Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Транспортир

Транспортир является самым распространенным инструментом, для того чтобы измерить величину углов. Термин «транспортир», что в переводе с французского обозначает «переносить».

Этот инструмент может иметь разный внешний вид, но у любого транспортира есть шкала, которая расположена на полуокружности. Центр этой шкалы отмечен штрихом или отверстием.

А теперь давайте рассмотрим этот полукруглый предмет и найдем отверстие в центре его плоского угла. Отверстие в транспортире является точкой отсчета и с этой точки начинается линия начала отсчета, которая проходит вдоль всей плоской части транспортира.

Транспортир относится к довольно простому ручному инструменту, с помощью которого можно рисовать и измерять любые углы. Научившись им пользоваться, у вас не будет проблем в решении задач, связанных с измерением углов.

Измерение углов

Измерение углов происходит путем сравнения угла измеряемого с углом, который служит единицей измерения. Для этого нужно внутреннюю часть измеряемого угла постепенно заполнить единичными углами, плотно укладывая один к другому. Количество уложенных углов дает меру угла измеряемого. Самым удобным и распространённым инструментом для измерения углов является транспортир.

В качестве единицы измерения угла может выступать любой угол или другая общепринятая единица измерения.



Такой единицей может быть один градус, который составляет 1/180 часть развернутого угла. Поэтому в развернутый угол можно уложить сто восемьдесят углов, равных одному градусу.

Для более наглядного примера берем модель половинки пирога или пиццы, которые разрезаны на сто восемьдесят равных кусочков и плотно уложены один к другому. При этом мы видим, что стороны углов совмещаются со стороной развернутого угла, а дойдя до последней, мы увидим, что она совпадет с другой стороной развернутого угла.

Так на примере картинки в низу, мы видим, что в одну шестую развернутого угла, угол в один градус можно уложить тридцать раз, а в половину развернутого угла – 90 раз.



Если же необходимо измерить угол, который менее одного градуса, то в таких случаях используют другие единицы измерения, например минуты или секунды.

Градусной мерой угла называют положительное число, которое нам показывает то количество раз, которое градус или его части уложились в данном угле.

Но теперь вы уже узнали, что для измерения углов, чаще всего используют такую распространенную единицу измерения, как градус. Его угол равен одной сто восьмидесятой части развернутого угла.

Для удобства измерения углов используют такой чертежный инструмент, как транспортир.

Как измерить угол с помощью транспортира

А сейчас приступим к измерению угла при помощи такого инструмента, как транспортир. Чтобы измерить угол с помощью транспортира, необходимо выполнить несложные действия. Для этого нужно:

Во-первых, отметить на вершине угла, который вы будете измерять, начальную точку отсчета.
Во-вторых, нужно совместить нижнюю линию угла с линией, с которой будет осуществляться начало отсчета.
Далее необходимо отметить на бумаге расположенные цифры, которые бы соответствовали измеряемому углу.
Следующим вашим шагом будет проведение линии, которая пересекает разметку транспортира. Цифра же, расположенная на месте этого пересечения, указывает на угол в градусах.
Так как на некоторых транспортирах имеются две противоположно направленные шкалы, то это позволяет измерять углы, которые направлены в разные стороны.

Математика – 5 класс

Тема уроку: Измерение углов. Транспортир.

Тип урока: формирование новых знаний.

Цели:

    Образовательные :

    • познакомить учащихся с единицей измерения углов, с прибором для измерения углов, правилом измерения углов при помощи транспортира

      формировать начальные умения измерения градусной меры углов при помощи транспортира.

    Развивающие :

    • развивать внимание, мышление учащихся;

      развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные ситуации, творческие задания;

      развивать познавательный интерес к предмету, мотивацию к изучению математики.

    Воспитательные :

    • воспитывать чувство взаимоуважения, сотрудничества, взаимопомощи;

      воспитывать у учащихся навыки учебного труда.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы продолжим работать с углами, а вот тему определите вы сами, но немного позже.

III. Актуализация знаний: (с дальнейшей проверкой по презентации ПК)

Сейчас мы с вами вспомним, что уже знаем про углы:

Задание № 1

У вас на столах лежат листочки с заданиями, возьмите задание № 1. Сравните углы на глаз и запишите их номера в порядке убывания .

Все ли справились с заданием? (Возникает проблемная ситуация: 1-ый и 4-ый угол не удалось сравнить)

Как же, ребята, поступим? (Нужно их измерить).

Чем будем измерять углы? (транспортир)

IV. Формулировка темы и целей урока.

Кто может назвать тему нашего сегодняшнего урока? Измерение величины углов.

Чему хотим научиться? Научиться точно измерять углы с помощью транспортира.

V. Изучение нового материала

Историческая справка:

Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.

Предполагают, что создание транспортира связано с историей возникновения первого календаря.

Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название– градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней.

Положите перед собой транспортиры.

Итак, шкала транспортира. Она расположена на полуокружности и пронумерована
от 0 до 180. Бывают шкалы двойные: нумерация идет слева направо и справа налево. У транспортира имеется центр, он расположен в центре на прямой между 0 и 180.

Штрихи шкалы транспортира делят полуокружность на 180 равных частей. Лучи, проведенные из центра полуокружности через эти штрихи, образуют 180 углов, каждый из которых равен доле развернутого угла. Такие углы называют градусами.

Итак, градусом называют долю развернутого угла. Градусы обозначают знаком °. Каждое деление шкалы транспортира равно 1°.

