Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В соответствии со ст. 129 ГК РФ, регулирующей вопросы оборотоспособности объектов гражданских прав, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Т.е. объекты гражданских прав можно объединить в три группы: 1) оборотоспособные - они могут свободно и без ограничений переходить от одного лица к другому; 2) изъятые из оборота - это такие виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается; должны быть прямо указаны в законе; 3) ограниченно оборотоспособные - это такие виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению; определяются в порядке, установленном законом. Регулирование вопросов, связанных с оборотоспособностью земельных участков, отнесено к сфере земельного права Изъятые из оборота - это земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота; не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: а) государственными природными заповедниками и национальными парками Статья 95 ЗК РФ содержит порядок регулирования оборота земель особоохраняемых природных территорий. б) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; в) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; г) объектами организаций Федеральной службы безопасности; д) объектами организаций федеральных органов государственной охраны; е) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; ж) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; з) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; и) воинскими и гражданскими захоронениями; к) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ. Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства за исключением ряда случаев, в частности изъятия земельных участков из оборота. С другой стороны, там же установлено правило о том, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Согласно ст. 22 3К РФ , изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно, п. 4 ст. 35 ЗК РФ . в том случае, если происходит отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии с указанными ранее основаниями, данное отчуждение (даже если и объект недвижимости, и земельный участок принадлежат одному лицу) вместе с земельным участком не производится. При этом отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с отчуждением земельного участка, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц;

Ограниченные в обороте - это земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте; не предоставляются в частную собственность за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: а) в пределах особоохраняемых природных территорий, не указанных в списке изъятых из оборота земельных участков. Это природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особоохраняемые природные территории. б) в пределах лесного фонда за исключением случаев, установленных федеральными законами; в) занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда; г) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; д) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные как изъятые из оборота; е) не указанные в числе изъятых из оборота земельных участков в границах закрытых административно-территориальных образований; ж) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; з) предоставленные для нужд связи; и) занятые объектами космической инфраструктуры; к) расположенные под объектами гидротехнических сооружений; л) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; м) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению. ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлены особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Данным законом установлено следующее:

При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или (в случаях, установленных законом субъекта РФ) муниципальное образование имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме указанные структуры о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки субъект РФ или (в случаях, установленных законом субъекта РФ) муниципальное образование имеют право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя;

Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Договор аренды земельного участка заключается или с участниками долевой собственности, или с лицом, действующим на основании доверенностей, выданных ему участниками долевой собственности. Данный договор может быть заключен на срок, не превышающий 49 лет. В том случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных ст. 3 (регулирующей права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 %, на земельные участки или доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения), ст. 4 закона («О предельных размерах и требованиях к местоположению земельных участков»), к наследникам применяются требования, установленные ст. 5 закона, устанавливающей обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

б илет 16 вопрос 1

Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения.

Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения (ГКОЗ СХ) осуществляется для получения по каждому участку сельскохозяйственного комплекса оценочных показателей, необходимых для решения в хозяйстве планово-экономических задач, организации рационального использования земель, разработки проектов землеустройства, обоснования земельного налога и иных целей, установленных законом.

Предметом оценки являются:

Плодородие сельскохозяйственных угодий;

Технологические характеристики участков;

Местоположение (удаленность) участков по отношению к пунктам реализации продукции полей и ферм и по отношению к местам баз снабжения

Определение значения кадастровой стоимости участков как средств производства по экономическим показателям.

ГКОЗ СХ – совокупность административных и технических мероприятий основанных на определении кадастровой стоимости земельных участков в границах сельскохозяйственных организаций и административно – территориальных образований на определенную дату;

ГКОЗСХ проводится в соответствии с методическими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель с.х назначения, утвержденными приказом МЭРТ РФ 145 от 4 июля 2005 г.

ГКОЗСХ проводится по шести группам земель, выделяемым по функциональному назначению и особенностям формирования рентного дохода в сельскохозяйственном производстве:

I группа - сельскохозяйственные угодья;

II группа - земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д.;

III группа - земли под замкнутыми водоемами;

IV группа - земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных лесополос), болотами, нарушенные земли;

V группа - земли под лесами, не переведенные в установленном законодательством порядке в состав земель лесного фонда и находящиеся у землевладельцев (землепользователей) на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования;

VI группа - земли, пригодные под оленьи пастбища.

