Добрый день, уважаемый читатель.
Сегодня я предлагаю Вашему вниманию первую статью серии "Изменения правил получения удостоверений тракториста-машиниста с 13 ноября 2011 года". Как Вы, должно быть, уже догадались, в этой статье будут рассматриваться изменения, которые в скором времени будут внесены в очередной нормативный правовой документ, имеющий отношение в том числе и к водителям автомобилей.
В этой серии речь пойдет об изменениях, которым подверглись . Нововведения были опубликованы в , которое вступает в силу 13 ноября 2011 года .
Сегодня будет рассмотрена лишь небольшая часть изменений. В первую очередь, мы поговорим об удостоверениях тракториста-машиниста и о новых категориях , которые будут присутствовать в этом удостоверении, начиная с 13 ноября.
Первое изменение правил, на которое следует обратить внимание, - это изменение понятия "самоходная машина ". Напомню, что удостоверение тракториста-машиниста позволяет управлять именно самоходными машинами соответствующей категории.
2. Под самоходными машинами в настоящих Правилах понимаются мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. сантиметров, не относящиеся к автомототранспортным средствам.
2. Под самоходными машинами в настоящих Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).
Как Вы видите, понятие "самоходная машина" было несколько изменено. Теперь оно более четко и подробно описывает классы техники, которыми можно управлять при наличии удостоверения тракториста-машиниста.
Существенным изменениям подвергся и 3 пункт правил выдачи удостоверений тракториста-машиниста:
3. Образцы удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) утверждаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации.
3. Право на управление самоходными машинами подтверждается одним из следующих документов:
Управление самоходной машиной лицом, не имеющим при себе документа, подтверждающего наличие у него права на управление самоходными машинами, запрещается.
В 3 пункте рассматриваемого нормативного документа наконец-то вводится перечень всех документов, позволяющих управлять самоходными машинами. Как Вы можете видеть, здесь проводится четкая граница между временным удостоверением тракториста-машиниста и временным разрешением.
Отмечу, что если бы подобное разграничение было введено и для автомобильных временных документов, то у водителей никогда бы не возникал вопрос " ".
Кроме того, обновленный пункт 3 четко предупреждает о том, что без документов на право управления садиться за руль самоходной машины запрещается.
Различия между временным удостоверением тракториста-машиниста и временным разрешением даются в тексте обновленного пункта 9 и подпункта 9 1:
9. Основанием для допуска к управлению самоходными машинами лиц, направленных образовательными учреждениями для прохождения производственной практики на срок до 2 месяцев, служит соответствующее удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) или временное разрешение на право управления самоходными машинами (далее именуется - временное разрешение).
В случае проведения проверок при представлении документов, вызывающих сомнение в их подлинности, при наличии оснований полагать, что лицо лишено права управления самоходными машинами или другими транспортными средствами, и в иных случаях может выдаваться временное разрешение на право управления самоходными машинами соответствующей категории на срок до 2 месяцев.
Выдача временного разрешения производится на основании заверенной образовательным учреждением выписки из экзаменационной ведомости. Временное разрешение заменяется на соответствующее удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) по предъявлении документа о прохождении обучения без сдачи экзаменов.
9. Основанием для допуска к управлению самоходными машинами лиц, направленных образовательными учреждениями для прохождения производственной практики на срок до 2 месяцев, служит временное удостоверение, выданное органами гостехнадзора. Выдача временного удостоверения производится в государственной инспекции гостехнадзора после сдачи в соответствии с требованиями подпунктов "а" и "б" пункта 11 и пунктов 12 - 30 настоящих Правил экзаменов на право управления самоходными машинами и на основании заверенной образовательным учреждением выписки из экзаменационной ведомости. Временное удостоверение заменяется без сдачи экзаменов на удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) по предъявлении документа о прохождении обучения.
9 1 . При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления самоходными машинами, протокол о совершении которого уполномочен составлять государственный инженер-инспектор гостехнадзора, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) изымается и выдается временное разрешение на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на 2 месяца. Срок действия временного разрешения может быть продлен в случаях и порядке, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Итак, в существующей до 13 ноября 2011 года версии нормативного документа очень просто запутаться, т.к. четких разграничений между временными удостоверениями и разрешениями не делается.
После же 13 ноября все будет намного четче. Временное удостоверение выдается кандидату в трактористы-машинисты после сдачи экзаменов в гостехнадзоре. Что касается временного разрешения, то оно выдается лишь в случае лишения права управления самоходными машинами и может использоваться водителем до вступления в силу постановления суда.
