Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В Хочется рассказать про музыкантов Старого Арбата...

В самом центре Москвы, на Площади Революции, 5 января начался Первый Фестиваль Уличных Артистов.

Анатолий Сёмочкин - классическая гитара.
Еще один «патриарх», работающий на Арбате 25 лет. Благодаря Анатолию множество людей полюбили музыку, а гитара вошла в их жизнь. Виртуозный гитарист, опытный преподаватель, постоянный член жюри авторитетных конкурсов и фестивалей. Если он не на Арбате, можете быть уверенны, что его пригласили куда-нибудь в Европу, либо он даёт мастер-класс, либо участвует в очередном интересном проекте. Подробнее можно узнать на сайте, хотя, как мне кажется, информация там не полная:
http://www.semochkin.ru/index.htm

Тей Цуркава - витар.
Тей - человек увлечённый культурой и философией Востока и Индии. Его увлечение творчеством Рави Шанкара не прошло бесследно. Авторскую этно музыку в современной обработке Тей исполняет на витаре. Этот инструмент, который объединил в себе Восток и Запад, был создан российским мастером. Подробнее можно узнать здесь:
http://ethnorock.ru/?p=fil
Работая на Арбате с 1986 года, Тей, как никто понимает роль музыкантов улицы в формировании культурного облика нашей столицы, занимается большой общественной работой по объединению артистов уличного жанра.

Сергей Мартемьянов - классическая гитара
Будучи очарованным гитарой в возрасте 16 лет, не расстаётся с ней до сегодняшнего дня.
Выпускник Днепродзержинского Музыкального Училища, Киевского Национального Университета Культуры и Искусств. Ещё учась в институте, начал, помимо прочего, работать сольно и в составе музыкальных коллективов на улицах Киева, Днепропетровска, Ялты. Уже больше 2 лет работает на Арбате. Преподаёт, сочиняет музыку, участвует в различных творческих проектах, продолжает учиться, расширяя свои горизонты. Сергей настолько увлечён гитарой, что старается исполнить на ней всю музыку, которая ему полюбилась, адаптируя и аранжируя её.

Михаил Рожченко - пан-флейта.
Начинал свой путь с кларнета. Выпускник Киевского Национального Университета Культуры и Искусств, Киевской Консерватории. Работал в Национальном симфоническом оркестре Украины, Киевконцерте, Президентском оркестре Украины. Ещё с 80х годов увлёкся национальной молдавской и румынской музыкой, творчеством Георгия Замфира. Так постепенно Михаил стал уникальным музыкантом, исполнителем на пан-флейте. На Арбате работает уже 5 лет и несколько дней, вот такой юбилей. Обладая огромным репертуаром, постепенно пришёл к осознанию необходимости сочинения собственной музыки для пан-флейты, которая позволяет выразить своё понимание её сути, проявиться как профессионалу и музыканту.

Кунлла Манез - контрабас
Очень самобытный, зажигательный, профессиональный и обезоруживающе-обаятельный музыкант. Играет на Арбате более 15 лет. Лучше любого текста просто посмотрите и свяжитесь с ним, т.к. у меня не получается вставить ссылки на его видео:
http://vk.com/login?act=mobile&hash=4d4d1095d5eb0 ..

Павел Степанов - волынка.
Павел несет нам не только свою музыку, но и идею того, что волынка изначально отнюдь не шотландский народный инструмент, а именно исконно-русский. Послушав его хотя бы пять минут, Вы сами будете абсолютно в этом убеждены. Музыкант не только знакомит нас с различными направлениями музыки для волынки, но и сам создаёт эти почти забытые инструменты.

Максим Демидов - классическая гитара, электро-аккустическая гитара.
По техническим причинам Максим не смог принять участие в фестивале, но не сказать о музыканте, работающем на Арбате более 20 лет невозможно. Вы просто не сможете пройти мимо этого колоритного человека, артистично исполняющего как классические произведения, так и музыку собственного сочинения. Помимо этого Максим занимается звукорежиссурой и знает про гитару почти всё, постоянно находясь в поиске уникальных инструментов и идеального звучания.

Друзья! ПРОШУ ПЕРЕПОСТ!!! Жаль, что такое позитивное и праздничное мероприятие прошло несколько тише, чем хотелось бы)))

На первой и до недавнего времени единственной пешеходной улице Москвы к первому октября отремонтируют асфальт, отреставрируют фасады, установят клумбы и лавочки, наведут порядок с общепитом и торговлей.

А главное - освободят от того, что, по мнению чиновников, портит облик популярного туристического маршрута столицы и "не соответствуют статусу" Арбата - "некачественных" книжных развалов и "морально устаревшего" вернисажа художников. Речь идет о том, что торговцам сувенирами, художникам, букинистам, а также уличным музыкантам на Арбате совсем скоро придется покинуть насиженные места. Глава столичного департамента культуры Сергей Капков заявил, что Арбат превратился в подобие "восточного рынка" и "аттракцион" в самом центре города, а местным депутатам "стыдно", что туристы видят "тот самый Арбат" в таком непрезентабельном виде.

Арбат довольно давно приобрел репутацию улицы неформалов. Во времена перестройки Арбат превратился в место паломничества многочисленных московских субкультур. Там собирались стиляги, рокабиллы, металлисты, рокеры, хиппи, кришнаиты. Уличные концерты проходили почти каждый день. А в 2000-х Арбат стал одним из излюбленных мест для городских флэшмобов, таких как День поцелуев, День мыльных пузырей и тому подобных, которые, однако, вызывали недовольство местных жителей, которые жаловались на шум, мусор и "общественный туалет" в арбатских переулках.

В 2013 году муниципальные депутаты района Арбат выступил с инициативой запретить массовые праздничные мероприятия и ярмарки на Арбате, а также курение и уличную торговлю. Теперь Арбат объявлен улицей, свободной от курения - это стало первым шагом в облагораживании улицы, хотя и носит рекомендательный характер.

Однако уже сейчас, еще до введения новых правил, музыканты чувствуют, что их вытесняют с Арбата. Например, запрещают продавать диски со своими записями или задерживают после жалоб "инициативных граждан". "Это всегда одни и те же два-три человека, например, владельцы магазинов ", - говорит арбатский музыкант Тэй Цуркава.

