Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Гибкость ума – навык, крайне полезный в современном обществе

Что же это такое, давайте проясним для начала. Когда говорят, что ум какого-то человека гибок, имеют в виду, что человек действует и решает задачи не шаблонно, не по стандартам, ищет какой-то свой путь решения.

У кого по-вашему самый гибкий ум? Не поверите – у маленьких детей.

Любой ребенок дошкольного возраста решит задачу с нестандартным ответом в разы быстрее взрослого. И это логично – ведь взрослый от ребенка отличается прежде всего тем, что в него вложили огромное количество шаблонов и алгоритмов, как нужно, не задумываясь, действовать в тех или иных ситуациях. Иногда это направлено на нашу безопасность, иногда помогает выполнять нашу работу быстрее…

Но зачастую при неожиданно возникших проблемах нужны нешаблонные, нестандартные, не приходящие еще никому в голову решения. Именно такие люди с развитой гибкостью ума становятся основателями мировых корпораций, изобретателями и в конце концов являются движущей силой прогресса.

Нет ничего сложного в том, чтобы развить в себе гибкость ума. Вспомните, как вы фантазировали в детстве. Развивайте в себе фантазию и воображение. Учитесь видеть необычное в самых простых вещах.

Вот несколько заданий на развитие гибкости ума, преодоление его зашоренности, которые можно выполнять в очереди к врачу, по дороге на работу или стоя в пробке.

Представьте, что автомобили едут не по поверхности дороги, а с ее обратной стороны. Вообразите в мельчайших деталях, какие при этом потребуются шины для колес (С липучками? На магнитах? А может, вы что-то еще придумаете?), как будет эта машина управляться, какой у нее будет внешний вид. Только не просите помочь в этом задании ваших детей (если они есть): вы же развиваете свою гибкость ума, а не их. Сначала придумайте свои версии, потом спросите детей. Вместе можно такого наизобретать!

Второе упражнение: придумайте для простых, обыденных предметов несвойственное им значение.

Например, карандаши можно использовать следующим образом:

  • как японские палочки для еды;
  • как заколку для поддержания пучка волос на голове;
  • как катушку с ниткой при запуске воздушного змея;
  • накручивать на него проволоку для получения спирали;
  • грызть кончик для самоуспокоения;

И многое, многое другое!

Попробуйте также наши интересные и увлекательные игры-задания для любого возраста . Наши умные алгоритмы сами подберут вам программу тренировок для гибкости ума, и всего за 5 минут в день вы сможете развить не только гибкость но и другие

Экология жизни. Лайфхак: Для того, чтобы оптимизировать гибкость ума, вы должны бросать вызов своему мозгу каждый день: удивляйте его новыми действиями, чтобы он не останавливался и не переставал себя стимулировать. Повысить свои умственные способности возможно при помощи упражнений.

Упражнения для мозга

Для того, чтобы оптимизировать гибкость ума, вы должны бросать вызов своему мозгу каждый день: удивляйте его новыми действиями, чтобы он не останавливался и не переставал себя стимулировать. Повысить свои умственные способности возможно при помощи упражнений.

«Гибкость ума» предполагает удивительные когнитивные процессы, которые позволяют нам рассуждать и быстрее делать выводы и логические заключения.

В это же измерение входит творчество, аналитические способности и та мгновенность действий, что позволяет нам сделать отношения в своей повседневной жизни более качественными и удовлетворяющими нашим потребностям.

Все эти процессы - не данность и ни в коем случае не характеристика одних лишь молодых людей.

Напротив, в данном случае речь идет скорее о приобретенных навыках, о способностях, которые можно развить в себе и которые не теряются с возрастом . Только для этого необходимо каждый день работать над собой и приспосабливаться к тому, что нас окружает.

Нам просто нужно прийти к осознанию, в самом широком смысле этого слова.

Точно так же, как мы уделяем время физическим упражнениям или идем в спортзал, следует «тренировать» и свой мозг . Находить несколько минут каждый день на практику несложных стратегий, которые будут способствовать взаимодействию полушарий нашего мозга, созданию новых нейронных связей и постепенному повышению "гибкости ума" , в целом.

1. Одевайтесь и раздевайтесь с закрытыми глазами

Даже если вы будете делать это всего один раз в день, обязательно попробуйте: одевайтесь и раздевайтесь с закрытыми глазами .

Сначала вам может показаться это глупостью, но на самом деле таким образом вы «запускаете» самые неожиданные процессы, которые:

    Улучшают координацию движений

    Усиливают взаимосвязь и взаимодействие правого и левого полушарий мозга

    Развивают мелкую моторику

    Помогают рисовать так называемые «ментальные карты» о существующих расстояниях между пуговицами, о том, как застегнуть молнию и куда просунуть руки…

Попробуйте выполнить это несложное упражнение, только не забывайте о безопасности: лучше делать это, сидя на кровати, чем стоя.

2. Игра приблизительных и точных значений

Для того, чтобы улучшить гибкость ума, необходимо понимать один очень важный аспект: это потребует волевых усилий. И даже если сначала все это покажется вам слишком простым времяпрепровождением, поверьте, ваш мозг будет благодарен вам за него.

Мозг любит нарушение привычного ритма и новые стимулы.

Игра приблизительных и точных значений - это ежедневная задача, требующая от вас внимания, расчета и подсчета.

    Сколько лестниц в моем офисе?

    А в автобусе… Сколько людей сегодня надели черную одежду?

    Сколько получится, если сложить две последние цифры номера проезжающей мимо машины?

    Сколько пройдет секунд, прежде чем цвет светофора сменится на зеленый?

3. Каждый день учите по 5 новых иностранных слов

Неважно, какой иностранный язык вы выберете. Это может быть каждый день новый язык. Чтобы повысить гибкость ума, будет отлично выучивать от 3 до 5 новых слов в день.

Так вы не только будете расширять кругозор и увеличивать свой лингвистический потенциал, но и способствовать формированию новых нейронных тканей, которые впоследствии станут вашим когнитивным резервом и помогут достойно справиться с течением времени.

4. Меняйте привычную последовательность действий всегда, когда есть такая возможность

Рутина - один из злейших врагов нашего мозга. Ему скучно, когда ничего нового не происходит, он «переключается» на автоматический режим, то есть он не работает.

