Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Принципы избирательного права представляют собой основополагающие идеи-условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах обеспечивает народный характер волеизъявления. 1

К принципам избирательного права относятся всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, добровольность участия в выборах, свобода выборов для граждан, обязательность и периодичность выборов как обязанность государства.

Всеобщее избирательное право – конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление:

  • – активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам Российской Федерации, за исключением лиц, лишенных данного права в соответствии с законом;
  • – пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным, устанавливаемым конституцией и законами избирательным цензам (ограничениям).

Рассматриваемый принцип предполагает, что избирательными правами может пользоваться широкий круг граждан. При реализации этих прав допускаются лишь естественные разумные ограничения, которые признаются в любом демократическом государстве и не рассматриваются как дискриминационные или ущемляющие представительный характер выборных органов власти.

Всеобщее избирательное право граждан Российской Федерации означает, что гражданин России, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ – быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Реализация избирательных прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Особое значение для обеспечения всеобщности избирательных прав граждан и гарантируемых законом пределов их реализации имеет вопрос об избирательных цензах, представляющих собой установленные законодательством ограничения активного и пассивного избирательного права и обусловленные теми или иными обстоятельствами. Избирательное законодательство закрепляет возрастной ценз и ценз оседлости.

Смысл основных составляющих возрастного избирательного ценза граждан России заключается в следующем.

Во-первых, дополнительные возрастные ограничения участия граждан России в выборах могут устанавливаться только в отношении пассивного избирательного права.

Во-вторых, устанавливаемый минимальный возраст кандидата составляет 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет – на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 год – на выборах в органы местного самоуправления.

В-третьих, установление максимального возраста кандидата, по достижении которого он утрачивает право быть избранным в государственные органы субъекта РФ либо в органы муниципального уровня, не допускается. При этом не исключается подобная возможность применительно к федеральным выборам.

В-четвертых, закрепление возрастного ценза на выборах в органы местного самоуправления допускается лишь законами субъектов РФ в соответствии с условиями, предусмотренными федеральным законом.

Установление дополнительных условий реализации пассивного избирательного права, связанных с достижением гражданином определенного возраста, является правом, а не обязанностью представительных (законодательных) органов субъектов РФ.

Избирательным законодательством в отношении как пассивного, так и активного избирательного права закреплен ценз оседлости. Согласно нормам ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав федеральными конституционными законами и федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Тем не менее данные условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и сроков такого проживания, а законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления всем гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Таким образом, действующее законодательство в решении вопроса об обладании гражданином активным избирательным правом исходит из самого факта постоянного или преимущественного проживания на определенной территории, не указывая иных условий.

Характерно, что со всеобщим избирательным правом граждан России связан вопрос о предоставлении возможности участия в муниципальных выборах иностранным гражданам. В ст. 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав предусмотрено, что в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими федеральными законами, законами субъектов РФ включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы. Признание за иностранцами права голосования на муниципальных выборах вполне согласуется с провозглашением в ст. 2 Конституции РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью, отвечает негосударственной природе муниципальной деятельности и учитывает опыт целого ряда стран, в которых самоуправление не считается прерогативой граждан и распространяется на проживающих на территории муниципальных образований иностранцев и лиц без гражданства.

Принцип равного избирательного права прямо следует из ст. 19 Конституции РФ и общепризнанных норм международного права и закреплен в п. 1 ст. 3 и в ст. 5 Закона об основных гарантиях избирательных прав, а в ст. 39 отмечено равенство прав и обязанностей кандидатов.

Принцип равного избирательного права включает в себя равное число голосов, предоставляемое избирателям; равный вес голоса избирателя; равенство прав кандидатов в процессе предвыборной конкуренции.

Равное избирательное право означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все избиратели обладают одинаковыми с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же правовых основаниях участвуют в предвыборной агитации.

Равенство на выборах достигается, прежде всего, тем, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину России выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявления других граждан Российской Федерации.

Существенное значение для обеспечения равенства избирательных прав граждан имеет и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей.