По словам музыканта, уже несколько раз его забирали в опорный пункт полиции только за то, что он сидел на Арбате и играл на своем инструменте. Его задерживали, ссылаясь на то, что он нарушает тишину. При этом музыка Тэя - мелодичные медитативные композиции, а заканчивает он свои концерты всегда до 21.00 - 22.00.

"Позиция местных жителей ясна: они категорически против того, чтобы на Арбате вообще играли музыканты ", - говорит глава арбатского муниципалитета Евгений Бабенко. По его словам, жители Арбата уже не первый год добиваются того, чтобы сделать улицу тише. И в этом году пожелания москвичей вполне могут осуществиться.

БЕЗ МУЗЫКАНТОВ АРБАТ ПОГИБНЕТ

Тэй Цуркава, фото из личного архива

Если опасения подтвердятся, и новый Арбат не примет их обратно, арбатские музыканты-старожилы уйдут. "Растворимся в городских улицах ", - говорит Тэй Цуркава.

Тэй играет на витаре - струнном инструменте, созданном на основе индийского ситара и гитары. На Арбате работает очень давно - с 1986 года. Музыкант любит уличные концерты и уверен, что без уличных артистов эта довольно безликая пешеходная улица погибнет.

Сергей Садов при таком исходе дела, скорее всего, уедет в Прагу. Хотя покидать страну ему не хочется: его музыка, которую он называет исконно-русской, по мнению музыканта, должна звучать в России. Но уличные выступления - его жизнь, и его инструмент должен звучать, пусть и не на российских улицах.

Садов играет на Арбате более 10 лет. Он изобрел уникальный струнный инструмент под названием садора - синтез лютни, гусель, кельтской арфы и ситара. Чтобы научиться играть на инструменте, Садов потратил несколько лет. Сегодня он регулярно дает высоко оплачиваемые концерты, в том числе и за рубежом.

Знаменитые курильщики Арбата >>

Куннла Манез, фото из личного архива

Музыканты считают, что Арбат, с уходом артистов или введением жесткого контроля над ними, попросту погибнет. Причем, не только как символ Москвы или "арт-вольница", но и в экономическом плане.

"На Арбате расположены в основном кафе и сувенирные магазины. Но иностранцы не для этого сюда ходят - таких мест и у них на родине хватает. Они приходят послушать музыкантов, пообщаться с художниками, посмотреть на акробатов и фокусников. Если нас тут не будет, то бизнес много клиентуры потеряет", - уверен контрабасист с Арбата Кунлла Манез.

Сейчас арбатские музыканты ждут осени, когда департамент культуры презентует москвичам обновленный Арбат. Ждут и продолжают играть, потому что верят в уличное искусство. Уличные выступления, по их мнению, - признак демократии. Канал для выражения своих чувств, для творчества и экспериментов, говорит Сергей Садов.

Павел МИРОНОВ

Что такое идеальная гитара? Для кого-то это обычная ленинградская« шестиструнка». Для кого-то — доставшаяся в наследство от деда русская« гитара семиструнная!.. Вся душа полна тобой, а ночь такая лунная!!!». А для московского музыканта Сергея Садова — это два грифа, тридцать две струны, особый строй, сдвоенные струны« для усиления басов», кельтские и языческие символы на корпусе.

Имя: Сергей Садов Возраст: 47 лет Место жительства: Москва Образование: Высшее – Пушкинское музучилище, Государственное музыкальное училище имени Гнесиных Профессия: Музыкант Источник вдохновения: научная фантастика, фильмы, музыка Творческое кредо: Бог зовет жизненное кредо: Быть свободным и независимым

Александр Тимофеев

Когда автор шел по Старому Арбату на встречу с Сергеем Садовым (именно там его можно застать каждый день, играющего «психоделический альтернативный классицизм», как говорит сам Сергей), в голове у него крутился простой вопрос: зачем пытаться объединить в одном инструменте гусли, ситар, гитару и балалайку? «Звук нового инструмента я услышал во сне, — рассказал нам Сергей Садов. — И как только проснулся — сразу к пианино. Зафиксировал и понял, что гитарного диапазона недостаточно. Решил — всё, все свои гитары продаю, буду делать новый инструмент. Так появилась «Гранд-садора»: здесь 32 струны, «ситарный» блок, увеличенная мензура, скаллопированные лады, особый строй, midi-датчик и еще куча аппаратуры «за кулисами». Но когда ее сделали, встал вопрос: а как на ней играть? Я же не умел. Пришлось учиться по новой».

Меряемся мензурами

Так чем же «Гранд-садора» отличается от обыкновенной гитары? Первое, что бросается в глаза, — два грифа и куча струн (некоторые из них сдвоены). Однако два грифа сегодня не такая уж редкость. На сцене периодически появляются не только двух-, но и трех-, и четырехгрифовые гитары. С большим количеством струн экспериментировали еще в начале ХIХ века — в музеях сохранились семнадцатиструнные инструменты. А как звучат сдвоенные басовые струны, украшающие нижние частоты (каждая вторая струна в паре настраивается через октаву к первой, при игре задевают обе одновременно), вы можете послушать в любом гитарном магазине. Там обязательно найдется пара «двенадцатиструнок» — это та же «шестиструнка», но у нее как бы две струны вместо одной.


«Гранд-Садора» Идеальный инструмент для психоделического альтернативного классицизма.

А вот увеличенная мензура (расстояние от порожка до задней подставки, или длина открытой, не зажатой ни на одном ладу, струны) — это уже серьезно. Как объяснил нам Сергей, мензуру проще всего сравнить с колоколом. Чем он больше, тем звук ниже. У скрипки же мензура, наоборот, маленькая, поэтому и звук высокий. У классической гитары мензура равна 650 мм. У «Гранд-садоры» — 740, близка к бас-гитарной. Однако за счет большого количества струн диапазон «Гранд-садоры» покрывает и бас, и классическую гитару. Соответственно, и возможности шире — доступны очень сложные аккорды. Но есть и минусы — играть становится тяжелее. «Вспомните контрабас. По форме он такой же, как скрипка, но сыграть так же виртуозно невозможно — мензура большая, — объяснил Сергей. — Для игры на ‘Гранд-садоре" необходимы мощные и гибкие руки. Без этого даже аккорд не зажать».


