Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Лес - стойкий защитник окружающей среды - нуждается в защите сам и прежде всего от такого стихийного бедствия, каким являются лесные пожары.

Около 75% площади государственного лесного фонда занято наиболее ценными хвойными породами, сосной, елью, кедром, лиственницей и пихтой. Но эта особенность наших лесов порождает другую - высокую восприимчивость их к огню.

Лесные пожары оказывают большое влияние на санитарное состояние, возобновление и формирование наших лесов. Однако не все хвойные леса одинаково опасны в пожарном отношении. На горимость лесов, с одной стороны, сильно влияют физико-географические условия района, обусловливающие распространение огня по территории, а также породный состав, тип леса, состояние насаждений и их возраст, характер лесовосстановительных процессов, рельеф местности и т. д.

С другой стороны, частота пожаров и размер площади лесов, пройденной огнем, зависит от социально-экономических условий, главным образом от плотности населения, степени хозяйственного освоения лесов и уровня охраны.

В соответствии со шкалой природной пожарной опасности насаждений вся лесная площадь дифференцирована на пять классов. Шкала указывает степень опасности возникновения пожаров на лесных участках, обусловленную самой природой насаждений, поэтому часто ее называют шкалой природной пожарной опасности.

Примером площадей с очень высокой степенью природной пожарной опасности могут служить хвойные молодняки, сплошные вырубки, сосняки лишайниковые и верещатники. Здесь пожары возможны в течение всего пожароопасного сезона.

Типы леса кисличники и черничники характеризуются умеренной степенью пожарной опасности (III класс), а сфагновые, приручейные и долгомошники низкой и наиболее низкой (IV-V класс).

Отнесение площади гослесфонда к тому или иному классу показало, что участки с высокой и очень высокой степенью пожарной опасности (I-II классы) составляют 28,2%, со средней степенью (III класс) - 35,3% и низкой и очень низкой (IV-V классы) - 36,5% общей лесной площади. Таким образом, средний класс пожарной опасности наших лесов равен III. Однако было бы ошибочным считать в основном все леса умеренно опасными.

Формирование лесов и их пространственное распределение по поверхности Земли происходило с учетом физико-географических условий, главным образом характера почв, гидрологии, рельефа местности и особенно климата. Это обстоятельство объясняет приуроченность крупных массивов определенных типов леса к определенным географическим районам. Например, большие площади чистых сосновых лесов находятся на севере европейской части СССР, в Алтайском крае (ленточные боры), в Приангарье, Бурятии и редко встречаются на Дальнем Востоке. Такое расположение лесов позволяет относить тот или иной район к различным классам природной пожарной опасности и планировать соответствующие этому классу противопожарные мероприятия.

Значение шкалы природной пожарной опасности трудно переоценить; она явилась теоретической основой при разработке мероприятий профилактического характера, направленных главным образом на предупреждение возникновения лесных пожаров и распространения их по площади. Шкала не может быть универсальной для всей лесной зоны СССР, поэтому в дальнейшем ее необходимо уточнять в соответствии с лесорастительными и климатическими особенностями каждого лесного района страны.

Возможность возникновения и развития пожаров в лесу определяется в первую очередь условиями погоды: ветром, температурой, влажностью воздуха и количеством осадков.

Изучение динамики горимости лесных горючих материалов в зависимости от их влажности, на которую воздействует весь комплекс элементов погоды, имеет огромное значение для практики.

В целях оценки степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды разрабатывались и разрабатываются в настоящее время различные показатели горимости лесных горючих материалов. Разработан метод определения загораемости напочвенного покрова (класса активных горючих материалов) в зависимости от комплексного влияния на его влажность температуры и дефицита влажности воздуха за весь предшествующий бездождный период. Достоинством этого метода является прежде всего то, что лесхозы и лесничества могут получать исходные данные для расчета показателя горимости от местных метеорологических станций или сами определять его с помощью несложных приборов.

Большое многообразие климатических и лесорастительных условий не позволяет разработать единую шкалу пожарной опасности по условиям погоды для всей территории гослесфонда СССР, поэтому наукой и практикой доказано, что для резко выраженных лесорастительных районов необходима разработка местных шкал пожарной опасности по условиям погоды.

Местные шкалы должны быть дифференцированы по лесорастительным зонам и периодам пожароопасного сезона.

Вред, причиняемый пожарами лесу, в первую очередь зависит от вида этого пожара, что очень важно при оценке ущерба, а также планировании мероприятий по ликвидации его последствий. Кроме того, каждый вид пожара требует своей техники и тактики подавления.

По классификации, принятой практикой, все лесные пожары разделяются на три основных вида, генетически связанных между собой: низовой, верховой и подземный (торфяной). Кроме того, первые два вида лесных пожаров подразделяются на беглые и устойчивые. Дальнейшие попытки дифференцировать эту классификацию с учетом вида горючего материала и характера распространения огня по лесной территории натолкнулись на трудности выделения этих видов и форм пожара на практике. Даже различное сочетание трех основных видов пожаров часто ставит в затруднительное положение людей, описывающих их в натуре.

