Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

НУКЛЕАРНАЯ

2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

ВТОРАЯ ЧАСТЬ:

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию. <...>

Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечёт, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплочённость и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе её осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.

Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, её совершенствования. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.

(Л. А. Петровская)

В каких четырёх сферах возможно, по мнению автора, возникновение конфликта? В чём проявляется противоречивый характер конфликта?

Пояснение.

элементы :

Внутриличностная сфера;

Сфера межличностных отношений;

Сфера внутригрупповых отношений;

Сфера межгрупповых отношений;

2)объяснение противоречивого характера конфликта,

например: социальный конфликт играет не только деструктивную, но и конструктивную роль в развитии личности, группы, общества в целом. Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу форме.

Правильно названы четыре сферы, дано объяснение.

В чём проявляется, по мнению автора, конструктивная роль конфликта в групповых и межгрупповых отношениях? Используя содержание текста, приведите четыре проявления. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальный конфликт».

Пояснение.

1) В правильном ответе должны быть приведены следующие проявления:

Может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития;

Играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации;

Обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации;

Может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.

2) Объяснен смысл понятия, например: социальный конфликт - столкновение противоположных интересов, целей субъектов взаимодействия за обладание ограниченными ресурсами.

Проявления могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

Приведите пример конфликтной ситуации в группе. На этом примере покажите деструктивное влияние конфликта на группу на каждом этапе эволюции конфликта (используя содержание текста, сначала назовите этап конфликта, а затем пример его влияния).

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) пример групповой конфликтной ситуации , допустим: в совете директоров акционерного общества возник конфликт между несколькими крупнейшими держателями акций; Может быть приведён другой уместный пример.

2) этапы эволюции конфликта и примеры , допустим:

Этап объективной конфликтной ситуации - разногласия при распределении прибыли компании;

Этап осознания сторонами конфликтной ситуации - ряд акционеров предлагали направить прибыль на модернизацию производства, ряд - на премии руководителям компании;

Этап конфликтного поведения - несколько крупнейших акционеров заявили о выходе из совета директоров;

Стадия разрешения конфликта - стороны пришли к компромиссу. Этапы эволюции конфликта могут быть показаны на других примерах.

Согласны ли вы с мыслью автора о том, что внутриличностный конфликт служит источником развития личности, её совершенствования? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

Пояснение.

1) мнение выпускника: согласие или несогласие с мыслью автора;

2) аргументы:

Внутриличностный конфликт связан с процессом самопознания, осмысления человеком своего места в мире, подведения некоторых жизненных итогов;

Внутриличностный конфликт способствует выстраиванию или корректировке человеком своих жизненных планов, смене социального окружения;

Выходом из внутриличностного конфликта может стать самосовершенствование человека, изменение им своей жизни,

Внутриличностный конфликт может привести человека к состоянию депрессии, преодолеть которую самостоятельно он не сможет;

В состоянии внутриличностного конфликта человек не способен продуктивно трудиться, полноценно общаться с окружающими;

Состояние внутриличностного конфликта, попытки осознать его причины могут привести к снижению самооценки человека, уровня его притязаний. Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная роль»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о взаимосвязи социальной роли и социального статуса;

− одно предложение, раскрывающее суть ролевого конфликта.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Социальная роль - это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и личных отношений».

2) два предложения с информацией о социальной роли, опирающейся на знания курса, например:

- «Социальный статус определяет социальную роль, то есть модель поведения, которую ожидает общества от носителя того или иного статуса»;

- «В современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких социальных ролей с противоречивыми требованиями ».

Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) этническая принадлежность. Пример: В России проживают русские, татары, башкиры, чеченцы и многие другие этнические группы.

2) конфессиональная принадлежность. Пример: В социальной структуре российского общества можно выделить представителей разных конфессий: православные, католики, лютеране, мусульмане, буддисты и т.д.

3) территориальная принадлежность. Пример: В социальной структуре современного общества можно выделить такие группы как парижане, москвичи, волгоградцы и т.д.

