НУКЛЕАРНАЯ
2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
ВТОРАЯ ЧАСТЬ:
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию. <...>
Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечёт, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплочённость и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе её осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.
Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, её совершенствования. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.
(Л. А. Петровская)
В каких четырёх сферах возможно, по мнению автора, возникновение конфликта? В чём проявляется противоречивый характер конфликта?
Пояснение.
элементы :
Внутриличностная сфера;
Сфера межличностных отношений;
Сфера внутригрупповых отношений;
Сфера межгрупповых отношений;
2)объяснение противоречивого характера конфликта,
например: социальный конфликт играет не только деструктивную, но и конструктивную роль в развитии личности, группы, общества в целом. Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу форме.
Правильно названы четыре сферы, дано объяснение.
В чём проявляется, по мнению автора, конструктивная роль конфликта в групповых и межгрупповых отношениях? Используя содержание текста, приведите четыре проявления. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальный конфликт».
Пояснение.
1) В правильном ответе должны быть приведены следующие проявления:
Может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития;
Играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации;
Обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации;
Может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.
2) Объяснен смысл понятия, например: социальный конфликт - столкновение противоположных интересов, целей субъектов взаимодействия за обладание ограниченными ресурсами.
Проявления могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.
Приведите пример конфликтной ситуации в группе. На этом примере покажите деструктивное влияние конфликта на группу на каждом этапе эволюции конфликта (используя содержание текста, сначала назовите этап конфликта, а затем пример его влияния).
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) пример групповой конфликтной ситуации , допустим: в совете директоров акционерного общества возник конфликт между несколькими крупнейшими держателями акций; Может быть приведён другой уместный пример.
2) этапы эволюции конфликта и примеры , допустим:
Этап объективной конфликтной ситуации - разногласия при распределении прибыли компании;
Этап осознания сторонами конфликтной ситуации - ряд акционеров предлагали направить прибыль на модернизацию производства, ряд - на премии руководителям компании;
Этап конфликтного поведения - несколько крупнейших акционеров заявили о выходе из совета директоров;
Стадия разрешения конфликта - стороны пришли к компромиссу. Этапы эволюции конфликта могут быть показаны на других примерах.
Согласны ли вы с мыслью автора о том, что внутриличностный конфликт служит источником развития личности, её совершенствования? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
Пояснение.
1) мнение выпускника: согласие или несогласие с мыслью автора;
2) аргументы:
Внутриличностный конфликт связан с процессом самопознания, осмысления человеком своего места в мире, подведения некоторых жизненных итогов;
Внутриличностный конфликт способствует выстраиванию или корректировке человеком своих жизненных планов, смене социального окружения;
Выходом из внутриличностного конфликта может стать самосовершенствование человека, изменение им своей жизни,
Внутриличностный конфликт может привести человека к состоянию депрессии, преодолеть которую самостоятельно он не сможет;
В состоянии внутриличностного конфликта человек не способен продуктивно трудиться, полноценно общаться с окружающими;
Состояние внутриличностного конфликта, попытки осознать его причины могут привести к снижению самооценки человека, уровня его притязаний. Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальная роль»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о взаимосвязи социальной роли и социального статуса;
− одно предложение, раскрывающее суть ролевого конфликта.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «Социальная роль - это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и личных отношений».
2) два предложения с информацией о социальной роли, опирающейся на знания курса, например:
- «Социальный статус определяет социальную роль, то есть модель поведения, которую ожидает общества от носителя того или иного статуса»;
- «В современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких социальных ролей с противоречивыми требованиями ».
Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Пояснение.
В ответе должны быть представлены следующие элементы:
1) этническая принадлежность. Пример: В России проживают русские, татары, башкиры, чеченцы и многие другие этнические группы.
2) конфессиональная принадлежность. Пример: В социальной структуре российского общества можно выделить представителей разных конфессий: православные, католики, лютеране, мусульмане, буддисты и т.д.
3) территориальная принадлежность. Пример: В социальной структуре современного общества можно выделить такие группы как парижане, москвичи, волгоградцы и т.д.
