Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Субъекты электроэнергетики

Ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике" приближенные называет перечень таких субъектов: субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

Из этого определения следует, что потребители не входят в круг субъектов электроэнергетики, однако являются субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

Среди субъектов электроэнергетики выделяются организация по управлению Единой национальной электрической сетью, системный оператор, администратор торговой системы, генерирующие компании. Организацией по управлению Единой национальной электрической сетью является ОАО Федеральная сетевая компания.

Системный оператор - это специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России (также ОАО).

Администратор торговой системы - некоммерческая организация "Совет рынка". Это аналог ЦБ РФ, поскольку Совет рынка наделен полномочиями по разработке нормативных актов и прочее.

Генерирующие компании - производители электрической энергии; это собственники или иные законные владельцы ГЭС, АЭС, ТЭС. Деятельность генерирующих компаний осуществляется на основании большого количества подзаконных актов (законов немного, например, ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии").

В сфере электроэнергетики помимо субъектов электроэнергетики законодателем также указываются субъекты оперативно-диспетчерского управления, субъекты оптового рынка, субъекты розничных рынков. При этом простое сложение этих субъектов не дает перечень субъектов электроэнергетики.

Имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электро-сетевого хозяйства.

Нормативные акты по этому вопросу противоречивы: ср. положение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к Единой национальной электрической сети и о ведении реестров этих объектов и положение о критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к Единой национальной электрической сети.

Вестник СПбГУ. Сер. 14. 2012. Вып. 2

В. В. Романова*

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года обеспечение энергетической безопасности определяется не только ресурсной достаточностью, экономической доступностью, но также экологической и технологической допустимостью. К числу основных проблем электроэнергетики отнесены дефицит генерирующих и сетевых мощностей в ряде регионов страны, снижение надежности электроснабжения, обусловленное высоким износом основных производственных фондов и отсутствием необходимых инвестиций для их масштабного и своевременного обновления, длительное технологическое отставание в создании и освоении современных парогазовых, экологически чистых угольных и электросетевых технологий. Необходимо также отметить, что в соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года среди основных задач по направлению «электроэнергетика» указывается расширенное строительство и модернизация основных производственных фондов в электроэнергетике (электростанции, электрические сети) для обеспечения потребности экономики и общества в электроэнергии.1

Следует отметить, что вопросы правового регулирования строительства и модернизации энергетических объектов пока не были предметом отдельного правового исследования. При этом правовые проблемы, возникающие в связи с осуществлением строительства и модернизации энергетических объектов, заслуживают особого внимания. В связи с этим прежде всего хотелось бы определиться с понятием энергетического объекта, т. е. с тем, что относится к энергетическим объектам, являются ли данные объекты объектами капитального строительства, отвечают ли они критериям недвижимой вещи или являются движимым имуществом, какое законодательство применяется к деятельности по строительству и модернизации энергетических объектов, подлежат ли регистрации права на энергетические объекты как на объекты недвижимого имущества.

Ответы на данные вопросы позволят выявить особенности правового статуса энергетического объекта.

Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируются законодательством о градостроительной деятельности, которое состоит из Градостроительного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов

* Романова Виктория Валерьевна - соискатель кафедры коммерческого права СПбГУ. © В. В. Романова, 2011 E-mail: [email protected]

1 Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. №1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.

Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ содержится определение объекта капитального строительства, к которому относятся: здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.2 Таким образом, в данном пункте речь идет о недвижимых вещах, которые характеризуются согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ тем, что прочно связаны с землей, и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невоз-можно.3

Возникает вопрос, являются ли все энергетические объекты объектами капитального строительства? Энергетические объекты - понятие достаточно емкое, поскольку может охватывать объекты нефтяного комплекса, газовой промышленности, угольной промышленности, электроэнергетики, атомной энергетики, теплоснабжения и др. Исходя из данного обстоятельства и специфики вышеперечисленных объектов, в рамках данного исследования проводится анализ особенностей объектов электроэнергетики. Понятие объектов электроэнергетики закреплено в Федеральном законе «Об электроэнергетике»,4 согласно которому объектами электроэнергетики являются имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Данный Закон содержит также отдельное определение объектов электросетевого хозяйства, под которыми понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. Исходя из того, что объекты электроэнергии включают в себя в том числе и объекты, используемые для передачи электрической энергии, понятие объекты электроэнергии охватывает и понятие объектов электросетевого хозяйства, которое является более частным и определяет один из видов объектов электроэнергетики.

В данных определениях нет четкого указания на то, что объекты электроэнергетики являются недвижимыми вещами и являются объектами капитального строительства. Более того, следует обратить внимание на содержание нормы ст. 42 Федерального закона «Об электроэнергетике», согласно которой государственная экспертиза проектной документации объектов электроэнергетики, являющихся объектами капитального строительства, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом этих объектов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Из содержания данной нормы явствует, что энергетические объекты могут и не быть объектами капитального строительства.

В случае, когда речь идет об объектах электроэнергетики, являющихся объектами капитального строительства, необходимо учитывать следующее. Регистрация права собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации

3 Гражданский кодекс РФ. Часть первая // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

4 Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.

в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляет в том числе Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».5

Данный Закон не содержит каких-либо отдельных положений об особенностях порядка регистрации объектов энергетики, относящихся к недвижимому имуществу. Из подзаконных актов имеются Методические рекомендации о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества - энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы, утвержденные Приказом Министерства юстиции РФ от 30 октября 2001 г. № 289/422/224/243, Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 октября 2001 г. № 289/422/224/243, Приказом Министерства имущественных отношений РФ от 30 октября 2001 г. № 289/422/224/243, Приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30 октября 2001 г. № 289/422/224/243.6 В данных методических рекомендациях энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы определены как объекты недвижимого имущества, с учетом того, что в состав сооружения могут входить разнородные вещи, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и рассматриваемые как одна вещь. В данном документе сделана соответствующая отсылка к ст. 134 Гражданского кодекса РФ, согласно которой действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное. Вышеуказанные Рекомендации распространяются также на случаи, когда в состав сооружения как сложной вещи входят объекты движимого и недвижимого имущества, образующие единое целое и предназначенные для преобразования механической энергии воды в электрическую энергию или химической энергии топлива в электрическую энергию или электрическую энергию и тепло, а также предназначенные для преобразования электрической энергии и передачи ее на расстояние по линиям электропередачи.

