Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения , обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер , издаются в форме постановлений . Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера , издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.

Порядок принятия

1)проекты актов вносятся в Правительство с пояснительной запиской , содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений.

В сопроводительном письме указываются основание внесения, сведения о содержании и согласовании проекта. Письмо подписывается членом Правительства или другим руководителем. Проект акта визируется лицом, вносящим проект.

В случае если подготавливаемый акт влечет за собой необходимость внесения изменений в другие акты, эти изменения включаются в проект подготавливаемого акта или представляются одновременно с ним в виде проекта отдельного акта.

2)Проекты актов Правительства по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по вопросам осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации направляются исполнителями в органы государственной власти субъектов Российской Федерации до внесения их в Правительство . Предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве.

3) Проекты актов Правительства до их внесения в Правительство подлежат обязательному согласованию :

- с федеральными министрами (их заместителями) - по вопросам, отнесенным к сферам деятельности соответствующих министерств и к сферам деятельности находящихся в их ведении иных федеральных органов исполнительной власти;

- с руководителями иных федеральных органов исполнительной власти (их заместителями) , руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, - по вопросам, отнесенным к сферам деятельности этих органов;

- при необходимости - с другими государственными органами и иными организациями.

4)При наличии разногласий по проекту акта Правительства вносящий проект член Правительства или другой руководитель должен обеспечить обсуждение его с руководителями согласующих органов и организаций с целью поиска взаимоприемлемого решения. Проект акта Правительства может быть внесен в Правительство с разногласиями только вместе с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний, подписанными соответствующими руководителями, имеющими разногласия. Замечания по неурегулированным разногласиям, представляемые в Правительство, не могут быть подписаны заместителями соответствующих руководителей.

5) Проекты постановлений Правительства после их согласования до внесения в Правительство направляются на заключение в Министерство юстиции Российской Федерации , которое дает оценку проекта нормативного акта на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, а также соблюдения правил юридической техники.

6) Проекты нормативных актов , оказывающих влияние на доходы или расходы Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, одновременно направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство финансов Российской Федерации. В заключении Министерство финансов Российской Федерации дает оценку финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов.

7) Проекты нормативных актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство экономического развития Российской Федерации . Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в заключении дает оценку влияния соответствующих решений на макроэкономические показатели и их последствий для субъектов предпринимательской деятельности.

Заключения подписываются соответствующими федеральными министрами или их заместителями и представляются, как правило, в 7-дневный срок с даты поступления проектов актов. По договоренности между соответствующими руководителями может быть установлен иной срок подготовки заключений, который для наиболее объемных и сложных проектов актов не может превышать 30 дней.

Проекты актов вносятся в Правительство при наличии согласований , предусмотренных пунктом 57 Регламента, или разногласий, оформленных в соответствии с пунктом 59 Регламента, а в случаях, предусмотренных пунктом 60 Регламента, - также соответствующих заключений.

Проекты актов, внесенные в Правительство с отступлением от установленных настоящим Регламентом правил, подлежат возврату в следующем порядке.

8) Проекты актов по вопросам, требующим незамедлительного решения , а также проекты, внесенные во исполнение поручения Правительства, Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства, не позднее чем в 5-дневный срок с даты поступления возвращаются по решению соответственно Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства с указанием причин возврата.

Другие проекты актов, внесенные в Правительство с отступлением от установленных настоящим Регламентом правил, не позднее чем в 5-дневный срок возвращаются Аппаратом Правительства с указанием причин возврата.

По истечении 5-дневного срока с даты поступления проекты актов могут быть возвращены только по решению Председателя Правительства или Заместителя Председателя Правительства.

9) Подготовка к рассмотрению внесенных в Правительство проектов постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, осуществляется Аппаратом Правительства в 15-дневный срок . Продление указанного срока допускается только по решению Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства, Руководителя Аппарата Правительства.

Подготовка проектов актов к рассмотрению включает составление экспертного заключения , подготовку проекта протокола рассмотрения вопроса (при необходимости) и оформление документов для подписания .

Экспертное заключение Аппарата Правительства на проект акта должно содержать оценку соблюдения требований настоящего Регламента при внесении проекта акта, соответствия проекта актам более высокой юридической силы и ранее принятым решениям Правительства, полноты представленных расчетов, обоснований и прогноза социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемого решения.

