Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах

М.: Академия, 2007. - 304 с.

Содержание:
Общие подходы к развитию речи младших школьников.
Совершенствование устной речи младших школьников.
Работа над словом как лексической единицей речи.
Развитие синтаксического строя речи младших школьников.
Работа в области культуры речи младших школьников.
Обучение младших школьников воспроизведению текста и созданию собственных высказываний.
Методика обучения грамоте.
Изучение темы «Звуки и буквы» и совершенствование фонетико-графических умений младших школьников.
Методика обучения орфографии.
Методика изучения основ морфемики и словообразования.
Вопросы теории и практики обучения морфологии в начальной школе.
Изучение элементов синтаксиса и пунктуации.

Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах

М.: Просвещение, 1979.

Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах

2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1987.- 415 с.

В книге изложен систематический курс методики русского языка в начальной школе. Во второе издание введены материалы, отражающие реализацию реформы школы: об обучении детей шестилетнего возраста, об упорядочении учебной нагрузки учащихся и пр; учтена специфика новых учебников - «Азбуки» , книг для чтения, учебников русского языка, учебного комплекса в целом.

Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения

Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н., Цукерман Г.А., Горецкий В.Г., Кубасова О.В. и др.
М.: Академия, 1997. - 383 с.

Ладыженская Т.А. (ред.). Методика развития речи на уроках русского языка

Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.
Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.

Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка

Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». - М.: Просвещение, 1988. - 240 с. - ISBN 5-09-000507-9.

Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах

Учебно-методическое пособие. — Томск: Пеленг, 1992. — 60 с. — (Библиотека развивающего обучения).
Сборник содержит статьи по изучению русского языка на фонемной основе, что развивает фонетический слух у учащихся, является предпосылкой успешного обучения детей грамоте как основы для совершенствования у них орфоэпических навыков, важнейшего условия овладения графикой и орфографией русского языка, развития интереса к языку.
Автор предлагает практические рекомендации по использованию методов обучения орфографии на фонемной основе, обучению орфографической зоркости как учащихся младших классов, так и студентов, будущих учителей.
Работа предназначается студентам педагогических вузов, работникам системы народного образования, родителям.

Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи

М.: Флинта, 2000. - 104 с.

Книга посвящена первому этапу в подготовке младших школьников по русскому языку — периоду обучения грамоте. в книге даются методические советы по обучению фонетике, графике, орфографии и речи. Приводятся разработки уроков.
Книга может быть полезна при обучении грамоте по любому букварю; она адресована учителям начальных классов, методистам по начальному обучению, преподавателям ВУЗов и колледжей, студентам.

Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах

М.: Академия, 2007. - 464 с. - (Высшее профессиональное образование).

Методика обучения грамоте.
Методика чтения и литературы.
Методика изучения языковой теории.
Методика правописания (орфографии и пунктуации).
Методика развития речи учащихся.
Внеурочная работа по русскому языку.

Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................... 8

Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НАУКА...................... 8

Глава 2. НАУКИ О ЯЗЫКЕ - ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ...............................................10

Глава 3. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА.............13

Глава 4. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ..........................................16

Глава 5. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКИ.......................20

РАЗДЕЛ I МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ............................................................28

Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ..............................................................................28

Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения…………………………………………………………………………………………......28

Задачи, стоящие перед обучением грамоте..................................................29

Учебно-методический комплект по обучению грамоте......................................................................30

Методы обучения грамоте, их классификация.............................................32

Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМАТЕ…..................33

История методов обучения грамоте............................................................................33

Буквослагательный метод..................................................................................34

Переход к звуковым методам.............................................................................37

Глава 3. СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ....................................................40

Выбор методики........................................................................................................................40

Добукварный период.................................................................................................................40

Звукослоговыс схемы, схемы буквенные, звуковые………………......................................41

Работа со слогом, слогоделение..............................................................44

Знакомство с ударением.......................................................................46.

