Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ


Официальный сайт Серафимо-Дивеевского монастыря: Современные чудеса Дивеевских святых


Много свидетельств благодатной помощи Дивеевских святых содержит Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря .


Свидетельство Ирины из Самары


«Осенью 2009 года начала неметь левая нога и в итоге онемела левая половина тела. На МРТ врачи обнаружили три межпозвоночные грыжи и одну в грудном отделе, она как раз была защемлена. Врач, делавший снимок, сразу предупредил, что предложат резать, но мне соглашаться не следует, так как если заденут нерв, то останусь лежачей в 30 лет. В воскресенье я заказала молебен преп.Серафиму Саровскому и Божьей Матери «Скоропослушнице». И вот что произошло дальше. Ранее, летом 2009 года, я записывалась в паломническую поездку в Дивеево , но она не состоялась, а у организаторов остался мой телефон. И тут раздался звонок из паломнической службы (сразу после заказанного в воскресенье молебна), и мне предложили съездить в Дивеево . В дороге спина очень болела, на одной остановке я вышла из автобуса, чтобы потянуть позвоночник, боль была сильная. Одна паломница мне говорит, что после того как к батюшке Серафиму приложусь и искупаюсь в источнике, у меня все пройдет. Я ей ответила, что знаю, верю и жду от него помощи. Утром на искупались, набрали воду и поехали в монастырь. Очередь к мощам была небольшая, пока стояла – молилась батюшке Серафиму , подходя ближе, почувствовала какую-то такую атмосферу, что хотелось плакать и не отходить от батюшки Серафима. На вечернем богослужении я стояла около одного подсвечника, за которым никто не присматривал. Подняла голову – увидела икону Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», тут же вспомнила заказанный молебен и дивилась милости Божьей ко мне, что привел меня в дивное Дивеево ! После вечернего богослужения у мощей батюшки Серафима один священник мотыжкой батюшки стучал по больным местам прихожан, со слезами подошла и я к священнику и просила его по позвоночнику постучать т.к. я не хочу на операцию идти, он крестообразно постучал по моей спине, и я отошла, рыдая, еще раз приложиться к батюшке Серафиму, от него почему-то не хочется отходить... Путь обратно домой был легок, и я даже забыла про свои проблемы, с которыми приехала. Дома и на работе все дивились тому, что у меня все прошло. А как изумился врач! Он спросил, как это у меня получилось за выходные разнеметь… Я ему говорю, что это я в Дивеево ездила и


21.10.2015 г.

23131 0

Дивеевский монастырь почитается православными верующими как земля, которую сама Богородица определила как Четвертый Свой Удел. Основанная еще в XVIII веке, обитель пережила сложную историю, которая вобрала в себя немало трагических страниц, связанных с запустением и забвением монастыря, попранием его святынь. Но выйдя из всех испытаний, святая обитель возродилась и приумножила свою славу. Сегодня Дивеевский монастырь по праву считается одним из оплотов духовной жизни России. Тысячи паломников стекаются сюда со всей страны, чтобы приобщиться к вере и возрадоваться красоте обители.

Основание монастыря

Дивеевский монастырь был основан во второй половине XVIII века монахиней Александрой, бывшей богатой помещицей Агафьей Мельгуновой. По преданию, после явления Богородицы, велевшей монахине искать на севере России земли ее Четвертого Удела, матушка Александра отправилась в Саров. По пути Богородица указала ей на место, где должен был быть основан монастырь, этим местом и оказалось село Дивеево недалеко от Нижнего Новгорода.

В 1773-1774 гг. матушка Александра на собственные деньги возвела основание Казанской церкви. В 1780 г. церковь была освящена. В 1788 г. будущему монастырю была пожертвована земля у Казанской церкви. На ней и были возведены первые постройки, в которых матушка Александра поселилась с четырьмя послушницами. Маленькая община, названная Казанской, стала жить по строгому уставу Саровской обители.

Батюшка Серафим и Мельничная община

В 1789 г. молодой иеродьякон Серафим взял на себя попечение над общиной. Он благословил устроить возле нее еще одну общинку, названную Мельничной. В 1827 г. сюда перешли первые девушки, 8 монахинь соседней общины. Первой настоятельницей была Елена Мантурова. Обустройству общины сильно содействовал ее брат Михаил Мантуров, которого преподобный Серафим исцелил от неизлечимой болезни. На его средства была построена каменная двухэтажная церковь во славу Рождества Христова. В ее нижнем этаже позднее был устроен храм во имя Рождества Божией Матери.

Серфимо-Дивеевская обитель

В 1842 г. Дивеевская и Мельничная общины были объединены, а в 1861 г. община получила статус монастыря.

В XIX - начале XX-го вв. монастырь расширялся. В 1885 г. был сооружен игуменский корпус, к которому в 1902 г. пристроена домовая церковь во имя святой Марии Магдалины. В 1875 г. завершено возведение огромного Троицкого собора. К началу XX века монастырь стал одним из крупнейших в России. К началу революционных событий его населяли 270 монахинь и почти 1500 послушниц.

Годы упадка

Советская власть преобразовала монастырь в трудовую артель, но обитель продолжала действовать: велись службы, монахини соблюдали монастырский устав. В 1927 г. монастырь закрыли. Дивеевских сестер ждала тяжелая судьба: многие оказались в тюрьмах и лагерях. Уцелевшие монахини расселились по округе, оберегая сохранившиеся дивеевские святыни и ведя тайную монашескую жизнь.

В 1937 г. закрыли последний оплот обители - Казанскую церковь.

Современная жизнь обители

Возрождение Серфимо-Дивеевского монастыря началось в 1988 г. В октябре 1989 г. обители был возвращен Троицкий собор.

Главное же событие в восстановлении славы Дивеева произошло в 1991 г.: монастырю передали повторно обретенные мощи Серафима Саровского. Их нашли в хранилищах Казанского собора, бывшего в те годы музеем Санкт-Петербурга.

Началось восстановление сооружений монастыря, реставрация церквей и соборов. В 2012 г. начато строительство нового храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Обитель населяют более 400 монахинь. Вся духовная жизнь монастыря строится вокруг Троицкого собора, где покоится главное достояние обители - мощи преподобного Серафима.

Храмы и святыни Дивеевского монастыря

Дивеевские храмы имеют удивительную историю, каждый из них уникален по-своему. Почти все они пережили годы упадки и запустения. После возрождения обители к изначальному комплексу добавились новые церкви. Сейчас Серафим-Дивеевский монастырь включает десять храмов, еще четырнадцать - на подворьях и скитах.