Таким образом, в данном подзаконном акте электрические комплексы и энергетические производственно-технологические комплексы электростанций отнесены к недвижимому имуществу со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

Рассматривая споры о признании права собственности на объекты электроэнергетики, арбитражные суды руководствуются нормами ст. 130 Гражданского кодекса РФ, Приказом Министерства энергетики РФ от 20 мая 2003 г. № 187 «Об утверждении правил устройства электроустановок»,7 согласно которому воздушная линия электропередачи выше 1кВ - устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изолирующих конструкций и арматуры к опорам, несущим конструкциям, кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т. п.). Так, при рассмотрении арбитражными

5 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Российская газета. 1997. 30 июля.

6 Приказ Минюста России от 30 октября 2001 г. № 289/422/224/243, Приказ Минэкономразвития от 30 октября 2001 г. № 289/422/224/243, Приказ Минимущества России от 30 октября 2001 г. № 289/422/224/243, Приказ Госстроя от 30 октября 2001 г. № 289/422/224/243 // ИС «Техэксперт».

7 ИС «Кодекс».

судами спора о праве собственности на линии электропередач по делу А63-1007/05-С1 судами был сделан вывод о том, что к признакам, индивидуализирующим линию электропередачи, помимо места расположения, отраженного в данных технического и кадастрового учета, можно также отнести год постройки, протяженность линии, ввод в эксплуатацию, источник питания, вид и тип опор, материал опор, приставки опор, прочие элементы опорных конструкций, провода воздушных линий, указав при этом, что диспетчерское наименование линии электропередачи не является определяющим признаком при техническом и кадастровом учете данных сооружений.8

Учитывая, что объекты электроэнергетики в свое время переходили в собственность акционерных обществ в результате приватизации, следует отметить, что арбитражными судами при рассмотрении дел по искам об оспаривании зарегистрированного права собственности на электросетевые комплексы применяются нормы о сроках исковой давности. Так, в частности, в результате приватизации в 1993 г. в собственность ОАО «Нижновэнерго» было передано сооружение электросетевого комплекса - подстанции, распределительные устройства, линии электропередачи, трансформаторы. В 2007 г. администрация города обратилась в Арбитражный суд с иском о признании недействительным зарегистрированного права собственности общества на сооружение. Ответчик заявил о пропуске исковой давности. Данное заявление ответчика было признано арбитражными судами обоснованным, в связи с чем в удовлетворении иска было отказано.9

Рассматривая вопрос о понятии энергетического объекта, необходимости его регистрации, нельзя не отразить и то, что помимо регистрации в качестве недвижимого имущества энергетический объект, отнесенный к категории опасных производственных объектов, должен быть зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов. Градостроительный кодекс РФ выделяет особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства в ст. 48_1, согласно которой к особо опасным и технически сложным объектам отнесены не только объекты использования атомной энергии, гидротехнические сооружения первого и второго классов, но также линии электропередач и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более, тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.10 Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» регистрация опасных производственных объектов возложена на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.11 Приказом данной службы от 5 марта 2008 г. № 131

8 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2008 г. по делу № А63-1007/05-С1, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 октября 2008 г. по делу № А63-1007/05-С1, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 января 2009 г. № ВАС-2897/08 // www.arbitr.ru.

9 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2007 г. по делу № А43-5943/2006-12-167, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 июня 2008 г. № 6923/08.

10 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.

11 Постановление Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» // Там же. 1998. № 48. Ст. 5938.

утверждены Методические рекомендации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов, в Приложении № 1 к которым утвержден также перечень опасных производственных объектов тепло- и электроэнергетики.12 Необходимо отметить, что государственный орган осуществляет проверку правильности идентификации опасных производственных объектов, проводят которую сами организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты.

При рассмотрении арбитражными судами дела № 51-677/2008 по заявлению акционерного общества об оспаривании предписания Ростехнадзора в части возложения на заявителя обязанности по составлению перечня опасных производственных объектов и осуществлению их идентификации согласно «Административному регламенту по регистрации производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», осуществлению регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов - выводы суда о правомерности требования Ростехнадзора основывались на положениях Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в связи с чем были отклонены доводы заявителя о том, что возложение на заявителя обязанности по идентификации и регистрации трансформаторных подстанций является необоснованным отвлечением денежных средств заявителя.13

Специфика объектов электроэнергетики обусловливает также и специфику приемки созданных объектов. Допуск энергоустановок в эксплуатацию осуществляется на основании разрешений Ростехнадзора, выдаваемых в порядке, утвержденном Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 г. № 212 «Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок».14 Электроустановки допускаются в эксплуатацию в случае отсутствия у Ростехнадзора претензий к документам, представленным заявителем. Среди документов, которые представляются заявителем в Ростехнадзор, должны быть в том числе: проект электроустановки, согласованный в установленном порядке, сертификаты соответствия на электрооборудование, исполнительная документация, приемосдаточная документация (протоколы, акты испытаний, наладки в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, технических регламентов, паспортов изготовителей), технические условия на технологическое присоединение и справка об их выполнении.

Эти требования Ростехнадзора вполне обоснованны. Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой

12 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 марта 2008 г. № 131 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов» // Справочник специалиста по охране труда. 2009. № 1.

13 Постановление пятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2009 г. № А51-6770/2008 34-152, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. № ВАС-14475/09.

14 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 г. № 212 «Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 21.

в форме капитальных вложений»15 запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке стандартам (нормам и правилам). Следует отметить, что данный закон содержит определение объектов капитальных вложений, к которым относит находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации или декларированию соответствия требованиям промышленной безопасности в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке.16

В случае отсутствия претензий к представленным заявителем документам в отношении созданной электроустановки Ростехнадзором проводится осмотр энергоустановки с оформлением акта осмотра. Акт осмотра и разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки оформляются в двух экземплярах, один для заявителя, второй хранится в Ростехнадзоре. При этом согласно п. 16 вышеуказанного Приказа Ростехнад-зора в случае, если в течение трех месяцев энергоустановка не будет технологически присоединена к сетям, ее допуск в эксплуатацию осуществляется повторно.

Кадастровый учет объекта электроэнергетики проводится согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».17 При этом в соответствии с ч. 10 ст. 25 данного Закона особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. На сегодняшний день такого акта пока нет. Вместе с тем необходимость уточнения некоторых аспектов при проведении кадастрового учета объектов электроэнергетики, в том числе в отношении размера площади земельного участка, необходимого для использования того или иного энергетического объекта, могли бы существенным образом облегчить задачу в том числе при страховании энергетического объекта на период проведения строительных работ или работ по модернизации, когда нужно определяться с территорией страхования. При этом необходимо обратить внимание и на установленную в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации особую категорию земель энерге-тики.18 Согласно положениям Главы XVI Земельного кодекса земли, предназначенные для эксплуатации объектов энергетики, составляют самостоятельную категорию. В соответствии с п. 2 ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков. Порядок

15 Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.