Определение удельных показателей земель, отнесенных к первой группе, осуществляется в два этапа:

1. Первый этап (межрегиональная оценка земель) - определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах субъектов Российской Федерации и разработка базовых нормативов для проведения второго этапа оценки;

2.Второй этап: определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) осуществляется в следующей последовательности:

определение интегральных характеристик сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) по плодородию почв, технологическим свойствам и местоположению;

определение расчетного рентного дохода;

определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований).

Определение удельных показателей ГКОЗС угодий в границах административных районов, землевладений осуществляется на основе:

данных почвенных обследований, материалов IV тура и внутрихозяйственной оценки земель;

показателей оценочной продуктивности сельскохозяйственных угодий (по выходу кормовых единиц и валовой продукции), затрат на их использование, расчетного рентного дохода (дифференциального и абсолютного) и удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах субъектов Российской Федерации (первый этап) и земельно-оценочных районов.

Земельно-оценочная информация обобщается по административным районам, земельно-оценочным районам и субъекту Российской Федерации.

Удельный показатель кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) определяется умножением расчетного рентного дохода с 1 га сельскохозяйственных угодий в границах сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) на срок капитализации, равный 33 годам.

УПКСЗ= Р х 33,

Расчетный рентный доход с 1 га сельскохозяйственных угодий определяется сложением дифференциального и абсолютного рентных доходов.

Определение кадастровой стоимости земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения осуществляется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных к группе, соответствующей функциональному назначению земельного участка, на площадь земельного участка.

Ответ: Как известно, под правовым режимом имущества понимается наличие особых правил реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Правовой режим отдельных видов недвижимого имущества существенно различается.

Важная характеристика правового режима объектов гражданских прав - их оборотоспособность. По этому критерию вещи, в том числе и недвижимость, делятся на три категории:

Не ограниченные в обороте объекты, которые могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом;

Ограниченно оборотоспособные объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению;

Изъятые из гражданского оборота объекты.

По общему правилу объекты недвижимости, как и иные вещи, считаются не ограниченными в обороте (п. 1, 2 ст. 129 ГК). Объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. Ограниченно оборотоспособные объекты также определяются в порядке, установленном законом. Иначе говоря, изъятие или ограничение оборота есть исключения из общего правила свободы оборота. Обычные объекты недвижимости - здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения - свободно участвуют в обороте, если они не исключены из оборота законом.

Из гражданского оборота в первую очередь изымаются объекты государственной собственности, которые находятся в общественном пользовании и не могут в силу публичных интересов быть предметами гражданско-правовых сделок. Перечень объектов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности и приватизация которых запрещена, содержит Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 (в ред. от 08.08.2003)". В перечень, в частности, входят:

Недра, лесной фонд, водные ресурсы;

Охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости;

Штатное и табельное военное имущество (в том числе арсеналы);

Специальные полигоны для испытания вооружений и военной техники;

Недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

Водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения;



Портовые гидротехнические сооружения и объекты, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов;

Объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники;

Атомные станции;

Стационарные объекты социального обслуживания, включая детские дома, дома ребенка, территориальные центры социального обслуживания, а также школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, дома для престарелых, дома сестринского ухода, интернаты, госпитали, санатории, пансионаты для инвалидов, детей и престарелых;

Объекты управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, аэродромы федерального значения;

Радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры;

Защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны;

Федеральные автомобильные дороги общего пользования;

Объекты непроизводственной сферы, находящиеся в ведении федеральных органов представительной власти;

Крематории и кладбища;

Скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям;

Метрополитен.

Запрещена также приватизация предприятий и объектов целого ряда федеральных министерств и ведомств: санитарной эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных, Министерства внутренних дел, Федеральной службы контрразведки, Министерства обороны, пограничных войск, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, объектов научной и опытно-производственной сферы, входящих в состав Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и Российской академии художеств, переданных им в установленном порядке в соответствии с указами Президента РФ по перечням, утвержденным Правительством.



При регулировании оборота объектов, имеющих жизненно важное значение для общества, применяется принцип невосполняемых природных ресурсов.