Проекты актов с экспертными заключениями в соответствии с распределением обязанностей рассматриваются Заместителем Председателя Правительства и представляются Руководителем Аппарата Правительства Председателю Правительства на подпись или для внесения на заседание Правительства.

По результатам рассмотрения проектов актов Председателем Правительства или Заместителем Председателя Правительства проекты могут быть возвращены внесшим их руководителям федеральных органов исполнительной власти для доработки или в связи с нецелесообразностью их принятия.

Проекты актов, внесенные с разногласиями , докладываются Председателю Правительства, Заместителю Председателя Правительства с предложениями о порядке дальнейшей работы с ними.

Неурегулированные разногласия по проекту акта рассматриваются Председателем Правительства, Заместителем Председателя Правительства с участием федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, имеющих разногласия. Рассмотрение разногласий может проводиться на заседании соответствующего правительственного координационного или совещательного органа.

10) Окончательное решение по урегулированию разногласий принимает Председатель Правительства . По решению Председателя Правительства неурегулированные разногласия могут быть рассмотрены на заседании Правительства.

По вопросам, решение по которым принимается исключительно на заседании Правительства, окончательное решение по урегулированию разногласий принимается на заседании Правительства.

Проекты актов Правительства, которые принимаются в пределах его полномочий по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Президента Российской Федерации, принятие которых предусмотрено актами Президента Российской Федерации или которые рассмотрены на заседаниях Правительства под председательством Президента Российской Федерации, направляются Аппаратом Правительства в Администрацию Президента Российской Федерации в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Проекты актов Правительства по кадровым вопросам федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент Российской Федерации, подлежат согласованию в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Руководитель Аппарата Правительства (лицо, исполняющее его обязанности) проставляет дату в подписанных Председателем Правительства актах Правительства, подтверждает их подлинность своей визой и организует их выпуск. При выявлении обстоятельств, препятствующих выпуску акта, Руководитель Аппарата Правительства докладывает о них Председателю Правительства и действует в соответствии с принятым Председателем Правительства решением.

Вступление в силу

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания , если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Опубликование

Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия , а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

В системе источников современного российского права наряду с законами и указами Президента РФ значительное место занимают постановления Правительства РФ. Вместе с другой формой юридических актов, исходящих от Правительства под названием «распоряжения», постановления издаются на «основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации» (ст. 115 Конституции РФ). Эти акты формируют правовую основу нормотворческой деятельности Правительства РФ, которая дополняется специальным Федеральным конституционным законом от 17 декабря

1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260.

В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и с Регламентом Правительства Российской Федерации постановления данного исполнительно-распорядительного органа содержат нормы общего и обязательного характера, рассчитанные на многократность применения и на неопределенный круг лиц. В силу этого они постоянно пополняют нормативно-правовой массив Российской Федерации и неизменно выступают в качестве источников российского права.

В противоположность им распоряжения Правительства, не обладая качествами нормативности и общеобязательности и будучи изданными по конкретному случаю, в отношении конкретных органов или лиц и рассчитанными на однократность применения, выступают как индивидуальные акты и согласно установившемуся представлению о праве и его атрибутах не являются источниками права. По своему характеру и содержанию они выступают как акты оперативного управления и, соответственно, как акты правоприменения

Юридическая сила постановлений Правительства, их место и роль среди других источников российского права обусловливаются местом и ролью данного органа в государственном механизме России.

В формально-юридическом, а отчасти и в фактическом плане, несмотря на доминирование в системе разделения властей России президентской, исполнительно-распорядительной по своему характеру, власти, правительство тем не менее выступает как относительно самостоятельный, выполняющий в основном функции оперативного управления институт.

Правительство РФ как орган повседневного и в значительной степени централизованного управления страной обладает весьма широкими и разнообразными полномочиями , реализуя которые, оно принимает соответствующие акты. В обобщенном виде наиболее важные из этих полномочий закреплены в Конституции РФ. В более развернутом виде полномочия Правительства РФ представлены в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Они касаются фактически всех сфер жизни общества, направлений деятельности государства и самого Правительства. Согласно Конституции основные направления деятельности Правительства РФ определяются Председателем Правительства, который также организует всю его работу.