16 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Там же. 1997. № 30. Ст. 3588.

17 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // Там же. 2007. № 31. Ст. 4017.

18 Земельный кодекс РФ. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Российская газета. 2001. 30 окт.

установления таких охранных зон, а также правил определения размеров земельных участков для размещения линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, возложен на Правительство Российской Федерации. К сожалению, в п. 3 ст. 89 нет оговорки, предусматривающей установление правил, определяющих размеры земельных участков для размещения иных разновидностей объектов электроэнергетики. Таким образом, действующее законодательство содержит Правила определения размеров земельных участков для воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети,19 и Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.20 Однако данные акты не разрешают аналогичные вопросы с иными объектами электроэнергетики, понятие которых существенно шире, чем понятие объекта электросетевого хозяйства.

Рассматривая вопрос о правовом статусе энергетического объекта, нельзя не отметить также, что нарушение требований промышленной безопасности в промышленности, строительстве, энергетике влечет применение мер административной ответственности в соответствии с нормами главы 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.21

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что правовой статус объекта электроэнергетики, являющегося объектом капитального строительства, имеет особенности по сравнению с другими объектами недвижимого имущества. Данные особенности обусловлены технологическими свойствами объекта, необходимостью регистрации не только в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимости и сделок с ним, но также в реестре опасных производственных объектов, особенностями приемки в эксплуатацию, технологическими задачами по производству, передаче необходимого количества электрической энергии.

19 Постановление Правительства РФ от 11 августа 2003 г. № 486 «Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети» // Там же. 2003. 22 авг.

20 Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» // СЗ РФ. 2009. № 10. Ст. 1220.

21 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Российская газета. 2001. 31 дек.

Cтраница 1

Объекты электроэнергетики (электрические станции и ЛЭП), составляющие РЭС, являются технологической основой работы потребительского рынка на территории субъекта РФ. Организатором функционирования и развития потребительского рынка на территории субъекта РФ является АО-энер-го. Следует еще раз подчеркнуть, что нужно различать РЭС как технологическую основу работы потребительского рынка и АО-энерго как хозяйствующий субъект, использующий объекты РЭС для функционирования потребительского рынка.  

Рассматриваются вопросы пожарной безопасности объектов электроэнергетики ка основе анализа пожарной опасности аварийных режимов, особенностей развития и тушения пожаров в электроустановках. Приводятся данные о способах и средствах тушения пожаров и требуемых расходах огнетушаших реществ. Даны рекомендации по предупреждению травматизма людей при тушении пожаров.  

Указанные факторы определяют высокую капиталоемкость объектов электроэнергетики. Например, удельные капиталовложения в крупные ТЭС на угле превышают 1000 долл. Капитальные ремонты основного оборудования (парогенераторов, турбин) отличаются продолжительностью и большими издержками.  

Основные свойства надежности ВЛ как объекта электроэнергетики, которые представляют наибольший интерес для эксплуатации, — это безопасность и ремонтопригодность. Ремонтопригодность — по причине того, что к наиболее тяжелым последствиям приводят отказы на взаиморезервируемых ВЛ, когда одна из них находится в ремонтном режиме. Безопасность — поскольку на проводах и тросах протяженных ВЛ, выведенных в ремонт и находящихся в зоне электромагнитного влияния других действующих ВЛ, наводится напряжение относительно земли. Наведенное напряжение (НН) в ряде случаев представляет несомненную опасность для жизни ремонтного персонала. Поэтому правильная организация текущих и капитальных ремонтов, выбор сроков их проведения и сокращение продолжительности при одновременном обеспечении безопасности для обслуживающего персонала являются весьма актуальными.

Объекты электроэнергетики

Указанные факторы определяют высокую капиталоемкость объектов электроэнергетики. Капитальные ремонты основного оборудования (парогенераторов, турбин) отличаются продолжительностью и большими издержками.

Теплоэнергетические устройства и коммуникации, как и объекты электроэнергетики, ввиду специфики своей работы легко разделить на классы Годен, Негоден по тепловому полю. В последние годы, например, во многих странах успешно внедряются тепловизоры для контроля за тепловым загрязнением водоемов, для обнаружения утечек горячей воды и пара из тепловых коммуникаций. При этом тепловизор устанавливают на вертолете, катере или автомашине. В Дании, имеющей наиболее развитую в Скандинавии сеть подземных коммуникаций, один тепловизор окупает себя за 3 мес, поскольку около 8 % всех труб считаются поврежденными. Экономический ущерб от потерь теплой воды и расходов на ремонт составляет 1200 долларов США на 1 км труб. В парораспределительных сетях по оценке фирмы Данлоп один неисправный паровой кран может причинить ущерб до 1 тыс. фунтов стерлингов в год. Разработанная в Дании методика ТК подземных тепловых коммуникаций предусматривает осмотр на автомашине в течение одной ночи до 100 км трассы, причем запись термограмм ведут на видеомагнитофон, я участки обнаруженных утечек горячей воды обводят мелом на мостовой. В Швеции весьма серьезной проблемой эксплуатации сточных трубопроводов считают натекание фунтовых вод, что приводит к перегрузке трубопроводов, очистных сооружений и затоплению, поскольку вторгшаяся в канализацию вода может составлять до 50 % расхода воды через трубу. Использовавшийся ранее телевизионный осмотр изнутри трубы, пригодный для обнаружения крупных дефектов, осложняется туманом, который образуется в результате работы прожектора.  

ОАО СО-ЦДУ ЕЭС управляет технологическими режимами работы объектов электроэнергетики при соблюдении нормативов системной надежности и качества электрической энергии.  

Сложившаяся ситуация в основном вызвана структурой топливного баланса объектов электроэнергетики, а именно — ростом доли твердого и жидкого топлива, — почти на одну треть в 2000 — 2001 гг. по сравнению с 1999 г. Причем физические объемы производств в электроэнергетике практически сохранились.  

В настоящее время ОПУ могут широко применяться на объектах электроэнергетики. На рис. 6 — 36 показаны варианты предлагаемых в Японии структурных схем оптической связи в энергетическом комплексе. Требования к устройству в варианте о: скорость передачи информации 4 кбит / с, вероятность кодовых ошибок не более 10-в, максимальное расстояние передачи 2 км. Вариант 6 рассчитан на небольшие расстояния, при этом отпадает надобность е ретрансляции сигналов.  

Измерительные преобразователи применяются в системах автоматического регулирования и управления объектов электроэнергетики и различных отраслей промышленности, а также для контроля текущего значения электрических величин.  