Принцип прямого избирательного права подразумевает, что граждане России голосуют на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления за или против кандидатов непосредственно. Любые формы косвенных выборов противоречат федеральному законодательству и не могут иметь место при формировании представительных основ государственной и муниципальной власти. Не допускается также проведение многостепенных выборов, при которых граждане избирают лишь нижнюю ступень органов местного самоуправления, а члены вышестоящих муниципальных и государственных органов избираются нижестоящими органами власти.

Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов или должностных лиц, а также общественных объединений и граждан за волеизъявлением избирателей, поэтому законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из первостепенных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании и при голосовании вне помещений избирательных участков. Этим целям отвечает целый ряд организационных правил и гарантий их обеспечения, содержащихся в Законе об основных гарантиях избирательных прав, иных федеральных и региональных законах.

Добровольность участия в выборах предполагает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность избирательных действий. В соответствии со ст. 3 Закона об основных гарантиях избирательных прав участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Значение этого принципа для организации и проведения различных избирательных кампаний имеет существенное значение. Неслучайно в ст. 3 Конституции РФ в качестве основополагающего универсального принципа реализации избирательных прав граждан закрепляется свобода выборов.

Свобода выборов подразумевает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказать давление на результаты его волеизъявления. Свободное избирательное право и добровольность участия в выборах являются в современных условиях одним из краеугольных камней российской избирательной политики и практики.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, в какой мере ему участвовать в избирательном процессе.

Реализация принципа добровольности и свободы выборов тесно связана с проблемой абсентеизма – неучастия избирателей в выборах, уклонения от голосования. На уровень абсентеизма влияют чаще всего политические и экономические обстоятельства. Высокий уровень абсентеизма приводит к избранию органа власти или самоуправления небольшой частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности органа, либо может привести к безрезультатности избирательного процесса, если закон устанавливает обязательный минимум участия в выборах. В связи с этим в ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т.е. юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.

Принцип обязательности и периодичности выборов как обязанность государства подразумевает строгое следование государственными органами установленным Конституцией РФ и законами системе и порядку выборов. Государство законодательно устанавливает периодичность выборов органов власти, непосредственно осуществляющих функции представительства интересов населения, гарантии проведения выборов в особых условиях. Общая гарантия обязательности проведения выборов закреплена в ст. 9 Закона о гарантиях избирательных прав выборы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

Обязательность проведения выборов обеспечивается совокупностью установленных гарантий – наделением отдельных лиц полномочием по назначению выборов (например, Президенту РФ предоставлено право назначать выборы депутатов Государственной Думы; ЦИК РФ предоставлено право назначать выборы в случае, если Президент РФ не назначит выборы в установленные сроки); определением сроков голосования на выборах; определением сроков назначения и проведения выборов.

Как отметил Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 июня 2003 г. № 10-П, периодичность выборов есть необходимое условие демократического развития страны, имеющее целью посредством регулярного обновления состава органов публичной власти обеспечить их демократический и правовой характер.

Принципы избирательной системы - это основные начала, которые определяют характер и направление правового регулирования всего комплекса общественных отношений, складывающихся в процессе выборов. Элементы избирательного права. В Российской Федерации выборы организуются на основе следующих принципов:
- всеобщего избирательного права;
- равного избирательного права;
- прямого избирательного права;
- свободы выборов и добровольного участия в них избирателей;
- сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем на выборах;
- состязательности на выборах;
- организации и проведения выборов избирательными комиссиями.

Принцип всеобщего избирательного права означает право российского гражданина, достигшего необходимого возраста, избирать и быть избранным, а также право на участие во всех избирательных действиях, мероприятиях и процедурах.

Принцип равного избирательного права означает следующее:
все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и не имеют никаких преимуществ друг перед другом;
существует также равенство голосов избирателей по принципу «один бюллетень – один голос»;
наконец, равное избирательное право предполагает равенство возможностей избирателей по участию в избирательных действиях.