    В тот момент, когда наши когнитивные процессы ограничены, когда они всегда одни и те же, когда не остается места для творчества, свободы и личного удовольствия, мы имеем дело с нежелательными последствиями : потерей памяти, отсутствием концентрации, медлительностью в рефлексах и т.д…

В идеале нужно стараться каждый день посвящать себе 1 или 2 часа. Это уже будет подарком для нашего разума и чувств.

5. Говорите, слушайте, соотносите, спорьте и делайте выводы

Социальные контакты, позитивные отношения, диалоги - все это позволяет нам расширять горизонты своих знаний. Социальную активность можно назвать «бензином» для повышения нашей умственной гибкости.

    Так у нас получается быстрее обрабатывать информацию, мы учимся ценить ее и в то же время у нас формируется и свое собственное мнение.

    А споры, вопреки распространенному мнению, могут иметь не только негативные последствия, ведь не зря говорят, что в них «рождается истина», значит, наш ум становится острее.

    Мы становимся более внимательными, отзывчивыми и в то же время более уверенными в себе, учимся лучше управлять своими эмоциями.

Ведь очень немногие вещи в нашей жизни можно назвать мудростью, а уважительное и остроумное общение - вполне.

6. Ведите дневник

    И это не просто записи, восстановление хронологической последовательности каких-то действий, это настоящая терапия для нашего разума.

    Так мы учимся трансформировать свои идеи в слова, а опыт - в целые фразы.

    Наши мысли становятся более подвижными, текучими и гибкими, взгляд внутрь себя находит канал для выражения, а потом все это возвращается обратно к нам в мозг.

Так мы развиваем свои творческие способности. Чем больше мы пишем, тем сильнее наше желание писать еще. Это как открытая дверь, позволяющая нам увидеть разные дороги, которые нам еще только предстоит пройти и изучить.

7. Выходите на прогулку каждый день

Наше тело всегда находится в гармонии с умом . Тело, которое устало, переживает стресс и неблагополучие заставляет и разум становиться более жестким, сковывает его.

Человек начинает сосредотачиваться на неупорядоченных, разрозненных и хаотичных аспектах, которые препятствуют развитию его творческих способностей. Но нам нужно обратное: расслабление и возможность концентрироваться на чем-то, то выходит за пределы нашего тела.

Выйдите не пробежку. Это расслабляет! Выйдите просто на прогулку, это позволит вам облегчить душу и сердце и успокоить ум. Когда мы шагаем наш разум чувствует себя свободным. Это происходит даже чисто на химическом уровне: мозг получает больше кислорода и больше питательных веществ.

Так что если вы действительно хотите иметь гибкий ум, то не забывайте, нужно «инвестировать» в себя: посвящайте себе время, и пусть неотъемлемыми частями вашей жизни станут страсть к познанию нового и мотивация, чтобы чувствовать себя по-настоящему хорошо . опубликовано

Рассматривая качества человека, одним из важнейших из них можно назвать мышление. Ведь именно благодаря ему люди решают стоящие перед ними задачи и справляются с возникающими проблемами.

Мышление бывает логическим и критическим, аналитическим, творческим, абстрактным, а порой гибким. Последний из этих видов весьма полезен для человека. Ведь имея гибкость ума, жить в этом мире намного проще. Подобная характеристика мышления позволит обрести умение приспосабливаться к абсолютно любым условиям и начать извлекать выгоду даже из тех ситуаций, которые кажутся крайне неблагоприятными.

Для того чтобы убедиться в этом, стоит изучить Все они в той или иной степени обладают гибкостью ума. Это и позволяет всей деятельности этих людей быть невероятно эффективной. Так что гибкость ума является действительно полезным навыком, которому стоит обучиться, чтобы начать быстрее делать логические заключения и выводы из своих рассуждений.

Определение понятия

В психологии гибкость ума - это умение человека пересматривать свои решения и выводы при изменении условий. Помимо этого, данное понятие означает отсутствие каких-либо шаблонов, используемых при решении жизненных задач, а также предвзятых мнений.

Люди, у которых отсутствуют подобные качества, отличаются инертностью ума. Они думают и действуют только по образцу и боятся всего нового.

Для того чтобы окончательно понять, что же такое гибкость ума, необходимо рассмотреть, как она выражается у человека. Ведь если личность способна разумно подходить к жизни, то это обязательно отразится на образе мыслей.

Причем гибкость мышления - это и умение человека ясно видеть сложившуюся ситуацию, а также прогнозировать ее дальнейшее развитие. Каковы же признаки наличия подобной характеристики у человека?

Альтернатива

Данное понятие означает способность индивида делать выбор между несколькими вариантами. Альтернатива, как правило, имеет место у людей с высоким уровнем развития мышления. Ведь человеку необходимо не просто принять то или иное решение, а обосновать перед собственной совестью его правильность, увидев при этом дополнительные возможности.

При любых обстоятельствах человек должен помнить о том, что альтернатива существует всегда. Именно поэтому при первой неудаче нельзя опускать руки и отчаиваться. При подобном подходе ничего существенного в жизни не добьешься.

Справиться со сложной ситуацией часто возможно при поиске ответа внутри себя. Это позволит определиться с самыми значимыми возможностями и перспективами. Гибкость ума в данном случае понадобится для определения самого подходящего варианта решения проблемы. Как правило, люди обучаются этому на основе полученного ими жизненного опыта.

Принятие ответственности

На это, к сожалению, способна далеко не каждая личность. Причины кроются в тех факторах, которые способствуют формированию у человека безответственности и душевной расслабленности. Индивид привыкает к тому, что старается не обращать внимания на происходящее с ним. Конечно, жить так намного легче. Ведь не нужно предпринимать никаких усилий при необходимости выполнения важных действий. Однако стоит иметь в виду, что человек, убегающий от своей сущности, никогда не станет счастливым. Это похоже на отстранение от собственных чувств, когда их даже не успеваешь определить и осознать.

При принятии полной ответственности человек должен обладать умением признавать свои ошибки. Это и есть демонстрация гибкости ума. Стоит отметить, что люди, научившиеся преодолевать встречающиеся у них на пути трудности, отмечают, что сделать это им позволило именно принятие ответственности.

