Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В этой статье будет рассмотрено и проанализировано одно из произведений известного русского классика под названием «Дым» (краткое содержание). Тургенев Иван Сергеевич большинству обывателей знаком, скорее, только по своим литературным работам, которые много лет входят в обязательную школьную программу.

Нетипичный женский образ

Говоря о Тургеневе, скорее всего, многим на ум сразу же приходит легендарная «Муму», «Отцы и дети» и «Ася». Но рассматриваемый нами роман отличается от всех прочих. Женский образ героини Ирины не то чтобы далек от привычного образа «тургеневской девушки», а можно сказать, полностью ему противоположен. Как правило, в произведениях Ивана Сергеевича женские героини предстают в чистых и невинных образах − это наивные и неиспорченные девушки.

Ирина Осинина - одна из ключевых женских героинь произведения, стала полной противоположностью сложившимся стереотипам о тургеневских барышнях. Ее образ достаточно дерзок, полон насмешек над окружающими и сарказма. О ней говорят как об обладательнице «озлобленного ума», что для тургеневских героинь является своеобразным нонсенсом.

Отличие «Дыма» от других произведений автора

Роман Тургенева «Дым» отличается от его прочих работ не только присутствием женской героини с нетипичным для автора образом. В этой работе главный герой как таковой отсутствует.

Центральный персонаж все-таки здесь есть, и после прочтения произведения становится очевидно, что это Литвинов. Но он действительно почему-то не кажется главным героем, а всего лишь персонажем, за повседневной жизнью и будничной суетой которого читатель может подсмотреть со стороны.

Скрытый смысл романа

Некоторые критики пишут о том, что благодаря такому приему Тургенев («Дым», краткое содержание по главам которого мы советуем почитать тем, у кого нет времени на полное произведение) хотел показать свое отношение к тому «безгеройному» времени, которое он описывает.

Это произведение действительно сильно отличается от предыдущих и написанных после него работ Ивана Сергеевича. Важно отметить, рассматривая «Дым» (краткое содержание): Тургенев сам считал его единственной полезной, правильной и дельной своей работой. Независимо от того, что говорят читатели и критики об этом произведении, стоит признать, что мнение самого автора имеет право на первенство.

«Дым» (краткое содержание), Тургенев И.С.

Конечно же, для того чтобы полноценно проникнуться настроением произведения, его нужно прочесть в оригинале. Но если по каким-либо причинам такой возможности нет, для того, чтобы понять общий смысл, можно ограничиться и сокращенным вариантом.
События романа «Дым» начинают развиваться в августе 1862 года, на одном из немецких курортов под названием Баден-Баден.

Внешняя атмосфера казалась радостной и солнечной. «Избранная» публика, присутствующая на этом курорте, выглядела внешне довольной, на их лицах отображалось ликование. Эти сливки общества весьма почтенно приветствовали друг друга, но далее становится понятно, что на самом деле о чем говорить друг с другом, они не имели не малейшего понятия.

Тургенев весьма сатирически описывает присутствующих там. На их общем фоне выделяется, казалось бы, единственный персонаж - красивый мужчина лет 30 с мужественным лицом по фамилии Литвинов. Он и становится центральным персонажем данного романа.

Описание главного персонажа

Главный персонаж романа, Литвинов, вырос в деревне. Его отец был отставным чиновником купеческого рода, а мать− образованной дворянкой. В воспоминаниях о ней говорится, что она была достаточно восторженным и добрым существом. Своего супруга она отучила от бранных слов, а дом свой вела, пытаясь укоренить в нем европейские традиции. Всю свою прислугу матушка Литвинова называла на «Вы». В тот год, когда Литвинов поступил в институт, она заболела чахоткой и скончалась.

Сам герой окончить университет не смог. В столице он пробыл недолго, поскольку его положение было не особенно завидным: деньгами парень не располагал, а полезных связей у него не было. Поскольку имением его покойной матери управлять было некому, но в перспективе оно могло бы приносить неплохой доход, Литвинов решает уехать заграницу и обучается там новым технологиям и основам агрономии. Некоторое время он проводит в Дрездене, и вначале романа Литвинов полон энтузиазма, он уверен, что теперь у него все сложится должным образом, и он сумеет принести пользу своему краю. В Баден-Бадене он ожидает свою невесту Татьяну, с которой готов рука об руку вступить на новый этап своей судьбы.

Типичная тургеневская барышня - Татьяна

Писатель, который славится умением создавать в своих произведениях чистейшие женские образы - это, конечно же, автор романа, рассматриваемого нами − Иван Тургенев. «Дым», несмотря на то что центральная женская героиня предстает в не совсем типичном для автора образе, исключением не стал. Что-то светлое и чистое в нем тоже есть, и Татьяна, невеста Литвинова, является его отождествлением.

Развитие сюжета

Пока Литвинов находится в ожидании своей невесты и коротает время в одном из кафе, к нему подходит Бамбаев, как характеризует его сам автор, «человек хороший, но из числа пустейших… который всегда находится в восторге от чего-нибудь». Он сообщает Литвинову, что на курорт приехал некий Губарев, которого здесь все отчего-то обожествляют.

Литвинов вместе с Бабаевым, и в компании некого Ворошилова, отправляются в гостиницу, где остановился этот самый Губарев. Виновник собрания был удивлен и разочарован, когда услышал, что Литвинов не имеет каких-либо ярко выраженных политических взглядов. Он называет Литвинова «недозрелым». Наблюдая за поведением всей собравшейся у Губарева «элиты», становится понятно, что большинство из этих людей только сплетничают и лицемерят. Также они пытаются придать себе какую-то значимость, рассуждая о том, о чем, по сути, глубокого понимания не имеют. Сам Губарев на этом собрании являлся, конечно же, центральной персоной.

Это собрание «вольнодумных» людей относилось к нему как к высочайшему кумиру, и все собравшиеся все время спрашивали его мнение в различных вопросах. Губарев отвечал на все расплывчатыми фразами, но его преданная публика тотчас же подхватывала эти фразы так, как будто в них кроется глубокий смысл всего человеческого бытия. Литвинов незаметно покинул это собрание, так толком и не поняв, к чему было все происходящее.

Далее он встречает иного персонажа - Потугина, который в отличие от губаревской компании, кажется намного умнее. Но и у него есть свое мнение относительно последующего будущего России - он считает, что всему нужно учиться у Запада. После длинного разговора с Потугиным Литвинов возвращается в свой гостиничный номер и находит в нем букет цветов. От слуги он узнает, что букет принесла и оставила некая загадочная дама.

Ирина - нетипичная тургеневская героиня

Выясняется, что еще задолго до встречи с Татьяной Литвинов имел знакомство с некой дамой - Ириной Осининой. Герой познакомился с ней, когда она была прекрасной семнадцатилетней девушкой, обладающей особой красотой. Она принадлежала к обедневшему княжескому роду и обладала безукоризненно правильными чертами лица, белокурыми волосами и глазами дивной красоты.

