воздух вода и распространены гораздо шире чем другие живые существа.
14662. Сельскохозяйственное загрязнение природной среды как экологическая проблема 17.47 KB
Источники загрязнения природной среды в сельскохозяйственном производстве. – марание считаются отходы и продукты которые оказывают более или менее специфическое негативное влияние на качество среды или непосредственно воздействовать на элементы ее организации. Источники загрязнения природной среды в сельскохозяйственном производстве являются: Минеральные удобрения.
556. Управление охраной труда 4.94 KB
Управление охраной труда Управление охраной труда осуществляется в соответствии с основами законодательства по охране труда Министерством труда и социального развития Российской Федерации и его территориальными органами. Деятельность этих органов заключается в контроле условий и охране труда постановке продукции на производство предупредительном надзоре за строительством новых промышленных объектов а также выполнении законодательства по охране труда. Во всех ведомствах в обязательном порядке организуются отделы охраны труда. Система...
6984. Государственное управление и надзор за охраной труда 11.65 KB
Органы государственного надзора за охраной труда. Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Обучение по вопросам охраны труда.
8870. Виды и характер загрязнения окружающей среды 399.71 KB
Антропогенное воздействие на атмосферу Виды и характер загрязнения окружающей среды: Определение загрязнения окружающей среды. Антропогенное воздействие на атмосферу Источники загрязнения Экологические последствия загрязнения атмосферы Защита атмосферы от загрязнения Загрязнение окружающей среды это поступление в среду любых веществ твердых жидких газообразных или видов энергии тепла шума радиоактивного или электромагнитного излучения в количествах оказывающих вредное влияние на человека животных и растения как...
754. Мониторинг радиационного загрязнения окружающей среды 263.85 KB
Воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия. Радиоактивные излучения вызывают ионизацию атомов и молекул живых тканей в результате чего происходит разрыв нормальных связей и изменение химической структуры что влечет за собой либо гибель клеток либо мутацию организма. Техническое задание Воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия. Радиоактивные излучения вызывают ионизацию атомов и молекул живых тканей в результате чего происходит разрыв нормальных связей и...
4177. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 16.9 KB
Международно-правовой ответственности за ущерб окружающей среде. Организационно-правовой механизм сотрудничества государств в сфере охраны окружающей среды. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

экологический экспертиза мониторинг санитарный

На Федеральном уровне управление охраной окружающей природной среды осуществляется Федеральным собранием, Президентом, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами, главным из которых являются Министерство природных ресурсов РФ.

На региональном уровне управления охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предписаний по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования.

На промышленных объектах для управления охраной окружающей среды (ООС) создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды) либо их функции выполняет какое-либо подразделение предприятия (например, отдел главного механика). Во всех случаях негативные воздействия на атмосферу, гидросферу и почвы должны ограничиваться и необходимо вести постоянный производственный контроль за состоянием этих сред.

Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной малоизмененной природой. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.

Санитарно-токсический мониторинг - наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль за содержанием в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты правпотребителей и благополучия человека и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

Экологический мониторинг - определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов - производится органами Росгидромета РФ и Минприродресурсов РФ.

Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ОСМОС) на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

В 2000 г. в РФ введен социально-гигиенический мониторинг, контролирующий, кроме среды обитания, состояние здоровья населения, а также социальные факторы: условия труда, быта, включая климатические условия, качество питания, водоснабжения и т. п. Его организация возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Его проведение - на Росгидромет РФ, Минздравсоцразвития РФ Федеральные органы исполнительной власти и ряд других ведомств.

Министерство здравоохранения и социального развития изучает динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения состояния окружающей среды, контроль которой осуществляют территориальные органы Росгидромета РФ, Федеральные службы по экологическому, техническому и атомному надзору и Федеральные службы по защите прав потребителей и благополучия человека (сан-эпидемнадзор).

Локальный санитарно-токсический мониторинг реализуется в городах и населенных пунктах, на автодорогах и на отдельных предприятиях. Правила контроля состояния окружающей среды установлены стандартами системы стандартов «Охрана природы». ГОСТ 17.2.3.01-86 формулирует правила контроля качества воздуха населенных пунктов.

Они устанавливают три категории постов наблюдений за загрязнением атмосферы: стационарные, маршрутные, передвижные (под-факельные). Стационарный пост предназначен для непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ и регулярного отбора проб воздуха для последующих анализов; маршрутные - для регулярного отбора проб воздуха в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся по графику последовательно во времени в нескольких точках. Передвижной (подфакельный) пост необходим для отбора проб дымовым (газовым) факелом.

Число стационарных (маршрутных) постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развитости промышленности и расположения ее объектов по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.

