Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

МБОУ «Гуманитарная гимназия №8»

Ирландия

Короли и верховные правители

Реферат по английскому языку

ученицы 7 класса «А»

Липиной Алены

научный руководитель

Соснина Галина Владимировна

Северодвинск

Введение …………………………………………………….3

Основная часть

Глава 1. Северная Ирландия………………………………..6

Глава 2.Страна Королей……………………………………13

Глава 3. Интересные факты об Ирландии………………...17

Заключение………………………………………………….20

Список литературы………………………………………....21

ВВЕДЕНИЕ

На этот остров изумрудный
Людей богиня привела,
И душу женскую, судьбу,
И путь тернистый, трудный
Ирландия так обрела.
И сотни лет с тех пор она,
Вела борьбу и воевала,
И снова людям жизнь давала,
И в Тир-На-Ног их забирала,
И вновь на подвиги звала.
И нам судьба свой шанс дала-
У самой кромки океана,
За сочной зеленью лугов,
Вглядеться в даль ее веков,
Увидеть тень событий давних,
Услышать кельтских звон мечей,
Друидов магию речей,
И околдованы богиней,
Мы барды вечные отныне,
О, Эйре, красоты твоей!

Ирландия - второй по величине остров Британских островов. Это край зеленых лугов, пологих холмов, дубовых рощ, голубых озер, извилистых рек и невысоких горных хребтов, обрамляющих побережье. Природа Ирландии поражает своей красотой - под вечно меняющимися красками небосвода - то угрюмыми, то через минуту сверкающими радужными искрами - переливается разными тонами роскошный зеленый ковер из травы - остров вобрал все оттенки зеленого цвета в обрамлении изумрудных океанских вод. Вот почему писатели восторгались этим удивительным уголком мира, называя его Изумрудным островом.

Ирландия - это сочные луга с пасущимися на них стадами, пашни, остатки крепостей и замков; тихие деревни и шумные города, переполненные судами морские порты и густо завешанные сетями рыбацкие посёлки.

Главное же богатство Ирландии – народ. Народ без сомнения уникальный и неповторимый. Конечно, это можно сказать и о любом народе, но ирландский народ заслуживает этого в большей мере. Ведь немного в мире найдется народов с такой трагической судьбой: многие столетия приходилось бороться за свободу, за сохранение уникальной и самобытной культуры, даже за право разговаривать и писать на родном языке, а часто и за саму жизнь…

Мы решили выбрать эту тему для нашей работы потому, что, изучая наш учебник, мы поняли, что информации о Северной Ирландии, входящей, как известно, в состав Великобритании, очень мало. Мы думаем, что данный материал может быть использован на уроках английского языка в качестве демонстрационного материала и поможет ученикам лучше узнать Ирландию, ее историческое прошлое, получить сведения о людях, населяющих эту страну, их традициях.

Целью нашей работы является изучение материалов об Ирландии, ее истории, традициях, символах.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

    Изучить материалы об Ирландии, ее истории, ее символах.

2. Изучить историю эпохи Великих королей.

3. Систематизировать материал и адаптировать его к употреблению на уроках.

Результатом нашей работы должно являться создание презентации и буклета об Ирландии, ее истории, символах.

Источниками нашего исследования являются энциклопедии, книги об истории Ирландии, информация с интернет сайтов.

Мы использовали следующие методы работы:

1. Исследование

3. Обобщение.

ГЛАВА 1 СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ

Многие думают, что Республика Ирландия и Северная Ирландия - одно и то же государство. Но, на самом деле, Республика Ирландия - самостоятельное независимое государство, а Северная Ирландия входит в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии - британский монарх, ныне - Королева Елизавета II.

В нашей работе мы говорим о Северной Ирландии.

Ее столица и крупнейший город - Белфаст .

Шесть из девяти графств (и 26 округов) Ольстера - Антрим, Арма, Даун, Фермана, Лондондерри и Тирон - образуют Северную Ирландию.

До недавнего времени (с 1953 по 1972) год правительством и правительственными организациями Северной Ирландии использовался специальный флаг, известный как «Ольстерское знамя». Он состоял из георгиевского креста, внутри которого были расположены белая шестиконечная звезда и красная кисть руки (символ древнего Ольстера). Сверху над звездой находилась корона.

Существует легенда, согласно которой три тысячи лет тому назад между двумя предводителями викингов возник спор о том, кто из них имел больше прав стать королём Ирландии. Одного из них звали Херемоном О’Нилом. По условиям договора королём Ирландии должен был стать тот из них, кто первым коснулся бы её берега. Силы соперников во время этого соревнования были примерно равны, они шли с одинаковой скоростью. Когда до цели оставалось совсем немного, О’Нил вдруг отрезал кисть своей правой руки и бросил её на берег. Его окровавленная рука первой достигла земли, и он стал королём Ирландии. С тех пор рука красуется на геральдических символах Северной Ирландии как признак мужественности,

находчивости и ума.

В настоящее время флаг Северной Ирландии официально представлен флагом Великобритании.

Герб Северной Ирландии был утверждён в 1924 году после образования Ирландского Свободного государства как доминиона Великобритании и в связи с немедленно последовавшим отделением Северной Ирландии от Ирландского Свободного государства.

По центру герба располагается щит, в середине которого видна рука до запястья, над щитом – корона. С левой стороны щит держит лев, с правой – лось. Между львом и щитом располагается знамя с изображением арфы, между лосем и щитом – знамя герцогов Де Бурго. Геральдический лев стоит на задних лапах, повернут вправо. В таком положении геральдическое животное называют восстающим. Красный лев является символом королевских привилегий, мужества, великодушия, силы, храбрости, благородства, гордости, борьбы, победы. Лев также – образ царственности и воплощение героического начала.

Лось стоит на задних лапах, повернут влево, как и положено по геральдической традиции этому животному. Он является символом лесного могущества, богатства животного мира, силы, выносливости, постоянства, интеллекта, великодушия, благородства, красоты, независимости, свободы и достоинства.

Лев держит знамя с изображением двеннадцатиструнной золотой арфы. По легенде, первая гэльская арфа была у правителя Дагды, но боги холода и тьмы похитили ее. Добрые же боги света и солнца отыскали ее и вернули Дагде. С XIII века арфа стала символом Ирландии. Как герб короля Ирландии золотая арфа на лазурном поле впервые упоминается во французском каталоге гербов в 1280г. В 1541г. арфа была принята как символ нового Королевства Ирландии, образованного Генрихом I Ирландским.

Арфа символизирует важность музыки в ирландской культуре, является символом возвышенных размышлений и созерцания, а также справедливого суда.

Знамя герцогов де Бурго представляет собой крест на желтом фоне. Крест является символом выбора пути, дороги. Представленный на гербе крест имеет форму греческого, так как у него линии имеют равную длину, перпендикулярны друг другу и пересекаются в середине.

Щит по центру герба состоит из креста святого Георгия, на котором расположены белая шестиконечная звезда и красная кисть руки, которая является символом древнего Ольстера. Над звездой находится корона. Золотые ошейники на шее льва и лося символизируют власть.

Герб с помощью расположения своих частей показывает нам с одной стороны, причастность Северной Ирландии к судьбе и истории Великобритании с помощью щитодержателя льва, как национального символа мощи государства этой страны. И так как он располагается справа – этой причастности отдается приоритет. С другой стороны, стоящий слева лось говорит о свободе и независимости Северной Ирландии. Щит по центру и два знамени связаны с историей и культурой Северной Ирландии. Щитодержатели «охраняют» королевскую власть, поддерживая щит с обеих сторон. Знамя с крестом является выражением благословения и одобрения королевской власти, а с арфой – ее вдохновения и справедливости.

Как видно, больше всего на гербе красного цвета. Данный цвет является символом мужества, самоотверженности, жизни, храбрости, любви, крови, пролитой в борьбе. Следующим по распространенности цветом на гербе является золотой. Арфа, корона, ошейники и основание, на котором стоят щитодержатели, выполнены в золотом. Золотой символизирует знатность, могущество и богатство, а также веру, справедливость, милосердие, смирение. Белый (серебряный) цвет олицетворяет веру, невинность, правдивость, чистоту.

Сочетание белого и красного (как на щите) пользовалось особым почтением, так как эти цвета символизировали чистоту и милосердие, высшие добродетели. Цвет лазури (на знамени с арфой) символизирует великодушие, честность, верность, безупречность, преданность, невинность, искренность и славу. Оранжевый цвет символизирует силу, выносливость, стойкость.

Герб использовался в качестве официального символа Северной Ирландии в 1925-1972 годах. В 1972 году, после того, как правительство Северной Ирландии было распущено, герб был выведен из официальных. Дарование герба не было отменено, но в связи с тем, что носитель герба (самостоятельное правительство Северной Ирландии) не существует, герб признан историческим и не может быть использован официально до тех пор, пока у него не появится новый владелец.