За последние 15 лет из общего числа пожаров, причины возникновения которых были установлены, 56% возникло в результате неосторожного обращения с огнем людей в лесу, 12% - по вине лесозаготовителей, 9,4% - от сельскохозяйственных палов, 7,5% - от искр паровозов, около 6% - от молний, 4,6% - по вине экспедиций и 1,3% - от прочих причин. Знание причин возникновения пожаров позволяет направить усилия по противопожарной пропаганде и проведению других предупредительных мероприятий на устранение этих причин.

Средняя площадь одного пожара в 1957-1961 гг. резко снизилась. Объясняется это качественным и количественным ростом всей государственной лесной охраны и особенно авиационной. Внедрение новых, более эффективных технических средств и способов борьбы с лесными пожарами предъявляло новые требования к уровню квалификации работников государственной лесной охраны. Отсутствие у лесников и особенно у объездчиков необходимой технической подготовки явилось тормозом технического роста не только охраны лесов, но и всего лесохозяйственного производства. В связи с этим в 1957 г. Должность объездчика была упразднена и вместо нее введена должность участкового техника-лесовода. Все это способствовало повышению эффективности охраны лесов и в конечном итоге снижению горимости лесов.

В годы деятельности Главлесоохраны был принят ряд законодательных актов и проведены крупные мероприятия по развитию форм наземной и авиационной охраны лесов. Так, новой организационной формой борьбы с лесными пожарами явилось создание пожарно-химических станций, а противопожарное устройство лесов стало проводиться на основе соответствующих планов.

В послевоенный восстановительный период не раз рассматривались вопросы борьбы с лесными пожарами. Был принят ряд постановлений по вопросам охраны, а в 1949 г. разработаны «Правила пожарной безопасности в лесах СССР», впервые определившие четкие требования пожарной безопасности ко всем гражданам, находящимся в лесу, а также к лесозаготовительным и другим предприятиям, работающим на лесной территории. Эти правила сыграли большую роль в укреплении противопожарной дисциплины и предупреждении лесных пожаров.

В настоящее время вся территория гослесфонда разделена на районы активной наземной и авиационной охраны лесов за исключением защитных полос притундровых лесов, наиболее удаленных лесных районов Сибири и Дальнего Востока и труднодоступных горных лесов. Основой разделения территории служили хозяйственная освоенность районов (главным образом густота дорожной сети) и технические возможности наземной и авиационной охраны лесов.

Наземная охрана может быть эффективна при условии, если доставка сил и средств к местам лесных пожаров будет обеспечена не позже чем через 2 ч после его обнаружения. Это условие можно выполнить, если протяженность дорожной сети на охраняемой территории будет не менее 1 км на 1000 га.

В настоящее время наземная охрана лесов осуществляется на площади 270 млн. га, и по мере вовлечения новых лесных районов в интенсивное лесное хозяйство она непрерывно увеличивается.

Предприятиями лесного хозяйства и фондодержателями ежегодно выполняются мероприятия по ограничению распространения возможных пожаров на охраняемой территории: устройство противопожарных разрывов и барьеров, прокладка минерализованных полос и уход за ними, уборка валежа и хлама и т. д. Достаточно отметить, что только создание минерализованных полос и канав, а также их подновление в 1976 г. достигло почти 1 млн. км.

Если раньше эту операцию выполняли в основном тракторными плутами, то в настоящее время все шире применяют принципиально новое орудие - фрезерный полосопрокладыватель ПФ-1. При тех же энергетических затратах полоса, созданная с помощью этого полосопрокладывателя, получается в 2-3 раза шире, чем проложенная плутом, а травмирование корневой системы снижается в несколько раз.

Значительные объемы предупредительных мероприятий связаны с большими затратами труда и средств, поэтому их необходимо научно и экономически обосновывать. Некоторые из действующих в настоящее время нормативов, например ширина противопожарных разрывов, густота сети противопожарных минерализованных полос, протяженность дорог противопожарного назначения и др., установлены исходя из практики 30-х годов, когда эффективные средства тушения пожаров почти отсутствовали. Накопленные наукой и практикой знания о природе лесных пожаров позволяют не только уточнить эти нормативы, но и судить об эффективности как отдельного противопожарного мероприятия, так и всей системы в целом.

Одним из основных критериев успешного функционирования охраны лесов является своевременное обнаружение лесных пожаров, т. е. начальной стадии их возникновения и развития.

Обнаружение лесных пожаров в зоне наземной охраны лесов в основном осуществляется при патрулировании лесной охраны по дорогам, тропам, особенно в местах, наиболее посещаемых людьми. В качестве технических средств при патрулировании используются мотоциклы, мопеды, автомобили, а при патрулировании вдоль береговой линии рек и озер - моторные лодки и катера.

В малоосвоенных районах, где сеть дорог в лесу еще недостаточна, в помощь наземному обнаружению ведется авпапатрулирование.

Несмотря на ограниченный обзор при наземном патрулировании и его периодичность, эффективность этого мероприятия очень высока, так как около 70% пожаров в зоне наземной охраны лесов возникает в полосе вдоль дорог, а совмещение функций обнаружения и ликвидации пожаров патрулем позволяет ликвидировать загорания на предельно малых площадях. Возникающие в стороне от дорог, внутри лесного массива, пожары могут остаться незамеченными.