Инкрустация. Кельтские и языческие символы на корпусе инструмента, выполненные вручную из ракушек, — это часть его души.


«Ситарный» блок. 12 струн «ситарного» блока звучат не только при ударе медиатором. Как и на настоящем ситаре, они резонируют, когда музыкант играет на основных струнах, создавая богатый гармониками фон.


Верхний порожек. Широкий порожек из окаменевшей кости мамонта — неотъемлемая часть «ситарного» блока. Колеблющиеся струны трутся об него, и их звучание обогащается звонкими гармониками.


Гитарный синтезатор. Благодаря MIDI-датчику и гитарному синтезатору музыкант может играть звуком любого инструмента.

Что касается скаллопированных ладов (полукруглая выемка между металлическими порожками на верхней стороне грифа), они встречаются и на «обыкновенных» гитарах. Например, гитарист Ингви Мальмстин принципиально использует гитары со скаллопированным грифом. При игре пальцы музыканта не касаются накладки грифа, а контактируют только со струнами. За счет этого уменьшается трение и улучшается контроль при исполнении подтяжек и вибрато, однако игра на гитаре со скаллопированными ладами требует от музыканта особой чуткости.

Материалы. Дека, корпус, гриф — горный волнистый клен; накладка на гриф и подставки для струн — черное дерево; порожки — кость мамонта; инкрустация — белые и зеленые ракушки (жемчужница и гелиопис).
Грифы — вклеенные, из трех частей. Верхний гриф — 24 лада, 10 струн (две басовые струны сдвоены). Нижний гриф — 24 лада, 5 струн на основном блоке (лады скалопированные) + 12 струн на «ситарном» блоке. Корпус — полый; мензура — 740 мм.
Струны. Верхний гриф — два комплекта гитарных струн 10−46 и 12−52; нижний гриф, основной блок — один комплект 10−46; ситарный блок — первые три струны 0.9, все остальные — 0.8.
Строй (от верхних струн к нижним) . Верхний гриф — фа, до, фа, ля, до, фа, ля, до; нижний гриф, основной блок — фа, до, фа, до, фа; нижний гриф, «ситарный» блок — фа, до, до, си-бемоль, до, ре, ми-бемоль, фа, соль, ля, си-бемоль, до.
Электроника. Пьезозвукосниматель Highlander с предварительным усилением без темброблока; midi-датчик Roland GK-2.

В восточной культуре глубокие лады играют особую роль — повышают интонационную гибкость инструмента. Например, на ситаре можно, зажав струну на одном ладу, сыграть всю гамму, подтягивая ее на нужную высоту. Конечно, и на обыкновенной гитаре можно делать подтяжки, «бенды». Однако, как объяснил Сергей, выше, чем на тон-полтора, не получится. Для этого нужна еще и большая мензура. И чтобы обойти это ограничение, гитаристы делают «машинки» — Tremolo, Floyd Rose. «Но у машинки другая проблема, — говорит Сергей. — Она подтягивает или опускает все струны сразу. Поэтому на машинках играют в основном партии соло. А я могу взять аккорд и потянуть единственную ноту, при этом аккорд никуда не «уплывает».


Всегда в строю

«Гранд-cадора» примечательна не только конструкцией, но и особой настройкой. Строй на верхнем грифе — что-то среднее между русской «семистрункой» и гуслями. Только добавлена восьмая струна, и в целом он немного понижен. «С помощью боковых колков я хотел добавить струны так же, как и на ‘ситарном" блоке. Но потом передумал», — говорит Сергей.


4 грифа, 42 струны и 2 года работы. Гусли, мандолина и «обычная» гитара в одном инструменте. Это шедевр «Пикассо». Да, да, именно так называется этот удивительный инструмент, разработанный канадским мастером Линдой Мензер специально для джазового гитариста Пата Метени. «Пат попросил меня сделать гитару с как можно большим количеством струн, — вспоминает Линда». У нее тонкий корпус из ели. При этом настроенный инструмент испытывает давление в 400 кг — в 4 раза больше, чем у обыкновенной гитары.

Пятиструнный блок на нижнем грифе ближе всего к индийскому инструменту вина. «В целом эта конструкция позволяет совмещать разные культуры, объединять славянские и азиатские музыкальные традиции, — объяснил Сергей. — К примеру, я ‘прохожусь" медиатором от начала ‘ситара" до самого конца нижнего грифа. А там, на пятиструнном блоке, зажат какой-нибудь русский аккорд — такого синтеза вы больше нигде не услышите». Кстати, все 32 струны Сергей запросто настраивает по тюнеру за пять минут.


Или Harp-guitar, если по‑английски. Инструмент более чем с двухвековой историей и знаменитыми «пользователями» от итальянского виртуоза Паскуале Тараффо до гитариста Led Zeppelin Джимми Пейджа. В общем случае, арфа-гитарой называется любая гитара с дополнительными «открытыми» струнами — зажать их на определенном ладу невозможно, соответственно каждая струна позволяет извлечь всего одну ноту.

По словам Сергея, на «чистом» звуке в «Гранд-садоре» можно услышать русские гусли, арфу, балалайку, ситар, вину и арабскую лютню. Но если задействовать ту «кучу аппаратуры за кулисами», в основе которой лежит гитарный синтезатор, «Гранд-садору» можно превратить в любой инструмент мира, даже духовой или ударный. «Для игры разными звуками мало просто прицепить к порожку midi-датчик и настроить сэмплер, — говорит Сергей. — Чтобы передать звучание восточных инструментов, одной гитарной техники мало. Например, стоит у вас дома фортепиано. Один музыкант сыграет на нем Рахманинова, другой — блюз. Инструмент один, а мышление-то разное. Если я ‘включаю" виртуальный дудук, так я и на настоящем сыграю. Пусть не виртуозно, но базовые вещи умею. А если вы хотите ‘как на ситаре", нужно разбираться в восточной школе».