Между молодыми людьми возникла симпатия, и они уже начали строить совместные планы на будущее. В разгар их романтических отношений в Дворянском собрании намечался бал, и Осинины решили вывести Ирину в свет. Девушка долго сопротивлялась, но как раз сам Литвинов и настоял, чтобы она приняла участие в этом мероприятии, которое изменило всю ее дальнейшую судьбу.

Явившись на бал, своею красотой Ирина произвела настоящий фурор, и ее успех среди кавалеров был ошеломляющим. Воспользовавшись ситуацией и поняв, что рано или поздно девушка сможет сделать выгодную партию, один из родственников Осининых берет над нею попечительство, делает ее своей наследницей и увозит в Петербург. Литвинов же отправляется на учебу за границу, и связь между влюбленными окончательно разрывается.

Встреча со старыми чувствами

Будучи в Баден-Бадене, Литвинов, прогуливаясь, натыкается на группу молодых генералов, отдыхающих на пикнике. Среди них он видит Ирину, которая оказывается супругой одного из них. Слушая речи военных и их рассуждения о русском народе, Литвинов понимает, что его бывшая возлюбленная теперь находится в совершенно чужой и нелепой среде. Она же, встретив Литвинова, видимо, ассоциируя его с чем-то давно забытым, но очень близким и родным, начинает искать с ним все новые и новые встречи, прося его хотя бы о дружбе. Постепенно Литвинову начинает казаться, что он всю жизнь любил именно эту женщину.

И. Тургенев - «Дым»: анализ произведения и объект писательской сатиры

Конечно же, для того чтобы проанализировать эту работу, ее нужно прочесть в полном объеме. Но даже прочитав краткое содержание произведения «Дым» Тургенева, можно понять, что автор пытается разоблачить жажду власти, духовную бедность и интеллектуальную тупость в определенной аристократической среде.

В случае с событиями, описанными в «Дыме», становится понятно, что предметом тургеневской насмешки стала группа генералов-аристократов, а также их крепостнические реакции. С другой стороны, произведение «Дым» Тургенева достаточно сатирично высмеивает и другую сторону «вражеского фронта» − революционную эмиграцию.

Почему произведение названо «Дым»

С одной стороны, дымом можно назвать всю ту непонятную и неконкретную политическую ситуацию в России, которая сложилась во времена, описанные в романе. С другой стороны, сам центральный персонаж Тургенева находится в дыму неоднозначности и неопределенности своих чувств к Ирине Осининой и к своей невесте, Татьяне.

Вечные темы, затронутые произведением

Классическими писателями принято называть тех авторов, чьи произведения можно назвать образцовыми и актуальными в различное время. Не зря к разряду классиков был причислен и Тургенев. «Дым» (читать краткое содержание которого можно, если нет доступа к оригиналу) доказывает пронзительность и глубину взглядов писателя. Но полностью заметить и оценить это можно лишь в том случае, если прочесть это произведение в полном виде. Упрощенные варианты этого произведения, как правило, сокращают основной сюжет и оставляют самые главные моменты.

Роман Тургенева «Дым», прочитанный в оригинале, дает возможность вдумчивому и внимательному читателю понять, что многие проблемы России 1867 года остались актуальны для нее и по сей день. В одной из глав герой Тургенева с иронией размышляет о том, что стоит только сойтись десяти русским, как они сразу же начинают глубоко размышлять о будущем России, о великом предназначении страны. Но все эти разговоры абсолютно ничем не подкреплены, бездоказательны и ведутся исключительно в общих чертах.

Роман Тургенева «Дым» (краткое содержание которого было приведено раннее в нашей статье) демонстрирует, что наш народ всегда ругает Запад, считая его гнилым. Но при этом, мнение этого самого Запада мы всегда считаем авторитетным, единственно правильным и отчего-то очень дорожим им.

Тургеневский герой очень четко подмечает, что русскому человеку всегда просто жизненно необходим «барин», то есть тот, кто бы мог им управлять, руководить, наставлять и всегда говорить, что делать. Ведь если человек высокого мнения о себе и умеет приказывать, он точно должен знать, как правильно, и его нужно слушать. Да и к тому же, во всех своих промахах и неудачах, можно будет обвинить именно этого барина.

А барин, в свою очередь, завидует обычным мужикам и видимо считает, что не утяжеленный лишними заботами и проблемами, простой человек намного счастливее его, поскольку думать ему совершенно не нужно, а нужно всего лишь выполнять то, что ему говорят. И времени и сил на духовное развитие и исцеление своей души у простого работяги намного больше. «Так и стоят друг перед другом, так друг другу и кланяются», - сатирически подмечает Тургенев.

К писателям-классикам, которые очень четко видят все проблемы русского народа, совершенно справедливо причислен Тургенев Иван Сергеевич. «Дым» − роман, в котором очень тонко подмечено, что русский народ всегда живет надеждами. Свою родину одновременно и ненавидит, и любит безумно. Несмотря на то что ничего на родине не происходит и не меняется, русский человек всегда живет надеждой на то, что все когда-нибудь станет лучше. Чтобы понять, чем жила Россия 19 века и уловить общее настроение той эпохи, можно прочесть роман «Дым» (краткое содержание).

Тургенев и вправду сумел мастерски описать будничную жизнь простого человека, Литвинова, его личные переживания и душевные метания между двумя женщинами, и при этом точно показать настроение целой эпохи и общее положение вещей в России, которые оказываются актуальными и по сей день.

Иван Сергеевич Тургенев

«Дым»

Жизнь Баден-Бадена, модного германского курорта, 10 августа 1862 г. мало чем отличалась от жизни в другие дни сезона. Публика была весёлой и пёстрой. Впрочем, наших соотечественников выделить в ней не составляло труда, особенно возле «русского дерева».

Именно здесь, у кофейни Вебера, обнаружил Литвинова его московский знакомый Бамбаев, громко и на «ты» окликнувший его. С ним был Ворошилов, молодой человек с серьёзным лицом. Бамбаев сразу предложил отобедать, если у Григория Михайловича найдутся деньги заплатить за него.

После обеда он потащил Литвинова в гостиницу к Губареву («это он, тот самый»). Сходившая по гостиничной лестнице высокая, стройная дама в шляпе с тёмной вуалью обернулась на Литвинова, вспыхнула, провожая глазами, потом побледнела.

Кроме Губарева, в номере оказались Суханчикова и немолодой плотный человек, весь вечер промолчавший в углу. Разговоры перемежались со сплетнями, обсуждением и осуждением знакомых и товарищей. Ворошилов, как и во время обеда, густо сыпал научными сведениями. Пришёл с товарищем Тит Биндасов, по виду террорист, по призванию квартальный, и гаму с бестолковщиной прибавилось так, что у Литвинова к десяти разболелась голова и он вернулся к Веберу.