Святая Канавка Пресвятой Богородицы

Самая удивительная святыня монастыря - Святая Канавка . Это семиугольник длиной 777 метров по периметру, выкопанный и обнесенный валом. По легенде, указания об устройстве Канавки дала преподобному Серафиму сама Богородица. Канавка должна была быть вырыта самими сестрами вдоль тропы, по которой прошла сама Царица Небесная. Указания святого старца были выполнены, однако впоследствии Канавка пришла в запустение. После возрождения монастыря святыню полностью восстановили к 100-летию прославления Преподобного Серафима. Сейчас это место паломничества тысяч верующих. Земелька со святой Канавки считается целебной и чудодейственной.

По словам самого преподобного Серафима, Канавка для всех верующих станет защитой от антихриста: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!». И сегодня паломники с молитвой идут вдоль Канавки, а монахини на пасхальной неделе и в праздничные дни обходят ее с крестным ходом.

Икона Божией Матери «Умиление»

Эта икона была любимой иконой преподобного Серафима Саровского, перед ней он и скончался в молитве. Елеем из лампады, освещавшей икону, он исцелял больных. После смерти старца образ был передан в Мельничную общину, где хранился в почитании долгие годы. И после разгона монастыря дивеевские монахини сумели сохранить его и увезти в Муром. Затем в 1991 г. икона была передана Патриарху Алексею II. Ныне икона хранится в резиденции Патриарха при его домовом храме. А в Троицком соборе Дивеевского монастыря находится список иконы, также ставший чудотворным.

Другие святыни

  • Вещи преподобного Серафима Саровского , почитаемые как святыни, выставлены в Троицком соборе. Многие из них долгие годы хранились дивеевскими сестрами после закрытия монастыря в 1927 г. Сегодня эти вещественные напоминания о святом и его подвижнической жизни привлекают тысячи паломников, желающих прикоснуться к святыням. В котелке, принадлежавшем преподобному Серафиму, освящают сухарики, считающиеся целебными. Мотыжкой святого крестообразно прикасаются к больным местам паломников.
  • Святые мощи дивеевских подвижников хранятся в обители и открыты для преклонения. Святые мощи преподобного Серафима Саровского сохраняются в Троицком соборе. В храме Рождества Богородицы хранятся мощи преподобных Александры, Марфы и Елены. В Казанском соборе находятся святые останки Пелагии, Параскевы и Марии и Матроны (Власовой).

Храмы Дивеевского монастыря

Казанский собор - старейшая каменная церковь монастыря, строительство которой было начато еще в 1773 г. основоположницей обители матушкой Александрой. В годы советской власти храм лишился куполов и крестов, здесь располагались различные службы. С 1992 г. началось его возрождение. Накануне 250-летия со дня рождения преподобного Серафима главный престол Казанской церкви был торжественно освящен.

Троицкий собор. Земля для постройки этого собора, расположенного восточнее Казанской церкви, была куплена у помещика Жданова по особому распоряжению преподобного Серафима. Начало строительства состоялось в 1848 г., однако активные работы начались только в 1865 г. Строительство сопровождалось многими чудесами. В 1874 г. собор был освящен, а один из его приделов был освящен в честь преподобного Серафима после его прославления. Сегодня здесь хранится копия иконы «Умиление», принадлежавшей старцу.

Спасо-Преображенский собор, заповеданный быть построенным в конце святой Канавки, с самого начала ожидала трудная судьба. Полностью выстроенный и обустроенный, он так и не был освящен из-за начала революции. Много лет он простоял в запустении. Освящение храма состоялось лишь спустя без малого столетие после начала его строительства, в 1991 г.

Благовещенский собор - это самый новый собор в храмовом комплексе монастыря. Его строительство начато в 2012 году по завещанию преподобного Серафима. Этот храм должен встать в одну линию с колокольней и Троицким собором и завершить комплекс церквей у Святой Канавки.

Святые источники Дивеева

В селе Дивеево находятся пять источников:

  • Источник преподобной матушки Александры.
  • Иверский источник (в 15-ти минутах ходьбы от монастыря).
  • Казанский (самый старинный из дивеевских источников, известный с XVIII века).
  • Пантелеимоновский источник.
  • Источник иконы Божией Матери «Умиление» (в получасе ходьбы от монастыря).

Наиболее чтимым является дальний источник преподобного Серафима Саровского у поселка Цыгановка. Он открылся в 1960-е гг. на реке Сатис, по преданию, при чудесном явлении самого святого.

Добраться до него можно автобусом, который отходит в 12:00 в будние дни и в 13:00 в воскресные и праздничные дни от паломнического центра. Здесь же можно приобрести билеты. Летом автобус ходит чаще:

  • в будние дни в 10:00, 12:00 и 14:00.
  • в воскресенье и праздничные дни в 11:00, 13:00, 15:00.

Для купания в источнике женщинам необходима хлопчатобумажная сорочка, мужчинам - короткая сорочка или нательная рубашка. Купание в голом виде или в купальнике недопустимо. В источнике можно набрать святую воду, для этого нужно иметь с собой бутыль. Все необходимое можно приобрести в Дивеево, рядом с монастырем.

Другие источники:

Жизнь обители сегодня

Настоятельницей Серафимо-Дивеевского монастыря с 1991 г. является игуменья Сергия (Конкова), которая неустанно несет бремя забот о восстановлении обители.

Обитель относится к Нижегородской и Арзамасской епархии.

Контакты Серафимо-Дивеевского монастыря

  • Адрес: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
  • Телефон: +7 (8831-34) 3-00-23
  • Тел./факс: +7 (8831-34) 4-34-45

Расписание Богослужений Дивеевского монастыря

Соборы монастыря открыты с 8:00 до 16:00 (летом - до 17:00). 1 августа и 15 января (дни памяти покровителя монастыря преподобного Серафима Саровского) монастырь работает круглосуточно.

Богослужения в Троицком соборе проходят каждый день:

  • 7:00 - Молебен с акафистом преподобному Серафиму.
  • 7:45 - Общая исповедь.
  • 8:00 - Литургия.

В субботу:

  • 5:15 - Общая исповедь.
  • 5:30 - Литургия.

В воскресенье:

  • 8:00 - Параклис.
  • 9:00 - Литургия.
  • 16:00 (летом в 17:00) - вечернее богослужение.

Богослужения в Преображенском Соборе проходят

В субботу:

  • 8:00 - Поздняя Литургия.

В воскресенье:

  • 5:30 - Ранняя Литургия.

Требы

Справки о требах можно получить по тел. +7 (831-34) 3-00-11.

Заказать требы можно по электронной почте: [email protected] . В письме нужно указать требу (о здравии или о упокоении) и прикрепить скан квитанции о перечислении пожертвования.