Виды транспортиров: также есть круглые транспортиры, шкала идет по кругу от 0 до 360, но она также разделена на две полуокружности.

Вернёмся к нашей проблемной ситуации. Как правильно измерить угол А и угол D?

АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА.

    Совместить центр транспортира с вершиной угла. (1шаг)

    Расположить транспортир так, чтобы одна сторона угла проходила через начало отсчета (0 0 ) на одной из двух шкал транспортира. (2шаг)

    Посмотреть, через какое деление этой шкалы проходит другая сторона угла.(3шаг)

    Учитывая направление отсчета, правильно снять результат со шкалы.(4 шаг)

Вывод:

Как измеряют углы с помощью транспортира ?

1) Нужно вершину угла совместить с центром транспортира.

VI. Практическая работа по измерению углов с помощью транспортира (на ИД и рабочих листах) совместно с учителем

Переверните листочек, там имеется задание № 2, вам надо определить виды углов и пользуясь алгоритмом измерить каждый угол, результаты измерения записать с каждым углом.

Учащиеся измеряют данные углы на ИД и на своих листах . Проверка задания № 2 .

VII. Первичная проверка знаний:

1. Фронтальная работа с анализом рисунков

По какому рисунку можно определить величину угла с помощью транспортира, а по какому – нет? Почему?

Задание 2. Олег измерил угол MON по алгоритму:

    Совместить вершину угла с центром транспортира.

    Расположить транспортир так, чтобы сторона угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира.

    Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона угла.

В результате у него получилось, что MON = 30° . Прав ли он? Если нет, то объясни, в чем его ошибка?

Задание 3. Каждый у себя в тетради построите любой угол, дайте ему название и с помощью транспортира найдите его градусную меру, ответ запишите рядом.

А теперь поменяйтесь с соседом и проверьте его результат измерения, если все правильно, то нарисуйте маленькое солнышко.

VIII. Итог урока

Что нужно, чтобы измерить градусную меру угла?

    Знать, как пользоваться транспортиром

    Составить алгоритм измерения углов.

    Уметь точно определять градусную меру угла.

    Уметь правильно определять вид угла

А где ты в своей жизни встречаешься с углом?

Каковы были цели нашего урока? Мы их достигли?

Домашнее задание: выучить правило измерения углов при помощи транспортира, к арточка Д/З

Правило измерения углов

Расположи по порядку шаги правила измерения углов транспортиром.

1) Нужно вершину угла совместить с центром транспортира.
2) Одна сторона угла должна проходить через нулевую отметку (0° по шкале).
3) Вторая сторона угла должна пересекать шкалу. Нужно посмотреть, через какую
отметку проходит вторая сторона угла. Это и есть величина этого угла.

Если у транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шкалы, через ноль которой проходит одна из сторон угла.

Задание №2

    Определите виды углов

    Измерьте углы.

    Запишите результаты измерений под рисунком.

_____________________________________________________________________________

Дополнительное домашнее задание № 2*

У вас на листе представлены табло электронных часов. Ваша задача отобразить это же время на циферблате механических часов.

Какие углы у вас получились? Измерьте их. Запишите величину.

15 - 00 07 - 10 17 - 00

_________ ___________ ___________

Тип урока : формирование новых знаний.

Цели урока :

Познакомить с терминами: центр транспортира, шкала транспортира, деление шкалы, начало отсчёта;

учить находить величину угла при помощи транспортира;

развивать память, мышление, пространственное воображение и речь учащихся, умение анализировать и делать выводы;

воспитывать умение работать в коллективе (группах, парах); воспитывать старание, прилежание и ответственность.

Оборудование :

транспортиры, угольники, карточки для самостоятельной работы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Название темы урока, постановка цели.

Сегодня мы будем продолжать работать с углами.

3. Повторение.

Дополните предложения:

    Угол – это фигура, образованная … (двумя лучами имеющими общее начало)

    Углы бывают…(прямые, тупые, острые, развернутые)

    Прямой угол – это угол у которого …(один луч лежит вертикально, а другой горизонтально)

    Острым углом называют угол, который… (меньше прямого)

    Тупым углом называют угол, который … (больше прямого)

    Угол обозначается … (одной или тремя буквами)

    Стороны угла – это …(лучи)

    Вершина угла – это …(общее начало).

Углы можно измерять как и отрезки, но не только угольником, но и другим инструментом – транспортиром.

4. Новая тема

Транспортир – это специальный чертёжный прибор для измерения углов.

На нём есть шкала, которая расположена на полуокружности.

А центр на нём отмечен чёрточкой – делением. Всего их 180.

Одно деление равно 1 ° .

Градус – единица измерения угла.И записывается так 1 ° . Градус -
доля развернутого угла. Значит, развернутый угол равен
, прямой угол равен
, острый угол меньше
, тупой угол больше
, но меньше
.

Мы сегодня научимся определять градусную меру угла. Рассмотрите свои транспортиры. Найдите центр, шкалу. Для того, чтобы научиться определять градусную меру познакомимся с алгоритмом :

1. Совместить вершину угла с центром на транспортире.

2. Один из лучей совместить с нулевой отметкой на транспортире.

3. Посмотреть, через какую отметку проходит другой луч, и назвать градусную меру луча.

Рассмотрим рис. 174 по учебнику. Вершина О угла АОВ находится в центре полуокружности; луч ОА проходит через нулевую отметку(начало отсчета), а луч ОВ проходит через отметку 110. Поэтому угол АОВ равен
.