1934 год. Советский союз. Первая «пятилетка» в самом разгаре. В свободное от работы время парторг Штрянин из колхоза «Гигант» деревни Бессоновка все что-то пилит-пилит, клеит-клеит на кухне и ведет себя, мягко говоря, весьма подозрительно. Но не торопитесь с выводами, уважаемые товарищи! Штрянин всего-навсего изобретатель-самоучка, а пилит и клеит он свое драгоценное детище — 23-струнную электрическую гитару. Где сейчас находится гитара Штрянина история, а точнее архивы ГИМНа (Государственного института музыкальной науки), умалчивают. Однако вместе с чертежами и фотографиями готового инструмента сохранилось и письмо мастера, в котором он сообщает, что «уже отыграл концерт в сельском клубе» и принялся за новую новацию — тоже гитару, уже 38-струнную. На фото — не гитара Штрянина, но нечто похожее.

Чтобы понять, чем восточная школа отличается от западной, мы обратились к специалисту по индийским инструментам Андрею Бочко. Андрей объяснил, почему гитарист из музучилища никогда не сможет сыграть «как на ситаре»: «Европейскому музыканту, чтобы сыграть индийское произведение, придется заново всему учиться. В западной школе в октаве 12 нот, а в индийской — 22. У нас между ‘до" и ‘ре-бемоль" пусто. А в индийской школе между ними, грубо говоря, промежуточные ноты. На рояле вы таких клавиш не найдете. Но вообще гитары, скрипки и другие европейские инструменты позволяют их извлекать — например, делать «ситарные» подтяжки в четверть тона. Дело именно в школах игры — европейские музыканты такие возможности никогда не развивали».


Стик — это специальный инструмент для игры «теппингом», разработанный Эмметом Чапменом в середине 60-х. Теппинг или так называемая «фортепианная техника» — это особый способ извлекать ноту резким ударом пальца по струне на определенном ладу. Это позволяет — в отличие от традиционной игры, когда в «создании» одной ноты участвуют обе руки — «разделить» руки и извлекать ноты всеми десятью пальцами. Теперь каждая рука может вести свою независимую мелодическую линию, брать аккорды — прямо, как на фортепиано. Но на традиционной гитаре теппинг-гитарист сталкивается с определенными трудностями, поэтому с распространением теппинга началась разработка и специальных инструментов для него. Так и появился Стик, который внешне напоминает чрезвычайно широкий гриф от гитары без корпуса с 8, 10 или 12 струнами. А гитара мастера Марка Уорра — это главный конкурент Стика. Warr дает гитаристу возможность использовать не только теппинг, но и всем известные пальцевую и медиаторную техники.

Игра на костях

Посмотрев на «Гранд-садору» снаружи, мы, конечно же, захотели узнать, что у нее внутри. Гитарный мастер Дмитрий Сушков рассказал, какие ингредиенты он использовал для приготовления такого необычного блюда. Для деки инструмента выбрали клен — как за его особую звонкость, так и за повышенную прочность. Из-за большого количества струн дека гитары испытывает огромные нагрузки. Например, на обычной «шестиструнке» струны создают 80-килограммовое давление. А на «Гранд-cадоре» целых 32 струны. Гриф сделан трехслойным (в некотором cмысле это стандарт для современных гитар), чтобы избежать «перекоса». Дерево уже в готовой гитаре постоянно изгибается, дышит и впитывает влагу из воздуха.


Тритара («Tritare» англ.) — это трехгрифовая шестиструнная электрогитара, разработанная математиками Самюэльем Годе и Клодом Готье из канадского университета Монткона. А также одна из самых серьезных инноваций в области струнных инструментов за последнее время. Самая соль Тритары в струнах — они Y¬-образной формы. В отличие от традиционных линейных струн, удар по Y-образной вызывает не только колебания основной частоты и разнообразные гармоники (частоты в целое число раз кратные основной частоте), но ещё и негармонические колебания, которые характерны, например, для такого инструмента, как гонг, — объясняют создатели Тритары. — Поэтому в зависимости от техники Тритара покрывает диапазон от гитары до колокола. Поэтому она представляет принципиально новый класс струнных инструментов.

Окаменелую кость мамонта для порожков также выбрали не случайно. Такой порожек присутствует на всех ситарах и придает им особое звучание. Во время колебания струна трется о кость — отсюда знаменитый дребезжащий ситарный звук, богатый гармониками.


«Это, пожалуй, самый нестандартный проект из всех, которые я делал, — рассказал Дмитрий. — И самый трудный. В самом начале семимесячного срока разработки я проконсультировался с профессиональным ситаристом, изучал ситар. Многое пришлось делать вручную, старые заготовки просто не работали. Иногда инструмент приходилось подолгу держать на весу — на станок он не укладывался. А закончили инкрустацией из ракушек — вручную, с помощью стоматологических бормашин».

25 мая на Арбате был задержан Сергей Садов - председатель Московской общественной организации работников культуры уличного жанра (организация фигурирует также под названием «Звезды Арбата»), музыкант, играющий на уникальном струнном инструменте собственного изобретения под названием садора. На него был составлен протокол по статье 20.2.2 Кодекса об административных правонарушениях («организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка»). В полиции ему поставили в вину, что он организовал «одновременное пребывание граждан в общественном месте в количестве примерно 10 человек, при этом играл на гитаре, создав тем самым помехи движению пешеходов и доступу к объектам социальной инфраструктуры (магазинам)». Садов настаивает, что в момент задержания даже не играл, а просто разговаривал со знакомыми. Уникальный инструмент и звуковое оборудование - колонка - остались в ОВД (в полиции объясняют, что это вещественные доказательства правонарушения, которые изымаются до решения суда). Музыкант подчеркивает, что никакие документы вроде расписки о принятии на ответственное хранение составлены не были.

Музыкант рассказал ОВД-Инфо, что когда он вышел в тот день играть, его «уже ждали». «Подошли семь сотрудников полиции нового подразделения - туристической полиции (учреждена в июле 2014 года для обеспечения безопасности гостей столицы и помощи туристам - ОВД-Инфо). Они подошли и говорят: «А мы не видим нарушений». Тогда приехал сам подполковник Коцур (заместитель начальника ОВД «Арбат» - ОВД-Инфо), который все это организует у нас на Арбате, прессует музыкантов, они ему позвонили. Вызвал машину, сказал: «Заберите его!» Они говорят: «Ну а что мы можем сделать? Надо забирать», - и забрали». Садову объяснили, что поводом для задержания стало заявление местных жителей. По мнению музыканта, это не может считаться законным основанием хотя бы потому, что он расположился в том месте Арбата, где нет жилых помещений, - напротив Театра имени Вахтангова.