Изучение звуков......................................................................................................46

Знакомство с буквами........................................................................................49

Глава 4. РАБОТА УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ.......................................................................50

Механизм чтения, его составляющие......................................................................50

Чтение слогов в букварных «столбиках» ..........................................................................53

Чтение и разбор букварных текстов......................................................................................54

Обучение письму......................................................................................................................56

Уроки обучения грамоте..........................................................................................................59

РАЗДЕЛ II МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................62

Глава I. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ.............................................................62

Зарождение метода объяснительного чтения........................................................................62

К. Д. Ушинский - родоначальник метода объяснительного чтения...................................63

Взгляды Л. Н. Толстого на процесс обучения чтению..........................................................66

Критика метода объяснительного чтения передовыми методистами XIX в.......................67

Развитие и совершенствование метода объяснительного чтения в XIX в. ........................68

Методика воспитательного чтения Ц. П. Балталона..............................................................71

Метод литературно-художественного чтения......................................................................73

Метод творческого чтения.......................................................................................................74

Развитие методики чтения в 30-70-е годы XX в. ..................................................................76

Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ЛИТЕРАТУРЕ...........80

Пропедевтический этап литературного образования младших школьников................80

Учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики в начальных классах………………................................................................................................................81

Роль взрослого в формировании ребенка-читателя............................................86

Организация живых впечатлений и творческая деятельность детей в системе литературного образования младших школьников............................................................87

Глава 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ.................................................. 93

Качества навыка чтения............................................................................... 93

Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца..................................... 94

Работа над правильностью и беглостью чтения......................................................... 95

Работа над сознательностью чтения...................................................................................100

Работа над выразительностью чтения...............................................................................106

Глава 4. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ..................110

Литературоведческие основы анализа художественного произведения..............110

Психологические особенности восприятия художественногопроизведениямладшимишкольниками......................................................... 111

Методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах................................... 114

Глава 5. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ....................................................................................... 115

Первичное восприятие текста................................................................. 115

Анализ художественного произведения на уроке чтения......................................................... 116

Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза................................................................................................... 118

Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения.......................... 119

Несколько слов о школьном театре............................................................... 122

Глава 6. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗНЫХ РОДОВ И ЖАНРОВ... 123

О родах литературных произведений..................................................................... 123

Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах..................... 123

Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах........................ 128

Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах............... 130

Глава 7. РАБОТА С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ...................................................................... 133

О воспитательной роли книги..................................................................................................... 133

Истоки современной системы работы с детской книгой................................................ 134

Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников.................................................................................................................................... 136

Подготовительный этап обучения работе с детской книгой..................................................... 137

Начальный этап обучения работе с детской книгой.................................................................. 138

Основной этап обучения работе с детской книгой................................................................... 139

Типология уроков внеклассного чтения...................................................................................... 140

Глава 8. УРОКИ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.............................. 143

Требования к урокам чтения........................................................................................................ 143

Задачи современного урока чтения............................................................................................ 144

Типология уроков чтения……………………………………............................................................ 144

Подготовка учителя к уроку чтения............................................................................................ 146

РАЗДЕЛ III. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ (ФОНЕТИКИ,

ЛЕКСИКИ, МОРФЕМИКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, ГРАММАТИКИ -

МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСА) ..................................................................................... 151

Глава 1. КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО «ШКОЛЬНОЙ ГРАММАТИКЕ» ..... 151

Глава 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК» ..........................................................................153

Пути реализации воспитательной функции языка........................................... 154

Формирование языковых понятий................................................................. 155

Изучение закономерностей и структуры языка....................................................................... 158

Углубленное изучение русского языка................................................................................... 159

Развивающая роль теории языка.......................................................................................... 160

Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ................................................. 160

Языковой анализ как метод...........................................................161

Метод конструирования.............................................................................................................. 162

Сравнительно-исторический метод........................................................................................... 163

Наглядные методы....................................................................................................... 164

Метод рассказа учителя................................................................................................ 165

Эвристические, или поисковые, методы................................................................................. 165

Игра как метод......................................................................................................... 167

Коммуникативные методы.......................................................................................................... 168

Программированное обучение и компьютер...............................................................................168

Глава 4. УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ................................ 169

Роль учебника, его функции..................................................................................... 169

Требования к текстам в учебнике.................................................................................... 170

Типы учебников и пособий......................................................................................... 171

Виды работы учащихся по учебнику................................................................................ 173

Глава 5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСА. МЕТОДИКА ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ....... 174

Понимание функций произносительных единиц речи.......................................................... 174

Умения учащихся................................................................................................ 175

Процесс обучения. Методы, приемы...................................................................................... 176

Трудности фонетики и графики........................................................................................ 177

Глава 6. МЕТОДИКА ЛЕКСИКИ И СЕМАНТИКИ. МЕТОДИКА МОРФЕМИКИ И

СЛОВООБРАЗОВАНИЯ...................................................................................... 177

Учебный процесс. Методические приемы. Трудности.............................................................. 179

