Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Мифы и предания Древнего Рима Лазарчук Дина Андреевна

Янус

Происхождение бога Януса, который не почитался нигде, кроме Рима, вероятно, очень древнее. В ранних текстах Януса называли «богом богов» и «добрым создателем», что, возможно, является отголоском мифа о Янусе как творце всего мира. Во времена более поздние Януса видели уже не демиургом, а божеством дверей, входа и выхода, но он оставался одним из наиболее чтимых римских богов.

Имя его, по всей видимости, происходит от слова ianua - «дверь», хотя Цицерон связывал его с глаголом inire - «наступать», Овидий же возводил имя «Янус» к «Хаосу», из которого тот якобы и появился в момент сотворения мира. В древности, говорят, Янус жил на месте Рима на холме Яникуле.

Так как Янус был богом дверей, храм его, построенный по преданию Нумой Помпилием в северной части римского форума, представлял собой двойную, с крышей и стенами, арку. Это были символические ворота римского государства, в центре которых, внутри, возвышалось изображение Януса.

Храм Януса служил показателем войны и мира в Риме: когда начиналась война, царь или консул отпирал храм и через эти ворота, перед ликами бога, проходили отправлявшиеся в поход римские воины. На время войны ворота оставались открытыми и запирались только тогда, когда во всем государстве наступал мир. Отсюда, по всей видимости, некая связь Януса с Квирином, сабинским богом войны. По крайней мере, храм-ворота Нума Помпилий посвятил, по преданию, божеству Янусу Квирину, так же именуют его в торжественной формуле объявления войны жрецы-фециалы.

Будучи богом входа, Янус считался в Риме покровителем любого начала. Римляне говорили: «В руках Януса - начало, в руках Юпитера - все». При обращении к богам первым провозглашалось имя Януса. В честь него назывался первый месяц двенадцатимесячного года, январь - januaris, ему посвящался сам праздник нового года - январские календы, когда в жертву Янусу приносили белого быка. Любые календы, то есть первый день месяца, также были посвящены Янусу, как и утренние часы каждого дня. Постепенно Януса стали почитать как божество, управляющее движением года и времени вообще. На некоторых его изображениях на пальцах рук Януса начертано разбитое надвое римское число CCCLXV (на правой CCC, на левой - LXV), то есть 365 - по количеству дней в году.

Вдобавок Януса полагали божественным привратником, именуя его Замыкающим и Отворяющим, так как утром он открывал небесные врата и выпускал на небосвод солнце, а на ночь запирал его обратно. Поэтому Януса изображают с ключом в одной руке и посохом в другой.

Но самый известный внешний атрибут Януса - его двуликость, причем лица Януса смотрят в противоположные стороны. Черту эту объясняли тем, что двери тоже ведут как наружу, так и внутрь, а еще тем, что Янус смотрит одновременно в прошлое и в будущее.

Несмотря на то что Янус был одним из наиболее уважаемых государством богов, в народе культ Януса не получил широкого распространения. Однако простые люди считали Януса также покровителем дорог и путников, а римские мореходы подносили ему дары, так как верили, что именно он научил людей строить первые корабли.

Некоторые говорят, что Янус был женат на нимфе Ютурне, сестре рутульского царя Турна, имевшей свой источник близ реки Нумиция. Ютурна родила ему сына Фонта, бога родников.

Танец под музыку времени. Художник Н. Пуссен

Рассказывают также историю о Янусе и нимфе Карне, в которую он был влюблен. Карна избегала общества мужчин, предпочитая охотиться с дротиками на зверей и птиц. Много юношей искали ее любви, и самым настырным она говорила, что при свете солнца ей стыдно ответить их просьбам, но предлагала пройти в темную пещеру, где обещала ласки. Сама же, вместе того чтобы идти за ними, пряталась в густом кустарнике.

Так же отвечала Карна и влюбленному Янусу, но забыла, что у Януса два лица и он спиной видит, куда она спряталась. В зарослях под самой скалой Янус настиг нимфу и, уже обнимая, пообещал взамен утраченной девственности сделать ее богиней дверных петель и подарил ветку белого терновника, которым отвращали от дверей дома несчастья.

Однажды Карна спасла от ночных птиц, питавшихся кровью и внутренностями младенцев, пятидневного Проку, будущего царя Альбы-Лонги. Окропив водой порог и пожертвовав птицам свиные потроха, Карна оставила на окне царского дома белую ветку Януса, и больше ночные птицы не трогали младенца. С тех пор Карну почитали как защитницу детей и хранительницу внутренних органов человека.