«В отделе надо мной издевались. Надо было подниматься на шестой этаж, а у меня было тяжелое оборудование. Я полицейским говорю: «Помогите, вы же помоложе». А они: «Мы тебе неотложку вызовем, если тебе будет плохо!» И я таскал все сам наверх, вниз - гестапо такое», - рассказывает Садов. По его словам, от него потребовали подписать бумагу, что он должен будет явиться в ОВД по первому звонку. Музыкант отказался, заявив, что может явиться, только если ему придет повестка.

Сергей Садов. Кадр из фильма «Легенды музыки Арбата»

Несколькими днями ранее Садов был тоже задержан и доставлен в ОВД «Арбат». Это произошло в результате так называемой контрольной закупки: по словам музыканта, полиция отправила к нему «двух школьниц», чтобы они купили у него диски с его музыкой, которые он, по мнению сотрудников ОВД, незаконно продает. «Они диски взяли, а деньги дать забыли! - рассказывает Садов. - А я в это время только высадился, и денег у меня не было. Получается, меня задержали, привезли в отдел, отняли у меня диски, говорят: доставай деньги. Я говорю: «Так у меня денег-то нету!» Они и сели. Получилось, что они забрали человека, отняли у него все, а предъявить нечего. Тогда они меня выпустили, ничего не составили. А при этом диски не вернули, никто не собирается их возвращать, себе на сувениры растащили».

История с Сергеем Садовым - лишь один эпизод многолетней борьбы, которую ОВД «Арбат» и несколько местных жителей ведут с уличными музыкантами - как любителями, так и профессионалами, среди которых есть преподаватели музыкальных школ и училищ, лауреаты международных конкурсов. По словам музыканта Тимура Цуркавы, который, как и Садов, играет на уникальных инструментах (витаре и сатуре), секретаря возглавляемой Садовым организации, давление на музыкантов оказывали в разные годы, но с новой силой оно активизировалось в 2011 году.

В настоящее время в Тверском суде проходит судебное разбирательство по иску гитариста Максима Демидова. Он требует от полиции возмещения материального и морального ущерба в связи с задержанием 6 марта 2014 года. На него составили протокол по статье 20.2 КоАП, обвинив в организации несогласованного публичного мероприятия. У него тоже был конфискован инструмент. Кроме того, у Демидова, инвалида 3-й группы, перенесшего операцию на сердце, в ОВД случился приступ, ему вызывали «скорую». Моральный ущерб музыкант оценил в 150 тысяч рублей, материальный - в 55 тысяч. Демидов написал в исковом заявлении, что полицейские вернули ему гитару только через полтора месяца, и то после многочисленных жалоб, и он обнаружил на инструменте многочисленные трещины и сколы. В протоколе об изъятии было написано только, что на гитаре имеются потертости. На суде,по его словам , выяснилось, что составлявший протокол сотрудник ОВД был «уставший» и «на трещины и сколы внимания не обратил», поэтому в документе их не описал, но через несколько дней увидел на гитаре незамеченные ранее повреждения и составил новый протокол. «Теперь в деле два протокола изъятия», - заключает Демидов (напротив, по одному из других административных дел, заведенных на него, протоколы были якобы случайно, по ошибке уничтожены вместе с архивными документами). Сергей Садов должен был выступать свидетелем по его делу, и Демидов не исключает, что его задержание связано именно с этим. Гитару Демидов забирать из полиции не стал и на Арбате уже год как не играет.

Демидов рассказал ОВД-Инфо, что весной 2014 года, одновременно с ним «забрали инструменты в Москве музыкантов у восьми, просто многие не стали раздувать скандал, а в результате у них инструменты месяца по три лежали в отделах полиции. Сейчас это все повторяется».

Музыканты объясняют, что чаще всего задержания происходят по одному и тому же сценарию. В полицию с жалобой на музыкантов обращается, в основном, одна и та же местная жительница, Людмила Королева, директор сувенирного магазина «Арбатская лавица». Королева собрала 60 подписей от жильцов, выступающих против музыкантов на Арбате. «У них 60 подписей, у нас - тысячи: и от гостей Арбата, и от жильцов», - говорит Тимур Цуркава. Музыканты отмечают, что ведет она себя агрессивно, нападает на них, портит инструменты. Они сами подают на нее заявления, но безрезультатно. В беседе с ОВД-Инфо Цуркава подчеркивал, что замначальника ОВД Коцур и Королева работают в связке, осуществляют совместные рейды по Арбату и оказывают давление на музыкантов. Они жаловались и на Коцура, обращались в прокуратуру, но, как рассказывает Сергей Садов, прокуратура перенаправляет их жалобы обратно в ОВД.

Музыкантов обвиняли в незаконной торговле в связи с тем, что они продают свои диски (того же Максима Демидова задерживали и в результате «контрольной закупки»). Музыканты в ответ отстаивают свое право в соответствии со статьей 44 Конституции о свободе творчества и статьями 1268 и 1270 Гражданского кодекса обнародовать собственные произведения путем опубликования и публичного исполнения, воспроизведения и распространения путем продажи. Диски они печатают сами, на них записана исключительно их собственная музыка. «К торговле это отношения не имеет. Если бы я диски Джексона продавал или «Битлз» - тогда да, наверно, - объясняет Сергей Садов. - Мы не проходим по статье «торговля», потому что наши диски являются нашей собственностью, там нету добавочной стоимости, как с товаром, они не являются товаром, они являются звуковой визиткой».

В полиции музыкантам рекомендовали зарегистрировать частное предприятие, после чего к их «торговле» не будет претензий. «Но нельзя на пешеходных зонах заниматься торговлей-то!» - парирует Садов. При этом он ссылается на приказ Департамента культуры Москвы №210 от 13 марта 2014 года, согласно которому артисты имеют право выступать на пешеходных зонах. По мнению Садова, сейчас, после ухода с поста главы департамента Сергея Капкова, издавшего этот приказ, Королева и ее сторонники (он называет их «лжеобщественники») вновь активизировались, «чтобы запретить работников культуры на пешеходных зонах, выжить их оттуда».