Принцип прямого избирательного права, который означает, что избиратель голосует на выборах в РФ «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Принцип тайного голосования, что никто, кроме самого избирателя (участника референдума) не имеет права знать о содержании его персонального волеизъявления и никто не вправе оказывать давление на волеизъявление избирателя (участника референдума). Тайное голосование обеспечивается наличием на каждом избирательном участке специальных кабин или комнат, в которых избиратели самостоятельно заполняют избирательные бюллетени, после чего опускают их в избирательные ящики.

Принцип свободы выборов и добровольного участия в них избирателей.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

Принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем на выборах. Избирательные системы подразделяются на мажоритарную и пропорциональную, которые в свою очередь имеют ряд разновидностей. Мажоритарными системами называются такие, в которых в основу определения результатов голосования положен принцип большинства. Мажоритарные системы бывают абсолютного (50% + 1 голос) и относительного большинства (при которой избранным считается тот кандидат из списка кандидатов, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если это большинство и меньше половины). Пропорциональная система и ее разновидности строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. После голосования определяется избирательный метр или квота, то, есть наименьшее количество голосов необходимое для избрания одного депутата. В соответствии с тем сколько раз укладывается избирательный метр в количество голосов завоеванное списком кандидатов, который выдвинула партия, такое количество мест в парламенте и завоевывает эта партия.

Принцип состязательности - выборы проводятся на альтернативной основе, то есть избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам. Данный принцип не соблюдался в СССР, а на территории России был введен лишь в 1993 г.
Принцип организации и проведения выборов избирательными комиссиями означает, что за организацию и проведение выборов отвечают формируемые и действующие на основе участия общественности избирательные комиссии – Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, окружные, муниципальные, территориальные и участковые избирательные комиссии.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конституционное право как отрасль права: понятие, предмет, методы правового регулирования, система, роль и место в системе российского права

В науке конституционного права сложилась методолгия определения.. Прежде всего нормы кп регулируют основы конституционного строя см главу Конституции Исключительно в предмет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История развития конституционного права России
Конституция РСФСР 1918 г. Первыми конституциями были Конституция США 1787г, конституция Франции 1791г. Конституции появляются в период буржуазных революций. В монархической России конститу

Разработка, порядок принятия и основные черты конституции РФ 1993 года
Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. На 1 Съ

Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок
Конституция РФ впервые включает главу, посвященную порядку принятия и изменения действующей Конституции. В отличие от предшествующей Конституции РСФСР 1978 г., которая допускала возможность внесени

Гуманистические основы конституционного строя РФ
Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам – иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в п

Демократия как основа конституционного строя РФ
«Основы нституционного строя» раздел 1 Конституции РФ. Демократия, как основа образа жизни в России и ее политического (гос) режима - это такая черта конституционного строя, которая проявляется в п

Местное самоуправление в РФ
Местное самоуправление в РФ - самостоятельная инициативная деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения; это такая признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорг

Экономические и социальные основы конституционного строя РФ
Экономические основы конституционного строя. В соответствии со ст. 8 Конституции в РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,

Светский характер российского государства
Согласно ст. 14 Конституции РФ: РФ - светское государство. Официально дистанцирует себя от религиозных объединений. Оно не дает никакой религии ранга государственной. Гос-ва дает гражданам

Понятие и принципы конституционного статуса личности в РФ
Приоритет человека является одним из начал конституционного строя РФ.Отсюда вытекают и принципиаьные черты статуса личности. Нашим конституционным законодательством воспринято словосочетание «челов

Основы правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в РФ
Под иностранными гражданами понимаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к ее гражданам и обладающими документами, доказывающими наличие у них гражданства иностранного государств

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранные государств, являвшихся в прошл

Экономические права и свободы человека и гражданина РФ
Экономические права и свободы разделяются на: трудовые права и свободы; право на экономическую деятельность; право частной собственности. Трудовые права и свободы: свобода

Социальные права и свободы человека и гражданина РФ
Социальные права и свободы разделяются на: Защита материнства, право на социальное обеспечение и жилье; право на охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, образование.

