Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.

Понятие о внимании

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания - выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение в его психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может изменяться.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, т.к не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или не внимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем.

Т.о., внимание является лишь свойством различных психических процессов.

Физиологические основы внимания

В коре больших полушарий мозга могут протекать два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать.

Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Большое значение для появления внимания имеет ориентировочный рефлекс. Это врожденная реакция организма на всякое изменение окружающей среды.

Способность настораживаться объясняется наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию (совокупность структур головного мозга, регулирующих уровень возбудимости) с разными участками коры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения. Т.о., ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.

Виды внимания

Если лекция преподавателя интересна по содержанию, то студенты без всяких усилий, внимательно ее слушают. Это - проявление непроизвольного внимания. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.д. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.

Причины, вызывающие непроизвольное внимание:

относительная сила раздражителя;

неожиданность раздражителя;

движущиеся предметы;

новизна раздражителя;

контрастные предметы или явления;

внутреннее состояние человека.

Иной характер имеет произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Произвольное внимание имеет волевой характер.

Если условием появления непроизвольного внимания являются качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояние человека, то для появления произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности.

Основные свойства внимания

Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени:

сосредоточенность (концентрация) - выделение сознанием объекта и направление на него внимания;

устойчивость - большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии;

объем внимания - количество объектов воспринимаемых одновременно;

распределение - умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий;

переключение - сознательное перемещение внимания на новый объект.

Рассеянность и внимание

При рассеянности, сознания человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой - рассеивается.

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый - результат общей неустойчивости внимания. Им отличаются дети младшего возраста. Однако, оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.

Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность. Она, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

Вопросы

Лекция 1.7. Внимание и память

1. Понятие внимания. Виды внимания.

2. Функции и свойства внимания.

3. Понятие памяти. Виды памяти.

4. Процессы памяти.

5. Развитие внимания и памяти школьников.

На человека воздействует множество внешних раздражителей, у него имеется ряд разнообразных потребностей. Из массы окружающих объектов он выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Это осуществляется с помощью внимания.

Внимание – направленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на чем-либо определенном при одновременном отвлечении от другого .

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Другие ученые не рассматривают внимание как самостоятельное явление, так как с их точки зрения оно, так или иначе, присутствует в любом другом психическом процессе. Также ведутся дискуссии относительно того к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни ученые считают, что внимание – это познавательный процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность человека, в том числе и познавательная невозможна без внимания, а само внимание требует проявления волевых усилий.

Так или иначе, доказано, что внимание представляет собой особую форму психической активности человека и является необходимым условием всякой деятельности, обеспечивает ее результативность. Роль внимания значительна.

Физиологические основы внимания . Внимание, как и любой другой процесс, связано с определенными физиологическими механизмами. По своей природе внимание рефлекторно (И. М. Сеченов). Однако в отличие от других психических процессов внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, которые связаны с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга.

Для понимания физиологических основ внимания важен установленный И. П. Павловым закон индукции нервных процессов. Согласно ему процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают (индуцируют) тормозные процессы в других участках мозга. Следовательно, физиологическую основу внимания составляют возбуждение одних нервных центров и торможение других.

Важный вклад в изучение физиологических механизмов внимания внес А. А. Ухтомский . Согласно его представлению, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер (dominas – в переводе с лат. – господство ). Доминирующий очаг возбуждения не только подавляет и тормозит другие центры возбуждения, но способен усиливаться за их счет, словно «притягивая» к себе их процесс возбуждения. Доминанта отличается от оптимального возбуждения большей силой и, главное, повышенной устойчивостью, стойкостью. Именно она обеспечивает концентрированное, устойчивое внимание.


Доминанта – временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения, характеризующийся способностью накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров.

Итак, внимание означает наличие в коре головного мозга участков с повышенной (доминирующей над остальными ) или пониженной нервной возбудимостью, взаимосвязанных между собой по закону индукции. В результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Концепция И. П. Павлова и А. А. Ухтомского получила в настоящее время подтверждение. Современные нейрофизиологические исследования указывают на ведущую роль корковых механизмов в регуляции внимания. Установлено, что внимание возможно только на основе общего бодрствования коры головного мозга, повышения активности ее деятельности. В настоящее время в мозгу обнаружены особые нейроны, получившие название «нейронов внимания».

Различают следующие виды внимания:

1. Непроизвольное (непреднамеренное) внимание.

2. Произвольное (преднамеренное) внимание.

3. Послепроизвольное внимание.

1. Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. Поэтому его часто называют пассивным или вынужденным вниманием. В основе возникновения непроизвольного внимания лежат разные причины, которые условно можно разделить на две группы:

а) внешние причины (сила и неожиданность раздражителя; новизна, необычность, контрастность раздражителя; подвижность раздражителя).

б) внутренние причины (интересы; настроение; переживания; потребности человека).

2. Произвольное внимание возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности (т.е. очаг возбуждения поддерживается сигналами, идущими от второй сигнальной системы – указания, самоприказ и пр.).