Долевое участие потребителей электро — и теплоэнергии в финансировании объектов электроэнергетики распространено в странах Западной Европы и США, где регулируемые тарифы не в полной мере обеспечивают развитие отрасли.  

Основные изменения в электроэнергетике России за последние годы связаны с акционированием объектов электроэнергетики, в результате которого на федеральном уровне было образовано Российское акционерное общество энергетики и электрификации (РАО) ЕЭС России, на региональном уровне — акционерные общества — АО-энерго и началось создание федерального оптового рынка электроэнергии и мощности.  

В связи с проведением акционирования и приватизации в электроэнергетике и появлением тысяч хозяйствующих предприятий, использующих объекты электроэнергетики (электростанции, электрические сети, системы управления и др.), ЕЭС России теперь представляет собой не только технологически связанные объекты электроэнергетики, объединенные для совместной работы, но и энергетические предприятия — самостоятельные хозяйствующие субъекты, связанные единым нормативно-правовым регулированием.  

Часть теплоэнергии (около 30 %) вырабатывается в России на ТЭЦ, которые относятся к объектам электроэнергетики.  

Страницы:      1    2

1 Область применения

3 Ответственность и полномочия

4 Общие положения

5 Тематика курсового проектирования

6 Структура курсового проекта (работы)

7 Организация руководство и защита курсового проекта (работы)

8 Обозначение курсового проекта (работы

9 Порядок внесения изменений

Приложение А Титульный лист пояснительной записки

Приложение Б Задание на курсовой проект (работу)

Приложение В Форма титульного листа методических указаний

Приложение Г Лист регистрации изменений

Приложение Д Лист согласования

Приложение Е Лист учета периодических проверок

Приложение Ж Лист ознакомления

Дата введения _

1 О бласть приминения

Настоящая методическая инструкция устанавливает общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и защите курсовых проектов (работ).

Требования методической инструкции являются обязательными и положения ее подлежат применению при составлении методических указаний для выполнения курсовых проектов (работ) на всех кафедрах университета независимо от их профиля.

В настоящей методической инструкции использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 2.102 –68 ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов.

ГОСТ 2.104-68 ЕСКД. Основные надписи.

ГОСТ 2.201-80 ЕСКД. Обозначение изделий и конструкторских документов.

ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы.

ГОСТ 2.601-95 ЕСКД. Эксплуатационная документация.

ГОСТ 2.304-81 ЕСКД.

Объекты электроэнергетики это:

Шрифты чертежные.

ФС ЮКГУ 4.6-002-2004 СМК Правила оформления учебной документации. Общие требования к графическим документам.

ГК РК 04-99 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (КПВЭД)

3 Ответственность и полномочия

3.1 Ответственным за качество разработки МИ является разработчик.

3.2 Утверждает настоящую методическую инструкцию (МИ) ректор ЮКГУ.

3.3 Ответственность за своевременное внедрение МИ несет представитель руководства по качеству (ПРК), деканы факультетов и заведующие кафедрами.

3.4 Ответственность за регистрацию и управлению МИ несет служба качества ЮКГУ.

4 Общие положения

4.1 Курсовой проект – комплексная самостоятельная работа по отдельным дисциплинам учебного плана, состоящая из пояснительной записки, содержащей определенные разделы, и графического материала (чертежей, схем, диаграмм, таблиц и т.д.), показывающих (раскрывающих) тему. Курсовой проект может содержать материалы научных исследований.

4.2 Курсовое проектирование является заключительным этапом в изучении студентами соответствующего теоретического курса и должно способствовать закреплению, углублению и обобщению знаний, полученных студентами за время обучения и применению этих знаний и применению этих знаний к решению конкретных технических, научных, экономических и производственных задач.

4.3 Курсовое проектирование должно научить студента пользоваться справочной литературой, НД, едиными нормами и расценками, таблицами, номограммами, типовыми проектами. Должно способствовать развитию навыков выполнения самостоятельной работы, овладению методами исследования и экспериментирования при решении вопросов научно – исследовательского характера.

5 Тематика курсового проектирования

5.1 Тематика курсового проектирования должна отвечать учебным задачам данного предмета и наряду с этим увязываться с практическими требованиями производства, науки, культуры, искусства.

Реальность тематики – это ее научность, современность и направленность к получению студентами навыков самостоятельной творческой работы. Темы курсовых проектов (работ) разрабатываются кафедрами в соответствии с требованиями ГОСО и предусмотрены рабочими учебными планами для всех специальностей.

5.2 Курсовой проект (работа) считается реальным, если он удовлетворяет следующим требованиям:

— тема курсового проекта предложена предприятием, организацией или НИИ;

— имеется запрос предприятия или организации на передачу материалов курсового проекта (работы) для использования;

— тема посвящена разработке (созданию) лабораторного стенда, установки, прибора, которые могут быть использованы в учебной или научно – исследовательской работе кафедры;

— имеются патенты на изобретения, дипломы и грамоты на экспонаты, являющиеся предметом разработки проекта.

5.3 Тематика может быть рассчитана на разные формы проведения работ:

— индивидуальная, выполняемая студентом самостоятельно по отдельной теме;

— групповая, выполняемая по единой теме группой студентов не более 3 человек, каждый из которых разрабатывает самостоятельно определенную часть проектируемых устройств, установок и других объектов;

— академическая, выполняемая по одной схеме, но с несколькими вариантами.

5.4 Одним из основных требований к теме курсового проекта или работы является ее комплексность, т.е. решение ряда взаимно связанных между собой вопросов. Вместе с тем один из частных вопросов темы должен быть разработан более подробно на основе общего решения задачи.

5.5 При разработке проекта (работы) студент должен получить возможность использовать знания по пройденным дисциплинам и отразить это в содержании проекта.

6 Стуктура курсового проекта (работы)

6.1.Курсовой проект должен включать пояснительную записку и графическую часть. Дополнительно может содержать образцы объектов.

6.1.1 Пояснительная записка содержит следующие структурные элементы

— титульный лист;

— задание;

— определения;

— обозначения и сокращения;

— введение;

— требования;

— раздел охраны труда и окружающей среды, техники безопасности;

— заключение (выводы);

— список использованных источников;

— приложения (таблицы, схемы, программные документы).

6.1.2 В зависимости от специфики направлений (специальностей) по подготовке специалистов структурные элементы, за исключением элементов «титульный лист», «задание», «содержание», «требования», приводятся при необходимости, а также могут быть включены дополнительные элементы.

6.2 Титульный лист

6.2.1 Титульный лист выполняется на бумаге формата А4. Заполнение поля производится чертежным шрифтом по ГОСТ 2.104 в соответствии с Приложением А.

