Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах
М.: Академия, 2007. - 304 с.
Содержание:
Общие подходы к развитию речи младших школьников.
Совершенствование устной речи младших школьников.
Работа над словом как лексической единицей речи.
Развитие синтаксического строя речи младших школьников.
Работа в области культуры речи младших школьников.
Обучение младших школьников воспроизведению текста и созданию собственных высказываний.
Методика обучения грамоте.
Изучение темы «Звуки и буквы» и совершенствование фонетико-графических умений младших школьников.
Методика обучения орфографии.
Методика изучения основ морфемики и словообразования.
Вопросы теории и практики обучения морфологии в начальной школе.
Изучение элементов синтаксиса и пунктуации.
Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах
М.: Просвещение, 1979.
Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах
2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1987.- 415 с.
В книге изложен систематический курс методики русского языка в начальной школе. Во второе издание введены материалы, отражающие реализацию реформы школы: об обучении детей шестилетнего возраста, об упорядочении учебной нагрузки учащихся и пр; учтена специфика новых учебников - «Азбуки» , книг для чтения, учебников русского языка, учебного комплекса в целом.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения
Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н., Цукерман Г.А., Горецкий В.Г., Кубасова О.В. и др.
М.: Академия, 1997. - 383 с.
Ладыженская Т.А. (ред.). Методика развития речи на уроках русского языка
Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.
Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка
Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». - М.: Просвещение, 1988. - 240 с. - ISBN 5-09-000507-9.
Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах
Учебно-методическое пособие. — Томск: Пеленг, 1992. — 60 с. — (Библиотека развивающего обучения).
Сборник содержит статьи по изучению русского языка на фонемной основе, что развивает фонетический слух у учащихся, является предпосылкой успешного обучения детей грамоте как основы для совершенствования у них орфоэпических навыков, важнейшего условия овладения графикой и орфографией русского языка, развития интереса к языку.
Автор предлагает практические рекомендации по использованию методов обучения орфографии на фонемной основе, обучению орфографической зоркости как учащихся младших классов, так и студентов, будущих учителей.
Работа предназначается студентам педагогических вузов, работникам системы народного образования, родителям.
Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи
М.: Флинта, 2000. - 104 с.
Книга посвящена первому этапу в подготовке младших школьников по русскому языку — периоду обучения грамоте. в книге даются методические советы по обучению фонетике, графике, орфографии и речи. Приводятся разработки уроков.
Книга может быть полезна при обучении грамоте по любому букварю; она адресована учителям начальных классов, методистам по начальному обучению, преподавателям ВУЗов и колледжей, студентам.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах
М.: Академия, 2007. - 464 с. - (Высшее профессиональное образование).
Методика обучения грамоте.
Методика чтения и литературы.
Методика изучения языковой теории.
Методика правописания (орфографии и пунктуации).
Методика развития речи учащихся.
Внеурочная работа по русскому языку.
Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................... 8
Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НАУКА...................... 8
Глава 2. НАУКИ О ЯЗЫКЕ - ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ...............................................10
Глава 3. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА.............13
Глава 4. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ..........................................16
Глава 5. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКИ.......................20
РАЗДЕЛ I МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ............................................................28
Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ..............................................................................28
Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения…………………………………………………………………………………………......28
Задачи, стоящие перед обучением грамоте..................................................29
Учебно-методический комплект по обучению грамоте......................................................................30
Методы обучения грамоте, их классификация.............................................32
Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМАТЕ…..................33
История методов обучения грамоте............................................................................33
Буквослагательный метод..................................................................................34
Переход к звуковым методам.............................................................................37
Глава 3. СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ....................................................40
Выбор методики........................................................................................................................40
Добукварный период.................................................................................................................40
Звукослоговыс схемы, схемы буквенные, звуковые………………......................................41
Работа со слогом, слогоделение..............................................................44
Знакомство с ударением.......................................................................46.