Конституционно закрепленные полномочия Правительства РФ заключаются: а) в разработке и представлении Государственной Думе федерального бюджета и обеспечении его исполнения; б) представлении нижней палаты парламента России отчета об исполнении федерального бюджета; в) обеспечении проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; г) осуществлении управления федеральной собственностью; д) обеспечении проведения в России единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; е) осуществлении мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, а также реализации внешней политики России; ж) осуществлении мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Кроме того, в Конституции предусматривается, что Правительство РФ осуществляет «и иные полномочия», возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ (п. 1 ст. 114).

Большинство полномочий, возложенных на Правительство РФ, осуществляется им непосредственно как коллегиальным органом. Однако это не исключает возможности передачи (делегирования) им отдельных своих полномочий или их отдельных частей отраслевым федеральным органам исполнительной власти - министерствам и ведомствам, а также органам исполнительной власти субъектов РФ.

Делегирование полномочий Правительства носит, как правило, временный характер и не касается его исключительных полномочий. Оно не должно противоречить Конституции РФ и другим законодательным актам. Делегирование полномочий означает также передачу права на издание актов, имеющих правовой характер.

Осуществляя свои полномочия, Правительство РФ действует в тесной связи с другими государственными органами: с Федеральным Собранием, в палатах которого оно имеет свое представительство; Президентом РФ, указы которого являются обязательными для него; судебными органами, в частности Конституционным Судом, в котором имеется представитель Правительства.

Деятельность Правительства осуществляется в самых разных формах : в форме реализации права законодательной инициативы; дачи отзывов и официальных заключений Правительства на различные законопроекты, в особенности на те, которые имеют финансовый характер; обсуждения и принятия решений по различным вопросам;

непосредственного руководства, координации и контроля за деятельностью министерств и ведомств и др.

Все наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни, относящиеся к компетенции Правительства, обсуждаются и решаются коллегиально на заседаниях Правительства. Это, в частности, вопросы, касающиеся федерального бюджета; создания и упразднения свободных экономических зон; программ приватизации федеральной государственной собственности; заключения международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации; и многие другие.

По всем рассматриваемым вопросам Правительство принимает соответствующие юридические акты в виде постановлений и распоряжений.

Исходя из конституционного положения, согласно которому «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» (п. 1 ст. 110 Конституции РФ), можно было бы сделать вывод о том, что данный государственный орган занимает центральное место и играет ведущую роль в единой системе исполнительной власти в России, образуемой, как это закрепляется в Конституции, «в пределах ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» органами исполнительной власти Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Соответственно, можно было бы предположить, что постановления Правительства с учетом данных конституционных положений занимают в иерархической системе подзаконных актов высшее место и играют ведущую роль .

С формально-юридической точки зрения такая постановка вопроса, несомненно, является вполне корректной и не может вызвать каких бы то ни было возражений. Однако в практическом плане все обстоит далеко не так.

Дело в том, что в системе исполнительной власти, равно как и во всей системе разделения властей, доминирует президентская структура и, соответственно, президентская исполнительно-распорядительная власть . И хотя некоторые авторы не во всем разделяют данное мнение и не считают, что институт Президента безоговорочно можно отнести к исполнительным органам, а его указы - к подзаконным актам , тем не менее реальная жизнь, практика свидетельствует об обратном.

Анализ практической, в том числе правотворческой, деятельности института президентства, а также природы и характера его функций позволяет сделать вывод относительно того, что президентская власть в том виде, как это предусматривается Конституцией РФ, обладает теми же самыми общеродовыми признаками, что и исполнительная власть. Имеются в виду прежде всего такие признаки, которые связаны преимущественно с правоприменительным характером власти, обусловленным исполнением требований законов, касающихся регулятивного воздействия на экономические, политические, социальные и иные процессы, происходящие в обществе. Наряду с этим принимаются во внимание факты прямого подчинения Президенту РФ так называемых силовых министерств и ведомств, а также Министерства иностранных дел РФ.

Обладая общеродовыми признаками исполнительной власти, президентская власть в практическом плане выступает как ее центральное звено, и именно в таком качестве она соотносится со всеми остальными ветвями государственной власти.

Помимо всего прочего, это означает, что в системе подзаконных актов, исходящих от органов исполнительной власти, ведущую роль играют не постановления Правительства, являющегося официальным, конституционно закрепленным носителем исполнительной власти, а указы Президента.

Именно они занимают высшую ступень в системе подзаконных актов, издаваемых исполнительно-распорядительными органами, и именно они обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим подзаконным актам.