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Янус Происхождение бога Януса, который не почитался нигде, кроме Рима, вероятно, очень древнее. В ранних текстах Януса называли «богом богов» и «добрым создателем», что, возможно, является отголоском мифа о Янусе как творце всего мира. Во времена более поздние Януса видели

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Наш князь и хан автора Веллер Михаил

Двуликий Янус истории Пропагандистский эффект союза власти земной и небесной люди понимали всегда. Вождь и шаман, фараон и жрецы, короли и церковь. Сделай послушной душу подданного – и его тело легче и готовнее подчинится твоим приказам.Кого власть – того и вера.А теперь

Из книги Убийство императора. Александр II и тайная Россия автора Радзинский Эдвард

Двуликий Янус У Достоевского есть описание, как фельдъегеря возили царскую почту.Ямщик сидит на облучке, песней заливается, а фельдъегерь его сзади – кулаком по затылку – хрясть, и побыстрее побежала тройка. А фельдъегерь, будто разум у него выбивая, кулаком – бац! бац! И

Из книги Исторические шахматы Украины автора Каревин Александр Семёнович

Двуликий Янус украинофильства Владимир Антонович Нельзя сказать, что имя этого деятеля сегодня в Украине неизвестно. Его чтут, о нем говорят, пишут статьи и книги, переиздают его сочинения. Но в число главнейших кумиров современного украинства он не включен. Подлинное

С его именем связано название месяца январь. Янус (Janus) - один из древнейших римских богов-индигетов, занимавший, вместе с богиней очага Вестою, выдающееся место в римском ритуале.

Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны (к прошедшему и будущему). Одно его лицо было лицом молодого, безбородого человека, смотрящего в будущее, другое - лицо бородатого старца, обращенное в прошлое. Само же имя божества родственно латинскому слову janua, которое означает «дверь», а также «начало». Название месяца «январь» - производное от этого же слова. В переносном смысле выражение «двуликий Янус»: неискренний, двуличный, лицемерный человек (неодобр.) .

Древними учёными предлагались три этимологии имени Янус, каждая из которых опиралась на рассуждение о природе бога .

Первая этимология базируется на определении Хаоса, данном Павлом Диаконом, гласит: от слова hiantem, hiare , быть открытым, имя Янус образуется при потере гласных при начальном придыхании. В этой этимологии понятие Хаоса определяет исконную природу бога .

Другая этимология была предложена Публием Фигулом и связано с Макробием : Янус - это Аполлон, а Диана -Яна , с добавлением Д для благозвучия. Это объяснение было принято А. Б. Куком и Дж. Фрэзером. Оно согласуется со всеми последующими уподоблениями Януса небу, солнцу и луне. Оно также предполагает, что раньше это имя звучало как «Дианус», образованное от «диа» -из индоевропейского корня «дей», означающего сияние. В латыни этот корень представлен словамиdies («день»), Diovis и Iuppiter . Как бы то ни было, форма «Дианус», обозначенная Фигулом, не была подтверждена.

Интерпретация Януса как бога начал и проходов основана на третьей этимологии, указанной Цицероном, Овидием и Макробием, которые объясняют имя как латинское, произошедшее от глаголаire («проходить, идти») .

Современные исследователи сделали предположение, что имя Янус происходит от индоевропейского корня, означающего переходное движение (ср. санскрит - «yana- », авестийское «yah», лат. «i-» и греч. «ei-») . В этом случае Iānus - обозначение действия, выражающее идею движения, прохождения, образованное от корня *yā- < *y-eð2-, или от корня «ey» идти , от которое происходят слова eō, ειμι .

Другие современные исследователи признают индоевропейскую этимологию либо от имени «Дианус», либо от корня «yā» .

Один из древнейших греко-римских богов, вместе с богиней очага Вестой он занимал заметное место в римском пантеоне. Уже в древности высказывались различные религиозные представления о нём и его сущности. Так, Цицерон связывал его имя с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет хаос (Janus = Hianus), воздух или небесный свод. Нигидий Фигул отождествлял Януса с богом солнца. Первоначально Янус - божественный привратник, в гимне салиев его призывали под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (Отворяющий).

Салии в своей песне называли Януса «богом богов» и «добрым создателем». Также его толковали как «мир» - mundus, первобытный хаос, из которого потом возник упорядоченный космос, и он из бесформенного шара превратился в бога и стал хранителем порядка, мира, вращающим его ось .

Арка Януса на Бычьем форуме , обрамляющем церковь Сан-Джорджио-ин-Велабро.

До появления культа Юпитера был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил своё место Юпитеру, а сам занял место владыки всех начал и начинаний во времени. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле ещё до Сатурна и научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию.

Родители : Небо и Геката , женой Януса была Ютурна , сыном - Фонт, зятем - Вультурн . В греческой литературе его упоминает Прокл, отождествляя с Зевсом . Некоторые толкования называют его сыном Аполлона и Креусы , который основал город Яникул , жил на холме Яникул . Вендила родила ему дочь Каненту .

В качестве атрибутов Янус имел ключ , которым он отпирал и запирал небесные врата (см. апостол Пётр ). В качестве оружия привратника ему служил посох , для того чтобы отгонять непрошеных гостей. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus) .

Под покровительством Януса находились все двери - частного дома, храма богов или ворота городских стен, a так как он вёл счёт дням, месяцам и годам, то на пальцах его правой руки было начертано число CCC(300), а на левой - LXV(65), в сумме эти числа означают число дней года. По имени Януса названо начало года, первый его месяц - януарий . Вместе с тем Янус охраняет каждого человека с момента зачатия до рождения, и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек.