До 13 ноября 2011 года существуют 6 категорий удостоверений тракториста-машиниста. После вступления в силу нововведений к ним будут добавлены 3 новые подкатегории:
4.
4. Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) подтверждает наличие права на управление самоходными машинами следующих категорий:
Первое изменение, на которое стоит обратить внимание, - изменение лимитов для категорий C и D. Теперь категория C удостоверения тракториста-машиниста позволяет управлять более широким кругом транспортных средств.
Ну и второе, не менее существенное изменение - введение подкатегорий категории A.
Как Вы можете увидеть, возраст необходимый для получения удостоверения тракториста-машиниста существующих ранее категорий не изменился. Что касается новых категорий A II, A III и A IV, то для получения категорий A II и A III необходимо достигнуть возраста 19 лет, а для получения категории A IV - 22 лет.
Однако это не единственные требования к новым категориям. Для их получения необходимо иметь соответствующей категории, а также стаж управления транспортным средством этой категории не менее 12 месяцев.
На этом первая часть серии статей "Изменения правил получения удостоверений тракториста-машиниста с 13 ноября 2011 года" закончена. В следующей статье будут рассмотрены очередные нововведения, относящиеся к получению удостоверений тракториста-машиниста .
Удачи на дорогах!
36.1. Замена удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) в связи с присвоением квалификации в рамках имеющихся категорий, за исключением случая, предусмотренного пунктом 36 настоящих Правил, производится без сдачи экзаменов в порядке, предусмотренном пунктами 32 - 35, 37, 38 и 45 настоящих Правил, после представления документа, подтверждающего присвоение квалификации.
Т.е. обучение придется пройти, а экзамены сдавать не нужно.
Удачи на дорогах!
александр-515
Максим здравствуйте поменял удостоверение тракториста были открыты категории АиГ по старому почему не открыли категорию А1
Удачи на дорогах!
дмитрий-326
Здравствуйте. у меня права тракториста и водитель погрузчика четвертого разряда кат. "С" мне сказали инспектор гостехнадзора что я не могу работать на погрузчике с мощностью двигателя 92кВт. категория позволяет а разряд не позволяет.заранее спасибо.
Дмитрий , здравствуйте.
В слово разряд вообще не употребляется. Т.е. разряд не должен оказывать влияние на мощность транспортных средств, которыми может управлять водитель.
Удачи на дорогах!
Сергей-508
Дмитрий, здравствуйте)
При управлении трактором с категорией А4 я обязан иметь при себе второй документ (водительское удостоверение кат. Д)?
Разрешает ли закон получить кат. А4 не имея вод. уд. кат. Д?
Спасибо)!
Сергей , здравствуйте.
Право управления самоходной машиной подтверждается удостоверением тракториста-машиниста.
Удачи на дорогах!
Татьяна-128
Ранее снегоболотоход относился к категории В, в свидетельстве о регистрации написана категория В. По новым категориям - к АI. В правах тракториста-машиниста, полученных в 2009 году (срок действия до 2019 года), прописаны категории по-старому: А, В и т.д. Надо ли менять права (снова переучиваться, пересдавать экзамены, проходить медосмотр) до истечения их строка действия? И надо ли менять свидетельство о регистрации в технадзоре?
Татьяна , в данном случае никто не обязывает Вас досрочно менять документы.
Удачи на дорогах!
Добрый вечер.
У меня аналогичная ситуация, как и у большинства ранее написавших, с тракторными правами категории "А". Получал их в 2008 году, через три дня заканчиваются. В ГТН разумеется их захотели поменять на А1. От такого обмена пока отказался (взял паузу для оценки судебных перспектив). Не желаю просто так взять и отказаться от 10 летнего стажа на А2,А3 и А4. Изучил практически все нормативные документы по данному вопросу на которые ссылается Гостехнадзор: и 796, и 351, и Адм. регламент, и письма Минсельхоза и судебную практику по аналогичным делам и т.п. + консультации с действующими сотрудниками Гостехнадзора.
КРАТКИЙ ПОДИТОГ (перспектива принятия судом положительного решения близка к 90%), а именно:
1. Ни в одном документе нет упоминания о замене у уже имеющих категорию А, только на категорию А1 (голословная, не закрепленная никаким документом, позиция Гостехнадзора: "мотосредства" - значит А1; судебная практика, в том числе и разъяснения Верховного Суда РФ: мотосредства - моторизованные средства (в том числе передвижения, транспорта), т.е. средства имеющие конструктивно механический мотор (двигатель, движитель - на бензине, электричестве, атомной, солнечной энергии и т.п.), т.е. этот пункт никого отношения к мотоциклетной посадке не имеет. Здесь ключевое слово - "внедорожное".
