Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Обжалование нарушений Закона №223-ФЗ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) - очень активный регулятор в сфере закупок. Участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган или в судебном порядке (ч. 9 и 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Жалобы в ФАС по закупкам подают очень многие участники, считающие, что их права или законы нарушены. Подавать жалобы в ФАС по закупкам на участника вправе потенциальный поставщик, признанный участником закупки в порядке, предусмотренном положением о закупках самого заказчика. Однако на практике антимонопольные органы принимают жалобы как от участников закупки, признанных таковыми официально, так и от тех поставщиков, «которые могли бы стать участниками закупки, если бы не нарушения, допущенные заказчиком».

Жалоба инициирует полную проверку спорной закупки. А потому не редки случаи, когда жалоба поставщика признаётся необоснованной, но заказчику всё равно инкриминируется нарушение, пусть даже не упомянутое в жалобе. Но и фиксация антимонопольной службой нарушения ещё не самое страшное для поставщика - даже констатировав нарушение, УФАС может не выдавать предписание. Такая ситуация возможна при незначительном нарушении, не повлиявшем на выбор победителя, либо если заказчик успел заключить и исполнить договор с победителем закупки.

Совет. "Я всегда советую поставщикам стараться не доводить ситуацию до жалоб в ФАС, судов с заказчиками. Вы можете это делать, только если на 100% уверены в своей правоте. Нередки ситуации, когда поставщик жалуется, не зная всех тонкостей законов и не понимая, что он сам неправ. Как вы думаете, будет ли потом заказчик рад работать с таким поставщиком? Постарайтесь разрешить возникшие противоречия в ходе общения, донести до заказчика свою точку зрения" Андрей Бойко, коммерческий директор B2B-Center.

Как решить спорный вопрос с заказчиком? Когда стоит обращаться в ФАС? Как правильно составит жалобу? В каком случае обращаться в ФАС уже поздно? На эти и другие вопросы отвечают эксперты B2B-Center в сфере регулируемых закупок.

Для участников закупок, проводимых по Закону 223-ФЗ, статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции» предусмотрена сокращённая процедура обжалования в антимонопольном органе, все действия в рамках которой укладываются в неделю. Такая оперативность необходимо для того, чтобы у антимонопольной службы была возможность отменить результаты неправильно проведённой закупки до заключения договора между заказчиком и победителем этой закупки. Если же договор уже подписан, то расторгнуть его может лишь суд, а антимонопольной службе останется лишь вынести предписание о наложении на нарушителя штрафа (о размерах штрафов подробнее будет сказано в следующей лекции). Судебная процедура, урегулированная АПК, длится куда дольше сокращённой внесудебной и может занимать месяцы.

Законом не запрещено параллельно подать жалобу в УФАС и иск в суд. Однако целесообразнее сперва воспользоваться внесудебным порядком обжалования, дабы в случае необходимости ходатайствовать в суде и об отмене решения антимонопольного органа, и о взыскании с заказчика компенсации за допущенные по отношению к поставщику нарушения. Хотя по общему правилу и судебный, и внесудебный механизм обжалования рассчитан на поставщиков, права которых нарушены действиями заказчика, но оба пути открыты и для жалоб самого заказчика в том исключительном, но всё же встречающемся на практике случае, когда он сам столкнулся со сговором участников поставщиков, и этот сговор привёл к ограничению конкуренции в закупке, организованной добросовестным заказчиком.

Согласно положениям ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, участник процедуры вправе обжаловать действия заказчика в случаях, установленных закрытым перечнем: это неразмещение в ЕИС положения о закупке, изменений, вносимых в положение, информации о закупке, или нарушение сроков такого размещения; предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией; осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утверждённого и размещённого надлежащим образом положения о закупке и без применения положений Закона «О контрактной системе»; а также неразмещение или размещение в ЕИС недостоверной информации о годовом объёме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Жалобы в ФАС по закупкам подаются не позднее чем через 10 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, протокола подведения результатов аукциона, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, а также протокола проведения аукциона в электронной форме, если он по какой либо причине был признан несостоявшимся. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке допускается в течение 30 дней. В жалобе должны содержаться сведения о действиях (бездействии) заказчика, специализированных организаций или уполномоченных органов, оператора площадки, членов аукционной комиссии, которые были совершены в указанный выше период.

До окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе заявитель может подать жалобу на положения документации о проведении аукциона в электронной форме. Обжаловать действия или бездействие уполномоченных лиц, совершенные с момента начала рассмотрения заявок, может только участник, подавший свою заявку на участие в электронном аукционе.

До момента заключения контракта участник электронного аукциона может обжаловать действия или бездействие заказчика или уполномоченных лиц, совершенные ими во время рассмотрения вторых частей заявок или во время заключения контракта.

По окончании срока обжалования закупок в ФАС, обжалование действий заказчика или уполномоченных лиц, принимавших участие в организации и проведении электронного аукциона возможно только в судебном порядке.

В соответствии с требованиями ч. 11 ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции» до рассмотрения жалобы процедура закупки приостанавливается. Согласно ч. 12 указанной статьи ответчик - организатор процедуры, оператор ЭТП, закупочная комиссия - в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязан известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения. УФАС выносит соответствующее распоряжение о приостановлении процедуры. Если по результатам рассмотрения жалобы не вынесено предписания об отмене процедуры или о её возвращении на одну из предыдущих стадий, то после подписания решения ФАС о результатах рассмотрения жалобы процедура закупки возобновляется с того момента, на котором она была приостановлена, а все строки сдвигаются на количество дней приостановки процедуры.

Как оформить жалобу в ФАС

Жалоба в ФАС должна содержать:

  • подробную информацию о заявителе;
  • указание на закупку;
  • указание на обжалуемые действия (бездействия) заказчика;
  • документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы;
  • документы, подтверждающие полномочия участника закупки, подписавшего жалобу;
  • перечень представленных в составе жалобы приложений.

Обжалование нарушений Закона «О контрактной системе» №44-ФЗ

Частью 1 ст. 18.1 предусмотрено, что жалобы на нарушения законодательства о контрактной системе не рассматриваются в антимонопольном органе по сокращённой процедуре. Для таких жалоб остаётся основная административная процедура, урегулированная гл. 9 Закона «О защите конкуренции», либо судебная процедура, урегулированная АПК.

Основная административная процедура (гл. 9 Закона «О защите конкуренции»)

В порядке, установленном положениями гл. 9 Закона «О защите конкуренции», Федеральная антимонопольная служба России и её территориальные управления рассматривают дела о нарушениях антимонопольного законодательства как таковые и дела о нарушении Закона «О контрактной системе» в частности. Основаниями для возбуждения дела, согласно ч. 2 ст. 39 Закона «О защите конкуренции» могут служить поступившие из государственных органов материалы, свидетельствующие о признаках нарушения, заявление юридического или физического лица, сообщения СМИ, обнаружение признаков правонарушения антимонопольным органом в ходе проверки. Но дабы не дожидаться сообщения из государственных органов или из СМИ, жалобу на нарушение всё же надёжнее подать самостоятельно.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства может быть возбуждено в течение трёх лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения (ст. 41.1 Закона «О контрактной системе»). Возбуждённое дело рассматривается антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства ответчика. В том редком случае, если дело рассматривается не в территориальном управлении антимонопольной службы, а сразу в ФАС России, место нахождения ответчика или место совершения нарушения роли не играет. Правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган утверждены приказом ФАС РФ от 1 июля 2007 г. № 244.

Для рассмотрения дела антимонопольный орган создает и утверждает состав комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, которая впоследствии выступает от имени антимонопольного органа.

Участниками дела о нарушении антимонопольного законодательства являются заявитель, ответчик, заинтересованные лица. Все они могут участвоватьв деле лично или через представителя. Личное участие гражданина в деле не лишает его права иметь по этому делу представителя. Дела организаций ведут в антимонопольном органе их сотрудники или представители, действующие в пределах своих полномочий.

Возможно привлечение к рассмотрению дела экспертов, переводчиков, лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах.

Подача заявления

Заявление подается в антимонопольный орган в письменном виде. Оно должно содержать сведения о заявителе, сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения, существо заявленных требований, перечень прилагаемых документов, свидетельствующих о признаках нарушения. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены. Важно соблюсти требования этой нормы, так как согласно положениям ст. 44 Закона «О защите конкуренции» в случае отсутствия в заявлении или материалах перечисленных сведений, антимонопольный орган оставляет заявление без рассмотрения, о чём уведомляет в письменной форме заявителя в течение десяти рабочих дней со дня их поступления.