Изучение звуков......................................................................................................46
Знакомство с буквами........................................................................................49
Глава 4. РАБОТА УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ.......................................................................50
Механизм чтения, его составляющие......................................................................50
Чтение слогов в букварных «столбиках» ..........................................................................53
Чтение и разбор букварных текстов......................................................................................54
Обучение письму......................................................................................................................56
Уроки обучения грамоте..........................................................................................................59
РАЗДЕЛ II МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................62
Глава I. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ.............................................................62
Зарождение метода объяснительного чтения........................................................................62
К. Д. Ушинский - родоначальник метода объяснительного чтения...................................63
Взгляды Л. Н. Толстого на процесс обучения чтению..........................................................66
Критика метода объяснительного чтения передовыми методистами XIX в.......................67
Развитие и совершенствование метода объяснительного чтения в XIX в. ........................68
Методика воспитательного чтения Ц. П. Балталона..............................................................71
Метод литературно-художественного чтения......................................................................73
Метод творческого чтения.......................................................................................................74
Развитие методики чтения в 30-70-е годы XX в. ..................................................................76
Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ЛИТЕРАТУРЕ...........80
Пропедевтический этап литературного образования младших школьников................80
Учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики в начальных классах………………................................................................................................................81
Роль взрослого в формировании ребенка-читателя............................................86
Организация живых впечатлений и творческая деятельность детей в системе литературного образования младших школьников............................................................87
Глава 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ.................................................. 93
Качества навыка чтения............................................................................... 93
Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца..................................... 94
Работа над правильностью и беглостью чтения......................................................... 95
Работа над сознательностью чтения...................................................................................100
Работа над выразительностью чтения...............................................................................106
Глава 4. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ..................110
Литературоведческие основы анализа художественного произведения..............110
Психологические особенности восприятия художественногопроизведениямладшимишкольниками......................................................... 111
Методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах................................... 114
Глава 5. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ....................................................................................... 115
Первичное восприятие текста................................................................. 115
Анализ художественного произведения на уроке чтения......................................................... 116
Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза................................................................................................... 118
Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения.......................... 119
Несколько слов о школьном театре............................................................... 122
Глава 6. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗНЫХ РОДОВ И ЖАНРОВ... 123
О родах литературных произведений..................................................................... 123
Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах..................... 123
Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах........................ 128
Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах............... 130
Глава 7. РАБОТА С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ...................................................................... 133
О воспитательной роли книги..................................................................................................... 133
Истоки современной системы работы с детской книгой................................................ 134
Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников.................................................................................................................................... 136
Подготовительный этап обучения работе с детской книгой..................................................... 137
Начальный этап обучения работе с детской книгой.................................................................. 138
Основной этап обучения работе с детской книгой................................................................... 139
Типология уроков внеклассного чтения...................................................................................... 140
Глава 8. УРОКИ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.............................. 143
Требования к урокам чтения........................................................................................................ 143
Задачи современного урока чтения............................................................................................ 144
Типология уроков чтения……………………………………............................................................ 144
Подготовка учителя к уроку чтения............................................................................................ 146
РАЗДЕЛ III. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ (ФОНЕТИКИ,
ЛЕКСИКИ, МОРФЕМИКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, ГРАММАТИКИ -
МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСА) ..................................................................................... 151
Глава 1. КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО «ШКОЛЬНОЙ ГРАММАТИКЕ» ..... 151
Глава 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» ..........................................................................153
Пути реализации воспитательной функции языка........................................... 154
Формирование языковых понятий................................................................. 155
Изучение закономерностей и структуры языка....................................................................... 158
Углубленное изучение русского языка................................................................................... 159
Развивающая роль теории языка.......................................................................................... 160
Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ................................................. 160
Языковой анализ как метод...........................................................161
Метод конструирования.............................................................................................................. 162
Сравнительно-исторический метод........................................................................................... 163
Наглядные методы....................................................................................................... 164
Метод рассказа учителя................................................................................................ 165
Эвристические, или поисковые, методы................................................................................. 165
Игра как метод......................................................................................................... 167
Коммуникативные методы.......................................................................................................... 168
Программированное обучение и компьютер...............................................................................168