6.2.2 Перенос слов на титульном листе и в заголовках не разрешается. Точка в конце заголовка не ставится.

6.2.3 Если при групповом курсовом проектировании выполняется одна пояснительная записка, то на титульном листе указываются все исполнители проекта. При необходимости указываются части пояснительной записки, в которых принимал участие каждый исполнитель.

6.3 Задание

6.3.1 Задание на курсовые проекты (работы) выдают студентам в соответствии с графиком учебного процесса не позднее первой недели текущего семестра.

6.3.2 В задании кафедрой приводятся основные исходные данные для выполнения проекта.

Информация: Примерный перечень документов, подлежащих утверждению

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УТВЕРЖДЕНИЮ

1. Акты (проверок и ревизий, приема законченных строительством объектов, оборудования; списания; экспертизы; передачи дел; ликвидации организаций и т.д.).

Договоры (о производстве работ, материально-техническом снабжении, аренде помещений; о поставках, подрядах, научно-техническом сотрудничестве, материальной ответственности и т.д.).

3. Задания (на проектирование объектов, технических сооружений, капитальное строительство; на проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ; технические и т.д.).

4. Заявки (на оборудование, изобретения и т.д.).

«Объекты электроэнергетики» в юридическом словаре

Инструкции (правила) (должностные; о ведении делопроизводства; по технике безопасности; внутреннего трудового распорядка и т.д.).

6. Нормативы (расхода сырья, материалов, электроэнергии; технологического проектирования; численности работников и т.д.).

7. Отчеты (о производственной деятельности, командировках, научно-исследовательских работах и т.д.).

8. Перечни (должностей работников с ненормированным рабочим днем; предприятий, на которые распространяются определенные льготы; типовых документов, образующихся в деятельности министерств, госкомитетов и других организаций с указанием сроков хранения и т.д.).

9. Планы (производственные; строительно-монтажных, проектно-изыскательных, научно-исследовательских работ; внедрения новой техники; кооперированных поставок продукции; распределения продукции; распределения продукции по установленной номенклатуре; работы коллегий и т.д.).

10. Положения (уставы) (о министерстве; структурном подразделении; премировании; уставы предприятий и т.д.).

11. Программы (проведения работ и мероприятий; командировок и т.д.).

12. Расценки на производство работ.

13. Сметы (расходов на содержание аппарата управления; на капитальное строительство и т.д.).

14. Стандарты.

15. Структура и штатная численность.

16. Тарифные ставки.

17. Формы унифицированных документов.

18. Штатные расписания и изменения к ним.

15.02.2008 г.

Андрей Рыбаков, директор Белорусского научно-исследовательского института
документоведения и архивного дела, кандидат исторических наук

Для более детального изучения см. Пособие

Приказ Минэнерго РФ от 30 июня 2003 г. N 261 «Об утверждении Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках» Приказываю

1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 38

Приказ Минэнерго РФ от 30 июня 2003 г. N 261
«Об утверждении Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках»

Приказываю:

Утвердить прилагаемую Инструкцию по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках.

Инструкция
по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках
(утв.

Комментарий ГАРАНТа

О применении настоящей Инструкции см. письмо Минэнерго РФ от 17 июля 2003 г. N 32-01-08/77

Предисловие

В настоящее издание «Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках» (далее — Инструкция) внесены изменения и дополнения, учитывающие процесс внедрения современных средств защиты, изменяющиеся требования стандартов на конкретные виды средств защиты, а также результаты анализа опыта их эксплуатации и испытаний.

Переработаны разделы, посвященные конкретным средствам защиты с учетом обновления номенклатуры выпускаемых изделий. В частности, значительные изменения внесены в разделы, посвященные указателям и сигнализаторам напряжения, откорректированы нормы электрических испытаний рабочих частей указателей.

Существенно переработан раздел «Заземления переносные». Требования к проводам переносных заземлений и методика выбора их сечений в эксплуатации уточнены и приближены к требованиям европейских государств и приведены в соответствие с действующими стандартами России. Уточнен ряд требований к штангам переносных заземлений в связи с тенденцией использования в распределительных электросетях методов установки заземлений без подъема персонала на опоры воздушных линий электропередачи.

В перечень средств защиты включены комплекты для защиты от электрической дуги, расширена номенклатура средств защиты лица и глаз, органов дыхания, введены стационарные сигнализаторы напряжения, лестницы приставные и стремянки изолирующие стеклопластиковые. В то же время из перечня исключен ряд изделий, не нашедших широкого применения (указатель повреждения кабелей, устройство определения разности напряжений в транзите).

Порядок построения и изложения Инструкции по возможности сохранен по 9 изд.

Объекты электроэнергетики — Словарь финансовых и юридических терминов

«Правил применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках, технические требования к ним», за исключением того, что все нормы и сроки эксплуатационных электрических испытаний из основного текста исключены, а приводятся только в приложениях.

Перечень приложений в целом сокращен, однако при этом дополнен перечнем использованных при составлении Инструкции нормативных документов и государственных стандартов.

С выходом настоящего издания Инструкции утрачивает силу 9-е издание «Правил применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках, технические требования к ним» (М.: Главгосэнергонадзор, 1993).

Инструкция разработана ООО «Электротехника&Композиты» (Электроком R), СКТБ ВКТ — филиалом ОАО «Мосэнерго» при активном участии специалистов Госэнергонадзора Министерства энергетики Российской Федерации, департамента генеральной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей РАО «ЕЭС России». При разработке были учтены многочисленные замечания и предложения пользователей Инструкции.

Все замечания и предложения по настоящему изданию Инструкции следует направлять в Госэнергонадзор Министерства энергетики Российской Федерации (103074, г.Москва, Китайгородский пр., д.7), Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей РАО «ЕЭС России» (г.Москва, е-mail: [email protected], [email protected]) или непосредственно разработчикам: СКТБ ВКТ Мосэнерго, (115432, г.Москва, 2-й Кожуховский пр. д.29), ООО «Электротехника&Композиты» (111250, г.Москва, Авиамоторная, 53, [email protected]).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 38

Руководство, инструкция по применению

Разливы при транспортировке нефти и нефтепродуктов

Транспортировка сырой нефти осуществляется по сети трубопроводов, которые поставляют нефть от скважин к хранилищам на промысле или к магистральным терминалам. По магистральным трубопроводам нефть пе­рекачивают к нефтеперерабатывающим заводам или терминалам танкеров.

Нефтепровод представляет собой комплекс сооружений для транспор­тировки нефти и продуктов ее переработки от места их добычи или про­изводства к пунктам потребления или перевалки на железнодорожный либо водный транспорт. В его состав входят подземные и подводные трубопроводы.