Через некоторое время рядом оказался тот молчаливый человек, что сидел в углу у Губарева. Представился: Потугин Созонт Иванович, надворный советник. И поинтересовался, как понравилось Вавилонское столпотворение. Сойдутся десять русских — мигом всплывёт вопрос о значении, о будущем России, да все в самых общих чертах, бездоказательно. Достаётся и гнилому Западу. Только бьёт он нас по всем пунктам, хоть и гнилой. И заметьте: ругаем и презираем, а только его мнением и дорожим.

Тайна несомненного влияния Губарева — воля, а перед ней мы пасуем. Нам всюду нужен барин. Видят люди: большого мнения о себе человек, приказывает. Стало быть, прав и надо слушаться. Все унывают, повесивши нос ходят, и в то же время живут надеждой. Все, мол, непременно будет. Будет, а в наличности ничего нет. В десять веков ничего не выработали, но… будет. Потерпите. А пойдёт все от мужика. Так и стоят друг перед другом: образованный кланяется мужику (вылечи душу), а тот — образованному (научи: пропадаю от темноты). И оба ни с места, А пора бы давно перенять, что другие придумали лучше нас.

Литвинов возразил на это, что нельзя перенимать, не сообразуясь с народными особенностями. Но Созонта Ивановича сбить непросто: вы только предлагайте пищу добрую, а народный желудок переварит по-своему. Петр I наводнил нашу речь чужими словами. Сперва вышло чудовищно, а потом понятия привились и усвоились, чужие формы испарились. То же будет и в других сферах. Бояться за свою самостоятельность могут только слабые народы. Да, Потугин западник и предан цивилизации. Это слово и чисто, и понятно, и свято, а народность, слава — кровью пахнут! Родину же он любит и… ненавидит. Однако скоро поедет домой: хороша садовая земля, да не расти на ней морошке.

Расставаясь, Литвинов спросил у Потугина его адрес. Оказалось, к нему нельзя: он не один. Нет, не с женой. (Литвинов понимающе потупил глаза.) Да нет, не то: ей всего шесть лет, она сирота, дочь одной дамы.

В гостинице Литвинов обнаружил у себя большой букет гелиотропов. Слуга сказал, что принесла их высокая и прекрасно одетая дама. «Неужели ОНА?» Это восклицание относилось вовсе не к его невесте Татьяне, которую Литвинов ждал в Бадене вместе с её тётушкой. Он понял, что это Ирина, старшая дочь обедневших князей Осининых. В пору их знакомства это была семнадцатилетняя красавица с изысканно правильными чертами лица, дивными глазами и густыми белокурыми волосами. Литвинов влюбился в неё, но долго не мог преодолеть её враждебность. Потом в один день все изменилось, и они уже строили планы на будущее: трудиться, читать, но главное — путешествовать. УВЫ, ничему не суждено было осуществиться.

Той зимой двор посетил Москву. Предстоял бал в Дворянском собрании. Осинин счёл необходимым вывезти Ирину. Она, однако, воспротивилась. Литвинов же высказался в пользу его намерения. Она согласилась, но запретила ему быть на балу и добавила: «Я поеду, но помните, вы сами этого желали». Придя с букетом гелиотропов перед её отъездом на бал, он был поражён её красотой и величественной осанкой («что значит порода!»). Триумф Ирины на балу был полным и ошеломляющим. На неё обратила внимание важная особа. Этим сразу решил воспользоваться родственник Осининых граф Рей-зенбах, важный сановник и царедворец. Он взял её в Петербург, поселив в своём доме, сделал наследницей.

Литвинов бросил университет, уехал к отцу в деревню, пристрастился к хозяйству и отправился за границу учиться агрономии. Через четыре года мы и застали его в Бадене на пути в Россию.

На другое утро Литвинов набрёл на пикник молодых генералов. «Григорий Михайлыч, вы не узнаете меня?» — донеслось из группы веселящихся. Он узнал Ирину. Теперь это была вполне расцветшая женщина, напоминающая римских богинь. Но глаза остались прежними. Она познакомила его с мужем — генералом Валерианом Владимировичем Ратмировым. Прерванный разговор возобновился: мы, крупные землевладельцы, разорены, унижены, надо воротиться назад; думаете, сладка народу эта воля? «А вы попытайтесь отнять у него эту волю…» — не выдержал Литвинов. Однако говоривший продолжал: а самоуправление, разве кто его просит? УЖ лучше по-старому. Вверьтесь аристократии, не позволяйте умничать черни…

Литвинову все более дикими казались речи, все более чужими люди, И в этот мир попала Ирина!

Вечером он получил письмо от невесты. Татьяна с тётушкой задерживаются и прибудут дней через шесть.

Наутро в номер постучал Потугин: он от Ирины Павловны, она хотела бы возобновить знакомство. Г-жа Ратмирова встретила их с явным удовольствием. Когда Потугин оставил их, без предисловий предложила забыть причинённое зло и сделаться друзьями. В глазах её стояли слезы. Он заверил, что радуется её счастью. Поблагодарив, она захотела услышать, как он жил эти годы. Литвинов исполнил её желание. Визит длился уже более двух часов, как вдруг вернулся Валериан Владимирович. Он не выказал неудовольствия, но скрыть некоторую озабоченность не сумел. Прощаясь, Ирина упрекнула: а главное вы утаили — говорят, вы женитесь.

Литвинов был недоволен собой: он ждёт невесту, и не следовало бы ему бежать по первому зову женщины, которую он не может не презирать. Ноги его больше у неё не будет. Поэтому, встретившись с ней, он сделал вид, что не заметил её. Однако часа через два на аллее, ведущей в гостиницу, вновь увидел Ирину. «Зачем вы избегаете меня?» В голосе её было что-то скорбное. Литвинов откровенно сказал, что их дороги так далеко разошлись, что понять им друг друга невозможно. Её завидное положение в свете… Нет, Григорий Михайлович ошибается. Несколько дней назад он сам видел образчики этих мёртвых кукол, из которых состоит её нынешнее общество. Она виновата перед ним, но ещё больше перед самой собою, она милостыни просит… Будем друзьями или хотя бы хорошими знакомыми. И она протянула руку: обещайте. Литвинов пообещал.

По дороге в гостиницу ему повстречался Потугин, но на занимавшие его вопросы о г-же Ратмировой ответил только, что горда как бес и испорчена до мозга костей, но не без хороших качеств.

Когда Литвинов вернулся к себе, кельнер принёс записку. Ирина сообщала, что у неё будут гости, и приглашала поглядеть поближе на тех, среди кого она теперь живёт. Комичного, пошлого, глупого и напыщенного Литвинов нашёл в гостях ещё больше, чем в предыдущий раз. Только теперь, почти как у Губарева, поднялся несуразный гвалт, не было разве пива да табачного дыма. И… бросающееся в глаза невежество.