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (п. 3 ст. 129ГК).

Правовая регламентация гражданского оборота земель не исчерпывается ГК, нормы которого применяются лишь в части, не противоречащей земельному законодательству (ст. 13 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации») (в ред. от 26.11.2001) . Правовой режим недр, лесов, водных объектов в значительной степени является предметом соответствующих отраслей права и регулируется ГК в той степени, в какой это допускается соответственно Законом о недрах, ВК и ЛК. Для земельных участков, участков недр, участков лесного фонда действует принцип: данные объекты включаются в оборот законом.

Оборотоспособность земельных участков определяется земельным, лесным, водным и другим природоресурсным законодательством.

В соответствии со ст. 260 ГК собственник земельного участка свободно владеет, пользуется, распоряжается им постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Изъятые из оборота земли не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Ограниченные в обороте земли не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из оборота изъяты (п. 4 ст. 27 ЗК) земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами:

Государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК);

Зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;

Зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

Объектами организаций федеральной службы безопасности;

Объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

Объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

Объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

Исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Минюста и МВД России;

Воинскими и гражданскими захоронениями;

Инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки:

В пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК;

В пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

Занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

Занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

Предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК;

Не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК в границах закрытых административно-территориальных образований;

Предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

Предоставленные для нужд связи;

Занятые объектами космической инфрастуктуры;

Расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

Предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

Загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом об обороте земель (вступил в силу 27 января 2003 г.).