Трилистник – неофициальная старинная народная национальная эмблема Северной Ирландии, а до отделения Ирландии от Великобритании – национальная эмблема всех ирландцев (она и сейчас подчёркивает единство ирландского народа). Святой Патрик учил ирландцев любить природу как наглядное пособие при изучении вопросов веры. Пытаясь втолковать вождю-язычнику понятие святой троицы, Патрик сорвал лист клевера и пояснил, что существуют бог-отец, бог-сын и бог-святой дух, но они едины, как три листка на одном ростке. Доходчивое разъяснение возымело действие, и благодарный вождь проникся христианским духом, повелев своим подданным следовать его примеру. Патрик убедил ирландцев в том, что триединый бог лучше, чем множество разрозненных языческих идолов. С тех пор трилистник прочно укрепился как государственный символ ирландцев. И в Ирландии существует традиция прикреплять к одежде листок трилистника, символизирующий крест, цвет католицизма, да и символический цвет самой "изумрудной страны". Именно поэтому зеленые одежды в День святого

Святой Патрик – христианский святой и покровитель Ирландии. Считается, что именно он распространил христианство в Ирландии. Его почитают в католицизме, англиканской, лютеранской, пресвитерианской церквях, а также в некоторых православных общинах.

О жизни святого Патрика известно из его собственных произведений – «Исповеди» и «Послания к воинам короля Коротика». Согласно этим сочинениям, Патрик родился в IV веке в управляемой Римом Британии в состоятельной семье. Его отец был дьяконом, дед – священником христианской церкви. Настоящее имя Патрика - Магон. В возрасте 16 лет он был похищен пиратами и увезен в рабство в Ирландию. Хозяин Магона решил дать пленнику новое имя и презрительно назвал своего молодого раба Patricius - «знатный человек, патриций». За годы рабства Патрик обрел веру в Бога. Спустя шесть лет он, наконец, решился на побег. Ему удалось попасть на корабль и добраться на нем в Галлию. Однажды Патрик увидел сон, в котором Бог велел ему вернуться в то место, откуда он сбежал. Так Патрик снова прибыл в Ирландию в 432 году, но уже как проповедник христианства. С этого момента начинается его миссионерская деятельность. До этого ирландцы, в основном, были язычниками. О данном периоде жизни святого Патрика и о его столкновениях с друидами было сложено множество легенд. Считается, что он крестил сотни тысяч человек и основал в Ирландии несколько сот церквей. Святого Патрика почитают именно 17 марта, поскольку этот день считается днём его смерти. Предположительно, святой Патрик был похоронен в Даунпатрике в Северной Ирландии.

Святому Патрику посвящено множество соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых - собор Святого Патрика в Дублине, построенный в 1191 году. Настоятелем собора в XVIII веке был писатель Джонатан Свифт.

По этническому составу население Северной Ирландии неоднородно, можно выделить три основные группы. Здесь проживает коренные жители острова Ирландия - ирландцы-католики, а также большое количество англо-ирландцев и шотландцев-ирландцев. Потомки шотландских переселенцев проживают в основном в восточных районах, англичан – в центральных и северных провинциях. Коренное население сохранилось в основном в крайних западных и пограничных с Ирландией районах. Эти группы различаются между собой по религии и культуре. Государственными языками в Северной Ирландии являются: английский, ирландский, ольстерский шотландский (гэльский язык).

Население Северной Ирландии составляет 1570 тыс. человек, около половины из них проживают в городах. Самый большой город Белфаст, за ним следует Лондондерри, или Дерри. В Северной Ирландии велика доля молодежи и лиц пожилого возраста по отношению к численности трудоспособного населения. Такое распределение по возрасту – результат высокой рождаемости и продолжительности жизни.

Что касается характера ирландцев, то им присуща удивительная приветливость, добродушие и отзывчивость, они просты и радужны в общении. Чрезвычайная общительность и любопытство - их национальные черты.

Ирландцы очень любят праздники . В Ирландии отмечается несколько природных праздников, которые получили статус государственных. Майский Праздник (May Holiday) отмечается в первый понедельник мая; Июньский выходной (June Bank Holiday) - в первый понедельник июня; Августовский выходной (August Bank Holiday) - в первый понедельник августа и, наконец, Октябрьский выходной (October Bank Holiday) - в последний понедельник октября. Несомненно, одним из любимых и наиболее значимых национальных праздников является для ирландцев День святого Патрика (St.

Patrick’s Day), отмечаемый ежегодно 17 марта. Кроме этих дней, общенациональными праздниками и выходными днями в стране являются: Новый Год (New Year’s Day) - 1 января; Святая Пятница (Good Friday) - последняя пятница перед Пасхой; Пасхальный Понедельник (Easter Monday) - первый понедельник после Пасхи; Рождество (Christmas Day) - 25 декабря и День святого Стефана (St. Stephen’s Day) - 26 декабря.

Таким образом, Северная Ирландия входит в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и имеет свои символы, эмблему, традиции, праздники.

ГЛАВА 2 СТРАНА КОРОЛЕЙ

Древняя Ирландия, прежде всего, была страной королей. Сколько их точно, никто не знает, но в VII веке правителей, должно быть, насчитывалось не менее сотни. Для сравнения, в англосаксонской Англии к VIII веку было шесть королевств.

Феодальная раздробленность характерна для истории многих государств Средневековья. В России с XII по XV тоже был такой период, когда она была раздроблена на множество мелких феодальных княжеств и у каждого княжества был свой правитель.

В Ирландии, у этого королевского множества имелась особая иерархия. На вершине пирамиды, разумеется, номинально, стоял верховный король Тары, однако этот титул был чисто символическим. В реальности не доминировал ни один король, хотя некоторые из них по сравнению с другими обладали большей властью. Старый ирландский закон выделял три «степени»: на низшем уровне располагались правители малых королевств; затем шли их сюзерены - рури, или «верховные короли», властвовавшие над несколькими мелкими королями. Над верховными королями стоял, «король верховных королей», который, вероятно, к этому времени был правителем одной из ирландских провинций. В древней Ирландии короли наделялись мистическими свойствами. Древние рукописи переполнены рассказами об их подвигах, а когда такого человека короновали, церемонию сравнивали с бракосочетанием, в этом случае король сочетался с землей, а не с народом.

Ритуальный брак Верховного короля с его землёй заключался на «пиру Тары», в Медовом покое - главном пиршественном зале Тары. Ирландия являлась в облике прекрасной девушки с золотыми волосами, в которых сверкала диадема.

Для заключения брака король должен был пройти несколько испытаний.

Легендарный камень Лиа Фаль, должен был вскрикнуть под ним, и он должен был проехать на колеснице между двумя близко стоящими камнями, которые расступались только перед истинным королём. (Камень Фаль - камень судьбы, - «светлый», «сверкающий», «изобилие», «знание» - один из четырёх даров племён богини Дану, принесённый из Фалиаса Необработанный камень символизировал хаос, а крик при вступлении короля - сопротивление этого хаоса процессу упорядочивания.)

Существовала так называемая «правда короля» - магическая гарантия благополучия земель. Король, нарушавший «правду», или даже увечный (то есть неспособный обеспечить счастье и процветание страны), навлекал на свои земли различные беды (поэтому перестал быть королём лишившийся руки Нуаду, бесчестный Брес, а во время правления захватившего власть силой Кайбре Катхенна на колосьях было лишь по одному зерну, а на дубах - лишь по одному жёлудю, не было рыбы в реках и молока у скота. В предании «Сватовство к Эмер» описывается порядок передачи престола раз в семь лет: 7 друидов и 7 филидов ручались за этот договор, чтобы возвести позор и проклятье на нарушившего порядок, и в случае, если будет нарушена «правда короля» - «урожай желудей каждый год, краски всякого цвета, ни одной смерти женщины в родах». Считается, что в правлениях Верховного короля существовали перерывы; например, действие «Похищения быка из Куальнге» происходит в период такого 5-7летнего перерыва, при котором правитель Тары не считался Верховным королём.

Холм Тара («Холм королей») - длинная невысокая возвышенность в Ирландии возле реки Бойн в графстве Мит, сложенная из известняков. Это одно из наиболее известных «волшебных» мест в Ирландии. Она была религиозным центром еще у кельтов, однако поселения здесь возникли еще раньше, и уже тогда Тара была сакральным местом. Здесь проводились религиозные обряды, во время которых жрецы беседовали со своими богами.

Для кельтов сакральное место означало «центр мира», там, где

сходились все магические потоки. Возможно поэтому один из вариантов значений слова «тара» - было санскритское «звезда», причем, звезда Полярная, которая является еще и центром неба.

На холме находится множество древних памятников. Тара считается древней столицей Ирландии, резиденцией и местом коронации Верховных королей. Центральное сооружение Тары называется Рат Риг (Крепость Королей). Оно окружено двойным валом диаметром 264 м со рвом между ними. Одна из насыпей сделана из камней. Здесь находится двухметровый инаугурационный камень Лиа Фаль,

Внутри также находятся круглый рат Тех Кормак (Дом Кормака), возведение которого приписывали Кормаку мак Арту; Дума на Нгиалл (Холм Заложников), в котором содержались заложники короля Ниала Ноигиаллаха. Немного в стороне расположен Дума на Бо (Холм Коровы), где была погребена легендарная корова Киана, украденная Балором. Рядом находится Рат на Шенад (Место Собрания), ныне называющийся королевским троном, - место первых христианских Соборов.

