Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Райх полагал, что:

– ум и тело - единое целое, каждая черта характера человека имеет соответствующую ему физическую позу;

– характер выражается в теле в виде мышечной ригидности (чрезмерное мышечное напряжение, от лат. rigidus – твердый) или мускульного панциря;
– хроническое напряжение блокирует энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций;
– заблокированные эмоции не могут быть выражены и образуют так называемые СКО (системы конденсированного опыта - специфические сгустки воспоминаний с сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, которые содержат сконденсированные переживания (и связанные с ними фантазии) из разных периодов жизни человека);
– устранение мышечного зажима освобождает значительную энергию, которая проявляется в виде чувства тепла или холода, покалывания, зуда или эмоционального подъема.

Райх анализировал позы пациента и его физические привычки, чтобы дать ему осознать, как подавляются жизненные чувства в различных частях тела.

Все пациенты говорили, что в процессе терапии они проходили через периоды своего детства, когда научались подавлять свою ненависть, тревожность или любовь посредством определенных действий, влиявших на вегетативные функции (сдерживание дыхания, напряжение мышц живота и т.п.).

Причина усиления мышечного напряжения у взрослых – постоянное умственное и эмоциональное напряжение.

Целезатравленность - состояние современного человека.

Навязанные идеалы материального благополучия и комфорта, условия их достижения, ориентация на конечный результат, а не на жизнь в настоящий момент - держат людей в постоянном напряжении.

Отсюда мышечные зажимы > спазм кровеносных сосудов > гипертония, остеохондроз, язвенная болезнь и т.д. и т.п.

Всё остальное - причины вторичные.

Функция панциря - защита от неудовольствия. Однако организм платит за эту защиту уменьшением своей способности к удовольствию.

Мышечный панцирь организуется в семь основных сегментов, состоящих из мышц и органов. Эти сегменты располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

Райхианская терапия состоит в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом.

Устранение мышечных зажимов достигается через:
* накопление в теле энергии;
* прямое воздействие на хронические мышечные блоки (массаж);
* выражение освобождаемых эмоций, которые при этом выявляются;
* спонтанные движения, танцетерапия, упражнения на расслабление, йога, цигун, холотропное дыхание и др.

1. Глаза. Защитный панцирь проявляется в неподвижности лба и «пустом» выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется раскрыванием глаз так широко, как только возможно, чтобы задействовать веки и лоб; гимнастикой для глаз.

2. Рот. Этот сегмент включает группы мышц подбородка, горла и затылка. Челюсть, может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Сегмент удерживает выражение плача, крика, гнева. Снять мышечное напряжение можно путем имитации плача, движений губами, кусания, гримасничания и массажем мышц лба и лица.

3. Шея. Включает глубокие мышцы шеи и язык. Мышечный блок удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому устранить мышечный зажим позволяют крики, пение, рвотные движения, высовывание языка, наклоны и вращения головы и т.п.

4. Грудной сегмент: широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, грудная клетка и руки. Сдерживается смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания - средство подавления любой эмоции. Панцирь распускается работой над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха.

5. Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы позвонков этого уровня. Панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед. Выдох оказывается труднее вдоха (как при бронхиальной астме). Мышечный блок удерживает сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию этого.

6. Живот. Мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Мышечные зажимы на боках связаны с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.

7. Таз. Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее спазм мышц, тем более таз вытянут назад. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия.

Вильгельм Райх – учёный, живший в XX веке, создатель вегетотерапии. Это направление психологии, которое решает психологические проблемы человека путём воздействия на физическое тело.

В этой статье

Личность и биография Вильгельма Райха

Вильгельм Райх прожил насыщенную и тяжёлую жизнь, полную невзгод и разочарований. Он был не просто психологом, а талантливым учёным, который пытался помочь человечеству.

В. Райх – один из основоположников европейской школы психоанализа

Вильгельм Райх родился в с. Добряничи в 1897 году на территории Австро-Венгрии. Родители были евреями, но воспитали сына в немецких традициях, приобщая к культуре Запада.

Мать Вильгельма покончила с собой, после того как будущий учёный застал её в постели с любовником и рассказал об этом отцу. Отец ненадолго пережил супругу. Через три года он умер от туберкулёза. Райх всю жизнь винил себя в произошедшей трагедии.

Вскоре после смерти отца Вильгельм поступил на военную службу. Шла Первая мировая война. Отслужив, он переехал в Вену, где стал студентом-медиком Венского университета. Случилось это в 1918 году. Во время учёбы он заинтересовался модным тогда психоанализом.

В 1922 году Райх стал первым ассистентом доктора Зигмунда Фрейда. После конфликта в 1927 году их пути разошлись, и Райх создал собственное направление в психологии. Причиной конфликта с Фрейдом послужила разница в политических взглядах: В. Райх был ярым марксистом.

Последующие годы Вильгельм Райх занимался наукой и политикой. Он вступил в Коммунистическую партию и открыл клиники в Германии. Его новаторские идеи вызывали в среде коммунистов неодобрение, а психологи порицали его за политические взгляды.

Вскоре Райха исключили из партии коммунистов и ассоциации психоаналитиков. Вот идеи учёного, за которые он подвергся осуждению:

  1. Проведение занятий по сексуальному воспитанию как мер борьбы с венерическими заболеваниями.
  2. Разрешение абортов.
  3. Разрешение разводов.
  4. Бесплатная раздача контрацептивов для контроля над рождаемостью.

Райх переехал в Данию. А вскоре - в Норвегию, где увлёкся биоэнергетикой.

В 1939 году учёный уехал по приглашению в Америку. В Нью-Йорке Райх развивал идею об оргоне, жизненной энергии, которая движет всеми живыми существами.

В середине XX века Райх создал оргонный аккумулятор, с помощью которого удалось вылечить пациентов, больных раком и эпилепсией.

Один из первых прототипов рабочего оргонного аккумулятора

Но, несмотря на это учёному было отказано в выдаче лицензии на производство оргонного аккумулятора. Кроме этого, В. Райху было запрещено заниматься производством и развитием аппарата, но учёный ослушался властей и был арестован. Он умер в тюрьме в 1957 году.