Размеры пожертвований:

  • Псалтирь на 12 месяцев: 1 имя - 1000 руб.
  • Псалтирь на 6 месяцев: 1 имя - 500 руб.
  • Поминания без Псалтири (чтение синодиков во время вечернего богослужения и полунощницы):
    • 12 месяцев: 1 имя - 400 руб.
    • 6 месяцев: 1 имя - 200 руб.
  • Сорокоуст (поминание на протяжении 40 дней во время литургии)
    • без вынимания частицы: 1 имя - 200 руб.
    • с выниманием частички из просфоры: 1 имя - 400 руб.
  • Заказная обедня (с выниманием частички из просфоры): 1 имя - 10 руб.
  • Простая обедня (чтение синодиков за литургией): записка до 15 чел. - 20 руб.
  • Молебны:
  • С акафистом преп. Серафиму ежедневно: до 25 чел. - 100 руб.
  • С водосвятием по понедельникам: до 15 чел. - 80 руб.
  • Простой по понедельникам: 1 имя - 60 руб.
  • Панихида: 1 имя - 10 руб.

Информация для паломников

О паломнической поездке нашего прихода в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

Благоприятные сроки

В этом году так хорошо получилось, что «гендерный праздник» (выражение отца настоятеля) пришелся на Масляную неделю и вполне «подлклеился» к воскресному дню – так что для духдневной поездки ни о чем не пришлось договариваться на работе. Из-за поздней Пасхи, время паломничества пришлось на Масляную неделю, что также было отрадно. Не говоря уж о том, как отрадно уехать из московского угара «почитания» всех вообще женщин… Некоторая проблема была с покупкой обратных билетов: ясно, что к утру 9 марта многие стремились вернуться в столицу. Но ничего, у всех все устроилось.

Что напомнила погода

Поезд прибыл в Арзамас-2 в 6-44. Из разных вагонов мы стеклись к отцу Александру – его улыбка служила как бы фонариком, на свет которого мы собирались. Батюшка стал нас считать и подсчет бросил, отложив до автобуса – что-то не сходилось. В автобусе все встало на свои места: так и должно было выйти – «минус четыре», т.к. четверо ехали в монастырь своим ходом. Вскорости совсем рассвело. Мы ехали мимо построек советского времени, затем уже в поле: голые деревья, туман. Какая-то такая «туманная взвесь» воздуха. Это что-то напоминало, я не мог сообразить, что. Вдруг Марина, жена, говорит мне: «Правда, похоже на фильмы Алексея Германа?» Точно! В особенности, конечно, на «Мой друг Иван Лапшин».

Сразу и ощутимо

Однако тут, лишь приближаясь к Дивееву, ты чувствовал то, что можно назвать полным избавлением от тоскливости – даже в таком тумане! Приехали.
Туман накрывал верхнюю треть колокольни. В тумане скрывались окрестности. И было так хорошо – сразу и ощутимо! Мы прошли в «Паломнический центр», оставили вещи в двух комнатах, и оказались свободны до завтрака, после которого должны были распределиться и заселиться в свои номера.
Все пошли приложиться к мощам.

Скорей к преподобному

Мощи преподобного Серафима находятся в Троицком соборе, в левом, Серафимовском, приделе. Мы узнали потом, что этот придел игуменья Мария (Ушакова), начальница обители с 1862 по 1905 год, оставляла неосвященным в течение 28 лет, твердо веря в прославление преподобного. Войдя в храм с левой стороны, мы попали в очередь к раке. Надо сказать, что порядок в обители поддерживается служителями охраны – слова «служитель охраны» написаны на их – самой простой, сероватенькой – форме. Это мужчины средних лет, невозмутимого вида, не слишком строгие, но такого настроя, что понятно: их надо слушаться. Один из них и не пускал нашу очередь к раке, ожидая, пока пройдет очередь с той стороны загородки. Наконец, нас пустили.

Разместились по четверо

Обед (а потом и ужин) был устроен следующим образом: у окошка выдачи стоял отец Александр, а мы, по очереди, подходили, каждый за своей порцией. Выдавальщицы очень ловко (особенно здорово у них получалось наливание супа – подставляли, для страховки, тарелку к тарелке и резко поворачивали половник) собирали на поднос то, что причиталось, ты забирал его и отходил. Еда неплохая, с одним замечанием, о котором позже.

В номерах размещали по четверо. В некоторых комнатах имеется внутренняя перегородка между парами кроватей. Все аккуратно, полотенца есть. То хорошо, что мы могли держать за собой номера до вечера отъезда.

На стенах фото. Крестные ходы, священнослужители. Схимонахиня Маргарита, «матушка Фрося» (единственная из тех сестер, дожившая до возрождения обители, она умерла в 1997 г.) в облачении, совсем-совсем уже старенькая, к райским обителям готовая. Вид обители в 1991 г. Кто видел фильм «Надеющиеся на Тя да не погибнем», тот, при взгляде на такие фотографии, не мог не вспомнить, как там показано тогдашнее (1991 г.) Дивеево.

Экскурсия

Экскурсовод нам попалась вдохновенная, большой патриот обители, так чувствовалось.
За небольшое, в сущности, время она нам многое сообщила в своем непрерывавшемся рассказе. Здесь было б неразумно его воспроизводить. Приведем поэтому ссылки, по которым можно познакомиться с историей Дивеевского монастыря .

И все же с частью рассказа нашего экскурсовода стоит познакомиться: «Батюшка Серафим большую скорбь нес за наших сестер от своих же братьев, Саровских монахов. Монахи не понимали, почему покой мужского монастыря нарушают молодые девушки. Они были все молодые, красивые и постоянно ходили в это мужской монастырь. Батюшка Серафим большие нарекания нес за «наших» девушек. Но он-то не свою волю выполнял, а волю Матери Божьей, даже 1000-летнее дерево наклонилось в сторону Дивеево… Когда вот батюшка сказал: «Я не свою волю выполняю, а Царицы Небесной». И когда утром монахи Саровские проснулись, тысячелетнее дерево, которое стояло там, было выворочено с корнями, по направлению к Дивеево. Это был знак монахам». Интересно было также узнать о Мотовилове (), в частности, что жена его была из дивеевских сирот, племянница монахини Марфы.

Не раз (от экскурсовода, в домике Паши Саровской) слышали мы о письме преподобного Серафима, адресованном Государю Николаю II, переданном ему вдовой Мотовилова (дожившей до визита Царя в Дивеево) и вызвавшем обильные слезы у Императора ввиду тяжести предсказаний, в оном письме содержавшихся. Да, в Диеевской обители рассказ о таком письме есть устоявшееся и непоколебимое предание. Однако стоит иметь в виду, что историки смотрят на данный вопрос по-разному. Некоторые вполне признают факт письма. А некоторые (аргументированно) его отвергают – как апокриф. Вряд ли здесь можно добиться научно установленной истины. Можно лишь расопложиться в пользу одной версии или в пользу другой. Скажу откровенно, что та версия, что письмо – апокриф, мне ближе.