В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) социальное явление: социальный контроль;
2) два элемента:
− социальные нормы;
− социальные санкции;
3) пример, допустим: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.
28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1) Понятие нация:
а) как этническая общность;
б) как общегражданская общность.
2) Признаки нации:
а) общая историческая память;
б) национальное самосознание;
в) национальные интересы;
г) единство языка и т.д.
3) Этническое многообразие современного мира:
а) русские;
б) вьетнамцы;
в) французы и т.д.
4) Межнациональные отношения в современном мире:
а) интеграция и сближение народов (Европейский союз; США; Канада и т.п.);
б) межнациональные конфликты и пути их преодоления;
в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства преодоления национальных конфликтов.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономические ресурсы»?
2) составьте два предложения
- одно предложение, содержащее информацию о видах экономических ресурсов,
- одно предложение, содержащее информацию о доступности экономических ресурсов.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах факторов производства;
- одно предложение об факторном доходе одного из них.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, называющее факторный доход, который может получать собственник земли.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о земле как факторе производства;
- одно предложение, объясняющее ограниченность земли как фактора производства.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об основных факторах производства;
- одно предложение, раскрывающее сущность любого фактора производства.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «разделение труда»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащей информацию об особенности разделения труда,
- одно предложение, отражающее любое последствие разделения труда.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономическая система»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о главных вопросах экономики,
- одно предложение, содержащее информацию о способе выделения экономических систем.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономическая система»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о типах экономических систем;
- одно предложение об особенности одного из типов экономических систем.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «равновесная цена»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о механизме формирования равновесной цены,
- одно предложение об уровне равновесной цены в разных видах конкуренции.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рыночная конкуренция»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о позитивной черте конкуренции,
- одно предложение, раскрывающее любой недостаток конкуренции.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «издержки»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках,
- одно предложение, раскрывающее сущность прибыли.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «деньги»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о любой концепции происхождения денег,
- одно предложение, раскрывающее любую функцию денег.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «ценные бумаги»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах ценных бумаг,
- одно предложение о фондовой бирже.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о последствиях безработицы;
- одно предложение, раскрывающее особенности фрикционной безработицы.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах безработицы,
- одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов безработицы.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о любом негативном последствии безработицы,
- одно предложение о естественном уровне безработицы.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение о формах безработицы
- одно предложение, характеризующее любое из неэкономических негативных последствий безработицы.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок труда»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию участниках рынка труда, которые формирует спрос на рынке труда;
- одно предложение, раскрывающее любую особенность рынка труда.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок труда»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об участниках рынка труда,
- одно предложение, содержащее информацию о форме дохода, получаемого в результате использования труда как фактора производства.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок труда»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о любом факторе, определяющем спрос на труд,
- одно предложение, отражающее особенность конкурентного рынка труда.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «инфляция»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции;
- одно предложение о последствиях инфляции.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «инфляция»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, раскрывающее любую из возможных мер антиинфляционной политики.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «инфляция»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию o видах инфляции;
- одно предложение, раскрывающее одну из возможных мер антиинфляционной политики.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономический цикл»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию об этапах экономического цикла,
- одно предложение, раскрывающее любую классификацию экономического цикла.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономический рост»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о факторе, влияющем на экономический рост,
- одно предложение, раскрывающее любой вид экономического роста.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «валовый внутренний продукт»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о показателе ВВП на душу населения,
- одно предложение, раскрывающее отличие реального ВВП от ВВП номинального.
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «государственный бюджет»;
составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о структуре государственного бюджета,
- одно предложение, раскрывающее любой вид государственного бюджета.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «государственный долг»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о структуре государственного долга,
- одно предложение, раскрывающее любую меру по управлению государственным долгом.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «налоги»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах налогов,
- одно предложение, раскрывающее любую функцию налогов.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «налоги»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о функциях налогов;
- одно предложение, раскрывающее особенности косвенных налогов.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «заработная плата»;
2) составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о формах заработной платы,
- одно предложение о факторах, от которых зависит размер заработной платы.
Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности - свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие - находят юридическое закрепление в нормативноправовых актах. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств.
Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека. Мораль - это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения, которые близки к человеческим идеалам и соблюдение которых обеспечивается убеждением, совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Второй аспект - отношение человека к другим, осознание ценности своего социально значимого поведения.
По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм.
Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит в том, что и право, и мораль являются разновидностями социальных норм. И право, и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. И право, и мораль роднит категория справедливости. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем, в обществе реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования.
Нормы морали более универсальны, чем нормы права. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулируемых правом. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Кроме того, нормы морали не институционализированы, то есть не обладают формальной определённостью, а правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях.
Однако, как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не следует абсолютизировать. Нормы морали и нормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.
(М.И. Абдулаев)
Показать ответ
В правильном ответе должны быть названы нормативные правовые акты и даны соответствующие пояснения:
1) Конституция РФ (в числе прав и свобод человека и гражданина утверждаются равноправие, различные политические свободы, право защищать честь и достоинство);
2) Семейный кодекс РФ (утверждается добровольность вступления в брак, равноправие супругов, необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов);
3) Гражданский кодекс (закрепляются права собственников, свобода предпринимательской деятельности, механизм защиты чести и достоинства, возмещения морального вреда).
Могут быть даны иные пояснения.
Могут быть названы и пояснены другие нормативные правовые акты
Что такое подготовка к ЕГЭ/ОГЭ в онлайн-школе Тетрика?
👩 Опытные преподаватели
🖥 Современная цифровая платформа
📈 Отслеживание прогресса
И, как следствие, гарантия результата 85+ баллов!
→ Запишись на бесплатное вводное занятие ← по ЛЮБОМУ предмету и оцени свой уровень уже сейчас!
Используя обществоведческие знания, поясните, как информационная доступность суда и открытость судебных заседаний могут гарантировать соблюдение прав граждан (приведите три пояснения).
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Главный элемент конституционного права на судебную защиту - право каждого беспрепятственно обратиться в суд и участвовать в разбирательстве лично либо посредством представителя.
Реализация этого права начинается с обеспечения информационной доступности суда. Каждый должен иметь возможность узнать, как, куда и по какому вопросу обратиться, где и когда рассматривается его дело и т.п. Вроде бы чего проще. Однако к Уполномоченному по правам человека продолжают поступать многочисленные жалобы на неисполнение этого элементарного требования закона и здравого смысла. К наиболее серьёзным последствиям приводит отказ в выдаче или направлении по почте копий судебных постановлений, что не позволяет их обжаловать в вышестоящих судебных инстанциях...
Процедура подачи исковых требований и жалоб также отягощена рядом правил, объективно ограничивающих доступ к правосудию. Так, в частности, исковые требования и жалобы принимаются только в произвольно устанавливаемые «приёмные дни», или после личной консультации с судьей, или при предъявлении и проверке не предусмотренных законом документов, в том числе удостоверяющих личность.
Бытует мнение, что, вводя жёсткие, а порой и откровенно избыточные правила приёма заявлений и жалоб, суды сознательно облегчают себе работу. Другое, прямо противоположное мнение сводится к тому, что любая процедура немыслима без строгих правил, а тот, кому действительно нужно подать жалобу, эти правила выполнит. Со своей стороны, Уполномоченный хотел бы напомнить, что ограничения такого рода возможны лишь в форме федеральных законов, в данном случае соответствующих процессуальных кодексов.
Важной гарантией доступа к правосудию является создание условий для беспрепятственного посещения зданий судов лицами с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, в большинстве государственных учреждений такие условия отсутствуют. Причём не всегда по причине нехватки средств - просто потому, что об этом никто не подумал.
Распространённым способом ограничения доступа к правосудию остаётся практика незаконных отказов в возбуждении уголовного дела.
По-прежнему имеются проблемы, касающиеся обеспечения открытости судебных заседаний. Особенно серьёзные нарушения связаны с оглашением итоговых судебных решений за «закрытыми дверями».
(В. П. Лукин )
О каком конституционном праве граждан идёт речь в тексте? Какое условие реализации этого права рассматривает автор?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1. Указано конституционное право:
Право на судебную защиту (право каждого беспрепятственно обратиться в суд и участвовать в разбирательстве лично либо посредством представителя).