Властям не удалось подавить развитие нового течения в телесно-ориентированной психотерапии – вегетотерапии. После смерти Райха его идеи продолжили развивать сотни других учёных, среди которых были ученики самого В. Райха.

Современное научное сообщество не признаёт вегетотерапию и считает её лженаукой.

Мышечный панцирь

Райх был наблюдательным человеком. Во время практики у доктора Фрейда , Вильгельм наблюдал за его пациентами и заметил, что у людей со схожими проблемами есть физические сходства.

Эти наблюдения привели его к выводу, что характер человека зависит от строения тела. Характер, как утверждал учёный, это не только моральные принципы и мысли, но и привычные позы, жесты, движения.

Каждый человек в течение жизни вынужден подавлять гнев, страх и сексуальное возбуждение. Это приводит к мышечным зажимам в определённых областях тела. Мышечный панцирь, по Райху, это множество хронических зажимов мышц в теле человека. Такой панцирь – это способ защититься от внешнего мира.

Как и Фрейд, Райх делал акцент в своих исследованиях на сексуальность человека. Но в отличие от наставника, Вильгельм считал, что между моралью и инстинктами лежит огромная пропасть, в которой кроется подавленная сексуальность. Он считал, что жизнь в обществе виновата в том, что у людей появляются психологические заболевания. Ведь многие темы для общества под запретом, в том числе и тема секса.

Каждый человек рождается свободным, считал учёный. Но с годами свобода ограничивается всё больше и больше. Виной этому установки и правила:

  • морали;
  • религии;
  • образования.

Оспорить их нельзя, а нарушитель подвергается общественному гнету и порицанию. Из-за этого многие живут, руководствуясь правилом, что выделяться нельзя, нужно быть как все, иначе наказания не избежать.

Семь сегментов мышечного панциря

Когда происходит подавление негативных эмоций, в теле человека возникает мышечный зажим. Если проблема не решается и подавление продолжается длительное время, то зажимов становится много. Тело человека превращается в клетку. Но реагировать на проблемы люди начинают, только когда мышечные зажимы приводят к развитию болезней: деформации осанки, появлению грыжи или опухоли.

Чтобы излечиться, больному нужно постепенно распустить семь сегментов мышечного панциря. Райх называл этот процесс психологическим ростом.

Мышечный панцирь состоит из сегментов, включающих в себя:

  1. Глаза и лоб. Для зажима этих мышц характерны проблемы со зрением. Они возникают, когда человек подавляет страх, не желая видеть то, что вокруг него.
  2. Челюсти, подбородок, затылок. Подавляемая эмоция – гнев или сексуальное возбуждение. Возникает при подавлении крика или плача.
  3. Шея, язык. Подавленный гнев означает, что человеку не дали проявить себя, высказаться.
  4. Грудь, плечи, руки. Зажим возникает при сдерживании всех основных эмоций.
  5. Диафрагма. Удержан сильный гнев.
  6. Спина и живот. Подавлен страх и злость.
  7. Ноги, бедра, таз. Подавлено сексуальное возбуждение.

Наглядное изображение сегментов мышечного панциря

Снятие зажимов должно начаться с глаз и опуститься до таза. При этом тело пациента наполнится жизненной энергией, которую Райх назвал оргонной.

Оргонная энергия

Это жизненная сила. Райх считал, что весь мир пропитан ей. Её основа – это то, что Фрейд называл либидо и сексуальностью. Она свободно циркулирует по телу человека, но только если в теле нет мышечных зажимов. В таком случае естественный поток нарушается, что приводит к болезням и потери чувствительности.

Учёный утверждал, что верным признаком того, что ток оргона в теле нарушен, является невозможность испытывать оргазм всем телом.

Характер человека, по Райху, – это несвобода. Характер – это набор навязанных извне стереотипов и шаблонов. У свободного человека нет:

  • тревожности;
  • страхов;
  • агрессии;
  • сексуальных извращений;
  • взрывного гнева.

К созданию оргонного аккумулятора Райха подтолкнуло открытие того, что окружающий мир полон оргонной энергии. Она есть даже в вакууме. Учёный смог найти её благодаря тому, что оргон создаёт электромагнитное свечение, видимое в синем спектре цвета.

Обнаруженный В. Райхом оргон в вакууме

Оргонная энергия скапливается в сооружениях, выполненных в виде пирамид, полусфер и луковиц. Культовые религиозные сооружения либо выполнены в такой форме, либо имеют такие детали в оформлении.

В. Райх планировал с помощью аккумулятора накапливать полезную энергию извне и направлять её в организм пациента. Учёному удалось вылечить множество людей. Он считал, что прибор способен продлить человеку жизнь.

К сожалению, Райх погиб задолго до того, как человек впервые отправился в космос и смог сделать снимки земли, где отчётливо видно сияние оргонной энергии в атмосфере Земли. Вильгельм считал, что Вселенная была создана оргоном. В конце жизни, помимо лечения людей, он занимался разработкой миниатюрных летательных аппаратов, которые работали бы на бесплатном и бесконечном топливе: оргоне.

В. Райх не раз доказал в течение жизни, что опередил своё время. Возможно, человечеству только предстоит в будущем разобраться с наследием великого учёного.

Вегетотерапия: как распустить мышечный панцирь

Основные техники, которые помогут достичь выздоровления:

  • массажные;
  • дыхательные;
  • психоаналитические.

Техника массажа заключается в сдавливании, скручивании и сжимании зажатых мышц. Чтобы воздействовать на внутренние мышцы, недоступные глубокому массажу, пациент должен покричать, поплакать, изобразить рвоту.

Когда проходит мышечный спазм, удаётся высвободить большое количество оргонной энергии. В памяти пациентов возникают давно забытые эпизоды, которые привели к зажатости мышц.

Дыхательная техника – это альтернатива массажу. Используя глубокое дыхание, пациент насыщает тело оргонной энергией, и она пробивает мышечные зажимы.

Техника психоанализа заключается в обсуждении с терапевтом негативных и травмирующих воспоминаний. В своей работе психотерапевты обычно сочетают все техники. Но помимо них огромную роль играет самостоятельная работа пациента и его желание излечиться.

Упражнения

Помимо оргонного аккумулятора, Райх создал комплекс упражнений, которые помогут каждому желающему научиться контролировать ток оргона в теле. Прежде чем приступить к выполнению, нужно расслабиться.