Обобщения. Обратная связь.................................................................................... 181

Глава 7. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ................................................................. 182

Морфология. Части речи.............................................................................................. 182

Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение...................................... 183

Тема «Род имен существительных».............................................................. 184

Тема «Число имен существительных»............................................................................. 185

Тема «Склонение имен существительных»............................................................... 186

Глава 8. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ............................................................................. 190

Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных............................. 190

Тема «Род имен прилагательных» ................................................................................ 191

Тема «Число именприлагательных» ................................................................................ 192

Темя «Склонение имен прилагательных» ......................................................................... 193

Словообразование имен существительных и прилагательных............................................ 196

Глава 9. ГЛАГОЛ.............................................................................................................. 197

Лексическое и грамматическое значение глаголов.................................................................. 197

Тема «Время глагола». Прошедшее время................................................................. 199

Тема «Настоящее время глагола» .............................................................................. 199

Тема «Инфинитив». Неопределенная форма глагола................................................ 202

Тема «Будущее время глагола (простое и сложное)»................................................... 203

Знакомство с наклонениями и залогами глаголов..................................... 205

Словообразование глаголов........................................................................ 207

Глава 10. РАЗНЫЕ ТЕМЫ КУРСА МОРФОЛОГИИ............................................................ 208

Знакомство с местоимением...................................................................................................... 208

Знакомство с именами числительными...................................................................210

Знакомство с наречиями.................................................................................................. 211

Служебные части речи. Союзы. Предлоги......................................................... 211

Глава 11. СИНТАКСИС........................................................................... 212

Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе.......................................... 212

Предложения, их виды................................................................................................................. 213

Члены предложения. Словосочетания..................................................................... 216

Однородные члены предложения.......................................................................................... 217

Сложные предложения................................................................................................................. 218

Прямая и косвенная речь...................................................................... 219

РАЗДЕЛ IV МЕТОДИКА ПРАВОПИСАНИЯ (ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ)... 223

Глава 1. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ

(XIX-XX вв.)............................................................................................................ 223

Грамматические основыобучения правописанию.................................................................. 223

Позиция К. Д. Ушинского............................................................................................... 224

Антиграмматическое направление................................................................................. 226

Глава 2. СВОЙСТВА РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ КАК ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ........ 227

Общее понятие................................................................................................................... 227

Алфавит...................................................................................................... 228

Графика................................................................................................................. 228

Орфография.................................................................................................... 229

Пунктуация................................................................................... 230

Принципы русской орфографии. Морфологический принцип................................... 230

Фонематический принцип................................................................................ 232

Традиционный принцип орфографии............................................................................... 233

Принцип дифференциации значений................................................................................ 234

Принцип фонетический.................................................................................... 234

Принципы пунктуации.................................................................................................................. 235

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ..... 236

Орфограмма.............................................................................................. 236

Орфографическая зоркость...................................................................... 237

Правила правописания.................................................................................... 238

Мотивация орфографической работы............................................................ 240

Ступени формирования умений по орфографии...................................................................... 241

Речевой слух......................................................................................................... 243

Семантическая работа в усвоении правописания...................................................................... 243

Глава 4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ......................................... 244

Выбор методов...................................................................................................... 244

Языковой анализ и синтез............................................................ 245

Запоминание........................................................................................... 246

Решение грамматико-орфографических задач................................................................. 247

Алгоритмы........................................................................................................................ 249

Ступени сжатия алгоритма................................................................................ 250

Виды упражнений в правописании.................................................................................. 251

Имитативные упражнения (виды списывания)............................................................... 252

Виды диктантов................................................................................................................. 253

Грамматико-орфографическое комментирование............................................................. 254

Самостоятельное письмо, выражение мысли, его роль в правописании............................ 255

Глава 5. ИЗУЧЕНИЕ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ..................................................... 256

Классификация ошибок................................................................................................. 256

Диагностика и прогнозирование ошибок............................................................... 257

Исправление и предупреждение ошибок......................................................................... 258

Глава 6. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (ГРАММАТИКА И ОРФОГРАФИЯ)................................ 260

Общие требования к уроку............................................................................................... 260

Типология уроков русского языка.............................................................................. 261

Структурные компоненты уроков русского языка..................................................................... 263

Планирование уроков и подготовка к ним..................................................... 265