Если у транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шкалы, через ноль которой проходит одна из сторон угла.

5. Закрепление.

На доске: 1. Прочитайте: .

2. № 1649 по очереди, №1651 самостоятельно с устной проверкой.

Прочитайте «Говорите правильно» на стр. 251 учебника.

3. Самостоятельная работа (работа в парах).

Карточки. Приложение 1.

Проверка самостоятельной работы.

1 пара: задание 1.

2 пара: задание 2.

3 пара: задание 3.

4 пара: задание 4.

Вывод: острый угол меньше прямого угла, тупой угол больше прямого угла.

6. Итог урока. Рефлексия.

Выставление отметок.

С какими понятиями сегодня познакомились?

Что больше всего вам понравилось?

    Домашнее задание: прочитать п.42, №1660, 1661,1687.

Тема. Виды углов. Измерение углов

Цель: ознакомить учащихся с единицей измерения углов, с строением транспортира и правилами пользования ним; ознакомить учащихся с содержанием аксиомы измерения углов; сформировать умение измерять углы и строить углы заданной градусной меры и решать задачи на использование аксиомы измерения углов.

Оборудование: демонстрационный транспортир, таблица-схема «Углы. Измерение углов».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. На каком из рисунков (рис. 37) півпрямі имеют общее начало (выходят из одной точки)?

2. На каком из рисунков (рис. 38) півпряма ОА проходит между сторонами угла?

3. Задача-шутка. Степа Смєкалкін и Петрик Тяплятгін измеряли длину одного и того же самого отрезка, у Степы получилось 20 единиц, а у Пети - 2 единицы. Может ли такое быть? Если да, то какими единицами могли измерять длину отрезка ребята?

4. Найти длину отрезка NM , если AN = 10 см, MB = 13 см, АВ = 19 см (рис.39).

5. На рис. 40 представленную шкалу времени от 0 до 25 дней. Какая из точек соответствует 15 дням?

II . Мотивация учебной деятельности

Учитель . Вы уже знаете, что некоторые геометрические фигуры можно измерять. Отрезок можно измерить в сантиметрах, дециметрах, метрах и т.п., найдя число, которое показывает, сколько раз умещается на этом отрезке единичный. Это число называется длиной отрезка и позволяет выяснить, какой отрезок длиннее, а также решать задачи на нахождение длин отрезков без непосредственного их измерения. Вы также знаете, что для углов, как для геометрических фигур, можно выяснить, уровне они. Поэтому закономерно возникают вопросы: а можно ли измерять углы или есть «единичный угол», который поможет это сделать? с помощью какого инструмента можно измерять углы? а также есть свойство, что поможет находить величину угла, не измеряя его? На эти вопросы мы сегодня и найдем ответы.

III . Формирование новых знаний

Поскольку традиционно овладение навыками пользования транспортиром требует определенного времени, то можно на этом уроке выложить часть содержания п. 12 - только понятие развернутого угла, единицы измерения углов, транспортира и аксиому (свойство измерения углов).

Содержание материала урока можно подать по плану:

1. Понятие развернутого угла.

2. /span> Единица измерения углов, их обозначение.

3. Как пользоваться транспортиром при: а) измерении углов; б) построении углов.

4. Сравнение углов по градусной мере.

5. Свойство измерения углов.

1-2. Излагается по тексту учебника.

В тетрадях ученики делают краткие записи и рисунки (рис. 41).

AOB развернутый, потому что лучи ОА и ОВ образуют прямую.

Углы измеряются в градусах (1º).

Развернутый АОВ = 180°.

3. Когда речь пойдет о измерение углов с помощью транспортира, следует добиться от учащихся осознание основных понятий: центр транспортира, линейка, шкала транспортира, чтобы опираться на это во время объяснения.

Следует также рассмотреть больше, чем в учебнике примеров на измерение углов (меняя их положение и внешний вид).

Также желательно, чтобы учитель показал, как строить угол заданной градусной меры и добиться усвоения этого вопроса учениками на уровне алгоритма.

4. Прежде чем сформировать свойство измерения углов, учитель может предложить ученикам выполнить практическую работу.

1) Постройте АОВ градусной меры: а) 60°; б) 90°; в) 120°.

2) Проведите любой луч ОС между сторонами построенного угла и определите градусную меру образованных углов. Что вы заметили? Вывод (записи в тетрадях и на доске) (рис. 42)

Луч ОС проходит между сторонами АОВ.

АОВ = АОС + ВОС

IV . Закрепление материала

Решение упражнений по учебнику

315 (Только определить градусную меру угла.)

319, 322. Во время оформления записей этих задач желательно указывать, какой луч проходит между сторонами данного угла, и записывать соответствующее равенство.

V . Итог урока

Вопрос № 311 (1-4).

VI . Домашнее задание

п. 12, № 311 (1-4) - устно, № 316; 318; 323.

Приложение 1.

Карточки.

1. Измерьте углы и подпишите градусные величины углов.

2. Определите виды углов по заданию 1.

3. Угол, равный
, является …

А) острым; Б) тупым; В) прямым; Г) развернутым.

4. По заданиям 1-3 сделайте вывод.


1. Организационный момент:

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Все ль на месте? Все в порядке? Парта, книжки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой – все, что нужно – под рукой!

2. Проверка домашнего задания:

2. Индивидуальная работа.

Тест

1. Стороны угла – это:

а) отрезки;

б) лучи;

в) прямые.

2. Найдите верное обозначение угла.

а) угол АВС;

б) угол ВАС;

в) угол АСВ.