Что же касается постановлений Правительства, то в иерархии подзаконных актов они по своим юридической силе и значению занимают лишь следующую, вторую сверху ступень после указов Президента.

Во-первых, это означает то, что постановления Правительства издаются не только «на основе и во исполнение» Конституций РФ и федеральных законов, но и на основе и во исполнение указов Президента.

Данное положение закрепляется как в Конституции РФ, так и в текущем законодательстве. Например, в Семейном кодексе РФ говорится, что «Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации... на основании и во исполнение» не только настоящего Кодекса и других законов, но и указов Президента РФ (п. 3 ст. 3).

Во-вторых, это означает, что постановления Правительства, издаваемые «на основе и во исполнение» указов Президента, Конституции и законов Российской Федерации, не должны противоречить данным нормативным правовым актам.

Такое положение вытекает не только из логики толкования конституционного предписания - издавать постановления Правительства «на основании и во исполнение» Конституции, конституционных законов и указов, но и из прямых предписаний ряда обычных законов. В качестве примера можно сослаться на Трудовой кодекс РФ, в котором указывается на то, что «постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации» (ст. 5).

При рассмотрении юридической природы постановлений Правительства и характера их отношений с законами и указами Президента некоторые авторы акцентируют особое внимание на необходимости проведения более четкого различия между принятием постановления Правительства «на основании» Конституции, законов и указов Президента, с одной стороны, и принятием их «во исполнение» данных нормативных правовых актов - с другой. Первое трактуется как недопущение противоречий между постановлениями Правительства, Конституцией, законами и указами Президента, а второе - как издание постановлений Правительства во исполнение предписаний, которые содержатся в текущих законах и указах .

Нет никакого сомнения в необходимости и определенной важности проведения различий между постановлениями Правительства, принятыми «во исполнение» и «на основании» Конституции РФ, обычных законов и указов Президента.

Но еще более необходимым и важным представляется проведение различий между предметами регулирования рассматриваемых нормативных правовых актов, более четкое определение, какие вопросы и отношения могут быть решены и урегулированы только с помощью законов и указов, а какие лишь посредством постановлений Правительства.

Ведь конституционная самостоятельность и активная роль Правительства, как справедливо отмечается в специальной литературе, выражается прежде всего в том, что «основную часть актов оно издает как орган общей компетенции не в виде исполнения указаний законодателя или главы государства, а в пределах своих конституционных полномочий» .

И в-третьих, нахождение постановлений Правительства в иерархии нормативных правовых актов на более низком уровне по сравнению с законами и указами означает, что в случае возникновения коллизии между постановлением Правительства и одним из этих актов приоритет неизменно будет на стороне последнего - закона или указа .

Это предусмотрено, с одной стороны, Конституцией РФ, согласно которой «постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации» (ч. 3 ст. 115), с другой - Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 23).

Следует отметить, что полномочия Президента по отмене постановлений и распоряжений Правительства, несмотря на их законодательное закрепление, а точнее, целесообразность этих полномочий, некоторыми авторами подвергается сомнению. Причина этого заключается в том, что, по мнению авторов, данные полномочия, как правило, оцениваются исходя из слишком широкой трактовки статуса Президента как гаранта Конституции . Более целесообразным и юридически оправданным с точки зрения конституционного статуса Правительства было бы, считают ученые, чтобы в тех случаях, когда речь идет о конституционности нормативных актов Правительства, такая отмена «осуществлялась на основе решений Конституционного Суда РФ» .

Говоря о подзаконном характере постановлений Правительства и месте их в иерархии актов, исходящих от исполнительно-распорядительных органов, на более низкой ступени по сравнению с указами Президента, следует тем не менее обратить внимание на то, что постановления Правительства - это акты весьма значимого, относительно самостоятельного конституционного органа страны, роль которого нельзя преуменьшать.

При этом следует иметь в виду, как справедливо констатируется в юридической литературе, что постановления Правительства РФ, равно как и его распоряжения «выступают правообразующим фактором в сфере непосредственного регулирования административно-правовых отношений, формирования и развития всего массива ведомственных актов в сфере жизни граждан» .