В основной состав нефтепроводов входят трубопроводы, насосные стан­ции и нефтехранилища. Скорость движения нефти в трубопроводе -10-12 км/ч.

Магистральный нефтепровод представляет собой сложное сооруже­ние и включает в себя:

— трубопровод (от места выхода с промысла подготовленной к даль­нему транспорту товарной продукции) с запорной арматурой, пере­ходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения нефтеперекачивающих станций (НПС), компрессор­ных станций (КС), узлами пуска и приема очистных устройств;

— установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемехани­ки трубопроводов;

— линии электропередачи, предназначенные для обслуживания тру­бопроводов и устройства электроснабжения и дистанционного уп­равления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;

— противопожарные средства, противоэрозионные и защитные соору­жения трубопроводов;

— емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные ам­бары для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсатаи сжиженных углеводородов;

— здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопро­водов;

— постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сиг­нальные знаки местонахождения трубопроводов;

— головные и промежуточные перекачивающие и наливные насосные станции, резервуарные парки;

— пункты подогрева нефти и нефтепродуктов.

На всем протяжении трубопровода через определенные интервалы располагаются мощные насосные станции, обеспечивающие непрерыв­ное движение потока жидкости. Нефтеперекачивающая станция (НПС) является основным объектом трубопроводного транспорта. Разделяют го­ловную и промежуточные НПС. Головная станция предназначена для закачки нефти в трубопровод и создания необходимого напора в начале первого участка..

Как правило, головная перекачивающая станция имеет резервуарный парк для накапливания необходимых для перекачки объемов нефти и их количественного учета; насосную, в которой устанавливаются подпор­ные и мощные магистральные насосы; технологические трубопроводы с площадками фильтров и узлами переключения; камеры пуска скребков очистки трубопровода; очистные сооружения и т.п.

Наиболее массовыми и ответственными объектами контроля и управ­ления на телемеханизированных магистральных нефтепроводах являют­ся линейные задвижки, перекрывающие поток нефти при аварии, кото­рые устанавливаются на линейной части нефтепровода на расстоянии порядка 20-30 км друг от друга.

Сырая нефть и готовые нефтепродукты хранятся в объемных резер­вуарах, обычно располагаемых в удаленных районах.

Группы таких резервуаров получили название резервуарных парков. Резервуарный парк (РП) является неотъемлемой частью трубопроводного транспорта. Он предназначен, с одной стороны, для сбора нефти со скважин и первичного разделения нефти и воды, с другой — используется как буфер, связывающий несколько трубопроводных систем. РП включает в себя коллекторы, резервуары и группы резервуаров (для хранения разносортной нефти).

Товарную нефть сдают нефтетранспортным предприятиям (НТП) для передачи на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ).

Промежуточные станции находятся по трассе с некоторым шагом, оп­ределенным как гидравлическими, так и другими условиями.

Электроэнергетика

Они пред­назначены для создания дополнительного напора, обеспечивающего даль­нейшую транспортировку нефти.

Линейная часть включает трубопровод, отводы от него, подводные переходы через естественные и искусственные преграды, запорные уст­ройства, установки электрохимической защиты трубопровода от корро­зии, системы технологической связи и т.п.

Наибольшее негативное воздействие объектов магистральных нефте­проводов (линейная часть, насосные станции, резервуарные парки) свя­зано с загрязнением нефтью окружающей природной среды и пожаром при воспламенении разлитой нефти. При этом основной ущерб от одной аварии, достигающий нередко нескольких миллионов рублей, вызывает­ся разгерметизацией линейной части магистральных нефтепроводов.

Считается, что аварии на нефтеперекачивающих станциях (НПС) и в резервуарных парках имеют локальный характер и не могут нанести су­щественного ущерба населению и окружающей среде.

В результате разлива нефти и ее воспламенения возможно поражение людей. Основными поражающими факторами в этом случае будут терми­ческое излучение и отравление продуктами горения нефти. Расчеты пока­зывают, что при загорании разлившейся нефти термическая радиация не­гативно воздействует на постройки и людей на расстоянии до 60-80 м от края разлива. При горении нефти выделяется значительное количество токсичных газов: сернистый ангидрид, двуокись азота и угарный газ.

Анализ аварийности магистральных нефтепроводов страны за 1992-2000 годы, выполненный Госгортехнадзором России, показывает, что ос­новными причинами аварий за эти годы явились:

— внешние физические воздействия на нефтепроводы (34,7%);

— нарушения норм и правил производства работ при строительстве иремонте, отступления от проектных решений (24,7%);

— коррозионные повреждения (23,5%);

— нарушения технических условий при изготовлении труб, деталей и оборудования (12,4%);

— ошибочные действия эксплуатационного и ремонтного персонала (4,7%).

Частями нефтепроводов, которые наиболее подвержены механическим повреждениям, являются клапаны, фитинги трубопровода, насосные стан­ции, а в особенности прокладки, сальники и флянцы. Размеры отвер­стий в этих элементах малы, и средний объем разлива сквозь механичес­кие повреждения составляет порядка 200 м.

123Следующая ⇒

Электрическая энергия и мощность как особые объекты гражданского оборота: вопросы теории и практики

С. В. Матиящук

Изменение экономических отношений в рамках Единой энергетической системы страны с неизбежностью влечет и необходимость в разработке новых, адекватных социально-экономическим отношениям, юридических конструкций и моделей. В последние годы принят ряд нормативных правовых актов, которые упорядочивают отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности). Однако многие из них имеют недостатки как юридико-технического, так и концептуального характера. Для правильной квалификации отношений, складывающихся по поводу обращения электрической энергии и мощности на оптовом рынке страны, прежде всего необходимо раскрыть гражданско-правовые понятия электрической энергии и мощности, а также определить их место в системе объектов гражданских прав.

Что касается электрической энергии, то в общепринятом понимании электрическую энергию отождествляют с электрическим током, под которым в физике признается процесс, представляющий собой движение материи (заряженных частиц: электронов, ионов и др.). С точки зрения принадлежности электрической энергии к тому или иному виду объектов гражданских прав ее определяют по-разному, но все существующие подходы можно в целом свести к четырем основным теориям: вещной, обязательственной, смешанной и автономной.

Матиящук Светлана Владимировна -

доцент кафедры гражданского права СибУПК, кандидат юридических наук.

Сторонники вещной теории рассматривают электроэнергию как вещь (товар), обладающую квалифицирующими признаками, что соответствует формулировкам ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и перечню постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертифика-ции»1.