Максим Демидов. Кадр из фильма «Легенды музыки Арбата»

То, что музыкантам инкриминируют нарушение статей 20.2 и 20.2.2, используемые чаще всего в отношении участников политических мероприятий, вызывает еще больше вопросов. На встрече с музыкантами тогдашний начальник ОВД «Арбат» Игорь Янчук объяснял, что у полиции нет претензий к музыкантам, «которые на скрипке играют или на дудке». Но, по словам Янчука, те, кто «с электрогитарами уже, извините меня, с барабанами, с колонками электрическими, с микрофонами, соответствуют уже публичному мероприятию». В результате игры музыкантов, утверждает Янчук, «собирается определенное количество народа, которое препятствует проходу граждан», как и сами музыканты, «установив свои колонки, гитары, сидушки» (видеозапись встречи была опубликована на YouTube, но в настоящее время недоступна).

Полиция при этом отказывается учитывать тот факт, что музыканты никого заранее не зовут себя послушать, не анонсируют свои выходы на улицу, не раздают приглашений, так что их игру нельзя назвать ни выступлением, ни концертом. Впрочем, статья 20.2 здесь, по-видимому, вообще не применима, поскольку в нем речь идет не о выступлениях, концертах или тем более игре на улице, которая может привлечь внимание прохожих, а о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях для выражения мнений и выдвижения требований по вопросам внешней и внутренней политики.

Статья 20.2.2 была включена в КоАП в июне 2012 года в рамках закона, ужесточавшего правила проведения массовых мероприятий, чтобы узаконить борьбу с актуальными на тот момент протестными прогулками и «оккупаями». Однако статья сформулирована так, что под нее фактически может подпасть любое скопление людей. От ее применения нередко страдают уличные музыканты. В июле 2014 года гитарист Сергей Хавский былприговорен к штрафу в десять тысяч рублей (также по жалобе местной жительницы), а в сентябре того же года этой же статьейугрожали его коллеге Михаилу Адамаускасу.

Можно было бы понять, если бы претензии к музыкантам сводились к тому, что они играют слишком громко. Впрочем, они утверждают, что производимый ими шум не превышает уровня, допустимого законом. (К этому же выводупришла и корреспондентка телеканала «Россия 1», в ходе репортажа о конфликте между музыкантами и полицией делавшая замеры громкости из окна одного из соседних домов.) Следует учесть, что хотя местные жители жалуются на тех, кто орет и поет песни с нецензурной бранью, по крайней мере некоторые из преследуемых музыкантов играют исключительно инструментальную музыку, притом не агрессивную. Однако Людмила Королева вызывала полицию, когда на Арбатеиграл акустический дуэт флейты и арфы и даже когда клоун по прозвищу Профессоррисовал шаржи на прохожих. В распоряжении ОВД-Инфо есть аудиозапись состоявшегося в феврале 2015 года отчета ОВД «Арбат» перед населением о работе за 2014 год, где присутствовала Королева: выяснилось, что ее также не устраивает присутствие на Арбате жонглеров: «Клоун увидел, что ему жонглировать можно сегодня шары - вышел один, вы его не убрали, а к нему приходит его дружбан, становится рядом», - заявляла она.

На Арбате задерживают не только гитаристов, но и кларнетистов

От полиции на собрании требовали быть пожестче с музыкантами: не просто просить уйти - это неэффективно, поскольку они возвращаются, - а задерживать, «наказывать рублем», изымать инструменты.

Музыканты при этом сами не против того, чтобы творческая деятельность на Арбате регулировалась - но не полицией в связке с жителями, а самими музыкантами-профессионалами в связке с Департаментом культуры. «Чтобы они отвечали за эту культуру, чтобы они находили новых людей или проекты, чтобы именно артисты были тем звеном, которое регулирует деятельность на улицах. Чтобы они могли про кого-то сказать: «Он матом поет, детям это плохо, нам такой человек не нужен, он позорит нашу культуру». И из департамента или управы чтобы приехали и этого человека отсюда попросили. Не забрали! Не надо репрессий», - говорит Садов. Тимур Цуркава считает, что на Арбате как в значимом месте культурного и исторического центра города «представлять нашу культуру должны только профессионалы» (которым следует выплачивать социальный пакет), но в городе должны быть места, парки, «где любой, даже самый начинающий, неумелый артист и музыкант имел бы право выступить». Уровень выступающего, по его мнению, должны определять комиссии, состоящие из профессиональных артистов.

Цуркава полагает, что Департаменту культуры следует вместе с уличными артистами поработать над созданием в городе «специальных арт-зон, мест выступлений на пешеходных улицах, для артистов, для выставок, для художников, чтобы музыканты и артисты выступали во всех парках». По его словам, например, в парк «Сокольники» музыкантов не пускают, «на них натравливают полицию и местную охрану, задерживают и увозят, а ведь там огромное количество пустых аллей, где могут расположиться студенты музыкальных, актерских факультетов, попробовать свои силы, где может звучать музыка».

28 мая, через три дня после задержания Садова, на Арбат приехали представители ОВД «Арбат» и УВД Центрального административного округа Москвы, с ними встретились недовольные музыкантами местные жители, включая Королеву. Были там и музыканты. По словам Тимура Цуркавы, ему прямо заявили, что музыканты «неправомерно находятся на улице Арбат». Если у них будет разрешение на ведение предпринимательской деятельности, тогда «милости просим», в противном случае их будут задерживать. «Звезды Арбата»

Полиция ясно дает понять арбатским музыкантам, что если они будут продолжать играть без разрешения, их будут задерживать. Сообщество музыкантов приняло решение уйти с Арбата.

25 мая на Арбате был задержан Сергей Садов - председатель Московской общественной организации работников культуры уличного жанра (организация фигурирует также под названием «Звезды Арбата»), музыкант, играющий на уникальном струнном инструменте собственного изобретения под названием садора. На него был составлен протокол по статье 20.2.2 Кодекса об административных правонарушениях («организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка»). В полиции ему поставили в вину, что он организовал «одновременное пребывание граждан в общественном месте в количестве примерно 10 человек, при этом играл на гитаре, создав тем самым помехи движению пешеходов и доступу к объектам социальной инфраструктуры (магазинам)». Садов настаивает, что в момент задержания даже не играл, а просто разговаривал со знакомыми. Уникальный инструмент и звуковое оборудование - колонка - остались в ОВД (в полиции объясняют, что это вещественные доказательства правонарушения, которые изымаются до решения суда). Музыкант подчеркивает, что никакие документы вроде расписки о принятии на ответственное хранение составлены не были.