Культурные права человека и гражданина по Конституции РФ
Конституция Российской Федерации гарантировала право каждого на участие в культурной жизни, что предполагает возможность осуществления деятельности по сохранению, созданию, распространению и о

Конституционные обязанности личности в РФ
Конституционно-правовой статус граждан РФ складывается не только из прав и свобод, но и их обязанностей перед РФ. Различаются обязанности перед РФ человека и гражданина. Так, только обязанности гра

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина
Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина. Гарантии конституционного статуса личности условно можно подразделить на две основные группы – общие и специальные. Общие гарантии могут быть как

Конституционные принципы федеративного устройства
Государственное (федеративное) устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, в том числе входящих в основы конституционного строя. Так, в ст. 5 Конституции РФ установлено, что фед

Конституционное разграничение компетенции между РФ и ее субъектами
Круг конкретно закрепленных компетенций, которые органы государственной власти РФ и ее субъектов правомочны осуществлять в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий, обр

Система органов государственной власти в РФ
Система государственного управления складывается из институциональной, нормативно-правовой, функционально-структурной, кадровой, коммуникативной и профессионально- культурной подсистем. Основу инст

Понятие избирательного права и избирательной системы. Их соотношение
Под избирательной системой принято понимать совокупность установленных законом правил, принципов, критериев, с помощью которых определяются результаты голосования. Р

Избирательный процесс в РФ
Выборы как институт политической системы Одним из важнейших элементов современных политических систем является институт всеобщих выбо­ров. Благодаря ему реализуются политические права граж

Конституционно правовой статус президента РФ
Институт президента (от лат. praesidens – «сидящий впереди») учрежден более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учрежден в 1991 г.: приняты соответствующие законы и внесены измен

Законодательный процесс
Законодательный процесс -процедура разработки и принятия законов Федеральным Собранием РФ, состо­ящая из совокупности последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадии бывают основные и факультат

Политическая ответственность
Правительство РФ несёт политическую ответственность преимущественно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой. Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ по заявлен

Полномочия
Полномочия Правительства РФ установлены статьёй 114 Конституции РФ, главой 3 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ" (1997) и подразделяются на: об

Порядок деятельности
Порядок деятельности Правительства РФ определяется Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ", а также Регламентом Правительства РФ. Основные вопросы, круг которых определён

Суды общей юрисдикции
Суд общей юрисдикции - это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикц

Районные суды
Районный суд - это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции и в апелляционном порядке. Он является непосред

Мировые судьи
Гражданские дела, подсудные мировому судье.(ст.23 ГПК РФ.) До назначения (избрания) мировых судей в субъектах Российской Федерации дела, рассматривались районными судами (Федеральный закон

Военные суды
Военные (флотские) окружные суды - это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами.

Арбитражные апелляционные суды
Арбитражный апелляционный суд действует в составе: - президиума арбитражного апелляционного суда; - судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и

Порядок работы президиума арбитражного апелляционного суда
Президиум арбитражного апелляционного суда созывается председателем этого суда по мере необходимости. Президиум арбитражного апелляционного суда правомочен решать вопросы при наличии большинства чл

Конституционные принципы правосудия в РФ
Принципы правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Важнейшие правовые положения, характеризующие

Принципы осуществления конституционного судопроизводства
1. Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного

Организация работы Конституционного Суда РФ
1. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей.Судьи Конституционного Суда РФ избираются Советом Федерации большинством голосов от общего числа его членов по представлению Президент

Принципы избирательного права .

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

1. Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Федеральными конституционными законами, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданами РФ активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.

2. Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными . Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.

3. Выборы в Российской Федерации являются прямыми . Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов - косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

4. Голосование на выборах в Российской Федерации тайное . Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

5. Свободные выборы – основаны на свободном и добровольном участии граждан РФ при реализации своего конституционного права избирать и быть избранным. На государство возлагается ответственность гарантировать свободу волеизъявления граждан путем защиты демократических принципов и норм субъективного права.

6. Участие в выборах – право, а не обязанность! В РФ, во всяком случае. Правда, можно свалить на пикник, но это безответственно – кто-то пашет, кто-то жрёт.