Первый храм Януса был воздвигнут, по преданию, царём Нумой Помпилием . Когда принималось решение объявления войны, царь или консул отпирал ключом тяжёлые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, и перед ликами Януса под арками проходили отправлявшиеся на войну вооружённые солдаты и юноши, впервые взявшие оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми, когда заключался мир, то вернувшиеся войска вновь проходили перед статуей бога и храм вновь запирался на ключ.

Янус был также патроном дорог и путников, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли.

В жертву Янусу приносились вино, плоды и медовые пироги, а в началегода - белый бык.

  • В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу » Янус превратился в загадочную фигуру Януса Полуэктовича Невструева, директора института, единого в двух лицах. Янус Полуэктович - один человек, но в одном лице он живёт, как и все остальные люди, из прошлого в будущее, а «второе лицо» возникло после того, как в будущем он поставил удачный эксперимент по достижению контрамоции и начал жить из будущего в прошлое.
  • !!!В книге Эдварда Радзинского «Александр II. Жизнь и смерть» автор называет царя Александра I двуликим Янусом из-за его склонности как к реформам, так и к жестоким самодержавным методам правления, так свойственным его отцу Павлу I.
  • В романе Элли Гриффитс «Камень Януса» действие разворачивается вокруг мистических жертвоприношений богу Янусу, сделанных помешанным на римской истории английским мальчиком.

Вначале был хаос. Но потом изменения начали систематизироваться и упорядочиваться. Месяц начал сменяться месяцем, на смену одному году приходил другой, за началом чего-либо неизбежно следовало изменение и окончание: зерно становилось колосом, потом снова зерном, человек, начав путь младенцем, становился юношей, потом мужчиной, его жизненный путь неумолимо заканчивался, но на смену ему приходили дети. Естественно, эту важную сферу жизни - переходы, перемены, границы, начало и окончание, а в узком смысле - двери, дверные проемы и проходы - человеку древности совершенно немыслимо было оставить без божественного пригляда. Таким божеством у римлян был двуликий бог Янус. Это в его честь первый месяц года назван январем - ведь он открывает год. Есть предположение, что и город Генуя назван в честь бога Януса.

Многоликий Янус

Двуликий Янус единственный из богов римского пантеона не имел четкого аналога в греческой мифологии. Он был богом всего, что было связано с началом и окончанием - дверей, границ, источников. Одно время римляне ставили его даже выше Юпитера. Считалось, что именно он научил людей летосчислению, земледелию, ремеслам. Открытая дверь - граница между двумя пространствами, поэтому богу, ответственному за границы и двери, мало одного лица. Обычно Янус изображался с двумя ликами. Одно лицо было лицом молодого юноши, а другое - умудренного жизнью мужчины. «Янус двуликий» - фразеологизм, прочно вошедший в языки народов мира. Но есть изображения Януса с тремя и даже четырьмя ликами! Действительно, ведь любой перекресток дорог - это сразу четыре пути, да и перекресток трех дорог совсем не редкость. Атрибутом, с которым обычно изображался Янус, были ключи, что вполне логично для бога дверей и границ.

Храм бога Януса

Храм в Риме представлял собой двойную арку, над которой изображался именно двуликий Янус. Тот Янус, которому был поставлен храм, имел четкую «специализацию» - он определял границу между миром и войной, жизнью и смертью. Вторая дверь этого храма, «дверь войны», открывалась, когда Рим начинал военный действия. Через двойную арку храма шествовали уходящие на битву воины. Когда заключался мир, то «дверь войны» запиралась. По свидетельству Плутарха и Светония, храм за тысячелетнюю историю Рима запирался пять раз - трижды в период до нашей эры и два раза после ее начала. Суммарно эти периоды не составят и ста лет. Это определенным образом характеризует великую Римскую империю. На рынках и холмах Рима были алтари, на которых поклонялись менее воинственной ипостаси Януса. В Велабруме, одном из римских кварталов, двуликий Янус был удостоен арки, сохранившейся до сих пор, которая символизирует, по иронии судьбы, четыре его лика. В начале года Янусу приносили в жертву белого быка. В остальное в

ремя он довольствовался фруктами, медовыми пирогами и вином.

Личная жизнь бога

Двуликий Янус, как и положено богу римского пантеона, имел довольно запутанную личную жизнь. Ему приписывают сразу три жены, правда, не параллельно, а последовательно. Первая из них - царица Лациума Камиса. Детей у них было много, один из них - Тиберинус, бог реки Тибр. Следующей упоминают Ютурну, нимфу источника. От нее двуликий Янус имел сына Фонта, бога источников, что вполне логично, учитывая сферу деятельности родителей. Третьей его женой называют Венилию, древнюю богиню моря, дарившую счастливое возвращение из морского путешествия. Правда, по некоторым данным, Венилия была супругой Нептуна. От Венилии у Януса была дочь Канента, нимфа с трагической судьбой, олицетворявшая песню.