Предварительное рассмотрение заявления

В случае принятия заявления о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, уполномоченный орган в течение одного месяца рассматривает заявление и относящиеся к заявлению материалы. Стадия рассмотрения заявления является предварительной стадией работы с жалобой - по результатам этого процесса должно быть принято решение о возбуждении на основании жалобы дела или о том, что оснований для возбуждения такого дела нет. В ходе рассмотрения антимонопольный орган вправе запрашивать с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.

На стадии предварительного рассмотрения жалобы ответчик имеет шанс убедить УФАС не возбуждать дело. Для этого необходимо, в частности, максимально развёрнуто, ясно и аргументированно отвечать на запросы УФАС.

Решение по итогам предварительного рассмотрения

Срок рассмотрения может быть продлён на два месяца в случае необходимости сбора и анализа дополнительных доказательств, о чём заявитель уведомляется в письменной форме (ч. 4 ст. 44 Закона «О защите конкуренции»).

Таким образом, в течение одного месяца заявитель получает уведомление о возбуждении дела, либо об отказе в возбуждении дела, либо о продлении сроков рассмотрения заявления. Согласно положениям ст. 44 Закона «О защите конкуренции», решение об отказе направляется заявителю в течение десяти дней, в случае же принятия решения о возбуждении дела антимонопольный орган издает приказ о создании комиссии по его рассмотрению, копия такого приказа направляется сторонам дела в течение трёх дней со дня издания.

В течение пятнадцати дней со дня издания приказа председатель комиссии выносит определение о назначении дела к рассмотрению и направляет копии определения лицам, участвующим в деле.

Рассмотрение дела по существу

Рассмотрение дела является основной стадией антимонопольного разбирательства. Возбуждённые дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются антимонопольным органом в течение трёх месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случае недостаточности информации срок может быть продлён органом, но не более чем на шесть месяцев, с обязательным уведомлением сторон. При возникновении необходимости во временной остановке комиссия вправе приостановить или отложить процесс рассмотрения дела. Отложение рассмотрения практикуется в случаях необходимости сбора доказательств, привлечения лиц, если в ходе рассмотрения дела в действиях ответчика по делу обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело. Приостановление используется в случаях рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами пред- варительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства, проведения экспертизы (ст. 45 Закона «О защите конкуренции»).

При подготовке решения по делу ответчик может присылать свои возражения на заявления, дабы убедить комиссию УФАС не принимать решение о наличии правонарушения или по крайней мере не выдавать предписание и не налагать штраф.

Решение по результатам рассмотрения дела

При принятии решения по делу комиссия оценивает доказательства и доводы, пояснения и заключения экспертов и лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах, устанавливает права и обязанности сторон, разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании. В случае принятия решения о признании жалобы обоснованной комиссия может выдать ответчику предписание. Неисполнение в срок предписания влечёт за собой административную ответственность. Возможно продление срока исполнения предписания на срок не более чем шесть месяцев. Ходатайство о продлении срока исполнения, как устанавливает ст. 51 Закона «О защите конкуренции», подается в антимонопольный орган не позднее чем за двадцать рабочих дней до истечения срока его исполнения.

Комиссия по заявлению лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе вправе дать разъяснение решения и (или) предписания без изменения их содержания, такое определение направляется комиссией лицам, участвующим в деле, в течение трёх рабочих дней со дня изготовления определения, но не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления, согласно положениям ст. 51.1 Закона «О защите конкуренции».

Решения ФАС по закупкам могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания на основании ст. 52 Закона «О защите конкуренции». До дня вступления решения суда в законную силу действие акта антимонопольного органа приостанавливается.

Если права участника закупки нарушены, он может пожаловаться в ФАС. В каком виде нужно подавать жалобу и как ее правильно составить, читайте в статье.

Когда можно подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ

Об основаниях говорится в ст. 105 44-ФЗ. Причиной могут стать любые нарушающие установленный регламент и права участника закупки действия или бездействие:

  • заказчика;
  • уполномоченного органа;
  • специализированной организации;
  • комиссии;
  • контрактного управляющего;
  • оператора ЭТП.

Сроки обжалования

В 2019 году сроки обжалования сократили. Раньше участникам давалось 10 дней, но после вступления в силу изменений в ч. 3 и ч. 4 ст. 105 44-ФЗ срок сократился до 5 дней. Он отсчитывается с даты размещения итогового протокола в ЕИС.