Святая Канавка

У начала Святой Канавки – распятие и икона Богородицы в рост. Надо сказать, что в Дивеевской обители ничто не оскорбляет вкус, и многое радует. Это относится и к скульптурным изображениям, в особенности, к большому белому распятию, которое находится на повороте канавки и к которому «Правила поведения на Святой Канавке» почему-то не разрешают прикладываться (что нарушается). Фигура Христа изогнута как на «Распятии» Дионисия, без избытка изящности. В упомянутых «Правилах» сказано также не оставлять у начала канавки обуви… стало быть, нужно идти по ней босиком. Ясно, что это относится к летнему времени, но Марина, моя жена, видела и сейчас босую богомольницу.

Канавка, т.е. огороженная красивой чугунной решеткой дорожка вдоль нее, имеет такую ширину, что два человека могут легко разойтись.
Совершающие Богородичное правило идут, держась правой стороны, не совсем друг за другом, но некоторые других спокойно обгоняют. Слева время от времени проходит кто-нибудь быстро и, наверное, без молитвы. Иногда идут и разговаривают негромко.

Не могу передать, как отрадно было оказаться на Святой Канавке через 12 лет после предыдущего раза. Тогда еще территория монастыря не была возвращена полностью: помню, как слева от канавки была баскетбольная площадка, где местные жители играли себе в баскетбол. А теперь ты идешь вдоль монастыря (с левой стороны, я имею в виду) и только монастыря. Некоторые здания еще не достроены, точнее, ремонт не доведен до конца, стоят в лесах. Проходишь мимо плит сестринского кладбища– его, понятно, в годы лихолетья сровняли с землей, и тут лишь малая восстановленная часть.
На многих зданиях красивые мозаики. На торце большого корпуса, построенного в стиле 19 века, мозаичные изображения вмч Пантелеимона, препмч Елизаветы и святителя Луки Крымского. Так догадываешься, что это больничный (он же приютский) корпус, о котором говорила экскурсовод. Прекрасен вид соборов, открывающийся в конце Святой Канавки.

По выходе с Канавки все подходят к мраморному кресту, но котором вместо распятия (что весьма своеобразно) барельеф Богоролицы в рост, на облаках.

Что не понравилось

Пройдя по Канавке с чтением правила и несколько замерзнув, мы с женой направились в одну из многочисленных здесь палаток «Монастырская трапеза», привлеченные подзаголовком «Блинная». Там сидели наши и ждали блинов. Мы взяли чай и тоже стали ждать. Только мы собрались уходить, не дождавшись, как блины прибыли. Они были невкусные – так что начало Масляной недели положено не было. А главное, что было в них не то, так это повидло, а может быть, варенье, а может быть, джем – неважно, как это называлось, оно было совершенно химического (вспомнилось общепитское питание в глухое советское время) вкуса. Таким же было оно же и в выпечке, выдававшейся на десерт в нашей столовой в «Паломническом центре». Впрочем, это было единственное , что не понравилось в поездке. Еще, конечно, был храп соседа, но он подлежал прощению. ;)

Всенощная

Монастырская служба весьма продолжительна! При этом пение (почти всегда) ангельское, иначе не скажешь. Но главное, что располагало, – чтение! Внятное, скорое, но совершенно внятное, как бывает у кого-нибудь четкий почерк.

В Троицком соборе, у западной стены – леса, видимо, он еще не расписан полностью. Роспись выдержана в строгом и одновременно радостном стиле. В линиях она напоминает современную роспись греческих храмов, по-российски смягченную. У греков воскресший Господь прямо «выдергивает» Адама из преисподней, а тут, при той же динамичности, резкости нет. Краски радостные, и – опять же – в меру.

Вдруг я вспомнил, что записок не подавал. Вышел из храма – уже совершенно темно. И так же пустынно, никого не видать. Хорошо сообразил пойти в церковную лавку, где и книги, и свечи продаются, и там – никого. Подал записки и успел к елеопомазанию, последнее, из-за наплыва народа, совершалось в безобидной тесноте.

Крестный ход перед сном

В конце дня, уже в десятом часу вечера, сестры обители осуществляют крестный ход. После ужина, мы ожидали присоединиться к нему у начала Святой Канавки. Служитель охраны подошел и спросил, нет ли с нами детей. Я не понял, что он на этот счет сказал, понял, что велел отойти, к месту перед папертью Благовещенского собора. Как же выручает порой современная техника! Можно было читать на планшете каноны перед причастием.

Но вот идут, и как ходко! Присоединились, прошли по Канавке (один малый круг, 50 раз «Богородице Дево, радуйся», прочитать получилось), а выйдя с Канавки, вместе с сестрами дальше не пошли. Смотрим потом – идут в Троицкий собор, длинная шеренга от Святых ворот, в центральный вход. Заметив наше движение – не пойти ли с ними, служитель охраны предупредил, что двери сейчас закроются надолго. Мы не пошли.

Еще туманно, но все уже по-другому, чувствуется, что следующий день будет лучше. А надо и молитвы дочитать, и назавтра встать не позже пяти.

На ранней литургии

Очень многие из наших паломников были на ранней литургии в Преображенском соборе.Служба началась в 5-30. Пока читали часы, можно было приложиться к главной святыне собора – особо оформленному мощевику под богато украшенной и в то же время красивой сенью. Интересно, что в нем содержится частица мощей святого Феодора Томского, т.е. старца Федора Кузьмича.

И здесь было пение – ангельское, правда, вдруг, внедрялся в него неподходящий (к ангельскому чину) высокий голос, тогда думалось, что это, верно, какую-нибудь немолодую певчую не удаляют с клироса, чтоб не обидеть.

Священники, входившие в состав нашей группы, отец Александр Стародубцев и отец Алексий Дубровский, были среди сослужащих. Марина вдруг меня спрашивает: «Ты слышал?» – «Что?» – «Ну голос отца Александра». Она различила, что возглас был его.

Молодой священник произнес проповедь, в основном посвященную… 8 марта. Мысль его была такова, что свободу понимать надо правильно, оформление мысли – обличительное. Надо признать, что многим из наших представительниц женского пола эта проповедь по душе не пришлась, что, однако, не муссировалось.

Нашим паломникам предложили поработать до обеда на послушании, и многие откликнулись на такое предложение. Кто-то оказался таким образом на верхнем ярусе Собора (огромность которого – не подавляющая – производит сильное впечатление). Там находятся древние иконы и древний крест, одна изх реликвий монастыря.

И снова Канавка

Мне хотелось попасть на акафист преподобному Серафиму в Троицкий собор.
Но там уже шла литургия. Приложиться к мощам было можно, правда. В этот раз я обратил внимание на иконы в центральной части собора, увешанные множеством крестиков и других подношений – Серафима Саровского и «Умиление» Пресвятой Богородицы. Чудная резьба.

Пошел на Святую Канавку, и наконец-то у меня получилось успеть прочитать Богородичное правило. И то пришлось постоять и стоя читать, т.к. не мог себя заставить так медленно идти, как надо. С правой стороны от Канавки, в одном месте, – школа. Пятиклассники галдят, как все дети галдят – на манер воробьев. Мальчишки бросаются снежками в девчонок. Учительница взывает к 5-му «Г» собраться (куда-то они отправлялись). Девочки жалуются на мальчиков, и учительница им говорит: «А вы не дружите с мальчиками. Вы же ангелы». Она не замечает противоречивости собственных слов (могут ли ангелы с кем-то «не дружить»?).