Условиями возникновения произвольного внимания являются:

Осознание обязанности в выполнении данной деятельности;

Отчетливое понимание и внутреннее принятие конкретной задачи.

Способствуют функционированию произвольного внимания создание желаемого образа результата деятельности, привычные и оптимальные условия работы, наличие косвенных интересов.

Послепроизвольное внимание – возникает на основе произвольного, после него, в результате интереса к самому процессу деятельности и не требует специальных волевых усилий. В отличие от непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями, но здесь нет волевых усилий, а деятельность поддерживается сильным интересом (и не столько к результату, сколько к процессу деятельности). Роль этого вида внимания в любой деятельности очевидна – человек испытывает удовлетворения от хода деятельности и достигает поставленную цель.

В зависимости от объекта различают внешнее (направленное на внешние окружающие предметы и явления) и внутреннее (направленное на собственные мысли, чувства и переживания) внимание .

Введение................................................................................... 3

1. Понятие внимания в современной психологии.................. 6

2. Моторная теория внимания Н. Н. Ланге............................ 10

3. Учение о доминанте А. А. Ухтомского............................... 13

4. Теория внимания Т. Рибо................................................... 15

5. Теоретическая концепция внимания П. Я.

Гальперина......................................................................... 19

6. Теория внимания Л. С. Выготского.................................... 24

7. Проблема воспитания внимания в работах

Н.Ф.Добрынина.................................................................. 26

Заключение............................................................................. 29

Список литературы................................................................. 32


Введение

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет единого согласия. Одни утверждают, что особого независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент другого психологического процесса. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности (в мозге человека выделяют особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование других процессов).

В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде нельзя. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить «материю» внимания, она как бы исчезает.

Однако проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.

Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. Как отмечает Ф. Уорден, с точки зрения здравого смысла можно предположить, что «явления внимания играют заметно важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и незаметную позицию» . Действительно, в опубликованных курсах и пособиях по общей психологии, как ранних, так и современных, психология внимания представлена в малом объеме, неравномерно и разрозненно.

В нашей стране в начале XX в. внимание было предметом исследований, проводившихся под руководством Г. И. Челпанова в Психологическом институте им. Л. Г. Щукиной при Московском университете. С середины прошлого века изучение внимания в МГУ им. М. В. Ломоносова шло под руководством А. Н. Леонтьева (бывшего сначала аспирантом Г. И. Челпанова, а позднее учеником Л. С. Выготского). Затем основное руководство этой темой на кафедре общей психологии перешло к Ю. Б. Гиппенрейтер - ученице и многолетней сотруднице А. Н. Леонтьева.

Параллельно с этой линией исследований на факультете психологии МГУ с 1950-х гг. развертывались фундаментальные исследования А. Р. Лурия и Е. Н. Соколова по нейропсихологии и психофизиологии внимания.

В дальнейшем это направление было развито рядом их учеников и последователей - О. С. Виноградовой, Э. А. Голубевой, Н. Н. Даниловой, Е. Д. Хомской и другими.

С конца XX в. наблюдается возврат (некоторые, подчеркивая его интенсивность, предпочитают даже говорить о «взрыве») интереса к теме внимания в психологии и нейрофизиологии, появляются качественно новые возможности для ответа на старые вопросы, поставленные еще классиками. Проблема внимания вновь находится в центре фундаментальной и экспериментальной психологии .

Проблемами исследования внимания занимались также такие ученые как А. А Ухтомский, Д. Е. Бродбент, И. П. Павлов, Н. Н. Ланге, Д. Н. Узнадзе, Т. Рибо, Э. Титченер, Ф. Уорден и многие другие. Они выдвигали множество теорий внимания, но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания. Но практически все исследования подчеркивают индивидуальность внимания.

Физиологическими основами внимания занимались В.М Бехтерев, Л.А. Орбели, П.К. Анохин. Ведущая роль корковых механизмов в регуляции внимания установлена благодаря нейрофизиологическим исследованиям.

Проблемой исследования является психологические теории внимания.

Цель работы проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, ознакомиться с историей возникновения психологии внимания.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие внимания в современной психологии.

2. Рассмотреть основные психологические теории внимания.

При написании данной курсовой работы применялись следующие методы научного исследования:

1) теоретический анализ научных трудов посвященных данной проблеме;

2) методы описания и синтеза.


1 . Понятие внимания в современной психологии

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности . Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Вырезано.

ссылке.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности – словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются:

· природное;

· социально обусловленное внимание;

· непроизвольное;

· произвольное внимание;

· чувственное;

· интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новины. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-либо внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов и побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удержать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого. Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе – с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль .

2. Моторная теория внимания Н. Н. Ланге

Связь внимания и движения выделял в своих работах в работах Н. Н. Ланге, который представлял ее как причинно-следствен ную, где движения не просто включены в акт внимания, но обусловливают его, делают внимание возможным.

Теория Н. Н. Ланге - уже собственно моторная, или эффекторная . Внимание в ней - не особое состояние сознания, обеспечиваемое двигательным приспособлением организма, но «целесообразная реакция организма, моментально улучшающая условия восприятия» . Эта реакция организма может быть как биологически целесообразной, эволюционно полезной, так и сообразной собственным целям познающего субъекта - произвольной.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Итак, Н. Н. Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природы внимания:

1. Внимание как результат двигательного приспособления.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания.