Будучи одним из важнейших подзаконных нормативных правовых актов, постановления Правительства обладают такими идентифицирующими их признаками и чертами, как: а) непосредственная связь содержащихся в них норм с нормами указов, а нередко и законов; б) наличие в них видового характера норм по сравнению с родовым характером норм законов, а отчасти и указов; в) конкретизация и развитие этих норм наряду с нормами, обусловленными относительно самостоятельным конституционно-правовым статусом Правительства; г) отражение в постановлениях межотраслевого, многопрофильного характера деятельности Правительства; д) общеобязательный характер ряда постановлений Правительства не только для субъектов административно-правовых отношений, но и для других граждан и юридических лиц .

Кроме названных признаков, в научной литературе указывается и на такие характерные для правительственных актов особенности, как «высшая мера нормативности в системе исполнительной власти»; действие данных общеобязательных актов на всей территории РФ; «парное существование актов-постановлений, утверждающих Положения и иные общенормативные документы» и др.

При этом сущностные и содержательные признаки постановлений Правительства дополняются и сугубо формальными технико-юридическими признаками, касающимися, в частности, более упрощенного по сравнению с законами порядка принятия, опубликования и введения в действие постановлений Правительства.

Данный порядок устанавливается и поддерживается с помощью таких юридически значимых актов, как Указ Президента РФ от 24 ноября 1995 г. № 1178 «О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов», Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763, Регламент Правительства Российской Федерации.

Постановления Правительства подписываются только Председателем Правительства и публикуются в «Российской газете» и «Парламентской газете», которые являются официальными изданиями Правительства. Постановления и распоряжения Правительства официально обнародуются также в «Собрании законодательства Российской Федерации» (разд. IV), которое издается в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

В случаях срочной необходимости обнародование актов Правительства может осуществляться с помощью радио, телевидения и других средств массовой информации.

Публикация актов Правительства согласно действующему законодательству должна состояться в срок, не превышающий 10 дней со дня их подписания. Период времени между принятием акта Правительства и его подписанием не должен превышать пяти дней.

По общему правилу постановления и распоряжения Правительства вступают в силу в зависимости от характера акта и его содержания сразу же после их принятия, подписания или официального обнародования . Исключение составляют акты, которые содержат сведения конфиденциального характера или же сведения, составляющие государственную тайну. Порядок вступления в силу этих актов, как и порядок их опубликования, устанавливается особо действующим законодательством.

Согласно законодательству акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их опубликования. Такого рода акты подлежат обязательной регистрации.

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ ежеквартально представляет Президенту РФ все сведения о принятых им за этот период нормативных актах.

Наряду с постановлениями Правительства важное значение среди источников современного российского права имеют федеральные ведомственные акты.

Общее название «ведомственные акты», введенное в научный оборот специалистами в области административного и некоторых других отраслей права, подразумевает такие акты, как приказы министров, инструкции, положения, разъяснения о порядке применения того или иного положения в сфере деятельности различных министерств, инструктивные письма, направляемые подчиненным органам, например Министерством финансов РФ, Федеральной налоговой службой, и другие им подобные акты.

Такие акты издаются на основе Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», предусматривающего издание такого рода актов, а также на основе положений о министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти.

Федеральные органы, уполномоченные на издание нормативных ведомственных актов, формируются на основе и во исполнение п. 1 ст. 112 Конституции РФ, предусматривающей, что «Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти». Структура данных исполнительно-распорядительных органов и их перечень утверждаются Президентом.

Общими чертами этих органов, в значительной степени обусловливающими общность издаваемых ими актов, являются: а) принадлежность их к центральным органам исполнительной власти и деятельность в пределах своей компетенции в масштабе территории РФ; б) работа большинства данных органов под непосредственным руководством Правительства РФ; в) деятельность различных министерств и ведомств в рамках не только соответствующих законов, но и положений, которые утверждаются Президентом или по его поручению Правительством; г) относительная самостоятельность министерств и ведомств во взаимоотношениях с соответствующими органами различных ветвей власти, Правительством, однопрофильными нижестоящими органами и др.

Издаваемые этими органами ведомственные акты непременно имеют лишь подзаконный характер; издаются в соответствии не только с законами, но и с указами Президента и актами Правительства; могут быть отменены или приостановлены в своем действии Правительством.

Все акты федеральных органов исполнительной власти, которые касаются прав, свобод или обязанностей человека и гражданина, имеют межведомственный характер или определяют правовой статус общественных объединений, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а затем опубликованию .