В 433 в Таре впервые проповедовал св. Патрик верховному королю Лоэгайре. Из Тары в древние провинции (пятины) Ирландии было проложено пять дорог, три из которых сохранились до наших дней. В 6 веке Тара была заброшена.

Именно название «Тара» было у усадьбы эмигранта Джеральда О`Хара, одной из дочерей которого была героиня романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» - Скарлетт О`Хара. В данном контексте имя Тара означает «королевских кровей», «правитель».

Таким образом, как и во многих европейских странах, в Ирландии был период феодальной раздробленности, во время которого страна была разделена на множество мелких королевств, каждое из которых имело своего правителя.

ГЛАВА 3 ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ ИРЛАНДИИ

    Ирландия – одна из наиболее таинственных стран в мире, где волшебство не считается чем-то необыкновенным. По крайней мере, именно здесь появились легенды о маленьких лепреконах . Лепреконы - в ирландском фольклоре небольшие существа, похожие на гномов, жившие на холмах Ирландии, чаще башмачники. Вид у лепрекона весьма экзотический - светлая кожа, морщинистое личико, ярко-красный нос. Наряд составляют треуголка, зеленые штаны и жилет с громадными блестящими пуговицами, кожаный фартук, длинные голубые чулки и высокие башмаки с серебряными пряжками размерами немногим меньше башмаков. Они постоянно тачают один и тот же башмак. Известно, что лепреконы не прочь выпить, поэтому их частенько можно встретить в винных погребах. Еще они обожают табак и не выпускают изо рта трубки. Говорят, что у каждого из лепреконов есть горшок золота или если нет золота, то лепрекон исполняет три желания. Если человеку повезло, и он поймал лепрекона, то он может заставить его показать то место, где спрятано его золото, подробно обо всем у него выспросить, не спуская с пленника глаз. Но еще никому и никогда не удавалось обмануть лепрекона: он всегда найдет способ вывернуться и удрать. Лепреконы очень скупы и жадны, часто выглядят как бедняки, хотя имеют много золота. Музыка, танцы, охота на лис и питье ирландского виски, считается любимыми времяпрепровождениями Лепреконов. Как только он начинает танцевать под песню человека, он не может остановиться, пока мелодия не прекратится. Средства обнаружения золота Лепрекона включают поиск конца радуги, которая может привести человека к Лепрекону, где тот предлагает исполнить три его желания в обмен на сокровище. Но Лепрекон чаще всего использует хитрые уловки и обманывает человека

Согласно одной легенде, если смертному удастся поймать Лепрекона,

тот будет обещать большое богатство за свою свободу.

У Лепрекона есть два кожаных мешочка. В одном мешочке есть серебряный шиллинг - волшебная монета, которая возвращается к своему владельцу каждый раз после выплаты - в славянской мифологии есть аналог подобной монеты - Неразменный рубль. В другом мешочке Лепрекон прячет золотую монету, которую он использует, чтобы попытаться подкупить кого то, чтобы выйти из трудных ситуаций. Эта монета обычно превращается в листья или пепел, как только Лепрекон отдает ее новому владельцу.

    Все знают, что святой Патрик - покровитель Ирландии. Но он же одновременно покровительствует и… Нигерии! Все потому, что ирландские миссионеры заглянули на Черный континент.

    На территории Ирландии нельзя встретить дикую змею. Это заслуга легендарного святого Патрика, принесшего в страну христианство.

    Согласно поверью, огромное счастье обретет тот, кто в День святого Патрика найдет четырехлистный листочек клевера. Такой листок считается символом удачи, но именно в этот день удваивает свою волшебную силу.

    Многие представляют ирландцев с рыжим цветом волос, и правильно

делают. Больше половины населения этой страны имеют рыжий цвет волос и веснушки.

    Многие ирландские фамилии начинаются с "Mac" или "O "...", что

означает, соответственно, "сын..." и «внук..." на гэльском языке.

    Задолго до прихода христианства в Ирландии была традиция украшать

дом снаружи листьями и ветвями падуба зимой. Это был некий знак гостеприимства, чтобы «добрый народец», что живет в лесу, мог прийти в дом и укрыться от холода под листьями падуба.

    В Ирландии существовала специфическая профессия «людей

будильников»: каждое утро они стреляли сушеным горохом из длинных трубочек в окна тех, которых нужно было разбудить.

    В конце девятнадцатого века, управляющий одним поместьем в

Ирландии, некто Чарльз Бойкот, уж очень активно боролся с забастовкой рабочих, протестующих против высокой арендной платы. В результате, его начали игнорировать все: соседи не разговаривали, в магазине не обслуживали, даже в церкви не садились рядом с ним. Несложно догадаться, как сейчас называется такой метод сопротивления, причем, на большинстве языков мира.

    Тропа великанов в Северной Ирландии - уникальное природное

явление: соединенные между собой базальтовые шестиугольные колонны создают удивительные ландшафты, напоминающие природную мостовую. Тропа - результат активности древнего вулкана; выступы сформировались при остывании лавового потока. Существует и другая версия появления причудливой тропы: дорогу построил герой кельтских мифов Финн Мак Кумал.

    Старое ирландское средство от боли в животе – проглотить живую

    Настенные росписи в городах Северной Ирладнии - явление

уникальное: нигде в мире люди, придерживающиеся противоположных политических взглядов и относящиеся к различным конфессиям, не выражают свои взгляды на стенах домов так красочно и масштабно, как в Белфасте и Дерри. Большинство настенных росписей отражает историю сложных и зачастую кровавых отношений между ирландцами и англичанами, республиканцами и лоялистами, католиками и протестантами. Начиная с 1970-х годов, в городах Северной Ирландии появилось около двух тысяч подобных стен. Чтобы понять, что стоит за сюжетами, эмблемами и аббревиатурами на североирландских стенах, следует обратиться к истории англо-ирландских отношений.

Итак, Ирландия - очень необычная, загадочная страна, с интересными традициями и обычаями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставив перед собой цель - изучить материалы об Ирландии, ее истории, традициях, символах и проделав определенную работу, мы пришли к следующему выводу:

Ирландия – мистическая и загадочная страна, с изумительной, уникальной природой, традициями, историческим наследием, героическим народом.

Именно в Ирландии надо искать религиозные и политические корни западноевропейской истории. Страна, чья история до сих пор многим кажется простой и едва ли отсталой, на деле оказала колоссальное воздействие на Европу, и отзвуки этого воздействия ощущаются и в наше время. «Медвежий уголок» Европы, Ирландия долгое время хранила заветы кельтской культуры и традиции, но она же первой приняла христианство, предложив континенту безупречный образец монашеского служения Господу. Король - воин и священник - недостижимая мечта средневековой Западной Европы - довольно рано стал реальностью в Ирландии.

Мы в своей работе попытались познакомить вас с этой необычной страной, но смогли изучить только очень небольшую часть материала, многое осталось неисследованным. Мы планируем продолжить работу по данной теме, изучить современную жизнь Ирландии, ее культуру.

ЛИТЕРАТУРА

    Бирн, Фрэнсис Джон « Короли и верховные правители Ирландии» Пер. с анг. Иванова С. В. - СПб.: Евразия, 2005. - 368 с.
    ISBN 5-8071-0169-3

2 . Горкин А.П. « Страны мира» ЗАО «Росмэн-Пресс», 2009.

3. Смирнов А. А. « Ирландские саги», М., 1960.

4. Устименко Ю. Познакомьтесь: Ирландия. – М.: Мысль , 1978, 205с.

5. Иллюстрированный атлас Мира Reader’s Digest (раздел «Страны Мира»), 2004.

6. http://www.calend.ru/holidays/irland/

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_верховных_королей_Ирландии

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Северная_Ирландия

Кельты в Ирландии не заботились о сохранении в целости бренных останков своих правителей. У них существовали другие обычаи. Череп усопшего они откладывали отдельно, брюшную полость вскрывали и вынимали внутренности. Таким варварским способом древние кельты приносили в жертву своих королей.

Кельтский вождь, правивший соплеменниками в железном веке, жил в роскоши и наслаждался изобилием. Он, очевидно, ел много мясной пищи и не утруждал себя работой. У знатного кельта оставалось достаточно свободного времени, чтобы ухаживать за ногтями. Возможно, ему делала маникюр специально обученная прислуга. Для укладки волос и сохранения сложной причёски он использовал привезённую с юга Европы помаду для волос. Правление короля было, можно сказать, пожизненным, но недолгим. Король не дожил до наступления естественной кончины. Как только закончился срок его пребывания на почётной должности, короля умертвили. Кровавая и мучительная церемония закончилась тем, что труп бывшего правителя согласно обычаю утопили в болоте.

Мумифицированные останки ирландского короля случайно нашли рабочие на торфоразработках между городами Аббилиш и Портлиш. Это произошло примерно через две с половиной тысячи лет после смерти знатного кельта.