3. Сколько углов на рисунке?

а) 3 угла;

б) 5 улов;

в) 6 углов.

4. Какая фигура лишняя.

5. Какой угол образуют часовая и минутная стрелки в 6 часов.

а) острый угол;

б) прямой угол;

в) развернутый

Поменяйтесь с соседом по парте листочками, сделаем взаимопроверку.

3. Актуализация знаний.

Какой прибор служит для измерения углов?

Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол.

Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 36 дней, а 360.

Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус.

Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир. Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает! (выставка транспортиров). Но в чем они все схожи? Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР.

Единица измерения углов?

Шкала транспортира расположена на полуокружности, центр которой обозначен или штрихом, или отверстием. Штрихи транспортира делят полуокружность на 180 долей. Если из центра полуокружности через эти штрихи провести лучи, то мы получим 180 углов, каждый из которых равен 1/180 доли развернутого угла.

Такие углы называют градусы. 1°- это 1/180 часть развернутого угла. Градусы обозначают вот таким знаком -°. Каждое деление шкалы транспортира равно 1°. Кроме деления по 1°, на шкале есть деления по 5°, по 10°.

4. Физминутка.

- Покажите с помощью рук угол в 90 градусов, угол 180 градусов.

- Покажите острый угол, тупой угол.

- Повернитесь на 180 градусов, на 90 градусов.. -Покажите, где вокруг вас есть прямые углы? А на столе? А на дневнике?

5. Закрепление изученного материала.

1. Выполните следующее задание:

1. Постройте угол АВС, равный 45°

2. Проведите луч ВО так, чтобы угол СВО был равен 135°.

3. Сравните эти углы.

4. Вычислите величину угла АВО.

5. Развернутый угол покажите другим цветом.

6. Угол АВС достройте до прямого угла.

2. Определи на глаз - острый или тупой данный угол.

Давайте проверим, измерим углы с помощью транспортира.

6. Итоги урока.

- А где ты в своей жизни встречаешься с углом, на каких ещё уроках тебе пригодятся эти знания?- Людям каких профессий необходимы знания измерения и построения углов?

7. Рефлексия.

- Расскажите мне о том, что вам дал сегодняшний урок математики? Дополните предложения.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

8. Домашнее задание.

Построй 6-7 углов и измерь их градусную меру. Записать обозначения.

Весь материал - в документе.

Конспект урока математики в 5 классе

Тема. ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ.

Планируемый результат : учащиеся распознают на чертежах и рисунках углы, измеряют и сравнивают величины углов, строят углы и биссектрисы углов с помощью транспортира.

Задачи : создать на уроке условия, при которых учащиеся распознают на чертежах и рисунках углы, измеряют и сравнивают величины углов, строят углы и биссектрисы углов с помощью транспортира;

продолжить формирование предметных и метапредметных УУД:

- навыков рационального счета;

-навыка работы с учебником;

-навыка самопроверки, самооценки;

- умения устанавливать причинно-следственные связи;

- развитие логического мышления, умения выдвигать гипотезу;

- развитие устной и письменной математической речи;

-навык работы в парах, общения, уважительного отношения к одноклассникам;

проверить первичный уровень умения строить углы и биссектрисы с помощью транспортира, прививать интерес к математике;

Оборудование : проектор; презентация; раздаточный материал.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока.

1. Актуализация знаний (5 мин)

2. Изучение нового материала (10мин)

3. Закрепление материала (15мин)

4. Проверка полученных знаний (12мин)

5. Рефлексия. Д.З. (3мин)

Ход урока.

1.Актуализация знаний ( устные упражнения, презентация )

Проверка знаний предыдущего материала и готовности к усвоению нового.

1. Какую фигуру называют углом? Как обозначают углы? Какие углы вы знаете?

Какой угол называется острым, тупым?

2. Работа по рисунку (слайд): назовите углы на рисунке, назовите стороны и вершину каждого угла, назовите острые углы, тупые углы. Острые углы обозначим одной дугой, тупые – двумя. Какие углы остались не отмеченными?

Есть ли на рисунке самый маленький угол, самый большой? Есть ли равные углы?

3. Каким способом можно сравнить углы? Какие углы называются равными?
4. На рисунке изображены два неравных угла и два неравных отрезка.
Сравните два задания:

1) определите, какой из двух данных отрезков больше и на сколько?

2) определите, какой из данных углов больше и на сколько?

Как выполнить первое задание? Чем измеряют отрезки? Какие единицы измерения отрезков вы знаете?

Каких умений и каких знаний вам не хватает, чтобы выполнить второе задание?

    Изучение нового материала.

Прочитать по учебнику соответствующий текст параграфа 1.9.

Для того, чтобы определить на сколько один угол больше (или меньше) другого, мы должны уметь измерять углы, а для этого нужно: знать, какой прибор служит для измерения углов; знать единицу измерения углов.
Для построения и измерения углов используют специальный прибор. Как он называется, вы узнаете, выполнив следующее задание. Вычислите устно и, выбрав правильный ответ, заполните таблицу. Зашифрованное слово – название инструмента, который служит для измерения углов.

П

Т

О

Н

И

Р

А

С

18*3

56:7

17+35

36-18

24:8

15*3

22+49

93-27

8

45

71

18

66

54

52

45

8

3

45


Транспортир – прибор для измерения углов.
Положите перед собой транспортир и рассмотрите его.