В обязательственной теории делается акцент на том, что электрическая энергия не является имуществом и под электрической энергией подразумевается определенные действия (деятельность), которые по своей гражданско-правовой природе относятся к числу услуг либо работ2 . В обоснование данной позиции исследователи справедливо ссылаются на такие свойства электрической энергии, как неосязаемость; неотделимость от источника и средств передачи (генератора и электросетей); синхронность и неразрывность процесса производства, передачи и потребления; несохраняемость. При этом нельзя не учитывать и другое, а именно то, что физические свойства того или иного объекта гражданских прав не имеют для гражданского права значения, поскольку смысл категории объектов гражданских прав заклю-

1 СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3899.

2 См., например: Агарков М. М. Подряд: (Текст и комментарии к ст. 220-235 ГК РФ). М., 1924. С. 13; Нестолий В. Г. Договор энергоснабжения - самостоятельный институт российского гражданского права // Сиб. юрид. вестн. 2003. № 3. С. 43.

чается в установлении для них определенного правового режима, т. е. возможности совершения с ними определенных сделок3.

Сущность смешанной теории заключается в признании за электрической энергией статуса «смешанного объекта», содержащего элементы как объекта вещных прав, так и элементы объекта обязательственных прав. Авторы данной теории предлагают определять электроэнергию как вещь, лишенную материального субстрата, и относят ее к категории «бестелесного имущества»4.

Сторонники автономной теории рассматривают энергию как явление, имеющее самостоятельную правовую природу. Они делают выводы о том, что электроэнергия является особым объектом гражданских прав5, а также особым видом имущества6.

Подход к определению электрической энергии как вещи (товара) сформировался сравнительно недавно под влиянием практики торгового оборота, прежде всего в свете проводимых реформ, направленных

3 Гражданское право: учеб.: В 2 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. Т. 1. С. 294-295.

4 См., например: Жанэ А. Субъективный состав договора энергоснабжения // ЭЖ-Юрист. 2003. № 2. С. 7; Мурзин Д. В. Ценные бумаги - бестелесные вещи: Правовые проблемы современной теории ценных бумаг. М., 1998. С. 67-68.

5 См., например: Витрянский В. В. Договор энергоснабжения и структура договорных связей по реализации и приобретению электроэнергии // Хоз-во и право. 2005. № 3. С. 36, 43; Свирков С. А. Структура договорных связей по снабжению электрической энергией: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 15.

6 См., например: Лапач В. А. Система объектов гражданских прав. СПб., 2002. С. 311-

312; Осипчук Е. Л. Договор энергоснабжения в системе договорных отношений на рынке

на «искусственное», т. е. отличное от технологии процесса, разделение субъектов электроэнергетики по видам деятельности (генерацию, передачу, распределение и сбыт энергии). Очевидно, что электрическая энергия представляет собой ценность, которая способна выступать в качестве предмета возмездных сделок. При этом возникают сомнения в юридической природе этого феномена, не вписывающегося в число объектов прав, известных гражданскому праву. Объясняется это прежде всего характером тех отношений, в рамках которых электрическая энергия возникает. Так, правовая охрана этого объекта гражданского права не может осуществляться с помощью тех же способов, что и охрана вещей. Кроме того, в науке гражданского права остается дискуссионным вопрос об отнесении электрической энергии к объектам права собственности. Интересно отметить, что это дискуссия возникла уже в начале прошлого столетия. Так, в Швейцарском гражданском уложении 1907 г. электроэнергия признавалась объектом права собственности, а на этот специфический объект распространялся правовой режим, устанавливаемый для движимого имущества. В отличие от такого подхода зарубежного законодателя, И. М. Тютрюмов считал, что объектом права собственности могут признаваться лишь материальные предметы - вещи. Невещественные блага, например электрическая энергия, не могут относиться к объектам права собственности, поскольку владение, являющееся одним из существенных правомочий права собственности, едва ли возможно по отношению к электро-энергии7.

Объяснить сущность отношений, складывающихся по поводу обращения электрической энергии, можно лишь обратившись к рассмотре-

7 Тютрюмов И. М. Гражданское право. Юрьев, 1922. С. 132.

нию не только права собственности, под которым согласно классическому подходу понимается наиболее полное господство лица над вещью8 , но и к экономической природе этих отношений. Как известно, гражданское право создает правовую базу экономических отношений, в том числе и в сфере электроэнергетики. И как следствие, именно экономический признак должен быть положен в основу отнесения электрической энергии к той или иной группе объектов гражданских прав. Объектом отношений по снабжению электрической энергией выступает самостоятельное экономическое благо, и есть основания для признания этого материального блага особым видом имущества. Реформирование энергетического комплекса России диктует необходимость отнесения электрической энергии к категории достаточно близкой по сути к вещам. Между тем электрическая энергия обладает особыми технологическими свойствами, отличающими ее от других объектов гражданских прав. Поскольку электрическая энергия технологически неразрывно связана с иными объектами (генераторами, трансформаторами, воздушными и кабельными линиями электропередачи, которые вместе с электрическими подстанциями образуют электросети), выполняющими опосредующие функции, то для нее необходим особый правовой режим, который с учетом требований экономических преобразований должен определяться по модели вещных прав. Следовательно, для электроэнергии должен устанавливаться правовой режим вещных прав с учетом особенностей, обусловленных спецификой технологии процесса ее производства и передачи. Таким образом, появление сегодня на оптово-розничных рынках электроэнергии и точек ее поставки свидетельству-

8 Кулагин М. И. Избранные труды по акционерному и торговому праву. М., 2004. С. 253.

ет о необходимости четкой регламентации перехода такой ценности, как электрическая энергия, из имущественной сферы одного лица в имущественную сферу другого.

Как известно, оптовым рынком электрической энергии (мощности) России признается сфера обращения электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы страны, которая представляет собой совокупность производственных объектов, связанных единым процессом производства и передачи электроэнергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления. При этом из самого названия данного рынка видно, что сферой его обращения признается не только электрическая энергия как таковая, но и сопряженная с ней физическая величина - мощность. Интересно обратить внимание на то, что мощность является товаром только оптового рынка электроэнергии России. Это прежде всего объясняется тем, что обращение электроэнергии на этом рынке имеет ряд технологических особенностей, которые несвойственны функционированию производственных объектов электроэнергетики вне рамок данной системы (т. е. на розничных рынках электроэнергии). Одной из главных особенностей Единой энергетической системы являются перетоки электроэнергии из одной энергосистемы в другую. И как следствие, только на оптовом рынке возникает вопрос о правовой природе отношений, вызываемых обращением особого товара - мощности.

Согласно п. 36 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. № 643 (в ред. от 31 июня 2006 г.)9, под генерирующей мощностью понимается особый товар, покупка которо-

9 СЗ РФ. 2003. № 44. Ст. 4312; СЗ РФ. 2006. № 36. Ст. 3835.