После ухода гостей Ратмиров позволил себе пройтись насчёт нового Иринина знакомца: его молчаливости, очевидных республиканских пристрастий и т. п. и насчёт того, что он, видно, очень её занимает. Великолепное презрение умной женщины и уничтожающий смех были ответом. Обида въелась в сердце генерала, тупо и зверски забродили глаза. Это выражение походило на то, когда ещё в начале карьеры он засекал бунтовавших белорусских мужиков (с этого начался его взлёт).

У себя в номере Литвинов вынул портрет Татьяны, долго смотрел на лицо, выражавшее доброту, кротость и ум, и наконец прошептал: «Все кончено». Только сейчас он понял, что никогда не переставал любить Ирину. Но, промучившись без сна всю ночь, он решил проститься с ней и уехать навстречу Татьяне: надо долг исполнить, а потом хоть умри.

В утренней блузе с широкими открытыми рукавами Ирина была очаровательна. Вместо слов прощания Литвинов заговорил о своей любви и о решении уехать. Она сочла это разумным, однако взяла с него слово не уезжать, не попрощавшись с нею. Через несколько часов он вернулся выполнить своё обещание и застал её в той же позе и на том же месте. Когда он едет? В семь, сегодня. Она одобряет его стремление скорее покончить, потому что медлить нельзя. Она любит его. С этими словами она удалилась в свой кабинет. Литвинов было последовал за ней, но тут послышался голос Ратмирова…

У себя в номере он остался наедине с невесёлыми думами. Вдруг в четверть седьмого дверь отворилась. Это была Ирина. Вечерний поезд ушёл без Литвинова, а утром он получил записку: «…Я не хочу стеснять твою свободу, но <…> если нужно, я все брошу и пойду за тобой…»

С этого момента исчезли спокойствие и самоуважение, а с прибытием невесты и её тётушки Капитолины Марковны ужас и безобразие его положения сделались для него ещё нестерпимее. Свидания с Ириной продолжались, и чуткая Татьяна не могла не заметить перемены в своём женихе. Она сама взяла на себя труд объясниться с ним. Держалась с достоинством и настоящим стоицизмом. Состоялся и откровенный разговор с Потугиным, попытавшимся предостеречь его. Сам Созонт Иванович давно разрушен, уничтожен любовью к Ирине Павловне (это ждёт и Литвинова). Бельскую он почти не знал, и ребёнок не его, он просто взял все на себя, потому что это было нужно Ирине. Страшная, тёмная история. И ещё: Татьяна Петровна — золотое сердце, ангельская душа, и завидна доля того, кто станет её мужем.

С Ириной тоже все было непросто. Оставить свой круг она не в силах, но и жить в нем не может и просит не покидать её. Ну, а любовь втроём неприемлема для Григория Михайловича: все или ничего.

И вот он уже у вагона, минута — и все останется позади. «Григорий!» — послышался за спиной голос Ирины. Литвинов едва не бросился к ней. Уже из окна вагона показал на место рядом с собой. Пока она колебалась, раздался гудок и поезд тронулся. Литвинов ехал в Россию. Белые клубы пара и тёмные — дыма неслись мимо окон. Он следил за ними, и дымом казалось ему все: и собственная жизнь, и жизнь России. Куда подует ветер, туда и понесёт её.

Дома он взялся за хозяйство, кое-в чем тут успел, расплатился с отцовскими долгами. Однажды заехал к нему его дядя и рассказал о Татьяне. Литвинов написал ей и получил в ответ дружелюбное письмо, заканчивающееся приглашением. Через две недели он отправился в путь.

Увидев его, Татьяна подала ему руку, но он не взял её, а упал перед ней на колени. Она попыталась поднять его. «Не мешай ему, Таня, — сказала стоявшая тут же Капитолина Марковна, — повинную голову принёс».

На модном курорте Баден-Баден в августе 1862 года, ожидая приезда невесты Татьяны, Литвинов встречается случайно с женщиной, которую когда-то любил. Еще он знакомится с молчаливым Потугиным Созонтом Ивановичем, надворным советником.

Потугин оказался западником, преданным цивилизации, любящий и ненавидящий родину одновременно. Он воспитывает 6-летнюю девчонку, сироту, дочку одной дамы. Литвинов ждет в Бадене свою невесту Татьяну с ее теткой. Ему присылает цветы Ирина, княгиня Осинина, случайно встретившая Литвинова в гостинице. Когда-то они любили, строили планы о совместных путешествиях. Но состоялся бал, где Ирина имела ошеломляющий успех, на нее обратила внимание важная особа, поэтому родственник Осининых царедворец граф Рейзенбах забрал ее в Петербург и сделал наследницей. Литвинов бросил университет, поехал в деревню к отцу, потом поехал учиться за границу агрономии. И вот он в Бадене, на пути в Россию.

На следующее утро на пикнике генералов Литвинов увидел Ирину. Она познакомила его со своим мужем генералом Валерианом Владимировичем Ратмировым. Разговор шел о народе и земле. Литвинову эти люди казались чужими, а речи их дикими, но больше всего угнетало то, что Ирина попала в такой мир. Невеста Литвинова задерживалась на 6 дней.

Ирина прислала наутро Потугина. Она хотела возобновления знакомства. Проговорили 2 часа, пока не пришел муж Ирины. Потом он начал избегать Ирину. Объяснил ей, что их дороги разошлись, но она сожалеет, ведь теперь живет среди мертвых кукол. Она просит его быть ей другом. Пригласила на званый прием, чтобы Литвинов увидел, в каком кругу невежд ей приходится быть. Литвинов понял, что так и не перестал любить Ирину. Женщина тоже поняла ошибку, совершенную много лет назад. Проведя вместе время, Ирина согласна все бросить ради Литвинова. Он не решился уехать. Прибыла невеста с теткой. Литвинов встречается с Ириной. Его предостерегает Созонт Иванович, который давно уже разрушен любовью к Ирине. Это ради нее он взялся воспитывать дочь Бельской. Ирина не могла оставить свой круг, и жить так ей плохо.

Литвинов уезжает в Россию. Дым несся мимо окон. Ему дымом казалось все: жизнь его, жизнь России. Дома взялся налаживать хозяйство, расплатился с долгами отца. Когда Татьяна пригласила его, поехал и упал на колени с повинной.

Замысел романа возник у Тургенева гораздо раньше и связан с историко-философскими и социально-политическими дискуссиями Тургенева с Герценом, Огарёвым и Бакуниным в Лондоне 1862 г.

Почти все герои имеют прототипов, чьи фамилии иногда даже созвучны (Губарёв – Огарёв).

Тургенев предостерегал читателей от отождествления героев с современниками. Прототип Ирины – княжна А.С.Долгорукова, фаворитка Александра ІІ. Но сам Тургенев утверждал, что Ирина в романе не соответствует прототипу: «Я не копирую действительные эпизоды или живые личности, но эти сцены и личности дают мне живой материал для художественных построений».