Принято считать, что наиболее эффективной системой обнаружения пожаров является та, при которой функции обнаружения выполняет дозорно-сторожевая служба, использующая сеть пожарно-наблюдательных вышек, пожарно-наблюдательных мачт или специальных наблюдательных пунктов, оснащенных средствами связи. В данном случае обеспечивается непрерывность наблюдения за лесом и, следовательно, своевременность обнаружения всех пожаров.

Несмотря на кажущуюся эффективность, этот способ обнаружения не нашел широкого распространения по двум причинам. Первая - это необходимая приуроченность строительства наблюдательных пунктов вблизи населенных пунктов, часто вне пределов лесных массивов; вторая - трудности с подбором сезонных наблюдателей, не страдающих высотобоязнью. Кроме того, несмотря на кажущуюся простоту, труд наблюдателя весьма утомителен из-за своего однообразия и отсутствия элементарного комфорта на рабочем месте (вышке или мачте).

Попытки решить эту проблему привели к созданию специальных телевизионных установок с радиусом уверенного обнаружения 12-15 км. Приемно-передающая камера монтируется на верхней площадке вышки или мачты, а телеэкран, по которому ведется наблюдение за лесом, устанавливается в конторе лесничества или лесхоза. Управление поворотом камеры и смена светофильтров для увеличения оптического контраста между дымом лесного пожара и фоном (небом или пологом леса) осуществляется дистанционно с пульта оператора. Дальнейшее совершенствование телевизионного метода обнаружения пожаров заключается в создании системы из нескольких автономных телекамер, устанавливаемых на всей площади лесхоза или крупного лесничества и управляемых дистанционно по радиоканалу из одного диспетчерского пункта.

Эффективность охраны леса зависит от уровня ее организации и технического оснащения. Основной организационной формой борьбы с лесными пожарами в зоне наземной охраны лесов является сеть пожарно-химических станций (ПХС) I и II типа, различающихся номенклатурой технических средств пожаротушения и численности команд.

Техническая обеспеченность ПХС инвентарем и оборудованием в основном соответствует нормам типового оснащения, однако обеспеченность их средствами транспорта и особенно специальными пожарными машинами и агрегатами еще недостаточна.

В последний период научными учреждениями и конструкторскими бюро системы Гослесхоза СССР совместно с другими учреждениями и ведомствами разработан ряд противопожарных машин: автоцистерн, вездеходов, пожарных агрегатов, тракторных грунтометов и т. п.

За основу тактико-технических требований при создании этой техники взяли время доставки пожарной команды и оборудования к местам лесных пожаров. Так, для районов с густой сетью автомобильных дорог в 60-х годах была создана и выпущена большой серией ЦОС (цистерна и оборудование съемные). Эта цистерна пригодна для агрегатирования с любой бортовой автомашиной.

Новая, более совершенная автоцистерна АЦЛ-157, созданная в последние годы на базе автомашины высокой проходимости ГАЗ-66, рекомендуется для применения в районах со слаборазвитой сетью лесных грунтовых дорог. Для лесного бездорожья создан на базе транспортера высокой проходимости пожарный вездеход на гусеничном ходу ВПЛ-149. Он не только развивает большую скорость, но может преодолевать болота, топи и даже небольшие водные преграды.

В районе лесозаготовок борьба с лесными пожарами осуществляется с помощью универсального тракторного пожарного агрегата ТЛП-55. Этот агрегат, как и все пожарные машины, оснащен ручным противопожарным инвентарем, ранцевыми опрыскивателями, мотопомпами с комплектом пожарных рукавов и емкостью для огнегасящей жидкости. Для создания опорных или заградительных полос пожарные вездеходы и агрегаты снабжения лесными плугами или бульдозерными отвалами, а для пуска встречного огня - зажигательными аппаратами.

Комплект противопожарного оборудования позволяет применять самую разнообразную тактику подавления пожаров как начинающихся, так и крупных, требующих для их тушения больших затрат сил и средств.

Задача ближайшего будущего заключается в выпуске указанных машин и аппаратов в объемах, удовлетворяющих потребности существующих и проектируемых ПХС, и разработке тактики их применения с учетом пожарно-технологической характеристики охраняемой территории.

Установлено, что эффективность применения этой техники зависит от доступности каждого пожарного выдела, т. е. от достаточно развитой сети лесохозяйственных дорог противопожарного назначения с учетом проходимости этой техники.

В настоящее время в зоне наземной охраны лесов протяженность таких дорог составляет свыше 90 тыс. км, и строительство их продолжается. Эти дороги могут служить не только транспортными путями, но и опорными рубежами при борьбе с крупными лесными пожарами. Планами противопожарного устройства предусматривается строительство вдоль этих дорог пожарных водоемов с запасом воды не менее 100 м 3 .

Для тушения пожаров водой отечественная промышленность выпускает несколько типов легких лесных мотопомп. Небольшой расход воды при работе этих мотопомп позволяет более экономно расходовать воду из ограниченных по объему искусственных пожарных водоемов, небольших лесных водоисточников или доставленную к месту пожара в цистернах пожарных машин. В то же время линейный характер горения кромки лесного пожара не требует большого расхода воды на единицу ее длины и позволяет использовать напорные рукава малого диаметра, существенно облегчающие труд пожарных.