В зависимости от численности населения устанавливают следующее минимальное число стационарных постов: до 50 тыс жителей Ї один пост, 50...100 тыс. Їдва поста; 100...200 тыс Ї два-три поста; 200...500 тыс. - три-пять постов; 0, 5... 1 млн - пять-десять; 1...2млн- 10...15; более 2 млн - 15...20 постов. В населенных пунктах со сложным рельефом (возвышенные места и впадины) и значительным числом источников загрязнения один стационарный постустанавливают на площади 5...10 км 2 , в равнинной местности - один стационарный пост на 10...20 км 2 .

Места отбора проб при подфакельных наблюдениях выбирают на разных расстояниях от источника загрязнения в зоне рассеяния последнего. Общее их число определяют с учетом высоты и мощности выброса, а также особенностей размещения селитебных территорий.

На стационарных постах устанавливают три программы наблюдений: полную, неполную, сокращенную. Наблюдения по полной программе выполняют для получения оперативной информации о среднесуточной концентрации ежедневно в часы 01, 07, 13, 19 по местному декретному времени. Допускается (при невозможности выполнения полной программы) проводить наблюдения по скользящему графику 06, 10, 13 ч во вторник, четверг, субботу и в 15, 16, 21ч в понедельник, среду, пятницу.

По полной программе устанавливают наблюдения за содержанием пыли, сернистого газа, оксида углерода, диоксида азота (основные загрязняющие вещества) и за специфическими веществами, которые свойственны промышленным выбросам данного населенного пункта.

Перечень специфических веществ для контроля на каждом стационарном посту в городе устанавливается органами гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения РФ с учетом данных инвентаризации источников выброса в атмосферу.

Наблюдения по неполной программе разрешается проводить в целях получения оперативной информации ежедневно в 07, 13, 19 ч местного декретного времени. Наблюдения за основными и специфическими загрязняющими веществами проводят в этом случае по программе, согласованной с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

По сокращенной программе наблюдения за основными загрязняющими веществами и за одним-двумя наиболее распространенными специфическими загрязняющими веществами проводят ежедневно в 07 и 13 ч местного декретного времени. Эти наблюдения допускаются в районах с температурами воздуха ниже - 45°С и в местах, где систематически в течение месяца отмечаются концентрации загрязняющих веществ ниже порога чувствительности метода анализа данного вещества. Пробы воздуха отбирают на высоте 1, 5...2, 5 м от поверхности земли.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.5.980-00 устанавливают требования к организации надзора и контроля воды и водных объектов. Состав и свойства воды должны определяться на расстоянии не более 500 м по течению от места сброса сточных вод на водотоках и в радиусе 500 м от места сброса на акватории на непроточных водоемах.

При сбросе сточных вод в черте населенных мест указанный пункт контроля должен быть расположен непосредственно у места сброса.

ГОСТ 17.1.3.08-82 устанавливает правила контроля качества морских вод.

Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на местные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий.

В селитебных зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется также предприятиями. Эту работу производят, как правило, их санитарно-промышленные лаборатории.

Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению ее с величиной ПДВ. Применительно к промышленным предприятиям правила установления ПДВ определены ГОСТ 17.2.3.02-78. Порядок контроля выбросов разрабатывают сами предприятия. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб; вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов; сушильных установок; нагревательных и электротермических печей кузнечно-прессовых и термических цехов; шихтовых дворов; участков очистки и обрубки отливок; участков приготовления формовочных и стержневых смесей; цехов механической обработки материалов, сварочных постов и оборудования для резки металлов и сплавов; отделений для нанесения химических, электрохимических и лакокрасочных покрытий, от газоходов и воздуходов, отводящих загрязненный газ; от испытательных станций.

При контроле ПДВ основными должны быть прямые методы измерения концентраций вредных веществ и объемов газовоздушной смеси в местах их непосредственного выброса или после газоочистных установок. Выбросы веществ определяют в течение 20 мин, а также в среднем за сутки, месяц, год. Если продолжительность выброса вещества менее 20 мин, то контроль производят по полному выбросу вредного вещества за это время.

Обследование производят в период работы оборудования на рабочем (проектном) режиме; при нестационарной работе оборудования измерения следует производить в период максимального выброса вредных веществ. Методики определения в выбросах предприятий вредных веществ приведены в сборнике.

Применительно к транспортным средствам с бензиновыми двигателями нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов определены ГОСТ 17.2.2.03-87, нормы и методы измерения выбросов тракторных и комбайновых двигателей - ГОСТ 17.2.2.05-86. Методы измерения вредных веществ в отработавших газовых дизельных ДВС установлены ОСТ 37.001.234-81, а дымности отработанных газов - ГОСТ 21393-75*. Контроль выбросов транспортных средств производится их владельцами в соответствии с методикой ОНД -90.

В 1999 г. в стране введены в качестве стандартов РФ стандарты ИСО серии 14000 «Системы управления окружающей средой» (СУОС), которые применимы к общим принципам административного управления как и стандарты системы управления качеством 9000, т. е. могут быть реализованы в рамках любой существующей системы управления. Основными требованиями к СУОС предприятия являются:

1. Разработка руководством организации экологической политики, соответствующей характеру, масштабам и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, ее продукции, услуг.