Переключение внимания

Человек, который долго концентрируется на той или иной мысли, становится сосредоточенным. Это состояние, когда в голове постоянно прокручивается определенная ситуация, позволяющая быстрее придти к оптимальному решению и найти нужный ответ. Порой собственное видение стоящей перед индивидом проблемы переворачивает его сознание, и он начинает стремиться к получению конкретного результата. Каков при этом будет окончательный выбор варианта решения, зависит от мировоззрения личности и от имеющейся у нее системы внутренних убеждений. Однако если очень долго сосредотачиваться на одной проблеме, то это может привести к апатии. Гибкость мышления в таком случае проявляется в способности человека переключаться, переводя внимание с одной мысли на другую. Навык этот весьма полезен. Пригодиться он может всегда. Ведь любое новое начинание обязательно потребует терпения, настойчивости и душевных сил. Гибкость ума при этом позволит защититься от дополнительных переживаний и не чувствовать себя обычным неудачником.

Творческий метод

Проявление креативности у человека должно присутствовать во всем. А это невозможно без использования внутренних творческих ресурсов. Если этого не будет, то энергия личности начнет постепенно угасать, и в конце концов применить ее станет просто невозможно.

Наша жизнь такова, что будни время от времени подбрасывают человеку различные сюрпризы. Если эти случайности застают врасплох, то они могут поставить нас в тупик. Не допустить этого позволит гибкость ума. В этом случае она будет выражаться в к проблеме, что позволит решить возникающие вопросы в кратчайшие сроки.

Принятие точки зрения другого человека

Для нас это, пожалуй, самое сложное. Ведь люди устроены так, что в любых ситуациях правыми считают только себя. Подобное мировоззрение связано с внутренней природой человека, которая включает в действие естественные защитные механизмы. Все это позволяет индивиду избежать любых неприятностей, которые возникают на его пути. Гибкость мышления - это то, что позволяет увидеть ситуацию как бы изнутри. При этом человек начинает обращаться к истокам существующей проблемы.

Мыслительные операции

От чего зависит гибкость ума? От производимых им мыслительных операций. Они включают в себя сравнение, противопоставление, а также синтез и анализ, конкретизацию и абстракцию, систематизацию и обобщение. Данные элементы считаются едиными, парными и обратимыми.

Рассмотрим операций:

  1. Сравнение. Подобная операция заключается в установлении различия или сходства объектов мышления. При сравнении человек обнаруживает определенные существенные свойства явлений и предметов. По мнению некоторых исследователей, в этом заключается самая существенная сторона мышления. Рассматривая предметы с разных точек зрения, человек получает возможность сравнивать и сопоставлять их качества в необычных, новых для себя обстоятельствах.
  2. Анализ. Под этим процессом понимается мысленное разделение явления или предмета на составляющие его части. Анализ помогает нам в стремлении глубже познать предмет. Для этого и требуется изучение каждой из его частей в отдельности. Анализ объекта может быть и отвлеченным. Его проводят для выявления сущности явления или предмета.
  3. Синтез. В противопоставление анализу, данный процесс позволяет составить единое целое из отдельных частей. Что конкретно подлежит объединению, можно сказать далеко не всегда. И здесь можно обнаружить тесную взаимосвязь между синтезом и анализом. Ведь для того чтобы объединить что-либо, порой необходимо понять, что же может составить единое целое.
  4. Обобщение. Данный процесс означает сведение чего-либо частного к общему. Обобщение следует за анализом материала и выделением свойств отдельных деталей путем их сравнения. После этого и становится возможным определить то главное и общее, что характерно для объектов, являющихся материалом мышления.
  5. Абстракция. Подобный процесс означает отвлечение мышления от конкретных чувственно-образных свойств выбранного им предмета или явления. Она возможна лишь после того как человек исключит все несущественное, частное и случайное.

Развиваем гибкость мышления

Итак, мы уже осознали необходимость наличия в нашей жизни подобной характеристики. Но как развить гибкость ума? Чаще всего подобный процесс начинается с развития подлинного самоуважения. Полезным окажется и оригинальный подход к этому делу. Все это позволит личности продемонстрировать свою состоятельность, заслужив уважение к самому себе. В глазах окружающих принятие подобного решения также прибавит сил и даст возможность почувствовать себя значительным и самодостаточным. Что полезно для ума и как развить его гибкость? Давайте разберемся в этом вопросе.

Избавляемся от страхов

Двигаться вперед человеку всегда мешают самые различные фобии. Страхи настолько ограничивают нас, что способствуют созданию неких внутренних рамок, вырваться из которых очень сложно. Также стоит помнить о том, что тревоги и сомнения всегда играют негативную роль и способны любое начинание погубить уже на корню. Если человек испытывает сильный страх, то он непременно откажется от любой перспективы. Именно поэтому для достижения желаемой цели необходимо перестать бояться. Только в таком случае появится гибкость мышления, которая позволит добиться значительных результатов в жизни. Личность начнет думать конструктивно и направит свой ум к созиданию.

Начинаем экспериментировать

Жизнь подавляющего большинства людей весьма ограничена рамками придуманных стереотипов, выйти за которые они просто не решаются. Это в значительной мере обедняет их существование. Любое действие, направленное на развитие, в таком случае будет для человека весьма сложным. Ему просто необходимо экспериментировать, что позволит не останавливаться на достигнутом результате.

Порой очень грустно наблюдать за теми людьми, которые сдаются на полпути, не успев еще как следует начать свое дело. Тому, кто сделал первый, пусть еще и робкий шаг, не стоит останавливаться. Следует продолжать неуклонное движение вперед, что и позволит придти к намеченной цели.

Разумеется, возможность в проведении собственных экспериментов предоставляется человеку не всегда и не везде. Но это вовсе не означает того, что он не может присмотреться к возникшей ситуации и сделать из этого соответствующие выводы. Развитие гибкости мышления - задача не из простых. Решать ее нужно постепенно.

Выходим за рамки

Подобный процесс представляет собой отказ от стереотипов. Сделать это в большинстве случаев не так уж и просто. Ведь когда от людей требуется принятие какого-либо нестандартного решения, они начинают чувствовать себя ограниченно и скованно. Выход за существующие рамки и означает проявление гибкости мышления. В этом случае придется учиться чему-то неизвестному, приступить к освоению нового поведения, а также вступать в борьбу с собственным страхом. При правильной постановке задач личность способна одержать победу в этом внутреннем поединке, который, прежде всего, подразумевает искоренение лени. Избавившись от нее, человек будет проще принимать решения. Именно поэтому развитию гибкости ума непременно поможет отказ от стереотипов.