Музыкант рассказал ОВД-Инфо , что когда он вышел в тот день играть, его «уже ждали». «Подошли семь сотрудников полиции нового подразделения - туристической полиции (учреждена в июле 2014 года для обеспечения безопасности гостей столицы и помощи туристам - ОВД-Инфо ). Они подошли и говорят: „А мы не видим нарушений“. Тогда приехал сам подполковник Коцур (заместитель начальника ОВД „Арбат“ - ОВД-Инфо ), который все это организует у нас на Арбате, прессует музыкантов, они ему позвонили. Вызвал машину, сказал: „Заберите его!“ Они говорят: „Ну, а что мы можем сделать? Надо забирать“, - и забрали». Садову объяснили, что поводом для задержания стало заявление местных жителей. По мнению музыканта, это не может считаться законным основанием хотя бы потому, что он расположился в том месте Арбата, где нет жилых помещений, - напротив Театра имени Вахтангова.

«В отделе надо мной издевались. Надо было подниматься на шестой этаж, а у меня было тяжелое оборудование. Я полицейским говорю: „Помогите, вы же помоложе“. А они: „Мы тебе неотложку вызовем, если тебе будет плохо!“ И я таскал все сам наверх, вниз - гестапо такое», - рассказывает Садов. По его словам, от него потребовали подписать бумагу, что он должен будет явиться в ОВД по первому звонку. Музыкант отказался, заявив, что может явиться, только если ему придет повестка.


Сергей Садов. Кадр из фильма «Легенды музыки Арбата»

Несколькими днями ранее Садов был тоже задержан и доставлен в ОВД «Арбат». Это произошло в результате так называемой контрольной закупки: по словам музыканта, полиция отправила к нему «двух школьниц», чтобы они купили у него диски с его музыкой, которые он, по мнению сотрудников ОВД, незаконно продает. «Они диски взяли, а деньги дать забыли! - рассказывает Садов. - А я в это время только высадился, и денег у меня не было. Получается, меня задержали, привезли в отдел, отняли у меня диски, говорят: доставай деньги. Я говорю: „Так у меня денег-то нету!“ Они и сели. Получилось, что они забрали человека, отняли у него все, а предъявить нечего. Тогда они меня выпустили, ничего не составили. А при этом диски не вернули, никто не собирается их возвращать, себе на сувениры растащили».

История с Сергеем Садовым - лишь один эпизод многолетней борьбы, которую ОВД «Арбат» и несколько местных жителей ведут с уличными музыкантами - как любителями, так и профессионалами, среди которых есть преподаватели музыкальных школ и училищ, лауреаты международных конкурсов. По словам музыканта Тимура Цуркавы, который, как и Садов, играет на уникальных инструментах (витаре и сатуре), секретаря возглавляемой Садовым организации, давление на музыкантов оказывали в разные годы, но с новой силой оно активизировалось в 2011 году.

В настоящее время в Тверском суде проходит судебное разбирательство по иску гитариста Максима Демидова. Он требует от полиции возмещения материального и морального ущерба в связи с задержанием 6 марта 2014 года. На него составили протокол по статье 20.2 КоАП, обвинив в организации несогласованного публичного мероприятия. У него тоже был конфискован инструмент. Кроме того, у Демидова, инвалида 3-й группы, перенесшего операцию на сердце, в ОВД случился приступ, ему вызывали «скорую». Моральный ущерб музыкант оценил в 150 тысяч рублей, материальный - в 55 тысяч. Демидов написал в исковом заявлении, что полицейские вернули ему гитару только через полтора месяца, и то после многочисленных жалоб, и он обнаружил на инструменте многочисленные трещины и сколы. В протоколе об изъятии было написано только, что на гитаре имеются потертости. На суде, по его словам , выяснилось, что составлявший протокол сотрудник ОВД был «уставший» и «на трещины и сколы внимания не обратил», поэтому в документе их не описал, но через несколько дней увидел на гитаре незамеченные ранее повреждения и составил новый протокол. «Теперь в деле два протокола изъятия», - заключает Демидов (напротив, по одному из других административных дел, заведенных на него, протоколы были якобы случайно, по ошибке уничтожены вместе с архивными документами). Сергей Садов должен был выступать свидетелем по его делу, и Демидов не исключает, что его задержание связано именно с этим. Гитару Демидов забирать из полиции не стал и на Арбате уже год как не играет.

Демидов рассказал ОВД-Инфо , что весной 2014 года, одновременно с ним «забрали инструменты в Москве музыкантов у восьми, просто многие не стали раздувать скандал, а в результате у них инструменты месяца по три лежали в отделах полиции. Сейчас это все повторяется».

Музыканты объясняют, что чаще всего задержания происходят по одному и тому же сценарию. В полицию с жалобой на музыкантов обращается, в основном, одна и та же местная жительница, Людмила Королева, директор сувенирного магазина «Арбатская лавица». Королева собрала 60 подписей от жильцов, выступающих против музыкантов на Арбате. «У них 60 подписей, у нас - тысячи: и от гостей Арбата, и от жильцов», - говорит Тимур Цуркава. Музыканты отмечают, что ведет она себя агрессивно, нападает на них, портит инструменты. Они сами подают на нее заявления, но безрезультатно. В беседе с ОВД-Инфо Цуркава подчеркивал, что замначальника ОВД Коцур и Королева работают в связке, осуществляют совместные рейды по Арбату и оказывают давление на музыкантов. Они жаловались и на Коцура, обращались в прокуратуру, но, как рассказывает Сергей Садов, прокуратура перенаправляет их жалобы обратно в ОВД.

Музыкантов обвиняли в незаконной торговле в связи с тем, что они продают свои диски (того же Максима Демидова задерживали и в результате «контрольной закупки»). Музыканты в ответ отстаивают свое право в соответствии со статьей 44 Конституции о свободе творчества и статьями 1268 и 1270 Гражданского кодекса обнародовать собственные произведения путем опубликования и публичного исполнения, воспроизведения и распространения путем продажи. Диски они печатают сами, на них записана исключительно их собственная музыка. «К торговле это отношения не имеет. Если бы я диски Джексона продавал или „Битлз“ - тогда да, наверно, - объясняет Сергей Садов. - Мы не проходим по статье „торговля“, потому что наши диски являются нашей собственностью, там нету добавочной стоимости, как с товаром, они не являются товаром, они являются звуковой визиткой».