2. Планирование работ по охране окружающей среды и рационального природопользования на основе постоянной идентификации экологических аспектов деятельности организации, продукции и услуг и влияния наиболее выраженных из них для установления плановых экологических показателей, сроков их достижения, ответственных лиц.

3. Обеспечение внедрения и функционирования СУОС путем создания ее структуры и распределения обязанностей по охране окружающей среды между всеми руководителями подразделений и должностными лицами, связанными с деятельностью СУОС, с возложением на них ответственности за эту работу.

4. Проведение проверок и корректирующих действий для обеспечения действенности СУОС, что, в частности, может быть достигнуто за счет проведения экологического аудита.

5. Анализ функционирования СУОС со стороны руководства и принятие мер по ее дальнейшему улучшению (коррекция экологической политики и (или) программ по охране окружающей среды, соответствующее изменение структуры СУОС и т. д.).

Разработка СУОС не является обязательной, но при их создании выполнение перечисленных требований необходимо.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ нормативно-правовой базы системы управления состоянием окружающей среды. Исследование методов оценки загрязнения атмосферы, водных ресурсов и почв. Экономическая эффективность внедрения информационных систем управления состоянием окружающей среды.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2010

    Управление природопользованием и охраной окружающей среды как соблюдение экологических прав граждан страны. Принципы, виды, методы и органы государственного управления. Спиециальные, функциональные органы рационального пользования окружающей средой.

    реферат , добавлен 02.06.2008

    Аспекты экологически ориентированного маркетинга в мировом сообществе. Маркетинговый механизм управления охраной окружающей среды. Разработка и внедрение безотходных и малоотходных процессов. Введение государственного экологического страхования.

    реферат , добавлен 23.05.2009

    Характеристика предприятия как источника загрязнения окружающей среды. Детальный анализ принципов формирования экологической системы управления. Сущность контроля за эффективностью работы газопылеулавливающих установок и содержанием вредных веществ.

    презентация , добавлен 24.03.2015

    Недостатки нормативно-правового обеспечения, комплексный подход к природопользованию и охране окружающей среды. Экологическая сертификация, страхование, аудирование и государственная экологическая экспертиза. Методы управления качеством окружающей среды.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    Теоретические основы управления окружающей среды: география города, климат, демография, гидрография. Особенности экологической обстановки в городе Ярославль, состояние природных ресурсов. Организация государственного мониторинга окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2012

    Организация государственного управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды. Анализ состояния окружающей среды и природоохранной политики в Новгородской области. Направления решения проблем в сфере охраны окружающей среды.

    дипломная работа , добавлен 09.08.2012

    Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды как главный метод управления качеством окружающей среды. Основные функции и полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2015

Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

Управление в данной сфере выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений , образующих само экологическое право .

Цель управления природопользованием и охраной окружающей среды:

  • обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Социальное значение управления природопользованием и охраной окружающей среды:

  • определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается
    1. соблюдение экологических и законных интересов человека и гражданина ,
    2. сохранение и восстановление благоприятного состояния природы.

Прежде всего, в рамках управления (а затем - с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные экологическим правом, и его эффективность.

Определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства.

Субъекты управления природопользованием и охраной окружающей среды:

  • общественные формирования и ;
  • юридические лица;
  • государственные органы;
  • муниципальные органы.

Виды управления природопользованием и охраной окружающей среды:

  • общественное;
  • производственное;
  • муниципальное;
  • отраслевое (ведомственное);
  • государственное управление.

Функция управления природопользованием и охраной окружающей среды - это постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким относятся:

Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды

  • подзаконное нормотворчество;
  • создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
  • координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
  • экологическое планирование;
  • экологическое нормирование;
  • экотехническая регламентация;
  • экологическая стандартизация;
  • оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
  • экологическая экспертиза;
  • экологическое лицензирование;
  • экологическая сертификация;
  • экологический аудит;
  • экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);
  • учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
  • экологическое воспитание и образование;
  • проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;
  • экологический контроль;
  • разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

Методы государственного управления в области охраны окружающей среды:

  • административный (прямой) метод (например, приказ);
  • экономический (косвенный) метод (создание условий экономической заинтересованности);
  • моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).

Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют вышеперечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления.

Общественное управление природопользованием и охраной окружающей среды непосредственно связано с реализацией положения ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия - демократическое правовое государство. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.
Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль.

Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Деятельность по управлению природопользованием и охраной окружающей среды на местном уровне определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г., другими нормативными правовыми актами . К ведению местного самоуправления относятся:

  • владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
  • обеспечение санитарного благополучия населения;
  • регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
  • контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
  • регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  • участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
  • организация и содержание муниципальной информационной службы.

Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

  • законности управления;
  • комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
  • сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;
  • разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;
  • наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