Янус (Janus) - один из древнейших римских богов-индигетов, занимавший, вместе с богиней очага Вестою, выдающееся место в римском ритуале. О сущности религиозного представления, которое воплощалось в Я., уже в древности высказывались различные мнения. Так, Цицерон ставил имя бога в связь с глаголом inire и видел в Я. божество входа и выхода; другие полагали, что Я. олицетворяет собою хаос (Ja nus = Hianus), или воздух, или небесный свод; Нигидий Фигул отожествлял Я. с богом солнца. Последнее мнение нашло защитников и в новейшей литературе; другие считают Я. символом неба. Все вышеприведенные объяснения в новейших исследованиях по римской религии и мифологии уступили место новому и простому толкованию, по которому имя Я. отожествляется с латинским словом ianus (дверь, дверной проход) и Я. характеризуется как бог двери, свода, арки, прохода. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Я. стали изображать двуликим (geminus) - образ, естественно вытекающий из представления двери, как двустороннего предмета. Итак, Я. первоначально был божественным привратником, которого призывали в гимне Салиев под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий); атрибутами его служили ключ и необходимое оружие привратника, отгоняющего непрошеных гостей - палка. Как в противоположность очагам частных домов существовал на римском форуме государственный очаг - Vesta populi Romani Quiritium, так же точно у римлян была входная дверь, ведшая в атриум государства - на римский форум, так называемый Janus Quirinus. Это было древнейшее местопребывание (может быть святилище) Я., в северной части форума, состоявшее из двух сводов, которые были соединены стенными перегородками, так что образовали крытый проход. В центре арки возвышалось изображение двуликого Я. Арка двуликого Я. была сооружена, по преданию, Нумою Помпилием и должна была служить, согласно завещанию царя, показательницей мира и войны (index pacis bellique): в мирное время арка запиралась, в военное время двери ее оставались открытыми. Сомнительно, чтобы этот обряд был древний; но в последние годы республики он соблюдался, и Август хвалился тем, что при нем арка была закрыта трижды (в первый раз после битвы при Акции, в 30 г. до Р. Х.; во второй раз - по окончании войны с кантабрами в 25 г. до Р. Х.; в третий раз - по окончании войны с германцами, в 1-м году до Р. Х.). Так как с понятием пространства смежно понятие времени (ср. initium - вход и начало), то Я., будучи богом входа, вместе с тем считался покровителем всякого начала, первой ступени или момента в каждом акте и явлении (слова Варрона: в руках Я. - начало, в руках Юпитера - все). Его призывали в начале какого бы то ни было молитвословия; первый праздник римского религиозного года был установлен в честь Я.; в периоде дня Янусу был посвящен утренний час (отсюда эпитет бога - Matutinus), в периоде месяца - календы (первое число), в периоде 12-месячного года - первый месяц, названный по имени Я. январем (Januarius). Близкое отношение бога к понятиям времясчисления привело к представлению об Я. как о божестве, управляющем движением года и вообще времени: некоторые статуи его выражали эту идею в расположении ручных пальцев, причем пальцы правой руки изображали число ССС (т. е. 300), а пальцы левой руки - число LXV (==65), т. е. пальцы обеих рук, в таком их положении, показывали число 365 дней года. Вместе с тем Я. охраняет каждого человека в первые моменты его утробной жизни, с акта зачатия (Janus Consevius), и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек с момента зачатия до рождения. Вообще, как бог всякого начала, он древнейший и первый из римских богов, но первый не в космогоническом смысле, а как божество начала в отвлеченном значении этого слова. Специальным жрецом Я. был Rex sacrorum, занимавший в иерархии римского жречества первое место. По свидетельству Варрона, Я. было посвящено двенадцать алтарей, по числу месяцев года. В разных частях города возвышалось несколько янусов (ворот); ими заканчивалась большая часть улиц, выходивших на римский форум. В древнейшее время собственных святилищ Я. не было, если не считать арки Двуликого Я. на римском форуме. Первый храм, о котором имеются сведения, был построен во исполнение обета, данного Гаем Дуилием в битве при Милах (260 г. до Р. Х.).Император Август предпринял восстановление храма, при чем древняя статуя бога была заменена привезенным из Египта изображением двуликого Гермеса, работы Скопаса. При Домициане было сооружено святилище так назыв. Четырехликого Я., изображение которого было привезено в Рим из Фалерии еще в 240 г., по взятии этого города римлянами. Древнейшее изображение Я. сохранилось на ассах первой римской чеканки: это - бородатая двуликая голова, рисунок которой был создан, по мнению Виссовы, специально для первых медных монет, представлявших притом же единицу ценности. Фантазия поэтов и ученых создала немало этиологических сказаний, связанных с именем Я.; сложились, напр., сказания о том, что Я. был доисторическим царем Лация и Яникула (см.). Ему, как и Сатурну, приписывались различные изобретения (кораблестроение, чеканка монет) и вообще доброе влияние на развитие культуры (напр., плодоводства, земледелия). В близком отношении к Я. стояли божества Mater Matuta и Portunus, из которых первая была богиней утреннего света (ср. Janus Matutinus) и, подобно Юноне Люцине, призывалась женщинами при родах, а второй был двойником Я., как это явствует из сопоставления имен; portus в первоначальном смысле означает то же, что porta или janua (ianus). Co временем слово portus (ворота) стало употребляться в смысле гавани (т. е. ворота реки или моря), и Портун сделался богом гаваней. Имя Я. носил холм Яникул (см.). О существовании культа Я. вне Рима не имеется никаких сведений. См. Roscher, «Ausf ührliches Lexixon der Griechischen und Römischen Mythologie» (П, стр. 15 и cл.); Speyer, «Le dieu romain Janus » (в «.Revue de l’histoire de religion », XXVI, 1892, стр. 1-47); Wissowa, «Religion und Kultus der Römer» (Мюнхен, 1902 = Jw. Müller, «Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft», т. V, отд. IV); Aust, «Die Religion der Römer» (Мюнстер в Вестфалии, 1899); Steuding, «Griechische und Römische Mythologie» (Лпц., 1897).

Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2014 г.

Янус , по мнению А.И. Немировского, являлся главным божеством римского пантеона. Подобно индийскому Праджапати, Янус незримо присутствовал в каждом из римских богов, придавая им особую, сверхъестественную, силу.
Считают , что Янус мог быть одним из древнейших римских богов, культ которого ввёл, возможно, ещё легендарный основатель Рима Ромул, назвав его Янус bifrons ("двулобый"), или geminus ("двойной). Однако храм Януса, как предполагают , был заложен в Риме лишь вторым царем после Ромула - сабином Нумой Помпилием, который установил, что, если хоть в одном из уголков государства идёт война, двери храма будут открыты, а во время абсолютного мира - закрыты.
По Вергилию , до Рима были ворота Януса уже в Лавренте, где правил Латин, в то время, когда в Италию прибыли троянцы во главе с Энеем. А.И. Немировский отрицает эту версию Вергилия и настаивает на том, что по единодушному мнению античных авторов, ворота Януса впервые появились в Риме при царе Нуме Помпилии, через триста лет после предполагаемого прибытия троянцев в Италию.
Расхождение взглядов на историческую давность почитания Януса основано на том, что Вергилий писал про Лаврент, а А.И. Немировский - о Риме. Нума Полмпилий был сабином по происхождению, и в его правление был введён культ Януса двуликого существа, с мужским и женским лицом.