Данный порядок введения в действие такого рода ведомственных актов закрепляется не только в обычных законодательных актах, но и конституционно. Статья 15 (п. 3) Конституции РФ в связи с этим устанавливает, что «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Подробнее об этом см.: Общая теория государства и права: академ. курс: в 3 т. /отв. ред. М. Н. Марченко. 2-е изд. М., 2001. Т. 2. С. 244.

  • См.: Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». Комментарий. М., 1999. С. 289, 290.
    • "О временном приостановлении пропуска граждан Исламской Республики Иран через государственную границу РФ, въезжающих на территорию РФ в целях обучения и осуществления трудовой деятельности, а также частных, туристических и транзитных целях, за исключением граждан государств - членов Евразийского экономического союза, экипажей воздушных судов, членов официальных делегаций и лиц, имеющих вид на жительство в РФ"
    • "О распределении иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала"
    • "О распределения в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение обеспечение денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения"
    • "Об особенностях регулирования использования радиочастотного спектра в период подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года" (вместе с "Положением об особенностях регулирования использования радиочастотного спектра в период подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года")
    • "О ввозе в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или группы пациентов" (вместе с "Правилами ввоза в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или группы пациентов")
    • "Об особенностях раскрытия консолидированной финансовой отчетности"
    • "Об утверждении Положения о ведомственной охране стратегического акционерного общества, осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. N 430 и пункта 8 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2018 г. N 909"
    • "О Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики" (вместе с "Положением о Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики")
    • "О внесении изменения в пункт 5 Положения о Правительственном совете по развитию отечественной кинематографии"
    • "О внесении изменений в Положение об особенностях списания федерального имущества"
    • "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 718"
    • "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2012 г. N 563 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
    • "Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации"
    • "О внесении изменений в перечень банков, утв. распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р"
    • "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 22.01.2020 N 56-р"
    • "О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции"
    • "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
    • "О поручениях органам государственной власти, органам местного самоуправления, иным государственным органам и организациям в целях оказания содействия избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ"
    • "О введении временного запрета на вывоз отдельных видов продукции из Российской Федерации"
    • "О проведении ликвидационных мероприятий по упразднению Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа"
    • "О внесении изменений в отдельные распоряжения Правительства Российской Федерации"
    • "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 29.03.2018 N 533-р"
    • "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р"
    • "О перечне базисов поставки, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа"
    • "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики"
    • "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р"
    • "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. N 860"
    • "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 28.04.2015 N 753-р"
    • "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260"
    • "О внесении изменений в Правила установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета"
    • "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам вещевого обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"
    • "О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. N 836"
    • "О временном ограничении въезда иностранных граждан с территории Республики Корея"
    • "О временном ограничении въезда иностранных граждан с территории Исламской Республики Иран"
    • "О временном приостановлении пропуска граждан Исламской Республики Иран через государственную границу Российской Федерации, въезжающих на территорию Российской Федерации в целях обучения и осуществления трудовой деятельности, а также частных, туристических и транзитных целях"
    • "О внесении изменений в Перечень аэродромов совместного базирования Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 10.08.2007 N 1034-р"
    • "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований"
    • "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
    • "Об использовании некоторых участков автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск на платной основе"
    • "О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе"
    • "Об утверждении программы социально-экономического развития Курганской области на 2020 - 2024 годы" (вместе с "Индивидуальной программой социально-экономического развития Курганской области на 2020 - 2024 годы")
    • "О признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
    • "Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели"
    • "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
    • "О порядке применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве" (вместе с "Правилами применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве")
    • "О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации"
    • "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р"
    • "О вступлении в силу Изменений к Сводам Правил, утв. Приказами Минстроя РФ от 19.12.2019 N 822/пр, N 823/пр, N 824/пр"
    • "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 1415"
    • "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования"
    • "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 27.07.2019 N 1677-р"
    • "Об отчуждении находящихся в федеральной собственности обыкновенных акций акционерного общества "Электронные торги и безопасность", внесении изменений в распоряжения Правительства РФ от 21.06.2014 N 1110-р, от 29.07.2014 N 1419-р"
    • "О внесении изменения в пункт 92 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"
    • "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
    • "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории международного медицинского кластера"
    • "О внесении изменений в Положение об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" и федеральными органами исполнительной власти от имени Российской Федерации полномочий учредителя и собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации"
    • "Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга"
    • "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 19.03.2013 N 384-р"
    • "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации"
    • "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084"
    • "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества"
    • "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам на возмещение затрат на обращение с радиоактивными отходами"
    • "О внесении изменения в пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1766"
    • "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
    • "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 N 134-р"
    • "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 31.01.2020 N 153-р"
    • "О внесении изменений в перечень государственных программ Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р"
    • "О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации"
    • "О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 912"
    • "О внесении изменения в перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану"
    • "О внесении изменения в Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно"
    • "О внесении изменения в таблицу 1 приложения к требованиям к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа"
    • "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719"
    • "О внесении изменения в пункт 5 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", распространение которых в Российской Федерации запрещено"
    • "О внесении изменения в Правила возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы"
    • "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2018 г. N 1413"