На полуокружности расположена шкала транспортира, она пронумерована от 0 до 180. Бывают шкалы двойные: нумерация идет слева направо и справа налево.
Также есть круглые транспортиры, шкала идет по кругу от 0 до 360, но она также разделена на две полуокружности. Центр этой полуокружности отмечен на транспортире точкой или черточкой. Штрихи шкалы транспортира делят полуокружность на 180 равных частей. Лучи, проведенные из центра полуокружности через эти штрихи, образуют 180 углов, каждый из которых равен 1/180 доле развернутого угла. Такие углы называют градусами. Градусы обозначают знаком °. Один градус (1°) -единица измерения углов, 1°=1/180 доле развернутого угла.
Каждое деление шкалы транспортира равно 1°.
Историческая справка. Слово «градус» – латинское, означает «шаг», «ступень». Измерение углов в градусах появилось более 3 тыс. лет назад в Вавилоне. В расчетах там использовались шестидесятеричная система счисления, шестидесятеричные дроби.
С этим связано, что вавилонские математики и астрономы, а вслед за ними греческие и индийские, полный оборот (окружность) делили на 360 частей – градусов (шесть раз по шестьдесят), каждый градус – на 60 минут, а минуту – на 60 секунд.

Рассмотрим, как с помощью транспортира можно измерить угол.




Алгоритм измерения угла.
Совместить вершину угла с центром транспортира.
Расположить транспортир так, чтобы сторона угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира.
Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона угла.
Учитывая направление отсчета, правильно снять результат со шкалы.
Если у транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шкалы, через ноль которой проходит одна из сторон угла.

Проверить, соответствует ли полученное измерение угла его виду.

Транспортир применяют не только для измерения углов, но для их построения. Построим угол в 50 градусов. Для этого проведем луч. Совместим центр транспортира с началом луча так, чтобы луч проходил через начало отсчета на шкале транспортира. Учитывая вид угла, найдем на нужном ряду 50 градусов и поставим на бумаге точку. Соединим начало луча с отмеченной точкой. Проверим вид угла. 50 -угол острый, значит, и на чертеже должен получиться острый угол. Аналогично строим тупой угол в 130 .
Алгоритм построения угла.
Начертить луч.
Совместить центр транспортира с началом луча так, чтобы луч проходил через начало отсчета на шкале транспортира.
Учитывая вид угла, найти на нужном ряду необходимое значение угла и поставить на бумаге точку.
Соединить начало луча с отмеченной точкой.
Проверить вид угла, который нужно построить. Искомый угол построен.

Физкультминутка . Покажите руками угол 90°, 180°. Покажите руками острый угол, тупой угол. Покажите рукой, где вокруг нас есть прямые углы. Повернитесь на 180°, а затем на 90°.

    Закрепление материала.

Каким инструментом измеряют углы?

Какая единица измерения величины угла?

Задание 1. Выполните упражнение 114. Запишите градусные меры углов, изображенных на рисунке.
Сделайте вывод о градусной мере:
а) развернутого угла; б) прямого угла;
в) острого угла; г) тупого угла. , 180 . Выпишите тупые углы.

2. Начертите острый угол, измерьте и запишите его градусную меру. Проведите биссектрису этого угла.

    Рефлексия. Что мы узнали на уроке? Что было трудно? Что осталось непонятным?

    Домашнее задание.

КАК ИЗМЕРИТЬ УГОЛ?

Пусть в результате тщательного и искусного наблюдения та или шая цель вами найдена. Очевидно, этого еще мало: нужно определись местоположение цели, чтобы наша артиллерия знала, куда стрелять. Как это сделать?

Местоположение цели определяют обычно по отношению к ориентиру, - именно по отношению к тому ориентиру, который находится ближе всего к цели. Достаточно знать две координаты цели - ее дальность, то-естъ расстояние от наблюдателя или от орудия до цели, и угол, под которым цель видна нам правее или левее ориентира, - и тогда местоположение цели будет определено достаточно точно.

Предположим, ради простоты, что цель находится от нас на том же расстоянии, что и ориентир. Расстояние до этого ориентира нам известно заранее. Пусть оно равно 1000 метрам. Одна координата цели, следовательно, уже определена. Остается определить другую: угол между целью и ориентиром. Чем же и как артиллеристы измеряют углы?

В обыденной жизни вам не раз приходилось измерять углы: вы измеряли их в градусах и минутах. Артиллеристам же приходится не толшо измерять углы, но и быстро в уме по угловым величинам находить линейные величины и, наоборот, - по линейным величинам находить угловые. Пользоваться в таких случаях градусной системой измерения углов неудобно. Поэтому артиллеристы приняли совсем иную меру углов. Мера эта - «тысячная», или, как ее называют иначе, деление угломера.

Представим себе окружность, разделенную на 6000 равных частей.

Примем за основную меру для измерения углов одну шеститысячную долю этой окружности и попробуем определить ее величину в долях радиуса.

Известно, что радиус (R ) любой окружности укладывается по ее длине приблизительно 6 раз, следовательно, можно считать, что длина окружности равна 6R . Мы же разделили окружность на 6000 равных частей; отсюда 6R = 6000 частей окружности. Теперь легко узнать, какую часть радиуса будет составлять одна шеститысячная часть окружности. Очевидно, что она будет в 6000 раз меньше величины 6R , то-есть будет равна или одной тысячной радиуса . Поэтому-то артиллерийская мера углов - деление угломера - и носит название «тысячной» (рис. 212). Такой мерой пользоваться для измерения углов очень удобно. {243}

Вспомните, что в поле зрения бинокля вы видели сетку с делениями, то-есть короткие и длинные черточки, которые расположены вправо, влево и вверх от перекрестия, находящегося в центре поля зрения бинокля (рис. 213). Эти деления и есть «тысячные». Маленькое деление
сетки (между короткой и длинной черточками) равно 5 «тысячным», а большое деление (между длинными черточками) - 10 «тысячным».