Глава 4. УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ................................ 169
Роль учебника, его функции..................................................................................... 169
Требования к текстам в учебнике.................................................................................... 170
Типы учебников и пособий......................................................................................... 171
Виды работы учащихся по учебнику................................................................................ 173
Глава 5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСА. МЕТОДИКА ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ....... 174
Понимание функций произносительных единиц речи.......................................................... 174
Умения учащихся................................................................................................ 175
Процесс обучения. Методы, приемы...................................................................................... 176
Трудности фонетики и графики........................................................................................ 177
Глава 6. МЕТОДИКА ЛЕКСИКИ И СЕМАНТИКИ. МЕТОДИКА МОРФЕМИКИ И
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ...................................................................................... 177
Учебный процесс. Методические приемы. Трудности.............................................................. 179
Обобщения. Обратная связь.................................................................................... 181
Глава 7. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ................................................................. 182
Морфология. Части речи.............................................................................................. 182
Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение...................................... 183
Тема «Род имен существительных».............................................................. 184
Тема «Число имен существительных»............................................................................. 185
Тема «Склонение имен существительных»............................................................... 186
Глава 8. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ............................................................................. 190
Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных............................. 190
Тема «Род имен прилагательных» ................................................................................ 191
Тема «Число именприлагательных» ................................................................................ 192
Темя «Склонение имен прилагательных» ......................................................................... 193
Словообразование имен существительных и прилагательных............................................ 196
Глава 9. ГЛАГОЛ.............................................................................................................. 197
Лексическое и грамматическое значение глаголов.................................................................. 197
Тема «Время глагола». Прошедшее время................................................................. 199
Тема «Настоящее время глагола» .............................................................................. 199
Тема «Инфинитив». Неопределенная форма глагола................................................ 202
Тема «Будущее время глагола (простое и сложное)»................................................... 203
Знакомство с наклонениями и залогами глаголов..................................... 205
Словообразование глаголов........................................................................ 207
Глава 10. РАЗНЫЕ ТЕМЫ КУРСА МОРФОЛОГИИ............................................................ 208
Знакомство с местоимением...................................................................................................... 208
Знакомство с именами числительными...................................................................210
Знакомство с наречиями.................................................................................................. 211
Служебные части речи. Союзы. Предлоги......................................................... 211
Глава 11. СИНТАКСИС........................................................................... 212
Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе.......................................... 212
Предложения, их виды................................................................................................................. 213
Члены предложения. Словосочетания..................................................................... 216
Однородные члены предложения.......................................................................................... 217
Сложные предложения................................................................................................................. 218
Прямая и косвенная речь...................................................................... 219
РАЗДЕЛ IV МЕТОДИКА ПРАВОПИСАНИЯ (ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ)... 223
Глава 1. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ
(XIX-XX вв.)............................................................................................................ 223
Грамматические основыобучения правописанию.................................................................. 223
Позиция К. Д. Ушинского............................................................................................... 224
Антиграмматическое направление................................................................................. 226
Глава 2. СВОЙСТВА РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ КАК ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ........ 227
Общее понятие................................................................................................................... 227
Алфавит...................................................................................................... 228
Графика................................................................................................................. 228
Орфография.................................................................................................... 229
Пунктуация................................................................................... 230
Принципы русской орфографии. Морфологический принцип................................... 230
Фонематический принцип................................................................................ 232
Традиционный принцип орфографии............................................................................... 233
Принцип дифференциации значений................................................................................ 234
Принцип фонетический.................................................................................... 234
Принципы пунктуации.................................................................................................................. 235
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ..... 236
Орфограмма.............................................................................................. 236
Орфографическая зоркость...................................................................... 237
Правила правописания.................................................................................... 238
Мотивация орфографической работы............................................................ 240
Ступени формирования умений по орфографии...................................................................... 241
Речевой слух......................................................................................................... 243
Семантическая работа в усвоении правописания...................................................................... 243
Глава 4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ......................................... 244
Выбор методов...................................................................................................... 244
Языковой анализ и синтез............................................................ 245
Запоминание........................................................................................... 246
Решение грамматико-орфографических задач................................................................. 247
Алгоритмы........................................................................................................................ 249
Ступени сжатия алгоритма................................................................................ 250
Виды упражнений в правописании.................................................................................. 251
Имитативные упражнения (виды списывания)............................................................... 252