В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) социальное явление: социальный контроль;

2) два элемента:

− социальные нормы;

− социальные санкции;

3) пример, допустим: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.

28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы.

1) Понятие нация:

а) как этническая общность;

б) как общегражданская общность.

2) Признаки нации:

а) общая ис­то­ри­че­ская память;

б) на­ци­о­наль­ное самосознание;

в) на­ци­о­наль­ные интересы;

г) единство языка и т.д.

3) Этническое многообразие современного мира:

а) русские;

б) вьетнамцы;

в) французы и т.д.

4) Меж­на­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния в со­вре­мен­ном мире:

а) ин­те­гра­ция и сбли­же­ние на­ро­дов (Европейский союз; США; Ка­на­да и т.п.);

б) меж­на­ци­о­наль­ные кон­флик­ты и пути их преодоления;

в) толерантность, гуманизм, куль­ту­ра меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний как сред­ства пре­одо­ле­ния на­ци­о­наль­ных конфликтов.


1) раскройте смысл понятия «экономика как наука»?
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об основной проблеме экономической науки,
- одно предложение, раскрывающее сущность любого уровня анализа в экономической теории.

Экономические ресурсы

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения
- одно предложение, содержащее информацию о черте экономических ресурсов,
- одно предложение, определяющее основные факторы производства.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономические ресурсы»?
2) составьте два предложения
- одно предложение, содержащее информацию о видах экономических ресурсов,
- одно предложение, содержащее информацию о доступности экономических ресурсов.

Ограниченность ресурсов

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «ограниченность ресурсов»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о рациональном поведении в условиях ограниченности ресурсов;
- одно предложение, раскрывающее ограниченность земли как фактора производства

Производство

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «производство»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о интенсивных факторах производства;
- одно предложение, раскрывающее сущность экстенсивных факторах производства.

Факторы производства

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о сущности труда как фактора производства;
- одно предложение об ограниченности труда.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах факторов производства;
- одно предложение об факторном доходе одного из них.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
2) составьте два предложения:

- одно предложение, называющее факторный доход, который может получать собственник земли.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о земле как факторе производства;
- одно предложение, объясняющее ограниченность земли как фактора производства.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об основных факторах производства;
- одно предложение, раскрывающее сущность любого фактора производства.

Специализация производства

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «специализация производства»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о факторе специализации современного производства, и одно предложение
- отражающее любое последствие специализации производства.

Разделение труда

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах разделения труда;
- одно предложение, содержащее информацию о роли разделения труда в процессе производства.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «разделение труда»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащей информацию об особенности разделения труда,
- одно предложение, отражающее любое последствие разделения труда.

Экономическая система

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:

- одно предложение, раскрывающее фундоментальные экономические вопросы, которые решаются в любых типах экономических систем.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономическая система»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о главных вопросах экономики,
- одно предложение, содержащее информацию о способе выделения экономических систем.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономическая система»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о типах экономических систем;
- одно предложение об особенности одного из типов экономических систем.

Рынок

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о признаках рынка,
- одно предложение, раскрывающее позитивную черту рынка.

Собственность

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о правах собственника,
- одно предложение, содержащее информацию о формах собственности.

Случаи несостоятельности рынка

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «случаи несостоятельности (несовершенства) рынка»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение о проявлениях несовершенства рынка
- одно предложение о любом из способов преодоления несовершенства рынка государством.

Спрос

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «спрос»;
2) составьте два предложения:

- одно предложение, раскрывающее закон спроса.

Величина спроса

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «величина спроса»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о ценовых факторах, влияющих на величину спроса;
- одно предложение о причинах изменения величины спроса на товар.

Предложение

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «предложение»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса,
- одно предложение, раскрывающее закон предложения.

Закон предложения

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «закон предложения»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о неценовых факторах предложения,
- одно предложение, раскрывающее зависимость величины предложения от изменения цены товара.

Равновесная цена

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию типе экономической системы, для которой характерно свободное формирование равновесной цены;
- одно предложение, раскрывающее влияние различных типов конкуренции на уровень равновесной цены.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «равновесная цена»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о механизме формирования равновесной цены,
- одно предложение об уровне равновесной цены в разных видах конкуренции.