    Укрепление российской правовой системы невозможно без учета теоретических положений нормотворческого процесса федеральных органов исполнительной власти. Механизм правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти, прежде всего, важную его составляющую, необходимо анализировать в контексте теории разделения властей.

    Процедура принятия нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, как инструмента реализации предписаний законов и других нормативных актов, средства их развития и конкретизации настоятельно требует совершенствования.

    В области ведомственного нормотворчества все еще сохраняются старые и возникает ряд новых проблем, вызывающих необходимость дополнительного исследования: несоответствие ряда положений актов федеральных органов исполнительной власти требованиям законности; включение норм, ставящих субъектов отношений в неравные условия; "чрезмерность" нормотворчества; дублирование или противоречивость содержащихся в них норм; их декларативность или абстрактность; нарушение правил юридической техники.

    Действующее законодательство содержит весьма противоречивые положения о видах актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти. В разных органах одни и те же виды актов используются в разном качестве. Сравнительно часто решения нормативного и ненормативного характера облекаются в одну и ту же форму, что является фактором, негативным образом, влияющим на процесс правореализации. Опыт использования в ведомственном нормотворчестве различных форм (видов) актов сигнализирует о необходимости правотворческого вмешательства.

    В вопросе определения оптимального соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта органа исполнительной власти важно учитывать, во-первых, определение степени иерархической зависимости и подчиненности подзаконных нормативных правовых актов по отношению к закону, во-вторых, определение оснований издания подзаконных нормативных правовых актов и рамок их принятия, в-третьих, установление предметных сфер регулирования соотносимых актов. Каждый из трех аспектов проблемы соотношения закона и нормативного правового акта органа исполнительной власти не может существовать сам по себе, не может быть изолирован один от другого, все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляется необходимым, чтобы все эти аспекты находили четкое и однозначно сформулированное нормативное закрепление.

    Необходимо отметить, что сущность, правовая природа и классификация правовых актов управления как достаточно сложного, комплексного правового явления, с присущими ему особенностями. Анализируя различные точки зрения современных ученых-правоведов, отметим следующее определение правового акта управления - это правовой акт, содержащий властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, принимаемый в соответствии с установленной процедурой, направленный на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение правоотношений с целью осуществления задач и функций исполнительной власти. Правовые особенности актов управления во многом проявляются в их классификации. Наиболее распространенным является деление правовых актов управления на нормативные и индивидуальные, причем в основу данной классификации положен такой критерий, как юридические свойства актов.

    Характер полномочий федеральных министерств в осуществлении нормативно-правового регулирования в закрепленных за ними сферах деятельности позволяет высказать мнение, что в современных условиях при реализации этими органами своей компетенции будет перемещаться акцент в их правотворческой деятельности. В предыдущий период правотворческая работа федеральных министерств была результатом правоприменения этими органами норм федеральных законов и актов Правительства РФ. Теперь наряду с этим в значительно большей степени необходима правотворческая инициатива как задача федеральных министерств по выработке государственной политики и организации государственного управления.

    В настоящее время необходимо произвести упорядочение правотворческих полномочий в системе федеральных органов исполнительной власти. Такая необходимость вызвана отчетливым проявлением пробелов и незаконченных подходов к регулированию специфики правовых актов.