10 августа рабочий Джейсон П. находился на своём рабочем месте – в кабине огромного торфодобывающего комбайна. Он внимательно наблюдал за работой машины и вдруг заметил впереди под режущим механизмом необычный предмет. Рабочий немедленно остановил работу комбайна и вышел, чтобы рассмотреть находку. Из торфа торчали две ноги и смятый кожаный мешок. Оператор торфодобывающей машины сообщил о происшествии своему начальнику, а тот сразу набрал номер телефона куратора Ирландского национального музея – известного специалиста по болотным мумиям Эймона Келли.

За пять веков до Рождества Христова кельты пришли в Ирландию и разделили зелёный остров на сто пятьдесят государств. Границы королевств отмечали на местности камнями или деревянными кольями. Келли полагает, что останки королей тоже служили ирландским кельтам своеобразными «пограничными столбами». В кельтских верованиях богиня, олицетворявшая Землю, противопоставлялась Солнцу, которое являло собой мужское начало. Король среди людей считался представителем Солнца, его временным земным воплощением. «Суть в том, что король был якобы супругом своей страны. Зимой, когда вся зелень увядала, богиня-Земля становилась старой и дряхлой, ей требовался новый супруг, чтобы он дал ей снова молодость, силу и красоту. Поэтому кельты убивали короля и ставили на его место нового».

Ритуальное убийство короля, вероятно, происходило не каждый год. Возможно, «омоложение» богини-Земли совершалось с определённой периодичностью. То, что оставалось от прежнего короля после окончания кровавого ритуала, кельты топили в болотах вблизи границ своего государства. «Болотные мумии лежат вдоль границ государств, потому что останки королей предавали земле только в особо важных местах – кельты таким способом обозначали край своей земли», – поясняет археолог Келли. – Останки королей и погребальные дары придавали богине её конкретную земную форму».

Куратор Национального музея исследовал не только недавно найденную болотную мумию, но и те, которые уже давно хранятся в фондах. Это так называемые Человек из Клоникавана и Человек из Олд Крогана. Мумифицированные останки двух мужчин тоже принадлежали бывшим правителям кельтских государств. Один из них, которого исследователи фамильярно называют просто Олд Кроган, жил между 362 и 175 годом до нашей эры. Это был настоящий богатырь почти двухметрового роста.

Олд Крогана закололи кинжалом, обезглавили и разрубили туловище на две части. На мумифицированном теле отставного правителя остались следы пыток. Предплечья просверлены острым орудием в нескольких местах, и в сквозные раны просунуты гибкие побеги орешника, которыми руки покойника стянуты вместе. На груди мумии зияют две глубокие резаные раны. Непосредственно после извлечения из торфа мумию исследовали эксперты судебной медицины из государственной службы. Первоначально возникли подозрения, что в болоте спрятан труп жертвы террористов из так называемой Ирландской республиканской армии (IRA).

Смерть Олд Крогана, предполагаемого кельтского вождя, была мучительной и неотвратимой – король, видимо, знал свою судьбу заранее. Тем более приятной и беззаботной была его жизнь. С тщательно обработанными длинными ногтями он не мог бы охотиться, значит, мясо для него добывали подданные. В желудке болотной мумии нашли даже остатки пищи, но последняя трапеза оказалась относительно скромной – каша с маслом. Специалист по болотным мумиям полагает, что последняя трапеза Олд Крогана носила ритуальный характер. По словам ирландского археолога, кельтский король-Солнце вкусил перед закатом плоды Земли.

Состояние мумии Человека из Клоникавана тоже позволяет делать выводы о его безвременной кончине. Когда богине-Земле потребовался новый супруг, прежнему пришлось несладко. Ног мумия лишилась, вероятно, совсем недавно – попала под режущий механизм тяжёлой торфодобывающей машины. А остальные части тела показывают, какой ужасной смертью умер древний кельт, живший в промежутке между 392 и 201 годом до нашей эры.

Череп Клоникаванского человека расколот с помощью острого орудия, возможно, боевого топора. Чем-то подобным ему раскроили и нос. Живот вспороли острым ножом, из зияющей раны вынули кишки и другие внутренние органы, находящиеся в брюшной полости.

Человеку из Клоникавана в момент смерти исполнилось всего двадцать лет. В отличие от Олд Крогана молодой король не обладал высоким ростом и могучим телосложением. Человек из Клоникавана имел рост не более метра шестидесяти сантиметров. У него были нос картошкой, кривые зубы, реденькая бородка, а кожа такая пористая и угреватая, что даже на мумии это заметно.

Самое удивительное во внешности неказистого «клоникаванца» – это его причёска. Волосы подстрижены не очень коротко, взбиты на макушке, напомажены и стоят на голове, словно своеобразный «ирокез». Причёска столь необычной формы держится на голове мумии до сих пор благодаря помаде для волос, состоящей из растительного масла и сосновой смолы.

Анализ состава для волос позволил определить, что компоненты привезены из юго-западной Франции или из Испании. Кстати, Олд Кроган пользовался такой же помадой для волос. Эта деталь дополняет представление о древних кельтских владыках. Кельтские монархи правили в отдалённых карликовых государствах, но они не были оторваны от остального мира. Они поддерживали торговые связи с другими народами, даже жившими на другом конце Европы.

У Олд Крогана и Клоникаванского человека на груди были одинаковые раны – отрезаны соски. Эти повреждения, как подчёркивает археолог Келли, дают безошибочную уверенность в том, что обе мумии принадлежат бывшим правителям. «В кельтском обществе существовал обычай целовать или сосать соски правителя. Этот жест выражал покорность и подчинение, – объясняет Келли. – Когда короля свергали с престола, ему вырезали соски».

Новая» болотная мумия помещена туда же, где лежат другие мумии, – в холодильник Ирландского национального музея. Мумию подвергнут многосторонним тщательным исследованиям. Патологи должны точно выяснить, какое повреждение послужило непосредственной причиной смерти кельта, какие увечья нанесены телу уже после смерти. Рентгеновские снимки, сканирование с помощью компьютерного томографа и магнитно-резонансный метод помогут исследовать сохранившиеся внутренние органы и ткани тела.

У знатного кельта оставалось достаточно свободного времени, чтобы ухаживать за ногтями

Не последнее место в работе учёных занимает также анализ осадочных отложений вокруг мумии. Этот анализ позволит реконструировать вид местности в момент смерти кельта. Археологи постараются уточнить дату смерти кельтского правителя с помощью радиоуглеродного метода. А последним пунктом в плане исследований стоит изучение продуктов питания и кулинарных привычек кельтов на основании остатков пищи в желудке мумии. Эймон Келли совершенно уверен, что «болотный человек» не случайно забрёл в трясину, что его убили и потом утопили в болоте. «Повреждения, обнаруженные на теле мумии, указывают на то, что мы здесь имеем дело с человеческим жертвоприношением», – утверждает Келли в первом сообщении об интересной находке на торфоразработках.

История Ирландии еще туманней, чем предания о происхождении прочих варварских королевств. В «Книге захватов Ирландии» Отрывок из «Книги захватов Ирландии» доступен читателю в переводе С. В. Шкунаева - Предания и мифы средневековой Ирландии. М., 1991. С. 49–59. события и генеалогии изложены весьма подробно, но до того запутанно… что не каждому читателю под силу разобраться. Пример тому - приводимый ниже отрывок из «Топографии Ирландии», написанной в XII веке Гиральдом Уэльским. Гиральд, человек изрядной начитанности, попытался вникнуть то ли в содержание самой «Книги захватов», то ли одного из ее кратких изводов, а уж дальше оставалось только пересказать события на свой лад. История заселения Ирландии в устах Гиральда превратилась в повествование короткое и упорядоченное. Прилежный историк, Гиральд не мог отказать себе в сопоставлении сведений, почерпнутых из книг ирландцев, с тем, что ему было известно о легендарном прошлом бриттов. Подобный метод оказался весьма продуктивным. Гиральд отбросил все, что ему казалось нестройным и неправдоподобным, украсил повествование цитатами из Лукана В русском тексте воспроизводятся по переводу Л. Е. Остроумова. , Овидия и Горация, заменил некоторые имена (так, Туан мак Кайриль превратился в Руана), а в остальном, сохранил поступательный ход ирландской истории. Начиная с 1183 года Гиральд побывал вместе со своими братьями в Ирландии дважды, так что его записи 1185–1188 годов - рассказы очевидца, наблюдавшего за покорением страны. Гиральд, как человек, подвизавшийся при дворе Генриха II, правителей Ирландии за королей, собственно, не считал, другое дело те, кто был увенчан короной Англии или Франции. На беду, Гиральд был не чужд высокого стиля, а его покровитель Болдуин, архиепископ Кентерберийский, поощрял в нем это качество. Поэтому после 1188 года Гиральд перерабатывал свой труд неоднократно, добавляя, расширяя, украшая, обильно цитируя подходящие места из Отцов Церкви и классиков. Короче, книга раздулась вдвое, а содержание оказалось чрезмерно разбавлено и приправлено нудой. К счастью, изначальная, вполне стройная версия известна по трем рукописям XII, XIII и XV веков, одна из которых была переписана рукою ирландца, и именно этот текст мы предлагаем вниманию читателей.