К вопросу об ангелах – прекрасен фонтан напротив Благовещенского собора с тремя фигурами ангелов: у одного в руках рыба, у другого сфера и у третьего – чаша.

Святые дивеевские жены

До обеда еще много времени, и я захожу в церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Там прекрасная роспись. Удивляешься краскам и сочетанию красок, а главное, удивляешься вот чему: как это можно, чтоб получалось так живо и одновременно совсем не «психологично». Вот лик преподобного Серафима – такой живой, что мог бы что-нибудь свое (по житию нам известное) и воскликнуть.

Рассказ о создании этого храма – один из самых живых рассказов о батюшке Серафиме. Приведем его: «Вскоре после освящения храма Рождества Христова призвал к себе батюшка Серафим М. В. Мантурова и встретил его словами: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: «Сына Моего почтил, а Меня позабыл!» Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…» Преподобный дал нитку для мерки, и Михаил Васильевич принялся за работу. Пришлось подкопать землю, подкоп пришелся как раз по мерке. Так как свод потолка был очень полог и низок, необходимо было поставить четыре каменных столба, чтобы он смог держаться. Когда же Михаил Васильевич доложил об этом Батюшке, отец Серафим преисполнился неизреченной радостью и в духовном восторге воскликнул: «Во-во, радость моя! Четыре столба – четверо мощей… Четыре столба – ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая!»

Почивают, правда, не четверо, а трое мощей. Здесь покоятся мощи святых дивеевских жен Александры Дивеевской (Мельгуновой; + 1789; память 13/26 июня), преподобной Марфы Дивеевской (Милюковой; 1810-1829; память 21 августа/3 сентября) и преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой; 1805-1832; память 28 мая/10 июня).

Можно предположить, что если вопрос о канонизации игуменьи Марии (Ушаковой) будет решен положительно, то ее святые мощи и окажутся «четвертым столпом» Богородице-Рождественского храма.

Думается, здесь уместно привести слова матушки Сергии (Конковой), нынешней игуменьи Дивеевской обители (в июле исполнится 25 лет ее служения монастырю): «Как говорил батюшка Серафим, Верховной Игуменьей в Дивееве является Царица Небесная, а мы только находимся на послушании. Поэтому управление в монастыре совершается Самой Божией Матерью и преподобным Серафимом – нашими главными попечителями. Ну, а мы… Бумаги же кто-то должен подписывать (улыбается ). Поэтому бумаги подписываю, на правило и на трапезу с сестрами хожу, чтобы они видели живую игуменью. Другими словами, разделяю с ними жизнь монастырскую»

А там солнце вышло

Планировалось (и осуществилось) две поездки к источнику, в 12-00 и в 14-00. Это было связано с ограниченной вместимостью «шатла». Во время обеда, получив свой поднос, спрашиваю отца Александра: «Вы с какой группой поедете?» – «С первой. Перед смертью не надышишься». Вот и я тоже думал: надо уж поскорей чтоб позади.



Кто-то в «шатл» сел посторонний (а у нас оплачено!). Отец Александр вполне весомо стал примкнувшим выговаривать, что уж если сели, то пусть едут стоя… Однако, ничего, всем место нашлось, к общему удовлетворению. Едем. Слушаем рассказ о Серафимовском источнике. Трудно, признаюсь, слушать «канонически-слащавый» голос… Однако понуждаешь себя, ради содержания, и узнаешь полезное! Оказывается, те серафимовские источники засыпаны, забетонированны давным-давно при советской власти. А этот источник батюшка Серафим (которого видели охранники Саровской секретной зоны) ударом посоха извел в 1960-е годы. Вот отрывок из путеводителя:

«В 60-х годах, когда место будущего источника входило в запретную зону, охранникам явился старичок в белом балахончике. Пограничники спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил посохом - забила вода и открылся источник. Колючую проволоку отодвинули за источник. Позже его хотели засыпать. Подогнали трактор, но сломалась какая-то деталь. Тракторист ждал, пока привезут новую деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: «Не засыпай мой источник». Как окружающие ни уговаривали тракториста, он засыпать источник отказался. А начальника, который давал приказание засыпать источник, сняли с работы».

Хорошо помню посещение этого места летом. Помню, как бесноватая, удивительной красоты женщина лет 30-ти, стояла в воде почти по пояс в белой рубашке и кричала (очевидно, не своим) голосом: «Не хочу, не хочу, не хочу!» Однако она заставила себя трижды окунуться и более уже не кричала.

Теперь была почти зима, ну ранняя весна, плюс два гардуса по Цельсию. Тем не менее многие из наших, кто ехали «так», на источнике решили окунуться и – не пожалели! И малые дети отца Александра, как потом он рассказывал, весьма, бедные, напрягались. Вода, надо сказать, была вовсе не ледяная. К сожалению, о некоторых приемах в этом деле (заранее поплескать на себя, заходить спиной) я узнал лишь потом, но ничего, и так, без приемов получилось совсем не страшно. Со мной был молодой человек из Омска, он перед омовением читал по бумажке какую-то молитву, я не догадался побеспокоиться насчет таковой молитвы, зашел так и со словами «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» окунулся трижды.

Все принимавшие омовение согласились, что чувствуют – обновление. Радость, во всяком случае, была необыкновенная! Дети были счастливы!
И маленькие мужчины Стародубцевы, хорошо себя проявившие, и серьезная Настя, всем известная как держательница митры настоятеля на праздничных всенощных.

А там, за речкой, как идти от источника – кафе. Конечно, было очень приятно выпить кофе или горячий шоколад.

Когда шли от источника, уже вовсю было солнце, и получался настоящий российский «передвижнический» март.

Домик Паши Саровской

По возвращении в обитель, можно было пойти на акафист преподобному в Казанский храм, но Андрей Косиченко, Марина и я отправились в музей Паши Саровской (+1915). Оказалось, ее домик полностью сохранился, в 1927 году в нем поместилась сберкасса (Паша порой гоняла от себя сестер со словами: «А ну-ка давайте отсюда, шельмы! Здесь касса, касса!»), а позже, до возрождения обители, была аптека. Теперь очень хорошо организванный музей. Нас приветливо встретили две девушки и провели экскурсию по всем экспозициям, которых три: «Блаженная Паша Саровская», «Келья батюшки Серафима» (воспроизведение), «Прием Государя и Государыни в 1903 г.» (комната, где это происходило).. От самой Паши сохранились предметы одежды (платье и рубашка – в ней она на самой известной фотографии) и икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Есть подробный рассказ о музее в журнале «Дивеевская обитель» 2014 (N1), к сожалению, именно этот номер оказался распродан.