РАЗДЕЛ V МЕТОДИКАРАЗВИТИЯРЕЧИУЧАЩИХСЯ............................. 269

Глава 1. ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ «ДАРА СЛОВА» В РУССКОЙ ШКОЛЕ XIX-XX вв....... 269

К. Д. Ушинский......................................................................... 269

Основные направления в методике развития речи........................................................... 270

Тенденции 60-х годов XX в. ....................................................................... 272

Глава 2. ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ................. 273

Речь и ее виды...................................................................................... 273

Речь имышление..................................................................................................... 274

Высказывание.............................................................................................................. 275

Типы речи (текста).............................................................................. 277

Теории строения текста.......................................................................................... 278

Факторы речевого развития человека.............................................................................. 280

Глава 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ И МЕТОДИКА................................................... 281

Критерии культуры речи.................................................................................... 281

Глава 4. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ..................................................... 283

Имитативные методы....................................................................................................... 283

Коммуникативные методы...................................................................................................... 284

Метод конструировании.................................................................................... 286

Риторика в начальных классах....................................................................................... 288

Глава 5. УРОВНИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ...................................... 290

Уровень произносительный.................................................................................................... 290

Направления работы на произносительном уровне................................................................ 292

Уровень лексический (словарная работа) ............................................................................... 295

Грамматический уровень работы но развитию речи............................................................. 297

Глава 6. УРОВЕНЬ ТЕКСТА В РАЗВИТИИ РЕЧИ................................................. 300

Виды школьных текстовых упражнений..................................................................................... 300

Типология ученических работ и компоненты системы развития речи.................................. 302

Пересказы и изложения, их значение, цели и виды............................................................... 304

Методика изложений отдельных видов.......................................................... 305

Творческие пересказы и изложения........................................................................ 307

Глава 7. УРОВЕНЬ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ). УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ........... 309

Сочинение как самовыражение личности................................................................ 309

Подготовительные ступени к сочинению................................................................ 310

Исполнение, реализация подготовленного............................................................................... 313

Анализ детских сочинений....................................... 315

Глава 8. ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СОЧИНЕНИЙ.......................................................... 317

Сочинения-миниатюры................................................................................................................. 317

Описание картины............................................................................................................. 318

Сочинения на литературные темы..................................................................................... 319

Сочинение сказок........................................................................................... 321

Сочинениянаосновеопытаинаблюденийучащихся.................................................. 322

Литературное творчество школьников..................................................................................... 323

Глава 9. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ДИАГНОСТИКА И ИСПРАВЛЕНИЕ......... 327

Типы и причины речевых ошибок.................................................................. 327

Характеристика лексических ошибок............................................................ 329

Морфологические ошибки.............................................................................. 330

Синтаксические ошибки........................................................................... 331

Логические и композиционные ошибки................................................................................. 332

Исправление и предупреждение речевых ошибок.................................................... 333

Глава 10. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ... 335

Типология организационных форм развития речи............................... 335

Язык, речь, ее развитие, языковая личность........................................................... 336

РАЗДЕЛ VI ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ..................................... 341

Задачи и формы внеурочной работы............................................................... 341

Языковые игры................................................................................................................. 342

Кружок русского языка..................................................................................................... 344

Ребенок дома....................................................................................... 344

Виды внеклассных занятий................................................................................................. 345

Львов Михаил Ростиславович (9 февраля 1927, с. Паваренис, ныне в Алитусском районе Литвы - 24 июня 2015) — педагог, методист по русскому языку, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук и профессор.

В 1953 окончил Барнаульский педагогический институт. С 1947 преподавал в школе г. Славгорода Алтайского края. С 1961 на научно-педагогической работе: в МГПИ им. В.И. Ленина (1961-64 и с 1975), Магнитогорском педагогическом институте (1964-75).

В развитии речи младших школьников методически обосновал 3 направления: работа над словом, предусматривающая расширение источников изучения речи, углубление способов семантизации лексики, освоение синонимов и антонимов в языке; работа над словосочетанием и предложением с опорой на систему упражнений конструктивного и творческого характера; работа над связной речью с разработанной типологией и методикой сочинений.

Михаил Ростиславович сформулировал ведущие тенденции речевого развития учащихся: рост объема и структурное усложнение единиц речи (до 3-го класса); увеличение разнообразия речевых средств (4-7-е классы); стабилизация средств речи (8-10-е классы). Эти исследования обобщены в труде «Тенденции развития речи учащихся».