Экономическая конкуренция

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономическая конкуренция»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о преимуществах экономической конкуренции;
- одно предложение, раскрывающее негативные последствия конкуренции.

Рыночная конкуренция

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение с информацией о видах конкуренции, опирающейся на знания курса,
- одно предложение, раскрывающее роль конкуренции в рыночной экономике.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рыночная конкуренция»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о позитивной черте конкуренции,
- одно предложение, раскрывающее любой недостаток конкуренции.

Чистая монополия

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «чистая монополия»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об антимонопольной политике государства;
- одно предложение, раскрывающее любое негативное последствие монополизации рынка.

Торговля

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «торговля»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о причине появления торговли,
- одно предложение о международной торговле.

Издержки

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках;
- одно предложение раскрывающее связь издержек и прибыли.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «издержки»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках,
- одно предложение, раскрывающее сущность прибыли.

Банковская система

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «банковская система»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о Центральном банке,
- одно предложение, раскрывающее любую задачу, которую решает банковская система.

Деньги

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию видах денег;
- одно предложение, раскрывающее понятие эмиссия денег.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «деньги»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о любой концепции происхождения денег,
- одно предложение, раскрывающее любую функцию денег.

Банковский кредит

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об основных формах кредитования частных лиц,
- одно предложение, раскрывающее сущность одной из них.

Предприниматель

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «банковский кредит»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о цели предпринимателя,
- одно предложение о субъектах предпринимательской деятельности.

Ценные бумаги

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах ценных бумаг;
- одно предложение, раскрывающее термин, которым обозначается выпуск ценных бумаг.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «ценные бумаги»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах ценных бумаг,
- одно предложение о фондовой бирже.

Акция

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «акция»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах акций,
- одно предложение о значении курса акций крупнейших компаний страны.

Безработица

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения видов безработицы;

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о последствиях безработицы;
- одно предложение, раскрывающее особенности фрикционной безработицы.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах безработицы,
- одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов безработицы.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о любом негативном последствии безработицы,
- одно предложение о естественном уровне безработицы.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение о формах безработицы
- одно предложение, характеризующее любое из неэкономических негативных последствий безработицы.

Рынок труда

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о формировании предложения на рынке труда;
- одно предложение, раскрывающее любую из особенностей спроса на рынке труда.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок труда»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию участниках рынка труда, которые формирует спрос на рынке труда;
- одно предложение, раскрывающее любую особенность рынка труда.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок труда»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об участниках рынка труда,
- одно предложение, содержащее информацию о форме дохода, получаемого в результате использования труда как фактора производства.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок труда»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о любом факторе, определяющем спрос на труд,
- одно предложение, отражающее особенность конкурентного рынка труда.

Инфляция

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов;
- одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «инфляция»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции;
- одно предложение о последствиях инфляции.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «инфляция»;
2) составьте два предложения:

- одно предложение, раскрывающее любую из возможных мер антиинфляционной политики.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «инфляция»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию o видах инфляции;
- одно предложение, раскрывающее одну из возможных мер антиинфляционной политики.

Экономический цикл

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о фазах экономического цикла;
- одно предложение, раскрывающее связь экономического цикла и рыночного механизма.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономический цикл»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об этапах экономического цикла,
- одно предложение, раскрывающее любую классификацию экономического цикла.

Экономический рост

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о показателях экономического роста;
- одно предложение о путях экономического роста.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономический рост»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о факторе, влияющем на экономический рост,
- одно предложение, раскрывающее любой вид экономического роста.

Валовый внутренний продукт (ВВП)

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о разновидностях ВВП,
- одно предложение, раскрывающее любой тип ВВП.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «валовый внутренний продукт»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о показателе ВВП на душу населения,
- одно предложение, раскрывающее отличие реального ВВП от ВВП номинального.

Прожиточный минимум

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «прожиточный минимум»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о любом факторе, который влияет на размер прожиточного минимума,
- одно предложение о значении прожиточного минимума для государства.