7. Тайное голосование – каждый избиратель подает свой голос свободно, не подвергаясь при этом какому-либо контролю со стороны кого-либо. Контроль за волеизъявлением избирателей рассматривается законом как уголовное преступление и карается по УК РФ.

В РФ – Россия только вступает на путь демократического развития. В силу слабости политической системы принципы не всегда реализуются последовательно.

8. Сочетание мажоритарной и пропорциональьной избирательных систем в РФ . Мажоритарные – такие, в которых в основу определения результатов голосования положен принцип большинства. Мажоритарные системы бывают абсолютного большинства (50%+1 голос от пришедших на выборы) и относительного большинства, при которой избранным считается тот кандидат из списка кандидатов, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если это большинство и меньше половины.

Пропорциональная система – строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. После голосования определяется избирательное частное (избирательный метр, избирательная квота) – наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата: количество проголосовавших избирателей делится на количество мест в палате парламента (которые избираются по пропорциональной системе). После делят избирательный метр на количество голосов, полученных партией.

9. Гласность – подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно. В ходе избирательного процесса разрешено искать, получать и распространять информацию любым законным способом и в рамках, определенных избирательным законодательством.

10. Финансирование выборов – финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов, осуществляется преимущественно из средств государственного бюджета. Кроме них, для финансирования предвыборных кампаний кандидаты и политические партии вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования в пределах, установленных законов.

11. Гарантии прав избирателей и кандидатов при выборах в РФ . Любой гражданин, обладающий избирательным правом, может обратиться в участковую избирательную комиссию по поводу нарушений его избирательных прав – неправильных данных в списках избирателей. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 24 часов, а в случае отказа комиссии – ее действия можно обжаловать в суде по месту нахождения избирательного участка. Нарушители прав избирателей и кандидатов несут юридическую ответственность в соответствии с законов. Гражданин РФ может избирать и быть избран вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, происхождения, должности, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

В соответствии с международным договоров и законодательством РФ и ее субъектов в выборах в органы местного самоуправления могут принимать участие и иностранцы, постоянно проживающие на территории данного муниципального образования.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав, установленных законом.

Перечислим основные принципы избирательного права России, при этом будем обращать внимание и на зарубежный опыт.

Один из основных принципов избирательного права: воля народа – основа власти правительства . Этот принцип закреплен статьей 21 Всеобщей Декларации 1948 г.

Еще один принцип – обязательность выборов . этот принцип зафиксирован в статье 9 Федерального закона «Об основных гарантиях». С одной стороны, это необходимый способ формирования органов и должностных лиц государства и местного самоуправления посредством прямого волеизъявления граждан. Конечно, речь идет, прежде всего, о представительных (законодательных) органах власти. С другой стороны,

предполагает и обязательность их результатов, если не были допущены нарушения, искажающие волю избирателей.

Принцип обязательности выборов тесно связан со следующим принципом – принципом периодичности выборов . Очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. Таким образом обеспечивается постоянный доступ к участию в управлении своей страной, возможность контролировать деятельность представителей (в отсутствие других эффективных механизмов контроля и воздействия, особенно на федеральном уровне), политическая конкуренция и плюрализм, возможность выбора наиболее эффективной программы развития общества и государства. Проблема определения сроков связана с тем, что, с одной стороны, должно быть достаточно времени для эффективной работы, реализации заявленной программы, некоторая стабильность. С другой – срок полномочий не должен быть чрезмерным.

Обычно для высших органов государственной власти этот период колеблется от 4 до 7 лет и устанавливается конституцией. В настоящее время срок полномочий Президента составляет 6 лет, депутатов ГосДумы – 5 лет.

Еще один принцип избирательного права – выборы не должны быть сфальсифицированными . Это требование записано в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека. Собственно на обеспечение данного принципа и направлено действующее законодательство, предусматривающее конкретные правила относительно каждой стадии избирательного процесса и его участников, а также меры ответственности за отдельные нарушения избирательных прав и процедур. Можно сказать, что реализации данного принципа содействуют такие принципы как:

Гласность (открытость), транспарентность (прозрачность, честность)

Проведение выборов избирательными комиссиями, их независимость

Широкое участие населения в подготовке и проведении избирательной кампании.