Имеющие действующую категорию А до момента ее окончания, имеют право на управление транспортом категории А2, А3 (лично 3 года управляю А2 и А3 с имеющейся категорией А (и ВУ - АВС со стажем 23 года), останавливали и проверяли и ГТН и ГИБДД - претензий нет; собственной это Вы и написали Татьяне-128 и другим; официальная позиция ГТН такая же);
Соответственно, если Вы имеете право на управление (см.п.2) и имеете практический стаж вождения (по УТМ - до 10 лет), то и лишить Вас вашего права на управления этими средствами (А2, А3, А4), может только суд, но никак не Гостехнадзор.
В данном вопросе ГТН немного "лоханулся" (в отличии от ГИБДД): ГТН вместо введения категорий А, А1, А2, А3 и А4 (так сделало ГИБДД с категориями А,В,С и т.д.), разбил кат. А на подкатегории: А1,А2,А3,А4, тем самым предоставив бывшим владельцам кат. "А" лазейку в законодательстве и перспективы в суде.
На мой взгляд, главное не ленится и довести дело до логического конца (в нашем случае, до решения суда, вступившее в законную силу).
В любом случае дело для меня беспроигрышное - либо останусь с только с кат.А1 либо с полным комплектом Ашек.
К сожалению, большинство граждан имеющих Права и Право, его не используют и даже не пытаются это делать.
От себя: сегодня направил официальные электронные письма в ГТН (через три официальных канала: ГТН, Мэрию г.Москвы и АП РФ) с требованием получить письменный мотивированный отказ в обмене удостоверения кат.А на удостоверение с открытыми кат. А1, А2, А3, А4.
Однозначно напишу по итогу.
Мотивированный отказ (либо отписка) ГТН должна быть отправлена в мой адрес не позднее 8 апреля 2018 года (по закону - 30 дней на ответ).
Неделя - на работу почты России. 2-3 недели - на принятие судом моей жалобы, месяц - на предварительное, месяц на первое заседание (на которое представители ГТН с вероятностью 99 % не придут, и суд будет перенесен еще на 1 месяц). На втором заседании будет принято процессуальное решение, вне зависимости от присутствия ГТН на суде.
Еще через месяц оно вступит в законную силу, если ГТН либо я (что не исключено) не подаст на апелляцию. При благоприятном раскладе (без апелляции) ИТОГ будет не ранее осени 2018 года.
Как то так.
Но данная тема будет актуальна для многих граждан до ноября 2021 года.
Григорий-16
Здравствуйте. Разрешено ли мне управлять трактором "Беларус" 320 (мощность 36 КВт), имея открытые категории "В" и"С" в удостоверении тракториста-машиниста, но с особой отметкой "водитель погрузчика"? Спасибо.
Скажите должна ли быть какая либо запись в особых отметках для управления трактором с годрозахватом для бревен.?
Александр , здравствуйте.
А как именно указанный трактор обозначен в документах (в свидетельстве о регистрации)?
Идет добавление комментария
Будущий военнослужащий, идущий служить по контракту или призываемый для прохождения срочной службы в рядах Российской Армии, должен обязательно пройти военную медкомиссию, в ходе которой будет установлена его годность или негодность к армейской службе. Согласно результатам медосмотра призывнику будет присвоена определённая категория годности, коих всего пять. Если после медосвидетельствования молодому человеку будет присвоена категория годности «А», то он гарантированно пойдёт отдавать воинский долг Родине. Вопрос только в том, в какие именно войска?
Когда юноша приходит в медзаведение с целью прохождения военной медкомиссии, то он попадает в поле зрения врачей различных специальностей. Если у призывника имеются какие-либо документы, подтверждающие наличие заболевания, то он должен предоставить их комиссии, наряду со справками из, например, наркодиспансера, кожно-венерологического диспансера и пр.
В процессе медосвидетельствования все диагнозы призывника тщательно сверяются со специальным перечнем, именуемым «Расписанием болезней», в котором представлен список всех заболеваний, ограничивающих или освобождающих от армейской службы.