Виды диктантов................................................................................................................. 253
Грамматико-орфографическое комментирование............................................................. 254
Самостоятельное письмо, выражение мысли, его роль в правописании............................ 255
Глава 5. ИЗУЧЕНИЕ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ..................................................... 256
Классификация ошибок................................................................................................. 256
Диагностика и прогнозирование ошибок............................................................... 257
Исправление и предупреждение ошибок......................................................................... 258
Глава 6. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (ГРАММАТИКА И ОРФОГРАФИЯ)................................ 260
Общие требования к уроку............................................................................................... 260
Типология уроков русского языка.............................................................................. 261
Структурные компоненты уроков русского языка..................................................................... 263
Планирование уроков и подготовка к ним..................................................... 265
РАЗДЕЛ V МЕТОДИКАРАЗВИТИЯРЕЧИУЧАЩИХСЯ............................. 269
Глава 1. ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ «ДАРА СЛОВА» В РУССКОЙ ШКОЛЕ XIX-XX вв....... 269
К. Д. Ушинский......................................................................... 269
Основные направления в методике развития речи........................................................... 270
Тенденции 60-х годов XX в. ....................................................................... 272
Глава 2. ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ................. 273
Речь и ее виды...................................................................................... 273
Речь имышление..................................................................................................... 274
Высказывание.............................................................................................................. 275
Типы речи (текста).............................................................................. 277
Теории строения текста.......................................................................................... 278
Факторы речевого развития человека.............................................................................. 280
Глава 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ И МЕТОДИКА................................................... 281
Критерии культуры речи.................................................................................... 281
Глава 4. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ..................................................... 283
Имитативные методы....................................................................................................... 283
Коммуникативные методы...................................................................................................... 284
Метод конструировании.................................................................................... 286
Риторика в начальных классах....................................................................................... 288
Глава 5. УРОВНИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ...................................... 290
Уровень произносительный.................................................................................................... 290
Направления работы на произносительном уровне................................................................ 292
Уровень лексический (словарная работа) ............................................................................... 295
Грамматический уровень работы но развитию речи............................................................. 297
Глава 6. УРОВЕНЬ ТЕКСТА В РАЗВИТИИ РЕЧИ................................................. 300
Виды школьных текстовых упражнений..................................................................................... 300
Типология ученических работ и компоненты системы развития речи.................................. 302
Пересказы и изложения, их значение, цели и виды............................................................... 304
Методика изложений отдельных видов.......................................................... 305
Творческие пересказы и изложения........................................................................ 307
Глава 7. УРОВЕНЬ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ). УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ........... 309
Сочинение как самовыражение личности................................................................ 309
Подготовительные ступени к сочинению................................................................ 310
Исполнение, реализация подготовленного............................................................................... 313
Анализ детских сочинений....................................... 315
Глава 8. ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СОЧИНЕНИЙ.......................................................... 317
Сочинения-миниатюры................................................................................................................. 317
Описание картины............................................................................................................. 318
Сочинения на литературные темы..................................................................................... 319
Сочинение сказок........................................................................................... 321
Сочинениянаосновеопытаинаблюденийучащихся.................................................. 322
Литературное творчество школьников..................................................................................... 323
Глава 9. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ДИАГНОСТИКА И ИСПРАВЛЕНИЕ......... 327
Типы и причины речевых ошибок.................................................................. 327
Характеристика лексических ошибок............................................................ 329
Морфологические ошибки.............................................................................. 330
Синтаксические ошибки........................................................................... 331
Логические и композиционные ошибки................................................................................. 332
Исправление и предупреждение речевых ошибок.................................................... 333
Глава 10. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ... 335
Типология организационных форм развития речи............................... 335
Язык, речь, ее развитие, языковая личность........................................................... 336
РАЗДЕЛ VI ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ..................................... 341
Задачи и формы внеурочной работы............................................................... 341
Языковые игры................................................................................................................. 342
Кружок русского языка..................................................................................................... 344
Ребенок дома....................................................................................... 344
Виды внеклассных занятий................................................................................................. 345
Львов Михаил Ростиславович (9 февраля 1927, с. Паваренис, ныне в Алитусском районе Литвы - 24 июня 2015) — педагог, методист по русскому языку, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук и профессор.
В 1953 окончил Барнаульский педагогический институт. С 1947 преподавал в школе г. Славгорода Алтайского края. С 1961 на научно-педагогической работе: в МГПИ им. В.И. Ленина (1961-64 и с 1975), Магнитогорском педагогическом институте (1964-75).
В развитии речи младших школьников методически обосновал 3 направления: работа над словом, предусматривающая расширение источников изучения речи, углубление способов семантизации лексики, освоение синонимов и антонимов в языке; работа над словосочетанием и предложением с опорой на систему упражнений конструктивного и творческого характера; работа над связной речью с разработанной типологией и методикой сочинений.
Михаил Ростиславович сформулировал ведущие тенденции речевого развития учащихся: рост объема и структурное усложнение единиц речи (до 3-го класса); увеличение разнообразия речевых средств (4-7-е классы); стабилизация средств речи (8-10-е классы). Эти исследования обобщены в труде «Тенденции развития речи учащихся».