С противоположной строны дома – музей «Дивеево в ХХ веке», в него мы попасть уже не могли, эти музеи работают с 12-00 до 15-00.

Дождались блина

Поскольку именины отца Александра пришлись на 7 марта, было решено 8 марта, по завершении всех мероприятий, отправиться в близлежащий (действительно, близ, в двух шагах от домика Паши Саровской) ресторан гостиницы «Московская», где заново поздравить дорогого батюшку и наконец-то, в гастрономическом смысле, начать Масляную неделю. Итак, за закусками и красным вином, за разговорами и тостами, мы ждали блинов. Их предвестниками явились красная икра и сметана. Но принесли нам ровно по одному блину на брата (сестру). Все же это было начало, т.к. блины были наконец-то блинами, очень хорошими.

Главное, однако, заключалось в следующем. Татьянинская часть серафимовской паломнической группы, в лице одной из активных представительниц, произнесла проникновенные слова – и в адрес отца Александра, и в плане неубывающей дружбы между нашими приходами. Это запало в душу.

Канавка на прощание. Так тихо!

За ужином есть не хотелось. А он нам причитался как оплаченный. Нас с Мариной выручило то, что мы смогли освободить небольшой контейнер и заполнить его картошкой и рыбными котлетами. Что же было делать, собравшись (что не заняло почти никакого времени)? «Пойдем пройдем по Канавке, без правила?» – сказала Марина.
Там шли себе, и довольно медленно, наши паломники, читали правило, но у нас так не получилось бы, и мы прошли по левой стороне дорожки, стараясь не особо разговаривать. Небо было теперь темным и ясным! Соборы хорошо были видны. И от того, что было так тихо и так покойно, и так хорошо, очень не хотелось уезжать – как же было бы хорошо, в этой тишине и в этой ясности, тут, в Дивеево, остаться!

Водитель сказал: «Не вопрос»

Собирались в нижнем холле «Паломнического центра». Настроение у всех было настолько счастливое, что переросло в задорное.
И когда водитель автобуса почему-то спросил «Куда едем?», то на волне этой задорности отец Александр и сказал: «В Псково-Печерский монастырь». Водитель тут же подхватил: «Не вопрос». Хороший человек – он легко согласился подбросить Аню Згурскую до Арзамаса-1. В силу каких-то перипетий при покупке билетов, Аня (единственная) ехала на другом поезде с другого Арзамаса. Мы все простились с ней и ставший огромным от ее единственности автобус повез Аню дальше.

В какую сторону Москва?

111-й поезд стоит в Арзамасе-2 две минуты. Номер пути объявляют за 10 минут. Хорошо, что было известно заранее, что нумерация вагонов будет с головы. Однако в какую сторону Москва? (чтоб нам заранее знать, куда пойти по платформе). Уверены не были. Догадались задать вопрос кассирше. Та показала большим пальцем правой руки вправо от себя. Ну хорошо. Наконец, объявили пятый путь, идти через тоннель. Вышли, пошли по платформе. Поезд же оказался длиннющий! Побежали, успели.

Андрей Мановцев

Православный Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь (сокращенно — Дивеево) расположен в селе Дивеево, в 180 км от Нижнего Новгорода, в 450 км от Москвы. Паломники со всей России и даже из других стран приезжают сюда, чтобы приложиться к мощам святого Серафима Саровского (ряса, лапотки, вериги, котелок), имя которого связано с многочисленными чудесными исцелениями. Место также известно своими целительными источниками.

По преданиям, Дивеево — это четвертый удел Пресвятой Богородицы на земле, наравне с грузинской Иверией, Афоном в Греции и Киево-Печерской лаврой в Украине.

Гостиницы рядом с монастырем в Дивеево

Неподалеку от монастыря можно остановиться в одном из 17 корпусов для паломников. Подробную информацию можно получить в Паломническом центре возле входа в обитель, здесь проходит и оформление в корпуса. За размещение необходимо внести установленную сумму пожертвования. Предварительное бронирование можно сделать за 2 месяца, но не позднее, чем за 3 дня до приезда.

Есть корпуса, в которых селятся только женщины или мужчины, предлагается размещение от 2 до 8 человек в комнате и другие варианты. Подробную информацию о том, как остановиться в паломнических корпусах, можно прочитать на официальном сайте монастыря .

Цены в монастыре Дивеево

В монастыре проводятся различные церковные ритуалы. Верующие пишут в храме записки с именами близких людей, чтобы во время богослужений священнослужители зачитали эти имена. Таким образом, православные желают помочь своим близким, позаботиться об успокоении душ усопших или о здоровье живых.

Требы — это молитвы за усопших, а также о здравии живых.

В Серафимо-Дивеевском монастыре можно заказать следующие требы:

  • Панихида об упокоении — 10 руб. за 1 имя.
  • Поминовение на Великий пост — 10 руб. за 1 имя. Имена поминаются каждый день в течение поста.
  • Обедня заказная с выниманием частички из просфора — 400 руб. за 1 имя.
  • Обедня простая — 20 руб. за записку с именами до 15 человек.
  • Сорокоуст — поминание за литургией в течение 40 дней. Сорокоуст с выниманием частички из просфоры — 400 руб. за 1 имя.
  • Псалтирь на 1 год — 1000 руб. за 1 имя. Псалтирь на 6 месяцев — 500 руб. за 1 имя.
  • Молебны о здравии — усиленные моления о живых людях: молебен с акафистом преподобному Серафиму — 100 руб. Совершаются ежедневно, заказать могут до 25 человек.
  • Молебен с водосвятием — 80 руб. Проводится по понедельникам, заказать могут до 15 человек. Простой молебен — 60 рублей за 15 имен. Совершается каждый понедельник.

Заказать требы

Требы можно заказать как в самом монастыре, так и находясь в другом городе: по электронной почте или почтовым переводом. Реквизиты и расчетный счет для перевода пожертвований за требы указаны на сайте Серафимо-Дивеевского женского монастыря .

Расписание богослужений

Территория монастыря открывается с 05:00 утра, а в 22:00 часа ворота закрываются. Паломникам рекомендуется провести весь день на территории обители. Тогда будет возможность посетить все богослужения:

  • 05:30—07:00 — утреннее монашеское правило.
  • 07:00 — молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому у его мощей. В будние проходит еще два раза: в 13:00 и 14:00 часов.
  • 08:00 по будням — Божественная литургия, за 15 минут до начала проходит общая исповедь.
  • 08:00 в воскресные дни — Параклис: молебный канон Божией матери, 09:00 — литургия.
  • 10:00 в Казанском соборе каждый день, за исключением воскресенья — панихида.
  • 17:00 — вечернее богослужение.

К мощам преподобного Серафима Саровского можно приложиться в любой день с 08:00 до 20:00 часов. К мощам блаженных Пелагеи, Параскевы, Марии, преподобноисповедницы Матроны Дивеевских, преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских можно приложиться ежедневно с 08:00 до 17:00 часов.