В Татьяне узнавали Ольгу Александровну Тургеневу, троюродную племянницу Тургенева, в которую тот был одно время влюблён и даже собирался жениться.

Название «Дым» было не единственным, Тургенев считал его неудачным. У него был второй вариант – «Две жизни», но главный редактор «Русского вестника» Катков предпочёл «Дым».

Литературное направление и жанр

«Дым» - реалистическое произведение, как и все произведения Тургенева. Жанр – общественно-политический роман. Это самый злободневный и полемичный роман Тургенева. Современники восприняли его как учебник по русской современной истории.

Проблематика

Наиболее важной проблемой Тургенев как западник считал проблему усвоения русским обществом лучших достижений западноевропейской цивилизации. Она поднимается в высказываниях Потугина в ответ на вопрос Литвинова, какие заимствования с Запада полезны для России. Также Потугин говорит о необходимости служить цивилизации.

Тургенев считал, что политическая мысль в России ещё не оформилась, политическая и экономическая судьба России тоже не определена. Он подвергал сатирическому осмеянию две группы политических спорщиков. Во-первых, это Губарёв и его окружение, которых Тургенев изображает как мнимых последователей идей Герцена (преклонения перед русским народом).

Более едкой сатире подвергаются представители дворянского общества от высших до низших его сфер. Это группа генералов, представители высшей знати и либералы, которые сближались с реакционными кругами.

Герои повести

Ирина

Ирина совсем не похожа на традиционную «тургеневскую девушку». Тургенев наделяет её исключительной красотой. Особо писатель подчеркивает глаза, подобные глазам египетских богинь.

Ирина родилась в аристократической дворянской семье Осининых. Бедность этой многодетной семьи была унизительна, Ирина как будто от самого рождения имела право на богатство, роскошь, поклонение. Она презирает свою бедность, после посещения бала это презрение оформляется в ней как страсть к богатству. Скрытая страсть – её особенность. С юности в ней заметны лукавство и тщеславие, своеволие и опасная для окружающих страстность. Её цель – завладеть понравившимся мужчиной.

Став женой аристократа, Ирина испытывает двойственные чувства: с одной стороны, она понимает, что общество аристократов ничтожно, с другой – не способна вырваться из него, оставить его. После разрыва с Литвиновым её отношение к своему кругу не меняется: она насмехается над теми, у кого подмечает мелкие или смешные черты характера, и даже «безжалостно клеймит» их.

Ирина в глубине души понимает, что не способна изменить свою жизнь, читатель догадывается, что она неискренна с Литвиновым, хотя и любит его страстно. Ирина разбивает Литвинову сердце, предает его дважды.

Литвинов

В начале романа Литвинову около 30 лет. Внешность его приятная, но ничем не примечательная. Литвинов – сын чиновника из купеческого рода и дворянки. Он 4 года провёл за границей, учась агрономии и технологии, чтобы привести в порядок своё запущенное отцом после смерти матери имение. В Баден-Бадене он ждёт свою невесту и троюродную сестру Татьяну. Судьба Литвинова определена, он спокоен и прост, пока не встречает юношескую любовь Ирину.

Подчёркивается стихийность его чувств к Ирине, подобных болезни или наваждению. Так случилось с ним и при первой встрече, и через 10 лет. Это не мешает ему быть решительным в отношениях при разрыве: «Кончать, так кончать».

Литвинов не имеет политических убеждений. Он вообще считает, что русским рано иметь политические убеждения. Несмотря на это, он возражает генералу, что назад вернуться невозможно и волю у народа отнять нельзя.

Татьяна

Эта героиня напоминает пушкинскую Татьяну и невольно ассоциируется с ней у читателя. Она наделена лучшими чертами женской героини: чиста, умна и проницательна, добра и искренна. Литвинов заставляет её страдать, но она обрывает все отношения, не представляя замужества без любви. Татьяна уезжает в своё поместье, где они с тётушкой, убеждённой демократкой, посвящают свои жизни служению народу, открывают школу.

Больше двух лет прошло, пока Литвинов решился приехать к Татьяне и был прощён.

Потугин

У Потугина нет прототипа, но у него говорящая фамилия. Этот герой предпринимает тщетные потуги к изменению ситуации. Потугин – разночинец, выходец из духовной среды.

В этом герое скрыта авторская западническая позиция демократической части общества. Потугин высказывает также западнические идеи Белинского, учеником которого считал себя Тургенев: о пользе заимствований у Запада, о том, что образованные люди должны нести народу цивилизацию. Потугин считает, что самобытность и роль в истории русского народа сильно преувеличены.

Надворный советник Потугин – единственный, к чьему мнению прислушивается Литвинов. Он же предостерегает Литвинова от незавидной роли любовника Ирины. Темная история Потугина о том, как он покрыл грех значительного лица и женился на едва знакомой ему женщине по просьбе Ирины и любя её, вставлена Тургеневым в текст романа после журнальной публикации. Потугин помогает Литвинову не дать разбить Ирине ещё одну жизнь, как она разбила жизнь самого Потугина.

Представители высшей знати и губарёвского окружения

Основной приём изображения этих групп – сатира и зарисовка с натуры, что несвойственно Тургеневу как писателю.

Генералы говорят об исторических судьбах поместного дворянства и дворянских имений, крестьянской реформе, демократии. Ирина наблюдает за спорами свысока.

Муж Ирины – изысканный щёголь и сноб, он знает о её измене с Литвиновым и не против неё, если бы... Литвинов был аристократом.

Сюжет и композиция

Основная сюжетная линия сосредоточена вокруг отношений Литвинова и Ирины.

На эту канву нанизываются политические и экономические споры о судьбах России, образы представителей знати, дворян, разночинцев. В начале романа монологов разных героев больше, сюжет развивается вяло. Некоторые современники шутили, что засыпали за чтением. Но Тургенев довольно органично соединил сюжет и внесюжетные элементы, многочисленные рассуждения.

Среди композиционных приёмов – ретроспективный рассказ о первой любви Литвинова и Ирины, вспыхнувшей за 10 лет до основных событий, вставной эпизод о тёмном деле, связанном с несостоявшейся женитьбой Потугина на Эльзе Бельской и оформлением опеки над её ребёнком.

Особенности стиля

В романе «Дым» нет типичного тургеневского героя (подобного Базарову). Свои общественно-политические идеи Тургенев «дарит» Потугину, уставшему от жизни и разочарованному. Главный герой Литвинов не склонен к общественной деятельности, далёк от политики и мечтает о тихой жизни в поместье.

Роман как бы распадается на сатирические сцены, памфлеты (изображение определённых групп русских) и собственно сюжет, который мог бы уместиться в небольшой повести. Почти щедринская сатира не была свойственна Тургеневу в предыдущих произведениях.

До романа «Дым» Тургенев не писал с натуры. Именно так он изобразил в романе сцену пикника у Баденского замка, вечер у Ратмировой, беседу у Губарёва.