Комплекс упражнений Райха:

  1. Исходное положение: сесть на корточки.
  2. Подняться и распахнуть глаза.
  3. Двигать глазами по сторонам, вращать, а затем коситься.
  4. Изобразить рыдания.
  5. С напряжением вытянуть губы.
  6. Шамкая ртом, рассказать стихотворение.
  7. Улыбнуться, затем изобразить удивление и отвращение.
  8. Изобразить рвотные спазмы.
  9. Долго кричать или шипеть.
  10. Сесть на корточки и далеко вперёд высунуть язык.
  11. Подняться. Двигать головой, представив, что шею заменила тонкая пружина.

Вильгейм Райх (1897-1957) был первым клиническим ассистентом Фрейда в период с 1922 по 1927 г. Затем у него возникли теоретические расхождения со своим руководителем, так как Райх считал, что всякий невроз основан на отсутствии сексуального удовлетворения.

Он разработал интересную концепцию, согласно которой характер человека включает постоянный, привычный набор (паттерн) защит. Сначала ученый описывал этот паттерн в терминах психологии: «Характер состоит из привычных положений и отношений человека, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т. п.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр.».

Райх полагал, что характер создает защитные механизмы против беспокойства, которое вызывается в ребенке интенсивными сексуальными чувствами, связанными со страхом наказания. Первая защита - подавление, временно обуздывающее сексуальные импульсы. По мере того как Эго-защиты становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в черты характера, или его панцирь. Но эти черты не являются невротическими симптомами. Различие, по Райху, состоит в том, что последние (например, иррациональные страхи и фобии) переживаются в душе человека как чуждые элементы, в то время как черты характера (вроде преувеличенной любви к порядку или тревожной стеснительности) - как составные части личности.

Каждое отношение, из которых состоит характер, имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому последний выражается в особенностях мышечной ригидности. Райх подчеркивал: «Ригидность мускулатуры - соматическая сторона процесса подавления и основа его продолжающегося существования». Человеку полезно проанализировать в деталях свою позу и физические привычки (поэтому Райх часто имитировал характерные позы или жесты пациентов, просил самих людей повторить или преувеличить привычный штамп поведения, например нервную улыбку), усилить определенный зажим в мышцах, чтобы лучше осознать, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана с этой частью тела. Лишь после того как подавляемая эмоция находит свое выражение, человек может полностью отказаться от хронического напряжения или зажима. Райх пишет: «Все без исключения пациенты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они учились подавлять свою ненависть, тревожность или нелюбовь посредством определенных действий, влиявших на вегетативные функции (таких как сдерживание дыхания, напряжение мышц живота и т. п.)».

Можно поражаться, как ослабление ригидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но и вызволяет воспоминание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим задействовался для определенного подавления. Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных побуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь - одно и то же. Также он отмечал: «В любом случае, функция панциря - защита от неудовольствия. Однако организм платит за эту защиту потерей значительной части своей способности к удовольствию».

Эти мышечные зажимы приводят к искажению и разрушению естественных чувств, к потере энергии и радости в жизни, к подавлению сексуальных чувств, мешают полному и полноценному оргазму. Отсутствие сексуального удовлетворения, застой сексуальной энергии и есть, по мнению Райха, основная причина неврозов. Как указывал ученый, «снятие мышечных зажимов, ликвидация застоя сексуальной энергии позволяет устранить любые невротические симптомы».

При работе с «мышечным панцирем» ученый обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц вызывает особые ощущения - чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что такие ощущения возникают в результате высвобождения биологической энергии, которую Райх назвал оргон .

Она обладает следующими свойствами:

  1. свободна от массы, не имеет ни инерции, ни веса;
  2. присутствует всюду, хотя и в различной концентрации;
  3. является средой электромагнитных и гравитационных взаимодействий, субстратом большинства фундаментальных природных феноменов;
  4. находится в постоянном движении и может быть наблюдаема в соответствующих условиях.

Оргонная энергия естественно течет вверх и вниз по телу, параллельно позвоночнику. Кольца мышечного панциря формируются под прямым углом к этим потокам и препятствуют им. Мышечные зажимы ограничивают как свободный поток энергии, так и свободное выражение эмоций у человека. То, что сначала возникает как защита против захлестывающих чувств напряжения и возбужденности, становится физической и эмоциональной смирительной рубашкой.

Психологический, личностный рост, самосовершенствование человека Райх определяет как процесс рассасывания психологического и мышечного панциря, как постепенное становление более свободного, искреннего и открытого человека - энергичного и счастливого, как обретение способности наслаждаться полноценным и приносящим удовлетворение оргазмом.

В разжимании панциря используется три типа средств:

  1. накопление в теле энергии благодаря глубокому дыханию (позднее это переросло в психотехнику ребефинга);
  2. прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (давление на них и т. п.), чтобы их расслабить;
  3. поддержание сотрудничества с пациентом, когда открыто рассматриваются выявляемые сопротивления и эмоциональные ограничения.

Научиться освобождаться от преувеличенных и неуместных зажимов, блокирующих чувства, - это лишь один аспект психологического роста личности. Самоконтроль и целенаправленное поведение - второй существенный фактор; уметь уравновешивать, соотносить самоконтроль и свободу выражения - необходимое условие. Райхом были разработаны специальные приемы по расслаблению «мышечного панциря», которые сейчас применяются психологами для оказания помощи людям, поскольку «зажатый» человек не способен расслабить его самостоятельно.

Лечение Райх рассматривал как ослабление этого панциря, имеющего семь защитных сегментов в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

Ученый полагал, что следующие области тела сдерживают соответствующие реакции:

  • глаза - плач;
  • рот (слишком сжатая или неестественно расслабленная нижняя челюсть) - плач, крик, гнев;
  • шея - гнев, крик, плач;
  • грудь, плечи, руки - смех, гнев, печаль и страстность;
  • диафрагма - сильный гнев (зажим в этом сегменте проявляется в том, что когда человек лежит на спине, то между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток);
  • мышцы спины - страх нападения;
  • мышцы живота - злость и неприязнь;
  • таз (напряженность и болезненность ягодичных мышц) - ощущение сексуального возбуждения и удовлетворения, а также гнев.