Пересматриваем убеждения

Каждый человек придерживается своих Они способствуют принятию ответственных решений, указывая на направление движения. Для того чтобы развить гибкость мышления, понадобится к тем или иным вещам начать проявлять большую лояльность. А сделать это позволит альтернативное видение мира. Быстрое достижение этой цели невозможно. Порой человеку требуется много терпения и времени, чтобы при любой ситуации начать сразу думать, а только потом делать.

Для воспитания в себе гибкости мышления необходимо много тренироваться, пересматривая при этом самые значимые для себя убеждения. Все это позволит немного отвлечься от проблемы, чтобы приступить к поиску оптимальных путей ее решения. Прохождение трудностей невероятно закаляет человека, особенно если он сам смог найти выход из затруднительного положения. Большая роль здесь отведена изменению привычек. Подобный ход способен творить настоящие чудеса.

Развиваем индивидуальность

Далеко не многие люди руководствуются только собственными желаниями и мнениями. Для того чтобы развить индивидуальность, человеку потребуется начать жить в согласии со своим предназначением и совестью. Это приводит к необходимости поиска любимого дела. Выбранное занятие позволит стать хозяином своего существования. Достижению подобной цели способствуют творческие занятия, которые должны непременно нравиться и приносить ощутимую пользу.

Помимо изменения внутреннего видения жизни рекомендуется гимнастика для ума. Она способна развить его гибкость подобно тому, как физические упражнения укрепляют наше тело. Для проведения упражнений на гибкость ума понадобится всего несколько минут в день. Они представляют собой практику совсем несложных стратегий, способствующих взаимодействию левого и правого полушария нашего мозга. Это приводит к созданию новых связей между нейронами и постепенно повышает гибкость ума в целом. Нужны человеку подобные упражнения или нет? Для того чтобы определиться с ответом, достаточно пройти любой тест на гибкость мышления. Ответы на предложенные вопросы позволят проверить неординарность мышления. Но не стоит при решении теста на гибкость ума тут же сдаваться и открывать верный ответ. Стоит подумать, но делать это нужно без особенно долгих размышлений.

Как же проводить гимнастику для ума?

Одеваться и раздеваться, закрыв глаза

Подобное упражнение выполняется один раз в течение дня. На первый взгляд такое задание может показаться довольно глупым.

Однако его выполнение способствует:

  • улучшению координации движения;
  • усилению взаимосвязи между левым и правым полушариями мозга;
  • развитию мелкой моторики.

Использование ментальных карт

Британский ученый Тони Бьюзен разработал довольно простой, но в то же время действенный инструмент, способствующий высвобождению творческого потенциала человека. Вдохновленный тетрадями Леонардо да Винчи, он создал ментальные карты. На сегодняшний день их нередко включают в учебную программу многих курсов, а также используют для решения своих проблем различные компании и институты.

Ментальные карты могут быть применены для планирования карьеры или отдыха, во время подготовки к собраниям, презентациям и т. д. Но самое ценное качество данного инструмента заключено в том, что при регулярном его использовании мозг учится использовать сразу два полушария, что и развивает его гибкость.

Как же это работает? Предположим, что получено задание, которое заключается в написании обзора последнего из просмотренных фильмов. Как над этим заданием начнет работать наш мозг? Мы станем писать, последовательно перечисляя самые важные моменты? Скорее всего, нет. Как правило, образы, ключевые слова и впечатления от фильма будут свободно парить в голове зрителя, соединяясь в итоге между собой. Ментальная карта является методом, который отображает этот процесс на бумаге. Она представляет собой графическое выражение тех моделей мышления, которые естественны для человека.

Как известно, творческий процесс требует соблюдения баланса между производством идей и их организацией. Это позволит своевременно отбирать самые реализуемые и креативные мысли. Однако большинство людей страдает от того, что старается сразу же организовать появившиеся у них идеи, что идет в ущерб появлению других. Использование ментальных карт и призвано освободить человека от подобного диктата. Они позволяют организовать все ключевые понятия, связанные с определенной темой, таким образом, чтобы дать возможность поиска ассоциаций. Именно это и позволяет личности стать творческой, а мышлению - более гибким.

Определение точных и приблизительных значений

Существуют также полезные для ума игры. Но стоит иметь в виду, что улучшение мышления потребует определенных И даже если использование тренажера для ума покажется не более чем интересным времяпровождением, то и в этом случае польза от этих занятий будет получена непременно.

Для развития мозга потребуется нарушить его привычный ритм и предоставить ему новые стимулы. Сделать это поможет игра по определению точных и приблизительных значений. Она должна стать ежедневной задачей, для выполнения которой потребуется внимание, расчет и подсчет. Например, сколько лестниц в вашем офисе? А сколько было сегодня в автобусе людей в черной одежде? Какую сумму дают две последних цифры номера проезжающего мимо автомобиля?

Изучение иностранного языка

Что еще можно предпринять для развития гибкости ума? Поможет этому процессу изучение 3-5 новых иностранных слов в день. При этом абсолютно неважно, какой язык будет вами выбран. Подобные занятия способствуют увеличению лингвистического потенциала и расширению кругозора. Одновременно с этим происходит формирование новых нейронных тканей - прекрасного когнитивного резерва, который в будущем поможет человеку с достоинством перенести возрастные изменения организма.

Решение головоломок

Как с годами постоянно поддерживать в тонусе свою умственную деятельность? Для этого существуют головоломки для взрослых. Они представляют собой задачи на логику, а также заковыристые, смешные или сложные вопросы.

Для того чтобы решать головоломки для взрослых, от человека не потребуется высокого уровня образования. При этом такой процесс станет отличной тренировкой смекалки и принесет радость достижения. Разгадывая загадки для взрослых, потребуется применить нестандартное мышление. Это даст прекрасный толчок к совершенствованию интеллектуального развития. Впоследствии человек начнет быстрее находить оптимальное решение в нестандартных житейских ситуациях.

Где найти головоломки на гибкость ума? В книгах по данной тематике их представлено немало. В такой литературе содержится множество увлекательнейших головоломок и шарад, новейших тестов и логических задач. Одним из таких сборников является книга Филипа Картера «Развивайте интеллект». Существует также множество других подобных изданий. Все они предназначены для читателей различных возрастов и позволяют активизировать работу мозга.