    Для более детального рассмотрения данного вопроса, необходимо выделить перечень статутных нормативных актов:

    • - ст. 115 Конституции РФ;
    • - ст. 2, 23, 33, часть первая ст. 47 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ с изменениями и дополнениями "О Правительстве Российской Федерации";
    • - Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 с изменениями и дополнениями "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти";
    • - Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 с изменениями и дополнениями "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации";
    • - Инструкция по делопроизводству в Аппарате Правительства Российской Федерации Приказ Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации от 26 октября 2004 г. № 1233 "Об утверждении Инструкция по делопроизводству в Аппарате Правительства Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс, 2014..

    Правительство РФ издает (принимает) акты двух типов:

    • 1) акты, имеющие правовой характер, - постановления и распоряжения - издаются согласно ст. 115 Конституции РФ, разграничиваются частью второй ст. 23 ФКЗ (акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений);
    • 2) акты, не имеющие правового характера, - принимаются в форме обращений, заявлений и иных актов (часть десятая ст. 23 ФКЗ).

    Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации (ч. 2 ст. 115 Конституции РФ, часть четвертая ст. 23 ФКЗ).

    Вышеперечисленные акты принимаются на основании специальных актов, в соответствии с ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, которая говорит о том, что Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов (по части первой ст. 23 ФКЗ - федеральных конституционных законов, федеральных законов), нормативных указов Президента Российской Федерации.

    Согласно части третьей этой же статьи постановления и распоряжения не должны во избежание их отмены Президентом РФ противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам (по ст. 33 ФКЗ - федеральным конституционным законам, федеральным законам) и указам Президента Российской Федерации).

    Полагаем, что итог толкования ст. 115 Конституции РФ сводится к следующему: основаниями издания постановлений и распоряжений Правительства РФ являются Конституция РФ, законы федерального уровня (законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы), указы Президента РФ.

    Ст. 2 ФКЗ в правовую основу деятельности Правительства Российской Федерации включает: Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ.

    Однако абзац первый п. 3 Регламента установлена норма, дополняющая нормы Конституции РФ и ФКЗ: Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации и поручений Президента Российской Федерации Правительству.

    Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно (часть седьмая ст. 23 ФКЗ).

    Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации (часть шестая ст. 23 ФКЗ) - в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации" (п. 2 Указа Президента РФ). Однако тем же пунктом Указа установлены правила, не предусмотренные Законом: официальными являются также тексты актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

    Акты Правительства Российской Федерации, с учетом п. 3 Указа, могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

    Согласно части восьмой ст. 23 ФКЗ постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

    Положения п. 6 (акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования) и п. 7 Указа Президента РФ (в актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу) не подлежат применению ввиду несоответствия ст. 23 ФКЗ.

    Норма о том, что акты Правительства вступают в силу и подлежат опубликованию в порядке, установленном федеральным законом (абзац второй п. 3 Регламента), остается благим пожеланием законодателю.

    Таким образом, процедурные аспекты (подготовка проектов актов, согласование проектов актов, внутренняя экспертиза проектов и т.д.) регулируются Регламентом и разработанной на его основе Инструкцией по делопроизводству в Аппарате Правительства, утвержденной заместителем Председателя Правительства - Руководителем Аппарата Правительства РФ (в данной Инструкции, очевидно, решены, наряду с прочими, юридико-технические вопросы, в том числе структуризации текста актов Правительства).

    Конституционное право России. Шпаргалки Петренко Андрей Витальевич

    69. Акты, издаваемые Правительством Российской Федерации

    Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

    Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

    Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.

    Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ.

    Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ.

    Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

    Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

    Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суде.

    Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    2. Законодательные акты Российской Федерации КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)(Извлечение)Статья 164. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются

    5. Законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие применение оружия гражданами ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНот 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ«ОБ ОРУЖИИ»(с изменениями на 25 июля 2002 года)(Извлечение)Статья 24. Применение оружия гражданами Российской ФедерацииГраждане

    6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации ПРАВИЛА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЯЖЕСТИ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ(Приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 10 декабря 1996 года № 407)(Извлечение)РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙОбщие положения2.

    Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения

    Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения

    Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах 1. Законодательство Российской

    Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Правительство

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ» Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года Одобрен Советом

    Федеральный закон о «Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона „О страховых

    СТАТЬЯ 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения

    § 5. Нормативно-правовые акты Российской Федерации В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом

    Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Законодательство Российской

    48. Акты Президента Российской Федерации, порядок их опубликования и вступления в силу Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории РФ.Указы и

    КОНСТИТУЦИЯ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конституция Российской Федерациипринята 12 декабря 1993 г. (извлечения)Статья 2Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