На рисунках и в скульптуре Януса изображали с двумя лицами : одно смотрело вперед (в будущее), другое назад (в прошлое). В переносном смысле «двуликий Янус» стал означать двуличного, лицемерного человека, а в эзотерическом плане - единство мужского и женского начал и его образ мог отражать тот период времени, когда произошло разделение полов у гермафродита на мужчину и женщину. С тех далеких пор и по сей день все люди имеют в своей крови мужские и женские гормоны, только у одних превалируют мужские, а у других - женские ; соединяясь вместе мужчина и женщина производят потомство. Однако до сих пор ещё встречаются случаи рождения гермафродитов (истинных и ложных) или мужчин с женскими лицами и женским поведением, так же как и женщин с избыточным для них оволосением и мужскими повадками. Современные политики этим изменениям личности пытаются придать статус нормы, хотя по всем параметрам и профессиональным взглядам они относятся к патологии с той или иной степенью проявления.
Э.Р. Мулдашев считал , что в конце существования первых людей на Земле, т. е. «в конце периода жизни второй расы появились промежуточные гермафродиты, т.е. мужчина и женщина в одном теле». Третьей расой людей были лемурийцы, их ещё называли двуликими: они стали иметь кроме "третьего глаза", расположенного на затылке и выполняющего роль духовного зрения, еще и два физических глаза, спереди, которые использовались для зрения в физическом мире и помогали "третьему глазу". В эзотерической философии действительно считается , что на третьем этапе эволюции человека произошло разделение людей на две категории, с образованием двух полов - мужского и женского.
Однако, сокровенное Учение учит : "Гермафродит, в сущности, никогда не существовал [как цельная популяция людей], были отдельные неудачные попытки, скоро прекращенные. Но Учение о половинчатых душах имеет основание и и как бы заканчивает символ Андрогина. Все символы Андрогина имеют целью указать на необходимость двух Начал в Космосе во всех его проявлениях для жизни и равновесия. Но все легенды о сродстве душ основаны на великой истине, ибо единство, слияние двух Начал, заложены в первом законе... Огонь двуероден в своем естестве, отсюда все чаши мистерий древности с двуеродным пламенем над ними... Все боги древности имеют своих супругов, олицетворяющих космическую энергию, и писания и священные изображения всех народов указывают на этот основной космический закон. При дифференциации происходит разобщение Начал, и разобщенные Начала увлекаются в отдельные сферы. Магнит, заложенный в Началах, должен на протяжении эонов превращений или трансмутаций очищения собрать и объединить разобщенные Начала. Это и есть великое завершение или Венец Космоса".
Истоки существования гермафродитов на Земле нашло своё отражение в древних мифах, посвященных Великой Богине-матери . Так, Великая ливийская богиня-мать Нейт была девственницей, олицетворяющей женское начало, и у нее был не имеющий отца сын, который олицетворял мужское начало. Она была матерью богов, от которых произошло человечество. Богиня-мать существовала и в Древнем Египте, и в Малой Азии, и в кельтской мифологии в лице богинь Дану и Домну - матери богов добра и зла, соответственно, а от Дану, к тому же, произошло и все человечество . Таким образом, корни древней мифологии о гермафродитизме следует искать, скорее всего, в наиболее архаичном пласте матриархата, предшествовавшего патриархату.
Поклонение богиням-матерям сопровождалось ритуалами, которые не имели никаких моральных принципов (их нельзя назвать аморальными, поскольку они скорее были "безморальными") . В Малой Азии праздники, посвященные Великой Матери и ее сыну, символизирующему воспроизводящую силу природы, включали ужасные сцены. Мужчины калечили свои тела, а женщины становились "священными женами" бога. Имеются указания на то, что в жертву приносились дети.
В Израиле, среди доисторических руин, было найдено большое количество скелетов младенцев, и хотя есть сомнение в том, что эти младенцы были принесены в жертву, существует упоминание Исаии, который был свидетелем многих ужасных ритуалов семитского и досемитского происхождения . "Над кем вы глумитесь? - восклицал еврейский пророк. - Против кого расширяете рот, высовываете язык? Не дети ли вы преступления, семя лжи, разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, закалывающие детей при ручьях, между расселинами скал?" (Исаия, 57:4-5).
Сходные ритуалы были распространены в Ирландии "до пришествия святого Патрика", где боялись и задабривали кровавыми подношениями бога зерна, сына Великой Матери .
До Нумы Помпилия римляне пользовались десятимесячным лунным календарём, и год начинался с 1 марта, месяца, посвящённому богу Марсу, отцу Ромула . А при Нуме наступление Нового года стали отмечать в январе месяце. По мнению А.И. Немировского, Нума заимствовал у этрусков двенадцатимесячный солнечный календарь и первый месяц года он посвятил старинному италийскому богу Янусу, который отождествлялся с этрусским двуликим божеством. На ободке этрусской гадательной печени из Пьяченцы Янус под этрусским именем Киленс изображён первым из небесных богов, а боги, соответствующие Юпитеру и Юноне, были ему подчинены. При этом известно, что изображения двуликого и четырёхликого Януса под именем Кулсанс появилось у этрусков раньше, чем у римлян.
По мнению Ю.В. Циркина , в самые ранние италийские времена Янус мог считаться верховным богом. Следы его высшего положения в божественном мире сохранились и позднее, но свой статус он явно утратил, уступив место Юпитеру. Янус не был похож ни на одного из греческих богов и ни с кем из них не был отождествлён.
А.И. Немировский , подтверждая отсутствие у греков бога, подобного Янусу, отмечал, что двуликий (и даже четырёхликий) бог всякого начала был лишь у этрусков. И именно у этрусков Нума мог заимствовать двенадцатимесячный солнечный календарь.
Говорили, что первым к притибрским холмам прибыл на корабле бог Сатурн, давший древнейшему в этих местах городу имя Сатурний (с. 204). За Сатурном неведомо откуда появился Янус, от которого пошло название холма Яникул (на правом берегу Тибра). Считали, что Сатурн принёс в Италию изобилие золотого века, а Янус - справедливость и мир. Потому символом Януса в Риме были ворота, запиравшиеся в дни мира. Полагали, что они прочно удерживали мир. Когда ворота храма раскрывались, мир «выдувало сквозняком», и покровительство над Римом принимал Марс-Квирин-Ромул. Ромул считался любимцем Марса, а Нума Помпилий - Януса.
В более поздние времена о происхождении Януса ходили разные легенды . Одни говорили, что он был сыном Аполлона и его мать, не решаясь никому рассказать о рождении сына, отдала младенца на воспитание в святилище Аполлона. Позже она вышла замуж, и её мужу, не имеющему собственных детей, бог повелел усыновить первого встречного мальчика. Им то и оказался Янус. Когда мальчик вырос, он не захотел оставаться в отцовском царстве, а, построив корабли, отправился в Италию, где и поселился. Но аналогий Януса с другими богами вокруг Средиземноморья не обнаружено. Сами жители Италии рассказывали, что Янус родился и вырос на италийской земле. Жил он на берегу Тибра в области, которая позже будет названа Лацием. Супругой Януса была нимфа Камеза, по её имени будущий Лаций называли Камезеной. У них было двое детей - сын Этекс и дочь Олистена. Что стало с дочерью, никто не знает. У сына же Этекса было ещё одно имя - Тибрис. Он утонул в реке Альбуле, и из-за этого река стала называться Тибром. Янус был первым, кто научил италийцев почитать богов. Вот какие это были давние времена!
Другие говорили , что Янус считался отцом Фонса (бога источников) и супругом Ютурны (нимфа, жена Януса, мать Фонса, богиня исцеляющей силы воды ). В некоторых мифах Янус был мужем италийской морской богини Венилии (она же считалась супругой Нептуна и Фавна). В конце римской республики Януса почитали как создателя человечества и богом богов.
Некоторые могут подумать, что двуликий Янус мог быть заимствован римлянами после завоевания древней Иудеи. Там, действительно, существовал «двойной образ», но совсем в другом значении. Как писала Е.П. Блаватская , двойной образ существовал у еврейских каббалистов для обозначения «двойного эго, «называемого соответственно: высшим, Метатроном, и низшим, Самаэлем. Они представлены аллегорически как два неразделённых спутника человека во сей его жизни: один является его ангелом-хранителем, другим - злым демоном».
Это указание может лишь служить подтверждением того, что у древних двойное значение, изображение и почитание двойственности не было необычным явлением, но у разных племён оно могло иметь различное значение. Нельзя исключить, что в более поздние времена, когда Янус стал изображаться с двойным мужским лицом, римляне, забыв уже этрусскую философию, переосмыслили его тайный смысл.