«Расписание болезней» — это документ, на основании которого будущему военнослужащему присваивается категория годности. Если консилиум вынес решение о присвоении новобранцу категории «А», значит, служить он пойдёт, ввиду отсутствия непризывного заболевания. Кроме того, данная категория присваивается и тем, у кого непризывное заболевание наличествует, но оно ещё находится на начальных стадиях, следовательно, не может стать препятствием для армейской службы, поскольку функциональные нарушения или расстройства пока отсутствуют.
Существует такой термин, как «диагностический минимум», подразумевающий, что каждый призывник, явившийся на медосвидетельствование, должен пройти: ЭКГ, флюорографию, а также сдать анализы. Кроме того, требуется осмотр врачей семи специальностей (офтальмолога, хирурга, терапевта, ЛОР-врача, невропатолога, стоматолога и психиатра).
Показатель предназначения (ПП) – это немаловажный критерий, имеющий числовое обозначение: 1, 2, 3, 4. Это значит, что у категории «А» есть несколько подкатегорий, определяющих степень годности юноши к службе в определённых войсках.
Эта подкатегория считается самой высокой из всех четырёх, имеющая наивысший показатель предназначения, позволяющий молодому человеку отправиться служить в элитные войска, например, в пограничные, особого назначения или десантно-штурмовые. Спецназ, ВДВ, морская пехота тоже входят в этот перечень. Чтобы попасть в элитные части, необходимо иметь для этого подходящие физические данные.
Например, служба в ВДВ подразумевает отсутствие лишнего веса. Разумеется, его недобор также может стать серьёзным препятствием для того чтобы стать десантником. Есть ограничения и по росту: будущий боец «крылатой пехоты» не может иметь рост ниже 175 и выше 190 см.
Если призывнику по результатам медосвидетельствования была присвоена подкатегория «А2», значит, в его жизни были неприятные моменты. Например, переломы верхних или нижних конечностей, тяжёлая болезнь, благополучно исцелённая, или же если на момент визита к врачам у него остались остаточные явления каких-либо недугов. Чтобы стать моряком и проходить службу на подводных лодках и кораблях, необходимо:
На молодых людей, которые подлежат призыву в танковые войска (водители, члены экипажа) танка, бронемашин и иных армейских средств передвижения, распространяются аналогичные требования, за исключением некоторых моментов. Так, рост танкиста не может быть более 175 см, а такой показатель, как слышимость речи шёпотом для членов экипажа должен составлять 3/3 или 1/4, а для водителей – 6/6 м.
Когда по решению членов медкомиссии призывнику присуждается категория «А3», значит, у него имеются некоторые глазные болезни. Например, под эту категорию может попасть юноша, имеющий слабую близорукость – в пределах двух диоптрий. Если коррекция не требуется, то молодой человек может быть призван во внутренние войска, караульные и химические части, в бронетанковые, ракетные войска и артиллерию. Показателями годности являются:
При присвоении данной подкатегории, нужно быть готовым к тому, что молодой человек может быть отправлен на службу в любой род войск, за исключением всех перечисленных выше. Показатели годности – аналогичные, как и для категории А3. Но в чём тогда отличие? Под категорию А4 подпадают призывники, имеющие либо незначительные проблемы со зрением, либо с ногами, а именно – со стопой. То есть, при наличии у призывника плоскостопия первой степени, он автоматически подпадает под данную категорию.
При прохождении военной медкомиссии, каждый специалист, участвующий в этом процессе, делает своё заключение. Следовательно, каждый врач вправе определить не только категорию годности, но и показатель предназначения. Но как же тогда определяется общая категория годности? По низшему ПП. То есть, если невропатолог поставит категорию «А1», терапевт «А2», а офтальмолог – «А3», то в военном билете будет отмечено, что будущему солдату присуждена категория «А3». Примечательно, что ПП и сама категория носят рекомендательный характер, и дальнейшую судьбу юноши определяет призывной пункт.
Бывает, что призывник не соглашается с мнением врачей, и закон позволяет ему оспорить решение военной медкомиссии. Иногда подкатегория или даже категория завышается, особенно, когда случается недобор или у военкомата «горит план». Но если юноша имеет похвальное стремление служить в элитных войсках, а выставленная ему подкатегория не позволяет этого сделать, то что тогда? Он может её изменить.
Главное, чтобы состояние здоровья позволяло это сделать. Первоначальная постановка на учёт, которая также подразумевает прохождение медкомиссии с определением категории – это не так страшно. Ведь всё равно перед призывом юноше придётся ещё раз пройти медосвидетельствование, и за этот период он может поправить здоровье, чтобы иметь шанс попасть под более высокую категорию.