3. Внимание как результат эмоции.

4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жиз­ненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа.

6. Внимание как усиление нервного раздражителя.

7. Теория нервного подавления

3. Учение о доминанте А. А. Ухтомского

Еще один знаменитый русский физиолог, Алексей Алексеевич Ухтомский (1875- 1942) ввел понятие доминанты (от лат. dominatio - господство), ставшее весьма немаловажным для психологии внимания. Исходно предназначенное для описания и объяснения работы нервной системы, это понятие оказалось не только пригодно, но и очень полезно для описания поведения человека, феноменов его познания и социальной жизни.

Над учением о доминанте А.А.Ухтомский работал более двух десятилетий. Доминанта в его работах предстает как «фокус возбуждения» в нервной системе, который подчиняет себе работу всех прочих нервных центров и определяет направленность поведения человека или животного в данный момент времени. Если обратиться к определению самого А. А.Ухтомского, это «более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван, причем вновь приходящие в центры возбуждения служат усилению (подтверждению) возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко разлиты процессы торможения». Именно поэтому первое поведенческое следствие возникшей доминанты - «векториальная определенность движения: возбуждение в одном, сопряженное с торможением в другом» . Словом, благодаря доминанте и поведение, и познание оказываются направленными. А поскольку направленность - одно из фундаментальных свойств внимания, связь доминанты и внимания очевидна.

Доминанта характеризуется четырьмя признаками, которые во многом сродни особенностям внимания, подмеченным классиками психологии сознания.

1. Повышенная возбудимость некоторой центральной области мозга по отношению к раздражителям (снижение порогов возбуждения при появлении соответствующих раздражителей). Сходным образом мы замечаем слабые стимулы, если уделяем им особое внимание, и не замечаем сильных, если отвлекаемся от них.

2. Способность этой области мозга суммировать, накапливать возбуждение.

3. Способность поддерживать его во времени.

4. Вырезано.

5. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

В простейших случаях доминанта складывается как следствие внешнего воздействия, такого, как громкий звук или появление на тротуаре автомобиля, водитель которого не справился с управлением. В подобных случаях она будет стоять за явлениями непроизвольного внимания. Услышав громкий звук, человек повернет голову и отвлечется от того, чем был занят только что. Заметив автомобиль, перестанет двигаться в прежнем направлении, прекратит разговор со спутником и отпрыгнет в сторону.
В течение жизни человек накапливает множество разных доминант, начиная от типичных способов реагирования в опасных ситуациях и заканчивая специфической человеческой «доминантой на лицо другого». По определению А. А. Ухтомского, активизацию всей системы нервных центров, которая оказывается в результате особым «функциональным органом» поведения, и следует назвать доминантой.

4. Теория внимания Т. Рибо

Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими.

Между эмоциями и произвольным вниманием Т. Рибо усматривал особую тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Основную роль движений в акте внимания Т. Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств - зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.

Двигательный эффект внимания, по мнению Т. Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание.

Таким образом, Т. Рибо предложил так называемую моторную теорию внимания, согласно которой основную роль в процессах внимания играют движения . Благодаря их избирательной и целенаправленной активизации концентрируется и усиливается внимания на предмете, а также поддерживается внимание на данном предмете в течение определенного времени.

Аналогично о физиологическом механизме внимания высказывался А. А. Ухтомский, считающий физиологической основой внимания доминантный очаг возбуждения, и представление И. П. Павлова тоже неплохо сочетается с этими представлениями.

Т. Рибо указывал также, что высшие формы внимания (он называл их искусственным) возникают только в обществе, в результате воспитания, на базе внимания естест венного, или непроизвольного. Воспитание осуществляется не только людьми, но и «вещами» - предметами материальной культуры, содержащими в себе историю человечества.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

На стадии организованного, или привычного, внимания оно
вызывается и поддерживается «привычкой» - сложившимся стойким влечением к определенному роду занятий, или «любовью к труду», который до тех пор казался непривлекательным. Внимательность становится как бы второй натурой человека, а значит, особых усилий для ее поддержания уже не нужно. Поэтому и субъективное переживание усилия на этой стадии развития внимания может отсутствовать .

Таким образом, произвольное внимание, с одной стороны, - продукт цивилизации, а с другой - ее условие, иначе говоря, и следствие и причина одновременно. Именно поэтому воспитание внимания представляется Т. Рибо столь важной задачей.

5. Теоретическая концепция внимания П. Я. Гальперина

Среди современных отечественных психологов оригиналь­ную трактовку внимания предложил П. Я. Гальперин, сформулировав ее как теорию планомерного поэтапного формирования умственных действий . П. Я. Гальперин рассматривает внимание в качестве одного из таких умственных действий - действия психического контроля за ходом иных видов деятельности . Планомерное поэтапное формирование внимания выступает как способ выявить механизмы этого явления - одного из наиболее сложных и закрытых для научного анализа.