Гибкостью мышления – это умение человека быстро реагировать, легко находить новые отличные друг от друга варианты решения какой-либо проблемы. Умение свободно распоряжаться имеющимися ресурсами (материальные, информационные), выявлять закономерности, составлять ассоциативные связи, уметь мыслить и действовать в широком диапазоне увиденных возможностей. О том, как развить гибкость мышления мы поговорим сегодня.

Гибкость ума – это способность видеть в перспективе дальнейшее развитие ситуации. Обладая таким умением, человек может разобрать ее на составляющие, оценить, посмотреть на возникшую проблему под другим углом. В конечном итоге человеку удастся спрогнозировать все возможные варианты решения той или иной задачи, а так же их последствия.

Прямо противоположным свойством гибкости ума принято считать инертность и ригидность. Иными словами, это медлительность, заторможенное мышление. Поведение человека характеризуется скованностью и слабым умением переключать свое внимание и направлять энергию с одного дела на другое. Ограниченность мысли является серьезной преградой на пути к успеху и достижения цели.

Развитие гибкости мышления

В нашей жизни все очень нестабильно и переменчиво. Не все события человек может контролировать. Человеку, который обладает гибкостью ума, легче принимать и адаптироваться к изменениям, которые происходят во внешней среде. Развитие гибкости мышления необходимо человеку, для того чтобы в любой ситуации делать правильный выбор, находить нестандартные решения сложных ситуаций, а так же уметь разрешать собственные противоречия и внутриличностные конфликты.

Исследования в области гибкости человеческого мышления доказали его прямую связь с объемом наших знаний, навыков, способностей и умений. Проводимые эксперименты свидетельствуют так же о том, что накопленный жизненный опыт не только не способствует формированию новых идей и стратегий, а, напротив, тормозит и препятствует этим процессам.

Для того чтобы развить гибкость мыслительных процессов необходимо научиться в определенных ситуациях импровизировать и искать новые пути решения задач и вопросов. Отбросьте все то, что вы знаете и помните –советы, формулы, личные примеры успешных людей. Включитесь в «игру» и придумывайте свои правила. Не идите легким, уже протоптанным путем. Развивайте способность размышлять над тем что происходит здесь и сейчас, в настоящем.


Переключите способ

Посмотрите на изображение внизу.


Постарайтесь проследить, как целое составляется из более простых форм.


Скачки ума

Все люди видят одни и те же объекты, но понимают их по-разному.


Интеллект есть язык, который различает пробуя на вкус.

Томас Трагерн, поэт

Выделяя какую-то определенную мысль из густого тумана наслоений зрительных образов, звуков, ароматов и вкусов - из всего того, что и составляет нашу жизнь, мы обычно используем два качества ума: способность к анализу и способность к синтезу. Анализ - это разделение большой идеи на более мелкие. Когда вы анализируете родственные связи между людьми, пытаетесь определить степень риска в каком-то деле или прогнозируете результат бейсбольного матча, вы рассматриваете целое, разбивая его на составляющие. Синтез - обратная сторона анализа, это комбинация большого количества информации на основании определенного принципа. Когда вы суммируете все то, что знаете об экономике страны, когда раздумываете, что такое гравитация, когда решаете, в том ли направлении идет ваша жизнь, вы группируете фрагменты информации, выявляя некие закономерности, взаимосвязь событий, причины, лежащие в основе тех или иных явлений, - все то, что так или иначе касается стоящей перед вами проблемы и может объяснить картину в целом.

А сейчас вновь посмотрите на рисунок на соседней странице. Как вы думаете, что вы должны сделать, чтобы понять его? Во-первых, разделите узор на составляющие, фокусируя внимание только на одном типе форм: сначала на звездах, затем на треугольниках, на шестиугольниках и наконец на пятиугольниках. Заметьте, каким образом каждая из этих форм компонуется с другими. Просмотрите все сегменты ломаных линий, проследите, как они проходят через весь рисунок, и вам станет понятно, как расположены границы контуров. Затем поразмышляйте, по каким же принципам был сформирован этот рисунок. Ищите план, по которому части соединяются одна с другой в единое целое, ищите закономерность расположения линий. После того как вы это сделаете, спросите себя, по силам ли вам воссоздать этот рисунок.

Жизнь может быть захватывающе сложной и беспорядочной. Осознавая это, мы стараемся сортировать наши мысли по определенным категориям. Мы расставляем мысленные скобки в материале накопленного нами жизненного опыта.


Анализ

УПРАЖНЕНИЕ.

Опишите, как вы выглядите.

Анализ - это процесс выявления отличительных черт. Описывая собственную внешность, вы мысленно разделяете ваше тело на отдельные части и затем характеризуете каждую из них. Вы можете начать с описания черт лица, с характеристики телосложения, затем можете остановиться на таких деталях, как цвет волос, кожи, глаз, размер кистей рук, округлость лица, ширина лба, припухлость губ, форма носа или подбородка. Однако если заранее не определить последовательность описания, то оно будет совершаться беспорядочно и состоять из отдельных несвязанных замечаний.

Кстати, если вы попросите пятерых людей описать вашу внешность, не исключена возможность, что вы получите пять разных описаний. Каждый будет интерпретировать вашу внешность по-своему, на основании своих собственных стандартов. Один увидит ваш нос чрезмерно большим, другой - крючковатым. Вот почему показания свидетелей так часто бывают противоречивыми.

Во многих профессиях (повар, оценщик драгоценностей, дегустатор вин...), чтобы стать истинным мастером своего дела, необходимо овладеть искусством классификации. Интеллектуально развитый человек обычно знает, на что он должен обратить внимание, а что проигнорировать. Человек, не тренирующий свой разум, посмотрит на дерево и скажет: “дерево”. Человек с развитым интеллектом, с разумом, способным воспринимать нюансы, глядя на то же самое дерево, разглядит форму листьев, цвет коры, пропорции частей, определит породу дерева, его возраст, поймет, больное оно или здоровое.