го предоставляет участнику оптового рынка право требования обеспечения готовности генерирующего оборудования к выработке электроэнергии установленного качества в количестве, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника. Выяснения точного содержания данного термина очень важно для правильной квалификации отношений, связанных с обращение особого товара - мощности. Федеральный закон «Об электроэнергетике» выделяет такие понятия, как «установленная генерирующая мощность», «максимально доступная мощность» и «рабочая генерирующая мощность». Для анализа этих понятий прежде всего необходимо обратиться к рассмотрению технологических особенностей построения и функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности) России.

К основным причинам формирования Единой энергетической системы страны, созданной еще в середине XX в., можно отнести следующие:

Во-первых, производство электрической энергии в отдельных регионах нашей страны обходилось чрезмерно дорого, поэтому экономически более целесообразным было не развивать местную генерацию, а использовать мощности соседних регионов. И как следствие, при проектировании и строительстве объектов Единой энергетической системы в основу принимаемых решений закладывались инженерные расчеты, которые исходили из минимизации затрат на производство и передачу электроэнергии в целом по стране.

Во-вторых, наша страна размещена в нескольких часовых поясах, поэтому одни и те же электростанции могут последовательно обслуживать различные регионы в нескольких часовых поясах по мере смены в них дня и ночи. Такая организация отрасли позволяла покры-

вать пиковые потребности в потреблении электрической энергии в одном регионе за счет высвободившихся мощностей в другом. Кроме того, такая организация отрасли позволяла также обеспечить высокую надежность электроснабжения всех потребителей благодаря возможности параллельной работы электростанций. Например, выход из строя какой-либо станции не приводил к перерыву снабжения потребителей электроэнергией, поскольку Единая энергетическая система позволяла использовать мощности соседних областей. Более того, такая «взаимопомощь» электростанций создавала предпосылки для взаимной компенсации непредвиденных отклонений потребляемой энергии отдельных регионов, а также создавала необходимые условия для проведения в системе ремонтных работ без ущерба для потребителей.

В целях обеспечения необходимого уровня надежности Единой энергосистемы страны необходимо забронировать такой резерв «стратегической» мощности, который превышал бы объем пиковых нагрузок потребителей энергетической системы (по оценкам, это величина должна быть не менее 20%10). Например, в случае аварии на какой-либо электростанции использование резерва генерирующих мощностей соседних регионов позволит обеспечить бесперебойное снабжения потребителей энергией. Очевидно, что чем выше показатели объема резерва мощности, тем лучше обеспечивается надежное и бесперебойное снабжение потребителей электроэнергией. Таким образом, резерв генерирующих мощностей оказывает решающее влияние на надежность и бесперебойность работы Единой энергетической системы страны, и поэтому с учетом технологических особенностей функционирования этой системы его необходимо рассматривать, с

10 Тукенов А. А. Рынок электроэнергии: от монополии к конкуренции. М., 2005. С. 38.

одной стороны, как фактор препятствующий формированию конкурентных отношений, но с другой - в качестве фактора, обеспечивающего бесперебойное и надежное электроснабжение.

Кроме того, практически ни одна из тепловых и атомных электростанций Единой энергетической системы России не осуществляет полноценного регулирования частоты как одного из основных показателей качества электрической энергии. Особенностью объединенных энергосистем является наличие транзитных линий электропередачи, которые, как правило, имеют ограниченную пропускную способность по сравнению с установленной мощностью энергосистем. Поскольку даже небольшие изменения частоты в энергосистемах могут вызвать существенное отклонение показателей качества и надежности электроснабжения, постольку, кроме регулирования частоты, необходимо регулировать и передачу электрической энергии от одной энергосистемы к другой. Эти функции в пределах Единой энергетической системы страны выполняют отдельные электростанции, при этом их постоянное участие в регулировании данных процессов сопряжено с дополнительными расходами на обеспечение диапазонов автоматического регулирования технологической автоматики котлов, реакторов и гидроагрегатов. Для таких электростанций - поставщиков мощности на оптовый рынок - предусмотрено возмещение условно постоянных затрат, связанных с участием в регулировании частоты электрического тока и обеспечении готовности генерирующего оборудования к производству электроэнергии в сфере Единой энергетической системы страны.

Как отмечают специалисты, основная задача рынка мощности заключается в обеспечении наличия в рамках Единой энергетической системы России такого количества

действующих генерирующих мощностей, которое достаточно для покрытия спроса на электрическую энергию в системе в любое время с соответствующими параметрами надежности и качества (включая резервы генерирующих мощностей). Очевидно, что мощность по своему экономическому значению несомненно является товаром, т. е. объектом менового оборота.

В правоприменительной практике нередко возникает вопрос: относится ли мощность к количественной или качественной характеристики ее сопряженной величины - электроэнергии? Для ответа на поставленный вопрос необходимо обратиться к технологическим особенностям функционирования оптового рынка России. С одной стороны, если мощность, как было показано выше, предназначена для создания так называемого «стратегического резерва», то она выступает количественной характеристикой. С другой стороны, если некоторые электростанции (так называемые поставщики мощности на оптовом рынке) участвуют в регулировании частоты электрического тока, то в данном случае мощность можно рассматривать как качественную характеристику.

Отношение законодателя к электрической энергии и мощности как особым объектам гражданских прав проявляется чисто формально: законодатель, называя электроэнергию и мощность товарами, нигде прямо не обозначает их в качестве вещей. Так, Федеральный закон «Об электроэнергетике» признал электроэнергию и мощность объектами договоров купли-продажи и поставки. В то же время правила ГК РФ о купле-продаже и поставке не предназначены для регулирования отношений11 , складывающихся в рамках Единой энергетической системы страны.

По своим физическим свойствам электрическая энергия и мощность настолько специфичны, что отнесе-

11 Витрянский В. В. Указ. соч. С. 43.

ние их к той или иной группе объектов может быть осуществлено только исходя из их характеристик как особых видов имущества, без признания их объектами права собственности. Следовательно, электроэнергия и мощность являются движимым имуществом не в силу признания объектами права собственности, а по решению законодателя распространить на эти специфические объекты особенности правового режима, устанавливаемого для движимых вещей. Вместе с тем

электроснабжение через присоединенную сеть настолько специфично, что нуждается в особом правовом регулировании. Поэтому предпочтительным представляется использовать договор энергоснабжения в качестве «модельной конструкции» для регулирования отношений, связанных с производством и передачей электроэнергии в рамках Единой энергетической системы страны с учетом технологических особенностей функционирования данного рынка.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