Купальни святых источников доступны ежедневно с 05:00 до 22:00 часов.

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

История монастыря восходит ко второй половине XVIII века: тогда матушке Александре (Агафье Семеновне Мельгуновой) было видение Пресвятой Богородицы, которая и указала ей на то место, где будет заложена обитель. Фундамент Казанской церкви, освященной в 1780 году, матушка Александра заложила на собственные средства, полученные от продажи всего имущества. Основательница монастыря скончалась в 1789 году у стен Казанской церкви, будучи постриженной в великую схиму.

Постепенно появились новые строения обители. Рядом с Казанской общиной была обустроена Мельничная община в 1827 году, позже их объединили в одну. Названием вторая община обязана тому, что сначала здесь была возведена мельница, а потом уже кельи для сестер.

В 1861 году женская Дивеевская община была возведена в степень монастыря. С этого времени по 1904 годы были возведены многие сооружения, в том числе, колокольня, около 30 корпусов для сестер и Троицкий собор, в котором можно поклониться мощам преподобного Серафима Саровского.

В 1905 году началось строительство еще одного большого собора, но его освятить не успели, так как началась революция. В 1927 году советская власть закрыла обитель, некоторые купола снесли, каменную ограду разрушили, кладбище и храм при нем уничтожили. В 1950-ые серьезно пострадала Казанская церковь. Монахини и послушницы после закрытия обители пытались сохранить часть дивеевских святынь.

Возрождение монастыря началось в 1988 году. Сначала был зарегистрирован церковный приход, а затем состоялось и открытие монастыря. Перед освящением в Казанскую церковь торжественно внесли икону Серафима Саровского.

Игумения Серафимо-Дивеевского монастыря в настоящее время — матушка Сергия.

Сейчас на территории обители расположены следующие объекты:

  • соборы: Казанский, Троицкий, Преображенский, Благовещенский.
  • церкви: Рождества Христова, Рождества Богородицы, а также Казанская церковь на источнике.
  • храмы: Трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, другие домовые храмы.
  • колокольня.
  • часовня.

На сегодняшний день отреставрированы все здания, расписаны стены соборов. Ведутся работы по облагораживанию прилегающих земель. Почитать про историю каждого строения можно на сайте монастыря .

Помимо мощей преподобного Серафима важной святыней Дивеево является Канавка Божией Матери (Тропа Божией Матери) длиной 700 метров, берущая начало за Преображенским собором и опоясывающая монастырь. Канавку, призванную защитить обитель от антихриста, начал рыть сам Преподобный Серафим, а работы завершились уже после его смерти. Сегодня тысячи паломников проходят по тропе с именем Богородицы на устах. Молитву Пресвятой Богородице нужно прочитать 150 раз. Другая значимая реликвия — икона Божией Матери «Умиление», сохранившаяся от преподобного Серафима.

Святые Серафимо-Дивеевского монастыря

С историей монастыря связаны имена нескольких святых , чьи мощи хранятся в соборах обители:

  • Преподобный Серафим Саровский.
  • Преподобные жены Дивеевские: Елена, Марфа и Александра.
  • Дивеевские блаженные: Мария, Параскева Ивановна, Пелагия Ивановна.
  • Новомученики и новомученицы

Чудеса

Многие верующие делятся своими историями исцелений, произошедших в результате посещения Дивеево, купания в источниках или приложения к мощам. Прочитать некоторые отзывы о чудесах можно на сайте Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря .

Как добраться до Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Монастырь находится в селе Дивеево на юге Новгородской области. Сюда можно приехать в составе экскурсионной группы или добраться самостоятельно.

Как доехать из Москвы в Дивеево

Из Москвы можно до монастыря можно добраться следующими способами:

  • На поезде : с Казанского вокзала ежедневно в течение дня отправляются поезда до станции Арзамас-2. Время в пути — 6 часов 30 минут. Самые недорогие билеты — сидячие (600 рублей). В продаже «РЖД» доступны билеты «поезд + автобус». Так, с поездов № 122 «Москва — Круглое поле» и № 142 «Москва — Чебоксары» можно пересесть на автобус № 517/518 от станции Арзамас-2 до села Дивеево. Отправление — в 07:30 часов, время в пути — 1,5 часа. Обратно автобусы выезжают в 20:00 из Дивеева (проезд — 250 руб.).
  • На автомобиле : наиболее удобный маршрут — через Балашиху на Владимир и, не въезжая во Владимир, свернуть на Муром, а дальше — через Навашино, Кулебаки, Ардатов — до села Дивеево.

Как доехать из Нижнего Новгорода

Из Нижнего Новгорода можно уехать на автобусе: время в пути — 3 часа 30 минут. Отправление — с парковки ТРК «Небо» каждый час, с 08:00 до 22:00. Первый и последний рейсы — от ж/д вокзала (посадка производится под метромостом). Важно предварительно забронировать места у перевозчиков: «Пассажир» — 8-987-559-22-22, «Попутчик» — 8-920-020-04-88.

Как доехать из Арзамаса

Отсюда можно доехать на двух автобусах:

  • от автостанции (ул. 50 лет ВЛКСМ), отправление — почти каждый час, с 05:30 до 17:10 часов.
  • от ТЦ «Метро», отправление — каждый час с 05:30 до 23:30 часов. Необходимо предварительное бронирование мест по телефонам транспортных компаний: «Пассажир» — 8-987-559-22-22, «Попутчик» — 8-920-020-04-88.

Из Арзамаса можно также уехать на такси: здесь работают сервисы Яндекс. Такси, Максим, местная служба Такси Гост Арзамас.

Еще один удобный сервис — трансфер до села Дивеево. Так, машина будет ждать путешественников в условленном месте, а цена будет заранее известна. Например, можно воспользоваться трансфером KiwiTaxi:

Поиск трансферов в Дивеево

Показать трансферы из Дивеево


Откуда Куда Стоимость
Дивеево от 3075 p. показать
Дивеево Арзамас от 3075 p. показать
Дивеево Арзамас Железнодорожный Вокзал от 3075 p. показать
Дивеево Сенная Автовокзал от 5535 p. показать
Дивеево Муром от 5535 p. показать
Дивеево от 6150 p. показать
Дивеево Нижний Новгород Аэропорт от 7380 p. показать
Дивеево Нижний Новгород от 7380 p. показать
Откуда Куда Стоимость
Арзамас Железнодорожный Вокзал Дивеево от 3075 p. показать
Арзамас Дивеево от 3075 p. показать
Арзамас Железнодорожный Вокзал Дивеево от 3075 p. показать
Муром Дивеево от 5535 p. показать
Сенная Автовокзал Дивеево от 5535 p. показать
Железнодорожный вокзал Нижнего Новгорода Дивеево от 6150 p. показать
Нижний Новгород Дивеево от 7380 p. показать
Нижний Новгород Аэропорт Дивеево от 7380 p. показать

Панорама территории монастыря в Дивеево:

Видео о хоре Серафимо-Дивеевского монастыря:

Богослужение – это таинство общения человека с Богом. И таинство особое, благословленное Господом. В Евангелии от Матфея (18, 20) мы читаем слова Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Именно поэтому церковные богослужения, которые объединяют православных людей в общей молитве, создают особую атмосферу.