Львов М.Р. соавтор общих методических пособий: «Методика обучения русскому языку в начальных классах», составитель хрестоматии «Развитие речи учащихся в начальной школе», отразившей изучение данного вопроса в отечественной филологической науке от Ф.И. Буслаева и А.Я. Острогорского до М.А. Рыбниковой и др.

Книги (9)

Методика обучения русскому языку в начальных классах

В книге изложен систематический курс методики русского языка в начальной школе.

Во второе издание введены материалы, отражающие реализацию реформы школы: об обучении детей шестилетнего возраста, об упорядочении учебной нагрузки учащихся и пр; учтена специфика новых учебников — «Азбуки» , книг для чтения, учебников русского языка, учебного комплекса в целом.

Методика преподавания русского языка в начальных классах

Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей.

Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.

Методика развития речи младших школьников

Назначение пособия — помочь учителю в систематической организации работы по развитию речи. В нем подробно описывается методика обучения связной речи, дан не только теоретический материал, но и предлагаются методические рекомендации и дидактический материал.

Первое издание книги называлось «Речь младших школьников и пути ее развития» (1975 г.).

Основы теории речи

В учебном пособии с современных позиций изложены теоретические основы речи, охарактеризованы ее виды, кодовые переходы, теории речевых актов, коммуникации, современной риторики, детской речи и ее развития в школе, отражены вопросы психолингвистики, социолингвистики и т.д.

Правописание в начальных классах

Уровень грамотности учащихся средней школы — одна из острейших проблем народного образования.

Теоретическая часть книги посвящена характеристике принципов русской орфографии и существующих методов обучения.

В практической части представлена алгоритмическая система решения орфографических задач, формирования навыков правописания по всем разделам курса русского языка для учащихся I — IV классов.

Риторика. Культура речи

В пособии рассматривается интересная, но мало изучаемая область филологической науки — риторика, сферы ее влияния и применения, история возникновения.

Особое внимание уделяется видам красноречия, значению духовно-нравственного слова. Очень важны практические советы в отношении ораторского искусства, необходимого в преподавательской, дискуссионной и других областях деятельности.

Словарик синонимов и антонимов

По замыслу автора, «Словарик» предназначается для творческого развития учащихся начальных классов. Весь учебный, образовательный процесс — это созидание, и в качестве исследователей, изобретателей, конструкторов выступают сами дети. На первый взгляд, это игра, на самом деле — серьёзнейшая познавательная деятельность.

Материал «Словарика» систематизирован: в нём 5 разделов, 200 словарных статей, дети работают с синонимами, постепенно переходят к антонимам, к соединенным синонимико-антономическим связям, к многозначности слова и синонимическим рядам и антонимическим парам, построенным на многозначности. Естественно, что трудность материала постепенно возрастает. Но всё это не значит, что «Словарик» — некое подобие учебника, что его надо «проходить».

Словарь-справочник по методике русского языка

Словарь-справочник по методике русского языка создан впервые.

В нем раскрыты важнейшие понятия методики русского языка в средней школе. По всем основным темам названа литература, изучение которой поможет читателям организовать целенаправленную самостоятельную работу по овладению методикой.

Пособие предназначено студентам факультета русского языка и литературы педагогических институтов. В то же время оно может быть полезно учителям средней школы, так как позволит им углубить и систематизировать свои знания.

В учебном пособии освещаются вопросы эффективности в обучении русскому языку в начальных классах. В нем получили отражение такие разделы: методика русского языка как наука, методика обучения грамоте, методика классного и внеклассного чтения, методика изучения грамматики и орфографии, развитие речи учащихся.

При изложении каждого раздела кратко и доступно раскрываются особенности обучения русскому языку, сосредоточивается особое внимание на наиболее трудных проблемах.

МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА

Предмет и задачи методики преподавания русского языка

Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.

Как и любая другая наука, методика русского языка имеет свой предмет. Предметом ее изучения является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой и пр.). Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Результаты этого изучения составляют фундаментальную базу для решения задач: на основе познанных закономерностей нужно выработать оптимальную систему обучения языку. Эта система (или, вернее, эти системы) должна обеспечить каждого школьника необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку. Одновременно методика учитывает ряд социальных требований к обучению: обеспечивает такое построение обучения, которое максимально способствовало бы коммунистическому воспитанию учащихся, развитию их мышления, а также было бы эффективным, достаточно экономным.

По традиции, говоря о задачах методики как прикладной науки, называют три ее задачи:

Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения - программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, проверка доступности и эффективности.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