Качество жизни

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «качество жизни»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о путях повышения качества жизни в России,
- одно предложение, сравнивающее качество жизни в разных регионах мира.

Денежно-кредитная политика

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «денежно-кредитная политика»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение о механизмах, способах денежно-кредитной политики
- одно предложение о любом из механизмов денежно-кредитной политики, используемом в период экономического спада.

Государственный бюджет

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «государственный бюджет»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о формировании государственного бюджета;
- одно предложение о состоянии бюджета.

Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «государственный бюджет»;
составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о структуре государственного бюджета,
- одно предложение, раскрывающее любой вид государственного бюджета.

Государственный долг

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию видах государственного долга;
- одно предложение, раскрывающее любую причину роста государственного долга.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «государственный долг»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о структуре государственного долга,
- одно предложение, раскрывающее любую меру по управлению государственным долгом.

Налоги

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах налогов, выделяемых по уровню бюджета, куда они направляются;

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «налоги»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах налогов,
- одно предложение, раскрывающее любую функцию налогов.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «налоги»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о функциях налогов;
- одно предложение, раскрывающее особенности косвенных налогов.

Мировая экономика

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мировая экономика»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о причинах международного разделения труда,
- одно предложение, раскрывающее любой вид государственной политики в области международной торговли.

Потребитель

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «потребитель»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о целях потребителя,
- одно предложение, содержащее информацию об источниках дохода потребителя.

Заработная плата

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о формах заработной платы;
- одно предложение, раскрывающее любую из причин устойчивых различий в оплате труда работников.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «заработная плата»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о формах заработной платы,
- одно предложение о факторах, от которых зависит размер заработной платы.

Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности - свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие - находят юридическое закрепление в нормативноправовых актах. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств.

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека. Мораль - это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения, которые близки к человеческим идеалам и соблюдение которых обеспечивается убеждением, совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Второй аспект - отношение человека к другим, осознание ценности своего социально значимого поведения.

По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм.

Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит в том, что и право, и мораль являются разновидностями социальных норм. И право, и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. И право, и мораль роднит категория справедливости. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем, в обществе реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования.

Нормы морали более универсальны, чем нормы права. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулируемых правом. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Кроме того, нормы морали не институционализированы, то есть не обладают формальной определённостью, а правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях.

Однако, как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не следует абсолютизировать. Нормы морали и нормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.

(М.И. Абдулаев)


Показать ответ

В правильном ответе должны быть названы нормативные правовые акты и даны соответствующие пояснения:

1) Конституция РФ (в числе прав и свобод человека и гражданина утверждаются равноправие, различные политические свободы, право защищать честь и достоинство);

2) Семейный кодекс РФ (утверждается добровольность вступления в брак, равноправие супругов, необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов);

3) Гражданский кодекс (закрепляются права собственников, свобода предпринимательской деятельности, механизм защиты чести и достоинства, возмещения морального вреда).

Могут быть даны иные пояснения.

Могут быть названы и пояснены другие нормативные правовые акты

Что такое подготовка к ЕГЭ/ОГЭ в онлайн-школе Тетрика?

👩 Опытные преподаватели
🖥 Современная цифровая платформа
📈 Отслеживание прогресса
И, как следствие, гарантия результата 85+ баллов!
→ Запишись на бесплатное вводное занятие ← по ЛЮБОМУ предмету и оцени свой уровень уже сейчас!

Используя об­ще­ство­вед­че­ские знания, поясните, как ин­фор­ма­ци­он­ная до­ступ­ность суда и от­кры­тость су­деб­ных за­се­да­ний могут га­ран­ти­ро­вать со­блю­де­ние прав граж­дан (приведите три пояснения).


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Главный эле­мент конституционного права на су­деб­ную защиту - право каж­до­го беспрепятственно об­ра­тить­ся в суд и участ­во­вать в раз­би­ра­тель­стве лично либо по­сред­ством представителя.