Образ дыма – это метафора современной героям жизни. Призрачные, обволакивающие, неясные идеи, постоянно меняющие свою форму. А по содержанию – тот же дым. Этот почти финальный эпизод возвращения Литвинова на родину проясняет деятельную вялость героев, поступки которых Литвинов воспринимает как ненужную игру. Не дымом в финале оказывается рассудочная любовь Литвинова к Татьяне и народническая общественная деятельность на благо крестьян.

Литературные критики утверждают, что созданная классиком художественная система изменила поэтику романа второй половины XIX века. Иван Тургенев первым почувствовал появление «нового человека» – шестидесятника - и показал его в своем сочинении «Отцы и дети». Благодаря писателю-реалисту в русском языке родился термин «нигилист». Иван Сергеевич ввел в обиход образ соотечественницы, получивший определение «тургеневская девушка».

Детство и юность

Родился один из столпов классической русской литературы в Орле, в старинной дворянской семье. Детство Ивана Сергеевича прошло в материнском имении Спасское-Лутовиново неподалеку от Мценска. Он стал вторым сыном из трёх, родившихся у Варвары Лутовиновой и Сергея Тургенева.

Семейная жизнь родителей не сложилась. Отец, прокутивший состояние красавец-кавалергард, по расчету женился на не красавице, но состоятельной девушке Варваре, которая была старше его на 6 лет. Когда Ивану Тургеневу исполнилось 12, отец покинул семью, оставив на попечение супруги троих детей. Спустя 4 года Сергей Николаевич умер. Вскоре скончался от эпилепсии младший сын Сергей.


Николаю и Ивану пришлось несладко - у матери был деспотический характер. Умная и образованная женщина хлебнула в детстве и юности немало горя. Отец Варвары Лутовиновой умер, когда дочь была ребенком. Мать, вздорная и деспотичная барыня, образ которой читатели увидели в рассказе Тургенева «Смерть», вышла замуж повторно. Отчим пил и не стеснялся бить и унижать падчерицу. Не лучшим образом обращалась с дочерью и мать. Из-за жестокости матери и побоев отчима девушка сбежала к родному дяде, оставившему племяннице после смерти в наследство 5 тысяч крепостных.


Не знавшая в детстве ласки мать хотя и любила детей, особенно Ваню, но обращалась с ними так же, как с ней в детстве обращались родители - сыновьям навсегда запомнилась тяжелая матушкина рука. Несмотря на вздорный нрав, Варвара Петровна была женщиной образованной. С домашними она разговаривала исключительно на французском языке, требуя того же от Ивана и Николая. В Спасском хранилась богатая библиотека, состоящая в основном из французских книг.


Иван Тургенев в возрасте 7 лет

Когда Ивану Тургеневу исполнилось 9, семья переехала в столицу, в дом на Неглинке. Мама много читала и привила детям любовь к литературе. Предпочитая французских писателей, Лутовинова-Тургенева следила за литературными новинками, дружила с и Михаилом Загоскиным. Варвара Петровна досконально знала творчество , и цитировала их в переписке с сыном.

Образованием Ивана Тургенева занимались гувернеры из Германии и Франции, на которых помещица не жалела денег. Богатство русской литературы будущему писателю открыл крепостной камердинер Федор Лобанов, ставший прототипом героя рассказа «Пунин и Бабурин».


После переезда в Москву Ивана Тургенева определили в пансион Ивана Краузе. Дома и в частных пансионах юный барин прошел курс средней школы, в 15 лет он стал студентом столичного университета. На факультете словесности Иван Тургенев проучился курс, затем перевелся в Петербург, где получил университетское образование на историко-философском факультете.

В студенческие годы Тургенев переводил стихи и лорда и мечтал стать поэтом.


Получив диплом в 1838 году, Иван Тургенев продолжил образование в Германии. В Берлине прослушал курс университетских лекций по философии и филологии, писал стихи. После рождественских каникул в России Тургенев на полгода отправился в Италию, откуда вернулся в Берлин.

Весной 1841-го Иван Тургенев прибыл в Россию и через год сдал экзамены, получив магистерскую степень по философии в Петербургском университете. В 1843-м поступил на должность в Министерство внутренних дел, но любовь к писательству и литературе перевесила.

Литература

Впервые Иван Тургенев выступил в печати в 1836 году, опубликовав рецензию на книгу Андрея Муравьева «Путешествие к святым местам». Спустя год написал и опубликовал поэмы «Штиль на море», «Фантасмагория в лунную ночь» и «Сон».


Известность пришла в 1843-м, когда Иван Сергеевич сочинил поэму «Параша», одобренную Виссарионом Белинским. Вскоре Тургенев и Белинский сблизились так, что молодой литератор стал крестным отцом сына известного критика. Сближение с Белинским и Николаем Некрасовым повлияли на творческую биографию Ивана Тургенева: писатель окончательно распрощался с жанром романтизма, что стало очевидным после публикации поэмы «Помещик» и повестей «Андрей Колосов», «Три портрета» и «Бретер».

В Россию Иван Тургенев вернулся в 1850-м. Жил то в родовом имении, то в Москве, то в Петербурге, где писал пьесы, которые успешно шли в театрах двух столиц.


В 1852 году не стало Николая Гоголя. Иван Тургенев отозвался на трагическое событие некрологом, но в Петербурге, по повелению председателя цензурного комитета Алексея Мусина-Пушкина, его отказались публиковать. Осмелилась поместить заметку Тургенева газета «Московские ведомости». Цензор не простил ослушания. Мусин-Пушкин называл Гоголя «лакейским писателем», не достойным упоминания в обществе, к тому же разглядел в некрологе намек на нарушение негласного запрета – не вспоминать в открытой прессе погибших на дуэли Александра Пушкина и .

Цензор написал донесение императору . Иван Сергеевич, находившийся под подозрением из-за частых поездок за границу, общения с Белинским и Герценом, радикальных взглядов на крепостничество, навлек на себя еще больший гнев властей.


Иван Тургенев с коллегами по "Современнику"

В апреле того же года писателя на месяц посадили под стражу, а потом отправили под домашний арест в имении. Полтора года Иван Тургенев безвыездно пребывал в Спасском, 3 года он не имел права покидать страну.

Опасения Тургенева насчет запрета цензуры на выпуск «Записок охотника» отдельной книгой не оправдались: сборник рассказов, ранее печатавшийся в «Современнике», вышел. За позволение печатать книгу уволили чиновника Владимира Львова, служившего в цензурном ведомстве. В цикл вошли рассказы «Бежин луг», «Бирюк», «Певцы», «Уездный лекарь». По отдельности новеллы не представляли опасности, но, собранные вместе, носили антикрепостнический характер.


Сборник рассказов Ивана Тургенева "Записки охотника"

Иван Тургенев писал и для взрослых, и для детей. Маленьким читателям прозаик подарил сказки и рассказы-наблюдения «Воробей», «Собака» и «Голуби», написанные богатым языком.