Мотопомпы имеющихся конструкций развивают сравнительно низкое давление. Такое давление не позволяет прямо подавать воду к возвышенным местам пожара (водоразделы). В этих случаях воду подают в промежуточные емкости, расставленные вверх по склону горы. При такой технологии теряется драгоценное время, которое решает исход мероприятия. Поэтому необходимо создать легкие мотопомпы высокого давления с соответствующей комплектацией их рукавами большой прочности. Мощной струей можно не только эффективно тушить кромку пожара, но и прокладывать узкие минерализованные полосы, локализуя пожары по периметру.

Тушение лесных пожаров огнегасящими веществами является сложным физико-химическим процессом, который до конца еще не изучен. Прекращение горения при лесных пожарах может быть достигнуто охлаждением зоны горения до температуры, при которой горение не может продолжаться, изоляцией горючего от кислорода воздуха слоем газов, не поддерживающих процесс горения, или образованием на нем твердой или жидкой пленки, ингибированием (прерыванием) реакции горения в пламенной фазе и т. д.

Обычно при тушении огнегасящими химикатами действует не один фактор, а сразу несколько, и оценить эффект каждого в отдельности трудно. Поэтому в лесопожарной практике принято оценивать огнегасящие свойства того или иного вещества в сравнении с водой, огнегасящая эффективность которой условно принята за эталон. В последние годы синтезирован целый ряд огнегасящих смесей и эмульсий, а также разработаны технические средства для подачи их на кромку пожара.

Наиболее эффективным огнетушащим составом является фреоновая эмульсия. Ее расход при тушении единицы длины кромки меньше по сравнению с водой в 5 раз.

При тушении торфяных и подстилочно-гумусовых пожаров широко применяют растворы поверхностно-активных веществ (смачивателей). Комплект специальной аппаратуры позволяет вести эффективную борьбу с огнем в слоях торфа на глубине до 2 м.

Наиболее трудной задачей, сдерживающей внедрение огнегасящих химикатов в практику наземной и авиационной охраны лесов, является механизация процесса подачи этих химикатов на кромку пожара из ранцевой аппаратуры. При поисках путей тушения были изготовлены образцы моторизованных огнетушителей на базе легких двигателей внутреннего сгорания, огнетушителей-опрыскивателей с предварительной зарядкой сжатым воздухом от компрессора или ручного насоса, создающих в баллоне избыточное давление и т. д.

Но наиболее прогрессивным решением оказалось применение для этой цели специальных баллончиков с фреоном, создающим рабочее давление в огнетушителях-опрыскивателях. Автономность способа, т. е. независимость его от компрессоров и насосов, удобство и безопасность в обращении способствуют широкому его внедрению там, где применение ранцевой аппаратуры тактически оправдано.

Применение грунта для активного тушения кромки пожара бесспорно перспективно, так как в наиболее горимых сосновых типах леса, произрастающих на сухих возвышенных местах, песчаный грунт имеется в неограниченном количестве и в непосредственной близости от огня. Было много попыток механизировать процесс подачи грунта в зону горения, но лишь в последние годы удалось найти наиболее удачную конструкцию грунтомета, выполняющего операции резания и метания.

Конструктивно грунтометы изготавливаются в двух вариантах - ручном и тракторном. Последний вариант в агрегате с трактором Т-150 может метать грунт на расстояние до 40 м и не только активно тушить пожары, но и создавать перед движущимся фронтом огня широкие заградительные полосы.

Если в зоне наземной охраны лесов, объединяющей районы интенсивного ведения лесного хозяйства, доставка сил и средств пожаротушения осуществляется только наземными техническими средствами, то в многолесных районах Севера, Сибири и Дальнего Востока транспортные и патрульные функции выполняет только авиация.

Общая площадь зоны авиационной охраны лесов достигла в 1976 г. 750 млн. га. Кроме того, авиацией охраняется 30 млн. га оленьих пастбищ (ягельников) в Якутской АССР, Хабаровском крае, Магаданской и Камчатской областях.

Авиалесоохрана, обнаружив пожар, обязана тушить его в своей зоне, оказывать помощь наземной охране лесов и осуществлять контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах.

В настоящее время авиалесоохрана арендует несколько типов летательных аппаратов: самолеты Ан-2, Ил-14, Ан-24 и др. и вертолеты: Ми-1, Ми-2, Ка-26, Ми-4, Ми-8 и Ми-6. Основной ударной силой авиалесоохраны являются парашютисты-пожарные и рабочие авиадесантных команд.

Известно, что начинающиеся пожары могут быть потушены самыми простыми средствами и способами (засыпкой землей, захлестыванием ветвями и т. и.). Потушить крупные пожары площадью в сотни и тысячи гектаров можно тяжелой техникой, способом отжига и способом искусственного вызывания осадков. Практикой установлено, что наиболее эффективным искусственным опорным рубежом для применения отжига является минерализованная полоса шириной 40-60 см.

В настоящее время наиболее перспективным для создания опорных полос оказалось применение шнуровой (шланговой) взрывчатки. Несмотря на трудоемкость операции по подноске и раскладке тяжелых бухт взрывчатки вдоль будущей трассы опорной полосы и сравнительно низкую производительность этого способа, он обладает большой «проходимостью» в условиях тайги, не доступной пока никаким другим техническим средствам.