На рис. 213 эти деления обозначены не просто числами 5 и 10, а с приставленными слева нолями - 6-05. и 0-10. Так пишут и произносят артиллеристы все угловые величины в «тысячных», чтобы избежать ошибок в командах. Например, если нужно передать в команде угол, равный 185 «тысячным» или 8 «тысячным», то произносят эти числа как номер телефона: «один восемьдесят пять» или «ноль ноль восемь», и соответственно пишут 1-85 или 0-08.

Зная теперь, как устроена сетка бинокля, вы можете измерить по ней угол между двумя предметами (точками местности), которые ввдны с вашего наблюдательного пункта. Взгляните опять на рис. 213. Вы видите, что между перекрестком дорог, куда направлено перекрестие, и отдельно стоящим деревом (вправо от перекрестка дорог) укладывается два больших деления и одно маленькое, то-есть 25 «тысячных» или 0-25. Это и есть угол между перекрестком дорог и деревом. Точно так же вы можете определить угол между перекрестком дорог и домиком (влево от перекрестка дорог). Он равен 0-40. {244}

Сетка с делениями, примерно такая же как в бинокле, имеется и в поле зрения стереотрубы. Но у стереотрубы для измерения углов есть еще угломерная шкала снаружи.

На рис. 214 показаны те части стереотрубы (лимб и барабан лимба), при помощи которых можно более точно, чем по сетке, измерять горизонтальные углы.

Окружность лимба разделена на 60 частей, и поворот стереотрубы на одно деление лимба соответствует таким образом 100 «тысячным». Окружность же барабана лимба разделена на 100 частей, и при полном обороте барабана стереотруба поворачивается всего только на одно деление лимба (т. е. на 100 «тысячных»). Следовательно, деление барабана соответствует не 100 «тысячным», а всего лишь одной «тысячной». Это позволяет уточнять показания лимба в 100 раз и дает возможность измерять углы с точностью до одной «тысячной».

Чтобы измерить угол между двумя точками, пользуясь лимбом и барабаном, совмещают перекрестие стереотрубы сначала с правой тачкой; для этого, подведя указатель лимба к делению 30 и деление барабана 0 к его указателю (рис. 215), поворачивают трубу в нужную сторону при помощи маховичка точной наводки (см. рис. 214). Затем, вращая барабан лимба, совмещают перекрестие стереотрубы с левой точкой. При этом указатель лимба передвинется и покажет новый отсчет. Разность между полученным отсчетом и первоначальной установкой (30-00) и будет равна искомому углу (рис. 215).

Но не только при помощи этих сложных приборов можно измерять углы.

Ваша ладонь и ваши пальцы могут стать неплохим угломерным прибором, если только вы запомните, сколько в них заключается «тысячных» или, как говорят артиллеристы, какова «цена» ладони и пальцев. Хотя разные люди имеют разную ширину ладони и пальцев, но все же «цена» их не будет сильно отличаться от указанной на рис. 216. Вытянув перед собой руку на полную ее длину, вы можете быстро измерить угол между любыми точками местности (рис. 217). Чтобы не делать больших ошибок при измерении углов таким приемом, надо проверить «цену» своих пальцев. Для этого нужно вытянуть руку на уровне {245}

глаз и заметить, какую часть пространства закрыл собой палец (или ладонь руки), а затем измерить это пространство при помощи стереотрубы, поставленной на то же место.

Понятно, что подобным же простейшим «угломером» может служить всякий предмет, «цену» которого вы заблаговременно определили. На рис. 218 показаны такие предметы и их примерная «цена» в «тысячных».

Ознакомившись с приемами измерения углов, вы можете теперь убедиться в том, что, пользуясь «тысячными», можно весьма просто по угловым величинам определять линейные величины, а по линейным величинам - угловые. Для этого рассмотрим два примера. {246}

Первый пример (рис. 219). С наблюдательного пункта вы видите впереди проволочные заграждения противника; они протянулись полосой от мельницы влево до сухого дерева. Расстояние до мельницы, а следовательно, и до проволочных заграждений вы определили по карте; оно равно 1500 метрам. Вам поставлена задача - узнать длину наблюдаемой полосы проволочных заграждений. Как это сделать? Карта здесь вам не поможет, так как на ней нет сухого дерева, на ней есть только мельница.



Чтобы решить данную задачу, вы прежде всего определяете угол, под которым видна с наблюдательного пункта полоса проволочных заграждений, то-есть угол между направлениями на мельницу и на сухое дерево. Вы измерили этот угол по сетке бинокля; он оказался рашым 100 «тысячным», или 1-00.

Дальше задача решается просто. Надо лишь представить себе, что ваш наблюдательный пункт - это центр той окружности, которая описана радиусом, равным расстоянию от вас до мельницы. Радиус этот равен 1500 метрам. Углу в одну «тысячную» соответствует, как вы знаете, расстояние, равное одной тысячной радиуса, то-есть в данном случае 1,5 метра. А так как угол между мельницей и сухим деревом равен не одной, а 100 «тысячным», то значит расстояние между мельницей и сухим деревом равно не 1,5 метра, а 150 метрам. Это и будет длина полосы проволочных заграждений {247}

Второй пример (рис. 220). В канаве около шоссе вы обнаружили пулемет, по которому решили открыть огонь. Вам надо вычислить расстояние до пулемета или, что то же, - до шоссе.