Определенную сложность составляет передача имен, разумнее всего норвежцев называть именами норвежскими, бриттов - британскими, а ирландцев - ирландскими (в особенности если последние удается опознать). Для перевода была выбрана самая ранняя версия «Топографии», написанная в период с 1185 по 1188 год.

О первом заселении Ирландии, а именно о Цезаре, внучке Ноя, обосновавшейся там еще до Потопа

Согласно древнейшим историям Ирландии, Цезара, Ноева внучка, узнав о скором приближении Потопа, вместе со своими сотоварищами отправилась в бегство по морю - прямо к расположенным на крайнем западе островам, прежде не заселенным людьми; уповала она, что земли, не несущие на себе отпечатка греха, избегут карающего возмездия Потопа. Она, отправившись в плавание вместе с тремя мужчинами и пятьюдесятью женщинами, потеряв во время кораблекрушения всех своих спутников, за год до Потопа случайно добралась до берегов Ирландии на оставшемся корабле. И хоть она проявила немалую проницательность и врожденную женскую прозорливость, пытаясь избежать рока и уготованной горькой участи, однако никому не суждено было миновать погибели. Берег, куда впервые пристал ее корабль, прозывается берегом корабельным, а то место, где похоронена сама Цезара, и по сей день называют Цезаревой могилой. Само собой, справедливо вызывает сомнение, как же сохранилась память обо всех, кого уничтожил Потоп, равно как и о делах их, свершенных и замышлявшихся, однако те, кто первыми записывали эти истории, видели все своими глазами. Право же, я тут выступаю как обстоятельно изучающий истории, а вовсе не как ниспровергатель оных. Но ведь и история сохраняется куда лучше, если она запечатлена в чем-то материальном - будь-то камень или кирпич - или вот как, например, пишут у них, что музыка была изобретена еще до Потопа.

О втором, то есть Бартолановом, заселении, происшедшем через триста лет после Потопа

Утверждают, что, как минуло три сотни лет после Потопа, Бартолан, сын Сера, из колена Иафета, Ноева сына, вместе с тремя своими сыновьями и их женами нарочно или случайно, то есть заблудившись в пути или желая обосноваться в наиболее подходящем месте, достиг берегов Ирландии. Его трех сыновей звали Лангнин, Салан и Рутуруг. Они, назвав своими именами вещи весьма выдающиеся, удостоились вечной памяти и пребывают в стране, словно живые. По первому сыну стало называться озеро Лагилин, по второму - высокая гора, возвышающаяся над морем, разделяющим Ирландию и Британию, получила имя Саланга. Прошли века, и у ее подножия был возведен достопочтенный монастырь Святого Доминика, и с тех пор она стала называться горой Доминика. Нам не удалось найти почти никаких следов деяний, сохранившихся со времен Бартолана, кроме четырех огромных озер, внезапно появившихся из недр земли, и четырех диких чащ, вырубленных и выкорчеванных ради занятия земледелием, беспрестанными и неисчислимыми трудами превращенных в пахотную целину. В те времена почти вся земля, за исключением разве что редких гор, была покрыта густыми лесами и дикими, плодоносившими чащами: едва ли можно было найти поле под пахоту. Да и по сей день поля встречаются редко, не то что лес, который повсюду. У Бартолана вместе с его сыновьями и внуками приумножалось добро и прирастало семейство. Сообщают, что спустя триста лет после того, как они высадились на острове, в роду их потомков насчитывалось девять тысяч мужчин. Они одержали победу в великой войне с гигантами, однако… процветание смертных не может длиться вечно. Ведь «высшие блага легко вы даете, о боги, - но трудно // вам этот дар защищать!»,Лукан. «Фарсалия». I, 510–511. ведь «…ограничила этим пределом // рост благоденствия воля богов…», ведь «рушат громады себя», ведь «судеб завистливых ряд, не дающий великому долго // выстоять; тяжкий распад от его непомерной громады».Лукан. «Фарсалия». I. 81–82 и 70–71. Так вот, их род был полностью истреблен внезапной эпидемией, ибо тела убитых гигантов наполнили воздух заразой. От этой эпидемии, как утверждают, спасся только Руан, и этот Руан, как рассказывается в древнейших историях, прожил намного дольше, чем в это можно поверить - дожил до времен святого Патрика и был окрещен им. Он-то и был истинным повествователем истории Ирландии, и поведал самому святому Патрику обо всех делах, которые из-за своей древности оказались погребены в недрах памяти. Ибо все, что запечатлено в душе, стареет от времени и пренебрежения. Этот самый Руан, который был словно отнят у смерти, чтобы продолжать жить, не обрел мира, и хотя срок его жизни оказался куда больше обычного и привычного течения бытия земного, однако он не избежал участи, которая уготована жалкой плоти.

О третьем заселении Ирландии, или О Немеде, прибывшем вместе с четырьмя своими сыновьями из Скифии

После того как Бартолана и все его потомство уничтожила безжалостная и нескончаемая чума, землю некому было возделывать до тех пор, пока к берегам опустошенной страны не пристал Немед, сын Агоминия, по происхождению скиф, вместе с четырьмя своими сыновьями. Старн, Йарбонель, Аннинд и Фергус - вот его сыновья. Во времена этого самого Немеда внезапно и непредвиденно появились четыре озера, множество чащ и лесов были превращены в пахоту и пастбища. С пиратами, которые опустошали берега Ирландии, он вел четыре кровопролитные войны и во всех одержал победу. В один из дней он почил на острове, расположенном на юг от Ирландии, оставив этому острову в извечное наследство свое имя. Сыновья Немеда, его внуки и правнуки за короткий срок столь приумножились, что от изобилия распространились по всему острову, заселив даже самые отдаленные уголки. Но поскольку «все тяжелее становится вещам, что приумножаются от времени», и за столь короткое время их число так увеличилось, то от внезапных и нежданных событий конец их был куда как более быстрым, чем появление. От постоянных войн с гигантами, которые в те времена во множестве населяли остров, различных болезней и эпидемий большая часть их за короткое время погибла. Оставшиеся же, решив избежать неминуемой угрозы обрушившихся на них бедствий, отправились на кораблях кто в Скифию, а кто в Грецию. Двести семьдесят лет род Немеда владел Ирландией, и двести лет после него она оставалась покинутой (незаселенной).

О четвертом заселении, о пяти братьях и сыновьях Делы

Следуя череде событий, пять вождей, которые были родными братьями и приходились сыновьями Деле, из числа тех самых потомком Немеда, что обосновались в Греции, приплыли в Ирландию. Обнаружив, что страна пуста, они поделили ее между собой на пять равных частей, главы которых сходились у некоего камня, расположенного в Меди или Меате, неподалеку от замка Киллайре, и камень этот назывался пупом Ирландии, поскольку был помещен в центре и посредине ее земель. Да и Меатом названа эта область Ирландии потому, что расположена прямо в центре (in medio) самого острова. Однако она не принадлежит к числу тех пяти областей Ирландии, о которых мы говорили выше.

О том, как эти пятеро братьев впервые поделили остров на пять областей

Когда эти пятеро братьев, а именно Ганн, Генанн, Сенганн, Рудрайге и Сланга, разделили остров на пять областей, каждый стал владеть своей частью и наделом в Меди, где стоял вышеупомянутый камень. Ведь поскольку эта область с самого начала отличалась прекрасными пастбищами и изобильным плодородием, никто не хотел заполучить ее в единоличное владение.

О первом единоличном правителе Ирландии, то есть о Сланге

Время шло, и в короткий срок переменчивой судьбе было угодно распорядиться так, чтобы Сланга стал единоличным правителем всей Ирландии. Поэтому он и называется первым королем Ирландии. Он первым объединил все пять наделов Меди и передал ее королевскому престолу. Поэтому, отделенная от пяти областей и объединенная Слангой, Меат и по сей день сама по себе и не находится во власти ни одной из областей. Со времен Сланги в каждой из пяти областей насчитывается тридцать два «кантареда», а в Меате - только шестнадцать. Всего же в Ирландии дважды восемьдесят и шестнадцать «кантаредов». «Кантаред» - это слово на языках Британии и Ирландии обозначает участок земли, на котором располагается сто поместий. Из рода этих братьев и их потомков девять королей наследовали один другому, однако недолго; и около тридцати лет они правили. Сланга был похоронен в Меате на горе, которая с тех пор носит его имя.

О пятом заселении, а именно о четырех сыновьях короля Миля, прибывших из пределов Испании. И о том, как Зримой и Эбер поделили между собой королевство

После того как народ их был истреблен по большей части и приуменьшился вследствие междоусобных распрей, а главное из-за той войны, которую они с огромными потерями вели с другими отпрысками Немеда, приплывшими из Скифии, из пределов Испании с флотом в шестьдесят кораблей приплыли четверо благородных сыновей короля Миля. И они быстро завоевали весь остров, жители которого не в силах были сопротивляться. По прошествии времени двое из завоевателей, наиболее выдающиеся, а именно Эбер и Эримон, поделили королевство между собою на две равные части. Эримон получил южную половину, а Эбер - северную.