В любой человеческой деятельности П.Я.Гальперин предлагает различать ориентировочную и исполнительную части. Если обратиться к анализу исполнительной части, то в ней тоже можно выделить собственно предметное содержание и психическое действие, обращенное на это содержание. Последняя составляющая нужна для управления действием на основе сопоставления исходного задания и хода его выполнения. Это и есть действие контроля за осуществлением текущей деятельности. Именно это действие, по мере того как становится умственным действием, преобразуется в акт внимания .

Однако любая развернутая внешняя предметная деятельность контроля - это просто деятельность контроля, а не внимание. Например, когда рабочий на заводе осуществляет контроль качества, сопоставляя каждое изделие с образцом и оценивая его по определенным параметрам, его деятельность требует внимания, но не сводится к нему. Как замечает сам П.Я. Гальперин, «не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает контроль» .

Но почему внимание как контроль улучшает деятельность, а не просто удерживает ее ход в заданных рамках? Ведь именно в этом «улучшении» состоят положительные эффекты внимания. По П. Я. Гальперину, оно возможно потому, что контроль всегда осуществляется с помощью критерия или образца («предваряющего образа»). Эта идея П.Я.Гальперина перекликается с понятием «преперцепция» У. Джемса, который предлагал развивать внимание ребенка, формируя у него «предваряющие образы», адекватные задачам, которые ставит перед ребенком окружающий мир.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Затем обучение было продолжено на материале других заданий. В качестве примера можно привести один из известных инструментов для диагностики внимания - тест Бурдона, который состоит в подчеркивании либо вычеркивании определенной буквы в рядах случайно подобранных букв. Среди прочих заданий были поиск ошибок в графических узорах, выявление смысловых несоответствий в рассказах и картинках и т. п. В итоге школьники действительно стали внимательными (а контроль решения перечисленных задач - идеальным, свернутым, автоматизированным и обобщенным), и П. Я. Гальперин счел этот практический результат наиболее важным подтверждением своей теоретической позиции.

Таким образом, можно сформулировать основные концепции этой теории:

Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени у человека.

По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий .

6. Теория внимания Л. С. Выготского

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л. С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его доведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала - в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем – и в отношении самого себя.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л. С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя... Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».

Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь с ребенком, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Л. С. Выготский считал, что употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного общения, где открывается простор для личностного развития. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

7. Проблема воспитания внимания в работах Н. Ф. Добрынина

Огромное значение воспитанию внимания придавал Н. Ф. Добрынин , который связывал развитие внимания с воспитанием личности и постепенным возрастанием ее активности . С ним солидарен еще один выдающийся представитель отечественной психологии С. Л. Рубинштейн. Он был убежден, что внимание «связано с устремлениями и желаниями личности, а также с целями, которые она себе ставит» .

Н. Ф. Добрынин вслед за Э. Титченером выделил в развитии внимания три ступени: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.


Заключение

Гений, заметил У.Джемс, - это внимание, способность (или обреченность) сосредоточиваться на том, мимо чего, не задумываясь, проходит современник. Но разве любой профессионал не одарен особым образом сфокусированным и структурированным вниманием: педагог, психолог, юрист, врач - каждый увидит один и тот же предмет сугубо по-своему, будет пристально изучать разные его стороны. Более того, характерная для человека внимательность может рассматриваться как необходимая черта не только познавательной деятельности, но и личности в целом, ее направленности: один погружен в заботы суетного мира, другой устремлен к идее, третий сконцентрирован на работе, четвертый легко перескакивает от одного интереса к другому, нигде не останавливаясь. Понятно, что эти проявления тесно связаны со всем многообразием реальных условий протекания психической деятельности, связанной с психофизиологическими параметрами, возрастными возможностями и т.п.

В классических теориях внимания намечен ряд проблем и направлений исследований, которые до сих пор актуальны для психологов.

Моторные теории внимания, предложенные Т. Рибо и Н. Н. Ланге, не прошли для психологии и физиологии внимания бесследно, хотя и пребывали в забвении довольно долго. Синтез психологии и нейрофизиологии в исследованиях внимания, намеченный в работах У. Джемса и сполна реализованный Н. Н. Ланге, в последние годы представляется исследователям все более продуктивным. Благодаря нему появляются и новые факты, которые перекликаются с предположениями классиков. Особое место среди теорий внимания занимают физиологические подходы к пониманию его мозговых механизмов, в основе которых лежат понятия «доминанта» и «ориентировочный рефлекс».

Начиная с работ классиков психологии сознания, психологи выделяют ряд свойств внимания.

Одни свойства характеризуют внимание как состояние в некоторый заданный момент времени. Это объем внимания, его степень и направленность, отраженные в классических метафорах «зрительного поля» В. Вундта, «волны внимания» Э. Титченера и «потока сознания» У. Джемса. Концентрация внимания прямо пропорциональна его степени и обратно пропорциональна объему.

Другие свойства, характеризующие внимание как процесс, производны от свойств внимания как состояния и описывают их динамику во времени. Это распределяемость, устойчивость и переключаемость внимания. Для оценки этих свойств внимания разработан ряд методик, которые широко применяются в школьной, профессиональной и клинической диагностике, а также в диагностике детского развития.