Для решения этой задачи воспользуйтесь телеграфными столбами на шоссе; высота их известна - она равна 6 метрам. Измерьте теперь по вертикальной сетке бинокля угол, под которым вы видите телеграфный столб (угол между верхним концом столба и его основанием). Тогда вы будете иметь все данные для определения расстояния.

Допустим, что этот угол оказался равен 3 «тысячным». Очевидно, что если углу 3 «тысячных» с этого расстояния соответствует 6 метров на местности, то одной «тысячной» будет соответствовать 2 метра, а всему радиусу, то-есть расстоянию от вас до шоссе, будет соответствовать величина, в 1000 раз большая. Нетрудно сообразить, что расстояние от вас до шоссе будет равно 2000 метрам.

На рассмотренных примерах вы убедились, что принятая в артиллерии мера для измерения углов позволяет без всякого труда находить одну «тысячную» от любой величины расстояния. Для этого только надо в числе, выражающем величину расстояния, отделить справа три знака. Все это проделывается очень быстро в уме.

А вот что получилось бы, если за меру углов принять не «тысячную», а обычную, применяемую в геометрии меру углов: один градус или одну минуту. Углу в один градус соответствовала бы линейная величина, равная 1/60 радиуса, а углу в одну минуту - 1/3600 радиуса; следовательно, при решении любой из приведенных задач пришлось бы делить числа, выражающие расстояния до целей, не на 1000, а на 60 или на 3600.

Попробуйте проделать это деление с любым выбранным наугад числом и вы сейчас же убедитесь, что без карандаша и бумаги вам здесь не обойтись. Вот почему артиллерийская мера углов практически является несравненно более удобной. {248}

Инструкция

Начертите одну из сторон угла. Для этого сначала поставьте точку, которая должна быть его вершиной, и обозначьте буквой А. Проведите начинающуюся от нее линию - сторону угла.

Постройте вспомогательный перпендикуляр к проведенной стороне. На бумаге это сделать несложно, а для нелинованной бумаги и при отсутствии можно воспользоваться циркулем. Этот метод удобен и для случаев, когда на бумаге в клеточку сторона угла расположена наклонно. Начертите два пересекающихся круга, центры которых лежат на стороне угла. Проведите прямую через точки пересечения окружностей - это и будет перпендикуляр. Точку его пересечения со стороной угла обозначьте буквой В.

Измерьте длину отрезка АВ. Полученное число будет участвовать в расчетах, поэтому построить перпендикуляр на таком расстоянии от точки А, чтобы число было круглым - это упростит вычисления.

Отложите на перпендикуляре расстояние, которое равно произведению полученного на предыдущем шаге числа на тангенс нужного угла. Для вычисления тангенса воспользуйтесь таблицами тригонометрических функций или калькулятором - например, встроенным в операционную системы программным калькулятором. Скажем, если длина отрезка АВ равна 20 см, а начертить нужно угол в 55°, то на перпендикуляре надо отложить 20*tg(55°)≈20*tg(55°)≈20*1,428=28,56 см.

Вместо тангенса можно использовать другую тригонометрическую функцию - например, если вы выберете косинус, длину отрезка АВ надо делить на косинус нужного угла. Но в этом случае вы получите длину второй стороны угла, а точку ее примыкания к перпендикуляру надо будет определять с помощью циркуля. Для примера из предыдущего шага вычисления в этом случае будут выглядеть так: 20/cos(55°)≈20/0,576≈34,72 см. Полученную величину отложите на циркуле, установите его в вершину угла и отметьте на перпендикуляре точку его пересечения с воображаемой окружностью отложенного радиуса.

Отмерив на перпендикуляре одним из описанных способов отрезок нужной длины, поставьте точку и обозначьте ее буквой С. Затем начертите вторую сторону угла - соедините его вершину (точку А) с точкой С. На этом построение угла ВАС будет завершено.

Хорошо, когда под рукой имеется стандартный набор для черчения – линейка, карандаш, циркуль, транспортир, различные треугольники, благодаря которым можно получить на бумаге любую геометрическую фигуру. Однако если для работы нет ничего подходящего, то и в этом случае можно выйти из положения – достаточно применить нехитрые приемы, которые помогут осуществить задуманный чертеж.

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - карандаш;
  • - нить или веревка;
  • - предметы круглой формы;
  • - игла, гвоздь, колышек.

Инструкция

Самый простой способ получить любого диаметра – это воспользоваться предметами круг лой формы, которых обычно бывает достаточно. Для круг а среднего диаметра подойдет кухонная утварь – разномастные тарелки, кружки, диски, бокалы и даже кастрюли. Если есть крутящийся стул, то можно пустить в ход и его - достаточно только перевернуть и обвести на бумагу. Если диаметр необходим поменьше, то в качестве основы используйте рюмки, монетки различного достоинства, флаконы.

Если фигура нужна большого размера, то здесь не поможет даже циркуль, а потому необходимо изготовить самодельное приспособление. Благодаря этому возможно начертить круг любого диаметра, например, . Возьмите заостренный колышек и привяжите к нему веревку. Вставьте колышек в центр предполагаемого круг а. Если фигура на асфальте, то понадобится помощь другого человека, который будет удерживать колышек в центре. Отмерьте на веревке или крепкой нити (можно и на проволоке) необходимую длину (радиус). Привяжите в этом месте новый колышек или мелок. Теперь придерживая его в руках и, слегка натягивая веревку, идите по круг у, оставляя на земле или асфальте отметину.