О распре между братьями и о том, как, убив Эбера, Эримон первым стал единоличным повелителем ирландского народа

После того как некоторое время они счастливо и благополучно правили вместе, однако («верности нам не знавать в соучастниках власти, и каждый // будет к другим нетерпим») слепая заносчивость, мать зла, понемногу разрушила и узы братства, и узы мира, внесла раздор, все перемешала и перевернула. И вот после различных стычек между братьями и войн, которые они вели друг с другом, Эримон вышел победителем, в последнем сражении он убил Эбера и получил королевство в единоличное управление. Он был первым единоличным правителем ирландского народа, который по сию пору населяет остров. Согласно одним, ирландцы (Heberaienses) получили свое название от Эбера (Heber), но, скорее, следует принять мнение других, которые считают, что они называются так от реки Ибер в Испании, откуда и прибыли. Называются они и «гойделы», и «скотты». Как сообщается в историях древности, некий Гойдел, внук Фения, после смешения языков у башни Нимрода был весьма сведущ в различных языках. За эти способности царь Фараон отдал ему в жены свою дочь Скоттию. И поскольку ирландцы, как говорят, ведут свое происхождение от этой пары, а именно Гойдела и Скоттии, то как рождены гойделами и скоттами, так и названы. Гойдел этот, как говорят, сочинил ирландский язык, который по нему и называется гойдельским, а составлен оный из всех языков. Скотией же называется северная часть Британии, ибо известно, что народ, ее населяющий, произошел от них, ведь языком своим, одеждой, оружием и нравами они и по сию пору наглядно подтверждают свое родство.

О Гюргюине, короле бриттов, который отправил басков в Ирландию и передал им ее для того, чтобы они там селились

Как сообщается в «Истории бриттов», Гюргюин, король Британии, сын благородного Беллина и внук прославленного Бренния, возвращаясь из Дании, которая когда-то была покорена его отцом и ныне, после восстания, была сокрушена и усмирена им самим, возле Оркадских островов обнаружил флот, который вез басков из Испании. Когда их вожди предстали перед королем, а он поинтересовался у них причиной их появления, они предложили ему указать им на западе землю, где обосноваться. И поскольку всеми силами они настоятельно требовали, чтобы он выделил им какую-нибудь землю на поселение, король, посоветовавшись со своими, отдал им для поселения тот самый остров, который уже получил название Ирландия, но пустовал и был им облюбован. Из числа своих мореходов он дал им предводителей. «…»

О природе, нравах и облике этого народа

Мне кажется, будет нелишним рассказать здесь немного о телесном и душевном устроении, то есть о внешнем и внутреннем облике этого народа. Люди эти с самого своего рождения воспитываются и взращиваются не должным образом. Так, за исключением грубой пищи, да и то в том количестве, чтобы только не умереть с голоду» они не получают от родителей ничего. Все остается на усмотрение природы: в люльки их не укладывают, в пеленки не заворачивают, купают редко, члены обмывают не чаще, а о том, чтобы выправлять, - и не заботятся вовсе. Повивальные бабки теплой водой не пользуются, носы не выправляют, лица не разглаживают, голени не вытягивают. Лишь природа создает их, как умеет, безо всякого постороннего вмешательства, сочленяет все части тела или не сочленяет. И поскольку она действует сама по себе, то не перестает творить и создавать до тех пор, пока ее заботами не появляются на свет и не вырастают с годами могучие, рослые и пропорционально сложенные тела людей красивых и наделенных приятной внешностью.

Далее, хотя их никак не счесть обделенными природой, однако одеждой и внутренним обликом их можно причислить только к варварам. Они пользуются тонкими шерстяными, сделанными по-варварски тканями, почти всегда черными, ибо в их стране водятся черные овцы. Они понемногу привыкли к капюшонам, которые свешиваются у них через плечи назад примерно на локоть в длину, или около того, сшитые из многочисленных лоскутов различных тканей. А ниже носят шерстяной фаллах, нечто наподобие верхнего платья, и то ли шаровары, заканчивающиеся сапогами, то ли сапоги, превращающиеся в штаны. И все это раскрашено у них в разные цвета. А еще при верховой езде не пользуются седлами, поножами и шпорами. В руках они держат шест с крюком на конце, которым стреноживают и направляют коней. Уздечки у них служат и уздой, и удилами, причем такие, что они вовсе не мешают кормиться лошадям, привыкшим постоянно щипать траву.

Кроме того, сражаться они отправляются голыми и без доспехов. Доспехи они считают обузой, а сражаться налегке - отважным и почетным. Они используют только три вида оружия: недлинные копья, двойные дротики, в чем они следуют обычаям басков, а также широкие, изготовленные с большой тщательностью и заточенные секиры, которые они переняли у норвежцев, или «остманов», - о них будет сказано ниже. Когда ничто другое не помогает, они обрушивают на врагов град камней величиной с кулак, наносящих большой ущерб, ибо они метают точнее и дальше, чем пращники прочих племен. Народ этот дикий и негостеприимный, питается одним зверьем и живет как зверье, они еще не расстались с пастушеским образом жизни. Ведь род человеческий из лесов подался на поля, из полей в деревни, из деревень в города. А это племя полевыми работами брезгует, городскими выгодами пренебрегает, гражданское право и вовсе попирает, так что и по сей день придерживается своего образа жизни в лесах и на пастбищах и никак не может от этого отвыкнуть.

Поля они повсюду используют как пастбища, дают им зарасти цветами, мало о них заботятся, а засевают и того реже. Есть совсем немногие обрабатываемые поля, да и те заброшены теми, кто их должен возделывать, многие же заботами природы остаются плодородными и изобильными. Пахота стоит невостребованная, прекрасные поля - а обрабатывать некому, «рук не хватает для пашни».Лукан. «Фарсалияж 1. 29. 230 Плодоносных деревьев встречается совсем мало, и в том нет вины почвы, а причина одна - пренебрежение тех, кто о ней должен заботиться. Заморские же виды деревьев, которые прекрасно растут на этой земле, из-за праздности и вовсе не сажают. Различные виды металлов, которые заключены в подземных жилах, они из-за своей лени не используют и не добывают. Даже золото, до которого они жадны, словно испанцы, доставляют из-за океана торгующие с ними купцы. Они не прядут, не ткут, не занимаются торговлей, не посвящают себя ремеслам. Они преданы одной праздности, склонны к одной только лени, наибольшее наслаждение для них - ничего не делать, ценнейшее богатство - наслаждаться свободой.

Народ этот можно назвать варварским не только из-за образа жизни, но также из-за бороды волос, отпущенных безо всякой заботы, прямо как у нынешних модников, и все их нравы по сути своей варварские. Но поскольку нравы складываются при общении, а это племя живет едва ли не в другом мире, в местах, наиболее удаленных от прочих благоразумных и нравственных людей, то они как родились в своем варварстве, так ничего другого и не видели, и не знают - к нему привыкли и с ним сроднились. Все, что им дано от природы, - совершенно; все, к чему надо прилагать усилия, у них отвратно.

О невиданном и невероятном способе утверждения короля и правителя

«…» В самой отдаленной, северной области Ольстера, Тирконнелле, обитает племя, у которого в обычае избирать себе короля самым варварским и нечеловеческим образом. Когда весь народ этой страны собирается вместе, приводят белую скотину, ставят посредине, и тот, кто должен быть возведен на престол, не как правитель, а как зверь, не как король, а как преступник на глазах у всех подходит, словно хищник, рыскающий в поисках добычи. Скотину тут же убивают, рубят на части и варят, а в наваре, который получился с нее, ему готовят ванну. Сидя в оной, он вкушает от мяса, а стоящие вокруг разделяют с ним трапезу. А еще он обязан пить этот навар, причем не зачерпывая его сосудом или руками, а заглатывая и поглощая жидкость одним только ртом. И вот по завершении этого неправедного обряда он получает королевское достоинство и власть.