  • 10. Несостоятельность (банкротство) юл
  • 11. Ликвидация юл
  • 12. Полное товарищество и товарищество на вере – коммерческие юл
  • 13. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью – коммерческие юл
  • 14. Общества с дополнительной ответственностью.
  • 15. Акционерные общества
  • 16. Унитарные государственные и муниципальные предприятия – коммерческие юл
  • 17. Производственные кооперативы как юл
  • 18. Некоммерческие юл
  • 19.Учреждение как юридическое лицо. Виды учреждений. Право оперативного управления учреждения
  • 20.Особенности участия в гражданских правоотношениях публично-правовых образований. Ответственность государства в гражданских правоотношениях.
  • 21. Понятие объектов гражданских прав (гражданских правоотношений). Виды объектов гражданских прав.
  • 22. Понятие ценных бумаг. Их классификация
  • 23.Понятие личных неимущественных прав и нематериальных благ. Их классификация. Способы защиты личных неимущественных прав.
  • 24. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Компенсация морального вреда
  • 25. Понятия и виды сделок
  • 26.Устная и письменная форма сделки. Государственная регистрация
  • 27.Государственная регистрация сделок и последствия ее несоблюдения.
  • 28. Недействительные сделки
  • 1) По содержанию:
  • 29.Оспоримые сделки: понятие, виды, последствия совершения
  • 30. Представительство. Доверенность
  • 32. Исковая давность: понятие и виды. Течение срока исковой давности
  • 33. Понятие и содержание права собственности
  • 34.Право собственности граждан и юридических лиц
  • 34. Право собственности граждан и юридических лиц
  • 35. Право государственной и муниципальной собственности
  • 36. Общая собственность. Понятие и виды.
  • 37. Понятие и виды ограниченных вещных прав. Право хрзяйственного ведения и оперативного управления.
  • 38. Виндикационный иск.
  • 39. Негаторный иск.
  • 40. Иски об освобождении имущества от ареста. Иски о признании права собственности. Понятие истец, ответчик, содержание предъявленных требований.
  • 41. Понятие и стороны обязательства. Надлежащее исполнение обязательства.
  • 42. Множественность лиц в обязательстве.
  • 43.Перемена лиц в обязательстве.
  • 1) Возникающие по воле участников (сделки):
  • 2) Независящие от воли сторон:
  • 48. Задаток и удержание имущества должника как способы обеспечения исполнения обязательств
  • 50. Убытки как форма гражданско-правовой ответственности
  • 51.Особенности ответственности за неисполнение денежных обязательств и обязательств по передаче индивидуально-определенной вещи.
  • 52. Гражданско-правовой договор
  • 53. Свобода договора. Публичный, договор присоединения
  • 53.Порядок заключение договора. Особенности заключения договора на торгах
  • 55. Основания и порядок изменения договора Основания изменения и прекращения договоров
  • Изменение (расторжение) договора по соглашению сторон
  • Изменение (расторжение) договора в связи с существенным нарушением договора и иными обстоятельствами
  • Изменение (расторжение) договора в связи с иными обстоятельствами
  • Порядок изменения и расторжения договора Порядок изменения (расторжения) договора по соглашению сторон:
  • Порядок изменения (расторжения) договора вследствие одностороннего отказа
  • Последствия изменения или расторжения договора
  • 56. Понятие и виды купли-продажи. Условия договора.
  • 57. Договор розничной купли продажи, его виды.
  • 58. Договор поставки товаров. Порядок заключения и исполнения. Структура договорных отношений.
  • 59. Договор энергоснабжения.
  • 60. Договор продажи недвижимости.
  • 61. Особенности продажи жилых помещений.
  • 62. Договор контрактации.
  • 63. Договор мены.
  • 64.Дарение (понятие, предмет, форма договора). Пожертвование.
  • 65. Договор ренты. Пожизненное содержание с иждиванием.
  • 66. Аренда. Договор проката
  • 67.Договор аренды транспортных средств. Аренда зданий, сооружений, предприятий.
  • 68. Лизинг.
  • Гарант:
  • 70. Договор безвозмездного пользования (договор ссуды)
  • 71. Договор подряда. Договор бытового подряда.
  • 72.Договор строительного подряда.
  • 73.Договор подряда на выполнение проектных и изыскательных работ.
  • 74. Договор на выполнение научно исследовательских, опытно конструкторских и технологических работ.
  • 75. Договор транспортной экспедиции.
  • 76.Договор хранения. Виды.
  • 77. Договор поручения. Действия в чужом интересе без поручения.
  • 78.Договор комиссии.
  • 79.Понятие и элементы договора доверенного управления имуществом.
  • 80. Договор займа.
  • 81,82. Кредитный договор.
  • 83. Банковский вклад.
  • 84. Банковский счет.
  • 85. Договор страхования.
  • 86. Понятие договора коммерческой концессии и его виды
  • 87. Договор простого товарищества.
  • 88.Публиное обещание награды. Проведение игр и пари.
  • 89. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда здоровью или жизни гражданина.
  • 90. Понятие обязательства в следствии неосновательного обогащения, условия их возникновения и исполнения.
  • 91. Авторское право.
  • 92. Понятие смежных прав и их взаимосвязь с авторскими правами. Объекты и субъекты смежных прав. Защита смежных прав.
  • 95.Открытие наследства. Наследование по закону. Особенности наследования отдельных видов имущества.
  • 21. Понятие объектов гражданских прав (гражданских правоотношений). Виды объектов гражданских прав.

    Объект гражданских правоотношений - это то, на что направлены субъективные права и обязанности его участников.

    Объекты гражданских прав необходимы для удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан и юридических лиц. Объекты гражданских прав - вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Оборотоспособность - возможность граждан свободно распоряжаться объектами гражданских прав путем их передачи другим лицам.

    В зависимости от оборотоспособности все вещи делятся на:

    1) вещи, не изъятые из оборота , - объекты гражданских прав, которые мог свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом;

    2) вещи ограниченные в обороте , - вещи, оборот которых ограничивается законом. Ограниченные вещи принадлежат определенному кругу лиц и допускаются к обороту по специальному разрешению К ним относятся природные ресурсы, земля, валютные ценности, предметы антиквариата;

    3) вещи, изъятые из оборота, - вещи, оборот которых не допускается на основании закона, К ним относятся земля, недра, воды, ископаемые, энергетические природные и другие ресурсы.

    Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению, определяются в законе.

    Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

    Сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством РФ , а в части, не урегулированной им, - гражданским законодательством.

    Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством РФ. Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому лицу только на основании распорядительной лицензии , выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу лицензии управления использованием и охраной водного фонда.