Пережить сексуальное удовольствие невозможно, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Если у человека блокировано удовольствие, это ведет к гневу и ярости. С точки зрения Райха, пережить положительные чувства нельзя, пока не произошла разрядка отрицательных эмоций.

Таблица 5.5.

Концепция В. Райха
Отношение к телу Тело - основной источник психической оргональной энергии.

Поза тела, физические привычки, мышечные зажимы аккумулируют подавляемые эмоции, переживания, проблемы человека. Противоречия между оргональной энергией и защитным панцирем мышечных зажимов — движущая сила развития личности. Расслабляя зажимы тела, можно способствовать разрядке подавляемых переживаний, снятию невротических симптомов, оздоровлению тела, гармонизации энергетического потока органа, личностному росту.

Социальные отношения Социальные отношения способны провоцировать формирование защитного панциря мышечных зажимов, характера человека. Социальные способы поведения человека, его привычки являются функцией от индивидуального телесного характера.
Воля Воля - это осознание человеком естественно присущих ему стремлений и желаний, т. е. тех, которые уже есть и представлены в теле человека. Воля как самоконтроль - важный фактор развития личности.
Эмоции Источник эмоций - динамика соотношения между оргональной энергией и защитным панцирем. Эмоции обычного человека блокированы мышечным панцирем. Подавление их приводит к гневу, страху, ярости, является источником неврозов. Эмоции должны иметь выход через расслабление мышечного панциря. Вначале прорываются отрицательные эмоции, затем открываются пути и позитивным.
Интеллект Интеллект - одна из телесных функций, способная так же накапливать эффективный заряд, как и любая эмоция. Его развитие связано с оргональной энергией. Интеллект выступает как средство блокады телесной энергии.
Самость Подлинная личность - это здоровое тело. Правильное развитие личности - в возможности правильного понимания собственных состояний, в уравновешенности самовыражения эмоций, желаний и самоконтроля, в установлении искренних гармоничных отношений с другими людьми.
Отношение к психотерапевтической помощи Райх осуществил переход от анализа словесных ассоциаций к работе с телом. Смысл его телесно-ориентированной терапии: работа с телом, глубокое дыхание, «расслабление мышечного панциря», освобождение оргональной энергии, в результате чего нейтрализуются бессознательные комплексы, решаются личностные проблемы пациента.

Для расслабления телесной «брони» разработан ряд техник, включающих в себя: прямые манипуляции с телом; работу по имитированию и провоцированию эмоциональных состояний; выполнение специальных движений и физических упражнений; работу над освобождением звука при эмоциональных напряжениях.

Что такое характер?

По определению Райха, характер состоит из привычных человеку положений и отношений а также реакций на различные ситуации. Характер включает в себя сознательное отношение и ценности, уникальный для каждого стиль поведения (застенчивость, агрессивность, и т.д.), манеры движения, различные привычки. Наши “манеры поведения”, как форма общения всегда на порядок правдивы того, что мы говорим. Каждый из нас может говорить неправду, заставить же свое тело врать – задача, которая по силам лишь немногим. Понятие характера впервые появилось у Фрейда в 1908 в его труде “Характер и анальный эротизм”. Райх разработал это понятие и стал первым аналитиком,который использовал природу и функции характера в работе со своими пациентами вместо того чтобы анализировать симптомы.

Характерный панцирь

Характер – создает защиту против беспокойства, которое вызвано в ребенке интенсивными ceксуальными чувствами, сопровождающимися страхом наказания. Первая защита против этого страха - подавление которое временно обуздывает сексуальные импульсы. Когда эти эго защиты укореняются, становятся постоянными, действующими автоматически, устанавливаются характерные черты или характерный панцырь. Райховское представление о характерном панцире включает все подавляющие защитные силы, организованные в более или менее связный паттерн Эго. “Установление характерной черты… указывает на разрешение проблемы регрессии: это либо делает процесс подавления ненужным, либо превращает однажды установленное подавление в относительно ригидную, принятую в Эго, формацию”.

“Конфликт, который действовал в определенный период жизни, всегда оставляет свои следы в характере, в форме ригидности”

Характерные черты не являются невротическими симптомами. Развитие, состоит в том, что невротические симптомы (такие, как иррациональные страхи и фобии) переживаются как чуждые человеку, как чуждые элементы в его душе, в то время как невротические характерные черты (вроде преувеличенной любви к порядку или тревожной стеснительности) переживаются как составные части личности. Можно жаловаться на застенчивость, но эта застенчивость не кажется бессмысленной или патологической, как невротические симптомы. Характерный защиты очень хорошо рационализированы человеком и переживаются как часть его самого,поэтому очень трудно поддаются удалению.

Освобождение (распускание) мускульного панциря

Райх считал что каждое характерное отношение человека соответствует физической позе и что харктер человека выражается его теле, в виде мышечной ригидности или мускульного панциря. Он начал прямо работать с расслаблением мускульного панциря в соединении с аналитической работой. В хоэе работы он обнаружил, что расслабление мышечного панциря освобождает значительную либидозную энергию и помогает процессу психоанализа. Психиатрическая работа Райха все более перемещалась в освобождение эмоций (удовольствие, гнев, волнение) посредством работы с телом. Он находил, что это ведет к гораздо более интенсивному переживанию инфантильного материала, раскрываемого в анализе.

“Ригидность мускулатуры – соматическая сторона процесса подавления и основа его продолжающегося существования”.

Райх начал с применения техники характерного анализа к физическим позам. Он анализировал в деталях позы пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам осознать, как они подавляют жизненные чувства различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана в это части тела. Он увидел, что только после того, как подавляемая эмоция находит свое выражение, пациент может полностью отказаться от хронического напряжения или зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажимаемыми мышцами, разминая их руками, чтобы высвободить связанные в них эмоции. “В конце концов я не мог избежать впечатления, что физическая ригидность в действительности представляет собой наиболее существенную часть подавления. Все без исключения пациенты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они научались подавлять свою ненависть, тревожность или любовь посредством определенных действий, влиявших на вегетативные функции (сдерживание дыхания, напряжение мышц живота и т.п.). “Панцирь может быть поверхностным или лежащим глубоко, мягким, как шубка, или твердым, как железо. В любом случае его функция – защита от неудовольствия. Однако организм платит за эту защиту потерей значительной части своей способности к удовольствию”. …Вновь и вновь поражаешься, как освобождение ригидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но, кроме того, приносит воспоминание о ситуации е раннем детстве, когда этот зажим был использован для определенного подавления”. В своей работе над мышечным панцирем Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных биологических, возбуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь – одно и то же.