Также изменился список документов, которые вместе с жалобой необходимо предоставлять в ФАС (ч. 5.1 ст. 106 № 44-ФЗ). Из него исключили бумаги, которые содержатся в ЕИС:

  • закупочную документацию;
  • заявки на участие;
  • протоколы;
  • аудио-, видеозаписи;
  • прочие бумаги, которые имеют отношение к процедуре определения поставщика или аккредитации участника на ЭТП.

Если у участника есть претензии к документации, бумагу нужно успеть направить в ФАС до окончания срока подачи заявок. Позже её не примут. Могут подавать как подавшие заявку, так и все остальные участники.

Если жалоба касается нарушений, связанных с аккредитацией на ЭТП, подать ее можно в течение 30 дней. Срок отсчитывается с даты нарушения. Жалобы, касающиеся процедуры заключения контракта, принимаются только от победителей процедуры не позже даты подписания контракта.

Как написать жалобу в ФАС

Одним из трех способов: отправить документ почтой, переслать факс или направить в электронной форме. Главное требование - она должна быть составлена в письменном виде.

Включите в документ:

  • информацию о себе - наименование (или ФИО, если жалобу подает ИП), адрес, контакты;
  • сведения о заказчике (или другом лице, действия которого обжалуются) - наименование, ФИО, адрес, номер телефона и почтовый адрес;
  • сведения о закупке, если жалоба касается конкретной процедуры;
  • перечень нарушений и доводы автора;
  • список подтверждающих документов.

Приложите бумаги, которые подтверждают, что доводы автора основаны на фактах и обоснованы. Это могут быть скриншоты, электронные документы, переписка с заказчиком и т.д.

Как подается жалоба в ФАС по 44-ФЗ в электронном виде

Чтобы направить жалобу через интернет, заполните форму обращения на сайте ведомства. Укажите вид обращения, личные данные, суть нарушения, обстоятельства дела, прикрепите подтверждающие документы.

Срок рассмотрения жалобы ФАС по 44-ФЗ

После того, как жалоба принята к рассмотрению, ФАС в течение 2 рабочих дней размещает информацию в ЕИС, а также уведомляет участника и заказчика (или другое заинтересованное лицо) о месте и времени рассмотрения. Заказчик вправе участвовать в рассмотрении. Он может направить возражения, а также непосредственно присутствовать при рассмотрении (лично или направить представителя).

ФАС обязана рассмотреть апеляяцию в течение 5 дней с момента поступления документов. В этот же срок ведомство должно уведомить автора жалобы о результатах рассмотрения.

Обратите внимание, что в течение 2 дней претензию могут вернуть без рассмотрения, если она:

  • не соответствует требованиям;
  • не подписана или имеет подпись лица, на которого не предоставлена доверенность;
  • подана позже срока;
  • ранее была рассмотрена и ФАС уже вынесла решение;
  • подана участником, включенным в РНП.

Обратите внимание: закон не запрещает одновременно направлять жалобу в ФАС и иск в суд. А если участника не устроит решение антимонопольного ведомства, он вправе обжаловать его в суде.

Шаблон жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Образец жалобы представлен на сайте ФАС. Также можно посмотреть примеры жалоб в реестре. Он ведется на сайте ЕИС.

Реестр жалоб в ФАС по 44-ФЗ

Искать жалобы можно по:

  • закону;
  • статусу - рассматривается или рассмотрена;
  • результату рассмотрения - признана обоснованной (целиком или частично) или необоснованной.

Также доступен расширенный поиск. У каждой жалобы есть карточка, в которой есть:

  • номер закона;
  • статус;
  • реестровый номер жалобы;
  • орган контроля, к которому пришла жалоба;
  • субъект жалобы;
  • уполномоченное учреждение;
  • лицо, подавшее жалобу;
  • номер извещения закупки и сведения о процедуре;
  • дата и время рассмотрения жалобы.

Вложенные файлы

  • Жалоба на действия заказчика.docx
  • Жалоба в ФАС на уполномоченный орган.docx
  • Жалоба на положения документации о закупке.docx
  • Доверенность на подачу жалобы в ФАС.docx

Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.

Требования к содержанию жалобы

Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

  1. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
  2. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.

Пример

При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

  • во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  • во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  • в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

  1. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
  2. провести внеплановую проверку (в любом случае);
  3. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.