    Виды объектов гражданских прав:

    1) материальные блага (объекты природного мира, вещи; вещи создаются трудом челове- ка и служатдля удовлетворения его имущест- венных интересов) и нематериальные бла- га (продукты духовного творчества; честь, достоинство, имя гражданина);

    2) ограниченные в обороте, не ограниченные в обороте, изъятые из оборота ;

    Виды вещей:

    1) движимые - вещи, не относящиеся к недви- жимости, включая деньги и ценные бумаги (ре- гистрации прав на движимые вещи не требу- ется) и недвижимые - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т е. объек- ты, перемещение которых без несоразмерно- го ущерба их назначению невозможно,

    2) делимые (вещь можно разделить) и неде- лимые (раздел вещи в натуре невозможен без изменения ее назначения);

    3) главная вещь и принадлежность - вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим на- значением;

    4) потребляемые (вещи в процессе перестают существовать) и непотребляемые (утрачивают первоначальные свойства);

    5) родовые или индивидуально-определенные вещи, определенные родовыми признаками;

    6) сложные (разнородные вещи, образующие единое целое)

    Гражданские правоотношения возникают по поводу материальных и нематериальных благ.

    К материальным благам относятся вещи (имущество и имущественные права).

    К нематериальным благам относятся жизнь, здоровье, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, свобода передвижения, выбор места пребывания и жительства, право на имя, авторство и другие блага, не имеющие имущественного характера.

    В статье 128 ГК РФ перечисляются виды объектов гражданских прав:

      имущественные права,

      работы и услуги,

      информация,

      результаты интеллектуальной собственности,

      нематериальные блага.

    Круг объектов гражданского права весьма подвижен. Совсем недавно информация не фигурировала в их числе.

    Основной массив объектов гражданских правоотношений составляют вещи.

    Вещи – важнейшая составляющая имущества, находящегося в гражданском обороте.

    Под вещью в гражданском праве понимается любой объект материального мира.

    Вещи – важнейшая составляющая имущества, находящегося в гражданском обороте. Под вещью в гражданском праве понимается любой объект материального мира. Для юридической судьбы вещи существенное значение имеет правовой статус. Поэтому существует многообразная классификация вещей.

    По признаку оборотоспособности вещи подразделяются на не изъятые из гражданского оборота, с ограниченной оборотоспособностью и изъятые из гражданского оборота . Оборотоспособность понимается как пригодность объектов гражданских прав к свободному отчуждению и переходу от одного лица к другому. Иными словами вещи, не изъятые из гражданского оборота , могут свободно отчуждаться их владельцами и переходить из рук в руки без ограничений.

    Вещи с ограниченной оборотоспособностью могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота, или оборот этих вещей допускается в особом порядке . То есть речь идет о лицензировании и сертификации . Сведения об объектах, подлежащих лицензированию или сертификации, публикуются. К таким объектам относятся яды, оружие, боеприпасы, драгоценные металлы и камни и некоторые другие вещи. По прямому указанию в законе некоторые вещи могут быть изъяты из оборота. Изъяты из оборота такие виды продукции, работ или услуг, которые могут оказаться опасными для населения, если будет разрешена их свободная реализация .

    Вещи подразделяются на движимые и недвижимые.

    К недвижимым вещам относятся здания и сооружения, земельные участки. Право на недвижимое имущество обязательно подлежит государственной регистрации. Государственной регистрации подлежат и сделки с недвижимостью.

    Движимое имущество , как правило не надо регистрировать. К нему относятся все объекты, которые не относятся к недвижимости. В то же время следует иметь ввиду, что автотранспорт, который естественно движется, но не смотря на это, все автомашины подлежат государственной регистрации. Вот такое исключение из правил.

    Вещи бывают делимые , то есть такие, которые при делении не теряют своего назначения и присущих им свойств. Например, в магазине можно купить половину буханки хлеба. Неделимые вещи от раздробления утрачивают свое первоначальное назначения. Если табуретку распилить, то это будет уже не табуретка. При разделе имущества все это имеет юридическое значение.

    Есть вещи сложные , к которым относятся библиотека, мебельный гарнитур. Часть гарнитура, например стол, можно использовать и в отдельности, но если заключена сделка по поводу сложной вещи, то значит ее действие распространяется на все ее составные части. Если гражданин приобретает полное собрание сочинений А.С. Пушкина, но там нет одного тома, то это уже не полное собрание сочинений и об этом в договоре купли-продажи должно специально отмечено.