“Панцирь характера оказывается функционально тождественным с перенапряжением мышц, мышечные панцирем. Эта функциональная тождественность означа-ет не что иное, как тот факт, что мышечные паттерны и характерные черты служат одной и той же функции в психическом аппарате; они могут влиять друг на друга и заменять друг друга. По существу они не могут быть разделены; по функции они тождественны”.
Генитальный характер

У Фрейда термин “генитальный характер” определял уровень психосексуального развития. В специфической трактовке Райха это означает достижение оргастической потенции. “Оргастическая потенция – это способность отдаться потоку биологической энергии без всякого подавления, способность полной разрядки накопленного сексуального возбуждения в непроизвольных, приносящих удовольствия движениях тела”. Райх находил, что по мере того, как его пациенты распускают свой naнцирь и развивают оргастическую потенцию, многие стороны личности спонтанно изменяются.

“Я говорю на основании огромного клинического опыта, что лишь в немногих случаях в нашей цивилизации половой акт основан на любви. Вмешивающиеся гнев, ненависть, садистические эмоции и состязательность совершенно неотделимы от половой жизни современного человека”.

Вместо жесткого, ригидного невротического контроля индивидуумы развивают способность саморегуляции. Райх противопоставлял естественную саморегуляцию индивидуумов принудительной морали. Естественный индивидуум поступает в соответствии со своими склонностями и чувствами, а не следует внешнему набору требований, установленных другими.

После райхианской терапии пациенты, которые ранее были склонный к невротическому промискуитету (сексуальной неразборчивости), обретали большую чувствительность, способность к привязанности и спонтанно начинали стремиться к более продолжительным и полноценным отношениям.

“Вы не “ведете борьбу” за то чтобы ваше сердце билось или ноги двигались, точно так же не ведется “борьба” за искание правды. Истина – в вас, она работает в вас так же, как работает ваше сердце или ваши глаза – лучше или хуже, в зависимости от состояния вашего организма”.

Те же, состоял в бесплодных, лишенных любви браках, обнаруживали, что не могут вступать в половые отношения из одного только чувства долга. Генитальный характер не заключен в тюрьму своего панциря и психологических защит. Он способен защитить себя, если это необходимо во враждебном окружении. Но эта защита осуществляется более или менее сознательно и может быть снята, когда она перестает быть необходимой.

Райх писал, что генитальный характер – это человек, проработавший свой эдипов комплекс так, что этот материал не подавляется и не обладает сильным зарядом. “Суперэго становится “утверждающим сексуальность”, и таким образом действует в гармонии с Ид. Генитальный характер способен свободно и полно переживать сексуальный оргазм, полностью разряжая имеющееся либидо. Кульминация сексуальной активности характеризуется способностью отдаться сексуальному опыту, непроизвольным движениям, которые не блокируются, в отличие от принужденных, даже насильственных движений индивидуума, защищенного панцирем.
Биоэнергия

При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц часто по-рождает особые физические ощущения – чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения вегетативной или биологической энергии.

Райх также полагал, что мобилизация и разрядка биоэнергии - существенные стадии в процессе сексуально-го возбуждения и оргазма. Он назвал это “формулой оргазма”, четырехчастным процессом, характерным для всех живых организмов: механическое напряжение – биоэнергетический заряд – биоэнергетический разряд – механическое расслабление.

В результате физического контакта в обоих телах накапливается энергия, которая в конце концов разряжается в оргазме, являющемся по существу феноменом биологической разрядки:

  • сексуальные органы наполняются жидкостью – механическое напряжение;
  • в результате возникает интенсивное возбуждение – биоэнергетический заряд;
  • сексуальное возбуждение разряжается в мышечных сокращениях – биоэнергетическая разрядка;
  • наступает физическая релаксация – механическое расслабление.

Оргоническая энергия

Интерес к физическому функционированию пациентов привел Райха к лабораторным экспериментам по физиологии и биологии, и, в конечном счете, к физическим исследованиям. Он пришел к убеждению, что биоэнергия в индивидуальных организмах – лишь один из аспектов универсальной энергии, “присутствующей во всех вещах. В термине “оргон”, “органическая энергия” он соединил корни “организм” и “оргазм”. “Космическая оргоническая энергия функционирует в живых организмах как специфическая биологическая энергия. В этом своем качестве она управляет всем организмом и выражается в эмоциях так же, как и в чисто биофизических движениях органов”.

Широкие исследования Райхом оргонической энергии и смежных тем игнорировались большинством критиков и ученых. Его открытия противоречили многим принятым теориям и аксиомам физики и биологии; кроме того, в его работе есть и экспериментально слабые места. Вместе с тем его результаты никогда не были опровергнуты или даже тщательно проверены и серьезно рассмотрены кем-либо из уважаемых ученых. Один из психологов, работавших е Райхом, отмечает: “В течение более чем двадцати лет с тех пор, как Райх объявил об открытии оргонической энергии, не было сообщения о достойном доверия повторении ни одного определяющего эксперимента, который бы опроверг результаты Райха… Факт состоит в том, что несмотря на насмешки, поношения и попытки ортодоксов “похоронить” Райха и оргономику (а частично благодаря им), ни в одной научной публикации нет опровержения его экспериментов, тем более – систематического опровержения огромной научной работы, подтверждающей его положения”.

Оргоническая энергия обладает следующими, основными свойствами:

  1. она свободна от массы, не имеет ни инерции, ни веса;
  2. она присутствует всюду, хотя и в различной концентрации, даже в вакууме;
  3. она является средой электромагнитных и гравитационных взаимодействий, субстратом большинства фундаментальных природных феноменов;
  4. она находится в постоянном движении и может быть наблюдаема в соответствующих условиях;
  5. высокая концентрация оргонической энергии привлекает оргоническую энергию из менее концентрированного окружения (что “противоречит” закону энтропии);
  6. оргоническая энергия образует единицы, становящиеся центрами творческой деятельности. Это могут быть клетки, растения и животные, а также облака, планеты звезды, галактики.