В последние годы разработан способ создания опорной полосы из высокократной пены с помощью модернизированных ранцевых опрыскивателей. Производительность этого способа по сравнению с существующим взрывом в 8-10 раз выше при той же «проходимости». Однако огнезадерживающие свойства получаемой опорной полосы в этом случае несколько ниже, чем при взрывном способе, особенно в тех условиях, где покров и подстилка хорошо выражены. Тем не менее высокократная пена благодаря целому ряду имеющихся у нее преимуществ все шире применяется в практике наземной и особенно авиационной охраны лесов. Способ, основанный на ее применении, помимо высокой производительности, безопасен и не требует высокой квалификации оператора.

Применение вертолетов на лесоохранных работах началось в нашей стране еще в 50-е годы. За этот период было изготовлено и испытано водосливное оборудование к вертолетам Ми-4 и Ми-6 и др.

С помощью этого оборудования можно доставлять к местам лесных пожаров противопожарный инвентарь, воду и растворы огнегасящих химикатов, тушить небольшие очаги залповыми сливами и прокладывать перед кромкой пожара заградительные полосы.

Это оборудование совершенствуется путем унификации для использования его не на одном, а на нескольких типах вертолетов. Эта задача может быть решена конструированием складных резервуаров (например, брезентовых или из стекловолокна) переменной емкости с устройством для дозированной подачи расчетного количества концентрата поверхностно-активных или других химических веществ, повышающих огнегасящие свойства воды.

Способ тушения лесных пожаров с воздуха не решает проблемы борьбы с пожарами, особенно с крупными, однако существенно облегчает труд наземных команд, оставляя за ними функции дотушивания и окарауливания. При большом многообразии лесорастительных и гидрологических условий нашей страны этот способ может найти самое широкое применение.

С 1971 г. в практике авиационной охраны лесов все шире применяется принципиально новый метод тушения лесных пожаров - искусственно вызываемыми осадками из облаков. Основной упор при разработке этого метода был сделан на тушение крупных пожаров, которые другими средствами или способами не могли быть потушены.

В подавляющем большинстве случаев искусственно вызванные осадки позволяют частично или полностью локализовать пожар и высвободить значительную часть людских и материальных ресурсов, оставив необходимое количество на его дотушивание.

До сих пор совершенствование метода шло главным образом по пути создания новых видов применения существующих средств доставки реагентов в облака. В качестве технического средства доставки реагента в облака перспективно использование патрульного самолета Ан-2, являющегося базовым самолетом авиалесоохраны.

Для оперативного планирования работ по борьбе с лесными пожарами в масштабе краев, областей и республик территориальные базы авиационной охраны лесов должны располагать необходимой информацией о метеорологической и лесопожарной ситуации на всей охраняемой территории. Такую информацию стали получать с появлением искусственных спутников Земли, осуществляющих систематический обзор земной поверхности и передачу этой информации в любой пункт приема в момент прохода спутника в зоне радиовидимости.

Анализируя изображения черно-белых обзорных мелкомасштабных снимков, можно судить о динамике развития и распространения крупных лесных пожаров и более обоснованно принимать решения для их ликвидации.

Обнаружение на космическом снимке ресурсной облачности в районе пожара позволяет более эффективно использовать метод тушения искусственно вызываемыми осадками из облаков и свести до минимума холостые вылеты самолетов-зондировщиков.

Особенно ценной является информация из космоса об очагах внутримассовых и фронтальных гроз, которые в определенные периоды пожароопасного сезона являются основной причиной вспышки массовых лесных пожаров. Дополненная сообщениями наземных метеостанций, эта информация позволит планировать целевые патрульные полеты самолетов с инфракрасными приборами и обнаруживать скрытые очаги загораний от гроз в начальной стадии их развития.

Пожары от молний при сухих грозах могут быть обнаружены в тот же день, а при грозах, сопровождающихся осадками, имеют скрытый инкубационный период развития и обнаруживаются на 2-, 3-й и даже 4-й день.

Определение на космических снимках границ грозовых очагов и тщательное патрулирование этого района с применением специальной техники позволит принимать необходимые меры для предупреждения вспышки массовых лесных пожаров.

В охране лесов началом пожароопасного периода считается Дата устойчивого схода снежного покрова, соответствующая календарному сроку полного освобождения открытых участков от снега. Очевидно, что такие данные, получаемые от местных метеостанций, не отражают истинной картины снеготаяния на всей лесопокрытой территории.

В то же время на космических телевизионных снимках с достаточной для практики достоверностью можно устанавливать границу схода снежного покрова и более обоснованно планировать начало авиалесоохранных работ.

Приведенным перечнем не исчерпывается круг задач, которые решаются с помощью информации, получаемой из космоса. Одной из важнейших на ближайший период следует считать разработку более совершенного метода прогноза пожарной опасности на всей охраняемой территории, используя для этой цели изображение облачного покрова на телевизионных и инфракрасных снимках и данные о радиационной температуре подстилающей поверхности Земли, дополненные наземными измерениями основных метеорологических элементов, обусловливающих пожарную опасность в лесу.

Точный прогноз высокой пожарной опасности позволяет заблаговременно сосредоточить в угрожаемом районе необходимые силы и средства пожаротушения и тем самым предотвратить развитие крупных лесных пожаров, определяющих уровень горимости наших лесов.