А изначально у римлян в почёте были Веста и Янус, поскольку самыми священными местами в их доме считались очаг и двери . Но Весте поклонялось соседнее племя востинов , которое могло находиться в дружественных отношениях с аборигенами Лация.
Двери, будучи закрытыми, отделяли внутренний мир семьи от внешнего, скрывали человека внутри его жилища и защищали его от внешней угрозы . Будучи же открытыми, двери соединяли семью и отдельного человека с другими семьями и людьми, с обществом, государством и миром. Богом дверей и их хранителем был Янус. Сами двери римляне называли ianua, а дверной проём - ianus. Конкретной, материальной (например, деревянной) дверью заведовал бог Форкул, а порогом - Лиментин, но они были божествами, подчинёнными Янусу. С Янусом были тесно связаны Матута - богиня раннего утра, Портун - богиня ворот, Карна - богиня дверных петель, Венилия - богиня источников (начала всех потоков), Тиберин - бог реки Тибр и другие не очень значительные, но весьма почитаемые божества. Соратницей Януса являлась Веста. Януса часто называли отцом, а Весту - матерью.
Полагали , что Венилия была возлюбленной Януса и родила ему дочь Каненту, которая позже стала женой Пика.
Со временем, являясь богом дверей, Янус стал богом всякого входа и выхода вообще, в том числе начинания какого-то дела и окончания его . Отсюда вытекала ещё одна "обязанность" Януса - быть богом любого начала и исхода. Янус стоял в начале каждого предприятия, включая войну. Римляне просили Януса дать войне благоприятный исход. Поэтому с началом какой-либо войны римляне открывали храм Януса. В мирное же время, когда ни в одном уголке римской державы не воевали, храм закрывали. Храм Януса располагался вблизи центральной площади - Форума .
Отношение Януса к Марсу (богу войны) А.И. Немировский определил так (с.203):
“Мир побеждает войну.
Марс в надёжном плену.
И воцаряется Янус,
И открыл календарь:
Вместо марта - январь,
И пришла ПОСТОЯННОСТЬ».
Первый римский император Август хвастался тем, что в его правление храм Януса закрывался три раза, в то время как за всю предыдущую историю Рима это случалось всего дважды : первый раз - в правление второго римского царя Нумы Помпилия, который за все годы царствования вообще ни разу не воевал.
После свержения царской власти и установления республики римляне среди жрецов-понтификов установили специальную должность - "царя священнодействий", считавшегося жрецом Януса, который в главный праздник своего бога 9 января приносил Янусу в жертву барана, причём делал это в бывшем царском дворце . Собственный праздник Януса назывался Агоналиями, его отмечали 9 января, и именно в этот день "царь священнодействий" из числа жрецов-понтификов приносил в жертву богу барана.
И, как писал А.И. Немировский , древнеримская неделя тоже состояла из девяти дней, последний из которых считался праздничным. Девятидневные недели назывались нундинами (от архаических латинских слов noven - «девять» и dinom - “день). На древность деления части месяца из девяти дней указывали литературные источники и этнографические параллели. Так, например, в царский период Рима почиталась богиня Нундина, помогавшая очистить ребёнка после родов . Можно допустить, что и обряд очищения тоже совершался на 9-й день после родов.
Сегодня принято считать, что Янус - в римской мифологии бог входов и выходов, дверей (эпитеты: "отпирающий" и "запирающий") и всякого начала (первого месяца, начала жизни человека). При обращении к богам имя Януса призывалось первым. Он считался первым царём Лация, жившим на Яникуле, научившим людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Его праздник - агонии справлялся 9 января в жилище царя-регии, а жрецом его был заменявший царя "царь священнодействий", возглавлявший иерархию римских жрецов. Янус изображался с ключами, 365 пальцами по числу дней в году, который он начинал, и с двумя смотрящими в разные стороны лицами, откуда он получил эпитет "двойной". Так же называлась и посвященная Янусу царём Нумой Помпилием двойная арка на форуме, крытая бронзой и опиравшаяся на колонны, образуя ворота, которые должны были отпираться во время войны и запираться во время мира. Янус считался также богом договоров, союзов (например, союза Ромула с Титом Тацием). Его двуликость объяснялась тем, что двери ведут и внутрь, и наружу дома, а также тем, что он знал как прошлое, так и будущее. В песне жрецов салиев Янус именовался "богом богов" и "добрым создателем". Впоследствии он трактовался как "мир", как первобытный хаос, из которого возник упорядоченный космос, а сам он при этом из бесформенного шара превратился в бога и стал блюстителем порядка, мира, вращающим его ось.
Януса часто чеканили на римских монетах, особенно раннего времени, с надеждой на благоприятный исход любого дела, совершаемого с помощью этих монет . Иногда Януса изображали в виде пожилого мужчины с двумя бородатыми лицами, одно обращено на восток, другое - на запад, одно - вперёд, другое - назад. Этим подчёркивалось, что он знает всё, что происходило прежде, и всё, что произойдёт в будущем. Как обычному сторожу, ему давали в руки ключ от дверей и палку для их охраны. Порой вместо ключа Янус держал чашу. Иногда на его голове был лавровый венок.
На одном римском медальоне Янус изображён в полный рост, в одной руке он держит посох, другую возложил на орку, воплощающую небо, внутри которой находятся четыре женские фигуры, олицетворяющие времена года, а перед ним стоит обнажённый мальчик с рогом изобилия, символизирующий новый год . Это изображение в полной мере выражало представление римлян о Янусе как о владыке года.
В сакральном значении , Янус покровительствовал каждому дню, особенно раннему утру, и каждое утро ради удачной работы римляне возносили ему молитву. Вообще он покровительствовал любому отрезку времени: году, временам года, месяцам. Римляне воздвигли ему двенадцать алтарей по числу месяцев в году, а самого Януса порой изображали с 365 пальцами на руках по числу дней: 300 на одной и 65 на другой. Начало каждого месяца римляне называли календами, и эти календы были посвящены Янусу. Ему был посвящён также один из месяцев года - январь, и конечно, январские календы, т.е. 1 января каждого года отмечалось особенно торжественно.
Январское начало года определялось зимним солнцеворотом . Солнцеворот был и последним днём уходящего года, и первым днём нового года. Это явление находилось во власти Януса. Вообще всем круговращением Вселенной "заведовал" именно Янус. Он и открывал вход в мир любому явлению, и закрывал его, предотвращая выход. Это относилось и к богам, которых Янус и впускал и выпускал через небесные ворота.
Когда римляне заимствовали у греков представление о том, что в начале всего мира был беспредельный и бесформенный хаос, то его тоже связали с Янусом . Прежде, считали они, огонь, воздух, земля и вода были одним веществом, но потом разделились, а то, что осталось, и стало Янусом. Поэтому в нём соединились все элементы - огонь и воздух, вода и земля. В таком виде Януса считали создателем нынешнего мира.
Так как Янус был старейшим богом и богом всех начал, любые молитвы, в которых упоминались различные боги, начинались с обращения к нему . Янусу первому несли душистое масло и вино, ибо только после бога всех входов можно добиться своими молитвами и дарами внимания других богов и богинь.
В христианскую эпоху, по мнению Е.П. Блаватской , Янус послужил прототипом для св. Петра и его двенадцати апостолов: Петр также двуличен в своем отрицании, и его также изображают держащим ключ от Рая.
Таким образом, для обшей популяции людей Януса можно представить богом древности, время почитания которого в Риме не было установлено точно, но существование которого было азбучной истиной . Римляне приписывали введение культа двуликого божества ко временам Ромула, однако было известно, что впервые упоминание Януса появилось в песнях древнейшей жреческой коллегии салиев, введение которой приписывалось Нуме Помпилию. Местом почитания Януса в Риме был Палатин, где находилось 12 его алтарей. Почитался Янус и на Форуме, где Нумой Помпилием была установлена арка Януса Гемина, через которую можно было пройти к Аргилету и на Квиринал. Именно эта арка закрывалась во время мира и открывалась при объявлении войны, именно через неё проходили войска, отправлявшиеся в поход. Поблизости была установлена статуя двуликого Януса. На другом форуме, впоследствии получившем имя императора Нервы, высилась бронзовая статуя Януса с четырьмя лицами, изображавшая пальцами число дней двенадцатимесячного года в 365 дней.