Психологический рост

Райх определяет рост как процесс рассасывания психологического и физического панциря, постепенного становления более свободным и открытым человеческим существом, обретение способности наслаждаться полным и удовлетворяющим оргазмом. Райх утверждал, что мышечный панцирь организуется в семь основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функций выражения. Эти сегменты образуют ряд из семи приблизительно го-ризонтальных колец под прямым углом к туловищу и позвоночнику. Основные сегменты панциря располагаются в областях глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

Оргонная энергия естественно течет вверх и вниз по телу параллельно позвоночнику. Кольца панциря формируются под прямым углом к этим потокам и препятствуют им. Райх указывает, что не случайна в нашей западной культуре сформировалось утвердительное движение головы вверх-вниз, в направлении потока энергии по телу, отрицательное же движение головы из стороны в сторону – это пересекающее поток движение образования панциря, защиты.

“Можно выбраться из ловушки. Однако чтобы выбраться из тюрьмы, нужно понять, что ты в тюрьме. Ловушка - это эмоциональная структура человека, его характерная структура. Мало пользы в изобретении систем мысли по поводу природы ловушки; единственное, что нужно, чтобы выбраться – знать ловушку и найти выход».

Защита служит ограничению как свободного потока. энергии, так и свободного выражения эмоций в индивидууме. То, что сначала возникает как защита против захлестывающих чувств напряжения и возбужденности, становится физической и эмоциональной смирительной рубашкой. “В охваченном защитным панцирем человеческом организме оргонная энергия связывается в хронических мышечных зажимах. После распускания панцирного кольца оргон в теле не сразу начинает протекать свободно… По мере того, как распускаются первые панцирные блоки, мы обнаруживаем, что оргонные потоки и ощущения, выражение “давления”, “отдавания” развиваются все больше. Однако все еще остается защита, мешающая полному развитию”.

Райхианская терапия состоит прежде всего в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз; и кончая тазом. Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно действовать отдельно.

“В конечном счете в самосознании и в стремлении к совершенствованию знаний и полной интеграции биологического функционирования космическая оргонная энергия осознает себя”.

Три типа средств используются для распускания панциря:

1) накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания;

2) прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (посредством давления’, защипывания и т.п.), чтобы расслабить их;

3) поддержание сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются.

Глаза.

Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и “пустом” выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется посредством раскрывания пациентами глаз так широко, как только возможно (как при страхе), чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном выражении, а также свободными движениями глаз, вращением и смотрением из сторон в сторону.

Оральный сегмент включает мышцы пoдбopoдка, горла и затылка. Челюсть, может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничания. Защитный панцирь может быть расслаблен пациентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания рвотных движений и посредством прямой работы над соответствующими мышцами.

Этот сегмент включает глубокие мышщы шеи язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи не возможно, поэтому важным средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т.п.

Грудь.

Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, шею: грудную клетку и руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, рушить бить, чтобы страстно достигать чего-то.

Диафрагма.

Этот сегмент включает диафрагму, сол-нечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Защитный панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед, так что, когда пациент лежит, между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее вдоха. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию пятого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом (люди с сильными блоками на этом сегменте практически не способны к рвоте).

Живот.

Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.

Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит кзади. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз ригиден, он “мертвый» и несексуальный. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждение (тревожность) возникает из подавления ощущений удовольствия, и невозможно полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и ударения кушетки тазом.

“… основной критерий психического и вегетативного здоровья – способность организма действо-вать и реагировать как целое, с точки зрения биологических функций напряжения и разрядки… нарушения восприятия себя реально исчезают лишь после того, как полностью развивается рефлекс оргазма”.

Райх обнаружил, что по мере того, как пациенты обретают способность пол-ной “генитальной отдачи”, фундаментально меняется все их бытие и стиль жизни. “Когда посредством терапии восстанавливается единство оргастического рефлекса, вместе с ним возвращается и чувство глубины и искренности, ранее утерянное. В связи с этим пациенты вспоминают период раннего детства, когда единство ощущения тела еще не было утрачено. Глубоко тронутые, они рассказывают, как маленькими детьми они чувствовали единство с природой, со всем вокруг себя, как они чувствовали себя “живыми”, и как впоследствии это было разбито в куски и разрушено обучением”.

“Змея - символ фаллоса и одновременно биологически первичного движения - предлагает Еве искусить Адама… “Кто будет есть от древа познания, познает Бога и жизнь, и будет наказан”,- предупреждают нас. Знание закона любви ведет к знанию закона жизни, а знание закона жизни ведет к познанию Бога».

Такие люди начинают чувствовать, что ригидная мораль общества, которая раньше казалась им само собой разумеющейся, становится чуждой и неестественной. Изменяется заметно и их отношение к работе. Те, кто делал свою работу механически, начинают искать новую, более живую работу, соответствующую их внутренним потребностям и желаниям. Те же, кто интересуется своей профессией, обретают новую энергию, интерес и способности.

Препятствия росту. Защитный панцирь

Защитный панцирь - основное препятствие для роста по Райху. “Зажатый своим защитным панцирем индивидуум не способен распустить его. Он не способен также выразить простейшие биологические эмоции. Ему знакомы лишь ощущения щекотки, а не оргонического удовольствия. Он не может испустить вздоха удовольствия или имитировать его. Если он попытается – это будет стон, сдавленное рычание или импульс рвоты. Он не способен испустить гневный крик и даже изобразить удар кулаком по кушетке”.

“Я обнаружил, что люди реагируют интенсивной ненавистью на всякую попытку нарушить невротическое равновесие, поддерживаемое их защитным панцирем”.

Райх полагал, что процесс создания защитного панциря создал две ложные интеллектуальные традиции, образующие основу цивилизации: мистическую религию и механистическую науку. Механицисты столь хорошо защищены, что потеряли ощущение собственного жизненного процесса и внутренней природы. Они поражены глубинным страхом глубокой эмоциональности, жизненности, спонтанности, и стремятся создавать ригидные механические представления о природе, интересуясь преимущественно внешними объектами естественных наук. “Машина должна быть совершенной. Отсюда следует, что мышление и действия физика должны быть “совершенными”. Перфекционизм - сущностная характеристика механистического мышления. Оно не признает ошибок, неуверенность неопределенности, неясные ситуации избегаются… Но применении к природе это неизбежно ведет к ошибка» Природа неточна. Природа действует не механически, функционально”.