Периодическое фотографирование зоны тайги из космоса на цветную и особенно спектрозональную фотопленку позволит с достаточной степенью достоверности определить размер площади лесного фонда, пройденной верховыми пожарами, которые наносят наибольший ущерб. С увеличением масштаба космических фотоснимков появится возможность следить за ходом возобновления на свежих и старых гарях и концентрированных вырубках, определять степень усыхания насаждений, пройденных пожарами или поврежденных энтомо — и фитовредителями, и следить за динамикой изменения лесного фонда в целом.

Я уже много раз говорил о специфике охраны лесов от пожаров и не побоюсь еще раз повторить как решать эту задачу.

С увеличивающейся антропогенной деятельностью в районах нефтегазового комплекса в Западной Сибири возросла частота лесных пожаров. Многие лесные массивы, которые могли бы быть освоены, разрушены преждевременно пожарами по вине человека, в связи с этим роль огня как стабилизирующего фактора усилилась. В настоящее время противопожарная служба лесов при ее нынешнем техническом оснащении уже не справляется со своими задачами и в связи с этим она должна быть конструктивно реорганизована.

Противопожарная служба до сих пор пытается равномерно следить за всей территорией, регистрирует пожары путем авиапатрулирования и при возможности их локализует. Следует отметить, что такая технология слежения без предварительной оценки состояния территории с точки зрения ее пожароопасности имеет недостаточную эффективность, ее можно значительно повысить, если располагать банком базовой информации для проигрывания различных сценариев развития пожарной опасности. Для этого необходимы карты горючих растительных материалов и пожарной опасности, содержащие показатели для расчета вероятных ситуаций возникновения пожаров при изменяющихся синоптических условиях. На основе метеорологических данных и состояния горючих материалов, связанного с погодой, можно постоянно ранжировать ландшафты по степени пожарной опасности, передавая информацию потребителю в виде прогнозных электронных карт. Располагая такими данными, можно целенаправленно осуществлять авиапатрулирование только в пожароопасных районах и готовиться к локализации тех пожаров, которые могут нанести экономический и экологический ущерб.

Целесообразно отказаться от патрулирования и тушения пожаров в лесах, не доступных для освоения, в лесных заповедниках и в лесах, проектируемых под рубки главного пользования в отдаленной перспективе, а также в лесах, которые в силу естественного развития природных процессов неизбежно сгорят. Локализуя в таких лесах пожары, нет смысла искусственно создавать пожароопасную среду путем накопления горючего материала в виде лесной подстилки, что способствует образованию условий для возникновения катастрофических пожаров на больших пространствах, и все потуги по борьбе с ними будут сведены к нулю. При этом следует также учесть, что скопление спелых и перестойных монодоминантных лесов в структуре лесного покрова приведет к снижению разнообразия форм жизни, оскудению лесной растительности и искусственному нарушению сбалансированной возрастной структуры лесного покрова.

Принятие этого подхода в качестве руководства к действию позволит направить освободившиеся людские и технические ресурсы на более эффективную борьбу с пожарами в районах интенсивной антропогенной деятельности и в лесах, подлежащих освоению.

В отдельных районах Западной Сибири на больших пространствах скопилось в настоящее время колоссальное количество спелых и перестойных хвойных и лиственно-хвойных насаждений. Накопленная органическая масса в лесной подстилке этих лесов периодически просыхает в засушливые годы и становится активным проводником огня. В связи с этим в результате возникших пожаров спелые и перестойные насаждения сгорают ежегодно на сотнях тысяч гектаров. Причем огонь, не встречая на своем пути никаких препятствий, распространяется с большой быстротой. В данных случаях, как показывает практика, современные средства тушения пожаров не эффективны. Единственным реальным методом борьбы с лесными пожарами остается создание системы противопожарных разрывов, размещенных на территории таким образом, чтобы свести ущерб от пожара к минимальному. При этом роль противопожарных разрывов могут выполнять лесосеки шириной 100-150 м, в пределах которых должны проводиться сплошные рубки с полной минерализацией территории и оставлением ее под естественное возобновление. Такие лесосеки будут выполнять роль противопожарных разрывов до тех пор, пока в возникших насаждениях не накопится лесная подстилка, способная быть проводником горения. До возникновения этих условий следует создать новый противопожарный разрыв подобного типа и т. д. до полного освоения спелых и перестойных лесов. В районах скопления хвойных лесов, в частности на территории нефтегазового комплекса, имеются все технические возможности такого противопожарного обустройства лесов.

Статья 52. Охрана лесов от пожаров

1. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

2. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности").

3. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом "О пожарной безопасности".

Статья 53. Пожарная безопасность в лесах

1. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

1) предупреждение лесных пожаров;

2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

2. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

3. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.



Статья 53.1. Предупреждение лесных пожаров

1. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

2. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:

1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;

2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;

4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;

5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;

6) проведение работ по гидромелиорации;

7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;

8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;

9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

3. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

4. Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и настоящим Кодексом.

5. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя:

1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;

3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

6. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 53.2. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров

1. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:

1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;

2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;

3) организацию патрулирования лесов;

4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.

2. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.

3. По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.

4. Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 53.3. Планы тушения лесных пожаров

1. Органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие:

1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;

4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;

5) иные мероприятия.

2. В случае, если план тушения лесных пожаров предусматривает привлечение в установленном порядке сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, он подлежит согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

3. Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на основании планов тушения лесных пожаров разрабатывает межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.

Статья 53.4. Тушение лесных пожаров

1. Тушение лесного пожара включает в себя:

1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;

2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;

3) локализацию лесного пожара;

4) ликвидацию лесного пожара;

5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;

6) предотвращение возобновления лесного пожара.

2. Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

3. Правила тушения лесных пожаров устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Леса Земли жестоко страдают от пожаров. Лесные пожары уничтожают ежегодно 2 млн. тонн органического вещества. Они наносят большой вред лесному хозяйству: уменьшается прирост деревьев, ухудшается состав лесов, усиливаются буреломы, ухудшаются почвенные условия и ветроломы, ухудшаются почвенные условия. Лесные пожары способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов.

Мировая статистика утверждает, что 97% лесных пожаров происходит по вине человека и лишь 3% - за счёт молний, главным образом шаровых. Пламя лесных пожаров уничтожает на своём пути и флору, и фауну.

В России уделяется огромное внимание защите лесов от пожаров. В результате принятых за последние годы мер по усилению профилактических противопожарных мероприятий и осуществлению комплекса работ по своевременному обнаружению и тушению

лесных пожаров силами авиационных и наземных лесопожарных подразделений площади лесов, пройденные огнём, особенно в европейской части России, значительно сократились.

Однако количество лесных пожаров всё ещё велико. Пожары возникают из-за неосторожного обращения с огнём, из-за глубокого нарушения правил пожарной безопасности при проведении сельскохозяйственных работ. Повышенную опасность пожаров создаёт захламлённость лесных территорий.

В настоящие время значительно расширены права лесной государственной охраны по борьбе с нарушителями противопожарного режима в лесах, привлечению к ответственности должностных лиц и граждан, нарушающих требования пожарной безопасности. В обжитых районах с интенсивным лесным хозяйством, охрану лесов от пожаров обеспечивают лесохозяйственные предприятия и имеющиеся в их составе специализированные подразделения - пожарно-химические станции. Всего таких станций в стране около 2700.

Для повышения пожароустойчивости лесов в крупных масштабах проводят работы по противопожарному устройству лесного фонда, создают системы противопожарных разрывов и барьеров, сеть дорог и водоёмов, леса очищают от захламлённости. Возникающие в лесу загорания обнаруживают в основном при помощи пожарно-наблюдательных стационарных пунктов, а так же работников лесной охраны при наземном патрулировании.

На вооружении лесопожарных подразделений - автоцистерны, вездеходы, грунтомеры и пеногенераторы. Широко используются шнуровые заряды взрывчатых веществ, а так же искусственно вызываемые осадки. Внедряется телевизионная аппаратура, облегчающая труд наблюдателей. Предусматривается использование инфракрасных авиадетекторов для обнаружения с воздуха очагов горения в условиях сильной задымлённости. Используется информация, получаемая с искусственных спутников Земли. Повышению оперативности в обнаружении и тушении лесных пожаров будет способствовать внедрение рассчитываемых с помощью компьютеров оптимальных режимов работы подразделений авиалесоохраны. В малонаселённых районах Севера, Сибири и Дальнего Востока для охраны лесов используется вертолёты и самолёты с командами парашютистов и десантников-пожарных.

Барьером на пути лесного пожара может быть раствор, своевременно внесённый в почву на границе горящего участка. Например, раствор бишофита, дешёвого и безвредного.

Важным разделом противопожарной профилактики является хорошо организованная противопожарная пропаганда с помощью радио, печати, телевидения и других средств массовой информации.

Работники лесного хозяйства знакомят население, рабочих лесных промыслов и экспедиций, отдыхающих туристов с основными требованиями правил пожарной безопасности в лесу, а так же с мерами, которые должны применяться в соответствии с действующим законодательством к лицам, нарушающим эти правила.

Еще при СССР существовали лозунги «Лес - это наше богатство» или «Берегите лес». И действительно, это ресурс древесины, которая может быть использована для самых различных целей. Это и топливо, и строительный материал, и производство бумаги, и другие сферы деятельности человека. И если относиться к этому ресурсу бережно и по-хозяйски, то можно получить немалые экономические выгоды и улучшить экологию всей страны.

Что представляет собой лес?

Лес с географической и биологической точки зрения - это участок суши больших размеров, заросший деревьями, кустарниками между ними и прочей растительностью. Леса России занимают по площади порядка 850 млн. гектаров от общей территории (1712518700 га - площадь государства).

Лес является экосистемой, которая представляет собой тесно связанные между собой живые и неживые организмы. К первым относятся все растения, микроорганизмы и животный мир. Ко вторым - воздух, вода и почва. И от неживой составляющей (абиотической) зависит состав леса, его флора и фауна.