Большинство паломников, приезжающих в Дивеево, лишь начинают свой путь к храму. Возможно, наша статья о том, какие службы и когда служатся в Серафимо-Дивеевском монастыре, ответит на многие вопросы.

Вечернее Богослужение

В монастыре служится ежедневно. В летнее время служба начинается в 17.00, в осеннее и зимнее – в 16.00

Попробуем вкратце рассказать, какие виды вечерних богослужений бывают.

Вечерня

Во время вечерни вспоминаются времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание из рая, раскаяние и молитва, и надежда на Спасителя.

Утреня

Изображает времена новозаветные: явление Господа Иисуса Христа в мир и Его Воскресение. В современной практике утреня почти всегда совершается сразу после вечерни, т.е. вечером.

Всенощное бдение

Накануне воскресных дней и праздников совершается вечерняя служба, которая называется всенощное бдение (всенощной). Она объединяет вечерню с утренней и первым часом, причем, как вечерня, так и утреня совершаются более торжественно чем в обычные дни. В древности это богослужение начиналось поздно вечером и заканчивалось на рассвете. Позже его стали начинать несколько раньше, а в чтении делать сокращение, и оно стало заканчиваться не так поздно. А вот название сохранилось.

Лития

Служится во время всенощных бдений только накануне праздников. Эта часть службы служится в притворе, куда выходит из алтаря священник и диакон. Слово «лития» переводится с греческого как: «общественное, всенародное моление». И действительно, литийные молитвы – это особые молитвы Церкви о всем мире.

Утренние Богослужения

Служатся в монастыре ежедневно.

Литургия

Самое главное в жизни православного христианина и совершаемое в храме богослужение – это Литургия. Литургия переводится с греческого, как

«общее дело» или «общее служение».

Литургия – это благодарение Спасителя за жизнь во всех ее проявлениях. Таинство благодарения (по-гречески Евхаристии), совершаемое на литургии, – это Таинство Причащения. Молитвы и священнодействия Евхаристии низводят благодать Святого Духа на приготовленные хлеб и вино и делают их причастием – Телом и Кровью Христовой.

Литургия в дивеевском монастыре совершается ежедневно в 8. 00. По субботам. воскресеньям и праздникам, а также в летнее время совершаются две литургии: в 5.00 утра и в 8.00 (по воскресеньям в 9.00).

Полуношница

В древности она совершалась в полночь или любой другой час ночи до наступления утра. Она была установлена как напоминание о ночном молитвенном подвиге Иисуса Христа перед Его страстями, а также для напоминания о Страшном суде и дне второго пришествия Христова, которое по верованию церкви должно наступить в полночь.

На этом богослужении поминают живых и мертвых. В приходских храмах полуношница служится крайне редко, а в монастырях эта служба сохранилась.

В Серафимо-Дивеевском монастыре почти круглый год за исключением тех дней, когда служится две литургии, полуношница совершается в 5.30.

Параклис

Это особый молебен Богородице, который бывает двух видов. В Дивеево его служат, как заповедал . В других монастырях его служат редко.

Параклис служится по воскресеньям перед литургией (чередуется попеременно каждый из двух видов) в 8.00

Все вышеперечисленные богослужения относятся к общим. Но в церкви существует и ряд частных богослужений, совершаемых по «требованию» – просьбе, по заказу частных лиц. Их называют требами, и они тоже бывают разными.

Молебен

Это краткая служба о различных житейских нуждах: помощь в болезни, при начинании важного дела, для путешествующих, благодарственный. Служится молебен всегда о живых.

Заказывая эту службу, надо написать, кому вы хотите заказать молебен? Господу, Богородице, святому. Написать имена своих живых сродников, о которых просите сугубую молитву. И по возможности отстоять молебен.

Как правило, заказные молебны служатся после литургии. Но для них может быть установлено и другое время или день недели.

В Серафимо–Дивеевском монастыре ежедневно служится . Время и место проведения: Троицкий собор с пн.- по чт. В 7.00, 13.00 и 14.00 часов. В пт. суб. и вс. Только в 7.00

Панихида

Это короткая заупокойная служба, и на ней поминают усопших православных христиан. На этой службе стоят с зажжёнными свечами.

Панихиды в Серафимо-Дивеевском монастыре служатся практически ежедневно. Время и место проведения: Казанский собор с пн.- чт. В 10.00; в суб. В казанском соборе после поздней литургии.

Чин Таинства Елеосвящения

Обычно его называют Соборование, так как проводится оно сразу несколькими священниками (соборно). Таинства соборования имеет два варианта: на дому (или в больнице) над одним больным, или в церкви над всеми. В последнем случае Соборование приурочивают к Великому посту.

В монастырях, в том числе и в нашем, соборование совершается в любой из четырех постов. Обычно для него отводится один день на неделе, и о дате проведения сообщается в объявлении (приписывается к расписанию богослужений).

Для Соборования есть ограничения: дети до 7 лет на него не допускаются.

Крестный ход

Это внехрамовое богослужение. Торжественное шествие с большим крестом, хоругвями, иконами вокруг храма, от храма к другому месту (например, к реке для освящения воды, к захоронению мучеников). Вокруг городов.

Крестные ходы бывают приходские, монастырские, архиерейские. В зависимости от повода, они также могут быть праздничными, покаянно-просительными, благодарственными, поминальными. Крестные ходы бывают регулярные (календарные)и чрезвычайные.

Существует в России традиция и многодневных Крестных ходов

В Дивеево совершаются все праздничные календарные Крестные Ходы (на Пасху, Крещение), престольные праздники (а их в монастыре много).

В заключение статьи хотелось бы сказать, что данное описание лишь мизерное упоминание, самая верхушка. О Богослужении в церкви написаны целые книги, и студенты духовных заведений посвящают изучению их не один год. Существуют даже особые люди – уставщики, (иногда их функции совмещают регенты – управляющие церковным хором), которые составляют службу для каждого дня. И это непростое дело, ведь помимо календарных праздников есть дни памяти местночтимых святых; случаются наложения одного праздника на другой; надо учитывать приезд архиерея и многое другое. И обо всем этом рассказать в одной статье нереально.

Если же у вас проснулся интерес к церковным богослужениям, и вы хотите узнать о них побольше, ищите информацию в духовных книгах.

При написании статьи использовались материалы «Малой православной энциклопедии» под редакцией Т.Н. Терещенко

Татьяна Страхова



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