Своё несогласие с вердиктом врачей нужно выражать не в кабинете медзаведения и не в военкомате, а посредством грамотного использованию правовых инструментов, и обжалование решения медкомиссии возможно не только в административном, но и в судебном порядке. Если юноше была присвоена конкретная категория годности, а он с ней не согласен, то ему нужно потребовать направление на дообследование, либо на очное контрольное медосвидетельствование (КМО). Если и КМО не удовлетворит призывника, то он вправе обратиться в суд, поставив в известность военный комиссариат о своём решении.
Так называемые тракторные права - это удостоверение на управление самоходной автотехникой, столь необходимой при проведении ряда сельхозработ. В этой статье мы подробно разберемся в их структуре, особенностях, требованиях к их получению и многом другом.
Если обычные водительские права автовладельцы могут получить в любом регионе РФ, то с удостоверением тракториста дело обстоит немного сложнее - его можно получить только по месту регистрации будущего машиниста или же по месту расположения учебного заведения, где он получает соответствующее образование. Нововведение также вступило в силу в ноябре 2015 года.
Если же тракторные права были по каким-то причинам изъяты, то восстановить их возможно только после успешной сдачи теоретического экзамена. Приступить к нему можно только по прошествии половины срока лишения прав. При этом гражданам, утратившим удостоверение за вождение техники в нетрезвом состоянии, в Гостехнадзор перед сдачей экзамена обязательно нужно предоставить медицинскую справку.
Чтобы быть допущенным к сдаче экзаменов на получение одной из категорий транспортных прав, гражданину необходимо иметь при себе следующее:
Как само экзаменационное испытание, так и последующее вручение удостоверения машиниста-тракториста происходит в самом ближайшем к месту регистрации (или профобучения) гражданина отделении Гостехнадзора. По большему счету, эти процессы совмещаются с итоговыми или промежуточными экзаменами в профессиональном учебном заведении, наиболее перекликающимися с темой управления самоходной автотехникой.
Стандартный порядок сдачи экзамена таков:
"Теория" здесь сдается по билетам (тракторные права категории "А3" можно получить тоже только этой схеме).
Практические испытания состоят из двух этапов:
Граждане, "провалившие" теоретические экзамены, не допускаются к заключительной практической части - повторно сдать теорию можно будет спустя неделю. Если же, наоборот, сдана теория, но не повезло с практикой, оценка за теоретический экзамен будет действительна на протяжении трех месяцев. На сдачу всего комплекса экзамена в сумме дается три попытки. При их исчерпании повторный допуск к экзаменационным испытаниям возможен только после обучающего периода.
Для получения прав тракториста-машиниста необходимо предоставить в Гостехнадзор следующие документы:
Тракторные права - необходимое удостоверение, позволяющее управлять определенным видом самоходной техники, в зависимости от категории этого документа. Получить такой документ можно только после прохождения специального обучения и успешной сдачи теоретического и практического экзамена.
Несколько лет назад в России введены водительские права нового образца. Это документы, имеющие современный формат. Здесь увеличено число категорий и подкатегорий.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Но ни одна из них не позволяет управлять трактором и любыми другими транспортными средствами, называемыми самоходными.
Документы, допускающие к управлению самоходной техникой, называют «удостоверениями тракториста-машиниста».
Они подразумевают:
Категорий | Шесть |
Подкатегорий | Четыре |
В отличие от водительских прав, выдаваемых в Госавтоинспекции, тракторные права выдает Гостехнадзор . Там же производится техосмотр самоходной техники.
Полученные тракторные права, в отличие от обычных водительских прав, не позволяют управлять самоходной техникой за пределами нашей страны.
Несмотря на внешнюю схожесть с обычными водительскими правами удостоверения тракториста, все-таки, открывают совершенно другие возможности в праве управления техникой.
Ведь водитель грузовика, имеющий в удостоверении международного образца кат. «С» не может работать на экскаваторе-погрузчике, и точно также водитель, управляющий коммунально-уборочной машиной, не может водить легковушку.
Это две отдельных области управления транспортом, поднадзорные разным ведомствам, имеющие свою терминологию, программы обучения, спецтехнику и разные документы (права):
Самоходные машины (СМ) | Тракторы, другая техника, используемая в дорожном строительстве и наземные безрельсовые механические средства передвижения, имеющие соответствующие параметры двигателей. Исключение составляет военная СТ, выполняющая боевые задачи по повышению государственной обороноспособности |
Удостоверение тракториста | Документ, подтверждающий право гражданина управлять одним из типов самоходных машин. Его выдают сроком на 10 лет |
Категории (подкатегории) | Разграничение права тракториста управлять определенной группой СТ |
В годы Великой Отечественной войны мальчишки, которым было по 12-14 лет, работали на тракторах в поле, не имея никаких прав.