Роль леса в природе

Если раньше к лесным насаждениям относились просто потребительски, то сегодня ситуация несколько другая. Многие деятели из различных хозяйственных и политических сфер стали понимать, что лес - наше богатство, и стали призывать к более рациональному его использованию. Влияние на окружающую среду заключается в следующем:

  • Участие в круговороте воды в природе и поддержка водного баланса.
  • Формирование почвенных покровов.
  • Наличие леса способствует формированию погоды и климата.
  • Леса позволяют снизить количество углерода в атмосфере, тем самым снижают

Роль леса в экономике государства

Еще во времена Киевской Руси имел большое значение лес. Наше богатство заключалось во многих направлениях его использования. Например, это:

  • источник животной и растительной пищи;
  • строительный материал;
  • источник топлива (дрова, биотопливо);
  • сырье для такой промышленности, как целлюлозно-бумажная, химическая, деревообрабатывающая;
  • источник пищи для животных.

Зеленые насаждения деревьев - как стихийные, так и контролируемые - имеют большое влияние на здоровье людей. Лес способен преобразовать часть загрязнений, особенно атмосферных. Этими свойствами в наибольшей степени обладают хвойные, березовые и липовые леса. Они очень хорошо поглощают пыль и промышленные загрязнения, именно поэтому в городах осуществляется посадка леса в виде парков или рощ. Фитонциды, выделяемые некоторыми породами деревьев, способствуют оздоровлению. Поэтому следует всегда помнить что лес - наше богатство, и бережно и рационально его использовать.

Вред нерациональной вырубки деревьев

Хотя лес является самовоспроизводящейся и самовосстанавливающейся экосистемой, он нуждается в защите от различных губительных факторов. Это связано с длительным нерациональным использованием древесины и увеличившимся Значение леса переоценить трудно. А вот то, что его роль была не определена длительное время, нанесло некоторым регионам Российской Федерации непоправимый вред.

К наибольшей катастрофе привела вырубка лесного массива на побережье Аральского моря. Из-за уничтожения деревьев нарушился баланс на прилежащих территориях и на самом озере. В итоге увеличились испарения да еще неконтролируемый забор воды для орошения сельскохозяйственных угодий. настолько обмелело, что разделилось на два озера.

К аналогичной ситуации привело уничтожение деревьев вдоль побережья Волги. Река обмелела настолько, что суда с глубокой осадкой не могут пройти по фарватеру. Необходима массовая посадка леса, чтобы через несколько десятков лет уровень снизился. Возможно, тогда уровень воды сможет немного подняться.

Леса России и их охрана

Поскольку деревья играют большую роль в природе и влияют на экологическую ситуацию, они требуют бережного отношения и защиты. В России для их охраны изданы федеральные законы, которые регламентируют порядок использования лесных массивов, а также меры по их охране и восстановлению.

Согласно «Закону об охране окружающей среды», Конституции РФ, Лесному Кодексу, Гражданскому Кодексу, Декларации ООН и другим нормативным актам, охрана и защита леса осуществляются при помощи мониторинга, создания и ведения лесного кадастра, развития лесных хозяйств. Все эти меры, их правильная организация позволяют более рационально использовать природные ресурсы. Наибольшее значение среди них набирают лесные хозяйства - с их помощью решается множество вопросов, связанных с защитой деревьев и других зеленых насаждений.

Леса и лесные хозяйства

Леса России требуют охраны и бережного отношения к себе. Основным органом, который этим занимается, является лесное хозяйство. На него возложены следующие функции:

  • охрана лесных насаждений от несанкционированной вырубки;
  • защита и профилактика от вредителей;
  • своевременное удаление сушняка для уменьшения риска возгорания;
  • обеспечение пожарной безопасности;
  • защита фауны от истребления;
  • высадка новых саженцев для восстановления лесного массива.

Такие меры позволяют сохранить количественно и качественно леса России. Лесные хозяйства могут контролировать количество деревьев каждого сорта путем вырубки и высадки саженцев, тем самым сохраняя лес в первозданном виде. Если бы такой контроль не проводился, одни деревья сменяли бы другие неконтролируемо, в связи с чем изменился бы и остальной животный и растительный мир. Только всеми комплексными мерами можно сохранить лес. Наше богатство должно приумножаться, а не уменьшаться с каждым годом.

Леса и их защита от пожаров

Несмотря на то что многие понимают, что лес - наше богатство, и его нужно охранять, до сих пор наибольшей проблемой является огонь. Особенно часто возникают лесные пожары в летний период, для которого характерны низкая влажность воздуха, высокая температура и отсутствие осадков в течение длительного периода времени. Особенно быстро распространяется огонь при сильном ветре. Несмотря на принятые законы, материальная база для реализации полноценных мер по профилактике и пожаротушению очень слабая.

О такой недостаточности свидетельствуют пожары, от которых пострадали леса России и даже населенные пункты. В 2014 году возгорания настолько участились, что в июне было издано специальное постановление о внесении дополнений в правила осуществления контроля над достоверностью информации о пожарной безопасности. Это произошло после пожаров в Забайкалье (апрель 2014), Амурской (апрель 2014) и Иркутской области. Во многих регионах введены режимы ЧС и запрещен выход в лес жителям окрестных населенных пунктов.

Возможно, в будущем оборудование и технологии позволят предотвращать но на сегодняшний день площадь массивов, охваченных огнем, возрастает. Когда все население будет более бережно относиться к деревьям, будет создана полноценная материально-техническая база, тогда и защита будет более эффективной.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