В полиции музыкантам рекомендовали зарегистрировать частное предприятие, после чего к их «торговле» не будет претензий. «Но нельзя на пешеходных зонах заниматься торговлей-то !» - парирует Садов. При этом он ссылается на приказ Департамента культуры Москвы № 210 от 13 марта 2014 года, согласно которому артисты имеют право выступать на пешеходных зонах. По мнению Садова, сейчас, после ухода с поста главы департамента Сергея Капкова, издавшего этот приказ, Королева и ее сторонники (он называет их «лжеобщественники») вновь активизировались, «чтобы запретить работников культуры на пешеходных зонах, выжить их оттуда».


Максим Демидов. Кадр из фильма «Легенды музыки Арбата»

То, что музыкантам инкриминируют нарушение статей 20.2 и 20.2.2, используемые чаще всего в отношении участников политических мероприятий, вызывает еще больше вопросов. На встрече с музыкантами тогдашний начальник ОВД «Арбат» Игорь Янчук объяснял, что у полиции нет претензий к музыкантам, «которые на скрипке играют или на дудке». Но, по словам Янчука, те, кто «с электрогитарами уже, извините меня, с барабанами, с колонками электрическими, с микрофонами, соответствуют уже публичному мероприятию». В результате игры музыкантов, утверждает Янчук, «собирается определенное количество народа, которое препятствует проходу граждан», как и сами музыканты, «установив свои колонки, гитары, сидушки» (видеозапись встречи была опубликована на YouTube, но в настоящее время недоступна).

Полиция при этом отказывается учитывать тот факт, что музыканты никого заранее не зовут себя послушать, не анонсируют свои выходы на улицу, не раздают приглашений, так что их игру нельзя назвать ни выступлением, ни концертом. Впрочем, статья 20.2 здесь, по-видимому , вообще не применима, поскольку в нем речь идет не о выступлениях, концертах или тем более игре на улице, которая может привлечь внимание прохожих, а о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях для выражения мнений и выдвижения требований по вопросам внешней и внутренней политики.

Статья 20.2.2 была включена в КоАП в июне 2012 года в рамках закона, ужесточавшего правила проведения массовых мероприятий, чтобы узаконить борьбу с актуальными на тот момент протестными прогулками и «оккупаями». Однако статья сформулирована так, что под нее фактически может подпасть любое скопление людей. От ее применения нередко страдают уличные музыканты. В июле 2014 года гитарист Сергей Хавский был приговорен к штрафу в десять тысяч рублей (также по жалобе местной жительницы), а в сентябре того же года этой же статьей угрожали его коллеге Михаилу Адамаускасу.

Можно было бы понять, если бы претензии к музыкантам сводились к тому, что они играют слишком громко. Впрочем, они утверждают, что производимый ими шум не превышает уровня, допустимого законом. (К этому же выводу пришла и корреспондентка телеканала «Россия 1», в ходе репортажа о конфликте между музыкантами и полицией делавшая замеры громкости из окна одного из соседних домов.) Следует учесть, что хотя местные жители жалуются на тех, кто орет и поет песни с нецензурной бранью, по крайней мере некоторые из преследуемых музыкантов играют исключительно инструментальную музыку, притом не агрессивную. Однако Людмила Королева вызывала полицию, когда на Арбате играл акустический дуэт флейты и арфы и даже когда клоун по прозвищу Профессор рисовал шаржи на прохожих. В распоряжении ОВД-Инфо есть аудиозапись состоявшегося в феврале 2015 года отчета ОВД «Арбат» перед населением о работе за 2014 год, где присутствовала Королева: выяснилось, что ее также не устраивает присутствие на Арбате жонглеров: «Клоун увидел, что ему жонглировать можно сегодня шары - вышел один, вы его не убрали, а к нему приходит его дружбан, становится рядом», - заявляла она.

От полиции на собрании требовали быть пожестче с музыкантами: не просто просить уйти - это неэффективно, поскольку они возвращаются, - а задерживать, «наказывать рублем», изымать инструменты.

Музыканты при этом сами не против того, чтобы творческая деятельность на Арбате регулировалась - но не полицией в связке с жителями, а самими музыкантами-профессионалами в связке с Департаментом культуры. «Чтобы они отвечали за эту культуру, чтобы они находили новых людей или проекты, чтобы именно артисты были тем звеном, которое регулирует деятельность на улицах. Чтобы они могли про кого-то сказать: „Он матом поет, детям это плохо, нам такой человек не нужен, он позорит нашу культуру“. И из департамента или управы чтобы приехали и этого человека отсюда попросили. Не забрали! Не надо репрессий», - говорит Садов. Тимур Цуркава считает, что на Арбате как в значимом месте культурного и исторического центра города «представлять нашу культуру должны только профессионалы» (которым следует выплачивать социальный пакет), но в городе должны быть места, парки, «где любой, даже самый начинающий, неумелый артист и музыкант имел бы право выступить». Уровень выступающего, по его мнению, должны определять комиссии, состоящие из профессиональных артистов.

Цуркава полагает, что Департаменту культуры следует вместе с уличными артистами поработать над созданием в городе «специальных арт-зон , мест выступлений на пешеходных улицах, для артистов, для выставок, для художников, чтобы музыканты и артисты выступали во всех парках». По его словам, например, в парк «Сокольники» музыкантов не пускают, «на них натравливают полицию и местную охрану, задерживают и увозят, а ведь там огромное количество пустых аллей, где могут расположиться студенты музыкальных, актерских факультетов, попробовать свои силы, где может звучать музыка».

28 мая, через три дня после задержания Садова, на Арбат приехали представители ОВД «Арбат» и УВД Центрального административного округа Москвы, с ними встретились недовольные музыкантами местные жители, включая Королеву. Были там и музыканты. По словам Тимура Цуркавы, ему прямо заявили, что музыканты «неправомерно находятся на улице Арбат». Если у них будет разрешение на ведение предпринимательской деятельности, тогда «милости просим», в противном случае их будут задерживать. «Звезды Арбата»



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