    Назначение нескольких вещей может быть связано между собой, когда использование одной вещи зависит от другой. Такая взаимосвязь прослеживается между замком и ключом, скрипкой и смычком и т.д. В этих случаях выделяется главная вещь и принадлежность.

    Особое место среди вещей занимают плоды, продукция и доходы . Все поступления от вещи принадлежат ее законному владельцу, которым может быть наниматель, а не собственник.

    1. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

    2. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

    3. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

    4. Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225) не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

    Комментарий к Ст. 129 ГК РФ

    1. На основании ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В развитие данного положения в указывается на то, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

    В комментируемой статье под оборотоспособностью объектов гражданских прав понимается возможность (допустимость, способность) их перехода от одного субъекта к другому в результате отчуждения (по договору купли-продажи, дарения, мены и пр.), или в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица), или иным способом.

    Как представляется, оборот объектов гражданских прав есть частный случай перемещения материальных благ. Поэтому конституционное положение о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств распространяется и на действия, опосредующие оборот объектов гражданских прав. Это — с одной стороны. А с другой — изъятие каких-либо объектов гражданских прав из оборота либо их ограничение в обороте может быть обусловлено спецификой соответствующих объектов (не в связи с тем, что это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей) (см., например, п. 4 ст. 129 ГК и комментарий к данной статье).

    2. По общему правилу объекты гражданских прав полностью оборотоспособны, т.е. могут переходить «из рук в руки» без каких-либо ограничений. Исключения из этого правила могут быть двоякого рода.

    Во-первых, нахождение некоторых объектов в обороте не допускается (они изъяты из оборота). Они не могут быть предметом договора купли-продажи, мены, аренды и пр.

    Во-вторых, существуют объекты, которые: а) могут принадлежать лишь определенным субъектам; б) могут переходить от одного лица к другому по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные).

    Установление таких исключений из общего правила осуществляется для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

    3. Объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе (абз. 1 п. 2 комментируемой статьи). Здесь необходимо вспомнить, что в Гражданском кодексе под законами разумеются только федеральные законы (). Законами субъектов Российской Федерации изъятие объектов из оборота недопустимо.

    Единого перечня объектов, изъятых из оборота, не существует. Соответствующие запреты включаются в федеральные законы, призванные регулировать ту или иную совокупность общественных отношений. Так, в силу ст. 5 Федерального закона от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия являются объектами, изъятыми из хозяйственного оборота, находятся в исключительном ведении Российской Федерации и в федеральной собственности, управление которой осуществляется Правительством РФ в установленном порядке.

    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 1997. N 18. Ст. 2105.

    Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» запрещен оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (ст. 3).

    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 1997. N 29. Ст. 3510.

    Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» установлен запрет на оборот в качестве гражданского и служебного оружия таких объектов, как огнестрельное оружие, имитирующие его иные предметы, кистени, кастеты, сурикены, бумеранги и другие специально приспособленные для использования в качестве оружия предметы ударно-дробящего и метательного действия (за исключением спортивных снарядов), патроны с пулями бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия и т.д. (ст. 6).

    Достаточно своеобразны правила об исключении из оборота и ограничении оборота определенных объектов, установленные Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ст. 2). Им предусматривается существование Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. В зависимости от применяемых государством мер контроля за оборотом этих объектов данный Перечень подразделяется на IV списка.

    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 219.

    В Список I включены наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен (гашиш (анаша, смола каннабиса), героин, кокаиновый куст, маковая соломка, морфин метилбромид и т.д.).

    В Списке II перечисляются наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами (кодеин, кокаин, морфин, барбамил и т.д.).

    Список III содержит перечень психотропных веществ, оборот которых ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (бутобарбитал, ниметазепам, пемолин и т.д.).

    Наконец, в Списке IV указываются прекурсоры, оборот которых ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля (ацетон, эфедрин и др.).

    Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (объединяющий четыре названных списка), утверждается Правительством РФ.

    ———————————
    В настоящее время действует Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 51, от 17 ноября 2004 г. N 648, от 8 июля 2006 г. N 421, от 4 июля 2007 г. N 427) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 27. Ст. 3198; 2004. N 8. Ст. 663; N 47. Ст. 466; 2006. N 29. Ст. 3253; 2007. N 28. Ст. 3439.