Становление высших форм внимания рассматривается в двух направлениях.

Во-первых, оно может быть представлено как воспитание внимания, основанное на воспитании волевых качеств личности. Данная линия исследований представлена работами Т. Рибо и Н. Ф. Добрынина.

Во-вторых, развитие внимания может выступить как его формирование - построение умственного действия с требуемыми характеристиками (П. Я. Гальперин) или развитие высшей психической функции (Л. С. Выготский). Взгляды Л. С. Выготского получили продолжение в современной психологии в исследованиях совместного внимания как высшей психической функции, разделенной между несколькими людьми. Эти исследования имеют прикладное значение в робототехнике, в организации работы в малых группах, а также в профилактике и коррекции психических расстройств аутистического спектра в детском возрасте.

Однако проблема коррекции нарушений внимания касается не только раннего детского аутизма. В современной психологической практике немалое место занимает нейропсихологическая коррекция внимания, необходимая в случае замедления или нарушений в созревании его мозговых механизмов, а также коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности. В дошкольном и начальном школьном образовании широко распространены упражнения для развития внимания и его отдельных свойств.


Список литературы

1. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте// Хрестоматия по вниманию.- М.: Просвещение, 1976.

2. Гальперин П. Я. К проблеме внимания// Доклады АПН РСФСР.- 1958.- №3.- с. 30.

3. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания.- М.: Наука, 1974.

4. Гальперин П. Я. Четыре лекции по общей психологии.- М., 2000, с. 15.

5. Гиппенрейтер Ю.Б., Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: Наука, 1997.

6. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания// Советская педагогика.- 1958.- № 8.- С.34.

7. Коломинский, Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986.

8. Ланге Н. Н. Психологические исследования: Закон перцепции. Теория волевого внимания.- М.: Наука, 1967.

9. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Академия, 2000.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность.- М., 2000.

11. Макланов А.Г., Общая психология. – СПб.: Питер, 2002.

12. Немов Р.С., Психология, в 3 т., т.1.- М.,1998.

13. Немов Р.С., Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

14. Общая психология под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1986.

15. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/А.А.Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.

16. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М., 2000.

17. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б Постановка и разработка проблемы
внимания с позиций теории деятельности // Вестн. Моск. ун-та.
Сер. 14 «Психология». 1993. № 2, с. 51-62.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии., М., 2001.

19. Страхов И.В., Внимание и структура личности., Саратов, 1969.

20. Ухтомский А. А. Доминанта. - СПб.: Питер, 2002.

21. Фаликман М. В. Общая психология. Т. 4.- М.:Академия, 2006.

22. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998.

23. Worden F. G. Attention and auditory electrophysiology// Progress in Physiological psychology. Vol. 1.- N. Y.: Academic Press, 1966.


Worden F. G. Attention and auditory electrophysiology// Progress in Physiological psychology. Vol. 1.- N. Y.: Academic Press, 1966, c. 49.

Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возраста. Хрестоматия по вниманию.- М., 1976.- С. 205.

Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания// Советская педагогика.- 1958.- № 8.- 34- 49.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- М., 1976, с. 447.

Устойчивость внимания - это одно из свойств, которое характеризует способность на протяжении длительного периода времени концентрироваться на одном и том же процессе или явлении.

Что такое внимание

Внимание - это (в психологии) целенаправленное восприятие определенного объекта или явления. Важно понимать, что это довольно переменчивое явление, на которое могут оказать внимание как внутренние, так и внешние факторы.

Внимание - это в психологии своего рода отношение человека к объекту, с которым он взаимодействует. На него могут влиять не только умственные и психологические особенности, но также и заинтересованность личности в работе с тем или иными предметами.

Можно сказать, что устойчивость внимания - это одно из важнейших условий успешной деятельности абсолютно в любой сфере. Благодаря данной категории, определяется четкость восприятия человеком окружающего мира и тех процессов, которые в нем происходят. Несмотря на то что при концентрации на основном объекте все остальные как бы отходят на второй план, внимание может постоянно переключаться.

Изучению внимания ученые посвящают достаточно много времени, его нельзя считать самодостаточным психологическим явлением или процессом. Оно неразрывно связано с множеством других явлений и рассматривается только в тесной взаимосвязи с прочими сопутствующими процессам, являясь одним из их многочисленных свойств.

Виды и формы внимания

Можно сказать, что внимание - это достаточно сложное и многогранное явление. Оно может различаться по признаку первичности или вторичности восприятия информации. Так, можно выделить произвольное и непроизвольное внимание.

Если человек неосознанно концентрируется на том или ином объекте или процессе, то такой называется непроизвольным. Речь идет о неосознанных установках, которые могут быть вызваны сильным внезапным воздействием раздражителя. Такой вид достаточно часто перерастает в осознанное произвольное внимание. Также пассивная концентрация достаточно часто обуславливается прошлыми впечатлениями, которые в какой-то степени повторяются в настоящем.