Мистики не столь полно порабощены своей защитой, они остаются частично в соприкосновении со своей жизненной энергией и способны на великие прозрения благодаря этому частичному контакту со своей внутренней природой. Однако Райх считал эти прозрения искаженными аскетическими и антисексуальными тенденциями мистиков, отрицанием ими собственной физической природы и потерей контакта с собственным телом. Они отрицали происхождение жизненной силы в собственном теле и поместили ее в гипотетической душе, которую они полагали лишь слабо связанной с телом.

“Только мистики, далекие научных взглядов, всегда сохранили контакт с функцией жизни. Поэтому жизнь стала сферой мистицизма, серьезные естественные науки отказались заниматься ею”.

“Разрушение единства телесных чувств посредством подавления сексуальности и постоянная жажда восстановления контакта с собой и с миром -субъективно основа отрицающих секс религий. Бог – это мистическая идея вегетативной гармонии самости с природой”.
Подавление сексуальности

Другое препятствие росту – социальное и культурное подавление естественных инстинктов и сексуальности в индивидууме. Райх считал его основным источником неврозов. Это подавление осуществляется в течение трех ос-новных фаз жизни: в раннем детстве, в период полового созревания и в течение взрослой жизни. Младенцы и маленькие дети попадают в невротическую, авторитарную и подавляющую секс семейную атмосферу. Относительно этого периода жизни Райх воспроизводит фрейдовские наблюдения, касающиеся негативного действия родительских требований по поводу туалетного воспитания, самоограничения, “держания себя в руках”, “хорошего” поведения.

В период полового созревания подростки лишены реальной сексуальной жизни; мастурбация запрещается. Что еще важнее, общество в целом не дает подросткам найти значимую, осмысленную работу. Неестественный стиль жизни делает для подростков особенно трудным вырастание из инфантильной привязанности к родителям.

“Деструктивность, заложенная в характере, не что иное, как гнев по поводу фрустрации вообще и лишения сексуального удовлетворения в частности”.

Наконец, будучи взрослыми, большинство людей оказываются в ловушке принудительного брака, к которому они не готовы сексуально из-за требования предбрачного целомудрия. Райх указывает также, что брак в нашей культуре содержит в самом себе неизбежный конфликт. “Каждый брак внутренне разрушается в результате возрастающего конфликта между сексуальными и экономическими. нуждами. Сексуальные потребности могут удовлетворяться с одним и тем же партнером лишь ограниченное время. Экономическая зависимость, моральные требования и обычаи, с другой стороны, заставляют продолжать отношения. Этот конфликт – основа семейных страданий”. Возникающая семейная ситуация создает невротическую атмосферу для следующего поколения.

Райх утверждает, что индивидуумы, выращенные в атмосфере, отрицающей жизнь и секс, создают в себе страх удовольствия, представленный их мышечным панцирем. “Панцирь характера - основа одиночества, беспомощности, поиска авторитета, страха ответственности, мистических стремлений, сексуальных страданий, импотентного бунтовщичества, равно как и покорности неестественных патологических типов”. “То, что живо, – само по себе – разумно. Оно становится карикатурой, если ему не дают жить”.

Райх не испытывал оптимизма относительно возможного эффекта своих открытий. Он полагал, что большинство людей в силу своих мощных защит не будут способно понять его теорию и будут искажать его идеи. “Учение живой Жизни, подхваченное и искаженное человеком защитном панцире, будет последним несчастьем для всего человечества и его институтов… Наиболее вероятным следствием принципа “оргастической потенции” окажется распространение пагубной философии… Как стрела, выпущенная из границ туго натянутой тетивы, искание скорого, легкого и ядовитого генитального удовольствия разрушит человеческое общество”.

Защитный панцирь отрезает нас от нашей внутренней природы, но также и от социальных страданий вокруг нас. “Из-за трещины в современном человеческом характере природа и культура, инстинкт и мораль, сексуальность и успех считаются несовместимыми. Единство культуры и природы, работы и любви, морали и сексуалъности остаются несбыточной мечтой, пока человек отвергает удовлетворение биологических требований естественной (оргастической) сексуальности. При этих условиях истинная демократия и ответственная свобода остаются иллюзией…”.

Телесно-ориентированная терапия поможет вам расслабить мышцы и, соответственно, отработать накопленные негативные эмоции

Телесно-ориентированная терапия: упражнения

Вильгельм Райх ввел такое понятие как «мышечный панцирь», исходя из того, что страхи и другие эмоции человека подавляются не только в подсознание (бессознательное), но и в мышцы, образуя тем самым мышечные (мускульные) «зажимы» и излишние психологические защиты, приводящие человека к невротическим расстройствам.

Телесно-ориентированная терапия поможет вам расслабить мышцы и, соответственно, отработать накопленные негативные эмоции. А психоанализ и другие психотерапевтические техники, избавят вас от негативов, сохраненных в подсознании.

7 групп мышц, образующих зажимы и панцирь с удерживаемыми эмоциями:

  1. область глаз (страх) ;
  2. область рта: мышцы подбородка, горла и затылка (гнев) ;
  3. область шеи (раздражение );
  4. грудная клетка (смех, печаль, страсть );
  5. область диафрагмы (ярость );
  6. мышцы живота (злость, неприязнь );
  7. область таза (возбуждение, гневливость, удовольствие )

Телесно-ориентированная психотерапия - упражнения для снятия мышечно-эмоциональных зажимов

1. Для этого усядьтесь (или прилягте) поудобней. Сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов - расслабьтесь. Переключите фокус своего внимания на область глаз, отвлекитесь от внешнего мира и от насущных проблем - расслабьтесь еще больше.

Выберите любую точку (пятно) напротив себя и сфокусируйте взгляд на ней. Представьте что-то страшное, ужасное, пугающее вас в этой точке и широко-широко расширьте глаза (как будто вы чего-то очень испугались).

Проделайте это несколько раз.

Сфокусируйте взгляд снова на точке, сделайте несколько вдохов-выдохов - расслабьтесь.

Теперь, глядя на точку, сделайте круговые движения глазами (20 раз в одну сторону и 20 в другую).