Да, это было нужно для победы нашей страны. Управлять техникой тогда было не так сложно, как в настоящее время.
Сейчас самоходная техника (СТ) доведена практически до совершенства, став средством передвижения, оснащенным сложнейшим рабочим функционалом, электроникой и компьютерами.
А ее многообразие уже позволяет подразделение на категории и даже подкатегории. Чтобы управлять такой техникой, необходимо получить документы, удостоверяющие:
При допуске к обучению и сдаче квалификационных экзаменов по некоторым из категорий (подкатегорий) предусмотрены ограничения по возрасту.
Право управления СМ, тракторами, получение соответствующих прав тракториста-машиниста регулируются несколькими нормативными актами:
В недалеком прошлом в правах трактористов были категории А, Б, В, Г, Д, а стали такие — A, B, C, D, E, F, а также А1, А2, А3, А4.
Каждая из указываемых в удостоверении категорий (подкатегорий) допускает к управлению тракторами или спецтехникой.
Это сельхозтехника (СХТ) и самоходные машины (СМ), имеющие определенные показатели мощности (от 27,5 до 110 кВт и более).
Рассмотрим все существующие категории (подкатегории) с расшифровкой:
Катег. «A» | Авто- и мототранспорт, не предназначенный для движения по обычным автомобильным дорогам или способный развивать скорость до 50 км/час |
Подкатег. А1 | Внедорожный мототранспорт. К этой подкатегории относятся: мотовездеходы (снегоходы, болотоходы, снегоболотоходы) |
Подкатег. А2 | Внедорожный автотранспорт, имеющий разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн и число сидячих мест (с водительским) не больше 8. К этой подкатегории относятся вездеходы |
Подкатег. А3 | Внедорожный автотранспорт, имеющий разрешенную максимальную массу, превышающую 3,5 тонны. К данной категории относятся вездеходы специального назначения, карьерные самосвалы |
Подкатег. А4 | Внедорожный автотранспорт, предназначенный для пассажироперевозок, имеющий более 8 (с учетом водительского) сидячих мест. Под данную категорию подходят перронные и вахтовые автобусы |
Катег. «B» | Гусеничные и колесные машины, имеющие двигатель мощностью менее 27,5 кВт. В этой категории – тракторы-миниэкскаваторы, коммунально-уборочные машины |
Катег. «C» | Колесные СМ с двигателями, имеющими мощность от 27,5 до 110,3 кВт. К этой категории относят тракторы, экскаваторы-погрузчики |
Катег. «D» | Колесные машины, имеющие двигатели мощностью более 110,3 кВт – пневмоколесные краны, тракторы |
Катег. «E» | Гусеничная техника с двигателями мощностью свыше 27,5 кВт: бульдозеры, экскаваторы |
Катег. «F» | Самоходная сельхозтехника: зерноуборочная техника и пр. |
Уточнение — наличие прав тракториста категории А2 не дает их обладателю права управлять СМ категории A4 и наоборот.
Для получения удостоверения тракториста следует пройти соответствующий курс обучения по конкретной категории (подкатегории).
Определяется это по типу техники, имеющейся в собственности предприятия. Следует знать, что кроме категории (подкатегории) в правах тракториста указывается еще и разряд.
Разрядность определяет инспектор Гостехнадзора, принимающий экзамены. Рассмотрим, как присваиваются разряды:
2 | Для имеющих право управлять СТ под контролем опытного наставника, ремонтировать погрузочные и самозахватывающие механизмы и приспособления |
3 | Для обладающих правом управления аккумуляторным погрузчиком, другими самозахватными механизмами, осуществлять погрузку, складировать груз штабелем, осуществлять ремонт и обслуживание тракторных механизмов |
4 | Для машинистов, получивших допуск для работы на погрузчиках, имеющих мощность менее 100 л. с., и на других механизмах, которые используются для переноса и складирования грузов |
5 | Для трактористов, получивших право управления СТ мощностью свыше 100 л. с. или менее, если она используется как скрепер, экскаватор, бульдозер |
6 | Для машинистов, имеющих право управлять тракторами, имеющими мощность 200 л. с. в случаях их бульдозерного или экскаваторного использования |
Для получения услуги по обучению и сдаче квалификационных экзаменов кандидат подает в территориальный орган Гостехнадзора заявление с приложением:
Прием, обучение и проведение аттестационных экзаменов, предоставляющих право управления СТ, проводят специализированные и аккредитованные учебные центры, школы, расположенные в регионах проживания обучающихся.