Проблемы появляются тогда, когда мы становимся умственно ленивы. Обычно мы ограничиваемся тем, что классифицируем вещи только на те, что нам нравятся, и те, что нам не нравятся. Мы смотрим на вещи слишком просто. А ведь именно способность оценить явление с разных точек зрения помогает принимать правильные решения. Но очень часто мы костенеем разумом и попросту забываем, что все в наших руках, что мы сами создаем наш жизненный опыт. Измените ваше мышление - и вы обогатите свою жизнь.

Хорошим приемом для упражнения аналитических способностей и развития наблюдательности является эксперимент с классификацией одного и того же объекта с разных позиций. Оглядитесь в комнате и выберите какой-нибудь предмет. Это может быть стул, башмак или кожаная сумка. Посмотрите на выбранный объект и оцените его со следующих точек зрения:

Происхождение.

Материал.

Текущее использование.

Например, если вы посмотрите на стул, то наверняка сможете заметить какую-нибудь характерную деталь, наводящую на мысль, каким образом этот стул был изготовлен. Измените установку, и вы увидите материал, из которого сделан стул. Попробуйте подумать о том, что могло происходить со стулом до настоящего момента, и вы наверняка найдете ключ к его прошлому - следы собачьих зубов, какие-то пятна, трещины, царапины. Взгляните на использование стула в данный момент, и, вполне вероятно, ваши размышления примут философское направление. Вы можете задуматься о многообразии возможных путей использования стула - он ведь может служить не только местом для сидения. Ну и напоследок представьте, что вы способны заглянуть в будущее стула, и тогда в окружающей обстановке обнаружите наметки того, что может случиться.

Со временем, если начнете практиковаться подобным образом, вы увидите, что даже повседневные, намозолившие глаза вещи - доска для глажения, запылившиеся старые кроссовки, садовая дорожка - могут стать привлекательными, очаровывающими. Если вы начнете мыслить в новых направлениях, это приведет к тому, что число этих направлений будет постоянно увеличиваться.


Открывая закономерности

Чтобы узнать истину, нужно узнать причины.

Фрэнсис Бэкон, ученый и философ

УПРАЖНЕНИЕ.

Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:

O Д Т Ч П Ш С...

Важной особенностью нашего интеллекта является способность устанавливать взаимосвязи, находить закономерности. Проанализировав статистику распределения доминантных и рецессивных черт у гибридов первого и второго поколений, Грегор Мендель разработал основы генетики. Чарльз Дарвин увидел соответствие физиологии и поведения живых существ условиям их жизни, что привело его к формулировке эволюционной теории. Георг Хаббл обнаружил линейную зависимость между скоростями удаления от Земли галактик и расстояниями до них, и на основании этого сделал заключение, что Вселенная расширяется. Дмитрий Менделеев открыл взаимосвязь между атомным весом элементов и их химическими свойствами и сформулировал периодический закон, который способствовал развитию атомной теории.

Для того чтобы решить предложенную выше задачу, вам нужно понять, что же объединяет эти буквы. Вы можете проверить место букв в алфавите, форму букв, можете прикинуть так и эдак, и в конце концов вас озарит - последовательность представляет собой первые буквы слов один, два, три, четыре... Значит, следующая буква будет В.

УПРАЖНЕНИЕ.


Посмотрите на рисунок и скажите, какая фигура здесь лишняя.

Если вы ответите, что круг, значит, вы заметили, что это единственная фигура, которая не имеет прямых линий. Но если вы решили, что лишним является квадрат, ответ тоже будет правильным, так как он является здесь единственной фигурой, имеющей четыре прямых угла. Если же вам кажется, что в эту компанию не вписывается треугольник, то вы тоже правы - это единственный несимметричный объект. Сектор, в свою очередь, единственная из всех фигур, которая содержит и прямые линии, и кривые. Ну и, наконец, оставшаяся фигура единственная, которая имеет выемку. Короче говоря, каждая из фигур чем-то отличается от всех других. Но в то же время все они в равной степени имеют признаки, которые их объединяют.

Способность находить во всем закономерности является одним из основных качеств нашего интеллекта. Именно эта способность дает нам возможность определить выражение лица собеседника, понять, что мы слушаем именно Вагнера, издали узнать друга по походке. Наша склонность формулировать мнения и делать обобщения - также следствие нашего желания видеть мир подчиняющимся определенным закономерностям.

СОВЕТ.

Правильный ответ зависит от того, что вы ищете.


Аналитические упражнения

Разделение

Сколькими способами вы можете разделить квадрат на четыре одинаковые части? Попытайтесь найти десять различных способов.

Критика

Если бы вы были критиком, то каким критерием воспользовались бы для того, чтобы судить о качестве музыкальной записи? Скорее всего вы рассмотрели бы несколько относящихся к делу факторов: качество игры, качество записи, эмоциональное воздействие, лиричность, музыкальная оранжировка.

Какие критерии вы использовали бы при оценке: кинофильма, телевизионной передачи, современного искусства, белого вина, коллекции модной одежды, картофельных чипсов, автомобилей, изумрудов.

Избирательное внимание

В следующий раз, когда вы будете слушать симфонию, постарайтесь слушать только один, выбранный вами, инструмент. В течение длительного времени постарайтесь сосредоточить все внимание только на нем.

В следующий раз, когда вы будете обедать, проанализируйте, что вы едите. Подсчитайте поглощаемые калории. Постарайтесь идентифицировать каждый компонент пищи по вкусу, по запаху, по внешнему виду, попробуйте определить, из чего он приготовлен. Подумайте об “истории” пищи и попытайтесь угадать, что предшествовало ее появлению на вашем столе.

С каких точек зрения можно проанализировать человеческое тело? Рассмотрите функциональные системы человеческого организма, морфологические структуры, уровни организации и развития.

Продлите списки следующих предметов и понятий, объединенных в одну категорию:

Пища: фрукты, мясо, белки, углеводы...

Науки: физика, палеонтология, псевдонауки...

Музыка: рок, классическая, музыкальные инструменты, шоу-бизнес...

Юриспруденция: суд, следствие, полиция, приговор...

Последовательность

Другая разновидность анализа - это разделение большого и сложного плана на ряд простых действий. Подробно опишите шаги, которые вам необходимо предпринять, чтобы осуществить приведенные ниже проекты. Составьте список альтернативных вариантов на тот случай, если развитие событий пойдет не в соответствии с намеченным планом:

Покупка и эксплуатация персонального компьютера.