    Иногда принимаются законы, имеющие единственной целью запретить оборот какого-либо объекта. Так, Федеральным законом от 22 марта 2003 г. N 34-ФЗ «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации» установлено следующее: «В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду производство и оборот этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации запрещаются с 1 июля 2003 года».

    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 2003. N 12. Ст. 1058.

    4. В отношении ограниченно оборотоспособных объектов соответствующие указания содержатся в федеральных законах и иных правовых актах. Так, уже упоминались наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, оборот которых ограничен (Списки II — IV). В Законе об уничтожении химического оружия установлено, что отходы, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия, являются объектами, ограниченно оборотоспособными, и могут передаваться Правительством РФ организациям независимо от организационно-правовых форм в целях вовлечения указанных отходов в хозяйственный оборот (ст. 5).

    Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом только по специальному разрешению федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры (Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ст. 12).

    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. Ст. 2591.

    Оборот пестицидов ограниченного использования, которые имеют устанавливающуюся в результате регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и окружающую природную среду, осуществляется на основании специального разрешения (Закон о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами, ст. 3).

    Ограниченными в обороте являются такие объекты, как иностранная валюта и валютные ценности (см. п. 2 ст. 140 и ст. 141 ГК и комментарий к ним).

    5. Значение земли и других природных ресурсов для жизни людей, для самого существования человечества трудно переоценить. Поэтому во все времена повышенное внимание уделялось (и уделяется сейчас) контролю за оборотом таких объектов. В этой сфере устанавливаются различного рода запрещения и ограничения, обусловленные стремлением обеспечить рациональное использование природных ресурсов.

    Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 27) определяется перечень земельных участков, изъятых из оборота. К ним, в частности, отнесены земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за некоторыми исключениями, установленными ст. 95 ЗК РФ), зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды, объектами организаций федеральной службы безопасности, воинскими и гражданскими захоронениями, объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний и др.

    Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, нужд связи, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли и т.д.

    Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» . Здесь также установлены различные ограничения. Так, иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3). Этим Законом установлена обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности (ст. 5). Законом предусматривается, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов (ст. 8). Названный Закон устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам только на торгах (конкурсах, аукционах), и указывает исключение из этого общего правила (ст. 10).

    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.

    В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

    Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности (ст. 1.2).

    Лесным кодексом РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности; формы собственности на лесные участки в составе земельных участков иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8).

    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.

    В Водном кодексе РФ указываются принципы, на которых основывается водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты. В том числе установлены такие принципы, как приоритет охраны водных объектов перед их использованием; использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду; сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами; приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования; предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов и др.

    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.

    Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. При этом под животным миром понимается совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

    Конкретизируя п. 3 комментируемой статьи, этот Закон устанавливает, что к объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом. Законом предусматривается лицензирование деятельности в сфере использования объектов животного мира.

    При этом различаются:

    — долгосрочная лицензия — специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира;

    — именная разовая лицензия — специальное разрешение на однократное использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока его действия, а также количества допустимых к использованию объектов животного мира;

    — распорядительная лицензия — специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установленном порядке распоряжаться объектами животного мира.

    6. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, о которых говорится в п. 4 комментируемой статьи, являются произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения и другие объекты, перечисленные в ст. 1225 ГК РФ.

    На результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают:

    — исключительное право, являющееся имущественным;

    — личные неимущественные права и иные права (право доступа, право следования и др.) в случаях, предусмотренных ГК РФ (ст. 1226).

    Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, право на имя и иные личные неимущественные права. Эти права неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от них ничтожен (п. п. 1, 2 ст. 1228 ГК).

    Иное дело исключительные права. Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распорядиться исключительным правом (если иное не предусмотрено ГК РФ, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) либо предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор) (ст. ст. 1229, 1233 — 1238 ГК). В случаях, предусмотренных ГК РФ, суд может по требованию заинтересованного лица принять решение о предоставлении этому лицу на указанных в решении суда условиях права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (ст. 1239 ГК).

    Переход исключительного права без заключения договора с правообладателем допускается в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя (ст. 1241 ГК).

    Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи (ст. 1227 ГК). Исключение составляет правило, установленное в п. 2 ст. 1291 ГК РФ, которое гласит: при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