О том, что на острове много вовсе некрещеных, которые ничего не знают об учении Христовом

Хотя в этой стране христианство обосновалась давным-давно и весьма окрепло, в отдаленных ее уголках и по сию пору остается множество некрещеных, до которых из-за нерадивости пастырей до сих пор не было донесено христианское вероучение. Некие мореплаватели, коих как-то в пору Четыредесятницы бурей занесло в северные и неизведанные воды Коннахтского моря, обнаружили, что находятся около небольшого острова, там они едва смогли стать на якорь, хотя и привязали к нему три веревки и пытались бросать неоднократно. Они провели там три дня, покуда бушевала буря, наконец воздух стал чистым, а море спокойным, и тут неподалеку они увидели землю, им вовсе неизвестную. Спустя немного времени оттуда появилось небольшое суденышко, которое направилось к ним. Оно было узкое и продолговатое, сделано из прутьев, покрыто и обшито снаружи шкурами животных. В нем было два человека, абсолютно голых, если не считать того, что их тела стягивали широкие кожаные пояса. По ирландскому обычаю у них были длинные бороды и космы, закинутые назад за плечи и закрывавшие большую часть тела. Узнав, что те из Коннахта и говорят по-ирландски, они пустили их на корабль. Прибывшие же удивлялись всему, что видели, так, словно это для них в диковинку. Как они сами утверждали, им никогда прежде не приходилось видеть корабль большой и деревянный и людей ухоженных. Когда им дали на обед хлеба и сыра, они, не ведая ни того ни другого, отказались от этой пищи, утверждая, что привыкли питаться мясом, рыбой и молоком. Да и одеждой они никакой не пользуются, за исключением звериных шкур, да и то при большой необходимости. Когда же они спросили команду, есть ли у тех на обед мясо, то получили ответ, что мясо в Четыредесятницу есть не дозволяется. Но о Четыредесятнице им было ничего не известно. Они не знали ни что за год сейчас, ни что за месяц, ни что за неделя, и даже названия дней им были вовсе неведомы. Когда же у них спросили, христиане ли они и были ли крещены, то ответили, что о Христе им до сей поры не было ничего известно. И так они возвратились назад, взяв с собой по куску хлеба и сыра, чтобы удивить своих, какой пищей кормятся чужаки.

О королях, которые правили от Эримона до прибытия святого Патрика, и о том, как остров был обращен им в христианство

От первого короля этого народа, то есть от Эримона, вплоть до прибытия Патрика Ирландией правил сто тридцать один король из этого племени. Патрик, по происхождению бритт, муж выдающейся жизни и святости, прибыл на остров в правление Лейгре, сына Ньялла Великого, и, обнаружив племя язычников, находившееся в плену различных заблуждений, первым, полагаясь на помощь Божию, стал проповедовать и распространять там веру христианскую. Крестив множество народа и обратив остров в веру Христову, Патрик избрал себе пристанищем Армацию, которую и превратил в подобие метрополии, место, где восседает примас всей Ирландии. Он собрал там надлежащих епископов, чтобы в землях, куда они призваны, пустынных, которые он сам засадил и оросил, Господу достался бы [обильный] урожай. «…» Умер блаженный Патрик и упокоился в Господе, прожив сто двадцать лет, в 358-м году от Рождества Господня и через тысячу восемьсот лет после заселения острова ирландцами. «…»

О королях, которые правили со времен прибытия святого Патрика вплоть до прибытия Торгильса

Из этого племени со времен прибытия святого Патрика и до времен короля Федлимидия Ирландией на протяжении четырехсот лет правили тридцать три короля. В их правление вера христианская оставалась немеркнущей и непоколебимой.

О том, что во времена короля Федлимидия норвежцы под предводительством Торгильса завоевали Ирландию

Во времена этого самого короля Федлимидия большой флот норвежцев пристал к берегам Ирландии. Они могучей десницей покорили страну и, опьяненные яростью язычества, разрушили почти все церкви. Их вождь, по прозванию Торгильс, за короткое время, которое он провел во множестве стычек и тяжелых сражений, сумел покорить весь остров и обошел пределы всего королевства, возвел крепости во всех подходящих для этого местах. Все они были опоясаны глубокими рвами, круглыми и невероятно высокими, а многие и трехрядными укреплениями. Эти окруженные стенами крепости, сохраняющиеся в целости, однако пребывающие пустынными и покинутыми, а то и следы оставшихся от них развалин и руин и по сей день можно обнаружить повсюду. Ведь ирландцы совсем не заботятся о крепостях: им лес служит крепостной стеной, а болото - рвом. Торгильс какое-то время с миром правил Ирландией, покуда не погиб, попав в сети девичьего обмана.

О том, что англичане приписывают завоевание Ирландии Гормунду, а ирландцы - Торгильсу

Мне представляется весьма достойным удивления тот факт, что наш английский народ утверждает, что Гормунд завоевал Ирландию и построил все эти окруженные рвами замки. О Тогрильсе же они не упоминают вовсе. Ирландцы же, равно как и их исторические книги, приписывают это деяние Торгильсу, а о Гормунде им вовсе ничего не известно. Некоторые утверждают, что остров был сначала покорен Гормундом, а затем Торгильсом. Но это противоречит ирландским историческим книгам, в которых утверждается, что остров был завоеван всего один раз и тогда народ Ирландии был покорен Торгильсом. Есть и такие, которые утверждают, что у одного и того же завоевателя было два имени, мы называем его Гормундом, а ирландцы - Торгильсом. Но этому противоречит тот факт, что они приняли свою смерть и были похоронены по-разному. Куда достовернее и правдоподобнее рассказ о том, что в те времена Гормунд правил Британией, которую ему удалось покорить своей власти, и, уже завладев скипетром королевства, он отправил Торгильса с избранным юношеством и немалым флотом на завоевание этого острова. И Торгильс, будучи предводителем этого похода, долгое время правил покоренными землями как наместник и сенешаль короля Гормунда, а ирландский народ, претерпевший немало зла именно от него, навечно запечатлел в своей памяти его имя и славу.

Бывал ли Гормунд в Ирландии или Британии

В «Истории бриттов» говорится, что Гормунд, по пути из Африки в Ирландию, также был принят саксами в Британии, осадил Цирецестрию, взял ее и прогнал бесславного короля бриттов Каретика в Кембрию, захватив за короткий срок власть во всем королевстве. Был ли он африканцем или, что достовернее, норвежцем, но в Ирландии он никогда не был или, пробыв совсем недолго, оставил там Торгильса.

О том, как после гибели в Галлии Гормунда Торгильс погиб, попав в сети девичьего обмана

Когда Гормунд был убит в Галлии, а бритты смогли освободиться от ига варваров, народ Ирландии тут же возвратился к своему обычному ремеслу - предательству, и сделал это небезуспешно. Когда Торгильс без ума влюбился в дочь О"Мелахлина, короля Меата, король, затаив злобу, согласился отдать ему свою дочь и пообещал отправить ее вместе с пятнадцатью высокородными девицами на остров, расположенный посреди озера Лох-Вар. В означенный день радостный Торгильс в сопровождении всей своей знати прибыл туда, однако на острове были пятнадцать безбородых юношей, крепких телом, проворных и специально для этого отобранных, они переоделись девушками и мечами, которые тайно под одеждой привезли с собой, зарубили Торгильса, и его спутников, попавших прямо к ним в руки.

О норвежцах, которые после трехлетнего правления были изгнаны из Ирландии

Молва об этом на быстрых крыльях облетела весь остров, весть о событии, как и следовало, разнеслась по стране, и повсюду стали убивать норвежцев. Так за короткое время одних лишили жизни силой, других обманом, третьи были вынуждены отправиться по морю назад в Норвегию или на острова, откуда приплыли.

О горьком вопросе короля Меата

На горе вышеупомянутый король Меата, уже замыслив в душе нечестие, спросил у Торгильса, каким образом или способом можно изничтожить или прогнать птиц, которые внезапно появились в королевстве и заполонили всю страну. Получив ответ, что надо разорить повсюду их гнезда, а не то они обоснуются еще прочнее, он решил, что так и надо поступить с крепостями норвежцев; и после гибели Торгильса ирландцы по всей стране единодушно принялись сносить крепостные стены. Тридцать лет множество норвежцев и единоличная власть Торгильса царили в Ирландии, затем народ ирландцев, избавившись от рабства, обрел прежнюю свободу и снова стал управляться своими королями.

О прибытии остманов

Прошло немного времени, и из Норвегии и северных островов потомки тех, кто остался от прежних переселенцев, то ли каким-то неведомым образом, то ли из рассказов своих предков узнавшие об этой прекрасной стране, прибыли на остров уже не с военным флотом, но на торговых кораблях. Тут же заняв морские гавани Ирландии, с согласия правителей страны они возвели там несколько городов. А поскольку народу ирландцев присуща, как мы говорили, врожденная праздность в сочетании с полным нежеланием плавать по морю или утруждать себя торговлей, то с общего согласия всего королевства они сочли полезным допустить в некоторые области своей страны какой-нибудь другой, способный взяться за это народ, чье основное занятие - торговать с разными странами. Их предводителями были три брата, а именно Олаф, Сигдриг и Ивар. Сначала они возвели три города: Дублин, Уотерфорд и Лимерик. В Дублине стал править Олаф, в Уотерфорде Сигдрик, в Лимерике - Ивар. И понемногу с течением времени от них пошло строительство городов по всей Ирландии. Племя это, которое ныне называется остманами, поначалу находилось в мирных и доброжелательных отношениях с королями. Но поскольку этот народ невероятно приумножился и построил города, окруженные стенами и рвами, былая вражда, давно уже забытая, появилась снова, и они принялись решительно бунтовать. Оказавшись беззащитными перед ними, равно как и перед первыми норвежскими переселенцами, ирландцы переняли у этих людей умение владеть боевой секирой; и так зло, усвоенное ими от других, стало тем самым оружием, которое они на всех прочих обрушивали неоднократно. А назывались они остманами на своем наречии, ибо это искаженное саксонское выражение, означающее «восточные люди», согласно местоположению их земель. Да ведь и прибыли они из мест, расположенных на Востоке.