Соответствующая информационная среда – основа для проведения демократических выборов. Обеспечивается официальное опубликование решений, документов, доступ к информации, присутствие наблюдателей, в том числе международных, при голосовании, подсчете голосов.

Создаются специальные органы для обеспечения реализации и защиты избирательных прав, подготовки и проведения выборов. Их независимость достигается за счет порядка формирования, ограничений в отношении их членов, обязательностью принимаемых ими решений, возможности расформирования на основе судебного решения. Запрещается вмешиваться в их работу. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, осуществляется открыто и гласно (ст. 3).

Принцип всеобщего избирательного права иногда имеет разное прочтение, поскольку допускаются разумные ограничения избирательного права (цензы, или квалификации). Цель – обеспечение осознанного участия в выборах, исключение злоупотребления правами и т.д. Однако представления о разумности могут сильно отличаться в разных странах и в разные исторические эпохи. Например, достаточно длительное время считалось разумным не допускать участия в выборах женщин. Например, в нашей стране избирательные права женщинам были предоставлены в 1917 г., а в Швейцарии – в 1971 г. До 1917 г. женщины имели активное избирательное право только в Австралии, Новой Зеландии, Дании, Исландии. Существовал и имущественный ценз (наличие недвижимости, уплата определенной суммы налога и др.).

Впервые всеобщее избирательное право было введено для мужчин с 21 года во время Французской революции.

В РФ этот принцип означает право гражданина России, достигшего определенного возраста и отвечающего другим установленным критериям, избирать и быть избранным, участвовать во всех избирательных действиях без дискриминации. Можно говорить о следующих общих цензах, установленных в настоящее время:

Ценз по принадлежности к гражданству. Традиционно политическими правами в полном объеме на территории государства обладают только его граждане. Это справедливо и по отношению к избирательным правам. Иностранные граждане, лица без гражданства не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов. Есть и исключение из правила о гражданстве. В качестве примера можно привести Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, от 28.04.1998 г. с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой.

Возрастной ценз. Активное избирательное право в Российской Федерации может быть реализовано с 18 лет (около 100 государств). Ранее во многих странах это право предоставлялось с 21-23 лет, благодаря чему отсекалась считающаяся наиболее активной и критически настроенная часть населения. Есть страны, где голосовать можно с 16 лет (Бразилия, Куба). В Российской Федерации

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, с 21 года – депутатом Государственной Думы, с 30 – высшим должностным лицом субъекта РФ, с 35 – Президентом РФ.

Ценз дееспособности – не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными.

Ценз оседлости – требование проживания на определенной территории в течение установленного периода времени. В России касается только Президента РФ (10 лет).

Ценз количества избраний. Для должностных лиц обычно не более двух сроков подряд.

Ценз в связи с привлечением к уголовной или административной ответственности. В Конституции установлен запрет избирать и быть избранными для граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Еще больше ограничений действует для реализации пассивного избирательного права. Запрет касается осужденных когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений (с 2012 г. – ранее только при наличии неснятой или непогашенной судимости), осужденных за преступления экстремистской направленности (при неснятой и непогашенной судимости на день голосования) и некоторых других.

Ценз по способу прекращения полномочий. По закону о выборах Президента РФ «Гражданин РФ, замещавший должность Президента РФ и досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий» (ст. 6).

В международном праве существует разная практика установления цензов. Так в Перу до 1980 года действовал ценз грамотности (умение читать и писать на государственном языке) ; в штатах Алабама, Айдахо избиратель должен обладать репутацией нравственного человека и др.

Принцип равного избирательного права гласит, что все избиратели участвуют в выборах на равном основании, не имеют никаких преимуществ, при голосовании избиратели обладают равным количеством голосов, также имеют равенство возможностей избирателей по участию в избирательных действиях. Гражданин может быть включен в списки избирателей только по одному избирательному участку и голосовать только один раз. При организации выборов должны быть созданы примерно равные по численности избирателей округа. Этот принцип закрепляет и равенство кандидатов: все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, не должны использовать преимущества, связанные с должностным или служебным положением (перечень в ст. 40)

Принцип тайного голосования устанавливает, что должны быть обеспечены условия, исключающие возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Безусловно, граждане могут и не скрывать, за кого проголосовали, но их действия не должны носить агитационный характер.