И, напоследок, выполните движения глазами влево-вправо, по диагонали и вверх-вниз - несколько раз.

Закончите первое упражнение телесноориентированной терапии глубоким дыханием и расслаблением.

Если у вас есть не отработанные глубокие стрессовые расстройства, перенесенные психотравмы, приносящие душевные страдания и переживания, то для их отработки вам поможет техника Шапиро (метод ДПДГ - Десенсибилизация Посредством Движения Глаз).

2. Это упражнение телесно-ориентированной психотерапии направлено на раскрепощение мышц орального спектра - подбородок, горло, затылок.

Чтобы отработать накопленные эмоции, разжав эти мышцы, вам придется немного «по обезьянничать» и «покривляться» перед зеркалом.

Глядя на себя в зеркало, представьте как можно ярче, что вам хочется поплакать, даже пореветь в голос. Начните рыдать как можно громче, при этом имитируя реальный плач с гримасничанием, искривлением губ, кусанием, громким рёвом…вплоть до имитации рвоты.

Уделите этому упражнению несколько минут.

Помните, что если вы будете вспоминать реальные ситуации из жизни, где вам хотелось пореветь (поплакать в голос), но вы сдерживали себя, вы удалите эмоции не только из мышц, но и из подсознания.

3. Третье упражнение телесно-ориентированной терапии поможет вам разжать глубокие мышцы шеи, которые невозможно помассировать руками

Здесь вам нужно изобразить гнев, злость, ярость, опять же ярко представляя такую ситуацию из жизни, и как следует покричать (поорать), можно со слезами. Изобразить рвоту и вопли (цель - не надорвать голос и горло, а напрячь и расслабить мышцы).

Можно побить подушку, представляя себе объект гнева и агрессии.

Упражнение выполнять до естественного «остывания» (отработки эмоции).

4. Четвертое упражнение телесно-ориентированной психотерапии направлено на расслабление и разжатие мышц и органов грудной клетки, плеч, лопаток и всей руки

Здесь важнейшим аспектом является правильное дыхание, направленное на глубокий вдох и полный выдох.

Для выполнения этого упражнения вам подойдет дыхание животом, в отличие от обычного, грудного дыхания.

Для раскрепощения мышц плечевого пояса, лопаток и рук, вам нужно поработать, например используя подушку (или боксерскую грушу), над нанесением ударов, страстного «удушения», сжатия кистями и разрывания руками предмета.

При этом, как и в прошлых упражнениях, вам нужно ярко представлять ситуации из жизни, где вы сдерживали гнев, плач, громкий смех («ржач») и свою страсть (например в сексе).

5. Здесь, в пятом упражнении, телесно-ориентированная терапия направлена, в первую очередь, на работу с диафрагмой, используя диафрагменное дыхание, как и в предыдущем упражнении.

Вы четко можете обнаружить «мышечный панцирь» этой области тела, если ляжете на ровный пол и заметите «приличный» промежуток между полом и позвоночником. Это показывает излишнюю выгнутость позвоночника вперед, что, в свою очередь, затрудняет полный выдох и отработку эмоций.

Поэтому, это упражнение, включающее работу с правильным, диафрагменным дыханием и имитацией рвотных движений, нужно выполнять после отработки первых четырех (области глаз, рта, шеи, груди).

6. Телесно-ориентированная психотерапия в шестом упражнении поможет вам отработать зажимы мышц живота и поясницы - неосознанный страх нападения, злость, неприязнь.

Здесь вы можете использовать дыхание животом (втягивание-выпячивание), как в четвертом и пятом упражнении. Напряжение и расслабление этих мышц. А также подойдет обычный оздоровительный, классический мануальный массаж этих областей.

Следует помнить, что к шестому упражнению следует переходить после отработки первых пяти .

7. И последнее, седьмое упражнение телесно-ориентированной терапии направлено на самую интимную область - область мышц таза, в том числе глубоких, которые затруднительно (или вообще невозможно) массировать руками, а также бедра, включая внутреннюю часть с областью паха, коленный сустав, голень и стопы с пальцами ног.

Эта группа мышц - крестец, ягодицы и, особенно, глубокие мышцы тазового дна (лобково-копчиковая мышца, образующая лонно-влагалищную мышцу у женщин и лонно-простатическую мышцу у мужчин - так называемые «мышцы любви», а также лонно-уретральной и лонно-ректральной мышц у обоих полов) - отвечает за подавленное половое возбуждение и сексуальное удовольствие.

Чтобы убрать этот панцирь и отработать гнев, накопленный в области таза, вам необходимо лечь на ровный пол и, создав мышечное напряжение, бить ягодицами по полу и лягать ногами. При этом можно кричать.

Конечно, для мышц в области крестца, ягодиц и самих нижних конечностей, подойдет классический мануальный массаж, проведенный специалистом или обученным партнером.

Мануально (руками) массировать глубокие «мышцы любви», для высвобождения чувства возбуждения, удовольствия и сладострастия - согласится далеко не каждый (не каждая), т.к. необходимо проникновение во влагалище и/или прямую кишку. Разве что это будет делать специально обученный сексуальный партнер, притом, к которому есть полное доверие.

Но, в принципе, такого проникновения и не понадобится, т.к. освободить от эмоциональных зажимов глубокие интимные мышцы таза вы сможете и самостоятельно.

Для этого вам подойдут упражнения не только телесно-ориентированной психотерапии, но и физические упражнения для лобково-копчиковой мышцы , разработанные Арнольдом Кегелем.

Суть упражнений Кегеля проста - нужно в течении дня, по нескольку раз (за день 150 и более) сокращать и расслаблять лонно-копчиковую мышцу - это очень просто и незаметно для окружающих.

В субъективных ощущениях это как бы напрягаться для испражнения (мочевого, кишечного), потом расслабляться, затем напрягаться как бы для сдерживания испражнения. И так несколько повторов за раз. И несколько раз за день. Главное здесь - иметь пустой мочевой пузырь и кишечник.

Для взрослых, влюбленных или супружеских пар, при проблемах в постели, подойдут даосские сексуальные практики древнего Китая («сексуальное кунг-фу»), направленные на общее оздоровление, продление жизни, духовное развитие и, конечно, искусство любви и удовольствия. опубликовано



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