Таким образом, если обобщить приведенную информацию, то можно сказать, что непроизвольное внимание обусловлено следующим рядом причин:

  • неожиданное воздействие раздражающего фактора;
  • сила влияния;
  • новые, незнакомые ощущения;
  • динамичность раздражителя (именно движущиеся предметы наиболее часто вызывают концентрацию внимания);
  • контрастные ситуации;
  • умственные процессы.

Возникает в результате сознательных возбудительных процессов в коре головного мозга. Довольно часто для его формирования необходимо постороннее воздействие (например, педагоги, родители, авторитетные личности).

Важно понимать, что произвольное внимание - это непременный атрибут трудовой деятельности человека. Оно сопровождается физическими и эмоциональными усилиями, а также вызывает усталость, подобно физической работе. Именно поэтому психологи рекомендуют иногда переключаться на отвлеченные объекты, чтобы не подвергать свой мозг колоссальным напряжениям.

Психологи выделяют не только произвольное и непроизвольное внимание. После того как человек сконцентрировался на объекте и хорошо изучил его, дальнейшее восприятие происходит как бы автоматически. Это явление получило название послепроизвольного, или вторичного.

Если говорить о формах внимания, то можно выделить внешнее (на окружающих объектах), внутреннее (на умственных процессах), а также моторное (воспринимаются движущиеся объекты).

Основные свойства внимания

Психологи выделяют следующие устойчивость, направленность, распределенность, объем, интенсивность, переключаемость сосредоточенность. Рассмотрим их более детально.

  • Концентрация представляет собой способность удерживать внимание на каком-либо определенном объекте или процессе. Это означает, что он выделяется и обособляется из общего фона. Сила связи с объектом определяется тем, насколько ярким, выраженным и четким он является.
  • Объем внимания подразумевает количество объектов, которые могут быть охвачены сознанием человека единовременно. В зависимости от этого люди могут воспринимать разное количество информационных единиц. Объем может быть определен при помощи специальных тестов. В зависимости от результатов могут быть рекомендованы специальные упражнения для его увеличения.
  • Устойчивость внимания - это показатель, который определяет длительность концентрации на одном и том же объекте.
  • Переключаемость - это целенаправленное изменение объекта сосредоточения внимания. Это может быть связано как с характером деятельности, так и с необходимостью отдыха и расслабления.
  • Распределение определяет способность внимания одновременно концентрироваться на нескольких объектах, имеющих разную природу. При этом могут быть задействованы разные органы восприятия.

Что представляет собой устойчивость внимания

Устойчивость внимания - это свойство, которое определяется способностью на протяжении длительного периода времени сохранять сосредоточенность на каком-либо объекте или виде деятельности. Можно сказать, что это характеристика, определяющая длительность концентрации.

Стоит отметить, что устойчивость внимания не может определяться по отношению к какому-либо одному объекту. Человек может переключаться между предметами или же видами деятельности, тем не менее общее направление и смысл должны оставаться постоянными. Таким образом, если человек на протяжении определенного периода времени занимается деятельностью (или несколькими видами деятельности) для достижения конкретной цели, то можно судить об устойчивости его внимания.

Данная категория характеризуется рядом требований, главным является разноплановость действий и впечатлений, которые они приносят. Если характер раздражения будет неизменным, то в том участке головного мозга, отвечающем за ту или иную деятельность, наблюдается торможение, и, как следствие, внимание начинает рассеиваться. Если же характер и условия деятельности постоянно будут варьироваться, то концентрация будет длительной.

Стоит отметить, что концентрация и могут чередоваться, в зависимости от внутренних и внешних условий. Даже если индивид находится в состоянии наивысшего сосредоточения, ввиду внутренних мозговых процессов, могут возникнуть некоторые колебания. Если говорить о внешних раздражителях, то они не всегда могут приводить к рассеиванию внимания (это во многом зависит от их интенсивности).

Распределение внимания

Распределенное внимание представляет собой состояние, которое наступает в результате одновременного выполнения нескольких действий. Так, например, водитель маршрутки не только управляет транспортным средством, но еще и контролирует ситуацию на дороге. Преподаватель во время донесения информации до учеников также следит за соблюдением дисциплины. Еще данную категорию может проиллюстрировать работа повара, который одновременно может контролировать процесс приготовления нескольких продуктов.

Психологи изучают не только само явление распределения, но также и его физиологическую природу. Этот процесс обусловлен возникновением в коре головного мозга определенного очага возбуждения, который может распространять свое влияние и на другие участки. При этом может наблюдаться частичное торможение. Тем не менее оно абсолютно не влияет на выполнение действий, если они доведены до автоматизма. Этим и объясняется простота реализации сложных процессов у людей, которые хорошо овладели своей профессией.

Распределение внимания может быть затруднено в том случае, если индивид будет одновременно пытаться выполнять действия, которые никак не связаны между собой (это доказано многочисленными опытами). Тем не менее, если одно из них доведено до автоматизма или привычки, то задача упрощается. Способность совмещать выполнение нескольких действий в одно и то же время относится к такой категории, как факторы здоровья.