Принцип свободы выборов, добровольности участия . Никто не вправе принудить к участию или неучастию в выборах, препятствовать свободному волеизъявлению. Есть страны, в которых выборы рассматриваются как общественная функция (в интересах всех граждан и самого себя), что предполагает не только право, но и обязанность участвовать в выборах таких государств около 30: Австралия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Италия, латиноамериканские страны, например, Чили. Причем последствия неучастия могут быть различными: от общественного порицания до ограничения в правах (например, экономических) и привлечения к ответственности (штраф и др.)

Принцип прямого избирательного права означает, что депутаты и должностные лица избираются непосредственно населением (гражданином лично) в отличие от многостепенных или косвенных выборов (американские избиратели, например, формально голосуют за выборщиков, а те уже избирают президента).

Принцип альтернативности (или состязательности) предполагает обязательность выдвижения двух и более кандидатов (или списков). Принцип сочетания государственного и негосударственного финансирования предполагает, что канндидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании. При этом законом четко регламентируются источники поступления средств и то, на что они могут расходоваться (предвыборная агитация и т.д.).

И, наконец, принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем . Выделяют три вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная (О смешанной системе говорят в том случае, когда при формировании органа власти используются и мажоритарная, и пропорциональная). То есть государства могут устанавливать разные модели организации выборов. В настоящее время в Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации проходят по мажоритарной избирательной системе, а выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации – по пропорциональной.

Общественные организации. Корпус «За чистые выборы»

«Каждый имеет право на объединение… Свобода деятельности общественных объединений гарантируется» – указывает статья 30 Конституции РФ. Что же такое общественные организации? И чем они занимаются? Мы нередко мы слышим о людях, что они занимаются общественной деятельностью или общественной работой. Это значит, что они безвозмездно, добровольно работают в различных сферах жизни общества: в культурной, спортивной, образовании, защите прав и свобод человека и т.д.

Отдельно можно указать и на работу молодежных общественных объединений. В молодежных общественных объединениях участниками или членами таких объединений могут быть граждане с 14 лет. В детских общественных объединениях допускается участие или членство детей в возрасте с 8 лет.

Становясь участником или членом общественного объединения, гражданин обязан соблюдать устав такого общественного объединения и выполнять обязанности, предусмотренные для участников и членов объединения.

В 2012 году по инициативе Координационного совета молодых юристов Ассоциации юристов России был создан Корпус наблюдателей «За чистые выборы», в который вошли более 100 000 молодых юристов, принявших участие в наблюдении на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года и в Единые дни голосования 14 октября 2012 года и 8 сентября 2013 года.

15 мая 2013 года в Доме юриста в городе Санкт-Петербурге состоялся Учредительный Съезд Общероссийского общественного движения «Корпус «За чистые выборы», в ходе которого было принято решение о создании самостоятельной организации..

1 августа 2013 года Министерство юстиции Российской Федерации приняло решение о государственной регистрации Общероссийского общественного движения «Корпус «За чистые выборы».

Корпус «За чистые выборы» имеет свое сетевое средство массовой информации («ЗаЧистыеВыборы» – сетевое СМИ на базе официального сайта Корпуса зачистыевыборы.рф – Свидетельство о государственной регистрации ЭЛ № ФС 77 – 53254).

Корпус «За чистые выборы» является самой крупной организацией независимых наблюдателей-юристов в России и имеет свои региональные отделения почти во всех субъектах Российской Федерации.

Корпус «За чистые выборы» осуществляет свою деятельность в целях защиты прав граждан России на участие в формировании органов власти через содействие профессиональной организации выборов и создания системы подготовки молодых профессионалов: наблюдателей, членов избирательных комиссий, кандидатов на выборные должности.

Основными принципами работы Корпуса «За чистые выборы» являются независимость, неангажированность, объективность, волонтерство и профессионализм.