Полученный длинный узкий конус положите перед собой и сделайте на нем отметки. Для этого начало импровизированной линейки совместите с острой частью сложенной бумаги. Это будет центр будущей фигуры. Отмерьте с помощью линейки радиус круг а сначала с одной стороны конуса, а затем с другой. Теперь выполните эти же действие по всему сегменту, который напоминает кусок . Полученные точки, которые отметьте как можно ближе друг к другу, соедините между собой. Получится линия в виде дуги. Вырежьте по контуру и разверните лист, который приобретет вид круг а. Готовую «выкройку» можете обвести на чистый лист.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная школа № 53»

Урок: «Градус. Транспортир. Построение и измерение углов с помощью транспортира. Смежные углы»

Выполнил:

учитель математики

Старикова Ю.С.

Новокузнецк, 2018 г.

Цель урока:

    познакомить с новой единицей измерения (градус) и прибором для измерения углов - транспортиром;

    составить алгоритм измерения угла;

    используя алгоритм измерения угла, научиться измерять разные виды углов;

    составить алгоритм для построения угла;

    используя алгоритм построения угла, научиться строить разные виды углов;

Задачи:

Обучающая: ввести понятие величины угла. Познакомить с инструментами измерения углов.

Развивающая: формирование навыков и умений выполнять измерение углов, работать с чертежными инструментами, умений обобщать; развитие качеств мышления: гибкость, целенаправленность, критичность.

Воспитывающая: развитие познавательного интереса, воображения, геометрической зоркости в творческой деятельности; Воспитание аккуратности, товарищеской поддержки, интереса к оперированию геометрическими понятиями и образами, привитие интереса к геометрии.

    Организационный момент.

Позади уж давно перемена, Пора всем нам дружно Приняться за дело.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

    Устный счет.

«Математические бусы»

Заполни «бусы» правильными дробями с числителем 11.

(правильная дробь – это та дробь, у которой числитель меньше знаменателя)

    Основная часть урока.

Ребята, скажите, как можно сравнить отрезки? (Наложением, измерить при помощи линейки).

А углы? Углы, так же как и отрезки можно сравнивать не только наложением, но и с помощью измерения.

Для построения и измерения углов используют специальный прибор – транспортир. Измеряют углы в градусах.

Когда же появился транспортир? Оказывается, это угловая мера угла возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нём можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарём легко сделать, имея транспортир.

Слайд. Итак, шкала транспортира. Она расположена на полуокружности и пронумерована от 0 до 180.

Бывают шкалы двойные: нумерация идет слева направо и справа налево.

Слайд. Также есть круглые транспортиры, шкала идет по кругу от 0 до 360, но она также разделена на две полуокружности.

Центр этой полуокружности отмечен на транспортире точкой или черточкой (центр транспортира). Найдите на своем транспортире центр и покажите его.

Штрихи шкалы транспортира делят полуокружность на 180 равных частей. Лучи, проведенные из центра полуокружности через эти штрихи, образуют 180 углов, каждый из которых равен доле развернутого угла. Такие углы называют градусами.

Итак, градусом называют долю развернутого угла. Градусы обозначают знаком °. Каждое деление шкалы транспортира равно 1°.

Слово «градус» – латинское, означает «шаг», «ступень».

Объяснение учителя (с демонстрацией на доске), как с помощью транспортира можно измерить угол.

Как измеряют углы с помощью транспортира ?

1) Нужно вершину угла совместить с центром транспортира.
2) Одна сторона угла должна проходить через нулевую отметку (0° по шкале).
3) Вторая сторона угла должна пересекать шкалу. Нужно посмотреть, через какую отметку проходит вторая сторона угла. Это и есть величина этого угла.

Если у транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шкалы, через ноль которой проходит одна из сторон угла.

- Как построить угол с помощью транспортира?

1) Провести прямую линию (длина линии не важна)

2) Расположить центр транспортира на одном из концов проведенной линии. ( Вершина угла, может размещаться в любой точке на линии, просто удобнее использовать крайнюю точку)

3) Отыщите на соответствующей шкале необходимый вам угол – поставить метку. ( Приложите к прямой линии основание транспортира и отметьте на бумаге соответствующее число градусов).

4) Провести вторую сторону угла. оединить вершину, со сделанной ранее меткой. В результате у вас получится заданный угол. С помощью транспортира можно измерить угол и убедиться, что все правильно)

    Практическая часть урока .

1. Измерить тупой угол с помощью транспортира.

Учащиеся работают с раздаточным материалом. Результат измерения проверяется на слайде.

2. Построить острый, вершиной вверх, угол и измерить его. Вызывается по желанию учащийся, остальные работают в тетрадях.

Что такое смежный угол?

Смежные углы – это углы, у которых одна сторона общая, а две других образуют одну прямую.

Построить смежные углы, измерить их и записать, чему равна сумма углов. Вызывается к доске учащийся, остальные работают в тетрадях.

Итак, СУММА СМЕЖНЫХ УГЛОВ РАВНА 180º.

5. Физкультминутка.

Точка - наклоны головы в стороны.

    Показать руками:

    Прямой угол;

    Острый угол;

    Тупой угол;

    Развёрнутый угол.

Упражнение для сохранения зрения

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 4-5 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять несколько раз.

6. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