Уровни внимания

Уровень внимания представляет собой зависимость концентрации на определенной деятельности от физиологических и умственных процессов. Так, речь может идти о следующих категориях:

  • уровень физического тела подразумевает осознание того, что объекты, на которые направлено внимание, отделены от самого организма, а потому являются инородными (это дает возможность воспринимать их в независимости от физиологических процессов);
  • энергетический уровень подразумевает более высокий уровень взаимодействия с объектами, который состоит в получении некоторых внутренних ощущений, связанных с процессом работы (они могут способствовать концентрации или рассеиванию внимания);
  • уровень энергетического обмена подразумевает, что высокая степень сосредоточенности достигается за счет того, что человек получает моральное и физическое удовлетворение от выполнения того или иного процесса;
  • уровень общего пространства подразумевает, что концентрация и устойчивость внимания могут в некоторой степени наступать от одного факта нахождения с предметом в рамках одной ограниченной территории;
  • внепространственное внимание связано с внутренними умственными и психологическими процессами (речь идет о безусловном понимании или знании, которое индивид получает с опытом деятельности);
  • уровень воли - это умение заставить себя сконцентрировать внимание на нежелаемой или неинтересной деятельности в силу ее необходимости для достижения определенного результата;
  • уровень осознания подразумевает, что сосредоточенность наступает в том случае, когда человек понимает смысл и предвидит результаты деятельности.

Как развить устойчивость внимания

На данный момент существует множество методик и тестов, которые позволяют определить уровни устойчивости внимания. К сожалению, результаты их не всегда бывают удовлетворительными, но эта ситуация вполне поправима. Развитие устойчивости внимания становится возможным, благодаря приемам, разработанным психологами. Это позволяет повысить работоспособность, а также обучаемость.

Наиболее эффективными и часто применяемыми являются следующие упражнения:

  • Выставьте таймер своего мобильного телефона на две минуты. Все это время вы должны полностью сосредоточить свое внимание на кончике пальца (неважно какого). Если с данной задачей вы справитесь без проблем, то постарайтесь усложнить ее. Например, включите телевизор и старайтесь уже на его фоне удерживать внимание на пальце. Лучше всего, если вы сделаете подобные тренировки ежедневными.
  • Займите удобное положение и полностью сосредоточьтесь на своем дыхании. Также можно попытаться почувствовать биение сердца. При этом в помещении не обязательно должна быть идеальная тишина, можно включить музыку. Это упражнение полезно не только для развития концентрации внимания, но также и для релаксации.
  • Находясь в общественном транспорте, займите место у окна и полностью сконцентрируйтесь на стекле, не обращая внимание на объекты за ним. Позже поменяйте приоритет.
  • Следующее упражнение выполняется перед сном, ведь оно не только развивает концентрацию, но также помогает расслабиться. Возьмите стандартный лист с текстом и посередине поставьте точку зеленым фломастером или маркером. Смотреть на нее нужно на протяжении 5 минут, при этом не допуская проникновения в сознание никаких посторонних мыслей.
  • Если ваша деятельность связана с восприятием звуков, то необходимо тренировать именно этот аппарат. Желательно выйти в парк и на протяжении 10 минут постараться слышать исключительно звуки природы, не обращая при этом внимания на разговоры прохожих или шум проезжающих машин.

Факторы здоровья психологического плана во многом связаны с умением сохранять устойчивость внимания. Это приносит успех в профессиональной и повседневной деятельности. Если ваши природные способности находятся не на самом высоком уровне, то необходимо развивать их при помощи специальных упражнений.

Нейропсихология

Нейропсихология внимания - это отдельная область знаний, которая занимается изучением вопросов концентрации, увязывая их с нервными процессами. Изначально подобные исследования проводились исключительно на животных, путем подключения электродов к определенным участкам головного мозга. Для того чтобы исследовать устойчивость внимания человека, применяют технологию электроэнцефалограммы. Для этого организм должен находиться в бодрствующем состоянии. Таким образом удается зафиксировать возбуждение или же торможение нервных импульсов во время выполнения определенного рода деятельности.

В этом контексте огромную роль играет психолог Е. Н. Соколов. Путем большого количества исследований он доказал, что при многократном выполнении одного и того же действия внимание становится автоматическим. Таким образом, мозг перестает активно реагировать на раздражитель, что сказывается на результатах электроэнцефалограммы. Мозг решает, что в данном случае необходимость в возбуждении отсутствует, ведь в организме заложена определенная механическая память.

Процесс избирательной концентрации

Это психологический и умственный процесс, который заключается в фильтрации внешних раздражителей и стимулов, с целью выделения тех, которые действительно требуют концентрации и сосредоточения.

Это явление постоянно изучается психологами на предмет того, насколько умственные процессы зависимы от избирательной деятельности мозга. Это можно объяснить на простом примере. Если поначалу в шумном месте мы слышим гул голосов, то, как только кто-то обращается непосредственно к нам, мы начинаем акцентировать свое внимание только на этом в то время, как фоновые шумы теряются.

Психологи провели такой эксперимент: в уши испытуемого были вставлены наушники, в которые подавались разные звуковые ряды. К их удивлению, человек слышал только одну из дорожек. При этом, когда подавался определенный сигнал, внимание переключалось на другую мелодию.