В деревенском уединении классик сочинил рассказ «Муму», а также ставшие событием в культурной жизни России романы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым».

За границу Иван Тургенев отбыл летом 1856 года. Зимой в Париже завершил мрачную повесть «Поездка в Полесье». В Германии в 1857-м написал «Асю» – повесть, переведенную при жизни писателя на европейские языки. Прототипом Аси, рожденной вне брака дочери барина и крестьянки, критики считают дочь Тургенева Полину Брюэр и незаконнорожденную единоутробную сестру Варвару Житову.


Роман Ивана Тургенева "Рудин"

За границей Иван Тургенев пристально следил за культурной жизнью России, вел переписку с писателями, оставшимися в стране, общался с эмигрантами. Коллеги считали прозаика противоречивой личностью. После идейного расхождения с редакцией «Современника», ставшего рупором революционной демократии, Тургенев порвал с журналом. Но, узнав о временном запрете «Современника», высказался в его защиту.

В период жизни Западе, Иван Сергеевич вступил в долгие конфликты с Львом Толстым, Федором Достоевским и Николаем Некрасовым. После выхода романа «Отцы и дети» он поссорился с литературной общественностью, называвшейся прогрессивной.


Иван Тургенев первым из российских писателей получил признание в Европе как романист. Во Франции он сблизился с писателями-реалистами , братьями Гонкурами, и Гюставом Флобером, ставшим ему близким другом.

Весной 1879 года Тургенев приехал в Петербург, где молодежь встретила его как кумира. Восторг от визита знаменитого писателя не разделяли власти, дав Ивану Сергеевичу понять, что длительное пребывание литератора в городе нежелательно.


Летом того же года Иван Тургенев побывал в Британии - в Оксфордском университете русскому прозаику дали звание почетного доктора.

В предпоследний раз Тургенев приехал в Россию в 1880 году. В Москве он присутствовал на открытии памятника Александру Пушкину, которого считал великим учителем. Русский язык классик называл поддержкой и опорой «во дни тягостных раздумий» о судьбе родины.

Личная жизнь

Роковую женщину, ставшую любовью всей жизни писателя, Генрих Гейне сравнил с пейзажем, «одновременно чудовищным и экзотическим». У испано-французской певицы Полины Виардо, невысокой и сутулящейся женщины, были крупные мужские черты лица, большой рот и глаза навыкате. Но когда Полина пела, она сказочно преображалась. В такой момент Тургенев увидел певицу и влюбился на всю жизнь, на 40 оставшихся лет.


Личная жизнь прозаика до встречи с Виардо была похожа на американские горки. Первая любовь, о которой Иван Тургенев с горестью поведал в одноименном рассказе, больно ранила 15-летнего юношу. Он влюбился в соседку Катеньку, дочь княгини Шаховской. Какое же разочарование постигло Ивана, когда он узнал, что его «чистая и непорочная» Катя, пленявшая детской непосредственностью и девичьим румянцем, – любовница отца, Сергея Николаевича, прожженного ловеласа.

Юноша разочаровался в «благородных» девицах и обратил взоры на девушек простых – крепостных крестьянок. Одна из нетребовательных красавиц – белошвейка Авдотья Иванова – родила Ивану Тургеневу дочь Пелагею. Но, путешествуя по Европе, писатель встретил Виардо, и Авдотья осталась в прошлом.


Иван Сергеевич познакомился с мужем певицы, Луи, и стал вхож в их дом. Современники Тургенева, друзья писателя и биографы разошлись во мнениях об этом союзе. Одни называют его возвышенным и платоническим, другие говорят о немалых суммах, которые оставлял российский помещик в доме Полины и Луи. Муж Виардо сквозь пальцы смотрел на связь Тургенева с женой и позволял месяцами жить в их доме. Есть мнение, что биологический отец Поля, сына Полины и Луи, – Иван Тургенев.

Матушка писателя не одобряла связи и мечтала, что любимый отпрыск остепенится, женится на молодой дворянке и подарит законных внуков. Пелагею Варвара Петровна не жаловала, видела в ней крепостную. Иван Сергеевич любил и жалел дочь.


Полина Виардо, слушая об издевательствах деспотичной бабушки, прониклась сочувствием к девочке и взяла ее в свой дом. Пелагея превратилась в Полинет и росла вместе с детьми Виардо. Справедливости ради стоит отметить, что Пелагея-Полинет Тургенева не разделяла отцовской любви к Виардо, считая, что женщина украла у нее внимание родного человека.

Охлаждение в отношениях Тургенева и Виардо наступило после трехлетней разлуки, случившейся из-за домашнего ареста писателя. Попытки забыть роковую страсть Иван Тургенев предпринимал дважды. В 1854 году 36-летний литератор повстречал юную красавицу Ольгу, дочь кузена. Но когда на горизонте забрезжила свадьба, Иван Сергеевич затосковал по Полине. Не желая ломать жизнь 18-летней девушке, Тургенев признался в любви к Виардо.


Последняя попытка вырваться из объятий француженки случилась в 1879-м, когда Ивану Тургеневу исполнился 61 год. Актрису Марию Савину не испугала разница в возрасте – возлюбленный оказался в два раза старше. Но когда пара в 1882 году отправилась Париж, в жилище будущего супруга Маша увидела множество вещей и безделушек, напоминавших о сопернице, и поняла, что она лишняя.

Смерть

В 1882 году после расставания с Савиновой Иван Тургенев заболел. Доктора поставили неутешительный диагноз – рак костей позвоночника. Умирал писатель на чужбине долго и мучительно.


В 1883 году Тургенева прооперировали в Париже. Последние месяцы жизни Иван Тургенев был счастлив, насколько может быть счастливым измученный болью человек - рядом с ним находилась любимая женщина. После смерти она унаследовала имущество Тургенева.

Классик скончался 22 августа 1883 года. Его тело доставили в Петербург 27 сентября. Из Франции в Россию Ивана Тургенева сопровождала дочь Полины, Клаудиа Виардо. Похоронили писателя на петербургском Волковом кладбище.


Называвший Тургенева «бельмом на своем глазу», отреагировал на смерть «нигилиста» с облегчением.

Библиография

  • 1855 – «Рудин»
  • 1858 – «Дворянское гнездо»
  • 1860 – «Накануне»
  • 1862 – «Отцы и дети»
  • 1867 – «Дым»
  • 1877 – «Новь»
  • 1851-73 - «Записки охотника»
  • 1858 – «Ася»
  • 1860 – «Первая любовь»
  • 1872 – «Вешние воды»

Общие сведения

Роман глубоких сомнений и слабо теплящихся надежд, «Дым» резко отличается от всех предшествующих романов писателя. Прежде всего в нем отсутствует типичный герой, вокруг которого организуется сюжет. Литвинов далек от своих предшественников - Рудина , Лаврецкого, Инсарова и Базарова . Это человек не выдающийся, не претендующий на роль общественного деятеля первой величины. Он стремится к скромной и тихой хозяйственной деятельности в одном из отдаленных уголков России. Мы встречаем его за границей, где он совершенствовал свои агрономические и экономические знания, готовясь стать грамотным землевладельцем.