Вложение денег в недвижимость.

Дрессировка морского котика.

Осуществить путешествие в Тимбукту.

Изучить язык фарси.

Стать осветителем в составе рок-группы.

Возвести пристройку к вашему дому.

Сделать охотничий нож.

Поменять в доме электропроводку.

Соорудить в доме новую ванну.

Организовать проведение вакцинации в странах третьего мира.

Выпустить новую газету.

Открыть французский ресторан.

Пропорции

Каково соотношение в вашем теле веществ - твердых, жидких и газообразных?

Какую часть дня вы проводите в одиночестве?

Какую часть времени вы проводите за едой, сном, отдыхом, работой, играми, размышлениями?

Каково соотношение ясных, облачных и дождливых дней в году?

Какая часть денег расходуется вами на далеко идущие цели? На прием гостей? На подарки?

Сколько времени проводите вы сидя со скрещенными ногами?

Какая часть из прочитанных вами книг - романы? Научно-популярные произведения? Исторические повести? Драмы?


Точка зрения

Чтобы научиться более гибко интерпретировать события и явления, практикуйте рассмотрение ситуации с разных точек зрения. В приведенных ниже сценариях попробуйте поочередно ставить себя на место каждого персонажа.

Вы только что узнали, что у вашего сына-подростка проблемы с наркотиками. Рассмотрите ситуацию с точки зрения сына. Ваших родителей. Лучшего друга вашего сына. Его учителя. Его младшей сестры. Торговца наркотиками.

Мать-одиночка, стараясь свести концы с концами, попыталась украсть в магазине изумрудное ожерелье. Рассмотрите ситуацию с точки зрения этой женщины. Полицейского. Владельца магазина. Сына-школьника. Как изменилась бы ситуация, если бы женщина попыталась украсть буханку хлеба? Чужой бумажник?

Профсоюз рабочих собирается бастовать. Рассмотрите ситуацию с точки зрения лидера Союза. Его рядовых членов. Владельца компании. Рабочих, которые не поддерживают забастовщиков.

Вы видите группу кришнаитов, поющих и танцующих на главной улице города. Какие чувства вы при этом испытываете? Как вы думаете, что чувствует самый юный кришнаит? Его родители? Их Учитель?

Вы видите, как кто-то бросает на тротуар обертку от шоколадной конфеты. Посмотрите на ситуацию глазами уборщика улиц. Владельца магазина, торгующего сладостями. Директора конфетной фабрики.

Вы видите старика, пытающегося сесть в автобус. Оцените ситуацию с точки зрения водителя автобуса. Старика. Молодого человека в толпе пассажиров, штурмующих этот автобус.


Предположения

Другая грань анализа - это способность определить: много или мало, быстро или медленно. В повседневных ситуациях обработка информации, которую мы получаем, обычно основывается именно на подобных оценках. Упражняйтесь в способности делать точную оценку. Попытайтесь определить следующее:

Время

Как много времени требуется, чтобы помыть посуду?

Как много времени требуется, чтобы заполнить бензином бак вашей машины?

Сколько времени займет чтение этой книги?

Как много времени уйдет на побелку потолка вашей комнаты?

Как много времени уйдет на принятие душа?

Как много времени проходит с того момента, как вы поднимаетесь с постели, до того, как выходите из дому?

Расстояние

На каком расстоянии от ваших глаз находится ваш левый указательный палец?

На каком расстоянии от вас находится ближайшая атомная станция?

На какое расстояние вы отойдете за десять своих средних шагов?

Как далеко от того места, где вы находитесь, до Индии? До Швеции? До Галапагосских островов?

Сколько весит лист одуванчика?

Сколько нужно взять куриных яиц, чтобы их вес сравнялся с весом машины?

Сколько весит воздух в комнате, где вы находитесь?

Сколько весит ваша голова? Ваша левая рука? Нога?

Сколько воды вы потребляете в течение года? Сколько сахара? Сколько соли?

Размеры

Каковы размеры комнат в вашей квартире?

Каковы размеры вашего кухонного стола? Стульев? Окон?

Каковы основные параметры - рост, вес, размеры одежды - вашей супруги или супруга?

Каков размер эритроцита, атома углерода, Солнца, белковой молекулы, компьютерного процессора, вируса, динозавра, нашей галактики?


Синтез

Случайность правды

Рассмотрите утверждения, приведенные ниже. Сперва предположите, что они правдивы, и обоснуйте это, приведя три возможных объяснения. Затем предположите, что они лживы, и теперь уже сформулируйте три обоснования их лживости.

Чаще, чем в другие дни недели, убийства случаются по воскресеньям.

На нашу судьбу влияет расположение планет в момент рождения.

Человек произошел от обезьяны.

Телевизор - это “жвачка” для глаз.

Все люди немного психи.

Есть вредно.

Сдерживать отрицательные эмоции опасно.

Обратная сторона

Как правило, наша склонность вешать на все события ярлык “плохого” или “хорошего” приводит к тому, что наше поведение становится шаблонным и предсказуемым. Попробуйте отказаться от этих ярлыков и оценить некоторые события с другой точки зрения.

Вы обожглись утюгом. Запишите пять возможных положительных последствий данного события.

Вы выиграли миллион долларов. Запишите пять возможных плохих последствий выигрыша.

Вы только что переступили черту, которую не следовало переступать. Что хорошего может это принести?

Ваше выступление по радио вызвало отклик восхищения. Что плохого в этом?

Продолжите последовательность

А, Г, Д, Е, И...

И30, И31, А31, С30, О31, Н30...

3 1 4 1 5 9 2 6 5 3...

Й Ц У К Е...

Итак, синтез - это умение суммировать фрагменты информации. Хороший способ повысить ваше мастерство - это тренироваться для поддержания формы. Попробуйте решить следующие задачи, устанавливая связи между фактами.

Гай и Дэви одного возраста. Гай старше Леви, который, в свою очередь, старше Тома. Дик старше Тома, но младше Гая и Леви. Дэви младше Гарри. Как расположить мальчиков по старшинству?

Том будет вдвое старше Дика тогда, когда Гарри будет столько же лет, сколько Тому сейчас.

Кто из мальчиков старший?

Кто младший?

Кто средний?