Избирательное внимание касается не только слуха, но также и зрительного восприятия. Если вы попытаетесь каждым глазом уловить разные картинки на двух мониторах, то у вас ничего не получится. Вы сможете отчетливо увидеть только одно изображение.

Таким образом, можно сказать, что человеческий мозг обладает способностью фильтровать информацию, которая поступает посредством тех или иных каналов, акцентируя внимание только на одном из существенных моментов. Концентрация и переключение внимания могут определяться внутренними или внешними факторами.

Вывод

Устойчивость внимания - это способность человека сосредотачиваться на изучении определенного объекта или же выполнении конкретного вида деятельности. Именно этот фактор во многом обуславливает работоспособность и объемы воспринимаемой информации. Важно понимать, что концентрация внимания позволяет отбросить все второстепенные факторы на второй план, но это вовсе не значит, что исключена смена акцентов.

Если говорить о видах внимания, то можно выделить произвольное и непроизвольное. Первое из них является сознательным. В центре внимания оказывается именно тот объект, который непосредственно интересует индивида. При этом, если такое сосредоточение происходит регулярно, мозг начинает концентрироваться автоматически. Такой вид внимания называется послепроизвольным. Но часто бывает так, что индивид совершенно неожиданно переключается на объекты или явления, которые не имеют никакого непосредственного отношения к его деятельности. В данном случае можно говорить о непроизвольном внимании. Это могут быть резкие звуки, яркие цвета и прочее.

Внимание обладает рядом свойств. Основным из них является концентрация. Она подразумевает способность на протяжении определенного периода времени удерживать в центре внимания конкретный объект. Объем характеризует количество предметов или видов деятельности, на которых одновременно может сосредоточиться человек, а вот устойчивость - это время, на протяжении которого может сохраняться данное состояние.

Довольно интересным является такое явление, как распределение внимание. Имеется в виду, что человеку вовсе не обязательно концентрироваться только на одном единственном виде деятельности. Иногда в силу специфики деятельности приходится одновременно выполнять несколько процессов. При этом некоторые из них доведены до автоматизма, а другие требуют определенных умственных и психологических усилий. Наиболее яркими примерами может послужить профессиональная деятельность педагога или же водителя транспортного средства.

Важно понимать, что далеко не каждый человек способен на протяжении длительного времени сохранять в центре внимания один и тот же объект или же выполнять однородную деятельность. Для того чтобы выяснить свои способности, можно пройти определенные психологические тесты. По их результатам легко определить уровень устойчивости внимания. Если он окажется неудовлетворительным, рекомендуется прибегнуть к ряду специальных упражнений.

Довольно активно психологами изучается такое явление, как избирательная концентрация. Этот механизм позволяет выделить нужный объект из ряда аналогичных. Причем речь может идти о зрительных, слуховых, тактильных и других видах восприятий. Среди шума голосов человек может выделить речь собеседника, из нескольких мелодий он слышит только одну, а если речь идет о двух изображениях, то невозможно уловить их каждым глазом по отдельности.

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Одни авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует относить внимание. Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.

Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.

В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, – надо удержать этот выбор, сохранить его.

Другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большая углубленность. Кроме того, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего.

Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Однако несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в занятие.

Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими механизмами. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется прежде всего ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого, в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.

Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует прежде всего отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. Однако внимание не может быть объяснено лишь одним ориентировочным рефлексом. Физиологические механизмы внимания более сложны.

К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха.

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Именно на этом уровне происходит выделение внешних воздействий, что связано прежде всего с силой вызванного ими нервного возбуждения. В свою очередь, сила нервного возбуждения зависит от силы внешнего раздражения. Более сильное возбуждение подавляет возникающее одновременно с ним слабое возбуждение и определяет течение психической деятельности в соответствующем направлении. Однако возможно слияние двух или нескольких одновременно воздействующих раздражителей, усиливающих друг друга. Этот вид взаимодействия раздражителей также является одной из основ выделения внешних воздействий и течения процессов в определенном направлении.

Говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч. Шеррингтоном и широко использованный И. П. Павловым, в определенной степени объясняет динамику физиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция).

Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации, характеризуется наиболее оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

Согласно принципу доминанты, выдвинутому А. А. Ухтомским, в мозгу всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Основой возникновения господствующего очага возбуждения является не только сила воздействующего на человека раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными нервными связями.

Однако ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не раскрывают до конца механизмы внимания, особенно произвольного. В отличие от животных люди целенаправленно управляют своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Поэтому развитие современной науки привело к появлению целого ряда концепций, пытающих объяснить физиологические механизмы внимания.

Известность также приобрела теория Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Кроме того, Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Это связано с тем, что с точки зрения физиологии внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. При этом особую роль в объяснении природы внимания Рибо отводил движениям. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной усталостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, как считал автор данного подхода, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не случайно данная теория получила название моторной теории внимания.

Д. Н. Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой. По его мнению, установка внутренне выражает состояние внимания. Под влиянием установки происходит выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания, а сам процесс был назван объективацией.

Концепция П. Я. Гальперина состоит из следующих основных положений.

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.

2. Главная функция внимания – контроль над содержанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием.

3. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