Тракторные права нельзя получать в другом, даже соседнем регионе. В зависимости от категории, большинство учебных курсов длится около полутора месяцев.
Обучающие программы школ, центров утверждаются Минобром и Гостехнадзором. Обучающие курсы подразумевают теоретический и практический этапы.
Теоретический этап предполагает изучение конструкции СТ, правила работы с различными грузами.
При отсутствии у обучающихся обычных водительских прав в программу вводится и изучение . Проверка теоретических знаний проходит в виде экзамена.
Практический этап обучения проводится на полигонах и подразумевает обучение вождению, маневрированию СТ и обращению с грузами в реальных условиях (на грунтовом и асфальтовом покрытии).
Нехватка практических навыков, минимальное число наработанных часов на полигоне может привести к неудовлетворительному результату на экзамене.
Аттестационные экзамены тоже проходят поэтапно. Сначала теоретический – на компьютере или в устной форме.
Успешная сдача теоретического этапа является допуском до практического экзамена.
Практический экзамен позволяет экзаменатору определить способность обучающегося управлять СТ в разных условиях – созданных стационарно (на полигоне или трактородроме) и на реальном объекте.
Экзаменатором является инспектор Гостехнадзора, имеющий право вынесения решения:
В случаях, когда курсант не сдает один из этапов экзамена, не менее через неделю ему предоставляется право сдачи повторно.
Видео: сдаем практику на удостоверения тракториста-машиниста категории B,C,D,E,F
Всего дается три попытки. Если неудачной окажется и третья, то ученика вновь отправляют на обучение.
Отдельно стоит отметить, что для сдачи экзаменов, допускающих к управлению СМ, имеют право лица определенного возраста:
Отметим также, что после изъятия прав тракториста их выдача возможна только после прохождения теоретического экзамена.
Если изъятие произведено на основании состояния тракториста (установлено, что он в алкогольном опьянении), то для допуска к экзаменам в Гостехнадзор необходимо представить .
Но только по истечении половины срока лишения тракторных прав, не раньше.
Гостехнадзором регламентирована единая для всех регионов РФ форма бланков удостоверений трактористов.
Основание для выдачи удостоверения тракториста-машиниста – документ, свидетельствующий об окончании спецкурса теоретического и практического обучения.
Бланк нового образца – это заполненная с двух сторон карточка. На одной стороне данные владельца, его фотография, подпись. На другой стороне сведения о технике, к управлению которой он допускается.
От обычных водительских прав международного образца права тракториста могут отличаться лишь наименованием категорий и цветом самой карточки.
Раздел «Особые отметки» заполняется дополнительными сведениями об ограничениях и разрешениях, информационными отметками:
Категория годности «А» - годен к военной службе - высший показатель здоровья военнослужащего. Категория «А» в военном билете означает, что призывник может быть направлен в любые войска, в том числе элитные: ВДВ, морскую пехоту и Президентский полк.
Категории годности к военной службе - это показатель здоровья, который определяется во время медицинского освидетельствования в военкомате и влияет способность проходить военную службу.
Медицинским освидетельствованием занимается военно-врачебная комиссия, в которую входят семь врачей: врачей: окулист, стоматолог, отоларинголог, хирург, терапевт, психиатр, невропатолог. Каждый из них осматривает призывника (допризывника или военнослужащего) и изучает его медицинские документы. На основании полученных результатов и данных дополнительного обследования врачи определяют, позволяет ли здоровье призывника служить в армии. Когда каждый член военно-врачебной комиссии примет решение, собирается призывная комиссия. На ней решается, какую выставить молодому человеку или мужчине.
Категория годности «А» – это наивысший показатель здоровья, который означает, что призывник годен к военной службе без ограничений по физической нагрузке. Она выставляется в двух случаях: если непризывное заболевание отсутствует или если оно находится в начальной стадии развития и не сопровождается функциональными нарушениями.
При каких заболеваниях можно её получить:
Мнение эксперта
Решение призывной комиссии можно обжаловать. Если вы не согласны с категорией годности «А», узнайте, как её изменить и получить освобождение от службы, на странице «».