Литература:
16. Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? М: АИФ-Принт.-2001.-446 С.
26. Всеобщая история религий мира. Шеф-ред. В.Людвинская. М.: Эксмо, 2007.-736 с.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
68. Блаватская Е.П.. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. В 2-х томах. М.: Российское теософское общество, 1992.
69. Рерих Е.И. Три ключа. М.: Эксмо, 2009.- 496 с.
87. Египетская мифология: Энциклопедия. Москва.: ЭКСМО, 2002,-592 с.
104. Кельтская мифология. Энциклопедия. М.: Эксмо, 2002.-640 с.
110. Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Древняя Индия. М.: Литература; Мир книги, 2004.-432 с.
155. Рампа Лобсанг. Мудрость древних. Перев. с англ. М.: ООО Издательство "София", 2008.- 176 с.
120. Эндокринология. Перевод с англ. под редакцией Н. Лавина. М:"Практика", 1999.-1128 с.
201. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.20. ЭДУ-ЯЩУ. М.: АСТ; Астрель; 2011.-685, с.
294. Циркин Ю.В. Мифы Древнего Рима. М.: ООО "Астрель"; ООО "АСТ", 2005.-560 с.
301. Мифы и легенды народов мира. Ранняя Италия и Рим /А.И. Немировский. - М.: Литература, Мир книги, 2004.-432 с.
312. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М.: Эксмо, 2003.-640 с.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