2. Условие реализации, рассматриваемое автором:
Обеспечения информационной доступности суда.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1.
Какую проблему процедуры приёма жалоб поднял автор? Назовите любые два проявления этой проблемы, упомянутые в тексте. Какова роль федеральных законов в решении этой проблемы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «суд».
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Указана проблема процедуры приема жалоб:
Процедура подачи исковых требований и жалоб также отягощена рядом правил, объективно ограничивающих доступ к правосудию.
2. Названы два проявления этой проблемы:
Исковые требования и жалобы принимаются только в произвольно устанавливаемые «приёмные дни»
Исковые требования и жалобы принимаются при предъявлении и проверке не предусмотренных законом документов, в том числе удостоверяющих личность
3. Указана роль федеральных законов в решении этой проблемы
Ограничения такого рода возможны лишь в форме федеральных законов (соответствующих процессуальных кодексов).
4. Объяснен смысл понятия, например:
Суд - это орган государственной власти, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и других дел в установленном процессуальном порядке.
Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина, Право. Правоохранительные органы, судебная система
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Партии обычно имеют формализованную структуру с руководителями, штаб-квартирами, аппаратом сотрудников, уставными и программными документами. Они официально представляют своих кандидатов избирателям соответствующих округов, проводят кампании за их избрание и привлекают на свою сторону массы. Названия партий могут не отражать их характер, а иногда даже бывают взаимоисключающими.
Граждане объединяются в партию не из культурных или просветительских целей, не из-за стремления к извлечению прибыли (хотя вступление некоторых граждан в правящую партию может преследовать цели материального благополучия), а на основе единства взглядов и политических целей, общего мировоззрения.
Законы о политических партиях содержат правила о финансах и имуществе партий. Во-первых, они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты. Во-вторых, партии обязаны вести учёт всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. В-третьих, законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых партиями избирательных кампаний. Для этого выделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим процент голосов на выборах…
С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые… С точки зрения особенностей правового положения различаются партии легальные и нелегальные. Легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье.
(Н. Зимина)
2. Какие требования к финансам и имуществу партий предъявляет законодательство (на основе текста сформулируйте два требования)? Используя обществоведческие знания, приведите объяснение необходимости подобного законодательного регулирования.
3. Какие три функции политических партий упомянуты в тексте? Назовите и проиллюстрируйте примерами любые две другие функции политических партий в общественной жизни.
4. Автор пишет о том, что законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых политическими партиями избирательных кампаний. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения о том, как подобная практика защищает права и свободы граждан.
Вопрос 1.
Политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты.
Основания:
- С точки зрения организационной структуры
- С точки зрения особенностей правового положения
Вопрос 2.
Требования:
- они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты
- партии обязаны вести учёт всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов
- законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых партиями избирательных кампаний
Объяснение необходимости: партии получают финансовую поддержку государства, то есть деньги налогоплательщиков. Значит, они обязаны отчитываться, куда их потратили. Также государство хочет знать от каких иных спонсоров партии поступили
Вопрос 3.
Функции, названные в тексте:
- представляют своих кандидатов избирателям соответствующих округов
- проводят кампании за их избрание
- привлекают на свою сторону массы
Другие функции партий
- разработка политических программ (партия представила свою программу по решению проблемы ограниченности ресурсов)
- политическая социализация граждан (партия провела ряд демонстраций с участием молодежных групп)
- выражение интересов различных групп людей (партия представляет интересы среднего класса, тем самым она добивается от государства финансирования малого бизнеса)
Вопрос 4.
Государственная поддержка избирательных кампаний партий позволяет:
- реализовать право граждан быть избранными в органы гос.власти даже при недостатке личных и спонсорских средств для финансировании кампании
- дает возможность многим партиям участвовать в выборах, следствием чего становится реализация прав граждан, которые могут сделать свой выбор из множества кандидатов исходя из своих предпочтений
- дает равные возможности разным политическим силам, за которыми стоят разные группы давления