Какие документы прикладывать к жалобе

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

Срок подачи жалобы

Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

  1. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
  2. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
  • протокола запроса предложений,

б) на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов электронного аукциона

3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

Сроки рассмотрения жалобы

После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

5/5 (7)

Как правильно составить жалобу на действия заказчика

Обратиться в надзорный орган можно любым удобным для человека способом. Это простое и привычное письменное обращение, обращение посредством электронной почты или по факсу.

Важно! Следует уточнить, что подача жалобы в электронном виде должна подтверждаться электронной подписью. Сделать это можно на различных государственных порталах, но на это необходимо время.

Рассмотрим перечень основных моментов, которые должны содержаться в подаваемом документе, а также сам порядок подачи:

  • В заявлении обязательно должна содержаться полная информация о заявителе, который составляет документ, а также о заказчике. Помимо этого, следует указать полную информацию о закупке и описать суть обжалуемых положений в документе;
  • Жалоба в обязательном порядке должна быть подписана заявителем либо доверенным лицом. В случае с доверенным лицом, необходимо наличие заверенной у нотариуса доверенности, которая позволяет доверенному лицу подписывать подобные бумаги вместо заявителя;
  • Полный перечень всех прилагаемых к заявлению документов.

Что конкретно должно быть в жалобе и в каком порядке:

  • Полные данные о заказчике;
  • Адрес, а также реквизиты;
  • Сведения о человеке, который подает жалобу. Сюда вписываются полные паспортные данные, а также реквизиты;
  • Максимально детальная информация касательно закупки, на основе которой возник спор;
  • Основная часть. Тут описывается суть жалобы и прилагаются документы, которые подтверждают нарушение положений со стороны заказчика.

Подается такое заявление в региональное Управление ФАС. Подобное заявление подается на основе закона «О защите конкуренции».

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец жалобы в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ:

Кто и когда может пожаловаться

Рассмотрим перечень лиц, которые могут направить жалобу в Федеральную антимонопольную службу:

  • Лица, непосредственно участвующие в торгах. Это участники торгов, а также доверенные лица;
  • Контролирующие органы. На любых торгах есть представители контролирующих органов, которые при обнаружении нарушения могут подать жалобу;
  • Объединения юридических лиц также могут направить жалобу.

Причиной жалобы могут стать действия или бездействие следующих лиц:

  • Заказчика;
  • Оператора электронной площадки;
  • Членов аукционной комиссии;
  • Контрактного управляющего.

Все подобные обращения рассматриваются одним государственным органом — ФАС России. Это означает, что подобные жалобы в других государственных органах будут перенаправлены сюда или вовсе останутся без рассмотрения.

В самом законе 44-ФЗ нет четких указаний касательно конкретных нарушений. То есть нет указаний, когда и при каких обстоятельствах можно жаловаться на кого-либо. Тем не менее, достаточно просто определить перечень действий, на которые можно жаловаться.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Рассмотрим все эти нарушения:

  • Способ и условия определения победителя. Все участники перед началом должны ознакомиться с условиями определения победителя. Если такие условия не соблюдается, то это станет нарушением;
  • Определение начальной цены контракта. Существует строгий порядок определения стоимости, который также нельзя нарушать;
  • Процедура и точный срок проведения общественного обсуждения закупок. Если временные рамки нарушены или обсуждения не было и вовсе, то это серьезное нарушение;
  • Регламент рассмотрения и оценки заявок. Здесь также существует четкий регламент, который нельзя нарушать. Речь идет об окончательных предложениях;
  • Процедуры заключения, изменения или расторжения конкретного контракта. Все это должно происходить согласно действующему законодательству;
  • Порядок проведения аукциона и порядок его аккредитации. Перед проведением аукциона следует ознакомиться с порядком, чтобы можно было отследить правильность всей процедуры;
  • Требования к документам, которые предоставляют участники. Если ряд документов отсутствует либо, наоборот, запрашиваются документы, которых не должно быть, идет речь о нарушении и попытке помешать провести честный аукцион.

Учтите! Именно так выглядит перечень нарушений, поэтому изначально рекомендуется детально изучить каждый пункт, чтобы впоследствии не возникало разногласий или недопонимания между участниками и организаторами.

Какие документы прикладывать к жалобе

В статье 105 ФЗ-44 указано не так много информации. Там говорится, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Также здесь указано, что должен быть перечислен перечень всех документов. Больше никакой информации нет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Назревает логичный вопрос, а что входит в этот перечень помимо документа, обосновывающего жалобу?