Реализация этого права на­чи­на­ет­ся с обес­пе­че­ния информационной до­ступ­но­сти суда. Каж­дый должен иметь воз­мож­ность узнать, как, куда и по ка­ко­му вопросу обратиться, где и когда рас­смат­ри­ва­ет­ся его дело и т.п. Вроде бы чего проще. Од­на­ко к Упол­но­мо­чен­но­му по пра­вам человека про­дол­жа­ют поступать мно­го­чис­лен­ные жалобы на не­ис­пол­не­ние этого эле­мен­тар­но­го требования за­ко­на и здра­во­го смысла. К наи­бо­лее серьёзным по­след­стви­ям приводит отказ в вы­да­че или на­прав­ле­нии по почте копий су­деб­ных постановлений, что не поз­во­ля­ет их об­жа­ло­вать в вы­ше­сто­я­щих судебных инстанциях...

Процедура по­да­чи исковых тре­бо­ва­ний и жалоб также отя­го­ще­на рядом правил, объ­ек­тив­но ограничивающих до­ступ к правосудию. Так, в частности, ис­ко­вые требования и жа­ло­бы принимаются толь­ко в про­из­воль­но устанавливаемые «приёмные дни», или после лич­ной консультации с судьей, или при предъ­яв­ле­нии и про­вер­ке не преду­смот­рен­ных законом документов, в том числе удо­сто­ве­ря­ю­щих личность.

Бытует мнение, что, вводя жёсткие, а порой и от­кро­вен­но избыточные пра­ви­ла приёма за­яв­ле­ний и жалоб, суды со­зна­тель­но облегчают себе работу. Другое, прямо про­ти­во­по­лож­ное мнение сво­дит­ся к тому, что любая про­це­ду­ра немыслима без стро­гих правил, а тот, кому дей­стви­тель­но нужно по­дать жалобу, эти пра­ви­ла выполнит. Со своей стороны, Упол­но­мо­чен­ный хотел бы напомнить, что огра­ни­че­ния такого рода воз­мож­ны лишь в форме фе­де­раль­ных законов, в дан­ном случае со­от­вет­ству­ю­щих процессуальных кодексов.

Важной га­ран­ти­ей доступа к пра­во­су­дию является со­зда­ние условий для бес­пре­пят­ствен­но­го посещения зда­ний судов ли­ца­ми с огра­ни­чен­ны­ми возможностями здоровья. К сожалению, в боль­шин­стве государственных учре­жде­ний такие усло­вия отсутствуют. Причём не все­гда по при­чи­не нехватки средств - про­сто потому, что об этом никто не подумал.

Распространённым спо­со­бом ограничения до­сту­па к пра­во­су­дию остаётся прак­ти­ка незаконных от­ка­зов в воз­буж­де­нии уголовного дела.

По-прежнему име­ют­ся проблемы, ка­са­ю­щи­е­ся обеспечения от­кры­то­сти судебных заседаний. Осо­бен­но серьёзные на­ру­ше­ния связаны с огла­ше­ни­ем итоговых су­деб­ных решений за «закрытыми дверями».

(В. П. Лукин )

О каком кон­сти­ту­ци­он­ном праве граж­дан идёт речь в тексте? Какое усло­вие реализации этого права рас­смат­ри­ва­ет автор?

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

1. Ука­за­но конституционное право:

Право на су­деб­ную защиту (право каж­до­го беспрепятственно об­ра­тить­ся в суд и участ­во­вать в раз­би­ра­тель­стве лично либо по­сред­ством представителя).

2. Усло­вие реализации, рас­смат­ри­ва­е­мое автором:

Обес­пе­че­ния информационной до­ступ­но­сти суда.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1.

Какую про­бле­му процедуры приёма жалоб под­нял автор? На­зо­ви­те любые два про­яв­ле­ния этой проблемы, упо­мя­ну­тые в тексте. Ка­ко­ва роль фе­де­раль­ных законов в ре­ше­нии этой проблемы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «суд».

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1. Ука­за­на проблема про­це­ду­ры приема жалоб:

Про­це­ду­ра подачи ис­ко­вых требований и жалоб также отя­го­ще­на рядом правил, объ­ек­тив­но ограничивающих до­ступ к правосудию.