Сколько королей правили в Ирландии со времен гибели Торгильса вплоть до последнего единоличного правителя Ирландии Родерика

Так вот, со времен короля Федлимидия и гибели Торгильса и вплоть до Родерика короля Коннахта, который был последним единоличным правителем этого племени и который изгнал из его королевства короля Лейнстера Дермития, сына Мурхарда, в Ирландии правили семнадцать королей.

Сколько королей правили со времен Эримона и до времен Родерика

Общее число всех правивших в Ирландии королей, начиная с первого короля этого народа, Эримона, и заканчивая последним, Родериком, составляет сто семьдесят один, но рассказ об их именах, деяниях и временах я здесь опускаю, ибо обнаружил в них мало выдающегося и достойного упоминания, да и не следует наш свод отягощать лишним. Ни один из вышеупомянутых королей не был ни коронован, ни помазан, не получал престола по праву или обычаю наследования, лишь силой и оружием получали они единоличную власть над всем островом и добивались того, чтобы править королевством в соответствии со своими обычаями.

О том, что от первого заселения вплоть до Торгильса и от смерти Торгильса вплоть до времен короля англов Генриха II племя ирландцев было независимым

Племя ирландцев начиная со времен заселения ими острова и первого их короля Эримона вплоть до времен Гормунда и Торгильса, которые нарушили их покой и всколыхнули тихий уклад жизни, а также со времен их гибели и по сей день жило свободно и не испытывало никаких нападений или притеснений со стороны чужеземцев. «…»

Гиральд Уэльский. «Топография Ирландии», часть третья

У гэлов, по Божьей воле,

Ирландских все невпопад:

Идя на войну, смеются,

А в песнях своих грустят.

Это, конечно же, преувеличение, но ирландцы всегда выказывали большие способности к сочинению рассказов и к пению. Так что, хотя письменный ирландский, или гэльский, язык, появился не ранее V столетия, на острове существовала богатая устная традиция. Одна из самых ранних саг - «Похищение быка из Куальнге», в которой рассказывается о ссоре между Кухулином, напоминающим кельтского Робин Гуда, и королевой Медб из-за кражи гигантского быка. Даже после прихода христианства ирландцы помнили старинные легенды и верили в лепреконов и баньши. Эти персонажи часто появляются в фильмах с ирландским «колоритом», например в голливудском фильме «Дарби О"Джилл и маленький народец». К VIII веку Кухулина сменил другой фольклорный герой, Финн Мак Кумал (Маккул) и его фианна (дружина).

Традиция ирландской музыки и песни столь же древняя. В бронзовом веке докельтское население пользовалось самым старым ирландским музыкальным инструментом - бодраном (bodhhran). Он был обтянут овечьей кожей, и по нему стучали рукой или маленькой палочкой. В традиционной музыке использовались также ребра овцы, козы или коровы. Арфы, часто называемые в качестве национального ирландского инструмента, появились лишь в XII веке.

Короли и конфликты

Древняя Ирландия прежде всего была страной королей. Сколько их точно, никто не знает, но в VII веке правителей, должно быть, насчитывалось не менее сотни. Для сравнения, в англосаксонской Англии к VIII веку было шесть королевств, хотя Корнуолл находился вне юрисдикции англосаксов.

У этого королевского множества имелась особая иерархия. На вершине пирамиды, разумеется номинально, стоял верховный король Тары, однако этот титул был чисто символическим. В реальности не доминировал ни один король, хотя некоторые из них по сравнению с другими обладали большей властью. Старый ирландский закон выделял три «степени»: на низшем уровне располагались правители малых королевств; затем шли их сюзерены - рури, или «верховные короли», властвовавшие над несколькими мелкими королями. Над верховными королями стоял ri ruirech, «король верховных королей», который, вероятно, к этому времени был правителем одной из ирландских провинций. В древней Ирландии короли наделялись мистическими свойствами. Древние рукописи переполнены рассказами об их подвигах, а когда такого человека короновали, церемонию сравнивали с бракосочетанием, в этом случае король сочетался с землей, а не с народом.

В христианские времена прослеживается тесный альянс провинциальных королей и церкви. Короли получали благословение, а церкви разрешалось взимать налоги с провинции для содержания священников. Библейские тексты использовались в качестве оправдания королевской власти, например, предупреждение Христа в Новом Завете «Отдавайте кесарево кесарю, Божие Богу» (Мк 12:17).

Иногда создается впечатление, что ирландские короли хотели получить от всемогущего Бога двойную порцию одобрения. Короли Коннахта, к примеру, желали благословения церкви Армы, а получив его, позволяли церкви собирать налоги с Коннахта по «закону Патрика». Но в то же время хотели одобрения церкви Клонмакнойса и позволяли ей собирать налоги в Коннахте по закону местного святого Киарана.

МИФ О ВЕРХОВНЫХ КОРОЛЯХ

Типичной для ирландских верховных королей или королей верховных королей была мечта о титуле верховного короля Тары. Иногда сочиняли для подкрепления притязаний красивую родословную, которая не выдерживала пристального изучения, но к VII веку появилась теория об исключительности ирландцев и сложилась «An labor gabala» («Книга захватов Ирландии»), доказывавшая, что у всех ирландцев общие предки. В этом произведении ирландский язык относили ко времени разрушения Вавилонской башни. Тогда Бог наказал человечество за желание построить башню, доходящую до небес, и заставил говорить на разных языках. Авторы книги заявляли, что ирландский гэльский язык «мелодичен и сладок». Ирландский закон говорил об «острове Ирландия», несмотря на то что остров этот был расколот на десятки маленьких королевств.

Место инаугурации Уи Нейлов: форт Туллаходж в графстве Тирон

В ранних ирландских источниках, посвященных статусу верховного короля, ощущается сильный мифический элемент. Старый ирландский закон говорил о верховном короле: «он, как Конхобар, идет по королевствам от моря и до моря... по пяти провинциям Ирландии». Многие претендовали на титул верховного короля, но ни одному королевскому двору не удалось объединить весь остров - ближе всех к этому подошли Уи Нейлы в IX веке. Реальность не помешала многим королям заявлять о своих правах на этот титул и окружать себя фиктивной аурой власти. На самом деле верховный король Тары оставался тем, кем и был всегда, - символической фигурой вроде императора Священной Римской империи и короля Германии. Этот титул потерял реальное значение задолго до того, как Наполеон отменил его в 1805 году. Тем не менее к VIII веку эндемический разлад стал исчезать - потому, что возникло подобие провинциальной структуры.

Ольстер

В северной ирландской провинции Ольстер возвысилась династия Уи Нейлов, или О"Нейлов. Восхождение их к власти было медленным, потому что в Ольстере существовали и другие могучие семьи; к тому же сам клан Уи Нейлов раздирали противоборства.

КОНГАЛ КРИВОЙ

Трудности, стоявшие перед Уи Нейлами, можно персонифицировать в жизнеописании Конгала Каэха (слепого на один глаз). Он был королем Далриады, население которой происходило от пиктов. Королевство располагалось в центральной части графства Антрим. Конгал управлял им в начале VII века. Похоже, Конгал Кривой был амбициозным правителем, так как в 627 году он сделался королем верховных королей в клане уладов. Затем он принял участие в сражении (в это время Уи Нейлы контролировали восточное побережье провинции), убил короля Уи Нейлов и нескольких правителей Берниции, принявших протекторат Уи Нейлов, после того как их выдворил из Нортумбрии король Эдвин (связи между Ирландией и северной Англией после миссионерской деятельности святого Колумбы были по-прежнему крепки).

Победа Конгала в 628 году оказалась краткосрочной. В 629 году над ним, в свою очередь, одержал победу новый Уи Нейл, король Доммалл Мак Аэдо, в сражении при Мойре, графство Даун. Конгал был убит. Похоже, та битва явилась поворотным пунктом: никогда больше Уи Нейлам серьезно не угрожали. Они распространили свою власть на весь Ольстер. Интересно, что «Анналы Ольстера» в 642 году называли Доммала «королем Ирландии». Это абсолютно не соответствовало действительности: желаемое выдавалось за правду.

Рассматривая короткий путь Конгала Кривого к власти, интересно отметить еще один факт, касающийся святости статуса короля. Согласно Ольстерскому своду законов («Bechbretha»), Конгал был наполовину ослеплен пчелами, и владельцев пчел обвинили в нанесении ему увечья. Но «Bechbretha» пошла дальше: в ней говорится, что изменение закона последовало за «преступлением пчел против Конгала Каэха: ведь тот был королем Тары до тех пор, пока ослепление не лишило его трона». Современному читателю может показаться странным осуждение пчел за преступление, однако не мешает припомнить, что вплоть до XVIII века в Англии казнили через повешение «преступных» животных. Тем не менее этот закон свидетельствует о мистическом представлении монаршей власти. При этом власть могла быть утеряна, если король в какой-то степени изувечен.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