Утомившись от споров и летнего зноя, три древнегреческих мудреца присели отдохнуть под деревом в саду Академии и уснули. Пока они спали, шутники испачкали углем их лбы. Проснувшись и взглянув друг на друга, все пришли в веселое настроение и начали смеяться, но это никого не тревожило, так как каждому казалось естественным, что двое других смеются друг над другом.

Внезапно один из мудрецов перестал смеяться, так как сообразил, что его собственный лоб тоже испачкан. С чего это он взял?

Полторы курицы несут полтора яйца в полтора дня. Как много нужно куриц, несущихся в полтора раза лучше, чтобы они снесли полтора десятка яиц за полторы декады?

Альтернативные объяснения

Хороший способ поддерживать “мышцы синтеза” в форме - это постоянно делать предположения в той или иной ситуации, что же все-таки происходит. К примеру, на этой неделе ваш телефон ни разу не зазвонил. Вы можете предположить, что это потому, что вы сами никому не звоните, или что все ваши друзья больны, или что линия связи была полностью забита и так далее.

Рассмотрите следующие ситуации:

Кто-то в офисе внезапно начинает проявлять к вам повышенный интерес.

Неестественно спокойно в округе этим утром.

Утром ваши ноги одеревенели.

Вы видели необыкновенно оптимистичный сон.


Поиски доказательств

УПРАЖНЕНИЕ.

Вам сообщили, что у карт с серой лицевой стороной на обратной стороне - круг. Перед вами четыре карты, две лицом вверх и две - вниз. Какое минимальное количество карт вы должны перевернуть, чтобы проверить: ложно или правдиво утверждение, что все серые карты имеют круги на обратной стороне?

Правильный ответ - две карты. Вы должны перевернуть карту, имеющую серую поверхность, и карту, где изображен квадрат. Если обратная сторона серой карты - круг, правило подтверждается. Если нет - правило ложное. Но это не даст вам исчерпывающего доказательства истинности утверждения. Вы должны посмотреть обратную сторону карты с квадратом. Если ее лицевая поверхность серая, то предполагаемое правило - ложное, потому что вы нашли серую карту, на обратной стороне которой - не круг. Если же это черная карта или какая-нибудь еще, то правило остается действующим.

Простой карточный трюк иллюстрирует склонности, которые мы проявляем, когда ищем доказательства. Многие удовлетворяются случайным положительным результатом. Такие люди обычно переворачивают карту с серой поверхностью и останавливаются на этом. Или же они могут перевернуть еще и карту с кругом. Но ведь карта с кругом ничего не добавляет к доказательству, потому что она может иметь как серую, так и черную лицевую сторону - ни то, ни другое не опровергнет правила. Ведь карта с черной поверхностью также может иметь круг на обратной стороне.

Тенденция рассматривать только факты, подтверждающие некое предположение, и не обращать внимания на опровергающие его имеет место во многих областях жизни. Если мы принадлежим к какой-нибудь политической партии, мы склонны видеть во всем том, что делает эта партия, только хорошее. Те, кто верит в астрологию и парапсихологию, предпочитают видеть только удачные совпадения предсказанных и действительных событий и игнорируют расхождения. Частично причина этого явления кроется в том, что мы просто хотим, чтобы в мире все происходило так, а не иначе.

Хороший ученый никогда не верит в идею и никогда не испытывает к ней недоверия - он проверяет ее. Он задает себе вопросы об интересующем его предмете и затем формулирует гипотезу. Допустим, он размышляет, почему же вымерли динозавры, и делает предположение, что гигантские ящеры были стерты с лица Земли при столкновении ее с огромным астероидом. Затем ученый определяет, какие экспериментальные факты он должен получить для подтверждения своей гипотезы. В предложенном случае он указывает на то, что должны быть обнаружены доказательства столкновения - к примеру, наличие обломков астероида в осадочных горных породах. Если результаты наблюдений совпадают с предсказанием, теория, решает ученый, на правильном пути. Если наблюдения не подтверждают первоначальную гипотезу - она нуждается в корректировке.

Нельзя доказать абсолютную истинность гипотезы. Она может быть всего лишь принята или отвергнута. Если наблюдения не противоречат гипотезе, тогда она остается в силе. Каждый раз, когда гипотеза подтверждается фактами, она становится более пригодной к тому, чтобы объяснить, почему что-то происходит так, а не иначе, но не более того. Если же последующие наблюдения противоречат гипотезе, она должна быть забракована или модифицирована. В свою очередь модифицированная гипотеза должна быть также проверена. Таким образом мы и продвигаемся вперед в познании мира.

Подобный научный подход можно применять во многих случаях жизни. Скажите себе, что хотите узнать, действительно ли красный закат предвещает плохую погоду. Для этого вам следует каждый раз, как увидите багровый закат, обязательно проверить погоду на следующий день. А вот интересно, как, по-вашему, можно доказать, что бескорыстные поступки действительно воздаются добром? Или что тренировка ума делает вас более творческой натурой? Или что телепатия существует? Придумайте эксперименты для проверки этих гипотез. Если вы примете позицию беспристрастного наблюдателя и не будете заранее настроены на успех или провал вашего эксперимента - значит, вы будете следовать строго научным методам.

СОВЕТ.

Критически относитесь к своим мнениям и убеждениям. Спрашивайте себя, что доказывает или отвергает вашу позицию.


Полезные советы

Наличие способности к анализу и синтезу можно охарактеризовать как наличие дополнительных мышц ума. Аналитические способности позволяют нам разбивать целое на части, а синтез позволяет собрать все воедино. Вместе они обеспечивают четкость и точность мышления.

СОВЕТ 1.

Старайтесь отдавать себе отчет в том, каким образом вы анализируете и интерпретируете свой опыт. Какие категории вы используете при упорядочивании собственных наблюдений?

СОВЕТ 2.

Осознайте, какие модели вы используете при восприятии окружающего мира? Старайтесь смотреть на вещи с различных точек зрения. Пытайтесь представить себя на месте других людей, смотреть на мир их глазами.

СОВЕТ 3.

При каждом подходящем случае используйте научный метод. Ничего не берите просто на веру, сомневайтесь во всем, внимательно исследуйте, проверяйте идеи, стремитесь к тому, чтобы ваше мнение базировалось на собранных вами доказательствах.

Не всякий сложный эксперимент может доказать правоту; неправоту может доказать и простой.

Альберт Эйнштейн, физик



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