Давайте рассмотрим этот перечень:

  • Доверенность (а точнее ее копия), которая подтверждает полномочия человека подающего жалобу. Если такое заявление подает сам гендиректор, то нужно прикладывать документ, подтверждающий назначение на эту должность;
  • Документы о закупке, на которые собственно и составляется жалоба. Это могут быть сами документы о закупке, протоколы, решения и прочее. Хотя в самом законе нет четкого указания, что эти бумаги следует прикладывать, настоятельно рекомендуется это делать. По факту документ заявителю никто не вернет, опираясь на недостаток сведений, но дело рассмотрения изрядно затянется.

Внимание! Еще одним интересным фактом является то, что сама ФАС России подтверждает факт, что бывают ситуации, когда доказать (обосновать) жалобу невозможно документально.

Такие случаи встречаются достаточно часто, при этом решения по ним выносятся как в одну, так и в другую сторону. Если документов, подтверждающих доводы, нет, то иногда используются показания лиц, присутствующих при нарушении, либо просто описывается нарушение. Даже не имея документальных доводов, подтверждающих нарушение, жалоба будет рассмотрена.

Посмотрите видео. Жалоба в ФАС по 44-ФЗ (сроки, процедура, документы):

Как подать жалобу в УФАС в электронном виде

Главным нормативным актом в случае нарушения закона 44-ФЗ является Приказ ФАС России № 727/14 от 19.11.2014 г. В нем указано, что заявление в обязательном порядке составляется только на русском языке и в письменной форме. Заявления на других языках не будут рассмотрены, вне зависимости от любой ситуации.

Указано здесь и то, что документ можно отправить в электронном виде. В этом случае он заверяется электронной подписью заявителя либо его доверенного лица. В случае с доверенным лицо следует дополнительно высылать доверенность. Отправлять такие электронные письма можно через официальный сайт либо на электронную почту [email protected].

Рассмотрим перечень основных данных, которые должны быть указаны в электронном письме. Если хотя бы один из пунктов не будет указан, жалоба не будет рассмотрена.

Вот они:

  • Полные данные о заявителе (как и в письменном виде), а также адрес его электронной почты и контактный телефон;
  • Информация о лице, чьи действия привели к нарушению;
  • Номер закупки;
  • Причина обращения. Описание причины, а также документы, подтверждающие нарушение;
  • Перечень прилагаемых бумаг.

Что обжалуется? В какие сроки подавать?

Такая жалоба подается на действие или бездействие заказчика, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки, если они связаны с аккредитацией участников закупки на электронной площадке. В данном случае, срок составляет 30 дней с момента совершения нарушения.

Запомните! В случае нарушения, которое было совершено при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или заключении контракта, жалобу следует успеть подать до момента его заключения.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о том, как самостоятельно подготовить и подать жалобу в ФАС, а главное, как это сделать ПРАВИЛЬНО.

В настоящее время интернет просто разрывается от предложений консалтинговых и юридических фирм, которые предлагают свои услуги по консультированию, составлению жалобы, а также её дальнейшему сопровождению в контрольных органах. Однако услуги эти отнюдь не дешевые. Стоимость одного лишь составления жалобы колеблется в пределах от 3000 до 5000 рублей, а иногда и выше. Все зависит от региона, фирмы, оказывающей услуги, и прочих условий.

Но, на самом деле, подготовить и подать жалобу в ФАС не такое уж и сложное дело, как может показаться на первый взгляд. Помните это крылатое выражение — «Не Боги горшки обжигают»? Действительно, в этом нет ничего сложного и этому легко можно научиться. Изучив эту статью до конца, вы будете в состоянии самостоятельно подготовить и подать жалобу в ФАС. И так, давайте начнем…

1. Порядок подачи жалобы в ФАС

В этой части статьи мы с вами рассмотрим последовательность действий при подаче жалобы в ФАС. Эта последовательность состоит из 7-ми простых шагов, которые вам необходимо будет выполнить:

Шаг №1 — Определить предмет жалобы и целесообразность обращения в ФАС;
Шаг №2
— Знать 44-ФЗ (223-ФЗ) или хорошо в них ориентироваться;
Шаг №3
— Скачать образец (шаблон) жалобы;
Шаг №4
— Подготовить жалобу в соответствии с требованиями законодательства;
Шаг №5
— Определить, куда подать жалобу;
Шаг №6
— Выбрать форму подачи жалобы;
Шаг №7
— Подать жалобу в установленный срок.