Екатерина Михеева, руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам
Так как призывник полностью годен, его могут отправить в любые войска. Обычно на распределение вляяют три фактора: физиологические особенности (вес и рост), принцип кадровой нехватки и заказа в воинских частях, а также показатель предназначения.
«А-1» – это категория, которая выставляется здоровым призывникам или призывникам, у которых врачи военкомата не обнаружили проблем со здоровьем. Именно она считается самой высокой, поэтому её обладатели могут проходить службу в морской пехоте, воздушно-десантных, десантно-штурмовых, пограничных войсках и войсках особого назначения. В это же время обладатели «А-1» могут стать связистами, отправиться в пехоту или войска связи, инженерные и любые другие войска, если именно в них окажется недобор новобранцев.
Особенности физиологического развития | Значение для категории «А-1» |
Ограничение зрительного поля | |
Цветовая чувствительность | Отсутствие отклонений |
Рост | 170-185 см |
Слышимость речи шепотом | 6/6 м |
Ожирение 2 степени | Отсутствует |
Пониженное питание | Отсутствует |
Ограничения при выборе войск могут быть связаны не только с состоянием здоровья, но и физическими данными будущего солдата. Например, для службы в десантных войсках вес не должен превышать 90 килограммов, а рост для службы в ВДВ должен быть от 175 до 190 сантиметров.
Категория «А-2» означает, что у молодого человека/мужчины ранее могли быть переломы конечностей или различные перенесенные заболевания. Эта же категория выставляется при доброкачественных новообразованиях, ожирении первой степени или кариесе.
Показатели антропометрии и здоровья для категории годности к военной службе «А-2» должны соответствовать следующим данным:
Особенности | Подводные и надводные корабли | Водители и члены экипажей танков, САУ, инженерных машин на базе танков или тягачей |
Ограничение зрительного поля | Отсутствует или не превышает 20 градусов | Отсутствует или не превышает 20 градусов |
Цветовая чувствительность | Отсутствует дихромазия | Отсутствует |
Рост | до 185 см | до 175 см |
Слышимость речи шепотом | 6/6 м | 6/6 для водителей;
1/4 или 3/3 для членов экипажа |
Ожирение 2 степени | Отсутствует | Отсутствует |
Пониженное питание | Отсутствует | Отсутствует |
Особенности | Значение |
Ограничение зрительного поля | Отсутствует или не превышает 20 градусов |
Цветовая чувствительность | Отсутствие дихромазии |
Рост | До 180 см |
Слышимость речи шепотом | 6/6 м; 5/5 м |
Ожирение 2 степени | Отсутствует |
Пониженное питание | Отсутствует |
Категория годности «А-4» означает, что у военнообязанного есть проблемы с остротой зрения. С этой категорией могут призвать во все остальные виды войск, которые не указаны ранее. Показатели категории «А-4» указаны в таблице ниже.
Особенности | Значение |
Ограничение зрительного поля | Отсутствует или не превышает 20 градусов |
Цветовая чувствительность | Отсутствие дихромазии |
Рост | До 180 см |
Слышимость речи шепотной речи | 6/6 м; |
Ожирение 2 степени | Отсутствует |
Пониженное питание | Отсутствует |
Более детальные требования к здоровью и антропометрическим данным по группам и родам войск можно найти в приложениях к .
При проведении каждый врач делает свое заключение, присваивает призывнику ту ли иную категорию годности с тем или иным показателем предназначения. Общая категория и цифра в конце определяется по наихудшему показателю. Например, хирург, терапевт, невропатолог, стоматолог, психиатр и лор ставят призывнику «А-1», а окулист – «А-2». В военный билет будет вписана категория «А-2».
Показатель предназначения носит условный характер. Он лишь может рекомендовать направить призывника в те или иные войска. В действительности все решается на распределительном пункте, а выбор войск зависит от государственного заказа и других факторов.
В практике бывают , когда военкоматы незаконно выставляли призывникам категорию годности«А». В одних ситуациях такое решение принималось из-за того, что молодой человек не подготовился к призыву, не прошел обследование или не собрал медицинские документы. В других - из-за нарушений военкомата или ошибок врачей. Самый яркий пример: призывная комиссия признала годным молодого человека, который не успел сдать анализы по направлению от военного комиссариата.
В любой ситуации, если вы не согласны с решением призывной комиссии, вы можете его обжаловать. Для этого нужно подать заявление/жалобу в вышестоящий военкомат или в районный суд.
Варианты действий призывника:
C уважением к Вам, Цупреков Артем, руководитель правозащитного отдела Службы Помощи Призывникам.