Рядом с Литвиновым - Потугин. Его устами как будто бы высказывает свои идеи автор. Но не случайно у героя такая неполноценная фамилия: он потерял веру и в себя и в мир вокруг. Его жизнь разбита безответной, несчастной любовью.

Наконец, в романе отсутствует и типичная тургеневская героиня, способная на глубокую и сильную любовь. Ирина развращена светским обществом и глубоко несчастна: жизнь людей своего круга она презирает, но в то же время не может сама от нее освободиться.

Роман необычен и в основной своей тональности. В нем играют существенную роль не очень свойственные Тургеневу сатирические мотивы. В тонах памфлета рисуется в «Дыме» широкая картина русской революционной эмиграции. Много страниц отводит автор сатирическому изображению правящей верхушки русского общества в сцене пикника генералов в Баден-Бадене.

Непривычен и сюжет романа «Дым». Разросшиеся в нем сатирические картины на первый взгляд сбиваются на отступления, слабо связанные с сюжетной линией Литвинова. Да и потугинские эпизоды как будто бы выпадают из основного сюжетного русла романа. После выхода «Дыма» в свет критика самых разных направлений отнеслась к нему холодно: ее не удовлетворила ни идеологическая, ни художественная сторона романа. Говорили о нечеткости авторской позиции, называли «Дым» романом антипатий, в котором Тургенев выступил в роли пассивного, ко всему равнодушного человека.

Революционно-демократическая критика обращала внимание на сатирический памфлет по адресу революционной эмиграции и упрекала Тургенева в повороте вправо, зачисляя роман в разряд антинигилистических произведений. Либералы были недовольны сатирическим изображением «верхов». Русские «почвенники» (Достоевский , Н. Н. Страхов) возмущались западническими монологами Потугина. Отождествляя героя с автором, они упрекали Тургенева в презрительном отношении к России, в клевете на русский народ и его историю. С разных сторон высказывались суждения, что талант Тургенева иссяк, что роман его лишен художественного единства.

Мотивы романа

В романе «Дым» Тургенев изображает особое состояние мира, периодически повторяющееся: люди потеряли ясную, освещавшую их жизнь цель; смысл жизни заволокло дымом. Герои живут и действуют как будто впотьмах: спорят, ссорятся, суетятся, бросаются в крайности. Им кажется, что они попали во власть каких-то темных стихийных сил. Как отчаявшиеся путники, сбившиеся с дороги, они мечутся в поисках ее, натыкаясь друг на друга и разбегаясь в стороны. Их жизнью правит слепой случай. В лихорадочной скачке мыслей одна идея сменяет другую, но никто не знает, куда примкнуть, на чем укрепиться, где бросить якорь.

В этой сутолоке жизни, потерявшей смысл, и человек теряет уверенность в самом себе, мельчает и тускнеет. Гаснут яркие личности, глохнут духовные порывы. Образ «дыма» - беспорядочного людского клубления, бессмысленной духовной круговерти - проходит через весь роман и объединяет все его эпизоды в симфоническое художественное целое. Развернутая его метафора дается к концу романа, когда Литвинов, покидающий Баден-Баден, наблюдает из окна вагона за беспорядочным кружением дыма и пара.

Критика

«Дым» не только не принес Тургеневу ожидаемой литературной славы и успеха, но едва ли не окончательно рассорил писателя с его соотечественниками. Анонимный рецензент газеты «Голос » заявлял: «Не с любовью глядит г. Тургенев на Россию „из своего прекрасного далека“, презреньем мещет он в нее оттуда!» Сугубое недовольство «Дымом» высказал Ф. И. Тютчев . Отзыв Тютчева в особенности задел Тургенева за живое: слишком высоко ставил он его как поэта, очень дорожил дружескими связями с ним. Из России Тургенев получил на «Дым» эпиграмму:

Особенно зло потешалась над романом демократическая журналистика и критика. В «Искре » за 1868 год появился карикатурный роман «Отцы и дети», состоящий из сатирических гравюр А. М. Волкова и ядовитых подписей под ними. На последней карикатуре Тургенев сидел за столиком ресторана вместе с Павлом Петровичем Кирсановым. Подпись гласила: "В Дрездене на террасе между двумя и четырьмя часами, в самое фешенебельное время для прогулки, мы встречаем автора романа с Павлом Петровичем, пьющих мильцбрун и шпрудель и дружески разговаривающих. - Как мы разделали Базарова-то, - замечает Павел Петрович. Вместо ответа автор «Отцов и детей» глубокомысленно закурил и выпустил «Дым» .

В «Искре» же за 1867 год была опубликована карикатура Волкова: Тургенев держит на блюдце кадильницу, из которой идет дым. На него взирает группа мужчин и дам. Подпись: «Какой несносный запах - фи! - Дым догорающей известности, чад тлеющего таланта… - Т-с-с, господа! И дым Тургенева нам сладок и приятен ». А. М. Волков иллюстрировал «Дым» рядом карикатур, в конце которых давалось следующее общее заключение о романе: «Это уже не дым - это черт знает что такое, какая-то отвратительная помесь „Некуда“ с „Маревом“, погруженная в самую тину „Взбаламученного моря“, - сказал Литвинов, и сказал в первый раз умное слово ».

См. также

Примечания

Литература

  • Лебедев О. Тургенев. Жизнь замечательных людей - М .: Молодая гвардия, 1990. - 608 с. - .

Ссылки

  • Раздел посвященный И. С. Тургеневу на сайте Библиотеки-читальни имени И. С. Тургенева в Москве
  • И. С. Тургенев. Биографии. Библиотека произведений, статьи и публикации о жизни и творчестве. Музеи Тургенева И. С.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дым (роман)" в других словарях:

    Дым (дисперсная система) взвесь мелких твердых частиц в воздухе, например образующихся в результате неполного сгорания некоторых материалов Дым (роман) роман Ивана Сергеевича Тургенева Дым (налогообложение) хозяйство одной семьи … Википедия

    Дым (Тургенева) - роман в XXVIII главах; написан в 1867 г. Действие происходит в Баден Бадене и частью в России (гл. XXVII XXVIII) в 1862 г.Annette. Babette. . Бельская, Элиза. Verdier. Викторинка Генералы: раздражительный, снисходительный, тучный. . Дама в желтой … Словарь литературных типов

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Казаков. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бронштейн. Роман Казаков … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Мелкий бес. Мелкий бес Мелкий бес Жанр: роман (жанр)

    Собор Парижской Богоматери Notre Dame de Paris. 1482 Жанр: роман

    У этого термина существуют и другие значения, см. Накануне (значения). Накануне Жанр: роман



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