А теперь давайте рассмотрим с вами каждый шаг более подробно.

Шаг №1 – «Определить предмет жалобы и целесообразность обращения в ФАС»


Для того чтобы подать жалобу в ФАС, вы должны четко знать какие действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки вы будете обжаловать.

Если жалоба подается на закупочную документацию, то вам необходимо внимательно изучить размещенную заказчиком документацию, выделяя её сомнительные положения. А затем определить, содержатся ли в выделенных вами сомнительных положениях нарушения действующего законодательства.

Если же жалоба подается на действия комиссии заказчика, то необходимо определить, позволяют ли указанные ею сведения в протоколе об отклонении заявки сделать выводы об обоснованности решения. Не редки случаи, когда протокол рассмотрения заявок не позволяет определить положения заявки, не соответствующие требованиям документации о закупке или положения документации о закупке, которым противоречит заявка. Подобное обстоятельство образует самостоятельное правонарушение, состав которого предусмотрен ч.2.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сокращенно КоАП РФ), о чем также необходимо указать в жалобе. Таблицу с ответственностью должностных лиц за нарушения 44-ФЗ и 223-ФЗ вы сможете скачать на этом сайте в разделе .

Шаг №2 – «Знать 44-ФЗ (223-ФЗ) или хорошо в них ориентироваться»

Для того чтобы грамотно обеспечить защиту своих прав и интересов в ФАС вам необходимо хорошо знать 44-ФЗ (223-ФЗ) или по крайней мере уметь в них ориентироваться. Для этого рекомендую вам достаточно глубоко изучить Главу 6 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г., которая называется «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки», а также ч. 9-10 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ст.18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Шаг № 3 – «Скачать образец (шаблон) жалобы»

Для того чтобы подать жалобу в ФАС, вам будет необходим образец (шаблон) для составления такой жалобы. Для этого рекомендую вам зайти на официальный сайт Федеральной антимонопольной службы (http://www.fas.gov.ru/ ). В верхней части сайта перейдите по вкладке «Контакты». В выпадающем меню выберите раздел «Обращения в ФАС России».

В левом столбце выберите пункт «Образцы документов».

В центральном окне откроются образцы документов, в нем вам будет нужно выбрать пункт «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».

После того, как вы перейдете по данному пункту, перед вами откроется краткая справка ФАС о содержании и сроках подачи письменной жалобы, а ниже этой справки вы найдете ссылку «Образец жалобы», при нажатии на которую вы сможете скачать данный образец на свой компьютер.

Данный образец вы также сможете скачать . Кстати, этот же шаблон можно использовать и для составления жалоб по 223-ФЗ. Помимо этого рекомендую вам зайти в Реестр жалоб (http://zakupki.gov.ru/epz/complaint/complaintQuickSearch/search.html ) на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru/ ) там вы сможете ознакомиться с уже рассмотренными или находящимися в рассмотрении жалобами от участников закупок, а также с решениями и предписаниями ФАС.

Вся информация находится в свободном доступе. Если вы новичок, то это будет большим подспорьем в работе, т.к. вы сможете найти в данном реестре жалобу на аналогичные действия или бездействие Заказчика, УО, СО и т.д. Как говориться, зачем изобретать велосипед? Мыслите шире! Да, бывают нестандартные ситуации, но большинство нарушений очень и очень похожи и наверняка уже были обжалованы кем-то другим до вас. Главное уметь находить нужную вам информацию. Также рекомендую вам посмотреть небольшой видеоурок по подготовке жалобы в ФАС:

Шаг № 4 – «Подготовить жалобу в соответствии с требованиями законодательства»

И так… вы определились с тем, какие именно пункты закона были нарушены, вы собрали все имеющиеся доводы жалобы воедино, скачали образец (шаблон) жалобы или, если вам удалось, то нашли аналогичную жалобу в реестре жалоб. Теперь вам нужно очень внимательно и скрупулёзно составить свою жалобу.

Требования к содержанию жалобы по 44-ФЗ

В ч.8 ст.105 44-ФЗ указаны все сведения, которые должны содержаться в жалобе, а именно:

1. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации).

2. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии).

3. Указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке.

4. Указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.

Рекомендация: В данном пункте вам необходимо без лишних эмоций и «воды» по существу изложить те пункты, которые были нарушены, а в доводах жалобы указать на те документы или пункты документации, которые противоречат законодательству и подтверждают вину заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки и т.д. Жалоба должна содержать полный перечень документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы.

Очень важно: Жалоба должна быть подписана и скреплена печатью (при её наличии). К жалобе, поданной представителем участника закупки, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ. А также должны быть приложены и перечислены в приложении все документы, на которые вы ссылаетесь в доводах жалобы.

Требования к содержанию жалобы по 223-ФЗ

Согласно требованиям ч.6 ст.18.1 135-ФЗ жалоба на действия (бездействие) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа должна содержать:

1) Наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона лиц, действия (бездействие) которых обжалуются;

2) Наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

3) Указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена;

4) Указание на обжалуемые действия (бездействие) лица, действия (бездействие) которых обжалуются, а также соответствующие доводы;

5) Перечень прилагаемых к жалобе документов.

Так же при обжаловании действий (бездействия) жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

Шаг № 5 – «Определить, куда подать жалобу»

В случае подачи участником закупки в ФАС России жалобы, подлежащей рассмотрению территориальным органом, ФАС России передает такую жалобу в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу. При этом ФАС России вправе рассмотреть любую жалобу, подлежащую рассмотрению территориальным органом.

В случае поступления жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения и т.д. при осуществлении закупки путем проведения совместных конкурсов или аукционов, заказчики которых находятся на территории осуществления деятельности двух и более территориальных органов, рассмотрение такой жалобы осуществляется территориальным органом по месту нахождения организатора совместного конкурса или аукциона.

Вы можете подать жалобу в ФАС России на действия (бездействие) оператора электронной площадки или в другие территориальные подразделения по месту нахождения заказчика. Т.е. если заказчик из Орла, то и жалобу направляйте в Орловское УФАС. Чтобы ознакомиться с полным перечнем территориальных органов ФАС и их контактными данными, зайдите на официальный сайт Федеральной антимонопольной службы (http://fas.gov.ru/ ). В верхней части сайта нажмите по вкладке «Территориальные органы». В центральном окне сайта откроется список всех территориальных органов ФАС.

При нажатии по названию необходимого территориального органа, откроется сайт данного территориального органа ФАС с контактной информацией для подачи жалобы.

Шаг № 6 – «Выбрать форму подачи жалобы»

Жалоба в ФАС подается либо в письменной форме (лично, по почте или курьером), либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью.

Рекомендация: Если вы подаете жалобу в форме электронного документа, то не поленитесь, обязательно сделайте телефонный звонок и уточните номер входящего документа, чтобы ваша жалоба была зафиксирована. Потому как техника иногда дает сбои и ваша жалоба может попросту не дойти до адресата.

Шаг № 7 – «Подать жалобу в установленный срок»

Сроки подачи жалобы в ФАС подробно рассмотрены во 2-ой части данной статьи.

Вот и весь порядок подачи жалобы в ФАС. Как видите, ничего сложного в этом нет.

2. Сроки подачи жалобы в ФАС

Сроки по 44-ФЗ

1. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6 44-ФЗ, допускается в любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6 44-ФЗ, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.

3. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.

4. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения (начала рассмотрения) заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

5. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

6. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

Важный момент: По истечении вышеуказанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Сроки по 223-ФЗ

Обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения (ч.4 ст.18.1 135-ФЗ).

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается в течение 3-х месяцев со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения (ч.5 ст.18.1 135-ФЗ).

3. Сроки рассмотрения жалобы в ФАС

Рассмотрение по 44-ФЗ

ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение 5-и рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы. Датой поступления жалобы является дата её регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Рассмотрение по 223-ФЗ

Жалоба рассматривается антимонопольным органом по существу в течение 7-ми рабочих дней со дня поступления жалобы. Однако если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно ещё на 7-мь рабочих дней.

На этом моя статья подошла к концу. Пользуйтесь данной последовательностью при составлении своих жалоб на действия (бездействие) заказчиков, изучайте практику ФАС по 44-ФЗ (223-ФЗ) и тогда ни один заказчик не сможет нарушить ваши законные права и интересы. Желаю вам удачи!

P.S.: Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях к данной статье. Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