Львов М.Р. соавтор общих методических пособий: «Методика обучения русскому языку в начальных классах», составитель хрестоматии «Развитие речи учащихся в начальной школе», отразившей изучение данного вопроса в отечественной филологической науке от Ф.И. Буслаева и А.Я. Острогорского до М.А. Рыбниковой и др.
Методика обучения русскому языку в начальных классах
В книге изложен систематический курс методики русского языка в начальной школе.
Во второе издание введены материалы, отражающие реализацию реформы школы: об обучении детей шестилетнего возраста, об упорядочении учебной нагрузки учащихся и пр; учтена специфика новых учебников — «Азбуки» , книг для чтения, учебников русского языка, учебного комплекса в целом.
Методика преподавания русского языка в начальных классах
Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.
Методика развития речи младших школьников
Назначение пособия — помочь учителю в систематической организации работы по развитию речи. В нем подробно описывается методика обучения связной речи, дан не только теоретический материал, но и предлагаются методические рекомендации и дидактический материал.
Первое издание книги называлось «Речь младших школьников и пути ее развития» (1975 г.).
Основы теории речи
В учебном пособии с современных позиций изложены теоретические основы речи, охарактеризованы ее виды, кодовые переходы, теории речевых актов, коммуникации, современной риторики, детской речи и ее развития в школе, отражены вопросы психолингвистики, социолингвистики и т.д.
Правописание в начальных классах
Уровень грамотности учащихся средней школы — одна из острейших проблем народного образования.
Теоретическая часть книги посвящена характеристике принципов русской орфографии и существующих методов обучения.
В практической части представлена алгоритмическая система решения орфографических задач, формирования навыков правописания по всем разделам курса русского языка для учащихся I — IV классов.
Риторика. Культура речи
В пособии рассматривается интересная, но мало изучаемая область филологической науки — риторика, сферы ее влияния и применения, история возникновения.
Особое внимание уделяется видам красноречия, значению духовно-нравственного слова. Очень важны практические советы в отношении ораторского искусства, необходимого в преподавательской, дискуссионной и других областях деятельности.
Словарик синонимов и антонимов
По замыслу автора, «Словарик» предназначается для творческого развития учащихся начальных классов. Весь учебный, образовательный процесс — это созидание, и в качестве исследователей, изобретателей, конструкторов выступают сами дети. На первый взгляд, это игра, на самом деле — серьёзнейшая познавательная деятельность.
Материал «Словарика» систематизирован: в нём 5 разделов, 200 словарных статей, дети работают с синонимами, постепенно переходят к антонимам, к соединенным синонимико-антономическим связям, к многозначности слова и синонимическим рядам и антонимическим парам, построенным на многозначности. Естественно, что трудность материала постепенно возрастает. Но всё это не значит, что «Словарик» — некое подобие учебника, что его надо «проходить».
Словарь-справочник по методике русского языка
Словарь-справочник по методике русского языка создан впервые.
В нем раскрыты важнейшие понятия методики русского языка в средней школе. По всем основным темам названа литература, изучение которой поможет читателям организовать целенаправленную самостоятельную работу по овладению методикой.
Пособие предназначено студентам факультета русского языка и литературы педагогических институтов. В то же время оно может быть полезно учителям средней школы, так как позволит им углубить и систематизировать свои знания.
В учебном пособии освещаются вопросы эффективности в обучении русскому языку в начальных классах. В нем получили отражение такие разделы: методика русского языка как наука, методика обучения грамоте, методика классного и внеклассного чтения, методика изучения грамматики и орфографии, развитие речи учащихся.
При изложении каждого раздела кратко и доступно раскрываются особенности обучения русскому языку, сосредоточивается особое внимание на наиболее трудных проблемах.
Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.
Как и любая другая наука, методика русского языка имеет свой предмет. Предметом ее изучения является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой и пр.). Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Результаты этого изучения составляют фундаментальную базу для решения задач: на основе познанных закономерностей нужно выработать оптимальную систему обучения языку. Эта система (или, вернее, эти системы) должна обеспечить каждого школьника необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку. Одновременно методика учитывает ряд социальных требований к обучению: обеспечивает такое построение обучения, которое максимально способствовало бы коммунистическому воспитанию учащихся, развитию их мышления, а также было бы эффективным, достаточно экономным.
По традиции, говоря о задачах методики как прикладной науки, называют три ее задачи:
Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения - программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, проверка доступности и эффективности.