2. На­зва­ны два про­яв­ле­ния этой проблемы:

Ис­ко­вые требования и жа­ло­бы принимаются толь­ко в про­из­воль­но устанавливаемые «приёмные дни»

Ис­ко­вые требования и жа­ло­бы принимаются при предъ­яв­ле­нии и про­вер­ке не преду­смот­рен­ных законом документов, в том числе удо­сто­ве­ря­ю­щих личность

3. Ука­за­на роль фе­де­раль­ных законов в ре­ше­нии этой проблемы

Огра­ни­че­ния такого рода воз­мож­ны лишь в форме фе­де­раль­ных законов (соответствующих про­цес­су­аль­ных кодексов).

4. Объяснен смысл понятия, например:

Суд - это орган государственной власти, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и других дел в установленном процессуальном порядке.

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина, Право. Правоохранительные органы, судебная система

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Партии обычно имеют формализованную структуру с руководителями, штаб-квартирами, аппаратом сотрудников, уставными и программными документами. Они официально представляют своих кандидатов избирателям соответствующих округов, проводят кампании за их избрание и привлекают на свою сторону массы. Названия партий могут не отражать их характер, а иногда даже бывают взаимоисключающими.

Граждане объединяются в партию не из культурных или просветительских целей, не из-за стремления к извлечению прибыли (хотя вступление некоторых граждан в правящую партию может преследовать цели материального благополучия), а на основе единства взглядов и политических целей, общего мировоззрения.

Законы о политических партиях содержат правила о финансах и имуществе партий. Во-первых, они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты. Во-вторых, партии обязаны вести учёт всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. В-третьих, законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых партиями избирательных кампаний. Для этого выделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим процент голосов на выборах…

С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые… С точки зрения особенностей правового положения различаются партии легальные и нелегальные. Легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье.

(Н. Зимина)


2. Какие требования к финансам и имуществу партий предъявляет законодательство (на основе текста сформулируйте два требования)? Используя обществоведческие знания, приведите объяснение необходимости подобного законодательного регулирования.

3. Какие три функции политических партий упомянуты в тексте? Назовите и проиллюстрируйте примерами любые две другие функции политических партий в общественной жизни.

4. Автор пишет о том, что законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых политическими партиями избирательных кампаний. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения о том, как подобная практика защищает права и свободы граждан.

ОТВЕТ / РЕШЕНИЕ:

Вопрос 1.
Политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты.

Основания:
- С точки зрения организационной структуры
- С точки зрения особенностей правового положения

Вопрос 2. Требования:
- они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты
- партии обязаны вести учёт всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов
- законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых партиями избирательных кампаний

Объяснение необходимости: пар­тии по­лу­ча­ют фи­нан­со­вую под­держ­ку го­су­дар­ства, то есть день­ги на­ло­го­пла­тель­щи­ков. Зна­чит, они обя­за­ны от­чи­ты­вать­ся, куда их по­тра­ти­ли. Также государство хочет знать от каких иных спонсоров партии поступили

Вопрос 3.
Функции, названные в тексте:
- представляют своих кандидатов избирателям соответствующих округов
- проводят кампании за их избрание
- привлекают на свою сторону массы
Другие функции партий
- разработка политических программ (партия представила свою программу по решению проблемы ограниченности ресурсов)
- политическая социализация граждан (партия провела ряд демонстраций с участием молодежных групп)
- выражение интересов различных групп людей (партия представляет интересы среднего класса, тем самым она добивается от государства финансирования малого бизнеса)

Вопрос 4.
Государственная поддержка избирательных кампаний партий позволяет:
- реализовать право граждан быть избранными в органы гос.власти даже при недостатке личных и спонсорских средств для финансировании кампании
- дает возможность многим партиям участвовать в выборах, следствием чего становится реализация прав граждан, которые могут сделать свой выбор из множества кандидатов исходя из своих предпочтений
- дает равные возможности разным политическим силам, за которыми стоят разные группы давления



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