На примере деятельности Корпуса становится очевидна связь между такими политическими правами граждан как право на объединение, право избирать, право избираться, право участвовать в выборах, а также право быть наблюдателем.

Принципы избирательного права

Перечислим основные принципы избирательного права России, при этом будем обращать внимание и на зарубежный опыт.

Один из основных принципов избирательного права˸ воля народа – основа власти правительства . Этот принцип закреплен статьей 21 Всеобщей Декларации 1948 г.

Еще один принцип – обязательность выборов . этот принцип зафиксирован в статье 9 Федерального закона ʼʼОб основных гарантияхʼʼ. С одной стороны, это необходимый способ формирования органов и должностных лиц государства и местного самоуправления посредством прямого волеизъявления граждан. Конечно, речь идет, прежде всего, о представительных (законодательных) органах власти. С другой стороны,

предполагает и обязательность их результатов, в случае если не были допущены нарушения, искажающие волю избирателей.

Принцип обязательности выборов тесно связан со следующим принципом – принципом периодичности выборов . Очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. Таким образом обеспечивается постоянный доступ к участию в управлении своей страной, возможность контролировать деятельность представителей (в отсутствие других эффективных механизмов контроля и воздействия, особенно на федеральном уровне), политическая конкуренция и плюрализм, возможность выбора наиболее эффективной программы развития общества и государства. Проблема определения сроков связана с тем, что, с одной позиции, должно быть достаточно времени для эффективной работы, реализации заявленной программы, некоторая стабильность. С другой – срок полномочий не должен быть чрезмерным.

Обычно для высших органов государственной власти этот период колеблется от 4 до 7 лет и устанавливается конституцией. В настоящее время срок полномочий Президента составляет 6 лет, депутатов ГосДумы – 5 лет.

Еще один принцип избирательного права – выборы не должны быть сфальсифицированными . Это требование записано в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека. Собственно на обеспечение данного принципа и направлено действующее законодательство, предусматривающее конкретные правила относительно каждой стадии избирательного процесса и ᴇᴦο участников, а также меры ответственности за отдельные нарушения избирательных прав и процедур.
Размещено на реф.рф
Можно сказать, что реализации данного принципа содействуют такие принципы как˸

Гласность (открытость), транспарентность (прозрачность, честность)

Проведение выборов избирательными комиссиями, их независимость

Широкое участие населения в подготовке и проведении избирательной кампании.

Соответствующая информационная среда – основа для проведения демократических выборов. Обеспечивается официальное опубликование решений, документов, доступ к информации, присутствие наблюдателей, в т.ч. международных, при голосовании, подсчете голосов.

Принципы избирательного права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Принципы избирательного права" 2015, 2017-2018.

  • - Принципы избирательного права

    Принципы избирательного права это установленные законом исходные начала, обеспечивающие реализацию и защиту активного и пассивного избирательного права, организацию и проведение демократических выборов. Основными принципами избирательного права в России являются:... .


  • - Принципы избирательного права

    На конституционном уровне закрепляются принципы российско­го избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, имеющие определяющее значение для института выбо­ров, выражающие сущность народовластия. Конституция Российской Федерации... .


  • - Понятие и принципы избирательного права

    Избирательное право играет огромную роль в формировании и функционировании органов государственной власти и органов местного самоуправления. Его значимость определяет внимание и интерес к нему многих ученых-правоведов. В правовой науке выделяются субъективный и... .


  • - Глава 1. §2. Принципы избирательного права Российской Федерации

    Д.ю.н., проф. С.Князев к.ю.н., доц. А.Яшин 2.1. Понятие и система принципов российского избирательного права. Принципы права обладают универсальностью, высшей императивностью (обязательностью), общезначимостью. Они образуют определенную систему, для которой характерно... .


  • - Принципы избирательного права

    Принципами избирательного права(1) выступают наиболее общие и абстрактные правовые нормы, определяющие более детальное правовое регулирование. Принципы избирательного права следует разделять на принципы реализации субъективных избирательных прав и принципы... ..[читать подробнее] .




  • Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